Фуэте — это не мат, а балетный прием. Фуэте - это фигура танца

Поверить в это трудно, но 135 лет назад премьера балета «Лебединое озеро» с треском провалилась. Первый из трех великих балетов Чайковского, ставший впоследствии самым знаменитым и исполняемым в мире, был весьма прохладно принят московской публикой.

Корреспондент «Санкт-Петербургских ведомостей» назвал спектакль «странным скоплением на сцене дам разного возраста и разной комплекции в тяжеловесных костюмах с перьями, тщетно старавшихся изобразить горделиво плывущих лебедей». «К радости публики, - съязвил журналист, - в конце спектакля вся эта разномастная птичья стая утонула в озере вместе с немецким принцем Зигфридом, бросившимся вслед за ними в воду». Его коллега в одной из московских газет сообщал, что «балет был так тривиален и скушен, что публика, досидевшая до конца, не покинула зала только из-за красивой музыки Петра Чайковского, которую слушали как симфонический концерт…». Известный критик Герман Ларош также заметил, что «по музыке «Лебединое озеро» - лучший балет, который я когда-либо слышал… Мелодии, одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия…».
Но, увы, волшебная музыка не спасла сам спектакль. Рецензии были разгромными. Причинами провала стали неудачное либретто и невыразительная хореография, которую один из критиков назвал «удручающе банальной и безнадежно бездарной».

Баварские тайны

«По приглашению Московской дирекции (Императорских театров. - Прим. авт.) пишу музыку к балету «Озеро лебедей», - сообщал Петр Ильич Чайковский в письме к Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову в сентябре 1875 года. - Взялся за этот труд отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки». Работа была закончена композитором 10 апреля 1876 года.

…К этому моменту 36-летний Чайковский уже десять лет, как живет в Москве, перебравшись сюда из столицы. За плечами - годы учебы в Петербургском училище правоведения и Петербургской консерватории, служба в Департаменте юстиции, десятки музыкальных произведений и признание публики и музыкальной общественности.

В Москву же Петр Ильич переехал, когда его пригласили преподавать в только что открывшейся консерватории. В 26 лет он становится профессором, пишет учебники по теории музыки и гармонии, переводит иностранные учебники и статьи. Нередко «ради денег», в которых постоянно нуждался, он пишет музыку по заказу, подрабатывает музыкальным критиком в ряде московских изданий. Его произведения пользуются успехом, партитуры издаются в лучшем музыкальном издательстве Юргенсона. В письме к своему другу и меценатке Надежде фон Мекк, размышляя о природе творчества, он в 1878 году замечал, что заказное произведение часто выходило вполне удачным, в то время как, «наоборот, вещь, задуманная мной самим… удавалась менее».

На сочинение балета «Лебединое озеро» Чайковского вдохновило путешествие в Германию. В 1876 году он поехал на фестиваль опер Рихарда Вагнера, который проводился в баварском городе Байрейте. В Баварии композитор решил посетить места, связанные с очень модной тогда оперой Вагнера «Лоэнгрин» - «родину» рыцаря Лебедя, замок Нойшванштайн, построенный королем Людвигом Баварским. Композитор был потрясен сказочной красотой Нойшванштайна (буквально: «новейший лебединый утес» - нем.) в окружении величественной альпийской природы. Людвиг Баварский построил свой волшебный замок под влиянием опер Рихарда Вагнера, чьим страстным поклонником и меценатом он был. Обсуждая с архитекторами проект, король не раз говорил, что замок должен выглядеть как музыка Вагнера, застывшая в камне. Таким он его и построил. Замок пронизан лебединой тематикой и символикой. Король-мистик считал и себя рыцарем Лебедя. Его любимый Нойшванштайн, сам словно декорация к операм Вагнера, украшен росписями на сюжеты опер немецкого композитора и изображениями лебедей. Вся жизнь Людвига Баварского была мистически связана с лебедями: он вырос в замке Хоэншвангау (буквально: «высокий лебединый край» - нем.), его герб украшал белый лебедь, он любил плавать по озеру в лодке, изготовленной для него в форме лебедя, как герой оперы «Лоэнгрин»… А подданные короля все больше опасались за его рассудок: Людвига мучили приступы страшной агрессии, он спал днем и бодрствовал ночью, за что его прозвали Лунным Королем, отдавал странные распоряжения…


Как мы помним, в финале балета Зигфрид и Одетта погибают, утонув в озере. Так же окончил жизнь и Лунный Король. Правда, спустя десять лет после того, как Чайковский написал свой балет. Июньским днем 1886 года Людвиг Баварский, перевезенный в замок Берг и уже изолированный от общества, отправился на прогулку в парк вместе с врачом - профессором фон Гудденом. Оба погибли в водах Штарнбергского озера при невыясненных обстоятельствах…

В либретто первой постановки балета есть указание на место действия - Бавария. Декорации первой постановки изображали замок Нойшванштайн и его окрестности. Нет сомнений в том, что впечатления от поездки в Баварию и стали источником вдохновения для Чайковского при создании «Лебединого озера».

До сего дня точно неизвестно, кто является автором первого либретто балета. Современники считали, что это либо управляющий Московской дирекции Императорских театров Владимир Бегичев, либо известный артист и педагог балета Василий Гельцер. Но от авторства в Большом театре отказались все. Не сохранилось и архивных записей о создателе либретто спектакля Большого театра, контрактов и финансовых документов, подтверждающих получение гонорара. Большинство исследователей творчества Чайковского считают, что автором либретто балета был сам композитор.

Одно можно сказать с уверенностью: либретто первой постановки заметно отличалось от известного нам сегодня. Вместо Ротбарта, олицетворяющего неумолимый рок, действовала некая Мачеха-Сова. Либретто было перегружено действующими лицами, сложными сюжетными деталями и подробностями. Например, в пантомимных сценах рассказывалось о судьбе Одетты и о том, как она и ее подруги оказались заколдованными.

Культурный шок


Однако вернемся к музыке балета, которой, в отличие от премьеры спектакля, восхищались все. Она поразила современников Чайковского своей новизной и симфонизмом. Позже Петр Ильич скажет: «Балет - это та же симфония». Для современного зрителя, привыкшего к балетным спектаклям на симфоническую музыку, в том числе и сочиненную композиторами не для балета, в этом нет ничего удивительного. Но для театральной публики 70-х годов XIX века услышать в балетном театре музыку, написанную Чайковским для «Лебединого озера», стало настоящим культурным шоком.

В XIX веке музыка в балетном театре играла прикладную роль. Процесс создания балетного спектакля сильно отличался от современного. Автором балета являлся прежде всего балетмейстер-постановщик, работавший совместно с либреттистом. Композитора привлекали только тогда, когда основная сюжетно-хореографическая канва спектакля была готова. То есть композитору фактически предлагалось «озвучить» готовый спектакль: музыка сочинялась как аккомпанемент под конкретные, уже поставленные хореографом сцены. Нередко музыку к одному балету писали сразу несколько композиторов. А иногда музыку вообще заменяли, оставляя хореографию. Дело в том, что балетный спектакль в XIX веке был именно спектаклем с танцами.

Музыкальный лейтмотив балета Чайковского - элегическая «Лебединая песнь». Она впервые звучит в начальных тактах увертюры и повторяется в вариациях вплоть до финала. Благодаря такому новаторскому для балетного театра музыкально-композиционному решению балет не распадается на музыкальные фрагменты. А музыкальная стихия «Лебединого озера» - это вальс - романтический, элегический, меланхолический, бравурный.

Принципиально новым для балетного театра стало решение композитором образа главного героя, принца Зигфрида. Для него Чайковский написал яркую музыкально-драматическую партию. Мужской танец у Чайковского - стремительный, мощный, рассчитанный на виртуозное исполнение. Впервые в «Лебедином озере» на балетной сцене появился герой-мужчина. У большинства балетных премьеров XIX века даже не было сольных танцевальных номеров - только мимические сцены и поддержки балерин в дуэтах. Недаром высшим комплиментом для артиста балета того времени было признание, что он хороший «кавалер», то есть партнер балерины.

В начале века ХХ в спектаклях Русских сезонов будет сделан следующий шаг: танцовщик и балерина станут равными в спектакле, а в балетах с участием Вацлава Нижинского, к примеру в «Гибели розы», танцовщик выйдет на лидирующие позиции, во многом предопределив развитие балетного театра ХХ века.

Впервые на балетной сцене так отчетливо прозвучала тема рока. Нежные, лирические музыкальные темы балета переплетаются с тревожными и мрачными. Тема рока слышится и в других сочинениях композитора, над которыми он работал в это время, - симфонической фантазии «Франческа да Римини» на сюжет из пятой песни «Ада» Данте и Четвертой симфонии. Год премьеры первого балета был отмечен драматическими событиями и в личной жизни композитора. Чайковский женится, но брак оказывается столь неудачным, что он совершает попытку самоубийства и после пережитого потрясения надолго уезжает за границу - в Италию и Швейцарию.

Провал постановки расстроил великого композитора, и он надолго отказался от сочинения балетов. Только через двенадцать лет по настоятельным просьбам Дирекции Императорских театров он напишет «Спящую красавицу», а еще через три года - «Щелкунчика». Оба балета поставит в Мариинском театре Мариус Петипа, и они будут иметь огромный успех у публики.

Московский провал и петербургский триумф

Премьера «Лебединого озера» состоялась в Большом театре 4 марта (по новому стилю) 1877 года. Хореографом первой постановки стал балетмейстер Вацлав Рейзингер, не оставивший яркого следа в истории балетного театра. Партию Одетты-Одиллии исполняла на премьере любимица московской публики Полина Карпакова. В следующих спектаклях она танцевала главную партию в очередь с другой примой-балериной Большого театра, Анной Собещанской.

Собещанская в своих мемуарах вспоминает, что сюжет балета был настолько сложен, что, выходя на сцену во втором акте, где ей предстояло посредством пантомимы «рассказать» Зигфриду о своем происхождении и о том, как ее заколдовали, она, чтобы ничего не забыть, брала с собой шпаргалку с «текстом» роли, которую прятала в складках украшенной перьями пышной юбки…

Балет Первопрестольной в те годы переживал не лучшие времена, уступая столичному по качеству репертуара и труппы. «Лебединое озеро» выдержало 39 представлений в Большом театре, но так и не заслужило благосклонности публики. И кто знает, может, он так и канул бы в Лету, если бы в Мариинском театре не решили поставить «Лебединое озеро» в память о Петре Ильиче Чайковском, скончавшемся в 1893 году. За постановку взялся Мариус Петипа. Работая в Мариинском с 1862 года главным балетмейстером, он уже поставил принесшие ему мировую славу спектакли - «Венецианский карнавал», «Пахиту», «Дочь фараона», «Дон Кихота», «Две звезды».

Петербургская премьера состоялась 15 января 1895 года. Балет ставили сразу два великих балетмейстера - Мариус Петипа (I и III акты) и Лев Иванов (II и IV акты). Именно этот спектакль известен сегодня во всем мире как вершина русского хореографического академизма.

Поразительно, как были несхожи между собой эти два хореографа. Скромный труженик, сторонящийся сильных мира сего и театральных интриг, как его называли в театре, «тишайший Лев» - Л ев Иванович Иванов всегда оставался в тени своего коллеги - властного, амбициозного, обласканного двором главного балетмейстера Мариинского театра Мариуса Петипа. «В этом балете гениально дополняют друг друга русская мечтательность и одухотворенность Иванова и неистовый, изобретательный галльский темперамент Петипа», - отметил один из величайших танцовщиков ХХ века, Серж Лифарь.

Особенность хореографического дара Льва Иванова состояла в том, что он мог создавать гениальную хореографию только на гениальную музыку, в отличие от Петипа, для которого музыкальный материал не был так важен. Из многочисленного хореографического наследия Иванова до нас дошли только фрагменты двух балетов на музыку Чайковского - «Щелкунчика» и «Лебединого озера», но именно их десятилетие за десятилетием используют большинство постановщиков этих балетов в мире.

Кстати, именно Лев Иванов провел реформу балетного костюма. До его постановки «лебединых» сцен в балете «Лебединое озеро» все персонажи-птицы выходили на сцену с громоздкими, прикрепленными к спине и рукам крыльями, украшенными птичьими перьями. В театральных музеях мира хранятся старинные эскизы костюмов и фотографии, рассматривая которые удивляешься, как такие «птицы» могли свободно передвигаться по сцене. Они напоминают дирижабли - размашистые и неуклюжие.

Движения рук балерин у Льва Иванова лишь напоминают взмахи лебединых крыльев, не копируя, как было прежде, движения птиц. Одна из гениальных находок Иванова - «лебединый» кордебалет, который повторяет, усиливая впечатление, основные позы и жесты Одетты, подчеркивая ее душевное состояние. Именно «лебединые» сцены, поставленные Ивановым, - адажио Одетты и Зигфрида II акта, Танец маленьких лебедей, Танец больших лебедей - прославили этот балет. Лирические сцены, поставленные им же, органично дополнили яркие, бравурные и эффектные сцены, поставленные Мариусом Петипа. Петипа был непревзойденным мастером хореографического дивертисмента, что блистательно продемонстрировано в сцене бала (III акт «Лебединого озера»).

Петербургский спектакль кардинально отличался от московского и музыкально. Дирижер Риккардо Дриго произвел перестановки отдельных сцен в партитуре и сократил ее, добавив новые сцены - па-де-де I акта, использовал фортепьянную пьесу Чайковского «Шалунья» и мазурку «Немного Шопена». А младший брат композитора, Модест Чайковский, тактично отредактировал либретто балета. Вместо Мачехи-Совы появился мужской персонаж - Злой Гений. Таким образом образовались две пары героев: белый лебедь Одетта и принц Зигфрид и черный лебедь Одиллия и Злой Гений.

«Лебединому озеру» в Большом театре не повезло, Рейзингер поставил спектакль в устаревшей эстетике. Балет, поставленный в Санкт-Петербурге, имел огромный успех. Но и Мариинский театр 1894 года нельзя сравнить с Большим 1877-го. За семнадцать лет, прошедших между московской и петербургской премьерами, балетный театр сильно изменился: на смену доживающему свой век романтизму пришел блистательный балетный академизм.

32 фуэте на спор

Балетная труппа Мариинского театра во второй половине XIX века была лучшей в мире, в ней блистали и выпускники Императорского хореографического училища, и приглашенные зарубежные артисты. Главную партию Одетты-Одиллии на премьере в Санкт-Петербурге танцевала одна из лучших балерин Европы того времени, прославленная итальянская виртуозка Пьерина Леньяни. Партию Зигфрида исполнил первый танцовщик труппы, Павел Гердт. К моменту постановки «Лебединого озера» 32-летняя Леньяни находилась в зените славы. Кстати, она вошла в историю балетного театра как первая балерина, исполнившая фуэте. Ставя сцену бала, Петипа предложил ей совершить вращения в быстром темпе. Таких вращений набралось 32. С тех пор исполнение балеринами 32 фуэте считается нормой.

Для того чтобы исполнить фуэте, необходимо обладать как минимум развитым вестибулярным аппаратом. Когда Леньяни спросили, почему фуэте получилось именно 32, она рассказала, что однажды, когда еще училась в хореографической школе в Милане, поспорила с подружками, кто дольше сможет продержаться, кружась на городской карусели. Пьерина победила: она смогла выдержать подряд 32 стремительных круга! И, исполняя фуэте на сцене Мариинского театра, она считала до 32, тараясь повторить свою детскую победу.


Несколько лет Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, исполнявшей фуэте - виртуозный номер, приводивший публику в неистовый восторг. А первой русской балериной, исполнившей фуэте, стала Матильда Кшесинская. Ее мастерство было столь совершенно, что Кшесинская могла бисировать фуэте иногда два раза подряд!

Балерины театра Петипа танцевали не так, как их предшественницы. От исполнительниц партий в романтических балетах требовались прежде всего легкость, воздушность, эфемерность. Это были феи, порхающие с ветки на ветку. Балерины же балетов Петипа должны были обладать отточенной техникой, уверенным апломбом, четкостью в поддержках и дуэтах. Танцовщицы из балета «Спящая красавица» больше походили на светских дам в Версале, уверенно чувствующих себя в присутствии королевских особ, чем на бестелесных обитательниц заколдованных лесов.

Кардинально изменилась не только техника танца, но и внешний облик балерин. На смену все тем же бледным загадочным феям в длинных полупрозрачных одеждах пришли вполне земные дамы - энергичные, элегантные и обворожительные. Балерины стали выступать на сцене в нарядных пачках, причесанные модными парикмахерами, в своих собственных ювелирных украшениях, откровенно бравируя статусом и числом своих поклонников, одаривающих их подарками.

Мариинский театр второй половины XIX века, как и другие столичные музыкальные театры, был не только театром в современном понимании, но и непременным атрибутом светской жизни, своего рода клубом. В театр приезжали непросто посмотреть спектакль, а еще пообщаться со знакомыми, пофлиртовать… В партере в те времена сидели только мужчины, главным образом офицеры и генералы. Из партера было удобно не только смотреть на сцену, но и лорнировать, как тогда говорили, светских дам в ложах. Разночинная публика теснилась на галерке. Было принято приезжать в театр не на весь спектакль, а на самую интересную сцену… Помните, как в «Анне Карениной» приезжали послушать одну арию в опере в исполнении знаменитой Патти? Так вот, на «Лебединое озеро» некоторые приезжали специально «на фуэте».

Ну а как же Большой театр, визитной карточкой которого уже давно является «Лебединое озеро»? Да, балет был поставлен с успехом в Москве. Но уже в ХХ веке. В 1901 году спектакль, поставленный молодым балетмейстером Александром Горским, покорил московскую публику. Взяв за основу постановку Иванова-Петипа, Горский добавил несколько удачных сцен, например новое па-де-труа в I акте. «Маленьких лебедей» стало шесть, а не четыре, как у Иванова, в III акте появились новые танцы, в том числе испанский. Именно Горский усилил финальную сцену: герои погибали во время бури, а Ротбарт торжествовал.

Многие балетмейстеры впоследствии использовали удачные находки Горского, хотя его фамилию редко упоминают на афишах в качестве сопостановщика балета…

Грустная сказка

Основой сюжета «Лебединого озера» стала старинная немецкая легенда. Главный герой, принц Зигфрид, отмечает свое совершеннолетие в замке, но его увлекает за собой пролетающая стая лебедей. Следуя за ними, он попадает на берег лесного озера, где видит девушку-лебедя Одетту, королеву прекрасных птиц. Раньше она была принцессой, но злой колдун Ротбарт превратил ее в белого лебедя. Каждую ночь с восходом луны чары рассеиваются, и лебедь превращается в красавицу Одетту. Заклинание Ротбарта может быть уничтожено только любовью юноши к Одетте, но, если он нарушит свою клятву, она навсегда останется лебедем. Зигфрид покорен Одеттой и клянется ей в вечной любви. Мать Зигфрида устраивает в замке роскошный бал, чтобы сын выбрал себе невесту. Зигфрида не увлекает ни одна из девушек, пока на балу не появляется Одиллия, которую принц принимает за Одетту. Одиллия, дочь злого Ротбарта, в образе черного лебедя обольщает Зигфрида, притворившись Одеттой. И принц признается ей в любви. Поняв, что совершил ошибку и изменил клятве, Зигфрид бежит к озеру. Он умоляет Одетту о прощении, но девушка отказывается простить измену, теперь она навсегда останется лебедем. Ротбарт торжествует победу. Зигфрид вступает с ним в поединок и побеждает. Но начинается буря, и Одетта с Зигфридом погибают в волнах озера…

"Мама, отрежь мне пожалуйста Фуэте, ну или как там он называется"...
Вы о чем подумали? Балет тут не при чем...


Позвонили мне несколько дней назад и предложили продегустировать "Фуэте". Ну если уж совсем точно, то "Марсенталь Фуэте"
Догадались что это?
Правильно. Это сыр. Произведен из козьего молока на Сернурском заводе , что расположен в республике Марий Эл.

Летом мы были проездом в Йошкар-Оле и кое-что из продукции этого завода попробовали. Хотя, если честно, то с продуктами республики, в том числе и этого предприятия, я. как оказалось, знакома давно.

Но вернемся к сыру.
Главным любителем и ценителем сырной продукции в нашей семье является Ульяшка.
Правда козье молоко и йогурты из него она на дух не переваривает. Но вот сыр...
Как говорят - хлебом не корми.

Мне "разрешено" было отрезать лишь небольшой кусочек. Собственно я ничего против не имела. Ну не фанатка я сыров, да и не особенно в них разбираюсь.
"Марсенталь Фуэте" - твердый, но нежный.
С тонким вкусом козьего молока. Мне понравился.
Отлично подходит как к красному вину.



План:

    Введение
  • 1 Описание исполнения
  • 2 Видеословарь
  • 3 Из истории
  • 4 Эксперименты
  • 5 Другое употребление
  • Примечания

Введение

Фуэте (также верно и Фуэтэ ; фр. fouetté ) - это балетный термин, обозначающий одно из классических балетных pas , выраженное во вращении исполнителя. Толковый словарь Ожегова дает определение фуэте как группы па классического балета с характерным маховым движением ноги, помогающим повороту или вращению балерины . Фуэте является одним из самых виртуозных вращений и во многих балетах используется как завершающее па, становясь кульминацией коды.

Fouetté - движение, которое виртуозно исполняется балериной на пальцах (на пуантах) в коде (финале) Pas de deux. Ряд последовательных туров на месте, рабочая нога при каждом повороте проделывает rond de jambe en l’air на 45°.

«Grand Fouetté» и «Итальянское Fouetté» - не являются разновидностями Fouetté, но имеют одинаковое название в терминологии . .

Термин балетного элемента звучит по-французски: Fouettés (множественное число), так как форс даёт возможность танцовщице выполнять один поворот за другим. Во французском языке есть прилагательное фр. fouetté обозначающее «взбитые» и глагол фр. fouetter


1. Описание исполнения

fouettes.Coda.

Затакт: 2пируэта из четвёртой позиции. Восемь тактов по четыре. 32 фуэте.

Помощь по воспроизведению

Fouetté Екатерины Максимовой

Элемент начинается с двух пируэтов из четвертой позиции, что даёт первый форс, затем балерина открывает рабочую ногу в «a la seconde» (на вторую позицию 45 градусов), а опорная нога приседает в Plie , далее рабочая нога закрывается на passe (прижимает носок рабочей ноги к икре опорой), а опорная поднимается на пальцы (пуант), при этом форс берётся коленом рабочей ноги и плечом руки, соответственно, которая собирается в первую позицию.

При владении техникой, классическое фуэте исполняется с рукой в третьей позиции, а также с двойными турами.

В своём труде , Любовь Дмитриевна Блок так раскрывает смысл строк Пушкина:
«Стоит Истомина; она, одной ногой касаясь пола, другою медленно кружит…» - это, вероятно, Grand foutté de face . «Касаясь» - явно на высоких полупальцах, «медленно кружить» - переводить ногу спереди назад широким полукругом позволял Истоминой прекрасный апломб , выработанный учителем Дидло.

В различных школах существует несколько вариантов исполнения фуэте, в частности в американской и европейской (испанской) школах при выполнении элемента, рабочая нога, вместо прямого сгиба «на passe» (первая иллюстрация) делает «demi rond» , что несомненно даёт дополнительный форс, при этом иногда «выпускается бедро», что опасно смещением с оси и, как следствие продвижением вперёд или в сторону. На видео-иллюстрации к выполнению фуэте показан как раз такой пример, повтор одного и того же фуэте несколько раз (вторая иллюстрация) .

Современные балерины значительно усложнили фуэте. Например, газета «Коммерсантъ», под впечатлением от спектакля «Дон Кихот» так описала фуэте Натальи Осиповой:

«На третий акт […] припасла и вовсе невиданное - фуэте. Такого не делал никто и никогда: первые пятнадцать - сплошь двойные, шестнадцатый - тройной (то есть оборот в 1080 градусов!), остальные шестнадцать - связка из двух одинарных и одного двойного. И все это в бешеном темпе, с высоко поднятой „рабочей“ ногой, с продвижением вперед максимум на полтора метра».

Долгое время фуэте не входило в обязательные балетные па, и хотя уже многие балерины его освоили, оно считалось особым балетным трюком, не обязательно органично входящим в канву хореографии балетного спектакля. Борис Эйфман рассказывал в интервью журналу «Вестник»:

«Уланова и Плисецкая никогда в „Лебедином озере“ не вертели 32 фуэте даже в одну сторону. Это делали более техничные танцовщицы» .


2. Видеословарь

  • Виртуозное фуэте с туром в атитюд заканчивается 8 турами - второй фрагмент, кода из «Спящей красавицы».
  • Фуэте Натальи Осиповой в «Дон Кихоте»
  • Итальянское Фуэте (Гранд)
  • Видеословарь балетных терминов - на сайте Plie.ru - Classic Ballet - Ballet classes видеоархив

3. Из истории

В русский балет исполнение фуэте пришло от европейских балерин. Секрет исполнения фуэте раскрыл балетмейстер Энрико Чеккетти:

Балерина, начиная делать фуэте, должна выбрать зрительную точку и держать (фиксировать) взгляд на ней. При вращении голова отстаёт от корпуса, затем поворачивается, «догоняя». В противном случае у исполнительницы закружится голова и она потеряет равновесие.

Исполнение четырнадцати фуэте подряд было рекордом итальянской балерины Эммы Бессон (Emma Bessone) в балетном спектакле «Гарлемский тюльпан» на музыку Б. А. Фитингоф-Шеля, в постановке Л. И. Иванова, Петербург, Мариинский театр (Петербургская императорская сцена), 1887).

Впервые в России 32 фуэте исполнила приглашённая итальянская танцовщица Пьерина Леньяни в завершающей коде балета «Золушка» Б. А. Фитингоф-Шеля (балетмейстеры: Э.Чекетти, М. И. Петипа, Л.Иванов) на сцене императорского Мариинского театра, Петербург, 17 декабря (по ст.ст. 5 декабря) 1893 года.

В 1895 году при постановке балета «Лебединое озеро» балетмейстер-постановщик Мариус Петипа роль Одиллии поручил именно П. Леньяни, с тем чтобы она блистала в этой партии своими вращениями-фуэте. Балетмейстер специально использовал музыкальные «дополнительные такты» для возможности этих танцевальных вращений, набрав 32 таких дополнительных тактов, это и составило полное количество фуэте. В течение нескольких лет Пьерина Леньяни оставалась единственной балериной на русской сцене, делающей полное фуэте.

Первой русской балериной, повторившей 32 фуэте, стала Матильда Кшесинская.

Элемент фуэте сыграл большую роль в появлении балетной пачки: для его исполнения требовалась накрахмаленная короткая «шопенка» , стоящая горизонтально.

С начала ХХ века 32 фуэте стало непременной принадлежностью классического балета.


4. Эксперименты

Известный педагог и директор МАХУ Софья Николаевна Головкина как-то на гастролях, по её собственным словам, проделала 100 фуэте подряд [уточнить ] , причем строго держась на одной точке. Галина Степаненко, народная артистка России, ученица Софьи Николаевны вспоминала: «Софья Николаевна рассказывала нам такую историю: где-то на концерте или на спектакле во время действия она сделала 100 фуэте на одном месте. И после этого все газеты писали в рецензиях, что „мадам Головкина делает 100 фуэте на почтовой марке“» . Галина Степаненко в интервью выразила желание повторить подвиг педагога .

Долгое время исполнение фуэте считалось исключительно женским. Однако со временем тридцать два фуэте стали исполнять и мужчины [уточнить ] . Например, солист балета Бориса Эйфмана Валерий Михайловский, создатель собственной труппы Санкт-Петербургский Мужской балет Валерия Михайловского (по типу англ. Trocadero ) , скромно рассказывал в интервью: «Ещё в ту пору, когда я танцевал у Бориса Эйфмана, то в миниатюре „Комедианты“ спокойно делал 32 фуэте. Там по сюжету балерина начинает делать этот трюк, но падает, вновь пытается его сделать, снова падает… тогда я, оттолкнув её, выхожу на середину сцены и откручиваю 32 пируэта. Ребята нашей труппы тоже отлично справляются с фуэте, даже делают бисовку. В „Пахите“ иногда три танцовщика откручивают фуэте с продвижением по диагонали из дальнего угла сцены к авансцене» .

Освоили мужское фуэте и артисты китайского акробатического балета, успешно исполняя этот номер в своей оригинальной постановке «Лебединого озера» .


5. Другое употребление

Термином фуэте также называется боковой удар ногой во французском боксе сават. Этот удар наносится по нижнему, среднему и верхнему уровням.

Примечания

  1. На пуантах или на полупальцах
  2. (Толковый словарь Ожегова) - www.longsoft.ru/html/5/f/fu6te.html
  3. «Русский балет: Энциклопедия» - Fouetté. - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз . - ISBN 5-85370-099-1
  4. «Русский балет: Энциклопедия». - М .: «Большая Российская энциклопедия; Согласие», 1997. - С. 549. - 632 с. - 10 000 экз . - ISBN 5-85370-099-1
  5. Термин используется во французской кулинарии и обозначает «взбитые сливки» (фр. crème fouettée )
  6. нога открывается в сторону (a la second)
  7. нога открывается вперёд (devant)
  8. Любовь Дмитриевна Блок «Классический танец. История и современность» / вступительное слово В.Гаевского. - Рецензент: Пётр Гусев, Ред.коллегия: В.М.Красовская, Е.А.Суриц. - М .: "Искусство", 17.08.1987. - 556 с. - (Иллюстративный материал подобран сотрудниками Ленинградского государственного театрального музея и Ленинградской государственной театральной библиотеки им.Луначарского). - 25000 экз .
  9. Татьяна Кузнецова Проба пары. Наталья Осипова и Иван Васильев станцевали "Дон Кихот" - www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=710287. Коммерсантъ. № 186 (3517) от 05.10.2006.
  10. Наталья Осипова - Фуэте, финал "Дон Кихота" - www.youtube.com/watch?v=lsPXR817hig. YouTube, 11.11.2009.
  11. Балет Эйфманна в Нью-Йорке - www.vestnik.com/issues/1999/0302/win/snitkov.htm // автор Виктор Снитковский, «Вестник» № 5(212), 2 марта 1999
  12. Emma Bessone - balletalert.invisionzone.com/index.php?/topic/21270-emma-bessone/ // - англ: «Bessone was something of a fouette queen until Legnani superceded her in this area: Emma B. was known for her set of 14 such turns»
  13. 13.10.05 Головкина Софья: сто фуэте на почтовой марке - www.tvkultura.ru/news.html?id=67048&cid=104
  14. Галина Степененко: «Сама себе поднимаю планку» - www.kultura-portal.ru/tree_new/cultpaper/article.jsp?number=652&rubric_id=207&crubric_id=100442&pub_id=756698 № 25 (7535) 29 июня - 5 июля 2006 г.
  15. Балет Травести, пародия на классический балет
  16. Валерий Михайловский. В пуантах 43 размера - www.peoples.ru/art/theatre/ballet/mihaylovskiy/interview.html //
  17. В Москве состоится премьера акробатического балета «Лебединое озеро» - www.swan-lake.ru/swlall/shanhai.htm
  18. Китайцы привезли в Москву «Лебединое озеро» 30.06.2008 г. - www.ntv.ru/novosti/83819/

Фуэте

I.

ФУЭТЕ I нескл. , ср. fouetté m . Фигура классического танца, состоящая в повороте на пальцах одной ноги и одновременном круговом движении в воздухе другой ноги . БАС-1. Название группы классического танца, для которой характерно бы хлещущее движение ноги, помогающее вращению или перемене направления движения танцовщика. СИС 1985. Все это были большей частью почтенные старцы.. относившиеся к вопросу "пуантов" той или другой балерины, к числу фуетте гораздо серьезнее, чем к своим заседаниям в Сенате или Государственном совете. Щепкина-Куп. 159. Поразительны были чистота и легкость, с которою артистка танцевала здесь труднейшие па fouettés , делала по два круга, опрокидываясь на третьем на руки танцовщику. Скальковский В . мире. - Лекс. БАС-1: фуэтэ_; СИС 1985: фуэте_.

II.

ФУЭТЕ II нескл., ср. кулин . Лист из слоеного сдобно теста, традиционно разрезаемый на части в форме листа или треугольника, сейчас - любой формы, служит оболочкой для различных блюд, например, паштет фуэте. Браун 2003.


Исторический словарь галлицизмов русского языка. - М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm . Николай Иванович Епишкин [email protected] . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "фуэте" в других словарях:

    ФУЭТЕ - [фр. fuette Словарь иностранных слов русского языка

    ФУЭТЕ - [тэ ], нескл., ср. В классическом танце: группа па с характерным маховым движением ноги, помогающим повороту или вращению танцовщика. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    фуэте - ФУЭТЕ, нескл., ср Движение в классическом балетном танце, представляющее собой полный круговой оборот (или несколько оборотов) танцовщицы на пальцах одной ноги при одновременном маховом движении в воздухе другой ноги, помогающей повороту или… … Толковый словарь русских существительных

    фуэте́ - [этэ], нескл., с … Русское словесное ударение

    Фуэте - нескл. ср. Название группы па классического танца, для которой характерно резкое, хлещущее движение одной ноги, помогающее вращению или перемене направления движения танцовщика. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    ФУЭТЕ - «ФУЭТЕ», СССР, ЛЕНФИЛЬМ, 1986, цв., 100 мин. Психологическая драма. Талантливая балерина Елена Князева накануне своего пятидесятилетия готовится к участию в постановке новаторского балета спектакля «Мастер и Маргарита». Но неожиданно балетмейстер … Энциклопедия кино

    - * < il n y pas de quoi fouetter un chat. Это выеденного яйца не стоит. Они <вопросы> уже заключали в себе прямые обвинения, которых, однако, или нельзя было доказать, или такие, которые, даже доказав, не за что fouetter les chats, а тем… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    фуэте - [тэ], неизм.; ср. [франц. fouetté] Фигура классического женского танца, состоящая в повороте на пальцах одной ноги и одновременном круговом движении в воздухе другой ноги. Ф. в классической манере … Энциклопедический словарь

    фуэте - фуэте. Произносится [фуэтэ] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    фуэте - фуэте, нескл., с … Морфемно-орфографический словарь

    Фуэте - (франц. fouetté) термин обозначает ряд движений классич. танца, напоминающих движение хлыста, крутящегося и распрямляющегося. Ф. виртуозное вращение на пуантах, к рое во мн. балетах является кульминацией коды, напр. в Лебедином озере, Дон Кихоте … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

  • Фуэте для полковника , Бронзова Татьяна. В новом романе Татьяны Бронзовой - две главные героини. Обе девушки - танцовщицы кордебалета Большого театра. Одна из них - честный и духовно светлый человек, а вторая - хитрый и практичный…

Продолжаем подборку удивительных рекордов Книги Гиннесса. Сегодня она посвящена рекордам балета, оперы и классической музыки . Материалы собраны из книг прошлых лет, поэтому данные могут быть устаревшими. Пусть это никак не испортит впечатления от поразительных фактов. Приятного чтения!

Балет

Самое стремительное «антраша дуз»
Антраша — это вертикальный прыжок из пятой позиции на вытянутых ногах, перекрещивающихся в икрах в процессе прыжка, а затем возвращающихся в первоначальное положение. В «антраша дуз» ноги должны 5 раз скреститься и вернуться в исходное положение. 7 января 1973 г. Уэйн Слип исполнил этот прыжок, находясь в воздухе 0,71 сек.

«Гран жете»
28 ноября 1988 г. Уэйн Слип за 2 мин. совершил 158 «гран жете» в Данстон Стойте, Великобритания. Для справки: GRAND JETE [гран жете ] — прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону.

Наибольшее количество вращений
Наибольшее количество вращений в классической хореографии — это 32 фуэте в «Лебедином озере» П.И. Чайковского. Делия Грэй из Бишопс-Стортфорда, гр. Хартфордшир, Великобритания, выполнила 2 июня 1991.г. 166 таких вращений во время летних классов, проводившихся балетным училищем «Харлоу» в Плейхаусе, Харлоу, гр. Эссекс, Великобритания.

Опера

Самая длинная опера
Самая длинная из широко известных опер — «Нюрнбергские мейстерзингеры» Рихарда Вагнера. Несокращенная версия оперы была исполнена между 24 августа и 19 сентября 1968 г. труппой театра «Сэдлерс Уэльс» и звучала 5 час. 15 мин.

Самая короткая опера

  • Самая короткая поставленная опера — «Песочные часы» Саймона Риза и Питера Рейнолдса. Ее премьера состоялась 27 марта 1993 г. в театре «Хейес», Кардифф, гр. Уэльс, Великобритания, в исполнении Райана Оуэна и Доминика Бернса. Она длилась 4 мин. 9 сек.
  • Еще более короткое представление, продолжавшееся лишь 3 мин. 34 сек, состоялось затем 14 сентября 1993 г. в телецентре Би-Би-Си в постановке Питера Рейнолдса.

Классическая музыка

Самый плодовитый композитор
Самым плодовитым композитором в истории был немец Георг Телеманн. Он сочинил 12 полных ежегодных богослужений, 78 богослужений к особым случаям, 40 опер, 600 — 700 оркестровых сюит, 44 «страсти», а кроме того, концерты, сонаты и другие пьесы.

Самая длинная симфония

  • Симфония №2 (или «Готическая»), сочиненная в 1919-23 гг. Хавергалом Брайаном, звучала 1 час 39 мин. в записи Би-Би-Си. Брайан написал еще более масштабное произведение, взяв за основу «Освобожденного Прометея» Шелли. Исполнение сочинения длилось 4 часа 11 мин, однако его полная партитура исчезла в 1961 г.
  • Симфония «Победа на море» Ричарда Роджерса к одноименному документальному фильму была аранжирована для телевидения Эн-Би-Си Робертом Расселом Беннеттом. Она звучала в течение 13 часов.

Самое длинное сочинение для фортепьяно
Самая длинная непрерывная фортепианная пьеса была написана Ла-Монте Янгом и называлась «Хорошо настроенное фортепиано». Она была впервые представлена публике «Диа Арт Фаундейшн» 28 февраля 1980 г. в концертном зале на Хэррисон-стрит, Нью-Йорк, США. Ее исполнение заняло 4 часа 12 мин. 10 сек.

Самая свободная композиция
Композиция Корнелиуса Кардью «Трактат» не содержит никаких помет для исполнителей на протяжении всех 200 страниц партитуры.

Самая тихая музыкальная пьеса
Композиция «4’33» считалась ее создателем Джоном Кейджем наиболее значительным произведением. Исполнитель или исполнители молча сидят на сцене. «Музыкой» же является любой шум, издаваемый публикой или проникающий из-за стен концертного зала.

Самая охраняемая партитура
Девятичастная «Мизерере» Грегорио Аллегри долгое время находилась в исключительном владении Сикстинской капеллы в Ватикане, пока ее не записал по памяти 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт.

Самая удачная музыкальная подделка
Когда французский скрипач Мариус Казадезюс впервые исполнил концерт «Аделаида», авторство приписали 10-летнему Моцарту. В 1977 г. Казадезюс, одурачивший большую часть музыкальной общественности, признался, что он написал его сам.

Самые ошибочные атрибуции

  • Популярное адажио для органа и струнных соль минор, обычно приписываемое итальянскому композитору Томазо Альбинони, на самом деле не имеет к Альбинони почти никакого отношения. Оно было создано на основе лишь одного фрагмента рукописи Альбинони современным итальянским музыковедом Ремо Джацотто, которому и принадлежит авторское право.
  • Авторство знаменитого «Танца в деревянных башмаках» из балета La Fille Mal Gardee почти всегда приписывается французскому композитору Фердинану Эрольду, который в 1828 г. написал к нему новую музыку, воспользовавшись как своими сочинениями, так и отрывками из Россини и Доницетти. Однако в 1864 г. композитор Иоганн Гертель написал к балету абсолютно новую музыку, в том числе и к «Танцу в деревянных башмаках».
  • «Марш принца Датского» из «Избранных упражнений для клавесина или спинета» английского композитора и органиста Иеремии Кларка стал известен под названием «Трубное соло», когда он был аранжирован английским дирижером и органистом сэром Генри Вудом. Затем его по ошибке приписали Генри Перселлу.

Исполнители и концерты

Посещаемость концертов классической музыки
По оценкам, рекордное количество, 800 000 зрителей, присутствовало на концерте под открытым небом, который в рамках «Уикенда статуи Свободы» дал 5 июля 1986 г. на Большой лужайке Сентрал-парка, Нью-Йорк, США, Нью-йоркский филармонический оркестр под управлением Зубина Меты.

Альбом классической музыки, пользующийся наибольшим спросом
Альбом «На концерте» был распродан по всему миру почти в 5 млн. экземпляров. Он был записан в Риме, Италия, в 1990 г. на концерте, который дали Хосе Каррерас, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти в честь финальной части чемпионата мира по футболу.

Самый долгосрочный контракт со звукозаписывающей фирмой
Иегуди Менухин 24 марта 1931 г. подписал контракт с фирмой «Грамофон Компани Лтд» (теперь И-Эм-Ай). До сегодняшнего дня его контракт с И-Эм-Ай остается в силе.

Самый неутомимый дирижер
Герберт фон Караян сделал более 800 записей всех крупнейших музыкальных произведений. Он дирижировал Лондонским филармоническим оркестром, Великобритания, Венской государственной оперой, Австрия, и оркестром театра «Ла Скала», Италия.

Партитура для самого большого оркестра
Симфония № 2 («Готическая») Хавергала Брайана написана для оркестра, состоящего не менее чем из 180 музыкантов, органа, 4 маленьких духовых оркестров, 4 больших смешанных хоров, детского хора и 4 солистов-вокалистов.

Самый большой исполнитель
Американский композитор Алан Ховханесс оркестровал свое сочинение «И Бог создал больших китов» (1970) для оркестра и звука, издаваемого китом-горбачом (записанного на пленку).

Первая подборка рекордов, посвящённая театральным постановкам, находится



  • Разделы сайта