История Новой Зеландии. Культура маори. Современные туземцы-маори новой зеландии

Племена Маори Новая Зеландия

В сознании многих людей Австралия и Новая Зеландия - близнецы и братья. Скорее всего, такое впечатление создаетсяиз-за того, что при взгляде на карту мира эти две страны оказываются рядом. Но если вдуматься, то рядом - это больше полутора тысяч километров Тасманова моря, а объединяет Австралию и Новую Зеландию разве что колониальное прошлое, да и то с определенными оговорками. Первым европейцем, ступившим на землю Новой Зеландии в 1642 г., стал Абель Тасман. По всей видимости, он наткнулся на нее совершенно случайно после отплытия с обнаруженной им земли Ван Димена - современной австралийской Тасмании. Именно благодаря Тасману Новая Зеландия так теперь и называется. Голландец назвал ее так в честь своей родной европейской Зеландии. Они оказались поразительно похожи. Те же холмистые луга, поля и не слишком приветливая природа. Заниматься подробным исследованием этой земли голландец не стал. Это, в общем-то, не входило в его задачи, да и необходимыми силами он не располагал. Дело в том, что коренное полинезийское население острова - маори отнеслось к европейским пришельцам откровенно враждебно. Они убили четырех членов команды Тасмана. Как потом выяснилось, маори обладали по меркам того времени довольно развитой цивилизацией, и это было лишь первое из многих последующих столкновений с колонизаторами. Они в отличие от австралийских аборигенов сумели оказать им вполне достойное сопротивление, потому что давно считали эту землю своей. Бытует мнение, что заселение новозеландских островов полинезийцами началось в 1350 г., когда к Северному острову причалил целый флот из семи пирог. Благодаря многочисленным вулканам новая родина полинезийцев получила название "Аотеароа", что в переводе значит "Земля длинного белого облака". Вторым человеком, который испытал на себе непростой характер маори, стал капитан Джеймс Кук. В поисках нового южного континента он появился в этих водах в 1769 г. Так же как и в случае с голландским исследователем, реакция коренного населения маори оказалась на редкость враждебной. Но поскольку англичане были готовы к такому приему, все обошлось без потерь среди пришельцев, хотя несколько островитян в стычке и были убиты. Кук решил детально исследовать береговую линию Новой Зеландии. В результате четырехмесячного плавания вокруг Северного острова и семинедельного вокруг Южного на свет появилась удивительно точная карта этой земли. Дорога для колонизации Новой Зеландии была открыта. На эту благодатную землю потянулся вначале тоненький, а потом все более обширный ручеек китобоев, миссионеров или просто авантюристов со всего мира, в первую очередь из Англии. Новых жителей двух больших островов совершенно не заботило, что они были, в общем-то, густо заселены, правда, как оказалось в дальнейшем, кровожадными каннибалами. Это поначалу охладило пыл новых переселенцев. На открытое столкновение с многочисленными маори англичане не решились, тем более что французы также проявили большой интерес к Северному острову. С коренным населением решили договориться по-хорошему. В 1840 г. 46 вождей маори подписали договор, по которому согласились присоединиться к британскому суверенитету. Через год, правда, было объявлено, что земли, которые не использовались маори, отходят во владение британского правительства. Это вызвало бурю неудовольствия, а затем и ожесточенного сопротивления. На ближайшие четверть века Новая Зеландия погрузилась в пучину войн. Но, как не трудно догадаться, шансов на победу у маори не было никаких, хотя они и добились для себя полного равноправия. В 1907 г. Новая Зеландия благополучно стала британским доминионом. Маори считают себя потомками «людей каноэ» - полинезийских воинов, которые согласно легенде прибыли сюдаиз мифической страны Гавайки на семи каноэ - Арава, Аоте-ва, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму... От них и пошли имена племен, которым тогда было положено начало, маори же - имя собирательное. Маори заселили берега Северного острова, промышляли охотой и рыболовством. Они бесстрашно сопротивлялись высадке А. Тасмана, который первым описал народ с причудливой татуировкой. Когда Кук заново открыл Новую Зеландию, маори занимали тут все удобные территории. По его описаниям, их укрепленные деревни - «паа» - чаще всего располагались на холме, обнесенные плотной деревянной изгородью и земляным валом. Во главе общины стоял вождь «рангатира», и ему принадлежала важная роль в развитии искусства, поскольку он распределял заказы на художественные ремесленные изделия. Его власть поддерживал «тохунга» - священнослужитель, главная задача которого заключалась в исполнении обрядов и соблюдении обычаев. В маорийской общине ремесленники почитались всеми, а свои навыки и умения они передавали от отца к сыну. Расцвету маорийского искусства способствовали изобилие пород деревьев, легко поддающихся обработке, относительно большое количество полудрагоценного зеленого камня - нефрита, наконец, быстрый рост населения, что вело к оживленному обмену новыми идеями и образными формами. При отсутствии металла резали - и дерево, и камень - осколками обсидиана, вулканического стекла. Маорийские резчики ограничивались немногими мотивами и основными орнаментами, до бесконечности варьируя их главный элемент - спираль. Интересно отметить также, что они ориентировались не на анималистские формы, а почти исключительно на человеческие - на образ божества «тики», предельно стилизованный и лишь в единичных случаях воспроизводящий человека в индивидуальных чертах. Резные ворота у входа в маорийскую деревню, двускатную крышу дома собраний, без которого не мыслится ни одно маорийское поселение, также украшала пышная резьба из мягкого дерева кирпичного цвета - «тотара». Смыслом наполнена каждая деталь резьбы. Дом собраний посвящался знаменитому вождю или предку, который укреплял силу духа племени. Письменных передач информации у маори не было, и такая резьба не только зримо напоминала о родоначальнике племени, но и несла «видеозапись» его генеалогии. Вождь, у которого образ предка находился перед глазами, просил его о защите и помощи для своего племени. Роторуа - это «самый маорийский» район страны, что находится в центре Северного острова. Слава Роторуа зиждется на двух китах: знаменитом водолечебном курорте и окрестностях, где расположена большая часть маорийских поселений. В воздухе характерный запах сероводорода. Роторуа - город и озеро - расположены в поясе повышенной термической активности. Струйки пара бьют из земли на территории каждого отеля или мотеля, а из них, похоже, в основном и состоит этот город. В Бакаревапеба - на южной окраине Роторуа - находится маорийский Институт искусства и ремесел. Расположенный на его территории огромный гейзер радугой переливается на солнце; под высокими мостками, ведущими к нему, все булькает, кипит и пенится. Институт принимает у себя ежегодно тысяч двадцать туристов, и доходы от их посещения идут на обучение студентов маорийскому искусству. Юноши обучаются резьбе, девушки - плетению из новозеландского льна; их ловкие пальцы создают узоры налобныхповязок - «кахани», юбочек, праздничных одежд. В зале, опоясанном галереей для посетителей, сидят десять маорийских юношей, склонившихся с долотами и стамесками в руках над длинными деревянными пластинами. Они «извлекают» из них стилизованные портреты грозных и свирепых вождей и воинов. Учитель-мастер ходит между ними, давая указания. Итак, здесь обучается одаренная молодежь-маори - несколько десятков человек. Ну а основная масса - где, чему учится она? Вопросы возникают один за другим. Но затруднять ими нашего экскурсовода-маорийку неловко: она тащит за руку дочурку, та капризничает - устала за свой «рабочий день». Идем мимо маорийского кладбища позади деревни. Перед дощатыми домиками квадратные углубления, из которых струится не то пар, не то дым. Это «плиты» здешних маори. А вот и дом собраний - не музейный экспонат, но и он впечатляет красотой резной отделки. Из него выходят маори, в основном пожилые женщины в черной траурной одежде, с черными платочками. Они здороваются, прижимаясь носами. Марае - площадке перед домом собраний. Маори приходят сюда семьями или общинными группами, чтобы обсудить семейные дела, решить проблемы племени, отпраздновать годовщину или оказать почести гостю. Но сегодня они собрались на траурную церемонию. Когда повод для собраний официальный, гости, прибыв на место, не сразу проходят на марае, чтобы присоединиться к присутствующим, а ждут приглашения и сопровождающего. Такой эскорт называется «пае» - шаг. По марае идут степенно. Переговариваться нельзя. Такая пауза - молчаливая дань памяти усопшего. Об ее окончании дает знать кто-нибудь из местных, начав говорить. И тут гости могут сесть на стул, скамейку, циновки. Гость должен быть готов ответить несколько фраз, подобающих случаю. Гость, но не гостья: женщинам говорить на марае не позволяет обычай. Пока речи не окончены, ходить по марае не рекомендуется. Зато позади дома для собраний могут происходить спортивные игры, а через дорогу - и шумный футбольный матч. Одна из наиболее колоритных церемоний, сохранившихся у маори, это приветствие важного гостя - «веро». Как дань традиции, эта церемония и сейчас может быть разыграна не только на деревенском марае, но и в новозеландском городе. В укрепленной деревне оклик караульного имел серьезный практический смысл - надо было выяснить, каковы намерения гостя, пришел он с миром или войной. Со временем простая церемония обрастала многими элементами, пока не стала целым представлением: часовой поет, оповещая односельчан, что он бодрствует, бдителен и готов к отпору, если враги посмеют напасть; после чего воин, угрожающе размахивая дротиком, приближается к визитерам и кладет перед ними, скажем, палку, веточку, лист. Если прибывший поднимет предмет, значит, он явился с миром. Тогда стражник, повернувшись к пришельцам спиной, поведет их к марае. А у дома собраний маори исполнят танец «поукири» под «песнь каноэ». До европейцев маори имели относительно передовые знания в медицине, гигиене и навигации, они были отважными мореходами, хорошими земледельцами, смелыми воинами, отличались музыкальностью и художественными способностями, обладали неоспоримым техническим и строительным мастерством. Маори считают, что врачи-пакеха не понимают их болезней. И в самом деле, нам зачастую кажется, что многие болезни маори от суеверий. Дело в том, что сами они причину большинства болезней усматривают в нарушениях племенных обычаев, установленных божествами еще в незапамятные времена. Выздоровление же приписывали определенному богу, который покровительствует тохунга. Он-то и занимается врачеванием. Миссионеры всячески очерняли его, приравнивали к колдуну. Белые врачи, как правило, и поныне отзываются о тохунга с пренебрежением. И потому пациенты-маори скрывают, что посещали его. Лишь немногие врачи - как маори, так и пакеха - консультируются теперь с тохунга относительно больных, которые не поддаются обычному лечению. Маори-пациенты скрывают плохое состояние, стесняясь и чувствуя себя виноватыми за болезнь. Они не желают беспокоить такую важную, быть может, даже священную особу, как доктор. И обращаются к врачам поздно, когда болезнь основательно запущена. Вообще отношение маори к болезни, смерти и своему телу связано с традиционными верованиями - они тоже дают ключ к поведению пациента. Например, маори верят, что человек умрет, если оскорбит другого, что причина болезни - дурной поступок, что обнаженного тела надо стесняться. Поэтому многие больничные процедуры для них мученье. Они оскорбляют их чувство стыдливости. Даже простому осмотру больного должны предшествовать долгие разъяснения врача.

Надо сказать, что появление здесь белого человека не самым лучшим образом сказалось на местной флоре и фауне. Кошки и собаки, завезенные колонизаторами, а также многочисленные опоссумы, расплодившиеся, как тараканы, создали вполне реальную угрозу для национального символа Новой Зеландии - птицы киви, статуэтки которой остаются самым популярным сувениром среди туристов. Оказывается, что Новая Зеландия была единственным местом на земле, где оказалось возможным появление бескрылой птицы. У нее просто не было естественных врагов: змей, пауков, крупных или мелких хищников. Теперь же все изменилось. Но, так или иначе, одним из самых благоприятных мест в Новой Зеландии среди маори всегда считался район озера Роторуа. Некоторые исследователи даже полагают, что именно здесь поселились первые полинезийцы, когда в XIV веке приплыли на эти острова. Для жизни это место, скажем прямо, действительно подходит идеально. Маори поселились здесь, даже несмотря на устрашающее название, которое они сами же и дали этой части страны. Эти края издавна получили имя "Дыры в преисподнюю". А виной тому вулканы, гейзеры и постоянно витающий в воздухе запах сероводорода. Избавиться от него нет никакой возможности, потому что он в огромных количествах вырывается из-под земли наружу. Белые струйки дыма могут появиться в самых непредсказуемых местах и также внезапно исчезнуть. Жители города, а также все, кто работает в национальном парке Вакареварева, прекрасно осознают, что в любой момент их может накрыть сильнейшее извержение вулкана, как уже было однажды, но уходить отсюда никто не собирается. Издавна маори пользовались теплом, которое дарила им земля. В горячих источниках они готовили пищу, а горячая почва лучше всякого костра позволяла согреться в холодных на первый взгляд хижинах. И сегодня потомки тех маори, которые сумели отстоять свои права перед англичанами в XIX веке, не собираются оставлять свои исконные земли только из-за угрозы извержения вулкана. Здесь находится крупнейший в стране институт по изучению культурного наследия этого полинезийского народа, и, может быть, именно постоянная атмосфера незримой угрозы привлекает сюда каждый год сотни тысяч туристов. Запах опасности буквально можно почувствовать в воздухе. И пахнет она, как мы уже говорили, не самым лучшим образом. Хотя медики считают, что вдыхание серы очень полезно для лечения легочных заболеваний. Может, это и так, но мы можем сказать с полной ответственностью, что постоянный удушливый запах несколько раздражает. Хотя, по большому счету, ради знакомства с древней культурой маори или ради созерцания великолепных тридцатиметровых гейзеров можно немного и потерпеть.

Племена Маори Новая Зеландия . Татуировки Маори Новой Зеландии. Маури хакка. Фото народности Маори.

Тысячи лет назад, первые переселенцы достигли берегов Новой Зеландии. Существует легенда, согласно которой они приплыли сюда на каноэ — длинных деревянных лодках. Именно так зародился народ маори.

Слово «маори» на местном языке обозначает «обычный» или «нормальный» . В древних легендах, оно отличало простых смертных от божеств. Традиции народа маори ведут свое начало из далекого прошлого. Как и их предки, они занимаются в основном земледелием и ремеслами. Люди выращивают папортники, ямс, сладкий картофель и другие растения. Большое значение в их жизни имеют ткачество и резьба по дереву. Несколько веков назад, в Новой Зеландии была распространена охота на гигантских птиц — моа. Сейчас эти птицы истреблены человеком.

Самый удивительный обычай народа маори — нанесение татуировок . Татуировками покрывается не только тело, но и лицо. Наносятся они на кожу с помощью особого инструмента, который называется «ухи». На коже появляются небольшие рубцы, из-за чего процедура становится очень болезненной. Любимый орнамент — спираль. Простой человек без особых заслуг не мог позволить себе такую татуировку, так как для ее оплаты требовалось очень много средств и времени. Обычно, их обладателями становятся вожди или прославленные воины.

Каждый рисунок на теле несет сведения о человеке. Например, к какому племени он принадлежит, из какого рода происходит и какой статус занимает в обществе. В некоторых случаях, к ним добавлялись сведения о выигранных сражениях и подвигах.

Краска для татуировок изготавливается из черного древесного сока и насекомых. Во время их нанесения, близкие человека старались отвлечь его песнями от ужасной боли.

Женщины маори тоже наносят татуировки, в основном это сведения о родословной и количестве детей ее обладательницы.

Мастера татуировок очень ценятся в обществе маори и имеют высокий статус.

Когда-то у маори был распространен каннибализм. Согласно этому страшному обычаю, сила врага непременно переходит к тому, кто его съел. В настоящее время, подобные случаи сошли на нет.

Особый интерес вызывает обычай боевого танца — «хака» . У каждого племени он уникален. Танец сопровождается хоровым пением или просто выкрикиваемыми словами поддержки. Изначально, люди верили, что он поможет привлечь духов природы и обязательно принесет удачу в борьбе с врагами. Женщины исполняют другой танец, называемый «пои», под звуки флейты.

Еще один обычай народа маори — изготовление талисманов и амулетов из дерева . Все они несут в себе определенный смысл. Так, хвост кита символизирует силу, а спираль обозначает спокойствие. Фигурки птиц, обозначают связь моря с землей. Самым мощным оберегом от злых сил является «манайя» — человек с головой птицы и хвостом рыбы.

Обычай празднования Нового года у маори особенный и называется словом «матарики», которое дословно обозначает «маленький». Когда на небосклоне появляется звездное скопление Плеяды (в начале июня) начинаются народные празненства, которые длятся несколько дней.

В наши дни удивительный народ маори сохранил большинство своих обычаев.

40 фото и эскизов татуировок в полинезийском стиле















Маори – коренное население Новой Зеландии, представители которого являлись главными жителями островов до прибытия на эти земли европейцев.

Сегодня в мире насчитывается около 680 тысяч представителей этого народа. Помимо Новой Зеландии, странами, в которых живут маори, являются Австралия, США, Канада, Великобритания и некоторые другие.
Дословный перевод с "māori" (язык маори) означает «обычные» («естественные», «нормальные»). Именно это понятие использовалось древним народом для отличия людей от божества и духа.


История маори как коренного народа Новой Зеландии не только очень древняя, но и интригующая. Археологические находки и их генетически анализ дают основание предполагать, что в Новую Зеландию эти люди прибыли и заселили более 1000 лет назад с островов Восточной Полинези (откуда они родом) на каноэ Waka, чем заслужили в истории славу смелых и находчивых мореплавателей.
Представители коренного народа были первыми людьми, заселившими территорию новозеландских островов. Они смогли основать свою культуру в стране, которой ими же было присвоено название Аотеарoа («страна длинного белого облака»). Древние маори являлись прекрасными мореплавателями, способными на хрупких каноэ справляться с неподатливыми волнами Тихого океана. Во время своих океанических путешествий, они ориентировались лишь по звездам и солнцу, и, в конце концов, открыли Новую Зеландию задолго до представителей Старого Света. Европейцы ступили на новозеландскую землю только спустя 8 веков, и обнаружили там гордую и независимую нацию смелых воинов.


Язык народа относится к полинезийской группе (австронезийская семья) и является общим с другими народностями целого ряда тихоокеанских островов (например, островом Кука, где язык маори распадается на диалекты аиту митиаро, раротонганский, аитутаки, куки аирани, мауке).


Традиционной формой ведения хозяйства древного народа являлось натуральное, основными занятиями – подсечно-огневое земледелие и охота, а также война. Сегодня маори большей частью заняты в сельском и лесном хозяйстве. Ремесленное производство зародилось в культуре с самых давних времен и до сих пор является важной составляющей их жизни. Ключевыми ремеслами маори являются резьба по дереву, ткачество, строительство лодок, плетение, создание украшений.
Удивительной чертой ремесленного творчества maori является присутствие изображений или фигурок животных в изделиях (в отличие от анималистичности народного промысла африканских племен банту или масаи). Главный используемый орнамент – спираль, исполненная в самых разных вариациях, а главные изображения – люди или божество «тики». Маори очень любили украшать свои дома, лодки, оружие, саркофаги и всевозможные предметы быта. Чаще всего это осуществлялось при помощи резьбы. Кроме этого, маори в вырезанных из дерева статуях увековечивали своих предков. Подобные статуи являлись обязательным атрибутом в каждой деревне.


Деревня (па) – традиционное поселение maori – раньше представляла собой компактное пространство, окруженное рвом или деревянной оградой, внутри которого находились жилые дома (фаре). Дома строили из досок и бревен, крышу делали из соломы, а пол был углубленным в землю, поскольку из-за более прохладного климата дома нуждались в утеплении. В маорийских деревнях помимо жилых сооружений были еще общинные дома фаре-рунанга, дома знаний фаре-кура и дома развлечений фаре-тапере.


Отличие климата от Гавайев или Таити также стало причиной появления у маори более теплой одежды. Традиционными для этого народа были накидки и плащи, у женщин – длинные юбки. Для утепления ткани (обычно льна) в нее вплетались шкурки животных (собак) и перья птиц.


Маори научились изготавливать различные виды оружия – дротик (хуата), шест, копье (кокири), своеобразное укороченное штыковое орудие (таиаха), палицу (мере), при возделывании земли главным инструментом являлась палка-копалка, в охоте большое распространение получили силки. Для резьбы по дереву и нанесения традиционной среди маори татуировки мокко использовались нефритовые или жадеитовые резцы.


Маори являлись одним из самых жестоких и выносливых народов древнего мира. Их традиции и некоторые представления о жизни современному человеку могут показаться дикими и далекими от гуманности и доброты. Например, типичным явлением для маори был каннибализм – в прошлые века они съедали своих пленных. Причем делалось это с верой в то, что сила съеденного врага непременно перейдет к тому, кто его съедает.


Другой традицией являлось нанесение самого болезненного вида татуировки – мокко, отражающей статус человека в обществе. Женщины с помощью тату украшали подбородки и губы, мужчины-воины покрывали такими узорами все лицо. Причем рисунок наносился не простыми иголками, а маленькими резцами, подобно тому, как скульптор ваяет свои творения. Не менее жестокими были и процедуры инициации – весьма болезненные проверки выносливости, а также обычай отрезать и мумифицировать головы своих врагов, знаменитых воинов или вождей.


Одной из красивейших традиций мира является хонги (hongi) - приветствие племени маори в Новой Зеландии. При встрече друг с другом они касаются носами, разделяя одно божественное дыхание на двоих. Центром тела у маори считается нос, вернее его кончик. После хонги маори воспринимают другого человека как друга. Ведь разделяя дыхание жизни на двоих, люди становятся одним целым.


Всемирную популярность сегодня завоевывает знаменитый боевой танец маори, название которого звучит как «хака». В настоящее время за племенами маори закреплено авторское право на этот танец, а правительство Новой Зеландии официально предоставило членам племени право собственности на боевой клич «Ка мате». По сути хака – это ритуальный танец, сопровождаемый хоровой поддержкой или периодически выкрикиваемыми словами. Исполнялся он для призыва духов природы или перед вступлением в бой с противником. Существует также другой вид танца, исполняемый женщинами, - так называемый "пои".
Непосвящённым танец племени маори кажется зрелищем достаточно нелепым и агрессивным: группа взрослых мужчин выкрикивает непонятные слова, а в движение приходят не только руки и ноги, но и мышцы лица. В действительности танцоры рассказывают историю чудесным образом спасённого вождя и посредством мимики выражают всю гамму эмоций от якобы пережитого страха смерти и восторга, пришедшего ему на смену, попутно показывая врагам, что не стоит недооценивать их воинские качества.

С самых древних времён, когда этот народ мигрировал в Новую Зеландию с Гавайских островов (или каких-то других, тут всё ещё есть споры), женщина почиталась как в религиозном, так и в социальном плане. Ведь даже боги были рождены женщиной. Женщины могли стать Тохунгой (вождём) наравне с мужчиной, женщины были главными в Семье (whanau), распоряжались землёй. А позже, когда маори пришлось уживаться с пришельцами-англичанами с большой земли, женщины избирались «колоревой маори», и попадали в «парламент маори». Дома мужчины беспрекословно подчинялись женщинам во всём, что касалось домашнего хозяйства, ухода за детишками и так далее. И даже в современной Новой Зеландии мужчины-маори нянчатся с детьми дома, гуляют с ними. Единственное, в чем мужчина превосходит женщину, это во внешних вопросах, защите. Поэтому на Сходах (hui) женщины (кроме, естественно, тохунги и членов совета) занимают места позади мужчин. У нынешних маори даже есть шутка по этому поводу, о том что Сход – единственное место, где женщина не затыкает мужчине рот. Ну просто мечта, не так ли, девушки? :) Да простят меня наши доблестные читатели-мужчины!

Одну из последних королев маори, кстати, звали Тэ Атайрангикаа – ну и чудные же у них имена, да и вообще язык! Мне кажется, он очень красивый. Почти все слова начинаются с приставки «вака-» и заканчиваются на суффиксы типа «-кутУ», «-Анга», «-Унга», «-рАнга» (манга, танга, ханга…) и тому подобное. Что только стоит «амайнекутУ» того самого Могли, про которого я написала в самом начале. Он постоянно повторял это слово в контексте «хочу амайнекуту с Федерикой!» и подобное – ну, вы поняли! :) Теперь это слово затесалось и в моём лексиконе. И да, думаю все обратили внимание, как на языке маори будет «сход»!

Маори и по сей день очень почитают свою религию. На деле это даже не религия, а какая-то особая связь с миром духов, вселенной, всего сущего, так наверно стоит это назвать. Они проходят особые испытания, чтобы овладеть знаниями обо всем «сущем», и в конце испытаний их поджидает Туатара, она охраняет ворота к знаниям. Туатара это новозеландский эндемик, ящерица, которая при этом вовсе не ящерица. Некоторые учёные относят её к последнему живому представителю динозавров! Вот ли не отличный стимул махнуть в Новую Зеландию? Увидеть последнего живущего на земле мини-динозаврика! К таковым её относят, потому что у неё есть третий глаз, открытый при рождении, и зарастающий со временем. Маори же считают что третьим глазом туатара смотрит в мир духов.

Маорийцы очень трепетно относятся к татуировкам. А вернее они ооочень любят забить татуировками себе всё тело, даже (особенно!) лицо. Так что прости, Рик Генест, ты такой не один. Даже по сей день много представителей это народа хотят с татуировками на подбородке, щеках и т.д. Хорошие татуировщики очень ценятся и пользуются уважением. И у двух разных маори никогда не повторится татуировка. У каждого она будет своей, уникальной.

Аж до самого 20 века маори если человечинку. Для этого у них было две причины – первая, конечно, связана с верой в то, что блюдо из врага содержит в себе его сильные качества: мозг - мудрость, сердце – отвагу и т. д., а вторая довольно просто объясняется учёными. Человеческое мясо было единственным источником протеина для них, ведь всё остальное «мясо» вокруг было исключительно пернатым. Но к счастью, больше они себеподобных не едят! Так что можно навестить поселение маори, как говорится, без страха и упрёка. Там они встретят очень даже радушно. Научат своим традиционным приветствиям-прощаниям и танцам, накормят едой приготовленной по традиции Ханга.

Вера Рыбикова

Слово "маори" имеет 2 значения: первое - коренной народ Новой Зеландии, второе - названия языка этого народа.

История маори как коренного народа Новой Зеландии не только очень древняя, но и интригующая. Археологические находки и их генетически анализ дают основание предполагать, что в Новую Зеландию эти люди прибыли и заселили более 1000 лет назад с островов Восточной Полинези (откуда они родом) на каноэ Waka, чем заслужили в истории славу смелых и находчивых мореплавателей.

Любой посетитель островов Новой Зеландии будет удивлен как много улиц и районов имеют названия, происходящие из языка маори. Например - Анехунга, Увангамомона, Нгуру? Сначала кажется, что произнести эти названия невозможно простому человеку, но на самом деле, язык маори имеет логическую структуру и, в отличие от английского, имеет очень последовательные правила произношения. Вот к слову как звучат основные фразы:

Kia ora Здравствуйте
Nau mai, haere mai Добро пожаловать
Kei te pehea koe? Как дела?
Kei te pai Хорошо
Ka kite anō Увидимся

Сегодня маори - это один из государственных языков Новой Зеландии, который считается национальным сокровищем страны. На маори говорит около 23 % жителей Новой Зеландии, при этом представителей народа маори сейчас проживает только 14% относительно общей численности населения страны. Существуют языковые школы маори и специальные каналы, транслирующие свои программы на этом языке.

Маори - выходцы из Полинезии и благодаря этому имеют свою уникальную культуру.

Например, приветствуют друг друга маори прикосновением носами!

Очень большое впечатления в давние времена на врагов, а сегодня - на путешественников производит Хака (Haka) - один из видов древних танцев, исполняемых маорийскими воинами традиционно на поле боя. Ожесточенные с первого взгляда движения (тиснения ногами, выступы и ритмические пощечены) сопровождаемые громкими выкриками-песней призваны символизировать гордость племени, силу и его единство.

Капа хака (Kapa Haka) - или традиционное представление - является важной культурной частью наследия маори. Буквально термин означает сформировать линейку (kapa) и танец (haka). Само представление включает в себя невероятно эмоциональное и мощное сочетание песни, танца и пения, исполняемое культурными группами на марае (специальных площадках для представлений), в школах, и во время специальных мероприятий и фестивалей.

Однако самым неповторим и зрелищным атрибутом культуры является Ta Моко (Ta Moko) - искусство татуировки и уникальное выражение культурной идентичности маори. Каждая Та Моко отражает родословную человека и личную историю. В прежние времена это был признак социального ранга, знаний, навыков и права вступать в брак.



  • Разделы сайта