Галина Гончарук: Важно быть не только тренером, но и психологом. Алина Альбертовна. Идейный вдохновитель и талантливый тренер по художественной гимнастике, основатель благотворительного детского фонда «Хрустальное сердце» и внимательная мама двух дочерей

Галина Гончарук, тренер по художественной гимнастике с более чем тридцатилетним стажем работы, рассказала о себе и о том, когда ребенку стоит начинать заниматься этим видом спорта.

— Расскажите немного о себе. Где Вы выросли и учились?

— Я родилась в городе Черкесске Ставропольского края. Там же начала заниматься художественной гимнастикой, мне тогда было шесть лет. Сейчас сложно вспомнить, что именно меня подтолкнуло записаться в секцию, наверное, обычное детское любопытство. Но так втянулась, что посвятила этому спорту всю свою жизнь. Окончив институт, я переехала в Нижневартовск и начала работать в спорткомплексе «Нефтяник» тренером по художественной гимнастике.

— Когда Вы поняли, что хотите стать тренером?

— Сразу же, как только начала заниматься! Я уже тогда мечтала, что, когда вырасту, стану тренером. На какое-то время мне пришлось отказаться от своей мечты, согласиться с мнением родителей и поступить в политехнический институт. Сейчас я понимаю, что приняла правильное решение, когда переубедила родителей и перевелась в Омский институт физкультуры. Родные считали, что тренер — это не женская профессия из-за ненормированного рабочего дня, поездок на соревнования и сборы и других минусов.

— Как Вы считаете, что именно помешало вам в достижении ваших личных спортивных рекордов?

— Художественная гимнастика — это детский вид спорта. Карьера гимнастки подходит к концу к моменту окончания школы. Я тренировалась в Ставрополе и ходила на занятия к знаменитой гимнастке, чемпионке СССР 1974 года, серебряной призерше чемпионата мира 1971 года в групповых упражнениях Наталье Крашенинниковой. Достичь высоких результатов очень сложно, и дело не только в таланте, но и удаче. Нельзя исключать и тот фактор, что вероятность добиться успеха в этом виде спорта гораздо выше в большом городе, чем в маленьком. Вот, например, в Мегионе у нас есть прекрасная гимнастка Юлия Кутлаева 2003 года рождения. Ее заметил тренер из Москвы, и теперь она живет и тренируется там. Уверена, там у нее будет гораздо больше шансов достичь высоких результатов, чем в Мегионе. Я тоже занималась в маленьком городке, поэтому карьера гимнастки у меня и не сложилась. Однако не каждый спортсмен может стать хорошим тренером. Мне же всегда хотелось реализовать себя в тренерской работе, что у меня и получается с 1988 года.

— А когда Вы оказались в окружной столице?

— В Ханты-Мансийск я переехала в 2014 году и с тех пор работаю в «ЮграМегаСпорт».

— Какой возраст можно назвать оптимальным для того, чтобы начать заниматься художественной гимнастикой?

— В мое время этим видом спорта начинали заниматься в шесть лет. Сейчас же родители приводят детей и в четыре года. По опыту могу сказать, что и в этом возрасте малыши могут заниматься. Например, одна из моих учениц, которая пришла заниматься в четыре года, уже спустя год начала успешно выступать на соревнованиях. Понимаете, все зависит от особенностей развития ребенка и его характера. Некоторые девочки на тренировках витают в облаках, невнимательно слушают тренера, им очень сложно сосредоточиться, хотя они и старше своих подруг по команде.

— А каким набором качеств нужно обладать ребенку, чтобы начать заниматься?

— Очень важны первоначальные данные для художественной гимнастики. Ребенок должен быть изначально гибким, но и этот параметр нужно развивать. Однако хочу отметить, что со временем каждый ребенок раскрывается и догоняет своих сверстниц. Нельзя рассуждать так, что если у ребенка сразу ничего не получилось, то не получится никогда, просто этой малышке нужно дать чуть больше времени.

— А сколько Вам, как тренеру, нужно времени, чтобы разглядеть, к какому типу относится юная гимнастка?

— Уже примерно через два месяца занятий я могу разглядеть и понять, каким образом нужно общаться с ребенком.

— Что самое важное в работе тренера?

— Важно быть не только тренером, но и психологом. Представляете, девочки приходят на занятия в четыре года. В это время они еще посещают детский сад, в котором урок физкультуры длится не более двадцати минут, так как дети в этом возрасте очень неорганизованы. А тут нужно провести часовую тренировку! Девочки волнуются, прежде чем зайти в зал, многие даже плачут. Но не от того, что у нас здесь плохо или некомфортно, а потому, что переживают разлуку с мамой. Сами подумайте, им всего четыре года! И вот здесь очень важно внимание и забота со стороны тренера. Со временем они перестают так волноваться, привыкают к новой обстановке и сверстницам, становятся более внимательными и дисциплинированными. После этого их уже можно научить становиться в строй, ходить друг за дружкой, строиться в линеечку. Для того, чтобы эти процессы были безболезненными, тренеру нужно понимать детскую психологию.

— Что нужно иметь для того, чтобы начать занятия художественной гимнастикой?

— Во-первых, для того, чтобы попасть в секцию, нужно иметь медицинскую справку, что у ребенка нет противопоказаний. Наша задача — не навредить. Во-вторых, им нужна форма, состоящая из гимнастических тапочек, шортиков и маечки или купальника. В-третьих, нужен инвентарь — скакалка, обруч, лента, позднее будут нужны булавы и прочие предметы.

— Насколько они дорогостоящие?

— Диапазон цен очень широкий, как говорится, на любой кошелек. Если речь идет о хорошем гимнастическом инвентаре, то его цена достигает 4000-5000 рублей. Благодаря правильно распределенному весу качественным инвентарем работать гораздо комфортнее. Конечно, это дорого, поэтому родителей своих воспитанниц я призываю покупать те предметы, которые им доступны. Однако, если девочка уже идет на какой-то разряд или соревнования, все-таки лучше приобретать хороший инвентарь. Художественная гимнастика — это эстетичный вид спорта. Каждая деталь номера имеет значение – прическа, макияж, костюм, музыка и предмет, с которым выходит на ковер гимнастка.

— Все ли есть в «ЮграМегаСпорт» для того, чтобы заниматься художественной гимнастикой?

— В нашем распоряжении два больших ковра, каждый из них вмещает до 30 малышей. В помещении высокий потолок и хорошее освещение. Мы совсем недавно переехали в Центр развития теннисного спорта, и нам бы хотелось дооборудовать наш зал шведской стенкой, необходимой для разминки. Очень хотелось бы, чтобы между коврами располагалось зеркало, чтобы отделить группы друг от друга, так как в вечерние часы ковры заполняются полностью. Ну и, конечно, не хватает преподавателей, так как к нам в секцию записывается все больше детей. Не так давно к нашей команде присоединились Лолита Чагочкина, гимнастка из Казахстана и Ольга Клинова, мастер спорта по акробатике. Я очень рада, что количество желающих заниматься художественно гимнастикой растет с каждым днем.

Не секрет, что тренер играет огромную роль в становлении любой гимнастки. Есть ли у ребенка природные данные и талант покажет время, а на первых порах очень важно найти хорошего спортивного наставника, который поможет раскрыть и развить способности девочки. Как же выбрать лучшего тренера?

Выбор тренера

Прежде чем приступить к поиску специалиста, определитесь с вашими целями. Одно дело, если вы хотите, чтобы ребенок занимался для себя. Это хорошая цель, ведь художественная гимнастика развивает в девочке пластичность и грациозность, выносливость и уверенность в себе, формирует красивую осанку и фигуру. К тому же, гимнастика полезна для здоровья и всестороннего развития ребенка. В этом случае стоит выбирать место, малышке будет комфортно и интересно тренироваться.

Если же вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем добился больших успехов на спортивном поприще, к выбору наставника нужно подойти со всей серьезностью. В идеале, необходимо найти тренера, который сам добился тех результатов, к которым вы стремитесь. Или же это удалось кому-то из его учениц.


Выбирая наставника, стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • Спортивный опыт. Как складывалась собственная спортивная карьера тренера, на каких соревнованиях она выступала, у кого тренировалась и каких спортивных успехов добилась.
  • Тренерский стаж. Стоит узнать, сколько лет человек работает на должности тренера, какие результаты можно видеть у ее подопечных.
  • Перспективность тренера. Имеется ли прогресс в ее работе, растет ли технический уровень и достижения гимнасток.
  • Требовательность и объективность. Тренер должен уметь указывать на ошибки и направлять гимнастку, при этом стимулируя желание работать и добиваться результата. Для хорошего тренера важна как строгость, так и чуткость, доброта, понимание. С таким наставником работа будет эффективной, а ваша девочка будет ходить на тренировки с удовольствием.
  • Взаимопонимание. Насколько тренер умеет находить общий язык с гимнастками. Это важно, поскольку художницы проводят на тренировках много часов в неделю, и тренер становится для них второй мамой. Умение понимать и чувствовать свою ученицу – это особый талант, которым наделен хороший тренер.

Прежде чем окончательно определиться с выбором, пообщайтесь с тренером лично. Обязательно посетите открытую тренировку и понаблюдайте, как тренер работает с девочками. Стоит прислушиваться и к мнению ребенка.

Выбор спортивной школы

Выбор хорошего тренера – это первый шаг к успеху, но важную роль играют и технические условия, а это уже зависит от спортивной школы, где будет тренироваться гимнастка. Существуют определенные требования к залу для художественной гимнастики. Так, высота потолков должна составлять не менее 10 метров, это необходимо для работы с предметами. Полы должны быть ровными, покрытыми ковром. Обязательно наличие страховочных элементов, хореографического станка, зеркал, гимнастической лестницы.


К сожалению, все условия для занятий художественной гимнастикой есть далеко не в каждой спортивной школе, не говоря уже о небольших спортивных клубах и школьных секциях. Нередко девочки осваивают азы художественной гимнастики в залах, совершенно для этого не приспособленных. Хорошо, если у вас есть возможность отдать ребенка в элитную спортивную школу. Если же такой возможности нет, уделите большее внимание выбору тренера. С хорошим наставником можно добиться высоких результатов, даже тренируясь в самых обычных условиях.

От тренера зависит многое, но не все

Не стоит возлагать на тренера слишком большие надежды, ведь многое зависит и от самой гимнастки. Без любви гимнастике и полной самоотдачи спортсменка едва ли добьется больших успехов даже с самым лучшим наставником. Именно поэтому важно уделять внимание развитию таких качеств как целеустремленность, работоспособность, внимательность, упорство. Этим должен заниматься не только тренер, но и родители спортсменки.


Приводя ребенка на занятия по художественной гимнастике впервые, многие родители рассчитывают услышать, получится ли из их чада чемпионка. К счастью или к сожалению, даже самый опытный тренер не сможет сходу определить перспективы малышки. Говорить о чем-то конкретном можно не менее чем через год тренировок. Впрочем, история художественной гимнастики знает сотни случаев, когда совсем юные художницы демонстрировали фантастические результаты и подавали большие надежды, а потом уходили из спорта. Известны и случаи, когда гимнастка, долгое время показывающая средние результаты, вдруг раскрывалась.

В своем небольшом рассказе хочу рассказать о своей дочке. Она не только стала гимнасткой, но и проложила свою дорогу к профессии Тренер по художественной гимнастике.

Возможно путь в художественную гимнастику у моей дочери начался гораздо раньше, чем она родилась. Я сама в юности очень любила заниматься спортом - это и акробатика и легкая атлетика и лыжи и другие виды спорта. Стать великим спортсменом мне не удалось, так как жила в небольшом городке, но золотой значок ГТО заработала.

Когда появилась моя дочь Олеся, и она немного подросла, мы ее стали пристраивать в различные клубы. Она занималась танцами, музыкой, английским, рисованием и т.д. Везде ее хвалили и говорили, что у нее талант. Однажды в детский сад пришли два тренера из спортивной школы и стали отбирать способных и подходящих по "конституции" девочек в секцию художественной гимнастики. Мою дочку тоже отобрали в числе примерно 20 претенденток.

Конечно же я с удовольствием стала водить дочь на тренировки и уже через год она показала небольшие результаты. Поощрительным призом стала поездка в спортивный лагерь. Почему поощрительным призом, потому что Олесе было еще только 7 лет, а в лагерь брали исключительно в 8-9 лет.

Уже через год мы сделали выбор среди массы увлечений в пользу художественной гимнастики. Однажды нас даже приглашали в балет, но здесь пришлось мне принять решение. И я его приняла в пользу гимнастики, обосновав это тем, что гимнастика - это музыка, танцы, это соревнования, это красивый вид спорта, он просто многогранен. Лично мне очень нравились выступления гимнасток с предметами - это же каждый раз новый танец, новый образ...

Я благодарна первым тренерам Олеси - двум сестрам Мыльниковой Наталье и Епуре Галине. Они так умело смогли нам, родителям, и детям объяснить, что художественная гимнастика - это большой труд и это огромная конкуренция среди большого количества талантливых девушек. Мы научились не ловить звезд с неба, а просто работали каждый день. Почему говорю "мы", потому что родители и дети в спорте находятся вместе- дети тренируются, а родители им морально помогают.

Помню интересный случай: Олеся некоторое время болела и соответственно тренировалась меньше и на соревнованиях не участвовала, ей тогда было 9-10 лет. После выздоровления у нее спросили - ты хочешь участвовать в следующих соревнованиях. Она с такой "жадностью" спортсмена сказала "да" и так начала готовится, что просто нельзя было отвести глаз. Это уже была не маленькая девочка - это созрела спортсменка.

Этот свой рассказ я, скорее, адресую родителям маленьких гимнасток. Не торопите время, не мечтайте о звездах, просто помогите Вашим детишкам обрести терпение и получать наслаждение от такого красивого вида спорта - художественная гимнастика. Даже, если Ваша дочка не станет великим спортсменом, она обретет красивую осанку, походку, любовь к музыке и танцам. А это все всегда пригодится в большой жизни.

Конечно же мы с дочкой благодарим судьбу и всех, кто нас окружал все эти годы, за то что дали возможность неоднократно подниматься на пьедесталы почета. Дочь стала чемпионкой Мира и Европы, завоевала почетное звание Заслуженный мастер спорта.

Сегодня моя дочь, Мануйлова Олеся Вячеславовна, тренирует детей. То, что она будет тренером по художественной гимнастике она заявила уже в 9 лет.

Художественная гимнастика - это целая жизнь!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация по технологии. Раздел: «Профессиональное самоопределение» профессия-Тренер по художественной гимнастике. Выполнила: ученица 9 «А» класса Сорокина Кристина Проверила: учитель технологии Ашаева Оксана Викторовна

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

История возникновения профессии, ее общая значимость. Родилась художественная гимнастика в 1934 году, когда при Институте физической культуры имени П. Ф. Лесгафта была открыта Высшая школа художественного движения и основной предмет подготовки студентов был назван художественной гимнастикой.

4 слайд

Описание слайда:

Производственная характеристика профессии. Тренер планирует процесс подготовки спортсменов Проводит отбор спортсменов, лекции Объясняет психологию и теорию Организует тренировочные сборы и занимается проведением соревнований Тренер может принимать участие в судействе соревнований Заниматься научно-методической работой Готовить отчетную документацию.

5 слайд

Описание слайда:

Содержание и характеристика труда, предмет, средство и результат труда Работа тренером связана не только с большими физическими, но и с эмоциональными нагрузками. Ведь чтобы вырастить настоящего спортсмена, необходимо тренировать у него не только мышцы, но и развивать логику и мышление. Чаще всего руководитель для своих наставников является не просто тем, кто совершенствует их мастерство, но и настоящим другом, переживающим и болеющим за них.

6 слайд

Описание слайда:

Необходимые общие и специальные знания и умения. Особенностью профессии тренера является тот факт, что специалист должен своим личным примером воспитывать будущих спортсменов. Он является не только преподавателем, но и профессионалом, за спиной у которого есть много соревнований, побед, различных достижений и наград. Обязанности тренера напрямую зависят от того, в каком виде спорта они специализируются

7 слайд

Описание слайда:

Требования, предъявляемые профессией к работнику. Важные качества: Любовь к спорту Целеустремлённость Упорство Методичность Честолюбие Терпение Справедливость Объективность в оценке собственных результатов и достижений своих учеников Готовность к самосовершенствованию. Знания и навыки: владение тренировочными методиками, знание основ физиологии, медицины, психологии. Знать, что происходит в мире спорта. Наличие высшего профессионального образования. трудолюбивым и иметь организаторские способности.

8 слайд

Описание слайда:

Требования, предъявляемые профессией к работнику. Образование: факультеты физической культуры вузов. Успешными тренерами становятся бывшие спортсмены, работники спортивного бизнеса, а также те, кто в прошлом занимался спортом на любительском уровне. Профессиональные навыки: спортивное мастерство; знание методов и приемов обучения технике спортивного мастерства; умение распределить физическую нагрузку, правильно оценить ресурс физических возможностей спортсмена; планирование занятий, методик, комплекса упражнений; владение педагогическими и психологическими приемами, влияющими на эмоциональную сферу спортсмена

9 слайд

Описание слайда:

Медицинские противопоказания для спортивного тренера. заболевания сердца или нарушения артериального давления; судороги, потери сознания; употребление наркотиков, зависимость от алкоголя; расстройства слуха; вестибулярные расстройства, нарушение чувства равновесия; тремор рук; расстройства речи; боязнь высоты; заболевания позвоночника заболевание суставов /нижних конечностей; хронические инфекционные заболевания; кожные заболевания; заболевания органов дыхания; сахарный диабет; выраженные физические недостатки.

10 слайд

Отзыв клиента

«Плюсы: Хочу выразить искреннюю благодарность команде сайт за подбор тренера для наших малышей. Нам была предложена Гаврилова Ирина Николаевна. Это - специалист высочайшего класса. Ирина Николаевна с первых минут знакомства с нашими девочками смогла наладить с ними контакт и найти подход к

каждой из них. А это - не так просто, так как у нас растут четыре девочки-близняшки, каждая - с очень сильным, независимым характером. Ирина Николаевна занималась с девочками в группе и индивидуально. Перед ней ставились задачи общего физического развития детей; преподавание фитнеса для малышей с элементами беби-йоги. Уже спустя две недели стал заметен положительный результат: девочки стали пластичнее, физически активнее. В индивидуальных занятиях Ирина Николаевна смогла к каждой из них подобрать ключик, основываясь на их физических и психологических особенностях. А самое главное - дети с удовольствием шли на занятия, ждали их и всегда работали с эмоциональным подъемом. А ведь как известно, желание и стремление - это больше половина успеха в любом деле. А кроме того, дети - самые лучшие индикаторы человеческих отношений. И наши девочки стремились к общению с тренером, так как чувствовали, что Ирина Николаевна - прекрасной души человек. Добрая, искренняя, трудолюбивая, любящая детей. Она не останавливается на достигнутом в работе с клиентами и постоянно ищет способы для того, чтобы разнообразить методы и формы работы, поддерживать желание детей, способствовать их физическому и личностному росту. И сама регулярно работает над собой, с тем чтобы достичь еще больших высот в своей профессии. Мы очень надеемся на продолжение сотрудничества с Ириной Николаевной. Дети привыкли к ней, хотят продолжать занятия. Хочется, чтобы занятия с этим тренером стали системой и достигли конечной цели - общее физическое укрепление и оздоровление малышей. Я с удовольствием рекомендую Гаврилову Ирину Николаевну как тренера по художественной гимнастике, фитнесу, йоге. Ее деятельность заслуживает самой высокой оценки - 5+. Благодарю команду сайт за высокий профессионализм и качество предоставляемых услуг. Эта компания работает на результат. С уважением. Цыганова Оксана Анатольевна.. Нам была предложена Гаврилова Ирина Николаевна. Это - специалист высочайшего класса. Ирина Николаевна с первых минут знакомства с нашими девочками смогла наладить с ними контакт и найти подход к каждой из них. А это - не так просто, так как у нас растут четыре девочки-близняшки, каждая - с очень сильным, независимым характером. Ирина Николаевна занималась с девочками в группе и индивидуально. Перед ней ставились задачи общего физического развития детей; преподавание фитнеса для малышей с элементами беби-йоги. Уже спустя две недели стал заметен положительный результат: девочки стали пластичнее, физически активнее. В индивидуальных занятиях Ирина Николаевна смогла к каждой из них подобрать ключик, основываясь на их физических и психологических особенностях. А самое главное - дети с удовольствием шли на занятия, ждали их и всегда работали с эмоциональным подъемом. А ведь как известно, желание и стремление - это больше половина успеха в любом деле. А кроме того, дети - самые лучшие индикаторы человеческих отношений. И наши девочки стремились к общению с тренером, так как чувствовали, что Ирина Николаевна - прекрасной души человек. Добрая, искренняя, трудолюбивая, любящая детей. Она не останавливается на достигнутом в работе с клиентами и постоянно ищет способы для того, чтобы разнообразить методы и формы работы, поддерживать желание детей, способствовать их физическому и личностному росту. И сама регулярно работает над собой, с тем чтобы достичь еще больших высот в своей профессии. Мы очень надеемся на продолжение сотрудничества с Ириной Николаевной. Дети привыкли к ней, хотят продолжать занятия. Хочется, чтобы занятия с этим тренером стали системой и достигли конечной цели - общее физическое укрепление и оздоровление малышей. Я с удовольствием рекомендую Гаврилову Ирину Николаевну как тренера по художественной гимнастике, фитнесу, йоге. Ее деятельность заслуживает самой высокой оценки - 5+. Благодарю команду сайт за высокий профессионализм и качество предоставляемых услуг. Эта компания работает на результат.»

Оксана Анатольевна

Отзыв клиента

«Мы очень довольны Ксенией. У неё есть исключительный индивидуальный подход к детям. Разумеется результаты тоже положительные. Спасибо!»



  • Разделы сайта