Хатха-йога: теория, практика и мифология. Позы Хатха йоги. Занятия йогой и питание


Хатха-йога. Йога равновесия энергии. Часть 1

Система Хатха-йоги это физический, энергетический и духовный фундамент Классической йоги. Механизмы энергетического баланса каналов и чакр присутствуют во всех духовных системах, даже когда явно не применяются техники Хатха-йоги, такие как асаны и пранаямы. Но если адепт осознанно работает с энергетикой тела и физической оболочкой, то его продвижение неуклонно и застраховано от негативных состояний, которые часто проявляются у неподготовленных искателей при попытках войти в подсознание. Игнорировать методы укрепляющие жизненную силу, стабилизирующие человеческую личность, и при этом надеяться на серьёзный успех в духовном развитии - очень самонадеянно. Известно, что многие великие мудрецы практиковали Хатха-йогу до самой реализации.


Теория и практика Хатха-Йоги
- особенности различных направлений и школ Хатха-йоги
- степени активности занятий Хатха-йогой
Баланс напряжения и покоя - как уравновесить энергетику во время занятий Хатха-йогой
Система очищающих техник, практика крий - очищающие процессы для успешной практики йоги
Асаны Хатха-йоги - физические упражнения в Хатха-йоге, тренировки тела
Пранаяма - практика дыхательных техник - управление энергией через дыхание
Мантры в практике Хатха-йоги - применение звука и вибраций для концентрации сознания
Визуализации в практике Хатха-йоги - образные представления для сосредоточения в Хатха-йоге
Практика техник балансирующих энергию - стабилизация энергии праны
Развитие уровня энергии и накопление праны - как повысить жизненную силу через Хатха-йогу
Методы сохранения праны - резервные хранилища энергии в организме
Заблуждения о ценности учения Хатха-йоги - неверное понимание теории и практики Хатха-йоги
Хатха-йога и Кундалини-йога - баланс энергии и пробуждение глубинных сил организма
Переход от Хатха-йоги к практике Раджа-йоги - от йоги энергий к йоге развития сознания
Хатха-йога и достижение Освобождения - духовный вектор практики Хатха-йоги
Атрибуты для практики йоги - вспомогательные средства для практики Хатха-йоги

Практика Хатха-йоги в Лесной Школе Йоги является базовой системой развития занимающегося, особенно на начальной стадии практики. Хатха-йога прекрасно подходит для укрепления физического и психического здоровья, и создаёт надёжную основу для достижения трансцендентальных состояний Раджа-йоги в дальнейшем, на это указывают авторитетные мастера. Обычно начинающие адепты имеют множество проблем с физическим телом, энергетическими каналами и центрами, поэтому применение сложных психотехник для большинства невозможно без предварительной подготовки. Попытки заниматься медитацией при зашлакованном организме и хаотичной пране приводят только к новым проблемам, потере веры в свои возможности, ослаблению желания практиковать методы духовной трансформации.

Стили Хатха-йоги

Стили Хатха йоги
Хатха-йога в существующих школах йоги может быть выражена в различных стилях практики. При этом система может включат статические асаны, с длительным пребыванием в каждой отдельной позиции, динамические связки - с использованием плавных пеходов из асаны в асану, а также смешанный стиль выполнения асан. Особенности стиля практики может определять направление философской доктрины данной школы или традиции, представлено оно как аскетическое или же тантрическое, например.

Возможно применение того или другого стиля в зависимости от поставленных тактических задач практики и определённых стратегических целей всей школы. На выбор стиля практики может оказать влияние место, время, индивидуальные особенности самого практикующего.

Ни один из стилей практики не может быть приоритетным или наилучшим, всё определяется совокупностью различных условий, которые могут повлиять на результаты процесса йоги. В истинном смысле, ни одна школа йоги не может утверждать превосходство своей системы практики над другими школами, так как сама практика Хатха йоги относится к методам относительного уровня и поэтому не может дать окончательного постижения Истины. Уровень развития пластичности, силы или выносливости тела, а также различных сиддх не является определяющим, это лишь промежуточный этап совершенствования, который, однако, ещё не гарантирует достижение состояния Освобождения.

Подобрать необходимый стиль практики начинающему йогину поможет более опытный практик или наставник (гуру). Наиболее прогрессивным стилем практики будет тот, который содержит в себе весь набор необходимых техник для развития физического, энергетического и ментального тел. Так как Хатха-йога является переходным этапом к методам Раджа-йоги (йоги сознания), то техники Раджа-йоги должны культивироваться практикующим с самого начала практики, в упрощённой форме, с последующим развитием сложности, по мере достижения мастерства. Таким образом, йогину удастся осуществить плавный переход к высшему созерцанию через обретение баланса праны и равновесия ума, после очищения и стабилизации физического уровня.

Интенсивность практики Йоги

Режимы интенсивности практики Йоги
"Слабый зверь, попав в сети, запутывается и гибнет, а сильный - разрывает сети и освобождается". Это ключевой девиз Хатха-йоги. Силы иллюзии, действующие в проявленном мире, огромны. Если практикующий не сумеет развить в себе внутреннюю стойкость и силу противостоять этим сансарным влияниям, то он не сможет преодолеть обусловленности и омрачений. Поэтому, в зависимости от личной кармы, особенностей тела и жизненных обстоятельств, практик должен подобрать наиболее подходящий режим тренировок, соответствующий поставленным целям.

Более того, необходимо учитывать ритмы движения энергий тела, доминирующее влияние элементов пранического тела (пяти таттв), и в связи с этим строить свою личную практику по степени интенсивности. Жёсткий режим тренировки, на основе искусственно созданного распорядка, может иногда вступать в противоречие с естественным течением энергии тела, об этом необходимо постоянно помнить. Иначе ум будет "заставлять" прану действовать "против самой себя", это приведёт лишь к перенапряжению и ослаблению чакр.
Режим интенсивности определяется степенью сложности выполняемых практик и количеством времени, отведённому вашей садхане, он подбирается строго индивидуально. Для коллективных занятий также существуют определённые критерии нагрузочного режима.

Интенсивный режим практики подходит для тех, кто обладает мощными йогическими самскарами (качествами) и стремится активно изучать и практиковать йогу, или же для практикующих на период личного ритрита. В любом случае, необходимо быть очень внимательным к своему состоянию, чтобы вовремя избежать перегрузки. Интенсивный режим тренировок очень часто приводит к разного рода травмам от "избытка энтузиазма".

Средний режим практики подходит для большинства практикующих. Он даёт наиболее стабильные результаты, позволяя сохранять прогрессивный режим тренировки длительное время, без опасности перенапряжения.
Мягкий режим практики подходит в случаях, когда практик имеет некоторые нарушения здоровья или различные кармические проблемы.
По мере очищения кармы и укрепления жизненной силы следует постепенно перейти к среднему режиму интенсивности тренировок и сделать его преобладающим.

Философия йоги сегодня крайне популярна. Для многих она стала настоящим открытием в жизни. Йога спасает замученных людей от ежедневных стрессов и помогает им увидеть самое важное, отбросив второстепенное. При этом она не сводится к банальному комплексу физических упражнений. Йога как древняя традиция и религия, йога как - вот о чем пойдет речь в данной статье.

Причины популярности йоги в современном мире

Как уже отмечалось, йога сегодня необычайно популярна. Можно даже сказать, что она модна в современном обществе. В чем же причины такой популярности?

Для этого нужно ответить на один вопрос. Современная личность - какая она? Измученная, подавленная и угнетенная. Человек XXI столетия, как правило, проводит свою жизнь в погоне за сомнительными благами. Йога же помогает не только справиться с ежедневными стрессами, но и учит сконцентрировать свое внимание (и силы) на самых главных, истинно важных вещах.

Философия йоги открывает человеку единственно верный путь к осознанию своей сущности, помогает в полной мере раскрыть свой внутренний потенциал.

Любопытно, что практические методы йоги действуют в любом случае. Даже если человек не очень верит в них или не имеет ни малейшего понятия о сущности и основах данной философии. Это еще одна уникальная особенность йоги.

Философия йоги (кратко)

Что же такое йога? Справедливо ли называть её философией, наукой или религией?

Само слово в переводе с санскрита означает "единение". В узком смысле речь здесь идет прежде всего о гармонии и слиянии тела и души человека. В более глобальном понимании это единение человека с Богом.

Йога - философия индийская, очень древняя. Её основные постулаты выделил еще во втором веке известный гуру Патанджали. Однако утверждать, что философия йоги была основана именно им, неправильно. Ведь считается, что йогу человечеству подарил сам Творец (посредством аватара Кришну).

Основы этого учения не отличаются систематизированностью. Их отдельные аспекты можно отыскать в различных древнеиндийских источниках, начиная с Вед. Именно поэтому историки не могут определить четкие хронологические рамки данного направления.

Философия йоги чрезвычайно многогранна. Главная же цель учения - это достижение нирваны. Под этим термином понимается полное воссоединение с Творцом.

На сегодняшний день исследователи выделяют несколько форм йоги. Это:

  • карма-йога;
  • бхакти-йога;
  • джняна-йога;
  • мантра-йога;
  • хатха-йога и другие.

Каждое из этих направлений - это лишь один из шагов на пути к единой цели философии йоги - единению со Всевышним. В нашей статье мы более подробно остановимся на последней из этих форм.

Притча о спрятанной божественности

Философия йоги для начинающих как нельзя лучше иллюстрируется одной из древнеиндийских притч. Она поможет лучше понять сущность данного учения тем, кто только начинает с ним знакомиться.

Итак, притча о спрятанной божественности...

По легенде, раньше все люди на Земле были богами. Такими их создал Брахма. Однако вскоре повелитель всех богов увидел, что те используют свою силу не совсем праведно, а потому решил забрать у них божественную мощь. При этом у него возник вопрос: а где же спрятать божественность от людей, чтобы они не смогли её отыскать?

Чтобы решить эту дилемму, Брахма вызвал к себе советников. Те начали засыпать его различными вариантами: одни предлагали зарыть божественность в землю, другие - бросить её на дно океана... Однако ни одно предложение не понравилось Брахме. "Рано или поздно люди доберутся и на дно океанов" - задумчиво отвечал тот.

Как вдруг повелитель богов сам догадался, что нужно сделать. Он решил спрятать божественность внутри самого человека. И не ошибся. Человек покорил небеса и морские глубины, пробурил километровые тоннели под землей, однако так ни разу толком и не заглянул внутрь себя.

древние находки

Сложно определить, как глубоко в историю тянутся корни йоги. Так, в долине реки Инд археологами были найдены древние печати, датируемые вторым тысячелетием до нашей эры. На них изображены люди, а также божества в необычных позах (всего исследователи насчитали 16 разных позиций). Эта находка натолкнула историков на мысль, что одна из форм йоги уже была знакома жителям Хараппской цивилизации.

Если же говорить о письменных свидетельствах, то понятие "йога" впервые встречается в Ригведе - одном из самых древних памятников индийской литературы.

Патанджали и его "йога-сутры"

Это учение относят к перечню, состоящему из шести ортодоксальных школ индуизма. Философия йоги очень тесно связана с направлением санкхья. Однако, по сравнению с ней, йога - более теистическая.

О родстве этих двух школ говорил в свое время и Генрих Циммер. При этом он утверждал, что санкхья дает общее пояснение природы человека, тогда как йога раскрывает практические методы и пути к его полному освобождению (состояние мокши).

Как и любая другая школа индийской философии, йога имеет свои священные тексты. Это так называемые "йога-сутры", изложенные мудрецом Патанджали. В одной из них, кстати, учитель раскрывает саму суть рассматриваемого нами понятия. Согласно тексту второй сутры, йога - это "процесс обуздания волнений, присущих разуму".

Свами Вивекананда: жизненный путь философа

Одним из ярчайших представителей данной школы является индийский мудрец и Свами Вивекананда. Философия йоги в его трудах обрела новый смысл. Он смог объяснить ключевые её положения с точки зрения западного мировоззрения.

Свами Вивекананда жил и трудился во второй половине XIX века. Родился он в 1863 году в очень религиозной семье. Учился в Шотландском церковном колледже, где проявлял особый интерес к философии. В это же время Вивекананда задается целью отыскать человека, который встречался с самим Богом. И вскоре он его находит. Это был некий Рамакришна. Вскоре Вивекананда становится его учеником.

В 1888 году он, вместе с другими учениками Рамакришны, начинает путешествовать по территории Индии. Затем отправляется в другие страны (США, Франция, Япония, Англия и другие). Умер мудрец в 1902 году. Тело Свами, как и его кремировали на берегу реки Ганг.

За свою жизнь Вивекананда написал ряд трудов. Самые важные среди них следующие:

  • "Карма-йога" (1896 год).
  • "Раджа-йога" (1896 год).
  • "Философия Веданты: лекции о джняна-йоге" (1902 год).

Свами Вивекананда: философские воззрения

Вивекананде принадлежит весьма известное изречение: разнятся лишь его имена". Одни зовут его Иисусом, другие - Аллахом, третьи - Буддой и так далее.

Свами Вивекананда отличался оригинальностью своей мысли. Его главная заслуга как философа заключается в том, что он сумел доказать, что ключевые идеи Веданты можно применять и в сугубо практических целях, в жизни общественной.

"Каждая личность - божественна сама по себе" - это изречение Рамакришны стало красной нитью в жизни философа. Он был уверен, что никто не обретет свободу, пока свободными не станут все остальные люди. Вивекананда утверждал, что по-настоящему обязан без устали работать для спасения других людей. Философ превозносил бескорыстие и агитировал всех не терять веры в себя.

Общественные взгляды Свами Вивекананды основывались на том, что должны быть разделены. Религия, по его мнению, ни в коем случае не должна вмешиваться в вопросы браков, наследственных отношений и тому подобное. Он также считал, что общество в идеале должно быть равномерной смесью всех четырех каст. Причем он был уверен, что религия не должна вмешиваться и в процесс построения идеального социума.

Йога-хатха: философия школы

Название этого переводится с санскрита как "усиленное слияние". Впервые постулаты этой школы систематизировал Свами Сватмарама. Он считал, что хатха-йога есть процесс подготовки человеческого тела к сложным медитациям.

Само слово "хатха", как предполагают исследователи, состоит из двух составляющих: "ха" - разум и "тха" - жизненная сила.

Хатха-йога - это комплексное учение о том, как можно достигнуть телесной гармонии при помощи физических и психических воздействий на тело (это асаны, пранаямы, мудры и бандхи). Каждое из них влияет на конкретную часть человеческого организма. В хатха-йоге специально подбираются комплексы определенных упражнений, с помощью которых можно укрепить свое здоровье и вести борьбу с серьезными болезнями.

Дыхание - основа жизни

Главный акцент в хатха-йоге делается на дыхании. Приверженцы этой школы уверены, что влияние дыхания на организм настолько сильно, что одними лишь пранаямами (дыхательными упражнениями) можно значительно улучшить свое состояние. А умелое комбинирование их с асанами - это и вовсе залог здорового и крепкого тела.

Хатха-йога как медицинская философия ставит своей первостепенной задачей полное очищение дыхательной системы человека. Кроме того, это настоящее искусство расслабления тела и всех его мускулов. Ведь настоящая ясность ума приходит лишь к расслабленному организму.

Состояние тела, самочувствие, а также мыслительные процессы человека тесно связаны с его дыханием. Думается, с этим согласятся все. Вот почему в хатха-йоге такое внимание уделено искусству и техникам правильного дыхания. При этом она учит людей правильно дышать не только во время специальных занятий, но и в повседневной жизни. Мудрое и бережное отношение к своему здоровью - вот чему обучает людей хатха-йога. Философия и практика при этом органично сплетены в данном учении.

Общие цели и задачи йоги

Тот, кто решил всерьез заняться йогой, может преследовать различные цели. Это может быть простое желание укрепить свое здоровье или излечиться от хронического заболевания. А для кого-то йога - это ключ к достижению мокши ("единения с Брахманом").

К слову, именно мокша - как процесс и факт освобождения от сансары - является конечной целью во многих школах древнеиндийской философии. А вот в вайшнавизме основной целью йоги является стремление к Богу, Творцу. Согласно учениям этой школы, вайшнав после этого попадает в духовный блаженный мир, в котором он может насладиться преданным служением Вишну.

Развитие йоги в России

Отдельные жители России проявляли интерес к йоге еще в дореволюционные времена. В эпоху Советского Союза школа эта находилась под идеологическим запретом, что, впрочем, не мешало отдельным энтузиастом заниматься полулегально.

В России в разные времена многие известные личности выступали активными пропагандистами йоги. Среди таких - врач Б. Л. Смирнов, профессор В. В. Бродов, писатель В. И. Воронин, инженер Я. И. Колтунов и многие другие. В конце 80-х годов в Москве начинает работать высшее учебное заведение - так называемая Академия йоги. Её основателем стал Геннадий Стаценко. В то же время в столице СССР появляется лаборатория, которая занималась изучением нетрадиционных методов лечения и оздоровления. Разумеется, в сферу интересов данной лаборатории входило и учение Древней Индии - йога.

Сегодня курсы йоги преподают едва ли не в каждом фитнес-клубе. Однако знающие люди все же рекомендуют посещать занятия в специализированной школе.

Напоследок несколько полезных советов тем, кто планирует начать заниматься йогой:

  • одежда для занятий должна быть удобной и изготовленной из натуральной ткани;
  • начинать освоение йоги нужно с малого, постепенно проникая в "глубины" этого учения;
  • пропускать занятия нежелательно, ведь каждый новый сеанс является логическим продолжением предыдущего;
  • к занятиям йогой нужно подходить крайне сознательно и основательно.

И, конечно же, не стоит забывать, что йога - это не только здоровое, подтянутое тело, но еще и возможность ощутить гармонию тела и души.

В заключение...

Йога - философия Древней Индии, которая очень популярна в современном мире. Однако это не совсем философия, вернее, не только она. Это еще и наука, религия, многовековая традиция и практика. Чем же так привлекает современного человека философия йоги?

Кратко ответить на этот вопрос можно двумя основными тезисами. Первый: йога помогает человеку справиться с огромным давлением жестокой действительности. Второй: она способна каждому из нас открыть путь к познанию самого себя, своей внутренней сущности.

2) Йога – это одна из систем индуистской философии, которая была создана мудрецом Патанджали и зафиксирована им в «Йога сутрах» («Афоризмах йоги») примерно во 2 веке до н. э.

Йога Патанджали это одновременно философия и практический метод, который включает в себя 8 ступеней совершенствования человека:

1. Яма - регулирование внешних условий

2. Нияма - регулирование внутренних условий

3. Асана - комфортное и устойчивое положение тела

4. Пранаяма - восприятие движения энергий в теле

5. Пратьятхара - управление восприятием чувств

6. Дхарана - способность направлять наш разум

7. Дхьяна - способность воспринимать то, что мы стремимся понять

8. Самадхи - способность становиться и пребывать тем, что мы намеревались понять.

Философия «Йога сутр» тесно связана с древней философией санкхья, основными источниками которой есть великий индийский эпос «Махабхарата» и «Санкхья сутры» мудреца Капилы.

Согласно основным положениям этой философии, существует две независимые субстанции: Пуруша (созерцатель, источник сознания) и Пракрити (материя, природа). Именно их взаимодействие приводит к возникновению всех явлений этого мира, от самых тонких – до самых плотных. Каждый человек, будучи продуктом природы, содержит в себе источник истинного знания. Но вовлекаясь в игры природы, он теряет чистоту восприятия Созерцателя и становится зависимым от условий внешнего мира.

Только возврат к внутреннему постижению позволяет человеку обрести умиротворенность, невозмутимость, пережить блаженное состояние свободы и научиться управлять своей жизнью, исходя из истинного понимания сути вещей и явлений этого мира.

Для достижения этого высшего состояния сознания нужно успокоить и уравновесить качества природы в теле, уме и чувствах. На это направлены первые пять ступеней йоги Патанджали. Первые пять ступеней – это регулирование 5 первоэлементов природы (Земля, Вода, Огонь, Воздух, Эфир (Пространство)). Когда элементы природы в человеке уравновешены, человек в состоянии осознанно контролировать бессознательные и подсознательные сферы своей психики, то есть свое животное начало.

Последние три ступени возможны только при успешном освоении первых пяти и позволяют достичь более высоких состояний глубокого проникновения в суть всех явлений мира.

В средние века на основе классической йоги Патанджали возникает особый вид йогической практики, получивший название «хатха-йога». Одни из переводов термина «хатха» - «солнце и луна». Это по своей сути – две энергии, которые в теле проявлены в двух каналах: левому - Ида (свойство лунного канала) и правому - Пингала (свойство солнечного канала).

Ида заведует умственной энергией и соответствует парасимпатической реакции в теле (пассивности, расслаблению). Пингала связана с витальной энергией и соответствует симпатической реакции в теле (активности, напряжению). Основная задача хатха йоги – уравновесить эти две энергии в теле и поддерживать их в четком балансе.

Это дает возможность уравновесить качества природы в теле и способствует прохождению энергии по центральному каналу – Сушумне. Именно эта энергия используется для пробуждения высших форм сознания.

В Хатха-Йоге используется понятие чакр – особых энергетических центров в теле человека, каждый их которых связан с определенным уровнем сознания. Нижние чакры отвечают за бессознательный план существования, средние – за подсознательные механизмы, верхние – за сознание, седьмая чакра – сахасрара связывает человека со сверхсознанием. Если высшие чакры в теле человека остаются закрытыми, человек всю жизнь находится под влиянием бессознательного и подсознательного пластов своей психики, не имея возможности осознанного управления своим телом, умом и чувствами.

Первые 7 ступеней йоги Патанджали соответствуют 7 чакрам в теле человека, и 8-я ступень – чакре, которая расположена над головой.

Хатха-Йога – это точная последовательность определенных действий, приводящая разных по типу людей в одно и тоже состояние: успокоенности качеств природы в теле, чувствах, уме (первые пять чакр). Это дает возможность отвлечения энергии от внешних раздражителей к внутреннему миру для обеспечения процесса глубокого понимания.

Когда тело, чувства и ум успокоены, энергия беспрепятственно поднимается по центральному каналу – Сушумне, пробуждая все чакры, от низших до самых высших и у человека появляется возможность для постижения высшего начала, которое по природе есть весь проявленный мир. В результате – человек уходит из-под власти внешних обстоятельств и становится правителем своей жизни, обретает свободу.

Именно поэтому Йогу Патанджали очень часто называют «Раджа-Йога», что переводится как «Царская Йога» или «Йога Царей».

Слово «йога» в переводе с древнеиндийского языка – санскрита – означает «союз, соединение, связь, единение, гармония».

Следует прежде всего подчеркнуть заложенный в этом термине смысл полной гармонии физического здоровья и нравственно-духовной красоты человека. Ибо йога – это прежде всего совокупность методов, способствующих формированию цельной личности, гармонично сочетающей три начала человека: физическое, умственно-эмоциональное (психическое) и духовное.

Согласно учению йоги, человек также является существом, представляющим собой некую смесь сознания и материи. С сознанием отождествляется человеческая душа, а с материей – физическое тело. Йоги не считают тело сущностью человека, оно, по их мнению, составляет лишь внешнюю, временную оболочку истинного бытия, каковым и является сознание.

С точки зрения йогов, сознание, не зависящее от материи, способно к существованию вне ее и может быть абсолютно не связанным с ней.

Следование по пути, обозначенному учением йоги, готовит человека к разрешению тех проблем, которые появляются в результате воздействия на организм его высших психических сил, т. е. воли, сознания, чувств и эмоций. Пробуждение и дальнейшее развитие этих сил приводит к колоссальному нервному перенапряжению и оказывает порой разрушительное влияние на тело и душу. И в том случае, если функции организма не будут поддерживаться специальными упражнениями, он вряд ли сумеет справиться с огромной нагрузкой, обусловленной повышенными энергетическими затратами органов сознания и восприятия.

Для того чтобы обеспечить отдых жизненно важным органам – сердцу и мозгу, необходимо привести свое тело в состояние гармонии и равновесия. И тогда оно вновь сможет эффективно выполнять свои функции, становясь неуязвимым для разного рода заболеваний, разрушающих организм и сокращающих продолжительность жизни.

В течение многовекового существования учения йоги была разработана целая система регулирования и контроля функций всех частей человеческого тела. Как утверждают йоги, организм не должен действовать самопроизвольно, инстинктивно, и для осуществления руководства над ним следует прилагать сознательные, целенаправленные усилия.

В учении йоги о человеческом теле содержится мысль о том, что оно не является идеальным с точки зрения своего естественного, неконтролируемого функционирования и отдельные виды деятельности организма существуют лишь для сохранения физической оболочки в неблагоприятных условиях окружающей среды. Одна из важных проблем, как считают йоги, заключается в том, что многие из таких нежелательных условий с течением времени устраняются, а функции, порожденные ими, все еще остаются, хотя потребность в них уже не возникает. Ликвидировав эти ненужные функции организма, человек сумеет увеличить количество энергии, с помощью которой будут успешнее осуществляться полезные действия.

Таким образом, с точки зрения йоги, физическое тело – это лишь несовершенный инструмент, который человек может на протяжении всей жизни настраивать и оттачивать, чтобы в результате получить прекрасное универсальное орудие, умелое использование которого приведет к достижению самых высоких целей.

Потенциал человеческого организма, по мнению йогов, неисчерпаем, а возможности его бесконечны, как Вселенная.

Йоги полагают, что из огромного количества энергетических сил, заложенных в организме, на полезную деятельность расходуется только незначительно малая доля (под полезной деятельностью в данном случае подразумевается поддержание жизненных функций и осуществление духовных запросов). Основная же часть физических сил растрачивается понапрасну, без всякой цели.

Последователи учения йоги ставят своей задачей объединить все функции организма, т. е. сделать так, чтобы они работали слаженно и производимая ими энергия использовалась для достижения единой высшей цели. И эту задачу вполне можно реализовать, если заниматься йогой.

Практическая часть учения йоги основана на глубоком знании физической природы человеческого организма. В этой области были сделаны открытия, подтверждающие самостоятельность функций определенных частей тела и отсутствие какого-либо руководящего органа, обеспечивающего контроль над организмом в целом. Кроме того, йоги пришли к выводу, что деятельность одного человеческого органа до известной степени может заменить функционирование другого.

Данное заключение породило идею о том, что все тело человека можно подразделить на сотни и тысячи отдельных, самостоятельных жизней. Каждая из этих жизней предполагает наличие души, или сознания. Существовать и функционировать самостоятельно, по мнению йогов, способны не только целые органы или части тела, но также и ткани, сосуды, кровь и ее компоненты и т. д. Такая точка зрения отражает оккультную направленность учения йоги.

Отдельные жизни и сознания, из которых состоит физическое тело, – это его духи, и во власти человека подчинять их себе. В оккультных науках сам человек рассматривается как Вселенная в миниатюре, универсальное божественное творение. Подобные взгляды нашли свое отражение и в йоге. Согласно этому учению, человек общается с объектами Вселенной при помощи собственного тела. Вода, которая содержится в организме, есть объединяющий элемент, связывающий человека со всеми водами Земли и окружающей планету атмосферой. Кислород, поступающий в кровь, и углерод, который вырабатывается в процессе жизнедеятельности, объединяют человеческий организм со всеми запасами кислорода и углерода во Вселенной, а образ жизни, который ведет человек, объединяет его со всеми живыми существами, обитающими в природе.

Овладев методикой управления различными жизнями, или духами, человек может обучиться управлению объектами Вселенной и стать не только полноправным властелином собственного тела, но и мудрым хозяином окружающей природы. К тому же познание и правильное применение принципов йоги приводит к осознанию теории мироздания и обретению уверенности в том, что каждый человек уникален и может обладать большой значимостью в этом мире.

В течение тысячелетий складывалась точная и строгая система физических упражнений, так называемых асан, призванных способствовать психофизическому самосовершенствованию.

Все желающие достичь успехов в йоге должны строго соблюдать правила, советы и методические рекомендации, которые будут даны в предлагаемой работе, и постепенно осваивать их на практике. Именно постепенно, т. к. йога не терпит спешки. И действительно, усвоение огромного количества упражнений в короткий срок может принести человеку только вред, т. к. тем самым исключается поступательное физиологическое воздействие на организм в целом.

Исторические корни йоги

Йога как система возникла в Индии в глубокой древности. Об этом свидетельствуют древнейшие письменные памятники индийской культуры, дошедшие до нас, а именно Веды – древнейший индийский философский трактат. Он включает 4 книги: Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу. Каждая из рукописей содержит философскую систему взглядов на предназначение и сущность человеческой жизни. Комментарии, написанные к Ведам, оказали большое влияние на дальнейшее развитие философской мысли в Индии и на создание системы йоги.

В Ригведе (одной из четырех Вед), создание которой ученые датируют серединой III тысячелетия до н. э., упоминается и о йоге как определенном своде законов, касающихся социальных, нравственных и экологических сторон жизни общества. Поэтические гимны, воспевающие красоту природы, сочетаются в ведах с попытками постичь тайны окружающего мира и жизни человека.

Ряд ученых возводят происхождение йоги к «покинутой» цивилизации бронзового века Мохенджодаро и Хараппы (III–II тысячелетия до н. э.). Во время археологических раскопок были найдены печати с изображением людей, которые сидели в позах йоги.

В дальнейшем появляются отдельные комплексы физических упражнений (асан), которые в течение тысячелетий проходят апробирование и испытываются в различных условиях разными людьми. А народная мудрость сохраняет лишь только самое ценное и самое полезное. Так появляется стройное учение – йога – путь психофизического самосовершенствования.

На Востоке, существует традиция, по которой йога может передаваться лишь от учителя (гуру) непосредственно ученику (чля), следуя строгому правилу йогов: от простого к сложному. Такая непосредственная передача знаний позволяла сохранить учение в неприкосновенности и оградить его от искажений. Учитель, который на собственном опыте испытал методы йоги, строго следил за тем, как ученик осваивает учение, включая и его нравственное совершенствование. Это был долгий, кропотливый путь, на котором укрепление здоровья неразрывно переплеталось с воспитанием моральной чистоты. В таком единстве заключается оптимальный подход к воспитанию вообще.

Древнеиндийский философ Патанджали (живший предположительно в период между II веком до н. э. и II веком н. э.) в своей книге «Йогасутра» систематизировал имеющиеся к тому времени знания по йоге.

Три золотых правила йогов

Последовательность, постепенный переход от простого к сложному.

Систематичность и регулярность.

Умеренность во всем.


Йога не поддается изучению ускоренными темпами; не овладев одним этапом знаний, нельзя переходить к изучению другого. Отделение процесса физического развития человека от развития духовного и психического приводит к профанации йоги. Занятия в этом случае, как минимум, теряют всякий положительный смысл.

Патанджали создал восьмиступенчатый путь развития, или восьмеричную систему тренировок:

– яма – отказ от негативных морально-нравственных качеств;

– нияма – культивирование положительных качеств;

– асана – принятая поза, положение тела;

– пранаяма – дыхательные упражнения;

– пратьяхара – овладение контролем над чувствами;

– дхарана – концентрация внимания;

– дхьяна – медитация;

– самадхи – стадия просветления. Существуют различные аспекты йоги: крия-йога, хатха-йога, раджа-йога, карма-йога, джнани-йога, бхакти-йога, лая-йога, мантра-йога и т. д.

В системе Патанджали отражены практически все основные аспекты йоги. Первая и вторая ступени, т. е. яма и нияма, составляют крия-йогу. Асана и пранаяма, т. е. третья и четвертая ступени, объединяются в хатха-йогу. Пятая, шестая, седьмая и восьмая ступени, а именно: пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, составляют раджа-йогу.

Крия-йога – это моральный, этический аспект йоги, который предусматривает внутреннее и внешнее очищение. Крия-йога предшествует хатха-йоге и может быть охарактеризована как дисциплина нравственности. Ученик, изучающий йогу, должен избавиться от собственных недостатков, отрицательных черт характера, вредных привычек, невежества, воспитывая в себе только положительные качества, без которых гармония невозможна.

Система хатха-йоги включает в себя физические упражнения (асаны), дыхательные упражнения (пранаяма), гидротерапевтические процедуры, различные очистительные средства, питание, дозированное голодание и пр.

Хатха-йога ведет не только к физическому совершенству тела, но и к совершенству ума и духа человека. Позволяя человеку стать полновластным хозяином своего тела, хатха-йога служит подготовительным этапом к раджа-йоге. Если хатха-йога является «дисциплиной тела», то раджа-йога является «дисциплиной ума, психики и сознания».

Карма-йога – аспект йоги, позволяющий достичь совершенства посредством труда и активных действий. Человек должен всегда добросовестно выполнять свою работу, стараясь сделать ее как можно лучше и не ожидая поощрения или награды. Карма-йога занимается еще изучением «кармы», которую в современном понимании можно в какой-то степени сравнить с генетическим кодом.

Джнани-йога представляет собой аспект, в котором совершенство достигается путем приобретения знания (слово «джнани» означает «знание»), кропотливого изучения всего того, что способствует обретению мудрости и духовному развитию. Мудрость рассматривается йогами как гармония знаний.

Бхакти-йога проповедует любовь и преданность высшим идеалам.

Лая-йога изучает воздействие на человека ритмов и вибраций, идущих из Космоса (этот аспект часто называют космической йогой). Призывающая человека жить в гармонии со Вселенной, лая-йога в практическом отношении помогает предупреждению и лечению болезней, вызванных нарушением биоритмов.

Мантра-йога – наука о воздействии звуковых вибраций на организм человека. При произнесении или пении определенных гласных, слогов или слов возникают определенные колебания, которые, согласно мантра-йоге, положительно воздействуют на организм человека.

Все аспекты йоги в какой-то степени взаимно дополняют друг друга. В то же время деление йоги на подобные аспекты в методическом плане дает возможность заниматься йогой всем людям независимо от пола, возраста, национальности, профессии. Древняя мудрость ноги позволяет учитывать и индивидуальные особенности каждого ученика, его духовную склонность и стремление.

Постепенно восходя по восьми ступеням, ученик достигает как полного господства и контроля над собой, над всеми физиологическими процессами, происходящими в организме, так и контроля над своими чувствами. Иными словами, формируется гармония тела и сознания.

Ограничения в занятиях йогой

Следует помнить, что физическими упражнениями по системе хатха-йоги нельзя заниматься при повышенной температуре; при острых заболеваниях и хронических обострениях; детям до 6 лет; женщинам нельзя выполнять упражнения во время месячных.

Людям старше 60 лет следует особенно тщательно соблюдать большую осторожность и постепенность в занятиях.

Женщинам с начала третьего месяца беременности следует прекратить занятия. Возобновить их можно через 3–4 месяца после родов.

Другие противопоказания существуют при некоторых болезнях. Они обозначаются для каждого конкретного комплекса упражнений.

Особенности питания йогов

Питание является одной из важнейших составных частей системы йоги. Без этого йога будет представлена неполно и не будет иметь должного терапевтического воздействия на организм человека.

Мудрые йоги считают, что «у европейцев и американцев имеется целый ряд причин, которые вынуждают вас потреблять мясо. Во-первых, ваша клетка генетически отравлена, т. к. на протяжении многих поколений ваши предки ели мясо. Во-вторых, вы живете в более холодном климатическом поясе и пытаетесь восполнить потерянные калории, потребляя мясную пишу. В-третьих, вы ведете более подвижный образ жизни по сравнению с жителями Востока и южанами, а потому также восполняете растраченные калории мясной пищей. Наконец, есть такие люди, у которых некоторые мясные блюда являются просто их любимыми, и они не хотят от них отказаться. Вот почему, принимая все это во внимание, можно полностью от мяса не отказываться. Однако рекомендуется в течение дня, а еще лучше в течение нескольких дней, потреблять не более одного мясного блюда. Если же вы едите мясные блюда и за завтраком, и за обедом, и за ужином, то это приведет вас прямой и быстрой дорогой к могиле».

Сами же йоги являются вегетарианцами. Исторически это можно объяснить как жарким климатом, так и религиозными убеждениями. С медицинской точки зрения йоги рассматривают вегетарианскую пищу как более полезную и чистую, менее загрязняющую человеческий организм, чем пища животного происхождения.

Йоги исключают из своего рациона мясо и мясные продукты и не рекомендуют их употреблять. Они советуют хотя бы свести к минимуму их употребление. В этом сказываются не только моральные требования, которые препятствуют убийству животных, но и тот вред, который наносит прием мясной пищи организму человека, т. к. в мясе присутствуют токсические вещества и ядохимикаты. Употребление в пищу мяса и мясных продуктов приводит к раннему старению, потому что провоцирует в кишечнике процессы гниения. В организме происходит накопление карбамида, отравляюще действующего на него.

Йога предлагает отказаться от животных жиров, на которых приготавливается пища, из-за того что они отрицательно сказываются на работе желчного пузыря и печени, приводя к разным болезням. Применение для приготовления пищи животных жиров ведет к возникновению атеросклероза. Эти жиры заменяют подсолнечным, оливковым, кукурузным, хлопковым и, другими растительными маслами.

Переход на использование растительных масел необходимо делать постепенно, как, с точки зрения йогов, и любые переходы и изменения.

Йоги советуют исключить потребление сахара и всех насыщенных им продуктов. Сахар заменяют фруктами и сухофруктами, ягодами и медом, т. к. он способствует появлению онкологических заболеваний, разрушает зубы и отрицательно сказывается на обмене веществ. Мировая медицина солидарна с мнением йогов о вреде сахара и настаивает на ограничении его потребления. Особую важность приобретает это предостережение для пожилых людей, лиц преклонного возраста. К сожалению, достаточно трудно определить количество употребляемого сахара, содержащегося в варенье, компоте, мороженом и даже хлебе. Лучше всего заменить сахар сухофруктами или медом.

Мучные изделия, приготовленные на дрожжах, – это пироги, беляши, торты, пирожные, которые также желательно исключить из рациона. Дело в том, что их потребление подавляет кишечную микрофлору.

Хлеб черный полезнее белого, и чем он более грубого помола, тем он еще полезнее.

Употреблять молоко и молочные продукты йоги рекомендуют в умеренных количествах. Дело в том, что молоко – это очень полезный продукт, но для детей, а не для взрослых. Ни одно животное во взрослом состоянии молоко не потребляет. Исключая домашних кошек и собак, которых научили пить молоко люди.

У взрослого человека, в особенности после 40 лет, большое количество молока нарушает обмен веществ в организме, т. к. содержит быстроусваивающийся белок.

Кисломолочные продукты типа кефира, простокваши, ряженки, сметаны оказывают хорошее воздействие на желудочно-кишечный тракт и, в особенности, на кишечную флору.

При внесении изменений в ваше питание не забывайте о постепенности отказа от того или иного продукта, т. к. резкое изменение в вашем питании может привести к разного рода неприятностям и нарушениям в работе всего желудочно-кишечного тракта.

Нужно сказать, что йоги относят некоторые привычные для многих людей продукты к наркотическим средствам. Они выделяют 5 видов существующих в мире наркотиков:

– марихуана, опий, гашиш и др.;

– алкоголь;

Все они приводят к нарушению работы печени перевозбуждению нервной системы и отрицательно сказываются на психике, в целом нанося вред и разрушая здоровье людей.

Чесноком и луком в сыром виде йоги не советуют злоупотреблять, несмотря на то что эти овощи обладают замечательными лекарственными свойствами и используются во многих рецептах Аюрведы в составе различных смесей. При ежедневном употреблении сырого чеснока и лука возбуждается нервная система и приводится в состояние раздражения слизистая оболочка желудочно-кишечного тракта.

Йоги умеют выводить поваренную соль из органов, правильно пьют воду, поэтому для них нет строгого запрета на употребление соли, но они советуют ограничить ее количество из-за вредного воздействия на процессы обмена веществ организма, из-за отрицательного влияния на сердечно-сосудистую систему.

Вредит здоровью как очень горячая, так и очень холодная пища. Очень плохо сказывается на органах пищеварения и состоянии зубной эмали большая разница в температуре принимаемой пищи. Например, после горячего блюда особенно опасно есть мороженое.

Чем меньше пищевые продукты подвергаются термической обработке, тем лучше, потому что в противном случае пищевая ценность снижается, витамины разрушаются. Лучше всего питаться фруктами и овощами в сыром виде. Организм при этом очень быстро насыщается.

Свежие овощи и фрукты при правильно организованном питании составляют 60 % относительно всего объема принимаемой пищи. Из этого следует, что каждый раз, будь то завтрак, обед или ужин, в него должны входить сырые продукты растительного происхождения и соки. Тем не менее вареную и печеную растительную пищу, например, каши из пшеницы, гречихи, кукурузы, ржи, ячменя и овса, йоги употребляют в пищу так же, как и вареный картофель. В этом случае варят продукты минимальное количество времени.

По мнению йогов, самая здоровая, естественная пища – это овощи и фрукты, сухофрукты и различные соки из фруктов и овощей. Орехи, зелень, ягоды, горох, фасоль, бобы и другие бобовые, а также разнообразные крупы – все это содержит необходимые организму питательные вещества и витамины.

Самым легким должен быть завтрак, потому что после ночного отдыха человек не израсходовал большого количества энергии и не растратил калорий.

Вероятно, многие замечали, что утром не хочется есть, а тем не менее люди приучили себя плотно завтракать. Йоги учат, что есть надо только тогда, когда у вас появляется чувство голода, желание поесть. А если такого желания нет, то лучше прием пищи пропустить или поесть тогда, когда вам захочется.

Помните, что мы едим для того, чтобы жить, а не живем для того, чтобы есть.

В Древней Индии йогой занимались только представители высшей касты - брамины, игравшие роль духовных наставников для людей, принадлежавших к низшим сословиям.

Главной задачей любого брамина было всестороннее духовное развитие - и физические упражнения были частью работы над собой. Йога как стиль жизни - это и медитация, и пение мантр, и изучение духовных текстов, и, конечно, безупречное соблюдение нравственных принципов, и выполнение асан. Йога как урок в фитнес-центре или другом подобном учреждении - это асаны (позы йоги), пранаяма (дыхательные упражнения), иногда пение мантры, например, «Ом», в начале или в конце занятия. Именно потому, что йога как «тренировка в зале» не делает акцента на духовные практики, заниматься ею можно и только ради достижения отличной физической формы - от того, что вы проигнорируете все слова учителя о душе, асаны не станут менее полезными и эффективными. Но стоит помнить: существует несколько видов йоги, и занятия ими могут строиться по разным принципам.

Правда ли, что йога - это скучно? Ведь все упражнения нужно делать медленно.

В некоторых стилях йоги все действительно происходит в очень размеренном темпе. Если вы пришли на урок и заскучали, значит, вам просто не подходит этот стиль. Попробуйте тот, где переходы из позы в позу делаются динамично, в ритме дыхания: например, дживамукти-йогу.

Как выбрать студию йоги?

Первым делом расспросите друзей и знакомых - возможно, кто-то из них уже занимается и сможет рассказать о происходящем на уроке. Затем изучите описания основных стилей (колонка слева) и выберите тот, который кажется вам наиболее привлекательным. В идеале стоит посетить несколько разных уроков.

Как найти хорошего преподавателя йоги?

Лучше, если инструктор будет адептом только одного стиля: в каждом из известных направлений есть сложившаяся система преподавания и сертификации учителей. Вам нужен человек, прошедший инструкторские курсы по своему направлению. Второй важный момент: преподаватель должен нравиться. Вам должно быть комфортно в его присутствии, тогда занятия будут приносить не только пользу, но и удовольствие.

Могу ли я заниматься йогой, если у меня проблемы со здоровьем?

При некоторых заболеваниях нельзя выполнять определенные позы, поэтому о проблемах со здоровьем надо сообщить преподавателю перед занятием - при необходимости он подберет для вас замену «запретной» асане. Повышенное или пониженное давление, межпозвоночная грыжа, сильный сколиоз, глаукома и отслоение сетчатки, гинекологические заболевания - все это требует особого подхода.

Тренажерный зал или йога?

В йоге есть упражнения абсолютно для всех групп мышц, плюс она воздействует на эндокринную систему и нормализует обмен веществ, поэтому в отдельных случаях помогает худеть гораздо эффективнее, чем обычный фитнес. Но ответ на поставленный выше вопрос каждый человек должен дать себе сам - попробовав и то, и другое. И, возможно, не один раз. Именно таким путем к йоге пришло огромное количество людей.

Теория

Слово «йога» образовано от санскритского корня «юдж» , означающего «связывать», или «соединять», и отражает конечную цель практики - единение ума, тела и души с божественным началом. Классическая йога состоит из восьми ступеней-заповедей, следование которым приближает человека к достижению этой цели.

Яма - нравственные принципы: ненасилие, правдивость, неворовство, воздержание и нежелание чужого.

Нияма - самоочищение посредством соблюдения правил поведения. Их пять: чистота, удовлетворенность, аскетизм, изучение своего «я» и преданность Богу.

Асана - поза йоги. Асаны делают тело сильным и здоровым, а кроме того, дисциплинируют ум, поскольку их выполнение требует терпения и сосредоточенности.

Пранаяма - дыхательные упражнения, с помощью которых человек учится контролировать движение энергии в теле - праны. Как и асана, пранаяма способствует концентрации ума.

Пратьяхара - направление всех чувств внутрь, умение не отвлекаться на внешние объекты, необходимое для освоения следующих ступеней.

Дхарана - абсолютная концентрация на одном объекте.

Дхьяна - медитация. Состояние, в котором человек не осознает ничего, кроме факта своего существования и слияния с объектом медитации.

Самадхи - состояние, в котором ум сливается с Вселенским духом.

Гид по стилю

Кристи Тарлингтон увлечена йогой с 18 лет. Она позировала в асанах для обложек Time и Vogue, а также выпустила собственную книгу о йоге

Чтобы вам было легче сориентироваться в современных стилях йоги, мы кратко описали самые популярные из них. Почти все они относятся к хатха-йоге - разделу йоги, отвечающему за физическое развитие.

Йога айенгара

Главное отличие йоги айенгара от других стилей - статичное выполнение асан и скрупулезное выравнивание тела в каждой из них. Преподаватель дает много инструкций, много объясняет и показывает. Во время занятия используют большое количество вспомогательных материалов - кирпичи, ремни, одеяла и т. п. - они помогают избежать травм.

Куда пойти заниматься : сеть центров Yoga Practika, yoga.ru; студия йоги айенгара на Ст. Арбате, yogastudio.ru

Аштанга-виньяса-йога

Все асаны выполняются динамично, в ритме дыхания, и связаны между собой комплексами движений - виньясами. Кроме того, все упражнения выполняются совместно с пранаямой (специальным дыханием). На уроках всегда звучит музыка, преимущественно индийские мантры.

Куда пойти заниматься :
«Аштанга йога центр», yoga108.com;
«Аштанга йога центр 1», yoga108.su

Свастха-йога

Динамичное выполнение асан сочетается с детальным выстраиванием каждой позы. Групповые занятия разделены на три уровня. Первый, начальный уровень, развивает силу, второй - гибкость, третий - сочетает элементы первого и второго уровней.

Куда пойти заниматься: студия йоги и йога-терапии Agapkin, Yoga Station,
yoga-station.ru

Кундалини-Йога

Единственный из перечисленных стилей, не относящийся к хатха-йоге. Упражнения кундалини-йоги - не асаны, а крии - сравнительно простые движения, которые повторяют по много раз в сочетании с глубоким дыханием. Комплексы упражнений тематические: они могут быть направлены, например, на раскрытие сексуальности, избавление от стресса и т. п.



  • Разделы сайта