История возникновения джиу-джитсу. Джиу-джитсу что это такое

Джиу джитсу в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. О создании джиу джитсу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о джиу джитсу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками . Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство. Одна из версий о происхождении джиу джитсу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского джиу джитсу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского джиу джитсу . Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ джиу джитсу .

Наиболее известная версия происхождения джиу джитсу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йошин рю . Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы» . Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться джиу джитсу . Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако джиу джитсу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов джиу джитсу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы.

При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В последствии обучение владению своим телом привело к популяризации джиу джитсу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

Одним из наиболее ярких случаев применения приемов джиу джитсу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).

Традиционные школы джиу джитсу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом джиу джитсу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синье рю джиу джитсу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми - ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

Некоторые школы джиу джитсу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синье рю джиу джитсу - традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий. Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда.

Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного джиу джитсу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки джиу джитсу , и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

В свою очередь, сформировавшееся в то же время и из тех же корней Хакко рю джиу джитсу является одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Наряду с большим количеством боевой техники, направленной преимущественно на иммобилизацию противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры, эта школа включает раздел шиацу, - точечного массажа применяемого в соответствии с током внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание биологически активных точек и анатомии входящее в официальную аттестационную программу сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и популярных, как в Японии, так и в других странах.

В наше время, джиу джитсу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и характеристики и в форме современных, сильно видоизмененных стилей. Сейчас сложно определить, какая версия происхождения джиу джитсу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, джиу джитсу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство , приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

Азиатское название этого вида спорта мало кому о чем-то говорит. Джиу-джитсу что это, от куда к нам пришел и что из себя представляет? Основную терминологию возьмем в википедии. Это вид боевого искусства, в основе которого лежат мягкие и податливые движения, с применением боевых атрибутов и без них.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

История

Что это за спорт такой? Зарождение своими корнями уходит в 15 век Азиатской страны Японии. Один из правителей древних провинций создал Джиу-джитсу путем объединения нескольких стилей боевых направлений.

Основные принципы

Главным принципом Джиу-джитсу считается не вести жесткую оборону с противником, а лишь с помощью специальных действий направлять силу противника против него же. То есть что бы одержать победу, достаточно быть эластичным, прогнуться как ветка ивы и выжить.

Какие качества развивает

Каждый вид спорта прививает спортсмену какие-либо положительные качества. Так и в случае с Джиу-джитсу.

Вот их перечень:

  • Гибкость;
  • Скорость мышления;
  • Внимательность;
  • Философия правильно мыслить.

Кому подходит

Если рассмотреть этот вид единоборств, то навязывается радостный вывод. Здесь нет ограничений по возрасту . Минимально это 3 лет. Приводить ребенка на тренировки можно в любом возрасте, как он будет к этому готов. Достаточно будет даже домашней физической подготовки. Родители должны объяснить ребенку, что такое дисциплина на занятиях. Это самый главный фактор данной спортивной секции.

Цены на занятия

Стоимость занятий является бюджетной. Так как не требуется специальная экипировка. А занятия с тренером варьируются от 1500 до 3500 рублей в месяц.

Питание

Для спортсменов, занимающихся данным боевым искусством, требуется особо сбалансированное питание, способствующее развитию гибкости, укреплению костей и хорошему обеспечению организма питательными веществами. Поэтому необходимо в ежедневный рацион ввести такие продукты как:

  • Молочные продукты;
  • Каши;
  • Сырые овощи (морковь, сельдерей, болгарский перец);

Информация для родителей

Родители, решившие отдать ребенка на тренировки по этим единоборствам должны принять во внимание следующие моменты, касающиеся занятий:

  • Мотивация, недопущение лени;
  • Присутствие на тренировках с ребенком в избранные дни;
  • Подбадривание и поощрение;
  • Повторение изученного в домашних условиях.

Итоги

Джиу-джитсу что это? Одно из направлений Азиатских , имеющее свою философию, которая придерживается сохранения собственной энергии и отрицает жесткие движения в бою. Подходит для всех возрастов, в том числе для детей с 3 лет. Несет в себе много положительных качеств, которые выражаются как в физическом состоянии тела, так и в психологическом.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Термин "джиу-джитсу" появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым "подручным" оружием. Он состоит из двух слов. Слово "джиу" означает "мягкий, гибкий, податливый, уступчивый", а "джицу" переводится как "техника, способ". Итак, джиу-джитсу - это "мягкая, или податливая техника". Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип джиу-джитсу: "податься, чтобы победить", наставники прибегают к выражениям вроде того, что "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным".

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэми-вадза").

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер "циньна" (или "синь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончатльно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их было уже более 600. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.

Исо Мутаемон - одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу - родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Син-но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в "мусасюгё" - путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми - ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников.

Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудэн" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приёмы, являются хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них - источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа является невозможным - слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями.

Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов.

В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.

В современном джиу-джитсу существуют три направления:

Системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;

Системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;

Системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности.

Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.

Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать "борцовскими" (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, "классическими" его видами считаются "явара" (палочка длиной от 15 до 30,5 см), "дзё" (дубинка длиной примерно в один метр) и "бо" (шест длиной в 2-2,5 метра), а также "вэй" (веревка или пояс) и "танто" (обычный нож).

Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование "военного" оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее "основной" техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод уступчивости, ложной податливости.

Процесс обучения

По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

Еще три десятка лет назад на территории тогдашнего СССР мало кто знал о существовании различных боевых искусств. Знали, что такое бокс, самбо, слышали о том, что есть какое-то каратэ, и на этом все. И если бы кто-то спросил у простого обывателя, к примеру, о джиу-джитсу, что это такое и т.д., в 99% случаях ответа никто бы не дал. Но к концу 80-х годов прошлого века начали появляться так называемые видеосалоны, где демонстрировались фильмы с участием Брюса Ли, Чака Нориса, Ванн Дама и прочих звезд восточных единоборств. Тогда же стали появляться сомнительного качества методички с описанием десятка-другого приемов. И на основании этой информации молодежь начала свое знакомство с восточными боевыми искусствами.

Сейчас же всем доступно огромное количество достоверной информации о любом единоборстве. Есть много секций и кружков, где идет подготовка спортсменов как на любительском уровне, так и на высшем профессиональном.

Краткий обзор популярных боевых искусств

К самым известным и популярным сейчас боевым искусствам можно отнести следующие единоборства:

  • кикбоксинг - смесь классического бокса и нескольких восточных единоборств, данный вид спорта располагает неплохим арсеналом ударов руками и ногами;
  • капоэйра - национальное бразильское боевое искусство, сочетающее в себе элементы танца, игры и акробатических трюков;
  • тайский бокс - довольно жесткий контактный вид боевого искусства, в котором сочетаются удары руками, ногами, коленями и локтями;
  • айкидо - боевое искусство, в котором практикуются захваты, освобождения из них и броски;
  • тхэквондо - здесь ударам руками уделено меньше внимания, а идет большее акцентирование на удары ногами и высокие прыжки с ударами;
  • каратэ - довольно жесткий вид боевого искусства, в нем равномерно уделяется внимание ударам руками и ногами.

Перечислять все виды единоборств можно очень долго, но есть еще одно боевое искусство. Называется оно джиу-джитсу или дзю-дзютсу. Кто-то спросит: "Джиу-джитсу - что это такое?" Об этом и пойдет дальше речь.

Что такое джиу-джитсу

Само название этого единоборства звучит в переводе как "мягкий стиль". В оригинале его название произносится дзю-дзютсу, так как в японском языке отсутствуют шипящие звуки. Весь принцип этого боевого искусства построен на том, чтобы в ответ на грубую силу противопоставить мягкость и податливость, но когда возникнет необходимость, нужно уметь проявить и жесткость. В результате чего сила будет направлена в нужное русло и просто уничтожит сама себя. Этот боевой стиль состоит из бросков, захватов, болевых приемов и воздействия на различные болевые точки на теле человека. Также в джиу-джитсу присутствуют и элементы ударной техники.

Экскурс в историю

Попробуем дать ответ на вопрос о джиу-джитсу, что это такое и как оно возникло в историческом аспекте. Существует много легенд о том, как возникло это боевое искусство. Одна из самых распространенных гласит, что жил в средние века японский доктор Акаяма Сиробей. Он посвятил свою жизнь изучению боевых приемов, много путешествовал по Китаю и вот, вернувшись в родную Японию, он разработал технику такудо, организовал школу и начал учить этому единоборству. Но далеко не все в этом стиле устраивало Акаяму, и вот однажды зимой он вышел в свой сад и обратил внимание, что после сильного снегопада у многих деревьев были сломаны ветви, только у ивы они были целыми, так как снег под своими весом просто соскальзывал с них вниз. И здесь Акаяма понял, чего не хватает в разработанной им технике. И он начал создавать новый стиль, в котором грубую силу побеждает мягкость.

Джиу-джитсу: приемы, школы и стили

Сейчас во всем мире насчитывается огромное количество школ джиу-джитсу. И у каждой есть свое отличие. Где-то упор делается на болевые приемы и удушение, где-то на захваты и бросковую технику или же на ударную технику с воздействием на болевые точки на теле человека. Именно по этой причине перед каждым соревнованием самым подробным образом оговаривается свод правил, по которым они будут проводиться.

Всемирная федерация джиу-джитсу условно выделяет три основных направления. Это классические японские школы, специализированные боевые стили, что разработаны для спецслужб, и бразильское джиу-джитсу, в котором акцент поставлен на борьбу в партере.

Что касается вопроса, какие в джиу-джитсу приемы, то их насчитывается более трех сотен, чтобы описать все, нужно создать отдельную книгу. Поэтому просто рассмотрим некоторые нюансы ударной и бросково-болевой техники с заломами и удушениями.

Удары в джиу-джитсу не настолько красивы, как у каратэ или тхэквондо, отсутствуют зрелищные удары ногами в прыжке и с разворота. В этом единоборстве эффективность на первом месте, и ударная техника наиболее близка к технике тайского бокса. Также разрешено наносить удары в партере, в том числе и локтями.

Что касается болевого воздействия, захватов и заломов, то тут джиу-джитсу имеет просто огромное количество приемов. Что говорить, если одних только способов захвата и болевого воздействия на кисть руки существует 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, воздействие на позвоночник и на различные болевые точки, а еще великое множество удушающих приемов. Вот уж действительно большой простор для действий.

Бросковая техника джиу-джитсу также изобилует множеством приемов. Она избрана как основа у таких видов единоборств, как самбо, айкидо, рукопашный бой и многие другие.

Джиу-джитсу: пояса и нормативы на них

Как и во всех боевых искусствах, в джиу-джитсу существуют степени мастерства. И как это принято в восточных единоборствах, выражаются они в цвете поясов. Итак, по порядку:

  • белый пояс - для его получения нужно знать основы этикета, специальную гимнастику, 10 раз отжиматься, 20 раз приседать и владеть несколькими элементарными приемами;
  • белый пояс с черной полосой - кроме тех же требований, что к белому поясу, нужно еще знать стойки, а также владеть простыми приемами из стойки и из положения на колене;
  • желтый пояс - для его получения уже нужны соревнования по джиу-джитсу, необходимо принять участие не менее чем в двух любого уровня, владеть техникой передвижения на коленях, защиты, подсечек и удержания;
  • оранжевый пояс - нужно одержать не менее четырех побед на любых соревнованиях, владеть техникой ударов и бросков;
  • зеленый пояс - требуется не менее четырех побед за последний год на любых соревнованиях, владеть дополнительными аспектами ударной техники, а также удушающими захватами и заломами;
  • синий пояс - для получения требуется не менее 4-х побед за последний год, плюс 1-2 место на соревнованиях не ниже уровня межклубных;
  • коричневый пояс - на официальных соревнованиях нужно занять с 1-го по 5-е место при этом, одержав не менее двух побед, а также выполнить целый ряд требований по технике и теории;
  • черный пояс - чтобы его получить, нужно занять с 1-го по 3-е место на официальных соревнованиях, одержав не менее 2-х побед, также уже нужно иметь инструкторскую подготовку и к этому времени вести обучающие занятия не менее двух лет;
  • красно-черный, красно-белый и красный пояс мастера - для того чтобы получить в джиу-джитсу пояса таких цветов, нужно проявить особые заслуги и внести существенный вклад в развитие единоборства.

Экипировка для занятий джиу-джитсу

Тем, кто заинтересовался данным боевым искусством, стоит обратить внимание на необходимость приобретения специальной экипировки и инвентаря для тренировок. Во-первых, это специальное кимоно для джиу-джитсу, называемое «ги» или «доги», состоящее из штанов, куртки и пояса. Кимоно, по сравнению с аналогичным для занятий тем же каратэ, отличается плотностью ткани, так как кроме того, что оно не должно сковывать движений, оно обязано выдерживать захваты, броски и сильные рывки. Кроме кимоно, понадобятся мягкий шлем, перчатки с открытыми пальцами, капа и ракушка для защиты паха. Еще может пригодиться защита на голень. О дополнительном инвентаре, если возникнет в нем необходимость, расскажет тренер. Если кимоно для джиу-джитсу еще не приобретено, на первых порах можно тренироваться в обычном спортивном костюме. Главное, чтобы он был свободным, прочным и не стеснял движений.

Заключение

Хотелось бы добавить напоследок, что для того, чтобы рассказать подробно о джиу-джитсу, что это такое и так далее, понадобится написать книгу не в одну сотню страниц. В данной статье были затронуты основные аспекты этого удивительного восточного единоборства, существующего и совершенствуемого не одну сотню лет. Возможно, читатель заинтересуется, захочет изучить данный вид подробнее или даже заняться им на профессиональном уровне. Стоит отметить, что это будет прекрасный выбор.

Возникновение

Мицуё Маэда, будучи одним из лучших японских мастеров борьбы на земле (в партере), в 1904 году отправился в путешествие по миру. Во всех странах , где бы он ни оказался, мастер принимал участие в показательных поединках с практиками разных стилей и направлений единоборств - борцами, боксёрами , саватёрами , и в ноябре 1914 года он прибыл в Бразилию .

Считается, что БЖЖ - это развитие традиционного японского джиу-джитсу, и что Мицуё Маэда практиковал его. Однако Маэда никогда не обучался джиу-джитсу (хотя он действительно обучался в Кодокане дзюдо, которое частично произошло из японского джиу-джитсу). Поначалу, будучи подростком, он обучался искусству сумо , но, впечатлившись историями об успехе дзюдо на соревнованиях между борцами дзюдо и джиу-джитсу, которые проходили в то время, он сменил сумо на дзюдо, начав обучаться у Кано в Кодокане . Он стал 7-м даном в дзюдо Кодокан за день до смерти. Мицуё Маэда умер в 1941 году .

Название

Когда Маэда уехал из Японии, дзюдо всё ещё часто упоминалось как «джиу-джитсу Кано» или просто как «джиу-джитсу» .

Имеет место некоторый беспорядок в употреблении термина «дзюдо». Чтобы добавить ясности этому вопросу, я заявлю, что «дзюдо» - термин, отобранный профессором Кано как более точное описание его системы, нежели термин «джиу-джитсу». Профессор Кано - один из ведущих педагогов Японии , и естественно, что он должен искать специальное слово, которое бы наиболее точно описывало его систему. Но японцы вообще всё ещё цепляются за более популярную терминологию и называют её джиу-джитсу.

Оригинальный текст (англ.)

Some confusion has arisen over the employment of the term "jiudo". To make the matter clear I will state that jiudo is the term selected by Professor Kano as describing his system more accurately than jiu-jitsu does. Professor Kano is one of the leading educators of Japan, and it is natural that he should cast about for the technical word that would most accurately describe his system. But the Japanese people generally still cling to the more popular nomenclature and call it jiu-jitsu.

Вне Японии, однако, это различие было отмечено даже меньше. Различие между понятиями «дзю-дзюцу» и «дзюдо» является очень тонким, и их часто объединяют. Таким образом, когда Маэда и Соисиро Сатакэ прибыли в Бразилию в 1914 году , газеты объявили о «джиу-джитсу» несмотря на то, что оба японца были дзюдоистами Кодокана .

Само японское правительство до 1925 года официально не регламентировало, что правильное название для боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, должно быть «дзюдо», а не «джиу-джитсу» . В Бразилии это искусство по-прежнему называют «джиу-джитсу». Когда Грэйси прибыли в Соединенные Штаты , чтобы распространить своё искусство, система стала называться «бразильское джиу-джитсу» и «Грэйси джиу-джитсу». Jiu-jitsu , более старое написание названия искусства на Западе, - более старая романизация , но она по-прежнему используется вместе с современной романизацией Хэпбёрна jujutsu . Другие правильные написания - jujitsu и ju-jitsu .

Это искусство иногда упоминается как Грэйси Джиу-Джитсу (GJJ), но это название - лишь торговая марка , зарегистрированная Хорионом Грэйси (порт. Rorion Gracie ), которая определённо относится к стилю, преподававшемуся им и его учителями. Другие члены семьи Грэйси часто называют свой стиль персонифицированными названиями, такими как «Чарльз Грэйси Джиу-Джитсу» или «Хензо Грэйси Джиу-Джитсу», и точно так же братья Мачадо называют свой стиль «Мачадо Джиу-Джитсу» (MJJ). В то время как у каждого из этих стилей и их преподавателей есть собственные уникальные подходы, они все базируются на бразильском джиу-джитсу. Сегодня есть три главных ветви БЖЖ: Грэйси Хумэйта (Gracie Humaita), Грэйси Баха (Gracie Barra), и Карлсон Грэйси Джиу-Джитсу (Carlson Gracie Jiu-Jitsu). Корни каждой ветви находятся в дзюдо Маэды и джиу-джитсу семьи Грэйси.

Карлуш Грэйси

Развитие

В 1914 году Мицуё Маэда приехал в Бразилию, где и обосновался на несколько последующих лет. Там он встретил Гастана Грэйси (порт. Gastão Gracie ), местного аристократа. В 14-летний сын Гастана - Карлуш Грэйси (Carlos Gracie ) - наблюдал демонстрацию искусства Маэды в Театре Мира (порт. Teatro da Paz ) и решил изучить его. Маэда принял Карлуша в ученики, тот стал мастером и вместе со своим младшим братом Элиу Грэйси (Hélio Gracie ) заложил основу современного бразильского Грэйси Джиу-Джитсу .

Элиу Грэйси участвовал в нескольких соревнованиях по дзюдо до сдачи (submission judo), и большинство поединков с его участием закончились вничью. Одно поражение ему было нанесено японским дзюдоистом Масахико Кимурой (яп. 木村 政彦 ) во время посещения им Бразилии (в 1951 году); фамилией победителя Грэйси позже назвали болевой приём на плечевой сустав , которым был побежден Элиу. Семья Грэйси продолжала развивать систему БЖЖ в течение всего XX столетия, часто борясь на соревнованиях Vale Tudo (предшественники современного MMA), что помогло сконцентрировать её на борьбе на земле и усовершенствовало её технику . Многие полагают, что Элиу Грэйси имеет 6-й дан по дзюдо . Однако в Кодокане нет никаких записей о том, что Элиу Грэйси имел какой-либо дан в дзюдо.

Сегодня главное различие между стилями бразильского джиу-джитсу (традиционным Грэйси Джиу-Джитсу, специализирующемся на самообороне, и спортивной ориентацией бразильского джиу-джитсу) - это борьба за очки. Эти стили имеют много общего. Кроме того, существует много разнообразных техник при обучении в различных школах с точки зрения её использования против того, кто сильнее.

Хойс Грэйси

Известность

Бразильское джиу-джитсу получило известность в сфере боевых искусств в начале 1990-х , когда бразильский мастер джиу-джитсу Хойс Грэйси выиграл первый, второй и четвёртый Ultimate Fighting Championship (UFC) - единственный на тот момент турнир, объединявший представителей различных единоборств . Хойс часто боролся против очень серьёзных противников, которые практиковали другие стили, включая бокс, каратэ , дзюдо, тхэквондо и борьбу . Особенно впечатляющими были его победы над бойцами, значительно превосходившими бразильца в росте и весе. С тех пор БЖЖ стало основным искусством для многих бойцов MMA и заслужило большое уважение за то, что обратило внимание на важность борьбы на земле. На сегодняшний день в мире проводится много турниров по бразильскому джиу-джитсу: No-Gi Submission Grappling Tournaments, ADCC Submission Wrestling World Championship.

Стиль

Бразильское джиу-джитсу специализируется на переводе противника в партер (на землю) и использовании техники борьбы на земле. Этот стиль борьбы включает в себя болевые приемы и удушения , с помощью которых можно заставить противника сдаться (спортивное джиу-джитсу) или обезвредить его (боевое джиу-джитсу). Считается, что большой и сильный человек теряет большинство своих преимуществ во время борьбы на земле .

БДД использует разнообразные виды бросков после взятия захвата. Как только противник оказывается на земле, можно применить множество манёвров (и противоманёвров), чтобы управлять противником, переводя его в подходящее положение, а затем использовать болевой приём и заставить сдаться. Достижение доминирующего положения на земле является одним из принципов стиля бразильского джиу-джитсу и включает эффективное использование положения «гард » (guard), чтобы защититься во время борьбы на земле, и прохождение «гарда», чтобы доминировать в ключевых позициях: сайд маунт (side mount или, используя терминологию самбо, «удержание сбоку»), маунт (mount) и бэк маунт (back mount или «удержание со спины»). Этот стиль маневрирования и манипуляций похож на шахматы , в которые играют два опытных шахматиста. Болевой приём (удушение) и последующая сдача - эквивалент шаха и мата в шахматах. Однако в некоторых случаях борьба может быть продолжена, несмотря на полное осуществление приёма .

У классического джиу-джитсу старой Японии, казалось, не было никакой общей стратегии ведения борьбы для её участника. Действительно, это было одним из самых фундаментальных и проницательных критических замечаний Кано к классической программе. Мицуё Маэда не только преподавал искусство дзюдо Карлосу Грэйси, но также и преподавал специфическую философию о природе боя, развитого Кано, и далее усовершенствованное Маэдой, основанное на его международных путешествиях, схватках против борцов, владеющих большим разнообразием боевых искусств .

Оригинальный текст (англ.)

The classical jujutsu of old Japan appeared to have no common strategy to guide a combatant over the course of a fight. Indeed, this was one of Kano"s most fundamental and perceptive criticisms of the classical program. Maeda not only taught the art of judo to Carlos Gracie, but also taught a particular philosophy about the nature of combat developed by Kano, and further refined by Maeda based on his worldwide travels competing against fighters skilled in a wide variety of martial arts.

Менее популярный приём - ущемление, при котором мускул противника сжимается между костями (обычно голени и запястья), либо ущемление, которое расширяет, разделяет сустав, причиняя существенную боль противнику. Эти приёмы обычно не разрешены на соревнованиях из-за высокого риска травмы.

Особенности тренировки

Спортивное бразильское джиу-джитсу специализируется на борьбе до сдачи без использования ударов, чему способствует метод обучения, который позволяет практикам действовать на полной скорости и в полную силу, как на реальном соревновании. Учебные методы включают тренировочные техники, которые осуществляются на несопротивляющемся партнере: ограниченный спарринг, обычно называемый позиционной тренировкой, где используется только определённая техника или наборы методов; используется и полный спарринг, в котором каждый противник пытается использовать любую разрешённую технику. Улучшение физических кондиций - также важная часть обучения во многих клубах .

Некоторые отличия БДД от дзюдо и самбо в правилах соревнований и технике

Правила\техника Дзюдо Самбо БДД
Захваты ног Запрещены в качестве первого технического действия Разрешены Разрешены
Удушающие приемы Разрешены, но ограничены правилами Запрещены Разрешены
Болевые приёмы на ноги Запрещены Разрешены Разрешены с коричневого пояса
Прием «Ножницы» Запрещён Разрешён Разрешён
Бросковая техника Развита Развита
Техника борьбы в партере Слабо развита из-за ограничений в правилах Слабо развита из-за ограничений в правилах Развита
Система обозначения ранга Пояса и степени, разряды и звания (в России) Разряды и звания Пояса и степени


Также различия в технике между бразильским джиу-джитсу и самбо были особенно заметны в США на Кубке имени Бориса Талиса . На нём борцы самбо побеждали за счёт очков, полученных за броски, а борцы БДД - за счёт болевых приёмов и удушений в партере .

Аттестация

Стандарты и традиции

Стандарты для аттестации на пояса разнятся между школами, но в большинстве случаев используются следующие способы определения навыка человека и его степени в бразильском джиу-джитсу :

Владение техникой должно быть оценено с точки зрения количества приёмов, которые человек может выполнить, а также уровня навыка, с которым он выполняет их в спарринге и соревновании. Учащиеся поощряются за приспособление приёмов к их типу телосложения, стратегического предпочтения и уровня атлетизма. Окончательный критерий - способность выполнить приём успешно, а не строгое техническое соответствие .

Соревнования играют важную роль в градации студентов бразильского джиу-джитсу, поскольку они позволяют преподавателю определить уровень своего спортсмена против спортсмена того же уровня из другой школы. Представление на пояс может быть дано после успеха на соревновании, особенно на более низких уровнях поясов. Оно также может быть выдано учащемуся, который в своей школе побеждает всех спортсменов своего уровня и начинает побеждать некоторых спортсменов на уровень выше. Пример: белый пояс заставляет сдаться всех белых поясов его школы, а также заставляет сдаться некоторых синих поясов его школы .

Цвета взрослых поясов (16 и старше)
Белый
Синий
Пурпурный
Коричневый
Чёрный
Чёрно-красный
Красный
Цвета детских поясов (15 и младше)
Белый
Желтый
Оранжевый
Зелёный

Считается, что высокий соревновательный уровень между школами и его важность для предоставления пояса являются ключевым фактором, который препятствует понижению стандартов и возможности покупать пояса. Преподаватели могут также принять во внимание поведение человека за пределами школы и отказать ему в предоставлении пояса, если он проявляет антисоциальные и деструктивные наклонности. Именно в соответствии с этими и другими критериями большинство преподавателей продвигает своих студентов. У некоторых школ также может быть формальное тестирование, которое может включать в себя устные или письменные экзамены .

Также возможно использование другой системы цветных поясов до синего пояса, но на соревнованиях используется единый стандарт градации поясов. Есть минимальные возрастные требования для выдачи поясов. Синие пояса никогда не выдаются никому моложе 16 лет. Для получения чёрного пояса студент должен быть не моложе 19 лет, согласно регламентирующим документам Международной федерации бразильского джиу-джитсу .

Полосы на синем поясе

Некоторые школы используют систему полос, чтобы определить рост мастерства студента в пределах его пояса . Полосы могут быть выданы любому поясу ниже чёрного, но, так же как и пояса, они выдаются по усмотрению преподавателя, к примеру за сильный прогресс или за победу на турнире. Однако не все школы выдают полосы или выдают их последовательно. Таким образом число полос, которые имеет человек, не всегда является показателем его класса . Использование их - ориентир для студента, ведь нужно получить четыре полосы, чтобы быть представленным на следующий пояс .

Занимающиеся с чёрным поясом могут получать степени (даны) - до 9-й. В 7-й степени чёрный пояс становится чёрно-красным. В 9-й степени пояс становится красным. Только Элиу, Карлуш и их братья Грэйси имели когда-либо 10-ю степень - красный пояс. Членами семьи Грэйси, которые имеют 9-ю степень, являются Карлсон Грэйси, Рейлсон Грэйси (Reylson Gracie ), Релсон Грэйси (Relson Gracie ), Рейсон Грэйси (Reyson Gracie ) и Рорион Грэйси .

БДД отличается от других единоборств методами выдачи поощрений, которые основываются на практике (спарринг, борьба) и на результатах участия студента в соревнованиях. Почти всегда любой обладатель чёрного пояса является экспертом в практическом применении навыков бразильского джиу-джитсу и прекрасно выступает на соревнованиях. Меньше внимания уделяется теоретическому и факультативному обучению. Редко аттестационный тест не основывается на наблюдении за каждой тренировкой спортсмена. Этим БДД отличается от дзюдо, в котором теоретическое знание требуется наравне с практическим (к примеру, демонстрация ката) .

Школы также различаются по времени прогресса студента. Более традиционные школы, особенно Грэйси, полагают, что чёрный пояс не может быть достигнут менее чем за 8-10 лет, в то время как некоторые новые школы позволяют студентам достигать чёрного пояса быстрее .

Синий пояс можно получить после 1-2 лет тренировок, в зависимости от частоты тренировок студента и его обучаемости. Пурпурный пояс можно получить в течение 2-4 лет. Это в значительной степени зависит от студента и частоты обучения. Пурпурный пояс является низшим уровнем, который может иметь преподаватель. Время, по прошествии которого можно получить коричневый пояс, - 5-8 лет, чёрный - от 8 лет .

Passar no corredor

Получение пояса

Среди многих школ существует традиция под названием «проход сквозь строй» (порт. «passar no corredor» ), которая возникла в Бразилии. Студент должен пройти один из строев:

Ги

Эмблема Международной федерации бразильского джиу-джитсу

Чемпионат мира по бразильскому джиу-джитсу

Один из самых престижных турниров по бразильскому джиу-джитсу в мире - чемпионат мира по бразильскому джиу-джитсу (известный как Mundials) , основанный Международной федерацией бразильского джиу-джитсу (IBJJF). Нужно отметить, что, говоря о чемпионате мира, чаще всего имеются в виду чемпионаты, проведенные IBJJF. Есть и другие крупные чемпионаты, например - Панамериканские игры . А также ADCC (Abu Dhabi Combat Club) - чемпионат мира по борьбе до сдачи (Submission Wrestling World Championship). Это соревнование, вовлекающее профессиональных атлетов, которые имели успех на высших уровнях джиу-джитсу, борьбы, дзюдо, самбо, смешанных единоборств. Правилами запрещены удары, разрешены броски, рычаги и удушения.

Известные последователи

  • Биксенте Лизаразю - бывший французский футболист. Чемпион мира (1998) и Европы (2000) в составе сборной Франции .
  • Антонио Родриго Ногейра - бразильский боец смешанных единоборств. Чемпион UFC в тяжёлом весе (2008), 2-х кратный чемпион PRIDE в тяжёлом весе (2001, 2002), Обладатель временного пояса чемпиона PRIDE в тяжёлом весе (2003), Чемпион RINGS в тяжёлом весе (2001), Чемпион WEF в тяжёлом весе (2000). Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу и дзюдо.
  • Гай Ричи - британский кинорежиссёр, сценарист, продюсер. Наиболее известные фильмы - «Карты, деньги, два ствола » и «Большой Куш ». Обладатель коричневого пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Би Джей Пенн - бывший чемпион UFC в легком и полусреднем весе. Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу. Первый не Бразилец ставший чемпионом мира.
  • Джон Милиус - американский кинорежиссёр и сценарист. Наиболее известные фильмы - «Конан-варвар » и «Красный рассвет » .
  • Франциско Мир - американский боец смешанных единоборств. Бывший обладатель чемпионского пояса UFC в тяжёлом весе (2008). Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу.
  • Николас Кейдж - американский актёр, продюсер и режиссёр. Наиболее известные фильмы с его участием - «Покидая Лас-Вегас », «Скала » и «Угнать за 60 секунд » и другие .
  • Пол Уокер - американский актёр и, в прошлом, модель. Наиболее известные фильмы с его участием - «Форсаж » и «Флаги наших отцов » и другие. Обладатель пурпурного пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Шейн Карвин - американский боец смешанных боевых единоборств , имеет фиолетовый пояс по бразильскому джиу-джитсу
  • Джеймс Мэйнард Кинан - американский рок-певец и композитор. Вокалист группы «Tool » .
  • Шон Патрик Флэнери - американский актёр, продюсер, режиссёр. Наиболее известные фильмы с его участием - «Святые из Бундока », «Десятидюймовый герой
  • Эд О’Нейл - американский актёр, более известен по роли Эла Банди из сериала «Женаты… с детьми ». Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Мэл Гибсон - австрало-американский актёр, режиссёр, сценарист и продюсер. Наиболее известные фильмы с его участием - «Смертельное оружие » и «Птичка на проводе » и другие .
  • Милла Йовович - американская актриса сербско-русского происхождения, музыкант и модель. Наиболее известна своей ролью Лилу в фильме «Пятый элемент » и ролью Элис в трилогии «Обитель зла » .
  • Чак Норрис - американский киноактёр и мастер боевых искусств. Популярный исполнитель главных ролей в фильмах-боевиках.
  • Андрей Орловский - бывший обладатель временного чемпионского пояса UFC в тяжёлом весе (2005).
  • Джэйсон Стэтхэм - английский актёр, наиболее известный по фильмам режиссёра Гая Ричи .
  • Дэнис Кан - канадский боец смешанных единоборств. Обладатель чёрного пояса по бразильскому джиу-джитсу.
  • Ив Торрес - американская танцовщица, модель, актриса и профессиональный рестлер, работающая в настоящее время в компании WWE на бренде «RAW». Победитель «Поиска Див WWE» 2007 года. Обладательница синего пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Майкл Кларк Дункан - американский актёр, наиболее известный своей ролью Джона Коффи в фильме «Зелёная миля ». Обладатель синего пояса по бразильскому джиу-джитсу .
  • Джуниор дос Сантос - боец смешанных боевых искусств, обладатель коричневого пояса по БДД.
  • Фабрисио Вердум - бразильский боец смешанных боевых искусств, двукратный чемпион мира в супертяжёлом весе в бразильском джиу-джитсу.
  • Джефф Монсон - американский боец смешанных боевых искусств , чемпион мира по бразильскому джиу-джитсу, обладатель чёрного пояса по БДД.
  • Кейн Веласкес - американский боец смешанных единоборств, обладатель титула UFC в тяжёлом весе, имеет коричневый пояс по бразильскому джиу-джитсу.
  • Маурисио Руа - бразильский боец UFC, обладатель чёрного пояса по БДД.
  • Дэн Иносанто - мастер по Джит-Кун-До и филиппинским боевым искусствам, ученик Брюса Ли, обладатель черного пояса по БДД. .
  • Хойс Грейси - победитель турниров UFC 1, UFC 2 и UFC 4 в открытой весовой категории, обладатель черного пояса по БДД.
  • Павел Буре - советский и российский хоккеист, заслуженный мастер спорта СССР (1990), обладатель пурпурного пояса по БДД .
  • Андрэ Лима - основатель федерации World Tae kwon do Federation (Kukkiwon), признанный мастер тхэквондо и бразильского джиу-джитсу, голливудский киноактер и сценарист.

БДД в искусстве

  • «Смертельное оружие », фильм 1987 г. (Финальная сцена, в которой герой Мела Гибсона побеждает героя Гэри Бьюзи с помощью приема «треугольник».
  • «Красный пояс », фильм 2008 г.
  • «Форсаж 4 » (эпизод драки между Брайаном О’Коннером (Пол Уокер) и Домиником Торрето (Вин Дизель), в котором Пол Уокер (пурпурный пояс по БДД) исполняет удушающий прием БДД).
  • «Неоспоримый 3 » (Эпизод когда Юрий Бойко побеждает противника стиля капоэйра треугольником).
  • «Вне ринга», фильм 2008 г. (Изучение техник БДД главным героем в ходе подготовки к бою).

Примечания

  1. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - С. 93. - ISBN 85-87585-24-X
  2. Virgílio Stanlei Conde Koma invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - С. 22–25. - ISBN 858758524X
  3. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - 72–73 с. - ISBN 85-87585-24-X
  4. Смотрите дзюдо и Кано, Дзигоро .
  5. Kano, Jigoro. Jiu-Jitsu (Judo). - Tokyo, Japan: Board of Tourist Industry, Japanese Government Railways, 1937. - С. 59. Смотри детали, включая оригинальную обложку книги .
  6. As also evidenced by the title of the book Gregory, O.H. & Tsunejiro, Tomita. Judo: The Modern School of Jiu-Jitsu. - Chicago, USA, 1907.
  7. Hancock, H. Irving & Higashi, Katsukuma. The Complete Kano Jiu-Jitsu (Judo) . - New York: G. P. Putnam & Sons, 1905. - С. предисловие. - 544 с.
  8. Motomura, Kiyoto. Budō in the Physical Education Curriculum of Japanese Schools. - Auckland: Budo Perspectives, 2005. - 233-238 с.
  9. Хензо и Хойлер Грэйси. Текущая революция в мире боевых искусств // Бразильское джиу-джитсу: теория и техника = Brazilian jiu-jitsu: theory and technique. - 1-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - С. 20. - 272 с. - ISBN 5-222-06856-0
  10. Virgílio, Stanlei. Conde Koma - O invencível yondan da história. - Editora Átomo, 2002. - 93–104 с. - ISBN 85-87585-24-X
  11. Kid Peligro The Gracie Way: Illustrated History of the World"s Greatest Martial Arts Family. - Invisible Cities Press Llc, 2003. - ISBN 1-931229-28-7
  12. Kimura, Masahiko. My Judo .
  13. Untangling a sport that transcends style Chad Edward The Cincinnati Enquirer Oct. 30, 2007 12:05 PM
  14. Gracie, Renzo. Mastering Jujitsu. - Human Kinetics, 2003. - С. 1–233. - ISBN 0736044043
  15. Ohlenkamp, Neil. Principles of Judo Choking Techniques . judoinfo.com
  16. Koiwai, E.K. (MD). How Safe is Choking in Judo? . judoinfo.com . URL last accessed October 23, 2007.
  17. Хензо и Хойлер Грэйси. Текущая революция в мире боевых искусств // Бразильское джиу-джитсу: теория и техника = Brazilian jiu-jitsu: theory and technique. - 1-е изд. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2005. - С. 22-27. - 272 с. - ISBN 5-222-06856-0
  18. Техника дзюдо . Российское дзюдо. Архивировано
  19. Игорь Рязанцев. Самбо . Онлайн Энциклопедия Кругосвет. Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 5 января 2010.
  20. Изменения правил соревнований Международной федерации дзюдо, действующие с 1 января 2010 года (англ.) . Архивировано из первоисточника 23 августа 2011. Проверено 1 марта 2010.
  21. Кубок Бориса Талиса .(недоступная ссылка - история ) Проверено 5 января 2010.
  22. Team Tookie belt requirements . . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 27 октября 2009.
  23. Robson Moura academy enrolling . A page mentioning the traditionally informal promotion structure of BJJ .(недоступная ссылка - история ) Проверено 27 октября 2009.
  24. BJJ Promotions Through Tennessee BJJ Club . An estimate of time between each belt rank and the skills needed to achieve them . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 2 ноября 2009.
  25. Brazilian Jiu-Jitsu FAQ . An approximation of time spent at each belt rank . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 16 октября 2009.
  26. Martial arts ranking . The similar graduation system of another martial art (Karate) . Архивировано из первоисточника 14 августа 2011. Проверено 13 октября 2009.
  27. Brazilian Jiu-Jitsu: Theory and Technique. - Invisible Cities Press Llc, 2001. - С. 304. - ISBN 1931229082


  • Разделы сайта