Гимнастика для глаз. Гимнастика для глаз: по Норбекову, по Жданову, тибетская, для детей и взрослых

(миопия) - это нарушение зрения, при котором изменяется нормальная функция глаз для восприятия удаленных объектов. Человек с близорукостью обычно хорошо видит объекты, которые расположены вблизи (на расстоянии не более чем 30-40 см от глаз), однако с трудом видит предметы, которые находятся от него в нескольких метрах. Чем меньше расстояние до объекта, на котором близорукий человек может видеть больным глазом, тем больше степень близорукости.

Традиционно коррекция близорукости осуществляется при помощи очков с вогнутыми линзами. Они позволяют переместить фокус рассматриваемого объекта с области перед на сетчатку глаза, благодаря чему объект становиться четким. Тем не менее, очки не лечат близорукость, а только компенсируют дефект зрения. Достаточно часто миопия прогрессирует с течением времени, при этом больному все время будут необходимы новые очки с большим количеством диоптрий.

Однако существуют методы, которые позволяют не только остановить прогрессирование нарушения, но и значительно улучшить остроту зрения. Специальный комплекс упражнений для глаз при миопии как раз является таким методом. Точное и регулярное выполнение упражнений дает заметный положительный результат. Для устранения миопии широко используются несколько комплексов упражнений, которые разработали разные авторы.

Следует отметить, что миопия возникает либо как наследственное, либо как приобретенное заболевание. При наследственной форме миопии, когда у человека один или оба родителя страдают данной патологией, существует довольно высокий риск его развития в раннем возрасте. В этом случае рекомендуется начинать выполнять упражнения, даже если нарушений зрения еще нет или они незначительны. Это важно, особенно если в повседневной жизни человек постоянно сталкивается с внешними факторами, которые повышают риск развития близорукости: работа, которая связана с рассматриванием мелких объектов на близком расстоянии (редактор, корректор, часовщик, ювелир и т.д.). В данной ситуации можно выполнять комплекс упражнений, который был разработан профессором Э. С. Аветисовым и соавторами.


Комплекс упражнений для глаз

  • 1 упражнение. Исходное положение: сидя, спина ровная, голова приподнята. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть глаза на 3-5 секунд. Повторять упражнение 7-8 раз.
  • 2 упражнение. Исходное положение аналогично. Необходимо в течение 1-2 минут быстро моргать.
  • 3 упражнение. Исходное положение: стоя, расставить ноги на ширину плеч. В течение 2-3 секунд смотреть прямо перед собой. Далее поднять прямую правую руку перед собой, показать большой палец и сфокусировать на нем взгляд на 3-5 секунд. Опустить руку. Повторять упражнение 10-12 раз.
  • 4 упражнение. Исходное положение аналогично. Поднять прямую правую руку перед собой на уровень глаз. Вытянуть указательный палец и сфокусировать на нем взгляд. Далее, не отводя взгляда, медленно приблизить палец к глазам, до тех пор, пока он не начнет раздваиваться. Повторять упражнение 7-8 раз.
  • 5 упражнение. Исходное положение аналогично. Поднять правую руку на расстояние 25-30 см от глаз по центральной линии тела. Вытянуть указательный палец и зафиксировать взгляд на 3-5 секунд на его кончике. Далее закрыть левый глаз левой рукой и смотреть на кончик пальца в течение 3-5 секунд только правым глазом. Убрать руку и 3-5 секунд смотреть обоими глазами. Закрыть правый глаз правой рукой и смотреть 3-5 секунд на кончик пальца только левым глазом. Убрать руку и 3-5 секунд смотреть обоими глазами на кончик пальца. Повторять упражнение 7-8 раз.
  • 6 упражнение. Исходное положение аналогично. Правую руку немного согнуть в локте и отвести точно вправо. Вытянуть указательный палец. Не поворачивая головы, необходимо увидеть боковым зрением его кончик. Далее необходимо перемещать палец вправо и влево, не отрывая от него взгляда. Повторять упражнение 10-12 раз.
  • 7 упражнение. Исходное положение: сидя, удобная поза. Закрыть глаза и в течение одной минуты массировать кончиками пальцев оба глаза круговыми движениями.
  • 8 упражнение. Исходное положение аналогично. Оставить глаза полузакрытыми. Тремя пальцами каждой руки легким движением одновременно нажать на верхние , зафиксировать положение на 1-2 секунды. Убрать пальцы с век. Повторять упражнение 3-5 раз.

Комплекс упражнений Бэйтса

Комплекс упражнений для глаз, разработанный Бэйтсом, получил широкое распространение, особенно за рубежом. У. Бэйтс - это американский врач, который занимался различными проблемами . Он разработал специальные комплексы упражнений для глаз при миопии, и . Метод Бэйтса основывается на том, что приспособление глаза к четкому видению объектов, удаленных на разное расстояние (), происходит не только вследствие изменения кривизны . Он считал, что в процессе аккомодации большую роль играют внешняя группа мышц глазного яблока. Под действием сокращения мышц, глазное яблоко изменяет свою форму со сферической на вытянутую.

Бэйтс считал, что основная причина развития нарушений зрения - это напряжение, которое возникает при попытке разглядеть какой-то предмет. Причина миопии заключается в напряжении, которое возникает при попытке рассмотреть объект вдали. Если человек длительно выполняют работу, связанную с рассматриванием предметов на близком расстоянии, то ему становится трудно увидеть какой-либо объект вдали, поэтому он начинает напрягать органы зрения. В это время мозг дает мышцам глаз команду сократиться, вследствие чего изменяется нормальная форма глазного яблока. Сокращающаяся мышца давит на глазное яблоко, и оно становится более вытянутым. Такая расплющенная форма глазного яблока и является основной причиной и признаком близорукости.

Таким образом, острота зрения остается нормальной в расслабленном состоянии глаз. Восстановить зрение можно, если достигнуть расслабления глаз. На этом принципе и основан метод восстановления зрения Бэйтса. Он состоит из трех основных разделов: общее расслабление, динамическое расслабление, дополнительные методы, которые помогают улучшить зрение.

  • Достигнуть общего расслабления можно при помощи пальминга. Данный метод разработал и ввел в практику именно Бэйтс. Пальминг прост в исполнении и хорошо помогает достигнуть расслабления.
  • Достигнуть динамического расслабления можно при помощи упражнений для улучшения центральной фиксации.
  • Центральной фиксацией называется способность глаза смотреть на предмет и выделять его среди остальных, при этом его изображение становиться более четким. Центральную фиксацию обеспечивает центр зрения, который расположен в центральной части сетчатки. Здесь сосредоточено самое большое количество светочувствительных элементов сетчатки, а зрение обладает наибольшей остротой.

При близорукости из-за постоянного напряжения глаз функции центральной области сетчатки зрения нарушаются. Эта зона перестает быть местом, обеспечивающим наиболее острое зрение. Ее чувствительность снижается и становится равной любому другому месту сетчатки глаза и даже меньше. Вследствие этого человек не видит объект, на который он смотрит прямо, наиболее четко. Иногда бывают лучше видны объекты, которые его окружают. Именно поэтому Бэйтс разработал специальные упражнения, позволяющие тренировать центральную фиксацию. В их основе лежит утверждение, что если глаз со сниженным зрением будет сознательно подражать здоровому, то острота зрения улучшится. Упражнения для центральной фиксации выполняются с использованием специальной Ом-карты. На ней изображен сложный рисунок, который применялся для тренировки центрально фиксации еще лекарями Древней Индии. В центральной части рисунка изображен иероглиф, в котором можно узнать символ «Ом». Упражнения с Ом-картой увеличивают чувствительность центральной ямки сетчатки, нормализуют кровообращение в глазах и улучшают остроту зрения.

  • 1 упражнение. При выполнении данного упражнения Ом-карту располагают на уровне глаз на расстоянии от 30 см до 3 м. Необходимо зафиксировать взгляд на центральной точке символа Ом-карты. Это точка заметно является наиболее четкой частью символа. Далее медленно переводят взгляд по знаку, при этом постоянно замечая, что наиболее четкой и черной частью символа становиться та точка, на которой фиксируется взгляд в данный момент. Упражнение повторяется 3 раза. После выполнения упражнения необходимо обратить внимание на то, что теперь весь символ кажется темнее, чем до начала упражнения.
  • 2 упражнение. Исходное положение: стоя. Ом-карту располагают на расстоянии от 30 см до 1,5 м от глаз. Символ в центре Ом-карты окружен ломаной линией, которая похожа на схематическое изображение солнца или лепестков подсолнуха. Необходимо зафиксировать взгляд на любом участке этой линии и двигаться по ее отрезкам, перемещая голову за взглядом. На всех углах линии (начале и конце каждого отрезка) нужно делать мягкое моргание. Важно обратить внимание, что участок линии, на котором сфокусирован взгляд в данный момент, кажется чернее остальной линии.
  • 3 упражнение. Ом-карта располагается на аналогичном расстоянии. Центральный символ карты заключен в окружность. Необходимо зафиксировать взгляд на любой точке окружности и двигаться постепенно вдоль нее вместе с головой. Упражнение повторяют несколько раз. Далее глаза закрывают и продолжают движение взгляда по воображаемой окружности.
  • 4 упражнение. Проверочную таблицу Сивцева (буквы разного размера, расположенные в строках по мере уменьшения размеров их высоты, используется в офтальмологии для проверки зрения) ручного формата держат при хорошем освещении на расстоянии вытянутой руки или до одного метра от глаз на их уровне. Для выполнения упражнения для тренировки центральной фиксации необходимо задержать взгляд на хорошо видимых буквах, замечая их четкость. Далее сделать освещение тусклым (выключить или приглушить свет, оставить включенным ночник или свечу). В таких условиях взять любую книгу с мелким шрифтом, приблизить ее на расстояние примерно 25 см и прочитать 3-5 страниц. Освещение должно быть затемнено до такой степени, чтобы шрифт можно было разобрать, но читать приходилось бы с напряжением. Чередование фиксирования зрения на хорошо освещенной проверочной таблице и чтение книги при тусклом освещении способствуют повышению остроты зрения.
  • 5 упражнение. Необходимо ежедневно читать проверочную таблицу несколько раз в день, установив ее на расстояние 3-5 м, при хорошем свете. Не забывать регулярно мягко моргать. Лучше начинать читать таблицу с расстояния в 3 м, далее постепенно его увеличивая. Важно, чтобы чтение происходило без напряжения. После окончания упражнения можно выполнить пальминг.
  • 6 упражнение. Во время прогулок или поездок на пассажирском сиденье, рекомендуется наблюдать взглядом за движущимися навстречу объектами: встречным транспортом или прохожими.

Необходимо всегда максимально расслаблять глаза, держать их полуоткрытыми, но не прищуренными, при этом рассматривать удаленные предметы без напряжения.

Другим разработчиком комплекса упражнений при близорукости является М. Д. Корбетт. В его упражнениях используется проверочная таблица, но не для того, чтобы узнать, сколько строк видит человек. Использование таблицы основывается на принципе узнаваемости: рассматривая уже знакомые объекты (в данном случае, буквы) глаза не напрягаются для их рассматривания.

Для выполнения упражнений необходимо перестать воспринимать таблицу как способ проверки зрения в кабинете офтальмолога, нужно сформировать чувство безразличия к ней. Только при выполнении этого условия упражнения будут эффективны. Тем не менее, некоторые люди сохраняют эту взаимосвязь в сознании очень долго, поэтому процесс лечения миопии этим методом длительное время не показывает результатов. В этом случае М. Д. Корбетт рекомендует самостоятельно сделать проверочную таблицу.

Для этого понадобятся: лист ватмана, газеты и журналы с заголовками разного формата и величины, напечатанные черной краской. Строчки формируют сверху вниз, начиная с размеров букв около 5 см в высоту. Можно в сточку приклеить слово или фразу. Отступив от первой строчки примерно 2,5 см, приклеить следующую строчку с буквами меньшего размера. Всего необходимо приклеить 20-25 строк. Каждая строка с содержащимся в ней словом (или набором букв) имеет разную высоту. Строки расположены по убыванию. В самой нижней строке буквы не должны быть больше 1 см. Таким образом, исходя из размеров букв, в первой-второй строке будет помещаться только слово, а в следующих - целые предложения. После создания большой таблицы, необходимо сделать ее точную копию на листе формата А4. Для этого те же слова (буквы, фразы) можно напечатать на компьютере, сохраняя соотношение размеров букв и расстояния между строчками, и распечатать на принтере.

Работа с проверочной таблицей начинается после небольшого сеанса соляризации. При этом выполняются повороты головой с закрытыми глазами. После соляризации нужно выполнить пальминг. Большой вариант таблицы устанавливают в хорошо освещенном месте. Для выполнения упражнения необходимо сесть напротив ее на расстоянии около 2 м. Таблица меньшего формата подносится близко к глазам, до тех пор, пока написанное на ней будет хорошо читаться.

На этом расстоянии прочитывают первую строку, далее отводят таблицу на расстояние вытянутой руки и повторяют чтение. Упражнение повторяют 2-3 раза, чередуя чтение на близком расстоянии и вдали. Далее бросают быстрый взгляд на первую строку большой таблицы. Слово, которое написано на ней, должно восприниматься более четко. После этого глаза закрывают и делают несколько поворотов головой в разные стороны. Дыхание глубокое.

Упражнение аналогично повторяют для второй строки. Сначала читают из ручного формата на близком расстоянии, затем на расстоянии вытянутой руки, и через несколько повторов - на большой таблице. Далее глаза закрывают и носом пишут слово в воздухе, воображая его более четким, чем оно виделось в таблице. Глаза открывают. Быстро смотрят на вторую строку большой проверочной таблицы. Теперь она должна быть видна четче.

На первом занятии таким способом читается каждая строчка таблицы до тех пор, пока ее можно читать без напряжения зрения. Прогресс будет заметен уже на следующем занятии. Постепенно можно будет прочитать без затруднений все строчки проверочной таблицы. После достижения данного результата, стул отодвигают от таблицы на полметра и повторяют упражнение сначала.

Самое важное условие - нельзя торопиться повышать сложность выполнения упражнения. Это может привести к появлению напряжения в глазах и положительного эффекта не будет. Если глаза имеют разную остроту зрения, то перед началом занятий их необходимо уровнять. Для этого глаз с хорошим зрение закрывают повязкой или ладонью и выполняют упражнение слабым глазом с меньшего расстояния. При просмотре строки большой проверочной таблицы нужно делать глубокий вдох и выдох. Использование данного приема позволяет увидеть объекты, расположенные вдалеке более четко.

Выполнение следующего упражнения методом Корбетт требует создания еще одной таблицы.

Для создания таблицы необходим лист ватмана, кисти, черные краски или тушь. На листе рисуют несколько строк, в каждой их которых расположены буквы определенного значения и соответствующей высоты. Буквы уменьшаются по размеру и располагаются строго друг под другом:

Буквы верхней строки: Р, В, О, их высота 7,5 см;

  • следующая строка: А, О, С, высота 5 см;
  • следующая строка: С, З, Т, высота 4,5 см;
  • четвертая строка: С, В, Р, высота 3,5 см;
  • пятая строка: Л, Р, О, высота 2,5 см;
  • шестая строка: А, А, Е, высота 2 см;
  • седьмая строка: Б, Т, З, высота 1,7 см;
  • восьмая строка: Л, И, Р, высота 1,3 см;
  • девятая строка: Е, Т, Е, высота 1 см;
  • десятая строка: Н, М, Н, высота 0,6 см;
  • одиннадцатая строка: И, Н, И, высота 0,4 см;
  • двенадцатая строка: Е, Е, Е, высота 0,3 см.

В результате, если читать буквы вертикально сверху вниз, получится «Расслабление возвратит мне острое зрение». Когда краски высохнут, таблицу вешают в хорошо освещенном месте и читают получившуюся фразу с близкого расстояния. Так, человек заранее будет знать, какие буквы расположены в проверочной таблице, что исключит появление напряжения зрения при работе с ней. Перед началом выполнения упражнений делают соляризацию и пальминг, как и перед предыдущим упражнением.

Упражнение выполняется сидя. Следует расположиться на таком расстоянии, с которого хорошо будет видно первую строку. Далее закрывают глаза. Необходимо вспомнить фразу и постараться вычислить буквы, которые нарисованы во второй строке. Глубоко вдохнуть и на выдохе написать эти буквы носом. Глаза открывают и быстро и внимательно смотрят на проверочную таблицу. Буквы должны быть видны более четко. Если это не произошло, глаза закрывают и пишут буквы второй строки пальцем на ладони. Далее глаза открывают и быстро смотрят на таблицу.

Если и после этого приема буквы не стали видны более четко, значит расстояние от глаз до таблицы слишком большое и возникает напряжение зрения при ее чтении. Поэтому стул подвигают ближе, чтобы были лучше видны буквы первой строки. Когда вторая строка будет хорошо видна, переходят к буквам следующей строки. Во время переходов от одной строки к другой, необходимо давать отдых глазам: глаза закрывают и делают повороты головой в стороны.

Во время каждого занятия необходимо прорабатывать 4-5 строк, и не задерживаясь на полученном результате, стремится превзойти себя на следующем занятии. Ко всему прочему, во время выполнения занятия происходит аутотренинг. Многократное повторение фразы «Расслабление возвратит мне острое зрение» при выполнении упражнения прочно закрепляется в сознании человека, что дополнительно повышает его эффективность и дает хороший результат.

Упражнение «Меткий стрелок»

Упражнение «Меткий стрелок» выполняют с проверочной таблицей с фразой «Расслабление возвратит мне острое зрение». Таблицу располагают в хорошо освещенном помещении и читают фразу с близкого расстояния. Перед выполнением основного упражнения делают соляризацию и пальминг. Верхняя строка проверочной таблицы должна располагаться на расстоянии в один метр от носа человека. Для контроля можно взять метровую линейку и приложить один ее конец к лицу, а другой - к первой строке. Глядя на свой нос или ближний конец линейки, необходимо быстро моргнуть и дать себе команду «Приготовься!».

Далее быстрый взгляд бросают на дальний конец линейки или на промежуток между строк, и начинают непрерывно моргать. Это действие равносильно команде «Целься!». Далее взгляд быстро переводят на букву Р (первую букву первой строки) - команда «Огонь!».

После этого глаза закрывают и дают им отдохнуть. Дыхание глубокое. Затем тоже само проделывают для следующих букв первой строки: В и О. после проработки первой строки делают пальминг и переходят ко второй. Подобное упражнение выполняют на нескольких первых строках.

Таблица «дебко»

По рекомендации М. Д. Корбетт, таблицу «дебко» также можно использовать для упражнений при близорукости. Таблица «дебко» представляет собой две параллельные линии черного цвета, на концах которых расположены жирные точки. Всего две линии и четыре точки.

Для выполнения упражнения необходимо переводить взгляд по линии от одной точки к другой. Голова поворачивается за взглядом. Повороты выполняют до того момента, когда появится ощущение, что линии начинают уходить в противоположную взгляду сторону. После этого упражнение повторяют для нижней части таблицы. Затем глаза закрывают и повторяют упражнения, поворачивая голову по воображаемой линии таблицы «дебко». После чего глаза открывают и скользят взглядом с поворотами головы по белому промежутку между линиями вверху и внизу таблицы. Благодаря этому приему улучшиться зрение во время чтения на любом расстоянии.

Описанное ниже упражнение поможет улучшить зрение как при миопии, так и при дальнозоркости. Суть его выполнения заключается не просто в улучшении зрения, а в его централизации. Упражнение выполняют при помощи проверочной таблицы «Расслабление возвратит мне острое зрение».

Таблицу располагают в хорошо освещенном помещении и читают фразу с близкого расстояния. Перед выполнением основного упражнения делают соляризацию и пальминг.

От таблицы отходят на расстояние, при котором будет хорошо видна первая строка, глаза при этом не напрягаются. Взгляд устремляют на белое пространство (чистый участок ватмана) справа от первой буквы первой строки (Р). Далее взгляд переводят на белое пространство слева от Р. И так несколько раз, скользя взглядом оп самой букве.

Таким образом происходит «притирание» или «зашкуривание» зрения, для рассматривания объекта нет необходимости прилагать усилия. Это же упражнение повторяют для букв В и О. Далее стул отодвигают от проверочной таблицы на такое расстояние, при котором буквы первой строки будут видны, но недостаточно четко. Глаза закрывают. С закрытыми глазами в воображении восстанавливают точное изображение буквы Р в строке таблицы.

Нос направляют к левой белой поверхности от буквы. Далее к правой, делая небольшие быстрые повороты головы. При этом мысленным взглядом скользят по поверхности воображаемой буквы. Далее глаза открывают и выполняют тоже упражнение для той же буквы на проверочной таблице. Во время этого приема буква Р должна стать более четкой.

Упражнение повторяют аналогично для букв В и О в проверочной таблице. Во время выполнения упражнения необходимо обращать внимание на то, что при взгляде на белое пространство, буква должна находиться в стороне от основной линии зрения.

При перемещении взгляда на другое белое пространство буква должна визуально ускользать от взгляда, как будто она уходит со своего положенного места и опять видно белое пятно. Эта оптическая иллюзия обязательно должна возникать при выполнении упражнения. Она имеет большое значение для развития нормального зрения.

Это «поведение» буквы называют челночным движением или раскачиванием. После раскачивания всех букв первой строки, закрывают глаза и пишут эти буквы носом. Затем глаза открывают, делают глубокий вдох и читают написанное в первом столбце таблицы слово «расслабление». Слово должно стать более четким.

Если результат достигнут, то прочитывают всю фразу проверочной таблицы целиком «Расслабление возвратит мне острое зрение». Если эффекта нет и слова нечеткие, то необходимо вообразить, что эти слова читаются, мысленно представив, как они должны выглядеть в проверочной таблице. Это должно получиться легко, поскольку человек точно знает, что в ней написано.

Во время выполнения пальминга можно вспомнить как можно больше слов, которые начинаются на каждую букву из прочитанной строки. Чтение горизонтальных строк продолжают до тех пор, пока их можно прочитать без напряжения зрения. Когда выполнение упражнения окончено, можно немного поиграть резиновым мячиком, ударяя его об пол, стены или просто подбрасывая вверх и ловя. При этом обязательно необходимо следить за мячом взглядом.

Комплекс упражнений для глаз при миопии от Р. С. Агарвала

Для коррекции миопии Р. С. Агарвал рекомендует делать упражнение на вспоминание любой буквы проверочной таблицы. Для этого необходимо смотреть около 5 секунд на любую букву таблицы, непрерывно моргая. Так запоминается буква. Далее глаза закрывают и начинают восстанавливать образ буквы в голове, представляя ее более четкой, чем она была при рассматривании.

В процессе вспоминания можно несколько раз открывать глаза, рассматривая букву еще раз, мысленно доводя ее образ до совершенства. После выполнения такого упражнения острота зрения улучшается. Так происходит, когда буква одинаково хорошо видна с закрытыми и открытыми глазами.

Комплекс упражнений по системе М. Уиндолфа

М. Уиндолф является последователем методики восстановления зрения У. Бэйлтса. В своем комплексе упражнений он уделяет внимание фокусировке (аккомодации) зрения.

Он создал несколько упражнений для наружных , косых и прямых, сознательное управление которыми, как он считает, помогает правильно фокусировать глаза на рассматриваемом предмете.

Другие ученые также считают эту идею вполне обоснованной. М. Уиндолф утверждает, что при миопии тренировка нормальной аккомодации должна заключаться в попеременном расслаблении косых мышц и напряжении прямых мышц глаза. Достигнуть расслабления косых мышц глаза можно при помощи описанных выше упражнений. Для напряжения прямых мышц используют упражнения, которые будут описаны далее. Они должны подкрепляться самовнушением и сознательными командами. При всем этом упражнения выполняются без какого-либо напряжения.

К еще одной особенности данных упражнений относится тот факт, что для достижения внешне заметного результата они требуют длительных тренировок. Тем не менее, при совместном выполнении упражнений на расслабление и фокусировку улучшение зрения происходит быстрее, чем если выполнять упражнения только на расслабление.

Перед началом тренировок необходимо расслабить глаза, выполнив пальминг. В расслаблении также нуждаются и все остальные мышцы тела. Для выполнения упражнения понадобится яркий предмет, например, елочная игрушка с блестками или фантик из фольги.

Яркий предмет располагают перед собой и выполняют моргание. Также допускается закрывать глаза на несколько секунд. С помощью этих действий необходимо добиться проблеска хорошего зрения двумя глазами. Это достигается путем центральной фиксации, то есть более четкого видения в рассматриваемом объекте центральной зоны. Тем не менее, проблеск хорошего зрения не является обязательным условием для выполнения этого упражнения.

Далее продолжают смотреть на этот предмет, постепенно уменьшая размеры центральной зоны. Для этого сжимают прямые мышцы глаз, втягивая глазное яблоко вглубь , однако без напряжения. Необходимо визуально представить, где расположены эти мышцы, и дать им команду сократиться, сжаться и втянуть глазное яблоко внутрь. Параллельно продолжают моргать и выполнять центральную фиксацию. Эффект после первой тренировки, скорее всего, будет незаметен.

Во время следующих занятий необходимо постараться ощутить напряжение прямых мышц глаз. После окончания упражнений возможны неприятные ощущения, которые возникают после тренировки любых ранее неактивных мышц. Ощущение напоминает головную боль, но быстро исчезает после того, как концентрация зрения на рассматриваемом предмете прекращается. Со временем это ощущение пройдет.

ЧАСОВЩИК Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз). Чинит часики для нас. (Закрыть другой глаз). (Открыть глаза.) ЁЛКА Ёлка плакала сначала (Потереть глаза.) От домашнего тепла, Утром плакать перестала, (Поморгать глазами.) Задышала. Ожила. (Подышать.) БАБОЧКА Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться,) И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё.) Больше спать не захотел, (Поморгать глазами.) Встрепенулся, потянулся, Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки. Руки согнуты в стороны (выдох).) Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.) СТРЕЛКИ ВЕСЕЛО БЕЖАЛИ Стрелки весело бежали, На экране рисовали: Влево, вправо, вверх и вниз (Повороты головы.) Вокруг себя ты повернись. Руки стрелочками станут (Руки в стороны.) И вращаться не устанут. (Круговые вращения руками.) Станет спинка как картинка, (Выпрямляем спину.) Ноги станут как пружинки. (Выполняем приседания.) Посмотри ты влево, вправо, Вдаль, на потолок, на пол - Ты не зря сюда пришёл. Все четыре направленья Ты освоил без сомненья. И теперь по жизни смело Можешь ты шагать умело. ЁЛКА Вот стоит большая ёлка, (Выполняют движения глазами.) Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.) У неё большие ветки. Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.) Есть на ёлке даже шишки, (Посмотреть вверх.)А внизу - берлога мишки. (Посмотреть вниз.) Зиму спит там косолапый (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить.) И сосёт в берлоге лапу. СОЛНЫШКО И ТУЧКИ Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами) Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево,) Серые тучки, чёрные тучки. (вверх-вниз.) Лёгких - две штучки, Тяжёлых - три штучки. Тучки попрятались, тучек не стало. Солнце на небе вовсю засияло. (Закрыть глаза ладонями.) Продавало солнышко (Поморгать глазками.) на весёлой ярмарке Платья разноцветные, яркие-при яркие. Приходил на ярмарку весёлый народ. Побывал на ярмарке весь огород. СНЕЖИНКИ Мы снежинку увидали, (Дети берут снежинку в руку.) Со снежинкою играли. (Вытянуть снежинку вперёд перед собой, сфокусировать на ней взгляд.) Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.) Дети вправо посмотрели. Вот снежинки полетели, (Отвести её влево, проследить взглядом.) Дети влево посмотрели. Ветер снег вверх поднимал И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх и опускать вниз.) Дети смотрят вверх и вниз. Всё! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол.) Глазки закрываем, (Закрыть ладошками глаза.) Глазки отдыхают. (Дети складывают снежинки и садятся.)

Просмотр содержимого документа
«Гимнастика для глаз»

ЧАСОВЩИК

Часовщик прищурил глаз, (Закрыть один глаз).
Чинит часики для нас. (Закрыть другой глаз).
(Открыть глаза.)

Ёлка плакала сначала (Потереть глаза.)
От домашнего тепла,
Утром плакать перестала, (Поморгать глазами.)
Задышала. Ожила. (Подышать.)

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться,)
И вдруг проснулся, (помассировать веки, слегка
надавливая на них по часовой
стрелке и против неё.)
Больше спать не захотел, (Поморгать глазами.)
Встрепенулся, потянулся, Руки поднять вверх (вдох).
Посмотреть на руки.
Руки согнуты в стороны
(выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями,
посмотреть вправо-влево.)

СТРЕЛКИ ВЕСЕЛО БЕЖАЛИ

Стрелки весело бежали,
На экране рисовали:
Влево, вправо, вверх и вниз (Повороты головы.)
Вокруг себя ты повернись.
Руки стрелочками станут (Руки в стороны.)
И вращаться не устанут. (Круговые вращения руками.)
Станет спинка как картинка, (Выпрямляем спину.)
Ноги станут как пружинки. (Выполняем приседания.)
Посмотри ты влево, вправо,
Вдаль, на потолок, на пол –
Ты не зря сюда пришёл.
Все четыре направленья
Ты освоил без сомненья.
И теперь по жизни смело
Можешь ты шагать умело.

Вот стоит большая ёлка, (Выполняют движения глазами.)
Вот такой высоты. (Посмотреть снизу вверх.)
У неё большие ветки.
Вот такой ширины. (Посмотреть слева направо.)
Есть на ёлке даже шишки, (Посмотреть вверх.)
А внизу – берлога мишки. (Посмотреть вниз.)
Зиму спит там косолапый (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. Повторить.)
И сосёт в берлоге лапу.

СОЛНЫШКО И ТУЧКИ

Солнышко с тучками в прятки играло. (Посмотреть глазами)
Солнышко тучки-летучки считало: (вправо-влево,)
Серые тучки, чёрные тучки. (вверх-вниз.)
Лёгких – две штучки,
Тяжёлых – три штучки.
Тучки попрятались, тучек не стало.
Солнце на небе вовсю засияло. (Закрыть глаза ладонями.)
Продавало солнышко (Поморгать глазками.)
на весёлой ярмарке
Платья разноцветные,
яркие-при яркие.
Приходил на ярмарку весёлый народ.
Побывал на ярмарке весь огород.

СНЕЖИНКИ

Мы снежинку увидали, (Дети берут снежинку в руку.)
Со снежинкою играли. (Вытянуть снежинку вперёд перед
собой, сфокусировать на ней взгляд.)
Снежинки вправо полетели, (Отвести снежинку вправо, проследить движение взглядом.)
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели, (Отвести её влево, проследить взглядом.)
Дети влево посмотрели.
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал… (Поднимать снежинки вверх
и опускать вниз.)
Дети смотрят вверх и вниз.
Всё! На землю улеглись. (Покружиться и присесть, опустив
снежинку на пол.)
Глазки закрываем, (Закрыть ладошками глаза.)
Глазки отдыхают. (Дети складывают снежинки
и садятся.)

Для того чтобы мышцы нашего тела были более выносливыми и сильными, находились в тонусе, их следует тренировать. Но мало кто может подумать, что и глазным мышцам необходима физическая нагрузка. Правильно подобранные упражнения способны не только замедлить или остановить процесс ухудшения зрения, но и значительно его улучшить.

Пальминг по У. Г. Бейтсу

Пальминг – это довольно популярное и простое упражнение для того, чтобы расслабить мышцы глаз. При таком упражнении задействованы обе ладони. Принцип проведения пальминга состоит из следующих шагов:

  1. Необходимо разогреть ладони. Лучший способ это сделать – потереть их друг о друга, пока они слегка не покраснеют и не станут горячими.
  2. Сложить ладони так, чтобы они соприкасались друг с другом внутренними ребрами и располагались в одной плоскости.
  3. Согнуть руки в локтях, найдя точку опоры (например, стол или колени) и закрыть глаза ладонями так, чтобы только пальцы одной руки находились поверх другой.
  4. Провести в таком положении 5-7 минут. При необходимости повторить через некоторое время.

Суть пальминга состоит в том, чтобы вызвать так называемые «молнии» в глазах. Однако давить на глазные яблоки не стоит.

Такое простое упражнение способно улучшить показатели зрения, эффективно при и дальнозоркости. При пальминге тепло от ладоней воздействует на лицевые нервы, а также на глазные мышцы, расслабляя их и обеспечивая к ним приток крови. Такие регулярные тренировки способны даже изменить угол наклона глазного яблока, то есть вполне можно рассчитывать на заметный положительный эффект даже при косоглазии.необходимо просто как можно плотнее сжать пальцы рук, чтобы сквозь них не проникал свет. Немаловажно то, что при выполнении пальминга нужно максимально расслабиться, принять удобную и расслабляющую позу.

Важно!!! На начальном этапе выполнения пальминга могут возникнуть не совсем приятные ощущения в области глаз, болезненность и чувство давления «изнутри». Это вполне нормальное состояние, после нескольких упражнений дискомфорт пройдет.

Соляризация – комплекс упражнений, основным действующим фактором которых является яркий свет.

Соляризация может проводиться с помощью:

  • света
  • солнца;
  • свечи;
  • электрической лампы накаливания.

Соляризация выполняется в несколько шагов:

  1. Занять такое положение относительно источника света, чтобы лицо находилось непосредственно напротив него. Глаза при этом должны быть закрыты.
  2. Не жмурясь, постараться привыкнуть к яркому свету (глаза должны быть по-прежнему закрыты). Если ощущается боль в глазах, их можно на короткое время накрыть ладонями, а затем их убрать и повторить попытку.
  3. Необходимо медленно поворачивать голову сначала направо, затем налево, чтобы свет мог равномерно оказывать свое воздействие.
  4. По завершении соляризации сделать пальминг.

Соляризация эффективна при восстановлении зрения. Она улучшает кровообращение, а также способствует быстрой регенерации тканей глаза, особенно в послеоперационном периоде.

Упражнения, основанные на движении

Существуют несколько типов базовых упражнений, из которых рекомендуется составлять индивидуальные комплексы:

  • круговые движения глазами;
  • описывание глазами геометрических фигур;
  • фокусировка взгляда;
  • направляющие линии (вверх-вниз, влево-вправо);
  • моргание/зажмуривание.

К упражнениям, которые можно использовать в качестве профилактики и лечения близорукости можно отнести:

Упражнение Описание
1 Фокусировка Следует отвести взгляд вдаль, направить его на самую дальнюю в пределах видимости точку. Медленно перевести взгляд на кончик носа
2 Круговые движения Описать глазами круг. Повторить 10 раз. Далее – выполнить упражнение в обратном направлении
3 Моргание Быстро поморгать пару минут
4 Зажмуривания в сидячем положении Зажмуриваться на несколько секунд, выполнять несколько раз
5 Массаж век Следует закрыть глаза и круговыми движениями с легким надавливанием помассировать веки
6 Сведение взгляда Направить взгляд на место срастания бровей, задержать его на 2-3 секунды, далее – в начальную позицию и повторить
7 Поворот головы со смещением взгляда Следует медленно повернуть голову в сторону, перемещая взгляд в этом же направлении. Далее – повернуть голову в другом направлении

Наиболее эффективными упражнениями при дальнозоркости являются:

  1. Фокусировка на дальний предмет. Расположить палец на расстоянии 3-40 см от лица. Посмотреть вдаль, затем сфокусироваться на пальце.
  2. Чтение «между строк». Взять книгу, прочитать несколько абзацев текста, затем сфокусироваться на белом пространстве между строк.
  3. Повороты головы. Поворачивать голову влево, затем вправо, при этом взгляд все время направлен вперед.
  4. Наблюдение за движущимися предметами.

Важно!!! После каждого комплекса упражнений необходимо давать глазам отдых. Расслабить глазные мышцы можно с помощью легкого массажа или компрессов.

Профилактическая гимнастика

Для того чтобы острота зрения не снижалась, необходимо время от времени проводить следующие профилактические упражнения:

  1. «Рисование букв». Глазами необходимо описать несколько любых букв из алфавита. Упражнение можно считать полностью завершенным, если удалось описать все 33 буквы.1.Открой рот – закрой глаза. Одновременно открыть рот, затем широко открыть глаза. Попробовать синхронно открывать рот и глаза.
  2. Моргание/зажмуривание. Необходимо чередовать частые моргания с 3-5-секундным зажмуриванием.
  3. Массаж верхних век легкими круговыми движениями.
  4. Перемещение взгляда вверх-вниз.
  5. Перемещение взгляда по диагонали.
  6. Надавливание. Следует закрыть глаза и не очень сильно надавить на веко.
  7. Посмотреть сквозь пальцы. Закрыв ладонями глаза, развести на небольшое расстояние пальцы, посмотреть сквозь них пару секунд и снова плотно их сжать.
  8. Сужение. Необходимо прикрыть глаза, дотронутся средними пальцами до внешнего уголка глаза, и потянуть в стороны. Необходимо почувствовать легкое напряжение в мышцах.
  9. Наклонить голову вниз, расслабив мышцы шеи и положив подбородок на грудину. Взгляд направить в пол. Затем медленно откинуть голову назад, устремив взгляд вверх.

Не стоит недооценивать профилактическую гимнастику для глаз. Ведь именно глаза подвергаются постоянному влиянию самых вредных факторов. Стресс, вредные привычки, недостаток витаминов, частые болезни и неблагоприятная окружающая среда часто становятся причинами внезапной и стремительной потери зрения.

В таблице ниже представлены три группы упражнений, которые оказывают комплекс профилактических мер.

Группа упражнений Исходное положение Пример
Упражнения для укрепления глазных мышц Сидя, голова находится в неподвижном состоянии Отведение взгляда направо, потом налево, не меняя положения головы
Упражнения для стимуляции циркуляции и притока крови Сидя Поочередное зажмуривание глаз
Упражнения для аккомодации Стоя Зафиксировать руку с вытянутым пальцем на расстоянии 30 см от лица, сфокусировать на нем взгляд. Не меняя фокусировки, медленно подвигать палец к лицу. Когда будет казаться, что палец двоится, необходимо плавно отодвинуть его на первоначальное расстояние

Для тех людей, кто много времени проводит за компьютером, работает с бумагами и мелким шрифтом профилактические упражнения просто необходимы.

Утренняя гимнастика для глаз

Зарядка по утрам дает возможность телу быстро проснуться, приводит в тонус мышцы и дарит хорошее настроение на весь день. А что же касаемо утренней ? Ощущения от нее не менее приятные.

Утреннюю гимнастику для глаз можно проводить в несколько шагов:

  1. Оставаясь в горизонтальном положении, потянуться, расслабив мышцы шеи.
  2. Несколько раз, синхронно, широко открыть рот и глаза.
  3. Выполнить несколько зажмуриваний, длительностью 3-5 секунд.
  4. Затем часто, но не очень быстро поморгать.
  5. Закрыть глаза и носом описать любую фигуру в воздухе. Можно таким образом «писать» слова, буквы или «рисовать». Длительность такого упражнения, в среднем, 2-3 минуты. Образы, которые возникают при подобном упражнении, заставляют мозг быстрее «проснуться» и включиться в работу.
  6. Несколько раз поднять и опустить брови. То как бы хмурясь, то удивляясь.
  7. Лежа на спине сделать пальминг.
  8. В течение 2-3 минут поворачивать голову из стороны в сторону. Таким образом, снимается напряжение с верхнего отдела позвоночника, особенно это важно, если спать пришлось в неудобной позе.

В общей сложности, по утрам не займет много времени, но зато произведет заметный положительный эффект: спустя 1-2 недели, острота зрения заметно улучшится, сократится количество головных болей, и на лице не будет никаких признаков усталости.

Тибетская гимнастика

Существует множество методик, включающих в себя различного рода комплексы упражнений для глаз, направленные на коррекцию зрения, профилактику катаракты и лечение многих болезней, связанных с глазами. Тибетская гимнастика для глаз – одна из самых распространенных и эффективных. Она включает в себя следующие упражнения:

  1. Тренировка периферического зрения. Вытянув руки перед собой, выставить два указательных пальца перед глазами на расстоянии 35-40 см., соединив их вместе. Не меняя взгляда, медленно развести руки с вытянутыми пальцами в стороны. Задача в том, чтобы смотреть прямо, но видеть пальцы периферическим зрением. Затем снова свести пальцы перед собой.
  2. Надавливания. На закрытые глаза несильно и быстро надавить пальцами, затем открыть глаза и примерно 5-6 секунд постараться не моргать.
  3. Квадрат. Описать глазами квадрат: взгляд вниз – налево – вверх – направо. Затем повторить в обратном направлении: взгляд вверх – направо – вниз – налево.
  4. Частое моргание в течение минуты.
  5. Легкий массаж век. Закрыть глаза и легкими массирующими движениями провести от внутреннего уголка глаза к внешнему по верхнему веку, затем по нижнему.

Важно!!! Каждое упражнение в тибетской гимнастике следует выполнять не менее одной минуты или не менее 10-15 повторений.

Не обязательно следовать какому-то одному комплексу занятий, ведь сформировать индивидуальную программу для себя самостоятельно не так уж сложно. В нее можно включить активные упражнения, массажи и упражнения, снимающие усталость.

Видео - Гимнастика для глаз

Все упражнения нужно делать сидя с прямой спиной. По завершении каждого из них закрывайте глаза и отдыхайте несколько секунд.

Упражнение 1

Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов, чтобы расслабить тело. Затем разотрите ладони и приложите их к глазам. Оставайтесь в таком положении, пока руки не отдадут тепло. Затем, не открывая глаз, снова разотрите ладони и опять приложите их глазам. Выполните упражнение три раза.

Упражнение 2

Откройте глаза и быстро моргните 10 раз. После этого закройте глаза, на 20 секунд и прислушайтесь к дыханию. Повторите упражнение пять раз.

Упражнение 3

Сожмите кулаки и поднимите большие пальцы. Вытяните руки на уровне глаз. Посмотрите на пространство между бровями, переведите взгляд на большой палец левой руки. Снова посмотрите на пространство между бровями, а потом на большой палец правой руки.

Вдыхайте, смотря на межбровное пространство, и выдыхайте, глядя на пальцы. Сделайте от 10 до 20 повторений.

Упражнение 4

Опустите руки на колени, голову держите прямо. Посмотрите на точку перед собой. На выдохе опустите взгляд на большой палец левой руки, на вдохе снова посмотрите на точку перед собой.

Повторите то же самое с пальцем правой руки.

Упражнение 5

Расслабьте левую руку и оставьте её лежать на колене. Правую, сжатую в кулак с поднятым большим пальцем, вытяните вперёд. Сделайте правой рукой по пять круговых движений по часовой стрелке и против неё. Следите глазами за движением большого пальца. Вдыхайте, описывая верхнюю часть окружности, и выдыхайте на нижней.

Повторите упражнение с левой рукой.

Упражнение 6

Опустите руки на колени (кулаки сжаты, большие пальцы смотрят вверх). На вдохе начинайте постепенно поднимать правую руку и следить за перемещением большого пальца. Не сгибайте руку в локте и не двигайте головой. Когда палец достигнет максимальной точки видимости, начинайте выдыхать и опускать руку, всё так же следя за большим пальцем. Сделайте по пять повторений для правой и левой руки.

Упражнение 7

Вытяните правую руку перед собой, сожмите кулак и поднимите палец вверх. Сфокусируйте взгляд на кончике пальца. На вдохе начните медленно приближать руку к носу, не отрывая взгляда от пальца.

Дотроньтесь пальцем до носа, задержите дыхание и оставайтесь в таком положении пару секунд. Затем выдохните и медленно отведите руку в начальное положение, продолжая фокусироваться на пальце. Сделайте пять повторений.

Упражнение 8

Выберите удалённую точку или сядьте у окна и посмотрите на горизонт. Затем переместите взгляд на кончик носа и продолжайте смотреть на него 5–10 секунд. Делайте вдох, глядя на ближнюю точку, и выдох, глядя на дальнюю. Повторите упражнение 10–20 раз.

Если вы выполняете этот комплекс дома, то по завершении лягте в шавасану и за несколько минут постарайтесь полностью расслабиться.

Гимнастику для глаз нужно выполнять каждый день, особенно если вы много времени проводите за компьютером. Чтобы не забывать о зарядке, используйте сервис Eyexercise . В начале каждого часа он будет напоминать вам о том, что нужно сделать перерыв, и предлагать несколько упражнений для глаз. Аналогичным образом работает расширение Google Chrome «Отдых для глаз». Оно также позволяет самостоятельно задать продолжительность перерывов в работе и интервал между ними.

Существует только один нюанс: если у вас есть серьёзные проблемы со зрением (глаукома, катаракта, отслоение сетчатки), перед выполнением любых упражнений для глаз нужно проконсультироваться с врачом.

Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Упражнения для глаз помогут вам и вашему ребенку сохранить хорошее зрение. В статье представлен практический материал, который может быть интересен и полезен для проведения зрительной гимнастики, физминуток, динамических пауз.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз

В процессе восприятия окружающего мира многое мы узнаем с помощью зрения: о форме, величине, цвете предметов, а также степень их удаленности относительно друг друга и их расположение в пространстве. Различные функции зрения помогают получить нам богатую информацию об окружающем мире. Двигательные функции, острота зрения, поле зрения, характер зрения, цветоразличение – основные функции глаза. Изменение зрительного восприятия является следствием нарушения любой из этих функций. Так, нарушение функции остроты зрения затрудняет узнавание предметов и изображений, а также снижает разрешающую способность глаза к полноте, точности и скорости восприятия информации. К смешению зеленого и красного цветов или невозможности различить один из трех цветов (синего, красного и зеленого) приводит нарушение функции цветоразличения. К трудностям в пространственной ориентировке приводят возникающие нарушения функции поля зрения. Искажение стереоскопического, пространственного восприятия окружающих предметов, снижение способности видеть двумя глазами одновременно и способность воспринимать рассматриваемый предмет как единое целое, является нарушением бинокулярного характера зрения. Косоглазие, являющееся нарушением глазодвигательной функции, приводит к отклонению от общей точки фиксации одного глаза.

Количество детей с различными нарушениями зрения, которые входят в группу риска, растет год от года. Даже при появлении незначительных неблагоприятных факторов возникают проблемы со зрением у детей, находящихся в группе риска по зрению, и число таких детей растет. Давно известно, что болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому коррегирующая и профилактическая работа с детьми выступает в ДОУ сегодня, как обязательный компонент образовательной деятельности. Для проведения профилактической и коррекционной работы с детьми педагогам требуется повышение уровня компетентности в данной виде деятельности. По профилактике переутомления глаз и коррекции нарушений зрения, зрительная гимнастика является одной из основных форм работы педагогов.

Профилактика нарушения зрения детей – основная цель гимнастики для глаз.

Основными задачами являются:

Укрепление глазных мышц и предупреждение их переутомления;

Улучшение кровоснабжения тканей глаза;

Снятие напряжения зрительного аппарата;

Укрепление мышцы век;

Общее оздоровление зрительного аппарата

К основным принципам гимнастики для глаз относятся:

Индивидуальный подход, учитывающий состояние здоровья детей и их возраст.

Регулярность проведения упражнений.

Постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений, сочетающееся с двигательной активностью детей.

Поддержание и развитие заинтересованности у ребенка к данному виду упражнений. Специальных условий для проведения гимнастики не требуется, однако следует соблюдать следующие рекомендации:

Гимнастику проводить несколько раз в течении дня. В младшем дошкольном возрасте 2-3 минуты, в старшем увеличивается до 4-5 мин длительность ее проведения.

Гимнастику можно проводить в любой части занятия (в начале, середине или в конце) с учетом возрастного, зрительного и двигательного потенциала детей.

Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям педагога, с использованием стихов и потешек.

Используемый стихотворный текст педагог должен знать его наизусть. Стихотворный текст первоначально применяется короткий (до 4 строк), постепенно переходя к более сложным и длинным.

Педагогу рекомендуется учитывать при планировании принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: зажмуривания, моргание, вверх-вниз, вправо-влево, круговые движения, выпячивание глаз, а затем использовать их в более сложном стихотворном тексте в различных сочетаниях.

Комплексы гимнастики делятся по возрастам так:

3-4 года – первые упражнения простые упражнения;

5-7 лет – расслабляющая гимнастика.

7 лет – к расслабляющим упражнениям можно добавить комплекс, направленный на укрепление глазных мышц.

Вот самые распространенные упражнения, включенные во все комплексы гимнастик для глаз:

«Бабочка машет крылышками», «Метелки» - моргание – происходит отдых, очищение и смывание глаз.

«Письмо носом» - снижает напряжение в области глаз.

«Зоркие глазки» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

«Стрельба глазами» - упражнение служит для профилактики нарушений зрения.

Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия напряжения с глаз, усталости.

Упражнение «Далеко – близко» .

Очень важно чтобы при выполнении упражнения голова была неподвижна (если не указано иначе). Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать.

Регулярно проводите с детьми гимнастику для глаз, превратив это в ежедневную увлекательную игру. В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью ребенка. Как педагогическое явление - служит средством воспитания и коррекции методом обучения, формой организации деятельности. Поэтому, интересней всего для детей проходят гимнастики, в которых

Задания даются в стихотворной форме.

Используются заданий поиска предметов и картинок в различных местах группы. Необходимый картинный материал для создания зрительных образов можно найти в разнообразных книгах-раскрасках, интернете.

Применяются движения по определенным дорожкам, заданным в задании - глазки делают зарядку на «зрительном стадионе» (по методике В.Ф.Базарного).

Используются ИКТ.

Используются для тренировки глаз – стереокартинки. Эта гимнастика для глаз наиболее эффективна и интересна для детей. Картинки улучшают зрение и предупреждают обострение многих глазных заболеваний. Необходимо просто всматриваться в пестрое изображение и стараться различить картинку, которая проявляется в трехмерном пространстве

В задании требуется найти отличия на одинаковых изображениях. Это очень интересно, но главное – тренировка внимания и зрения.

Зрение детей является одной из самых больших драгоценностей, потеряв которую очень трудно вернуть. Поэтому зрение ребенка необходимо оберегать, и глазная гимнастика занимает одно из самых важных мест в работе по профилактике и коррекции. В нашем дошкольном образовательном учреждении решаются задачи, связанные с укреплением, сохранением здоровья и физического развития детей. Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику его развития.

Методическая подборка «Гимнастика для глаз» в стихах

(по Шабановой П., Выгодской И.Г., Пеллингер ЕЛ., Успенской Л.П.)

"Отдыхалочка"

Мы играли, рисовали (выполняется действия, о которых идет речь)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

«Сова»

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидит,

во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись!

Часы

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так: тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

Стрекоза

Вот какая стрекоза, Соединить большой и указательный пальцы,

Как горошины глаза. поднести их к глазам

Влево - вправо, Соответственно смотреть глазами,

Вниз - вперед. не поворачивая головы.

Ну, совсем как вертолет!

Синички

Мы летаем высоко, Соответственно смотреть глазами,

Мы летаем низко, не поворачивая головы.

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Ночь"

Ночь. Темно на улице. (Выполняют действия, о которых идет речь)

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять. (повторить 3 - 4 раза)

Мы рисуем

Много ль надо нам, ребята,

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата, Рисуем указательным пальцем в воздухе и следим взглядом

А на них - огромный круг,

А потом еще кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развеселый Чудачок!

Линии

На прямой дорожке - палка Рисуем по тексту в воздухе пальцем, следим за

На кривой дорожке - галка, ним глазами.

По наклонной едут сани,

По волнистой - кот с усами.

«Мой веселый, звонкий мяч»

Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Красный, синий, голубой,
Не угнаться за тобой.
Посмотреть влево- вправо, посмотреть вниз - вверх, к руговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз . Зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, Повторить 2 раза.

«Осень»

Осень по опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью поводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осинки, только дуб зеленый.

Утешает осень: не жалейте лета,

Посмотрите – осень в золото одета!

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево - вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза)

«Елка».

Вот стоит большая елка,

Вот такой высоты.

У нее большие ветки.

Вот такой ширины.

Есть на елке даже шишки,

А внизу – берлога мишки.

Зиму спит там косолапый

И сосет в берлоге лапу.

Выполняют движения глазами.

Посмотреть снизу вверх.

Посмотреть слева направо.

Посмотреть вверх.

Посмотреть вниз.

«Овощи»

Ослик ходит выбирает, Обвести глазами круг.

Что сначала съесть не знает.

Наверху созрела слива, посмотреть вверх

А внизу растет крапива, посмотреть вниз

Слева – свекла, справа – брюква, посмотреть влево - вправо

Слева – тыква, справа – клюква,

Снизу – свежая трава, посмотреть вниз

Сверху – сочная ботва. посмотреть вверх

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слег.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза.

Примеры упражнений для глаз

(метод Бейтса)

Общеукрепляющие упражнения для глаз

  1. Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
  2. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
  3. Открыть глаза и смотреть в одну точку, не моргая, 2-3 с, потом прикрыть веки и опять открыть.
  1. В течение 5 с смотреть обоими глазами на переносицу.
  2. Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления легкой усталости.

Моргание

Принять любую устойчивую позу. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать). Упражнение выполнять от 30 до 60 с. Затем расслабить глаза.

Это упражнение дает хороший отдых глазам, усиливает их кровообращение. Может выполняться в любое время.

Список используемой литературы:

  1. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения. – М.
  2. Нагаева Т.Н . Нарушения зрения у дошкольников: развитие пространственной ориентировки / Т. И. Нагаева. - Ростов н/Д: Феникс, 2008.
  3. Смирнова И. В. Восстановление и профилактика зрения у детей и взрослых. М., Центрполиграф, 2004



  • Разделы сайта