Йога. Искусство коммуникации (Издание второе, исправленное)

Йога, обычно, известна как философия или как путь, но немногие знают о том, что йога так же еще и искусство. Творчеству невозможно дать определение; его можно выразить только посредством самого искусства, но нельзя описать словами.
Мудрецы древности различали знания мира и знания души. Зная, что человек существует как физическое, мыслящее и духовное создание, и, понимая важность этих трех уровней, они создали различные виды искусства, позволяющие ритмично, систематично и равномерно использовать тройственность проявления человека.
В индийской традиции существует шесть основных видов искусства: йога, борьба, стрельба из лука, драма (в том числе и танец), музыка и экономика. Существуют различные виды искусства, такие как полезные, целительные, эстетические, искусство представления, и так далее. Искусство йоги включает в себя все эти виды и, таким образом, является основополагающим искусством. Посредством йоги человек обретает связь со своей душой; поэтому йога является духовным искусством. Каждая асана обладает строгой геометрической и архитектурной формой, следовательно, это так же эстетическое искусство. Йога приносит здоровье и счастье; значит, она и целительное, и полезное искусство. Когда красотой и гармонией асан наслаждаются зрители, она становится искусством исполнения.
Чтобы стать человеком искусства, необходимо иметь три качества. Нужно обладать талантом к искусству, то есть способностью овладеть высшим мастерством; нужно любить это искусство, чтобы работать во имя него решительно, усердно и сосредоточенно; наконец, нужно иметь воображение и созидательные наклонности, чтобы он был способен открывать новые, неизвестные грани своего искусства. То, что мы знаем сегодня, было неизвестно вчера. Каждый день к нам приходят новые знания, но мы не можем познать все, так как Вселенная бесконечна. Человек искусства должен исследовать непознанную область, чтобы совершенствовать искусство. Человек искусства живет в обычной социальной среде, но в то же время находится и на другом плане бытия, черпая и принося миру новое из еще не изведанных источников, чем продлевает жизнь своего искусства.
Господь Шива является основателем йоги, первой ученицей которого была его жена, богиня Парвати. Шиву еще называют Натараджа, богом танца. Йоги и танцоры в равной степени поклоняются ему, ибо он одарил человечество этими двумя проявлениями единого знания, благодаря которому человек способен испытать святой дух Божественного в каждой клетке своего тела и открыть единообразие в разнообразии, безликое в личности.
Существует прекрасная история о том, как Господь Шива пригласил Господа Вишну посмотреть его танец разрушения и созидания, тандаванритья. Господь Вишну восседал на Адишеше, королевской кобре. Когда Вишну созерцал танец Шивы, его тело становилось все тяжелее и тяжелее, и он едва не раздавил Адишешу. Когда Шива закончил танцевать, тело Вишну стало легким, почти невесомым. Адишеша спросил Вишну, почему он стал таким тяжелым, а потом столь легким. Вишну ответил: "Я был полностью поглощен танцем Шивы, и мое тело стало вибрировать, что стало причиной моей тяжести. Как только танец закончился, я пришел в себя и стал легким". Адишеша, осознав столь сильное восхищение своего господина искусством танца, сказал: "Господин мой, если танец настолько восхищает тебя, почему бы мне не научиться этому искусству и не развлекать тебя им?" Тогда Господь Вишну ответил: "Придет время, и Господь Шива попросит тебя написать "Махабхашья", великий трактат по грамматике. В то время ты и научишься искусству танцев". Автором "Махабхашья" является Патанджали, который также изучал танец и написал трактат по медицине и "Йога Сутры". Он считается воплощением Адишеши. Йоги верят в нивритти-марга, внутренний путь отречения; танцоры верят в правритти-марга, внешний путь созидания. Йога есть джняна-марга, путь знания; танец есть бхакти-марга, путь любви.
Различие между йогой и танцем заключается в том, что йога является совершенным искусством действия, а танец - совершенным искусством движения. Танец выражает себя во внешнем проявлении путем движений тела, тогда как йога, хотя она обладает интенсивной внутренней динамикой, выглядит для внешнего наблюдателя статичной. Движение в ней может быть совершенно незаметным, но происходящее при этом действие огромно.
Все мы находимся в плену у желаний, гнева, алчности, слепых привязанностей, гордости и ревности. Все это вызывает те эмоциональные переживания, которые мы испытываем в повседневной жизни. Танцор использует эти эмоции и преобразует их в своем артистическом исполнении. Йог работает над покорением этих эмоций, как это советует Патанджа-ли: "Майтри каруна мудита упекшанам сукха духкха пунья апунья вишаянам бхаванатах читтапрасаданам": развитие дружелюбия, сострадания, радости, отстраненности от счастья и горя, добродетелей и пороков, ведет к умственному покою ("Йога Сутры", I,
Йогу и танцору.необходимо в равной степени уважать свое тело. И йогу и танцору в равной степени необходимо иметь развитое, гибкое, сильное и грациозное тело. Если вы творческий человек, помните, что какие бы темы вы не представляли в формах своего искусства, все ваше творчество основывается на внутренних ощущениях и действиях, с которыми так же имеет дело йог. Если вы человек искусства, но при этом вы также занимаетесь йогой - если вы находитесь в связи со своим внутренним миром - вы создаете бесконечный спектр выразительности, и ваше творчество становится "сатьям, шивам, сундарам" - истинным, благим и прекрасным. Тогда искусство становится божественным и именуется йога-кала, искусство благодати. Искусство, не обладающее внутренней глубиной, называется бхога-кала, искусство удовлетворения. Конечно, искусство ради удовольствия тоже обладает своей ценностью, но если глубина и преданность творчеству исчезают, оно может легко скатиться до кама-кала, искусства чувственного удовольствия.
Необходимо совмещать бхога-кала и йога-кала. Если творчество есть только бхога-кала - это искусство является чувственным, а не возвышенным; если же творчество представляет собой одно лишь йога-кала, оно слишком возвышенно и недосягаемо, чтобы иметь какую-либо ценность для общества. Чтобы искусство помогало двигаться, обучало и вдохновляло людей, эти два уровня творчества нужно объединить, создать их единый сплав, чтобы все в этом искусстве пребывало в совершенном свете, излучаемом сознанием. Тогда оно вызывает живые вибрации, которые одухотворяют нашу жизнь и дают смертному телу возможность насытиться нектаром бессмертной души, а искусство становится божественным.

ОЧЕРЕДНОЙ ОБРАЗЧИК ХРЮСКОГО БРЕДА И ВРАНЬЯ.

"Для того чтобы понять, что такое хатха-йога, нужно знать, откуда она берёт своё начало", - рассказывает сотрудник информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе св. Александра Невского Олег ЗАЕВ.

Йога зиждется на понятиях, тесно связанных с буддизмом

Почему именно буддизмом? Доказательства где?

Восточной религией, последователи которой стремятся к достижению нирваны (с точки зрения христиан - духовного самоубийства), слиянию с безличным богом.

С кем, простите?

Однако этому им во многом препятствует закон кармы, который не дает буддистам и прочим последователям восточных религий достичь такого слияния. Это вновь и вновь заставляет их проходить земной путь до тех пор, пока они не смогут разорвать замкнутый круг. Речь идет о так называемом законе сансары - крутящемся колесе, которое постоянно возвращает человека на землю, где он перевоплощается либо в другого человека, либо в какое-то животное.

Слиться же с богом возможно только при условии разрешения кармы, что достигается благодаря умению отрешиться от добра и зла, своеобразному уходу в небытие. И для того чтобы помочь человеку достичь этого состояния, монахами была разработана особая психофизическая техника, получившая название "йога", или "хатха-йога".

Но разве йога не может быть вне религии? Разве нельзя, убрав все эти восточные религиозные плевелы, оставить рациональное зерно, то есть йогу как систему физических упражнений, призванных улучшить здоровье человека - и только!

В Америке хатха-йога дала начало популярной форме физической терапии, цели которой предположительно были далеки от религии. Однако, по словам иеромонаха Серафима Роуза (американца, которого хорошо знают не только православные христиане всего мира, но и люди, просто интересующиеся вопросами религии, христианской философией), "человек, занимающийся йогой только ради телесного здоровья, уже подготовляет себя к определенным духовным воззрениям и даже переживаниям, о которых он, несомненно, и не догадывается".

Дело в том, что сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации - особом состоянии сознания (не бодрствование и не сон), сопровождающемся чувством эйфории.

В такое состояние любой человек входит по много раз за день. Любой человек время от времени, произвольно или непроизвольно, расслабляется и начинает смотреть в пространство неподвижным взором. В том числе и этот "сектовед". Такое бывает, когда человек устал, или сильно задумался, или, скажем, после секса. И называется это релаксация или расслабленное бодрствование. Причем многие люди, даже не считающие себя йогами, умеют входить в релаксацию произвольно - например, перед важным делом посидят немного на стуле, чтобы собраться с мыслями. Получается, чуть присесть и отдохнуть с точки зрения "сектоведов" - уже крамола?

Медитация - это особая техника, которая способствует развитию в человеке чувственного восприятия мира. Это восприятие настолько ярко (говорят, оно сродни наркотическому опьянению), что человек начинает жить чувствами, а не рассудком.

Медитация - это сосредоточение на чем-то. Можно сосредоточиться на каком-то чувстве. А можно усиленно думать над какой-то проблемой. Например, задуматься над вопросом, кому выгоден "сектоборческий" беспредел. И в том и другом случае речь идет о медитации. Школьник, решающий математическую задачу, тоже занимается медитацией.

Именно медитация на занятиях йогой несет в себе главную опасность для человеческого сознания, его психики. Известны случаи, когда люди, постоянно занимающиеся медитацией, в течение некоторого времени не могли концентрировать внимание на тексте, начинали неадекватно вести себя в общении с другими людьми и даже забывали собственное имя.

(Это просто глубоко залезли в предмет своего сосредоточения).

- Ну а если обходиться без медитации, просто сидеть в позе лотоса, стоять на одной ноге или вообще на голове?

Есть данные, что каждая поза в хатха-йоге является чем-то вроде буквы. Соответственно, несколько поз будут означать слово, а несколько выполненных комплексов - предложение, богохульное с точки зрения христианства.

Мда. Мне понравилось. Одно дело фигу показать или там средний палец... а вот комплексом упражнений хрюсов послать - это круто!

Недавний же социологический опрос населения России показал, что более 60 процентов россиян считают себя православными людьми , и, значит, хатха-йога должна быть им чуждой. Потому что, знает русский человек о позах-буквах или не знает, но, занимаясь йогой, он уже богохульствует. Это как в современном правовом обществе - незнание законов не освобождает вас от ответственности.

И потом, нужно всегда помнить, что человек сотворен по образу и подобию Творца, а значит, в нем заложено стремление к совершенствованию. Однако в какую сторону он будет совершенствоваться, зависит от его воспитания, образа мыслей, действий.

А вот Карл Густав Юнг считал, что Европейцы создадут христианскую йогу, базирующуюся на европейском менталитете и соответствующую конституции психики Европейцев.

Хотя я лично с этим не согласен. одно дело - психика, а другое - дело - христианство. Разрушающее эту самую психику. Впрочем, если почитать Юнга, то бога он понимал своеобразно...

Если он занимается йогой и у него получается, то рано или поздно он захочет перейти на другую, более высокую ступень физического развития, а затем подняться еще выше. Но нельзя забывать, что цель хатха-йоги, как мы уже говорили, заключается не только в совершенствовании физического тела. Это лишь начало восхождения к слиянию с безликим божеством. По утверждению самих йогов, есть еще более важная проблема - психические и духовные результаты, которые могут быть доступны с помощью физических упражнений. Это зависит от связей между телом, умом и духом, то есть между грубым и тонким телами, на которых основана вся система хатха-йоги. А затем наступает момент, когда может быть сделан переход от физического к духовному, от занятий хатха-йогой к занятиям еще более "жесткой" раджа-йогой, не требующей физических упражнений. Цель ее заключается в умении останавливать все психические процессы в организме и достигать состояния "сосредоточения без содержания", то есть подавления рассудка.

Останавливать течение мыслей надо для того, чтобы эффективнее сосредоточиться на нужном предмете! У большинства людей по жизни в голове каша. Если убрать все ненужные мысли и чувства, то можно полнее сосредоточиться на предмете размышления, и эффективность интеллектуальной деятельности повыситься! Это вам не каша в голове! И вообще, по этой причине на продвинутом йоге не сработает прием "не думать о белой обезьяне".

Но почему же все-таки врачи, инструкторы по йоге и сами люди, занимающиеся упражнениями с элементами йоги, утверждают, что эта система упражнений помогла им оздоровиться?

Начнем с того, что подготовленные йоги способны не только замедлять ритм сердца, останавливать дыхание, они способны в любой момент навсегда освободиться от тела. Известный почётный профессор Датского королевского университета Йоханнес Огард, изучавший эту проблему, говорит, что традиционная йога - это искусство смерти, термоядерное оружие индуизма

Индуизма или же буддизма? В начале интервью утверждалось, что йога зиждется на понятиях, тесно связанных с буддизмом. У этого Заева не все в порядке с головой. Пусть сначала решит, к буддизму или индуизму относится йога, а потом дает интервью.

в его войне против жизни.

приехали!

Поэтому вполне возможно, что продолжительные занятия йогой, а именно выполнение комплекса осбых физических и дыхательных упражнений, способны укрепить человека. Но эту крепость он приобретает для того, чтобы стать еще сильнее на пути к бездне.

Вот он, клинический маразм! Оказывается, йога - искусство смерти по той причине, что позволяет останавливать сердце. На самом деле умение управлять работой сердца позволяет не только останавливать его, но и заводить в лучшем режиме, что многократно повышает выносливость. Знанием и умением управлять своим организмом, действительно, можно воспользоваться по-разному, но это не значит, что йога - зло.

Согласно логике "сектоведа" Олега Заева, медицина тоже должна считаться искусством смерти, так как медицинскими знаниями можно воспользоваться для убийства. А можно и для спасения жизни. То же самое и с йогой.

Только почему-то правосланые "сектоведы" не борются с медициной под предлогом того, что медицина - искусство смерти. А за йогу взялись.

Впрочем, с отдельными отраслями медицины и биологии РПЦ МП действительно борется. А в Западной Европе католическая церковь с медициной боролась несколько сотен лет назад. До сих пор это лежит позором на Ватикане. Борясь с йогой, РПЦ добьется того, что это станет ее позором, как борьба с медициной стала позором для католической церкви.

Кстати, отмечено, что в основном хатхой-йогой занимаются культурологически неграмотные люди

Наглое вранье! Список культурологически неграмотных людей, занимающихся йогой, пожалуйста! Я, например, культурологически грамотен.

воспитанные в атмосфере атеизма, прельщенные восточной экзотикой, необычностью происходящего с ними на занятиях. Они не хотят даже задуматься о том, что йога - это система психофизических упражнений для выхода души из тела.

Дмитрий КОКОУЛИН

Добавлю, что этот материал без всякой шутки помещен в справочник по сектам в раздел восточных культов.

Слушай, чего ты так разволновался-то? Стандартный бред... Хотя про буквы мне очень понравилось:-)

ОТ СЕБЯ ДОБАВЛЮ, ЧТО ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ "СПРАВОЧНИК ПО СЕКТАМ" ПРОСТО НАБОР ВРАНЬЯ И ДИЛЕТАНСТВА, НАПРАШИВАЮЩИЙСЯ НА ЗАПРЕТ ПО ПРИЧИНЕ ПРОПАГАНДЫ ХРЮСТИАНСКОГО ЭКТРИМИЗМА.


Фото из открытых источников

Каждый человек в своей жизни чем-то да увлекался. Одни читают книги, другие занимаются рукоделием, третьи посвящают свободное время рыбалке, а четвертые просто путешествуют. Многие, чтобы постичь свою душу и привести свое тело в нормальное состояние, отдают предпочтение йоге.

Йога помогает человеку управлять теми функциями своего организма, которые отвечают за психическое и физиологическое состояние человека. Благодаря йоге индивидуум может контролировать свои мысли, действия.

Ошибочно думать, что йога – это просто занятие спортом. Прежде всего, йога – это философское учение о сути человеческого существования. Поэтому, если кто-то решил заняться йогой, то подходить к этому вопросу нужно обдуманно, затратив на это занятие не пару минут в день. Придется уделять много времени данному увлечению, пересмотреть свой график рабочего времени, полностью пересмотреть свой рацион питания, поскольку со здоровым физическим телом быстрее получиться оздоровить свою душу.

Простые занятия йогой можно начинать в домашних условиях. Однако это не принесет полноценного результата. Скорее, это будет просто гимнастика для тела. А вот познать себя, обрести гармонию с окружающим миром поможет йога в Москве в студии yogaroom.ru , которая предлагает изучить различные направления йоги, такие как:

- йога для начинающих – это несложные и щадящие физические упражнения, которые направлены на укрепление различных мышц, позвоночника, отработку правильного дыхания; изучение этого направления важно для тех, кто никогда не занимался йогой, поскольку благодаря этому курсу можно изучить основополагающие асаны (упражнения), с которых и начинается йога;

- Хатха йога – направление, позволяющее познать внутренние психологические процессы организма, сконцентрировать внимание на душевном покое, состоянии умиротворения с самим собой и окружающими событиями;

- Кундалини йога – по сути это совокупность всех ступеней классической йоги; с помощью этого направления человек начинает понимать весь свой потенциал и начинает правильно им пользоваться;

- Гонг йога – медитация под звуки гонга; звук гонга позволяет максимально расслабиться человеку и начать медитацию; расслабление приходит во все мышцы тела, достигая мозга;

- Акхила йога – полная гармония между всеми телесными оболочками; это техника позволяет оставаться в любой ситуации спокойными, уравновешенными.

Существует еще несколько направлений йоги, таких как детская йога, йогатерапия, йога для беременных и другие.

Не зависимо от того, на каком направлении остановится каждый из заинтересовавшихся, необходимо помнить, что йога не любит слабых и не поддается тем, кто не особо стремиться познать её. Поэтому выбирая йогу как духовное лекарство своего тела и души стоит очень хорошо подумать. Но это того стоит.

Эра ВодолеЯ

Виктор Бойко

ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

Издание четвертое, исправленное и дополненное

Нижний Новгород 2011

ББК 53.39 Бо 72

Серия­ «Эра Водо­лея»­. Осно­ва­на­ в 2003 году­.

Редак­ци­он­ная­ колле­гия­ серии­ – В. Гройсман,­ Н. Резанова, О. Бабушкина.

Дизайн серии В. Петрухин

ISBN 978-5-89533-239-9

Виктор Бойко – один из самых известных в нашей стране знатоков практической йоги. Он начал изучать ее самостоятельно в 70-х годах XX века. После занятий в группе Лакшмана Кумара при посольстве Индии получил право на преподавание. В 1993 году основал центр «Классическая йога». В настоящее время имеет множество учеников в России и за рубежом, руководит Школой классической йоги в Москве. Он автор нескольких книг, посвященных теоретическим и прикладным аспектам йоги. Наиболее известная из них – «Йога: искусство коммуникации», посвященная древнейшей системе саморазвития как доступной каждому универсальной технологии коммуникации человека с собственной душой и миром. Данное дополненное издание может использоваться и как пособие по йогатерапии.

Cодержание

Предисловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 1.. Новизна и древность.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

Глава 2.. О смысле.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

Глава 3.. Какая йога и почему. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 4.. Коммуникация. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 5.. Этика.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

Глава 6.. Тело.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

Глава 7.. Асана.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

Глава 8.. Начинающим. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 9.. Ощущения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 10.. Сброс. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 11.. Пранаяма.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

Глава 12.. Пратьяхара. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 13.. Структура психики. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 14.. Самьяма. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 15.. Медитация.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

Глава 16.. Сиддхи. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 17.. Системность. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 18.. О духовности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Глава 19.. Йога и христианство.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

Послесловие. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Словарь терминов и персоналиЙ.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

Литература.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. ..

ПРЕДИСЛОВИЕ

Как много мы знаем и как мало понимаем..

Альберт Эйнштейн

Который год уже за тенью я гонюсь.....

Светлана Кекова

О писать феномен традиционной индийской йоги без уклонения в религиозность, мистику или профанацию – задача далеко не простая.. Чем былараньше йога в Индии, и во что там, а также и на Западе превратилась

сегодня?

« Под йогой индиец понимает стремление достигнуть освобождающего познания или самого освобождения посредством систематической тренировки тела и духа на пути внутреннего сосредоточения через непосредственное видение или переживание» (Gechichte der indichen Philosophie)..

Меня йога всегда интересовала, как способ сделать жизнь более длительной и полноценной, но не как система спасения .. В данной работе обсуждаются только реальные аспекты древнего искусства, метафизика выведена за рамки.. Это попытка дать читателюкачественное представление о йоге и необходимый минимум сведений, достаточных для начала ее самостоятельного освоения..

Любое пособие, даже самое лучшее – всего лишь часть полезной информации, для гарантированного успеха необходим живой опыт! Именно потому в 1991 г.. создана и успешно развивается московская Школа йоги Виктора Бойко (далее по тексту В.. Б..).. Работа под руководством инструкторов в классах, самостоятельная практика дома, консультации, семинары, возможность общения по электронной почте и на конференции сайта realyoga..ru (реалйога..рф), регулярные открытые уроки – всё это обеспечивает качественное обучение и результаты.. Функция Школы

ПРЕДИСЛОВИЕ

и сайта – поддержание информационной среды, сквозь которую проходит поток людей, переносящих полезные навыки из сферы практической йоги в социум..

Прежде всего, у новичков возникает вопрос: кто может считатьсянастоящим йогом? Подходит ли под это определение человек, в совершенстве исполняющий йогические позы? Видимо, нет, поскольку их – при соответствующей подготовке, а порой вовсе и без нее – способен выполнить любой гибкий от природы человек, высококлассный гимнаст либо артист цирка.. Сущность йоги характеризуетсяне изощренностью поз, но особым состоянием ума, возникающим в процессе их выполнения.. Подобно тому как ум расширяет физические возможности, решая задачи, неподвластные грубой силе, так ивременное торможение процесса мышления дает бесценный эффект, который по-иному получить невозможно..

Быть может, йог – это тот, кто жует стекло, запивая его соляной кислотой, либо дремлет на утыканной гвоздями доске? Но подобным образом публику уже в глубокой древности развлекали факиры, тут надо еще смотреть, какое стекло и сколько гвоздей..

Или настоящие йоги имеют дипломы с печатью, удостоверяющей успешное окончание специального йоговского института в Индии? Но как проверить реальную квалификацию владельца такой бумаги и ее подлинность?

Считается, что есть косвенные признаки, например, йоги не едят мясо.. Действительно, в Индии можно встретить жестких вегетарианцев, которыми являются, например, джайны, но вплоть до средины XIX в.. процветала и секта йогинов-агорапантхов, питающихся падалью, для них равно святым было всё, что взято либо дано богом Шивой.. Пользу мяса подтверждает и трактат «Аштанга-хридайя самхита», имеющий высокий статус среди прочих источников Аюрведы.. Следовательно, вегетарианство также не является отличительной чертой йогического братства..

Изучение первоисточников, а также накопленный в процессе личных занятий и осознанный опыт привел меня к однозначному выводу: йогинами могут считаться лишь те, кто уже в практике асан следует установке «Йогаш читта-вритти ниродхах » («Йога есть прекращение деятельности сознания », далее по тексту).. Или, как перевел данную фразу профессор Дж.. Вудс, «Йога – ограничение неустойчивости духовного вещества ».. Сразу возникают вопросы: что подразумевается под таким прекращением, как его достичь и какие это имеет следствия?

Эффект йоги основан на взаимодействии субъекта со своей собственной психосоматикой, которая остается неизменной на протяжении многих тысяч лет..

С одной стороны, древняя йогическая технология перекрывает едва ли не весь спектр научных дисциплин, связанные с изучением человека, с другой – уже в глубокой древности ее утилизировали религия и мистика.. Фрагменты медитативных техник просматриваются в аскетизме раннего христианства и мусульманских сект, но в то же время специальную йоговскую подготовку получил индийский космонавт Шарма..

Йога привлекает сегодня массу людей, желающих поправить здоровье и улучшить качество жизни , ночудовищные масштабы контрафакта , загрязнение информационной среды эзотерикой и острая нехватка реально владеющих предметом специалистов тормозит ее полезное применение как на Востоке, так и на Западе..

Человек осваивает космос, создает сложнейшие приборы и механизмы, выясняет фундаментальные свойства материи, но не обучен качественно взаимодействовать со своей физической оболочкой и бессознательной частью психики.. Такое положение дел, чреватое угрозой для цивилизации, может выправить йога, базовые принципы которой сформулированы двадцать веков назад..

Первым систематизированным руководством, дошедшим до нас, являются «Йога-сутры», авторство которых приписывают риши (мудрецу) Патанджали.. Термин «классическая йога », используемый в данной работе, означает, чтоизлагаемая здесь технология основана на постулатах именно Сутр, а не позднейших их толкований , таких, например, как Тантра..

Философия йоги, входящей в перечень шести основных религиознофилософских школ Индии и опирающихся на тексты Вед, имеет ценность только для историков и не может быть сегодня руководством к действию..

Известен казус, когда приоритет Патанджали в деле систематизации йоги был оспорен.. Сохранился некий текст «Тирумантирам», его автор – Тирумулар, был,какговорят,современникомПатанджали..Ивэтомтекстепоследний упоминается в качестве соученика Тирумулара и участника литературных диспутов, по которым и датировалось, собственно, время его жизни.. Хотя «Тирумантирам» также относят к периоду создания «Йога-сутр», он насквозь тантричен, а Тантра, как известно, будучи исторически моложе йоги всегда норовила, насколько это возможно, усилить свою древность..

ПРЕДИСЛОВИЕ

Происхождение йоги науке пока неясно, хотя при раскопках городов протоиндийской цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппы, возраст которых не уступает первым династиям Древнего Египта, были во множестве найдены каменные «печати» с изображениями асан, имевших, повидимому, ритуальное назначение..

Первые письменные памятники, Веды, появились, как принято считать, спустя тысячу лет после прихода арийских племен на Индостан.. За это время йогу как элемент местной культуры завоеватели ассимилировали полностью.. Образ муни, святого мудреца-отшельника, встречается уже в Ригведе, где он, правда, слабо еще напоминает традиционного йогина.. В более поздней Атхарваведе есть описания необычных способностей

и эффектов, отдельных этапов пранаямы, а также «тапаса», мистического жара, который впоследствии занял видное место в психотехниках средневековой Тантры и сект тибетского буддизма..

В Упанишадах упоминается множество практик духовно-мистического толка, в том числе ранние элементы йогической технологии, недаром Патанджали назвал свой труд «Следующий за.....»

Термин «йога» встречается (в техническом смысле) в «Тайттирия-»

и «Катха-упанишадах», откуда, собственно, и берет начало йога брахманизма, позднее появилась также йога бхакти, основанная на самозабвенной любви к Богу..

В некоторых моментах йога «старых» Упанишад настолько напоминает систему Патанджали, что только слепой не заметит этого сходства.. Отсюда следует, что и автор Йога-сутр, и последующие брахманские изыскания опирались на гораздо более ранние источники..

«Мандукья-упанишада» увязывает отдельные приемы йоги с мантрой «ом» или «аум», отсюда берет начало Нада-йога, или йога мистического звука (в тантризме это направление развилось настолько, что было названо Мантраяной)..

Упанишады составлялись примерно в то же время, что и «Сутры», очевидно тогда первоначальная йога модернизировалась впервые, что стало прецедентом.. «Тайттирия-упанишада» в перечне модификаций сознания упоминает турийю, так называемое «четвертое состояние» сознания, понятие которого стало базовым для множества позднейших спекуляций..

Затем в русле брахманизма возникли «Йога-упанишады», среди которых основными считаются девять («Упанишады йоги и Тантры»)..

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

В «Йогататтве» впервые перечислены четыре основные разновидности: мантра, лайя, хатха и раджа, причем две ступени классической Раджа-йоги (асана и пранаяма) выделены в отдельное направление – Хатха-йогу.. Эта классификация сохранилась до наших дней.. В «Йога-упанишадах» впервые встречается упоминание особой, мистической физиологии, которая стала основой Тантры и до сих пор вызывает нездоровый ажиотаж.. Некоторые столпы традиционной индийской медицины утверждают, что элементы этой физиологии якобы присутствовали и в более ранних, нежели йога, аюрведических текстах..

На протяжении всего ведического периода индийской истории (примерно с 1000 по 400 г.. до н.. э..), как и в дальнейшем, терминология

и прикладная нацеленность йоги произвольно менялись философскими школами, аскетами и йогинами-одиночками по личному разумению либо под влиянием политических и социальных факторов.. В результате возникли со временем весьма причудливые ее формы, которые Мирча Элиаде окрестил «йогическим барокко».. Процесс этот, по-видимому, неизбежен, но далеко не всегда является позитивным.. Со временем местные аборигенные культы смешались с персонажами Вед и набрали силу, «переварив» религиозные представления арьев, тогда и возник индуизм.. К ведическому пантеону были причислены доарийские боги, а жрецы, служившие им, были возведены в брахманское сословие.. Вместо Брахмы главным божеством стал Шива («сивый», «седой» – санскр..)..

«Махабхарата» поставила знак тождества между Брахманом Упанишад

и Вишну (а также Кришной, его земным воплощением) и адаптировала йогу к массовому сознанию.. Йога «Махабхараты», данная в ее шестой («Бхагавадгите» буквально «Песня Бхагавата», Кришны) и седьмой («Мокшадхарма» – «Основа освобождения») книгах, по этической и социальной направленности радикальнейшим образом отличается от системы Патанджали.. Ясно, что «Гита» возникла позднее йоги, поскольку она оперирует ею, как предметом давно известным.. Основной упор в «Гите» делается не на личном спасении посредством бегства из социума, а на достижении уравновешенности и гармонии в обыденной жизни.. Йогин в трактовке «Гиты» не покидает мир, напротив, он должен оставаться в гуще его, не уклоняясь от бытия, единственное условие спасения заключается в систематичной практике и отсутствии привязанности к плодам своих действий.. « Равновесием называется йога » («Бхагавадгита», Ашхабад, 1956)..

ПРЕДИСЛОВИЕ

Это определение исключает из класса йогинов представителей «чистого созерцания», мотивируя это тем, что способность к нему отнюдь не определяет нравственной настройки..

Идеалом «Гиты» является не погруженный в самадхи аскет, не отрешенный созерцатель, но обычный человек, способный ощущать чужую боль, как свою .. Именно такая интерпретация сделала и саму «Гиту», и йогу необыкновенно популярными в индийском обществе, а представление о том, что только бескорыстная деятельность, в том числе и йога, ведет к освобождению, сохранилось до наших дней..

Свами Сатьянанда Сарасвати (далее по тексту ССС, ученик Свами Шивананды и основатель Бихарской школы) утверждал: «Каждое мгновение жизни представляет собой алхимию медитации. Живите йогической жизнью и обладайте высокими принципами, с абсолютной верой в высший дух, который человек может познать через практику йоги и достигнуть высшей цели – познания Бога» (журнал «Йога», № 1, 2003).. В то же время Свами Вивекананда, известный представитель йогической линии бхакти, придерживался следующей позиции:

« Пока хоть одна собака в моей стране будет оставаться без пропитания, вся моя религия будет в том, чтоб накормить ее» («Индийская философия нового времени»)..

Следующая линия трансформации – буддизм.. Будда, как утверждает легенда, лишь потому отверг опыт трех своих йогических наставников (хатха-йога Бхарагвы, изгнавшего будущего спасителя за слишком быстрые успехи, а также Вайшалы и Арада Каламы, обучивших его созерцанию), что превзошел их в этом искусстве..

Буддизм никогда не отрицал йогу как практику, он ассимилировал ее, в результате чего возник продукт весьма специфичный.. Способы спасения, которым учил Будда, основаны на чисто йогическом подходе, причем до такой степени, что известные ученые, например, Э.. Сенар или Ф.И.Щ щербатской, вообще определяли ранний буддизм как йогу..

Тантра, впитавшая массу народных культов и суеверий, перекроила систему Патанджали наиболее радикально.. Начиная примерно с VI в.. н.. э.. Тантра заняла ведущие позиции в индуизме и тибетском буддизме Ваджраяны, получив название «алмазная колесница».. Буддийские Тантры делятся на четыре класса, два последних считаются наивысшими и относятся к сугубо йогическим способам познания истины.. Впервые за всю

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

историю Индии в пантеоне тантризма главное положение заняла Великая богиня и ее ипостаси, что свидетельствовало о победе мировоззрения доарийских культов..

Тантризм утверждает, что в эпоху темных времен Кали-юга все пре­ дыдущие традиции, включая Веды, неадекватно обеспечивали освобождение, на самом деле оно элементарно достигается превращением любых повседневных действий, включая сексуальные, в йогический ритуал.. В Калачакра-тантре, отвечая на вопрос мифического царя, Будда поведал, что Вселенная заключена в теле каждого живущего, тем самым аскетизм был отвергнут.. Принципы Тантры (в данном случае – буддийской) сводятся к следующему:

освобождение не зависит от умерщвления плоти и отказа от мирских соблазнов;

оно может быть достигнуто в течение одной жизни;

женское начало признается ведущим в йогических психотехниках (откуда и явилась тема Кундалини);

– создана теория Дхьяни-будд и сложная система соответствующих элементов;

сняты любые ограничения на еду и питье..

Таким образом, йога подверглась очередной ревизии, поскольку тантрики, нащупывая соответствия между Космосом и телом, глубоко вникли в функциональное строение последнего и его связь с психикой.. Множество приемов воздействия на сознание создано в рамках Крийяйоги, представленной публикациями Бихарской школы (до 1983 г.. возглавляемой ССС).. Справедливости ради отметим, что впервые Крийя-йогу явил всем гуру Лахири Махасайя, затем тенденция эта была продолжена на Западе Йоганандой.. Говорят, что ССС изучал Крийя-йогу у одного из учеников Махасайи..

Тантра считает, что совершенство может быть достигнуто только в «теле божественном», и поэтому нужно как можно дольше сохранять первозданное здоровье.. Без абсолютно здорового тела достичь блаженства невозможно («Хеваджра-тантра»)..

Средневековые тантрические тексты по Хатха-йоге написаны простым языком, понятным народу, это широко известные «Шива-» и «Гхерандасамхиты», а также «Хатхайогапрадипика» (автором ее считают Сватмараму Сури – XV в..).. Считается, что Гхеранда был вишнуитом (вайшнавом)

ПРЕДИСЛОВИЕ

из Бенгалии.. «Шива-самхита» описывает вариант тантрической йоги, окрашенной философией Веданты.. Тантрасулит легкое и быстрое овладение различными чудесными способностями, и на удочку этих обещаний во все времена попадаются люди простодушные, недалекие и стремящиеся к необычному..

Кроме вышеупомянутых текстов XII в.. известна также йога, приписываемая Горакхнатху.. Согласно легенде он составил компендиум (сжатое, тезисное изложение) по Хатха-йоге – «Горакша-шатака».. Тантрическая садхана (реализация учения) подразумевает подъем Кундалини, и секта натхов сделала практику асан своей религией.. Натхи и сахаджа-вайшнавы объединяли бесчисленное количество сект «народной йоги», это движение до сих пор существует в лице йогов-канпхатов («кан» – ухо, «пхата» – расщеплять), отличительным признаком их являются огромные серьги..

В некоторых шиваитских сектах йога деградировала до изумления, немыслимые ее разновидности бытовали в тибетских тантрических обществах, например обряд «чход» – ритуал жертвования йогином своей ментальной сущности для пожирания ее демонами.. Гималайские аскеты работали с внутренним теплом, именуемым «туммо», известны также беговые йоги.. В Тибете йогическая традиция подпала под влияние местных культов, что породило множество вариаций, наиболее замечательными считаются шесть доктрин Наропы..

Если в йоге Патанджали освобождение (сопровождающееся гибелью физического тела) достигалось в махасамадхи, то Тантра предоставляла своим адептам возможность достичь состояния дживанмукты – «освобожденного при жизни»..

В Японии психотехники буддизма радикально трансформировал дзэн, в котором явно имеются элементы йоги.. После завоевания Индии мусульманами культурная диффузия породила не только Тадж-Махал, но и йогу суфизма.. Первоначально йогов-мусульман называли факирами, чтобы отличать их от йогов-индуистов, буддистов и последователей Патанджали, затем этим словом окрестили фокусников и чародеев, йогов-одиночек, которые зарабатывали на пропитание демонстрацией «чудес».. Хотя на Западе понятия «факир» и «йогин» смешивают, это неправильно, разница между ними примерно такая же, как между странствующими монахами-аскетами и бродячими акробатами в городах средневековой Европы..

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

Еще сильнее различаются йоги и «садху» – «божьи люди», многие из которых лишь притворяются йогинами.. На самом деле садху – это аналог российских нищих, выпрашивающих подаяние Христа ради..

Итак, даже беглый обзор приводит нас к выводу, что феномен йоги, описанный двадцать веков назад, существовал задолго до появления основных религий мира, корни его теряются во тьме веков и скрыты, скорее всего, в ритуалах первобытной магии.. Но в каком состоянии всё это пребывает сегодня?

К несчастью в начале ХХI в.. йога стала слишком модной и превратилась

в большой бизнес.. В самой Индии, а больше всего за ее пределами безостановочно плодятся «йогические» центры, институты, академии, школы, ашрамы и т.. д.. «Обучение» тому, что сегодня называют йогой, стало невероятно прибыльным делом.. «Йога-сутры» отброшены и забыты, дилетанты, рвущиеся в «учителя», не имеют о них понятия.. Мир захлестнули подделки, именуемые «авторскими стилями».. Как правило, «авторы» неглупы, внеморальны, обладают хорошо подвешенным языком, здоровьем и высокой природной гибкостью.. Стремясь к материальному успеху, онивыдают за йогу что угодно , успешно сбывая затем этот истребительный продукт немыслящему большинству..

В Yoga Journal , наиболее тиражном российском издании (№ 35, сентябрь/октябрь 2010, стр.. 70) читаем: «Анусара-йога – стиль, созданный Джоном Френдом в 1997 году. Универсальные принципы выравнивания в асанах, основанные на биомеханике, плюс философия Тантры – этот микс мгновенно завоевал умы и сердца сначала американцев, а затем и европейцев. Сегодня анусара-йога – одна из самых популярных школ в мире. Сам Френд, прежде чем создать собственный стиль, в течение многих лет практиковал и преподавал йогу Айенгара. Однако со временем его собственная практика...

видоизменилась настолько, что пора было дать стилю новое название»..

В № 36 того же журнала за ноябрь/декабрь 2010 г.., стр.. 12:

« Из направлений, представленных на конференции... форест-йога, виньяса-флоу-йога, а также майя-йога, одно изновейших авторских направлений. По словам Ника Доани и Эдди Моддестини, авторов стиля, майя-йога – этомикс йоги Айенгара и аштанга-виньясы , вобравшей в себя всё самое лучшее из обоих стилей...»

Если учесть что «йога» Б. К.С.. Айенгара (равно как и аштанга-виньяса) сама по себе является наиболее раскрученным «авторским стилем», воз-

ПРЕДИСЛОВИЕ

никшим еще в первой половине прошлого века, встает вопрос: что же тогда такое «стили новые»? Масштабы йогической профанации, в том числе и в России, удручают!

Как сказал Верещагин: «За державу обидно!» Русского человека и так обманывали больше, чем кого-либо еще, а теперь такая же история с йогой!

Когда я начал заниматься ею, то стремился найти, понять и усвоить материал первоисточников, проверяя всё на себе.. Йога в СССР была тогда запрещена в отличие от нашего времени, из интереса к ней нельзя было извлечь выгоды, он оставался бескорыстным..

До сих пор никто не оспорил проделанный мною анализ «Йога-сутр» и воссозданную на его основе технологию классической йоги, никому это не интересно.. Зато число «стилей» растет, как на дрожжах.. Обман эффективен, поскольку людям проще верить, нежели разбираться самим.. Обман заманчив, поскольку очень выгоден.. И это прискорбно..

Несмотря на пресловутый английский консерватизм, к 1990 г.. в Лондоне увлекались «йогой от Джима» около трехсот тысяч человек.. В Америке Джейн Фонда возглавила поворот массового предпочтения к йоге (непонятно, правда, какой) от аэробики и шейпинга.. Затем волна моды захлестнула Голливуд, как сказал когда-то Дхирендра Брахмачари: «Йога покоряет мир в бескровной битве».

К сожалению, он ошибся: сегодня именуемый йогой суррогат в 99% случаев не имеет никакого отношения к продукту, сформированному двадцать веков назад..

Совершенно справедливо не желает связываться с псевдойоговским маразмом научный, в частности медицинский, официоз, а целенаправленные исследования (кроме института «Кайвальядхама» и энтузиастов-одиночек типа Д.. Эберта) ничтожны по объему и носят случайный характер..

В этой книге показано, что могут дать среднестатистическому человеку регулярные занятияв русле аутентичной йоги Патанджали .. Это не «спорт богов и героев», но постепенное узнавание себя, налаживание контактов со своим телом и психикой, медленная и скрупулезная работа при неизменно великолепном результате..

Я абсолютно солидарен с позицией «Бхагавадгиты»: не жизнь для йоги, но йога для жизни ! Это древнее искусство является сегодня одним из проверенных временем и наиболее перспективных средств адаптации личности к социуму и собственной психике..

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

В прошлом считалось, что для достижения успеха йогину необходимо покинуть общество, только тогда метафизическая цель – спасение – может быть достигнута.. Другая крайность вообще отрицает возможность духовного роста при современном упадке нравственности.. По-моему, оба этих подхода ошибочны, на то и дан человеку разум, чтобы в условиях тотального кризиса цивилизации сформировать экзистенциальную парадигму третьего тысячелетия..

«Подлинная культура духа подтверждается способностью одновременно удерживать в сознании две прямо противоположные идеи, и при этом не терять другой способности – действовать» (Ф.С.. Фитцжеральд).. Традиционная йога должна занять подобающее место в наличном спектре средств улучшения качества бытия и усиления потенциала личности, она прекрасно вписывается в любой культурный контекст, профессиональную деятельность и стиль жизни..

И я полностью солидарен с высказыванием ССС: «Йога – не древний миф, канувший в забвение, но ценнейшее достояние настоящего. Она – насущная необходимость сегодня и культура завтра »..

НОВИЗНА И ДРЕВНОСТЬ

В час, когда капля касается водной глади, Воздух мутится, и кто-то подходит сзади, Что, – говорит, – по силам тебе твой опыт? Нет, – отвечаю я, переходя на шепот.....

Светлана Кекова

Ж изнь есть процесс извлечения смысла (порядка) из окружающей среды.. Мыслители прошлого утверждали, что с философской точки зрения человек изначально не существует, его реальное появление в пространстве мира – не факт, но акт.. Полноценная личность возникает только в результатеопределенных усилий .. Есть множество вариантов «дочеловечивания», именуемого «вторым рождением», однако успешно решить эту задачу становления удается далеко не каждому.. Одним из способов очистить свою природу и состояться, стать «полновесным» и в то же время свободным, является йога в ее традиционном виде,именно этот ее вариант мы называем классическим .. «Невозможно отрицать важность одного из существеннейших открытий Индии, а именно, что сознание может выступать в качестве “свидетеля”, “наблюдателя”, свободного от влияния психофизиологических факторов и темпоральной (связанной со временем)обусловленности. Это сознание “освобожденного” человека, который сумел выйти из потока времени.. ..» («Йога: бессмертие и свобода»)..

Подлинных методов самореализации немало, среди них нет лучшего или худшего, все они реальны, нужно лишь найти подходящий.. Однако я категорически возражаю против того, чтобы в процессе такого поиска русский человек, рабски копируя чуждые обычаи и поведение, превращалсяв скверную пародию на индуса!

В. С. БОЙКО. ЙОГА: ИСКУССТВО КОММУНИКАЦИИ

Это не относится к традиционной йоге, технология которой вненациональна и, будучи очищенной от метафизики и мистики, блестяще работает (по компьютерной аналогии) в отрыве от «материнской платы»..

Вопреки дешевым представлениям йога – предмет достаточно сложный

и не представленный в жизненном опыте Запада.. По ряду причин фрагменты ее универсальной технологии оказались рассеянными во времени

и пространстве, среди разных народов, эпох и культур.. При определенной доле везения мне удалось восстановить из фрагментов первоначальный шедевр, на что ушло около тридцати лет.. Не думаю, что это можно назвать заслугой, просто по складу характера я принадлежу к типу людей, которые способны работать долго и устойчиво, не получая ощутимого эффекта.. Кроме того, постижение йоги было бескорыстно-творческой задачей, а не работой на результат..

Когда же он все-таки проявился, то оказался впечатляющим, кроме того, меня стали находить люди.. Порой это ни в какие ворота не лезло, например, звонит ко мне в НИИ незнакомец:

Я хочу заниматься у вас йогой...

Откуда вы узнали мой телефон?

Мне дал его случайный собеседник на пляже в Ялте...

Так в отношении йоги начинался мой вариант шаманской болезни, которая с тех пор так и не проходит.. Порой кажется, что я пожизненно обречен разбираться с теми, кто хочет выздороветь и гармонизироваться..

Нередко задают стандартный вопрос: «А на фига тебе вся эта суета? Достиг чего хотел – радуйся! И живи в свое удовольствие...»

Я как бы и не против, но, к сожалению, мне категорически близка позиция Бертрана Рассела: «Три страсти, простые, но необычайно сильные управляют моей жизнью : жажда любви, поиски знания и нестерпимая жалость к страданиям человечества».

У меня не было реального гуру, который, гарантируя безопасность обучения, ускоряет его процесс.. Отыскивая и отбирая информацию, до всего пришлось доходить своим умом, поэтому моими учителями и соавторами являются поклонники йоги всех времен и народов, без них эта книга никогда не была бы написана..

Когда я приступил к работе над текстом он, как ни удивительно, начал упорядочиваться сам по себе.. Материал, в котором, казалось, должны были бы зафиксироваться полученные мной умозаключения,

ГЛАВА 1. НОВИЗНА И ДРЕВНОСТЬ

превратился в механизм автономного производства смысла, ранее не вполне ясного..

Неверно считать, что в результате долгих и упорных занятий я сильно поумнел, всё понял и написал эту книгу.. Накопив большое количество разнообразных сведений и немалый личный опыт, я получил возможность ее написать..

А дальше сработал принцип действия не действием, суть которого проста: реальный мир устроен таким образом, что к большому классу результатов нельзя прийти путем последовательных операций.. Собираясь совершенствоваться, мы сразу утыкаемся в противоречие: если даже ясно, что и в какую сторону надо менять, неясно, кто и как будет делать это.. Каким образом я могу улучшить сам себя? Ведь из-за ошибочных представлений и ущербного поведения моего Я, на этих представлениях основанных, как раз и возникло то плачевное состояние, с которым теперь приходится разбираться.. Чтобы изменения оказались действительно необходимыми и безошибочными, их должна произвести некая умная и всё обо мне знающая сила.. Но откуда она возьмется? Выход один: нужно создать условия для свободного функционирования психосоматики в ее собственных интересах, которые одновременно являются и моими, но от меня скрыты (см.. Геделя теорему о неполноте)..

В этом случае необходимую регулировку спонтанно – вне моей воли, понимания, управления и контроля – производит сама система , это и есть «действие не действием» (в китайской культуре – «у-вэй»).. Я могу лишь инициировать потребное развитие событий, но реализуется оно природными механизмами, работающими автономно..

Простейший пример: человек заработал деньги, купил еду, принес ее домой, приготовил, накрыл на стол, уселся, отправил порцию в рот, прожевал, проглотил.. Что может он по собственной воле сделать дальше с поступившей в желудок едой? Да ничего, кроме как очистить его, сунув два пальца в рот.. Первая фаза процесса питания, продлевающего жизнь, нам подконтрольна, вторую реализуют автономные физиологические механизмы, в работу которых вмешиваться нельзя..

В качестве метафоры подходит образ переключателя либо вентиля: при обычном состоянии сознания контур распределения энергии в системе имеет типовую конфигурацию, энергия в основном направляется на решение внешних задач, что обеспечивается физической активностью

Когда-то искусство йоги переживало бум, сегодня она признана всеми – повсеместно и безоговорочно. Йогу практикует Стинг, ею занимается Мадонна, пришла к йоге, отказавшись от ритмической гимнастики, основательница и пропагандистка аэробики Джейн Фонда. И на то есть свои причины.

Искусство йоги, прежде всего, – достижение гармонии между духом и телом, а йог, человек, который стремится максимально развить не только , но и интеллектуальные способности. Йога полезна всем без исключения. Для начала занятий ею не имеет значения уровень физической подготовленности, для нее нет ограничений в возрасте. Главное – желание. Если вы хотите познать искусство йоги, краткое руководство к действию перед вами.

Вам будет интересно сразу ознакомиться:

В основе философской системы йоги лежи тезис о том, что человеческий организм является уменьшенной копией Вселенной, в которой равновесие достигается праной (жизненной силой и дыханием). Согласно древней легенде, бог Шива собрал всех мудрецов и вознесся над ними в космическом танце, продемонстрировав им 84 млн. асан (телесных поз), каждая из которых представляет собой одномоментное состояние Вселенной. Танец Шивы навсегда остался искусством йоги, раскрывающим потенциальные возможности тела.

Прошло много веков, прежде чем великий мудрец Индии Патанджали собрал опыт йогов-гуру и классифицировал йогу по девяти основным формам: хатха-йога, раджа-йога, джняна-йога, крийя-йога, мантра-йога, янтра-йога, лайа-йога, кундалини-йога, бхакти-йога. Так был создан первый катехизис – «Йога-сутру», буквально «генеральная линия йоги».

Основные формы йоги

Хатха-йога – является основой для остальных видов йоги. Искусство Хатха-йоги – это система оздоровления, пришедшая от древних мудрецов и проверенная столетиями. Слово «хатха» состоит из двух частей «ха» – процесс возбуждения, «тха» – торможения. Эти два начала в человеке должны быть уравновешены, отсюда и цель хатха-йоги – достижение равновесия между всеми процессами, протекающими в организме.

Хатха-йога тренирует мышцы, учит правильно дышать, делать массаж внутренних желез, а значит, действует омолаживающе. Она готовит ум и тело к высшим формам йоги.

Раджа-йога – это познание психологии человека, умение управлять своим психическим и психофизическим здоровьем.

Джняна-йога – познание мудрости. Искусство джняна-йоги позволяет человеку постигать Изначальную силу и сливаться с ней.

Крийя-йога – это учение об освобождении кундалини (дремлющей силы человека) с помощью слаженных процессов дыхания, медитации, сосредосточения.

Мантра-йога – учение о ритме звуков. Тренировка тела и ума происходит благодаря ритмическому влиянию повторяемых отдельных слов и фраз, а также йогического дыхания. Эта ступень йоги учит, что слова гнева вредны для человека, а слова любви – благотворны.

Янтра-йога – йога движений, показывающих основные формы естества (янтры), направленная на самопознание человека.

Лайя-йога совмещает элементы хатха-йоги с практикой духовного уединения, воздержания и глубокого сосредоточения. Некоторые ошибочно думают, что искусство йоги обязательно подразумевает «умерщвление» плоти и воздержание от сексуальных контактов. Это далеко не так. Йогические сексуальные практики дошли до нас в самом древнем трактате «Кама-сутра». Йоги выступают за глубокий, пламенный, чувственный, медитационный секс. С его помощью можно ощутить отсутствие времени; пламя от такого секса пылает месяцами, а при одном воспоминании о нем по телу разливается дрожь.

Кундалини-йога – учение об энергии кундалини. Знаете, где дремлет эта таинственная сила человека? Свернувшись, подобно змее, она находится между половыми органами и анальным отверстием. Выражаясь поэтичным языком древних текстов, цель кундалини-йоги – пробудить силы этой змеи и поймать ее за хвост, когда она начнет подниматься.

Бхакти-йога – наивысшая, девятая форма учения йоги. Это благоговейное служение и почитание.

Восемь ступеней искусства йоги

Для полноты картины нужно сказать о восьми ступнях йоги, по которым можно подняться к высшему самосознанию, к понятию Самости. Вот они:

— первая – ЯМА – устранение физических и психических неполадок в организме с целью обретения гармонии;

— вторая – НИЯМА – упражнение в добродетели;

— третья – АСАНА – йогические позы;

— четвертая – ПАРАНАЯМА – йогическое дыхание;

— пятая – ПРАТЬЯХАРА – контроль над органами чувств;

— шестая – ДХАРАНА – сосредоточение;

— седьмая – ДХЬЯНА – медитация;

— восьмая, наивысшая – САМАДХИ – предполагающая обретение состояния блаженства.

Конечно, с точки зрения восточных гур, это очень упрощенное трактование, сделанное специально для западных учеников.

Искусство йоги качественно отличается от всех других оздоровительных направлений: всех разновидностей , бодибилдинга и т. д. эта разница состоит, прежде всего, в том, что, получая нагрузку в каждой из этих систем, человек тратит энергию вне себя, как бы изнашивает собственное тело, к тому же часто находится в положении стоя. Упражнения йоги, наоборот, восстанавливают тело за счет внутренней проснувшейся энергии и являются наиболее приближенными к естественным двигательным функциям.

Современный человек ведет преимущественно сидячий образ жизни и все меньше двигается. Йога предполагает отказ от малоподвижности, ратует за борьбу с ленью и ведет к восстановлению здоровья, данного нам природой. Искусство йоги является главным .

Для занятий йогой нет необходимости в слепой вере и подчинении гуру. Гуру находится внутри каждого человека, нужно найти его, услышать и встретиться с ним, а затем с его помощью выйти на свободу.

Две с половиной тысячи лет назад древнегреческий философ Сократ, не сумев с помощью логических рассуждений определить превосходство какой-то одной области человеческого знания над другими, обратился к Дельфийскому оратору с вопросом: «Какое из знаний превыше всех остальных?» ответ был: «Познание самого себя».

Прежде чем познать себя и приступить к изучению искусства йоги, следует провести элементарную «инвентаризацию», определить, на что можно опереться поначалу, а на что в дальнейшем.

Разденьтесь и внимательно осмотрите свое тело с головы до пят, при этом думайте о себе положительно. «Мы любим не то, что совершенно, а делаем совершенным то, что любим», – сказал кто-то из мыслителей. Помогите себе стать совершеннее и «любимее». Произвольно подвигайтесь, поочередно напрягая мышцы ног и рук, наклонитесь вниз, и в разные стороны, почувствуйте мышцы спины и позвоночник, поверните голову влево и вправо, медленно наклоните вниз и снова поднимите. Затем лягте на пол, глубоко вдохните и выдохните, подумайте о чем-нибудь приятном, вспомните любимые запахи, улыбнитесь, расслабьтесь. Представьте, что вы отдыхаете после тяжелой работы. Получилось? Если да, то вы в начале осознанного пути к общей гармонии телесного, душевного и духовного.

Восточный мастер искусства йоги Свами Вивекананда, йог, который впервые 1893 году перенес свои знания в Америку, сказал: «Тело есть то, что сделала из него мысль».

Индийские йоги проводят свои занятия либо ранним утром, либо во время заката. Считается, что именно в часы, когда день встречается с ночью, токи человека максимально уравновешенны и он находится в состоянии покоя.

Кроме этого, существует еще ряд практических рекомендаций для постижения искусства йоги. Вот главные из них.

1. Занятия желательно начинать в одно и то же время.

2. Заниматься стоит на голодный желудок: не позже чем за 30 40 минут до еды и не ранее чем через 2,5 – 3 часа после.

3. Лучше всего проводить занятия на свежем воздухе – в лесу, на лугу, на стадионе, на берегу реки, озера или другого водоема. Можно заниматься и дома, но предварительно хорошо проветрить помещение.

4. Нельзя заниматься на жаре, после солнечных ванн, через силу и в состоянии стресса.

5. На вас должно быть минимум одежды, которая изготовлена из натуральных тканей, а стопы должны быть босыми.

Познание искусства йоги – длительный и трудоемкий процесс, требующий самодисциплины. Но, вместе с тем, это принесет вам максимум удовольствия, оздоровит ваш организм, приведет в порядок мысли и дух. Удачи.



  • Разделы сайта