Где выращивают будущих звезд российского спорта. Есть ли секрет, как воспитать в ребенке чемпионский дух? самых любопытных фактов о плавании

В этом году Летние Олимпийские игры пройдут в Лондоне, и до их начала осталось всего 16 дней.

Олимпийский огонь прибыл в столицу Летней Олимпиады 2012 еще 19 мая, делегацию возглавляли принцесса Анна и футболист Дэвид Бекхэм. Совсем скоро в Лондон отправятся наши спортсмены и члены их семей.

Победы наших Олимпийцев - дело не однодневное, это упорный, многолетний труд спортсменов и их тренеров. Однако накануне торжественного открытия Олимпиады в Лондоне мы говорим «Спасибо!» тем, без кого бы победы наших чемпионов не были бы полными, тем, кто является их самыми верными болельщиками - мамам наших Олимпийских чемпионов.

Быть Мамой - наисложнейшая, но, в то же время, самая почетная работа в мире, считает сайт и представляет вашему вниманию интервью с мамами звездных спортсменов - Натальи Ищенко, Никиты Лобинцева и Юлии Чермошанской.

Ирина Ищенко , спортивный врач - мама Натальи Ищенко, Олимпийской чемпионки 2008 года, 16-кратной чемпионки мира и 7-кратной чемпионки Европы, абсолютной чемпионки Европы 2010 года и первой синхронистки в истории чемпионатов Европы, которой удалось выиграть все 4 вида. Наташа - член сборной России с 2002 года и заслуженный мастер спорта России.

Валентина Лобинцева - мама Олимпийского чемпиона Никиты Лобинцева, члена национальной сборной России с 2005 года, серебряного призера Олимпийских игр 2008 года в Пекине, в составе эстафетной команды в заплыве 4×200 метров вольным стилем, серебряного и бронзового призера чемпионата Европы 2009 года, работает швеей.

Галина Мальчугина - мама Юлии Чермошанской , Олимпийской чемпионки 2008 года в эстафете 4х100 м, чемпионки Европы и России среди юниоров и молодёжи. Мама Юли - тоже известная спортсменка: чемпионка мира 1991 г, чемпионка Европы 1994 г, серебряный и бронзовый призер Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта СССР, а с 2009 - еще и заслуженный тренер России.

Как ваш ребенок пришел в спорт?

Ирина Ищенко (И.И.): Когда Наташе исполнилось шесть лет, я решила, что ребенок должен заниматься спортом, так как спорт укрепляет здоровье, делает его более организованным и целеустремленным. А такой спорт как синхронное плавание формирует красивую фигуру, что очень важно для девочки.

Валентина Лобинцева (В.Л.): Никита с детства занимался спортом. Отец учил его основам - подтягиваться на турнике, приучал к физическим упражнениям, занимался с сыном растяжкой. В начальной школе я водила его на ушу, мы много путешествовали всей семьей, что тоже благотворно сказывалось на развитии ребенка. Как-то с классом Никита пошел на экскурсию в бассейн, ему понравилось, и он записался в секцию плавания.

Галина Мальчугина (Г.М.): Я и мой муж - профессиональные спортсмены, поэтому Юля с самого детства часто присутствовала на наших тренировках, сборах и даже на соревнованиях. Даже во время наших тренировок Юля была очень активной - она не просто сидела и ждала, когда родители закончат занятия, а бегала отрезки, прыгала в песок и даже успевала собрать для меня букет из полевых цветов. Уже тогда я поняла, что ребенку нравится заниматься спортом.

Каким было здоровье ваших детей, когда их привели в спорт?

И.И.: У Наташи был ярко выраженный сколиоз. Кстати, это стало одной из причин, по которой я решила отдать ребенка в секцию плавания.

В.Л.: Как и все дети, Никита иногда болел - в основном простудными заболеваниями . Но занятия спортом постепенно укрепляли организм, поэтому особых проблем со здоровьем не было.

Г.М.: Дочка всегда была хорошо развитым, очень координированным и подвижным ребенком, поэтому никаких противопоказаний для спортивных нагрузок у нее не было. С 9 до 11 лет Юля профессионально занималась теннисом, а в 11 лет твердо решила уйти в легкую атлетику.

Как дети совмещали учебу и спортивные тренировки? Какую установку вы им давали?

И.И.: Спорт делает ребенка более дисциплинированным и собранным. Занятие спортом, а особенно координационными видами, развивает внимание, реакцию, усидчивость. Наташа всегда училась и учится «на отлично».

В.Л.: У Никиты учеба в школе и занятия спортом никогда не мешали друг другу. Он сам делал уроки, следил за успеваемостью и старался не пропускать тренировки. А так как многие его друзья и одноклассники тоже занимались плаванием - у него был и здоровый спортивный интерес к победе и лидерству. Мы с отцом всегда учили его, что спорт это - хорошо, но школа - главное.

Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев

Г.М.: Совмещать учебу и профессиональный спорт всегда очень сложно, но мы с мужем старались мотивировать Юлю, объяснить ей, почему образование так важно, советовали, как расписать свой день и совместить учебные занятия и тренировки.

Разглядели ли тренеры задатки чемпиона в ребенке сразу?

И.И.: Задатки чемпиона в Наташе стали проявляться не сразу. Вначале тренеры относились к ней как к обычному ребенку, а иногда даже как к неперспективному.

В.Л.: Как мне кажется, нет (вообще, это вопрос к нему). Но со временем Никита показал неординарную работоспособность, стремление к поставленной цели, дисциплинированность, а главное - желание работать.

Г.М.: Безусловно, у Юли были хорошие задатки, но здесь нужно отметить, что успех достигается не только природными данными, но и упорными тренировками и стремлением ребенка к занятиям. Так сложилось, что Юля обладает всеми тремя компонентами, и нам удалось это разглядеть.

Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев

Профессиональные спортсмены работают на пределе возможностей. Как нагрузки во время тренировок и сборов сказывались на здоровье?

И.И.: Профессиональный спорт всегда связан с колоссальными физическими и психологическими нагрузками. Естественно, это не может не сказаться на здоровье. Но спортсмены сборной команды всегда находятся под наблюдением врачей. От здоровья спортсмена зависят и его достижения.

В.Л.: Да, действительно нагрузки в спорте - нечеловеческие, это я начала понимать, когда сын стал выигрывать все более и более значимые награды. Дистанции, которые он проплывает за тренировку, я иногда и за неделю не прохожу пешком. Но в том и состоит профессионализм спортсмена - он может контролировать состояние своего здоровья. Когда спортсмен находится на пике формы - иммунитет ослаблен до предела, т.к. все силы организма направлены на результат, и раньше случались недомогания: то внезапный насморк, токашель . Но сейчас уровень другой, и опыт преодоления проблем со здоровьем у Никиты сильно вырос.

Г.М.: Естественно, нагрузки в профессиональном спорте не проходят бесследно! Но со временем спортсмены начинают чувствовать свой организм, свое тело на 100 процентов, и умные, думающие атлеты избегают серьезных последствий посредством восстановительных процедур, межсезонных реабилитаций, грамотного питания и других процедур.

Были ли у чемпионов серьезные травмы? Как вы им помогали справиться с ними?

И.И.: Синхронное плавание - не очень травмоопасный вид спорта, и эта проблема Наташу не коснулась.

В.Л.: Слава Богу, травм почти не было. Сын прекрасно понимает их опасность и не рискует без надобности. Так, увлекаясь многими экстремальными видами спорта - катанием на горных лыжах, коньках, сноуборде, серфинге, а также некоторыми другими видами спорта, популярными среди молодежи, Никита вынужден отказывать себе в удовольствиях во избежание получения травм. Процесс восстановления крайне сложен.

Г.М.: За полтора месяца до Олимпиады в Пекине Юля получила очень серьезную травму колена, и на кону стоял вопрос об участии Юли в Олимпийских Играх. Мы были настолько подавлены, что не знали, что делать. Многие нас отговаривали от участия, советовали: «Ну, что вы переживаете? Юля такая молодая, еще столько Олимпиад у нее впереди», - но мы решили идти до конца, несмотря ни на что. Естественно, перед соревнованиями Юля активно лечилась, восстанавливала ногу. В это время Юля пропустила много тренировок, но я ее напутствовала: «Все, что натренировано - никуда не уйдет, главное, чтобы лечение было эффективным». Славу Богу, все получилось, мы с этим справились.

Были ли моменты, когда спортсмены хотели уйти из профессионального спорта?

Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев

И.И.: Наташа никогда не высказывала желания уйти из спорта. Но если бы она приняла такое решение, значит, у нее были бы веские причины, и я бы ее поддержала.

В.Л.: Когда такой момент наступит, я, как мать, поддержу решение сына с радостью, хотя радуюсь его достижениям и горжусь им. Однако уж больно нелегок путь профессионального спортсмена.

Г.М.: Такого никогда не было. Безусловно, иногда Юля очень расстраивалась из-за неудачных выступлений или полученных травм, но эти ощущения знакомы всем спортсменам. Я, в свою очередь, всегда старалась морально поддерживать дочку, находиться рядом.

Каким вы видите будущее своих детей?

И.И.: Хочу, чтобы они были счастливыми, успешными и любимыми.

В.Л.: Вижу нас в окружении множества внуков.

Г.М.: Прежде всего, меня радуют человеческие качества моих детей (у меня есть еще сын Артем, ему 11 лет)! Юля - уже взрослый, самодостаточный человек, и ее будущее неким образом просматривается. Что касается Артема, мы с мужем хотим сфокусировать его на хорошее образование, для мужчин это очень важно, пока получается совмещать со спортом, далее будем расставлять приоритеты!

Галина Мальчугина - не только мама, она тренирует свою дочь вместе с Валентином Маслаковым, главным тренером сборной и старшим тренером ЦСКА, ученицей которого когда-то была и сама. Поэтому ей мы зададим такой вопрос:

Как это - быть тренером собственного ребенка? Насколько тяжела эта работа?

Г.М.: Конечно, это не так легко, как может кому-то показаться. На тренировках я должна абстрагироваться от мысли, что тренирую дочь, и быть строгим, но справедливым тренером - Юля должна выполнять весь объем запланированных нагрузок, усиленно работать над своими показателями, улучшать их. Дома у нас более теплые отношения, мы делимся друг с другом ежедневными мелкими радостями, обсуждаем прошедшие события - в общем, ведем себя как любящие друг друга мама и дочка.

Следующий блок вопросов сайт задал для тех родителей, чьи дети мечтают связать свою судьбу с большим спортом. Внимание: своим опытом делятся мамы Олимпийских чемпионов!

Как психологически подготовить ребенка к соревнованиям?

Как воспитать чемпиона: интервью с мамами Олимпийцев

И.И.: Я всегда говорю, что соревнования - это просто игра. Все спортсмены готовятся и хотят победить. Нужно показать лучшее, на что ты способен.

В.Л.: Когда сын знает, что дома все хорошо, что мы его любим и ждем и болеем за него, по-моему, это для него лучший стимул для победы.

Г.М.: Прежде всего, надо, чтобы ребенок понял, что хорошему результату предшествуют долгие и упорные тренировки! Более того, ребенок должен получать удовольствие от соревнований - это маленький праздник для него, а не испытание, перед которым ночами не спишь!

Есть ли секрет, как воспитать в ребенке чемпионский дух?

И.И.: Ребенка нужно хвалить всегда и везде. И ребенок должен быть абсолютно уверен в том, что он самый красивый, умный и любимый.

В.Л.: С детства нужно развивать дух соперничества в хорошем смысле - кто быстрее, выше, сильнее в играх, соревнованиях, делах. При правильной расстановке приоритетов из ребенка может вырасти будущий чемпион.

Г.М.: Нужно изначально формировать ответственное отношение к спорту, но помнить при этом, что это отношение не должно быть гипертрофированно. С ребенком нужно быть постоянно в контакте, отмечать его даже самую незначительную победу! Это будет поднимать его самооценку и сделает ребенка более уверенным в себе!

Как ваши дети воспринимали промахи? Как маме поддержать ребенка, «засуженного» судьями?

И.И.: Наташа не выплескивает свои эмоции наружу, но переживает очень. Я всегда повторяю ей, что она самая лучшая, но с судьями не спорят, и следующие соревнования обязательно все расставят на свои места.

В.Л.: Промахи, поражения, проигрыши для Никиты становились стимулом для дальнейшего роста. Тогда он снова и снова работает на достижение результата. А судьи в его виде спорта засудить не могут. Могут только дисквалифицировать. А это уже вопрос объективный.

Г.М.: Любой родитель должен объяснить ребенку, что помимо побед в спорте бывают еще и неудачные выступления, поэтому нужно уметь проигрывать достойно и становиться от этого еще сильнее, учиться на своих ошибках и в следующий раз их не совершать. Любой маме маленького (да и взрослого) спортсмена нужно поощрять своего ребенка, притом не обязательно материально - нужно просто поддерживать его веру в себя и собственные силы, хвалить его достоинствa и предыдущие достижения.

Если можно было бы все вернуть назад, вы бы отдали ребенка в спорт?

Дайте совет тем родителям, которые хотят воспитать Олимпийского чемпиона?

И.И.: Не ставьте перед ребенком цели стать Олимпийским чемпионом. Постарайтесь найти для него такое занятие, от которого он будет получать радость и удовольствие, и успехи не заставят себя долго ждать.

В.Л.: Главное - любить своего ребенка очень сильно, но строго. До поры до времени во всем хороша мера, а потом нужно находить в себе силы и на расставания и ожидания, и главное - верить в него!

Г.М.: Ребенка ни в коем случае нельзя заставлять заниматься «из-под палки», нужно дать ему возможность выбрать то, что ему действительно интересно, разделять его любовь к спорту и поощрять любую, даже самую маленькую победу - похвалу тренера, успешно выполненное упражнение, полученную грамоту на местных соревнованиях. Ребенок всегда должен ходить на занятия с радостью, а заметить талантливого маленького спортсмена на соревнованиях - это уже задача профессионалов.

сайт болеет за нашу Олимпийскую сборную
и желает ей побед и рекордов!

На вопросы нашего портала ответила Ирина Ищенко, мама Олимпийской чемпионки по синхронному плаванию Натальи Ищенко

Всем нашим читателям безумно интересно узнать, какими детьми были наши Олимпийцы. Расскажите о детстве чемпиона?

Наташа была очень тихим, скромным, исполнительным ребенком. Всегда все делала очень тщательно и добросовестно. С раннего детства обожала выступать. И к моему удивлению, несмотря на необыкновенную скромность, совершенно не боялась выступать на публике . Наташа очень хорошо училась. Директор школы, где училась Наташа, говорил, что это во всем талантливый ребенок.

Что послужило причиной к тому, чтобы отдать ребенка в спорт?

Когда Наташе исполнилось 6 лет, я решила, что ребенок должен обязательно чем-то заниматься. Недалеко от нашего дома находился замечательный дворец спорта,где только что открылась школа синхронного плавания. Одновременно я отвела Наташу в школу художествнной гимнастики , но совмещать занятия в двух секциях очень сложно поэтому остановились на синхронном плавании.

Расскажите о первом знакомстве ребенка со спортом?

Не было ничего особенного. В бассейне Наташе очень понравилось, она быстро научилась плавать. Синхронное плавание очень интересный вид спорта . Девочек учат не только плавать. У них проходят уроки хореографии, акробатики, общей физической подготовки. Поэтому на тренировки Наташа ходила с большим удовольствием.

Увидели ли тренеры задатки чемпиона сразу? Если нет, то когда это произошло?

Задатки чемпиона в Наташе тренеры разглядели не сразу. Так как Наташа всегда была очень тихой и скромной, она никогда не выделялась из общей массы детей. Тренерам нравилась ее исполнительность и тщательность с которой она выполняла все задания. К 10 годам Наташа стала лидером в Калининграде. В12 лет ее заметили в Москве. А в 14 пригласили тренироваться в юниорскую сборную России по синхронному плаванию. В 15 лет Наташа стала чемпионкой России среди юниоров,а в 16 чемпионкой мира.

Если можно было бы вернуть все назад, Вы бы отдали ребенка в большой спорт?

Мама не приводит ребенка в большой спорт. Когда я привела Наташу в бассейн, я даже не думала об этом. Все происходит независимо от нас. А так как Наташа успешна и, по моему счастлива в большом спорте, я бы повторила все сначала.

Есть ли у Вас секрет воспитания настоящего чемпионского характера?

Всегда говорю своим детям, что любое дело надо делать хорошо,обязательно довести его до конца и постараться все делать лучше других. А еще всегда повторяла им слова моей мамы: «Учиться хорошо легче, чем плохо!»

Профессиональный спорт требует постоянных тренировок и сборов. Как пережить необходимость разлуки с собственным ребенком?

Об этом просто не надо думать. Надо искать любые возможности для общения. В современном мире их очень много -телефон, скайп, СМС. Мне кажется,что мы общаемся все время. В день по 2-3 раза выходим на связь)))

Расскажите о самом тяжелом и самом счастливом моменте в карьере Вашего ребенка?

Тяжело было когда Наташа только переехала в Москву. Она поменяла сразу все-место жительства, учителей, тренеров,друзей и стала учиться жить самостоятельно. Наташа пережила этот момент очень стойко, она ни разу мне не пожаловалась. Самый счастливый момент, я думаю еще впереди. А вообще каждая победа это большое спортивное счастье.

Что Вы чувствуете, когда смотрите соревнования с участием Вашего ребенка?

Понимаю,как ей сейчас тяжело и очень за нее переживаю.

У вас есть какие-то семейные традиции празднования победы? Или приметы «на удачу»?

Обязательно звоню перед соревнованиями и желаю успехов и удачи.

Как подобрать «правильный» вид спорта для ребенка?

Ребенок должен заниматься с удовольствием, получать от этого радость и положительные эмоции.

Как психологически подготовить ребенка к ответственным соревнованиям?

Ребенок должен знать, что на всех соревнованиях может быть только один победитель, а все остальные это не проигравшие, а те кто стремиться к победе.

Как гармонично совместить учебу в школе и тренировки?

Школа и спорт помогают друг другу. Ребенок становится собраннее, активнее, раскрепощеннее, у него повышается самооценка.

Какие секреты у вас есть для поддержания «олимпийского» здоровья ваших детей?

Ребенок обязательно должен отдыхать. Нельзя постоянно его нагружать. Необходимо давать ребенку расслабиться а иногда просто ничего не делать. Дети обязательно должны знать, что их любят не за спортивные успехи а просто за то что они у нас есть.


По большому счету в этой статье я ничего нового не скажу. Попробую лишь систематизировать или алгоритмизировать действия родителей, которые смогут привести ребенка если не к чемпионству, то хотя бы к ощутимым результатам в области спортивных танцев. Сразу оговорюсь, что это чисто мое мнение, основанное только на наблюдениях за детскими парами и их родителями.

На сегодня я не имею богатого практического опыта занятия с детьми как тренера, но имею достаточно богатый опыт тренировок на одном паркете вместе с ними. Часто мысленно ставлю себя на место родителей тех детей, которые могли бы развиваться лучше. Часто понимаю, что упущенные шансы детей-танцоров - это промахи их родителей. Регулярно становлюсь свидетелем того, как родители оправдывают свои действия перед тренером, приводя «железобетонные аргументы» в оправдание своих действий. В результате 90% талантливых детей «пролетают мимо кассы»… Одним из основных условий хорошего развития ребенка в спортивных танцах является четкое понимание родителями того, куда они его привели, зачем они его туда привели и что это им будет стоить. Как показывает практика, 95% родителей представляет это достаточно смутно или совершенно не так, как оно есть на самом деле. Рассмотрим, прежде всего, эти моменты:1. Зачем они его привели и что это будет стоить. Почти наверняка все скажут, что для общего развития как личности, для хорошей осанки, умения преподнести себя на людях, да просто потому, что бальные танцы это красиво. Очень немногие в самом начале скажут, что им нужен результат от занятий спортивными танцами. Большой спорт, как правило, не очень способствует ЖЕЛЕЗНОМУ здоровью. Чаще он выявляет физические изъяны или приводит к травмам как физическим, так и психологическим. Поэтому первые полгода-год с детьми работают в формате танцоров массового спорта. В спортивных танцах это 2 общих занятия в неделю и минимум одно индивидуальное. Участие в турнирах желательно, но не обязательно. НО!!! Вернемся к вопросу: зачем вы привели ребенка именно в Спортивные бальные танцы, а не в танцевальную студию, все равно какую? Почти наверняка, каждый родитель, ведя свое чадо в танцевально-спортивный клуб, хоть в тайне мечтает увидеть его в шикарной паре, на шикарном паркете, и чтоб все вокруг, захлебываясь слюной выдыхали: «ВАУ!…» Понятно, что в простой танцевальной студии такому вряд ли научат… Как правило «аппетит приходит во время еды»: чем лучше будет танцевать ваш ребенок, тем большего вы будете хотеть от него увидеть. Но надо с первого дня понять сразу, что за умение придется платить!Какие расходы вас ожидают? Может я неправ, расписывая именно этот пункт, который отпугнет достаточно много народу из нашего красивого и техничного спорта, но, на мой взгляд, терять ребенка, который имеет способности, в которого уже вложена душа тренера, которому уже самому хочется результата из-за несостоятельности родителей крайне жаль. Лучше уж совсем не пробовать, чем наблюдать потом «ломку» как ребенка, так и его тренера из-за вынужденного прекращения танцевальной карьеры. Итак Вам предстоят два вида затрат: финансовые и ваше свободное время.1.1. Финансовые затраты. Если в первый год вы будете платить за занятия почти символические деньги, практически не будете тратиться на костюм, кроме тренировочной специализированной обуви, то от года к году траты будут заметно возрастать. Причем, чем выше будет уровень танцевания вашего ребенка, тем затрат будет больше. Скажем прямо, что с момента перехода в самый низший класс спорта высших достижений имеет смысл заниматься не реже 5 раз в неделю. Из них не менее 2х индивидуальных занятий. Часто в один день придется заниматься сразу и индивидуально, и на группе. Причем, чем выше уровень пары, тем дороже преподаватель. Хорошим парам приходится на сегодня в Перми выкладывать от 600 до 1500р с пары за одну «индивидуалку» (45 минут или час, в зависимости от клуба и тренера).Далее костюм. Мальчикам это удовольствие выходит чуть дешевле, но к возрасту Ю-2 (14-15 лет) мальчики вынуждены шить фраки (цены на сегодня от 20000 р), девочки - платья со стразами (средняя цена от 35000р за новое). Плюс латинский костюм, который чуть дешевле, но тоже кусается, и тренировочный, плюс 2 пары тренировочной обуви и 2 пары конкурсной. Это минимум.Далее в спорте высших достижений (это еще не совсем большой спорт для большинства) обязательно приходиться посещать семинары, а с Д-класса на этих семинарах обязательно брать сколько-то часов индивидуальных уроков. Как правило, семинары проводят топовые танцоры страны и занятия с ними в разы дороже занятий с родным тренером. Но без этих занятий развитие будет оставлять лучшего… К финансовым затратам относятся и выездные турниры, на которые приходится ездить не только детям, но и родителям в качестве «нянек». А это: билеты на транспорт, гостиница, входной билет зрителя помимо билета участника… В общем, вылетает в реальные деньги, если учитывать, что выездной турнир внутри страны у пары среднего пошиба должен быть не реже раза в месяц.Заграничные турниры вылетают совсем в неприличные для большинства суммы, но это уже большой спорт и можно пока в расчет не брать, а иметь в виду эту перспективу. В конечном итоге, очень часто все заканчивается ситуацией, что оба родителя только и работают на танцы. Естественно таких психов по жизни найти сложно, но нас много, если присмотреться. На самом деле все не настолько печально, как я озвучил. Верней настолько, если ребенка слишком сильно оберегать и опекать сверх меры. Пути решения финансовых проблем следующие: На занятиях сэкономить не получиться! Даже не пытайтесь. Особенно вредна ситуация, когда родители отказываются либо от «индивидуалок» в пользу группы, либо наоборот. Только сделаете хуже для развития своего ребенка. Но можно здраво подойти к выбору тренера. Не нужно сразу ломиться к самому крутому преподавателю клуба (он как раз самый дорогой и самый востребованный). С ним имеет смысл посоветоваться. Как правило, в клубе есть куча спортсменов от С-класса и выше, которые занимаются с новичками и берут меньше. Действующий спортсмен очень часто учит очень даже прилично, ибо сам еще танцует. Есть еще тренеры, ведущие именно начальный уровень танцоров, они тоже дешевле ведущего. За группу обычно плата идет помесячная и пропущенные занятия - это потерянные вами деньги (поэтому в спортивных группах пропуски занятий крайне редки)! Сэкономить можно на спортивном костюме. На обуви экономить не советую, но тренировочную обувь можно брать недорогую. Как правило, костюм с рук (сэконд-хэнд в простонародье), стоит почти в 2 раза дешевле нового. Не всегда это идеально подходящий вариант вашему ребенку, но это лучше чем купить новый костюм и сэкономит на семинаре или забить на выездной турнир! Можно разрешить ребенку (в возрасте, когда траты уже вполне солидные, это Ю-2 и выше), если тренер не против, подрабатывать, давая индивидуальные уроки более младшим детям с меньшим классом мастерства. Как показывает практика, грамотный подход к соотношению количества своих занятий и чужих, позволяет ребенку «тренировать и себя за чужой счет», и с заработанных денег оплачивать свои тренировки. Есть только подводный камень! Родителям очень четко надо «держать руку на пульсе», чтоб ребенок не увлекся преподаванием в ущерб своих занятий. Из детей самостоятельно с этим справиться не может никто. Тут без родительского контроля никак. Имеется в виду не надо лично его отслеживать, надо четко представлять: сколько и когда он занимается сам и сколько часов тратит на других. Имеет смысл также регулярно общаться с его тренером, чтоб вовремя заметить перегибы. Через какое-то время ребенок сам привыкнет к нужному соотношению и перестанет закатывать вам скандалы по поводу «я сам уже большой и знаю что делаю». Рекомендую применять и непопулярные меры воздействия, чтоб этого перегиба избежать. Дети часто не понимают, что творят, осознают это потом, но бывает уже поздно… На выездных турнирах можно сэкономить за счет очередности, кому быть «нянькой» в этот раз. Есть еще вариант - выбирать «делегата» на роль сопровождающего из 2х семей и вскладчину гасить его расходы. В любом случае будет в 2 раза дешевле. К Молодежи, имеет смысл вообще рискнуть дать шанс кататься самостоятельно без опеки. Страшно конечно, зато самостоятельность развивает. Обычно на выезд гоняют группами и совсем бесхозной пара не останется. Но на это, как минимум, надо решиться. 1.2. Свободное время. Понятно, что ребенка, особенно в 5-6 лет, одного не отпустишь. Приходиться терять свое время пока он тренируется. У кого есть «улетевшая по танцам» бабушка, которой дома все равно скучно, тому повезло! Единственный реальный способ свести к минимуму эти затраты - это развивать самостоятельность в ребенке. Отговорки, что мол «мы жили в другое время» есть не что иное, как оправдание своих страхов. Дети, которые ходят в школу, вполне могут добираться на занятие на общественном транспорте. Вечером можно их забрать на автомобиле или лично, если страх перебороть не удастся или у ребенка с «царем в голове» совсем плохо. Надо заметить, что лишняя опека как раз таки этому «царю в голове» и не даст стать ЦАРЕМ. Вы, как минимум, сэкономите свое время на продолжительность тренировки. Как я уже писал выше, в идеале заняться имеет смысл 6-7 раз в неделю, включая турниры. Это имеется в виду дни, а не количество занятий. Надо четко понимать: чтоб научиться говорить на каком-либо языке, надо практиковаться в этом каждый день, лучше научиться думать на нем. Вариант спортивных танцев это то же самое! Чем чаще, тем лучше! 2. Куда они его привели. Для общего развития ребенка совсем не обязательно тащить его в спортивно-танцевальный клуб! В спортивно-танцевальных клубах ребенка обязательно попытаются приобщить к спорту высших достижений и рискнут сделать из него чемпиона, если способностей у ребенка будет для этого достаточно. Поэтому ничего особенного в том, что преподаватель будет вас агитировать «за Советскую власть», то есть заниматься больше и вдумчивей, нет! Если он этого не делает, стоит задумываться туда ли вы попали… Очень часто приходится слышать от родителей, мол мы и так тут аж 3 раза в неделю время теряем, а вы нас еще напрягаете. Сколько в конечном итоге вас будут напрягать, я описал выше. А делается это для того, чтоб окружающие, видя, как танцуют ваши дети, теряли дар речи от восхищения. Иначе таких результатов не добиться, будь ваш ребенок суперталантлив!!! Если вышеописанные основные условия вам неподъемны, дальше можете не читать. Невыполнение любого из них ставит крест на танцевальной карьере вашего ребенка. Все, что будет описано ниже для тех, кто в здравом уме и твердой памяти готов «сунуть голову в петлю». Самым главным не материальным подспорьем вашему ребенку будет ваша психологическая поддержка! Совершенно недостаточно просто читать нотации о полезности спорта в целом и СБТ в частности, проявлять волевое решение, чтоб ребенок ходил на занятия, а не бросил. Вряд ли это принесет тот результат, на который вы рассчитываете. Ваша задача поставить его в такие условия, чтобы он сам хотел этого результата. Для тех, у кого в СБТ шансы есть, особо и делать ничего не надо. Достаточно просто «жить» психологически той же спортивной жизнью, что и ребенок: интересоваться всеми веяньями танцев, радоваться успехам, сопереживать неудачи, обсуждать танцевальные проблемы с позиции не родителя, а товарища или подружки, не стесняться дискутировать на эту тему без нравоучений. Просто выскажите, как бы вы поступили на их месте и обоснуйте. К советам друзей дети очень серьезно прислушиваются, а на нравоучения включают юношеское противоречие. В идеале, неплохо было бы быть в теме таких дебатов. То есть иметь личный опыт. Потому как часто вижу, как мамаши или папаши оттягивают своих детей, сами ничего не понимая в предмете наезда. Поэтому имеет смысл, перед тем как отдать ребенка в спортивные танцы, позаниматься сперва самому, но в таком же месте, где с вас будут требовать результата, а не там, где вас будут развлекать. Как правило, в течение 2х лет большинство нюансов тренировочного процесса, финансовых затрат, выбора тренера, участия в турнирах становятся более или менее понятны для адекватных разговоров с будущими чемпионами. В общем-то, все остальное вытекает именно из здорового психологического климата между танцором и его родителями. На мой взгляд, очень важно, чтоб молодого танцора поддерживал именно папа. Очень часто мама является вдохновителем, «локомотивом», «жандармом» развития ребенка-танцора. Папы чаще всего выступают в роли «дойной коровы» дающей деньги на танцы, особо не заморачиваясь самим процессом. Сами того не понимая, они расхолаживают отношения своих детей к спорту, не проявляя должного внимания. Для ребенка, особенно мальчика, очень важно, чтоб папа, который в его глазах имеет могучий авторитет, не просто одобрял его занятия спортивными танцами, а всей душой сопереживал его победы и неудачи. Если этого нет (а чаще всего папы вообще этот вид спорта за спорт не считают), ребенок достаточно быстро охлаждается и бросает, так ничего и не добившись. Некоторые потом возвращаются во взрослом возрасте, но время уже упущено. Уже пора создавать семью, детей заводить, да и нужного количества финансов и времени уже выделить становиться совершенно нереально. Как показывает моя практика, именно мужики, пришедшие на танцы во взрослом возрасте, «улетают» от этого занятия гораздо чаще женщин. Я не хотел бы останавливаться на вопросе выборе клуба, тренера, партнера для максимально эффективного развития. Все мысли по этому поводу расписаны в немногочисленных статьях, написанных для взрослых. Все это актуально и для детей. Хотелось бы заострить внимание на тех качествах ребенка, которые следует развивать. Для хорошего роста ребенка как танцора наибольшее внимание следует обратить на развитие: 1. Целеустремленности. Здоровая доля амбиций просто необходима для развития спортсмена. Необходимо всеми силами помогать вырабатывать бойцовский характер. Это как раз проще всего делать папам. Неважно, девочка у вас или мальчик, характер должен быть именно бойцовский. К сожалению, у слишком скромных и тихих по жизни людей шансов сколь-нибудь хорошо затанцевать крайне мало. Большинство хороших танцоров по жизни очень обходительные и спокойные в общении люди, но пусть вас это не обманывает, просто они учатся виртуозно прятать бойца и включают его по мере необходимости, не выпячивая его на показ на каждом углу. Но это развивается в процессе обучения и детям обычно не свойственно. Это проявится потом, когда они станут взрослей и почувствуют свою СИЛУ. Но, чтоб они ее почувствовали, ее надо наработать. Без цели и амбиций этого не сделать.

2.Коммуникабельности. Из всех танцевальных направлений, спортивные бальные танцы, пожалуй, один менее всего располагающий к коммуникабельности вид. Каждая пара, выходя на паркет, мечтает «порвать всех соперников на британский флаг». В жизни они, конечно, все друзья, но чувство соперничества въедается очень глубоко. Подводный камень тут кроется в том, что ради результата многие танцоры готовы «идти по трупам». То есть не щадя себя и партнера продираться к великой цели. Очень важно родителям «держать руку на пульсе пары» и принимать превентивные меры к тому, чтоб дети не изводили друг друга придирками. Нужно любыми методами дать понять ребенку, что только в команде он имеет шанс на успех. А в команде надо требовать прежде всего с себя, а партнера всячески поддерживать и давать право на ошибку. Только лень партнера может вызывать праведный гнев и ничего более. Если ваш ребенок научиться ценить своего партнера как себя любимого, вы, как минимум, получите хорошего человека и с большой долей вероятности хорошего танцора.

3. Выносливости и работоспособности, упертости в хорошем смысле слова. Это почти одно и то же только вид под разными углами. Мало чтоб ребенок был талантлив и силен от природы. В технических видах спорта очень важно, чтоб он умел работать. Часто это приходится делать через «не могу» и «не хочу». Порой приходится выступать в роли «жандарма», чтоб он не опустил руки при возникновении трудностей. Как в любом спорте, в танцах часто грузят детей на пике их физических и умственных возможностей. Только так можно добиться роста мастерства. Дети обычно воспринимают это как насилие над собой. Если родители идут у них на поводу, то дело кончается бросанием тренировок или «валянием дурака» за родительский счет. Опять-таки, тут важна роль именно папы, который сильный и перед которым стыдно выглядеть слабаком (это намек на то какими аргументами можно заставить ребенка не опустить руки без применения формулы: «я сказала: будешь ходить и точка!»).

4. Обязательности.Ребенок должен уметь отвечать за свои слова и действия. Необязательным людям очень сложно стать нормальным танцором. Во-первых, нормальный тренер не будет терпеть необязательную пару. Во-вторых, нормальный партнер не простоит долго в паре с необязательным. Причем, очень часто дети страдают не от того что сами необязательны, а от того что необязательны их родители. Если вы привели ребенка в спорт, должна быть система тренировок, а не дыры, выкроенные из вашего свободного времени. Сплошь и рядом родители этого даже не понимают, удивляясь потом: почему их бросил партнер, да и тренер особо не напрягается, занимаясь с их ребенком.

5. Железных нервов. Так уж построен у нас тренировочный процесс, что тренер «цепляясь» к проблемам ребенка в том или ином движении, доводит ребенка до нервного срыва. Чаще это делается неосознанно, но нередки случаи, когда это делается намеренно, чтоб сбить излишнюю эйфорию у ребенка на занятии. Есть определенная тонкость: для качественного танца необходимо строго дозировать эмоции, поэтому на начальных этапах стараются подавить у ребенка эмоции, а потом научить его контролировать их во время танца, то есть включать ровно столько, сколько необходимо, чтоб не корежило во время танца. Но ребенку это объяснить нереально, и тренер часто вынужден бить по нервной системе, придираясь к мелочам. Нередко это заканчивается слезами и заявлением, что на танцы больше не пойду. Задача родителей - помочь ребенку восстановиться психологически к следующему занятию. Методы для каждого разные. Проще всего упирать на чувство соревновательности. Ребенок ради того, чтоб выиграть у другого, готов пожертвовать многим. Став старше, он сам прекрасно будет это делать без посторонней помощи, что и приведет к тем качествам танцора, когда они «белые и пушистые» на людях, но всегда знают свою СИЛУ и применят ее при необходимости.

Что вредно для полноценного развития в спортивных бальных танцах? Прежде всего, вредна ситуация: "...драмкружок, кружок по фото, а мне ещё и петь охота..." Спортивные танцы отнимают настолько много времени, физических и умственных сил у ребенка, что, нагрузив его еще чем-либо кроме школы, вы просто угробите его детство. Он будет, как бы, более развит в общем, но вряд ли добьется результатов в танцах. Так что рекомендую сразу решить: насколько вы хотите видеть в своем ребенке классного танцора. Совсем недавно у меня бросила девочка 14 лет. Кроме танцев она серьезно занималась плаванием и на тренировку приходила уже как выжатый лимон. Конечно, бойцовский характер не позволял ей совсем ничего не делать, но я прекрасно видел, что она уже вынуждена все делать через «не могу». Лично у меня не хватило мужества заставлять ее работать на том уровне, который нужен для полноценного развития. В результате ей пришлось оставить танцы, что я считаю правильным, так как в плавании результаты у нее выше. Есть куча примеров тех детей, с которыми я успел позаниматься в одной группе или в одном клубе. Все дети, занимаясь вторым видом спорта, никаких реально хороших результатов не добились. Причем ни там, ни тут. Опять же, каждый ребенок это уже личность. С точки зрения любого родителя личность пока бесправная, хотя и часто балуемая. Так вот, у меня детство было! Я тоже серьезно занимался спортом, но кроме этого ничем больше меня не грузили и свободное время я проводил так как считал правильным. Последняя мода в воспитании детей: загрузить его как солдата-срочника, чтоб на горшок сходить некогда было. А ведь у него тоже есть свои интересы, и реализовывать он их будет чаще всего за счет спортивных занятий, что не добавит ему мастерства.

Хотелось бы обратить внимание, что не только лишняя физическая нагрузка вредна для спортивных танцев, но и чрезмерная умственная. Толпа репетиторов чаще развращает ребенка, чем организует. Зачем учиться в школе, если мама все равно заставит заниматься с репетитором, который в персональном порядке будет вколачивать школьную программу? Для тех, кто сам не занимался спортивными танцами, скажу, что на каждой тренировке ребенка пытаются загрузить в умственном плане до степени «взрыва мозга». В это конечно тяжело поверить, но попробуйте поговорить на эту тему с ребенком! Попросите его научить вас тому, чему его учат. Почти наверняка он и вас загрузит информацией, которую вы не сможете переварить сходу. Я не хочу сказать, что танцы должны стоять во главе воспитательного процесса, но уж точно они должны быть не на задворках. Вот, пожалуй, и все, что хотелось бы донести в первую очередь. Резюмируя все написанное, можно оставить один тезис: «для развития чемпиона нужна комплексная система занятий, а не вариант «авось чему нибудь научат»». И за эту систему придется реально заплатить как вам, так и вашему ребенку. Поэтому принимайте решение осознано, а не спонтанно!

Большой спорт — большие деньги. Не говоря уже о престиже и удовлетворенном родительском самолюбии. Но просто отвести дитя за руку в спортивную секцию, интересоваться его успехами, болеть на соревнованиях — уже вчерашний советский день. В будущего чемпиона нужно вкладываться по полной программе. Есть такая профессия — родители спортсмена.

Инвестор

А что вы хотите? В любого спортсмена вложены немалые деньги. Особенно в модных видах спорта. Только потом, когда ваш ребенок будет замечен, на него обратят внимание спортивные менеджеры и спортивные чиновники. А пока, как в любом виде бизнеса, надо составить свой бизнес-план лет так на десять вперед. И посчитать все четко и целенаправленно, включая инфляцию, риски травм и политические колебания. Возможно, это будут все ваши деньги и средства.

Вот Николай Круглов-старший, двукратный олимпийский чемпион 1976 года по биатлону продал свои медали, чтобы купить сыну Коле лыжи, экипировку и обеспечить поездки на турниры. За Николая Круглова-младшего теперь болеет вся страна. В 1995 году 11-летней Саше Костенюк пришлось играть в шахматы за деньги на площади Звезды в Париже. Им с отцом не хватило денег на автобус до аэропорта, и будущая шахматная звезда заработала к утру несколько сот франков. А если верить семейной легенде, папа Анны Курниковой когда-то продал телевизор, чтобы купить дочке ракетку.

И если уж мы заговорили о большом теннисе, то вспомним слова Шамиля Тарпищева: «Если у вас нет денег, но вы хотите вырастить из ребенка профессионального игрока, вы можете отдать его в спортивную школу, чтобы он участвовал в детских турнирах внутри страны и набирал очки с целью попасть в юношескую национальную сборную. Но этот путь только для талантливых и упорных. Здесь не будет мам, вытирающих сопли и устраняющих конкурентов, а будет настоящая спортивная борьба».

Но в любом случае есть постоянные расходы: начиная от формы и спортивного снаряжения до оплаты поездок на внутренние и зарубежные турниры. Расходы на занятия в группе неизбежно сменяются расходами на личного тренера. От тысяч рублей совершается переход к тысячам долларов. И это касается всех детей — даже самых способных. «К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что сегодняшние родители хотят получить все малой кровью, — говорит тренер Ирины Слуцкой Жанна Громова. — Многие не понимают того, что, как бы талантлив ребенок ни был, настает момент, когда они тоже должны подключаться к процессу. Не только морально, но и материально».

Можно, конечно, и поторговаться, как Майк Агасси, который умудрился устроить своего Андрэ в самое крутое теннисное заведение в мире — академию Ника Боллетьери во Флориде. Он сумел скостить стоимость обучения с 3000 до 800 долларов в месяц (самый низкий тариф в истории академии!), потребовав исключить из программы все предметы, не относящиеся непосредственно к теннису. Впрочем, о Майке Агасси мы еще скажем.

Тренер и психолог

Ситуация упрощается, если родители сами спортсмены, или имеют опыт тренерской работы. В любом случае они свободно ориентируются в своей сфере и могут найти нужного наставника, когда наследник уже превысил уровень их мастерства. А если нет, то родителям необходимо набирать нужный минимум познаний в выбранном виде спорта. Чтобы не лезть с кулаками на судью во время соревнований, чтобы трезво оценивать успехи чада и самое главное — понимать тренерскую кропотливую работу и делать выверенный шаг, связанный со сменой тренера, секции, клуба, города.

Но это еще полбеды. Ваш «бизнес» связан с двумя абсолютно нерациональными элементами: детство ребенка и родительская любовь. Имейте в виду: вы практически лишаете своего чемпиона нормальных детских радостей. (Тот же Майк Агасси создал для своего сына детскую, которая была выкрашена в зеленый цвет теннисной лужайки, на стенах были огромные портреты великих теннисистов прошлого, а вместо мишек и погремушек лежали мячики и ракетки). Вы не должны давать своему ребенку кукол или солдатиков, не читать на ночь «Аленький цветочек» или «Трех поросят». Вы должны твердить без конца спортивные истории с хэппи-эндом: золотые медали, первые места и счета в европейских банках. Тренировки до школы, после школы и чего греха таить — вместо школы. Вы готовы к этому? И готов ли к этому ваш «бизнес-объект»?

Ведь наступит знаменитый переходный возраст. И ваш будущий чемпион просто откажется быть таковым. Ему, видите ли, надоело, ему неинтересно. И все ваши вложения оказываются просто ничем. Удивительный момент: многие тренеры говорят о том, что будущие звезды и чемпионы выходят из семей с не очень большим достатком. Для них — маленьких мальчиков и девочек — появляется шанс в жизни: стать богатым. И они нередко сами заставляют своих родителей тратить деньги на очередную ступеньку к вершине, будь то поездка на соревнования или покупка новых коньков.

12-летний Женя Плющенко настоял на переезде к Алексею Мишину из Волгограда в Петербург. Его мама Татьяна Плющенко вспоминает: «Мы с отцом не хотели отпускать его в другой город.... И спустя полгода я, бросив работу в Волгограде, поехала к нему туда не потому, что у него пошли успехи, а потому, что он плакал там по ночам в подушку… Родители, которые отдают ребенка в спорт с желанием непременно сделать из него чемпиона, должны понимать: деньгами всех проблем не решить. Гораздо больше потребуется терпения, умения слышать своих детей, вовремя помочь им добрым словом... А первые серьезные призовые Женя заработал лишь два года спустя после переезда».

Толкач и фанатик

А еще вы должны заработать репутацию человека, который не остановится ни перед чем и ни перед кем, лишь сделать из своего ребенка великого спортсмена. На детских турнирах по теннису, куда судей не приглашают, матчи нередко заканчиваются конфликтами родителей. Дело доходит до маминых словесных «дуэлей» и отцовских потасовок. Но это, так сказать, на виду. Есть еще скрытые механизмы: дополнительные занятия, беседы с тренером на стадии отбора кандидатов на матч или соревнования… Опять понадобятся деньги, связи, искусство уговаривания.

Конечно, многое зависит от способностей ребенка. Но многое — и от родительского контроля. Если хотите, фанатизма. Кто готов подписаться под словами Джима Пьерса, отца французской теннисистки Мари Пьерс: «Мари — это прекрасно оттюнингованный спортивный автомобиль. Самый настоящий «Феррари», который построил лично я. Почему же у меня нет права иметь от него ключи?» Добавим только, что сама дочь разорвала все отношения с отцом, а WTA пожизненно запретила ему посещать матчи под эгидой профессионального тура. Поскольку папин крик с трибун «Мари, убей эту суку!» считался самым мягким из того, что он орал в адрес соперниц.

В шахматном мире появилось знаменитое выражение «Гатский папа». Мальчика-вундеркинда, блиставшего лет десять назад на шахматном Олимпе, полностью вылепил отец — бывший боксер, преподаватель физкультуры. По словам Гаты, его папа Рустем стал «товарищем, нянькой, поваром, менеджером и тренером...» Он научил сына читать в два года, в четыре тот уже музицировал на фортепиано. Искусство шахмат Гата освоил в семь. 8-летний Гата обыгрывал мастеров в сеансах одновременной игры, а в 13 победил на юношеском чемпионате страны. Отец забрал 13-летнего сына из школы, чтобы не отвлекаться от шахмат. Разработал специальную систему тренировок, в соответствии с которой мальчик двигал по доске фигурки практически круглые сутки. В 1989 году Рустем, сопровождая сына на турнир в Нью-Йорк, неожиданно попросил политического убежища. В том же 89-м Гата становится международным гроссмейстером.

Спустя два года получает титул чемпиона США. А Рустем Гатский стал самой скандальной фигурой в мире шахмат, выдвигая от лица сына массу требований. Встреча с Анатолием Карповым в битве за мировую шахматную корону в 1996 году в Элисте получила известность в том числе из-за «представлений» Рустема, которые едва не привели к срыву матча. Но Гата проиграл, получил полмиллиона призовых и по требованию отца оставил шахматы, получив образование юриста и врача. Теперь он изредка принимает участие в турнирах и по-прежнему находится под его опекой.

Другой фанатик из мира шахмат — майор Константин Костенюк. После того, как его дочь Александра проиграла в 2001 году в финале чемпионата китаянке Чжу Чэнь, он заявил: «Это даже хорошо, что победила китаянка. Пусть все знают, что успех приходит к шахматистам тех стран, где этой игре уделяют должное внимание. Россия просто недостойна чемпионства. Ради этой цели у нас никто не работает на шахматы. Но Александра станет чемпионкой мира, я вам обещаю». А что вы пообещаете миру, сжимая в руках маленькую ручку своего чада? Или лучше выполнить свои обещания не перед Вселенной, а перед собственным ребенком, который безгранично верит вам?

СКОЛЬКО СТОИТ ЮНЫЙ ТЕННИСИСТ

Ракетка — от $100 Кроссовки (одна пара на два месяца) — от $50 Форма для тренировок — от $80 Форма для соревнований — от $30 Услуги тренера — от $25 в час Личный тренер — $1000 в месяц Аренда корта — от $15 в час Поездки на международные турниры — $3000 в месяц Занятия в спортивной школе (в зависимости от престижа заведения) — от $200 до $1000 в месяц.

СКОЛЬКО СТОИТ ЮНЫЙ ФИГУРИСТ

Ботинки для фигурного катания — $300 - 500 Лезвия коньков — $250 Костюм для выступлений (как минимум три на каждый сезон) — $300 - 700 Тренировочный костюм — $150 - 300 Запись музыки на одну из трех программ — от $30 и выше. Постановка одной программы хореографом — от $100 Индивидуальная консультация тренера — от $20 до $100 за час Занятия в спортшколе (в группе) — от 700 руб. до $200 - 300 в месяц Индивидуальное вознаграждение тренеру — по договоренности, и зависит от категории специалиста. Поездки на соревнования в другие города и проживание в гостиницах родители оплачивают самостоятельно.

Сегодня фигуристы, выступая на этапах коммерческой серии «Гран-при», могут заработать от $2000 до $30 000. Призовые на чемпионате мира еще выше — до $75 000. Есть масса коммерческих турниров, которые не входят в официальный календарь фигуристов-любителей, но пользуются у них популярностью как раз из-за возможности пополнить свой бюджет. Солидные денежные вознаграждения гарантируются и на совместных соревнованиях любителей и профессионалов. Иногда только за одно участие звезд спонсоры готовы выложить до $100 000. Но только «звезде».

Советы родителям

1. Лучший вид спорта тот, который нравится ребенку. Помните, что он — другой человек, и не пытайтесь выбирать за него.

2. Чтобы определить, к какому виду занятий ребенок предрасположен, какому виду спорта соответствует его физическая конституция, есть смысл создать в квартире пространство со спортивными снарядами и проследить личную траекторию ребенка: что он выберет?

3. Профессиональный спорт не отделим от перегрузок, к которым ребенок физически просто не готов. Не рискуйте его здоровьем ради будущих успехов. Они не стоят его боли и страха.

4. Отдавая ребенка в спорт, убедитесь, что рядом с ним будут находиться опытные взрослые, которые не заставят его рисковать здоровьем ради успехов.

5. Не заставляйте его продолжать заниматься спортом любой ценой. Если ребенок не хочет больше ходить в секцию, попробуйте понять, почему и найдите выход вместе.

6. Не пугайтесь, обнаружив у ребенка шишки. Падения и ушибы на тренировках — дело житейское. При условии, что так считает ваш ребенок.

7. Даже любительский спорт требует частого расставания с домом и поездок на соревнования. Готов ли ваш спортсмен к таким жертвам? Решать ему.

8. Дети — народ привязчивый. Постарайтесь, чтобы тренер не использовал это против них и вас самих. Лучший способ — доверительные партнерские отношения между всеми сторонами.

9. Хорошо, когда ваш ребенок занят. Но соблюдайте меру. Чередуйте интеллектуальную и спортивную нагрузку. И не забывайте: свободное время, в том числе и обычное сидение перед телевизором, нужно даже вундеркинду.

10. Нацеленность только на спортивный результат нередко выбрасывает людей на обочину жизни, после того, как они расстаются со спортом. Поэтому старайтесь, чтобы жизнь ребенка не замыкалась на спорте и спортивные цели не были единственными в его жизни.

— Первая проблема, с которой сталкиваются многие тренеры, родители, да и я в том числе — это мотивация детей. У современных детей, по большому счету, все есть, их сложно чем-то заинтересовать. В то время, когда мы росли, детям была интересна сама возможность куда-то поехать, поскольку много соревнований для более сильных спортсменов проводится за пределами своего города и области. Сейчас этим практически никого не заинтересуешь. Потом была еще одна мотивация — на соревнованиях тебе дарили какой-то приз, подарок, сейчас при изобилии вещей и игрушек в наших магазинах и, в принципе, доступности всего эта мотивация тоже не работает.

Я над этой проблемой работаю в сотрудничестве с психологом, родителями и даже бизнес-тренерами. И все вместе, наблюдая наши хорошие результаты, мы пришли к выводу, что детей мотивирует желание достичь определённых результатов и поставленных целей. Следующий момент — это личный пример родителей. Как правило у успешных спортсменов — успешные родители. Не обязательно, чтобы это был спорт, но важно, когда родители не сидят на месте, они активны по жизни, у них есть своё дело или своё хобби, которому они уделяют много времени и тоже получают ощутимые результаты. Следующий важный момент: с детьми нужно беседовать, объяснять им, что правильно, что неправильно, к чему нужно стремиться.

— Мы начали нашу беседу с того, как замотивировать детей, которые уже занимаются спортом. Но ведь есть дети, которые ничего не хотят, родители водят их на один вид спорта — не нравится, пробуют другой вид спорта — тот же результат. Как мотивировать таких детей, которым ничего не интересно?

— К сожалению, здесь нет другого варианта, как замотивировать детей собственным примером. Если дети видят, что родители ничем не занимаются, ничем не интересуются, проводят на работе весь день, а остаток дня или выходные — у телевизора, то рассказы о том, что нужно заниматься спортом здесь точно не помогут. Надо начинать с себя, а дети всегда с радостью присоединятся к вам, будь то пробежка по парку или прогулка на лыжах, и даже занятия дома гимнастикой или йогой уже дадут хороший толчок.

— Ещё немаловажный вопрос, который волнует родителей будущих чемпионов: как пережить поражение на соревнованиях и как не потерять желание идти к следующей победе?

Дети на соревнованиях должны всегда помнить, что ты выступаешь каждый раз, как последний раз и бороться нужно до конца, не «опуская руки» раньше времени. Конечно, очень много зависит от тренера, который должен быть не только спортивным наставником, но и психологом, который должен уметь объяснять, что любой поражение — стимул для продвижения вперед. Иногда даже рекомендуют проигрывать и именитым спортсменам, чемпионам, чтобы встряхнуться и двигаться вперед, не забывая, что с тобой соревнуются не менее сильные личности.

— Вы тренируете чемпионок, не сложно с ними? Короны или нимбы на головах не мешают?

Совсем недавно были соревнования, где мои воспитанницы заняли первое место, и каждой гимнастке подарили корону. Потом пригласили меня для награждения. Я дала девочкам две минуты покрасоваться на пьедестале и со своей любимой фразой: «Короны сняли и работаем дальше», вернула их к земной жизни. Может покажется, что это жестоко, но спортсмен должен помнить, что каждая победа это небольшая ступенька наверх, следующее соревнование — это все сначала. Никто не гарантирует тебе с твоими титулами и предыдущими достижениями, что ты опять поднимешься наверх, если не будешь трудиться в поте лица. Важное качество успешного спортсмена, чемпиона — умение слышать и слушать своего тренера, полное доверие ему.

— Вы долго работаете с детьми, можете ли сказать, что дети, занимающиеся спортом отличаются от детей, у которых спорта в жизни нет? Или здесь нет никакой разницы?

Дети, которые занимаются спортом воспитывают в себе следующие качества-целеустремлённость, умение не опускать руки при первом же поражении, мобильность, умение быстро принимать решения, они учатся не бояться трудностей. Также однозначно могу сказать, что дети-спортсмены всегда хорошо учатся. Многие говорят, что медали, которые дают по окончании школы наши ученики из училища олимпийского резерва получают незаслуженно. На это я хочу возразить — все медали выдаются тем, кто это заслужил своими знаниями, поскольку в настоящее время при сдаче ЕГЭ знания выпускников оценивают учителя разных школ, то наши дети оцениваются объективно, безо всяких исключений на то, что они тренируются практически с утра до ночи.

Это очень важная тема, особенно для родителей и детей в возрасте после четырнадцати лет. Многие считают, что если ты не планируешь становиться профессиональным спортсменом, то в этом возрасте нужно заканчивать с активными тренировками. Это правильное решение?

Это абсолютно неправильное решение. У детей в этом возрасте из-за избытка свободного времени теряется самоконтроль и организация. Я вижу на примере детей, которые бросили занятия спортом, к сожалению они не сдают лучше ЕГЭ, уровень и качество баллов ни чем не лучше и даже вузы, в которые они потом поступают, нисколько не отличаются от тех вузов, в которые поступили дети, занимающиеся спортом до окончания школы. На самом деле у детей появляется больше свободного времени, которое они тратят на то, чтобы поспать или погулять, учебой, как правило, в освободившееся свободное время они не занимаются. Родители, помните: спорт учёбе не помеха!



  • Разделы сайта