Исследование мышечной силы

Здравствуйте. Сегодня, разберемся в двигательных нарушениях, которые возникают в результате снижения мышечной силы. Снижение мышечной силы именуется в практике врача понятием силовой парез . Тот случай, когда появляется слабость в каких-либо частях тела. Например, в руке и (или) ноге. Полное отсутствие мышечной силы- это паралич.

Паралич (плегия) — это полное отсутствие мышечной силы.

В зависимости от поврежденного звена двигательного пути парез и паралич делится на:

  • центральный (или спастический) — если поврежден отрезок двигательного пути в головном или спинном мозге
  • периферический- в случае повреждения периферического нерва, получающего нервный импульс от вышележащих отделов головного или спинного мозга

Поговорим конкретнее о спастическом парезе, то есть о центральном. О симптоме, являющемся индикатором повреждения этого пути я писал . Этот вид снижения мышечной силы возникают в результате повреждения пирамидного пути. Пирамидный путь (или кортико-спинальн ый)- это нервный путь, отвечающий за проведение нервного импульса от нейронов (нервных клеток) моторной (или двигательной) зоны коры головного мозга к передним рогам спинного мозга, от которого нервные импульсы проходят по нервам, непосредственно, к скелетной мускулатуре. Сокращаются скелетные мышцы и рождается движение в теле человека.

Мышечная сила в баллах: оценка во врачебной практике.

Мышечная сила в баллах в клинической практике оценивается по 5-ти бальной шкале. Оценивается во время врачебного осмотра и чаще- при оценке неврологического статуса врачом неврологом и/или нейрохирургом.

Неврологический статус- это оценка состояния неврологических функций и степени их утраты (если она есть).

  • 5 баллов- это полная мышечная сила и она указывает на нормальное состояние нервно-мышечного аппарата.
  • 4 балла- это снижение мышечной силы легкой степени, именуемое легкий парез
  • 3 балла- умеренное снижение мышечной силы, умеренный парез
  • 1 и 2 балла- выраженное снижение мышечной силы, именуемое глубоким парезом
  • 0 баллов- полное отсутствие мышечной силы в исследуемых мышцах, называется плегия или паралич.

Для оценки определяют мышечную силу в разных мышечных группах конечностей. Одним из самых простых способов оценки является сжатие пациентом 2 и3 пальцев кистей рук врача. Оценка, в данном случае, субъективная, но имеющая свои критерии.

Силовые парезы делятся также в зависимости от количества конечностей, в которых возникло снижение мышечной силы. Ниже остановимся на этом подробнее.

Парезы

Парапарез: верхний и нижний.

Парапарез — это снижение силы в двух конечностях: в руках (верхний) или в ногах (нижний). На изображении выше этот вид снижения силы обозначен №1- в данном случае представлен только верхний парапарез.

Одной из самых частых причин парапареза является заболевание, травма или новообразование спинного мозга. В этом случае будет наблюдаться верхний- если в руках или если в ногах- нижний парапарез. Спастический- при поражении на уровне головного или спинного мозга и периферический парапарез — при поражении на уровне периферических нервов.

Это любой патологический процесс, который сопровождается двухсторонним повреждением двигательных путей спинного мозга (при спастическом варианте) или парных периферических нервов (при периферическом варианте).

Монопарез: верхний и нижний.

Разберем подробнее что это такое. Монопарез — это медицинский термин, означающий снижение мышечной силы в одной конечности. Верхний монопарез- в одной руке, а нижний-в одной ноге. Верхний и нижний монопарез изображен выше под №2, если имеет место одновременное снижение мышечной силы в руке и в ноге с одной стороны тела, то речь идет о гемипарезе. Гемипарез- наиболее частая форма утраты мышечной силы при инсульте, что это такое подробнее читайте .

Конечно, монопарез более характерен для повреждения периферического звена двигательного пути (пирамидного тракта)- от места выхода спинно-мозговых корешков до мускулатуры, которую этот двигательный путь иннервирует (приводит в движение). На протяжении всего этого отрезка могут возникать процессы, приводящие к повреждению нервного волокна.

Тетрапарез и тетраплегия: что это такое?

Тетрапарез — это снижение мышечной силы в руках и ногах.

Тетраплегия — это полное отсутствие мышечной силы в конечностях, по-другому-это паралич в руках и ногах. Тот случай, когда человек обездвижен и не может самостоятельно передвигаться. Не смотря на серьезную картину неврологического нарушения, этот процесс не всегда наступает окончательно и бесповоротно. Все зависит от заболевания, причиной которого явились тетрапарез или тетраплегия.

В заключение.

Далеко не всегда объем вовлечения конечностей имеет связь со стойкостью утраты мышечной силы. В клинической практике глубокий тетрапарез может регрессировать полностью, сменив место достаточной мышечной силе в конечностях, в то время, как монопарез может сохраняться на долгие годы. Стойкость повреждения зависит от причины, вызвавшей конкретный силовой парез.

Центральный гемипарез (паралич) весьма существенно влияет на повседневную деятельность человека и является основной причиной инвалидизации больных инсультом и основным объектом их реабилитации.

В комплекс клинических показателей, характеризующих степень нарушения двигательной функции входят: объем активных движений в суставах, степень снижения мышечной силы, изменение тонуса мышц.

Объем активных движений в суставах конечностей измеряется с помощью угломера в градусах. Для точности и воспроизводимости измерения амплитуды движений в суставах следует придерживаться следующих принципов:

    использование стандартного, универсального угломера;

    применение стандартных исходных позиций для каждого сустава;

    использование костных ориентиров для стандартизации расположения плеч (браншей) угломера;

    расположение неподвижного плеча угломера на центральном, а подвижного на периферическом сегменте сустава.

Исходное положение туловища при измерении суставного угла – вертикальное.

При легком парезе во всех суставах отмечается полный объем активных движений, при умеренном парезе руки: в плечевом суставе объем активных движений в пределах 35,6+ 6,2, в локтевом – 36,0+ 6,0, лучезапястном -34,8+ 4,2; при выраженном парезе объем активных движений был в пределах: плечевом суставе 18,0+ 5,6, локтевом -20,5+ 4,5, лучезапястном – 10,0+ 5,0; при резко выраженном парезе – в пределах 6,0+ 4,5, локтевом – 5,8+ 2,5, лучезапястном 4,5+ 4,0; при плегии активные движения в конечностях отсутствуют.

В ноге объем активных движений измеряется в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах. При легком парезе активные движения сохраняются в полном объеме. При умеренном парезе объем активных движений в тазобедренном суставе в пределах 17,8+ 2,2, в коленном 25,2+ 2,4, голеностопном 16,6+ 2,3, при выраженном парезе – в тазобедренном суставе 7,7+ 2,7, коленном 8,9+ 3,7, голеностопном 6,0+ 1,3; при резко выраженном парезе: в тазобедренном 5,0+ 1,7, коленном 5,6+ 3,2, голеностопном – 5,1+ 1,4.

Для оценки мышечной силы отдельных мышц и групп мышц используется шестибальная шкала – от 5 до 0. Проводится сравнительная оценка больной и здоровой стороны. Баллом 5 оценивается отсутствие пареза, парез оценивается как легкий при соответствии силы 4 баллам, умеренный - 3 баллам, выраженный – 2 баллам, грубый - 1 баллу и при параличе – 0 баллов.

Апробированная Шестибальная шкала “Оценка мышечной силы” (Мс Рeak L., 1996, Bейсс М, 1986, табл. 1) также дает соотношение силы мышц здоровой и пораженной стороны в процентах. Таблица 1

Шестибальная шкала оценки мышечной силы

Характеристика силы мышц

Соотношение силы пораженной и здоровой мышц в %

Степень пареза

Движение в полном объеме при действии силы тяжести с максимальным внешним противодействием

Движение в полном объеме при действии силы тяжести и при небольшом внешнем противодействии

Движение в полном объеме при действии силы тяжести

умеренный

Движение в полном объеме в условиях разгрузки

выраженный

Ощущение напряжения при попытке произвольного движения

Отсутствие признаков напряжения при попытке произвольного движения

Оценка силы мышечных групп также производится с помощью динамометров. Динамометрия позволяет получить более точные количественные данные.

Исследование мышечного тонуса осуществляют путем пальпации мышцы (оценка ее механикоэластических свойств) и на основании рефлекторной сократимости мышц. Пальпация проводится путем повторных сжиманий пальцами врача мышцы или же давлением рукой на брюшко мышцы сверху. При оценке способом пассивных движений врач производит пассивные движения разгибания и сгибания в суставе.

Степень спастичности определяют по модифицированной шкале спастичности Ашфорт. (Табл. 2). Однако, спастичность проявляется спустя 1-2 месяца от начала инсульта, поэтому эта шкала должна использоваться к концу раннего и в позднем восстановительном периоде.

При экспертной оценке степени выраженности гемипареза необходимо учитывать отдельно степень сохранности функции руки, принимающей основное участие во всех трудовых операциях и в самообслуживании, и состояние функции ноги, определяющей возможность передвижения.

Кроме основных критериев, характеризующих двигательную функцию, объем движений, мышечный тонус, мышечную силу, имеются критерии, характерные для функции руки.

К ним относятся: возможность противопоставления дистальной фаланги большого пальца основанию остальных, сгибание пальцев в кулак и основная функция кисти – схватывание и удержание предметов.

При легком парезе руки – при противопоставлении большого пальца основная фаланга большого пальца достигает основания всех остальных пальцев, наблюдается полное сгибание пальцев в кулак, основная функция кисти – схватывание и удержание предметов не нарушена.

При умеренно выраженном парезе – дистальная фаланга большого пальца достигает основания четвертого пальца, дистальные фаланги отстают от ладони на расстоянии 1,5  0,5 см (измеряется расстояние сантиметровой лентой от концевых фаланг до ладони). Доступно удержание предметов, затруднено схватывание мелких предметов.

Таблица 2

Модифицированная шкала спастичности Ашфорт

Мышечный тонус

Нет повышения

Легкое повышение тонуса, ощущаемое при сгибании или разгибании сегмента конечности в виде незначительного сокращения в конце движения

Незначительное повышение тонуса в виде сопротивления, возникающего после выполнения не менее половины объема движения

Умеренное повышение тонуса, выявляющееся в течение всего движения, но не затрудняющее выполнение пассивного движения

Значительное повышение тонуса, затрудняющее выполнение пассивных движений

Пораженный сегмент конечности фиксирован в положении сгибания или разгибания

При выраженном парезе – дистальная фаланга большого пальца достигает основания третьего пальца, дистальные фаланги отстают от ладони на расстоянии 4,0+ 0,5 см, при этом возможно схватывание крупных предметов без длительного и прочного их удержания.

При резко выраженном парезе руки – дистальная фаланга большого пальца достигает основания второго пальца, дистальные фаланги отстают от ладони на расстоянии 5-8 см, невозможен схват и удержание как крупных, так и мелких предметов. При плегии – движения в руке отсутствуют.

При определении степени выраженности пареза часто возникают трудности при оценке легких двигательных нарушений (пирамидной недостаточности, реже легкого пареза), при которых объем активных и пассивных движений, мышечная сила и тонус практически не отличаются от нормы. В этих случаях следует использовать пробы для выявления симптомов, свидетельствующих о наличии пирамидной недостаточности. Для верхней конечности используются следующие пробы.

Барре верхний симптом. Методика вызывания: для выявления верхнего симптома Барре больному, находящемуся в вертикальной положении, предлагают вытянуть руки, повернуть ладони вниз. Паретичная конечность быстрее опускается. В модифицированной пробе больной вытягивает руки вперед, ладони внутрь – на пораженной стороне кисть пронируется, рука постепенно опускается.

Вендеровича симптом характеризуется ослаблением силы приводящих мышц IV-V пальцев кисти. При значительной выраженности симптома V палец постоянно отведен. Методика вызывания: больной приводит пальцы и их прижимает друг к другу. Врач сжимает первые межфланговые суставы IV и V пальцев больного и затем растягивает их. В норме это удается осуществить, прилагая определенное усилие. Легкое отведение V пальца или V и IV пальцев свидетельствует о симптоме Вендеровича, что отмечается при поражении пирамидного пути.

Русецкого симптом (проба) характеризуется неполным разгибанием кисти при незначительных парезах в конечности. Методика вызывания: обследуемый сидит с вытянутыми перед собой верхними конечностями, расположенными на одинаковом уровне, и по команде разгибает кисти. На стороне пирамидной недостаточности угол между предплечьем и кистью будет большим, чем на здоровой конечности.

Гирлиха симптом. Методика вызывания: в вертикальном положении у больного руки прижаты к туловищу, согнуты в локтевых суставах, супинированы. На пораженной стороне отмечается ограничение супинации.

Тест пронации руки. Методика: в вертикальном положении руки вытянуты вперед, ладони повернуты вверх. На стороне пирамидной недостаточности отмечается пронация, легкое сгибание в локтевом суставе, опускание (кисть приближается к телу не ладонной поверхностью, а тыльной).

Кроме вышеуказанных проб отмечаются следующие двигательные феномены:

Пронационный феномен Бабинского – при пассивной супинации обеих опущенных рук паретичная принимает пронационное положение как только исследующий отнимает свою руку.

При сгибании предплечья увеличивается пронационная тенденция и больная рука приближается к плечу тылом кисти.

При пассивном сгибании предплечья на больной стороне удается получить более острый угол, чем на здоровой.

При опускании больным пассивно согнутого предплечья – на больной стороне оно происходит медленнее и рывками.

При пассивном разгибании пальцев сгибается больной палец, в то время как в норме он разгибается.

При ходьбе ослаблено синергичное маятникообразное качание руки на больной стороне.

Для диагностики пирамидной недостаточности в нижней конечности используются следующие пробы.

Барре (пирамидной недостаточности, Мингаццини-Барре) нижний симптом. Методика вызывания: для выявления симптома Барре больному, лежащему на животе, предлагают согнуть нижние конечности в коленных суставах под прямым углом и удерживать их в таком положении. Пораженная конечность вскоре опускается или начинает толчкообразно колебаться. Мингаццини рекомендует следующую методику: больной лежит на спине, конечности согнуты в коленных и тазобедренных суставах под прямым углом и не прикасаются друг к другу, глаза закрыты. С целью обнаружения более легкой степени пареза можно увеличить статическую нагрузку, меняя углы в тазобедренных и коленных суставах, или использовать динамическую нагрузку, предлагая больному попеременно сгибать и разгибать конечности в коленных суставах. Паретическая конечность будет отставать от здоровой при подъеме вверх и быстрее опускаться при движении вниз.

Проба Русецкого-Андреевой. Методика вызывания: больной лежит на спине, ноги согнуты в тазобедренных суставах под углом в девяносто градусов, в коленных суставах под углом в сто тридцать пять градусов. Отмечается более быстрое опускание паретичной ноги.

Тест качания ног. Методика: больной сидит на краю стола, свободно свесив ноги; ноги поднимают до уровня стола и внезапно опускают, у здорового качания ноги происходит в строго продольном направлении, паретичная конечность описывает движение по эллипсу.

Степени выраженности пареза по функциональным классам.

ФК-0 - нет нарушений или имеется пирамидная недостаточность. Объем движений полный, мышечная сила, мышечный тонус в норме. Возможна анизорефлексия (D>S,S>D). Походка не изменена.

ФК-1 - легкий парез. Объем движений полный, умеренное снижение мышечной силы (до 4 баллов), преодолевает силы гравитации, сопротивление действующей извне силе умеренно затруднено. Легкое повышение мышечного тонуса, анизорефлексия (D>S,S>D). Неубедительный симптом Бабинского. При ходьбе прихрамывает на паретичную ногу

Ограничения жизнедеятельности (ОЖД): передвижение ФК 1;участие в профессиональной деятельности ФК 0-1,редко 2..

ФК-2 – умеренно выраженный парез. Объем движений полный или незначительно ограничен, обычно в дистальном отделе, преодолевает силы гравитации, снижена мышечная сила (до 3 баллов), сопротивление действующей извне силе затруднено. Анизорефлексия, стойкие патологические рефлексы. Умеренное повышение мышечного тонуса: сопротивление мышц-антогонистов позволяет осуществить лишь 75% от полного объема пассивного движения в норме. Походка гемипаретическая. ОЖД: передвижение ФК 2;участие в профессиональной деятельности ФК1-2, самообслуживание ФК 1-2.

ФК-3 - значительно выраженный парез. Движения в вертикальной плоскости отсутствуют, возможны только в горизонтальной (не преодолевает силы гравитации). Мышечная сила снижена до 2 баллов, сопротивление действующей извне силе резко затруднено. Анизорефлексия резко выраженная. Клонусы стоп и патологические рефлексы четко выражены. Значительное повышение мышечного тонуса: при значительном сопротивлении исследующему удается достичь не более половины объема нормального движения в данном суставе. Поза Вернике-Манна, походка “циркумдуцирующая” или гемипаретическая.

ОЖД: передвижение ФК 3; участие в профессиональной деятельности ФК3, редко при левостороннем гемипарезе-ФК 2; самообслуживание ФК 3.

ФК-4 - плегия или резко выраженный парез. Активные движения конечностей отсутствуют или возможны движения отдельных мышечных групп. Мышечная сила снижена до 0 или 1 балла. Мышечный тонус может быть резко повышен или склонность к гипотонии. Резкая анизорефлексия, патологические рефлексы, клонусы. Сопротивление мышц-антогонистов настолько велико, что исследующему не удается изменить положения сегмента конечности. Поза Вернике-Манна, походка “циркумдуцирующая” (или больной самостоятельно не передвигается).

ОЖД: передвижение ФК 4;участие в профессиональной деятельности ФК4,редко при левостороннем гемипарезе-ФК 3; самообслуживание ФК 4.

Как известно, для оценки результатов проведенной реабилитации используют изменения ФК нарушенных функций или способностей (ограничений жизнедеятельности), но во многих случаях, особенно у больных с выраженным и резко выраженным парезом, динамика состояния незначительная, без изменения ФК, но с уменьшением степени выраженности нарушений или способностей внутри ФК, например: уменьшается спастика, или увеличивается сила в конечностях или объем движений в суставах. Оценка таких небольших сдвигов для оценки комплексной функции или способности – затруднена. Целесообразно оценивать отдельные составляющие комплексной функции. Так, оценивая изменение двигательной функции, следует в отдельности определить силу, рассчитав на сколько баллов она увеличилась, исходя из нормы – 5 баллов, объем движений в градусах (см. табл. 3), мышечный тонус – в баллах, исходя из Модифицированной шкалы спастичности Ашфорт (табл. 2).

Определение степени нарушенных функций - первый этап экспертного и реабилитационного процесса. На втором этапе оценивается в какой мере расстройство функции (дефект) влияет на состояние жизнедеятельности и степень нарушения каждого из критериев жизнедеятельности в отдельности, поскольку разные дефекты отражаются на разных сторонах жизнедеятельности, а нарушение даже одной из них вызывает социальную недостаточность.

Основные задачи реабилитации пациентов, перенесших инфаркт мозга (ИМ):

1. Повышение толерантности к физической нагрузке.

2. Восстановление мышечной силы.

3. Нормализация мышечного тонуса.

4. Восстановление речи.

5. Восстановление высших психических функций.

6. Восстановление чувствительности.

7. Улучшение психоэмоционального состояния.

8. Нормализация АД.

9. Сохранение социального статуса.

10. При возможности наиболее полный возврат к труду.

11. Предотвращение инвалидности.

12. Снижение смертности.

13. Достижение поставленной цели при минимальных материальных затратах.

14. Отказ или уменьшение потребности в курении.

15. Улучшение липидного профиля.

16. Уменьшение массы тела.

Реабилитационные мероприятия проводится на всех этапах МР.

В реабилитации пациентов, перенесших ИМ, используются следующие методы реабилитации:

При оценке состояния скелетных мышц наряду с визуальным осмотром необходимо их функциональное исследование. Оценивают контуры, конфигурацию мыши, определяют гипо- и гипертрофию, рубцы и др. Затем изучают изменения контуров и объема мышц при движении в соответствующем суставе.

Метод функционального исследования мышц позволяет получить информацию о силе отдельных мышц и мышечных групп, анализировать простые моторные стереотипы и функциональные способности тестируемой части (сегмента) тела. Сила мышц определяется противодействием их сокращению (рукой врача). Необходимо сравнить мышечную силу и объем выполненного движения с таковыми на здоровой стороне. Мышечную силу оценивают по 6-балльной системе (табл. 2.4).

Таблица 2.4. Шестибалльная шкала оценки мышечной силы (по L. Brad-dora, 1996; М. Вейсс, 1986)


* Под разгрузкой понимается исключение гравитационных воздействий на конечность, а также исключение давления на работающие группы мыши массы тела. Ото достигается выполнением движения в горизонтальной плоскости при удобном расположении исследуемой конечности либо на скользящей поверхности или площадке с роликовыми колесами.

Таким образом, функциональное исследование позволяет получить информацию о силе отдельных мышц и мышечных групп, анализировать простые моторные стереотипы и функциональные способности исследуемой части тела.

Для определения степени развития отдельных функциональных групп мышц используется методика, базирующаяся на том, что в проксимальных отделах конечностей располагаются преимущественно двухсуставные мышцы, а в дистальных — односуставные; окружность каждого сегмента конечности следует измерять в 2 местах — дистальном и проксимальном отделах.

Для определения окружности плеча при 1-м измерении сантиметровую ленту накладывают горизонтально у места прикрепления дельтовидной мышцы, при 2-м — на 4—5 см выше надмыщелков плеча.

Для измерения окружности предплечья при 1-м измерении сантиметровую ленту накладывают в верхней трети предплечья, при 2-м — выше шиловидных отростков лучевой и локтевой костей.

Показатель массивности (I) и «условный» момент силы мышц (II) плеча и предплечья определяют по формулам:

I = (Обхват плеча х 100) / (Длина плеча);
II = (Обхват предплечья х 100) / (Длина предплечья);
«Условный» момент силы плеча = Обхват плеча х Длина плеча;
«Условный» момент силы предплечья = Обхват предплечья х Длина предплечья.


Для определения степени развития передней и задней групп мышц плеча проводят дермографическим карандашом 2 вертикальные линии: по медиальной и латеральной бороздкам плеча. Затем измеряют «полуобхват» плеча спереди, характеризующий степень развития мышц на передней поверхности плеча (двуглавой и плечевой мышц), и сзади, характеризующий степень развития трехглавой мышцы. Сантиметровую ленту накладывают в месте наибольшего развития мышц.

Для измерения окружности проксимального отдела бедра сантиметровую ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой; для определения развития мышц дистального отдела бедра (преимущественно бедренных головок четырехглавой мышцы бедра) сантиметровую ленту накладывают на 7—8 см выше коленного сустава.

Для определения развития мышц проксимального отдела бедра сантиметровую ленту накладывают горизонтально под ягодичной складкой.

Для характеристики развития мыши проксимального отдела голени ее обхват измеряют в месте наибольшего развития мышц, для характеристики развития мышц дистального отдела — на 4—5 см выше голеностопного сустава.

Показатель массивности (1) и «условный» момент силы (II) бедра, голени определяют по формулам:

I = (Обхват бедра х 100) / (Длина бедра); 11 = (Обхват голени х 100) / (Длина голени).
Для определения развития мышц сгибателей, разгибателей и приводящих мышц бедра проводят дермографическим карандашом вертикальные линии: 1 -я из них соединяет нижний край симфиза с медиальным надмыщелком бедра, 2-я — седалищный бугор с медиальным падмыщелком, 3-я — наиболее выступающую латеральную точку с головкой малоберцовой кости. Измерения проводят в проксимальном и дистальном отделах бедра. Расстояние между 1-й и 2-й линиями в проксимальном отделе характеризует развитие приводящих мышц, между 2-й и 3-й линиями — развитие мышц-разгибателей бедра, между 1-й и 3-й линиями — развитие мышц-сгибателей бедра. В дистальном отделе бедра расстояние между 1-й и 3-й вертикальными линиями спереди характеризует развитие разгибателей голени, сзади — сгибателей голени и разгибателей бедра.

Для измерения силы мышц применяют специальные приборы — динамометры. С их помощью определяют силу мышц-сгибателей кисти и пальцев (кистевая динамометрия), а также силу мыши-разгибателей спины (становая динамометрия).

Абсолютные показатели силы мышц недостаточно информативны, так как у спортсменов даже одной специализации различаются масса и состав тела. Поэтому для сравнительной оценки используют относительные показатели силы (Fотн), исчисляемые на единицу массы тела, в процентах. Для этого абсолютную силу (Fa6c, кг) той или иной группы мышц делят на массу тела, или массу мышечного компонента (Р, кг), и умножают на 100:

Fотн = (Fабс х 100) / Р.


Определение толщины кожно-жировых складок, характеризующих слепень развития подкожного жирового слоя, производят методами калиперометрии, рентгенографии, ультразвуковой эхолокации и др.

Массу тела определяют на медицинских весах с точностью до 50 г через 2—3 ч после еды.

Для оценки физического состояния спортсменов разных специализаций и контроля режима тренировки применяют различные методы определения состава массы тела, позволяющие дифференцировать ее отдельные компоненты. Компоненты массы тела рассчитывают по формулам.

Безжировую массу (БМ) тела вычисляют по формуле Бенке. БМ тела человека количественно равна объему цилиндра, размеры которого определяют по формуле: V = п х r2L, где V — объем цилиндра, г — его радиус, L — высота. За L принимается длина тела, г — усредненный радиус, который вычисляют на основании размеров 5 диаметров тела (ширина плеч — а, поперечный диаметр грудной клетки — b, ширина таза — с, диаметр между вертелами — d, ширина 2 сомкнутых колен — е), а также минимальных окружностей голени — g и предплечья — h путем деления их суммы Е на константу — 18,1.

г2= (а + b + с + d + е + g + h) / 18,1, или Е / 18,1.


Для определения жирового компонента используют формулу, предложенную Я. Матейкой:

D = d х SK,


где D — общее количество жирового компонента, d — средняя толщина подкожного жирового слоя и толщины кожи (мм), S — поверхность тела (м2), К — константа, равная 1,3 (получена экспериментальным путем на анатомическом материале).

Средняя толщина подкожного слоя жира вместе с кожей равна полусумме 7 кожно-жировых складок и вычисляется по формуле:

d = 1/2 х (d, + d2 + d, +d4 + d, +d6 +d7) / 7 = (d1 + d2 + d3 +d4 + + d5 +d6 +d7) /14.


Кроме абсолютной величины поверхности тела вычисляют ее относительный показатель — отношение массы тела к поверхности тела:

Р / S х 100.


Считается, что чем больше массы тела приходится на единицу его поверхности, тем лучше физическое развитие, т.е. поверхность тела служит показателем энергозатрат.

Исследование отдельных органов и систем организма осуществляют по общепринятым методикам (осмотр, пальпация, перкуссия и др.).

О мышечной силе судят по сопротивлению, которое может оказать больной при пассивном движении в том или ином суставе, по обьему активных движений, при помощи измерения динамометром. Оценка по 5-ти бальной сис-ме. Нет активных движений – 0; минимум движения, но невозможн-ть преодолеть силу тяжес­ти конечности – 1; способ­н-ть преодолеть легкое сопротивление исследующего -2; способ­н-ть преодолеть достаточное сопротивление обследующего – 3; незначительное ↓ мышечной силы – 4; при сохраннос­ти двигательной функции - 5 баллов. Для выявления слабости мышц ко­н-тей используют пробы Мингациини-Барре . Верхняя проба: б-ой вытягивает руки вперед. При наличии мышечной слабости рука на стороне пареза ↓ быстрее, чем на здоровой. Нижняя проба: б-ой на спине, сгибает ноги в коленях под тупым углом, при этом на стороне пареза нога ↓ быстрее. Имеется несколько модификаций пробы: - на животе (б-ой сгибает ноги в коленях и фиксирует их в этом положе­нии – ↓ «слабая» нога), можно использовать до­полнительные нагрузки. Исследование мы­шечного тонуса , которое определяют после того, как обследуемый максимально расслабляется. При проведение пассив­ных движений в различных суставах - определяется непроиз­вольное сопротивление (постоянное, не зависящее от ак­тивности мышечных сокращений, не исчезает в полном покое). Тонус мышц - рефлекторное мышечное напряжение, которое обеспечивает подготовку к движениям, сохранению равновесия. 2 компанента мышечного тонуса - собственный тонус мышцы, нервно-мышечный тонус (рефлекторный, лежит в основе тонических реакций). При мышечной гипотонии, атонии (частичном ↓ или полном отсутствии тонуса) непроизвольное напряжение мышц ↓ или его нет совсем, мышцы - дряблые, «раз­болтанность» суставов с объема движений в них за счет пере­разгибаний (тоническое напряжение мышц в норме предохраняет суставы от повреждений). При выраженной атонии наблюдается симптом Оршан­ского . Нижний симптом Оршанского - чрезмерное разгиба­нии в коленном суставе при давлении рукой на колено и поднятии ноги ис­следуемого за стопу; верхний симп­том Оршанского - в чрезмерном раз­гибании в локтевом суставе, ↓ мышечного тонуса - поражении сегментарного рефлекторного аппарата, пери­ферического двигательного нейрона. Также при поражении ретику­лярной формации, ее связей с моз­жечком, стриопаллидарной сис-мой. Мышечная гипертония - спастическое тонуса (спастика) при центральном параличе, в виде пластической гипер­тонии (ригидности) при поражении паллидарной сис-мы. Спастика - скоростьзависимое уве­личение сопротивления пассивному движению конечности (при перемещении руки или ноги ребенка сопротивление по мере скорости движе­ния.) После не­скольких пассивных движений сопро­тивление прекращается - феномен «складного ножа». Спастичность – симптом повреждения цент­рального мотонейрона, т.е. участка дви­г коры б. мозга или проводящих путей с/м. Чаще всего спастика - проявление детского цереб­рального паралича (ДЦП). Существует несколько групп синдромов ДЦП: спас­тическая диплегию (ноги поражены больше, чем руки), гемиплегию (по­ражены рука и нога на одной сторо­не), двойную гемиплегию (руки пора­жены больше, чем ноги), тетрапарез (все 3 кон-ти поражены в равной степени). мышечного тонуса при пирамидном синдроме обусловлено перерывом центрального влияния на клетки переднего рога с/м и растормаживанием сегментов рефлекторного аппарата.

2.2.2. Оценка двигательной функции

Оценка двигательной функции необходима для создания комплекса специальных упражнений, строго адекватных двигательным возможностям больного на данный момент. В практике реабилитации применяется сложная система оценок, которая определяется разнородностью проявления двигательных дефектов. Трудность создания единой системы обследования вынуждает использовать в большинстве случаев три основные системы оценки (Епифанов В.А., 2001):

1. пятибалльную систему (при вялых парезах и параличах);

2. систему определения объёма движений и процент потери мышечной силы (при спастических парезах);

3. оценку бытовой ежедневной двигательной активности (для всех двигательных нарушений).

Определение мышечной силы является одним из основных тестов, как в ортопедии, так и в неврологии, известны различные варианты шестибалльной шкалы. Наиболее распространено исследование мышечной силы по Lovett, варианты этого теста будут приведены ниже. Мануальное тестирование позволяет уточнить состояния сухожильно- мышечного и костно-суставного аппарата.

Пятибалльная система основана на факторах облегчения двигательной функции: на движении в горизонтальной плоскости для снятия массы нижележащего сегмента конечности, снятии силы трения с помощью подвесов и на сближении точек прикрепления мышц- антагонистов с целью устранения противодействия этих мышц (Епифанов В.А., 2001).

Таблица 2.2.

Определение силы мышц по пятибалльной системе

Исследование мышечной силы (тест Ловетта)

Для оценки этого важного параметра физического состояния в практике кинезитерапии широко используется мышечный тест Ловетта, который начал внедряться с 1912 г. Основное преимущество данной методики – её простота. Она не требует никакой аппаратуры. Однако обязательным условием для получения достоверной оценки (методика субъективна) является наличие опыта.

Обычно при тестировании по шкале Ловетта проводят изучение простых движений, выполняемых в одной плоскости. При необходимости осуществить разгрузку её обеспечивают принятием особого антигравитационного положения, когда действие силы тяжести направлено перпендикулярно оси тестируемого движения.


Таблица 2.3.

Шестистепенная шкала теста Ловетта


Для определения мышечной силы общепринятой шкалой является Шкала Комитета медицинских исследований (Medical Research Council Scale, R. Van der Ploeg и соавт, 1984), представляющая собой модификацию мышечного теста Ловетта, в соответствии с которой:

0 баллов – нет движений;

1 балл – пальпируется сокращение мышечных волокон, но визуально движений нет;

2 балла – движения при исключении воздействия силы тяжести;

3 балла – движения при действии силы тяжести;

4 балла – движения при внешнем противодействии;

5 баллов – нормальная мышечная сила.

Таблица 2.4.

Модифицированная шкала спастичности Ashworth

(по Wade D., 1992)

Оценка опорности позвоночного столба

План лечения во многом определяется опорностью позвоночного столба, степень нарушения, которой удобно оценивать по следующей шкале (Л. Д. Потехин, 1989):

0 баллов – опороспособность полностью нарушена;

1 балл – опороспособность только в пределах постели;

2 балла – опороспособность менее веса тела;

3 балла – опороспособность в пределах веса тела;

4 балла – опороспособность позвоночника сохранена.

Оценка бытовой активности определяется по различным таблицам, в которых обязательно присутствуют разделы: 1) движения в постели; 2) переходы в положение сидя и стоя; 3) способность осуществлять туалет; 4) возможность одевания; 5) возможность приёма пищи с использованием столовых приборов; 6) способность к различным видам передвижения; 7) возможность коммуникаций (пользование телефоном, написание письма и т.д.). Качество движений при этом различается по способности самостоятельно или с посторонней помощью выполнять действия.


Таблица 2. 5.

Индекс активности в повседневной жизни

(по Katz S. с соавт., 1963, с изменениями)


2.2.3. Изучение локомоторных возможностей

Конечной целью и основным критерием успешности реабилитационных мероприятий является улучшение локомоции. Так как классический неврологический или ортопедический осмотр не дает надежных критериев для оценки синдрома двигательных функций, необходимы достоверные и точные локомоторные тесты.

Определение способа ходьбы через внешние средства (трость, костыль, ходунки) не всегда верно отражает двигательный потенциал больного, поскольку выбор и применение внешних опор часто связано с привычкой, удобством и другими субъективными факторами.

Timer Walking Test (ходьба с регистрацией времени и расстояния) прост и удобен, но не позволяет сравнивать результаты пациентов, использующих различные вспомогательные средства, а также успехи одного и того же пациента, если он переходит на другие варианты дополнительной опоры: невозможно сравнивать по времени ходьбу с устойчивой опорой и с костылями, так как эти два вида локомоции дают различный приспособительный результат.

Индекс ходьбы Хаузера подразумевает десять градаций оценки ходьбы, от нулевого уровня («симптомов болезни нет») до девятого («прикован к инвалидной коляске, не может с ее помощью перемещаться самостоятельно»). Деление на градации основывается на качественных и количественных признаках (скорость ходьбы, одно- и двухсторонняя поддержка), поэтому, индекс Хаузера еще меньше, чем ходьба с регистрацией времени и расстояния, пригоден для оценки ходьбы спинальных пациентов.

В качестве теста, чувствительного к изменению состояния наиболее тяжелых больных, А. Н. Беловой с соавт. (2002) рекомендуется тест «Функциональные категории ходьбы» (M. Holden, 1984; F. Collen, 1990). Тест имеет 6 уровней, деление на категории осуществляется по уровню зависимости от внешней помощи при ходьбе: требуется ли помощь двух или более человек, либо достаточно постоянной или периодической помощи одного человека и т. п. На наш взгляд, тест крайне субъективен: повседневные наблюдения показывают растяжимость понятия «устойчивая поддержка одного сопровождающего» (Леонтьев М.А, 2003).

Локомоция, как одна из составляющих, оценивается в комплексных тестах Activityes of Daily Living (ADL), Functional independence measure (FIM). Тесты достаточно трудоемкие и не отражают прямо двигательные возможности, результат тестирования двигательных функций зависит в большей степени от мотивации к двигательной деятельности и образа жизни, а не от двигательных возможностей.

Таким образом, общепринятые локомоторные тесты (TWT, Хаузера) и интегральные шкалы (ADL, FIM) не позволяют оценивать динамику двигательных функций инвалидов с нижней параплегией. Поэтому, Леонтьев М.А. для исследования ходьбы предлагает использовать методику Л. Д. Потехина (2001).

В соответствии с методикой, любую сложную двигательную деятельность можно разбить на элементарные двигательные функции (ЭДФ). В структуру ЭДФ входят внешние компоненты (посторонняя помощь, вспомогательные средства, ортезы) и внутренние (специфические, неспецифические и резервные). Специфические компоненты предназначены для выполнения двигательной функции; неспецифические – обеспечивают работу специфических компонентов. Резервные компоненты вовлекаются в работу в экстремальных условиях.

Специфический компонент ЭДФ ходьбы – костно-мышечный аппарат ног; неспецифический – аксиальная костно-мышечная система туловища; резервный – мышцы и кости плечевого пояса и рук. Степень участия различных компонентов в организации двигательной функции используется для градации уровней компенсации (УК) . При невозможности использования внутренних компонентов приспособительный результат достигается внешней помощью, УК=0 (передвижение на кресле-коляске). Первый УК организуется работой резервного компонента (рук), нижние конечности не выполняют опорной и локомоторной функции (ходьба в туторах с устойчивой опорой). Снижение роли резервного компонента (рук) и возрастание роли неспецифического, при минимальном участии ног, определяет второй УК (ходьба с устойчивой опорой). Третий УК характеризуется вовлечением всех внутренних компонентов; повышение функциональной нагрузки на ноги сопровождается снижением роли резервных и неспецифических компонентов (ходьба с неустойчивой опорой). Отсутствие резервных компонентов в построении ЭДФ ходьбы (верхние конечности не замещают функциональную недостаточность нижних) типично для четвертого УК (ходьба без дополнительной опоры, условная норма).

Графическое представление (рис. 2.7.) наглядно иллюстрирует вклад каждого из компонентов локомоторного акта в реализацию ЭДФ.


Рис. 2.7. Участие резервного, неспецифического и специфического компонентов в реализации ЭДФ на разных уровнях компенсации.


Примечание: по горизонтальной оси – уровень компенсации утраченной функции в баллах, от 0 (отсутствие функции) до 4 (условная норма); по вертикальной оси – условная степень участия различных компонентов в реализации элементарной двигательной функции.

Градации уровней компенсации (УК) функции стояния (ФС) представлены следующим образом:

УК=0 не стоит;

УК=1 поддерживает вертикальную позу работой рук; либо в аппаратах, колено-упоре (с помощью рук +0,5 балла, без помощи рук +1 балл, УК=2);

УК=2 стоит на ногах, держась за устойчивую опору; вертикальное положение без внешней фиксации коленных суставов, придерживаясь двумя руками (+0,5 балла), одной рукой +1 балл или УК=3;

УК=3 стоит на ногах, держась за неустойчивую опору; вставать, садиться, стоять без помощи рук не может (костыли, палочка) – опора двумя руками +0,5 балла, опора одной рукой +1 балл или УК=4;

УК=4 стоит без опоры; встает и садится без помощи рук.

Уровни компенсации функции ходьбы (УК ФХ) выглядят следующим образом:

УК=0 не ходит;

УК=1 перемещается за счет работы рук, + 0,5 балла – ходит в ортопедических аппаратах, перемещаясь за счет работы рук (опора на руки);

УК=2 ходит, держась за устойчивую опору; либо передвигается в ортопедических аппаратах без опоры на руки;

УК=3 ходит, держась за неустойчивую опору;

УК=4 ходит, не держась руками.

2.2.4. Оценка уровня функциональных возможностей

Особое внимание при реабилитационном обследовании должно уделяться объективной оценке его возможностей выполнять действия, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Эта оценка производится путем наблюдения за поведением больного и по результатам выполнения тестов. Оценка функциональных возможностей включает в себя определение мобильности больного, уровня его бытовых и социальных навыков. Необходимо также оценить нуждаемость пациента в посторонней помощи и вспомогательных приспособлениях. При оценке мобильности больного просят выполнить следующие задания:

Повороты с живота на спину и со спины на живот в положении «лежа на кушетке»;

Принятие положения сидя из положения «лежа на спине»;

Вставание с кушетки из положения «лежа» и «сидя» на кушетке;

Ходьба по кабинету, подъем и спуск по ступенькам лестницы;

При использовании инвалидного кресла – каталки передвижение в нем по коридору.

При оценке уровня бытовых навыков больного просят показать, как он умеет раздеться, одеться, расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать шнурки; показать движения рук, необходимые для умывания лица и туловища, чистки зубов, причесывания, бритья; показать, как пациент может пользоваться столовыми приборами.

Сопоставление результатов врачебного наблюдения с данными, полученными при расспросе, позволяют значительно расширить представление о функциональном дефекте и степени адаптации к нему больного.

2.3. Психодиагностика

Психическая деятельность и личностные характеристики человека существенно влияют на степень нарушений жизнедеятельности, возникающих при ПСМТ и эффективность проводимой терапии и реабилитации. В связи с этим психологическое обследование больного имеет большое значение.

Кроме того, для выздоровления и преодоления социальных ограничений, препятствующих больному возвращению в общество и к труду, важными являются его установки и убеждения, а также преморбидные общие и интеллектуальные способности.

К основным психологическим факторам, препятствующим выздоровлению и полноте адаптации являются:

Тревога, депрессия;

Отсутствие установки на выздоровление и возвращение к труду;

Общее снижение познавательных способностей;

Неадекватная «внутренняя картина болезни»;

Низкая самооценка;

Пассивность на поведенческом уровне в плане выполнения рекомендаций врачей и реабилитологов.

2.3.1. Задачи психологического обследования

Задачами психологического обследования в реабилитации является:

Определение личностно-типологических особенностей больного;

Установление типа отношения к болезни и особенностей внутренней картины болезни;

Оценка выраженности психоэмоционального напряжения больного;

Изучение эффективности медико-психологической реабилитации;

Определение областей трудовой деятельности, оптимальных для личности больного или инвалида.

Первые три задачи должны решаться при поступлении больного на восстановительное лечение для определения необходимости психотерапевтической помощи. Две последние задачи решаются на завершающем этапе реабилитации.

Результаты психодиагностических исследований могут быть использованы для оценки эффективности проводимой реабилитации, а также при профконсультировании, в целях выбора той профессионально- трудовой деятельности, к которой наилучшим образом адаптирован пациент.

2.3.2. Методы психодиагностики

Значимую и надежную информацию о состоянии и особенностях личности может дать лишь комплексное клинико-психологическое обследование с применением нескольких взаимодополняющих методик, выбор которых определяется психологом на основании сведений полученных при беседе и изучении истории болезни.

Современная клиническая психология располагает большим арсеналом методов исследования. Большей частью эти методы заимствованы из общей психологии, часть из них создана в клинической психологии, как собственно клинико-психологичские приёмы.

К основным методам относятся анамнез и наблюдение.

Анамнез – совокупность сведений, полученных от больного, необходимых для установления диагноза и прогноза.

Медицинский анамнез – жалобы больного, расспрос о течении заболевания о прошлых заболеваниях, наследственности, о семье, профессиональной деятельности, об условиях жизни, вредных привычках.

Психологический анамнез отличается от медицинского тем, что его главной задачей является получение сведений от больного для оценки его личности и отношения его к болезни.

Психологический анамнез выявляет отражение болезни в субъективном мире больного, в его поведении, в системе личностных отношений.

Психологический анамнез делится на анамнез болезни и анамнез жизни.

Психологический анамнез болезни

Выслушивание жалоб.

Жалобы больного важны не тем, на что жалуется больной, а в какой манере и какими словами они предъявляются. По тому, как высказываются жалобы можно получить первое представление об особенностях личности больного, о базисе этой личности – о характере. В жалобах больного раскрывается его отношение к болезни (А.Е. Личко, Н.Я. Иванов).

Особенности изучения жалоб:

Не требуется активно регулировать высказывание жалоб.

Необходимо стремиться к наиболее полному раскрытию переживаний больного, терпеливо выслушивать и деликатно побуждать его к дальнейшим высказываниям.

Не следует ограничивать или активно направлять высказывания. Расспрос о влиянии болезни на различные отношения больного.

Способы собирания психологического анамнеза

Свободная беседа с больным, итоги которой оформляются в виде неформализованной текстуальной записи, где отмечаются самые важные сведения. Запись приобщается к истории болезни.

Формализованная карта-схема, которую самостоятельно заполняет пациент. Имеются готовые варианты выбора, предлагается добавить недостающие ответы

Формализованная карта-схема, которую заполняет клинический психолог во время беседы с больным.

Свободная беседа с больным, последующее заполнение формализованной карты, краткая текстуальная запись в истории болезни.

Все эти способы имеют свои преимущества и недостатки, наиболее оптимальным, информативным является четвертый способ.

К дополнительным методам, имеющим вспомогательный характер, относится психологическое тестирование.

Наиболее достоверными являются данные, полученные при динамическом наблюдении. Причем обязательным условием является осуществление психодиагностики лишь профессионалами, имеющими разрешение на деятельность такого рода.

Принципы выбора диагностических методик в реабилитации больных с позвоночно-спинномозговой травмой

Простота применения

Полнота изучения обследуемого явления (напр., если мы изучаем эмоциональную сферу, то методика должна изучать все стороны)

Взаимная дополняемость методик

Высокая суммарная валидность

Достаточная чувствительность к изменению изучаемого явления у здоровых и больных к динамике показателей в процессе лечения

Психологические тесты, рекомендуемые для использования в реабилитации больных с позвоночно-спинномозговой травмой

Для изучения особенностей личности:

Опросник мини-мульт (сокращенный вариант ММРI).

Личностный опросник Айзенка.

Методика определения психологической характеристики темперамента.

Цветовой тест Люшера.

Для изучения эмоциональной сферы:

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилберга-Ханина.

Методика измерения уровня тревожности Тейлор (адаптация Норакидзе).

Шкала депрессии Цунга.

Для изучения отношения к болезни:

Личностный Опросник Бехтеревского Института (ЛОБИ).

2.4. Инструментальные методы исследования

Инструментальные методы исследования в практике реабилитации больных с двигательными нарушениями позволяют уточнить диагноз, характер и степень двигательных расстройств, осуществить контроль за эффективностью проводимых реабилитационных мероприятий.

Из множества инструментальных методов принципиальное значение в оценке двигательных нарушений имеют следующие: электромиография, электродиагностика и биомеханические исследования.

Электромиография – это метод исследования нервно-мышечной системы посредством регистрации электрических потенциалов мышц. Электромиографию используют для экспресс-оценки динамики восстановления двигательных функций, а также для дифференциальной диагностики характера патологического процесса и уровня повреждения нервных проводников.

Электродиагностика – это метод применения электрического тока с целью определения состояния и функциональных возможностей различных органов и систем в зависимости от их реакции при различных параметрах воздействия. В частности, электродиагностика помогает установить наличие и степень поражения нерва, и соответственно степень денервации и ренервации мышцы.

2.5. Вопросы для самоконтроля:

1. Значение анамнеза в реабилитологии.

2. Поведение клинического осмотра.

3. Исследование двигательных функций.

4. Оценка двигательной функции.

5. Изучение локомоторных возможностей.

6. Оценка уровня функциональных возможностей.

7. Психодиагностика.

8. Задачи психологического обследования.

9. Методы психодиагностики.

10. Инструментальные методы исследования.

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА РЕАБИЛИТАЦИИ

Определив цели и задачи восстановительного лечения, реабилитационная бригада составляет программу реабилитационных мероприятий. К основным средствам реабилитации относятся: медикаментозные средства, кинезитерапия, ортопедические методы лечения, массаж, физиотерапия, психотерапия, трудотерапия с элементами профориентации.

3.1. Медикаментозные средства

На этапе реабилитации медикаментозному лечению отводится существенно меньшая роль в сравнении с ролью лекарственной терапии в острой стадии позвоночно-спинномозговой травмы. Тем не менее, именно применение лекарственных средств часто позволяет подготовить больного к проведению кинези- и физиотерапии (уменьшить болевой синдром, снизить мышечный тонус, нормализовать АД, улучшить периферическое кровообращение в конечностях, стимулировать центральные механизмы регуляции функций и т.д.).

3.2. Кинезитерапия

Кинезитерапии в реабилитации больных с двигательными нарушениями принадлежит ведущая роль. Её роль заключается как в коррекции двигательных нарушений, так и в уменьшении последствий гиподинамии в целом. ЛФК показана практически всем больным с двигательными нарушениями, поскольку правильно подобранные упражнения обязательно дают положительный эффект. Противопоказания к её назначению могут быть лишь временные: острый период заболевания, общее тяжелое состояние больного, высокая температура тела, выраженный болевой синдром, опасность массивного кровотечения.

Лечебная физическая культура

При построении методики ЛФК для больных с двигательными нарушениями очагового происхождения учитывают степень и характер повреждения, распространенность и локализацию, влияние на общую двигательную активность больного, определяющую его бытовую, профессиональную и социальную приспособляемость.

ЛФК при двигательных нарушениях имеет ряд особенностей, обязательное соблюдение которых делает этот метод наиболее эффективным:

Раннее начало применения ЛФК, при котором предусматривается сочетанное использование сохранившихся функций и вновь воссозданных;

Прицельное использование средств и приёмов ЛФК для восстановления временно нарушенных функций или оптимальной компенсации утраченных функций;

Направленное действие на высшие корковые функции с целью обучения и переобучения в сочетании с упражнениями «разрабатывающего» характера;

Подбор специальных упражнений по патогенетическому принципу в сочетании с общеукрепляющим действием ЛФК;

Строгая адекватность и изменение упражнений в зависимости от двигательных, чувствительных и общесоматических возможностей больного с обязательным присутствием выраженного тренировочного эффекта;

Активное расширение двигательного режима;

Зависимость применения средств ЛФК от конкретных задач данного этапа реабилитации.

Специальные упражнения при двигательных расстройствах можно условно разделить на следующие группы:

1. Пассивные упражнения. Применяется при полной невозможности выполнять произвольные или синергические движения (тяжелое общее состояние, грубый вялый паралич, контрактуры).

2. Упражнения, увеличивающие объём мышечной силы. Это самая многочисленная группа упражнений, с великим множеством приёмов и способов. Применяются все способы затруднения движения – многократное их повторение, преодоление сопротивления движению, изменение исходной длины упражняемой мышцы, включение отдельного движения в целостный двигательный акт. Постепенное адекватное увеличение всех величин затруднения и будет главным тренирующим моментом этой группы упражнений.

4. Упражнения, позволяющие достичь дифференцированных мышечных напряжений (и расслаблений) отдельных мышц и необходимых мышечных групп. Потеря такого двигательного качества происходит очень быстро. Сохраняются только две степени мышечного усилия – минимальная и максимальная без промежуточных степеней. В этом заключается суть двигательного дефицита, однако нужно помнить, что больные хорошо поддаются обучению управления своими движениями. Появление у больного дополнительных 2-х – 3-х степеней усилия значительно расширяет его возможности при обучении какому-нибудь двигательному акту. При этом важно обучить больного самому минимальному напряжению мышцы, что необходимо для восстановления способности к первому, изначальному усилию, а, это в свою очередь, является первым условием для предотвращения порочных содружественных движений.

5. Упражнения, предусматривающие расширение нервно-мышечной деятельности;

6. Противоатактические упражнения, направленные на восстановление и улучшение координации движений. К ним относятся упражнения, повышающие точность и меткость движения; повышающие согласованность действий между двумя и более мышечными группами и суставами; уменьшающими тремор различного происхождения; тренирующими функцию равновесия в положении стоя и при ходьбе. Это достигается медленными, а затем быстрыми движениями с внезапными остановками и сменой направления, тренировкой движений прицеливания, многообразными баллистическими упражнениями (метания, толчки, броски разных предметов и имитация этих движений). Меняя вес и форму предмета, дальность броска и величину цели, можно варьировать подбор и характер упражнений. Осложняющим фактором при их выполнении может стать использование промежуточных предметов (ракеток, бит), которые жёстко захватываются рукой и служат «посредником» между рукой и ударяемым предметом. Близкими к этой группе являются броски с возвратом. Это большая группа упражнений с мячом разного размера, веса в зависимости от поставленной задачи. В упражнениях с мячом множество вариантов, условий и способов. Все эти упражнения тренируют точность и меткость движения в предвидении изменяющегося полёта предмета и смену исходного положения бросающего; восстанавливают правильные отношения между мышцамиантагонистами; увеличивают объём движений в суставах и силу мышц.

7. Упражнения для снижения мышечного тонуса. С этой целью используют, как активные, так и пассивные упражнения. При этом главным методическим условием является оптимально подбираемая скорость и единообразность направлений движений. Достижениям этих целей служат упражнения в получении минимальных, строго дозированных напряжений и расслаблений спастических мышц с последующим их ступенчатым уменьшением и ли увеличением, как равномерно, так и вразбивку.

8. Противосодружественные упражнения, направленные на борьбу с патологическими синергиями и синкинезиями. Это упражнения, направленные на упорядочивание рефлекторной возбудимости мышц, используются главным образом для предупреждения и устранения порочных содружественных движений. Предупреждение порочных содружественных движений и осуществляется путём правильного предупредительного лечения положением, обучением больного принципам и навыкам дозированного и дифференцированного напряжения отдельных мышц или мышечных групп, обучением больного контролю за возможным появлением содружественных напряжений и движений в определённых мышцах. Воздействие на появившиеся содружественные движения и напряжения достигается теми же упражнениями, но при этом ещё больные обучаются сознательному подавлению мышечных импульсов в синкинетических мышечных группах. Может использоваться ортопедическая фиксация одного или двух суставов, в которых наиболее выражены содружественные движения, ортопедическая специальная обувь.

9. Рефлекторные и идеомоторные упражнения. Рефлекторные упражнения заключаются в направленном напряжении отдельных мышц, достаточно удалённых от паретичных мышц для получения рефлекторного сокращения в последних. Особенно важны упражнения, осуществляемые с помощью шейно-тонических рефлексов. Например, в положении лёжа на животе, поворот головы вправо с одновременным разгибанием шеи вызывает рефлекторное напряжение в мышцах задней поверхности левого бедра и левой ягодичной мышце. Идеомоторные упражнения заключаются в посылке мысленного импульса в тренируемую группу мышц с получением «воображаемого» движения в соответствующих суставах.

К этой же группе упражнений относятся рефлекторные напряжения паретичных мышц, а также импульсивно- фантомные упражнения. Особенно ценными являются упражнения, осуществляемые с помощью шейно-тонических рефлексов. По механизму действия близким к импульсивно- фантомным упражнениям являются статические изометрические упражнения.

10. Упражнения, направленные на восстановление или новое формирование прикладных двигательных навыков. Они приближают больного к восстановлению его прежнего двигательного статуса, способствуют бытовой реадаптации, профессиональной и социальной реабилитации. Простые, привычные для нас, важнейшие в жизни действия (повороты в постели, присаживания, вставание с постели, ходьба, самообслуживание пользование бытовыми предметами и т.д.) являются сложными для больного. Для того чтобы он обучился и овладел ими, требуется активная помощь методиста и ухаживающего персонала. В этой группе упражнений сложным является сам процесс автоматизации полученных двигательных навыков, перевод управления движением из осознаваемой сферы в неосознаваемую. Достигается это многократным повторением действия и выполнением его в разных двигательных ситуациях, из разных исходных положений, в комбинациях с другими двигательными актами, разным способом, с помощью различных приспособлений.

11. «Возмущающие» упражнения, т.е. движения, которые в неожиданный для больного момент изменяет знакомый, но ещё недостаточно устойчивый двигательный навык. Они применяются для повышения устойчивости выполнения того или иного двигательного акта, восстановленного после его разрушения. Возмущающие упражнения проводятся инструктором ЛФК. Они могут состоять из силовых усилий (нажимы, толчки, удержание). Используют также различные грузы, эластичные тяги и другие виды пассивного и полупассивного сопротивления, оказываемого больному в различных точках приложения и в разные фазы выполнения двигательного акта.

12. Упражнения на предупреждение и устранение суставно-мышечных контрактур и тугоподвижности в суставах состоит из пассивных, полупассивных и активных движений, которые выполняются в разных двигательных режимах и различных исходных положениях. Специфика этих упражнений заключается в том, что они могут выполняться в пределах обычного объёма движений, а также с преодолением пассивного сопротивления околосуставных образований.

13. Уменьшение тремора и гиперметрии достигается использованием нескольких приёмов, в том числе направленным обучением такому же тремору, в том же ритме и амплитуде, в которых происходит непроизвольный тремор. Это приводит к тому, что больной получает возможность произвольно, по своему желанию останавливать дрожание и достаточно длительное время воздерживаться от него.

14. Элементы спортивных упражнений, взятых из арсенала того или иного вида спорта – гребли, бокса, лёгкой и тяжёлой атлетики, тенниса, фехтования, баскетбола, футбола и т. д. У больных с вялыми параличами большое значение приобретают упражнения в воде. Применима также имитация техники различных лыжных ходов, упражнения типа гребли. Отдельно стоит вопрос о применении полного комплекса спортивных тренировочных упражнений, включая состязания, для больных и инвалидов, находящихся на поздней стадии реабилитации. Это спортивное движение инвалидов, которое началось в конце 50-годов в Англии.

15. Упражнения, восстанавливающие и усиливающие афферентацию и особенно глубокую чувствительность. Для этого используют методический приём, направленный на усиление суставно-мышечного чувства: увеличение массы различных сегментов конечностей и предметов манипуляции; тренировка движений из такого исходного положения, когда предварительно натянута суставная капсула или мышца; тренировка в угадывании формы и назначения предмета без зрительного контроля; дополнительное прижатие суставных поверхностей друг к другу по оси костей; увеличение тактильной чувствительности с косвенным воздействием на подкожные ткани.

16. Упражнения с изменением массы работающего сегмента, что влечёт за собой включение в работу иного числа мотонейронов, обеспечивая другое качество выполнения движения.

Основным приёмом является чаще всего увеличение веса сегмента конечности или предмета, вместе с которым конечность действует. В методическом плане рекомендуется достаточно часто менять груз и место его прикрепления на конечности, что не даёт больному привыкнуть к данному упражнению. Существуют и более общие способы утяжеления для всего корпуса, которые применяются для улучшения статики и ходьбы. Самым простым приспособлением служит обычный рюкзак, наполненный грузом. Важным приёмом является также облегчение массы конечности за счёт выбора исходного положения и снятия силы трения, а также движения в воде (малых и больших ваннах и главным образом в бассейне).

17. Упражнения для согласованности движений между двумя и более суставами по времени начала и остановке движения, величине усилия, развиваемого в разных мышечных группах, амплитуде движения, направлению движения, определённой последовательности действий в разных звеньях двигательной цепи.

Упражнения этой группы могут быть направлены раздельно на перечисленные компоненты и на тренировку сочетанных качеств координированного движения. При этом обязательным условием при выполнении упражнений данной группы является схематическое изображение «рисунка» двигательного акта с перечислением последовательности участия тех или иных звеньев двигательной цепи. К этой же категории упражнений относятся упражнения с выключением одного или даже двух суставов из двигательного акта, если невозможно, например, согласование действий между лучезапястным, локтевым и плечевым суставами. При этом целесообразно «запереть» локтевой сустав короткой лонгетой и провести движение без его участия.

При построении методики ЛФК для больных с двигательными нарушениями очагового происхождения трудно подобрать тренирующие физические упражнения, которые были бы направлены исключительно на какую–то одну составляющую двигательного акта. Большинство упражнений в той или иной мере воздействуют на разные компоненты, повышая двигательную активность, способствуя автоматизации двигательных навыков, укрепляя моторно-висцеральные взаимоотношения и т.п.



  • Разделы сайта