Игровой стретчинг для школьников. Игровой парашют для детей дошкольного возраста. Что необходимо знать о детском стретчинге




Наша гибкость означает наличие свободы движений, а движение – это жизнь! Занятие стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение. Игровой стретчинг – это методика комплексного физического развития и оздоровления дошкольников.


Ч ТО ТАКОЕ ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ? это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм.


ЦЕЛЬ: укрепление и сохранение физического,психического здоровья и гармоничное развитие ребенка. ЗАДАЧИ: обучение различным видам имитационных движений игрового стретчинга; развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, гибкости, выносливости; укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма; развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей; воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.


РЕЗУЛЬТАТЫ: развитие гибкости; развитие опорно-двигательного аппарата: профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки; совершенствование психомоторных способностей детей, психоэнергетической саморегуляции; развитие творческого мышления, двигательной памяти, быстроты реакции, внимания.


С ТРЕТЧИНГ ДЛЯ ДЕТЕЙ Упражнения стретчинга носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игрой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. Игра - ведущий вид деятельности дошкольника.




О СНОВНЫЕ ПРАВИЛА СТРЕТЧИНГА Все упражнения должны выполняться в состоянии расслабленности мышц. Упражнения требуют концентрации внимания на той части тела, которая в данный момент растягивается. Дыхание должно быть ровным, задерживать дыхание не надо. Занятия - регулярные, не менее двух раз в неделю.


М ЕТОДИКА ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА НАПРАВЛЕНА: На снятие у детей комплексов, связанных с физическим несовершенством тела, неуменеем им управлять. На профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. На развитие эластичности мышц, координации движений, воспитание выносливости и старательности.




К АК ПРОХОДЯТ ЗАНЯТИЯ ИГРОВОГО СТРЕТЧИНГА ДЛЯ ДЕТЕЙ Заниматься игровым стретчингом можно уже с детьми с 3-4-х лет, но лучше со старшего возраста, с 5-6 лет. Главное в этом плане, не объем выполненных упражнений в одно занятие, а их постоянство – это даст более высокие результаты. Каждое занятие проходит с разыгрыванием сказки или игрового сюжета под музыку и структура такого занятия выглядит следующим образом:






О СНОВНАЯ ЧАСТЬ. Дети знакомятся с новыми движениями, учатся их выполнять, а также закрепляют ранее изученные. Именно на этом этапе идет включение упражнений стретчинга, направленных на развитие и укрепление физических данных детей. Все движения должны быть переплетены с сюжетом сказки или игры, которая специально подбирается под тему занятия и постепенно рассказывается в его процессе. В конце основной части дети играют в подвижную игру, цель которой – развитие двигательной активности и коммуникативных качеств.












Все занятия и физические упражнения стретчинга проводятся в интересной, театральной форме. Перевоплощение в любимых сказочных и других героев в процессе занятий еще больше заинтересовывают детей в выполнении нужных движений. Делаются они без какого-либо вмешательства со стороны, а их медленный темп дает возможность ребенку прочувствовать все свое тело, при этом сохраняется максимальная безопасность для здоровья.








«Змея» Это упражнение стретчинга направлено на растяжку прямых мышц брюшного пресса, способствует повышению внутриполостного давления, в результате чего, повышается приток крови. Это дает возможность в наибольшей степени обогатить все органы питательными веществами и кислородом. 30



Паспорт проекта

Образовательное учреждение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Катюша»

Название проекта Игровой стретчинг в детском саду

Руководитель проекта Фролова Мария Владимировна –педагог дополнительного образования

Краткое описание проекта Проект направлен на поиск более эффективных способов педагогических воздействий в физическом и умственном воспитании детей дошкольного возраста при создании здоровьесберегающей среды в МАДОУ. В настоящее время в связи с тревожной тенденцией ухудшения здоровья детей существует потребность в успешной интеграции профилактических и оздоровительных технологий в образовательный процесс МАДОУ. Уникальность Игрового стретчинга заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и эффективно развивает их.

Применение в физкультурно-оздоровительной работе МДОУ методик игрового стретчинга гарантирует детям правильное развитие функциональных систем организма, красивую осанку, легкую походку, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает детям коммуникативные навыки, формирует морально-волевые качества, привычку к здоровому образу жизни. В проекте предусмотрено построение образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, музыка) как одного из важнейших принципов организации работы с дошкольниками в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Срок реализации проекта 01.09.2012 –01.09.2015

Трансляция проекта Информация на сайт МАДОУ

Актуальность.

«Растяжки сопутствуют нам всю жизнь. Рождение – это растяжка. Глубокий вздох, улыбка, любое движение тела – растяжка. Растяжки – это гибкость, гибкость – это молодость, молодость – это здоровье, активность, хорошее настроение, раскрепощённость, уверенность в себе»

Е. И. Зуев «Волшебная сила растяжки»

Здоровье детей – это глобальная, общечеловеческая проблема. С каждым годом растет количество детей, страдающих ожирением, сердечно -сосудистыми заболеваниями, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания; экологическая и демографическая обстановка ухудшаются. По данным, опубликованным в «Российской газете» на шесть больных детей – один здоровый. Как не задуматься над этой проблемой. Ведь здоровые дети – самая главная наша ценность, ведь именно они представляют потенциал нашего общества, от них зависит будущее всей планеты.

Проблема не нова, но очень актуальна сейчас. Система дошкольного образования вынуждена решать принципиально новую задачу: в связи с ростом статистики заболеваемости дошкольников по всем классам болезней особое внимание уделить профилактике заболеваний детей и формированию у них культуры здоровья. И когда, как не в дошкольном детстве, необходимо закладывать потребность быть здоровым, стать полезным членом общества. Как добиться того, чтобы ребенок был здоров, что нужно делать для этого, какие меры принять? Ответ кроется в едином мнении - привлечение детей к активному образу жизни.

Дерево также нуждается в исправлении и частом освежении при помощи ветров,

дождей, холодов, иначе оно легко слабеет и вянет.

Точно так же человеческому телу необходимы вообще сильные движения,

деятельность и серьезные упражнения.

Ян Амос Каменский.

В нашем МАДОУ большое внимание отводится здоровье сберегающим технологиям.

Основной организационной формой оздоровительной работы являются занятия физической культурой, именно они являются основным средством оздоровления детей и профилактики различных заболеваний, также проводится оздоровительная работа на ЛФК, ритмопластике. В последнее время отмечается тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. Это различные направления оздоровительных видов гимнастики – ритмическая гимнастика, аэробика, суставная и дыхательная гимнастика и т. д. Одним из таких направлений является методика игрового стретчинга. Она направлена на активизацию защитных сил организма, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляцией, развитие и высвобождение скрытых творческих и оздоровительных возможностей подсознания. Статичные растяжки мышц тела и суставно-связочного аппарата укрепляют позвоночник, мышцы, выравнивают осанку, снимают закомплексованность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, основанной на сценарии по сказочному сюжету.

Наша задача научить дошкольника получать с помощью игрового стретчинга настоящее физическое здоровье и душевное равновесие. Помочь ребенку с детства научиться жить в гармонии с собой и с природой, управлять своим разумом, способностью реализовать свои физические и духовные возможности.

Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Игровой стретчинг».Уникальность игрового стретчинга заключается в том, что базируясь на огромном арсенале движений, он вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их. Применение методики игрового стретчинга гарантирует детям правильное развитие систем организма, является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия, прививает коммуникативные навыки, формирует привычку здорового образа жизни.

Реализация Проекта

Цель и задачи Проекта

Цель проекта: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника, укрепление здоровья, создание благоприятных условий для развития опорно- двигательного аппарата, активизация и развитие двигательной деятельности детей средствами игры.

Задачи проекта:

1. Формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия.

2. Совершенствовать физические способности: развивать мышечную силу, подвижность в различных суставах (гибкость, выносливость, скоростные, силовые и координационные способности.

3. Развивать психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

4. Развивать и совершенствовать органы дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистую и нервную системы организма.

5. Создавать условия для положительного психоэмоционального состояния детей.

6. Воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движений.

Этапы реализации Проекта

Организационно-подготовительный

1. Сбор информации и проектирование воспитательно-образовательной деятельности с участниками проекта Руководитель

Зам. зав. по НМР

2. Подборка материала из сети интернет, видео материала, разработка сценариев игровых занятий Руководитель

3. Подборка музыкального сопровождения

4. Создание условий для обеспечения Проекта (материально-техническое, научно-методическое, финансовое) заведующий

5. разработка критериев наблюдения за детьми Зам. зав. по НМР

6. Подбор диагностического инструментария Руководитель

7. Создание предметно-развивающей среды заведующий

2 этап - основной, практический Сентябрь 2012 – май 2015 1. Обучение детей методу игрового стретчинга с освоением дыхательных упражнений и упражнений на релаксацию Руководитель

2. Организация и проведение проблемных и обучающих семинаров для педагогов МАДОУ и родителей. Зам. зав. по НМР

3. Изготовление картотеки схем имитационных движений игрового стретчинга Руководитель

4. Сотрудничество с семьями воспитанников. Руководитель

Проекта, воспитатели

5. Приобретение оборудования – ковриков для упражнений, ТСО заведующий

6. Отслеживание реализации Проекта Зам. зав. по НМР

7. Отслеживание промежуточных результатов Фролова М. В.

медсестра

3 этап– заключительный, итоговый

май – июнь 2013 1. Анализ результативности проекта- презентация результатов работы над проектом Руководитель

2. Соотнесение результатов с заявленными целями Руководитель

Проекта, медработник

3. Показ открытых занятий родителям. Руководитель

5. Отчет о ходе реализации Проекта Руководитель

6. Обобщение опыта по теме «Игровой стретчинг» Руководитель

В соответствии с ФГТ проект опирается на научные принципы ее построения:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

Единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

Принцип интеграции образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

Сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

Принцип систематичности обусловливает необходимость последовательности, преемственности и регулярности при формировании у детей знаний, двигательных умений, навыков, адекватных особенностям их развития в период дошкольного возраста. Он заключается в непрерывности, планомерности использования средств, во всех возможных формах их проявления в течение всего курса занятий.

Принцип постепенности определяет необходимость построения занятий физическими упражнениями в соответствии с правилами: «от известного к неизвестному», «от простого к сложному», «от менее привлекательного к более привлекательному».

Принцип индивидуальности предполагает такое построение процесса занятий игрового стретчинга и использование его средств, методов и организационных форм, при которых осуществляется индивидуальный подход к детям разного возраста, пола, двигательной подготовки и физического развития, где создаются условия для наибольшего развития двигательных способностей и укрепления здоровья занимающихся. При индивидуальном подходе обязательно учитываются физиологическая и психическая стороны развития ребёнка.

Принцип доступности означает, что изучаемый материал должен быть лёгким, гарантирующим свободу в учении и одновременно трудным, чтобы стимулировать мобилизацию сил занимающихся. Умелое соблюдение принципа доступности – залог оздоровительного эффекта физического воспитания.

Принцип учёта возрастного развития движений предусматривает степень развития основных движений у ребёнка, его двигательных навыков.

Принцип чередования нагрузки важен для предупреждения утомления детей и для оздоровительного эффекта от выполнения физических упражнений. Здесь предусматривается такое сочетание, чтобы работа одних мышц, осуществляющих движение или содействующих принятию определённой позы, сменялась работой других, оставляя возможность для восстановительных процессов, т. е. обеспечивало бы чередование нагрузки и отдыха.

Принцип наглядности – один из главных общеметодических принципов при работе с детьми дошкольного возраста. Наглядность играет важную роль в обучении движениям и является неотъемлемым условием совершенствования двигательной деятельности. Процессы занятий строятся с широким использованием всех видов наглядности: зрительной, звуковой и двигательной. Здесь очень важен показ упражнений преподавателем. Он должен быть чётким, грамотным, в зеркальном изображении. Звуковая наглядность осуществляется в виде различных звуковых сигналов. Особое значение в занятиях у детей имеет связь чувственного образа и образа слова. Двигательная наглядность является специфической, её значение важно при освоении сложных движений.

Принцип сознательности и активности – предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых движений, привитие навыков самоконтроля и самокоррекции движений в процессе занятий, развитие сознательности, инициативы и творчества.

Ожидаемые результаты.

Укрепление осанки, улучшение физических качеств: координации, силы, общей выносливости, ловкости, гибкости, скорости, сочетания скорости и силы, равновесия.

Улучшение техники выполнения различных видов основных движений, оптимально возрастным нормам.

Умение качественно выполнять движения на тренажерах.

Развитие креативных способностей в двигательной сфере.

Развитие чувства ритма и темпа, эмоциональной отзывчивости на музыку, согласования характера движений с настроением музыки.

Улучшение умственных способностей: внимания, быстроты реакции, памяти, воображения.

Развитие эмоциональной сферы, нравственно-волевых черт, коммуникативных способностей.

Способы проверки результатов.

Оценка эффективности освоения курса программы проводится на основе:

Данных планового мониторинга физической подготовленности и физического развития детей в МАДОУ (сентябрь и май) ;

Проведения этапного (квартального) медико-педагогического контроля;

Наблюдений за проявлением дошкольниками позиции субъекта деятельности при выполнении физических упражнений (таких как интерес, исследовательское поведение, самостоятельность, проявление волевых качеств, творчества в двигательной деятельности) ;

Бесед с воспитанниками и их родителями; анкетирования родителей.

Показатели для оценки результативности Проекта

Уровень ЗУН, разработанный для каждого года обучения

Сравнительный анализ первичной и итоговой диагностик

Критерии, по которым ведётся наблюдение за каждым ребёнком

Творческий отчет, презентация.

Анкетирование родителей.

ЗУН включают теоретические понятия, термины, используемые на занятиях, умения и навыки, полученные детьми и умение их применить, способность владеть своим телом, музыкально-ритмическая координация, развитие художественно творческих способностей

Распространение информации о деятельности Проекта и его результатах

Информация о реализации проекта на сайте МАДОУ, отражение результатов Проекта в Публичном докладе, на общем собрании родителей, освещение в СМИ.

Раздел 4. Организационный план Проекта

№ п/п Направления работы и мероприятия Сроки Ответственные

1. Организация пространства для развития участников проекта.

1.1. Организация кружка «Игровой стретчинг» в течение года заведующий

2. Повышение профессиональной компетентности педагога

2.1. Прохождение курсовой переподготовки педагогами сентябрь-октябрь заведующий

3. Работа с воспитанниками

3.1. Выявление воспитанников для занятий стретчингом сентябрь 2012 руководитель Проекта

3.2. Создание мини-группы по игровому стретчингу. октябрь 2012. руководитель проекта

3.3. Совместная работа с педагогами, родителями в выполнении проекта Ноябрь2012 г. – апрель 2015 г. руководитель

3.4. Работа с воспитанниками, направленная на освоение упражнений Ноябрь2012 г. – апрель 2015 г. руководитель проекта

3.5. Участие воспитанников в конкурсах, концертах в течение года зам. зав. по НМР

4. Повышение компетентности родителей в ознакомлении с новой оздоровительной методикой.

4.1. Консультация «Игровой стретчинг» 1 раз в месяц руководитель проекта

4.2. Вовлечение родителей (законных представителей) в совместную деятельность в течение года воспитатели

зам. зав. по НМР

4.3. Гость группы 1 раз в квартал воспитатели

4.4. Выпуск газеты «Дошколёнок» 1 раз в месяц зам. зав. по НМР

4.5. День открытых дверей 1 раз в квартал зам. зав. по УВР

5. Медико-педагогическое и сопровождение участников проекта

5.1. Анализ состояния здоровья воспитанников, участвующих в проекте 1 раз в квартал руководитель проекта, медсестра

5.2. Выявление мотивационной готовности родителей к участию в проекте сентябрь 2012 социальный педагог

5.3. Анализ причин, препятствующих 100% реализации проекта июнь 2015 руководитель проекта

5.4. Корректировка Проекта и дальнейшее его расширение июнь 2015 руководитель проекта

Пути решения проекта:

Обдумать «образ будущего», представить модель того, что собираются создавать;

Учесть требования и мнения всех участников создаваемого будущего;

Разработать систему реализации идей на основе реальной

практики и возможностей конкретного ДОУ;

Оценить риски реализации проекта.

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы активизация защитных сил организма детей, овладение навыками совершенного управления своим телом и психоэнергетической саморегуляцией.

Проект интересен своей новизной, позволит реализовать в играх физические возможности детей, их оздоровление и развитие, привлечь родителей к применению этих игровых упражнений.

Литература

1. А. И. Константинова «Игровой стретчинг», издательство «Санкт - Петербург», 1993 год.

2. О. П. Родынова «Музыка о животных и птиц» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.

3. О. П. Родынова «Природа и музыка» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.

4. О. П. Родынова «Сказка о музыке» детям от 6 до 7 лет, издательство «Москва», 2000 год.

5. А. Е. Чебрикова – Луговская «Ритмика», издательский дом «Дрофа», 1998 год.

6. Н. А. Четвериков «Сюжетно – ролевые игры для дошкольников», издательство «Москва», 1992 год.

7. С. Руднева, Э. Фиш «Ритмика – музыкальное движение» М., -Просвещение, 1972

8. С. И. Бекина, Т. П. Ломова «Музыка и движение» М., Просвещение, 1984

9. Т. Барышникова «Азбука хореографии» Ральф М., 2000

10. Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина "Са-фи-дансе" Танцевально-игровая гимнастика для детей "Детство-пресс" Санкт-Петербург 2001 г.

11. http://sadik115.ru/publ/fizicheskoe_zdorove/organizacija_fizkulturnykh_zanjatij_po_metodike_igrovogo_stretchinga/2-1-0-6

12. http://www.ds32-nowch.edu.cap.ru/? eduid=3708&hry=./3553/45232/90596/102366&t=hry

13. http://bestreferat.ru/referat-138336.html

www.maam.ru

Стретчинг.

Растяжка.

Упражнения на растягивание мышц широко применяется в системе массажа, в лечебной физкультуре. Упражнения стретчинга – как средство достижения релаксации (расслабления). эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься обще развивающей подготовкой. Для их выполнения не требуется больших залов, материальных затрат, спортивных снарядов. Их можно выполнять в дошкольном учреждении и дома, в группах и индивидуально, растяжки воздействуют на все группы мышц и суставы. Повышают эластичность связок, снижается способность отложения в суставах шлаков, увеличивается их подвижность. Упражнения стретчинга рассчитаны на вовлечение в работу всего организма, включая психику, направлены на расслабление, настройку и восстановление функции мышц. Это позволяет без труда использовать защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. воздействуя на позвоночник, органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную системы, вырабатывают естественную сопротивляемость организма. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение.

Стретчинг.

1. Пчелка. Сесть на пятки. 1. Согнутые в локтях руки положить на пояс ладонью наружу. 2. вывести вперед лечи, стараясь соединить локти перед грудью. 3. Развернуть плечи, стараясь свести локти за спиной.

2. Петушок. Встать прямо, ноги вместе, руки опущены. 1. Поднять левую ногу, согнув её в колене назад и взять левой рукой стопу левой ноги. 2. Правую руку поднять вверх, ладонью вперед, голова поднята.

3. Горка. Сесть в позу прямого угла, носки оттянуты, руки в упоре сзади. 1. не сгибая ноги, сохраняя оттянутые носочки, медленно поднять их в вертикальное полоение, стараясь коснуться лицом коленей.

4. Муравей. Сесть скрестив ноги. Пальцы рук переплетены на затылке. 1. медленно наклонить корпус как можно дальше влево, чтобы левый локоть был обращен к полу, стараться локтем коснуться пола. 2. Оба колена как можно ближе прилегают к полу. 3 повернуть корпус влево и медленно наклонить правый локоть к левому колену. 5

5. Веточка. Лечь на спину, ноги вместе, носочки натянуты. Руки вдоль тела ладошки внизу. 1. Медленно поднять ноги в вертикальное положение (не сгибать ног в коленях, сохранять натянутые носочки) таз не отрывать от пола.

6. Бабочка. Сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. 1 колени развести. 2 руки на коленях ладонями вниз. 3. опустить развернутые колени до пола, надавливая на них руками.

www.maam.ru

Использование игрового стретчинга в работе физкультурного работника с детьми дошкольного возраста.

«Использование игрового стретчинга в работе физкультурного работника с детьми дошкольного возраста».

Цель -изучить методику игрового стретчинга в работе педагога с детьми дошкольного возраста.

Все знают, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это очень необходимо, поскольку в наше время дети постоянно испытывают дефицит движения.

Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно-двигательного аппарата. В настоящее время появилось много разных форм физкультурно-оздоровительной работы. Наше внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Стретчингом называется метод, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, также он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её.

Регулярная умеренная физическая активность – вот один из самых простых способов сохранить и улучшить здоровье. При стретчинге не следует прилагать запредельных усилий, что делает его идеальным для работы с детьми. Все это объясняет актуальность выбранной темы.

Индийские йоги говорят: «До тех пор, пока позвоночник гибкий-человек молод, но как только исчезнет гибкость-человек стареет».

Данное направление не имеет создателя или даты основания. Скорей всего, оно берёт свои корни в медицине, которая ещё в древности установила связь между состоянием кожи, мышц, суставов человека и его здоровьем. Упражнения на растяжку использовались при подготовке спортсменов для состязаний на арене в древнем Риме и других цивилизациях.

Игровой стретчинг – это оздоровительная методика, направленная на укрепление позвоночника, это творческая деятельность, при которой дети и подростки живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет- суть стретчинга. Занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений под музыку.

Огромное преимущество игрового стретчинга в том, что он значительно менее травмоопасен, чем спорт, а так же ориентирован не на соревнование и покорение рекордов, а на сохранение здоровья и радостного отношения к жизни. Игровой стретчинг может разнообразить занятия по физическому воспитанию и стать интересным развлечением для детей.

В настоящее время существует довольно много современных программ по стретчингу, которые нацеливают педагогов на формирование широкой двигательной культуры дошкольников, использование на физкультурных занятиях и в повседневной жизни разнообразных физических упражнений, воспитание у дошкольников интереса к двигательной деятельности.

Все эти программы объединяет то, что они преследуют своей целью выполнение следующих условий:

Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий;

Развитие воображения в процессе освоения двигательных действий;

Создание условий для творчества и преобладания положительных эмоций на физкультурных занятиях;

Выполнение детьми движений с установкой на легкость - и красоту на занятиях;

Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.

Игровой стретчинг обладает и психологическим эффектом: улучшает настроение, поднимает самооценку, создает ощущение комфорта и спокойствия в целом. Он повышает общую двигательную активность, что благоприятно сказывается на суставах и профилактике хрупкости костей. Растяжки полезны во время освоения приемов релаксации, они снижают болевые ощущения. Хорошая гибкость позволяет выполнять упражнения с боль шей амплитудой движений, а также обеспечивает красивую осанку и снижает вероятность болей в спине.

Важным условием проведения игрового стретчинга с детьми является выполнение растяжки симметрично. Для обеих сторон тела. Необходимое условие успешных занятий- это правильное ровное дыхание. Занятия проводятся с грамотным педагогом. Помещение должно быть чистое, проветренное, но достаточно тёплым, комфортным. Дети занимаются на ковриках или специальных матах. Необходима удобная эластичная одежда, без обуви, можно в носках или босиком. Создание спокойной атмосферы. Использование спокойной музыки. Добиваемся позитивного отношения к занятиям. Таким образом положительный эмоциональный фон делает занятия особенно эффективными.

В зависимости от целей занятия стретчинг можно использовать:

В разминке для подготовки мышц

Для развития гибкости как отдельное занятие

Как релаксирующая процедура, в заключительной части занятия.

Занятия состоят из трех частей.

В первой (вводной) части ставится задача подготовить организм ребенка к выполнению более сложных и интенсивных упражнений в пос-ледующей (основной) части занятия.

Во второй (основной) части занятия дети обучаются новым упраж-нениям, закрепляют старые. В этой части используются упражнения стретчинга, оказывающие физиологическое воздействие на организм ре-бенка, воспитываются физические качества детей. Начинается основная часть упражнением на растяжку позвоночника. (Зёрнышко)

В третьей (заключительной) части занятия решаются задачи посте-пенного перехода организма ребенка к другим видам деятельности.

Начинать занятия игровым стретчингом можно с 3 лет. В целом стретчинг должен длиться 20-30 минут. Для эффективной тренировки мышц необходимо повторять упражнения не менее двух раз в неделю. Упражнениями стретчинга можно заниматься индивидуально или в группе. При групповых занятиях обязательно учитывать возрастные особенности детей. В связи с этим группа должна составляться из детей приблизительно одного возраста. Стретчинг должен исполняться в медленном темпе и не вызывать у детей усталости. Сюжеты для игрового стретчинга педагог может придумать сам, используя основные упражнения на растяжку. Сюжеты могут включать в себя элементы воспитания или же посвящаться отдельным развивающим темам, быть поучительного или развлекательного характера.

Также игровой стретчинг может использоваться и в системе дополнительного образования. Комплекс упражнений стретчинга может применяться, как самостоятельное занятие в условиях кружковой работы, а также применяться в сочетании с множеством других современных детских дополнительных фитнес-программ. Игровой стретчинг в системе дополнительного образования является универсальным способом повышения уровня физического развития детей дошкольного возраста.

Таким образом, методика стрейчинга стоит на позициях, принципиально отличающихся от традиционных форм выполнения физических упражнений, она отрицает возможность использования баллистических упражнений именно из-за обязательно возникающего при этом перерастяжения мышц. Упражнения стретчинга выполняются в сочетании с элементами релаксации и правильным дыханием, что позволяет без вреда, используя защитные силы организма, предупредить многие заболевания, т. к. благодаря правильному воздействию на позвоночник, внутренние органы, мышцы, железы внутренней секреции, дыхательную и нервную систему вырабатывается естественная сопротивляемость организма.

Игровой стретчинг является новым подходом к организации воспитательно-образовательного процесса.

www.maam.ru

Предварительный просмотр:

Развитие гибкости и игровой стретчинг на физкультурных и музыкально-ритмических занятиях в детском саду.

Гибкость – это способность организма выполнять движения с максимальной амплитудой. Различают два вида гибкости: активную и пассивную.

Активная гибкость проявляется в результате собственных мышечных усилий, это то качество, которое определяет, например высоту подъёма ноги при махе, или способность встать в « мостик». Пассивная гибкость- это гибкость которая может быть проявлена при проявлении внешнего усилия, это некоторый резерв, который трудно реализовать самому, но от которого зависит будете ли вы хромать, если ноги неожиданно разъедутся на льду.

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, подвижности суставов, а также ряда внешних причин: от температуры внешней среды, от степени утомления организма, от времени суток.(во второй половине дня занятия на развитие гибкости эффективней) .

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

Чтобы достичь хороших результатов в развитии гибкости у дошкольников не обходимо соблюдать следующие принципы.

1. СУММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА.

Растяжка- результат суммирования многих регулярных попыток. Применение данного принципа предостерегает от стремления получить результат мгновенно.

2. Принцип непрерывно- ступенчатого развития.

Занятия по развитию гибкости должны быть обязательно регулярными, так как гибкость относится к числу быстро утрачиваемых, при отсутствии специального тренинга качеств.

3. ПРИНЦИП ПОВТОРНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

Упражнения следует выполнять сериями, по несколько повторений.

4. ПРНЦИП РАЗОГРЕВА

Упражнения, используемые для разогрева, должны задействовать большие мышечные группы и поднимать общий тонус организма.

5 ПРИНЦИП ПСИХИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ.

Ключ к подвижности- расслабление. Упражнения выполняются медленно и осторожно с удержанием растянутого положения. Настроиться на расслабление помогают образы и картинки, а также представление тепла.

Занятия на развитие гибкости в детском саду рекомендуется проводить в игровой форме – игровой стретчиг Это комплекс статических растя жек.

Игровой стретчинг можно отнести к длительным творческим играм. В продолжительной игре можно частично менять, усложнять содержание.

Как и любое занятие гимнастикой, стретчинг основывается на чередовании напряжения и расслабления мышц, таким образом, чтобы нагрузка на всё тело ребёнка была равномерной. За одно занятие должно быть выполнено от 10 до 14 упражнений.

Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста) . Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее.

Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 минут со старшими, а с малышами, столько, сколько он сам захочет.

После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

По теме:

Игровой парашют для детей дошкольного возраста

Игры с игровым парашютом...

Источник nsportal.ru

«Игровой стретчинг для детей дошкольного возраста»

Без здоровья невозможно и счастье. Белинский В. Г.

Все знают, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это очень необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения.

Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Уже среди воспитанников детских садов многие дети страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку, нарушения опорно - двигательного аппарата.

В настоящее время появилось много разных форм физкультурно-оздоровительной работы. Но мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Почему он и что это такое?

«Наша гибкость означает наличие свободы движений – важную часть всех наших действий.»

Стретчинг пришёл на смену традиционным прыжкам и рывкам по системе Линга – упражнениям, которые оказались в значительной степени малоэффективными, а в некоторых случаях и вредными для мышц, поскольку приводили к травмам. Этимологический корень stretch означает – поддерживать мышцу в состоянии растяжения, в течении от 10 до 30 секунд.

Стретчингом называется метод, с помощью которого можно легко и эффективно развить подвижность мышц тела, суставов, не опасаясь переломов. Иными словами, это способ, позволяющий естественным путём растянуть мышцы, так же он позволяет выделять ту или иную группы мышц и тренировать лишь её.

Игровой стретчинг я применяю на каждом своём занятии, уделяя ему лишь 5-6 минут, т.к. более длительные статические нагрузки могут быть утомительными.

Применяю сюжетно-ролевые игры такие как: «Кошечка», выполняем прогибания, выгибания спины, тянем и задерживаем вытянутую ногу в течении 10-30 секунд.

«Гимнаст»в ней мы так же выполняем упражнения, тянем спину, ноги демонстрируем всю свою пластичность и грацию, что очень интересно для детей показать свои умения.

На своих занятиях я так же провожу комплексы упражнений. Вот малая часть из них.

Упражнения для мышц рук

Упражнение 1.

Примите исходное положение:встаньте прямо, ноги слегка согнуты в коленях, стопы развёрнуты наружу, руки в замке и выпрямлены перед собой.

Из положения максимально выпрямите руки перед собой, слегка потяните их вперёд - вниз так, чтобы ладони были направлены вперёд. Почувствуйте растяжение мышц плеча. Задержитесь в этом положении на 30 секунд и медленно вернитесь в исходное положение.

Важные моменты:сохраняйте прямое положение спины; до конца выпрямляйте руки перед собой; дышите равномерно.

Упражнение 2.

Примите исходное положение:встаньте прямо, ноги слегка согнуты в коленях, стопы развёрнуты наружу, руки сцеплены в замок и заведены за спину на уровне поясницы.

Из исходного положения выполните максимальное разгибание рук назад – вверх. Старайтесь соединить лопатки вмесе. Почувствуйте растяжение мышц рук и задержитесь в этом положении на 10-30 секунд.

Медленно вернитесь в исходное положение.

Важные моменты: сохраняйте прямое положение спины; не поднимайте вверх плечи, старайтесь синхронно растянуть мышцы правой и левой руки; не опускайте подбородок на грудь; дышите равномерно.

Упражнения для мышц спины

Упражнение 1.

Примите исходное положение: встаньте прямо, ноги слегка согнуты в коленях, стопы развёрнуты наружу, руки прямые и соединены в замок перед собой.

Из исходного положения, округляя спину, выполните наклон корпуса и головы вперёд. Руками потянитесь как можно дальше вперёд. Почувствуйте растягивание мышц спины и задержитесь в этом положении на 30 секунд.

Расслабьтесь и медленно вернитесь в исходное положение.

Важные моменты: угол наклона корпуса должен составить 90градусов; во время наклона старайтесь максимально потянуть руки вперёд; голову не поднимать; дыхание равномерное.

Упражнение 2.

Примите исходное положение: встаньте прямо, ноги вместе, колени слегка согнуты, стопы соединены, руки в свободном положении.

Из исходного положения выполните полуприсед и соедините руки в замок под коленями. Одновременно с наклоном корпуса и головы вперёд, максимально округлите спину, потянувшись вверх. Почувствуйте растяжение мышц спины и задержитесь в этом положении на 30 секунд.

Расслабьтесь и вернитесь в исходное положение.

Важные моменты:старайтесь максимально округлить спину и тянуться вверх; плечи и голову не поднимать; дыхание равномерное.

Упражнение для мышц брюшного пресса

Упражнение 1.

Примите исходное положение:встаньте прямо, ноги на ширине плеч и слегка согнуты в коленях, стопы развёрнуты наружу, руки в свободном положении.

Из исходного положения поднимите прямые руки вверх над головой, кисти сцеплены в замок. Выполните с максимально возможной для вас амплитудой наклон туловища вперёд влево.

Почувствуйте растяжение косых мышц живота и задержитесь в конечной точке амплитуды движения на 30 секунд. Расслабьтесь и медленно и медленно вернитесь в исходное положение. Выполните упражнение в другую сторону.

Важные моменты: сохраняя прямое положение спины, выполняйте наклон туловища строго вперёд – вправо и вперёд – влево; сохраняйте прямое положение рук и слегка тянитесь ими вверх; дышите равномерно.

Упражнение 2.

Примите исходное положение:встаньте прямо, ноги на ширине плеч, колени слегка согнуты, стопы развёрнуты наружу, руки в свободном положении.

Из исходного положения поднимите правую руку вверх, левой рукой упритесь в бедро. Выполните с максимально возможной для вас амплитудой наклон туловища влево. Почувствуйте растяжение косых мышц живота и задержитесь в этом положении на 30 секунд.

Расслабьтесь и вернитесь в исходное положение. Выполните упражнение в другую сторону.

Важные моменты:сохраняя прямое положение спины, выполняйте наклон корпуса строго в сторону, не заваливайтесь назад и не наклоняясь вперёд; сохраняйте прямое положение вытянутой вверх руки; поднятая рука должна всегда оставаться в одной плоскости с корпусом, ладонь руки направлена только вниз; дышите равномерно.

Упражнения для мышц ног

Упражнение 1.

Примите исходное положение:сделайте шаг вперёд левой ногой и станьте в выпад. Впередистоящая левая нога согнута в колене, сзадистоящая правая максимально выпрямлена, стопы направлены строго вперёд и плотно прижаты к полу. Руки упираются в колено впередистоящей ноги, корпус слегка наклонён вперёд, спина абсолютно прямая.

Из этого положения медленно отодвигайте назад выпрямленную правую ногу, пока не почувствуете как тянутся мышцы сзади под коленом. Задержитесь в этом положении на 30 секунд. Расслабьтесь и выполните упражнение на другую ногу.

Важные моменты: для эффективной растяжки тканей с более волокнистой структурой таких как сухожилия вам понадобиться больше времени чем 30 секунд; обязательно сохраняйте прямое положение корпуса и не сгибайте колено сзадистоящей ноги; дышите равномерно.

Упражнение 2.

Примите исходное положение: выполните шаг назад левой ногой, согните её в колене и займите положение полуприсед с полунаклоном корпуса вперёд, левая стопа плотно прижата к полу, прямую правую ногу поставьте на пятку, носок максимально оттянуть на себя, упор двумя руками о бедро правой ноги, колени ног соединены вместе. Из этого положения выполните полуприсед так низко, чтобы почувствовать как тянутся мышцы под коленом выпрямленной правой ноги.

Задержитесь в этом положении на 30 секунд. Расслабьтесь и выполните упражнение на другую ногу.

Важные моменты: для эффективной растяжки тканей с более волокнистой структурой таких, как подколенное сухожилие, вам понадобиться больше времени чем 30 секунд; удерживайте прямое положение спины, не сгибайте в колене впередистоящую ногу, для достижения максимальной растяжки старайтесь сильнее оттягивать носок на себя; дышите равномерно.

Так же в игровом стретчинге можно применять мячи, гантели (детские) , упражнения с табуретом, в парах или на гимнастической стенке. Дополнительный инвентарь так же интересен детям, что не мало важно в тренировочном процессе. Упражнения в стретчинге не сложные и дети с лёгкостью с ними справляются конечно с коррективами инструктора.

Регулярная умеренная физическая активность – вот один из самых простых способов сохранить и улучшить своё здоровье. При стретчинге не следует прилагать запредельных усилий, что упрощает работу с детьми

Чем полезен стретчинг?

Напряжение – расслабление - растяжение, отсутствие травм;

Статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость;

Улучшается подвижность суставов;

Растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость;

Снимает мышечное напряжение;

Во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма;

Способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться;

Улучшается пластичность;

Улучшает самочувствие и поднимает настроение;

Укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка.

В моей работе с применением игрового стретчинга, я поняла всю необходимость этой формы работы, применяя стретчинг в парах, развиваем дружеские взаимоотношение, коллективизм. Вся работа проходит с позитивным настроем, что положительно сказывается на всех участниках образовательного процесса.

Все эти показатели очень важны при работе с детьми. Дети стали более улыбчивыми, доброжелательными за год применения игрового стретчинга произошли изменения с гибкостью моих подопечных.

Проводилась диагностика в начале учебного 2011-2012 года, которая включала в себя показания гибкости, они были низкими, а у некоторых вообще нулевыми, а в конце учебного года результаты стали выше, у некоторых ребят прирост 5см, а у некоторых 10 и более сантиметров. Ребята с удовольствием демонстрировали свои умения!

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.

Что меня безусловно радует!

Используемая литература:

1. Растяжка для всех стретчинг

Эстефания Марттинес Нуссио. Москва – Санкт-Петербург «Диля» 2007

2. Стретчинг для здоровья суставов

Фан Чжиюн. Ростов-на-Дону Феникс 2004

Игровой стретчинг "Путешествие цыпленка" для детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Алексеевна Бурчина, инструктор по физической культуре МДОУ "Детский сад № 91" г. Петрозаводск, Республика Карелия.
Описание: Материал способствует интеграции физкультурной и познавательной деятельности.
Пояснительная записка: Стретчинг - упражнения направленные на развитие гибкости, координации, ловкости, формирование правильной осанки, позволяют быстро снять мышечное напряжение. Использование рассказов, сказок, придуманных педагогом, делают занятия стретчингом более интересными для детей, несут в себе познавательную нагрузку. Упражнения можно использовать в качестве физкультминуток, динамических пауз.
Задачи: Продолжать обучать детей различным видам имитационных упражнений игрового стретчинга;
Развивать физические качества: гибкость, ловкость, координацию;
Развивать память, внимание, воображение;
Создавать положительный психоэмоциональный настрой детей на занятиях физическими упражнениями.
Оборудование: коврик на каждого ребенка, аудиозапись с музыкой для занятий аэробикой, маска "Колдун" для подвижной игры.
Ход занятия:
1 часть:
Построение в круг (врассыпную).
Выполнение игрового упражнения: «Мой позвоночник».
Я повторяю по утрам:
«Мой позвоночник гибок, прям!
Когда сижу, лежу, стою,
За позвоночником слежу.
Я позвоночник берегу
И от болезней убегу!»
Перестроение в колонну по одному.
Ходьба на носках, руки за головой.
Ходьба выпадами, руки на поясе.
Ходьба, не сгибая коленей, наклон на каждый шаг, руками тянуться, как можно ниже.
Ходьба с высоким подниманием бедра.
Бег с заданием: по сигналу перекрутиться, продолжить бег в том же направлении.
Ходьба врассыпную.
Выполнение ритмической гимнастики.

2 часть:
Дети берут коврики, занимают удобное положение.
Дети слушают придуманную инструктором историю, по его команде выполняют упражнения соответственно каждому персонажу или предмету, и удерживают позу на пять счетов.
Поза индейца – принимается перед каждым упражнением.
И. П.: Сидя на пятках, спина прямая, руки на бедрах.

Лежало на траве яйцо, и вдруг, скорлупа затрещала, и из него появился на свет маленький цыпленок.
1 упр.: «Яйцо».
И. п.: сидя на пятках, наклониться вперед, обхватить колени руками, лоб прижать к коленям.
Посмотрел цыпленок направо – никого,
Посмотрел налево – никого.
Послушал с одной стороны – ничего не слышно, прислушался с другой, тихо.
2 упр.: «Посмотри, послушай».
И. П.: сидя на пятках, руки на бедрах.
1- посмотреть вправо, (поворот головы);
2 – посмотреть влево, (поворот влево),
3 – наклон головы вправо,
4 – наклон головы влево.
«Кто я такой?» - подумал цыпленок, - «Нужно это узнать, пойду, может кого-нибудь встречу».
3 упр.: «Ходьба».
И. П.: сидя ноги вместе, руки в упоре сзади.
Попеременное движение ступнями вперед-назад.
Увидел цыпленок в траве что-то черное и длинное, подошел. Это была змея.
«Здравствуйте, Вы кто?» - спросил цыпленок. «Я – змея». «А, вы знаете, кто я? Я только сегодня родился и еще не знаю кто я такой». «Ты, птенец и я тебя сейчас съем». Испугался цыпленок и убежал.

4 упр.: «Змея».
И.П.: сидя на пятках.
1 – лечь на живот, ноги вместе, руки перед собой, ладони соединить.
2 – опереться на руки, согнутые в локтях (ладони на уровне плеч),
3 – приподнять верхнюю часть туловища, опираясь на ладони,
4 – удержать положение.
Цыпленок так быстро бежал, что налетел на что-то круглое с иголками. «Чего ты колешься?» - пискнул цыпленок.
«Прости, я не специально», - ответил еж, а это был он.
«Иголками я защищаюсь от врагов».
«Уважаемый еж, а вы не знаете, где я могу найти птиц и как их узнать, я их ищу».
«Они красивые и прекрасно поют», - ответил еж и побежал по своим делам.

5 упр.: «Еж».
И. П.: лежа на спине.
1 – согнуть ноги в коленях, обхватив их руками, лбом коснуться колен.
Пошел цыпленок дальше и увидел большую, зеленую лягушку, которая громко квакала.
Цыпленок подумал: «Какая красивая птица и как красиво поет».

«Здравствуйте, птица!» - сказал цыпленок.
«Нет, я лягушка. Птицы, они летают» - ответила лягушка и ускакала.

6 упр.: «Лягушка».
И. П.: лежа на животе, руки в упоре у плеч,
1 – приподняться на руках, ноги согнуть в коленях, тянуться носками рог к затылку.
Идет цыпленок дальше и увидел бабочку. «Вот она птица, красивая, летает, наверное, и поет так же. Здравствуйте, птица!» - закричал цыпленок.
Бабочка села на цветок и сказала: «Что ты, я не птица, я – бабочка. Я птиц боюсь, они большие, у них перья и хвост, которые им помогают летать быстро и высоко».
Странно, почему одни птицами восхищаются, а другие бояться? Только цыпленок это хотел спросить, а бабочки уже и след простыл. Пошел он дальше.

7 упр.: «Бабочка».
И. П.: сидя, ступни упираются друг в друга, руки на лодыжках. Разводить колени в стороны – вниз.
Увидел цыпленок кошку.
Он ведь не знает, как выглядят перья и подумал: «Вот это птица, большая, красивая, в перьях и с хвостом, лежит, отдыхает».
«Здравствуйте, красивая, большая птица!» «Какая я тебе птица», - потянулась кошка. Она была сыта и решила не трогать цыпленка.
«Птицы летают высоко и не такие уж они и большие. Подними глаза в небо, и ты их увидишь», - потянулась кошка и снова легла греться на солнышке. А цыпленок пошел дальше.

8 упр.: «Кошка» .
И. П.: стоя на четвереньках.
1 –округлить спину, опустив голову и копчик вниз,
2 – прогнуться, приподняв голову и копчик вверх,
3 – спину держать прямо, правую ногу вытянуть назад,
4 – поменять ногу.
Вышел цыпленок на дорожку и поднял голову вверх. Он увидел ласточку. Она летала очень высоко. «Птичка, может я ваш сынок?», - закричал цыпленок, он боялся, что его не услышат. «Нет!» - ответила ласточка. «Но, я, же птенец». «Да! Но ты цыпленок. Иди по дорожке через мостик к старой березе, там ты найдешь своих родственников! Они тебя ждут».
9 упр.: «Ласточка»
И. П.: лежа на животе, ноги вместе, руки под подбородком.
1 – развести руки в стороны, приподнять грудь, голову.
Увидел цыпленок мостик, он бал новый, красивый, деревянный.
10 упр.: «Мостик».
И. П.: сидя, ноги согнуты в коленях, ступни прижаты к полу.
1 – упереться ступнями и ладонями в пол, приподняться над полом.
Перешел через мостик, подошел к старой, скрипучей березе.
11 упр.: «Березка».
И. П.: сидя на полу, ноги согнуты в коленях, сгруппироваться.
1 – толчок ногами, перекатиться на спине до лопаток, опереться руками в поясницу, упор на лопатки, ноги выпрямить вверх.
Наконец цыпленок пришел на птичий двор.
Там были куры, гуси, утки и самый красивый с гребнем на голове, с огромным хвостом и громче всех пел Петух.
Петушок увидел цыпленка издали, и сразу подошел к нему. «Здравствуй, сынок! Мы тебя потеряли, где же ты был?» «Я по свету ходил? А ты, кто?» «Я – Петух, твой отец, а твоя мама – курица, братья и сестры – цыплята».

12 упр.: «Петушок».
И. П.: основная стойка.
1 – стойка на одной ноге, другую ногу согнуть в колене, прижать руками к животу,
2 – и. п.;
3 – стойка на другой ноге,
4 – и. п.
Дети скручивают коврики и убирают на место.
Построение в круг.
Сегодня вы были маленькими волшебниками, выполняли разные превращения, а сейчас среди нас появится колдун, закрывайте глаза.
Педагог надевает маску «колдуна» на голову одного из детей.
П. /И. «Колдун» (2 раза).
Ведущий догоняет игроков, запятнанный останавливается в позе «Звезда» (замирает). Заколдованного может расколдовать любой из игроков (проползти у него под ногами).
3 часть:
Релаксация: «Отдохнем».
Хорошо ли мы лежим,
Мы на это поглядим,
Лежат ровно пятки,
Плечи и лопатки.
Спина ровная, прямая,
А могла бы быть кривая.
Пятками вперед потянулись.
Руки вверх подняли,
Пальцы в кулаки сжали.
Потянулись, улыбнулись.
Глаза открыли,
По-турецки сели.
Подведение итогов занятия.
Вопросы детям:

1. Для чего ежу иголки?
2. Почему бабочка боится птиц?
3. Чем отличаются домашние и дикие птицы? Назовите самое главное отличие.
4. Кого цыпленок встретил первым?
5. Кого цыпленок встретил после кошки?

ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ

КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольника.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится «Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».

Все знают, что заставить ребенка заниматься физическими упражнениями очень трудно. Но это необходимо, поскольку наши дети постоянно испытывают дефицит движения. Заболеваемость с каждым годом растет и «молодеет». Многие дети нашего учреждения страдают хроническими заболеваниями, имеют патологическую осанку.

В настоящее время разработано много интересных и разнообразных

форм физкультурно-оздоровительной работы и здоровьесберегающих

технологий. Мое внимание привлекла методика игрового стретчинга.

Игровой стретчинг – это творческая деятельность, при которой дети

живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребенка и составляет суть стретчинга. Причем все упражнения и занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой или тематической игры, состоящей из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушения осанки и исправить ее, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Манипулирование своим телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Упражнения стретчинга не только развивают тело, но и расширяют пределы психических возможностей человека. Основное различие между упражнениями стретчинга и обычными физическими упражнениями состоит в том, что последние для своего выполнения требуют большого напряжения, а упражнения стретчинга, наоборот, отказываются от движений, требующих напряжения. Не интенсивность, а систематичность упражнений - вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.

Методика игрового стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать заниматься с детьми 4-х летнего возраста. Упражнения, охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры основанной на сценарии по сказочному материалу. На каждом занятии я даю новую игру-сказку, в которой дети «превращаются» в различных животных, насекомых и выполняют в интересной форме сложные упражнения.

Основными принципами организации занятий являются:

    Наглядность – Показ физических упражнений, образный рассказ.

    Доступность – Обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.

    Систематичность – Регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличение количества упражнений, усложнения техники их выполнения.

    Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.

    Индивидуально-дифференциальный подход – Учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.

    Сознательность – Понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

В ходе проведения занятий по игровому стретчингу решаются следующие задачи:

    Обучение детей различным видам имитационных движений игрового стретчинга.

    Обращать внимание детей на точность выполнения движений, передачу характерных особенностей образов.

    Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости, гибкости; развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные способности.

    Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

    Поддерживать интерес детей к занятиям.

    Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма.

    Создание условий для положительного психоэмоцианального состояния детей.

Элементы игрового стретчинга можно включать в любые формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Утренняя гимнастика с элементами игрового стретчинга создает организованное начало, ровное, бодрое настроение у занимающихся.

Сочетание динамических и статичных физических упражнений наиболее

соответствует природе опорно-двигательного аппарата человека и является, лучшим методом тренировки для выработок силы, выносливости, координации движений.

Упражнения методики игрового стретчинга возникли, в основном, на базе упражнений лечебной физкультуры, но отличаются большей статикой своего выполнения, и более игровым характером, введением элементарных, доступных детям навыков концентрация и релаксации, дыхательных упражнений. Эти упражнения доступны всем, кому врачи не запрещают заниматься общефизической подготовкой. Для их выполнения не требуются спортивные снаряды, большие залы, материальные расходы. Их можно выполнять в детских учреждениях и дома, в группах и индивидуально.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.

1. Игровым стретчингом можно заниматься индивидуально или в группе.

При групповых занятиях обязательно учитывать возрастные особенности

детей.

2. Время проведения занятий тоже зависит от возраста детей: 3-4 года – 25-30

минут; 5-6 лет – 40 минут; 6-7 лет.

3. Заниматься лучше всего в хорошо проветренном помещении. Коврик для

занятий должен быть удобным и иметь приятный для ребенка цвет.

4. Старайтесь, чтобы дети соблюдали принцип постепенности. Не стоит

спешить во время занятий.

5. Помните, что все упражнения основаны на чередовании напряжения и

расслабления мышц.

6. Следите за тем, чтобы подряд не выполнялись несколько упражнений на

сходные группы мышц.

7. В каждом занятии обязательно сочетание динамических и статических

форм работы мышц.

Соблюдайте в занятиях принцип регулярности.

8. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Если ребенка заставлять. То пользы

от этого занятия не будет никакой. Об этом свидетельствуют исследования американских физиологов. Физические упражнения полезны для здоровья

только в том случае, если выполняются добровольно.

9. Педагогу необходимо уважать своих детей.

Игровые упражнения стретчинга способствуют тренировке всех функций организма. Это - напряжение – расслабление - растяжение, отсутствие травм; - статическое растягивание, значительно улучшает нашу гибкость; улучшается подвижность суставов; растягивая мышцы, мы увеличиваем нашу гибкость и ловкость; снимает мышечное напряжение; во время занятий статическим растягиванием происходит гармоничное и естественное развитие и укрепление систем и функций организма; способствует лучшей координации движений, повышает способность двигаться; улучшается пластичность; появляется артистизм - улучшает самочувствие и поднимает настроение; укрепляются мышцы спины, тем самым появляется красивая осанка.

Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26»

Галдаева Юлия Олеговна,

Кемеровская область, г.Анжеро-Судженск

Игровой стретчинг

для малышей.

ЧТО ТАКОЕ ИГРОВОЙ СТРЕТЧИНГ?

Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц.

Игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме. Упражнения стретчинга носят имитационных характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений, подобранных таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание и т.д.

Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Самоманипулирование телом в медленном, а значит, безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.

Методика стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать с 4-х лет. И очень важно заниматься с детьми дошкольного возраста, тем более, что в дошкольных учреждениях дети обучаются упражнениям стретчинга в игровой форме.

Занятия игровым стретчингом с детьми от 4-х лет показывают стабильно высокие результаты: дети гораздо меньше болеют, становятся более открытыми для общения не только со взрослыми, но и между собой. А близкие и понятные детям образы сказочного мира позволяют легко выполнять непростые физические упражнения. Упражнения направлены на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитываются выносливость и старательность.

После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Начинаем рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее.

Типичное занятие игровым стретчингом выглядит так.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «УТЕНОК КРЯК»

После ходьбы и разминки дети выполняют упражнение «Зернышко» для подготовки позвоночника к основной нагрузке.

Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! – руки через стороны опустить вниз.

После этого дети садятся в позу «Индеец», в которой находятся все время между выполнением упражнений. (Сесть на пятки, руки положить на бедра, локти развести в стороны. Представить себя вождем индейцев с гордой осанкой и все время за ней следить.) Далее начинается игра…

– Жил-был на большом дворе утенок. Звали этого утенка Кряк. Утенок Кряк очень любил плавать и купаться и мог целыми днями плескаться в большой луже прямо посреди двора. Вода в луже всегда была теплая, и лужа была такая большая, что утенку казалось, будто он отважный капитан, который плавает по океану.

Однажды на двор, где жил Кряк, залетела дикая утка и стала рассказывать, что недалеко есть чудесное Голубое озеро с чистой и прозрачной водой. Утенку так захотелось увидеть это озеро, что он решил отправиться в путь и обязательно в нем поплавать.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ХОДЬБА»

предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки. (И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади – высокий упор. Попеременно тянуть носки на себя, придерживаясь ритма музыки. Дыхание произвольное.)

Шел утенок, шел и дошел до луга. А трава на лугу высокая, густая – никак не разглядеть Кряку, куда идти дальше. Опечалился утенок: «Неужели придется идти назад и я не увижу Голубого озера?» Вдруг видит – летит бабочка.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «БАБОЧКА»

усиливает внутриполостное давление, что оказыва-ет сильное воздействие на органы брюшной полости. Создавая общее напряжение в ногах и бедрах, стимулирует действие подкожных нервов.

(И.п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развернутые колени до пола. Задержаться нужное время. Поднять колени с пола. Дыхание произвольное, движения динамичные.)

Эй, бабочка, постой! – закричал Кряк.

Чего тебе, утенок? – спросила бабочка.

Милая бабочка, не могла бы ты показать мне дорогу к Голубому озеру?

Хорошо, – согласилась бабочка, и они отправились в путь.

Но не успели пройти и пяти шагов, как вдруг откуда-то сбоку послышалось шипение, и прямо перед ними дорогу перегородила змея.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ЗМЕЯ»

повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягиваются. В результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы обильно снабжаются кислородом и питательными веществами, что способствует улучшению их работы. Преодолевается скованность позвоночника и его деформация. Активизируется работа почек, улучшается мозговая деятельность, нервная проводимость. Отгибание головы назад способствует притоку крови к миндалинам, что помогает при простудных заболеваниях, ангинах.

(И.п. – лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот лежит на полу. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в исходное положение. Вдох в первой фазе, выдох во второй.)

Почему вы так шумите и не даете мне отдыхать после обеда? – грозно прошипела змея.

– Извините нас, пожалуйста, госпожа змея. Я ищу дорогу к Голубому озеру, и вовсе не хотел вас тревожить, – пролепетал испуганный утенок.

Ладно, повезло тебе, утенок, что я сыта, – проворчала змея и уползла.

Кряк обернулся по сторонам в поисках бабочки, но ее нигде не было видно. Очень огорчился утенок Кряк и совсем уже хотел повернуть обратно домой, как вдруг увидел высоко в небе птицу и побежал за ней.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ВЕЛОСИПЕД»

оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета. Восстанавливает и очищает органы пищеварения.

(И.п. – лечь на спину, руки положить за голову. Поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное, дыхание произвольное.)

Птичка, ты не знаешь, где Голубое озеро? – как можно громче закричал утенок. – Отведи меня к нему, пожалуйста!

Хорошо, утенок, беги за мной, – ответила птица.

И Кряк быстро побежал за летящей птицей.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ПТИЦА»

растягивает мышцы спины и ног, воздействует на поясничные нервы. Предупреждает функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезенки. Улучшает гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него. Способствует увеличению роста.

(И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги развести как можно шире, носки оття-нуть, руки соединить за спиной «полочкой», спина прямая. Раз! – взмах руками, наклон к правой ноге, стараемся дотянуться до носка, задерживаемся. Два! – возвращаемся в и.п. Три! – тот же наклон к левой ноге, Четыре! – и.п. Вдох при взмахе, выдох при наклоне.)

Очень скоро луг кончился, и перед утенком открылось чудесное озеро. Вода в озере была чистая, прозрачная, и в ней отражалось голубое небо. На берегу сидела большая рыжая кошка, которая что-то высматривала в воде и не заметила утенка.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «КОШКА»

избавляет от скованности позвоночника и его деформации. Помогает детям разработать мимические мышцы и выражение эмоций.

(И.п. – стать на четвереньки, спина прямая. Раз! – поднять голову, макси-мально прогнуть спину. Два! – опустить голову, максимально выгнуть спину. Вдох во 2-й фазе, выдох в 1-й.)

Кряк подошел к кошке поближе и увидел, что та следит за плавающими в воде рыбками и хочет какую-нибудь из них поймать.

Ах ты, хитрюга! – крикнул утенок, схватил лежащую на берегу веточку и бросился к кошке.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «ВЕТОЧКА»

улучшает гибкость позвоночника, способствует увеличению роста. (И.п. – лечь на спину, ноги вместе, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. Не сгибая колени, медленно поднять ноги в вертикальное положение, стараясь сохранять носки оттянутыми. Задержать нужное время. Вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)

Когда кошка увидела рассерженного утенка с веточкой в клюве, она так ис-пугалась, что со всех ног бросилась бежать, только ее и видели! Тут из воды показалась рыбка и поблагодарила утенка за то, что он спас ее с друзьями.

ЗАНЯТИЕ ИГРОВЫМ СТРЕТЧИНГОМ «РЫБКА»

повышает внутриполостное давление, улучшает нервную проводимость, мозговую деятельность. (И.п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки согнуть в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч. Раз! – плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Два! – вернуться в и.п. Вдох в 1-й фазе, выдох во 2-й.)

Кряк вдоволь наплавался в озере и после этого каждый день приходил к своим друзьям рыбкам. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывают, что она убежала далеко-далеко и всем на свете рассказывала про храброго утенка Кряка.



  • Разделы сайта