Интервью. «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас

1. Заразите примером

Здорово, если велопрогулки, роллер-забеги или лыжная прогулка по воскресеньям – обычное дело для вас. Расскажите ребенку о своих впечатлениях, пользе занятий, и почему вы полюбили заниматься спортом. Делайте это искренне, без нравоучения, и берите ребенка с собой. Начните с основ и покажите, чего можно добиться, занимаясь регулярно.

Помните, вы – лучший друг вашего ребенка, а начинать новое дело в атмосфере поддержки всегда легче и интереснее. Если вы рядом, это даст ощущение защиты ребенку, что важно в нежном возрасте.

Если вы сами не умеете, например, кататься на роликах, начните осваивать азы вместе. Видя, как вы стараетесь и добиваетесь результата, малыш будет чувствовать себя увереннее. И вам с маленьким партнером можно будет устраивать мини-соревнования и отмечать успехи друг друга.

2. Создайте спортивную атмосферу

Дайте ребенку максимум возможностей для активного движения. Установите дома небольшой спорткомплекс, поощряйте попытки - с вашей страховкой - покорить горку или лесенку на детской площадке. Предложите самокат, велосипед, съездите в выходные за город и поиграйте в бадминтон или теннис.

Постоянный доступ к активному движению поможет малышу научиться владеть своим телом. Ученый-нейрофизиолог Гленн Доман, автор одной из самых известных методик раннего развития детей, ввел понятие двигательного интеллекта. Его открытия показали, что чем сильнее малыша поощряют двигаться, тем быстрее идёт формирование его мозга. При освоении очередного двигательного навыка развиваются более высокие отделы мозга.

3. Начните с фитнес-клуба

Не бросайтесь с места в карьер, стремясь записать ребенка в школу олимпийского резерва. Хороший вариант – занятия в фитнес-клубах с детским инструктором. Плюс, вы можете приходить на занятия в одно время – пока ребенок учится, вы можете усердно поработать над своим телом в тренажерном зале.

Детки смогут освоить развивающую гимнастику, принять участие в интересных подвижных играх и даже попробовать себя в восточных единоборствах – одним словом, это хороший вариант найти вид спорта, который увлечет вашего ребенка.

4. Отмечайте достижения

Помните – ваш малыш и ходить научился не сразу. Помните, как вы радовались его первым неуверенным шагам? Радуйтесь так же. Поддерживайте его и хвалите – за удачно выполненное упражнение, упорство, скажите, каким сильным он становится.

5. Расширяйте спортивный кругозор

Если ребенок уже увлекается определенным видом спорта, не ограничивайте интерес стенами зала. Сходите на «взрослые» турниры и соревнования, посмотрите видео выступлений спортсменов, изучайте биографии спортивных звезд. Это поможет посмотреть на спорт с разных точек зрения и вдохновить на усердные занятия.

6. Купите красивую и комфортную форму для занятий

Выберите вместе подходящую одежду - она должна быть не только удобной, отвечать стандартам для тренировок, но и нравится вашему ребенку. Самое главное - она должна защищать его от возможных травм.

7. Не заставляйте

Если ребенок категорически не хочет идти на тренировку, кататься с вами на роликах или вставать на сноуборд – не заставляйте и ни в коем случае не злитесь. Тому может быть масса причин – лучше позже, когда протест стихнет, поговорите с ним о причинах.

Возможно, ребенка не привлекают известные ему виды спорта, а других он просто не знает. В этом случае расскажите ребенку о многообразии тренировок. Это поможет найти занятие по душе.

Не страшно, если ребенок захочет переключиться на другой вид спорта. Не останавливайте его. Поддержите поиски.

8. Следите за самочувствием и безопасностью

Не заставляйте заниматься в период болезни, даже если тренер требует появиться всенепременно. Будьте чуткими к физическому состоянию ребенка, делайте обследование у врачей, прежде чем пойти на «серьезные» тренировки.

Помните, что раз полученная травма может не только перечеркнуть спортивную карьеру. Что гораздо хуже – повлиять на всю жизнь ребенка.

9. Не препятствуйте выбору

Возможно, вы хотели вырастить футбольную команду, но сын выбрал бальные танцы. Не спешите рвать свои волосы и думать, что с ребенком «что-то не так». Поддержите выбор, ведь это – желание вашего ребенка, и он имеет право его осуществить. Помогите ему.

Помните – за каждый талант с нас спросится. Вполне возможно, что это – призвание вашего ребенка.

10. Выбирайте лучшего тренера

Слово "мотивация" впервые употребил А. Шопенгауэр в статье "Четыре принципа достаточной причины". Этот термин - мотивация как психическое явление - прочно вошёл в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.

Мотивация - это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определённой цели, совокупность различных побуждений к определённой активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность.

Мотивация занимает ведущее место в структуре личности, пронизывая все её структурные образования: направленность личности, характер, эмоции, способности, психические процессы.

Мотивация рассматривается как психическое состояние, формирующееся в результате соотнесения человеком своих потребностей и возможностей с особенностями конкретной деятельности и служащее основой для постановки и осуществления её целей.

Мотивация, как и волевые качества, формируется продолжительное время.

Что касается спортивной мотивации, то она специфична.

Развитие личности средствами спорта начинается с детского возраста, в котором движущей силой включения в спортивную деятельность является мотивация. Психологические условия развития спортивной мотивации, побуждающие детей заниматься спортом, интенсивно тренироваться, участвовать в соревнованиях, работать над собой, взаимодействовать со сверстниками, отказываться от некоторых привлекательных видов досуга в пользу тренировок и спортивных состязаний, прилагать усилия для преодоления трудностей, пока ещё остаются не до конца изученным явлением.

Специфичность спортивной мотивации обусловлена качественным своеобразием спортивной деятельности. Выделяют два уровня спортивной мотивации:

1 - общая мотивация. Её формирование является задачей всего воспитательного процесса. Необходимым условием этого является постановка и закрепление в сознании ребёнка далеко поставленной цели;

2 - мотивированность на данной тренировке, на конкретном этапе подготовки, которая, преломляясь через общую мотивацию, актуализируется посредством осознания задач данного этапа подготовки и самооценки своего состояния, функционирования возможностей.

Развитие и функционирование спортивной мотивации предполагает необходимость высококго уровня развития ряда свойств личности:

1 - положительное отношение к спорту и преодоление трудностей спортивной деятельности;

2 - эмоционально-волевых качеств - целеустремлённости, решительности, настойчивости, уверенности в своих силах, самообладания, находчивости, эмоциональной устойчивости, чувства коллективизма и его проявлений.

Спортивная мотивация определяется как актуальное состояние личности спортсмена, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение максимально возможного на данный момент спортивного результата.

Каждый ребёнок нуждается в мотивации к занятиям спортом. Мотивация помогает достичь желаемых результатов.

Особенно важно уделять внимание формированию устойчивой мотивации к занятиям спортом на начальной стадии спортивной подготовки.

Что мотивирует детей заниматься спортом?

В основе мотивации, побуждающей и побудившей к занятиям спортом, лежат потребности, которые подразделяются на:

1) физиологические;

2) психологические;

3) социальные;

4) материальные.

На мотивацию оказывают влияние возрастные особенности детей.

У дошкольника по умолчанию есть желание общаться с родителями, походить на них. Это значит, что ребёнок 3-6 лет получает сильные и значимые положительные эмоции от контакта с родителями. Положительные эмоции - та связка, с помощью которой новая мотивация прикрепляется к уже имеющейся. Прикрепление происходит путём совмещения в ситуации того, в чём ребёнок уже заинтересован, и того, в чём мы хотим его заинтересовать. Этот процесс называется "переключение эмоций" со старого содержания на новое, в результате чего происходит "мотивационное обусловливание" (В. К. Вилюнас).

Исследователи выявили 6 механизмов мотивирования ребёнка к занятиям спортом, с помощью которых можно повысить мотивацию ребёнка к достижению цели в домашних условиях.

Огромная роль в мотивации принадлежит положительным эмоциям, которые являются стимулирующим фактором.

В младшем школьном возрасте (это возраст, когда многие дети начинают заниматься спортом) мотивацией ребёнка к занятиям спортом может быть удовлетворение естественной биологической потребности в движении, стремление к совершенствованию в физическом плане, отношение с друзьями, стремление достичь уважительное отношение к себе, получить впечатления и эмоции, связанные со спортивной деятельностью.

В детском возрасте мотивацией к занятиям спортом выступают внешние факторы: подражание друзьям, отношение к физической культуре родителей, особенно отца. Родители являются для своих детей примером для подражания и источником мотивации в достижении желаемого.

Если у ребёнка есть мотивация, то он развивает свои способности собственными усилиями. Такой ребёнок испытывает тягу к получению информации, которая поможет ему на пути к цели. Кроме того, мотивация поможет сосредоточиться на получении новых знаний и умений.

Пик сортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Возрастная психология определяет этот возраст как критический с точки зрения социального развития и становления самооценки ребёнка. Спортсмены этого возраста находятся в критичеком периоде развития. В работе с юными спортсменами этого возраста крайне необходимо использование принципов спортивной психологии. Существуют практические рекомендации, которые помогают создать адекватные спортивные условия, отвечающие требованиям юных спортсменов, способствующие стимулированию занятиям спортом и предотвращающие уход из спорта.

Чтобы спорт стал любимым занятием, чрезвычайно важно сформировать у ребёнка устойчивую мотивацию. Существует несколько способов:

1 - вызвать интерес к спорту;

2 - раширять представления ребёнка о многообразии спорта (спортивные передачи, спортивные журналы, фильмы о спорте и спортсменах);

3 - внимательно и ответственно подойти к выбору того или иного индивидуального или коллективного вида спорта, учитывая желание ребёнка и его физические данные.

В мотивации ребёнка к занятием спортом велика роль тренера. Поведение и деятельность тренера являются важнейшим фактором формирования у ребёнка устойчивой мотивации к занятиям спортом. Отсюда - очень высокие требования к тренеру как к личности. Деятельность тренера и проявление в процессе работы с детьми позитивных качеств личности тренера - сильнейшая мотивация ребёнка к занятиям спортом. Тренер отвечает не только за физическую, техническую и тактическую подготовку юных спортсменов, но и за их нравственное поведение, за их отношение к миру и людям. Тренер должен видеть способности ребёнка и помогать развивать их. Многим детям, начинающим заниматься спортом, необходима мотивация, которую способен обеспечить именно тренер-личность. Особенно необходимо внимание тренеров к формированию мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки. Для формирования устойчивой мотивации к занятиям спортом у детей на начальном этапе спортивной подготовки необходимы:

1 - эмоциональная насыщенность занятий, положительные эмоции ребёнка;

2 - активная досуговая деятельност всей учебно-тренировочной группы;

3 - благоприятный психологический климат в коллективе.

На развитие мотивации спортивной деятельности оказывает влияние прменение различных видов поощрений и наказаний, успех или неудача, привлекательность содержания деятельности, постановка целей, акцент на цели, мотивация достижениями, составление графика занятий и многие другие факторы.

Обоснованная мотивация для занятий спортом - очень значимый побудительный фактор. Одна из лучших мотиваций - работа ребёнка в команде. Личный пример спортивной звезды - тоже сильная мотивация. Важная сосотавляющая мотивации в спорте - самомотивация на победу. (Известно, что со спортсменами работают психологи, помогая им преодолеть боязнь и неуверенность в победе.).

Практические аспекты формирования и сохранения высокой мотивации ребёнка к занятиям спортом очень важны.

Исследование мотивационных особенностей занимающихся спортом может служить для дальнейшего поиска и совершенствования организационных форм, способов, средств и процесса здорового образа жизни и занятий физической культурой и спортом.

Мотивационно-ценностный компонент отражает активно положительное эмоциональное отношение к физической культуре, сформированную потребность в ней, систему знаний, интересов, мотивов и убеждений, организующих и направляющих волевые усилия личности, познавательную и практическую деятельность по овладению ценностями физической культуры, нацеленность на здоровый образ жизни, физическое совершенствование.

Кругозор личности в сфере физической культуры определяют знания. Их можно разделить на теоретические, методические и практические. Теоретические знания охватывают историю развития физической культуры, закономерности работы организма человека в двигательной деятельности и выполнения двигательных действий, физического самовоспитания и самосовершенствования. Эти знания необходимы для объяснения и связаны с вопросом «почему?» Методические знания обеспечивают возможность получить ответ на вопрос: «как использовать теоретические знания на практике, как самообучаться, саморазвиваться, самосовершенствоваться в сфере физической культуры?» Практические знания характеризуют ответ на вопрос: «как эффективно выполнять то или иное физическое упражнение, двигательное действие?»

Знания необходимы для самопознания личности в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Прежде всего это относится к самосознанию, т.е. осознанию себя как личности, осознанию своих интересов, стремлений, переживаний. Переживание различных эмоций, сопровождающих самопознание, формирует отношение к себе и образует самооценку личности. Она имеет две стороны -- содержательную (знания) и эмоциональную (отношение). Знания о себе соотносятся со знаниями о других и с идеалом. В результате выносится суждение, что у индивида лучше, а что хуже, чем у других, и как соответствовать идеалу. Таким образом, самооценка -- это результат сравнительного познания себя, а не просто констатация наличных возможностей. В связи с самооценкой возникают такие личностные качества, как самоуважение, тщеславие, честолюбие. Самооценка имеет ряд функций: сравнительного познания себя (чего я стою); прогностическая (что я могу); регулятивная (что я должен делать, чтобы не потерять самоуважение, иметь душевный комфорт). Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании; завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Убеждения определяют направленность оценок и взглядов личности в сфере физической культуры, побуждают ее активность, становятся принципами ее поведения. Они отражают мировоззрение студента и придают его поступкам особую значимость и направленность.

Потребности в физической культуре -- главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности. Они имеют широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках; в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей; в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке; в самоутверждении, укреплении позиций своего Я; в познании; в эстетическом наслаждении; в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями -- переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями (радость, счастье), неудовлетворение -- отрицательными (отчаяние, разочарование, печаль). Человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции.

Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности, стимулирует и мобилизует ее на проявление активности. Можно выделить следующие мотивы:

¦ физического совершенствования, связанный со стремлением ускорить темпы собственного развития, занять достойное место в своем окружении, добиться признания, уважения;

¦ дружеской солидарности, продиктованный желанием быть вместе с друзьями, общаться, сотрудничать с ними;

¦ долженствования, связанный с необходимостью посещать занятия по физической культуре, выполнять требования учебной программы;

¦ соперничества, характеризующий стремление выделиться, самоутвердиться в своей среде, добиться авторитета, поднять свой престиж, быть первым, достичь как можно большего;

¦ подражания, связанный со стремлением быть похожим на тех, кто достиг определенных успехов в физкультурно-спортивной деятельности или обладает особыми качествами и достоинствами, приобретенными в результате занятий;

¦ спортивный, определяющий стремление добиться каких-либо значительных результатов;

¦ процессуальный, при котором внимание сосредоточено не на результате деятельности, а на самом процессе занятий;

¦ игровой, выступающий средством развлечения, нервной разрядки, отдыха;

¦ комфортности, определяющий желание заниматься физическими упражнениями в благоприятных условиях, и др.

В побуждении студентов к занятиям физической культурой и спортом важны и интересы. Они отражают избирательное отношение человека к объекту, обладающему значимостью и эмоциональной привлекательностью. Когда уровень осознания интереса невысок, преобладает эмоциональная привлекательность. Чем выше этот уровень, тем большую роль играет объективная значимость. В интересе отражаются потребности человека и средства их удовлетворения. Если потребность вызывает желание обладать предметом, то интерес -- познакомиться с ним.

В структуре интереса различают эмоциональный компонент, познавательный и поведенческий компоненты. Первый связан с тем, что человек по отношению к объекту или деятельности всегда испытывает какие-либо чувства. Его показателями могут быть: удовольствие, удовлетворенность, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я и др. Второй компонент связан с осознанием свойств объекта, пониманием его пригодности для удовлетворения потребностей, а также с поиском и подбором средств, необходимых для удовлетворения возникшей потребности. Его показателями могут быть: убежденность в необходимости занятий физической культурой и спортом, осознание индивидуальной необходимости занятий; определенный уровень знаний; стремление к познанию и др. В поведенческом компоненте отражаются мотивы и цели деятельности, а также рациональные способы удовлетворения потребности. В зависимости от активности поведенческого компонента и интересы могут быть реализованными и нереализованными. Свободный выбор физкультурно-спортивных занятий свидетельствует о наличии у человека осознанного, активного интереса.

Интересы обычно возникают на основе тех мотивов и целей физкультурно-спортивной деятельности, которые связаны:

¦ с удовлетворением процессом занятий (динамичность, эмоциональность, новизна, разнообразие, общение и др.);

¦ с результатами занятий (приобретение новых знаний, умений и навыков, овладение разнообразными двигательными действиями, испытание себя, улучшение результата и др.);

¦ с перспективой занятий (физическое совершенство и гармоничное развитие, воспитание личностных качеств, укрепление здоровья, повышение спортивной квалификации и др.).

Если же человек не имеет определенных целей в физкультурно-спортивной деятельности, то он не проявляет интереса к ней.

Отношения задают предметную ориентацию, определяют социальную и личностную значимость физической культуры в жизни. Выделяют активно-положительное, пассивно-положительное, индифферентное, пассивно-отрицательное и активно-отрицательное отношения. При активно-положительном отношении ярко выражены физкультурно-спортивная заинтересованность и целеустремленность, глубокая мотивация, ясность целей, устойчивость интересов, регулярность занятий, участие в соревнованиях, активность и инициативность в организации и проведении физкультурно-спортивных мероприятий.

Пассивно-положительное отношение отличается расплывчатыми мотивами, неясностью и неконкретностью целей, аморфностью и неустойчивостью интересов, эпизодическим участием в физкультурно-спортивных мероприятиях. Индифферентное отношение -- это безразличие и безучастность, мотивация в этом случае противоречива, цели и интересы к физкультурно-спортивной деятельности отсутствуют. Пассивно-отрицательное отношение связано со скрытым негативизмом части людей к физической культуре и спорту, они для таких лиц не имеют никакого значения. Активно-отрицательное отношение проявляется в открытой неприязни, откровенном сопротивлении занятиям физическими упражнениями, которые для таких лиц не имеют никакой ценности.

Ценностные ориентации выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни и профессиональной деятельности.

Эмоции -- важнейший компонент ценностных ориентаций, наиболее глубоко характеризующий их содержание и сущность. С помощью эмоций выражаются: удовольствие, удовлетворение, величина потребности, оценка личной значимости, удовлетворенность физическим Я. В связи с тем, что эмоции имеют различную степень выраженности, длительность протекания и осознанность причины их проявления, можно выделить: настроения (слабо выраженные устойчивые эмоциональные состояния); страсть (быстро возникающее, стойкое и сильное чувство, например к спорту); аффект (быстро возникающее кратковременное эмоциональное состояние, вызванное особо значимым раздражителем и всегда бурно проявляемое, например при победе); эмоции обладают свойством заразительности, что очень важно при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Волевые усилия регулируют поведение и деятельность личности в соответствии с поставленными целями, принятыми решениями. Волевая активность определяется силой мотива: если я очень хочу достичь цели, то буду проявлять и более интенсивное, и более длительное волевое усилие. Волевое усилие направляется разумом, моральным чувством, нравственными убеждениями. Физкультурно-спортивная деятельность развивает волевые качества: упорство в достижении цели, которое проявляется через терпеливость и настойчивость, т.е. стремление достичь отдаленную во времени цель, несмотря на возникающие препятствия и трудности; самообладание, под которым понимают смелость, как способность выполнить задание, несмотря на возникающее чувство боязни, страха; сдержанность (выдержка) как способность подавлять импульсивные, малообдуманные, эмоциональные реакции; собранность (сосредоточенность) как способность концентрировать внимание на выполняемом задании несмотря на возникающие помехи. К волевым качествам относятся решительность, характеризуемая минимальным временем принятия решения в значимой для человека ситуации, и инициативность, которая определяется взятием на себя ответственности за принимаемое решение.

Таким образом, в процессе физического воспитания осуществляется воздействие не только на биологическую основу личности, но и на ее биосоциальную целостность. Поэтому невозможно судить о физической культуре личности, опираясь лишь на развитие ее физических возможностей, без учета ее мыслей, чувств, ценностных ориентаций, направленности и степени развитости интересов, потребностей, убеждений.

Нюргуяна, в этом году ты во второй раз признана лучшим спортивным журналистом Якутии. Мы поздравляем тебя с этим событием. Что для тебя значит эта награда?

— Благодарю. Если быть совсем точным, то это моя третья подобная награда. В первый раз в 2012 году лучшим журналистом меня признала Ассоциация национальных видов спорта и игр народов Якутии «Сахаада-спорт» под председательством Александра Ким-Кимэн. Спустя два года аналогичное признание присудило Министерство спорта. Как сегодня помню волнение перед торжественным вручением награды. И вот нынче меня снова номинировали. Безусловно, любая награда для каждого труженика – это оценка его труда.

Я искренне люблю свою работу, без тени скуки, обыденности занимаюсь любимым делом вот уже порядка 20 лет. Впервые порог национального телевидения я переступила в далеком 1998 году, будучи студентом, где мы работали над выпуском молодежного телеканала. Окончив университет я уже целенаправленно пришла на телевидение. У меня в трудовой книжке всего одна запись, и я горжусь этим. Прежде всего, эта награда – результат моего труда. Я очень благодарна спортсменам, тренерам, моему коллективу, телезрителям, благодаря которым я сегодня удостоена столь высокой награды. Я рада, что мой скромный труд находит отклик в обществе.

— Как ты пришла в спортивную журналистику? Занималась ли ты в детстве спортом?

— Признаюсь, спортом, тем более профессиональным, я не занималась, но интерес к спорту был всегда. Это у нас семейное. Правда среди нас спортсменов нет, мы скорее фанаты, болельщики и в силу обстоятельств наш интерес ограничивался просмотром спортивных телепередач. Физической нагрузкой для меня были танцы. Со 2 класса вплоть до студенчества я танцевала в народном ансамбле танца «Кыталык». Объездила в составе ансамбля многие районы республики, города России, побывала за границей. Мой дед по отцу был «народным» комментатором спортивных состязаний во время ысыахов. Он был виртуозным сказителем, очень подробно описывал каждое движение, маневр, технику, тактику спортсменов, при этом очень тонко подшучивал, за что его очень любили. Может быть талант пересказывать передался от него. Мои родители Николай Егорович и Софья Гаврильевна с азартом наблюдали за спортивными событиями мира. Помню, как в детстве мы собирались за единственным в доме черно-белым телевизором, по которому шла трансляция с Олимпиад, чемпионатов мира. Не пропускали ни одно событие.

Тогда фаворитами спорта были фигурное катание, мы особенно любили одиночников, лыжный спорт, водные виды спорта, синхронное плавание, художественная гимнастика. Нам очень нравились пары Натальи Бестемьяновой и Андрея Букина, Ирины Родниной и Александра Зайцева. Помню, как мы чемпионат за чемпионатом наблюдали за их выступлениями, волновались, переживали вместе. Постепенно их сменили совсем юные Алексей Ягудин, Евгений Плющенко, Ирина Слуцкая, пара Елены Бережной и Антона Сихарулидзе. Яркими звездами советского лыжного спорта на моей памяти были Елена Вяльбе, Лариса Лазутина. Все передачи в основном шли по московскому времени, по местному — это было 4-5 часов ночи, но это не останавливало нас. Мы ставили будильники и старались не пропускать долгожданные события. Безусловно, интерес к спорту нам привили родители. Их интерес постепенно передался нам, детям. На их примере я и полюбила спорт.

— Я знаю, что ты являешься универсальным спортивным журналистом, одновременно освещаешь всевозможные виды спорта. Есть ли личные предпочтения, какой вид спорта тебе больше нравится?

— С олимпиады в Солт Лейк Сити (США) стал популярным биатлон. С тех пор этот вид спорта стал любимым. Мы всегда ждем начала соревнований, следим за очередностью состязаний. Очень эмоционально, иногда с плачем, криками болеем за любимых спортсменов.

Вольная борьба и стрельба из лука также абсолютные лидеры в моем списке приоритетов. У меня спортсмены, в первую очередь, ассоциируются с вольниками. Это особенные люди, фанаты с невероятной силой воли, стойкостью характера, психики, выносливости. У меня к ним особое уважительное, почетное отношение. Видя то, что им приходиться преодолевать, я не могу относиться иначе.

— Какие чувства испытываешь, находясь на спортивной арене, где проходит то или иное событие?

— О-о-о, это непередаваемые чувства, я одновременно переживаю бурю эмоций. Во-первых, я очень люблю такие события. Можно сказать, что я живу от события к событию. Не люблю сидеть на скамье болельщиков. Мне важно быть втянутым в процесс, иметь контакт со спортсменами, чувствовать атмосферу зала, перекинуться предположениями со знатоками относительно того, кто выиграет. Я становлюсь суеверной, верю в силу знаков. В общем, не помню, когда была простым наблюдателем со стороны. Я работаю на таких площадках. Искренне переживаю за спортсменов, а так как я очень эмоциональный человек, могу запросто всплакнуть или прокричать до потери голоса. Очень переживаю за тренеров и радуюсь, когда их подопечные занимают высшую ступень пьедестала. Очень переживаю за действующих вольников Виктора Рассадина, Ньургуна Скрябина, Егора Пономарева, боксера Василия Егорова. В свое время также болела за Леонида Спиридонова, Виктора Лебедева.

— Есть ли у тебя кумиры в спортивной журналистике? Кого из известных спортивных журналистов ты ставишь себе в пример?

— В силу того, что сама являюсь новостийщиком, люблю наблюдать за работой репортеров. Из российских коллег отмечу спортивных корреспондентом и комментаторов биатлона Илью Трифонова, Дмитрия Занина, конечно же, Дмитрия Губерниева. Из якутских журналистов благодарна судьбе за возможность работать бок о бок с такими мастодонтами своего дела, как Владислав Коротов, Петр Павлов. Работа с ними одно удовольствие и уникальная возможность быть причастным к их мастерству.

— Есть ли в Якутии Федерация спортивных журналистов России?

— Таковой нет, хотя довольно часто от своих коллег слышу разговоры о необходимости своей ячейки. Спортивных журналистов в Якутии не много, все мы друг друга знаем и поддерживаем связь. В конце 2016 года от имени журналисткой братии мы отметили нашу бегунью, марафонку Сардану Трофимову специальным призом, в конце 2017 года лучшим спортсменом Якутии 21 века мы отметили двукратного чемпиона и бронзового призера чемпионата мира Виктора Лебедева.

— Что ты думаешь про сложившуюся ситуацию вокруг олимпийской сборной России?

— Я видела прямой эфир с участием двукратного олимпийского чемпиона по биатлону Ольги Зайцевой и Яны Романовой, которых МОК пожизненно дисквалифицировал от участия на Олимпийских играх. Я видела, как они плакали… Я однозначно на стороне спортсменов. К сожалению, то, что мы сегодня наблюдаем – это не спорт.

— Какая твоя большая мечта, как профессионал?

— Как любой фанат спорта мечтаю попасть на главные мировые арены спорта. Из ближних — это турнир Ярыгина по вольной борьбе, летняя Олимпиада в Японии в 2020 году. Хочу посмотреть именно летние олимпийские игры за возможность наблюдать за многими видами спорта, в которых представлены наши спортсмены.

Что касается работы, то с февраля я начну пробовать себя в новой должности, в качестве шеф-редактора новостных передач. Наш канал развивается, планируется выпуск нового круглосуточного канала «Якутия 24», ждем увеличения сетки вещания, объема работы. Новости будут выходить еще чаще, начиная с 6 ч утра. Работа ответственная, требует спортивной выдержки, я уже морально готовлюсь (смеется), но от мечт все же не отказываюсь.

— Какие главные спортивные события наступившего года ты ждешь?

— 2018 обещает стать очень насыщенным в плане спортивных событий. Уже в феврале пройдет «Кубок Чемпиона» на призы 7-кратного чемпиона Игр Дыгына Ивана Белолюбского, в марте — турнир по вольной борьбе памяти Романа Дмитриева, в июне – традиционные Игры Дыгына, в августе в Амге пройдут 7-е Игры народов Севера, в сентябре — международный турнир Д.Коркина, в октябре — чемпионат России по боксу в Якутске, в ноябре — чемпионат мира по перетягиванию палки. Практически ни одного свободного месяца. Год однозначно будет урожайным на спортивные события. Ждем ярких, неповторимых моментов.

Татьяна ВАСИЛЬЕВА

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное автономное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский федеральный университет»

Факультет физической культуры и спорта

Интерес к спорту

Введение

1. Понятие интереса

2. «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас

Библиографический список

Введение

Актуальность.

Спорт развивается не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Поэтому многие процессы и явления, происходящие в спортивном движении, имеют глубокий социальный смысл, и понять их можно только в единстве с интересами и потребностями общества. С другой стороны, некоторые закономерности, выявляемые в спорте, могут быть перенесены на другие стороны деятельности человека. Например, такие свойства человека, как быстрота реакций, выносливость, внимание и др., выявляемые в спорте, являются непреложным условием профессиональной адаптации в ряде профессий - оператора, диспетчера, летчика и т. д. С этой точки зрения и учитель физической культуры, и тренер детско-юношеской спортивной школы, и другие практические работники в области физической культуры и спорта, наблюдающие и изучающие своих учеников, должны сочетать профессиональные интересы и потребность общества и помогать своим питомцам определить перспективную область применения сил, в которой наиболее полно могут раскрыться их способности.

В психологии интерес характеризуют рядом определенных качеств: широта (круг интересов человека), глубина (степень интереса к какому-либо объекту), устойчивость (продолжительность сохранения интереса к какому-либо объекту), мотивированность (степень сознательности или случайности, преднамеренность интереса), действенность (проявление активности для удовлетворения интереса).

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего реферата: «интерес к спорту».

Объект исследования - психодиагностика в спорте

Предмет исследования- интерес

Цель исследования - изучить тест на мотивацию к занятиям спорта

Задачи исследования:

1.Расскрыть - понятие интереса

2.Рассмотреть - тест по методики А.В. Шаболтас

При написании реферата использовался метод изучения и анализ литературных источников.

1. Понятие интерес а

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы.

Сегодня разработка содержания понятия интереса по-прежнему актуальна, так как и по сей день нет достаточной ясности и единства в понимании природы интереса. Среди авторов, рассматривающих понятие интереса с психологических позиций, получило распространение несколько точек зрения: одни сводят понимание интереса к осознанным потребностям, другие - к направленности внимания, третьи - к познавательному интересу личности. В то же время в социологической и философской литературе чаще подчеркивается объективный характер интереса, нередко говорят о материальных интересах как об определяющей силе поведения в обществе и отдельных личностей, и классов. Встречается также мнение, согласно которому интерес рассматривается в единстве объективного и субъективного.

Так что же такое интерес?

Интересом

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно-творческие изыскания.

А отсюда следует, интерес нацелен на преобразование предметов действительности, на приближение их к потребностям социального субъекта, на овладение условиями существования, т.е. выступает как активная сила, побуждающая людей к сознательной деятельности по преобразованию действительности. Именно в силу этого интерес выступает мотивом деятельности людей . Итак, от возникновения потребности до постановки цели проходит довольно сложный этап психической деятельности человеку энергию и побуждающее его к проявлению осознанной внешней активности для достижения реально существующей цели. Этот побудитель называется мотивом. В мотиве содержится таким образом понимание того. Из-за чего и для чего человек должен проявить активность. Поэтому можно сказать, что мотив это осознанная причина активности человека направленная на достижение цели. В психологической литературе до сих пор нет единого понимания мотива. Одни считают, что мотив это осознанная потребность (П. А. Рудик), другие под мотивом понимают конкретный или же отвлеченный объект, удовлетворяющий потребность (А. Н. Леонтьев). Целесообразно соединить эти две точки зрения: ведь без потребности не нужен объект ее удовлетворения (цель), но и без цели потребность не приведет к сознательной и направленной активности человека, т. е. пропадает главный смысл мотива.

Поскольку мотив выполняет директивную функций, то возникающая под его влиянием активность может стимулировать человека к действию, но может и задерживать действие.

Остановимся на этом подробнее. Активность человека может протекать скрыто, незаметно для глаз постороннего наблюдателя. Это умственный, эмоциональный и волевой виды активности. Не всегда эта активность направлена на организацию и осуществление внешней активности; часто она направлена на подавление побуждений, связанных с удовлетворением той или иной потребности, поэтому человек не является рабом своих потребностей.

Всякое живое существо, ограниченное в движениях, оказывает сопротивление. Так поступает и грудной ребенок, когда его пеленают. Протестует ребенок и при ограничении других его потребностей. Однако зрелая личность сознает, что ее свобода не может быть безграничной, независимой от других людей и требований общества. Потребность в свободе относится к группе социальных. Эгоист требует свободы только для себя и тем самым ограничивает свободу других хотя бы из-за того, что в любой момент другие могут быть подавлены или поставлены с его произволом в неудобное положение. Сознательный человек понимает относительность личной свободы, он ограничивает себя в интересах свободы всех. В человеческом обществе свобода человека ограничивается официальными рамками и нормами морали. В спорте, помимо тех же норм, такими ограничителями являются правила спортивных соревнований. Спортсмен, добивающийся победы вопреки этим правилам и нормам, справедливо подвергается наказанию, вплоть до дисквалификации.

Таким образом, удовлетворение потребностей регулируется сознанием человека, опирающимся на убеждения, идеалы нравственные привычки, чувство долга перед другими людьми и обществом в целом. Потребности опосредованы социальным опытом человека, они находят выражение в мотивах долженствования, обязанности, необходимости, исполнения приказа. У человека в одной то же время может быть несколько мотивов, между которыми вследствие их противоречивости идет борьба. В результате более сильный (действенный) мотив побеждает и организует внешнюю активность (поступок действие другие мотивы" тормозятся. Причем с точки зрения затрат.

2. «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас

Методика предназначена для выявления доминирующих целей (личностных смыслов) занятий спортом и включает в себя 10 мотивов-категорий, соответствующих определенным высказываниям и (суждениям), приведенным в опроснике.

Мотив эмоционального удовольствия (ЭУ) - стремление, отражающее радость движения и физических усилий. Ему соответствует суждение: "Я получаю радость от спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение".

Мотив социального самоутверждения (СС) - стремление проявить себя, выражающееся в том, что занятия спортом и достигаемые при этом успехи рассматриваются и переживаются с точки зрения личного престижа, уважения знакомыми, зрителями. Ему соответствует суждение: "Я занимаюсь, спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и спортивной команде, так же как зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

Мотив физического самоутверждения (ФС) - стремление к физическому развитию, становлению характера. Ему соответствует следующее суждение: "Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым".

Социально-эмоциональный мотив (СЭ) - стремление к спортивным событиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности. Ему соответствует суждение: "Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований".

Социально-моральный мотив (СМ) - стремление к успеху своей команды, ради которой надо тренироваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером. Ему соответствует суждение: "Моя спортивная команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей, это заставляет меня больше тренироваться".

Мотив достижения успеха в спорте (ДУ) * стремлению к достижению успеха, улучшению личных спортивных результатов. Ему соответствует суждение: "Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиться поставленной передо мной (мною) цели".

Спортивно-познавательный мотив (СП) - стремление к изучению вопросов технической и тактической подготовки научно-обоснованных принципов тренировки. Ему соответствует следующее суждение: "Я хочу разбираться в вопросах техники, тактики, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться".

Рационально-волевой (рекреационный). мотив (РЕ) - желание заниматься спортом для компенсации дефицита двигательной активности при умственной (сидячей) работе Ему соответствует суждение: «Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня -хобби. Спортивные результаты интересуют меня в меньшей степени».

Мотив подготовки к профессиональной деятельности (ВЫ) - стремление заниматься спортом для подготовки к требованиям избранной профессиональной деятельности. Ему соответствует суждение: «Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт».

Гражданско-патриотический мотив (ГП) - стремление к спортивному совершенствованию для успешного выступления на соревнованиях, для поддержания престижа коллектива, города, страны. Ему у соответствует суждение: "Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие спортивные результаты, защищать честь своего коллектива, спортивного общества, нашей страны".

Методика, как измерительный инструмент, основана на выборе одного из попарно предлагаемых суждений. Главное условие - каждое суждение сопоставляется со всеми другими; всего для 10 мотивов-категорий имеется 45 пар суждений для сопоставления. Таким образом, оценка каждого мотива-суждения выполняется 9 раз и появляется возможность ранжировать мотивы по степени их выраженности (в баллах).

Инструкция: Перед вами 45 пар суждений, которые отражают различные причины занятия спортом. Сначала выберите из пары то высказывание, которое больше всего подходит вам. Затем уточните, в какой степени оно вам больше подходит. В соответствующих графах бланка для ответов поставьте знак "+". Долго задумываться не надо, отмечайте первое подходящее суждение.

Текст опросника

1. а) Яполучаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение.

б) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие результаты защищать честь своего коллектива, общества.

2. а) Я занимаюсь спортом так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

3. а) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым.

4. а) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований.

5. а) Моя команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой. Это заставляет меня больше тренироваться.

6. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы обязательно поддерживать достигнутые результаты, чтобы повышать достижения и добиться поставленной передо мной (мною) цели.

7. а) Я хочу разбираться в вопросах спорта, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться.

б) Я активно занимаюсь спортом потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым.

8. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. Результаты интересуют меня в меньшей степени.

9. а) Достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только, если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт.

10. а) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие результаты, защищать честь своего коллектива, общества, нашей страны.

б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

11. а) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым.

б) Я регулярно тренируюсь, чтобы обязательно поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели.

12. а) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований.

б) Моя команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело, Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться.

13. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт и спорт для меня - хобби. Результаты интересуют меня в меньшей степени.

б) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение.

14. а) Я хочу разбираться в вопросах техники спорта, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться.

б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

15. а) достичь хороших результатов в учебе и профессии возможно только, если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт.

16. а) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Я не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым.

б) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований.

17. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. результаты интересуют меня в меньшей степени.

б) Я хочу разбираться в вопросах спорта, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться.

18. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели.

б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

19. а) Моя команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться.

б) Я получаю радость от занятий спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение.

20. а) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие результаты, защищать честь своего коллектива, общества, нашей страны.

б) Мне нравятся занятия спорта, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований.

21. а) достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт.

б) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым.

22. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. результаты интересуют меня в меньшей степени.

б) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели.

23. а) Моя команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело, Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться.

б) достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт.

24. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели.

б) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие результаты, защищать честь своего коллектива, общества, нашей страны.

25. а) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение.

б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

26. а) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым.

27. а) Я хочу разбираться в вопросах спорта, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться.

б) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие результаты, защищать честь своего коллектива, общества, нашей страны.

28. а) Мне нравятся занятия спорта, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований.

б) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. результаты интересуют меня в меньшей степени.

29. а) достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт.

б) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели.

30. а) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

б) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований.

31. а) Я получаю радость от занятий спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение.

б) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер.

32. а) Моя команда должна занимать лидирующее положение. Я хочу внести свой вклад в это дело, Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться.

б) Я хочу разбираться в вопросах спорта, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться.

33. а) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие результаты, защищать честь своего коллектива, общества, нашей страны.

б) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. результаты интересуют меня в меньшей степени.

34. а) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований.

б) достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт.

35. а) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

б) Моя команда должна занимать лидирующее положение, Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться.

36. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели.

б) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение.

37. а) Я хочу разбираться в вопросах техники спорта, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться.

б) достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт.

38. а) Моя команда должна занимать лидирующее положение. Я хочувнести свой вклад в это дело, Я не хочу подводить своего тренера и товарищей. Это заставляет меня больше тренироваться.

б) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие результаты, защищать честь своего коллектива, общества, нашей страны.

39. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. результаты интересуют меня в меньшей степени.

б) достичь хороших результатов в учебе и работе возможно, только если я буду здоров и физически развит. Этому содействует спорт.

40. а) Я получаю радость от занятий спортом, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение.

б) Мне нравятся занятия спортом, потому что соревноваться очень интересно, потому что радуют достигнутые успехи. Я люблю атмосферу соревнований.

41. а) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу потолстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым.

б) Я занимаюсь спортом, так как добиваюсь успехов. Мои товарищи по школе и команде, так же как и зрители, уважают меня за это. Во время соревнований приятно быть в центре внимания, повышать свой престиж.

42. а) Я регулярно тренируюсь, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, чтобы добиваться поставленной передо мной (мною) цели.

б) Я хочу разбираться в вопросах спорта, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться.

43. а) Я занимаюсь спортом, чтобы отдохнуть от умственной (сидячей) работы, чтобы получить прилив сил, поэтому спорт для меня - хобби. результаты интересуют меня в меньшей степени.

б) Моя команда должна занимать лидирующее положение, Я хочу внести свой вклад в это дело. Я не хочу подводить своего тренера и товарищей.

44. а) Если я буду регулярно тренироваться, то смогу показывать высокие результаты, защищать честь своего коллектива, общества, нашей страны.

б) Я активно занимаюсь спортом, потому что хочу развиться физически и закалить свой характер. Не хочу толстеть и стать ленивым, хочу быть здоровым.

45. а) Я получаю радость от занятий спорта, так как могу двигаться и испытывать напряжение. Это меня воодушевляет и поднимает настроение.

б) Я хочу разбираться в вопросах спорта, принципах тренировочного процесса, знать, как правильнее тренироваться.

Выводы

интерес мотив потребность спорт

1. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может, вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание. Любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

2. Рассмотрев тест А.В. Шаболтаса, можно с уверенностью сказать, что он будет применяться не только для работы психологом спорта с командой, тренером, ну а также простому индивиду кто интересуется спортом или им уже занимается. Тестирование может проводиться индивидуально и в группе. При многократном проведении процедур тестирования полученный материал становится более объективным и достоверным, появляется возможность наблюдать динамику психических процессов, состояния и свойств личности спортсмена, осуществлять коррекцию учебно-тренировочного процесса.

Библиографический список

1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998. 36с.

2. Ануфриев А.Ф. “Психодиагностика как деятельность и научная дисциплина” / “Вопросы психологии”, 1994, №2.

3. Бессонова Л. В., Доценко Е. Л. «Обыденные представления о структуре общения. // «Вестник Московского Университета». Серия «Психология». 1992 год. №2.

4. Войтик И. М. Психология труда. Новосибирск, СибАГС, 2000.

5. Головаха Е. И., Панина Н. В. «Психология человеческого взаимопонимания». Киев. Издательство политической литературы Украины. 1989 год.

6. Горянина В. А. «Психология общения». Москва. Академия. 2008 год.

7. Карелин «Психологические тесты в двух томах». Том 2. Москва. «Владос». 2003 год.

8. Коломинский Я. Л. «Психология взаимоотношений в малых группах» Минск. ТетраСистемс. 2001 год.

9. Леонтьев Д. А. «Очерк психологии личности». Москва. 1997 год.

10. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.-632 с.

11. Основы педагогики и психологии высшей школы. / Под редакцией А. В. Петровского. Москва. 1986 год.

12. Познай себя и других: Популярные тесты.-4-е изд., доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 2000 - 400с.

13. Психологическая диагностика, учебник для гуманитарных Вузов / под. ред. Гуревич Н.А, Борисова П.Н., М., 2000

14. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: «ВЛАДОС», 1998.-Кн. 1-384c.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Интерес-возбуждение: активация, выражение, переживание. Способы активации интереса, его мимическое выражение, физиологическое проявление. Субъективное переживание эмоции интереса-возбуждения, эволюционное значение эмоции интереса в развитии личности.

    реферат , добавлен 12.11.2011

    Изучение иерархии мотивов к занятиям спортом подростков вообще и гиперактивных подростков в частности. Сравнение полученных результатов с результатами исследования Собкина. Разработка агитационной кампании по привлечению подростков к занятиям спортом.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2011

    Обзор теоретических и экспериментальных работ по темам "память" и "интерес", включающий изучение представлений о памяти, исследований взаимосвязи памяти и интереса. Экспериментальное исследование влияния интереса на запоминание и успешность обучения.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Понятие мотива и мотивации в психологическом исследовании. Психологические особенности студентов как отдельной возрастной категории. Опрос среди учащихся университета по методике Реана с целью выявления доминирующих мотивов обучения студентов в ВУЗе.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2011

    Рассмотрение мотивации как психологического феномена. Три класса мотивирующих факторов: потребности и инстинкты, мотивы, эмоции и субъективные переживания. Комплекс мотивов спортивной деятельности. Основные причины ухода из спорта взрослых спортсменов.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2014

    Постановка проблемы смысла жизни человека по Франклу, ее решение в социально-психологическом аспекте. Понятие "экзистенциального вакуума". Виды смыслов по Франклу: ценности. Учение Франкла о свободе воли. Роль субъекта в поиске и реализации смысла жизни.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Понятия эмоций и чувств, их основные виды. Характеристика проявлений настроения, аффекта, стресса, фрустрации и страсти. Человек, личность, индивид и индивидуальность. Соотношение понятий потребности, мотива и мотивации. Основные типы темперамента.

    реферат , добавлен 14.05.2011

    Понятие направленности личности в современной психологии. Потребности и мотивы. Специфичность и существенное свойство интереса человека. Ценностные ориентации личности, мотивация ее поведения. Роль направленности в человеческой жизнедеятельности.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Понятие личности и ее структуры. Темперамент - основа личностных особенностей человека. Особенности взаимосвязи личностных особенностей людей и их деятельности в экстремальных условиях. Динамика личностных профилей сотрудников правоохранительных органов.

    дипломная работа , добавлен 28.07.2013

    Профессиональный интерес в психологии. Теоретические аспекты понятия "интересы". Теоретические аспекты понятия "профессиональные интересы". Развитие человека как субъекта профессиональной деятельности. Личностные особенности и профессиональный интерес.



  • Разделы сайта