Характеристика и значение упражнений в висах и упорах. Что такое вис в спорте? Общие значения термина Анатомическая характеристика виса прогнувшись презентация

Несмотря на специфику терминов, применяемых в различных направлениях фитнеса, базой остаются термины, принятые в гимнастике. Используя основные гимнастические слова-термины можно описать практически все упражнения, применяемые в фитнесе. Точные, доступные, краткие терминологические обозначения наибольшее значение приобретают при обучении физическим упражнениям, при общении специалистов, издании специальной литературы (методических разработок, план - конспектов, тематических разработок, программ), а также при проведении различных спортивно – оздоровительных мероприятий.

Основные положения, наиболее часто применяемые в различных направлениях фитнеса во время занятий

Стойки . Различают:

Ø основная стойка - стойка пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки вниз ладони внутрь;

Ø сомкнутая стойка – стопы сомкнуты (носки и пятки вместе);

Ø стойка ноги врозь – ноги расставлены на ширину плеч (на шаг), ступни развернуты;

Ø узкая стойка ноги врозь – ноги расставлены на одну стопу;

Ø стойка ноги врозь правой (левой)- правая(левая) нога находится на шаг впереди;

Ø стойка скрестно – ноги скрестно, ступни параллельны (например стойка скрестно правой - правая нога находится перед левой);

Ø стойка в линию левой (правой) - одна ступня впереди другой, касаясь пяткой носка;

Ø стойка на правой (левой) ноге.

Перечисленные стойки можно выполнять на носках, пятках, на носке одной другая на пятке.

Отдельную подгруппу движений составляют стойки на других частях тела.

Стойка на коленях - колени, голени и носки опираются о пол, носки оттянуты. Стойка на правом (левом) колене - правая нога коленом, голенью, носком опирается о пол левая (правая) согнута, голень перпендикулярна полу, стопа на полу. Стойки могут выполняться с различными положениями рук, при описании их вначале указывается положение ног, затем рук (стойка на коленях, руки в стороны).

Стойки на лопатках, на голове и др.

Положение кисти. Обычное положение кисти – пальцы прямые, кисть является продолжением руки. В положениях рук вниз, вперед, назад, вверх ладони должны быть направлены друг к другу, в положении рук в стороны ладони направлены книзу. Наиболее часто используемые положения это -кисть в кулаке (пальцы сжаты в кулак), кисть свободна (кисть без напряжения, пальцы расслаблены). Кисть может быть поднята (опущена), пальцы врозь, пальцы согнуты.

Направление движения руками и ногами определяется по отношению к туловищу, независимо от его положения в пространстве (стоя, сидя, лежа):

Ø руки вперед – прямые руки подняты на высоту плеч параллельно друг другу, кисти продолжении предплечий, ладони обращены друг к другу.

Ø руки назад – прямые руки отведены назад до отказа, ладони обращены друг к другу. Руки

Ø в стороны – прямые руки подняты на высоту плеч, ладони книзу.

Ø руки влево (вправо) – руки отведены в указанном направлении

На практике часто применяются положения с согнутыми руками:

Ø руки на пояс,

Ø перед грудью,

Ø за голову,

Ø к плечам,

Ø руки перед собой (согнутые руки одно предплечье над другим находятся на высоте плеч),

Ø руки за спину – согнутые руки обхватывают предплечья так, что пальцы касаются локтей,

Ø руки скрестно – руки находятся в скрестном положении около тела,

Ø согнуть руки вперед – руки вперед одновременно согнуть их, кисти сжаты в кулаки пальцами к плечам, локти вперед на высоте плеч,

Ø согнуть руки назад – согнутые в локтевых суставах руки отвести назад до отказа,

Ø согнуть руки в стороны – руки в стороны до горизонтального положения и одновременно согнуть в локтевых суставах, предплечья сверху. При сгибании предплечьями книзу указывать дополнительно – согнуть руки в стороны, предплечья снизу.

Положение ног и движения ими

При выполнении движений ногами указывается название ноги (правая, левая) и направление движения. Различают движения прямыми и согнутыми ногами, выполняемые махом, подъемом, выставлением:

Ø правую вперед (в сторону, назад) на носок – здесь опускаются слова «нога» и «выставить». Слово «нога» записывается в случаях, когда нельзя определить, речь идет о руке или ноге;

Ø правую вперед (в сторону, назад) – правую вывести в нужном направлении, без опоры;

Ø на шаг вперед (в сторону, назад) – при движении на шаг вес тела распределяется одинаково на обе ноги. Например, левую на шаг в сторону;

Ø шаг вперед (в сторону, назад) - выставляя левую (правую) перенести вес тела на нее, приняв стойку на одной другая сзади на носке;

Ø согнуть правую в сторону (вперед, назад) - нога сгибается под прямым углом, с указанием направления движения ногой.

Выпад. Выпады – это движение (положение) с выставлением и сгибанием опорной ноги левой (правой) вперед, в сторону, назад.

Присед – положение на согнутых ногах, можно выполнить присед на правой или левой ногах.

Полуприсед – положение на полусогнутых ногах.

Упоры. Упоры бывают простые и смешанные. В простых упорах опора выполняется только на руках (упор углом, горизонтальный упор), в смешанных упорах опора приходится на руки и другую часть тела. К смешанным упорам можно отнести:

Ø упор присев - положение в приседе с опорой руками о пол;

Ø упор лежа - положение лежа с опорой руками и ногами о пол;

Ø упор лежа на согнутых руках;

Ø упор лежа сзади - положение лежа спиной к полу и опорой руками и ногами о пол;

Ø упор лежа сзади, согнув ноги;

Ø упор лежа правым (левым) боком;

Ø упор присев на левой (правой), правую (левую) в сторону на носок;

Ø упор сидя и др.

Седы. Седы - это положение сидя на полу. Различают:

Ø обычный сед

Ø сед ноги врозь,

Ø сед углом,

Ø сед углом ноги врозь,

Ø сед согнувшись,

Ø сед с захватом,

Ø сед на бедре,

Ø сед на пятках и др.

Движения и положения туловищем и головой . К ним можно отнести: наклоны, повороты и круговые движения.

Наклоны - это сгибание туловища и головы в любом направлении (вперед, назад, в стороны) с полной амплитудой (при выполнении наклона вперед направление можно не указывать). Различают:

Ø наклон (вперед);

Ø наклон прогнувшись;

Ø полунаклон;

Ø наклон с захватом;

Ø наклон касаясь;

Ø наклон назад;

Ø наклоны вправо (влево)

Отдельную группу движений составляют повороты направо (налево)

1. Вис (рис. 129). Руки, туловище и ноги составляют прямую линию. В положении виса тело держать прямо, мышцы плече­вого пояса умеренно напряжены, живот подтянут. Вначале по­ложение виса изучают на гимнастической стенке, где упражне­ние могут выполнять одновременно 10-15 человек. Вис можно

выполнять как спиной к стенке, так и лицом к ней. При выпол­нении виса спиной к стенке необходимо следить за тем, чтобы ученики касались ее затылком, лопатками, ягодицами, икро­ножными мышцами и пятками, а при выполнении виса лицом к стенке - грудью, животом, бедрами и носками.

2. Вис на согнутых руках (рис. 130). Из виса стоя на согнутых руках на гимнастической стенке на первой или второй рейке, опуская ноги, принять вис на согнутых руках. На снарядах вис на согнутых руках можно принять из виса стоя: слегка отталки­ ваясь ногами и сгибая руки, повиснуть на согнутых руках и кратковременно зафиксировать это положение.

3. Вис согнув ноги (рис. 131). Из виса присев оттолкнуться ногами, согнуть их в коленях и кратковременно зафиксировать это положение.

Начиная со II класса, ученики общеобразовательной школы должны выполнять нормативы по физической подготовленно­сти в подтягивании. Мальчики выполняют подтягивание на пе­рекладине из виса, а девочки из виса лежа. Так как принятие нормативов является своеобразным тестированием, то при этом необходимо придерживаться определенных требований к вы­полнению этих упражнений.

Подтягивание из виса на перекладине (мальчики)

Техника выполнения. Вис хватом сверху, руки на ширине плеч, ноги вместе. Согнуть руки до момента, когда подбородок доходит до уровня кистей. Упражнение выполнять плавно, без рывков, оставляя ноги прямыми.

Требования к уровню физической подготовленности: 4 раза и больше - высокий; 2-3 раза - средний; 1 раз - низкий.

Подтягивание из виса лежа (девочки)

Техника выполнения. Выполняется на низкой перекладине или н/ж брусьев разной высоты. Ученица берется за переклади­ну хватом сверху, при этом перекладина должна находиться на уровне подложечной ямы, затем, постепенно переставляя ноги вперед и оставляя руки согнутыми, выпрямляет полностью те­ло. После этого разгибает руки, причем стопы остаются на мес­те, ноги слегка согнуты в коленях. Подтягивание считается вы­полненным, если подбородок поднимается до уровня кистей.

Требования к уровню физической подготовленности: 12 раз и больше - высокий; 4 раза - средний; 2 раза - низкий.

В целях подготовки к выполнению нормативов целесообраз­но на уроках выполнять подтягивания из виса лежа согнувшись на перекладине и из седа ноги врозь на канате, а также в висе с помощью. Определенный эффект в этом плане дают упражне­ния в уступающем режиме. Например, из виса на согнутых ру­ках медленное возвращение в вис или в вис стоя, толчком ног снова вис на согнутых руках и возвращение в и. п. Для укреп­ления мышц брюшного пресса рекомендуется выполнять сгиба­ние и разгибание ног в висе на гимнастической стенке.

Упражнения в смешанных и простых упорах (на гимнастической скамейке, бревне, коне)

    Упор присев на гимнастической скамейке (рис. 132) мож­но выполнять поперек и продольно. Учащиеся с этим положени­ем уже знакомы при обучении лазанью по гимнастическим ска­мейкам. Упор присев можно также выполнять на коне, козле и бревне.

    Упор стоя на коленях (рис. 133) или упор стоя на одном ко­лене, другую ногу назад (рис. 134).

    Упор лежа (рис. 135) может выполняться на полу, гимна­стической скамейке (руки или ноги на скамейке), на бревне.

    Упор лежа сзади (рис. 136) выполняется из упора сидя сза-

ди спиной к гимнастической скамейке. Разгибая руки и вы­прямляясь в тазобедренных суставах, принять упор лежа сзади. Простейший вариант - на полу.

5. Упор лежа боком (рис. 137) выполняется на полу, на гим­настической скамейке, бревне, коне.

    Упор стоя (рис. 138) - наклонное положение тела стоя с опорой руками о гимнастический снаряд (гимнастическая стен­ка, конь, козел, бревно).

    Упоры (рис. 139) выполняются на коне, козле, бревне. В от­личие от смешанных упоров, в которых опора осуществляется не только руками, но и еще какой-то частью тела, в простых упорах ученик опирается только руками. Для закрепления уп­ражнения в висах и упорах можно рекомендовать следующие связки.

Упражнения в смешанных висах

    Вис стоя - вис присев.

    Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя на со­гнутых руках.

    Вис лежа - вис лежа согнувшись - вис лежа.

    Вис стоя на согнутых руках - вис присев - вис стоя - вис стоя на согнутых руках.

    Вис стоя на согнутых руках - вис стоя - вис стоя сзади - вис присев сзади.

Упражнения в смешанных упорах

    Упор стоя - упор стоя на согнутых руках - упор стоя.

    Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - сгибая но­ги, сед на пятках - упор лежа.

    Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - поочеред­ное переставление ног вперед - упор присев, ноги на полу, ру­ки на скамейке - обратное движение ног - упор лежа.

    Упор лежа, руки на гимнастической скамейке - толчок двумя - упор присев, ноги на полу перед скамейкой, руки на скамейке - толчок двумя - упор лежа.

Упражнения в смешанных висах и упорах

1. Упор стоя, руки на уровне груди - вис присев - упор стоя.

2. Упор стоя, руки на уровне груди - упор стоя согнув­ шись - упор присев - упор стоя.

Упражнения в висах и упорах представляют собой различные положения (горизонтальные, вертикальные и наклонные) и пере­мещения занимающегося на гимнастических снарядах. Эти упраж­нения доступны детям с 7-летнего возраста.

Различные сочетания положений (поз) и движений в висах и упорах выполняются в тоническом, изометрическом и ауксотони-ческом режимах, что позволяет оказывать разностороннее воздей­ствие на организм занимающихся и решать самые различные

Общее воздействие. Принятие различных положений в. смешан­ных висах, упорах и седах, уравновешивание тела в определенных позах связаны с тоническими сокращениями всей мускулатуры. Тонические сокращения при небольших статических нагрузках, ко­торые характерны для описываемых упражнений, требуют мень­ших энергетических затрат, чем мышечные сокращения фазного характера. Упражнения в висах и упорах оказывают общее воздей­ствие, гармонически развивают все физические качества, особенно статическую силу. Кроме того, перемещение тела из одного поло­жения в другое требует динамических мышечных усилий, что важ­но для развития скоростно-силовых качеств.

Тренирующее воздействие на внутренние органы. Различные положения тела занимающихся (горизонтальные, наклонные и вер­тикальные-головой вниз) влияют на работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также на деятельность органов равнове­сия, поэтому упражнения в висах и упорах полезны для трениров-


ки сердечно-сосудистой и дыхательной систем и воспитания уме­ния сохранять хорошую ориентировку в необычных положениях тела.

Формирование осанки. Выполнение упражнений в висах, упорах и седах связано с удержанием равновесия тела на снаряде и сохра­нением правильной осанки, что требует от занимающегося умения хорошо координировать работу многих мышечных групп.

Мышечные ощущения, возникающие при выполнении упражне­ний в висах, упорах и седах, а также наличие тонических рефлек­сов, охватывающих всю мускулатуру тела, и их способность пере­распределять тонус мышц создают благоприятные условия для сохранения равновесия тела и удержания определенных поло­жений.

Регулярное выполнение хорошо отработанных упражнений в висах, упорах и седах на различных гимнастических снарядах яв­ляется эффективным средством формирования правильной осанки.

Выработка дифференцировок пространства, времени и степени мышечных усилий. При выполнении упражнений в висах и упорах учащиеся овладевают умением выполнять различные перемещения тела в пространстве с различной скоростью и с разным характе­ром мышечных усилий. Чтобы научить занимающихся оценивать свои движения и управлять ими, нужно предлагать специальные задания. При выполнении упражнений в висе или упоре лежа мож­но давать задание оценивать угол наклона тела или угол сгибания тела, а при сгибании рук или туловища - определять время, за­трачиваемое на выполнение этих действий, и характер мышечных усилий (выполнять движения быстро и медленно с максимальными и минимальными мышечными напряжениями).


В выполнении любых движений принимают участие все органы чувств: зрение, слух, мышечная, кожная и вестибулярная чувстви­тельность. Особое место в управлении движениями занимает мы­шечное чувство. «Роль мышечного чувства,- пишет проф. А. Н. Кре­стовников,- чрезвычайно многообразна. Она имеет значение в осу­ществлении ряда функций организма, начиная с сохранения равновесия тела и кончая возникновением представлений о време­ни и пространстве» *.

Однако следует учитывать, что умение оценивать движения в пространстве, времени, а также по степени мышечных усилий воз­можно только при выполнении специальных упражнений, какими являются упражнения в висах, упорах и седах на гимнастических снарядах. Для формирования первоначальных умений управлять ■ своими движениями можно использовать следующие упражнения:

1. Принять положение виса лежа так, чтобы угол наклона тела по отношению к полу (рис. 97) был равен 45°. Определить точ­ность выполнения задания может учитель или один из учащихся, который, стоя сбоку, зрительно измеряет угол наклона тела по

*А. Н. Крестовников. Очерки по физиологии физических упражне­ний. М., ФиС, 1951, стр. 64.


Градуированной шкале, на фоне которой выполняется упражнение. Срочная информация о величине ошибки дает возможность зани­мающемуся сравнить возникшие у него мышечные ощущения от выполненного действия с полученными результатами и исправить ошибку. Повторяя это задание, занимающиеся достигают высокой точности движений.

2. То же, но выполнить вис лежа под углом 35 и 25°.

3. То же, но принять положение виса лежа и определить угол наклона тела.

4. Принять положение виса лежа и согнуться в тазобедренных суставах на заданный угол (150, 120, 90°; рис. 98).

5. Из виса лежа ноги назад (рис. 99) прогнуться на 200 и 210°. Путем срочной информации о степени прогибания выработать диф-ференцировку степени прогибания на 200 и 210°.

6. Из упора лежа, руки на гимнастической скамейке, прогиба­ние тела на 200 и 210° и сгибание его на 90 и 150°.

7. То же, но выполнять упражнения медленно (на 3-4 счета)^ и быстро (на 1 счет) и по сигналу (хлопок).


ных групп мышц и регулирования их напряжения. Обучать этим действиям удобно в процессе выполнения упражнений в висах и упорах.

Классификация упражнений

Висы и упоры относятся к наиболее простым статическим и си­ловым упражнениям.

Статические упражнения - это неподвижные положения в сме­шанных и простых висах, упорах и седах, выполняемых на гимна­стических снарядах, стенке, лестнице, канате.

Статические упражнения в смешанных висах

Вис стоя - наклонное положение тела стоя при хвате руками за снаряд (рис. 100), туловище и ноги выпрямлены, голова прямо, как при стойке «смирно».

Вис стоя согнувшись - в висе стоя тело согнуто, спина прямая, голова отведена назад (рис. 101).

В этой статье мы разберем короткое слово, которое вместе имеет множество значений. А вы знаете, что такое вис? Давайте посмотрим!

Что значит вис в спорте?

Более всего термин распространен в спортивной сфере. Итак, что такое вис:

  • Разновидность упражнений на спортивном снаряде (кольцах, брусьях и проч.) - при выполнении тело спортсмена находится в висячем положении (поддержание корпуса на весу).
  • Положение, при котором плечевая линия спортсмена расположена ниже точек хвата.
  • Если рассматривать акробатику, что такое вис здесь? Это положение верхнего, при котором точки его хвата выше линии плеч.

Каким может быть вис в спорте?

Мы разобрали, что такое вис. Определение имеет несколько разновидностей:

  • На левой (правой): одна нога спортсмена опирается коленом о снаряд, а вторая прямая. При этом голова отводится назад, тело немного прогибается.
  • Лежа: спортсмен ступнями касается пола (если брусья различной высоты, то бедрами) сзади или спереди точки хвата.
  • Стоя и сзади: руки отводятся назад, выпрямленное тело немного наклоняется кпереди, а под местом хвата спортсмен касается пола своими ступнями.
  • Стоя: тело выпрямляется и немного отклоняется назад, при этом ступни ног касаются пола в точке хвата.
  • Согнувшись: корпус спортсмена согнут в тазобедренных суставах таким образом, что прямые ноги отказываются перед туловищем - либо перед снарядом, либо за ним.
  • Смешанный: так называется гимнастический элемент с дополнительной опорой об пол или спортивный снаряд частью тела.
  • Сзади: выполняется на отведенных назад руках.
  • Простой: такое положение, при котором спортивный снаряд захватывается только одной частью - носками, ногами, руками.
  • Прогнувшись: слегка прогнутое или выпрямленное тело спортсмена расположено вниз головой (при этом она отведена назад) - перед или за снарядом.
  • Присев: вид гимнастического элемента, при котором ступни согнутых ног касаются опоры - пола, брусьев и проч.

Другие значения

Давайте посмотрим, что такое вис еще:

  • Одна из мер веса в Бирмании.
  • Аббревиатура ВИС - ведомственная информационная сеть, вертикально интегрированная система.
  • Вис - старорусское редкое мужское имя (лат. vis - "сила").
  • Вис - город в Германии, остров (и одноименный город на нем) в Хорватии, ярмарочная община в Австрии, село в Болгарии, и России.

Кроме того, это распространенная фамилия в Нидерландах.

Что такое вис в спорте и общеупотребительном смысле, мы вам рассказали. Важно знать, что понятие в акробатике, гимнастике и проч. имеет несколько разновидностей.

Изучая висы и упоры, учащиеся овладевают элементами ряда прикладных навыков (лазанье и преодоление препятствий), приобретают необходимые основы техники упражнений на гимнастических снарядах, совершенствуют пространственную координацию движений. Целенаправленно применяя упражнения в висах и упорах в учебном процессе с учетом возраста, пола и физической подготовленности учащихся, учитель в состоянии решать задачи по развитию физических качеств.

Упражнения в висах и упорах (рис. 80-105) выполняются на гимнастической стенке, лестнице, канате, шесте, бревне, перекладине, брусьях, коне. Изучение простейших упражнений рекомендуется осваивать групповым методом. В дальнейшем обучение следует вести, предварительно разбив класс по парам с целью контроля правильности выполнения и в случае необходимости оказания помощи товарищу.

Упражнения в висах и упорах просты по технике, поэтому при обучении следует показать их с коротким объяснением. Выполнив упражнение с помощью учителя 2-3 раза, учащиеся в дальнейшем могут выполнять их самостоятельно. Висы и упоры (простые) - положения, в которых тело удерживается на снаряде только руками. В висе плечевая ось выполняющего находится ниже, а в упоре выше точек хвата.

Висы и упоры могут быть смешанные и простые (к смешанным упорам относятся и седы).

(рис. 179). Смешанный вис - это такое положение тела, при котором помимо опоры руками существует дополнительная опора о пол или снаряд любой частью тела. Упражнения в висе могут выполняться в хвате сверху, снизу разным хватом и др.

Вис стоя - стойка у снаряда, хват руками на ширине плеч, туловище и голову держать прямо, угол наклона к полу не более 45°.

Вис стоя сзади - то же, что и вис стоя, но спиной к снаряду.

Вис стоя согнувшись - занимающийся находится в приседе лицом к снаряду.

Рис. 179. а - вис стоя сзади; 6 - вис стоя согнувшись; в - вис присев сзади; г - вис лежа сзади; д - вис лежа справа; е - вис прогнувшись; ж - вис на левой

Вис присев сзади - присед спиной к снаряду.

Вис лежа - положение гимнаста, при котором угол наклона тела не превышает 45°.

Вис лежа сзади - то же, что и вис лежа, но спиной к снаряду.

Вис лежа справа (слева) - вис лежа боком к снаряду, опираясь ногами справа или слева, кисти рук на расстоянии 10-15 см.

Вис прогнувшись (согнувшись) с опорой выполняется на нижней жерди с опорой ступнями о верхнюю жердь.

Вис на левой (правой ) - вис с дополнительной опорой, согнутой в колене левой (правой) ногой.

Висы простые. Вис - положение тела, при котором хват на ширине плеч, руки, туловище и ноги составляют прямую линию. Первоначально положение виса изучают на гимнастической стенке группой 10-15 человек. При изучении виса спиной к стенке учитель должен следить, чтобы гимнастической стенки касались затылком, лопатки, ягодичные и икроножные мышцы и пятки учащихся. В висе лицом к гимнастической стенке ее должны касаться грудью, животом, бедрами и носками ног.

Вис с согнутыми ногами - из виса согнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах (не меняя положения головы, рук и туловища).

Вис на согнутых руках выполняется из виса стоя, слегка отталкиваясь ногами и сгибая руки.

Вис согнувшись - тело согнуто в тазобедренных суставах, ноги подняты и находятся над туловищем.

Вис прогнувшись - учащиеся находятся в положении головой вниз, тело прогнуто, голова отведена назад.

Вис углом - положение тела, при котором угол между туловищем и поднятыми прямыми ногами составляет 90°.

Вис сзади - положение тела, при котором учащийся обращен спиной к снаряду, ноги прямые и максимально опущены вниз.

Вис на согнутых ногах.

Упоры простые. Упор - положение занимающегося на снаряде, в котором плечевая ось расположена выше точек хвата, руки и тело прямые, голова прямо.

Упор на предплечьях - положение, при котором у занимающегося руки согнуты в локтевых суставах под углом 90°, опираясь на предплечья и удерживая их кистями снаружи, локти несколько смещены внутрь.

Упор на руках - положение, при котором опора по всей длине слегка согнутых в локтях рук, кисти захватывают жерди снаружи, туловище перпендикулярно опоре.

Упор углом - положение, при котором поднятые ноги образуют с туловищем прямой угол.

Упор правой - положение, при котором ноги широко разведены, одна вперед, другая назад.



  • Разделы сайта