Ищете курсы фехтования или обучение фехтованию? Обращайтесь к нам. Наши тренеры обучат вас фехтованию

Курс фехтования.

Вам потребовалось обучение фехтованию, но вы не знаете, к кому обратиться за этим? Фехтовальный клуб «Виктория-Эль» рад предложить вам уникальные курсы, которые помогут вам быстро освоить этот удивительно грациозный и красивый вид спорта. У нас работают опытные тренеры, которые обучили уже не одно поколение фехтовальщиков-любителей. Кроме того, у нас вы найдёте как групповые, так и индивидуальные занятия по часам.

Современные курсы фехтования были разработаны таким образом, чтобы этот вид спорта стал доступен каждому. Важно отметить, что подобные занятия включают в себя не только практику, но и, что очень важно, теорию. Такой подход позволяет не просто научиться двигаться, но и понять, в чём суть фехтования и какими преимуществами оно обладает для развития организма.

Нужно сказать, что курсы фехтования подходят для всех без исключения. Мужчины, женщины, дети — освоить этот вид спорта может любой, и для этого потребуется лишь немного усердия и огромное желание научиться чему-нибудь новому. Стоит отметить, что курсы фехтования включают в себя следующее:
. ознакомительные занятия;
. ознакомление с тремя видами оружия;
. выработка правильной фехтовальной стойки;
. приобретение навыков защиты и нападения;
. проработка основных атакующих и оборонительных действий;
. организация первого пробного боя.

Сегодня обучение фехтованию пользуется очень большим спросом среди жителей крупных городов. Это идеальный вид спорта для тех, кто хочет стать более ловким, выработать в себе дисциплинированность и выносливость, воспитать характер. Битва на саблях — это древнейшее искусство, и прямо сейчас фехтовальный клуб «Виктория-Эль» предлагает вам самые выгодные условия для того, чтобы вы могли освоить эту уникальную технику. У нас вы найдёте:
. ознакомительный курс;
. индивидуальные и групповые занятия;
. базовые занятия.

Наши тренеры гарантируют вам индивидуальный подход, поэтому даже нескольких занятий будет достаточно для того, чтобы вы получили представление об этом виде спорта. Благодаря этому обучение фехтованию станет для вас любимым хобби.

Четырёхмесячный курс по фехтованию на саблях (13.01.19.)

Темы занятий:

1. Атакующие действия
2. Оборонительные действия
3. Тактика боя
4. Взаимодействие в команде
5. Боевая практика

После курса будут вручены сертификаты о прохождении курса, а победителю в личной боевой практике будет вручена спортивная сабля.

Курс фехтования - это спортивные, ознакомительные занятия, проводятся в спортивном зале.

Внимание! Число участников ограниченно - не более 10-12 учеников.
Длительность курса 15 занятий (15 занятий по 1.5, 2 часа).
Стоимость 17900 рублей.

На занятия необходимо взять спортивную форму, кроссовки.
Необходимая фехтовальная экипировка выдаётся.

Курс будет проходить один раз в неделю по воскресениям.
Адрес: М. Октябрьское поле, ул. Берзарина 19, корп.1

Время занятий:

Воскресение с 15.30. - 17.00.

Курс начнётся после набора группы.

Фехтование — экзотичный, но распространённый вид спорта . Это настоящее боевое искусство с использованием специального оружия (шпага, рапира, сабля ), которое пришло к нам из глубины веков.

Соревнования по фехтованию входят в программу Олимпийских игр , а фехтовальные кружки и секции принимают на тренировки как детей, так и взрослых и мужского, и женского пола. Так как фехтование достаточно травматично, а также из-за того, что в этом виде спорта важна техника, то для обучения рекомендуется найти опытного инструктора и вступить в специальный клуб или секцию.

В каких секциях можно научиться фехтованию

Фехтовальные секции распространены по всей России. Например, в Москве организованы спортивные школы олимпийского резерва, где занятия проходят бесплатно. Принимают туда детей с 9—10 лет и старше . 10 лет , по мнению опытных инструкторов по фехтованию — это наиболее перспективный возраст для начала обучения.

Фото 1. Тренировка по фехтованию для начинающих. Сначала спортсмены учатся поражать цель, закрепленную на стене.

Если ребёнок увлечётся всерьёз, родителям придётся приобрести для тренировок специальную экипировку. Защитный костюм для занятий фехтованием состоит из специальной куртки, брюк длиной до колена, которые держатся на подтяжках, гетр, обуви на плоской подошве, маски с металлической сеткой и воротом, защищающей лицо и горло, перчаток, пластронов (защита под мышками). Экипировка может несколько отличаться в зависимости от того, каким оружием будет владеть спортсмен: сабля, рапира или шпага.

Профессиональная экипировка для занятий фехтованием довольно дорогая. Брюки обойдутся примерно в 4—8 тыс. р ., куртка — 3—7 тыс. р. , обувь — 3—4 тыс. р. , рапира — 6—8 тыс. р.

Внимание! Качественная экипировка важна для фехтовальщика, так как она защищает спортсмена от травм , которые может нанести партнёр по поединку.

Стоит ли брать несколько уроков для начинающих

Перед тем как вступать в секцию и начинать серьёзные тренировки, рекомендуется обдумать, с какой целью будут проходить занятия этим видом спорта.

Фехтование — древнее боевое искусство со своими традициями.

Удобный способ погрузиться в атмосферу этого вида спорта, познакомиться с его основами, и оценить для себя потребность в дальнейших тренировках — это взять несколько индивидуальных уроков.

На персональном занятии инструктор покажет как правильно держать оружие, продемонстрирует разные его виды, даст представление об основных стойках и, конечно же, обучит технике безопасности. Цена одного занятия с тренером — 1000—1500 р. и более.

Какие занятия бывают

Занятия по фехтованию подразделяются на групповые и индивидуальные.

Групповые

Групповые занятия — удобный и экономичный способ тренировок. Во-первых , такое обучение может быть либо полностью бесплатными, либо оплачиваться за низкую стоимость (намного дешевле индивидуального ). Во-вторых , это отличный способ найти друзей по интересам .

В-третьих , на групповых занятиях партнёры по спаррингу постоянно меняются, а, следовательно, каждый раз будут попадаться разные соперники как сильнее и профессиональнее, так и слабее. Это развивает боевой и соревновательный дух. В-четвёртых , в группах организуются турниры. Победы в турнирах стимулируют на дальнейшие свершения.

Фото 2. Групповое занятие по фехтованию. Несколько пар спортсменов отрабатывают приемы друг с другом.

Индивидуальные

Минус индивидуальных занятий заключается в том, что они почти всегда отличаются высокой стоимостью. Но огромный плюс этого — возможность заниматься с инструктором один на один. Все время занятий тренер посвящает одному ученику. Техника и мастерство у таких фехтовальщиков растёт намного быстрее , нежели у их собратьев, занимающихся в группах.

Техника в зависимости от выбранного оружия

Рапира, сабля и шпага отличаются друг от друга по длине и весу. Техника нанесения ударов (уколов) практически идентична, но предусматриваются некоторые расхождения. Например, рапира требует от спортсмена наибольшей аккуратности. В спарринге будут засчитаны только те удары, которые наносились в торс противника. Сабля менее травмоопасна. Этим оружием разрешается наносить удары в любую часть тела соперника.

Такие расхождения в технике нанесения ударов появились из-за особенностей создания .

Например, шпага по своему происхождению — дуэльное оружие.

Исход дуэли мог определить укол в любую часть тела, а вот рапира изначально создавалась, как тренировочное оружие. Именно поэтому у рапиристов более щадящие методы борьбы.

Вам также будет интересно:

Как проходят тренировки

Тренировка проходит в экипировке на нетравмоопасных аналогах клинкового оружия . Для начала инструктор обучает технике безопасности, рассказывает и показывает, как правильно держать оружие, обучает правильной стойке, движениям. Следующий блок занятий состоит из обучения азам фехтования.

Это всевозможные выпады, удары, защита. Ученик начинает вступать в спарринги с партнёрами, нарабатывает опыт, улучшает координацию и оттачивает технику нанесения ударов. Конечный этап: изучение связок ударов и навыков построения специальной стратегии боя.

Общая физическая подготовка

Успехи в фехтовании зависят от физической подготовки спортсмена и появляются прямо пропорционально развитию фехтовальщика в физическом плане.

Занимаясь этим видом спорта, человек развивает быстроту, ловкость, выносливость, силу, умственные способности, умение принимать молниеносные решения и контролировать собственные эмоции.

Изучение основ

Основа фехтования — навык правильного владения оружием. Задача инструктора — объяснить, как держать спортивный инструмент, рассказать о том, что оружием нельзя размахивать перед лицом, не защищённым маской, направлять на человека без экипировки. Изучая основы фехтования, ученик узнаёт, что острый конец шпаги всегда накрывается защитой для предотвращения повреждений, и то, что во время сражения руки остаются расслабленными , а запястья — гибкими.

Изучение приёмов

Изучение приёмов фехтования — главный этап в овладении техникой боя. Во время поединка важна работа ног. Спортсмен должен отработать до автоматизма плавные и лёгкие движения, а также научиться быстро перемещаться, и совершать молниеносные удары.

Состав занимающихся - молодые мужчины, имеющие вто­рой и третий спортивные разряды. Период - основной. Дли­тельность урока - 120 мин. Вводная часть -25 мин.

Общая разминка :

1. Построение, рапорт, строевые уп­ражнения на месте - 1-2 мин.

2. Ходьба обыкновенная, на носках, на пятках, на наружной и внутренней частях стопы, скрестно, с высоким подниманием коленей, сопровождающаяся разными положениями рук и кор­пуса (руки за голову, на поясе, перед грудью, с поворотами корпуса), постепенно увеличивая амплитуду и интенсивность движений, - 3 мин.

3. Бег в медленном и среднем темпе с изменением положе­ния тела и с добавочными движениями («семенящий», с высо­ким подниманием бедра, с доставакием пятками задней по­верхности бедра, выбрасывая прямые ноги вперед, правым, ле­вым боком и спиной вперед) - 2-3 мин.

4. Ходьба полувыпадами, а затем и выпадами с одновремен­ными взмахами рук попеременно /вверх-назад, с акцентирова­нием «заднего» толчка ногой - 20-30 сек.

5. Ходьба полувыпадами и выпадами с поворотами корпуса влево и вправо при положении рук перед грудью, акцентируя движения рывками отводимого локтя - 20-30 сек.

6. Стоя в кругу: приседания - на носках (руки на пояс), на всей ступне с выведением рук вперед, пружинистые приседания при параллельном положении ступней и при сильно разверну­тых носках - по 10-12 раз.

7. Из положения ноги на ширине плеч кружение и переме­щения таза в разных направлениях (руки лежат пальцами на газобедренных суставах) -30 сек.

8. Из положения руки в стороны, ноги врозь (пошире) - наклоны с попеременным доетаванием пальцами носка проти­воположной ноги, сначала не сгибая коленей, затем сгибая про­тивоположную наклону ногу и с пружинным приседанием на этой ноге -8-10 раз в каждую сторону.

9. Из положения боксерской стойки (ступни параллельно): поочередные удары (по 4 раза) прямо, сбоку, снизу с резкими поворотами корпуса вокруг вертикальной оси - повторить 4 раза.

10. Из положения ноги на ширине плеч, руки свободно: по­переменные взмахи ногами вперед, назад, в стороны, сопровож­дая соответственными свободными движениями рук-по 6-8 раз каждое упражнение.

11. Из положения выпада - пружинистые покачивания с переменой положения ног поворотами и прыжками (посте­пенно удлиняя выпад) - по 4-б раз на каждую ногу.

12. Из положения высокого старта - имитационные движе­ния бега руками (ногами), из медленных движений к макси­мальным ускорениям, выполняемым по сигналу или самостоя­тельно (по 2-5 сек.),- 1 мин.

Специальная разминка :

1. Передвижения в боевой фехтовальной стойке: шаги впе­ред и назад в левой и правой стойке, полувыпады, выпады,
атаки броском из разных положений и передвижений без ору­жия- 3-4 мин.


2. Те же передвижения с оружием, сопровождая изменением позиций и положений оружия. Упражнении в переключении темпа от медленного легкого движения к быстрому (шаг впе­ред медленный и короткий-шаг вперед большой и быстрый; маленький выпад - полувыпад- полный выпад и после воз­вращения в боевую стойку маленький быстрый шаг назад и скачок назад; легкий медленный шаг вперед - максимально длинный и быстрый выпад; переходы от шага вперед, назад, к максимально быстрой атаке броском - «флеш» и тому подоб­ные движения) - 3-5 мин.

3. Упражнения во вращении оружия усилием только одних пальцев, а также с полной амплитудой движения защиты пря­мые или круговые (гимнастика с оружием для овладения луч­шим управлением оружия). Те же движения оружием, сопро­вождая передвижениями и выпадами,- 2-3 мин.

4. «Бой с тенью» из безостановочных лепких пружинящих передвижений: сначала 30 сек., потом 1 мин., потом 2 мин. В процессе «боя с тенью» выполняются всевозможные фехто­вальные движения и действия с воображаемым противником. Между такими «боями» делаются перерывы на 1-2 мин., во время которых.сообщаются замечания и задания, дается оцен­ка выполнения и пр.,- 5-6 мин.

5. Ходьба с расслаблением мышц плеч и ног- 30-40 сек.

Основная часть - 75 мин.

1. Упражнения с парт­нером в двухшереножном построении: повторение и совершен­ствование простых защит: четвертая, шестая, седьмая, восьмая на месте, с шагом назад, с шагом вперед, сначала по заданию, а затем по усмотрению выполняющих защиты (в зависимости от подачи оружия партнером), с ответами прямо и в другие линии - 20 мин.

2. Совершенствование простых атак прямо и переводом в шестую или четвертую линии на попытку партнера захватить оружие, или на его соединения, или на открывание линии уко­ла - 5-6 мин.

Примечание : каждое из этих движений после хорошего выполнения развивается в схватку с прямыми движениями и с переменой линий.

3. Выполнение круговых защит (шестой и четвертой) на действие партнера: батман-прямой укол. Затем: на пере­водное движение партнера-прямая защита и прямой ответ; на батман прямо-круговая защита и ответ или прямо, или с пе­реводом - 5-6 мин.

4. Тренировка атак с удвоенным переводом (дубле) на по- j пытку переменить соединение и последующую круговую чет­вертую или шестую защиты. Дальнейшее развитие: защища­ющийся берет после круговой защиты еще и прямую и дает прямой ответ; атакующий может или пропустить этот ответ, или, взяв защиту, дать контрответ - 8-10 мин.

5. Тренировка контратакующих действий прямым движени­ем или с переводом на попытку партнера атаковать с обманом или захватить оружие (с последующим защитным и ответным движениями) -4-6 мин.

6. Соревновательные «контры»: один из партнеров защи­щается, другой старается поразить его с дальней дистанции, или простой атакой, или с удвоенным переводом (дубле). За­щищающийся берет только круговые защиты. Каждый из парт­неров считает, сколько раз он сделает укол из десяти атак, по | 3 серии каждый,- 5-7 мин.

7. Учебные вольные бои в медленном темпе с задачей на многократные действия оружием и на непрерывность действий до нанесения одним из фехтовальщиков полноценного укола. Через 6-7 мин. смена партнеров. Провести два таких боя - 14-16 мин.

8. Соревновательные бои в течение 3 мин.- выигрывает тот, кто за это время нанесет больше уколов. Такие бои проводят­ся трижды с разными партнерами-11-12 мин.

9. В парах: поочередные простые атаки в замедленном темпе с хорошей точностью-10 раз.

Заключительная часть - 20 мин. (в спортивных костюмах без оружия).

1. Медленный бег с попутными движениями на расслабле­ние рук и ног - 2-3 мин.

2. Стоя в кругу: упражнения в чередовании напряжения и полного расслабления (сильно вытянуть руки вверх, затея с наклоном вперед полностью расслабить плечи и руки); в по­ложении ноги врозь на ширине плеч корпус слегка наклонен вперед - попеременное расслабление правой и.левой рук; по­переменное расслабление правой и левой ноп- 1-2 мин.

3. Упражнения в растягивании мышц задней поверхности бедер. Из положения ноги широко врозь, не сгибая коленей, достать попеременно одним и другим предплечьем до пола, пружинно покачиваясь в наклоне,- 30-40 сек.

4. Сидя на гимнастической скамье, отклоны с прогибом назад и возвращение в исходное положение. Руки последова­тельно на поясе, за голову, вверх; ноги закреплены зацепом за скамью, стоящую впереди, или удерживаются товарищем - до утомления.

5. Лежа на полу или на гимнастической скамье, поднимание ног до касания носками за головой (ног не огибать) и возвра­щение в положение лежа - по 15-25 раз.

6. Сгибание и выпрямление рук в положении упора лежа за руками: с опорой на пол- 10-20 раз, в том же положении, но держа ноги на скамье или стуле,- 10-12 раз.

7. Упражнения со скакалкой; подскоки попеременно на од­ной и на двух ногах - 3--5 мин.

8. Медленный «семенящий» бег с переходом на спокойную ходьбу- 1-2 мин.

9. Построение в шеренгу, замечания по проведенному заня­тию, назначение индивидуальных заданий и рекомендаций, объявления.

В зависимости от тренированности фехтовальщиков учебно-тренировочные уроки могут иметь изменения в распределении средств и использовании методических приемов проведения упражнений, а также иметь разную интенсивность и продолжи­тельность всего урока и отдельных частей.

Формы проведения упражнений в уроке . Упражнения в уроке фехтования можно проводить в следу­ющих основных формах: 1) без противника; 2) на подсобных снарядах; 3) с партнером; 4) в индивидуальных уроках пре­подавателя и 5) в учебных боях и учебных соревнованиях.

Упражнения без противника проводятся с целью уста­новления и совершенствования основных положений и движе­ний. Здесь устанавливаются правильные координационные взаимоотношения между отдельными частями тела, принима­ющими участие в выполнении движений. Фехтовальщики име­ют возможность в наиболее спокойных условиях заниматься разучиванием, закреплением и совершенствованием элементар­ной техники.

Упражнения без противника представляют специфическую «гимнастику фехтовальщика», которая на первых занятиях служит созданию правильных представлений о движениях и образованию основных двигательных навыков. Затем эти уп­ражнения в каждом уроке входят составной частью в специальную разминку фехтовальщика . Упражнения без противника весьма полезны для совершенствования боевой стойки, передвижений, выпадов, владения оружием и других движений, составляющих основу фехтования. Эти упражнения необходимы для установления и совершенствова­ния техники работы ног фехтовальщиков. Используя упраж­нения без противника, можно значительно увеличить специфи­ческую фехтовальную «оординированность, согласованность работы рук «и ног с движениями оружием. Эти упражнения дол­жны всегда занимать определенное место в обучении и трени­ровке (см. рис. 227).

Упражнения без «противника в начале обучения проводятся в шеренговом строю под команду преподавателя, а затем фехтовальщики выполняют их самостоятельно по заданию. При самостоятельном выполнении следует использовать упражнения перед стенным зеркалом, выполнение под контролем и по команде товарища и пр.

Упражнения на подсобных снарядах применя­ются, как и упражнения без противника, для развития и совер­шенствования специфической координации движений. По сравнению с упражнениями без противника при выполнении упражнений на подсобных снарядах появляются два новых момента: действие зрительного анализатора, который помогает правильно определить расстояние до цели, и более совершен­ное мышечное ощущение, связанное с соприкосновением ору­жия с целью.

Упражнения на подсобных снарядах (рис. 228) делают дви­жения более целенаправленными и воспитывают дисциплини­рованность. Их следует проводить в каждом тренировочном занятии вслед за упражнениями специальной разминки. Они могут выполняться и в других частях урока, особенно в заня­тиях фехтовальщиков старших разрядов, используя перерывы между другими упражнениями или выделяя специальное время. Ряд тренеров рекомендует использовать упражнения на под­собных снарядах в заключение каждой тренировки (рис. 229).

Упражнения с партнером представляют основ­ной вид упражнений в групповых занятиях и по своему значе­нию должны быть поставлены на одно из первых мест в учеб­но-тренировочном процессе. Они применяются для изучения, закрепления и совершенствования фехтовальной техники и так­тики и для развития быстроты реагирования. Здесь начинается формирование и развитие специальных качеств, необходи­мых в бою. Если в упражнениях без противника и на мишенях речь шла о специфической фехтовальной «гимнастике», то в упражнениях с партнером все эти «механические» навыки обретают свой боевой смысл. Здесь развивается способность к действиям в зависимости от положений и поведения против­ника, развивается «тактичеокое мышление».

Упражнения с партнером, в зависимости от учебной задачи, которую они разрешают, могут быть нескольких видов, а имен­но: 1) техническое парное упражнение; 2) взаимоурок, 3) конт­ры, 4) учебные бои.

Техническое парное упражнение применяется преимущественно при изучении новых приемов. Заключается оно в том, что оба упражняющихся по очереди несут обслужи­вающую роль, создавая партнеру определенные условия для учебных выполнений какого-либо изучаемого приема, заверша­ющихся, как правило, нанесением укола-удара обслуживающему партнеру. Оба занимающихся действуют только согласно заданию или по команде преподавателя, помогая друг другу в выполнении заданных действий. Обслуживающий партнер следит за правильностью движений товарища, а если нужно, и поправляет его.

В начале обучения эти упражнения проводятся одновремен­но всей группой в двухшеренговом построении по единому за­данию и под непосредственным наблюдением преподавателя. Затем все большее место занимают самостоятельные упражне­ния по заданиям преподавателя, которые могут индивидуали­зироваться в, зависимости от подготовлеиности фехтовальщиков и их восприимчивости.

Очень полезны взаимные уроки , в которых один из партнеров, по заданию преподавателя, берет иа себя роль обу­чающего, а другой ученика. Обучающий, получая специальное задание на проведение определенных приемов и действий, не­сет ответственность за качество освоения и в связи с этим старается как можно более тщательно проникнуть в существо и детали действий. Через определенные промежутки времени партнеры меняются ролями. По мере освоения приемов их вы­полнение начинает проходить в более быстром темпе, прибли­жающемся к боевому. Затем эти упражнения могут принимать соревновательный характер, и тогда они именуются контрами , В контрах один из партнеров (по предварительному усло­вию) является атакующим, а другой защищающимся. Атаку­ющий, самостоятельно выбирая время начала, старается про­вести обусловленные или необусловленные атаки, обороня­ющийся - отразить их. По прошествии определенного времени или после выполнения заданного количества атак паотнеоы меняются ролями.

Следующая ступень упражнений в парах - учебные бои , в которых ранее пройденные приемы опробуются и закрепля­ются при свободной инициативе каждого из партнеров.

Во время проведения упражнений преподаватель, переходя от пары к паре, делает указания и поправки. Обнаружив об­щую для большинства занимающихся ошибку или недоста­точное понимание задания, преподаватель прерывает упраж­нения и делает указания одновременно всей группе, а если нужно, проводит упражнения и под общую для всех команду. При проведении упражнения во взаимных индивидуальных уроках партнеру, выполняющему роль преподавателя, разре­шается стоять в свободной позе, но обязательно с точным положением вооруженной руки и с подчеркнуто правильными и ясными движениями оружием. Для взаимных уроков следует ставить конкретную и сначала простую задачу, а затем, по мере совершенствования, осложняемую разными условиями (см. примеры индивидуальных уроков).

Упражнения с партнером соответствуют упражнениям, которые проводятся в индивидуальных уроках преподавателя и подчиняются тем же требованиям, т. е. предусматривают повторение пройденных приемов и действий (для закрепления и совершенствования техники переходят к выполнению этих приемов в изменяющихся условиях, приводя постепенно к бое­вому темпу и боевым условиям).

В ряде случаев бывает полезным проводить упражнения в тройках , где один из фехтовальщиков выполняет функции наблюдающего за работой двух других, выполняющих по­ставленное задание. Упражнения в тройках способствуют развитию наблюдательности и инструкторских навыков. Здесь, при активном участии всех фехтовальщиков, не вызывается большого утомления.

Для парных упражнений подбирают партнеров но силам, обеспечивая этим равное участие фехтовальщиков в обучении и тренировке. Для развития способности к правильной оценке разных противников и умения приноравливаться к разным манерам боя рекомендуется (два-четыре раза) менять парт­неров во время выполнения упражнений. При проведении контров рекомендуется ставить одного - обороняющегося - на чер­ту или спиной к стене, чтобы он вынужден был заботиться только о защите оружием, не имея возможностей отхода. Со­ревновательные контры сначала выполняются на заданные дей­ствия, а затем и на все виды, обусловленные заранее. Пример: атакующий имеет право делать атаку с переводом или с двой­ным переводом, защищающийся соответственно защищается прямой или двумя прямыми защитами.

Эти упражнения являются прекрасным средством, позволя­ющим перейти от урочных упражнений к боевым действиям, и должны быть рекомендованы для фехтовальщиков всех разрядов.

Фехтовальщики, достаточно упражнявшиеся с партнером, уже в первых боях показывают правильное понимание приемов и действий и умение пользоваться ими в бою.

Организация и проведение упражнений с партнером требуют от преподавателя повышенного внимания и хорошо продуман­ной организации. Предоставляя фехтовальщикам некоторую самостоятельность действий, преподаватель должен умело руко­водить их ходом.

Упражнения с партнером следует больше разнообразить и проводить, используя различные методические приемы и сред­ства, как-то:

1) самостоятельное выполнение упражнений по заданию преподавателя;

2) одновременное выполнение упражнений по команде преподавателя;

3) поточное выполнение (один за другим) по команде или на условный жест или сигнал преподавателя;

4) серийное выполнение упражнений по команде или сиг­налу (каждая шеренга выполняет упражнение по несколь раз подряд);

5) соревнование на лучшее выполнение заданий попарно;

6) выполнение заданий под контролем товарища (в тройках);

7) выполнение упражнений с помощью партнера, содейст­вующего специальным облегчением условий;

8) выполнение упражнений в «контрах и учебных боях;

9) упражнения в соревновательных боях и т. п.

Упражнения в индивидуальных уроках пре­подавателя применяются для специальной тренировки фехтовальщика.

Индивидуальные уроки являются одним из важ­нейших методов обучения и тренировки. В индивидуальных уроках преподаватель, заранее назначая или вызывая во время группового урока занимающихся к себе, проводит упражнения поочередно с каждым фехтовальщиком и выступает в роли противника, создающего определенные условия для выполнения приемов или действий. Эти уроки позволяют сосредоточивать внимание на действиях одного фехтовальщика и, учи­тывая его особенности, тонко и глубоко работать над его спор­тивным совершенствованием и готовить его к ведению спор­тивного боя с разными противниками (рис. 230).

Для проведения индивидуальных уроков фехтования препо­даватель надевает соответствующий виду оружия специальный костюм.

В индивидуальных уроках сигналом к выполнению заранее обусловленных приемов служит движение оружием или телом преподавателя. Объясненный преподавателем прием осмысли­вается фехтовальщиком во время небольшой паузы (между по­яснением и движением преподавателя). Длительность этой пау­зы зависит от подготовленности фехтовальщика.

В индивидуальном уроке имеется определенная методиче­ская последовательность проведения обучения, которая выгля­дит примерно так:

1) проверяются основные положения и передвижения;

2) повторяются основные приемы нападения и защиты, сна­чала на близкой, а затем на средней,и дальней дистанциях;

3) ранее изученные приемы тренируются в постепенно ус­ложняющейся обстановке и в сочетании с другими действиями, в различных тактических вариантах (включение неожиданных для ученика атак, контратак, ложных и повторных атак препо­давателя, завязывающего боевые схватки);

4) изучаются новые приемы или действия или новые вари­анты уже известных приемов, постепенно усложняя усло­вия;

5) изучаемый прием или новый вариант действий тренируется в сочетании с другими с переходом в различные многотем­повые схватки;

6) снова повторяются основные приемы нападения и защит с большим требованием к точности выполнения и с постепен­ным снижением скорости и нагрузки.

В течение всего урока должна соблюдаться постоянная тре­бовательность к правильности выполнения и пониманию смысла каждого действия для воспитания правильных мысленных представлений и развития правильного мышечного ощущения, характерных для данного приема.

Длительность и интенсивность индивидуального урока зави­сят от подготовленности фехтовальщика и конкретных задач периода тренировки или обучения.

Для фехтовальщиков-разрядников индивидуальный урок имеет основное значение, как наиболее эффективный метод подготовки бойца.

Индивидуальные уроки могут иметь техническую, тактичес­кую и соревновательную направленность. Уроки техниче­ской направленности имеют основной задачей установ­ление и совершенствование техники приемов и действий. Здесь же проводится работа над исправлением ошибок, возникающих в процессе учебных боев и соревнований.

Индивидуальные уроки тактической направленно­сти имеют основной задачей развитие и совершенствование специфических для фехтования приемов и навыков «обыгрыва­ния» противника, воспитание весьма важного «тактического мышления» и умения тактического подавления противника. Здесь устанавливается и развивается понимание основных законов, а затем и тонкостей фехтовального единоборства, развиваются и совершенствуются способности правильного реагирования на разные боевые ситуации.

Этим целям хорошо служат так называемые немые-уро­ки , которые направлены на установление понимания взаимной зависимости действий противников в бою и умения предугады­вать эти действия. В немых уроках преподаватель, находясь в роли противника, ставит предварительные условия, при кото­рых фехтовальщик на указанные действия должен реагиро­вать установленным способом. Затем преподаватель, действуя в неопределенной последовательности указанными приемами, создает условия для применения учеником того или иного прие­ма. Фехтовальщик должен научиться правильно реагировать сначала на простые, а затем и на все более сложные действия.

Пример : фехтовальщиком изучены уколы прямо и с пере­водом и защиты от этих уколов; преподаватель, имея в виду тренировку атак указанными способами со средней дистанции, сначала открывает грудь, опуская оружие и вызывая прямой укол с выпадом; затем из соединения, нажимая на оружие уч,ени-ка, вызывает его на выполнение укола переводом в соответствующую линию; если преподаватель посылает свое оружие на укол, ученик должен защититься и ответить в открытую линию. Сна­чала преподаватель медленно проверяет способность к правиль­ному реагированию на указанные вызовы. После этого он, произ­вольно изменяя порядок приемов, делает указанные вызовы, сопровождая действия различными передвижениями (вперед и назад). Иногда он внезапно атакует ученика сразу же после его возвращения в боевую стойку. Постепенно условия услож­няются, темп движений убыстряется, добавляются простые схват­ки (после атаки ученика, взяв защиту и дав ответ, на его контрответ снова сделать защиту и ответить в другую линию и пр.).

Затем можно добавить повторение атаки на отступление пре­подавателя и т. п.

В зависимости от подготовленности фехтовальщика зада­ния для немого урока могут быть простыми и более сложными и разнообразными, вплоть до не обусловленных заранее дейст­вий преподавателя. В немых уроках развиваются способность к оценке действий противника, наблюдательность и быстрота реакции, приобретаются навыки в выборе и применении прие­мов и действий, варьировании движений, увеличивается под­вижность процессов нервной системы. При выполнении упраж­нений в индивидуальных уроках рекомендуется изредка «не­ожиданно» заканчивать каждое действие ученика построением схватки, а весь урок - маленьким немым уроком, включая в него ранее изученные приемы и действия.

Немые уроки, являясь частью индивидуального урока, тре­буют значительного напряжения внимания со стороны учени­ков, и поэтому на первых порах они должны быть короткими с тем, чтобы не переутомить внимание занимающихся. По мере роста подготовленности они удлиняется и усложняются, пере­ходя в уроки боевого характера.

Уроки боевого характера , или, как их часто назы­вают, уроки вольного боя, направлены на развитие уме­ния применять весь арсенал изученных приемов в соревновании с активно действующим противником. В таких уроках препо­даватель ведет себя как инициативный, но несколько наивный вначале противник, с которым и вступает в соревнование уче­ник. Преподаватель умышленно допускает разные технические и тактические ошибки с тем, чтобы они были обязательно за­мечены и использованы учеником для нанесения укола или удара. Если ученик допускает ошибки, преподаватель исполь­зует их для того, чтобы самому сделать укол (удар), подчерки­вая этим недопустимость подобных действий.

Естественно, что в вольном бою преподаватель должен рас­считывать на подготовленность ученика и выбирать такие дей­ствия и такой темп «боя», который по силам ученику. Индиви­дуальные уроки преподавателя должны давать материал длядальнейшей самостоятельной работы фехтовальщика с партнером, постепенно приучая его к активным и сознательным дей ствиям, которые столь необходимы в спортивном единоборстве

Упражнения в боях и учебных соревнованиях применяются для совершенствования в тактике и технике фехтования, для развития умения применять знания и на­выки в бою с разными противниками. Эти упражнения играют решающую роль в деле воспитания фехтовальщика как бойца.

Учебные бои отличаются от соревновательных задачами к конечной целью. Цель учебного боя состоит в приобретении и совершенствовании умения вести бой, а также опробования тех или иных новых приемов и умений. Результат (счет) боя не имеет решающего значения и не должен приниматься во внимание при ведении учебного боя. Фехтовальщик может со­всем не стремиться к выигрышу, а, напротив, умышленно по­зволять поразить себя уколом или ударом, чтобы лучше про­смотреть способы борьбы с противником, правильно определить контрприемы, проверить возможности выполнения приемов или действий, решить поставленную тактическую или техническую задачу и т. д.

Учебные бои, как и индивидуальные уроки, могут быть на­правлены на решение задач преимущественно технического, тактического или соревновательного (боевого) характера.

Учебные бои, содержащие задачи технического совершенствования, имеют главной целью закрепить технику одного или нескольких приемов, взятых в данном бою за основу. Фех­товальщик старается создать в бою такие условия, которые по­зволяют осуществить эти приемы на фоне других, ранее изучен­ных. Фехтовальщики могут заранее договариваться о тех при­емах, которые один и другой будут стараться использовать как можно чаще. Для этого они могут иногда помогать друг другу специальными действиями, создающими условия для примене­ния намеченных к тренировке приемов.

Учебные бои тактического направления име­ют задачей совершенствование фехтовальщиков в тактике, в умении находить и создавать наилучшие условия для приме­нения разных технических приемов. В этих боях могут ставить­ся задачи на тренировку в вызовах, захватах поля боя, раз­ведывании, подавлении инициативы противника, создании и ис­пользовании отдельных моментов для внезапного нападения на противника и т. д.

Учебные бои боевого, или соревновательного характера имеют задачей тренировку в успешном ведении боя в целом. В этих боях фехтовальщик стремится к преобла­данию над противником, но может при этом заниматься и оп­робованием разных приемов и действий для того, чтобы в ре­зультате выбрать наиболее действенные и удобные. Здесь же накапливается опыт ведения боев с разными противниками, развивается специфическая выносливость, воспитывается такти­ческое мышление, приобретаются нужные психические качества и умения (сообразительность, способность предвидеть действия противника, выдержка, инициативность и др.). Чтобы устано­вить действенность приемов в условиях, приближенных к со­ревновательным, учебные бои оканчиваются, как правило, «вольным» боем на условное количество уколов (ударов), в ко­торых каждый фехтовальщик уже старается выиграть бой. Для того чтобы тренировка давала навыки ведения боя с разными противниками, следует менять партнеров через определенные промежутки времени. Обычно учебные бои включают в себя все три вида задач (техническую, тактическую, соревнователь­ную, или боевую, тренировку).

Упражнения в учебных соревнованиях имеют задачей приобретение навыков и опыта боев в условиях сорев­нований, развитие и совершенствование специфической «фехто­вальной» выносливости и способности к перенесению нервных напряжений, развитие и совершенствование моральных и воле­вых качеств фехтовальщика.

Учебные соревнования проводятся по плану через установ­ленные периоды учебно-тренировочных занятий и могут быть внутригрупповыми или с приглашением фехтовальщиков других коллективов. Они проводятся по условиям и правилам офи­циальных соревнований и могут занимать часть времени в кон­це урока или же весь урок. Большой интерес вызывает у фех­товальщиков проведение командных соревнований между свои­ми же, отобранными по какому-то признаку, командами или с командами других коллективов.

Периодически следует проводить соревнования на первен­ство группы. В отличие от официальных соревнований не окон­ченные в один день соревнования могут переноситься на сле­дующий день. Все фехтовальщики должны активно участвовать в организации и проведении соревнований, я также принимать участие в судействе, что весьма полезно для развития наблю­дательности и способности к оценке действий, развития внима­ния, самостоятельности, дисциплинированности и чувства от­ветственности за свои действия. После окончания боев или в начале следующего занятия следует делать разбор боев каж­дого участника соревнований. Эти соревнования следует вклю­чать в учебно-тренировочный процесс уже с раннего времени, в формах, соответствующих подготовленности занимающихся.



  • Разделы сайта