История возникновения айкидо. Айкидо. История развития


«Ай» - «гармония»
«Ки» - «энергия»
«До» - «путь»

Все упражнения айкидо должны преподавать ученикам урок преодоления психологических и физических барьеров, помогать им дышать согласованно с движениями и давать им ощущение бодрости. Если вы дышите правильно, если ваша поза естественна, совершенно лишена напряжения, то ваше тело лучше снабжается кровью и достигается совершенный физический баланс, центром которого является фокус тяжести всего вашего существа, Хара (или Таидэи). Тогда вы можете предвидеть атакующие движения противника, блокировать или парировать их, не применяя собственную силу, и отбрасывать противника с большой скоростью по кругу, центр которого - в вашей Харе.

Из этого следует, что движения должны выполняться плавно, по перетекающим друг в друга дугам, без разрывов. Когда противник толкает вас, вы парируете поворотом (таи-сабаки), а когда он тянет вас, вы контратакуете путем «вхождения». Техники айкидо делятся на две основные категории: приемы «контроля» (катамэ-вадза) и броска (нагэ-вадза) .

Морихеи Уешиба родился 14 декабря 1883 года в городке Танабе префектуры Вакаяма. Он был четвертым ребенком и младшим сыном зажиточного землевладельца Йороки Уешиба, собственностью которого были два гектара плодородной земли. Йороки пользовался большим уважением в местной общине, он был избран в совет самоуправления и оставался его членом в течение двадцати лет. Мать Морихеи, Юки, происходила из благородного семейства Итокава.

Сыновья в семье воспитывались в духе буддизма. В возрасте семи лет Морихеи начал изучать классиков конфуцианства и буддистские священные писания в храме секты Шингон, расположенном вблизи Дзизоде-ры. Его учитель, священник Кобо Дайши, был талантливым рассказчиком. Мальчика очаровали его чудесные истории, но под их влиянием впечатлительного ребенка стали преследовать повторяющиеся сновидения, что очень обеспокоило его отца. Йороки решил, что физические нагрузки помогут восстановить здоровый сон сына, и стал обучать Морихеи плаванию и сумо.

В Танабе Морихеи окончил начальную школу, и там же в возрасте тринадцати лет был зачислен в недавно открытую местную среднюю школу, которую оставил, не закончив обучения, и поступил в Счетный институт Йосиды. Получив диплом, Морихеи работал в налоговой службе Танабе, где в его обязанности входила оценка земель.

В 1902 году Морихеи уволился из налоговой службы и поехал в Токио, намереваясь создать там собственное торговое предприятие. В период организационных работ перед открытием «Уешиба Трэйдинг» - компании по торговле канцелярскими и школьными принадлежностями, - он работал коммивояжером в районе Нихом-баси. И именно тогда, во время своего первого пребывания в Токий, Морихеи начал заниматься боевыми искусствами джиу-джитсу и кен-джитсу. Тогда же у него обнаружилась болезнь бери-бери, что и вынудило его оставить Токио и возвратиться в Танабе. Там вскоре состоялось бракосочетание Морихеи Уешиба и Хацу Итокава. Хацу родилась в 1881 году и выросла в Танабе, Морихеи был знаком с ней с детских лет.

В 1903 году Морихеи был призван в армию, зачислен в 37-ой полк Четвертой дивизии в Осаке. За успехи в боевой подготовке, трудолюбие и честность его называли «королем солдат». Через год, когда началась русско-японская война, он попал на фронт в чине капрала и за беспримерную отвагу в сражениях получил звание сержанта. В периоды затишья в военных действиях Морихеи постоянно занимался боевыми искусствами, посещая додзо мастера Масакацу Накаи в Сакае, где он изучал джиу-джитсу Ягю-рю школы Гото.

В 1907 году Морихеи был демобилизован из армии и возвратился в Танабе, где работал в семейном хозяйстве и участвовал в местной политической жизни, возглавив молодежную ассоциацию городка.

В это время отец Уешибы предложил посетившему Танабе преподавателю дзюдо Киючи Такаги стать наставником Морихеи. Получив согласие Такаги, Йороки переделал семейный амбар в додзо- Именно здесь Морихеи осваивал дзюдо стиля Кодокан. Одновременно он продолжал посещать додзо Накаи и получил квалификационное свидетельство школы Гото. Так, в делах и занятиях боевыми искусствами, прошли три года.

В 1910 году у Хацу и Морихеи родилась дочь Мацу-ко. В это время Морихеи заинтересовался правительственным планом освоения севера острова Хоккайдо. Он совершил ознакомительную поездку на Хоккайдо, где останавливался в гостинице города Энгару. Там и произошло его знакомство с известным мастером боевого искусства Дайто-рю Сокаку Такеда. Техника Дайто-рю потрясла Морихеи, у него появилось желание освоить ее под руководством Такеда. который переселился на Хоккайдо в поисках новой жизни. Морихеи договорился с местной администрацией о возможности переселения в Ширатаки, близ деревни Йобецу. Вернувшись в Та-набе, он организовал группу добровольных переселенцев из членов местной молодежной ассоциации. Группа, получившая название Кишу, состояла из пятидесяти четырех хозяйств (более восьмидесяти человек). В марте 1912 года началось путешествие переселенцев из Танабе в Ширатаки, которое завершилось в мае.

Местность, где и сейчас находится поселок Ширатаки, в те времена была пустошью с бедной почвой, а климатические условия на севере Хоккайдо не были благоприятны для растениеводства. Тем не менее, множество начинаний группы Кишу были успешными, такие как выращивание мяты, разведение лошадей и коров молочных пород. В первый же год были заложены основы деревообрабатывающего предприятия. Морихеи делал все возможное, чтобы добиться успеха этого предприятия, занимаясь одновременно строительством начальной школы и торгового ряда в Ширатаки, благоустройством домов и интенсивными тренировками с Сокаку Такеда (в 1916 году Морихеи получил квалификационное свидетельство Дайто-рю джиу-джитсу).

Вследствие расширения производства древесины Ширатаки быстро разрастался. Но 23 мая 1917 года был почти полностью уничтожен сильнейшим пожаром. В течение года Морихеи вместе с другими переселенцами восстанавливал Ширатаки. Весной 1918 года он был избран в совет местного самоуправления, а в июле того же года родился его первый сын - Такемори, год спустя в семье появился еще один ребенок - сын Кунихару.

Восемь лет жизни Морихеи Уешиба посвятил освоению Хоккайдо, но беспокойство о тяжело заболевшем отце заставило его возвратиться в Танабе. Известие о болезни отца Морихеи получил в середине ноября 1919 года, и после недолгих сборов семья Морихеи отправилась в далекое путешествие на юг. При остановке в Киото Морихеи узнал, что в близлежащем Аябе поселился основатель нового, быстро обретавшего популярность религиозного учения Омотокийо - Онисабуро Дегучи, известный своими идеями об умиротворении духа и возвращении к божественному посредством медитаций и физических упражнений. Морихеи решил посетить Дегучи и оставался в Аябе до 28 декабря. Он попросил Онисабуро помолиться за своего больного отца, но Дегучи ответил: «Тот не нуждается в молитвах, кто уже близок к Богу». Эти слова произвели глубокое впечатление на Морихеи,

Йороки Уешиба умер 2 января 1920 года в возрасте 76 лет. Морихеи тяжело переживал смерть отца и в поисках душевного успокоения решил переехать в Аябе, чтобы быть рядом с Онисабуро Дегучи, религиозное учение которого позволило бы Морихеи обрести мир в своей душе. В Аябе он поселился в районе проживания последователей учения Омотокийо, в доме позади начальной школы, где и прожил вместе с семьей до своего переезда в Токио в 1927 году.

Морихеи глубоко проникся идеей Онисабуро об утверждении мира и взаимопонимания между людьми путем их совершенствования в боевых искусствах. Он присоединился к ученикам Омотокийо, принимая участие в физических упражнениях и медитациях. С помощью Онисабуро Морихеи переоборудовал часть своего дома в додзо на 18 циновок, получившее название «Академия Уешиба». Там он преподавал начала боевых искусств последователям Омотокийо.

К сожалению, первый год пребывания Морихеи в Аябе был отмечен новыми личными драмами: он потерял обоих сыновей. В августе 1920 года заболел и умер Такемори, а в сентябре - годовалый Кунихару.

В течение первого года пребывания Морихеи в Аябе программа обучения в Академии Уешибы расширялась и углублялась, и стала расти известность великолепного мастера боевых искусств из Аябе. Вместе с этим росло число занимающихся в Академии, и не только за счет последователей Омотокийо. Учиться приехали многие военные моряки с базы Майдзуру. 11 февраля 1921 года власти устроили облаву на штаб-квартиру последователей Омотокийо (впоследствии она получила название "Первый Инцидент Омото"). Несколько человек были арестованы, среди них и Онисабуро. К счастью, неприятности не коснулись Академии и семьи Морихеи. В 1921 году родился я.

В следующие два года Морихеи помогал освобожденному под залог Онисабуро восстанавливать центр Омотокийо, обрабатывал в Теннодэра девять соток земли, полученных от администрации, и все это не прекращая преподавания в Академии.

Повседневные занятия боевыми искусствами и возделыванием земли привели Морихеи к мысли, что между обоими видами деятельности существует несомненное родство - и то, и другое призвано взращивать и лелеять жизнь, защищать и очищать ее. Веру в то. что любое действие ценно только тогда, когда оно наполнено оберегающей любовью и ответственностью за живое, Морихеи принял всем сердцем, и все его поступки в дальнейшем были подчинены ей. Другими словами, эта вера стала лейтмотивом его жизни.

В это время Морихеи увлекся изучением котодама - науки о единстве формы и содержания. Он отказался от формального преподавания Ягю-рю и Дайто-рю, так как пришел к пониманию необходимости преодолеть условные разграничения между духовным и телесным развитием, поскольку они взаимосвязаны. Так зарождалось новое, совершенно оригинальное боевое искусство, основанное на гармоничном развитии духа и тела, а не только на превосходной технике самообороны. В 1922 году Морихеи назвал его «айки-буджитсу».

13 февраля 1924 года Морихеи вместе с Онисабуро и группой учеников Омотокийо тайно покинули Аябе, намереваясь пересечь Маньчжурию и найти в Монголии место, куда можно было бы переместить штаб-квартиру Омотокийо, и где религиозная секта могла бы мирно существовать, не подвергаясь преследованиям со стороны властей. 15-го февраля они прибыли в Мукден, где встретили Лю Чанг Кьюи, известного маньчжурского военачальника, возглавлявшего Северо-западную Независимую Армию. Вместе с Лю они направились вглубь Монголии. В этом путешествии Морихеи взял себе китайское имя Ванг Шу Као. Экспедиция закончилась плачевно. Китайский военачальник Чанг Цо Лин уже поджидал путешественников в Байан Далаи, где они попали в засаду 20 июня. Морихеи, Онисабуро и еще четыре участника экспедиции были арестованы и приговорены к смертной казни. В ожидании исполнения приговора они провели в плену несколько месяцев. К счастью, вмешались сотрудники японского консульства, которые договорились об освобождении пленников и. обеспечили их благополучное возвращение на родину.

Это приключение стало серьезным испытанием для Морихеи и его спутников. Понадобились все духовные и физические силы, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Морихеи Уешиба, Онисабуро Дегучи и их товарищи по несчастью во время «Великого монгольского приключения». У всех на ногах цепи. Морихеи третий слева. В поисках места для «рая на земле» Онисабуро и его спутники направились в Монголию, где были арестованы китайским военачальником и приговорены к смертной казни- Снимок сделан во дворе японского консульства перед освобождением после нескольких месяцев пребывания в плену.

Возвратившись домой в 1925 году, Морихеи пытался вернуться к прежней жизни, привычным занятиям сельским трудом и боевыми искусствами. К своим обычным тренировкам он прибавил упражнения с копьем и мечом. Однако все воспринималось не так, как прежде. Потрясения, выпавшие на его долю во время пребывания в Монголии, оставили глубокий след в душе Морихеи. Там он обнаружил в себе новые качества. Так, в ситуациях, когда жизнь подвергалась опасности, его спасало внутреннее зрение - под ружейным огнем он видел траектории движущихся пуль, как светящиеся линии.

Однажды открыв в себе интуитивную сверхчувствительность, Морихеи учился осознанно применять ее в своих занятиях "айки-буджитсу".

Весной 1925 года военно-морской офицер, мастер кэндо, вызвал Морихеи на поединок. Морихеи принял вызов и победил практически без борьбы, поскольку мог предвидеть направление ударов соперника прежде, чем офицер успевал поднять свой деревянный меч. Сразу после поединка Морихеи пошел искупаться к водопаду. Под струями воды он испытал ни с чем не сравнимое чувство чистоты духа и тела, как будто заново родился. Ему казалось, что он купается в золотом свете, льющемся с небес, а его тело и душа сами излучают золотое сияние. Он ощутил себя частицей Вселенной. После долгих нравственных исканий смысла будо он, наконец, пришел к осознанию тех фундаментальных философских принципов, которые теперь являются основой айкидо. Другими словами, то было божественное озарение.

Морихеи решил изменить название "айки-буджитсу" на "айки-будо" (джитсу - искусство, до - путь). «Искусство» подразумевает совершенство техники выполнения приемов, «до» — путь, по которому следует воин, совершенствуясь и духовно, и физически.

С возрастанием известности айки-будо, рос и интерес к нему среди высокопоставленных персон. Осенью 1925 года по приглашению адмирала Исаму Такешита Морихеи поехал в Токио для демонстрации боевых искусств перед множеством сановников в резиденции бывшего премьер-министра Гомбеи Ямамото. Его выступление произвело на всех огромное впечатление. Двадцать один день Морихеи прожил во дворце наследного принца, преподавая боевые искусства.

Весной 1926 года Такешита вновь пригласил Морихеи в Токио. На этот раз Морихеи преподавал в Имперском суде. Министерстве внутренних дел, обучал военных и морских офицеров, финансистов. Пребывание Морихеи в Токио несколько затянулось, а летом из-за кишечного расстройства он плохо себя чувствовал и вынужден был возвратиться на отдых в Аябе.

Получив следующее приглашение адмирала Такешита в феврале 1927 года, Морихеи не мог отказаться от поездки в Токио, но постоянные разъезды стали утомительны, и с благословения Онисабуро Морихеи решил переехать в Токио на постоянное жительство с намерением полностью посвятить себя преподаванию боевых искусств.

В течение двух лет Морихеи снимал в Токио временное жилье, потом поселился в доме неподалеку от храма Сенгаки в районе Курума. Он переделал две комнаты в додзо с восемью циновками. В это время его учениками были Исаму Фудзита, Шойо Мацуи, Кайдзан Накадзато и актер театра кабуки Кикугоро Йонносуки vi.

В 1930 году Морихеи поселился на вилле Ушигоме в районе Вакамацу и начал строительство нового додзо. Именно там его посетил Дзигоро Кано - основатель дзюдо и глава Кодокана. Кано был восхищен мастерством Морихеи, а об айки-будо Дзигоро сказал: «Это -идеал будо^. Впоследствии Кано послал заниматься у Морихеи двух своих учеников: Дзиро Такеда и Минору Мочидзики.

В 1930 году произошло еще одно важное для развития айки-будо событие - это был визит генерал-майора Макото Мицура. Тот был скептически настроен к новому будо и приехал в додзо, чтобы посрамить Морихеи. Однако от его скепсиса не осталось и следа, а восхищение основателем айки-будо было столь велико, что Мицура тут же записался к нему в ученики. В дальнейшем, по рекомендации этого генерал-майора, Морихеи стал инструктором Военной Академии Тояма.

В 1931 году было завершено строительство главного додзо айки-будо на восемьдесят циновок в районе Вакамацу, где оно стоит и сегодня. На торжественном открытии додзо получило название «Кобукан». Следующие десять лет были первым «золотым периодом» айки-будо. В Кобукане тогда обучалось множество последователей айки-будо, среди них Хисао Камата. Хадзима Ивата, Каору Фунабаши, Цутому Югава, Риндзиро Шира-та. В первые годы работы Кобукана там занимались и несколько талантливых женщин. Кобукан называли «адским додзо» из-за высокой интенсивности тренировок.

Следующие несколько лет Морихеи был чрезвычайно занят, поскольку преподавал не только в Кобукане, но и во многих других организованных им в Токио и Осаке додзо: в Токио - Оцука (додзо, спонсируемый Сейдзи Нома, председателем Коданса), Койсикава, Фудзими и Шайбадаши; в Осаке - Сонедзаки, Суйда и Чаусуяма.

Выдающимися учи-деши (постоянными учениками) в это время были Шигеми Йонекава, Дзензабуро Акадза-ва, Годзо Шиода и Тегуми Хоши.

В этот период Морихеи много времени и внимания уделял искусству боя с мечом - кендо. Множество бойцов кэндо стали тогда завсегдатаями додзо Кобукан, среди них Кийоши Накамура, который в 1932 году женился на дочери Морихеи.

Морихеи преподавал также в полицейских участках Осаки (по рекомендации Кендзи Томита, начальника полиции префектуры Осака, а впоследствии губернатора префектуры Нагано и ответственного секретаря кабинета министров). Кроме того, он сотрудничал с осакской газетой «Асаши» и тренировал финансистов в Японском Промышленном Клубе.

В 1932 году было основано «Общество Содействия Боевым искусствам Японии», и в 1933 году Морихеи стал его президентом. В мае 1933 года открылся додзо Такеда - постоянно действующий тренировочный комплекс в префектуре Хайого. Со всех концов страны съехались туда молодые люди, чтобы тренироваться и работать, воплощая в жизнь идеи основателя об объединении занятий боевыми искусствами и земледелием.

К середине тридцатых годов Морихеи стал знаменитостью в мире боевых искусств. Глубокое философское содержание его детища - айки-будо, «союза духа, разума и тела» — привлекало общественное внимание к его личности даже в большей степени, чем его непревзойденное мастерство во многих традиционных японских боевых искусствах.

В сентябре 1939 года Морихеи в качестве почетного гостя побывал в Маньчжурии на соревнованиях по боевым искусствам. В показательных выступлениях он сразился с бывшим борцом сумо Тенрю и с легкостью одержал победу. Морихеи стал часто посещать Маньчжурию, консультируя в университете Кэнкоку и других учебных заведениях. Он не прекратил свои поездки даже после начала военных действий в Тихом океане. В последний раз он был в Маньчжурии по приглашению «Великой Ассоциации Боевых искусств» в 1942 году на праздновании десятой годовщины со дня образования прояпонского государства Маньчжуко. Там Морихеи демонстрировал приемы боевых искусств в присутствии императора Пу-И.

30 апреля 1940 года Кобукан получил статус головной организации Министерства здравоохранения и социального обеспечения. Первым президентом этой организации стая адмирал Исаму Такешита. В том же году айки-будо стало обязательным предметом в учебном плане Полицейской Академии, где преподавал Уешиба.

С началом войны в Тихом океане ученики додзо Кобукан один за другим уходили на фронт. В это время я был учащимся средней школы при университете Васеда. Мне, Кисабуро Одзава и другим молодым ученикам было поручено поддерживать порядок в додзо.

В 1941 году Бутокукай (правительственная организация, объединяющая все боевые искусства) принял айки-будо в свои члены. Морихеи назначил Минору Хираи представителем Кобукана в секции Айки Бутокукая. Именно с этого времени в употребление вошло название "айкидо" вместо "айки-будо".

Во время Второй Мировой войны, после объявления в Токио чрезвычайного положения, основной задачей Морихеи стало сохранение айкидо для будущих поколений. Он эвакуировал штаб-квартиру организации в префектуру Ибараги. Поручив мне ответственность за додзо в Вакамацу, Морихеи с женой переехал в Иваму. Там они очень скромно жили в сарайчике, приспособленном для жилья, до окончания войны.

В Иваме Морихеи начал строительство комплекса, включающего Святилище Айки и Айки Додзо. Святилище Айки, украшенное изнутри изящной резьбой, было закончено в 1944 году. В Святилище хранятся сорок три изваяния божеств, оберегающих айкидо. Айки Додзо, ныне известный как додзо Ибараги, был закончен в 1945 году, незадолго до окончания войны.

Морихеи лично спроектировал комплекс, следуя принципам котодама в расположении его элементов. Все элементы в додзо, молельне и окрестностях расположены соответственно трем универсальным фигурам - треугольнику, кругу и квадрату, символизирующим дыхательные упражнения в котодама. «Когда треугольник, круг и квадрат объединяются в сферическом вращении, возникает состояние совершенной ясности и чистоты. Это - основа айкидо»,- объяснял Морихеи.

Во время войны все свои силы я отдавал сохранению додзо Кобукан. Несмотря на массированные бомбардировки Токио американской военной авиацией, додзо не был поврежден, но занятия в нем не могли продолжаться, так как после войны он использовался в качестве приюта для тридцати с лишним бездомных семей. Штаб-квартирой айкидо в это время была Ивама, где мирно жил Морихеи, занимаясь земледелием и обучая молодых людей из окрестностей.

После войны интерес к боевым искусствам заметно ослабел, и будущее айкидо оказалось под сомнением. Однако Морихеи верил в свое детище, и мы вместе упорно трудились, чтобы айкидо утвердилось в послевоенной Японии. Когда столица немного оправилась от военных невзгод и разрушений, мы стали готовить почву для возвращения штаб-квартиры айкидо в Токио.

9 февраля 1948 года было получено разрешение Министерства образования на создание международной организации Айкикай. Тогда же главный додзо в Токио был переименован во «Всемирный Центр Айкидо».

Когда был учрежден Айкикай, я получил поручение объединить существующие организации айкидо и планировать их дальнейшее развитие. Тем временем Морихеи оставался в Иваме, поглощенный осмыслением и практикой боевых искусств.

Начиная с 1950 года Морихеи снова стали приглашать для чтения лекций, демонстраций техники айкидо и обучения молодежи. Поскольку возраст Морихеи приближался к семидесяти годам, его превосходная техника могла поддерживаться только исключительной силой его духа, а не тем неистовым напором и физической силой, которые были присущи ему в молодости. Он особо подчеркивал, что главным источником айкидо является любовь. Первый иероглиф в названии «ай» - гармония, читается точно так же, как иероглиф, в японском языке обозначающий любовь. В зрелые годы Морихеи сконцентрировал внимание учеников на сходстве не только звучания, но и смысла этих двух слов.

В 1954 году штаб-квартирой айкидо снова стал Токио. Токийский додзо, ставший базовым для организации Айкикай, получил новое название: «Главный Додзо Айкидо». В сентябре 1956 года Айкикай провел первую после окончания войны публичную демонстрацию боевых искусств на крыше универмага Такашимайя в районе Токио Ни-хомбаси. Демонстрация продолжалась пять дней и оставила неизгладимое впечатление у высокопоставленных иностранных гостей. Морихеи всегда был против публичных демонстраций, но он понял, что теперь Япония вступила в новую эру, и согласился проводить демонстрант ради дальнейшего развития айкидо. 1956 год можно назвать годом международного при знания айкидо. В Токио стали съезжаться со всех континентов желающие обучаться айкидо. По всей территории Японии открывались новые додзо, айкидо изучали в университетах, промышленных компаниях ] правительственных учреждениях. Так начался второй «золотой период» айкидо.

С возрастом Морихеи стал все меньше заниматься делами Айкикая, поручив мне заботы по организации занятий в Главном Додзо. Тем не менее, он продолжал лично участвовать в демонстрациях, а в январе 1960 года МТУ сняло фильм о Морихеи «Мастер Айкидо», в котором он сам демонстрировал технические приемы.

14 мая 1960 года Айкикай организовал демонстрации айкидо в районе Шинзуки в Токио. Морихеи участвовал в них и своим показательным выступлением, названным «Сущность Айкидо», просто поразил аудиторию.

Позднее в этом же году император Хирохито наградил Морихеи и обладателя десятого дана по кюдо Йо-сабуро Уно орденами Шидзухосо. Ранее только три мастера боевых искусств были награждены этим орденом: мастер дзюдо Киузо Мифуне и мастера кэндо Кин-носуко Огава и Сейдзи Мошида.

28 февраля 1961 года Морихеи посетил Соединенные Штаты Америки по приглашению гавайского филиала Айкикай. Во время этого визита основатель айкидо сделал такое заявление: «Я прибыл на Гавайи с целью построить «серебряный мост». До сих пор я трудился в Японии, создавая «золотой мост» для объединения страны, но отныне я хотел бы построить мост, объединяющий разные страны мира в гармонии и любви, заложенных в айкидо. Я считаю, что Айки, дух боевых искусств, сможет объединить людей мира в гармонии, в истинном духе будо, в неизменной всеохватывающей любви».

7 августа 1962 года в честь шестидесятилетнего юбилея занятий Морихеи боевыми искусствами в Святилище Айки был организован большой фестиваль айкидо. А в 1964 году Морихеи получил новую персональную награду от императора Хирохито за заслуги в развитии боевых искусств.

14 марта 1967 года в Токио состоялась церемония начала строительства нового Главного Додзо. В этот же день в Иваме Морихеи провел первую церемониальную борозду Нового года. Строительство нового здания додзо, трехэтажного бетонного строения, было завершено 15 декабря 1967 года. Одну из комнат этого здания Морихеи использовал как кабинет и спальню, и теперь она называется Комнатой Основателя.

Торжественное открытие нового Главного Додзо состоялось 12 января 1968 года. Речь Морихеи на церемонии открытия была посвящена сущности техники айкидо. В этом же году было построено новое здание дод-зо в Кокайдо, Хибия. На праздновании в честь открытия этого додзо Морихеи провел, как оказалось, свою последнюю демонстрацию айкидо.

15 января 1969 года Морихеи посетил празднование Нового года в Главном Додзо. Он ничем не болел, но его физическое состояние быстро ухушалось. Морихеи тихо скончался 26 апреля 1969 года в 17 часов. Церемония прощания с Основателем началась в Главном Додзо 1 мая в 19 часов 10 минут. В этот день Основатель был удостоен посмертной награды от императора Хирохито. Его прах захоронен в семейном склепе Уешиба на кладбище Танабе, пряди волос Основателя помещены в Святилище Айки в Иваме, в Главном Святилище Кумано и захоронены на семейном участке кладбища в Аябе.

Я был избран преемником своего отца на посту Айки Дошу единогласным решением Айкикай 14 июня 1970 года.

Киссомару Уешиба.
Главы из книги "Будо - учение основателя Айкидо"
Издательство "Феникс"
1999г.

«Ай-ки-до» - что означает каждая составляющая этого иероглифа?

Какой трактовки основ Айкидо придерживаются авторы этого пособия?

Что общего у Айкидо с другими боевыми искусствами и видами спорта?

В зависимости от того, как Айкидока подходит к изучению Айкидо, ответ на вопрос «Что такое Айкидо?» у каждого будет разным. Говоря другими словами, сложно дать полное и окончательное определение Айкидо, с которым согласился бы каждый. Определений может существовать столько, сколько занимающихся, потому что, конечно, у каждого имеется собственная точка зрения на этот вопрос.
Ниже мы остановимся на некоторых возможных трактовках Айкидо. А затем время от времени будем возвращаться к отдельным его аспектам и рассматривать их более глубоко и подробно.

Для наблюдателя Айкидо представляет собой набор «высокоразвитых» и эффективных приемов самозащиты.
Под определением «высокоразвитые» имеется в виду разумное использование механизмов с целью достижения максимального эффекта при минимальной затрате усилий.
В основе всех приемов лежат одни принципы. Базовая техника Айкидо состоит из естественных и простых движений, поэтому любой человек может изучать Айкидо. В данном случае, называя движения «простыми», мы имеем в виду, что они все выполняются в доступном для Айкидоки радиусе и похожи на привычные движения в повседневной жизни. С этой точки зрения цель тренировок заключается в постоянном совершенствовании выполнения приемов. Нужно работать:

  • над расслабленностью движений;
  • их непрерывностью;
  • постоянным и надлежащим контролем за мышцами ног;
  • правильностью работы руками.

«Внутренне» Айкидо - это методика, которая совершенствуется человеком без посторонней помощи. Это подразумевает, например, упражнения:

  • на концентрацию;
  • выносливость духа;
  • умение постоять за себя;
  • умение сотрудничать;
  • развитие уверенности в себе.

Первое упражнение показывает, что Айкидо полностью сосредоточено на искусстве движения - можно смело назвать Айкидо «спортом». Айкидо отличается от техник медитации, как, например, дзен, несмотря на то что в Айкидо присутствуют медитативные элементы.

Второе упражнение иллюстрирует, что Айкидо предоставляет возможность тренировать свои душевные ощущения в самом широком смысле этого слова. Айкидо в данном случае - это методика развития личности.

Обе эти перспективы, конечно, взаимозависимы одна от другой. Внутреннее состояние души влияет на движение, и наоборот. Это также объяснение буквального термина «искусство схватки» (боевое искусство). В числе прочего термин «искусство» означает, что внешние движения отражают внутреннее состояние. Именно это выражается Айкидокой аналогично пониманию того, что хотел отобразить художник в произведении искусства. Разумеется, суть сказанного выше, затрагивающую душевные чувства, можно обнаружить во многих видах спорта.

Если понимать концепцию за пределами первого и второго, можно приблизиться к природной сути Айкидо, поскольку первых двух концепций самих по себе не достаточно для полного истолкования. Айкидо дает человеку возможность совместно трудиться в конструктивном ключе с другими и стараться вести обмен. В данном смысле Айкидо является формой интенсивной коммуникации. Кто-то может назвать его «телесным диалогом».

Что такое ки?

Элементы в слове Айкидо объяснить довольно легко. Слог ки в этом слове требует более подробного описания, так как в нем заключено обширное поле для дальнейших толкований. Главным образом ки переводится (как это понимается на Дальнем Востоке) как чувство, цель/намерение, жизненная энергия или живость . В китайском оно звучит как «чи» (в слове тай чи - китайское искусство движения); в индийском это слово - прана. Именно китайская версия отсылает нас к концепции текущей энергии, как она понимается в китайской народной медицине.
Источник ки - это точка чуть ниже пупка - так называемая кикай-танден, или хара. В буквальном переводе она означает «море энергии». Каждый человек имеет доступ к своему ки. Различия в силе жизненной энергии или живости и способности использовать ки присутствуют только тогда, когда течению ки сквозь тело препятствуют заторы или напряжение. Поэтому традиционная китайская медицина считает, что такое состояние является причиной болезни.

Некоторые Айкидоки привносят свое толкование жизненной энергии, в буквальном смысле желая позволить своему ки течь и пытаясь «выпустить его» из тела. В этом смысле появляется связь с действенной силой.
Изучающим Айкидо в западных странах легче понять (что, в свою очередь, имеет меньшее отношение к эзотерике), если описывать ки, используя следующее определение: способность постоять за себя, решительность, сила воли, мотивация и вера в собственные силы . Айкидока отрабатывает эти качества, когда тренируется и внедряет их в свои техники. Также ки тесно ассоциируется с такими словами, как намерение/цель, решение и действие.

Конечно, идею о «текущей энергии» можно также просто проиллюстрировать. Представление о том, что ки течет как вода сквозь наши руки, способно вызвать расслабление, потому что подобный поток возможен только когда наши руки и суставы «раскрепощены», то есть расслаблены. Точно так же полный шланг с водой не ослабевает. Этот образ может оказаться полезным для вас, чтобы вы могли выработать правильное ощущение движения. Позволить своему ки течь значит не что иное, как быть способным двигаться естественно, соблюдая верный баланс между расслаблением и напряжением.

Айкидо и другие боевые искусства

Можно поближе взглянуть на сущность Айкидо, сравнив далее с другими спортивными видами боевых искусств. Вопрос не в том, чтобы определить, какое из боевых искусств «лучше» или «эффективнее», а скорее через выявление ярко выраженных различий продемонстрировать, в чем особенности Айкидо и как его родство соотносится с другими спортивными видами боевых искусств.
Когда Айкидока говорит кому-то, что он занимается Айкидо, первое, что у него спрашивают, что же такое Айкидо на самом деле. После этого обычно следует вопрос: «Это что-то вроде Дзюдо или Карате?» Поскольку другие формы боевых искусств известны лучше, чем Айкидо. Те, кто соприкасаются с Айкидо или слышат о нем впервые, зачастую пытаются классифицировать его в своем сознании как уже известную им систему.

В сравнении с Айкидо и его позднейшим распространением по всему миру, большее представление о других спортивных видах боевых искусств можно объяснить тем, что в Айкидо отсутствуют соревнования. Соответственно, не проводятся чемпионаты, а также Айкидо не включено в программу Олимпийских игр и, стало быть, о нём не слишком часто упоминают в прессе. Кроме того, в Айкидо (на первый взгляд) нет поражающих воображение приемов, которые бы привлекли внимание широкой публики (сравните техники «разбивания предметов» в Карате или Таэквондо).

Западные виды боевых искусств, такие как бокс, борьба или фехтование, отличаются по происхождению от азиатских боевых искусств, которые прочно связаны с философскими традициями и специфическими духовными практиками. Хотя между дальневосточными и западными спортивными боевыми искусствами существуют параллели в технике. Например, между Карате и французским боксом Сават или между Дзю-Дзюцу и приемами средневековой обороны. По своей сути их нельзя сравнивать.

Первоначальная цель азиатского Будо в противоположность западным видам борьбы не (только) победа над противником, но (также) победа над собой. Таким образом, истинный смысл занятий на протяжении долгого периода заключается в том, чтобы достичь уровня самореализации за время тренировок . Упражнение, хоть оно и отрабатывается для достижения внешней цели, должно вести к внутреннему ощущению. При работе над определенными техниками внимание также должно быть направлено внутрь себя, поэтому совершение доведенного до автоматизма полного круга движений является отражением внутреннего состояния.

Дзюдо

Дзюдо произошло от сравнительно более раннего Дзю-Дзюцу, которое относится к древним видам борьбы японских самураев. Слово «Дзюдо» состоит из двух частей: «дзю», что означает «уступать» и «до» - «путь». Вместе оба слова означают «мягкий путь» или «путь гибкости». В том виде, каким оно существует сейчас, Дзюдо было создано Дзигоро Кано (1860-1938 гг.). Из него были исключены все травмирующие техники Дзю-Дзюцу, и у противников появилась возможность признавать поражение во время схватки. На сегодняшний день Дзюдо является самым известным боевым искусством. Дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 года.

В Дзюдо существуют техники, выполняющиеся в полный рост, а также приемы, выполняющиеся в партере, на коленях или лежа. Контроль партнера осуществляется с помощью бросков, захватов, удушающих и болевых приемов. В отличие от Айкидо, техника Дзюдо предполагает в основном захваты партнера за одежду. Таким образом, атаки становятся менее динамичными. Проводя захват за одежду, Тори и Уке оказываются на гораздо меньшем расстоянии друг от друга, чем это было бы в Айкидо.

Эволюция Дзю-Дзюцу в Дзюдо является примером того, как система приемов превратилась в способ внутренней работы -до, в то время как изначально единственной целью было ранить или убить - дзюцу. Такое же изменение произошло и в истории Айкидо. Основатель Айкидо Морихэй Уэсиба преобразовал техники дайто рю айки-дзюдзюцу, целью которых было только нанесение поражения противнику настолько быстро, насколько возможно, в сравнительно более мягкие техники до.

Формы упражнений в Айкидо

В Айкидо существуют различные формы упражнений, которые используются в зависимости от того, что должно быть разучено.

Упражнения - это самостоятельная, отдельная от конкретных приемов сфера. В технике тачи вадза и Тори, и Уке стоят на ногах, в ханми хандачи вадза Тори работает на коленях, а Уке атакует его стоя. В этом случае цель Уке - не дать Тори подняться. Если Тори и Уке упражняются в сувари вадза - это подразумевает, что они оба находятся на коленях.

Дзю но гейко предполагает мягкую форму тренировки, когда Уке следует за движением без всякого сопротивления. Такие упражнения главным образом выполняются при изучении определенной техники. С другой стороны, го но кейко указывает на выполнение приемов жестко и с силой, то есть подразумевается, что Тори уже хорошо владеет данной техникой.
Вид работы, когда Уке атакует одним и тем же способом, а Тори реагирует спонтанно и каждый раз использует различные техники, называется дзию вадза. Термин «рандори» означает, что Уке атакует в свободном стиле и Тори защищается, используя различные приемы. Также словом рандори называют работу сразу с несколькими нападающими, которые, как правило, атакуют рио ката дори.

Термином кокю-хо называются упражнения, иллюстрирующие принцип контактного взаимодействия. Они не являются приемами {вадза), но представляют собой упражнения (хо).

Случалось ли Вам когда-нибудь ощутить странную, необъяснимую пустоту в жизни? Словно бы в ней не хватает некоего главного компонента, способного объяснить смысл и основу существования? Вы критически рассматриваете свою жизнь с ее успехами и материальным благополучием, с достойным уровнем комфорта и вечно спешащим потоком событий… Что-то не так, но ведь, кажется, всё, как положено… Пустота, как прореха в новом костюме, выглядит непонятной и абсурдной.

Вышеописанное состояние вполне объясняет интерес современного человека к духовным практикам востока. В частности к японскому искусству айкидо, появившемуся сравнительно недавно (в 20-х гг. XX в.), хотя ранее оно уже было известным под разными названиями. Буквальный перевод этого слова таков:"до " — путь, ведущий принцип, "ай " — гармония, "ки " — универсальная энергия вселенной (в кит. Ци ) — т.е. путь, ведущий к гармонии посредством универсальной энергии Ки.

Основателем айкидо является Морихэй Уэсиба известный также как О-Сэнсэй ("Великий учитель"), который на основе направлений традиционного дзю-дзюцу , кэн-дзюцу , а также искусства каллиграфии сформировал свою систему боевого искусства, в противовес традиционному бу-дзюцу . Айкидо соединило в себе лучшие методы развития духа и техники физического самосовершенствования, при этом особое влияние на систему айкидо оказало религиозное течение Омото-кё и синтоистские учения .

Практикующие айкидо говорят, что оно выражает сущность японской культуры и помогает человеку открывать Ки — основу духа, скрытую от нас значимостью нашей собственной личности ("Я") эго.

Сам мастер Уэсиба говорил так: "На основе Будо я тщательно тренировал свое тело и овладевал его внутренними секретами, но я также понял великую истину. То есть, когда я на основе Будо осознал реальную природу вселенной, я ясно увидел, что люди должны соединить тело, разум и объединяющую их Ки и далее достичь гармонии со всеми проявлениями объектов вселенной. На основе тонкой работы Ки мы достигаем гармонии разума и тела и связи индивидуального и универсального. Если тонкая работа Ки расстроится, в мире наступит распад, а во вселенной — хаос… ".

Основной принцип айкидо хорошо известен даже тем, кто о нем почти ничего не знает, — обращай силу противника против него самого . Другим принципом является слияние с сознанием противника до такой степени, что собственная личность должна раствориться. Настоящий Мастер айкидо чувствует мысли противника (становясь и ими тоже) и способен предвидеть любые его действия, как свои. Разум и тело едины и движимы силой духа, который подчинен законам Вселенной, который и есть проявление всей Вселенной. Вы не можете проиграть, когда Вашими действиями руководит невозмутимый в своем покое дух, а не мысли определенной личности. Бой выигран еще до начала поединка. При этом айкидо является одной из немногих практик боевого искусства, следующих принципу ахимсы — непричинение вреда.

В основу метода положены техники расширения сознания посредством медитативных практик , а также особая система физических упражнений, помогающая оттачивать мастерство айкидо с присущей самой природе текучестью и мягкостью движений . Все техники айкидо так или иначе имеют круговую траекторию. Воин подобен потоку текущей воды — все действия закончено прекрасны и плавны, словно вытекают одно из другого.

Универсальность принципов айкидо безгранична : усвоив их однажды, Вы начнете распространять их на всю свою жизнь, будь то общение с разными людьми, ведение бизнеса и в целом, образ жизни.

В заключении хочется привести описание сатори (прозрения, пробуждение), которое дал Морихей Уесиба: "Я вдруг почувствовал, что вся Вселенная задрожала. Какой-то золотой туман поднялся от земли, окутал меня и превратил мое тело в золото. И сразу же мои ум и тело стали легкими. Я начал понимать щебет птиц и понял Бога, Творца этой прекрасной Вселенной. В тот момент я получил Просветление и понял: источник будо — это божественная Любовь, защищающая все живое. Слезы радости сплошным потоком текли по моим щекам. С тех пор я чувствую, что вся Земля — мой дом, луна и звезды — мое личное достояние. Я освободился от всех желаний — не только от желания положения, славы и богатства, но и от желания быть сильным. Я понял: будо заключается не в том, чтобы силой мышц свалить противника с ног, и не в том, чтобы силой оружия разрушить весь мир. Истинное будо — в том, чтобы принять дух Вселенной, хранить мир во всем мире, правильно созидать, защищать и взращивать все сущее в Природе. Я понял: тренироваться в будо — значит принимать любовь Бога, которая должным образом производит, защищает и взращивает все вещи в Природе, и впитывать, и использовать эту любовь своим сознанием и телом…"

Айкидо это японское боевое искусство является одним из самых гармоничных и высокодуховных. Им восхищаются много людей по всему миру и пытаются научиться как можно лучше вникнуть в суть техники исполнения каждого движения.Ведь в айкидо главным считается не физическая сила, а духовная.

История возникновения

Дословный перевод названия АЙКИДО гласит следующее – «АЙ» означает «гармония»; «КИ» - сила, дух; «ДО» - путь. Если все собрать вместе получится следующее выражение, означающее максимально приближенное к тому, чему же можно научиться пройдя весь путь айкидо – « путь обретения гармонии или силы духа».

Основателем айкидо был японец Морихей Уесиба(яп. 植芝 盛平 Уэсиба Морихэй, 14 декабря 1883 года - 26 апреля 1969 года). Для этого человека айкидо стало смыслом всей его жизни, который он так долго искал и постигал с годами практики и упорных тренировок.

Все началось с того, что юный и тогда еще никому неизвестный Морихей начал активно изучать различные виды боевых искусств и техник по ведению боя, практикуемых как в Японии так и в Китае. С успехом достигая все новых и новых вершин он не получал главного – успокоения души. Философия и религия оомото-кё активно помогали ему в этом. Вскоре, пройдя длинный и тяжелый путь постижения техники боевых искусств и душевной гармонии Морихей понял что создал нечто новое, то что сочетает в себе не только физическое совершенство, но и духовное умиротворение.

Первая школа по изучению боевого искусства айкидо была открыта мастером Уесиба в 1925 году. учеников было немного и не каждый мог постигнуть тот путь, который был достигнут Морихей. Всех, кто приходил учиться этому по-настоящему философскому единоборству учитель наставлял так: «боритесь со своим сознанием и вы постигнете не только науку силы, но и единение со Вселенной.» Вплоть до окончания второй мировой войны учитель не желал раскрывать все тайны и великую мощь сущности айкидо, и преподавал только в семейном кругу.

Мир узнал о Айкидо лишь тогда, когда сын учителя Морихей Уесиба издал книгу, в которой изложил всю суть этого неповторимого и очень непредсказуемого вида боевых искусств. Затем вместе с отцом, они отправились в путешествие по миру, чтобы познакомить с этим замечательным боевым искусством айкидо всех кто ищет гармонию. В 1948 году открылась ассоциация айкидо – Айкикай. В ней активно принимает участие сын знаменитого учителя (О Сенсея) Киссемару Уесиба, он продолжает дело, которое постиг вместе с отцом, сохраняет истоки и все ценности культуры айкидо.

Что такое айкидо

В своем понимании айкидо означает путь подготовки абсолютно любого не только по телосложению человека но и полу, расе, возрасту и др.

Айкидо является одним из тех единоборств, которые ставят целью не нападение, а самозащиту, применение приемов лишь в целях отражения атаки.

С философской точки зрения вся система айкидо строится по методу осознания определенных принципов, которые проповедует учитель. Среди таких значатся следующие:

  1. Благодари Вселенную за подаренную тебе жизнь;
  2. Неси благодарность всем тем, кто жил до нас и сохранял все обычаи, ценности и традиции;
  3. Благодари всех тех, кто активно развивает и поддерживает окружающий нас мир;
  4. Будь благодарен всему живому что есть на земле за пищу и воду.

Тех пришел постигать искусство айкидо учат также и нравственным понятиям:

  • Никогда не останавливайся и не прекращай учиться и ты постигнешь мудрость.
  • Учитесь любить. Без любви ничто не способно жить и процветать.
  • Будь милостив к ближнему своему, проявляй сочувствие и тебе воздастся за труды твои.
  • Уважая отношения в семье, к окружающим тебя людям, ты начнешь понимать культуру айкидо.
  • Будь храбрым. Это правило касается силы воли, решительности.

Айкидо призывает быть честным, учиться добиваться поставленных целей.

Техника ведения боя

Если человек овладел техникой боя айкидо, он способен справится с абсолютно любым противником: будто высокий, низкий или большой по весу человек.

Среди приемов в этом боевом искусстве нет связок атакующих техник. Здесь присутствуют лишь, те что отражают любое нападение на человека.

По первым признакам атакующего, мастер айкидо способен отразить любую атаку и почувствовать какие приемы будет использовать противник.

Принцип отражения любой атаки в айкидо – направить всю силу и мощь нападающего на самого себя. Это сделать довольно легко при условии, что мастер прошел весь курс по подготовке и самосовершенствованию.

Любое отражение атаки действует по следующему принципу:

  1. Найти центр организма (хара) и сконцентрировать всю энергию в нем. «Хара» с японского означает живот.
  2. Распространить всю силу или энергию (ки).
  3. Научиться контролировать себя.
  4. Все действия должны быть сферичными.

Большинство приемов и действий имеет округлую или сферическую форму. При встрече любой атаки в айкидо существуют несколько отражающих элементов, среди них «ирими» - движение навстречу противнику, и «тэнкан» - круговой уход с атаки.

Одежда, необходимая для тренировок довольно простая и не отличается от некоторых других единоборств. В основной перечень любого ученика входит: куртка (она может называться «кэйкога», «ки», или «дога»), брюки, пояс (в зависимости от достижения определенных результатов цвет может отличаться, пояс в айкидо называют «оби»), сандалии («дзори»).

Оружие

В боевом искусстве айкидо возможно применение некоторого вида оружия. К такому оружию относится:

Деревянный меч, оптимальная длина любого тренирующегося должна быть от пола до пояса. Называется такой меч «боккэн».

Деревянный шест («дзё»), длина варьируется в зависимости от школы преподавания. Среднее значение длины шеста – около 130 см.

Специальный изготавливаемый лишь мастерами этого искусства и имеющие определенную лицензию на его применение короткий меч – «танто».

Это лишь одни из основных видов орудия, применимых в технике айкидо. Существует также много дополнительных видов орудия, применимых для техники айкидо.

Ранги

Вся система рангов подразделяется на ученические и мастерские степени. Ученики в различных школах могут достигать от 6 до 1 «кю» (степень мастерства ученика). В детских школах система немного разнится. Мастера же посредством сдачи экзамена могут добиваться от 1 до 10 «данов».

Высшими считаются степени выше восьмого. Самые высшие категории оценки мастерства присуждались только ученикам великого учителя Уешибы Морихея. Стоит отметить также что каждая ученическая степень («кю»), сопровождается цветовым поясом для одежды.

Так для европейских школ последовательность цветов следующая:

1 кю – коричневый пояс

2 кю – синий пояс

3 кю – зеленый пояс

4 кю – оранжевый пояс

5 кю – желтый пояс

6 кю – белый пояс

В японских же школах первые две степени награждаются только коричневыми поясами, остальные – белыми.

Стили айкидо

В заключении стоит отметить, сколько бы направлений не имело это искусство, начинающий заниматься им должен знать и помнить истинное предназначение Айкидо - непричинение зла всему живому.



  • Разделы сайта