Игры для развития гибкости. Роль подвижных игр в развитии гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры. Эстафета с гимнастической палкой

Подвижные игры для развития гибкости Эстафеты: «Передача мячей в колоннах». I вариант. Две команды выстраиваются в колонны по одному. Исходное положение – ноги шире плеч. Перед каждой командой лежит волейбольный мяч. По сигналу первый игрок каждой команды берёт мяч и через голову передает его стоящему за ним игроку. Так мяч переходит назад к последнему игроку команды. Тот, получив мяч, проползает между расставленными ногами в начало колонны, встает и опять передаёт мяч через голову назад. Игра продолжается до тех пор, пока первый номер команды не вернётся на своё прежнее место. II вариант. Из того же исходного положения, что и в предыдущей эстафете, первый игрок посылает мяч между расставленными ногами игроков назад. Последний игрок каждой команды наклоняется, ловит мяч и бежит с ним вдоль колонны вперед, встает в начале колонны и опять посылает мяч между расставленными ногами назад и т.д. игра продолжается до тех пор, пока первый номер команды не вернётся на свое прежнее место. IIIвариант. Исходное положение то же, что и в предыдущей эстафете, но расстояние между отдельными игроками 1м. первый игрок передает мяч через голову назад. Игрок, получивший мяч, передает его дальше, но между ногами, третий игрок – опять через голову, четвёртый – между ногами и т.д. последний игрок бежит с мячом в начало колонны и подает его через голову назад. Так каждый из игроков передаёт мяч один раз через голову и один раз между ногами. Игрок, стоящий в колонне первым, всегда передает мяч через голову. Побеждает команда, первый игрок которой раньше вернётся на своё место. IV вариант. Игроки ложатся на спину в колонны по одному так, что ноги последнего игрока находятся рядом с головой предпоследнего и т.д. между ногами первого игрока лежит набивной мяч. По сигналу все игроки переходят в положение сед с прямыми ногами. Игрок зажимает мяч между ногами, делает полукувырок назад, причем касается ногами пола за головой и передает мяч следующему. Тот ловит мяч ногами, передаёт его дальше так же, как и предыдущий. Последний игрок бежит в начало колонны и т.д. Зимние игры на открытой площадке Игры на снеговой площадке на развитие скоростно-силовых способностей. «Сбить городок». Две команды, заготовив снежки, выстраиваются за общей чертой. Впереди в 8 м ставят по городку. Каждая команда по сигналу ведущего делает залп по указанному ей городку. Сбитый городок относят на метр дальше и затем повторяют броски. Выигрывает команда, сумевшая после одинакового числа бросков со второй командой отнести городок на большее расстояние. «Снайперы». На большом листе фанеры рисуют мишень. Диаметр большого круга - не менее метра, диаметр «яблочка»- 20-30 см, всего же должно быть пять концентрированных кругов. Мишень прикрепляют к забору или глухой стене, прислоняют к чему-либо. Каждый играющий делает по пять снежков. За попадание с определенного расстояния (в зависимости от возраста) даются очки: в «яблочко» - пять, в следующий круг - четыре и т.д. время от времени мишень надо очищать от остатков снега после попаданий. Игру можно проводить как лично-командную. «Батарея, огонь!» Две команды выстраиваются друг против друга на расстоянии 20-25 м. Между ними на возвышении кладется большой резиновый или кожаный мяч. По команде ведущего команды одновременно делают залп снежками по мячу. В чью сторону мяч скатится, та проиграла. Под конец подводится общий счет игры. «Попади снежком». Две команды выстраиваются друг против друга. Интервал в шеренгах- 3 м. Расстояние между шеренгами- 10 м. По команде игроки одной шеренги бросают снежками в соперников. Условие: как бросающий, так и тот, в кого бросают, не должны сходить с места. Последний может только приседать и увертываться. Осаленный снежком из игры выбывает. Следующий раз бросает другая команда. Очень сильно кидать не разрешается. Побеждает команда, в которой остается больше игроков на линии метания. «Салки со снежками». На небольшой площадке становятся два игрока со снежками, а остальные свободно передвигаются вокруг них. Входящие, не сходя с места, бросают в бегающих снежки. Игра заканчивается, когда останутся только два не осаленных снежком игрока. Они и становятся новыми водящими. «Перебежки». На одном конце площадки размечается линия «города», а на другом - линия «кона». Между ними сбоку проводится еще черта. Одна команда становится за линию города, а вторая - за боковую линию. Каждый игрок второй команды имеет по два снежка. Игроки первой команды должны перебежать, по одному или все вместе, за линию кона, а потом обратно. В это время стоящие за боковой линией бросают в них снежки. Водящий следит за игрой и считает, сколько игроков осалено.Потом команды меняются ролями. Игры на санках на развитие быстроты. « Езда на перекладных». Прокладывается дистанция 100-400 м, имеющая вид петли или кольца. Дистанция делится на этапы флажками (вешками) . в игре участвует две- три команды по шесть- восемь человек, у каждой команды санки. На старт выходят по два игрока каждой команды, один садится на санки, другой берется за веревку. По сигналу «Марш!» пары трогаются в путь. У промежуточного между этапами флажка игроки в парах меняются ролями. У второго этапа происходит смена пар и т.д.
Выигрывает команда, игроки которой первой пересекут линию финиша.
«Любишь кататься…» две-три команды по шесть- восемь человек выстраиваются на старте. У каждой санки. Впереди в 10-20 м против каждой команды втыкаются в снег флажки. В каждой команде первый номер берет санки за веревку, второй садится на сани, третий подталкивает сидящего на санках. По сигналу каждый экипаж должен возможно быстрее обежать вокруг флажка и вернуться назад. После этого первый номер становится в конец колонны, второй слезает с санок и берет их за веревку, третий садится, а четвертый(из колонны) выходит подталкивать сидящего. Смена игроков происходит до тех пор, пока все не перекатаются (последним на сани садится первый номер команды). Побеждает команда, пришедшая к финишу первой. «Срочное донесение». Дистанция 200-300 м в виде кольца разбивается на пять-шесть этапов. Старт и финиш в одном месте. В игре участвует две команды по 10-20 человек (по два человека на этап). На старте от каждой команды один игрок садится на санки, другой берется за веревку. Ведущий дает сидящим по эстафетной палочке-донесению. После сигнала обе пары отправляются в путь, но в разные стороны. На втором этапе везущих и сидящих сменяют новые игроки, им передается эстафета; так же и на других этапах. Побеждает команда, первой доставившая донесение на финиш. При повторении игры ее участники меняются ролями. «Встречная эстафета». Соревнуются несколько команд. Перед каждой ставится по флажку, и одна половина команды уходит к этому флажку. На старт выходит по одному игроку каждой команды с санками. По сигналу они бегут в сторону игроков своей команды, находящихся за флажком. Впереди стоящий игрок второй половины команды берется за веревку, а прибежавший становится ногами в санки и так, стоя (разрешается немного приседать для сохранения равновесия), едет назад. На старте он соскакивает с саней, а на его место встает привезший санки. Везущим становится второй номер первой половины команды и т.д. каждый устоявший приносит команде одно очко, соскочивший с санок из-за потери равновесия - ноль очков. Чтобы не сбиться со счета перебежек, каждой команде надо заранее указать последнего игрока, который будет финишировать. «Санные поезда». Четыре или пять саней связываются в поезд. В игре участвуют две-три команды санных поездов. Дистанции – 200-300м. не более половины участников команды сидит ни санях, а остальные тянут поезд. Во время гонки везущим и сидящим на санях разрешается меняться местами, но не более одного раза. Побеждает команда санного поезда, прибывшего на финиш первым.

Подвижные игры. Праздничные игры

ПЕРЕДАЧА МЯЧА

Цель игры: развить гибкость и ловкость.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Задача участников - передать мяч стоящему сзади игроку над головой. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

ПЕРЕДАЧА МЯЧА ЗМЕЙКОЙ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мячи.

Ход игры

Игроки делятся па 2 команды. Они располагаются в колонны па расстоянии шага друг от друга. Задача участников передать мяч стоящему сзади. Причем один из игроков передает мяч над головой, а другой - между ног. Команда, которая сделает это быстрее, побеждает.

ЭСТАФЕТА "ТУННЕЛЬ ИЗ ОБРУЧЕЙ"

Цель игры: развить гибкость.

Ход игры

Игроки делятся на 2 команды. Часть участников команды держит обручи, образуя туннель, другая часть по сигналу ведущего пробегает по туннелю. Затем участники меняются местами. Побеждает та команда, которая выполнит задание первой.

ЭСТАФЕТА С ГИМНАСТИЧЕСКОЙ ПАЛКОЙ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические палки.

Ход игры

Игроки долятся на 2 команды. Они располагаются в колонны на расстоянии шага друг от друга. Первый игрок по сигналу ведущего перешагивает через гимнастическую палку, которую держит в руках, затем передает ее следующему игроку. Побеждает та команда, которая первой выполнит задание.

АРКИ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: столбики, веревка.

Ход игры

В игре принимают участие 2 команды. На игровой площадке устанавливают столбики, за которые привязывают веревки так, чтобы получились арки. Причем каждая последующая арка должна быть ниже другой. Количество арок может быть различным. Задача игроков - пройти все арки, наклонившись назад. Команда, которая пройдет дистанцию первой, побеждает.

ЦИРКАЧИ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: гимнастические обручи.

Ход игры

В игре может участвовать разное количество человек. По сигналу ведущего участники начинают крутить обручи на талии. Выигрывает тот, кто продержится дольше других.

ЛЕТАЮЩИЙ МЯЧ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мяч.

Ход игры

Игроки встают в круг. Их задача - перекидывая мяч, ие дать ему упасть как можно дольше. Причем игроки не должны сходить с места и даже отрывать ступни от пола. Тот, кто уронит мяч, выбывает из игры.

МОСТИКИ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел, вертушка с числами от 1 до 16.

Ход игры

Необходимо разметить игровое поле: квадрат, разделенный на 16 частей. У игроков можно взять фанты. Из числа игроков выбирается водящий, который с помощью фантов определит участника, а с помощью вертушки - номера квадратов, в которых он должен разместить 2 руки и 2 ноги. По игровой площадке расставляются все игроки. Задача каждого игрока - продержаться на ноле в неудобной позе как можно дольше. Тот, кто смог устоять дольше всех, меняется с водящнм ролями.

ПУТАНИЦА

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: музыкальное сопровождение.

Ход игры

Из числа игроков выбирают водящего. Все игроки встают в круг, а водящий отворачивается. В это время игроки запутываются, не размыкая рук. Задача водящего - распутать путаницу.

ЯЩЕРИЦЫ

Цель игры: развить гибкость.

Необходимые материалы и наглядные пособия: мел для обозначения линии старта (финиша), флажки па подставке для обозначения места поворота, кегли.

Ход игры

В игре участвуют 2 команды. На игровом поле расставляют "кегли, которые должны будут огибать проползающие игроки. По сигналу ведущего игроки ложатся на пол и ползком передвигаются по дистанции, стараясь не сбить кегли. Выигрывает та команда, которая первой пройдет дистанцию.

МОУ гимназия № 3, г. Сургут

Роль подвижных игр в развитии гибкости
у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Актуальность проблемы и темы исследования. Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития многих физических качеств, в том числе и гибкости.
В младшем школьном возрасте большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие их в разнообразную работу, в том числе и в процесс развития физических качеств.

Особенностью школьной программы по физическому воспитанию для младшего школьного возраста является то, что в ней используются подвижные игры, преимущественно развивающие такие физические качества и способности детей как:

· координационные (точность воспроизведения и дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия; ритм, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ориентирование в пространстве);

· кондиционные (скоростные, скоростно-силовые, выносливости). Поэтому необходимо разработать систему средств и методов, с помощью которой возможно, с учетом сенситивных периодов применить специализированные подвижные игры. Не секрет, что многие игры в значительной мере используются как развлекательные упражнения.

Развитию гибкости посредством игр уделяется недостаточное внимание. Это определило тему исследования «Роль подвижных игр в развитии гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры».

Цель исследования. Исследовать применение соревновательно-игрового метода на занятиях физической культуры для развития гибкости.

Объект исследования. Процесс физического воспитания учащихся младших классов.

Предмет исследования. Определение роли подвижных игр в развитии гибкости у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

Гипотеза. Опираясь на результаты анализа и обобщение литературных данных, было сделано предположение что:

· такое физическое качество как «гибкость» можно развивать игровым методом;

· физическое качество «гибкость» можно развивать соревновательным методом;

· подвижными играми возможно обеспечить быстрый прирост показателей гибкости у учащихся младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему развития физического качества «гибкость» в теории физического воспитания.

2. Обосновать применения игрового метода в процессе развития физического качества гибкость учащимся младшего школьного возраста.

3. Экспериментально проверить эффективность применения игрового метода для развития физического качества гибкость у учащихся младшего школьного возраста.

Методы исследования:

· теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы ;

· педагогические наблюдения;

· хронометрирование;

· тестирование физического развития;

· тестирование физического качества гибкость;

· педагогический эксперимент;

· методы математической статистики;

· педагогический эксперимент.

На базе школы-гимназии № 3 г. Сургута был проведен педагогический эксперимент для определения эффективности подвижных игр, развивающих гибкость у детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры.

По результатам обследования учащихся в начальной школе была отобрана группа школьников, из числа которых сформировали экспериментальную (23 чел.) и контрольную (23 чел.) группы. Проведено тестирование:

1. Наклон туловища вперед в положение сед на полу.

Оборудование: измерительная доска.

Процедура тестирования: испытываемый садится на пол, упираясь ногами в стенку, наклоняет туловище вперед – вниз. Преподаватель при помощи рулетки измеряет расстояние от груди.

2. Поднимания рук вверх в положении лежа на животе.

Оборудование: рулетка, палка длиной 1,5 м, скамья.

Процедура тестирования: испытуемый ложится на скамью животом, упираясь в нее подбородком, и вытягивает руки вперед. Обеими руками он держит палку. Не отрывая подбородка от скамьи, поднимает прямые руки как можно выше над головой.

Преподаватель при помощи рулетки измеряет длину воображаемого перпендикуляра от палки до скамьи.

3. Разведения ног в стороны.

Процедура тестирования: испытуемый стремится как можно шире развести ноги

в стороны. Измеряется расстояние от вершены угла, образуемого ногами, до пола. Чем меньше расстояние, тем больше гибкость

Тестирование проводилось в стандартных условиях для обеих групп: в одну неделю на одинаковых секторах, с использованием одних и тех же измерительных приборов.

Участники экспериментальной группы занимались физической культурой на уроках с применением подвижных игр, направленных на развитие гибкости, и участвовали во всех мероприятиях, проводимых школой.

Контрольная группа учащихся также участвовала во всех физкультурно-массовых мероприятиях,
но по стандартному плану урока физической культуры, что позволило нам объективно оценить эффект наших учебно-тренировочных программ .

На рис. 1 представлена пульсовая стоимость занятия при развитии гибкости у учащихся с использованием подвижных игр. На нем вы видите, что нагрузка соответствует общим принятым требованиям.

Пульсовая стоимость

Результаты показывают, что в экспериментальной группе у мальчиков и девочек достоверные изменения в лучшую сторону произошли в тестах «Наклон вперед» и «Поднимание рук». В контрольной группе у мальчиков и девочек достоверное положительное различие произошло лишь в тесте «Наклон вперед».

Результаты тестирования мальчиков экспериментальной группы

Результаты тестирования мальчиков контрольной группы

https://pandia.ru/text/78/024/images/image005_2.jpg" align="left" width="557" height="380">

Результаты тестирования девочек контрольной группы

При анализе сравнительных данных необходимо отметить, что хотя достоверного различия между группами мальчиков и девочек не произошло, средние показатели экспериментальной группы в тестах «Наклон вперед» и «Поднимание рук» улучшались более значимо по сравнению с контрольной группой.

https://pandia.ru/text/78/024/images/image008_5.gif" align="left" width="304" height="236 src=">

https://pandia.ru/text/78/024/images/image010_5.gif" align="left" width="627" height="236 src=">

Данный эксперимент обнаружил и доказал факт, что применение упражнений и игр, развивающих подвижность в отдельных суставах у мальчиков и девочек 10 лет, не приводит к автоматическому распространению положительного эффекта на другие суставы. Анализ сравнительных данных явно показал, что, если не применять упражнения на повышение подвижности в тазобедренных суставах во фронтальной плоскости, то это приводит к ухудшению динамики показателей, например, в экспериментальных группах так и произошло с достоверным снижением в показателях подвижности в них (уровень значимости а < 0,01 –
у мальчиков и а < 0,004 – у девочек), а в контрольной группе девочек – такая же картина только в плечевых суставах (а < 0,001).

Вывод:

1. Анализ научно-методической литературы выявил возможность эффективного использования игр в педагогическом процессе.

2. Применение игровых средств носит в большинстве случаев бессистемный эмпирический характер, не связанный со структурой и содержанием формируемых умений, в то время как образовательные и воспитательные возможности игр, их продуктивность значительно возрастает при объединении их в целенаправленную систему.

3. Сущность игрового метода на уроках физической культуры заключается в планомерном использовании игровых средств, направленных на формирование знаний, умений и навыков, а также развитие физического качества гибкость учащихся младшего школьного возраста.

4. Подвижные игры, развивающие гибкость у школьников, относятся к играм умеренной интенсивности – ЧСС достигает 130-140 уд⁄мин. Это говорит о возможности применения игр в основной части урока.

5. Для практического применения учителями подвижных игр, преимущественно развивающих физическое качество гибкость, был составлен список игр, которые можно использовать в начальной школе.

6. Применение игрового метода в экспериментальной группе существенно показало степень развития гибкости.

7. Сравнение средне групповых результатов, отражающих уровень развития гибкости учащихся 3-х классов в контрольных и экспериментальных группах, позволило установить, что по абсолютному большинству преимущество осталось за экспериментальной группой.

По материалам научно-практической конференции « VI Знаменские чтения»,4 марта 2007 года СурГПУ

Некоторые родители уверены, что развивать у детей гибкость нет никакого смысла, так как она от природы нормально развита. При этом нельзя забывать о том, что в отличие от прочих двигательных умений гибкость со временем утрачивается. Это не очень хорошо, так как от пластичности костных тканей зависит очень многое, в том числе здоровье позвоночника.

Гибкий позвоночник у детей позволит меньше уставать в школе и иметь красивую осанку

Зачем развивать гибкость у детей?

Многие дети достаточно гибкие, но не все. Гибкость можно развить у ребенка в домашних условиях с помощью простых упражнений. При хорошем развитии эта способность помогает легче овладевать прочими навыками. К примеру, на уроках физкультуры дети прыгают через козла, лазают по канатам и кувыркаются.

Хорошая пластичность уменьшает риск получения травм в быту, таких как вывихи и растяжения. Нормально тянущиеся мышцы меньше напрягаются и легче восстанавливаются после тяжелых физических нагрузок. Гибкому ребенку при выполнении разных упражнений приходится затрачивать меньше энергии, поэтому он не так быстро устают, как его сверстники, а перед родителями не стоит проблема, и другие заболевания позвоночника.

Важно выделить то, что все дети, регулярно выполняющие упражнения на гибкость и растяжку, имеют красивую походку и правильную осанку. Объяснить это можно крепким опорно-двигательным аппаратом и окрепшими спинными мышцами.

Врожденнная гибкость у детей с возрастом утрачивается, если ее не развивать

Развивать гибкость следует с ранних лет. Наверняка вы обращали внимание на то, как взрослые люди сгибают ноги в коленях, наклоняясь за упавшей вещью. Что касается маленьких деток, они легко засовывают пальцы ножек себе в рот. Связано это с хорошей растяжкой мышц и подвижностью суставов. Детям легче выполнять упражнения на растяжку, становиться на шпагат или мостик.

Почему девочки более гибкие?

Повышенная гибкость девочек объясняется особенностями их гормонального фона: в мышцах больше эластина и коллагена. При этом и мальчики, и девочки настолько пластичны, насколько им позволяет их генетика и наследственность. Таким образом, если мама легко садится на шпагат, ее малыш тоже не испытает никаких проблем при этом. Кроме наследственности гибкость может зависеть от состояния организма и внешних факторов (к примеру, утром она снижается). Лучшей растяжке способствует повышение температуры тела, поэтому перед повышением гибкости девочкам и мальчикам следует тщательно разогреваться.

В каком возрасте начинать тренировки на гибкость?

До возраста 6-7 лет целенаправленно тренировать гибкость у ребенка нет необходимости, так как опорно-двигательный аппарат в это время только начинает формироваться и суставы слишком подвижны. Чтобы сохранить врожденную гибкость у детей 5-6 лет, достаточно ограничиться элементарными упражнениями и занятиями:

  • аэробика для самых маленьких;
  • ритмика;
  • подвижные дворовые игры.

Ближе к школьным годам мышцы и связки укрепляются, но природная гибкость остается, поэтому чтобы не допустить снижения пластичности необходимо заняться стрейчингом. Существует также специальная которой отличаются от обычных тем, что занятия лишены философского аспекта: дети изучают лишь ключевые асаны и технику дыхания. Йога эффективно развивает пластичность тела и подвижность суставов, улучшает осанку и координацию, благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы.

Упражнения на растяжку для детей направлены, прежде всего, на улучшение подвижности суставов и растяжку мышечных групп. Ребенок при этом должен быть максимально сконцентрирован, поэтому лучше начинать тренировки с возраста 6-7 лет.

Безопасно ли тренировать гибкость у детей?

Дети могут выполнять почти любые упражнения на растягивание, но подходить к ним следует осторожно, не торопя события. Ускоренное развитие гибкости у детей при помощи физических нагрузок без дополнительного укрепления мышц и связок может привести к микротравмам в виде растяжения связок, повреждения суставов и пр. При развитии гибкости у детей дошкольного возраста важно учитывать индивидуальные особенности строения тела.

Стретчинг иногда вызывает неприятные ощущения у детей при выполнении упражнений, что может негативно сказываться на технике и даже привести к травме. Чтобы этого избежать, нужно следовать основным принципам растягивания: доступность, регулярность, планомерность.

Чтобы ребенок разобрался, как правильно выполняется то или иное упражнение, нужно использовать визуальные образы: они помогают правильно выполнять определенные движения. Амплитуду следует увеличивать постепенно, по мере пропадания боли. систематичность крайне важна (в идеале - каждый день хотя бы по 10 минут) и позволяет добиваться отличных результатов, закрепляя их надолго.

Упражнения на гибкость для самых маленьких

Существуют разные активные игры для развития гибкости детей дошкольного возраста. Рассмотрим несколько возможных вариантов:

Наклоны. Для упражнения нужна игрушка, к которой ребенку нужно встать спиной. Ноги расставляются на ширину плеч, после чего малыш начинает плавно наклоняться вниз и берет игрушку. Затем он поднимает ее вверх, прогибается назад в спине и передает игрушку маме, стоящей позади. Мама вновь ставит ее на пол за спину своего чада.

Потягушки. Ребенок становится возле дивана, кресла или стула правым боком к нему. Правую ногу отводит в сторону, кладя ее на возвышенность. После этого он выполняет пружинистые наклоны вниз, стремясь достать до пола пальцами. После этого необходимо развернуться и сделать то же самое для другой ноги.

Мельница. Ноги смыкаются вместе, а руки расставляются в стороны. Ребенок начинает очерчивать кистями рук маленькие круги, а потом большие.

Маленький йог. Сначала ребенок усаживается на коврик и вытягивает вперед ноги, после чего берет одну из них руками и кладет на бедро, а потом вторую (получается поза лотоса). Руками следует опереться в пол, расставить плечи и задержаться в этом положении на несколько секунд.

Мостик. Необходимо лечь на спину, согнуть ноги в коленях и завести руки за плечи. С помощью мамы или папы ребенок старается подняться на мостик, а затем плавно опускается на пол (необходимо повторить упражнение шесть раз).

Кукла. Ребенок в положении стоя расставляет ноги на ширину плеч и начинает нагибаться, опуская корпус тела (руки расслаблены и висят). После этого ребенок выпрямляется и прогибается в спине слегка назад.

Скалочка. Выполнение упражнения требует использования гимнастической палки. Ребенку следует сесть на пол, уложить на бедра спортивный снаряд и прокатить его до носков, завести под ноги и катить в обратном направлении. Затем палку достают из-под ног и повторяют все сначала.

Развитие гибкости у школьников

Ниже описанные упражнения предназначены для развития гибкости у детей младшего школьного возраста, но подходят также подросткам. Они помогают существенно развить гибкость и снизить риск травматизма на тренировках:

  1. Встав на колени, ребенок должен завести руки за спину и скрестить кисти в замок на уровне таза. После этого согнутые в кистях руки плавно отводятся назад.
  2. В стоячем положении голову нужно наклонить вперед, будто пытаешься что-то достать подбородком. Правой рукой голова обхватывается сверху так, чтобы пальцами можно было достать дотронуться до кончика левого уха. После этого голову наклоняют вправо (для подстраховки следует помогать себе рукой). Далее упражнение нужно повторить зеркально.
  3. Ребенку следует вытянуть левую руку вперед и вправо в одной плоскости с плечом. Правую руку следует согнуть и поставить так, чтобы создать упор для левого локтя. Далее левая рука сгибается и кладется на правое плечо. Удостоверьтесь в том, что левая находится с плечом на одном уровне.
  4. Ребенок должен выпрямить левую руку и вытянуть ее вперед ладонью внутрь. Опустите ее перед собой до уровня плеча. Правую руку следует использовать в качестве упора, слегка надавливая на левый локоть. Далее упражнение следует повторить, сменив руки.
  5. Нужно развести руки на уровне плеч по сторонам и согнуть их под прямым углом в локтях, направив предплечья вперед, а ладони вниз. Плечи следует повернуть так, чтобы предплечья расположились параллельно относительно туловища, но следите за тем, чтобы локти не выходили из плоскости плеч. Разворачивать плечи следует настолько, как только удастся.
  6. Ребенок должен встать на колени и опереться руками в пол, развернув кисти внутрь. После этого необходимо начать отклоняться назад до ощущения легкого напряжения в предплечьях и бицепсах.
  7. Правая рука заводится за спину через верх, чтобы ладонь располагалась чуть ниже середины воротниковой зоны, а локоть выше правого уха. Левую руку ребенок при этом должен завести над головой так, чтобы обратная сторна кисти уперлась в локоть правой руки. Левой рукой следует давить на локоть до возникновения напряжения в правом трицепсе.
  8. Лежа на спине следует вытянуть ногти. Левая поднимается вверх и ее нужно обхватить левой рукой ниже колена, а правой чуть выше. Далее ребенок должен начать плавно притягивать ногу к голове.
  9. В лежачем положении ребенку нужно подтянуть колени к груди и обхватить их двумя руками, а затем следует начать осторожно притягивать их к плечам. Голову можно приподнимать, стараясь прикоснуться к груди подбородком. Далее ребенок должен плавно перекатиться вперед и назад несколько раз.
  10. Необходимо лечь на пол, как перед выполнением отжиманий, и медленно отжаться от пола, прогибая туловище и не отрывая ног и таз от основания.

Комплекс упражнений на гибкость и растяжку для детей следует подбирать исходя из индивидуальных предпочтений ребенка. Важно, чтобы занятия нравились ребенку и были интересны. Можно внести в тренировки элемент игры, добавив такие спортивные снаряды, как обруч, гимнастический мяч, палочку и т.д. (см. рисунок выше).

Как видите, методика развития гибкости у детей младшего дошкольного и школьного возраста - занятие не самое трудное, но требующее усердия и правильного подхода.

Развитие гибкости – необходимость не только для детей, занимающихся спортом, но и для тех, кто в этой сфере не блистает. Подвижные суставы, эластичные и упругие мышцы, связки — все это достигается именно за счет развития гибкости. Вместе с тем, именно от ее развития зависит то, сколько энергии будет тратиться на те или иные движения. Поскольку дети в плане обучения и тренировок – это весьма специфический контингент, то и подход к ним должен быть особенным. Современные тренеры практикуют игры на развитие гибкости у детей.

Стандартные упражнения

Поскольку детям интереснее развиваться в процессе игр, то и гибкость необходимо развивать с их применением. Существует несколько игр, которые применяются с этой целью. Но все они групповые, поэтому детей должно быть несколько.

Первая игра называется «Палку за спину». Дети делятся на две равные группы и строятся в колонны. Расстояние между двумя участниками одной команды должно примерно равняться половине детского шага. По команде дети начинают передавать палку стоящему сзади. Важен при этом способ передачи. Руки должны быть выпрямлены над головой. С обоих концов палка должна держаться руками. После того как руки с палкой будут подняты, ребенок должен слегка прогнуться назад, чтобы передать снаряд следующему члену команды. Он повторяет действия предыдущего игрока. Последний ребенок, после получения палки, бежит в начало колонны и продолжает действие. Победит команда, которая быстрее пройдет весь цикл «передач» вплоть до того момента, пока во главе колонны не станет ребенок, который начинал игру.

Следующая игра называется «Бег раков». Как и в предыдущем случае, дети должны выстроиться в колонны. Далее первые представители обеих команд садятся на пол и поднимают таз над землей, удерживая тело руками и ногами. По сигналу они начинают двигаться вперед до определенной черты. Как только участник команды завершит дистанцию, ее начинает другой участник. За каждое касание таза с полом, отнимаются очки. Победит команда, которая наберет большое количество очков. Их можно насчитать вначале игры. К примеру, выделить каждой команде по 30 очков и отнимать за каждое нарушение по очку.

Это основные игры на развитие гибкости у ребенка. Но есть и такие, которые встречаются несколько реже, хотя они не менее продуктивны.

Дополнительные игры

«Кувырки и перекаты». Для этой игры понадобятся маты. Достаточно будет даже двух. После деления на команды, игроки встают в колонны. На этот раз колонны должны размещаться друг напротив друга, но со смещением в бок. По сигналу, первые игроки команд делают кувырок, встают в другом конце мата и присоединяются в конец другой команды. Когда все игроки сделают это упражнение по одному разу, начинается вторая часть игры. Стоя спиной к мату, игроки должны перекатиться на мате назад через голову. Игру можно продолжать до того момента, пока все дети не сделают оба упражнения.

«Скамейка над головой». Эта игра требует наличия нескольких гимнастических скамеек. Кроме того, в ней очень важна слаженность действий всех членов команды. Дети делятся на три колоны. С правой стороны возле каждой колоны размещена гимнастическая скамейка. Когда будет дан сигнал, дети должны поднять скамейку над головой и поставить с левой стороны. Далее команда перепрыгивает через поставленную скамейку и повторяет действие. Игра заканчивается только тогда, когда все команды переместятся с одной стороны зала в другую. При этом они должны переместить скамейку не менее шести раз. Выигрывает команда, которая быстрее и четче других проделала все действия.



  • Разделы сайта