Игры с мячом для детей. Игры с мячом для начальных классов

МКДОУ «Детский сад № 19»

п. Юбилейный Пермский край

Подарки для мамы

Утренник для детей 3 – 5 лет

Задача. Воспитывать любовь и уважение к матери, бабушке, прививать духовно - нравственные ценности.

Цель . Пробуждать интерес к музыке, пению; развивать навыки выразительного чтения; поддерживать интерес к театрально - игровой деятельности.

Ведущий.

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели:

«чив - чив – чив, пришла весна!»

А на небе нет ни тучки,

Солнце улыбнулось нам.

Наступил весенний праздник…

Дети (хором).

Это праздник наших мам!

(по очереди).

Моя мама всех красивей!

Моя мама всех милей!

А моя мамуля знает

Много сказок и затей!

Хорошо, что наши мамы

Всех милей и веселей.

Хорошо, что наши мамы

Любят нас – своих детей!

Мы наших мам и бабушек

Поздравим с женским днем.

Для них сегодня весело

Мы песенку споем!

Дети исполняют песню « День сегодня необычный».

Ведущий .

А теперь давайте с вами

Подарим бабушке и маме

И рисунки, и открытки,

И поделки, и улыбки…

Где поделки? Иль секрет?

Дети. (хором)

А у нас подарков нет!

Ведущий.

Что же делать? Как нам быть?

Что же мамам подарить?

Дети. (жалобно)

Мастерить? Мы не успеем…

А лепить уж нету сил

Ведущий.

Что ж, отправимся все вместе

За подарком в магазин!

По дороге в «магазин» дети танцуют (музыка и движения по выбору муз. рук – ля). В конце танца надевают маски (кукла, медвежонок, цветы, котята) и рассаживаются на стульчики.

Ведущий.

В магазине красота –

Разбегаются глаза.

Что хотите, выбирайте,

Покупайте и играйте!

Ребенок.

Мы купить хотели книжку,

Попугая и мартышку.

А потом купили куклу,

Бант и плюшевого мишку!

Кукла.

Я - кукла Наташа.

На празднике вашем

Я всех красивей,

Нарядней и краше.

Меня поверните –

Я маму зову, а если хотите,

И песню спою!

Дети танцуют:

Малыши. Малыши,

Кукол приглашайте.

Малыши, малыши,

Пляску начинайте.

Раз и два, раз и два

Прыгайте тихонько

Рази два, раз и два

Это танец полька

2. вниз и вверх вниз и вверх,

Ноги как пружинки.

Вниз и вверх вниз и вверх,

Прямо держим спинку.

Раз – носок, два - носок

Только не спешите.

Танцевать, танцевать куколок учите.

4. побежим, побежим с куклами по залу.

Чтобы всем, чтобы всем веселее стало.

Мишка.

Я – плюшевый мишка,

Такой симпатичный.

Для вас я сегодня

Станцую отлично!

Ребенок.

И мы не будем отставать-

Станем весело плясать!

Дети инсценируют песню «Мишка с куклой пляшут полечку», муз. и сл. М. Качурбиной //Муз. руководитель.- 2005.- №3.-С.83

Ведущий.

Так игрушки расшалились,

Так они развеселились,

По углам все разбежались,

Чтобы дети прибирались!

Проводится игра – шутка «Собери игрушки». Ведущий берет большую корзину с мелкими игрушками и вытряхивает все на ковер. Затем произносит:»Раз, два, три, игрушки собери.» под веселую музыку дети быстро собирают игрушки.

Ведущий.

Посмотрите, вот цветы

Небывалой красоты.

Хороши и для подарка,

Хороши и для души.

Цветы .

Мы – цветочки нежные,

Пахнем лучше, чем духи.

Нас для мамы бережно

Ты в букетик собери

Девочки – цветы исполняют танцевальную импровизацию по выбору муз. рук - ля .

Ребенок .

Мы с цветами поиграем,

А потом подарим маме!

Проводится игра «Составь букет». В центре зала на мольбертах прикреплены листы бумаги с нарисованными вазами. Дети делятся на две команды. По очереди бегут и прикрепляют к вазам бумажные цветы и листья. В конце игры мамы оценивают работы детей: побеждает команда, которая быстрее и красивее составит букет.

Ведущий.

На полке в магазине,

Смотрите – ка, ребята,

Такие симпатичные

Пушистые котята!

Котята.

Мяу- мяу, нас купите

И на память подарите.

Мы пушистые такие,

Заводные, озорные.

Мяу- мяу, мы котята.

Мы веселые ребята!

Вы похлопайте скорее,

Мы попляшем веселее!

Котята танцуют под музыку Д. Россини «Дуэт двух кошек» (движение на усмотрение муз. рук – ля).

Котенок.

Мы веселые котята,

Любим бегать и скакать.

Мы, веселые котята,

Любим с мячиком играть!

Проводится игра «Встреча двух мячиков». Дети стоят в кругу и под музыку начинают передавать мчи друг другу в противоположные стороны. Дети, у которых окажется в руках мячи «при встрече», бегут за кругом в разные стороны. Кто первым обежит круг и встанет на свое место - заслуживает аплодисментов.

Ведущий.

А может, лучше маму

Чем – то угостить?

А может, лучше маме

Конфеты подарить?

Конфеты.

Мы сладкие конфетки,

Попробуй – будешь рад.

Хоть сладкое и вредно,

Как люди говорят.

Нас завернули в фантики

И выложили в ряд.

Но только нас увидят –

Все сразу съесть хотят!

Дети исполняют «сладкую песню» по выбору муз. рук – ля.

Ведущий.

Все, что было в магазине,

Мы сегодня раскупили.

Нашим мамам угодили,

Им подарки подарили…

Дети. (хором)

Мы же просто пошутили!

В магазин вас пригласили

С нами петь и танцевать,

Новый праздник показать!

(по очереди).

А подарки все же сами

Приготовили мы маме.

Мы старались, мы трудились,

Мастерили, не ленились!

И теперь подарим маме

Все, что сделали мы сами!

Под праздничную музыку дети дарят мамам подарки, сделанные своими руками.

Ведущий.

Как хорошо, как весело.

Как рады все кругом!

Давайте для мамы

Песенку споем!

Дети исполняют песню «мы дарим маме песенку», муз. А. Абрамова, сл. Л. Дымовой// музыкальный руководитель. – 2004.- № 1. – С. 74

Ребенок.

Мы подарки вам дарили,

Веселили всех гостей.

Приглашаем всех вас к чаю -

Приходите поскорей!

Праздник заканчивается чаепитием.

Муз. руководитель:

Традиционные приемы игры в мяч

Для того чтобы успешно освоить подвижные игры с мячом, дети должны предварительно хорошо овладеть основными приемами игры в мяч. В русских народных забавах часто упоминается о таких упражнениях с мячом, которые может постепенно освоить каждый ребенок. Вот некоторые из них (мы приводим их названия и описание по книге М.Ф. Литвиновой «Русские народные подвижные игры»):

Свечки — подбросить мяч вверх сначала невысоко и поймать его. Во второй раз бросить выше, в третий раз — еще выше.

Поднебески — подбросить мяч вверх, поймать с отскока от земли.

Гвозди ковать — отбивать мяч рукой о землю.

Хватки — поднять руки с мячом над головой, выпустить его и поймать на лету.

Вертушки-перевертушки — положить мяч на ладонь, слегка подбросить его, руку повернуть тыльной стороной и так отбить мяч вверх, а затем поймать.

Первыши-водокачи — ударить мячом в стену, поймать его с отскока от стены.

Зайца гонять — бросить мяч о землю так, чтобы он ударился о стенку, и поймать с отскока от стены.

Пришлепы — ударить мячом о стену, отскочивший от стены мяч ударить ладонью так, чтобы он опять ударился о стену, после чего поймать.

Галки, вороны, зеваки — встать спиной к стене, откинуть голову назад так, чтобы она касалась стены. Из этого положения ударить мячом о стену и поймать двумя руками.

Одноручье — подбросить мяч вверх правой рукой и поймать правой: подбросить левой и поймать левой.

Ручки — опереться левой рукой о стену, правой рукой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками. Опереться правой рукой в стену, левой ударить мячом о стену из-под руки, поймать двумя руками.

Через ножки — упереться левой ногой в стену, из- под нее ударить о стену мячом и поймать его двумя руками. Повторить то же самое упражнение, но упереться правой ногой.

В ладоши — ударить мячом о стену, хлопнуть в ладоши и поймать мяч.

По коленям — ударить мячом о стену, хлопнуть руками по коленям и поймать мяч.

Нитки наматывать — ударить мячом о стену, быстро сделать движение руками, будто наматываешь нитки, и поймать мяч.

С одеванием — ударить мячом о стену, а пока он летит, сделать движение, как при надевании шапки. После второго броска «обуться» и т. д.

Эти упражнения позволят подготовить детей к успешному овладению подвижными играми с мячом, для которых им понадобится определенная ловкость и хорошая координация движений. Приведем некоторые примеры таких игр с мячом.

Русская народная игра «Свечки»

Все дети встают в круг, а водящий становится в центр круга и бросает мяч вверх со словами: «Свечка!» Пока мяч находится в воздухе, все дети кидаются врассыпную, стараясь убежать как можно дальше от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стоп!» Дети должны остановиться, а водящий пытается мячом попасть в ближайшего от него игрока. Если ему это удалось, то этот игрок становится водящим.

Правила:

1. Водящий должен делать «свечку», бросая мяч как можно выше.

2. Водящий может ловить мяч не только в воздухе, но и с одного отскока от земли.

Кабардинская народная игра «Повелитель лунки»

Если игра проводится на улице, тогда в центре площадки радиусом примерно 15 м выкапывают лунку, в которую кладут мяч. Если игра проводится в спортзале, то можно расположить мяч в середине очерченного центра поля. «Повелитель лунки» отходит к краю игрового поля. Остальные игроки располагаются вокруг мяча на расстоянии 2—4 м от него (от величины этого расстояния зависит сложность игры). «Повелитель лунки» громко выкрикивает имя любого игрока, тот бежит к мячу и пытается догнать игроков, которые врассыпную разбегаются по площадке. Водящий должен обязательно попасть мячом в одного из игроков. Тогда этот игрок выбывает из игры. А в случае промаха выбывает сам водящий. Остальные игроки опять становятся вокруг лунки с мячом, и «повелитель лунки» выкрикивает имя следующего водящего. Последний игрок, оставшийся в игре, объявляется «повелителем лунки».

Правила:

1. Засчитывается только прямое попадание мяча.

2. Водящий может кидать мяч в игре только один раз.

3. Нельзя выбегать за пределы площадки, игрок, сделавший это, выбывает из игры.

Татарская народная игра «В узелок»

Для этой игры можно использовать мяч средних размеров, но лучше играть так, как играли в старину: платком или шарфом, завязанным в узелок.

Водящий должен отойти на несколько шагов от остальных детей, которые стоят или усаживаются в кружок. Расстояние между детьми должно быть примерно 1,5—2 м.

Игроки перекидывают узелок (или мяч) по кругу, своим соседям слева или справа, а водящий бегает за кругом и пытается его поймать. Если ему удастся хотя бы коснуться узелка на лету или в руках у одного из игроков, то игрок, не сумевший защитить узелок, становится водящим. Игра продолжается.

Правила:

1. Водящий может находиться только вне круга и оттуда пытаться поймать мяч.

2. Нельзя прятать узелок от водящего, надо как можно быстрее перебрасывать его своему соседу.

3. Нельзя перебрасывать узелок не соседям, а, например, ребенку напротив, если это не было специально обговорено до начала игры.

Калмыцкая народная игра «Белый мяч»

Эта игра когда-то имела обрядовый характер. В начале лета, когда начинает линять крупный рогатый скот, собирали белую шерсть, из которой изготавливали небольшой белый мяч. Сейчас для этой игры можно использовать любой мяч.

Игру можно проводить на большом поле, на игровой площадке. Перед началом игры все игроки разделяются на две команды. Один игрок отбегает от всех остальных на значительное расстояние и забрасывает мяч как можно дальше. Как только игрок возвращается, все дети бросаются в ту сторону, куда упал мяч, и каждый стремится первым схватить мяч. Тот, кто первым нашел мяч, издает победный возглас и бросается назад, к исходному рубежу. Игроки противоположной команды пытаются отнять у него мяч, а игроки из своей команды помогают ему. Игрок может перекинуть мяч любому игроку из своей команды, если сам не в силах защитить мяч или убежать от своих преследователей. Выигравшей считается та команда, которая сумела доставить мяч к рубежу и вручить его тому игроку, кто бросал мяч в начале игры.

Правила:

1. Допускаются силовые приемы при отнимании мяча, но без подножек и толчков.

2. Если игра проводится несколько раз, то выигравшей команде засчитывается одно очко, и победительницей становится команда, игроки которой сумели завоевать больше очков.

Русская народная игра «Заяц»

Дети становятся кругом, в центре круга — «заяц». Игроки начинают перебрасывать мяч друг другу так, чтобы он задел «зайца». «Заяц» пытается увернуться от мяча. Игрок, сумевший задеть мячом зайчика, становится на его место, и игра продолжается.

Правила:

1. При броске нельзя заходить за границы круга и приближаться к зайчику.

2. Надо назвать имя игрока, который будет ловить мяч.

3. Мяч нельзя задерживать в руках, надо перебрасывать его другому игроку как можно быстрее.

Русская народная игра «Вышибалы»

Перед началом игры по жребию определяют двух «вышибал». Они становятся на противоположных концах площадки. Остальные дети выстраиваются в ряд на середине площадки, лицом к «вышибале», у которого мяч. «Вышибала» с размаху бросает мяч, пытаясь задеть любого из игроков на середине поля. Если ему это удалось, то такой игрок считается выбывшим из игры: он должен отойти за границы площадки. Мяч, проскочивший мимо игроков, должен поймать другой «вышибала»: теперь его очередь бросать.

Правила:

1. Если «вышибала» бросил мяч недостаточно сильно, то любой игрок может его поймать: он получит дополнительное очко и может вернуть в игру выбывшего ранее игрока или «сохранить жизнь» в случае прямого попадания мяча.

2. Игрок, пытавшийся поймать мяч, но не сумевший удержать его в руках, считается выбывшим.

3. Последние два игрока сами становятся «вышибалами», и игра повторяется вновь.

4. Иногда договариваются, что игроки могут ловить мяч только с отскока.

Мордовская народная игра «Мяч об узкую стенку»

Название этой игре дала вкопанная вертикально в землю узкая доска (шириной около 30 см) длиной 2 м. Если играют дети, то высота доски может быть меньше, необходимо укрепить ее сзади другой деревянной доской или колом, чтобы придать устойчивость.

В начале игры такая доска — «узкая стенка» — устанавливается на первой линии, параллельно которой на расстоянии 10—15 м чертится на земле вторая линия. На первой линии, примерно в 1 м от «узкой стенки», становится выбранный по жребию водящий, остальные игроки располагаются позади второй линии.

В руках у водящего небольшой резиновый мяч и «бита» — деревянная палочка или узкая дощечка (размеры 10x60 см), обтесанная с одного конца в виде рукоятки. Водящий подбрасывает мяч невысоко в воздухе и ударом «биты» выбивает за линию второго кона. Другие игроки пытаются поймать его на лету. Если какому-нибудь игроку это удалось, он становится на вторую линию и пытается попасть мячом в «узкую стенку». Если ему это удалось, он сменяет водящего, если нет, то игра продолжается со старым «метальщиком мяча».

Правила:

1. Перед началом игры надо договориться, сколько попыток имеет водящий, в случае если он не смог с первого раза попасть «битой» по мячу или перебросить его за линию второго кона. После этого он должен будет передать «биту» другому игроку (он тоже определяется по жребию).

2. Кидать мяч в «узкую стенку» можно только из-за второй линии, не заступая за нее.

3. Расстояние между линиями можно изменять в зависимости от возраста игроков (чем младше дети, тем меньше расстояние).

4. Можно разыгрывать очки: одно очко присуждается игроку, попавшему в «узкую стенку», или водящему, если ни один игрок не смог попасть в нее. В конце игры победитель определяется по количеству набранных очков.

Русская народная игра «Лапша»

Название этой древней игры произошло от названия деревянной палки, которой забивали мяч: она похожа на лопату и называется «лаптой». Игроки делятся на две команды, в каждой команде выбирают своего водящего, он будет подавать мяч первым.

Игра проводится на улице. С одной стороны игрового поля находится «город», а с другой, на расстоянии 10—20 м, чертится линия кона. Игроки «города» располагаются на его территории, игроки поля в произвольном порядке располагаются в «поле». Водящий первым подбрасывает мяч и с помощью лапты направляет его в «поле», быстро бежит к линии кона, а затем также быстро возвращается в «город». Игроки «поля» ловят мяч в воздухе или поднимают его там, где он упал, и с этого места они могут «пятнать» бегущего противника, если он еще находится в «поле».

Правила:

1. Каждый игрок «города» по очереди забивает мяч «лаптой».

2. Надо стараться кинуть мяч туда, где меньше всего игроков противника, или как можно дальше.

3. Игроку, который не смог забить мяч «лаптой», разрешается бросить его рукой.

4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если

— все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона,

— все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город,

— во время перебежки игрока «города» запятнали.

Башкирская народная игра «Уральский мяч»

Сейчас в эту игру играют небольшим резиновым мячом, а раньше играли мячом, скатанным из шерсти.

На игровой площадке чертят три параллельные линии на расстоянии около 10 м друг от друга: первая линия — это линия бросания мяча, вторая — это средняя линия, третья — это линия обхода.

Игроки делятся на две команды: «пастухов» и «метальщиков» мяча. Первый «метальщик» становится за линией бросания, подкидывает мяч над собой и с силой бьет по нему рукой так, чтобы он отлетел за третью линию. Затем он должен сразу же сам бежать за эту линию и быстро возвращаться назад, за линию бросания. Выбитый им мяч ловят «пастухи». Если они успеют поймать мяч и вернуть его за линию бросания, пока бросавший мяч игрок еще туда не вернулся, то этот игрок должен остановиться на том месте, до которого он успел добежать, когда мяч вернули за линию бросания. Если игрок сумел опередить «пастухов», он получает право на дополнительное выбивание мяча в поле. Затем по мячу бьет следующий игрок из команды «метальщиков».

Если все «метальщики» были остановлены в поле, то их строят на специальной линии, которую называют «мостик из одного волоска»: эту прерывистую линию чертят посередине между линией обхода и средней линией.

Самый меткий «пастух» (это определяют игроки его команды) становится с мячом на линии бросания и предлагает любому из «метальщиков» по своему выбору бежать в любую сторону. «Пастух» должен будет попасть в бегущего мячом. Если ему это удастся, то все «пастухи» становятся «метальщиками», в случае промаха игра повторяется снова.

Правила:

1. «Метальщики» бросают мяч по очереди, не переступая ногой через линию бросания.

2. «Пастухи» могут ловить мяч или поднимать его с земли.

3. Чтобы быстрее вернуть мяч за линию бросания, «пастухи могут передавать его друг другу.

Русская народная игра «Лунки»

Игроки выкапывают на площадке вдоль прямой линии несколько неглубоких ямок — лунок. Параллельно на расстоянии 2—3 м проводят другую линию: от нее надо будет закатить или забросить небольшой резиновый мяч поочередно в каждую лунку — это определяется до начала игры. Первый игрок бросает мяч в лунки, пока не промахнется. Затем каждый ребенок пытается попасть в лунки. Если ни один ребенок не сумеет с первого раза попасть во все лунки без промаха, то игра повторяется, причем каждый игрок бросает мяч в ту лунку, где он промахнулся. Выигравшим считается игрок, первым сумевший метко попасть мячом во все лунки поочередно.

Правила:

1. Обычно игру проводят с небольшим количеством «лунок», в любом случае их не должно быть более 10.

2. Количество участников необходимо также ограничивать несколькими детьми, иначе игра затянется очень надолго.

Русская народная игра «Шар-мазло» («Котел»)

Это очень популярная старинная русская игра, которая имеет и другие названия, например, «Кубарь», «Клюшки», «Лунки», «Мазлы». В нее можно играть, используя современные клюшки для хоккея.

Перед началом игры в центре игровой площадки выкапывают яму диаметром 20—50 см, которую называют «котлом». Вокруг «котла» по окружности радиусом 1,5—2 м все игроки, кроме водящего, выкапывают лунки такого размера, чтобы в них свободно мог поместиться конец одной клюшки.

Игроки становятся каждый у своей лунки, опустив в нее конец клюшки, а водящий берет деревянный шар (или тяжелый резиновый мяч) диаметром около 10 см и отходит в сторону на расстояние несколько метров. Он пытается с помощью своей клюшки попасть шаром в центр «котла», при этом не важно, катится мяч от удара по нему или летит невысоко над землей. Остальные игроки пытаются отбить мяч своими клюшками. Если им это не удалось и мяч все-таки попал в центр «котла», то игроки должны поменяться своими лунками. В это время водящий может занять одну из лунок своей клюшкой. Тогда игрок, оставшийся без лунки, становится водящим.

Правила:

1. Мяч, отбитый игроками на лету, водящий может постараться повторно закатить клюшкой в «котел». Остальные игроки могут ударять по мячу своими клюшками, стараясь не пропустить его в «котел».

2. Нельзя препятствовать движению мяча к «котлу» ногой или рукой, игрок, нарушивший это правило, становится водящим.

3. Если во время игры дети слишком удалились от своих лунок, водящий может оставить мяч и попытаться добежать до свободной лунки и занять ее своей клюшкой.

4. Ребенок, оставшийся без лунки, не должен пытаться освободить ее силой.

«Земля — вода — небо»

(«Зверь — рыба — птица»)

(русская народная игра)

Для того чтобы успешно участвовать в этой игре, надо знать много названий животных, птиц и рыб. Каждому ребенку необходимо заранее заготовить фанты, которые могут быть у него отобраны в случае неправильного ответа.

Все игроки садятся на ковер или становятся в круг, лицом к центру. В центр выходит ведущий с мячом, он произносит одно из трех ключевых слов и тут же

бросает мяч в руки любому игроку. Игрок должен поймать мяч и сразу же назвать соответствующее животное, рыбу или птицу. Затем надо мяч опять перебросить ведущему. Если игрок ошибся (не сумел поймать мяч или назвал не то слово), то он отдает свой фант.

Ведущий в быстром темпе перебрасывает мяч все новым и новым игрокам, стараясь всех включить в игру.

В конце игры можно предложить детям, проигравшим фанты, выполнить какое-нибудь веселое коллективное задание: спеть, сплясать всем вместе, чтобы получить назад свои фанты.

Правила:

1. Ведущий может кидать мяч, только после произнесения ключевого слова.

2. Надо кидать мяч прямо в руки, чтобы не отвлекать игрока на его ловлю.

Нельзя повторно называть уже ранее кем-то названное животное, птицу, рыбу — это считается неправильным ответом, и игрок штрафуется на фант.

Удмуртская народная игра «Стой!»

Выбирают водящего, остальные дети становятся вокруг него. Они начинают перебрасывать мяч друг другу над водящим, но не очень высоко. Водящий пытается перехватить мяч на лету или в руках у любого игрока. Если ему это удалось, то на место водящего становится игрок, который последним держал мяч в руках до того, как его коснулся водящий.

Если во время игры мяч упадет, то все игроки быстро разбегаются в разные стороны, пока водящий не успел схватить мяч с земли. Как только мяч окажется в руках у водящего, он кричит: «Стой!» Все замирают на своих местах. Водящий бросает мяч с того места, где он его подобрал, в любого игрока. Если он попадет в свою «цель», то этот игрок становится водящим. Если водящий промахнется, все игроки опять становятся вокруг него, и игра с перебрасыванием мяча продолжается.

Правила:

1. Мяч в этой игре кидают только стоя неподвижно на месте, а вот ловить его можно и передвигаясь.

2. Если после крика: «Стой!» игрок, в которого кинули мяч, шевельнется, он становится водящим, даже если мяч в него не попал.

На площадке проводят две линии на расстоянии 4-6 м. Играющие делятся на равные группы и встают друг против друга за линиями.

По сигналу все одновременно прокатывают друг другу шары или мячи, но так, чтобы они встретились. Детям, чьи шары встретились, ведущий дает по одной фишке. Выигрывает пара, у которой в конце игры окажется больше фишек.

Количество повторений игры по договоренности.


Игра "Встреча"

Указания к проведению

Площадка, где проводится игра, должна быть ровная. Увеличивать расстояние между играющими нужно постепенно. Эта игра требует от детей большого внимания и умения целесообразно распределять усилия при отталкивании шара в зависимости от расстояния. Детям нужно подсказать, что, чем больше расстояние прокатывания, тем энергичнее должен быть толчок по шару.

Вариант 2

В центре площадки ставят флажок или любой другой предмет. На расстоянии 1 м от флажка с двух сторон проводят две линии, затем на расстоянии 1 м от этих линий проводят вторую пару и, наконец, третью пару линий на расстоянии 1 м от второй.


Вариант игры "Встреча"

Играющие делятся на равные группы и встают друг против друга за последними линиями. По сигналу ведущего все дети одновременно прокатывают шары (мячи) друг другу, но так, чтобы они обязательно встретились в центре. Играющие, чьи "шары (мячи) встретились, переходят на вторую линию, а затем на первую. Побеждают пары, игроки которых первыми вышли на первую линию.

По материалам сборника Марии Литвиновой "Русские народные подвижные игры"
Художники Е. Н. Рудько, И. С. Слуцнер

Татьяна Бурчина
Картотека «Игры с мячами». Для детей старшего дошкольного возраста

Данная картотека игр была создана мною специально для проекта "Мячи бывают разн ые" , в помощь педагогам и для пополнения образовательной среды в спортивных уголках групп.

Цель: формирование у детей интереса к играм с различными мячами

(малый мяч, мячи, изготовленные из бросового материала, нетрадиционное пособие).

Внести разнообразие в самостоятельную деятельность детей в группе и на прогулке.

«Школа мя ча» (работа с малыми мячами, комочками из газет, вязаные мячики, тканевые с разным наполнителем и разного диаметра).

Подбрасывание вверх и ловля двумя руками;

Подбрасывание и ловля двумя руками после выполнения задания (хлопки);

Подбрасывание и ловля одной рукой (правой и левой);

Подбрасывание одной рукой и ловля другой.

«Мяч в корзин ку»

Забрасывание мячей в корзину, стоящую на полу (на стуле) удобной рукой.

Дается несколько попыток. Побеждает тот, кто попал большее количество раз.

«Ловкий капитан и его коман да»

У каждого участника команды «мячик». Командир стоит лицом к команде на расстоянии от 1,5 до 3 метров, держит в руках корзину (сачок). Каждый участник по очереди выполняет бросок своего «мячика» в корзину (сачок) капитана, стараясь попасть точно в цель. Капитан старается поймать брошенный игроком мячик, помогая себе движением рук.

Побеждает команда, капитан которой сумел поймать большее количество мячиков.

«Чей мячик дальш е?»

Бросок мячика вдаль, правой (левой) рукой. Побеждает тот, у кого мячик улетел дальше всех. Можно отмечать дальность броска фишкой, флажком или другим предметом (или устроить между несколькими игроками одновременно).

«Отбей ладошк ой»

Отбивание бумажного (тканевого) шарика ладонью вверх несколько раз подряд. (Усложнение: соревнование «Кто отбил больше?»).

«Ловкая па ра»

Перебрасывание мячика друг другу. (Усложнение: из различных исходных положений стоя, сидя лицом друг к другу, сидя на пятках).

«Меткий стрел ок»

Метание мячика в вертикальную цель правой (левой) рукой. Расстояние до цели от 1,5 до 3 метров, центр цели на высоте 1,5 м.

Учитывается число попаданий из количества попыток.

«Мяч в ловушк у» (Игра в парах. Использовать «ловушки», изготовленные из пластиковых бутылок).

Игроки стоят лицом друг к другу на расстоянии 1,5 – 2 метра. В одной руке (удобной) «ловушка». У одного из игроков в другой руке мяч. Он совершает бросок мячика партнеру по игре. Второй игрок старается поймать мячик «ловушкой». Затем второй игрок бросает мячик напарнику. (Усложнение: соревнование между несколькими парами).

«Сал ют» (игра проводится на улице, используются бумажные или тканевые шарики; для проведения в помещении можно использовать надувные шарики).

Игроки с «мячиками» в руках стоят на площадке врассыпную или по кругу. Выполняют по команде ведущего (взрослого) бросок «мячика» вверх, как можно выше, сразу после броска нужно принять положение, сидя на корточках, руки накрывают голову. Усложнение: уворачиваться от шариков или постараться поймать.

«Перестрел ка» (Командная игра). Усложнение: игра проводится с одним мячом, игрок, в которого попали мячом, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой осталось больше игроков, после команды: «Стоп!»

Игроки делятся на две команды. Каждая команда занимает свою сторону площадки. У каждого игрока в руках мячик. По команде ведущего (взрослого) игроки начинают перебрасывать свой «мячик» на сторону противника. По команде «Стоп!» перебрасывание закончить, взрослый вместе с детьми подсчитывает количество мячиков на каждой стороне. Побеждает команда, на стороне которой оказалось меньшее количество мячиков. Проводится три раунда.

«Самый ловки й» (игра соревнование)

Играет несколько человек (от 2 до 5). Для каждого участника два обруча, лежащих на расстоянии друг от друга (3 – 7 метров).

Игрок стоит у первого обруча на другой стороне площадки в обруче лежат мячики (3-4 штуки).

По команде игроки бегут к обручу с мячами, берут один мячик и несут его в обруч на другой стороне, бегут за следующим. Побеждает тот, кто первым справится с заданием (принесет все свои мячи).

«Охотники и ут ки»

По обе стороны на площадке в обручах стоят «охотники» (у каждого в обруче 2 мяча). Игроки «утки» по команде «Утки!» бегают по площадке врассыпную. По команде «Охотники!» «утки» замирают на месте. «Охотники» совершают по два броска, стараясь попасть в кого-нибудь из игроков. «Утка», в которую попал «охотник» выбывает из игры. После 2-3 раз «охотниками» назначается другая пара.

«Мяч ка ти»

Игроки сидят в кругу, по-турецки и передают мяч из рук в руки по кругу, произнося слова:

Раз, два, три – мяч скорее кати,

Четыре, пять шесть – вот он здесь!

Со словом «Здесь!» мяч остается в руках у игрока, которому его в этот момент передали. Игроки, сидящие справа и слева от игрока с мячом, встают и бегут по кругу за спинами других игроков, стараясь прибежать и сесть на место своего противника первым. За спиной, игрока с мячом бежать нельзя. Слова игры можно произносить в разном темпе.

«Ловкие пальц ы»

Задача: прокатить свой «мячик» по различным дорожкам (прямая, скамейка, между кеглями и т. п.) продвигая его только движением пальцев рук. Усложнение: катить одновременно два «мячика» правой и левой рукой, ввести элемент соревнования (парные, между несколькими игроками или командами).

«Береги предм ет» (мячик)

Игроки стоят по кругу. У ног каждого лежит «мячик». Водящий стоит в середине круга. По команде: «Береги предмет!» водящий начинает бегать по кругу или в разных направлениях от игрока к игроку, пытаясь забрать у кого-либо из них «мячик». Игрок, у которого водящий пытается отобрать «мячик», быстро приседает и накрывает его «мячик» ладошкой (спасает свой предмет). Если водящий дотронулся до мячика первым, то он встает на место этого игрока, а потерявший свой предмет становится водящим и игра продолжается. Долго сидеть на корточках нельзя. Водящий может делать обманные движения, чтобы запутать игроков.

«Кто больше собере т?» (аттракцион)

По площадке рассыпаны «мячики». Несколько игроков с повязками на глазах по команде ведущего пытаются собрать как можно больше «мячиков» в свою корзинку (ползают на четвереньках, отыскивая шарики на ощупь). Подглядывать через повязку нельзя. Усложнение: «мячики» имеют разную фактуру или размер, каждому игроку можно собирать определенные «мячики» (по договоренности).

«Детский волейб ол»

Играющие делятся на две равные команды. Игроки перебрасывают мяч через сетку, стараясь попасть в обручи, лежащие на стороне противника. За каждое попадание в обруч – очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

«Попробуй, пойм ай» (две доски, длиной 50 см. шириной 10 см; мяч)

На нижний конец верхней доски кладется мяч. Игроки стоят вокруг досок. Водящий с силой ударяет по верхнему свободному концу дощечки. Взлетевший вверх мяч стараются поймать другие игроки. Кому это удается, становится водящим.

«Гонки мяч ей»

Игроки встают в круг. Два игрока, стоящие напротив друг друга, держат мячи. По сигналу ведущего игроки начинают передавать мячи по кругу в одном направлении. Тот игрок, у которого окажутся два мяча сразу, проигрывает.

«Мяч в вед ро»

Перед началом игры ведру надо придать устойчивость (например, положив в него камень). Играющие встают в круг лицом в центр и по очереди начинают кидать мяч в ведро. Победителем становится тот, у кого больше мячей попало в цель. Можно играть вдвоем.

«Беги»

В центре площадки, в обруче стоит водящий с мячом в руках, лицом к игрокам. Все остальные игроки на одной стороне площадки. Водящий неожиданно подает команду: «Беги!» Игроки бегут на другую сторону площадки, а водящий пытается бросить мяч в кого-нибудь из игроков, пробегающих мимо него. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Игра повторяется четыре раза, после чего подсчитывается количество пойманных игроков и водящего меняют.

Подвижные игры с мячом

«Стой!»

Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга.

Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный игрок бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит: «Стой!» Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать и т. п.). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит: «Стой!» и кидает мяч в кого-либо из игроков. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.

Правила запрещают сходить с места после команды «Стой!», но пока мяч не в руках водящего, можно как угодно перемещаться по площадке.

«Лови — не лови»

Играющие строятся в шеренгу перед водящим, в руках у которого мяч. Стоя в 5-6 шагах от шеренги, водящий бросает мяч любому из игроков, называя при этом какой-либо предмет. Условливаются, что мяч ловить нужно лишь в том случае, когда будет названо, к примеру, что-либо съедобное: булка, сахар, сыр и т. п. Если водящий произнес название предмета, который несъедобен: гвоздь, мяч, стул, и после этого бросил мяч игроку, тот не должен его ловить. Мяч возвращается водящему для нового броска. Если же тот, кто принимает мяч, ошибся и поймал его, он делает шаг вперед и продолжает играть. При вторичной ошибке он выходит из игры. Через 3 минуты подводятся итоги — отмечаются самые невнимательные, а из тех, кто ни разу не ошибся, выбирают нового водящего, который также ведет игру в течение 3 минут.

После смены каждого водящего все выбывающие игроки возвращаются в строй. Они также могут оказаться в роли водящих.

Важно соблюдать в игре условие: бросать мяч сразу после того, как будет произнесено водящим слово, но не одновременно с произносимым. В этом случае играющим очень трудно правильно сориентироваться.

«Чей отскок дальше»

Играют возле глухой стены или у баскетбольного щита. Игроки поочередно бросают теннисный мяч в стену (шит). Чей мяч отскочит дальше, тот и победитель. Броски можно производить с места и с разбега.

В другом варианте игры мяч ударяется с силой о землю и поднимается ввысь. После удара все дружно начинают считать от единицы до тех пор, пока мяч не коснется земли.

Мяч того игрока, у кого сильнее удар, его мяч дольше продержится в воздухе.

«Защита укрепления»

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук или пошире. Перед их ногами чертят круг. В середине круга ставится укрепление из трех палок, связанных вверху. Выбирают водящего, который становится в центре круга для зашиты укрепления. У стоящих по кругу есть волейбольный мяч.

По сигналу играющие перебрасывают мяч друг другу, а затем кто-либо из них бросает мяч в центр, стараясь сбить укрепления. Защитник закрывает цель, отбивая мяч руками и ногами. Тот, кому удастся сбить укрепление, меняется местом с защитником.

Играют установленное время. В заключение отмечаются лучшие защитники, которые дольше остальных защищали укрепление, а также самые меткие ребята, броски которых поражали цель.

Правила запрещают при метании мяча заходить за черту, а защитникам - держать руками укрепление. Если в укрепление попал мяч и сдвинул его, но не свалил, игра продолжается. Если же защитник сам повалил укрепление, его место занимает другой водящий (у кого в руках в это время был мяч).

«Живая цель»

Игроки становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. Перед их носками чертят круг. Выбирают водящего, который идет в середину круга. Один из стоящих по кругу берет в руки волейбольный мяч. Играющие перекидывают мяч и стараются попасть им в водящего, который, спасаясь от мяча, бегает, подпрыгивает, увертывается в кругу. Тот, кто попал в водящего мячом, не заходя за черту, меняется с ним местом.

По условиям игры попадание от земли, а также в голову водящего не засчитывается.

Возможен другой вариант игры. Построение играющих такое же, только в середину круга идут двое водящих. Один из них защищает другого, стоящего за спиной, от попадания мячом. Защищает руками, ногами и всем корпусом. Если ему все-таки не удастся защитить и в водящего попадут, то они оба меняются с тем, кто попал в водящего, и с тем, кого он выберет себе в защитники.

«Мячом в цель»

Посередине площадки кладут волейбольный мяч, а играющие с теннисными (резиновыми) мячиками в руках стоят в десяти шагах от него за чертой. Каждый по очереди бросает свой мячик в волейбольный мяч. Выигрывает тот, кто не промахнулся и у кого после удара волейбольный мяч откатился дальше.

Во втором варианте играющие с теннисными мячиками в руках становятся в круг. Водящий подбрасывает волейбольный мяч вверх, играющие кидают свои мячики, стараясь попасть в летящую мишень. За каждое попадание начисляется 1 балл. Побеждает тот, кто за 8—10 попыток набрал больше баллов.

«Бомбардиры»

Участники игры перебрасывают волейбольный мяч друг другу пасом по воздуху (двумя руками сверху или снизу). В игре действуют основные правила волейбола, т. е. игрок не должен дважды подряд касаться мяча в воздухе, ронять его на землю. Допустивший ошибку при приеме мяча или пославший мяч неточно выходит из числа играющих и приседает в центре круга. Игроки, разыгрывающие мяч по кругу, могут сильным ударом послать мяч в присевших игроков. Мяч, отскочивший от игроков, снова вводится в игру. Если мяч не задел кого-либо из сидящих игроков, тот, кто сделал этот неудачный бросок, занимает место рядом с сидящими.

«Обстрел» продолжается до тех пор, пока один из сидящих не поймает мяч в руки. Тогда все встают и занимают места по кругу, а в середину идет игрок, с чьей подачи мяч был пойман.

«Тарелочка по кругу»

Участвуют 4-5 игроков. Они встают по кругу на расстоянии 5—8 метров один от другого. У первого и третьего игроков в руках пластмассовая летающая тарелочка. По сигналу игроки кидают свои тарелочки соседу по часовой стрелке. Поймав тарелочку от соседа справа, игрок посылает ее дальше, а сам должен поймать новую тарелочку с правой стороны. Если игрок не успел освободиться от одной тарелочки, как к нему прилетела вторая (оказался с двумя тарелочками), то игра останавливается и нерасторопный игрок получает штрафной балл. Он присуждается и тому игроку, кто неточно (более чем шаг от игрока) бросил ему тарелочку или последняя пролетела выше головы.

Играют 8-10 минут. Победителем считается игрок, получивший меньше штрафных баллов.

Можно увеличить число игроков в кругу, оставив 2 тарелочки. Тогда играть будет легче. Если желающих играть больше 8-10 человек, следует ввести в игру 3 тарелочки.

«Лапта-стукалка»

Играют на площадке размером с баскетбольную. Размечают боковые границы. Одна лицевая линия является «городом». Здесь располагаются участники игры (8—10 человек). В 15 метрах от «города» в землю (внутри площадки) втыкают флажок на древке высотой 50 сантиметров. Нужны мяч и лапта - круглая палка длиной 1—1,2 метра, диаметром 4 сантиметра. Ручка немного тоньше, чтобы было удобнее держать в руке.

Один игрок встает на линию подачи, остальные стоят друг за другом сзади него. Другой игрок («ловец») выходит в поле и становится за флажком.

Первый игрок берет мяч и лапту. Подбросив мяч, выбивает его лаптой в поле, а затем бежит к флажку и трижды стучит лаптой по нему. После этого бежит обратно в «город». Игрок, находящийся в поле, ловит мяч в воздухе или подбирает с земли и старается запятнать бегущего. Если это удалось, то сам бежит за линию «города», осаленный игрок, подняв мяч, бросает его вдогонку убегающему, чтобы в случае попадания выручить себя и вернуться в «город». Если он не сможет осалить убегающего, то остается в поле водить. Если водящий, бросая мяч в перебегающего, промахнется, то последний возвращается в «город» и встает в конец колонны, ожидая своей очереди.

Правилами устанавливается, что если водящий сразу поймал мяч с подачи, то бегущий игрок меняется с ним местом. Бьющий лаптой по мячу имеет право на второй удар, если промахнулся. При вторичном промахе он встает в конец колонны, уступая место для удара стоящему за ним игроку.

«Салка и мяч»

Игроки бегают по площадке, спасаясь от преследования водящего, и передают друг другу мяч (волейбольный или баскетбольный). Задача состоит в том, чтобы передать мяч игроку, которого настигает водящий, так как игрока с мячом салить нельзя. В этом случае водящий должен преследовать нового игрока. Водящий, если представится момент, может осалить мяч в руках играющего, последний тогда становится водящим.

Правила разрешают водящему в ходе игры салить мяч на лету, перехватывая его. Если мяч оказался у водящего в руках, его сменяет игрок, виноватый в потере мяча (неточно бросивший мяч или не сумевший удержать его в руках).

«Охотники и лисицы»

Площадка размером не больше баскетбольной ограничивается линиями. Играющие выбирают водящего - «охотника», ему дают в руки маленький мяч. Все остальные играющие - «лисицы».

«Охотник» выходит на середину площадки, а «лисицы» собираются вокруг него. «Охотник» два раза подбрасывает мяч вверх и ловит его, после третьего броска «лисицы» разбегаются в разные стороны. «Охотник», поймав мяч, бросает его в одну из «лисиц». Каждая осаленная «лисица» становится его помощником, значит, число «лисиц» будет сокращаться.

Как только у «охотника» появился первый помощник, «лисицы» могут поднимать брошенный в них мяч и перебрасывать между собой так, чтобы «охотник» с помощником не завладели им. Теперь уже водящие стараются перехватить мяч, чтобы салить «лисиц».

Игра продолжается до тех пор, пока не будут переловлены все «лисицы», кроме одной. Эта «лисица», проявившая себя самой ловкой, становится новым «охотником».

Игра повторяется.

В процессе игры важно следить за тем, чтобы «лисицы» не забегали за границы площадки. Иначе каждая из них считается осаленной и становится помощником «охотника». Перед началом игры можно условиться, что салить нельзя, например, в голову, фудь и т. п.

«Не промахнись»

Игроки встают по кругу. Перед ногами проводят черту, а в середину круга идет водящий. Стоящие по кругу перебрасывают мяч между собой, поджидая удобный момент, чтобы запятнать водящего. Последний должен все время увертываться, чтобы его не осалили. Игрок, которому удалось запятнать водящего, идет в центр круга, а водящий встает на его место в кругу. Если игрок промахнулся, кидая мяч в водящего, то он встает на одно колено и в такой позе продолжает ловить и бросать мяч. Промахнувшись

второй раз, встает на оба колена и так продолжает игру. Если же игрок, кидая мяч в водящего, в третий раз промахнулся, то он выходит из игры. И наоборот, если игрок попал мячом, то снова встает на одно колено и продолжает играть. В случае вторичного попадания он может продолжать игру стоя.

Игра длится 15—20 минут. Победителем считается игрок, который дольше других продержался внутри круга и который провел всю игру стоя.



  • Разделы сайта