Гимнастика для детей с нарушением осанки. Какие бывают упражнения для осанки детям? Осложнения и последствия

Нет-нет да бросает человек на себя взгляд в витрине магазина или в случайно попавшемся зеркале. И что же он там видит? Подтянутый стройный стан уверенного в себе человека или сгорбленную с опущенной головой личность? И проблема не только в эстетическом восприятии. Нарушение осанки влечет за собой целый букет проблем, исправить которые в зрелом возрасте достаточно проблематично.

Поэтому начинать борьбу с искривленным позвоночником следует как можно раньше. И самым действенным методом является лечебная физкультура при нарушении осанки, которая подойдет любому возрасту.

Что такое правильная осанка

Для начала найдем то положение тела, которое всегда должно нас сопровождать. Для этого встанем с прямой головой спиной к стене и прижмемся к ней затылочной частью, зоной лопаток, ягодицами и пятками. Отрываемся от стены и, сохраняя положение тела, начинаем движение. Делая это нехитрое упражнение несколько раз в день, мы приучим наше тело к правильному, а главное естественному положению.

Большую часть сознательной жизни мы проводим в сидячем положении: учебная парта, офисный стул, сиденье автомобиля, компьютерное кресло. И это положение тоже должно быть правильным. А это значит нужно учитывать следующие параметры:

  • пропорции - к примеру, при росте 170 см, стол должен иметь высоту не менее 80 см, а стул – 50 см;
  • глубину сиденья, которая должна быть не менее 36 см;
  • положение стула – примерно на 4 см сиденье должно заходить под край рабочего стола.

Ну, и, конечно, не забываем про положение спины. Три точки – затылок, лопатки и ягодицы по-прежнему должны соприкасаться с невидимой стеной, а колени составлять с ней прямой угол.

Причины нарушения осанки

  • постоянно не верно принятое положение корпуса;
  • ношение груза в одной руке, приводимое к повреждению межпозвоночных дисков.

Но не все так просто. Даже если всегда ходить и сидеть с прямой спиной и носить за плечами рюкзак, без сильных мышц все время поддерживать тело в идеально правильном положении не получится. Бороться с тем, что уставшая голова начнет опускаться, а тело сутулиться призван ЛФК при нарушении осанки, который содержит ровно тот комплекс упражнений, который необходим человеку.

Комплекс упражнений при нарушении осанки

Как правило, задачи ЛФК при нарушении осанки связаны с развитием мышечной силы спины, живота и шеи. Именно на тренировку этих групп мышц и направлена лечебная гимнастика.

Чтобы получить максимальный эффект от занятий проводить их нужно как минимум четырежды в неделю. При этом ЛФК при нарушении осанки у детей должен проводиться в игровой форме.

Итак, комплекс ЛФК при нарушении осанки может быть следующим:

  1. Становимся ровно, располагая ноги на уровне плеч. Делаем наклоны вперед с касанием пальцами пола.
  2. В том же положении укладываем руки на затылочную область, отведя локти и голову назад. Делаем вращательные движения корпусом в обе стороны.
  3. Выпрямляем руки в стороны и делаем скручивания корпуса в одну и в другую сторону. Руки при этом будем отводить назад, а в груди соблюдать небольшой прогиб.
  4. Делаем вращательные движения головой в разных направлениях.
  5. Располагая руки по швам, делаем наклоны в одну и в другую стороны.
  6. Перемещаем нижние конечности на ширину плеч, а в руки, находящимися за спиной на уровне лопаток, берем гимнастическую палку. Наклоняемся вперед как можно ниже и отклоняемся назад.
  7. Переходим в позицию «стоя на коленях». Выполняем элемент «кошка-корова» то прогибаясь, то выгибаясь в пояснице.
  8. Ложимся на живот, вытягивая руки вперед, и берем в них небольшой груз (до 2,5 кг). Поднимаем и опускаем руки с грузом.
  9. Садимся на пол, опираясь сзади руками в пол. Синхронно поднимаем руки в стороны, а ноги под уклоном в 45 градусов. Задерживаемся в позиции на несколько секунд.
  10. Встаем и берем в руки эспандер за затылком. Разводим руки в стороны, чуть прогибаясь в груди.
  11. Располагаем ладони на лбу. Оказывая противодействие рукам, стараемся наклонить голову.
  12. Медленно наклоняемся вперед, потряхивая внизу расслабленными верхними конечностями. Возвращаемся в исходную позицию.
  13. Располагаем ладони на затылке. Давя на руки, пытаемся отвести голову назад.
  14. Укладываемся на спину, разведя конечности в стороны и полностью расслабляемся.

Не забываем, что лечебная гимнастика при нарушении осанки должна сопровождаться правильным дыханием и повтором каждого элемента не менее 10 раз. Выполняя комплекс регулярно, можно забыть о проблемах с позвоночником.

С нарушениями осанки играет очень большую роль. При регулярном проведении такой гимнастики результаты становятся заметны уже через несколько месяцев. Кроме того, лечебная физическая культура укрепляюще воздействует на весь организм.

Нормальная осанка подразумевает симметрию всего тела, правильное положение позвоночника. Однако все чаще дети страдают от . Причины такого явления заключаются в том, что современные дети много времени проводят перед телевизорами, игровыми приставками, компьютерами и очень мало двигаются.

Это состояние нельзя назвать недугом в полном смысле этого слова. Однако неправильная осанка сильно увеличивает риск развития различных патологий скелета и не только. У такого ребенка больше вероятность заболеваний пищеварительного тракта, органов дыхательной системы, склонность к неврозам. Это связано с тем, что объем легких уменьшается, все внутренние органы несколько смещаются.

Различают несколько разновидностей такого состояния:

  1. Кифоз. Состояние, при котором физиологичные изгибы позвоночника, направленные наружу, увеличены, а направленные внутрь - сглажены.
  2. Сколиоз. , при которой отмечается смещение позвоночного столба в одну из сторон. При этом можно заметить, что плечи ребенка расположены асимметрично (одно выше другого).
  3. Плоская спина. При такой патологии все физиологические несколько сглажены.

ЛФК при нарушении осанки является чуть ли не панацеей для таких детей. Ведь детский организм только формируется, он податлив, и все недостатки легко можно скорректировать. Если такое состояние запустить, то во взрослом возрасте человеку не избежать серьезных проблем с позвоночным столбом.

Для того чтобы верно скорректировать осанку, важно подобрать правильные упражнения. Лучше всего это сделает ортопед, которому обязательно следует показать ребенка. Ведь в запущенных случаях одной лишь гимнастикой не обойтись. Возможно, врач порекомендует ношение специального корсета или другого ортеза, или даже оперативное лечение.

Если говорить непосредственно об , то существуют такие, которые подходят для всех. Это, как правило, общеукрепляющие упражнения, дыхательная гимнастика, упражнения на развитие координации.

При кифозе грудного отдела показаны упражнения для укрепления мышц плечевого пояса, при этом растягивающие мышцы груди.

Комплекс направлен на равномерное укрепление мышц ног, плечевого пояса, поясничного отдела.

При асимметричной осанке (сколиозе) упражнения направлены на увеличение подвижности позвоночника, его растягивание, улучшение координации движений. При этом важно соблюдать симметрию частей тела, поэтому упражняться лучше перед зеркалом.

Очень важным моментом является частота проведения сеансов лечебной гимнастики. Их нужно делать ежедневно до полного выздоровления. Если же выполнять упражнения 1-2 раза в неделю никакого эффекта не будет.

Комплекс ЛФК для дошкольников:

  1. Ходьба разнообразная - на носках, с высоким подниманием колен - 30с.
  2. Махи. И. п. - о.с. Взмахнуть руками вверх через стороны, подняться на носки - вдох, принять и.п.- выдох.
  3. Махи гимнастической палкой. И.п. - о.с., палка внизу. Поднять гимнастическую палку вверх, потянуться за ней - вдох, опустить вниз - выдох.
  4. Махи ногами. И.п. - лежа на животе. Поднимать ноги, при этом туловище не должно отрываться от пола.
  5. «Ласточка». И.п. - то же самое. Поднимать верхнюю часть туловища, при этом таз не отрывается от пола.
  6. «Пловец». И.п. - о.с. Полуприсесть, согнув ноги в коленях, отвести руки назад - вдох, принять и.п. - выдох. Следить за тем, чтобы спина ребенка была ровной.
  7. Поочередно стоять на одной ноге с разведенными в стороны руками. .
  8. Стоять у стены, при этом у спины и стены должно быть не менее 2-х точек соприкосновения.

Комплекс ЛФК для детей школьного возраста:

  1. Поднимать и опускать руки с мячом. Локти должны быть разведены в стороны.
  2. Опускать мяч за голову и поднимать его над головой. Спина ровная.
  3. Заводить руки за спину - одну сверху, другую снизу. Сомкнуть их в замок.
  4. Делать наклоны в стороны с разведенными руками.
  5. Лежа на спине прогибать спину в поясничном отделе. Таз при этом не отрывается от пола.
  6. Стоя в упоре на колени и ладони по очереди прогибать и выгибать спину.
  7. В том же положении поднимать одновременно сначала правую руку и ногу, затем левую.
  8. Лежа на животе синхронно поднимать плечи и ноги. Задержаться так на несколько секунд.
  9. Имитировать езду на велосипеде лежа на спине.

Очень важно постоянно следить за верным положением спины таких детей в период занятий лечебной физкультурой. Обязательно нужно правильно, глубоко дышать. После выполнения ЛФК следует спокойно походить и восстановить дыхание.

Кроме этого, замечательно корректирует осанку такой вид спорта как плавание. Он дает равномерную нагрузку на абсолютно все мышцы, и тем самым развивает их. Еще таким детям полезны подтягивание, висение на турнике и просто ходьба, при которой гимнастическую палку держат с помощью рук за спиной.

Важно помнить, что такая патология - вполне корректируемое явление. Просто нужно вовремя обратиться за квалифицированной помощью. Специалист подберет необходимый для детей с нарушенной осанкой, и тогда ваш ребенок будет здоров!

Примерный комплекс упражнений при нарушении осанки Рейтинг статьи: 4.07 /5 (Голосов: 14 )

Под осанкой подразумевают непринужденную позу без излишнего напряжения мускулатуры, которую человек обычно принимает в положении сидя и стоя.

Нормальной считается такое положение, при котором части тела располагаются симметрично по отношению к позвоночнику. Если у ребенка плохая осанка, то она может остаться на всю жизнь и стать причиной остеохондроза, сколиоза, кифоза и других заболеваний. Лечебная гимнастика при нарушении осанки является одним из основных корригирующих мероприятий.

Существует множество лечебно-гимнастических упражнений, которые помогают исправить осанку. Выбор комплекса лечебной физкультуры зависит от степени и типа искривления позвоночника. Регулярное выполнение гимнастических упражнений укрепляет мышечный каркас, делает кости и суставы более гибкими, улучшает кровообращение в различных частях тела. В результате формируются и закрепляются навыки правильного положения позвоночника.

Особенности гимнастики при различных видах нарушения осанки

Осанка формируется еще в детстве, поэтому лечебная гимнастика в этом возрасте дает наилучший эффект. Специально подобранные упражнения позволяют откорректировать угол наклона таза, восстановить симметричное расположение лопаток, головы и т.д.

Некоторые упражнения назначаются практически всем людям с нарушениями осанки в независимости от типа изменений. К таким видам гимнастики относятся дыхательные и общеразвивающие упражнения, упражнения для улучшения координации движений. Специальные комплексы подбираются индивидуально. Нарушение осанки у детей исправляют упражнения, укрепляющие или растягивающие мышцы определенной области тела, увеличивающие подвижность позвоночного столба.

При сутулости и круглой спине целью лечебной гимнастики является укрепление мускулатуры плечевого пояса и области спины при одновременном расслаблении и растягивании грудных мышц. Постепенно увеличивают подвижность позвоночника в грудном отделе.

При округло-вогнутой спине следует укреплять мышцы живота, задней поверхности бедер, спины, плечевого пояса. Мышцы груди, передней поверхности бедер и поясницы, напротив, надо растягивать и расслаблять. Нельзя выполнять упражнения с нагрузкой на поясницу, чтобы не усилить поясничный лордоз. С этой целью нагрузка на переднюю брюшную стенку задается в положении лежа с прижатой к полу поясницей и поднятыми ногами. При выполнении упражнений лежа рекомендуют под живот подкладывать подушку.

Если у пациента плоская спина, то врач назначает упражнения для укрепления групп позных мышц, нижних конечностей и плечевого пояса. Также постепенно увеличивается подвижность в грудном отделе, а нагрузка на поясницу уменьшается.

При плоско-вогнутой спине полезно укреплять все мышцы тела, кроме поясничных. Мышцы поясницы, наоборот, надо растягивать и расслаблять, чтобы уменьшить лордоз.

Если осанка ассиметрична, например, при сколиозе, то лечебная физкультура направлена на увеличение подвижности позвоночника, улучшение координации. При выполнении упражнений большое внимание уделяют симметричному расположению частей тела. Для этого рекомендуется заниматься гимнастикой перед большим зеркалом.

Важно: лечебная гимнастика для коррекции осанки может дать заметный эффект лишь в том случае, когда упражнения выполняются регулярно. Если гимнастикой заниматься 1-2 раза в две недели, то никакого результата не будет.

Комплекс упражнений для исправления осанки

Исходное положении: стоя спиной у стены

  1. Встать у стены, касаясь ее одновременно затылком и лопатками, ягодицами, икрами и пятками. Запомнить положение и отойти немного от стены.
  2. Сохраняя осанку, вытянуть руки впереди себя, присесть и встать. Приседание выполнить 5-6 раз.
  3. В том же правильном положении стоя последовательно расслаблять мышцы шеи, плеч, пояса, затем мышцы рук и остальную мускулатуру тела. Повторить упражнение 6-7 раз.
  4. Встать на носки с выпрямленной спиной и удержаться 5-7 секунд. Повторить 7-8 раз.
  5. Присесть, разведя при этом колени в стороны. Выпрямит спину, поднять подбородок, медленно встать. Повторить 6-7 раз.

Исходное положение: сидя на скамейке без спинки у стены

  1. Выпрямит спину, слегка прижать к стене затылок, область лопаток и ягодицы.
  2. Постепенно расслабить шейные и плечевые мышцы, опустить голову, расслабить мышцы спины, затем выпрямиться.

Исходное положение: лежа на полу

  1. Лежа на животе надо согнуть руки в локтях, положить лоб на тыльную сторону кистей. Правый локоть приподнять и сделать 2 пружинящих движения кзади, при этом голову и левый локоть не поднимать. Также проделать с левым локтем.
  2. Лежа на спине поднять вверх руки и потянуться кверху сначала правой, затем левой рукой. Мышцы живота при этом напрячь, выпрямленные ноги прижать к полу.
  3. Лечь на спину так, чтобы голова, туловище и ноги располагались на прямой линии. Руки прижать по бокам к телу. Приподнять насколько возможно голову и плечи, не меняя положения остальных частей тела. В таком положении продержаться 6-7 секунд.
  4. Прижать спину и поясницу к полу, постараться запомнить положение. Встать и походить по комнате, сохраняя правильное положение.

Комплекс упражнений для укрепления мышечного каркаса спины

Исходное положение тела: лежа на животе

  • Положить под тыльную сторону рук. Плавно переместить руки на поясничную область, приподнять голову, плечи и область лопаток, насколько возможно. Удерживаться в таком положении 6-7 секунд, после чего вернуться в исходное.
  • В том же положении положить ладони на голову, приподнять плечи и голову на 5-6 секунд. Затем расслабиться.
  • Поднять голову и плечи, плавно приподнять руки кверху и постепенно переместить их в стороны, затем к плечам. Принять исходное положение.
  • Лежа приподнять голову, выпрямленными руками выполнять круговые движения.
  • Ноги, разогнутые в коленях, поднять от пола, не отрывая при этом от пола тазовую область и живот. Удержать положение 6-7 секунд.
  • Лежа на животе имитировать руками движения пловца.

Все приведенные упражнения при нарушении осанки следует повторять по 5-7 раз за процедуру. Лучше всего заниматься корректирующей гимнастикой ежедневно в одно и то же время. Существует еще много упражнений, например, с использованием палки или скакалки, но они больше направлены на определенные мышечные группы, и их может посоветовать врач ЛФК после обследования.

Важно: перед тем как начать лечебно-гимнастические упражнения, проконсультируйтесь у врача. Особенно необходима помощь специалиста, если осанка нарушена у ребенка. В таком случае врач может назначить другие упражнения с учетом степени и формы нарушений.

Что называют правильной осанкой? Как осанка влияет на здоровье человека? Эти вопросы для современного человека сегодня актуальны, как никогда. К сожалению, чем больше развита цивилизация, тем меньше у нас необходимости в движении. А движение нужно человеческому организму, чтобы поддерживать тонус опорно-двигательного аппарата и мышечный каркас.

Именно поэтому разрабатываются различные комплексы упражнений для коррекции осанки, способные профилактировать или даже исправить нарушения в позвоночнике.

Правильная осанка – залог здоровья

Осанкой называют положение тела при ходьбе, сидении или стоянии. Постепенно в процессе жизни она будет формироваться и от нее зависят многие жизненно важные процессы в организме человека.

Примером правильной осанки являются спортсмены, танцоры и просто люди, занимающиеся физкультурой. При этом у них всегда прямая спина и ровная уверенная походка. Правильную осанку иногда называют королевской.

В формировании осанки принимает участие много мышц. Если она сформирована еще с детства, человек будет испытывать меньше проблем с работой сосудов, сердца, опорно-двигательного аппарата, легких, органов пищеварения.

Правильная осанка

Причины нарушения осанки

Причины появления не правильной осанки подразделяются на две группы:

  • врожденными;
  • приобретенными.

От рождения у человека могут быть такие причины неправильной осанки:

  • Расщепление позвонков в любом участке позвоночника.
  • Срастание отростков позвоночника, который называются остистыми.
  • Формирование позвонков неправильной формы.
  • Несрастание дуг позвонков.
  • Деформирование позвонков.

Причины и условия, который повлияли в процессе жизни:

Плоскостопие

  • привычка сидеть в неправильной позе;
  • мебель, которая не соответствует росту человека, особенно если ею приходиться пользоваться длительное время;
  • полученный травмы, в результате которых пострадал позвоночник;
  • неправильное развитие костей и нехватка в них нужных микроэлементов;
  • сложные инфекционные болезни;
  • неправильно развитие стопы, а именно ;
  • неполноценное развитие тазобедренного сустава;
  • пребывание в одном и том же положении очень долго;
  • воспаление суставов позвоночника.

Неправильная посадка может быть причиной нарушения осанки

Причинами неправильной осанки может стать с детства привычка у ребенка сидеть неправильно в школе или детском саду. Еще отсутствие полной физической нагрузки влияет на формирование осанки и ее развитие в течение жизни, поэтому неправильную осанку нужно исправлять.

В организме человека взаимосвязаны практически все органы и их системы.

Как влияет осанка на общее здоровье человека:

  • Все внутренние органы располагаются на своих местах.
  • Они не придавливаются и не перегибаются.
  • При этом всегда правильно работает кишечник.
  • Происходит нормальный отток желчи.
  • Находится в нормально кровообращение во всех сосудах.
  • Не повреждается суставная ткань.

Правильная осанка влияет и на состояние психоэмоционального фона человека. Прямая спина и красивая осанка придает уверенности и предотвратит развитие депрессии.

Читайте также

Особенности упражнений для исправления осанки в домашних условиях

Перед выбором любого комплекса нужно получить консультацию у врача. Он сможет оценить отклонения от правильной осанки и составить комплекс общеразвивающих и лечебных упражнений. От этого может зависеть нагрузка и тип упражнений для домашних занятий.

Необходимо обязательно учитывать при подборе упражнений дома факторы:

  • Вес пациента. При большом количестве лишнего веса будет увеличиваться нагрузка на позвоночник. Поэтому пациенту необходимо стараться избавиться от лишних килограммов.
  • В момент занятий нужно следить за своей осанкой. Но при этом стараться не напрягать мышцы, чтобы не болела спина.
  • Для закрепления успеха можно использовать специальный корректор осанки. Он будет поддерживать и формировать позвоночник, и осанка всегда будет находиться под контролем.
  • Нужно обратить внимание на положение головы. Ее держат высоко, но не задирают неестественно. В этот момент взгляд должен концентрироваться на уровне глаз. Можно выбрать какой-то предмет, на котором будет концентрироваться взгляд.
  • Необходимо завести привычку и выпрямлять спину во время ходьбы , сидения или стояния. Так нужно поступать и в период отдыха.
  • Для поддержания привычки и стимулирования занятий по исправлению осанки используют наглядные элементы. Это могут быть специальные плакаты дома или на рабочем месте. Можно ставить напоминания в телефон.

Правильное положение сидя

Лечебная физкультура для исправления сутулости

Основной причиной появления сутулости у людей является слабость мышц спины. Поэтому упражнения лечебной физкультуры в основном должны быть направлены на их укрепление и выпрямление позвоночника.

При правильном подходе и настойчивости результаты станут уже заметны через несколько дней после начала занятий.

На что нужно обратить внимание:

  • Исходное положение тела.
  • В упражнениях почти всегда будут чувствовать руки, ноги.
  • Комплекс упражнений должен занимать около минут.
  • Чтобы обойтись без дорогостоящих тренажеров можно использовать подручные средства. Облокачиваться можно на стену, а гантели сделать из пластиковых бутылок с песком.
  • В процессе упражнений следить за осанкой и выполнять их только с прямой спиной.
  • Если упражнение выполняется у стены не нужно касаться ее затылков. Достаточно ее держать ровно.
  • Для начала стояние у стены должно длиться не менее 2 минут. Постепенно увеличивая время в процессе выполнения курса упражнений.

После того, как мышцы спины придут в нужный тонус, исправится осанка. Если войдет в привычку следить за ней и делать в целях профилактики специальные упражнения осанка всегда будет правильной.

  • сидя прямо, голова опущена, лопатки соединены. Продержаться в таком положении 20 – 30 секунд;
  • стоя нужно грести руками, как при плавании;
  • стоя нужно тянуться макушкой головы вверх, насколько это возможно;
  • наклоняется вперед и руками обхватывать лодыжки ног;
  • походить по комнате в течении 5 минут;
  • стоять ровно прижавшись к стене, чтобы зафиксировать ровную спину.

Йога для профилактики сутулости

Гантели можно купить в магазине или сделать самостоятельно. Они используются для тренировок и комплекса ЛФК.

Упражнения с использованием гантелей:

  • Положение лежа. Гантели находятся в вытянутых руках. Ноги нужно отрывать от пола, а руки разводить в разные стороны.
  • Стоя нужно наклониться немного вперед , а гантели взять в руки. Руками двигают так, чтобы лопатки на спине начали работать.
  • В положении стоя нужно руки с гантелями прижимать к плечу.
  • В положении стоя руки с гантелями опущены вниз. Нужно поднимать плечи вверх.

Сильные мышцы спины просто необходимы для правильной осанки. Некоторые упражнения направлены именно на эту область.

  • № 1. Лежа на спине нужно поднимать голову , плечи, лопатки от пола.
  • № 2. Лежа на спине руки заводят за голову. При этом нужно делать попеременные подъемы и дотрагиваться локтем до противоположного бедра.
  • № 3. Лежа на животе поднимают голову и плечи при этом напрягая мышцы ягодиц.
  • № 4. Лежа на животе нужно поднимать руки и ноги.

Упражнения для укрепления спины

Упражнения для формирования правильной осанки нужно делать регулярно. При включении их в ежедневный утренний комплекс возможно избежать многих проблем со здоровьем.

Осанка – это привычное положение тела непринужденно стоящего человека . Осанка зависит от степени развития мышечной системы, угла наклона таза, положения и формы позвоночника (физиологические изгибы).

Нарушения осанки возникают у детей в раннем возрасте: в ясельном – у 2,1%; в 4 года – у 15-17% детей; в 7 лет – у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте процент детей с нарушением осанки продолжает расти. Так, по данным Д.А. Ивановой с соавт., нарушения осанки имеются у 67% школьников.

Различают четыре физиологических изгиба позвоночника в сагиттальной плоскости: два обращены выпуклостью кпереди – это шейный и поясничный лордозы ; два обращены выпуклостью кзади – это грудной и крестцово-копчиковый кифозы . Благодаря физиологическим изгибам позвоночный столб выполняет рессорную и защитную функции спинного и головного мозга, внутренних органов, увеличивает устойчивость и подвижность позвоночника.

У новорожденного ребенка имеется лишь крестцово-копчиковый кифоз , сформировавшийся на этапе внутриутробного развития. Начало формирования физиологических изгибов позвоночника относится к периоду грудного возраста.

К 3 месяцам жизни у ребенка формируется шейный лордоз – под влиянием работы мышц спины и шеи во время приподнимания головы из положения лежа на животе и сохранения данной позы.

К 6 месяцам начинает формироваться грудной кифоз – при развитии умения самостоятельно переходить из положения лежа в положение сидя и длительно сохранять сидячую позу.

К 9-10 месяцам начинает формироваться поясничный лордоз – под действием мышц, обеспечивающих вертикальное положение тела во время стояния и ходьбы.

Выраженность физиологических изгибов позвоночника зависит также от угла наклона таза. При увеличении угла наклона позвоночный столб, неподвижно сочлененный с тазом, наклоняется вперед; одновременно увеличиваются поясничный лордоз и грудной кифоз позвоночника, которые компенсируют нарушение вертикального положения тела. При уменьшении угла наклона таза физиологические изгибы позвоночника соответственно уплощаются.

Осанка ребенка, с позиции физиологических закономерностей, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Гетерохронность развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста опорно-двигательного аппарата и стабилизируется к окончанию роста человека.

Правильная осанка характеризуется: вертикальным расположением головы и остистых отростков; горизонтальным уровнем надплечий; симметричным расположением углов лопаток, молочных желез у девушек и околососковых кружков у юношей; плоским животом, втянутым по отношению к грудной клетке; умеренно выраженными физиологическими изгибами позвоночника; равными, симметричными и хорошо выраженными треугольниками талии; симметричными ягодичными складками; одинаковой длиной нижних конечностей и правильной постановкой стоп (ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах; ось тела проходит через ухо, плечевой и тазобедренный сустав и середину стопы).

В различные возрастные периоды осанка ребенка имеет свои особенности. Так, для осанки дошкольников наиболее характерными являются плавный переход линии грудной клетки в линию живота, который выступает на 1-2 см, а также слабо выраженные физиологические изгибы позвоночника. Для осанки школьников характерны умеренно выраженные физиологические изгибы позвоночника с незначительным наклоном головы вперед.

Угол наклона таза у девочек больше, чем у мальчиков: у мальчиков – 28°, у девочек – 31°. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10-12 годам.

Нарушение осанки не является заболеванием – это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом.

Вместе с тем нарушение осанки постепенно приводит к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, к ухудшению рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, негативно влияет на деятельность основных систем организма: центральную нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную; сопутствует возникновению многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата ребенка.

Причины развития нарушений осанки:

Слабость естественного мышечного корсета ребенка;

Несоответствие мебели весоростовым показателям ребенка;

Неправильные положения тела, которые ребенок принимает в течение дня, – при выполнении различных видов деятельности и во время сна.

Различают три степени нарушения осанки.

I степень – характеризуется небольшими изменениями осанки, которые устраняются путем целенаправленной концентрации внимания ребенка.

II степень – характеризуется увеличением количества симптомов нарушения осанки, которые устраняются при разгрузочном положении позвоночника в горизонтальном положении или при подвешивании (за подмышечные впадины).

III степень – характеризуется серьезными нарушениями осанки, которые не устраняются при разгрузочном положении позвоночника.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерны I-II степени нарушения осанки; для школьников – II-III степени.

В настоящее время различают семь видов нарушений осанки в сагиттальной и фронтальной плоскостях (рис. 28).

В сагиттальной плоскости различают 5 видов нарушений осанки, вызванных увеличением (3 вида) или уменьшением (2 вида) физиологических изгибов (по И.Д. Ловейко, М.И. Фонареву, 1988).

При увеличении физиологических изгибов различают сутуловатость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутуловатость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

Круглая спина , или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название – «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные»; ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища Послаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время.

Кругловогнутая спина , или кифолордотическая осанка , характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза [больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц г брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов (висцероптоз). Ноги максимально разогнуты в коленных суставах – нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены.

На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину.

Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов (в большей степени – грудного кифоза). Грудная клетка смещена кпереди; появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.

Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает.

Косметические дефекты опорно-двигательного аппарата при данных видах нарушений осанки менее выражены: ухудшается рессорная функция позвоночника, что, в свою очередь, вызывает при движении постоянный микротравматизм головного мозга. Отмечаются повышенная утомляемость и головные боли. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничиваются наклоны туловища вперед и назад (в меньшей степени), а также боковые наклоны.

Во фронтальной плоскости различают два вида нарушений осанки.

Асимметричная , или сколиотическая, осанка характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; надплечья и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от сколиоза, не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве.

Профилактика и лечение нарушений осанки . Профилактика нарушений осанки – длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка, что необходимо делать для ее поддержания.

Профилактика нарушений осанки у организованных дошкольников (посещающих дошкольные учреждения) осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д.; у школьников – на уроках физкультуры. Большое влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка выполняющие массаж и физические упражнения (в соответствии с возрастом), а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха.

Основой лечения нарушений осанки (особенно начальной сте­пени) является общая тренировка мышечного корсета ослабленного ребенка, которая должна осуществляться на фоне оптимально организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений осанки и возраста ребенка. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболева­ний и болезней внутренних органов.

Задачи ЛФК при нарушениях осанки:

Обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;

Укрепление мышц туловища и конечностей (выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса);

нормализация трофических процессов в мышцах туловища;

Осуществление целенаправленной коррекции имеющегося нарушения осанки.

Показания и противопоказания к назначению ЛФК . Занятия лечебной гимнастикой показаны всем детям с нарушениями осанки, поскольку это единственный метод, позволяющий эффективно укреплять и тренировать мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища, бедер.

Вначале на занятиях ЛФК временно не следует использовать: бег, прыжки, подскоки на жесткой поверхности; выполнение упражнений в исходном положении сидя; выполнение упражнений с большой амплитудой движения туловищем. Чистые висы не рекомендуется использовать в дошкольном и младшем школьном возрасте, поскольку кратковременное вытяжение позвоночника (на фоне общей слабости и диспропорции тонуса передней и задней поверхности мышц туловища) влечет за собой еще более сильное сокращение мышц, приносящее больше вреда, чем пользы. Кроме того, используемое в медицинской практике вытяжение должно всегда сопровождаться длительной разгрузкой позвоночника в и.п. лежа.

Методика ЛФК . Занятия ЛГ проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах, школах здоровья, дошкольных образовательных учреждениях (3-4 раза в неделю). Уменьшение количества занятий до 2 раз в неделю является неэффективным.

Курс ЛФК для дошкольников и школьников длится 1,5-2 месяца; перерыв между курсами – не менее месяца. В течение года ребенок с нарушением осанки должен пройти 2-3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки.

Выделяют подготовительную, основную и заключительную части курса ЛФК (продолжительностью соответственно 1-2, 4-5, 1-2 недели).

В подготовительной части используются знакомые упражнения с малым и средним количеством повторений. Создается зрительное восприятие правильной осанки и мысленное ее пред­ставление, повышается уровень общей физической подготовленности ребенка.

В основной части увеличивается количество повторений каждого упражнения. Специальные упражнения выполняются из разгрузочных исходных положений: лежа на спине, на животе, стоя на четвереньках и на коленях. Преобладает выполнение упражнений повторным или интервальным методом, в сочетании с пассивным отдыхом. Решаются основные задачи коррекции имеющихся нарушений осанки.

В заключительной ч а с т и нагрузка снижается. Количество повторений каждого упражнения – 4-6 раз. Через 2-3 недели занятий обновляется 20-30% упражнений (главным образом, специальных). Для дошкольников составляется 2-3 комплекса, для школьников – 3-4 комплекса ЛГ на один курс ЛФК. Совершенствуются навыки правильной осанки в усложненных вариантах выполнения упражнений.

Организационно-методические требования к проведению занятий ЛГ при нарушениях осанки

1. Наличие гладкой стены (без плинтуса), желательно на противоположной от зеркала стороне. Это позволяет ребенку, встав к стене, принять правильную осанку, имея 5 точек соприкосновения: затылок, лопатки, ягодицы, икроножные мышцы, пятки; ощутить правильное положение собственного тела в пространстве, вырабатывая проприоцептивное мышечное чувство, которое при постоянном повторении передается и закрепляется в ЦНС – за счет импульсов, поступающих с рецепторов мышц. Впоследствии навык правильной осанки закрепляется не только в статическом (исходном) положении, но и при ходьбе, при выполнении упражнений. Упражнения для формирования и закрепления навыка пра­вильной осанки (см. Приложение 2).

2. В зале для занятий должны быть большие зеркала, чтобы ребенок мог видеть себя в полный рост, формируя и закрепляя зрительный образ правильной осанки. Дети подготовительных групп и младшего школьного возраста дают описание правильной осанки на основе образов героев сказок, животных, постепенно переходя к описанию собственной осанки, осанки друзей.

Средства ЛФК . Основными средствами ЛФК для коррекции осанки являются физические упражнения, массаж, гидрокинезотерапия; дополнительным – лечение положением.

Физические упражнения . Подбираются в соответствии с видами нарушений осанки.

Общеразвивающие упражнения (ОРУ)используются при всех видах нарушений осанки. Способствуют улучшению кровообращения и дыхания, трофических процессов. Выполняются из различных исходных положений, для всех мышечных групп – с предметами и без них, с использованием тренажеров.

Корригирующие, или специальные, упражнения. Обеспечивают коррекцию имеющегося нарушения осанки. Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются преимущественно сим­метричные упражнения.

При выполнении данных упражнений сохраняется срединное положение остистых отростков. При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Например: в и.п. лежа на спине, рука за головой – согнуть ноги в коленях и подтянуть их к туловищу; в и.п. лежа на животе – приподнять туловище, имитируя плавание «брассом», ноги от пола не отрывать; в и.п. лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вдоль туловища – приподнимая туловище, движением рук через стороны коснуться коленей.

К специальным упражнениям при нарушениях осанки относятся: упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, упражнения на растягивание мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов).

На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетаются общеразвивающие, дыхательные и специальные упражнения, упражнения на расслабление и самовытяжение. Упражнения для укрепления мышечного корсета (см. Приложение 3).

Массаж. В детском возрасте является эффективным средством профилактики и лечения нарушений осанки. Используются основные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация, а также их разновидности. Все приемы выполняются плавно и безболезненно. Для детей первого года жизни, как правило, проводится общий массаж. В более старшем возрасте акцент делается на мышцы спины, груди, брюшного пресса. Часто массаж предшествует занятиям ЛГ. Дети дошкольного возраста и старше на занятиях ЛГ могут использовать приемы самомассажа со вспомогательными средствами (роликовым массажером, массажными дорожками, массажными мячами), которые выполняются в сочетании с физическими упражнениями.

Гидрокинезотерапия . Занятия в воде являются мощным положительным эмоциональным фактором. Большинство детей адаптируются к воде с раннего возраста. Гидрокинезотерапия позволяет решать две задачи: 1) осуществление коррекции из разгрузочного положения позвоночника; 2) закаливающее действие (особенно для ослабленных детей). Длительная разгрузка позвоночника в воде (t не ниже 30°С) позволяет выполнять самые различные упражнения у бортика и на пенопластовой доске в сочетании с уже освоенными навыками различных способов плавания. Примерная Схема занятия лечебным плаванием для детей 9-10 лет такова: вводная часть (5 мин) – упражнения на суше и у бортика, общеразвивающие упражнения для всех мышечных групп; основная часть (25-30 мин) – упражнения в воде; заключительная часть (5-7 мин) – свободное плавание.

Лечение положением . На занятиях ЛГ применяется во время пауз отдыха и при выполнении специальных упражнений. С этой целью используется упругий валик (высотой 2-3 см) или подушка (чем старше ребенок, тем больше ее размеры). При круглой спине валик подкладывается под лопатки – при выполнении упражнений в и.п. лежа на спине; при плосковогнутой спине валик кладется живот – при выполнении упражнений в и.п. лежа на животе или под голову – в и. п. лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное коррекционное положение в течение 5-8 мин.

Формы ЛФК . Для детей с нарушениями осанки используются разнообразные формы ЛФК: УГГ, ЛГ, самостоятельные занятия, дозированная ходьба, терренкур, лечебное плавание.

Детям (особенно школьного возраста) целесообразно выполнять упражнения на тренажерах. При уменьшении физиологических изгибов полезны тренировки на гребном тренажере (академическая гребля); при увеличении физиологических изгибов – на велотренажере (тренировка кардиореспираторной системы) с высоко поднятым рулем (руки параллельны полу), а также на гимнастическом комплексе «Здоровье». Этот вид тренировки доступ пен и дошкольникам – при наличии тренажеров, учитывающих весоростовые особенности данного возраста.

Для профилактики и лечения нарушений осанки эффективны также крупногабаритные полифункциональные средообразующие предметы – модули, способствующие поэтапному закреплению навыков правильной осанки, а также обогащению движений ребенка, улучшению психоэмоционального состояния (мячи большого диаметра, яркие, многофункциональные предметы).

После реабилитационного курса ЛФК (с разрешения врача) ребенку могут быть рекомендованы занятия различными видами спорта.

Оценка эффективности занятий ЛГ при нарушениях осанки

Функциональное состояние мышц-разгибателей туловища и мышц брюшного пресса, которые непосредственно участвуют в создании мышечного корсета и поддержании правильной осанки, определяется с помощью специальных двигательных тестов на определение их силовой выносливости (Н.А. Гукасова, 1999). Сюда относятся следующие тесты.

Удержание ног под углом 45° в положении лежа на спине. Ребенок лежит на кушетке, руки вдоль туловища. Затем он свободно поднимает прямые ноги под углом 45° и, касаясь носками руки исследователя, удерживает их в таком положении. Время удержания определяется по секундомеру.

Удержание туловища на весу в положении лежа на животе . Ребенок лежит на кушетке таким образом, что верхняя часть туловища (до гребней подвздошных костей) находится на весу; руки на поясе, ноги фиксируются исследователем. Время удержания туловища на весу определяется по секундомеру.

Исследование силовой выносливости мышц осуществляется 2-3 раза в год.



  • Разделы сайта