Горячие финские парни. Этот безумно-спокойный хакинен

Кеке Росберг (1978-1986)

Этот финский гонщик, по совместительству родственник Нико Росберга, который выступал в конце 70-ых и в начале славных 80-ых. Единственный в истории отец, выступавший в королевских гонках, доживший до победы своего сына. Однако особенным его делает не только это. Ларс Росберг (отец Кеке) оказывал нужную поддержку своему сыну, чтобы он мог выступать в Формуле-1. Сам Ларс был гонщиком-любителем и ветеринаром.

Итак, в возрасте 29 лет Кеке приходит в самую быструю серию, однако в слабую команду - "Theodore", с которой, к удивлению всех, во второй гонке смог одержать свою первую победу. Однако после этого он еще долго не поднимался на высшую ступень пьедестала, так как гонялся он исключительно в командах низшего ранга, например "ATS", "Wolf", "Fittipaldi". Это был длительный спад финского блондина со шведскими корнями, однако произошел переворот в его карьере, когда великий и могучий Фрэнк Уильямс предложил ему контракт в 1982 году.

И в первый же сезон он стал чемпионом, одержав при этом всего одну победу в Швейцарии. Он опередил таких людей, как Алена Проста, Ники Лауду и Нельсона Пике.

Хотелось бы выделить трагичность того сезона. Дидье Пирони, который в итоге занял второе место в личном зачете, не участвовал в последних пяти гран-при из-за тяжелейшей травмы ног во время гонки в Германии. В тот же год погиб его напарник - Жиль Вильнев.

Юрке Ярвилехто (1989-1994)

Этот человек из Скандинавии не был чемпионом мира и не боролся на равных с Михаэлем, однако он подавал большие надежды. Победив в молодежных сериях, он уверенно шагнул в "королевские гонки". Вступал он за "Onyx", "Scuderia Itallia", "Sauber" и даже за "Benetton", из которого он решил уйти.

Он был протеже Кеке Росберга, который, кроме помощи Лехто в основных проблемах, еще и посоветовал ему упростить свою сложную фамилию. С тех пор в протоколах вы увидите не "Юрке Ярвилехто", а "Джей Джей Лехто". В 1994 году он перешел в "Benetton", в котором, возможно, мог бы и стать чемпионом, однако после трагической Имолы, при этом попав в аварию, он решил уйти из Формулы-1, перейдя в DTM. Он выступал во многих сериях и там становился чемпионом, но, к сожалению, покорить Формулу 1 ему не удалось.

Мика Хаккинен (1991-2001)

Следующим финном был Мика Хаккинен, выступления которого еще хранятся в памяти "олдскульных" болельщиков. Но чтобы освежить память, вкратце расскажу его историю в Ф1, которая началась в 1991 году, когда он выступал в команде "Lotus" вместе с Джонни Хербертом. Однако в то время, как и сейчас, "Lotus" не славился своей скоростью, поэтому за сезон у Мики накопилось всего 2 очка.

Следующий сезон был более удачным, он его завершил на 8 месте с 11-ю очками. Через год он был близок к первой тройке по окончании чемпионата, однако ограничился лишь 4-м местом.

Что ж, перейдем к квинтэссенции его карьеры - переход в Mclaren в 1993 году, который был командой под руководством Peugeot. Спустя некоторое время Mclaren приобрел знакомое всем название, а Мика вырос как гонщик, однако рост этот продолжался до свободных заездов в Австралии, где он попал в страшную аварию, после которой только сумасшедшие ожидали от него высоких позиций после поправки. И вот, он вышел из комы, начал нормально жить и возвращаться к гонкам. Стоит отметить, что во время лечения поддержку ему оказывали его подруга и Рон Деннис - шеф Mclaren. После аварии Мика стал таким финном, которого нам привычно видеть в настоящее время: мало эмоций, серьезный и в какой-то степени замкнутый.

Пропуская несколько лет, взглянем на год 1998. Новый регламент, команда из Уокинга подает большие надежды, показывая хорошие результаты на тестах. Mclaren доминировал весь сезон вместе с Ferrari, укротителем которой стал Михаэль Шумахер. Их сражение было долгим, однако хладнокровный финн оказался лучше и взял чемпионат. Кубок конструкторов остался тоже у Mclaren. Мика стал чемпионом и в 1999 году, юбилейном для Формулы 1. За титул боролись Мика и Эдди Ирвайн. На протяжении всего сезона они шли в зачете "ноздря в ноздрю". Все решилось на последнем этапе в Японии. Хаккинен приехал на первом месте, а рядом с ним на подиуме стоял Ирвайн, который уступил 2 очка Мике в личном зачете. В следующем году финн занял второе место. После окончания карьеры в Формуле 1 в 20001, он перешел в DTM и гонялся там до 2007. Мика Хаккинен запомнился всем его борьбой с "Красным бароном" на протяжении всей его карьеры, начиная с Формулы 3, заканчивая 2001-м годом.

Мика Сало (1994-2002)

"Второй Мика" - так его называли болельщики. "Олдскульные болельщики" снова напрягли свои извилины и вспоминают невзрачные выступления финна. Да, он приезжал последним, часто не доезжал до финиша, однако, в большинстве своем, это была не его вина, а машины на которой он ехал. "Tyrrell", "Sauber", "Arrows" - команды за которые он выступал в начале своего пути в Ф1. Все они являлись командами второго сорта, а Мика получил свой шанс в 1999 году.

Михаэль Шумахер попал в тяжелую аварию и на его место был приглашен именно гонщик из Финляндии - Мика Сало. С работой, которая ему досталась, он справился хорошо, однако дельных предложений ему не поступало, и из-за этого все его надежды на титул были закопаны глубоко под землю. После этого в 2002 году он завершил карьеру сезоном, в котором он вылетал почти также часто, как и финишировал. Мика так и остался "вторым Микой", который не смог превзойти своего "падавана".

Кими Райкконен (2001 - по сей день)

Эту личность знают все люди, которые хоть что-то слышали о современной Формуле-1. Финн, прозвище которого - "Iceman", является довольно популярным в России, да и в Азии у него поклонников не мало. Его кумиром является James Hunt, которого уже многие знают благодаря фильму, однако, как говорится, Кими восхищался им до того, как это стало мейнстримом. Он часто бывает замечен на разных вечеринках и других развлекательных мероприятиях.

Его карьера в Формуле 1 началась с "Sauber", который в то время имел одну из самых красивых раскрасок, однако по скорости уступал многим. В итоге, первый сезон Кими провел неплохо, закончив его на 10 месте. На следующий год его приютили в Mclaren, который и станет для него домом на следующие пять лет. В "Mclaren" он одержит свою первую победу, которую он одержал в Малайзии в 2003 году. Но все было не сразу. В первом сезоне за "серебряные стрелы" он финишировал реже, чем сходил с дистанции. Стать первый раз в своей истории чемпионом мира он мог в 2005-ом году, когда его напарником был Монтойя, а за его баталиями с "Рено" следили все, открыв рот. В итоге, Фернандо Алонсо завоевал титул, оставив молчаливого финна позади.

В 2007 году наступает "белая полоса" для Iceman-а. Это год, когда итальянская конюшня подписала Кими Райкконена - будущего чемпиона мира. Это год, когда Себастьян Феттель провел свои первые гонки за "Torro-Rosso", а Монтойя ушел в Nascar. Основная борьба была между Льюисом Хемилтоном и Кими. Весь сезон они старались опередить друг друга, быть на шаг впереди, и на этот шаг ближе оказался Райкконен. Все решалось на последнем этапе в Бразилии. Классика жанра. Кими Райкконен приезжает первым, а темнокожий британец оказывается лишь седьмым, тем самым, проиграв титул чемпиона с разницей в 1 очко.

Как мы знаем, за белой полосой всегда идет черная. И эта черная полоса связана со скандалом, который произошел в "Ferrari". Кими Райкконена попросили уйти из скудерии. Выплатив неустойку, "Ferrari"простились с Кими, казалось, что навсегда.

После этого финн выступал в разных сериях, однако новость, которая появилась в 2012-м году вернула к жизни всех болельщиков скрытного финна. "Lotus" подписал с Кими контракт! Все этого не ожидали, однако это случилось. "Iceman return!" - говорили фанаты. В новом сезоне за не самый сильный и надежный "Lotus", Райкконен сенсационно приехал на 3-ем месте по окончании сезона, выиграв в Абу-Даби. Следующий сезон был не таким удачным, однако была новость, которая согревала любителей Формулы-1. Контракт с "Ferrari" на сезон 2014. Возвращение в итальянскую конюшню. Все ожидали чего-то сверхъестественного, однако получили "фигу". Получился сезон, который нужно поскорее забыть и не вспоминать.

Что ж, история ледяного финна-тусовщика продолжается, а мы с вами продолжаем наблюдать за эпопеей Кими Райкконена.


Хейкки Коволайнен (2007-2013)

Этого гонщика помнят в роли напарника Виталия Петрова в "Caterham", гонщика, который плетется далеко позади всех конкурентоспособных болидов, но он был не всегда медленной финской черепашкой. Более того, он был подающим надежды перспективным гонщиком, который должен был заменить Кими Райкконена в Формуле-1.

В самую престижную серию Хейкки пришел из GP-2 в 2007 году. Он долго был тест-пилотом и спустя некоторое время пришел "его час". Начал он с команды "Renault ING" и провел сезон довольно успешно, завершив его на 7-ой позиции. Сразу после этого его подписал грозный "Mclaren". Машина была действительно грозной, в следствие чего Льюис Хэмилтон завоевал титул чемпиона, а Хейкки, прямо скажем, провалил сезон, из-за того, что не мог подстроится под характер машины. В итоге Хейкки занял лишь 7-е место в личном зачете. Ковалайнен получил еще один шанс, но и им он не воспользовался. 2009 - это год, когда доминировал "Brawn GP", а Фелиппе Масса получил пружину в голову в Венгрии. Ковалайнен провел этот сезон ужасно, не опередив даже Массу, который половину сезона восстанавливался. Итог: Хейкки занял 12-е место, простившись с местом в одной из самых колоритных команд в Формуле-1. Следующие сезоны он провел в одной команде, которая еле держалась на плаву. "Lotus F1" и "Caterham". Хейкки стал плестись в конце пелетона, не попадал в очки, из-за слабости машины, и российский пилот его опережал без вопросов, а финн скатывался по лестнице небытия и ушел из Формулы-1.

Вот такая грустная история о перспективном финне, который так и не смог заменить Кими Райкконена в "королевских гонках".


Вальттери Боттас (2012 - по сей день)

Молодой талантливый и такой же холодный финн, как и все остальные. Его история в Формуле 1 уже имеет несколько славных моментов, таких как этот сезон, который он завершил на 4-м месте, уступив непобедимым пилотам "Mercedes" и австралийскому таланту из "Red Bull". Вальтери был несколько лет тест-пилотом "Williams" и в это же время становился чемпионом в серии "Formula-3".

Закрепив свой успех, "Williams" дал шанс новому таланту в 2013 году. Выступления его были примерно такие, каких от него и ожидали. Машина была не быстрая, напарник вспыльчивый и, казалось, что Боттас не задержится надолго, однако он, как типичный финн, продолжал уверенно идти к результату, который появился вместе с быстрой машиной от "Williams". В этом сезоне многие восхищались его выступлениями на трассах. У всех свеж в памяти его борьба в Спа, или подиум в Сочи.

История еще не подошла к концу, и в следующем сезоне нам всем предстоит узнать, как часто Вальттери будет радовать всех своей улыбкой на подиуме, а пока что мы можем пересмотреть хайлайты гонок с его выступлениями и надеятся на то, что он продолжит в том же духе.

Финские гонщики - это особенные люди, которые славятся своей хлоднокровностью, трезвым мышлением и трудолюбием. Каждый из них оставил след после себя, благодаря которому мы можем считать, что финские гонщики являются одними из самых быстрых на планете. Это и доказывают они нам из года в год.

Финских гонщиков в истории "Формулы-1" не очень много, но каждого из них можно без преувеличения назвать яркой звездой. Так, на закончившемся только что Гран-при Бахрейна финский гонщик Кими Райкконен занял третье место. Ну а самый известный финн, Мика Хаккинен, отдохнув после "Формулы" , в этом году решил вернуться за руль болида. Только на сей раз в гонках DTM, очередной сезон которых стартует 17 апреля.

Гоночная династия Росберг

Эти блондины с труднопроизносимыми фамилиями кажутся скромными и медлительными, их размеренная речь выводит из себя журналистов, а болельщики ломают головы, пытаясь составить полное впечатление о своих кумирах. Однако, садясь в свои болиды, скрытные тихони мигом превращаются в быстрых "горячих парней" , не привыкших уступать соперникам.

Первым "летучим финном" стал Кейо Эрик Росберг, или просто Кеке. Отец будущего чемпиона, ветеринар Ларс Росберг, был гонщиком-любителем, благодаря его поддержке Кеке смог начать карьеру и добиться успехов в картинге и младших гоночных сериях.

В "Формуле-1" Кеке оказался поздно, в возрасте 29 лет. Он начал выступления за слабую команду "Theodore" и удивил всех, победив уже во второй своей гонке. Последующие четыре года были для Кеке нелегкими: он выступал за слабые команды "ATS" , "Wolf" и "Fittipaldi" , часто не мог пройти квалификацию. Финские газеты наперебой критиковали Росберга, болельщики почти забыли о нем.

Лишь Фрэнк Уильяме оценил талант гонщика, предложив ему контракт на сезон-1982. Кеке был быстр, использовал каждый шанс, аккуратно набирал очки. Наградой за усилия стал чемпионский титул, который Росберг получил, выиграв лишь одну гонку в сезоне.А потом вновь начались проблемы... Переход на турбодвигатели изменил расстановку сил, и финн довольствовался редкими успехами. 1985 год прошел для Росберга в конфликтах с руководством "WIIIiams" и напарником Найджелом Мэнселлом. Последний сезон в "Формуле-1" Кеке провел за "McLaren" , промучившись на болиде, созданном под Алена Проста.

Уйдя из "Формулы-1" , Росберг стал менеджером молодых талантов - Мики Хаккинена, Юрке Ярве Лехто и Оливье Паниса. Параллельно Кеке выступал в DTM ("Deutschen Tourenwagen Masters") , потом организовал собственную команду, участвовавшую в "Формуле-3". Сейчас 56-летний финн работает со своим сыном Нико, продолжателем гоночной династии Росберг.

Нико вырос в Германии, на родине своей матери, у него двойное гражданство - финское и немецкое. Росберг-младший выступает за Финляндию, хотя не может сказать по-фински ни слова. После успехов в "Формуле BMW" Нико поработал на тестах "BMW-WIIIiams". Возможно, через пару лет в "Формуле-1" появится новый Росберг.

Мика Хаккинен: сильнейший соперник Шумахера

Говоря о сильнейшем сопернике в "Формуле-1" , Михаэль Шумахер всегда называет имя Мики Хаккинена. Эта борьба, начавшаяся еще в британской "Формуле-3" , долго держала в напряжении болельщиков.

Успехи Мики в "Формуле-1" связаны с командой "McLaren". Поворотным событием в его карьере стала страшная авария, в которую он попал осенью 1995 года на тренировочных заездах перед Гран-при Австралии. Жизнь Мики оказалась под угрозой: он был в коме, и лишь старания нейрохирургов позволили ему вернуться к нормальной жизни.

В этот тяжелый момент рядом с Микой были два человека: подруга Эрья, позже ставшая его женой, и шеф "McLaren" Рон Деннис, проявивший отцовскую заботу. Позже Рон во всем поддерживал Мику, зачастую в ущерб другому гонщику команды, Дэвиду Култхарду. Эрья тоже сыграла важную роль в карьере Мики: оставив работу телеведущей, она полностью посвятила себя делам мужа.

После аварии в гонки вернулся другой Мика, более серьезный и замкнутый. На пресс-конференциях журналисты как клещами вытягивали из него ответы на свои вопросы. Сезон-1998 принес Хаккинену первый чемпионский титул. Болиды "McLaren-Mercedes" были почти непобедимы, лишь Михаэлю Шумахеру и "Ferrari" , цеплявшимся за каждый шанс, удалось навязать борьбу "серебряным стрелам". Следующий год был тяжелее, но свой титул Хаккинен отстоял. На этот раз серьезной борьбы с Шумахером не получилось: немец пропустил несколько гонок из-за перелома ноги.

С 2000 года началась эра доминирования "Ferrari". Мика ненадолго перехватил лидерство в чемпионате, но в конце года победу отпраздновал Михаэль. Команда "McLaren" слабела, Мика устал, и в конце сезона-2001 он объявил о своем уходе. По слухам, это решение он принял под влиянием жены.

Три года Хаккинен отдыхал, проводил все свое время с Эрьей и маленьким сыном Хьюго, но окончательно об автогонках не забыл: его эпизодические выступления в ралли Финляндии были довольно успешными.

Летом 2004 года появились слухи о возвращении Мики в "Формулу-1" и о его контракте с "BAR" или "WIIIiams". "Дыма без огня не бывает... " - интриговал Мика, но планам не суждено было сбыться.

Вместо этого Хаккинен принял решение выступать в DTM, чем очень порадовал команду "Mercedes" и своих преданных болельщиков. 17 апреля сего года в немецком Хоккенхайме стартует очередной сезон этого увлекательного чемпионата.Мика уже настраивается на борьбу за титул в сезоне-2005 и мечтает о переходе в DTM... Михаэля Шумахера!

Мика Сало: "второй Мика"

Мика Сало жил по соседству с Микой Хаккиненом, гонщики боролись друг с другом в британской "Формуле-3". Тем не менее Сало так и остался "вторым Микой" , достичь высот в "Формуле-1" ему не удалось.

Мика слыл быстрым и грамотным гонщиком, но его карьера складывалась непросто. Выступления за откровенно слабые "Tyrell" , "Arrows" и "Sauber" не позволили финну в полной мере проявить свой талант.

Звездный час Сало настал в 1999 году, когда он был приглашен в "Ferrari" в качестве замены травмированного Михаэля Шумахера. Мика прекрасно справился с поставленной задачей, оказав существенную поддержку боровшемуся за победу в чемпионате Эдди Ирвайну. Мика даже уступил напарнику победу на Гран-при Германии.

В 2001 году Сало работал на тестах "Toyota" , он сыграл важную роль на начальном этапе работы команды в "Формуле-1". Финн провел с "Toyota" ее дебютный год, но к окончанию сезона-2002 в команде назрел конфликт. Шефы обвиняли в неудачах гонщиков - Мику и его напарника Аллана Макниша, а пилоты в свою очередь открыто говорили о слабости команды.

На свою последнюю гонку в "Формуле-1" Сало заявился с выкрашенными в синий цвет волосами - так финн протестовал против несправедливого обращения в "Toyota". "Я был не просто гонщиком, я был нянькой для 550 человек. И я рад, что это приключение закончилось" , - сказал он тогда.

Немного отдохнув в компании жены Норико и сына Макса, Мика отправился за океан. В американской серии "ChampCar" он провел сезон-2003, а затем перешел в чемпионат FIA GT.

Юрке Ярве Лехто: несбывшиеся надежды

К сожалению, карьера этого гонщика, принадлежащего поколению Хаккинена и Сало, сложилась не слишком удачно. В юности Юрке Ярве с успехом выступал в картинге, был чемпионом "Формулы Ford" и британской "Формулы-3".

Лехто был протеже Кеке Росберга, возлагавшего большие надежды на своего соотечественника. Именно Кеке посоветовал сменить труднопроизносимое имя Юрке Ярве на две буквы J- и он по сей день в гоночной статистике значится как Джей Джей Лехто.

В 1989 году финн попал в "Формулу-1". Два года он провел в "Опух" , затем выступал в "Dallara" и "Sauber". Большим шансом для Лехто мог стать переход в сильный "Benetton" , но перед началом сезона-1994 Джей Джей попал в тяжелую аварию, стоившую ему перелома шейного позвонка. В то время инциденты перед началом сезона считались дурным предзнаменованием, так и вышло: из-за травмы Лехто пропустил две гонки в начале чемпионата, а на третьей, в черный для "Формулы-1" уикенд в Имоле, вновь попал в серьезную аварию.

Решив больше не испытывать судьбу, Лехто перешел в DTM, потом выступал в американской серии CART, а настоящий успех пришел к нему в чемпионате туристических автомобилей.

Кими Райкконен - Ледяной человек

В числе фаворитов сезона-2005 Мика Хаккинен называет своего друга, 25-летнего Кими Райкконена. За неэмоциональность и немногословность Кими получил прозвище Ледяной человек. Сейчас журналисты с тоской вспоминают Мику Хаккинена, который на фоне Райкконена выглядит лучшим оратором мира.

Но назвать Кими тихоней нельзя. В газетах периодически появляются сообщения о бурных вечеринках с участием гонщика, не прекратившихся даже после его женитьбы на модели Дженни Дальман. Недавняя размолвка с супругой подвигла Кими на новые "подвиги" , которые не привели в восторг шефов "McLaren-Mercedes". "Разве я не могу выпить и потанцевать?" - упрямился Кими, но потом извинился и взялся за работу.

Кими считается будущим чемпионом, в сезоне-2003 он до последней гонки боролся за титул с Михаэлем Шумахером. Райкконен заменил Мику Хаккинена в "McLaren" , а выступления в "Формуле-1" начал с "Sauber". Суперлицензию Кими получил всего на несколько этапов - до перехода в "Формулу-1" он провел лишь 23 гонки в младших сериях.

С тех пор Райкконен зарекомендовал себя быстрым гонщиком, почти не допускающим ошибок. Чемпионская "Ferrari" внимательно следит за работой финна: контракт Михаэля Шумахера истекает в конце 2006 года, и Кими вполне может его заменить.

Любопытно, что в детстве Кими мечтал стать хоккеистом, но позже понял, что большего успеха он добьется на гоночной трассе. Денег вечно не хватало, и родители будущей звезды "Формулы-1" крутились на нескольких работах, добывая необходимые для начала серьезной карьеры средства.

Теперь уже сам гонщик поддерживает близких, хотя видит их не так часто, как хотелось бы. Напряженный график Райкконена не оставляет времени для разъездов, а сейчас Кими приходится работать с удвоенной энергией: в сезоне-2005 он планирует всерьез побороться за чемпионский титул.

Хейкки Ковалайнен: новая надежда Финляндии

В 2004 году Хейкки Ковалайнен победил в мировой серии "Nissan" , став чемпионом за два дня до своего 23-го дня рождения. Участник программы поддержки молодых гонщиков "Renault" много работал и на тестах "Формулы-1". Его дебют за рулем болида самой престижной гоночной серии состоялся в 2003 году, тогда Хейкки попробовал силы в "Renault" и "Minardi".

На успехи пилота долго не обращали внимания, лишь триумф в "Гонке чемпионов" подарил Ковалайнену звание "нового летучего финна". "Эта победа принесла мне настоящую славу, но не изменила хода карьеры" , - объяснил Хейкки, который проведет сезон-2005 в ранге тест-пилота "Renault". Эту работу гонщик будет сочетать с выступлениями в чемпионате GP-2, последней ступени на пути к "Формуле-1".

Спорт играет большую роль в жизни Хейкки. Он любит лыжные гонки и биатлон, много ездит на велосипеде, часами занимается фитнесом. На тестах Хейкки приятно удивляет инженеров познаниями в области техники и умением донести свои впечатления от машины. Гонщик держится скромно, но цену себе знает: "Я пока не раскрыл весь свой потенциал, мне еще многому предстоит научиться. Но я быстр и стабилен".

Своим недостатком Ковалайнен называет очень быструю речь - нехарактерное для финнов качество. А во всем остальном Хейкки напоминает своих знаменитых соотечественников. Неудивительно, что громких успехов от новой надежды Финляндии ждут совсем скоро.

Ралли - конкурент "Формулы-1"

Финские болельщики гордятся успехами соотечественников в "Формуле-1" , но своим национальным в) дом спорта считают ралли. Раллийные гонки давно спорят по популярности с кольцевыми, и это не удивительно: финны четко, быстро и хладнокровно справляются с внушительными дистанциями и меняющимися погодными условиями.

Финны поддерживают своих пилотов Янне Туохино, Тони Гардемайстера, Яни Паасонена, Харри Рованперу, но главными раллийными героями остаются чемпионы Юха Канккунен, Томми Мякинен и главная надежда Финляндии в мировом раллийном чемпионате Маркус Гронхольм. Примечательно, что штурман Маркуса тоже финн, Тимо Раутиаинен. Похоже, скорость и любовь к автогонкам у горячих финских ней в крови.

На протяжении более трёх с половиной десятков лет финские гонщики добиваются ярких успехов в Формуле 1: первым финном, завоевавшим чемпионский титул в начале 80-х, стал Кеке Росберг, в 90-х его сменил Мика Хаккинен (хотя Джей-Джей Лехто и Мика Сало тоже были крепкими профессионалами), затем гоночный мир рукоплескал успехам Кими Райкконена, а теперь одним из самых перспективных пилотов считается Валттери Боттас, выступающий за команду Williams F1.

Газета Turun Sanomat предоставила слово нескольким известным представителям финского автоспорта, которые попытались объяснить, почему представители этой североевропейской страны с населением всего в 5,5 млн. человек, традиционно входят в элиту Формулы 1.

«Самую важную роль здесь играет финский менталитет, - считает Мика Сало, ветеран Ф1, участвовавший в 111 Гран При. - Мы никогда не сдаёмся, это черта национального характера, и на гоночной трассе нам удаётся полностью сконцентрироваться на достижении цели, полностью отрешившись от всего остального».

Впрочем, Кими Райкконен, чемпион мира 2007 года, считает, что всё объясняется проще: «Не думаю, что есть какие-то секреты. В Финляндии очень развит автомотоспорт, и всегда есть много гонщиков, выступающих практически в любых категориях: в молодёжных формулах, в ралли и даже в мотокроссе. В нашей стране весьма обширные территории в сельской местности, где много места для того, чтобы тренироваться в спортивном вождении.

Если посмотреть на количество населения, то финнов не так много. Но некоторым из нас всегда везло, ведь стоит получить необходимую поддержку, как твоя карьера начинает развиваться стремительно, подобно тому, как растёт снежный ком. Гонки - дорогостоящее занятие, поэтому важно быстро добиться хороших результатов. Надеюсь, и дальше финский автоспорт будет прогрессировать такими же темпами».

Валттери Боттас подчеркнул, что основы успеха финских гонщиков закладывается ещё на стадии картинга: «Я по-настоящему увлёкся картингом, когда мне было лет 9-10. Конкуренция была очень велика, уровень соперников - высокий, каждый стремился выступить как можно лучше, поэтому всегда приходилось выкладываться на 100%.

Федерация автоспорта Финляндии начинает помогать гонщикам, когда они ещё совсем в юном возрасте. Например, я начал сотрудничать с ней, когда мне исполнилось 11 лет. Специалисты федерации оказывали тренерскую помощь, консультировали, как надо правильно питаться, детально анализировали выступления в гонках и учили молодых гонщиков самостоятельно мыслить и принимать решения.

Популярность картинга, правильный подход к тренировкам и финский менталитет - это очень хорошее сочетание».

Начиная с 1991 года, с дебюта Мики Хаккинена в Формуле 1, в чемпионате всегда выступал хотя бы один представитель Финляндии, а то и два. Впрочем, карьера Райкконена вряд ли будет продолжаться долго, и хотя сейчас серьёзные успехи делает Валттери Боттас, пока неясно, кого из молодых финских гонщиков можно считать следующим кандидатом на место в Формуле 1.

«Согласен, в молодёжных формулах сейчас нет никого, кто уже бы себя ярко проявил, но в картинге выступает много перспективных ребят, - считает Валттери. - Загадывать сложно, но кто-то может неожиданно пробиться. По крайней мере, молодёжи пока есть с кого брать пример».

Сейчас Мика Сало работает спортивным директором российской молодёжной серии SMP F4 Championship, в которой также выступают начинающие гонщики из других стран, в том числе финские, среди которых обращают на себя внимание 18-летний Алексантери Хуовинен и 15-летний Нико Кари.

«Это сравнительно недорогая серия, и если гонщик талантливый, у него хорошие шансы добиться успеха в Ф4, - считает Сало. - Безусловно, этот чемпионат поможет перспективным пилотам более успешно выстраивать карьеру».

Мика Паули Хаккинен (или Хякинен, если следовать правилам русско-финской транскрипции) родился 28 сентября 1968 года в городе Вантаа (Финляндия). Его отец, Харри, работал операторов радиостанции, а мать была секретаршей. У Мика есть сестра, Нина.

Если мальчишки в принципе любят играть с машинками, то будущий чемпион мира Formula 1 уже в пять лет буквально сходил с ума от всего, что обладает двумя, тремя, четырьмя и даже пятью колесами. А в шесть лет он сел за руль карта и гонял на автодроме.

Хаккинен никогда не отличался эмоциональностью

Чтобы заработать на собственный карт для сына родителям пришлось поднапрячься. Отец по возможности подрабатывал таксистом и оплачивал все растущие расходы на топливо, резину, запчасти. И все эти усилия окупились, когда Хаккинен-младший стал пятикратным чемпионом среди школьников. С 1974 по 1986 год он уверенно приходил к финишу первым. Правда, была одна проблема — в детстве Мика мало говорил. И ему явно было трудно объяснить технические проблемы с картом, поэтому он предпочитал умолчать о них, что вряд ли можно назвать профессиональным подходом. А еще Хаккинен-младший не понимал, чего его отец так за него радуется. Ну победил и победил!

Мальчик взрослел, «взрослели» и автогонки, в которых он принимал участие. Первым серьезным дебютом для Хаккинена стала «Формула Форд 1600». Кольцевые гонки менее популярны в Финляндии, чем раллийные. Ему советовали сначала на картинге выиграть чемпионат мира или Европы, чтобы его заметил крупный спонсор или именитый клуб. Но упрямый финн все-таки решил сделать по-своему. И тут же разочаровался.

Друзья-соперники Шумахер и Хаккинен

Машина в сравнении с картом оказалось медленной как черепаха. «Резина с протектором, нехватка мощности, да в детском картинге все намного круче было!» — вспоминал позже Хаккинен о своем первом опыте в «Формуле». Зато теперь он считался настоящим гонщиком.

Чтобы ездить от одного автодрома к другому семье пришлось купить целый автобус. На нем Хаккинены следовали за сыном в его пути к славе. Правда, в те годы мама Айла была уверена, что это все юношеское увлечение, и все скоро пройдет. То, что это не пройдет уже никогда, Айла Хаккинен поняла в 1987-м году, когда отличное выступление сына на тестах в Донингтоне заметили в «Мальборо». Следующие гонки Мика Хаккинен должен был провести в Англии, а значит вдали от семьи.

В начале 90-х на Гран-при Макао финский пилот Marlboro попал в свою первую аварию. Он слишком рьяно пытался догнать Михаэля Шумахера. Два болида едва не столкнулись, машину Хаккинена развернуло и… Он выбыл из гонки. Шумахер буквально назвал молодого соперника психом: «Надо быть сумасшедшим, чтобы атаковать под таким углом. Это просто глупость так рисковать!».

Эрия Хонконен, первая жена гонщика

Но несмотря на безумный стиль вождения Хаккинена все-таки взяли в Formula 1. Случилось это в 1991 году, а позвали его представители Lotus после заезда «Формула-3» в Сильверстоуне.

Первые два сезона «Формулы 1» Мика закончил с 2 и 1 очками. Но это было неплохо для дебютанта, учитывая, что другие пилоты «Лотус» набрали и того меньше.

Противостояние Шумахера и Хаккинена

В 1993 году McLaren «отбивает» финна себе, но делает его фактически тестовым пилотом. А тестировать болиды Хаккинен терпеть не мог. К счастью, плохая езда другого пилота команды, Андретти, дала молодому парню шанса. Андретти через три гран-при отказался выступать, и Хаккинен его заменил.

25 сентября 1993 году случился триумф — Мика Хаккинен обыграл самого Аэртона Сенну в квалификационном. Тот, кстати, был в тот момент его напарником по команде. А еще трёхкратный чемпион не любил проигрывать. И наказал Хаккинена уже в настоящем заезде, обманув его своим маневром и легко обогнав. Такая демонстрация техники стала для начинающего гонщика бесценным опытом.

Так наступил 1995 года. Шел ноябрь. Заезд на трассе в Аделаиде заставил всех поклонников «Королевских гонок» заговорить о Хаккинене. Правда, победа тут была не причем.

А это новая семья горячего финского парня

Во время гонки болид финского гонщика потерял управление, трижды перевернулся в воздухе и влетел в отстойник. Только слаженная работа медиков спасла Хаккинена от смерти. Два года после аварии у гонщика дергался и косил левый глаз. Зато именно в больнице он познакомился с будущей женой. Эрья Хонконен оставила работу, чтобы выхаживать неподвижного пациента. Тогда врачи не могли обещать даже то, что он будет ходить и говорить.

Забота любимой женщины сделали свое дело — в 1996 году Хаккинен вновь сел за руль болида. Через годы выиграл свое первое после аварии Гран-при в Хересе, а в сезоне 1998 стал чемпионом мира.

Десятилетняя карьера в «Королевских гонок» дважды позволила Хаккинену стать чемпионом мира, в 1998 и 1999 годах. Покатавшись еще три года финский гонщик решил вернуться в автогонки Deutsche Tourenwagen Masters. В 2007 году двукратный чемпион мира «Формулы-1» завершил свою гоночную карьеру, выиграв три подряд сезона в DTM.

Личная жизнь у гонщика была не бурной. В 1998 году Хаккинен женился на той самой Эрье Хонконен, которая выхаживала его в больнице. У пары родилось двое детей, мальчик и девочка, а спустя 10 лет после женитьбы Мика и Эрье взяли и развелись. Чуть позже Мика стал встречаться с Маркетой Кроматовой, у них родилась дочка Элла в 2010 году.

У финнов репутация людей неторопливых. Но только не в автоспорте. Финские гонщики занимают ведущие позиции в раллийных гонках и в Формуле-1 уже более трех десятков лет. А количество чемпионов в этих автомобильных дисциплинах, «на душу населения», вообще ставит Финляндию на первое место в мире.

С тех пор, как сорок лет назад начались ралли по версии WRC, финны выигрывали гонки 14 раз. Юха Канккунен и Томми Мякинен выигрывали их по 4 раза, причем Мякинен – четыре раза подряд. В Формуле-1 финские имена появились в 1974 году, когда Лео Киннунен дебютировал в 1974 году на Гран-при Швеции в команде Surtees-Ford. Однако сейчас уже 3 финна стали чемпионами в этих гонках, и имена Мики Хаккинена и Кими Райкконена стали нарицательными.

Финны проявили себя и на ралли-рейдах в Дакаре (Ари Ватанен и Юха Канккунен) и 24-часовых гонках в Ле-Мане (Юрки Ярвилехто). Так что удивляться популярности автоспорта в Финляндии не приходится.

Теперь в Финляндии набирает популярность новый вид автоспорта – дрифтинг, и финские автогонщики уверены, что и в этой дисциплине они смогут добиться успеха. Ну а зрители – насладиться удивительным шоу.

Танец на дороге

Термин дрифтинг означает технику гонок с прохождением поворотов в управляемом заносе. Дрифтинг появился в Японии в начале 80-х годов. С самого начала в этом виде гонок важно было не только время, но и эстетика езды. Поэтому многие специалисты считают, что дрифтинг более близок к фигурному катанию или фристайлу, чем собственно к автогонкам - водитель должен технически правильно выполнить поворот и сделать это максимально красиво.

Вид окруженных дымом машин, их бешеная мощь не могут оставить безучастными настоящих любителей автоспорта. А их в Финляндии немало, ведь финны, по словам Кими Райкконена «…очень любят возиться с машинками».

Выставки и тюнинг

В Финляндии целый ряд компаний занимается продвижением и популяризацией дрифтинга - это и X-treme, Radalle и ряд других. Финские дрифтеры всегда рады встретиться с соседями, которые разделяют их любовь к дрифту – все больше россиян приезжают в Финляндию, чтобы самим сесть за руль гоночной машины и выйти на настоящую дрифтинговую трассу. Название автодрома в Аластаро уже стало популярным у многих любителей дрифтинга из России, Украины и стран Балтии.

Н Популярное финское хобби – ретро-автомобили. На всевозможных автошоу выставляются восстановленные старинные автомобили, машины-легенды. В течение года проходит ряд выставок тюнингованных машин, которые сопровождаются ярмарками модной стильной одежды и аксессуаров.

В Финляндии любят автомашины, любят все, что связано с миром автоспорта. Поэтому, планируя поездку, обязательно сверьтесь с графиком крупных выставок и автошоу – и яркие впечатления вам гарантированы.

Текст: Константинс Ранкс, июнь 2009 г.; обновлено в августе 2015 г.



  • Разделы сайта