Йога в детском саду для детей старшей подготовительной группы

Комплекс упражнений Хатха – йоги

Составляющие:

    Самомассаж.

    Основные позы йоги (асаны).

    Дыхательные упражнения (пранаямы).

    Расслабление .

Комплекс «Здравствуй солнышко!»

До встречи с Солнышком мы с вами немножко разомнёмся.

    Разминка, суставная гимнастика.

Упражнение 1 .сидя на полу, ноги вытянуты перед собой, скрестить ноги и почувствовать себя удобно, как в кресле. Макушка тянется к потолку, спина прямая.

Упражнение 2 . Медленное вращение головой

Представь себе, что твоя голова – это яблоко, шея – хвостик, он очень сильный, крепкий, поэтому яблоко может повернуться к солнышку любой стороной и поспевает, медленно собирая солнечные лучики.

Упражнение 3. «Весёлые плечики»

И. п.: сидя, скрестив ноги. Руки на плечах, движения плечами вверх, вниз (наши плечики умеют смеяться хи-хи; ха – ха)

Упражнение 4 . «Моторчики»

И. п.: то же. Круговые движения рук, согнутых в локтях, перед собой (мы, весёлые моторчики, заведём их)

Упражнение 5. «Крылья самолёта»

И. п.: то же. Выпрямляем руки и делаем наклоны в одну и другую стороны (отправляемся в полёт)

Упражнение 6. «Бабочка»

Соединить стопы вместе и обхватить руками носки ног. Подтянуть пятки как можно ближе к телу. Раскачивать колени вверх, вниз. Это крылья бабочки. Давайте похлопаем крыльями. Бабочка летит на цветок. Вдохнём его аромат (вдох – выдох).

Упражнение 7 . «Цветок»

Мы с вами растём, словно цветы (медленно поднимаемся на ноги), выше и выше, тянемся к самому солнышку.

Упражнение 8. «Красивая чаша»

Поднимаем руки вверх, вы – красивая чаша, в которую льётся живительный дождик бодрости и здоровья. Он лёгкий и приятный. М наполним чашу до верха. Теперь потрём ладошки друг о друга. Чтобы они стали тёплыми. Приложите тёплые ладошки к глазкам. Поморгайте глазками в ладошки.

    Самомассаж.

Мы с вами и наши знакомые зверята очень рады встрече с Солнышком и весело разминаются на лесной полянке.

Упражнение 1 .Самомассаж ушных раковин

Лепим, лепим ушки детям и зверушкам,

1 минута

разминаются ушные раковины сверху вниз и снизу вверх

чуткому зайчонку,

потянуть за уши вверх

мудрому слонёнку,

потянуть за мочки ушей вниз

весёлой обезьянке,

потянуть уши в стороны

преданной Каштанке.

взять сверху за уши и опустить их вниз

И себе слепили,

крепко прилепили,

разминать уши движениями сверху вниз

прижать ладони к ушам

за ушками погладили,

ладошками пригладили

поглаживающим движением указательного пальца провести за ушными раковинами

поглаживающим круговым движением провести по ушам ладонями

Упражнение 2. Указательными пальцами, круговыми движениями массируем крылья носа.

Упражнение 3 . Сделать «клешню» из большого и указательного пальца и сжать ею перегородку носа.

Упражнение 4 . Провести поглаживающими движениями ладоней по лбу, щекам, шеи, животу.

Сегодня мы научимся приветствовать Солнышко, мы будем выполнять упражнения одно за другим. Выполняя упражнения мы как бы говорим, « Здравствуй Солнышко, мы рады приветствовать тебя! Я иду навстречу солнышку!» Солнышко светит всем одинаково, мы все для него равны. Люди договорились называть эти упражнения «приветствие Солнца!»

    Комплекс «Сурья Намаскар»

Сурья в переводе с санскрита означает «солнце, а намаскар – «приветствие». Итак, сурья намаскар – это Приветствие Солнца.

Начальная позиция. Поза «гора» (тадасана)

Описание. Станьте прямо и устойчиво, ноги вместе или слегка разведены, стопы параллельны, тело подтянуто. Дыхание глубокое. Сделайте вдох и на выдохе перейдите к следующему положению.

    Приветствие (намасте)

Описание. Сохраняйте основную стойку, руки согните в локтях на выдохе и соедините ладони на уровне грудной клетки пол углом примерно 30 градусов (немного вверх и вперёд).

    «Полумесяц» - прогиб назад

Описание . Из положения 1, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.

    «Аист» - наклон вперёд к ногам

Описание. Из положения 2 плавно, на очередном выдохе, вытягивая вперёд руки, с прямым позвоночником опускайтесь вниз. Ноги стоят вместе, коленные чашечки приподняты и подтянуты, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Если с прямым позвоночником далее опускаться невозможно, расслабьтесь, опустите руки вниз, стараясь поставить ладони на пол по обе стороны от стоп. Шея расслаблена. Тянитесь животом к бёдрам, а макушкой к полу вдоль ног. При этом движении приветствуйте Землю.

4. «Всадник»

Описание. Из положения 3 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой назад. При этом левая нога сгибается в колени. Голень перпендикулярно полу. Опустите колено правой ноги на пол. Ладони остаются на полу по обе стороны от левой стопы на одной линии с ней. Руки выпрямлены в локтях. Пальцы вместе и повёрнуты вперёд. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.

5.« Палка»

Описание. Из положения 4 сделайте большой шаг левой ногой назад на выдохе. Теперь обе ноги выпрямлены и стоят на месте. Упор на пальцах стоп. Руки остаются прямыми, ладони на полу, на уровне плеч. Пальцы рук вместе и смотрят вперёд. Выпрямляйте тело в одну линию. Смотрим при этом вниз, следите, чтобы таз не поднимался и не опускался, также не опускайте голову. Дыхание свободное.

Промежуточное положение для отдыха – поза «ребёнок»

Описание . Из положения 5 опустите колени на пол, ягодицы на пятки. Лоб на пол. Позвоночник расслаблен. Руки вытянуты вперёд. Дыхание произвольное. Находитесь в этом положении столько, сколько необходимо для отдыха.

6. «Гусеница» – восемь точек, частей тела

Описание. Из положения 5 или промежуточного положения скользите вперёд, стараясь коснуться грудной клеткой пола (как гусеница), при этом руки остаются на том же месте. В этом положении пола касаются 8 частей: лоб или подбородок, грудная клетка, колени, пальцы ног, ладони. Таз приподнят, носки тяните на себя. Ладони остаются на месте и должны остаться под плечами. Пальцы вместе и направлены вперёд, локти слегка прижаты к туловищу. Переход в позу «кобра».

7. «Кобра»

Описание. Из положения 6 продолжайте без задержки скользить грудной клеткой по полу и полностью выпрямитесь на нём. На вдохе. Приподнимите голову, затем грудную клетку. Подключая руки, приподнимайте с пола локти и верхнюю часть туловища. Прогнитесь так, чтобы нижняя часть живота оставалась на полу. Грудная клетка раскрыта, плечи отведены назад и вниз. Смотрите вперёд, толкая грудную клетку вперёд и вверх. Вытягивайтесь.

8. «Собака»

Описание. Из положения 7 плавно, на выдохе отталкиваясь руками от пола, подайтесь тазом назад и вверх, выпрямляя ноги в коленях. Руки полотно прижаты к полу и остаются на месте. Вытягивайте заднюю поверхность ног, приближая пятки к полу. Тянитесь грудной клеткой вниз. К ногам. Шея расслаблена, голова опущена макушкой к полу, а ладони плотно прижаты к нему. Старайтесь не переусердствовать, иначе можно потянуть спину в области лопаток.

9. «Всадник»

Описание. Из положения 8 плавно, на очередном вдохе сделайте большой шаг правой ногой вперёд так, чтобы стопа оказалась на одной линии с кистями рук, голень перпендикулярно полу. Опустите колено левой ноги на пол. Прогнитесь в верхних отделах позвоночника, глядя вперёд. Грудная клетка расправлена, плечи расслаблены, повёрнуты немного назад и вниз. Макушкой тянитесь вверх.

10 «Аист»

Описание. Из положения 9 плавно, на очередном выдохе сделайте вперёд, приставляя её к правой. Выпрямите обе ноги, стараясь не отрывать руки от пола. При этом движении приветствуйте Землю.

11 « Полумесяц »

Описание. Из положения 10 приподнимите сначала голову, перенесите прямые руки перед собой вперёд. Максимально выпрямите спину и руки параллельно полу, на вдохе плавно выпрямляя руки, потяните их вверх, вытягиваясь всем телом. Сделайте лёгкий прогиб, вытягивая всю переднюю сторону тела. Прогиб в большей степени в верхних отделах позвоночника. Ноги выпрямлены, стопы параллельны друг другу и плотно прижаты к полу. Приветствуем Солнце из этого положения.

12. «Гора»

Описание. Из положения 11 выпрямитесь вертикально и на выдохе плавно опустите руки через стороны вниз, возвращаясь в и. п.

    Дыхательные упражнения (пранаямы)

Это дыхание называется «солнечным», почувствуй, как солнечное дыхание придаёт тебе силы и делает тебя здоровым и счастливым!

Упражнение 1. Анулома вилома.

Приложите указательный палец павой руки к правой ноздре (зажмите клапан), сделайте вдох левой ноздрёй, затем зажмите оба клапана. Задержите дыхание. Откройте правый клапан, сделайте выдох. Повторите упражнение 5- 6 раз.

    Релаксация

«Ковёр – самолёт»

Ложимся на волшебный ковер – самолёт. Плавно и медленно ковёр поднимается и несёт тебя по небу, тихонечко покучивая и убаюкивая. Ласковый, тёплый ветерок нежно обдувает, ты отдыхаешь…

Слушаем релаксирующую музыкальную композицию в течение трёх минут.

Постепенно ковёр начинает спускаться и приземляться в нашей комнате.… Потянись, сделай глубокий вдох, выдох, открой глаза, аккуратно, правильно вставай. Чувствуй себя полностью отдохнувшим.

Домашнее задание: когда утром увидишь солнышко, скажи: «Доброе утро, солнышко!»

Каждый из нас хочет быть здоровым. И даже когда мы полны сил, ощущение мира и гармонии в душе – это то, чего нам всегда не достаёт.

Йога – не спорт, в ней нет места соревнованию. Практика – личный опыт. Чем меньше мы смотрим на соседей по коврику, обращая внимание на дыхание, прислушиваясь к ощущениям в своем теле, наблюдая, как меняется состояние ума во время практики, тем больше открытий преподнесет нам йога.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья С.И.Саксина

Р.п.Выездное ул.Сельхозтехника

Тема: Йога в детском саду.

Каждый из нас хочет быть здоровым. И даже когда мы полны сил, ощущение мира и гармонии в душе – это то, чего нам всегда не достаёт.

Йога – не спорт, в ней нет места соревнованию. Практика – личный опыт. Чем меньше мы смотрим на соседей по коврику, обращая внимание на дыхание, прислушиваясь к ощущениям в своем теле, наблюдая, как меняется состояние ума во время практики, тем больше открытий преподнесет нам йога.

Йога – не лечение, хотя, безусловно, занимаясь йогой, мы становимся здоровыми, энергичными, обретаем красоту и гибкость тела.

Йога уникальна тем, что может предложить что-то каждому. Кому-то она поможет укрепить и оздоровить тело, для кого-то послужит в качестве профилактики болезни, кто-то с помощью йоги решит вполне конкретную задачу - избавиться от болей в животе. Кто-то научится контролировать эмоции и сохранять спокойствие ума.

На наших занятиях мы развиваем не только наше тело, делая его более сильным, гибким и здоровым, но и наши интеллектуальные и творческие способности: фантазируем, рассказываем истории.

Начинать изучать азы йоги дети могут в возрасте от четырех лет и, для начала достаточно всего 15 - 20 минут занятий в день. В нашем детском саду мы проводили занятия с 10 минут в день. Со временем занятия могут увеличиваться до получаса, а для детей старшего возраста, то и до часа. Сейчас наши занятия доходят до 25 минут. Но надо помнить что «йога», это не только проведение физических разминочных и растягивающих упражнений, но мы еще знаем, что это и замечательный инструмент для успокоения разума и контроля над своими чувствами при помощи небольших сеансов медитации. Согласитесь, что это очень актуально для психологического развития детей, которые почти все без исключения гиперактивны по своей природе, возбудимы и проводят длительное время возле телевизоров и компьютеров. После занятий с детьми, многие родители увидели изменение в своих детях, дети стали больше играть в дидактические, подвижные игры, а также показывать некоторые движения с занятий по йоге дома.

Йога полезна как любой вид физической активности детей. Но она отличается от других способов физического развития, прежде всего тем, что исключает соревнования, а вследствие этого - вероятность стресса и травм. Особенность также в том, что движения йоги в сочетании с особым ритмом дыхания задействуют организм в целом, прорабатывают все направления подвижности суставов, глубокие и поверхностные мышцы, а также воздействуют на внутренние органы.

Для занятий йогой нужно иметь свободную одежду, подобрать расслабляющую музыку, и так заинтересовать ребенка, чтобы он получал удовольствие от занятий йогой. Йогой лучше заниматься через два-три часа после еды, в комнате или зале, где ребенок сможет расслабиться и отвлечься, так как в группе сосредоточиться он не сможет. Для занятий, лучше попросить родителей сшить одинаковые, однотонные коврики, чтобы детей ни чего не могло отвлекать.

Существует множество мнений по поводу того, когда детям можно начинать практиковать йогу.

Объединяя мнения и опыт известных гуру, а также учитывая процессы роста и развития детей, выделяют возраст 8 лет, когда ребенок уже может сознательно выполнять упражнения и дыхательные практики под руководством воспитателя. В детском саду наблюдая, за детьми разного возраста, можно увидеть, что дети очень подвижны и за время зарядки могут принимать различные позы, которые есть даже в йоге, хотя они их не знают. Из этого можно сделать вывод, что дети намного раньше могут заниматься йогой, а не с 8 лет.

С 4 до 8 лет дети также могут заниматься, но к ним особое, менее требовательное отношение в плане четкости выполнения указаний. С малышами до четырех лет в основном делают гимнастические и массажные движения, напоминающие некоторые позы йоги.

Как это происходит Урок детской йоги (прежде всего для детей 4-7 лет) – это практика асан (поз) в игровой форме.

Перед началом занятия рекомендуется провести разминку для разогрева мышц. Следить, чтобы ребенок дышал носом. Каждая поза должна приносить ребенку удовольствие. Для того, чтобы заинтересовать ребенка, мы сначала ставили сказки с позами животных, где каждого животного изображал ребенок, детям это очень нравится и они занимаются с удовольствием.

Также дети знакомятся с органами чувств, учатся концентрировать внимание на слухе, обонянии. Учатся отслеживать свои эмоции (радость, гнев, спокойствие). После занятий йогой, наши дети становятся более расслабленными и спокойными.

За 25-40 минут ребенок проделывает немалую работу (адекватную его возможностям), и это его не утомляет, т.к. воспитатель соблюдает главные принципы занятия с детьми – разнообразность, динамику, заинтересованность. На таких занятиях также происходит знакомство с окружающим миром - миром животных и растений. Например, в садике показывая позы животных мы издаем звуки животных, т.е. змея – шипит, лев – рычит и т.д.

В итоге происходит не только развитие тела (например, улучшение осанки), но и развитие мышления, чувств, памяти, воображения. Со временем вы заметите и другие изменения, происходящие с вашим ребенком - будет меньше капризов и обид, больше спокойствия, уверенности и творчества.

Чему учат на занятиях детской йоги:

1. Воспитывают осмысленное отношения к собственному здоровью.

2. Формируют правильную осанку.

3. Делают упражнения на гибкость тела и развитие мышечной силы, ловкости, быстроты, выносливости.

4. Развивают координацию и пластику движения тела.

5. Выполняют дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.

6. Проводят игры на приобретение навыков общения, наблюдательности, самостоятельности, фантазии, активности.

7. Развивают внимание, память, воображение, мышление, ощущение, восприятие, представление.

Лучше всего, чтобы с ребенком еще занималась мама, это приносит огромную пользу и маме и малышу. На таких занятиях происходит всестороннее общение (взглядом, прикосновениями, посредством слуха, речи, эмоций). Ну и, несомненно, мама лучше всех преподавателей знает своего малыша. Нужно подобрать удобное время и место для занятий. От этого зависит дальнейшая судьба ваших занятий - будет ли ребенок с удовольствием заниматься на занятиях.

Программы детской йоги существенно отличаются от взрослых, уже потому, что проводятся в игровой форме. Это позволяет ребенку чувствовать себя в своей стихии, полной движения, ярких эмоций и постоянной новизны. Маленькие йоги выполняют позы все больше не в статической форме, а в динамической последовательности. Несмотря на то, что позы достаточно быстро сменяют одна другую, обязательно акцентируется внимание на важных деталях, ключевых элементах каждого упражнения.

В определенных позах эти элементы тщательно прорабатываются - чтобы уходили искривления костей, правильно развивались мышцы, раскрывалась грудная клетка, и так далее. Упражнения даются совершенно разные - как простые, так и самые сложные.

Дети не воспринимают занятия йогой настолько серьезно, как взрослые, поэтому для занятий йогой в детском саду достаточно выбрать наименее сложные и наиболее интересные асаны. Главное, чтобы занятия приносили удовольствие.

Литература:

  1. Веселая йога. Специально для детей: О. А. Волков, Е. А. Волкова - Санкт-Петербург, Феникс, 2008 г.
  2. Детская йога: А. Бокатов, С. Сергеев - Москва, Ника-Центр, 2009 г.
  3. Йога для ваших детей: Мишель Чизбру, Сара Вудхаус, Розмари Гриффитс - Москва, Попурри, 2009 г
  4. Лесли Каминофф. Анатомия йоги. М., 2009
  5. Федотов А. Простая йога для начинающих. Ростов – н – Д.: ВЛАДИС: М: Рипол классик, 2009г.

Организация кружковой работы в дошкольном образовательном учреждений

Дошкольный возраст – важный период совершенствования основных функций организма, становления жизненно-необходимых двигательных умений, навыков и физических качеств.
Двигательная деятельность должна стать естественной потребностью практически каждого ребенка независимо от уровня его индивидуальной двигательной активности. От того, как будет организована работа с детьми по физической культуре, зависит будет ли ребёнок физически готов к обучению в школе, и самое главное – его здоровье.
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников в нашем дошкольном учреждении используются различные оздоровительные технологии и методики. Так мною было предпринято разработать программу и организовать кружок по детской йоге.
Актуальность данной формы работы состоит в том, что сегодняшние дети сталкиваются с такими проблемами, как гиперактивность, беспокойство, стрессы, нарушение питания, слаборазвитость мышц ног и рук, спины, что сказывается на осанке. Важно создать как можно раньше здоровые привычки для их развития.
Гимнастика с элементами хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Дети всех возрастов и степени подготовки могут заниматься йогой.

Что такое детская йога?
Йога - древняя система оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, улучшает работу всех органов и систем организма, повышает тонус, стабилизирует пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум.
Детская йога - это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного роста и развития детей.
Большинство упражнений, выполняемых детьми, лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.
Асаны - позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости.
Пранаямы - дыхательные упражнения.

Как строить занятия с детьми?
Для дошкольников занятия желательно строить на сказочном сюжете или на сюжете из жизни природного мира, которая наполнены гимнастикой, упражнениями для развития вестибулярного аппарата, танцами, дидактическими и подвижными играми, играми на развитие внимания, памяти, логики, воображения, пластикой, сказками, речевыми играми. Все упражнения нужно делать правильно и осторожно, без напряжения.

Краткая характеристика структуры программы:
Программа составлена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (с сентября по май). Курс хатха-йоги рассчитан на девять месяцев и включает 9 сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся групповым способом (10-15 детей), один раз в две недели по 25 – 30 минут.

Участники занятий:
Дошкольники 5-7 лет, без ограничений по группе здоровья, имеющие низкий уровень развития физических качеств; отклонения в эмоционально-волевой сфере; трудно адаптируемые. Программа носит развивающий характер.

Цель программы: - Сформировать у детей представления о йоге. Развитие физических качеств у детей 5-7 лет через гимнастику Хатха-Йога.

Задачи программы:
1. Совершенствование психических процессов.
2. Познание своего характера, укрепление воли.
3. Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.
4. Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.
5. Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.
6. Формирование осанки.
7. Развитие потребности в здоровом образе жизни.
8. Создание эмоционального благополучия.

Девиз занятий: - приступать к занятию с хорошим настроением и верой в успех, где все зависит только от желания, настойчивости и добрых намерений.

Ожидаемые результаты реализации программы:
Повышение уровня физической подготовленности и развития физических качеств у детей 5-7 лет, имевших низкий уровень их развития.
Стабилизация эмоционального фона у детей.
Потребность в ведении здорового образа жизни у детей и родителей.
Формирование у родителей представлений о физических возможностях детей, возрастных требованиях и требованиях программы детского сада.

Список литературы:
1. Белов В.И. Йога для всех М. «КСП» 1997.
2. Осипова В.. Поза ребенка «Хатха-Йога в детском саду». Ж. Обруч №3-1997
3. Панда К.Н. Простая йога для крепкого здоровья / Пер. с англ. – СПб.: «Издательство «ДИЛЯ», 2010. – 104с.
4. Шифферс М.Е. Айенгар – йога для всех / Мария Шифферс. – М.: Эксмо, 2011. – 176с.: ил.
5. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой – М.: Метафора. – 2003.

Скачать Детская хатха - йога. Гармония. Развитие. Радость

Приложения к программе Детская хатха - йога

Йога для детей 5-7 лет

Йога в детском саду для детей старшей подготовительной группы

Йога – древнее индийское учение, одной из составных частей которого является хатха-йога. Элементы этой полезной, проверенной многолетним опытом системы физической культуры индийских йогов давно вошли в нашу жизнь, и используются как нетрадиционные приёмы оздоровления.

Хатха-йога – это специальная йога для детей основанная на позах животных и окружающих предметах доступных дошкольникам. «Ха» - обозначает солнце, символ тепла, активности и энергии. «Тха» - луна, холод, пассивность и торможение. Занятия хатха-йогой физически совершенствуют и укрепляют детский организм, помогая сбалансировать процессы возбуждения и торможения в нем

Профилактика простудных заболеваний, закаливание и общее оздоровление детей.

Учить детей чувствовать свое тело, выполнять движения осознано, легко и красиво;
Развивать гибкость и эластичность позвоночника, формируя правильную осанку;
Закрепить навыки правильного дыхания;
Воспитывать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость.
Для занятий не требуется особых приспособлений и сложный инвентарь. Достаточно иметь индивидуальный коврик, массажные дорожки и музыкальное сопровождение.


У малышей очень нежный скелет, слабые связки и мышцы. С ними можно лишь использовать игровую гимнастику для укрепления стоп, спины, развития координации, ритмичности, равновесия, а также дыхательные упражнения для развития диафрагмального (брюшного) дыхания, расслабляющие упражнения. И большинство упражнений лишь отдаленно напоминают асаны и пранаямы.




Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия детской йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя животного или предмета, на который похожа поза - «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.




Поза Лотос

ИП - сидя прямо с вытянутым вверх позвоночником.
ТВ - сгибая правую ногу в колене, взять руками ступню и положить ее на левое бедро, выворачивая подошву вверх. Правое колено прижать к полу. Затем согнуть левую ногу в колене, взять ступню и положить на правое бедро, также выворачивая подошву вверх. Держать спину, голову и шею прямыми. Время пребывания в асане не ограничено.
Эффект. Это одна из основных асан в йоге. Оказывает самое разностороннее воздействие. Успокаиваются нервная система, внутренние органы, восстанавливается динамическое равновесие всех сил организма.
Если не хватает гибкости для того, чтобы сидеть в лотосе или полулотосе, можно сидеть по-турецки (в лёгкой позе

Поза кобры или змеи

ИП - лежа лицом вниз, руки вдоль туловища, ноги вместе.
ТВ - ладони поставить на пол пальцами вперед в районе плечевого пояса. Со вдохом начать медленный прогиб спины назад, позвоночник как бы раскручивается по одному позвонку, начиная с шейного отдела. В конечной фазе упражнения нижняя часть тела лежит на полу, ноги и ягодицы расслаблены, верхняя часть туловища удерживается в прогнутом положении за счет мышц спины и частичной опоры на руки. Удерживать позу на задержке вдоха до дискомфорта. С выдохом вернуться в ИП.
Эффект. Исправляет искривления позвоночника, тонизирует всю спину. Усиливает деятельность щитовидной железы, улучшает работу желудочно-кишечного тракта, двигательных мышц глаз, нервной системы. Способствует увеличению объема легких и расправляет альвеолы, благотворно действует на сердце и все органы брюшной полости

Поза Коровы

ИП - сесть на пятки (между пятками), носки в сторону.
ТВ - сцепить руки за спиной в замок. Локоть одной руки смотрит вверх, локоть другой –вниз. Меняя руки, выполнить замок то с одной, то с другой стороны.
Эффект. Достаточно быстро исправляется осанка. Кроме того полностью раскрывается грудная клетка, способствуя полноценному дыханию.


Таким образом, йога – это полноценная гимнастика, развивающая и укрепляющая все мышцы тела, прекрасное средство борьбы с нарушением осанки и способ стать гибким. Соединения движения и дыхание в процессе выполнения поз является дополнительным средством оздоровления организма. Релаксация в конце занятия помогает открыть детям удовольствие от покоя тишины. Также йога дает возможность для безграничной фантазии ребенка, поэтому на занятиях йогой невозможно заскучать.

Детская йога полезна для растущего организма. К тому же несложные занятия можно превратить в веселую игру.

Йога – это не курс обычных физических упражнений, как можно подумать сразу. Это древнее учение, которое создавалось с целью оздоровления тела и очищения духа.

Практикующие йогу люди отличаются бодростью, энергичностью, целеустремленностью, обладают прекрасным здоровьем и ясным умом.

Позволяет ребенку расти и развиваться в гармонии с собой и окружающим миром. Занятия с детьми больше напоминают увлекательную игру, в которой сложные названия поз «взрослой» йоги заменены упрощенными названиями.

Детская йога – польза для здоровья и развития детей

– уникальные упражнения, регулярное выполнение которых помогает развивать координацию и укреплять органы. Кроме того у детей, практикующих йогу, улучшается общее состояние здоровья, выносливость и гибкость. Также развиваются память, воображение и наблюдательность.

Неуравновешенным подросткам занятия йогой помогают обрести спокойствие, достичь эмоционального равновесия, быстро побеждать стрессы, научиться концентрировать внимание и, в то же время, поддерживать свое тело в хорошей форме.



ВАЖНО: Оптимальным для начала обучения йоге считается возраст 7-8 лет при условии, что занятия будут проходить под руководством опытного учителя. В 4 – 6 лет проводят такие же занятия, но не требуют от детей точного повторения асан. С малышами проводят игровые занятия, упражнения которых похожи на позы йоги.

Видео: Детская йога: здоровье и гармония с малых лет

Детская йога для начинающих: позы в картинках, фото

Занятия йогой с детьми младшего возраста лишь отдаленно напоминают настоящие «взрослые» упражнения. Все действия максимально облегчены, от ребенка не требуют точного повторения сложных для него элементов.

В первую очередь занятия йогой должны приносить малышу удовольствие.
Когда малыш немного привыкнет к нагрузкам, можно постепенно усложнять программу. Однако любые изменения должны проходить под руководством опытного инструктора, в противном случае существует вероятность навредить хрупкому детскому организму.



Заниматься йогой с ребенком можно самостоятельно в домашних условиях. Но стандартные «взрослые» занятия йогой будут неинтересны малышу, поэтому лучше всего строить их в игровой форме.

Предложите ребенку представить, что он – малыш-пандочка, а его мама – большая панда. Показывайте ребенку следующие упражнения, проделывая их с ним вместе.

Упражнение №1. Пандочки малыш и мама проснулись. Они сели (в упрощенную позу лотоса) и потянулись.

Упражнение №2. Малыш-панда собрался прогуляться. Но для этого ему придется размять лапки. Ребенок вытягивает вперед руки и ноги (передние и задние лапки), шевелит пальчиками.

Упражнение №3 . Пандочки гуляют по лесу. Сначала предложите малышу походить на внешней стороне стопы, затем на внутренней.

Упражнение №4. Панда нашла яблочко и играет с ним. Пусть ребенок представит, что его голова – это яблоко. Пусть покрутит ею из стороны в сторону, повращает.

Упражнение №5. Панда хочет превратиться в дерево. Ребенок становится на одну ногу, при этом вторая нога упирается ступней в колено о первую. Руки подняты вверх «свечкой». Скорее всего, дерево будет сильно качаться от ветра, так как детям сложно удержать равновесие в этой позе.



Упражнение «Дерево»

Упражнение №6. Малыш-панда заметил, как растет травка – она тянется кверху, к солнышку. Маленький панда показывает маме, как это происходит: сидя на корточках, постепенно поднимается, вытягивает ручки вверх.

Упражнение №7 . Панда вместе со своей мамой становятся в позу «треугольник»: расставляют ноги, правую руку ставят к правой ступне, левую – поднимают как можно выше. Это они построили забор на лесной поляне. То же упражнение повторяют и в другую сторону.

Упражнение №8 . Панда увидел, как с цветка на цветок порхает красивая бабочка. Вместе с мамой он повторяет ее действия: садятся на пол, соединенные вместе стопы слегка согнутых ног захватывают руками и начинают разводить и соединять колени. Затем пальцами рук нужно ухватиться за большие пальцы ног и резко развести их в стороны – так раскрылся цветочек, приглашая бабочку.

Упражнение №9. Малышу-панде понадобится корзинка, чтобы собрать фрукты. Ребенок ложится на животик, руками захватывая ступни. Мама помогает ему сделать такую корзинку.



Упражнение «Корзинка»

Упражнение №10. Маленький панда решил покачаться по земле. Он ложится на спину, обхватывая руками колени. В такой позе он раскачивается взад и вперед.

После того, как все упражнения будут выполнены, предложите малышу просто полежать «на травке» и отдохнуть.

Для занятий можно придумывать разные забавные истории с участием зверушек и сказочных персонажей.



Детская Хатха-йога: упражнения

Суть Хатха-йоги , как детской, так и взрослой, заключается в том, чтобы научиться владеть и управлять своим телом в совершенстве. Эта практика может совмещать в себе упражнения нескольких направлений, методов какой-то конкретной школы не придерживаются.



ВАЖНО: Главное условие хатха-йоги – во время выполнения любого упражнения нужно направлять телу энергию.



  • Разделы сайта