Гимнастика пробуждения. Гимнастика пробуждения «Мы проснулись» и закаливание в средней группе

Зал празднично украшен. На одной стене оформлена луна, звёзды и тучки.
у другой стены празднично оформленной, сидят игрушки.
В зале гости - мамы и бабушки.
1 вед.
Почему всё изменилось? Почему всё заискрилось?
Засмеялось и запело… Ну, скажите, в чём тут дело?
2 вед.
Это так легко понять! К нам весна пришла опять!
В этот светлый день весенний
мамы в гости к нам пришли –
И красивы, и пригожи, и добры, и веселы!
Вместе.
От души вас поздравляем,
Быть счастливыми желаем!

«Добрый день» исполняет Салават Дайбов (подг гр.)

1 реб.
Мы проснулись, потянулись,
нашим мамам улыбнулись,
Ведь сегодня праздник мамин –
От души мы их поздравим!

1 вед. А чем порадуете маму?
Дети (по очереди)
1) Огорчать её не станем!
2) Наведём порядок в доме!
3) Пригласим друзей, знакомых!
4) Песню весело споём!
Вместе Поздравим маму с Женским днём!

Дети исполняют песню__ «Мамы роднее нет»__

2 вед.
Вот ________ стоит, улыбается,
Загляделась на маму красавицу,
Что ты мамочке хочешь сказать?
Как ты мамочку хочешь назвать?

Ребёнок. Маму крепко поцелую, мама – солнышко моё!
Обниму её, родную, очень я люблю её!

1 вед.
Конечно, поцеловать свою маму хочется и Диме, и Настеньке и Оленьке…
Так что же вы стоите? К мамочкам скорей бегите!
Поцелуйте, обнимите, и на танец пригласите!
Дети вместе с мамами танцуют импровизированный танец.

2 вед.
А сейчас все отдохнём
И на стульчики пойдём…
Хотите, я раскрою вам секрет?
Чтобы мама всегда была молодой и красивой, нужно беречь её,
помогать ей во всём! А как вы помогаете маме дома, мы сейчас узнаем!

Игра с мамами «Есть у вас такой сынок?»

1 вед. Встанет утром он с постели: «Вы куда рубашку дели?
Где ботинки? Где носок?» Есть у вас такой сынок?
Мамы отвечают «да» или «нет», показывая большим пальцем вверх или вниз.
2 вед. Сам кроватку застелил и цветочки сам полил,
Маме стол накрыть помог…
Есть у вас такой сынок?
1вед. Все игрушки раскидала и кричит: «Ой, я устала!
Прибираться не могу, я вам завтра помогу!»
Есть у вас такая горе–помощница?
2 вед. А другая дочка – чудо! Перемыла всю посуду,
Накормила мурку-кошку,
Хоть сама-то ещё крошка,
Трудится, старается… А вам такая нравится?
1 вед.
Да, ваши ребятишки – замечательные помощники: ловкие, умелые, заботливые!
Вот и сейчас им на месте не сидится, спешат помочь вам, дорогие мамы!

Девочка.
У меня большая стирка!
Мне бельё стирать не лень,
Я в корытце лью водицу
И стираю целый день!
В мыльной пене, в мыльной пене
Станет чистым всё бельё!
Постираю и поглажу даже платьице своё,
Если, мама, ты захочешь, постираю и твоё!

1 вед. Пусть не всё ещё получается,
Но ведь так ребятишки стараются!
Вот, смотрите, к нам ____________ спешит,
Что нам скажет? И чем удивит?

Девочка.
Мы немножко подрастём – тоже будем мамы,
Шить, вязать, варить, стирать научимся мы сами,
А пока мы подрастаем, в «дочки-матери» играем!

Центральный свет гаснет, включается светильник-Луна, девочки берут кукол
и, укачивая их, исполняют колыбельную «Добрая луна»(подг.гр),
«За печкою поёт сверчок» (ст. гр.)

Игра «Баюкалки»

2 вед.
Отдохнули куколки – им пора вставать,
Музыка весёлая зовёт их танцевать!

Девочки исполняют танец с куклами.

1 вед. А что же мальчики?
Мальчик.
Мы мальчишки-шалунишки,
Это даже пишут в книжках…
Но мальчишки всей страны
Быть отважными должны!
Чтобы мир сохранить,
Чтобы маму защитить!

Мальчики исполняют песню «Ты не бойся, мама!»

2 вед. Мальчики наши не только храбрые и отважные, они могут быть галантными кавалерами. Посмотрите, как красиво они умеют приглашать девочек на танец!

Дети исполняют танец «Потанцуй со мной, дружок»

1 вед. А сейчас, ребятки, слушайте загадку!
Кто расскажет сказку внучке, платье новое сошьёт,
Угостит печеньем сладким, на ночь песенку споёт,
Поиграет в «ладушки», испечёт оладушки?
Кто же это отвечайте! Ну, конечно…
(бабушка)

1 ребёнок. А давно ли бабушка молодой была?
Высоко да гордо голову несла,
Женихи к ней сватались, подарки приносили,
Много нежных добрых слов бабушке дарили.

2 ребёнок. Мы бабулю в женский праздник поздравляем!
Поздравляем!
Наших бабушек любимых удивляем, удивляем!

Мальчики исполняют шуточную инсценировку песни «Бабушки-старушки»

Игры с бабушками и мамами.

1 реб. Так добры, старательны
Наши воспитатели!
Мы их любим, не подводим,
Хороводы вместе водим,
Шьём, рисуем и считаем,
Очень, очень уважаем!

2реб. Всех работников детсада
Мы поздравить нынче рады,
Хорошо нам возле них.
Эх, побольше бы таких!

«На улице дождик»* исполняют Алёна Д. , Салават Д. и танцевальная группа
(песня переделана на тему детского сада)

1 мальчик.Обойдите целый свет и сюда придёте
Знайте, лучше вы нигде девчонок не найдёте!

2 мальчик. Речка быстрая бежала, да чистая до донышка.
Наших девочек улыбки, яркие, как солнышко.

«Субботея» исполняет фольклорная группа «Ручеёк»

В заключение дети дарят подарки мамам и приглашают на чай в группу

"На улице дождик"*- см. в разделе песни-переделки - "Детская любовь"

Не открою Америку, если скажу, что с малышами нужно разговаривать, несмотря на то, что они еще не понимают смысл того, что слышат. Зато они очень хорошо чувствуют интонацию, вашу любовь и нежность. Вот такие стишки рассказываю я своему уже 4-х месячному сынуле. Некоторые из них претерпевают изменения, так как в оригинале звучат имена девочек.

ПРОСЫПАТЕЛЬНЫЕ

Мы проснулись,
Потянулись,
Вместе солнцу улыбнулись,
Здравствуй, солнышко,
Колоколнышко!

***
Потягушеньки-потягушеньки
Поперек толстушеньки,
Ручки – хватушки,
Ножки - побегушки,
Глазки - смотруньки,
Ушки - слышуньки,
Носок - сопунок,
Язычок - говорунок,
А в головке - разумок.

***
Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись.
День настал уже давно,
Он стучит в твое окно.
Мы с тобою в лес пойдем,
Подосиновик найдем.
На припеке посидим,
Землянику поедим.
Л. Квитко

***
Потягуни-потягушечки
От носочков до макушечки!
Мы потянемся, потянемся,
Маленькими не останемся.
Вот уже арстем, растем, растем.
Н. Пикулева

Или можно рассказать стишок А. Барто, поменяв имя Машенька на имя своего ребенка. И совсем не страшно, если в конце немного пропадет рифма.
Кто, кто
В этой комнатке живет?
Кто, кто
Вместе с солнышком встает?
Это Машенька проснулась,
С боку на бок повернулась
И, откинув одеяло,
Вдруг сама на ножки встала!

ДЛЯ ЗАРЯДКИ

Малыши-крепыши
Вышли на площадку,
Малыши-крепыши
Делают зарядку!
Раз-два,
Три-четыре,
Руки выше!
Ноги шире!

УМЫВАТЕЛЬНЫЕ

Водичка-водичка,
Умой мое личико.
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтобы кусался зубок!

***
-Чижик-пыжик,
Где ты был?
-Я на речке попу мыл.
Поскользнулся и упал –
Снова попу замарал.

ОДЕВАТЕЛЬНЫЕ
Что-что, а одеваться мы очень не любим. Поэтому «одевательные» стишки идут вперемешку с УСПОКОИТЕЛЬНЫМИ

Полно плакать,
Тише, тише!
А не то
Полкан услышит.
Скаже: «Гав,
Кто плачет тут?
Кого Машею зовут?»
«Убирайся – скажем, - прочь,
Уж не плачет наша дочь!»
С. Капутикян

***
Не плачь, не плачь!
Кулю калач.
Не хнычь, не ной –
Куплю другой.
Слезы утри –
Дам тебе три!

***
Кто купил в горошек ситца?
Папа – вот кто.
Сшила что за мастерица?
Мама – вот кто.
Кто в обновку нарядится?
Чья дочурка баловница?
Маша – вот кто!
С. Капутикян

***
Маша варежку надела:
Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
-Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь
И найдешь!
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?
Н. Саконская

***
Лиф на байке,
Три фуфайки,
На подкладке
платьице.
Шарф на шее,
Шаль большая,
Что за шарик
Катится?
Сто одежек,
Сто застежек.
Слова вымолвить
Не может.
«Так меня закутали,
Что не знаю,
Тут ли я?»
А. Барто

ОБЕДАТЕЛЬНЫЕ

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите, вы, кастрюли,
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Нашу деточку кормите!

***
Варись, варись, кашка,
В голубенькой чашке,
Варись поскорее,
Булькай веселее.
Варись кашка сладка,
Из густого молока,
Из густого молока,
Да из манной крупки.
У того, кто кашу съест,
Вырастут все зубки!

***
Кашка из гречки,
Где варилась?
В печке!
Сварилась, упрела,
Чтобы Машенька ела,
Кашу хвалила,
Всех угостила!

***
Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках.
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, картошка,
Крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
И. Токмакова

ЗАСЫПАТЕЛЬНЫЕ

Спать пора!» Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой кивает слон,
Он слонихе шлет поклон.
А. Барто
***
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою.
Ты ж дреми, закрывши глазки,
Баюшки-баю.
М Лермонтов

Ну и, конечно же, каждая мама знает много колыбельных песен. Многие колыбельные, что подзабыла, я подсмотрела на сайте www.skvorushka.ru

Анна Маскаленко

Цели: Способствовать пробуждению после дневного сна. Предотвращать простудные заболевания. Профилактика плоскостопия. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости на вторую половину дня.

Образовательная область: Здоровье.

Связь с другими образовательными областями:

«Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей). «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в частности здорового образа жизни). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека). «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека).

Перед пробуждением обязательно осматриваем стопы у каждого из детей на наличие ссадин, порезов.

Воспитатель включает тихую спокойную музыку, предлагает детям отложить одеяла в сторону.

Три часа. Пора вставать. Глазки открылись, детки проснулись.

Мы проснулись, улыбнулись,

Посильнее потянулись.

А теперь мы с вами дети

Поедем на велосипеде.

Влево – вправо посмотрели,

На кроватку тихо сели.

Руки в стороны подняли,

Крепко так себя обняли.

А теперь пришла пора

Дружно встать нам детвора!

После подъема, дети встают у своих кроваток, каждый на свой коврик (массаж стоп). Затем проходят по ребристым коврикам (с нашитыми пуговицами, бусинками, пробками и т. д., затем располагается коврик смоченный в солевом растворе, затем дорожка смоченная водой (чтобы стереть с подошвы соль, затем сухой коврик. По ним дети идут в спокойном темпе под музыку. Учитывая, что детишки одеты только в трусики и маечки, одновременно проводятся элементы закаливания, а именно воздушные процедуры. Однако при этом должен обязательно соблюдаться температурный режим.

Далее в группе проводится комплекс упражнений (с головы до ног, также направленных на плавный переход к бодрствованию. Упражнения произносятся воспитателем (показывающим движения). Комплекс упражнений «Заинька – зайчишка»:

1. «Заинька, подбодрись, серенький, потянись»

И. п. : стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.

2. «Заинька, повернись, серенький, повернись»

И. п. : стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши, серенький, попляши»

И. п. : то же. Мягкая пружинка.

4. «Заинька, поклонись, серенький, поклонись»

И. п. : то же. Наклоны туловища вперед.

Игра «Собери ножкой пробки и платочки»

Цель: укрепление мышц свода стоп.

Материал: пробки, платочки

Заканчивается приемами восстановления дыхания. Дыхательное упражнение «Зайка вырастет большой»:

Исходная позиция: стоя, ноги вместе, руки опущены. Подняться на носочки, руки вверх. Вдох. Опуститься на всю ступню, руки опустить. Выдох. Выдыхая, произносить: «у-х-х-х-х». Повторить 6 раз. Темп умеренный.

Указание детям: «Хорошо потянитесь, выпрямите спину».

Наш девиз: Чтобы день твой был в порядке, начинай его с зарядки!

Использовались коврики:

Для профилактики плоскостопия и массажа стоп:




А также мягкая дорожка для релаксации и отдыха стопы:

Спасибо за внимание!

Заглядывая в детскую спальню, каждый родитель с замиранием сердца и умилением видит только своего самого любимого и самого родного «зайчика», «медвежонка» или «ягодку». Каждый из них превосходно знает особенности пробуждения своего «чада». Одни детки встают после дневного сна бодрыми и веселыми. Другие еще длительное время остаются в полусонном состоянии, всем своим видом и поведением, показывая собственное недовольство и раздражение.

Гимнастика пробуждения в детском саду как раз и разработана, чтобы детки любой возрастной категории смогли безболезненно, без слез и капризов, перейти от дневного сна к полноценной игровой деятельности.

Гимнастика (греч. gymnastike, от gymnazo — тренирую, упражняю) — система специально подобранных физических упражнений, методических приемов, применяемых для укрепления здоровья, совершенствования двигательных способностей человека, силы, ловкости, выносливости. Эти упражнения позволяют воздействовать либо на весь организм, либо способствовать развитию отдельных групп мышц и органов.

Гимнастика — это не только физические упражнения, не только способ помочь организму перейти от сна к бодрствованию, к активной деятельности. Гимнастика — это еще и способ эмоциональной зарядки на весь день.

Гимнастика, которую можно провести в форме игры, начинается еще в кроватках. Например, воспитатель неторопливо говорит (и показывает движения) проснувшимся детям:

— Наши детки все проснулись! (дети открывают глаза, откидывают одеяла)

— На кроватке потянулись! (потягиваются ручками и ножками)

— Дружно сели! (садятся на кроватке)

— Вместе встали! (дети встают с кроваток)

— И коленки мы достали! (дети наклоняются и достают до колен)

Наклоняться ниже не стоит, так как совершать сразу после сна резкие движения нежелательно из-за возможности получить малышами растяжение.

А так же можно и в стихотворном варианте:

Мы проснулись, улыбнулись,

Посильнее потянулись.

Первый разик на спине.

А потом на животе,

На бочок перевернулись,

И еще раз потянулись.

Ноги вверх мы поднимаем

И тихонько отпускаем,

А теперь мы с вами дети

Поедем на велосипеде.

Подбородком грудь достанем,

К потолку глаза подняли-

Влево – вправо посмотрели,

На кроватку тихо сели.

Руки в стороны подняли,

Крепко так себя обняли.

Наклонились, потянулись,

До носочков дотянулись,

Распрямились и опять

Будем ножки поднимать.

А теперь пришла пора

Дружно встать нам детвора!

Комплекс № 3 (Дождь)

Что такое, что мы слышим?

Это дождь стучит по крыше.

А теперь пошел сильней,

И по крыше бьет быстрей

(ударяют подушечками пальцев одной руки по ладошке другой).

Вверх поднимем наши ручки

И дотянемся до тучки

(поднимают руки вверх, потягиваются)

Уходи от нас скорей,

Не пугай ты нас, детей

(машут руками)

Вот к нам солнышко пришло,

Стало весело, светло

(поворачивают голову направо, налево).

А теперь на ножки встанем,

И большими станем

(И.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – медленный выдох с произношением слова Ух-х-х).

После подъема гимнастика пробуждения в детском саду продолжается в игровой комнате, в которой по кругу могут быть разложены специальные коврики-дорожки. По ним дети несколько минут ходят в спокойном темпе. Учитывая, что детишки одеты только в трусики и маечки, одновременно проводятся элементы закаливания, а именно воздушные процедуры. Однако при этом должен обязательно соблюдаться температурный режим.

Далее проводится комплекс упражнений (с головы до ног), также направленных на плавный переход к бодрствованию. Замечательно будет, если упражнения произносятся воспитателем (показывающим движения), в стихотворной форме. Гимнастика пробуждения дает хорошие результаты, если используется нестандартный комплекс упражнений (поза дерева, кузнечика, гуся и т.д.). Заканчивается приемами восстановления дыхания.

«Заинька – зайчишка»

1. «Заинька, подбодрись,

Серенький, потянись»

И. п.: стоя, руки вдоль туловища. Приподняться на носки, руки через стороны вверх.

2. «Заинька, повернись,

Серенький, повернись»

И. п.: стоя, руки на поясе. Повороты туловища вправо-влево, затем в и. п.

3. «Заинька, попляши,

Серенький, попляши»

И. п.: то же. Мягкая пружинка.

4. «Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись»

И. п.: то же. Наклоны туловища вперед.

5. «Заинька, походи,

Серенький, походи»

И. п.: то же. Ходьба на месте.

6. «Пошел зайка

По мосточку»

Ходьба по ребристой доске.

7. «Да по кочкам,

Да по кочкам»

Ходьба по резиновым коврикам.

Комплекс № 1. (Медвежата)

Проснись дружок, и улыбнись.

С боку на бок повернись

И в медвежонка превратись

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили!

Вот так. Вот так

Головой своей крутили

(повороты головой).

Вот мишутка наш идет,

Никогда не упадет.

Топ-топ, топ-топ,

Топ-топ, топ-топ.

(имитация ходьбы).

Мед медведь в лесу нашел –

Мало меду, много пчел

(махи руками).

Мишка по лесу гулял,

Музыканта повстречал.

И теперь в лесу густом

Он поет под кустом.

Дыхательная гимнастика.

Глубокий вдох,

На выдох: «М-М-М».

Были медвежатами,

Станьте же ребятами.

Комплекс № 2. (Я на солнышке лежу)все включено

Солнышко проснулось

И нам всем улыбнулось

(дети улыбаются).

Вспомним солнечное лето,

Вспомним вольную пору.

Вспомним речку голубую

И песок на берегу

(Воспитатель говорит: «Повернитесь на живот, пусть ваши спинки погреются на солнышке»).

Я на солнышке лежу,

Я на солнышко гляжу.

Только я все лежу,

И на солнышко гляжу

(лежа на животе, движения ногами).

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно

(движения руками).

Вышли на берег крутой,

И отправились домой

(имитация ходьбы).

Дыхательная гимнастика:

«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь)

Вдох – живот втянуть (руки вперед),

Выдох – живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).

А теперь гуськом, гуськом

К умывальнику бегом.

Комплекс №5

Проснись дружок, и улыбнись.

С боку на бок повернись

И в зайчишку превратись

(поворачиваются направо, затем налево).

Зайка лапки поднял вверх.

Потянулся и …. прыжок

(тянутся, лежа на спине, опускают руки вниз).

На спине лежат зайчишки,

Все зайчишки шалунишки:

Ножки дружно все сгибают,

По коленкам ударяют.

Вот увидел он лисичку,

Испугался и затих

(прижать руки к груди,

Затаить дыхание).

Мы лисичку обхитрим,

На носочках побежим

(лежа на спине, движение ногами, имитирующие бег).

Были вы зайчишками,

Станьте ребятишками.

В результате такого подхода к этому режимному моменту видим:

– пробуждение проходит безболезненно для ребенка;

– он легко включается в игровые упражнения;

– получает положительный эмоциональный настрой;

– легко переходит к игровой деятельности.

Все родители хотят видеть своих детей крепкими и здоровыми, и именно гимнастика пробуждения, кроме закаливающего, оздоровительного эффекта, имеет еще одно замечательное преимущество. В процессе повторения движений детки запоминают слова, что тренирует и развивает их память.



  • Разделы сайта