Использование инновационных методик в организации тренировочного процесса. Современные технологии в тренировочном процессе. Инновационные технологии в физической культуре для подрастающего поколения

Применение современных инновационных и компьютерных технологий в спорте .

Как нам известно еще из школьной программы термин «Инновация » озвученное с латинского языка трактуется как – новизна , изменение .
Современный спорт в своем теоретическом и практическом развитие неотъемлемо присвязан к развитию инновационной деятельности человеческого общества .
Все это в первую очередь проявляется в создании современной уникальной концепции физического и духовного воспитания профессиональных компетенций тренирующегося спортсмена , совершенствование и обновление системы подготовки и перевоплощение архаичных методик тренировок в передовые современные тренировочные процессы на всех периудах подготовки спортсмена .
Применение современных спортивных технологий характерно не только для спорта высших профессиональных достижений но и применим на уроках физической подготовки обучающихся студентов и школьников . Внедряя методики инноваций и современных тендеций физического воспитания молодому поколения удается привить совершенное развитие физических навыков и пробудить у них понимания надобности и интереса к занятиям спортом и физкультурой .

Применение спорта в воспитании молодого поколения .

Уроки физкультуры как для школьников так и для студентов неотъемлемая комплектующая гуманитарного образования , составная воспитательного процесса взращивания компетенций и профессиональных навыков молодого человека .
С удивительной особенностью в воспитании и совершенствовании навыков физической культуры и спорта в методиках школьного и вузовского преподавания вписалось применение нетрадиционных видов спорта в данных процессах обучения .
Одним из самых известных нетрадиционных видов физических упражнений является восточная методика — ЙОГА .
Йогу можно характеризовать как одно из древнейших религиозно —философских системных течений в базисе которого стоят навыки умения управления психикой и физиологической регуляцией человеческого организма . Упражнения в йоге основаны на способности организма и совершенствование навыков напряжения и расслабления мышечной системы – основанные на обычной релаксации , искусства растяжения и регуляции глубины и частоты дыхания вплоть до возможности влиять на циркуляцию кровеносной системы и скорости кровотока и конечно же концентрации как внимания так и всего организма .
Применение методики Йоги способствует
1 .Развитию силовых качеств и гибкости обучающихся школьников и студентов .
2 .Возможности комбинаций упражнений традиционной Йоги с другими комплексами упражнений .
3 .Возможность работы с группами диспансеризации и медицинского учета .
4 .Комплекс упражнений оказывает седативный и релаксирующий эффект на организм .
Особое внимание также следует отнести к набирающему серьезную популярность видов спорта как – скандинавская ходьба .
Скандинавской ходьбе присуща высокоэффективная в совершенстве применения специальной техники и методики ходьбы с использованием уникальных вспомогательных палок при движении руками и их работе . Этот вид спорта собирает множество сторонников и радует своей возможной доступностью и применимой простотой для занятий , в том числе не требующий огромных затрат энергии с уникальной тотальной работой мышечного карсета .
Не маловажным фактором растущей популярности является возможность проведения тренировочных занятий практически в любом месте при любых климатических условиях в том числе при разной физической подготовленности тренирующихся спортсменов или же просто занимающихся .
Скандинавская ходьба способствует —
1 . Тонусу мышечного корсета как верхней так и нижней части тела .
2 . В тренировочном процессе участвует практически до 90 % мышечных волокон тела .
3 . Использование палок способствует снижению давления на коленный сустав и в том числе позвоночный столб , что имеет немаловажный аспект для занятиях в группах здоровья или же диспансерных группах ограничений .
4 . Происходит улучшение работы сердечного ритма , частоты пульса
5 . Проводит корреляцию осанки и проблемных зон шеи и плечевого сустава .
6 . Производит улучшения чувства равновесия и координации организма .

Современные инновационные технологии спорта в профессиональном аспекте .
Современный спорт не мог остаться в стороне от инновационных внедрений , научных методик и разработок . Рассмотрим это на примере инновационного продукта используемого для достижения эффекта программной автоматизации спортивного процесса и в том числе с возможностями автоматизации административной составляющей любой спортивной автономной организации — ПО « Альфа Спорт »
Данный продукт способен отслеживать и организовывать проведение тренировочного процесса спортсмена , проводить качественный анализ выполнения тренировочного задания дала возможность тренерскому составу и самим участникам спортивного процесса а то есть спортсменам способности достижения высоких планов и спортивных результатов .
Взяв на вооружение методику контроля и анализа больших данных современный инновационный тренер получает возможность планировать и прогнозировать будущие результаты спортсмена на соревнованиях , подвергать анализу эффективность тренировочного процесса в прямой корреляции от тренировочного цикла и подготовительного процесса .
В итоге система дает возможность тренерскому составу иметь длительные спортивные календари или же дневники событий основанные на индиыидуальгых графиках тренировок современного спортсмена . Инновационный продукт имеет насыщение фото и видео возможностями вводом карт медицинского контроля и в том числе продвижению документооборота внутри членов спортивной организации .
Медицинская составляющая данного ПАК « Альфа Спорт » сохраняет полную конфиденциальную отчетность и хранения полученных данных не вынося информацию в открытый доступ .
Следует отметить про интересующий многих модуль распределения ресурсов в котором отслеживается контроль хранения инвентаря и различного снаряжения спортивной организации .

Современный спорт в последние годы очень сильно изменился и развивается на приличных скоростях.

Данные инновационные решения спорта вам конечно же известны, но все еще раз освежим и рассмотрим в развивающихся тенденциях.

1.Системы мониторинга функционального состояния спортсмена (GPSports-Alfa)- представляет собой инновационный программно-аппаратный комплекс, предложенный компанией Alfa Telecom, помогающий спортсмену и тренеру в тренировочном процессе и сверхнагрузках человека в экстремальных условиях и подготовки к ним. Прибор сочетает в себе достижения современных инновационных технологий и спорта как науки, дает возможность тренеру понять и в срочном порядке отреагировать на то, что спортсмен находится под критической нагрузки воздействия спортивного режима.. Что является на сегодня уникальной передовой технологией для скрининга спортсмена и профилактики спортивного травматизма в том числе.

2 Современный мир захлеснула волна использования программ видеоаналитики, которым мы неоднократно уделяли внимание на страницах нашего сайта.Не обошло внимание современных аналитических систем видеонаблюдения и спорт. Предложим вашему вниманию программу автоматизации записи спортивных и тренировочных процессов с использованием аналитики -RoboticEye. Программа во время прохождения тренировочного процесса при помощи камер видеонаблюдения снимает игровой процесс, копирует полученные данные, архивирует в базу данных и кончено же подвергает все возможному анализу и сравнению с прошлыми событиями и игровыми моментами. Программа проста в обслуживание и в настоящий момент взята на вооружение многими командами- «Барселона», «Бавария» и др.

3.Современный спорт преследует череда допинг скандалов и разоблачений в употребление запрещенных препаратов спортсменами. Люди с древних времен изучали возможности стимуляции человеческого организма и икали и изобретали вещества способствующие выступать и соревноваться лучше.Впервые медицина и спорт столкнулись с употреблением допинга еще в далеком 1865 году при употреблении запрещенного препарата пловцами из Голландии.

Мы уделяли проблеме допинга в ииновационных технологиях спорта на страницах нашего сайта .

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеская спортивная школа»

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Организация и методика учебно-тренировочной работы

по волейболу с девушками 10-15 лет»

Соколенко Ирина Николаевна

тренер - преподаватель по волейболу

г. Покачи

2015

Раздел 1. Формальные параметры

Раздел 2. Содержательные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта

2.4. Методологическая база педагогического опыта (подходы и принципы, положенные в основу проектирования опыта)

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта

2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта

Раздел 3. Результативные параметры

3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

3.2. Распространение педагогического опыта

3.3. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта

3.5. Публикация педагогического опыта в печати

1. Формальные параметры

2.1. Актуальность педагогического опыта.

Волейбол как спортивная игра появилась в конце прошлого века в США. Современный волейбол – олимпийский и профессиональный – необыкновенно зрелищная и захватывающая игра. Это силовая подача в прыжке, мощный нападающий удар у сетки и с задней линии, виртуозные защитные действия при блокировании и в поле, сложные тактические комбинации с участием игроков передней и задней линии.

Стремясь придать волейболу спортивную направленность, игроки выбирают все новые технические приемы подачи и перебивание мяча на сторону противника. Подача мяча – это уже не только способ введения мяча в игру, но и средство нападения. С каждым годом волейбол приобретает все большую популярность, его включают в программу крупных спартакиад. Возникает необходимость координации всей работы по волейболу.

Дальнейшее совершенствование техники и тактики волейбола тесно связано с поиском новых форм и методов учебно-тренировочной работы. Опыт показывает, что фундаментом дальнейшего развития волейбола в России является его массовость, т.е. чем больше молодежи мы привлекаем в этот вид спорта, тем дальше и выше наши показатели.

Правильная организация учебной работы в секциях и в других коллективах, создает предпосылки к пополнению сборных команд молодыми способными волейболистами. К обучению игре волейбол, особенно в секциях следует привлекать детей с 10–12-летнего возраста. Для этого возраста характерно бурное развитие организма детей, увеличение роста, массы и силы мышц. Волейбол одно из активных средств укрепления здоровья, физического и умственного развития (быстрота мышления, умение принимать решения в быстро меняющихся ситуациях), повышения работоспособности и улучшения настроения. Занятия волейболом компенсируют дефицит двигательной активности, способствуя гармоничному развитию обучающихся. Занятия волейболом вырабатывают такие ценные качества, как силу, ловкость, быстроту и выносливость, а все движения, применяемые при игре, носят естественные характер. Достоинство волейбола в его простоте, эмоциональности и зрелищности.

Секрет популярности волейбола в том, что доступен всем. Все движения в волейболе носят естественный характер, основанные на беге, прыжках, метаниях. Популярность волейбола делает его значительным средством пропаганды физической культуры и спорта.

2.2. Содержательная форма представления педагогического опыта

При формировании данного опыта я опиралась на основные нормативно-правовые документы в сфере образования, такие как:

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;

Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации";

Закон ХМАО-Югры "Об образовании в Ханты-мансийском автономном округе-Югре";

- "Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года";

Одной из главных задач программы развития ДЮСШ является вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подготовки по волейболу.

Система спортивной подготовки по волейболу включает следующие компоненты:

Модель для изучения проблемы управления сложными движениями в вариативных условиях спортивной деятельности;

Разработаны методические приемы и взаимодополняющие друг друга технические средства, направленные на программированное усвоение эффективных спортивных достижений в волейболе.

Основными направлениями в своей педагогической деятельности как тренера, считаю:

  • Привлечение детей к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к различным формам физкультурно-спортивной деятельности, с целью оздоровления.
  • Развитие массового детско-юношеского спорта (подготовка спортсменов массовых разрядов по волейболу).
  • Консультативная и методическая помощь педагогам общеобразовательных школ города и родителям в организации физического воспитания детей.

Основной проблемой, над которой работаю с 2009 года, является «Организация и методика учебно-тренировочной работы по волейболу с девушками 10-15 лет».

Своими задачами считаю:

В ходе апробации педагогического опыта разработала:

Методические разработки занятий с использованием современных образовательных технологий: « Передачи и прием мяча сверху и снизу двумя руками», «Обучение верхней прямой подаче»

Методическую разработку « Учебно-тренировочные занятия по волейболу
на этапе начальной подготовки »;

Карточки-задания с символическим описанием упражнений для работы на станциях при использовании метода круговой тренировки.

2.3. Инновационная направленность педагогического опыта.

Представляя систему своей работы как инновационный опыт, я исходила из определения понятия «инновация». Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности субъектов образовательной деятельности.

Необходимость в инновационной направленности своего педагогического опыта вижу в основных тенденциях современного развития общества и образования:

Во-первых, происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, а инновация выступает средством обновления образовательной политики;

Во-вторых, изменение объема материала требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;

В-третьих, изменяются требования к самому преподавателю. Изменение содержания образования, применение новых педагогических технологий и других инноваций требуют от педагога широты эрудиции, гибкости мышления, активности и стремления к творчеству, способности к анализу и самоанализу, готовности к нововведениям.

Инновационная направленность педагогического опыта определяется следующими критериями:

1. Новизна . Эпоха «знаниевой» школы, когда знания давали, не задумываясь над тем, найдется ли им применение, ушла в прошлое. Я считаю, что сегодня важно учить тому, как добывать новые знания и эффективно применять их на практике, значимо не усвоение накопленного готового знания, а творческая самостоятельная работа с информацией с целью извлечения из нее необходимого знания.

2. Оптимальность , т.е. применяя инновационные технологии в системе работы, я достигаю результатов при минимальных затратах.

3. Результативность. Показателем эффективности применяемых мною методов и форм обучения в рамках педагогического опыта считаю стабильность результатов обучения, повышение познавательной самостоятельности и творческой обучающихся, развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

4. Возможность творческого применения инновации в массовом опыте. Учитывая оптимальность (т.е. малозатратность) и эффективность применяемых форм и методов организации учебного процесса, я пропагандировала свой педагогический опыт первоначально для учителей ШМО, далее - ГМО в рамках педагогического марафона «Поделись опытом», имеются выступления на августовской конференции перед педагогическим сообществом.

2.4. Методологическая база педагогического опыта (подходы и принципы, положенные в основу проектирования опыта).

Методические подходы, используемые на занятиях с юными волейболистами.

Общепедагогические методы: наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств;

Принципы спортивной тренировки:

  • непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса;
  • максимальности и постепенности повышения требований;
  • волнообразности динамики тренировочных нагрузок;
  • избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные;
  • моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Методика проведения секционных занятий по волейболу включает в себя следующие виды подготовки:

1. Теоретическая подготовка.

На теорию отводится 6 часов: 2 часа отводится полностью на отдельное занятие и 4 часа в виде 10-15 минутных бесед, до занятий.

2. Техническая подготовка

При обучении всем техническим приемам игры придерживаюсь следующей схемы:

  • Терминология приемов;
  • Демонстрация приемов (плакаты, фото, видео);
  • Объяснение техники приема с показом;
  • Практическое выполнение приема;
  • Использование упражнений (с мячом, партнером);
  • Работа на тренажерах, специальном оборудовании;
  • Выполнение упражнений с усложнением;
  • Выполнение технических приемов в условиях игры.

3.Тактическая подготовка.

Методы, используемые в процессе тактической подготовки аналогичны методам технической подготовки. При показе использую видеоматериалы, схемы, плакаты. Сложные действия разделяю на блоки из простых упражнений. Использую метод анализа действий (своих и противников).

4.Интегральная подготовка.

Методы: Совмещенных воздействий, игровой, соревновательный.

Средства:

  • Чередование упражнений для развития физ. качеств;
  • Чередование упражнений для развития скоростно-силовых качеств;
  • Чередование изученных технических приемов и их способов в различных сочетаниях;
  • Многократное выполнение технических приемов подряд; то же – тактических действий.
  • Подготовительные к волейболу игры;
  • Учебные игры.

5.Психологическая подготовка.

Психологическая подготовка осуществляется в единстве с физической, технической и тактической подготовкой.

  • Выдержка, смелость, самообладание, решительность и дисциплинированность - для развития этих качеств, применяются упражнения связанные с риском и требующие преодоления чувства боязни, колебания.
  • Для распределения и переключения внимания полезны упражнения с несколькими мячами и различными перемещениями; упражнения, где требуется быстрое переключение внимания с объекта на объект, с одного действия на другое; развивать умение выделять наиболее важные объекты и второстепенные.

Вся работа направлена на гармоничное развитие физических качеств, общей физической подготовки и изучение основ техники волейбола, волевых и морально-этических качеств личности, формирование потребности к занятиям спортом и ведения здорового образа жизни. В дальнейшем происходит совершенствование технико-тактического арсенала волейболиста и приобретается соревновательный опыт с целью повышения спортивных результатов.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

Повышение эффективности и качества физического воспитания детей находится в центре внимания педагогов. Однако в целом система физического воспитания в учреждениях дополнительного образования детей все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:

  • возрастанием гиподинамии подростков, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда, с одной стороны, и снижением двигательной активности с другой, что вызывает такие тревожные явления, как сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки;
  • массовым падением интереса подростков к физической культуре в связи с появлением других, более сильных интересов.

Главная цель моей работы:

Формирование сборных команд девушек по волейболу г. Покачи, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на спортивных соревнованиях,

Популяризация игры в волейбол среди подрастающего поколения,

Для достижения этой цели я поставила следующие задачи:

  • системный подход к всестороннему развитию личности ребёнка;

Укрепление состояния здоровья; дальнейшее развитие физических: качеств, функциональной подготовленности; совершенствование технико-тактического арсенала волейболиста;

Приобретение соревновательного опыта с целью повышения спортивных результатов, воспитания специально психологических качеств;

Применение двигательного опыта в повседневной жизни.

Для достижения поставленных цели и задач использую различные методы, формы и средства в обучении, использую индивидуальный подход к каждому занимающемуся. В систему спортивной подготовки по волейболу я вовлекаю ежегодно максимальное число детей и подростков.

Российское спортивное движение базируется на научно обоснованной системе физического воспитания, в которой одно из основных мест занимают спортивные игры. Эти виды спорта способствуют наиболее полному и всестороннему развитию человека. Поэтому в современной спортивной школе используются новые методы, подходы, позволяющие совершенствовать технику и тактику волейболистов. В своей работе я применяю следующие методы:

Метод изменяемых форм, заключающийся в том, что техника совершенствуется в различных упражнениях: в паре с партнером, в учебно -тренировочной и соревновательных играх;

Контрольный метод, который максимально приближает совершенствование приемов к выполнению их в соответствующих условиях, близких к соревновательным;

Метод подводящих упражнений, состоящий в том, что путем применения специально подобранных упражнений облегчает усвоение и улучшает качество выполнения приема в целом и отдельных его деталей. Этот метод имеет 2 варианта: метод вспомогательных упражнений и специальных упражнений.

Для развития быстроты реакции обучающихся в сложных ситуациях, применяю тактику по комплексам, то есть, исходя из какой-либо ситуации в игре изучаю одновременно и атакующие, и защитные действия.

Применяя этапы совершенствования техники и тактики основных приемов и способов их подготовки, я одновременно провожу работу над совершенствованием физических качеств обучающихся.

Для совершенствования технических элементов непосредственно в процессе игры, применяю методы: демонстрации, словесный, разучивание по элементам, акцентированного внимания, эпизодов игры, дифференцирования. Таким образом, мною учитываются индивидуальные возможности и потребности каждого обучающегося, на основе которых выстраиваются индивидуальные пути обучения.

Для повышения эффективности процесса обучения так же использую все общепринятые дидактические принципы, а также новые идеи программированного обучения, как одну из форм реализации принципов последовательности и посильности. При обучении техническим приёмам игры главной задачей ставлю формирование эффективных динамических механизмов двигательной структуры (а не имитация таковых), реализующих основные условия эффективного решения двигательных задач волейболиста.

Основополагающим принципом эффективного обучения (без переучивания) структуре движений является принцип «только правильного выполнения» предлагаемых упражнений.

Для повышения эффективности процесса обучения двигательным навыкам игры в волейбол использую «опорные модели» технических приёмов. Они позволяют сформировать и закрепить в памяти обучающихся образы и вербальные формулы основных требований к структуре движений.

В своей работе подготовке юных волейболистов применяю различные виды обучения:

Словесный метод обучения.

Сообщаю учебную информацию, обучающиеся слушают, воспринимают, копируют способ действия и тем самым выполняют учебные задания.

Программированный вид обучения.

Предлагаю учебный материал, предварительно разбив его по частям. Обучающийся усваивает учебную информацию последовательно, по частям. Провожу контроль и самоконтроль.

Проблемный вид обучения.

Ставлю перед обучающимися проблему и выделяю ее основные части, заинтересовываю ребят. Обучающиеся осознают, понимают проблемную ситуацию, осуществляют поиск ответа, обеспечивают процесс разрешения проблемы, получают результат, усваивают знания, вырабатывают способ их приобретения.

Игровой вид обучения.

Присваиваю роли обучающимся, провожу игровой эксперимент. Получаем результат. Проводим обсуждение, делаем выводы.

Самостоятельный вид обучения.

Обучающийся самостоятельно находит, осознает, творчески преобразовывает, усваивает полученную информацию, применяет, вырабатывает способы формирования умений, знаний, навыков на практике.

Воспитывая юных волейболистов, применяю методы убеждения, методы, поощрения, методы наказания (замечания, устный выговор, разбор поступков в спортивном коллективе). В коллективе спортсмен развивается всесторонне- в нравственном, умственном и физическом отношении, где возникают и проявляются разнообразные отношения: спортсмена к своему коллективу, между членами коллектива, между спортивными коллективами. При решении задач по сплочению команды использую в своей работе выпуск стенных газет, провожу походы, вечера отдыха, создаю для ребят хорошие условия для общественно полезной деятельности.

Проводя теоретические занятия в группе, знакомлю воспитанников с историческим опытом и элементами культуры волейбола. Ребята осваивают методические основы планирования, методов обучения, тактики, овладевают способами наблюдения, регистрации и обобщения тренировочных и соревновательных данных.

На учебных занятиях изучаю с воспитанниками различные элементы техники и тактики, они учатся исправлять ошибки, закрепляют знакомые двигательные действия, знакомятся с новыми элементами, способами защиты, техническими действиями.

Большое внимание в практических занятиях я уделяю разминке. В разминку включаю различные упражнения: для крупных групп мышц, малых групп мышц, области грудино-ключичных сочленений, реберных дуг, суставов рук, ног, мышцы шеи, акробатические упражнения, упражнения с партнером, имитационные упражнения. Стараюсь приучать воспитанников выполнять удары левой и правой рукой, что позволяет увеличить силу мышц слабой стороны тела. Процесс противоборства волейболисты должны почувствовать с первых дней занятий, что позволит закрепить их интерес к игре.

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта. Учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Психологическая целесообразность тренировок заключается:

В учёте возраста учащихся с учетом сенситивных периодов развития физических качеств;

В выборе средств простых в двигательном отношении, дающих возможность каждому ребенку на каждом занятии испытывать успех;

В образовательно - тренирующей направленности занятий;

В определении уровней физической подготовленности, способных реально обеспечить ребенку пребывание в соответствующей группе, где учитывается индивидуальный, максимально посильный уровень трудности, что оптимизирует развивающую функцию обучения.

В процессе тренировок использую весь богатый арсенал психолого-педагогического воздействия: учитываю индивидуальные особенности обучающихся, дозируя нагрузку, не допуская переутомления, создаю доверительные отношения с ними, доброжелательную атмосферу, способствующую сохранению устойчивых знаний и умений. Считаю, что создание психологического комфорта способствует развитию личности ребенка. Ребенок – субъект образовательного процесса, имеющий право на участие в нём, на его изменение, на собственную позицию, на выбор путей, обеспечивающих продвижение его к желаемому результату.

2.7. Социальная направленность педагогического опыта .

Назначение тренера - преподавателя педагог видит в обеспечении каждого воспитанника одинаковым доступом к занятиям физическими упражнениями и спортом, предоставлении программы, разноуровневой по сложности и субъективной по трудности усвоения материала, создании максимально благоприятных условий для раскрытия и развития физических и духовных способностей ребенка, опоре на широкие и гибкие средства и методы обучения, помощи в самоопределении ребенка.

Каждое занятие – это звено системы занятий, проводимых в определенной последовательности и направленных на освоение учебного материала, конкретных тем, которые, в свою очередь, должны быть взаимосвязаны между собой.

Во вводную часть каждого занятия педагог включает упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, которые способствуют развитию основных и специальных физических качеств, таких как быстрота реакции и ответных действий, наблюдательность, координация движения, быстрота. Подбор заданий, а также дозировка нагрузки определяется педагогом сугубо индивидуально. Это позволяет поддерживать мотивацию у девочек 10-15 лет на овладение таким сложным видом спорта как волейбол.

В основной части занятий волейбола решаются задачи освоения, закрепления и совершенствования техники игры, создаются предпосылки для освоения занимающимися новых технических приемов при помощи подготовленных и подводящих упражнений.

Специальная подготовка осуществляется с помощью упражнений, направленных на овладение техникой игры в волейбол.

По мере усвоения учащимися технических приемов волейбола педагог включает игры и эстафеты с включением отдельных элементов волейбола. Это способствуют более успешной подготовке девочек к игровой деятельности на площадке.

Основной целью спортивной подготовки является постепенное подведение их спортивному мастерству в наиболее благоприятном для этого возрасте. Задачи детского и юношеского спорта далеко не исчерпываются подготовкой мастеров спорта и разрядников, они значительно шире и включают в себя решение вопроса о гармоничном физическом и умственном развитии детей, укреплении их здоровья и повышении устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Для быстрого и лучшего усвоения знаний даются индивидуальные домашние задания на правила игры (упражнения для развития силы рук, туловища, ног, прыгучести, имитационные движения в выполнении подач, передач, нападающих ударов, блокирования).

Такой подход при организации занятий по физической подготовке и овладению техническими и тактическими приемами игры в волейбол дают стабильные высокие результаты (первые места на городских и зональных соревнованиях, вторые и третьи места – на окружном уровне), помогают в адаптации девочек в дальнейшей жизни.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта.

1.Проведение совместных занятий:

Совместно с учителем физкультуры провела открытый урок физкультуры в 10 классе

Чеснокова Е.Н., Пенза

Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде. Образование всегда должно представлять новизну. Введение инноваций в процесс обучения, по общему мнению, должно опираться на вновь разработанные философские основы образования, соответствующие требованиям времени. Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Требование времени таково, что необходимо формирование личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей в жизни. Учитывается, что успешным, самодостаточным, востребованным становится тот, кто со школьных лет ставит перед собой задачи и выстраивает линии собственной жизни, используя целенаправленно свои силы, знания, умения, навыки и возможности.

Для достижения данной цели необходимо решение ряда задач. Одной из таковых является формирование ответственной личности, способной успешно организовать свою деятельность. Все это невозможно без осознанного самостоятельного творческого подхода к решению любой поставленной задачи. Поэтому в содержание инновационного образования включено обучение навыкам самостоятельной работы, исследовательской активности, мотивации на саморазвитие, и самосовершенствование. Самостоятельная работа является важным фактором теоретической и практической подготовки учащихся. В современных условиях возросло значение ответственности самого учащегося, как за свою учебную деятельность, так и за развитие своего кругозора, знаний. Именно стремление к самостоятельному приобретению знаний должно всемерно поощряться во всех системах образования.

Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, что, в свою очередь, создает потребность подбора индивидуальных методов и средств активации развития личностного потенциала каждого ребенка. Необходимо использовать активные методы, которые побуждают к мыслительной и практической деятельности, что будет способствовать развитию в дальнейшем желания и потребности в постоянном овладении знаниями и применении их в жизни. Такие методы и средства носят инновационный характер и способствуют формированию у детей социальных и поведенческих навыков, позволяющих успешно решать задачи интеграции в общество, преодоления жизненных трудностей.

Обеспечением инновационности образования является внедрение в традиционную образовательную программу технологий инновационного характера. Рассмотрим применение новых технологий на примере занятий спортивным ориентированием.

Как известно, можно выделить три основные формы организации обучения: фронтальная; групповая; индивидуальная.

Фронтальная форма организации обучения является наиболее распространенной в современном мире и в то же время наименее эффективной для развития характеристик самостоятельности. В условиях фронтальной работы блокируется самостоятельность большинства группы, трудно диагностируется качество самоконтроля и уровень усвоения нового материала. Анализировать допущенные ошибки сложно, нужен индивидуальный подход и личностное ориентирование. Поэтому очень хорошо на начальном этапе обучения ориентированию применять различные компьютерные модели и симуляторы спортивной деятельности. Это поможет тренеру и спортсмену совместно проанализировать уровень понимания и восприятия материала на каждом этапе обучения ориентировании. На настоящий момент компьютерные программы в этом направлении достигли высокого уровня. На экране монитора отображается спортивная карта местности с дистанцией. Используя предложенную карту и свои знания в спортивном ориентировании, учащийся проходит данную дистанцию по виртуальной местности. Причем у тренера есть возможность смоделировать дистанцию любой сложности для любого уровня занимающегося. Педагог в данном случае может сразу увидеть логику действий спортсмена, провести анализ его работы и, опираясь на него, вовремя скорректировать план дальнейших занятий с ребенком.

Групповая форма организации занятий представляет собой распределение обучающихся по подгруппам и выдачу им общей инструкции определённого задания. Каждому учащемуся предлагается задача, решение которой в дальнейшем станет частью общего задания. Активное включение школьников в образовательный процесс может быть достигнуто посредством применения индивидуальных заданий, представляющих собой своеобразные микроперспективы в образовательном процессе. Например, можно предложить группе обучающихся составить самостоятельно спортивную карту и провести на данной карте силами учебной группы соревнования (первенство ДЮСШ или образовательной школы). Этот процесс потребует от учащихся применения профессиональных знаний и умений для достижения конкретной задачи, а также навыков коллективного творчества.

Индивидуальная форма обучения имеет максимально развивающий эффект. Самостоятельность как качество развивается наиболее успешно именно при такой форме обучения. Поэтапно доля участия преподавателя в учебной деятельности спортсмена уменьшается, а роль школьника возрастает. Преподаватель сам определяет уровень индивидуальных требований к знаниям, умениям и навыкам каждого ребёнка. Отслеживание и последующий анализ прохождения дистанции в спортивном ориентировании, является очень важным аспектом работы с учащимся. Современное развитие компьютерных и CPS технологий позволяет произвести этот анализ на более высоком уровне.CPS приемники, применяемые для этих целей весьма удобны и просты в использовании. Кроме отслеживания прохождения спортсменом дистанции в спортивном ориентировании, они позволяют контролировать ЧСС (частоту сердечных сокращений у занимающегося). После прохождения учащимся соревновательной или тренировочной дистанции в спортивном ориентировании, данные с CPS приемника загружаются в компьютер и совмещаются со спортивной картой, на которой выполнялось задание. Полученные данные позволяют не только проследить и проанализировать все действия занимающегося, но проконтролировать с помощью ЧСС (частоты сердечных сокращений), функциональное состояние учащегося.

Итак, мы видим, что при всех трех формах организации при применении инновационных методов возможен индивидуальный подход к каждому обучающимся. Преподаватель может работать с детьми, имеющими разный уровень подготовки. Побудить учащихся к познавательному поиску, заинтересовать их ходом выполнения заданий, применением соответствующих знаний, умений и навыков. Именно виды индивидуально-дифференцированных заданий способствуют стремлению проявлять инициативу, готовность взять на себя ответственность за выполнение учебного поручения, пониманию необходимости контролировать процесс, стремление справиться с заданием на предельном уровне сложности. Таким образом, использование инновационных методов и средств обучения позволяет подходить к процессу образования как к процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное; позволяет перейти от внешней мотивации учения к внутренней нравственно- волевой регуляции, от ориентации на усредненного обучающегося к дифференцированному и индивидуальному подходу. Побуждает обучающихся к познавательному самостоятельному поиску средств и методов для решения конкретной проблемы. Способствует формированию у детей социальных и поведенческих навыков, позволяющих успешно решать задачи интеграции в общество, преодоления жизненных трудностей.

Основы учебно-тренировочного процесса и обеспечение безопасности в спортивно-оздоровительном туризме

Тестирование основных сторон подготовленности спортсменов по спортивному туризму, специализирующихся в группе дисциплин «дистанции – пешеходные»

Белякова И.В., Павлов Е.А., г. Москва

Спортивный туризм - это вид туризма, специфика которого заключается в преодолении спортсменами участков естественного и (или) искусственного рельефа с реальными препятствиями и выполнением специальных заданий с использованием специального снаряжения.

В последнее время широко развивается проведение соревнований по спортивному туризму в закрытых помещениях. С 2005г. проходят Кубки России в закрытых помещениях по спортивному туризму (залинг) на технических дистанциях на искусственном рельефе

Результат соревновательной деятельности во многом зависит от подготовленности спортсменов.

Подготовленность - это комплексный результат физической подготовки (степень развития физических качеств); технической подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактического мышления); психической подготовки (уровня совершенствования моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая, тактическая и психическая подготовленность).

Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень. Например, техническое совершенствование спортсмена зависит от уровня развития различных двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости, координационных способностей.

Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономичностью техники, уровнем психической устойчивости к преодолению утомления, умением реализовывать рациональную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях.

Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оперативной переработке информации, с умением составлять рациональный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем технического мастерства, физической подготовленностью, смелостью, решительностью, целеустремленностью и др.

В результате анализа подготовки спортсменов и проведения экспертного опроса ведущих тренеров по спортивному туризму была установлена оценка значимости физических качеств для спортсмена.

Диаграмма 4. Степень значимости физических качеств для спортсменов по спортивному туризму, специализирующихся в группе дисциплин «дистанции – пешеходные».

Где ОВ- общая выносливость, ССВ- скоростно-силовая выносливость.

По мнению тренеров, наибольшую значимость имеет общая и скоростно-силовая выносливость и практически не значима меткость.

Также, было проведено тестирование основных сторон подготовленности туристов. В исследовании принимали участие 10 спортсменов, представляющие сборную Москвы по спортивному туризму, из них 6 юношей и 4 девушки. На момент тестирования четверо спортсменов имели звания «Мастер спорта России», шестеро спортсменов являлись «Кандидатами в мастера спорта». В данный момент 9 из 10 спортсменов имеют звания «Мастер спорта России».

Проведя анализ программ и результатов экспертного опроса тренеров по спортивному туризму, были определены тесты и контрольные упражнения для диагностики всесторонней подготовленности:

1. Контрольные упражнения, определяющие физическую подготовку спортсмена:

1.1. общая физическая подготовка спортсмена:

· Бег, 3000 метров (мин, сек). Тест предназначен для определения выносливости;

· Подтягивание в висе на перекладине (количество повторений). Контрольное упражнение позволяет оценить силовую выносливость мышц рук и плече­вого пояса;

· Приседание на одной ноге (количество повторений). Контрольное упражнение позволяет оценить силу мышц разгибателей бедра и голени.

Таким образом, перечисленные упражнения охватывают широкий спектр механизмов и двигательных возможностей человека, уровень функционирования которых в значительной степени определяет общую физическую подготовленность спортсменов по спортивному туризму

1.2. специальная физическая подготовка спортсмена:

· Контест (30 метров.)

· Крутонаклонная навесная переправа (10 метров, угол наклона 55 градусов);

· Наклонная навесная переправа (30 метров, угол наклона 30 градусов)

Данные контрольные упражнения показывают уровень развития тех групп мышц, которые принимают участие непосредственно в соревновательной практике и отражают специфику вида спорта - спортивный туризм, группа дисциплин «дистанции – пешеходные».

2. Тесты и контрольные упражнения, определяющие техническую подготовку спортсмена

Прохождение технической трассы

Контрольное упражнение позволяет определить тактико-техническое мастерство.

Средние показатели тестовых испытаний спортсменов

3. Тесты и контрольные упражнения, определяющие тактическую подготовку

Решение ситуационных тактических задач. При решении задачи оцениваются визуально-пространственные и наглядно-действенные компоненты мышления. На основании данных этого теста, зная оптимальный вариант решения, можно оценить комбинаторику мышления каждого спортсмена. Спортсмены – новички сборной наиболее долго искали путь решения.

4.Тесты и контрольные упражнения, определяющие психологическую подготовленность спортсмена

Тест Люшера. Тест предназначен для определения ведущих потребностей, стремлений и поведения обследуемого, связанного с ними, показывает ситуативные эмоциональное состояние и психологическую направленность обследуемого.

В результате проведения теста «Люшера» было определено предсоревновательное эмоциональное состояние спортсменов. Для спортсменов, претендующих на высокое место характерна тревожность по поводу результата и потребность в успешной соревновательной деятельности.

· Психофизиологические реакции:

Реакция на движущийся объект (РДО).

Тест предназначен для оценки степени уравновешенности процессов возбуждения и торможения у обследуемого при реагировании на движущийся объект. Тест РДО может быть использован также для оценки функционального состояния обследуемого.

В результате тестирования спортсменов на скорость реакции было выявлено преобладание процессов нервной системы каждого из тестируемых. Особой закономерности в типе нервной системы и результатами на соревнованиях выявлено не было.

· Переключение внимание (ПВ)

Тест имеет прогностическое значение для оценки способности быстро переключать внимание с одного объекта на другой и обратно, удерживая информацию о состоянии предыдущего объекта внимания.

В результате тестирования переключении внимания для спортсменов по спортивному туризму, специализирующихся в группе дисциплин «дистанции – пешеходные», характерно быстрое переключение внимания с одной деятельности на другую, что обусловлено спецификой вида спорта.

· Сложная зрительно-моторная реакция - М (СДР- М)

Тест-1 имеет прогностическое значение для оценки адекватности реагирования обследуемого в ситуации, требующей быстрых и точных действий в меняющейся обстановке.

Тестирование спортсменов на сложную зрительно-моторную реакцию позволило выявить время выбора и точность реагирования в условиях необходимости. У некоторых спортсменов в условиях реакции выбора появляются ошибки в действиях

· Стрессоустойчивость (СТР-М)

Тест СТР-М имеет прогностическое значение для оценки способности обследуемого мобилизоваться и сохранять точность и скорость реагирования в условиях неблагоприятно складывающейся ситуации.

Анализ теста на стрессоустойчивость позволил сделать вывод о том, что у одних спортсменов в условиях стресса замедляется реакция и появляются ошибки, другие же наоборот начинают реагировать быстрее на стрессовую ситуацию.

На основании выявленных тестов и контрольных упражнений была проведена диагностика готовности спортсмена к соревновательной деятельности в спортивном туризме. Прогноз занятого места спортсменом на соревнованиях оправдался на 80%.

При анализе полученного материала выявляется выраженная зависимость в тестах и контрольных упражнениях на СФП и Техническую подготовленность и результатом на соревнованиях.

Литература:

1. Байковский Ю.С. Основы спортивной тренировки в горных видах спорта / Ю.С. Байковский.–М. : методическое пособие, 2010. – 215 с.

2. Бубе Х. Тесты в спортивной практике / Х. Бубе- М:. «ФиС», 1968 – 240с.

3. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки: Учебн.пособие для ин-тов физич.культ./Матвеев Л.П.- М.: Физкультура и спорт, 2002. – 340 с.

4. Павлов Е.А, Гониянц С.А., Содержание и методика базовой подготовки спортсменов-спелеологов: методические рекомендации для студентов ИФК / Е.А. Павлов, С.А. Гониянц.– М.: Принт-центр, 2003. – 212 с.

5. Сопов В.Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: учебное пособие. / В.Ф. Сопов – М:. Академический Проект; Трикста, 2005. – 128с

Современные технологии в тренировочном процессе.

Я.А. Коменский обосновывает в качестве одной из ведущих задач теории обучения следующую: «всех учить всему», но учить при этом «с верным успехом, так, чтобы неуспеха последовать не могло». Таким образом, сформулирована одна из важнейших идей технологии – гарантированность результата. Была определена и другая идея технологии – учить быстро, чтобы ни у педагога, ни у обучающихся «не было обременения или скуки» . Механизм обучения, то есть учебный процесс, Я.А. Коменский называл «дидактической машиной». А чтобы эта «машина» привела к успешным результатам, нужно было: отыскать цели; отыскать средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами. Как видим, вырисовывается своеобразная система: цель – средства – правила их использования – результат . Это базовое основание любой технологии образования. Педагогическая технология - это систематичное последовательное воплощение на практике заранее спроектированного учебно-воспитательного процесса.

В своей работе в тренировочном процессе я применяю следующие технологии:

Технологию проблемного обучения , когда перед учащимися ставится определённая проблема, например в какой стойке правильнее принимать волейбольный мяч при приёме снизу. Учащиеся пробуют выполнить приём в низкой, средней и высокой стойках и определяют оптимальный вариант приёма мяча снизу. Технология обучения в содружестве .

Сотрудничество – это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей. Работая в коллективе, человек вынужден думать не только о собственном благе, но и о благе тех, кто трудится рядом с ним. Следовательно, обучение в сотрудничестве создаёт условии для позитивного взаимодействия между учащимися в процессе достижения общей цели: каждый понимает, что может добиться успеха, только при условии, что и остальные члены группы достигнут своих целей.

Метод обучения в команде уделяет особое внимание «групповым целям» и успеху всей группы, который может быть, достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми навыками, сформировал нужные навыки и при этом, чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся группа заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы. Вкратце обучение в команде сводится к трем основным принципам: «награды» команда/группа получает одну на всех в виде бальной оценки/отметки, какого-то поощрения, сертификата, значка отличия, похвалы или других видов оценки совместной деятельности. Для этого необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и разное время на ее достижение; индивидуальная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена. Это стимулирует всех членов команды следить за деятельностью друг друга и всей командой приходить на помощь своему товарищу. в) равные возможности каждого ученика в достижении успеха означают, что каждый учащийся приносит своей группе очки, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов. Сравнение, таким образом, проводится не с результатами других учеников этой или других групп, а с собственными, ранее достигнутыми результатами.

Разноуровневое обучение - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения тренировочного материала.

Дифференциация по способностям осуществляется на основе учета уровня обученности, развития учащихся. Задача педагога - Не дотягивать всех учащихся до единого уровня, а создавать условия каждому в меру его потребностей, сил и желания. 2. Последовательное освоение и наработка техники..
Деятельность учителя при организации разноуровневых групп состоит в: делении учащихся на группы (по уровню возможностей, способностям) разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями возможностей учащихся. Применение разноуровневого обучения помогает учителю достичь следующих целей: Для первой группы (группа “А”) 1. Пробудить интерес к виду спорта путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями. 2. Ликвидировать пробелы в знаниях и навыках. 3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу. Для второй группы (группа “В”) 1. Развивать устойчивый интерес к виду спорта. 2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия. 3. Актуализировать имеющиеся навыки для успешного изучения нового материала. 4. Сформировать умение самостоятельно работать над заданием.. Для третьей группы (группа “ С”) 1. Развивать устойчивый интерес к виду спорта. 2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности. 3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать умения учащихся.

В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Использование различных личностно-ориентированных технологий позволяет каждому ученику принимать самое активное участие в практической деятельности на тренировке., осмысливать новые навыки с помощью своих товарищей, самостоятельно применять полученные знания.

Компьютерные технологии обучения - это процессы сбора, переработки, хранения и передачи информации обучаемому посредством компьютера. К настоящему времени наибольшее распространение получили такие технологические направления, в которых компьютер является: средством для предоставления учебного материала учащимся с целью передачи знаний; средством информационной поддержки учебных процессов как дополнительный источник информации; средством для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала; универсальным тренажером для приобретения навыков практического применения знаний;
Ребята могут посмотреть видеофрагменты тренировок своих ровесников, выполнение каких то технических приёмов, а затем попробовать выполнить на тренировке.

Применение компьютерных технологий в тренировочном процессе способствует реализации следующих педагогических целей: развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности.

Игровые технологии имеют различную направленность: 1) дидактические – формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; 2) воспитывающие – воспитание самостоятельности, формирование определённых позиций, сотрудничества, коммуникабельности; 3) развивающие – развитие внимания, мышления, рефлексии, мотивации учебной деятельности;
Технология обучения - это способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляющий систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.
Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

Поэтому важнейшей составляющей педагогического процесса должно стать личностно - ориентированное взаимодействие тренера с учениками, где бы обеспечивалось комфортное психологическое самочувствие обучающих и обучающихся, снижение конфликтных ситуаций на тренировках и во время воспитательной деятельности, где бы создавались благоприятные предпосылки для повышения уровня общекультурной подготовки; создавался благоприятный микроклимат в группе.

Современные рынки спортивных товаров, услуг и информации характеризуются быстрым развитием и обострением конкуренции. Напряженную борьбу за потребителей, зрителей, покупателей и пользователей интернета одновременно ведут десятки и сотни тысяч производителей в лице спортивных телеканалов, радиостанций, специализированных веб-сайтов, профессиональных клубов, спортивных магазинов, спортсооружений и фитнес-клубов. В систему конкурентных отношений вступают также субъекты смежных отраслей предпринимательства – такие, как развлекательное телевидение, кино, эстрада, цирк, событийный туризм и другие сферы досуговой деятельности. Свою долю рынка стремятся приобрести и расширить представители индустрии красоты и здоровья, санаторно-курортного дела, ресторанного бизнеса.

Внутри огромной массы компаний спортивной индустрии и смежных отраслей происходит непрерывное движение: одни предприятия улучшают свои бизнес-позиции, другие напротив, ухудшают.

Центральной задачей менеджмента каждой компании или профессионального спортивного клуба является ее успешная работа как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, обеспечение стабильной, прибыльной деятельности и сохранение на надлежащем уровне ее конкурентоспособности. Как показывает экономическая практика, решить эту сложную, комплексную задачу можно лишь с учетом изменений, происходящих во внешней и внутренней среде компании, путем отслеживания и анализа инноваций, внедряемых конкурентами. В противном случае компанию ожидает застой, который плавно переходит в рецессию с постепенным ухудшением финансовых и спортивных результатов. Причем это касается как отдельных субъектов рынка, так и целых отраслей промышленности или спортивной индустрии.

Для большей наглядности проиллюстрируем сказанное следующим примером. Профессиональные футбольные клубы России были долгое время изолированы от мировой футбольной индустрии в плане обмена игроками, тренерами, методиками подготовки и восстановления спортсменов. В 1970-1980-е годы в бывшем советском, а затем и российском футболе не выступали легионеры, не работали иностранные специалисты. В силу многих экономических и политических причин процессы обмена и передачи опыта были затруднены, изменения технического, технологического, научного характера внедрялись в нашей стране не в полной мере или со значительным отставанием от лучших клубов Европы и мира. В результате клубный футбол России отстал, снизилось качество игры в профессиональных футбольных лигах. А это, в свою очередь, не могло не сказаться на выступлениях сборной команды страны, которая за период 1990-2006 гг. не смогла показать удовлетворительных результатов. Неоднократные попытки решить данную системную проблему за счет замены главных тренеров неизменно кончались очередным конфузом и последующей отставкой. В конце концов руководителям отечественного спорта и РФС стало ясно, что одним махом такую сложную проблему решить нельзя, здесь нужен современный научный подход, качественный менеджмент, изучение передового опыта и адаптация его под существующие российские реалии.

Конкурентная борьба в спорте и бизнесе отличается тем, что люди и организации, почивающие на лаврах, довольно быстро утрачивают лидирующие позиции, переходят в разряд середнячков, а затем и вовсе становятся аутсайдерами. Их место занимают новые лидеры, более энергичные, прагматичные, целеустремленные. Если взглянуть на этот про-цесс более пристально, то мы увидим в нем определенные закономерности.

Первая из них состоит в том, что поступательное движение вперед может происходить в спорте за счет ограниченного набора факторов (см. рис.1). Среди них:

· Природный талант индивида;

· Раскрытие и высвобождение резервов организма (в том числе за счет различных стимуляторов и допингов);

· Новые методики подготовки, тренировки, командной и индивидуальной тактики;

· Новые спортивные тренажеры, одежда, обувь, экипировка.

Для получения результатов мирового уровня атлеты, тренеры и спортивные организации стараются в полной мере задействовать ресурсы каждого направления

В профессиональном спорте огромное значение придается поиску и раскрытию талантов спортсменов. Участники соревнований всех уровней тщательно просматриваются; наиболее способные и одаренные берутся специалистами на заметку, приглашаются в более элитные школы и клубы. Из тысяч подающих надежды спортсменов результатов мирового уровня добиваются, как правило, несколько десятков в каком-либо виде спорта в отдельно взятой стране. Конкуренция за право выступать в основном составе сборной на чемпионатах мира, Европы или Олимпиадах чрезвычайно высока. Здесь побеждают те спортсмены, природный талант которых помножен на упорные каждодневные тренировки.

Однако одних лишь способностей и талантов, пусть даже самых выдающихся, бывает недостаточно для побед над сильным противником. Здесь нужны лучшие методики тренировки, оборудование, спортивная экипировка. Требуется также анализ всей информации о лучших достижениях элитных спортсменов, о новых научных разработках в сфере спортивной медицины, физиологии, биомеханике, фармакологии, психологии, менеджмента. Иными словами, для достижения высших спортивных результатов требуется:

1. осуществлять непрерывный поиск новых способов и методов, дающих максимальный результат самостоятельно;

2. пристально следить за конкурирующими командами и спортсменами, которым по каким-либо параметрам удалось оторваться от прочих атлетов.

Таким образом, мы отмечаем вторую закономерность в процессе повышения конкурентоспособности – постоянный поиск инноваций, разработка своих или освоение чужих нововведений, которые дают некоторый прирост спортивных результатов.

Возьмем, к примеру, биатлонистов или лыжников. Казалось бы, простые виды спорта, которые не требуют существенных инноваций технического и технологического плана. Однако таким бывает поверхностный взгляд непосвященного наблюдателя. На самом деле за последние 20-25 лет конструкции и материал лыж, креплений, ботинок, комбинезонов спортсменов претерпели существенные изменения. В арсенале современных лыжников и сервисменов находится огромный выбор инструментов для изменения скольжения и жесткости лыж, учета изменений температуры снега и воздуха. И это, не говоря о мобильной связи спортсменов с тренерами, программными продуктами, позволяющими оптимизировать раскладку сил по дистанции.

Известно, что лучший биатлонист последних лет норвежец О.Э. Бъорндален привозит с собой на соревнования 25-30 пар лыж (каждая из которых весит менее 1 кг), подбирая конкретную пару под нужный температурный и погодный режим. Сохраняя свои методики и способы тренировки в тайне от соперников, Бъорндален с завидным постоянством одерживает победы на соревнованиях самого высокого уровня, включая Олимпиады и этапы Кубка мира.

Способ освоения передового опыта других спортсменов и спортивных организаций получил название бенчмаркинга. Суть бенчмаркинга состоит в том, что спортивный клуб, торговая или промышленная компания изучает деятельность лидеров спортивной индустрии, сравнивая их работу со своей моделью бизнеса, и, если это возможно, заимствуют передовые методы для внутреннего пользования.

При анализе передового опыта и инноваций лидеров спортивного рынка выясняются такие вопросы, как:

· Насколько адекватны современным требованиям способы физической, тактической и психологической подготовки спортсменов к соревнованиям;

· В чем состоят сильные и слабые места нашей организации по сравнению с теми, кто добился лидирующего положения;

· Какова маркетинговая политика конкурентов и какие инновации они используют;

· Какие методы мотивации и менеджмента используют в лучших спортивных организациях мира;

· Насколько отличается уровень оплаты труда в нашем клубе и клубах-лидерах;

· Оптимальна ли численность персонала в организации;

· Каково соотношение доходов и расходов от различных направлений деятельности;

· Как отличается уровень издержек и каково соотношение «затраты – результаты» по разным видам деятельности.

Ответы на поставленные вопросы служат основой для корректирования спортивной и коммерческой работы профессионального клуба или спортивной организации. При необходимости производятся кадровые перестановки, совершенствуются способы взаимодействия с потребителями, оптимизируются бизнес-процессы.

Следует отметить, что реализация бенчмаркинга спортивными клубами и организациями на практике сопряжена с определенными трудностями. Квинтэссенцией бенчмаркинга является заимствование и использование чужого опыта в своей деятельности. Однако многие из вопросов, интересующих конкурентов, лидеры не раскрывают, так как конфиденциальность является основой для сохранения лидерства. Раскрытие своей коммерческой тайны в области физической и психологической подготовки спортсменов, трансфертной политики, способов взаимодействия с болельщиками и партнерами чревато утратой достигнутого положения.

Использование только той части информации, которая является открытой, не дает возможности догоняющим клубам и организациям полностью «сложить мозаику» коммерческого успеха лидера, оставляя вне поля зрения наиболее значимые компоненты.

Недоступность необходимых сведений зачастую подталкивает конкурентов к неэтическим и незаконным действиям, связанных с тайной видеосъемкой, прослушиванием разговоров, подкупом технического персонала и прочими неблаговидными действиями. В связи с этим обстоятельством бенчмаркинг иногда именуют конкурентной разведкой или даже шпионажем, что на самом деле не соответствует действительности.



  • Разделы сайта