Художественная гимнастика и сродны видов спорта. Презентация по разделу "Гимнастика" на тему "В чем различия художественной и спортивной гимнастики". Что представляет собой художественная гимнастика

Спорт в искусстве


И. Чайков, скульптор






Тема спорта в живописи:







Заботин. Балтийская регата

М. Курзин. Баскетбол М.






В. Вальцефер. Гимнастки

Творчество А. А. Дейнеки:



А. Дейнека :



А. Дейнека. Снегурочка

Дейнека. «Баскетбол».


Творчество Д. Д. Жилинского:


Творчество А.Н. Самохвалова:

Тема спорта в плакате:


Т. Слободская. На коньки!

Тема спорта в скульптуре:


И. Чайков. Парашютист


А. Дейнека






Тема спорта в кинематографе:

«Штрафной удар»


Место нахождения:



Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина




Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

О"Махоуни, М.


Место нахождения:

Спорт в искусстве

Спорт всегда был излюбленной темой всех видов пластического искусства, особенно скульптуры. В своих произведениях художник не только воплощает красоту тренированного человеческого тела, динамизм спортивной схватки, но и творчески раскрывает внутренний облик человека в момент высочайшей его собранности, волевого напряжения, спортивного подвига.
И. Чайков, скульптор

В глубокой древности спортивная тема не была выделена из рамок ритуальных религиозных обрядов. Таковы египетские рельефы и фрески с изображением танцовщиц или акробаты с быком на прославленном фрагменте росписи Кносского дворца на Крите.

Кулачный бой. Фреска из острова Санторин (Фера).

Даже на мастеров слова спорт и произведения искусства о спорте произвели впечатление, известен такой случай. В 1836 году в Петербурге на академической выставке экспонировались две статуи: «Парень, играющий в свайку» А. Логановского и «Парень, играющий в бабки» Н. Пименова. Скульптуры пришлись по душе А. Пушкину. Он написал тут же два экспромта. На статую «Парень, играющий в свайку» А. Логановского:

Юноша, полный красы, напряженья, усилия чуждый,
Строен, легок и могуч, - тешится быстрой игрой!
Вот и товарищ тебе, дискобол! Он достоин клянуся,
Дружно обнявшись с тобой, после игры отдыхать.

Идея Пьера де Кубертена объединить спорт и искусство стала одним из основных принципов Олимпийского движения.
Зрелищность, состязательность сделали спорт интересным для кинематографа, красота движений, трудность тренировок, радость победы и грусть поражения зафиксировали фотографии. Известны фотографии спортивной тематики Александра Устинова (1909 - 1995), Льва Бородулина (род. 1923) Бориса Игнатовича (1899 - 1979)



На музыку переложили силу, стремительность, эмоции спорта. Время великих спортсменов и великих песен о спорте, когда развитие спорта поддерживалось на государственном уровне – это эпоха СССР. Не отставали от чиновников поэты и композиторы, посвящавшие свои песни спорту. Много песен сложено на стихи Н. Добронравова и музыку А. Пахмутовой («Трус не играет в хоккей», «Герои спорта», «Богатырская сила» В. Высоцкий («Утренняя гимнастика», «Марафон», «Вес взят!», «Песенка про прыгуна в высоту» , "В хоккей играют настоящие мужчины", «Мы-спортсмены», «Спортивный марш»

Тема спорта в живописи:


Д. ван де Бремден, Зима, 1650 г. П.


Пикассо. «Игрок в футбол», 1905 г.


К. Сомов. Зима. Каток 1915 г.


В. Шварц. Сцена из домашней жизни русских царей (Игра в шахматы)

В. Шварц - родоначальник историко-бытового жанра в русской живописи, изобразил царя Алексея Михайловича за игрой в шахматы с одним из бояр. Это было любимое развлечение царя в кругу близких ему людей, с которыми он любил уединяться в вечернее время. Игра пользовалась при дворе такой популярностью, что в Оружейной палате состояли на службе особые мастера, занимавшиеся изготовлением и починкой шахмат.



Заботин. Балтийская регата

М. Курзин. Баскетбол М.


И. Городецкая. Весенний кросс.


Н. Загреков. Метатель копья на Олимпийских играх.


Талашенко. Портрет мастера спорта по фехтованию


В. Рогачев. Предстартовые указания. Лыжники


В. Вальцефер. Гимнастки

Творчество А. А. Дейнеки:


Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969) - советский живописец, график и скульптор, педагог, Народный художник СССР.
Дейнека увлеченно занимался различными видами спорта: много играл в футбол, плавал и занимался в секции бокса Вхутемаса, под руководством знаменитого тренера А.Ф. Гетье. Тренер считал, что если бы не увлечение живописью, то из Дейнеки получился бы великолепный боксер. Для Дейнеки важен не столько сюжет – спортивное соревнование, а то богатство острых и динамичных ракурсов, которое оно представляет. То, как раскрывается человеческое тело в движении.

А. Дейнека :
«…Позирующая натура не может длительное время (1-2 часа) держать одно и то же движение, не говоря уже о внутренней убедительности жеста. Ведь, например, писать три часа подряд рывок бегуна нельзя, в беге на сто метров момент рывка на старте длится мгновение, и удержать долго время, не сфальшивив, это движение натура не может.
Поэтому я иду на стадион, на ринг и там в набросках нахожу то, что характерно для данного движения изображенной мной натуры. Я также делаю там ряд нашлепок-этюдов, в них я нахожу и определяю, как живописное тело смотрится на фоне неба, зелени, земли».


А. Дейнека. “Эстафета по Садовому кольцу”


А. Дейнека. Снегурочка

Дейнека. «Баскетбол».


Творчество Д. Д. Жилинского:


Дми́трий Дмитриевич Жили́нский (род. 25 мая 1927) - советский и российский художник-живописец и график, педагог, профессор.

Как рассказывал сам Д. Жилинский, «Гимнастов» я писал два года. Ездил за ними, рисовал, они мне позировали». Картина «Гимнасты СССР» Дмитрия Жилинского – это картина-портрет, где происходит своеобразная индивидуальная настройка мысли, воли, чувства. Это видно в лицах, ощутимо в выразительности жестов. Ясность и четкость композиции, острота ракурсов, чистота цвета психологичны. Среди изображенных - подлинные герои спорта. В их числе: на дальнем плане Полина Астахова, трехкратная олимпийская и двукратная чемпионка мира; Борис Шахлин, «железный Шахлин», как его называли спортсмены и зрители за мужество и волю к победе, трехкратный олимпийский и двукратный чемпион мира; Юрий Титов, олимпийский чемпион и абсолютный чемпион мира, впоследствии президент международной федерации гимнастики. Произведение отличается повышенным интересом к выражению индивидуальности каждого, что вполне соответствует духу времени середины 1960-х годов.

Творчество А.Н. Самохвалова:

Александр Николаевич Самохвалов (1894 1971) - крупнейший советский художник, живописец, график, прикладник, монументалист.

Для Самохвалова-художника физкультура была радостью бытия, той радостью, которая накапливала потенциал преодоления трудностей в борьбе за построение новой жизни, той радостью, которая воспитывала любовь к человеку и ко всему человеческому, любовь к солнцу, к природе, к миру для всех. Поэтому у него так много работ, посвященных спортивным праздникам, спортивной молодости.

Особенно удавались художнику образы «героинь труда и спорта» («Девушка в футболке», «Девушка с ядром») – образы, полные мажорного пафоса и в то же время по-своему сюрреального, почти «мифологического» обаяния; это своего рода таинственные современные богини, окруженные романтическим ореолом.

Физкультура, ставившая своей задачей воспитание здорового жизнерадостного человека, тесно связанного с коллективом, приводила меня к таким образам, как «Спартаковка» и образы серии «Радость жизни».

Тема спорта в плакате:

Неотъемлемой частью подготовки человека к любым трудностям становится спорт в годы СССР, что ярким лейтмотивом отражается в произведениях искусства того времени. Советский Союз добился очень многого в спорте, а в некоторых видах состязаний ему просто не было равных. Поэтому всё, что носило спортивную тематику очень ценилось людьми того времени. Спортивная открытка и плакат советской эпохи всегда идеологически выдержаны и отражает наиболее значимые моменты и достижения отечественного спорта.

Плакат «На зарядку – становись!» исполнен во второй половине 1950-х годов, воплощает приподнятую атмосферу тех лет. Перед страной поставлена цель построения нового общества, не за горами победа коммунизма, юные пионеры должны быть здоровыми и сильными, чтобы вдохновенно строить это светлое будущее. Изображенные в едином порыве, дети в красных галстуках подспудно вызывают воспоминание о «Рабочем и колхознице» В.Мухиной.

М. Митряшкин. На зарядку – становись!

В. Каленский. Плакат Солнце, воздух и вода

Нестерова-Берзина, О. Нестерова.Молодёжь, на лыжи! Множат силы для труда!


Т. Слободская. На коньки!

В 1970-80-ые годы спортивная тема получает новое звучание в искусстве. Теперь авторы намеренно снижают победно-героический пафос и эмоциональную приподнятость творчества. Их герои забавны и порой откровенно смешны. Многие работы (например, «Регбисты» Владимира Видермана, «Игра в мяч» Владлена Гаврильчика, «Летающий лыжник» М.Дронова, «А судьи кто?...» Б.Черствого) выполнены не только с оттеками иронии, но и в пародийном жанре.

Тема спорта в скульптуре:

Иосиф Чайков (1888 - 1979) - советский российский скульптор, заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), профессор. Монументально-декоративные работы Чайкова отмечены динамикой композиции.

Начиная со второй половины 20-ых годов, темы физической культуры и спорта в его творчестве становятся определяющими. Как говорил сам скульптор, для него спортивная тема – не просто предлог для демонстрации натренированного тела, но прежде всего «активное выявление безграничных возможностей человеческой воли».

В своей наиболее плодотворной теме – «физкультура и спорт» - И. Чайков особенно последовательно и скурпулезно опирался на созданную им теорию «обыгрывания пространства между фигурами». Мастер стремился к скульптуре цельной, насыщенной, уплотненной. «Футболисты», «Волейбол», «Бег с препятствиями», «Аквалагистка», «Баскетбол», «Мотоциклист». Как объяснял автор, спортивные действия отличаются глубокой пластичностью, разные виды спорта представляют различные типы движения, необходимо найти средства для преодоления ощущения тяжести в пространстве, чтобы вещи «жили», а не только изображали застывший миг.

Бурное развитие парашютизма в СССР в 1930-е годы, массовый интерес к этому новому, во многом технически революционному для того времени виду спорта, по-видимому, обусловили интерес скульптора к этой теме. Передать движущееся в воздушном потоке, соприкасающееся с земной опорой тело в момент приземления – такую сложную пластическую задачу решает скульптор в работе «Парашютист». Спиралевидная композиция скульптуры подчеркивает динамизм образа.


И. Чайков. Парашютист


А. Дейнека
пробовал себя и в скульптуре. При работе над скульптурами, Дейнека постоянно советовался, делился своими художественными замыслами с мастерами спорта – Градополовым, Васильевым, братьями Старостиными, сестрами Второвыми. Дейнека часто называл их «разговаривающими натурщиками». Многие решения композиций были подсказаны ему именно спортсменами. Художник восхищался искусством древних греков, постигших красоту человеческого тела в движении. Особенно примечательна скульптура «Эстафета».



А. Чиркин. Наездница Петушкова

Изображение известной советской спортсменки, заслуженного мастера спорта СССР по конному спорту, чемпионки СССР, мира, Олимпийских игр по конной выездке Елены Петушковой верхом на коне по имени Пепел в момент состязаний.

В композиции Рогайшиса две фигурки очень красиво соединены ритмом движения и жестов. У пространственной группы, по сути дела, лишь две точки опоры: правая нога девушки и левая юноши. Ритм рук спортсменов помогает ощутить стремительность бега. Торсы изображены не параллельно, а под небольшим углом друг к другу, голова юноши, передающего эстафетную палочку, откинута назад, и это разнообразит движение. Пластическими средствами автору удалось передать характерные черты юности 1960-х. Исполненная в жанре мелкой пластики, композиция смотрится достаточно монументально.


Оригинально, с оттенком легкой шутливости обыграна тема спорта в работе латвийской художницы. Семь сидящих на скамье и стоящих рядом с ней в разных эмоциональных состояниях фигурок болельщиков складываются в забавную жанровую сценку, подсмотренную автором на каком-то спортивном состязании или матче. Бережное отношение к естественному цвету глины, акцентирование ее мягкого розового тона – все это создает особую эмоциональную атмосферу произведения.

Тема спорта в монументальном искусстве:

В творчестве А. Дейнеки немаловажную часть составляли монументально-декоративные работы. Мастер создал 34 мозаичных панно для станции метро Маяковская в Москве на тему «Сутки советского неба» (1938). В них он отразил основные увлечения эпохи – парашютный и авиамодельный спорт, прыжки с трамплина и легкую атлетику, волейбол и плавание. В 1943 году им же были выполнены 7 мозаичных панно для станции Новокузнецкая, где также нашла отражение тема советского спорта.

А. Дейнека. Прыжок ночью на парашюте.


А. Дейнека. Игра в мяч. Мозаика на станции метро Маяковская

Тема спорта в кинематографе:

Футбольная команда «Синие стрелы» вышла в финал соревнований между заводскими командами. На игру со своим соперником, командой «Вымпел», было решено отправиться теплоходом. Матч должен состояться в городе Сухуми. Во время путешествия на теплоходе разыгрывается самая настоящая любовная драма. Запасной игрок «Синих стрел» Вася Веснушкин, влюбленный в гимнастку Валю, считает, что девушка больше внимания уделяет его старшему брату, звезде команды. А тот, вместо того, чтобы готовиться к игре, повздорил с пожилым профессором, который на деле оказался молодым актером Светлановым. И таких метаморфоз на теплоходе будет немало, прежде чем ребята доберутся до своего решающего поединка.

«Штрафной удар»

Спортивная комедия о предприимчивом сельском руководителе Кукушкине, который получает задание поднять авторитет спорта на селе и выполняет поручение нетривиальным способом. Мужчина приглашает в местную команду профессиональных спортсменов, естественно, под вымышленными именами. Они должны выступать на областной спартакиаде сельских физкультурников. Но случается непредвиденное: по дороге команда знакомится с корреспонденткой газеты Людмилой Миловановой. Кажется, скандала не избежать, и Кукушкин получит Штрафной Удар.

Фильм «Третий тайм» основан на реальных событиях - так называемом футбольном «матче смерти» между командой советских военнопленных (бывших «динамовцев») и немецкой командой, который состоялся 22 июня 1942 года в Киеве. Советским футболистам пообещали свободу только при условии, если немецкие спортсмены одержат победу. В противном случае их ожидала смерть. Экранизация повести «Тревожные облака» советского писателя Александра Борщаговского. В 1963 году в СССР фильм посмотрели 32 миллиона зрителей.

После сокрушительного поражения студенческая команда гребцов Московского авиационного института разваливается. Главный тренер открещивается от поражения и уходит из команды, забирая с собой лучших спортсменов. Оставшиеся спортсмены деморализованы крупным проигрышем. Но команду решено возродить. Тренером нового сбора гребцов становится преподаватель гидродинамики. Человек не из спорта, Николай Львович Борисов решает подойти к процессу тренировок с научной точки зрения. Он разрабатывает особый метод гребли. Поможет ли это его команде достичь успеха, покажет крупное и самое важное соревнование - Королевская регата.

Тренер по лыжному спорту Степан Михайлович Чудинов уходит из профессии после разногласий с Федерацией спорта и профессиональными неудачами его подопечных. Чудинов уезжает в далекий город Земногорск, где судьба вновь сталкивает его со спортом. Степан Михайлович знакомится с Натальей Скуратовой, бывшей профессиональной лыжницей, ушедшей из спорта после сокрушительного поражения во всесоюзных соревнованиях. Увидев в своей новой знакомой огромный нераскрытый потенциал, Чудинов вновь решает тренировать. Фильм «Ход белой королевы» посвящен победе советских спортсменов на Чемпионате мира по лыжам в Высоких Татрах.

Героиня фильма обладает уникальным талантом пловчихи, который помогает ей довольно легко показывать рекордное время на тренировках в «родном» бассейне. Но на соревнованиях при заполненных трибунах девушке никак не удается преодолеть барьер страха. Сможет ли она справиться с собой и победить на международных соревнованиях?

Америка периода «Великой депрессии». Ежедневно унылые люди выходят из своих домов в поисках хоть какой-то работы. А некоторые отправляются пытать счастье на ипподром. Ставки делаются небольшие, но их много. Слепнущий жокей берется объездить негодную для скачек лошаденку и даже борется вместе с ней за призовой кубок. Сентиментальная, душещипательная драма о торжестве справедливости и нереально чутких людях

Спортивный байопик. Его называли Чемпион чемпионов. О силе и волевом характере Поддубного слагали легенды. И в 50 великий борец играючи одолевал молодых атлетов, а вопросах чести и справедливости не знал компромиссов. И лишь любовь смогла уложить Русского Богатыря на обе лопатки. Для главной роли в фильме «Поддубный» Михаил Пореченков набрал 25 килограмм веса.

Биографическая драма о советском хоккеисте Валерии Харламове. 2 сентября 1972 года в Монреале хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3 победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной Суперсерии СССР - Канада. Это была не просто игра, это была битва за свою страну, которая перевернула мировое представление о хоккее. Валерий Харламов, забивший в том матче две шайбы, мгновенно взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта - упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из номера 17 легенду мирового хоккея.

Документальная лента о подготовке к Паралимпийским играм 2012 года, в которых приняли участие одноногая немецкая пловчиха, безрукий американский лучник, парализованный чемпион по бочче из Греции и другие спортсмены.

Вместо традиционного документального авторы обращают внимание зрителей на отдельные истории, которые происходили во время соревнований. Хотя камеры зафиксировали трагическую смерть израильских атлетов, фильм остается вне политики и является данью духу олимпийского движения. События представлены глазами восьми великих режиссеров, каждый из которых рассказал о том, что его больше всего интересовало. Мировая премьера киноленты «Глазами восьми» состоялась в мае 1973 года.

Сюжет фильма «Всеми силами» основан на реальной истории. В свои 17 лет Жюльен, как и все подростки, обожает приключения и хочет получать как можно больше острых ощущений. Однако парень прикован к инвалидному креслу и не может воплощать свои мечты в реальность. Но вот однажды Жюльен узнает, что его отец Поль 25 лет назад принимал участие в триатлоне «Ironman», и просит его вместе принять участие в аналогичном соревновании «Железный человек Ниццы». А это - одно из самых сложных спортивных соревнований во Франции. Отец отказывается помочь сыну, и тогда Жюльен находит другой способ поучаствовать в триатлоне.

По мотивам одноименной повести Бориса Алмазова. Действие фильма происходит в Ленинграде. Двоечник Игорь Пономарев по кличке «Панама» начинает увлекаться конным спортом и получает уроки мастерства у пожилого жокея Дениса Платоновича. Его новый друг - конь по кличке Конус - меняет всю жизнь мальчика.

В фильме рассказана история простого парня Антона Кандидова. На сельскохозяйственных работах он перевозит по Волге арбузы на лодке. Заметив, как ловко Антон ловит и грузит арбузы, ему говорят, что он мог бы стать вратарём и играть в футбол. Александр Дейнека. Живопись. Графика. Скульптура. Мозаика [Текст] : альбом / авт. вступ. ст. и сост. В. П. Сысоев. - Л. : Аврора, 1982.
Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

[Звукозапись] : [сборник: записи 1935-1962 гг. : 6+] / ИДДК; [исполняют: Клавдия Шульженко и др.]. - Москва: Агентство, 2014.
Советские песни о спорте. Веселые, жизнерадостные, любимые и хорошо знакомые! Сборник песен, которые строить и жить помогали. Записи 1935-1962 гг.
Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

Спорт. Музыка. Грация: Художественная гимнастика [Текст] . - М. : Физкультура и спорт, 1984.
Место нахождения: зал техники, спорта и сельского хозяйства ЦГБ им. А.С. Пушкина
Спорт в советском изобразительном искусстве [Текст] . - М. : Совет. художник, 1980. - 20 с., ил. - 8-20.
Место нахождения: зал литературы по искусству ЦГБ им. А.С. Пушкина

О"Махоуни, М.
[Текст] : физическая культура - визуальная культура / Майк; Майк О"Махоуни; [пер. с англ. Е. Ляминой, А. Фишман]. - М. : Новое лит. обозрение, 2010.
Советский спорт - больше, чем спорт. Он был важной частью идеологии, политики, культуры, а по репрезентациям физкультуры и спорта можно проследить всю историю СССР, лучше понять, какими были установки государства и устремления общества. Майк О"Махоуни раскрывает сложные взаимоотношения между спортом как официально одобренной социальной практикой и спортом как культурным продуктом. Он анализирует работы А. Родченко и Д. Ветрова, А. Самохвалова и А. Дейнеки, Комара и Меламида, Г. Брускина и многих других художников, рассказывает о физкультурных парадах и производственной гимнастике, олимпиадах и спартакиадах, о метростроевцах и стилягах.
Место нахождения: зал техники, спорта и сельского хозяйства ЦГБ им. А.С. Пушкина

В числе самых распространенных современных видов гимнастики - спортивная и художественная. В чем заключаются их особенности?

Что представляет собой спортивная гимнастика?

Данный вид гимнастики предполагает выполнение спортсменами различных упражнений на гимнастических снарядах. Таких как, например, брусья, бревна, кольца, перекладины. Также могут использоваться различные приспособления для опорных прыжков, вольных упражнений. В ряде случаев выступления атлетов в рамках соответствующей дисциплины проходят под музыку - например, в вольных упражнениях.

Спортивная гимнастика

Фактически спортивная гимнастика - один из древнейших видов спорта. Историки выяснили, что первые гимнастические упражнения появились даже еще раньше Олимпийских игр в Древней Греции.

В современном виде основные дисциплины, которые входят в спортивную гимнастику, стали известны в конце 19 века. В 1881 году была сформирована Международная федерация гимнастики. В 1896-м этот вид спорта был включен в программу Олимпиады. С 1903 года проводятся мировые первенства по спортивной гимнастике.

Рассматриваемый вид спорта активно развивался в СССР, а затем и в современной России. С конца 1920-х годов проводились национальные первенства Советского Союза по гимнастике. Различные ее упражнения были включены в школьные программы по физкультуре. Спортсмены СССР и России становились многократными победителями международных соревнований по гимнастике.

Победителей в состязаниях по этому виду спорта определяют судьи на основании как объективных, так и субъективных критериев оценки выступлений спортсменов.

Судьи в данном случае работают в 2 группах. Те, которые относятся к первой, оценивают сложность выполняемого спортсменом гимнастического упражнения. Обычно это 2 специалиста. Судьи из второй группы смотрят на технику, а также качество исполнения упражнений. Таких специалистов в судейской бригаде обычно 6.

На основе выставленных оценок в обеих группах судей формируется общий балл для гимнаста. При этом специалисты, относящиеся к 1-й группе, выставляют единую оценку. Те судьи, что работают во 2-й бригаде, выставляют независимые баллы, лучший и худший из которых не учитываются, а на основе других оценок выставляется средний балл.

Если говорить о командном первенстве, то оценки, получаемые отдельными спортсменами, суммируются. При этом в зачет могут идти не все результаты, показываемые гимнастами. Так, например, на квалификационных этапах Олимпиады выступает, как правило, 5 спортсменов, в то время как в зачет идет 4 самых высоких оценки. В финальных этапах, в свою очередь, выступает 3 спортсмена, и все их оценки учитываются при подсчете итогового балла. Всего в олимпийской команде гимнастов может выступать 6 атлетов.

Каждое гимнастическое упражнение делится на 3 этапа - начало, основную часть, а также завершение (фактически представленное соскоком со спортивного приспособления). Судьи могут оценивать их отдельно. Если какой-либо этап упражнения будет выполнен не слишком удачно, сумма общих баллов может значительно уменьшиться.

Что представляет собой художественная гимнастика?

Данный вид спорта предполагает выполнение спортсменами различных упражнений под музыку. При этом могут использоваться разнообразные виды легкого инвентаря - такие как, например, скакалка, обруч, лента. На крупнейших мировых соревнованиях практически не распространена художественная гимнастика без соответствующих предметов. Выступления спортсменов в рамках рассматриваемой дисциплины проходят на специальном ковре величиной 13 на 13 метров.

Художественная гимнастика - исключительно популярный вид спорта в России, а также многих других постсоветских странах. Распространен он и в Канаде, Испании, Японии, Израиле. Очень интересна история данной дисциплины.

Современная художественная гимнастика как соревновательный вид спорта сформировалась в СССР к началу 1940-х годов. До того в нашей стране были созданы квалифицированные школы этого гимнастического искусства. В 1941-м прошел чемпионат Ленинграда по рассматриваемой спортивной дисциплине. В годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы соревнования не проводились. Но уже в 1948-м прошел Всесоюзный чемпионат по художественной гимнастике.


Художественная гимнастика

В 1960-х годах стали проводиться международные соревнования по рассматриваемой дисциплине. В олимпийскую программу спортивная гимнастика была включена в 1980-х годах. Решение об этом было принято по окончании Олимпиады в Москве. В 1984-м, на Играх в Лос-Анджелесе, были разыграны первые олимпийские комплекты наград по художественной гимнастике. Правда, спортсмены из страны-родоначальницы дисциплины в данных соревнованиях не участвовали по политическим причинам, и первой обладательницей олимпийского золота по художественной гимнастике стала спортсменка из Канады.

Но уже на следующих Играх, в Сеуле, сборная СССР была одной из ведущих команд в выступлениях в рамках рассматриваемой спортивной дисциплины. Наши спортсмены тогда взяли золото. На всех последующих Олимпиадах - в Барселоне, Атланте, Сиднее, Афинах, Пекине, Лондоне - представительницы России также завоевывали награды высшей пробы в художественной гимнастике.

В отдельные периоды очень мощную конкуренцию спортсменам из СССР составляли гимнасты из Болгарии. Они считались сильнейшими в мире и были наиболее частыми победителями международных соревнований в 60-х и 80-х годах.

В начале 1990-х лидерство в мировой художественной гимнастике перешло к спортсменам с Украины. Но в конце десятилетия прекрасных результатов начали добиваться и российские гимнасты. Сейчас Россия считается мировым лидером в рассматриваемой дисциплине.

В основном в соревнованиях по художественной гимнастике участвуют женщины. Но, к примеру, в Японии данным видом спорта занимаются и мужчины.

Выступления в художественной гимнастике оценивают 3 группы судей.

Первая отвечает за выставление баллов за трудность выполняемых упражнений. При этом в рамках данной бригады выделяют 2 подгруппы судей - ту, что оценивает собственно технику исполнения, а также ту, что оценивает технику обращения спортсмена с предметом. Впоследствии по баллам, которые выставляют судьи первой группы, подсчитывается среднее арифметическое.

Вторая бригада судей оценивает артистизм спортсменов и хореографию. Третья группа специалистов оценивает исполнение. При этом они могут уменьшать баллы в случае ошибок гимнастов.

Все оценки, выставленные 1, 2 и 3 группой судей, суммируются и определяют итоговый балл гимнаста на выступлении.

Сравнение

Есть, конечно же, не одно отличие спортивной гимнастики от художественной. Разницу между рассматриваемыми видами спорта можно проследить во многих аспектах.

Спортивная гимнастика предполагает выполнение упражнений главным образом с использованием различных снарядов и приспособлений. Художественные выступления проходят с задействованием изящных и легких предметов в соответствии с хореографической программой. Но нужно отметить, что многие упражнения и в спортивной гимнастике проходят под музыку.

Разнятся принципы оценки работы гимнастов на соревнованиях. В первой дисциплине, в частности, не играют значительной роли артистизм и хореография.

Спортивная гимнастика - древнейший вид спорта. Художественная - сравнительно молодая дисциплина.

Спортивная гимнастика популярна как у мужчин, так и у женщин. В художественной основная часть спортсменов - дамы.

В спортивной гимнастике значительна силовая составляющая. В художественной в большей степени важны гибкость спортсмена, его ловкость.

Определив, в чем разница между спортивной и художественной гимнастикой, отразим выводы в таблице.

Таблица

Спортивная гимнастика Художественная гимнастика
Предполагает выполнение упражнений на снарядах и приспособлениях, иногда - под музыку Предполагает выполнение хореографических упражнений с легкими и изящными предметами, практически всегда под музыку
Оценки гимнастам выставляют 2 группы судей: первая ставит баллы за технику, вторая - за качество упражнений Оценки гимнастам выставляют 3 группы судей: первая ставит баллы за сложность упражнений, вторая - за артистизм, третья - за исполнение
Является одним из древнейших видов спорта В современном виде появилась в 40-х годах 20 века
Популярна у мужчин и у женщин Популярна в основном у женщин
В спортивной гимнастике очень важна силовая составляющая В художественной гимнастике важны, прежде всего, гибкость и ловкость

«Художественная гимнастика больше, чем спорт – это искусство»

Особенности художественной гимнастики

О дним из самых зрелищных видов спорта по праву считается художественная гимнастика. У художественной гимнастки не меньше поклонников, чем у любого другого вида спорта. В процессе занятий формируются жизненно важные двигательные умения и навыки (прикладные и спортивные), приобретаются специальные знания, воспитываются моральные и волевые качества.

Художественная гимнастика — вид спорта, разновидность гимнастики, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. Снаряды (предметы) художественной гимнастики: скакалка, обруч, мяч, ленты, булавы. В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. Художественная гимнастика — один из самых зрелищных и изящных видов спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века - благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами. Но у нас мужская гимнастика не развивается. По мнению специалистов, когда в СССР рождалась художественная гимнастика, главным в ней считалась целостность движений - текучесть, плавность линий, переходы, обволакивание, всё то, что присуще женской природе. Хотя, однажды на показательных выступлениях воспитанники школы акробатов в Озерках крутили обруч мужественно, да и выразительно, те же Алина Кабаева и Ирина Чащина пришли в неописуемый восторг: в ладоши хлопали, просили повторить. В Японии, гимнасты-«художники» доминируют в мире, этот вид спорта представляет собой синтез балета и акробатики. Но, всё-равно «женской целостности движений» даже у них не наблюдается.

Х удожественная гимнастика учит соблюдать правила эстетического поведения, формирует понятия о красоте тела, воспитывает вкус, музыкальность.

Е сли сравнивать со спортивной гимнастикой, то художественная - более доступный и безопасный вид спорта. Однако предъявляются очень высокие требования к внешнему виду спортсменов. Совсем недавно художественная гимнастика стала трансформироваться в аэробику и фитнес, поэтому многие девушки могут продолжить свою жизнь в спорте. В спортивной аэробике большинство участниц из бывших гимнасток. Художественная гимнастика развивает гибкость, ловкость, выносливость, дисциплинирует человека, совершенствует его тело, учит владеть им красиво и грациозно двигаться, укрепляет чувство уверенности в себе, что очень важно в сегодняшнем мире.

П рикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства — элементы танцев, упражнения на расслабление, волны, взмахи, прыжки, по-вороты и др. Большой популярностью в нашей стране и за рубежом пользуется художественная гимнастика со спортивной направленностью.

В ажное место в художественной гимнастике занимают такие виды искусства, как танец и музыка. Музыкальное сопровождение развивает музыкальный слух, чувство ритма, согласованность движений с музыкой. Элементы танца расширяют общий кругозор занимающихся, знакомят с народным творчеством; развивают у них любовь к искусству своего народа, народов мира. Они способствуют развитию координации движений, танцевальности, ритмичности, раскрепощенности, эмоциональности, совершенствованию двигательных качеств.

Б огатство, разнообразие и доступность упражнений художественной гимнастики, эффективное воздействие их на организм, зрелищность привлекают к занятиям различный контингент занимающихся.

С редства художественной гимнастики соответствуют анатомо-физиологическим и психологическим особенностям женского организма. Они доступны при любом возрасте и конституции тела. Художественная гимнастика подразделяется на основную, прикладную и художественную гимнастику со спортивной направленностью.

О сновная художественная гимнастика применяется в целях всестороннего, гармонического физического развития, укрепления здоровья и совершенствования двигательных функций, осанки занимающихся. Ее средства (танцы, игры под музыку, упражнения без предмета и с предметами) используются в детских садах, общеобразовательных школах, средних и высших учебных заведениях.

Х удожественная гимнастика — ациклический, сложнокоординированный вид спорта.

О сновными ее средствами являются:

  • упражнения без предмета (равновесия, волны, взмахи, прыжки и т. п.);
  • упражнения с предметами (обручем, мячом, булавами, скакалкой, лентой);
  • элементы классического танца;
  • элементы народных танцев;
  • элементы историко-бытовых и современных танцев;
  • акробатические упражнения;
  • ритмика (упражнения на согласованность движений с музыкой);
  • элементы пантомимы;
  • элементы основной гимнастики (общеразвивающие, строевые, прикладные упражнения);
  • упражнения из других видов спорта.

Равновесия

В художественной гимнастике равновесия различают статические и динамические. Они выполняются на полупальцах и полной ступне, ориентируются по разным плоскостям и направлениям. Одной из главных особенностей выполнения равновесий является необходимость их удержания после различных движений: шагов, бега, прыжков, поворотов, «многооборотных вращений». Это требует особой подготовленности гимнасток, обеспечивающей точность действий в сочетании с надежной устойчивостью.

Повороты

П овороты представляют собой действия вращательного характера вокруг вертикальной оси. Эти упражнения обычно выполняются переступанием, шагом, прыжком, наклоном или изгибами; на полной ступне или на полупальцах одной или двух ног. При этом основное требование предъявляется к пространственно-временной точности как самих поворотов, так и конкретного положения тела в пространстве и взаимного расположения его частей.

Прыжки

П рыжки, как технический элемент, в художественной гимнастике характеризуются быстрым и сильным отталкиванием и достаточно высоким полетом - обеспечивающими условия для выполнения в полете сложных телодвижений и манипуляций предметами.

В таком сложном действии принято выделять отдельные фазы (что весьма важно для правильного понимания причин, обеспечивающих или не обеспечивающих правильное выполнение прыжка в целом и соответствущей коррекции главных ошибок):

1) подготовительные действия (подседания, разбег)

2) отталкивание (одной или двумя ногами или даже руками)

3) формообразующие действия, обусловленные двигательным заданием

4) фиксация заданной позы

5) подготовка к приземлению

6) приземление (амортизационные действия, компенсаторные, связующие, переходные)

С огласно требованиям правил соревнований любое исполнение какого-либо действия характеризуется его качеством. Качество проявляется в виртуозности исполнительского мастерства, в основе которого лежат способности гимнастки к оптимальному управлению и регулированию двигательного действия. В художественной гимнастике управление двигательным действием определяется техникой владения предметом и телом и определяется как виртуозность исполнения.

Компоненты виртуозности в художественной гимнастике:

В иртуозность — это сверх техничное исполнение какого-либо элемента с проявлением координационных способностей:

Способность к управлению временными, пространственными и силовыми параметрами движений;

Способность к ориентированию в пространстве;

Способность к сохранению равновесия, способность к чувству ритма;

Способность к произвольному расслаблению мышц;

Согласованность движений.

В художественной гимнастике выделяют две группы КС: двигательные способности и специализированные восприятия.

Хореография

Х ореография в художественной гимнастике является важной составляющей тренировки, готовящей гимнастку к виртуозному исполнению на ковре танцевально-гимнастической связки под музыку с предметом или без.

З адачи хореографии в гимнастике — это развитие профессиональных танцевальных навыков, музыкальности и выразительности исполнения, воли, характера учеников и их эстетическое воспитание. Эти качества развиваются прежде всего классическим тренажем, который в системе хореографического образования остается основой основ. Цель классического тренажа состоит в том, чтобы путем специальных упражнений, во-первых, развивать в учащихся навыки, без которых невозможно овладеть танцевальной техникой (выворотность, устойчивость и т.п.), во-вторых, развить в них техническое танцевальное мастерство наряду с воспитанием выразительности и артистичности.

Э лементы хореографии (термины):

  • полуприседание — деми плие (demi plie);
  • приседание — гран плие (grand plie);
  • выставление ноги на носок — батман тандю (battement tendu);
  • махи на высоту 45° — батман тандю жэтэ (battement tendu jete);
  • полуприседание с выставлением ноги на носок — батман тандю сутеню (battement tendu soutenu) ;
  • приседание на одной, другая согнута (прижата) к щиколотке — батман фондю (battement fondu);
  • нога согнута, колено в сторону, носок у щиколотки опорной ноги (спереди или сзади) — сюр ле ку де пье (sur le cou-de-pied);
  • нога согнута, колено выворотно, носок у колена опорной ноги — пассэ (passe);
  • резкое сгибание ноги в положении сюр ле ку де пье и разгибание на 45° — батман фраппэ (battement frappe);
  • круги ногой по полу — рон де жамб пар терр (rond de jambe par terre);
  • круги голенью из положения нога в сторону на высоте 45° — рон де жамб ан лэр (rond de jambe en l’air);
  • медленно — адажио (adagio);
  • подъем на полупальцы — релеве (releve);
  • махи ногами на 90° и выше — гран батман жэтэ (grand battement jete);
  • махи ногами вперед, назад — гран батман жэтэ балансэ (grand battement jete balance);
  • двойной — дубль (double);
  • движение ногой вперед, в сторону, назад — крестом вперед;
  • движение ногой назад, в сторону, вперед — крестом назад;
  • поднимание ноги вперед, в сторону, назад — батман девлоппэ (battement developpe).

Сайт Всероссийской федерации художественной гимнастики :

Каждый родитель хочет, чтобы их ребенок был спортивным. Для того, чтобы заниматься спортом профессионально, первые тренировки должны проходить в раннем возрасте, примерно в период 4-5 лет. Поэтому, часто выбирать вид спорта для ребенка должны родители.
В последние несколько десятилетий одним из самых известных видов спорта для детей является гимнастика. И спортивная и художественная гимнастика относятся к гимнастическим видам спорта. Родители, которые никогда не были связаны со спортом не знают, что существует две разновидности и они сильно различаются между собой. Прежде чем записать ребенка в спортшколу необходимо рассмотреть отличие художественной гимнастики от спортивной.

У мужчин и женщин в спортивной гимнастике некоторые упражнения различаются по гимнастическим снарядам.

Что представляет собой художественная гимнастика

В самом начале важно уточнить, что в художественную гимнастику принимают исключительно девочек. Может быть, именно поэтому она считается одним из самых грациозных видов спорта. Она представляет собой выполнение нескольких упражнений на ковре 13 м на 13 м. Упражнения содержат в себя множество хореографических и акробатических элементов под фонограмму. Длительностью фонограммы варьируется от 75 до 90 секунд. Упражнения различаются по набору спортивного инвентаря:

Скакалка;

Без предмета.

При отборе детей в художественную гимнастику тренера в основном обращают внимание на гибкость, растяжку и пластичность. Кроме того, в данном спорте ценят такие качества как ритмичность и музыкальность. отличаются красивыми, стройными, подтянутыми фигурами.

Художественная гимнастика один из самых молодых видов спорта, она зародилась в г. Санкт-Петербург только в 1913 году. За чуть более 100 лет истории красота покорила весь мир. Российская спортивная школа по художественной гимнастике считается эталоном среди всех стран.

Все основные нормативы, требования, методики и программы включены в федеральный стандарт спортивной подготовки по художественной гимнастике.

Кроме личного первенства в художественной гимнастике существуют групповые упражнения. Групповичек часто недооценивают: их не знают в лицо и по именам как одиночек. Однако работать в группе намного тяжелее, чем одной. При этом спортсменки из России по художественной гимнастике становятся Олимпийскими Чемпионками в групповом многоборье на протяжении последних 18 лет.

Что представляет собой спортивная гимнастика

В спортивную гимнастику берут как девочек, так и мальчиков. Спортивная гимнастика представляет собой вид спорта, основой которого является выполнение разнообразных акробатических элементов на гимнастических снарядах, а также выполнение опорных прыжков и вольных упражнений.

У мужчин и женщин в спортивной гимнастике некоторые упражнения различаются по гимнастическим снарядам. У мужчин на один вид упражнения больше.

Так, общими видами упражнений, которые выполняют и женщины, и мужчины, являются опорные прыжки и вольные упражнения. Также осуществляются упражнения на брусьях, только у женщин упражнения исполняются на брусьях разной высоты, а у мужчин на параллельных брусьях. Исключительно женским упражнением в спортивной гимнастике является упражнение на бревне. Исключительно мужскими – упражнения на кольцах и перекладине.

При отборе детей на спортивную гимнастику тренера в основном обращают внимание: на вестибулярный аппарат и гибкость. Кроме того, с первых тренировок проверяют юных спортсменов на отношение к снаряду, если ребенок не может справиться со страхом, то его не принимают.

Спортивная гимнастика насчитывает несколько веков существования, однако современная спортивная гимнастика разительно отличается своей сложностью от родоначальницы. В России первые соревнования по спортивной гимнастике провели в 19 веке. С тех пор элементы упражнений по спортивной гимнастике стали сложнее и интереснее.

Гимнастика художественная и спортивная: сравнение

Рассматриваемые виды спорта имеют много расхождений. Разница между гимнастикой художественной и спортивной заключается в следующем:

Выводы

Спортивная или художественная гимнастика? Выбор сложный. Прежде чем сделать его присмотритесь внимательнее к своему ребенку. Просмотрите соревнования по данным видам спорта, почитайте несколько биографий спорстменов. Представьте на месте спортсменки свою дочь и постарайтесь понять, что ей будет ближе.

Если ребенок не может усидеть на месте, постоянно находится в движении, попробуйте свои силы в спортивной гимнастике. Если девочка более спокойная, уравновешенная и любит двигаться под музыку, то стоит изначально идти в художественную гимнастику.

Обязательно ориентируйтесь на мнение ребенка, если юная спортсменка будет ходить на тренировки с удовольствием, то от них будет больше пользы.

Художественная гимнастика более эстетична, показывает красоту возможностей тела гимнастки, спортивная гимнастика более строгий спорт, в основном направленный на силу и координацию.

Художественная гимнастикасегодня - это не просто вид спорта. Это тандем гармонирующих друг -другу искусства и спорта.Художественная гимнастика не ограничиваетсясилой, выносливостью и ловкостью.Перед спортсменками стоит довольно непростая задача: они должны чувствовать ритм, подбирать к нему выразительные движения. Другими словами: гимнасткидолжны воспитывать в себеэстетическую духовность.

Сложные комбинации, состоящие из гимнастических, акробатических,танцевальных, плавных, гибких, пластичных упражненийс предметами (скакалка, обруч, лента, мячик), в сопровождении красивой музыки- Вот что такое Художественная гимнастика. Детская художественная гимнастикаспособствует гармоничному физиологическому развитию, помогает развиваться эстетически,формирует вкус


Благодаря взаимосвязи гимнастики и балета – вырабатывается координация и выразительность каждого движения (включая пластику, чувство ритма, грацию, и даже артистичность.) Основой любого танца является классическая хореография, которая дает базовые и фундаментальные уроки. (растяжка, гибкость, силовые нагрузки) Такая хореография актуальна и просто в повседневной жизни- хорошая осанка, плавная походка… Стать устойчивее и лучше ориентироваться в пространстве, улучшить навык самостраховки поможет акробатика- неотъемлемая базовая часть любого вида танцев, спорта.


исполнение



Как уже писалось, художественная гимнастика предполагает наличие предметов: (скакалка, обруч, лента, мячик) но иногда гимнастки выступают без них.Но вот на соревнованияхмирового класса наличие предметов обязательно.Победители соревнований определяются в отдельных видах упражнений и в групповых упражнениях




Раньше спортсменки выступали подфортепиано или какой-либо другой инструмент. Сейчас используютсяоркестровые фонограммы.Выбор музыки – личное дело гимнастки и тренера. На каждое упражнение отводится не более1.5. минуты.Гимнастический ковер. На котором показываются упражнения -13х13 метров. Классическое многоборие – это 4 упражнения (олимпийская дисциплина) Гимнастки. Выступающие в индивидуальном первенстверазыгрывают комплекс наград в отдельных видах упражнений. (кроме Олимпийских игр).



Художественная гимнастика – это довольно молодой вид спорта. Появилась она благодаря мэтрам балета великого Мариинского театра. Художественная гимнастика быстро завоеваламировое признаниеи стала очень популярным видом спорта.



В 1913 годув Ленинградском институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта начала свою школа художественного движения. Первые преподавателиэтой школы- известные во всем мире Роза Варшавская, Елена Горлова, Анастасия Невинская, Александра Семенова-Найпак.


Вапреле 1941 годаучениками, выпускниками и преподавателями школыбыл проведен первый чемпионатЛенинграда по художественной гимнастике. А в 1948 году прошелпервый чемпионат СССР по художественной гимнастике






К Олимпийским видам спорта гимнастика присоединилась в 1980 году.В разное время Олимпийскимичемпионками были:Марина Лобач (СССР), Яна Батыршина, Екатерина Серебрянская, Юлия Барсукова, Алина Кабаева, Ирина Чащина.

В начале появления художественной гимнастики на мировой арене лидирующие позиции занимал СССР. А затем Болгария (НРБ) Гимнастки этих 2-х стран соревновались долгое время (период с 1960-по 1991)

В период соревнований гимнасток этих двух стран. Гимнастки других стран претендовали лишь на серебряные. А чаще на бронзовые медали.После развала СССР картина поменялась(появилось множество независимых государств) 90-е годы XX века – это расцвет украинской художественной гимнастики и крах болгарской и российской школ




Российская художественная гимнастика значительно подняласьк началу XXI века. На 2011 годпочти ни с кем не делимое лидерство принадлежит российскимгимнасткам. Высокие результатыдемонстрируютгимнастки Украины, Белоруссии. Азербайджана

Художественная гимнастика очень популярна в Испании, Канаде, Италии Японии, Франции, Израиле… Некоторым спортсменкам - представительницам этих стран иногда удается потеснитьпризнанных лидеров



В России нет ни одного города, или крупного поселка, где бы не занимались художественной гимнастикой.Поэтому на летних Олимпийских играх большинствочемпионов – россиянки



Особенности художественной гимнастики

Тренировки гимнасток младших групп длятся несколько часов в день, старших групп- до14 часов в день. В 14-16 летмногие гимнасткипереходят в спортивный балет. Только единицы продолжают карьеру до 20-22 лет



Девушка. Занимающаяся художественной гимнастикойможет с легкостью освоить любой вид танца




Художественная гимнастика - необыкновенное сочетание гармонии души и тела.




  • Разделы сайта