Французский автогонщик Ален Прост: биография, статистика и интересные факты. Ален Прост о сражении с Сенной, уходе из Ferrari и многом другом

Ален Прост - гонщик F1 из Франции, ставший легендой при жизни. Победитель 51 Гран-при, четырёхкратный чемпион мира. Является одним из лучших автогонщиков двадцатого столетия. В данной статье будет описана его краткая биография.

Детство

Ален Прост появился на свет в городе Лоретт (Франция) в 1955 году. В школе мальчик отлично играл в футбол и планировал стать профессиональным спортсменом. Но всё изменил один случай. В возрасте 14 лет Прост поехал с семьёй на каникулы в Сент-Этьен. Там Ален узнал, что такое картинг, и влюбился в него с первого взгляда. О футболе мальчик быстро забыл. Прост стал откладывать деньги на покупку карта. И когда он приобрёл свой первый автомобиль, то решил посвятить собственную жизнь именно гонкам.

Начало карьеры

Первые шаги в этом направлении Прост Ален начал предпринимать в 1973 году. Восемнадцатилетний француз вступил в команду «Винфилд». Потом Ален стал пилотом Формулы Рено. Талантливый гонщик в первом же сезоне победил на 12 этапах из 13, став чемпионом Франции.

"Формула-1"

В 1978 году Ален Прост перешёл в "Формулу-3". В первом сезоне ему не удалось себя проявить. Зато второй закончился для пилота триумфом - Ален стал чемпионом Европы и Франции. Эти успехи открыли Просту дорогу на вершину автоспорта - в сильнейшую и неповторимую "Формулу-1". Но была одна проблема. К участию в лучших гонках мира допускались только пилоты со спонсорами. А у Проста таковой отсутствовал. Молодому человеку помог Фрэд Оперт (бывший работодатель), содействовавший в подписании контракта Алена с командой «Макларен».

Герой этой статьи с первых заездов демонстрировал отличные результаты. Вот только болиды, которые эксплуатировал Ален, не были надёжными. На одной из гонок из-за очередной поломки машины Прост попал в аварию. Полученные травмы не позволили молодому человеку продолжить борьбу за титул. Также возникшая ситуация существенно повлияла на дальнейшую карьеру гонщика. Ален стал очень аккуратно ездить, дабы избежать аварии. Ненадёжные и некачественные болиды довольно много раз подводили Проста, но он терпел. Всё это продолжалось до квалификации в Уоткинс-Глен. Болид Алена в очередной раз вылетел с трассы из-за отлетевшей подвески. Сам пилот получил сотрясение мозга. Но самым печальным в данной истории было то, что «Макларен» возложил всю вину на Проста, потребовав принять участие в Гран-при. Молодой человек ответил отказом и разорвал контракт с командой.

Новый контракт

В 1981 году Ален Прост подписал трудовой договор с «Рено». Болельщики боготворили талантливого гонщика. Вот только в новой команде начали происходить вещи, из-за которых Ален покинул старую - безопасность болидов оставляла желать лучшего. Тем не менее в первом сезоне Прост победил на трёх этапах. Следующий год Ален закончил с четвёртым результатом.

В 1983 г. француз стал чуть ли не главным претендентом на чемпионство в "Формуле-1". Он лидировал весь сезон, однако его снова подвела машина. Это обстоятельство очень расстроило руководство «Рено», которое расторгло контракт с Аленом. Любители гонок тоже перестали симпатизировать герою этой статьи. В связи с этими событиями молодой человек просто был вынужден переехать из Франции в Швейцарию.

«Макларен»

Вскоре Ален Прост, биография и статистика которого периодически печаталась в тематических журналах, вернулся в старую команду. На первом Гран-при француз одержал уверенную победу. Хотя сам сезон он окончил неудачно, проиграв с рекордным отставанием в 0,5 балла (данное достижение до сих пор не побито). 1985 - вот год, когда в своей карьере совершил прорыв Прост Ален. Автогонщик смог выиграть "Формулу-1". В то время прагматичный и стабильный француз стал для соперников недосягаемым. За своё академичное и интеллектуальное вождение Ален получил кличку «Профессор».

В 1986 году герой данной статьи защитил свой чемпионский титул. После Джека Брэбема Прост стал первым пилотом, которому удалось это сделать. В следующем сезоне Ален установил ещё один рекорд - 28 побед на Гран-при. Особенно примечателен его выигрыш в Бразилии, ведь гонщик смог обойти самого Айртона Сенну. Это удалось благодаря тому, что Прост постарался снизить износ шин и сделал на один пит-стоп меньше.

Соперничество и уход

В 1988 году Сенна пришёл в «Макларен». После этого Айртон и Ален установили в "Формуле-1" новый рекорд. Вместе гонщики одержали в сезоне 15 побед (достижение перебили Барикелло и Шумахер в 2002 году). В 1988 г. герой данной статьи уступил чемпионский титул Сенне. Зато в следующем сезоне смог одержать свою третью победу на "Формуле-1".

Вскоре двум талантливым пилотам стало очень тесно в команде. И так как Айртон был любимчиком руководства «Макларен», уйти пришлось Алену. Сделать это по-тихому не получилось. Ален Прост, обиженный на боссов «Макларена», перешёл в «Феррари» со скандалом. В те времена итальянская команда не была фаворитом и имела очень много проблем. Но приход француза всё изменил.

Прост проделал для итальянцев большую тестовую работу. Лидером чемпионата оставался «Макларен» с мощным двигателем «Хонда». А главным соперником Алена стал Сенна. Со старта сезона Айртон доминировал над всеми. Но герой данной статьи тоже не сидел сложа руки. В первом же сезоне Прост победил на трёх Гран-при и несколько раз захватывал лидерство по ходу чемпионата. Особенной яркой была победа француза в Мексике. На прогревочном круге и в квалификации Ален показал тринадцатое время. Но по ходу гонки он смог опередить Мэнселла, Пике, Бутсена, Патрезе, Бергера, Алези, Донелли, Уорика, Мартини, Де Чезариса и Наннини. А за девять кругов до финиша Прост обошёл и Айртона Сенну.

1991 год оказался для француза провальным. Вся вина лежала на команде «Феррари», которая не успела подготовить новый болид. За сезон Прост не одержал ни одной победы. После этого пилот решил завершить карьеру.

Возвращение

Ален Прост, биография которого представлена выше, не выдержал без автогонок больше года. В 1993 г. он подписал контракт с «Вильямс». Возвращение пилота оказалось триумфальным. Прост в четвёртый раз за карьеру взял титул на "Формуле-1". Ален заранее обеспечил себе победу, обойдя Сенну и Шумахера. После триумфа он решил окончательно покончить с гонками.

В 1997 году француз снова вернулся в "Формулу-1", но уже не в качестве гонщика, а как глава команды «Прост Гран-при». Она работала на протяжении четырёх лет, но потом прекратила существование из-за финансовых трудностей.

Ален Мари Паскаль Прост (фр. Alain Marie Pascal Prost ; род. 24 февраля 1955, Сен-Шамон) - знаменитый французский автогонщик. Участник тринадцати чемпионатов Формулы-1. Четырёхкратный чемпион мира (1985, 1986, 1989, 1993). Четыре раза занимал второе место в чемпионате. По окончании карьеры автогонщика, создал собственную команду «Prost Grand Prix», которая просуществовала с 1997 по 2001 год, так и не добившись существенных результатов.

Ален Прост считается одним из лучших пилотов «Формулы-1» за всю её историю. За свой аккуратный стиль пилотажа и расчётливую гоночную стратегию получил прозвище «Профессор». В свое время он установил рекорды по числу побед, лучших кругов, очков и подиумов. В 2000-е практически все его рекорды были побиты Михаэлем Шумахером, таким образом, Прост остается вторым по большинству абсолютных показателей.

Самым ярким периодом в карьере Алена Проста считается его соперничество с партнером по команде «McLaren» Айртоном Сенной. Несмотря на большое количество скандалов и ссор, вызванных этим соперничеством, к концу карьеры у двух чемпионов сложились вполне нейтральные отношения.

В настоящее время довольно успешно участвует в гонках Andros Trophy, и с 2014 года руководит командой Формулы-E – e.dams.

Прост родился в 24 февраля 1955 во французском городе Сен-Шамон в семье француза Андре Проста и Марии-Розы Каратчян, армянки по происхождению. Его младший брат Даниэль умер от рака в сентябре 1986 года. Несмотря на свой невысокий рост, Ален Прост был активным и атлетичным ребёнком, который с большим энтузиазмом занимался разными видами спорта, включая рестлинг, роликовые коньки и футбол. Играя в футбол, он даже несколько раз ломал себе нос. В будущем Ален думал стать инструктором гимнастики или профессиональным футболистом, но в 14 лет на семейном празднике он впервые открыл для себя картинговые гонки. И, «заболев» ими, Ален Прост прошёл весь путь от картинга до чемпионства в Формуле-1.

Ален Прост женат, у него двое сыновей и дочь. Старший сын Проста Николя также стал автогонщиком - в 2007-м году он выступал в испанском чемпионате Формулы-3 и занял по итогам сезона третью позицию.

Прост жил в своём фамильном доме в Сан-Шамоне до 1983 года. В апреле 1983-го из-за постоянных нападок в прессе и враждебного к нему отношения со стороны французских болельщиков «Формулы-1» Ален Прост с семьей переехал в Швейцарию, где и проживает до сих пор.

Карьера до Формулы-1

Спортивную карьеру начал в 1973 году с картинга. В 1975 году окончил гоночную школу Winfield, выиграл гонку выпускников, был признан «Пилотом Elf» и в качестве приза получил автомобиль для участия во французской Ф-Renault . В 1976 году выиграл чемпионат Франции в Ф-Renault (12 побед в 13 гонках). Чемпион Франции в Ф-Super Renault 1977 года (8 побед). В 1978-1979 годах выступал в Формуле-3. Чемпион Франции 1979 года, Чемпион Европы 1979 года (7 побед).

Карьера в Формуле-1

1980: McLaren-Ford

Прост дебютировал в Формуле-1 за команду «Макларен», и уже в первой своей гонке на Гран-при Аргентины заработал первое карьерное очко, финишировав шестым. «Макларен» в ту пору не был быстрой машиной, и по ходу сезона Просту удалось набрать всего 5 очков. Лучшим его результатом стало пятое место в Бразилии. По окончании дебютного сезона Прост, несмотря на имевшийся у него контракт на ещё два года с «Маклареном», заключил соглашение с заводской командой «Рено». Сам Прост по этому поводу сказал, что уходит из-за большого числа поломок машины и потому что чувствует, что в некоторых из этих поломок команда обвиняет его.

1981-1983: Renault F1

«Рено» в те годы позиционировала себя как национальная французская команда. Французские мотор, шасси, шины (Michelin), масло (Elf) и, конечно же, пилоты. Молодой и перспективный французский гонщик, коим являлся Прост, был для «Рено» как нельзя кстати. Его партнером стал Рене Арну, проводивший в Формуле-1 свой третий сезон.

Кроме того, «Рено» первой из всех «конюшен» Формулы-1 стала использовать турбомоторы, чьё преимущество в мощности было весьма значительным. Однако слабой стороной «Рено» в те годы всегда оставалась надёжность, и многочисленные сходы пилотов этой команды из-за проблем с техникой стали притчей во языцех для всего формульного паддока. В 1981-м Прост сумел финишировать лишь шесть раз, но при этом каждый раз на подиуме. Одно третье место, два вторых и три победы, в том числе дебютная на домашнем Гран-при Франции в Дижоне. По итогам сезона Прост занял в чемпионате 5-е место, лишь семь очков уступив чемпиону Нельсону Пике.

Сезон 1982 года начался для Алена Проста победой на Гран-При Южной Африки. Затем он финишировал третьим в Бразилии, но после дисквалификации Пике и Росберга Прост поднялся на высшую ступень пьедестала. Однако развить свой успех Просту не удалось - за весь оставшийся сезон француз лишь дважды сумел вновь оказаться на подиуме. Оба раза это происходило на его домашних трассах - на Гран-при Швейцарии, проходившем в Дижоне, Прост уступил Росбергу, а на Гран-при Франции в Ле-Кастелле - своему партнеру Рене Арну.

Это был первый дубль команды Рено, но вместе с тем именно эта гонка предопределила уход Арну из команды. На Поль Рикар Арну взял поул, но команда попросила его дать выиграть Просту, если оба «Рено» будут идти первым-вторым, и впереди будет он. Рене согласился. Так и случилось - два «Рено» лидировали, и впереди был Арну. Прост не давил на него, веря в то, что партнер сдержит слово. Но Рене проигнорировал напоминание из боксов, а когда Прост понял, что Арну не собирается выполнять обещанное перед стартом, было уже слишком поздно. Рене выиграл, Прост пришёл вторым.

На Гран-при Германии во время последней тренировочной сессии под дождём произошло столкновение между Простом и лидером чемпионата Дидье Пирони на Феррари. В результате аварии соотечественник Проста получил тяжелейшие травмы и вынужден был закончить карьеру гонщика. Говорят, именно этот эпизод сильно повлиял на Алена, после чего француз стал больше задумываться о безопасности езды и о расчётливости, что в конце концов и сформировало академичный стиль вождения Профессора Проста.

Сезон 1982 года Ален Прост завершил 4-м, вновь не так далеко от чемпиона. Кеке Росбергу француз проиграл всего 10 очков. Но уже в 1983-м Прост имел все шансы выиграть чемпионат. Напряжённая тестовая работа, проделанная Простом для «Рено» в межсезонье, дала свои плоды - надёжность машины стала значительно выше. А взятый вторым пилотом американец Эдди Чивер (это был первый в «Рено» гонщик не француз) нисколько не посягал на статус Алена Проста как первого пилота. В 1983-м «Рено» с Аленом Простом впервые всерьёз боролось за личный и командный зачёт, рассматриваясь при этом как главный фаворит сезона. Но и тут их ждало разочарование. Хотя после Гран-при Австрии одержавший 4 победы в сезоне Прост за 4 этапа до конца чемпионата имел весьма солидный задел от перешедшего в «Феррари» Арну, другого пилота «Феррари» Патрика Тамбэ и Нельсона Пике за рулём «Брэбема», но два схода Проста в Нидерландах и Италии позволили его соперникам максимально приблизиться к нему. Перед Гран-при Южной Африки, последней гонкой сезона, Прост все ещё возглавлял общий зачёт, опережая Пике и Арну на 2 и 8 очков соответственно. Но в Кьялами француза подвел турбопривод, и осторожному Пике хватило финиша на третьей позиции, чтоб выиграть вторую чемпионскую корону. Прост отстал в чемпионате на 2 очка и занял второе место. Кубок конструкторов ушёл в «Феррари». Ален Прост был выставлен своей командой в роли козла отпущения. В «Рено» разом забыли весь тот огромный вклад, который внёс Прост в развитие команды, и уже через два дня после гонки расторгли с ним контракт. По другой версии, машина финишировавшего третьим Пике имела очевидные нарушения технического регламента. Команде Рено необходимо было подать протест по этому поводу в FIA. Но французская команда не хотела, чтобы чемпионский титул достался ей таким способом и протест подавать не стала. Это так же стало причиной разногласий Проста с руководством команды. Из-за начавшейся травли Прост вместе с семьёй даже переехал из Франции в Швейцарию. А на сезон 1984 года он подписал контракт с «Маклареном».

1984-1987: McLaren-TAG

Сезон 1984 года Прост начал с победы на Гран-при Бразилии. Та победа многое изменила для него - она остановила нападки на гонщика в прессе, но самое главное: французская публика изменила отношение к Просту после той гонки. В «МакЛарене» Прост нашёл, наконец, дружественную, но предельно профессиональную обстановку, которой ему так не хватало в «Рено». Партнером Проста стал Ники Лауда, двукратный чемпион мира. При том, что Ален Прост вчистую обыгрывал своего партнёра в квалификации, в чемпионате Ники набрал большее количество очков за счёт стабильности. Прост выиграл семь Гран-при, Лауда - пять. Тем не менее в общем зачёте Лауда опередил Проста. Чтоб стать чемпионом, Алену не хватило всего пол-очка. Этот разрыв между первым и вторым местом в чемпионате до сей поры остается рекордно минимальным. Всё опять решалось в последней гонке сезона - на Гран-при Португалии в Эшториле. Второе место Лауды в итоговом протоколе гарантировало ему титул. Тем не менее, после квалификации шансы Проста выглядели предпочтительнее. Он делил первый ряд стартового поля с Нельсоном Пике, тогда как Лауда квалифицировался лишь одиннадцатым. В гонке Прост довольно скоро вышел в лидеры, но Лауда был всё ещё далек от заветного второго места. Австриец сумел прорваться на третью позицию, показав по ходу гонки лучший круг, однако расстояние до идущего вторым Мэнселла на «Лотусе» оставалось слишком большим. Всё шло к тому, что Ален Прост выиграет свой первый чемпионат, но за 18 кругов до финиша Мэнселл ошибся и вылетел с трассы. Чемпионом стал Ники Лауда.

В 1985-м году Прост становится чемпионом мира. На этот раз он разгромил своего партнёра Лауду, весь сезон испытывавшего проблемы с техникой. Главным соперником француза в тот год стал Микеле Альборето на Феррари. Одно время итальянский пилот даже лидировал в общем зачёте, но пять подряд сходов в пяти последних гонках сезона не оставили ему шансов. На Гран-при Сан-Марино Прост был дисквалифицирован и лишён победы из-за того, что его болид, доехавший гонку на последних каплях горючего, оказался чуть легче, чем это положено по регламенту.

За спортивные достижения Алену Просту в 1985-м году был вручён Орден Почётного легиона.

В 1986-м году Ален Прост стал первым гонщиком со времён Джека Брэбема, кому удалось отстоять свой титул. Сделать это было совсем непросто - фаворитами сезона считались Мэнселл и Пике на «Уильямсах» с лучшим формульным мотором «Хонда». Ещё одним соперником Проста в 1986-м стал Айртон Сенна на «Лотусе». Но несмотря на отчаянную борьбу молодого бразильца, выжимавшего из своей машины всё возможное, на последнем в сезоне Гран-при Австралии он мог претендовать лишь на второе место в общем зачёте. А за чемпионской короной гнались Мэнселл, Пике и Прост.

Мэнселл, опережавший Проста на 6 очков, а Пике на 7, имел все шансы для того, чтоб завоевать титул. Ему достаточно было финишировать третьим. А учитывая, что уже на первых тренировках в Аделаиде он на своём «Уильямсе» показал лучшее время, опередив всех, кроме Пике и Айртона Сенны, более чем на полторы секунды, становилось понятно, что ничего кроме схода с дистанции не помешает ему завоевать чемпионское звание. Но «Уильямс» в том сезоне демонстрировал потрясающую надёжность - Мэнселл всего дважды сходил из-за проблем с техникой, и надежда на то, что эти проблемы снова возникнут была призрачной.

На Гран-при Австралии 1986 года, «Макларен» распустил слух о новых сверхпрочных покрышках «Goodyear», якобы выдерживающих всю гонку без замены. Партнёр Проста Кеке Росберг тем временем заявил, что решил не помогать французу бороться за титул, а достойно провести свою последнюю гонку и отметить её победой. На самом же деле никаких новых шин не существовало и в помине. А Росберг, которого выпустили на полупустых баках, должен был помочь Просту загнать пилотов «Уильямс»

Квалификацию выиграл Мэнселл. Пару ему в первом ряду составил Пике. Прост был лишь четвёртый, проиграв ещё и Айртону Сенне, а Росберг и вовсе занял только седьмое место. На старте Мэнселл проиграл Пике и Просту, но третье место, обеспечивающее ему чемпионство, за собой сохранил. И тут вдруг их всех одного за одним обогнал Росберг. На 32-м круге Прост заехал в боксы на смену шин, сымитировав медленный прокол. Он выехал четвёртым, позади Росберга и двух пилотов «Уильямса». На свежей резине Прост понемногу приближался к соперникам. Росберг все ещё лидировал на старых шинах, вроде бы подтверждая слухи. Поэтому в «Уильямсе» решили тянуть с пит-стопом как можно дольше, и Прост ещё приблизился к Мэнселлу и Пике. Наконец на 63-м круге у Росберга лопнула покрышка. Но в «Уильямсе» не успели быстро сориентироваться, чтоб понять причину схода пилота «Макларена» - и жестоко поплатились за это. На следующем круге лопнула покрышка у Мэнселла. Пике, не дожидаясь приказа от команды, тут же сам бросился в боксы. Пит-стоп Пике длился 8,38 секунды, после чего бразилец возвращается на трассу. На отметке «старт-финиш» оказывается, что он в 15 секундах позади Проста. До конца гонки оставаётся 16 кругов, за которые, чтобы стать чемпионом, бразильцу надо было настичь и обойти Проста. Пике сумел сократить отрыв до 4,2 секунды, но этого было мало. Прост стал двукратным чемпионом мира, окончательно утвердившись в звании Профессора.

В 1987-м году, одержав 28-ю в карьере победу, Прост побил рекорд Джеки Стюарта и на долгие годы стал рекордсменом по числу побед на Гран-при. Особенной стала его победа на Гран-при Бразилии, где из-за нестандартных настроек болида он сумел уменьшить износ шин и сделал на одну остановку в боксах меньше, чем его соперники Пике и Сенна. Это и позволило ему склонить чашу весов в свою пользу и одержать победу. Тем не менее, в 1987-м Просту лишь на отдельных Гран-при удалось навязывать борьбу «Уильямсам». По итогам сезона Прост стал лишь четвёртым, уступив к тому же и Айртону Сенне, на чьём «Лотусе» теперь тоже стоял двигатель «Хонда». А чемпиону Нельсону Пике Прост уступил 30 очков.

1988-1989: McLaren-Honda

В 1988-м году для «Макларена» началась новая эпоха. Команда обзавелась лучшим мотором Формулы-1 - «Хондой». Вместе с «Хондой» в команде появляется один из протеже японцев - Айртон Сенна, которого сам Ален Прост называл «совершенным гонщиком», «лучшим даже, чем Лауда». «Макларен-Хонда» выиграл четыре чемпионата из пяти, в которых принимал участие и первенствовал на 44-х Гран-при. Самым успешным из этих сезонов стал 1988-й год, когда «Макларен» одержал пятнадцать побед и лишь в Монце не сумел победить из-за двойного схода своих пилотов. Этот рекорд удалось превзойти лишь 26 лет спустя - в сезоне-2014 гонщики Mercedes Льюис Хэмилтон и Нико Росберг смогли выиграть 16 гонок из 19. Прост выиграл семь Гран-при, ещё семь раз становился вторым и по итогам сезона набрал на 11 очков больше Сенны. Но зачтённых ему по действовавшему тогда лимиту одиннадцати лучших результатов семи побед и четырёх вторых мест против восьми побед и трёх вторых мест бразильца оказалось недостаточно для завоевания титула. Чемпионом стал Сенна.

Прост взял реванш на следующий год. В плане чистой скорости он уступал Сенне, но за счёт более стабильных выступлений именно Прост возглавил чемпионат. На этот раз «Макларен» уже не так сильно превосходил конкурентов, и стабильность, сыгравшая против Алена в 1988-м, в сезоне 1989 года оказалась как нельзя кстати.

По ходу этого сезона, точнее после Имолы 1989 года, у Проста испортились отношения с Сенной. К тому же, бразильцу явно симпатизировали мотористы «Хонды» и глава команды Рон Деннис.

Одержав свою последнюю победу за «Макларен» на Гран-при Италии, Прост демонстративно выбросил победный кубок в толпу тиффози. Отношения с командой, где он проводил уже седьмой свой сезон, были окончательно испорчены. Показательный пример - после Гран-при Японии, где Сенну за постороннюю помощь исключили из итогового протокола гонки, в результате чего Прост стал трёхкратным чемпионом мира, шеф «Макларена» Рон Деннис подал протест в FIA, оспаривая дисквалификацию бразильца.

1990-1991: Ferrari

Сезон 1990 года Прост начинал с «Феррари». Последний раз самая знаменитая команда Формулы-1 сражалась за титул в 1985-м, когда Микеле Альборето проиграл Просту. С той поры дела у итальянской «конюшни» шли не слишком хорошо, и ничего кроме побед в отдельных Гран-при «красным жеребцам» из Маранелло добиться не удавалось.

В 1990-м всё изменилось. И в этом была большая заслуга Алена Проста, проделавшего для «Феррари» огромную тестовую работу. «Макларен» по-прежнему оставался фаворитом, его двигатель «Хонда» по-прежнему был самым мощным в чемпионате, но и на этот раз главным соперником Сенны в чемпионате остался Прост. Со старта лидерство в чемпионате захватил Сенна. Но Прост не сидел сложа руки и, одержав три подряд победы, опередил Сенну в личном зачёте. Особенно красивой стала победа Проста в Мексике. В квалификации француз показал всего лишь тринадцатое время, на warm-up он снова был тринадцатым. Но в гонке он одного за одним опередил Наннини, Де Чезариса, Мартини, Уорика, Донелли, Алези, Бергера, Патрезе, Бутсена, Пике, Мэнселла и, наконец, за девять кругов до финиша обогнал лидировавшего Сенну. Справедливости ради стоит отметить, что Сенна испытывал проблемы со своими покрышками и через три круга вообще сошёл с дистанции. Однако это нисколько не умаляет заслуг Проста, одержавшего великолепную победу.

«Медвежью услугу» оказал Просту его партнёр Мэнселл на Гран-при Португалии. Квалификацию пилоты «Феррари» откатали просто блестяще, и впервые в сезоне заняли первый стартовый ряд. Но на старте Мэнселл допустил ошибку, сместившись в сторону Проста и чуть не впечатав того в отбойник. Заминкой «Феррари» не преминули воспользоваться Сенна и Бергер, которые тут же вышли на первое и второе место. И если Мэнселл потом все-таки сумел опередить «Макларены» и выиграть гонку, то Прост финишировал лишь третьим, уступив Сенне. Именно те несколько очков, отвоёванные Сенной у Проста в Португалии, и позволили бразильцу на следующем Гран-при с лёгким сердцем совершить «таран века» в первом повороте на Судзуке и стать двукратным чемпионом мира.

Сезон 1991 года стал для Проста сплошным разочарованием. Команда не сумела подготовить к сезону 1991 года новую машину, пришлось начать сезон на старой модели. Среди руководства «Феррари» отсутствовало согласие, что вызывало справедливую критику в его адрес со стороны Проста. В результате в середине сезона все пошло кувырком. Машина не ехала, начальство ругалось (в результате нашли «виноватого» - был уволен спортивный директор Чезаре Фьорио), из-за новых разборок с Сенной Прост заработал условную дисквалификацию на одну гонку. Впервые со времени своего дебюта в 1980-м француз не выиграл ни одного Гран-при в сезоне. Лучшим его результатами стали три вторых места, в том числе - на домашней трассе Маньи-кур. Чемпионат он завершил на пятом месте. А «Феррари», не ограничиваясь одним «виноватым», перед последней гонкой сезона разорвала контракт с французом, придравшись к тому, что Прост в сердцах публично обозвал свой гоночный болид «грузовиком». Причём, сделано это было уже тогда, когда все ведущие команды заключили контракты с пилотами на следующий год. Вот как откомментировали произошедшее в Вири-Шатийон:

1993: Williams-Renault

Перед сезоном 1992-го года Прост принял участие в тестах команды «Лижье», что породило множество слухов о том, что в наступающем сезоне он выступит за рулём их болида Ligier JS 37 . Но дальше тестов дело не пошло, и в 1992-м году Прост отдыхал от гонок, работая телекомментатором французского канала TF1. По ходу этого сезона он вёл переговоры с «Уильямсом» о контракте на будущий год. Устной договорённости с Фрэнком Уильямсом и Патриком Хедом Прост достиг уже летом, а в сентябре был заключён официальный контракт. Тогдашний первый пилот «Уильямса» Найджел Мэнселл узнав, что его ожидает партнёрство с Простом, поспешил объявить об окончании формульной карьеры и перешёл в американскую серию CART. На освободившееся место сразу стал претендовать Айртон Сенна. Но в контракте Проста имелся пункт, который выторговал для себя француз - Сенны вместе с ним быть не должно. В итоге партнёром Проста по команде стал Деймон Хилл. А Сенна остался в «Макларене» и, несмотря на преимущество команды «Уильямс», умудрился на старте сезона опередить Проста в общем зачёте.

Начало чемпионата у Проста не задалось. После победы в Кьялами Ален ошибся и сошёл в Бразилии, а на Гран-при Европы был только лишь третьим, целый круг проиграв одержавшему свою самую блистательную победу Сенне. Ещё одно разочарование ожидало его в Монако, когда судьи засчитали французу фальстарт: вместо первого его ожидало лишь четвёртое место и вновь круг отставания от Сенны. И хотя Прост, нисколько не опустив рук, уже к лету методично ликвидировал отрыв, созданный Сенной, коллекционируя победы одну за одной, злопыхатели продолжали говорить, что серия француза из четырёх первых мест - это заслуга блистательного Williams FW15 , в то время как ответственность за неудачи лежит прежде всего на пилоте. Но Ален давно привык не обращать внимания на подобные голоса. Свою последнюю, 51-ю , победу Прост одержал на Гран-при Германии. Этот рекорд продержался 8 лет, пока в 2001-м Проста не превзошёл Михаэль Шумахер. Создав значительный задел от своих соперников, Прост мог позволить себе немного расслабиться. В Португалии он спокойно финишировал вторым следом за Шумахером, а в Японии и Австралии не слишком-то атаковал лидировавшего Сенну. И всё равно с семью победами на Гран-при, тринадцатью поулами и шестью быстрыми кругами Прост досрочно выиграл чемпионат, на 26 очков опередив Сенну и на 30 Хилла. Став четырёхкратным чемпионом мира, Ален Прост объявил о том, что в предстоящем 1994-м году он не станет защищать свой титул и по окончании текущего сезона завершит гоночную карьеру.

Ален Прост - фото

Четырёхкратный чемпион мира. Четыре раза занимал второе место в чемпионате. Первенствовал в , , , годах. По окончании карьеры автогонщика, создал собственную команду «Prost Grand Prix », которая просуществовала с по год, так и не добившись существенных результатов.

Ален Прост считается одним из лучших пилотов «Формулы-1» за всю её историю. За свой аккуратный стиль пилотажа получил прозвище «Профессор». В свое время он установил рекорды по числу побед, лучших кругов, очков и подиумов. В 2000-е практически все его рекорды были побиты Михаэлем Шумахером , таким образом, Прост остается вторым по большинству абсолютных показателей .

Самым ярким периодом в карьере Алена Проста считается его соперничество с партнером по команде «McLaren » Айртоном Сенной . Несмотря на большое количество скандалов и ссор, вызванных этим соперничеством, к концу карьеры у двух чемпионов сложились вполне нейтральные отношения.

В настоящее время довольно успешно участвует в гонках Andros Trophy.

Биографические данные

Это был первый дубль команды Рено , но вместе с тем именно эта гонка предопределила уход Арну из команды. На Поль Рикар Арну взял поул, но команда попросила его дать выиграть Просту, если оба «Рено» будут идти первым-вторым, и впереди будет он. Рене согласился. Так и случилось - два «Рено» лидировали, и впереди был Арну. Прост не давил на него, веря в то, что партнер сдержит слово. Но Рене проигнорировал напоминание из боксов, а когда Прост понял, что Арну не собирается выполнять обещанное перед стартом, было уже слишком поздно. Рене выиграл, Прост пришел вторым.

Квалификацию выиграл Мэнселл. Пару ему в первом ряду составил Пике. Прост был лишь четвёртый, проиграв ещё и Айртону Сенне, а Росберг и вовсе занял только седьмое место. На старте Мэнселл проиграл Пике и Просту, но третье место, обеспечивающее ему чемпионство, за собой сохранил. И тут вдруг их всех одного за одним обогнал Росберг. На 32-м круге Прост заехал в боксы на смену шин, сымитировав медленный прокол. Он выехал четвёртым, позади Росберга и двух пилотов «Уильямса». На свежей резине Прост понемногу приближался к соперникам. Росберг все ещё лидировал на старых шинах, вроде бы подтверждая слухи. Поэтому в «Уильямсе» решили тянуть с пит-стопом как можно дольше, и Прост ещё приблизился к Мэнселлу и Пике. Наконец на 63-м круге у Росберга лопнула покрышка. Но в «Уильямсе» не успели быстро сориентироваться, чтоб понять причину схода пилота «Макларена» - и жестоко поплатились за это. На следующем круге лопнула покрышка у Мэнселла. И всё понявший Пике, не дожидаясь приказа от команды, тут же сам бросился в боксы.

Так гласит легенда. А дальше остаётся статистика. Пит-стоп Пике длился 8.38 секунды, после чего бразилец возвращается на трассу. На отметке «старт-финиш» оказывается, что он в 15 секундах позади Проста. До конца гонки оставаётся 16 кругов, за которые, чтобы стать чемпионом, бразильцу надо было настичь и обойти Проста. Пике сумел сократить отрыв до 4,2 секунды, но этого было мало. Прост стал двукратным чемпионом мира, окончательно утвердившись в звании Профессора.

Одним из самых серьёзных соперников для Проста стал его партнёр по «Рено» Рене Арну . Хотя в 1981-м Прост опередил его по набранным очкам в четыре раза, но постоянные сходы болидов «Рено» из-за технических поломок едва ли отражают реальное состояние дел. В квалификациях чаще первенствовал Арну - в 1981-м он имел 4 поула при 2-х у Проста, но так и не смог выиграть ни одного Гран-при из-за сходов. В следующем сезоне они с Простом имели по 5 поулов и 2 победы. Арну отстал от Проста всего на 6 очков при том, что по ходу сезона проигрывал почти 30.

Карьеры их после этого сложились по-разному. Арну выиграл ещё четыре гонки, а Прост - четыре чемпионата. Но при этом борьба между ними на трассе всегда была корректной - даже в 1983-м, когда Арну выступал за Феррари и сражался с Простом за титул. Впоследствии, Арну отзывался о Просте, как о фантастическом гонщике , хотя и предпочитал в своих интервью не затрагивать тему их отношений .

Но самым серьёзным соперником Алена Проста был Айртон Сенна .

Год Напарник Очки Проста Очки напарника
Джон Уотсон 5 6
Рене Арну 43 11
Рене Арну 34 28
Эдди Чивер 57 22
Ники Лауда 71.5 72
Ники Лауда 73 (76) 14
Кеке Росберг 72 (74) 22
Стефан Йоханссон 46 30
Айртон Сенна 87 (105) 90 (94)
Айртон Сенна 76 (81) 60
Найджел Мэнселл 71 (73) 37
Жан Алези 34 21
Деймон Хилл 99 69

Соперничество с Айртоном Сенной

Первым эпизодом в их взаимной борьбе стал Гран-при Монако 1984 года . Выступавший на «Макларене» Прост боролся с Лаудой за чемпионский титул. Айртон Сенна проводил лишь дебютный сезон на слабом «Тоулмэн-Харт» и ни на что толком не претендовал. В квалификации Прост показал первое время, тогда как Сенна был лишь тринадцатым. Гонка началась под сильным проливным дождём, и Прост вёл свой «Макларен» очень осторожно, стараясь не рисковать. Гнать изо всех сил под дождём в Монако всегда было чревато вылетами и авариями - в тот день это хорошо ощутил на себе Мэнселл, который обогнал Проста на 9 м круге и впервые в карьере возглавил гонку. Но уже на 15-м круге будущий «британский лев» расколотил свой «Лотус» в повороте «Казино», и Прост снова возглавил заезд. Вылетел и разбил свой «Макларен» главный соперник Проста - Ники Лауда. Неожиданно для всех главными соперниками Проста в гонке стали пилоты команд-аутсайдеров Айртон Сенна и Штефан Беллоф . Блестяще пилотируя под дождём свои болиды, они с каждым кругом приближались к осторожному Просту. Наконец на 32-м круге главный судья гонки бельгиец Жаки Икс распорядился вывесить красные флаги. Гонка была остановлена, и её победителем по результату 31-го круга признан Прост. Сенне не хватило 4-5 кругов, чтоб догнать француза.

Впоследствии Прост так отзывался об этой ситуации:

Да, Айртон обиделся на меня тогда. Хотя я тоже предпочел бы, чтобы гонка продлилась ещё три круга: при таком раскладе мы бы проехали 75% дистанции. И пусть он выиграл бы, но и я получил бы шесть очков за второе место, а не половину за первое. Тогда я стал бы чемпионом мира в том году (на финише сезона Лауду и Проста разделили 0,5 очка )... Однако, думаю: если бы ту гонку выиграл любой другой гонщик, Айртона устроило бы второе место, и без того являвшееся лучшим его результатом на тот момент. Но так как речь шла обо мне, для него всё было по-другому, Я был тогда на вершине Формулы-1, а он всегда стремился быть выше, чем сама вершина .

Следующие три сезона Сенна провёл в «Лотусе».

После окончания карьеры

«Прост Гран При» 1997-2002

Достижения в F-1

Результаты гонок

Year Team 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Команда Место Очки
МакЛарен АРГ
6
БРА
5
ЮЖН
DNS
СОЕ
DNP
БЕЛ
Сход
МОН
Сход
ФРА
Сход
ВЕЛ
6
ГЕР
11
АВТ
7
НИД
6
ИТА
7
КАН
Сход
СОЕ
DNS
МакЛарен 16 5
Рено СОЕ
Сход
БРА
Сход
АРГ
3
САН
Сход
БЕЛ
Сход
МОН
Сход
ИСП
Сход
ФРА
1
ВЕЛ
Сход
ГЕР
2
АВТ
Сход
НИД
1
ИТА
1
КАН
Сход
ЛВГ
2
Рено 5 43
Рено ЮЖН
1
БРА
1
СОЕ
Сход
САН
Сход
БЕЛ
Сход
МОН
7
СОЕ
NC
КАН
Сход
НИД
Сход
ВЕЛ
6
ФРА
2
ГЕР
Сход
АВТ
8
ШВА
2
ИТА
Сход
ЛВГ
4
Рено 4 34
Рено БРА
7
СОЕ
11
ФРА
1
САН
2
МОН
3
БЕЛ
1
СОЕ
8
КАН
5
ВЕЛ
1
ГЕР
4
АВТ
1
НИД
Сход
ИТА
Сход
ЕВР
2
ЮЖН
Сход
Рено 2 57

Ален Прост.

Ален Прост — Чемпион мира 1985-1986, 1989, 1993 гг.

Родился: 24.02.1955 Лоретт, Сен-Шамон
Сент-Этьен, Франция

Ален Прост по праву считается одним из лучших пилотов всех времен в «Формуле-1». Возможно, он имел бы больше поклонников, будь у него более безрассудный стиль пилотирования. Но Профессор добивался своего тщательным анализом ситуации. Ален стал ковать свои победы очень рано. Чемпион мира по картингу, чемпион европейской «Формулы-Рено» и «Формулы-3» заставил тим-менеджеров очень внимательно рассмотреть свою кандидатуру на роль призового пилота Королевы автоспорта. Прост стал тест-пилотом «МакЛарена» на 1979 год, опыт черновой работы помог становлению технической грамотности француза. Ален остался в команде и на следующий сезон, но уже как полноправный гонщик и напарник опытного британца Уотсона.

Хотя в то время «МакЛарен» не был лидером пелетона, Ален набрал очки в первых же двух Гран-При за команду. В итоге скромные 5 очков, соответствовавшие невысокому уровню «конюшни» — вот результат француза в его первом чемпионате. Тогда же в «МакЛарене» началась кадровая реорганизация — на место друга и соратника Брюса МакЛарена Тедди Майера, пришел Рон Деннис. Прост решил не оставаться и уйти в заводскую команду французского автоконцерна «Рено». Хотя уход из «МакЛарена» носил несколько скандальный оттенок, и без судебного разбирательства не обошлось.

Надо сказать, что на рубеже 70-80-х французский автоспорт становился доминирующим в «Формуле-1», невзирая на то, что Марсельеза ни разу не играла в честь победителя чемпионата. Прост и Арну из «Рено», Лаффит из французского же «Лижье», Пирони и Тамбэ — все гонщики не последней величины. Турбодвигатель «Рено» был во многом революционной новинкой, но к несчастью ненадежной. После проваленного старта сезона Прост смог одержать свою первую победу. И не где-нибудь, а перед родными трибунами в Дижон-Пренуа. Но, несмотря на еще две победы (в Голландии и Италии) многочисленные сходы не дали ему подняться выше пятого места в чемпионате.

Прост выигрывает первый же этап нового сезона. Но в тот сумасшедший чемпионат конкуренция была слишком высока. Росберг победил за счет стабильных выступлений при всего одной победе. А в «Рено» по-прежнему не могли похвастаться надежностью. К тому же два соотечественника — Прост и Арну — начали не ладить между собой. Руководство команды сделало ставку на Алена и уволило Арну (примечательно, что, уйдя в «Феррари», Рене не всегда находил общий язык и с другим земляком — Патриком Тамбэ).

И вот в 1983 Прост наконец-то стал реально претендовать на звание чемпиона мира. Но когда происходили осечки, Бернар Дюдо (руководитель спортивного проекта «Рено») обвинял во всех смертных грехах своего пилота. Конечно, здесь сказывалось напряжение — после нескольких сезонов заводская команда так и не могла стать лучшей. Именно разногласия внутри команды помешали наполеоновским планам. В личном зачете Прост проиграл всего 2 очка Пике, а в Кубке Конструкторов «Рено» уступила «Феррари». Ален не мог оставаться в команде, однако мест практически не оставалось.

Рон Деннис смог вернуть француза за очень небольшие деньги — у Профессора просто не было других вариантов трудоустройства. Теперь это был другой «МакЛарен» — в союзе с «Порше» и «ТАГ» команда Рона Денниса прочно вошла в элиту автоспорта. Автомобиль, спроектированный гениальным Джоном Барнардом, не имел конкурентов в пелетоне. Титул разыграли два пилота красно-белых. Прост выиграл 7 гонок и пять квалификаций. Его напарник — ветеран Лауда — пять гонок без единой поул-позиции. И все же именно австриец стал чемпионом мира.

Судьбу титула во многом решила знаменитая гонка в Монте-Карло. Тогда Прост выиграл княжеский этап, первый из четырех раз. Его под дождем преследовал молодой Айртон Сенна из команды «Тоулмен». Другой известный пилот — Жаки Икс, который тогда был главным судьей Гран При, после многочисленных сходов досрочно завершил соревнование. В итоге все пилоты получили лишь 50% очков от обычного. Икса многие критиковали, говоря, что он отдал победу Просту, не желая триумфа Сенны. Но, вот ирония судьбы, даже если бы Сенна прошел бы Алена, и пилоты проехали всю положенную дистанцию, то Прост набрал бы больше очков (6 вместо 4,5). А так был зафиксирован рекорд «Формулы-1» — Ники Лауда выиграл корону с перевесом лишь в пол-очка.

Сейчас в это трудно поверить, но тогда французская пресса накинулась на Проста, писали, что, не сумев реализовать ни одну из двух попыток, он показал, что не способен носить звание чемпиона. Критики были посрамлены уже на следующий год. Целая группа пилотов выступала так, что могла считаться сонмом претендентов. Это и пилоты «Уильямса» Росберг и Мэнселл, и Сенна, перешедший в «Лотос», и Альборето из «Феррари». Но если все они выиграли лишь по два этапа, то Прост победил в пяти.

Две трети сезона Альборето держался с небольшим отрывом в классификации, но провал итальянцем финала сезона облегчил задачу Алену. Прост смог стать чемпионом мира. Он сделал даже большее и завоевал дубль в 1986 году. На этот раз борьба получилась более упорной — на равных с Профессором сражались и Мэнселл с Пике.«Шинный трюк» в Аделаиде решил исход борьбы в пользу подопечного коварного Денниса, но не стоит полагать, будто Прост стал чемпионом незаслуженно. После ударов судьбы несколько лет назад, Ален лишь брал свое.

Трехлетнее преимущество «МакЛарена» тогда не закончилось, но временно приостановилось.«Порше» теперь уступал «Хонде». Француз проиграл теперь не только пилотам «Уильямса», но и Сенне в соперничестве за третье место. Ален трижды побеждал за год. Самой значительной победой стал триумф в Эшториле, где пилот «МакЛарена» побил рекорд Джеки Стюарта по победам за карьеру (27).

В 1988 году «МакЛарен» получил сразу два козыря — двигателя «Хонда» и Айртона Сенну. Соперничество Проста и Сенны полно различных красок. Здесь была и искренняя дружба и непримиримая вражда. Из-за этой гремучей смеси тот сезон не стал пресным, хотя «МакЛарены» выиграли 15 из 16 гонок сезона. Сенна выиграл больше — 8 раз, а Прост набрал больше очков — 105 против 94.

Однако тогда в зачет шли 11 лучших результатов, и стабильность Проста сыграла против него — целых 18 незасчитанных очков, тогда как у Сенны таких набралось всего 4. Следующее противостояние — в 1989 году выиграл уже Прост, но именно после этого он принял решение уйти из «МакЛарена». Снова весь сезон шел в равной борьбе. Кульминация наступила на Гран При Японии. По традиции стартовавший с поула Сенна пропустил напарника и столкнулся с ним. Обоюдный сход был на руку Айртону, но француз продолжил гонку, и бразилец призвал маршалов вытолкать его на трассу.

За это он увидел перед собой черный флаг и прекратил участие в гонке. Ален Прост выиграл свой третий титул. Накаленные и до Сузуки отношения с партнером и явный фаворитизм Денниса в пользу последнего (Рон даже просил ФИА дисквалифицировать Проста в пользу Сенны) вынудили Алена уйти из «конюшни», где он добился самых значимых своих успехов. Прост перешел в «Феррари», в напарники к Найджелу Мэнселлу.«Скудерия» впервые за 8 лет могла претендовать на титул, а Сенна и Прост по-прежнему оставались лучшими пилотами в мире.

Третий год невероятно красочного противостояния вновь завершился в Сузуке. И вновь очень похоже — столкновением гонщиков. Теперь выгоду от аварии получил Сенна. В 1991 году француз уже не мог помешать бразильцу вновь примерить корону. Тот сезон для «Феррари» был крайне неудачным. Хотя поначалу ничто не предвещало провал. Замену Мэнселлу нашли в лице молодого и талантливого соотечественника первого пилота — Жана Алези. Однако автомобиль из Маранелло не мог быть быстрым даже с такими пилотами. Второй раз после дебютного сезона Прост не смог выиграть ни одной гонки в сезоне.

После череды неудач началось противостояние Проста и спортивного директора «Феррари» — Чезаре Фьорио. Итальянец был уволен со своего поста, но досталось и пилоту. Плохо переносящее критику руководство за этап до финиша сезона избавилось и от недовольного Проста, несмотря на действующий контракт. И хотя после судебных разбирательств команды компенсировала гонщику ущерб, факт остается фактом: все места в топ-командах были заняты. Ален не хотел идти в «конюшню»-аутсайдер и предпочел взять годичный отпуск. Так, сезон 1992 года прошел без участия трехкратного чемпиона мира. Возвращение состоялось в 1993 в составе «Уильямса». При подписании контракта Прост специально оговорил, что при нем Сенны в команде не будет — ту гражданскую войну в «МакЛарене» трудно было забыть.

Явный фаворит сезона Профессор (на «Уильямсе», кстати, стояли французские двигатели «Рено») не обманул ожиданий. «МакЛарен» уже был не тот, Сенна вступал в дуэль лишь эпизодически. Одержав 7 побед, Прост стал четырехкратным чемпионом мира. И на этом его карьера пилота вынужденно закончилась, так как Фрэнк Уильямс подписал контракт с Сенной. Проста никто не выгонял, но прямое пренебрежение пунктом его контракта уязвило француза, и он объявил о завершении карьеры.

У него было много соблазнов вернуться в автогонки. Прост тестировал «МакЛарен» перед стартом сезона 1995, его звали в «Феррари» в напарники к Шумахеру в 1996 году. Но третьего пришествия Профессора не состоялось. Во многом на это решение повлияла гибель Сенны в Имоле-94. Однако Прост не стал статистом. Он выкупил французскую команду «Лижье» и назвал ее своим именем. Дебют «конюшни» «Прост» пришелся на 1997 год. Поначалу все шло великолепно. Оливье Панис, еще один француз, энергично начал сезон. Но тяжелая авария в Канаде, где Оливье сломал себе ноги, не дали свершиться французскому чуду.

Уже в следующем сезоне все стало иначе. Если год назад команда использовала наработки «Лижье», то первый полностью самостоятельный болид получился неудачным. Двигатели «Пежо» не стали подмогой, скорее наоборот. Приход в команду (в 2000 году) старого знакомого Алези не только не поменял положения дел, но и поссорил двух французов. После сезона 2001 года «Прост» перестала существовать. Великий пилот не смог стать великим менеджером. Успех, может быть, и пришел бы не старайся Ален построить национальную гоночную команду. Прежде всего, все помнят гонщика-Проста, Профессора, единственного чемпиона родом из Франции. У этой страны было много прекрасных пилотов, но лишь Прост стал великим.

Гран При: 202
Старты: 198
Победы: 51
Подиумы: 106
Поул-позиции: 33
Первый ряд: 86
Быстрейшие круги: 41
Дубли: 18
Хет-трики: 8
Большие шлемы: 0
Лидирование старт/финиш: 7
Пройдено кругов: 10540
Круги лидирования: 2683
Очки: 798,50

Карьера в Формуле-1:

1980 г. — McLaren-Ford: 5 очков, 15-16-е место в ЧМ Напарник: Джон Уотсон (Великобритания), 6 очков, 10-14 места в ЧМ

1981 г. — Renault: 43 очка, 3 победы, 2 ПП, 1 БК, 5-е место в ЧМ Напарник: Рене Арну (Франция), 11 очков, 4 ПП, 1 БК, 9-10-е места в ЧМ

1982 г. — Renault: 34 очка, 2 победы, 5 ПП, 3 БК, 4-е место в ЧМ Напарник: Рене Арну, 28 очков, 2 победы, 5 ПП, 1 БК, 6-е место в ЧМ

1983 г. — Renault: 57 очков, 4 победы, 3 ПП, 3 БК, 2-е место в ЧМ Напарник: Эдди Чивер (США), 22 очка, 7-е место в ЧМ

1984 г. — McLaren-TAG Porsche: 71,5 очко, 7 побед, 3 ПП, 3 БК, 2-е место в ЧМ Напарник: Ники Лауда (Австрия), 72 очка, 5 побед, 5 БК, Чемпион мира

1985 г. — McLaren-TAG Porsche: 76 очков, 5 побед, 2 ПП, 2 БК, Чемпион мира Напарник: Ники Лауда, 14 очков, 1 победа, 1 БК, 10-е место в ЧМ

1986 г. — McLaren-TAG Porsche: 74 очка, 4 победы, 1 ПП, 2 БК, Чемпион мира Напарник: Кеке Росберг (Финляндия), 22 очка, 1 ПП, 6-е место в ЧМ

1987 г. — McLaren-TAG Porsche: 46 очков, 3 победы, 2 БК, 4-е место в ЧМ Напарник: Стефан Йоханссон (Швеция), 30 очков, 6-е место

1988 г. — McLaren-Honda: 87 очков, 7 побед, 2 ПП, 7 БК, 2-е место в ЧМ Напарник: Айртон Сенна (Бразилия), 90 очков, 8 побед, 13 ПП, 3 БК, Чемпион мира

1989 г. — McLaren-Honda: 76 очков, 4 победы, 2 ПП, 5 БК, Чемпион мира Напарник: Айртон Сенна, 60 очков, 6 побед, 13 ПП, 3 БК, 2-е место в ЧМ

1990 г. — Ferrari: 71 очко, 5 побед, 2 БК, 2-е место в ЧМ Напарник: Найджел Мэнселл (Великобритания), 37 очков, 1 победа, 3 ПП, 3 БК, 5-е место в ЧМ

1991 г. — Ferrari: 25 очков, 1 БК, 6-е место в ЧМ Напарник: Жан Алези (Франция), 21 очко, 1 БК, 7-е место в ЧМ

1993 г. — Williams-Renault: 99 очков, 7 побед, 13 ПП, 6 БК, Чемпион мира Напарник: Дэймон Хилл (Великобритания), 69 очков, 3 победы, 2 ПП, 4 БК, 3-е место в ЧМ

1985

Случайный выбор

1955

1977 1979

1979 1980

Трудности с "желтым чайником"

Франция подарила миру первый в истории Гран-при, который прошел в самом начале прошлого века. Она подарила миру праздник, но отдача долго не приходила. Чемпионские звания долгие годы блуждали по всему Земному шару и лишь в 1985 году корона прибыла в Париж. Добыл ее просто блестящий гонщик - Ален Прост. Первая победа была одержана для того, чтобы одержать еще три - результат, который били только два пилота. О многом говорит и его прозвище - "Профессор". Этому способствовало его "научное", худощавое сложение тела и интеллектуальное отношение к своему делу. Он считал каждое очко и предпочитал не идти на различные авантюры, стремясь получить журавля в небе.

Случайный выбор

Ален Мари Паскаль Прост родился 24 февраля 1955 года в Сен-Шамоне - центральная часть Франции. У был невысоким, но это не помешало ему заниматься борьбой, роликовыми коньками и футболом. Отдавался он спорту полностью и с тех времен у него остались признаки перелома носа. Свое будущее он также связывал со спортом и размышлял над тем, чтобы стать футболистом или тренером гимнастики. Но в возрасте 14 лет на семейном празднике француз впервые для себя открыл картинг. Это была любовь с первого взгляда, которая оказалась взаимной. Уже через несколько лет он он бросил школу, чтобы серьезно заниматься гонками.

В 20 лет Ален делает первый шаг к звездам. Он выиграл соревнования гоночной школы Winfield, а призом для него стало место в машине Формула-Рено на следующий год. Результат не заставил себя ждать - 12 побед в 13 гонках и Ален в 1977 году выходит на европейский уровень. Он снова сходу берет титул и делает следующий шаг - на очереди Формула-3. Первый сезон в этой серии был ознаменован борьбой с шасси Мартини, а не соперниками на трассе. Но нерезультативный год перерос в французский и европейский титул в 1979 году. Это была предпоследняя ступенька до Формулы-1. Между ним и королевским класом теперь лежала только стопка рассматриваемых контрактов.

Среди них было предложение и от Макларен. В конце 1979 года он провел тесты, а через несколько дней подписал контракт. 13 января 1980 года Ален провел свой первый Гран-при в Аргентине. По устоявшейся традиции этап стал гонкой на выживание - был разгар знойного лета. Но француз спокойно повел гонку, не давая волю эмоциям, и финишировал. С 12-го стартового места он "пробился" на шестое только за счет сходов своих соперников. Но на данном этапе это был не минус, а плюс. Даже сейчас такие дебюты нередки, но это не означает, что каждый дебютант добивается такого успеха. Тем более в Аргентине, где гонщики после гонки выходят в полуживом состоянии.

По итогам сезона Ален Прост набрал всего пять очков, чередуя финиши с вылетами. Именно аварии стали главной причиной того, что француз в конце сезона разорвал долгосрочный контракт и перешел в Рено. По словам Проста его не покидало ощущение того, что команда ему не может простить ошибки. Конфликты с командами будут преследовать его всю гоночную карьеру.

Трудности с "желтым чайником"

Но пока на очереди стоял 1981 год. Он перешел в полностью пропитанную Францией команду Рено - шасси, мотор, пара пилотов и даже масло Elf. Но и тут возникло напряжение, которое со временем переросло в видимую материю. Партнером его стал Рене Арну - опытный французский пилот, за плечами которого уже было несколько побед и именно с ним были связаны все надежды команды. Но не тут-то было. Ален разбивает Рене и набирает по итогам сезона втрое больше очков.

Но это лишь командное соперничество. Куда важнее его борьба в чемпионате. Успех француза неописуем - 3 победы (такое же количество только у чемпиона ), 2 вторых места и одно третье при шести финишах вообще! Вот тут действительно есть за что обижаться на команду, ведь до чемпионства ему не хватило всего 7 очков. Все сложилось так, что Алену не хватило одного или двух финишей. Но следующий сезон стал еще более интересным.

Первый этап в 1982 , который прошел в ЮАР, принес Алену одну из лучших его побед. Он стартовал с неплохой пятой позиции, но на первых кругах гонки положение усугубилось. Из-за проколотого колеса Прост вынужден ехать на пит-стоп и скатиться на последнее место. Если кто-то вычеркнул его из претендентов на победу, то он ошибся. Француз методично начал проходить своих соперников и успокоился лишь тогда, когда оказался на первом месте. В число обиженных вошел и Рене Арну, который стартовал с поула - на той же технике он добился более скромного результата. Итоги следующего Гран-при Бразилии стали еще более убедительными - хет-трик!

18 набранных очков за две гонки были идеальным стартом, но надежность техники Проста все еще оставляла желать лучшего. В следующих восьми гонках Ален набрал одно очко и по всем законам жанра давно должен был выбыть из борьбы за титул, но это был сезон-1982 со всеми его причудами. Даже в такой ситуации за шесть этапов у француза оставались шансы на итоговую победу, лишь бы техника не подводила. Во Франции она не подвела, но Алена ожидал другой неприятный сюрприз - напарник Арну. Два Рено шли в голове пелотона во главе с Рене, но команда отдала ему приказ пропустить Алена. Приказ выполнен не был - наш герой потерял три очка. Обстановочка в команде накалилась и в конце сезона Арну покинул команду. А к Просту вернулись технические проблемы и не смог воспользоваться ситуацией, которая сложилась в сезоне - трагедии в Феррари и нестабильность остальных конкурентов.

Стало очевидным, что когда машина Рено доезжает до финиша, то они легко могут рассчитывать на замечательный результат. Необходимо было дальше работать над техникой. Ключевым в сезоне стало появление на втором этапе нового шасси RE40. Именно оно и несло Алена к победе большую часть сезона и за четыре гонки до конца он имел преимущество 14 очков над ближайшим конкурентом . Но тут начались малообъяснимые метаморфозы. На Гран-при Голландии Нельсон стартовал первым, а Ален только четвертым. Но такое положение француза было временным явлением и он быстро пробрался на второе место и начал погоню за .

На 41 круге француз вплотную подобрался к сопернику и пошел на атаку в первом повороте - Ален ныряет во внутренний радиус. Прост перетормаживает, но все равно рядом слева - и тут наш герой делает движение в сторону бразильца. Выпад получился блестящий и Нельсон закончил гонку в гравийной ловушке. Ален практически стал чемпионом, но на том же круге он останавливается - по всей вероятности проблем ему прибавило то самое столкновение.

Так отрыв остался прежним, но теперь оставалось только три гонки и Нельсону требовалось еще большее чудо. Команда Рено в полном составе его предоставило. В Монце у Проста сгорел мотор, на Гран-при Европы в Брэндс-Хетче Ален приходит на финиш вслед за и теперь отрыв всего два очка. Казалось, что не все так плохо для Проста, но масла в огонь подлила команда. От француза прямо потребовали титул, но а тот в свою очередь сказал, что он давно был бы рад, но техника не та... От командных разборок не выиграл никто. Кроме . Ален занял в квалификации пятое место, в то время как бразилец был третьим - уже это не предвещало ничего хорошего.

Но и эта проблема была не последней - на 35 круге у Проста сгорел двигатель. Многие подозревали Алена в умышленности поломки двигателя - для такого мастера специально сжечь турбомотор было пустяковым делом. Это может и не так, но стоит понимать, что на тот момент шансы на титул были теоретическими и, возможно, всю вину легче было свалить на плечи техников. Так или иначе, но чемпионат был проигран. Проигран так, что повторное подписание контракта с Рено было просто невозможным. При этом риска остаться без работы не было совершенно.

Если бы да кабы

В 1984 году Прост начал долгое сотрудничество с Маклареном и Рон Деннисом - началась золотая эра британской команды. Первым шагом к успеху стал новый двигатель. Поставщиком стала компания TAG, которая принадлежала богатому аравийцу. Она сделала заказ Порше на разработку мотора, который первый раз принял участие в конце 1983 года. сразу не удалось улучшить результаты - подводила надежность, но с приходом нового сезона проблемы исчезли. Дует -Прост в 1984 году повел отчаянную борьбу за титул в итоге которой стал самый маленький перевес чемпиона над соперником - полбалла. Проигравшим оказался француз. Но проиграл он при жестоких обстоятельствах. У Проста был перевес по количеству выигранных гонок, было меньше сходов, но...

Во многом исход чемпионата решила гонка в Монако. Этап прошел при сильном дожде и Жакки Икс взмахнул клетчатым флагом после 31 круга. На тот момент Ален лидировал в гонке, но его вот-вот должен был догнать дерзкий новичок . Из-за того что не было пройдено три четверти дистанции пилотам, финишировавшим в очковой зоне, насчитали только половину очков. Тогда особого повода для печали у Проста не было. Он увеличил отрыв от до 10,5 очков - совсем не плохой результат после всего шести Гран-при. Но в итоге этого оказалось недостаточно. Можно предполагать, что если бы не остановка гонки, то Ален набирал бы минимум шесть очков. Только нельзя забывать, что такое Монако в дождь - от девяти до нуля очков всего десять сантиметров.

Первый успех

Вновь "Профессор" оказался вплотную к титулу, но опять чего-то не хватило. А в 1985 году наступила компенсация. Странно, но теперь двери к чемпионству для француза были открыты настежь - соперники словно куда-то пропали. исчерпал свои силы и положил в копилку только одну победу, и только готовились к великим подвигам, буксовал в Брэбхеме. Но это были проблемы не француза. Нужно еще уметь словить нужный момент. Вот если соперники спят, то что - сделать жест доброй воли и сбавить обороты ради сохранения интриги? Если и были такие мысли у Алена, то он их не реализовал - 5 побед, 6 подиумов и 20 очков преимущества над Мишелем Альборето из Феррари, который в сложившейся обстановке добился лучшего результата в своей карьере.

В 1986 по всем раскладам должен был победить кто-то из пилотов Уильямс. Но Ален Прост провел такой сезон, что он вполне заслуживал премию Нобеля. Француз боролся за каждое очко, аккуратно ложил их в копилку и оказался в выиграше. Одним из показательных этапов случился в Бельгии. Тогда Прост на первом же круге столкнулся с Бергером и поехал долгий путь за новым передним антикрылом. Вернулся он в гонку, конечно же, последним и начал продвигаться вверх.

Итак в сезоне 1986 года оставался всего один этап. Прошел он в Австралии, которая в то время принимала решающие бои в чемпионате. Но в том сезоне было что-то больше, чем бой.

Аделаида-86

В квалификации все прошло по плану. Уильямс Мэнселла опередил Макларен на 1,5 секунды и в Великобритании начали гладить флаги, чтобы выйти на празднования максимально подготовленными. В то время, когда поклонники британца остужали Эль, в паддоке трека в Аделаиде строились планы на гонку. Как оказалось, главное происходило на собрании команды Макларен. Поутру один из механиков, в соответствии с планом, случайно "проболтался" о том, что шинники из Гудиер привезли в Австралию покрышки, которые могут выдержать целую гонку. Эта дезинформация была подкреплена тем, что поставщики резины просто не хотели распространять эту новость всем командам.

Во всем мире слухи пролетают со скоростью звука - не стал исключением и тот день. В команде Уильямс получили эту информацию также, но преимущество Найджела было таковым, что ее практически проигнорировали. По правде говоря, команде действительно не было о чем беспокоиться - и на первом ряду, а Прост всего четвертый. В это время - напарник Проста,- который объявил о завершении карьеры, должен был стартовать вообще с седьмого места. Но план Денниса и команды сработал на все сто процентов.

После старта в лидеры вышел , но удержать свою позицию не давал его Лотус и вскоре лидирующую группу составили пара Уильямсов и Макларенов. А лучшим из них стал , который обошел в прямой борьбе всех (разве такое возможно в наше время?) и начал создавать отрыв. Конечно, себя винить никто не хотел и финну предрекли ранний пит-стоп. Но он на замену резины не шел и тут уже поставал вопрос: может слух оказался правдой? К середине дистанции в голове пелотона шел тот же состав. Этому не помешало даже то, что Прост поехал на замену лопнувшей покрышки, а разок развернуло, из-за чего он потерял несколько позиций. Тем не менее фавориты быстро отыгрались, а даже сподобился на обгон . Это обстоятельство не беспокоило Найджела - третьего места ему хватало с головой.

И тут грянул гром - даже целых два! На 62 круге У разрывает покрышку и он останавливается у обочины. вышел в лидеры, был за ним, но главное то, что звоночек Макларен не услышал. Найджел пролетает мимо пит-лейн и начинает следующий круг, на котором он сходит. У британца на прямой лопает покрышка и он с трудом сумел удержать машину, чтобы не врезаться в стену. Теперь Нельсон был претендентом на титул, но он шел все еще без пит-стопа. Терять бразильцу было нечего - если бы он не пошел на пит и сбавил темп, то его бы наверняка достал и обогнал Прост. А так, свернув в боксы, он мог надеяться на то, что догонит Алена. Этого не случилось.

Прост выиграл гонку с преимуществом в четыре секунды и одержал победу в чемпионате - вот такая была Формула-1 в 1986 году. Это была красивейшая борьба в чемпионате с соответствующей развязкой. Также можете припомнить борьбу и на Гран-при Венгрии - кажется, что такое сейчас невозможно. Но и на этом вся красота этого года у нас остается не раскрытой - будет рассказ о еще одном Гран-при, но уже в другом месте и главным героем будет еще один чемпион.

Прощай, Макларен!

1987 год прошел не так успешно для Алена. Пилоты Уильямс продолжили борьбу за титул, но их машины стали более стабильны - французу не по силам было к ним подобраться. И тем не менее в такой ситуации Прост добыл три победы. Первая из них случилась в Бразилии, где действующий чемпион продемонстрировал свою смекалку. Квалификация прошла для него не очень успешно - пятое место с 2-секундным отставанием от . Выходом из непростой ситуации стала отменная тактика. Ален выбрал малую прижимную силу, что придавало скорости на прямых участках, а в поворотах уменьшало износ резины.

В 1988 году у команды Макрарен совершенно не было конкурентов. Британская команда выиграла 15 из 16 гонок и определение чемпиона сводилось к командной борьбе. Ален проиграл борьбу благодаря тому, что в зачет бралось только 11 гонок. У Проста в эти лучшие гонки вошли 7 побед и 4 вторых места, а у его соперника было 8 побед и 3 вторых места. Именно эти результаты и стали определяющими. А более стабильные результата француза в остальных гонках могли мало кого утешить. В 1989 году состав команды сохранился и мир увидел следующую серию драмы.

На этот раз сила Макларена не была такой подавляющей, но вновь первые два места достались членам ее команды. Вот только победителем вышел Прост. На этот раз его стабильность ему помогла. Ввиду того, что победы стали не так часты, то в определении лучших 11-ти финишей на первый план вышли непобедные показатели. В то время, когда француз приезжал на подиумы, Айртон набирал в статистику количество сходов. Прост обеспечил себе чемпионство уже в Японии - тогда обое пилотов не набрали ни одного очка, что было на руку французу.

Герой и антигерой Маранелло

Другим итогом 1989 года для Алена стал разрыв отношений с Маклареном. Француз жаловался, что ему уделяют меньше внимания, чем , да и с самим напарником были плохие отношения. В итоге в 1990 году он сидел уже за рулем Феррари. На тот момент конюшня из Маранелло не становилась чемпионом уже десять лет и появление француза команды существенно подняло настроение болельщиков. Прост в свою очередь упорно работал на тестах и пытался приблизиться к уровню команды Макларен. Работа, проведенная в зимний период, дала о себе знать.

Первую часть сезона Прост выиграл - в восьми гонках он одержал четыре победы. Одна из этих побед была добыта в Мексике и стала одной из лучших в карьере Проста. Пилот на алой машине стартовал 13, но многое было решено уже на утренней практике в день гонки. Ален выиграл ее, показав, как умеет настраивать болид. Боевой настрой сохранился и на протяжении гонки француз обогнал всех кроме , который страдал от проблемы с покрышками и сошел. Во второй части чемпионата он начал отставать от в чемпионате, но в Японии еще сохранял шансы на чемпионство. На этот раз досрочное чемпионство добыл , который вытолкнул с трассы Проста уже на первом круге.

Следующий год стал для Алена самым тяжелым в Формуле-1. И здесь был больше психологический момент. Запаса сил в Феррари надолго не хватило и скоро стало ясно, что титул в очередной раз уплывет к конкурентам. В такой ситуации в команде возникли разногласия. Команда обвиняла Проста в провале сезона, а Ален давал все время понять, что техника желает оставлять лучшего. стало заявление боссов Феррари, где они назвали пилотом всех времен и народов... . А завершилось все перед последним Гран-при в сезоне. Команды прилетели из Японии в Австралию и у всех было время для нескольких дней отдыхов. В этот период Алену позвонил его менеджер и сообщил, что команда с ним немедленно разрывает контракт - на старт последнего этапа Прост не вышел. Еще худшим было то, что все места на следующий сезон были заняты. Последним шансом взять старт в сезоне могла быть команда Лижье, но все ограничилось февральскими тестами. Прост ушел на перерыв.

Уход на пике славы

В 1992 году блистала команда Уильямс и стал чемпионом. Соответственно, место на следующий сезон в чемпионской команде было желанным для многих. Победителем же оказался Прост, который после своего возвращения получил сразу шанс на четвертый титул. Творение Фрэнка Уильямса было безупречным. Многие даже обвинили в том, что к титулу его привезла машина, а вскоре такой же участи удостоился и Прост. Борьбу ему мог навязать только , который по-прежнему выступал за Макларен. Но прочности команде Рона Денниса хватило только на первые шесть Гран-при, а дальше они начали сдавать. Во время отсутствия конкуренции Ален выиграл подряд четыре этапа и сделал неплохой вклад в копилку.

Последняя победа из этой серии стала для француза 51-й в карьере - прежний рекорд был перебит практически вдвое. В то же время выигрыш гонки в Германии стал последним в чемпионате - за шесть оставшихся этапов побеждали конкуренты. На 14-м этапе в Португалии Прост должен был оформить очередное чемпионство. Но Гран-при начинается с того, что в пятницу "Профессор" объявил о завершении карьеры по окончанию сезона. А уже в воскресенье он легко стал четырехкратным чемпионом мира.

В середине декабря 1993 года в Париже состоялась картинговая гонка Гран-при Берси. Ален выиграл воскресную гонку и на победный тонах попрощался с любимой публикой. Но сердца болельщиков вновь заколотились, когда Прост сел за руль Макларена на тестовой сессии в Эшториле. Рон Деннис был не против посотрудничать с Аленом снова, но чуда не произошло. Решение Проста, которое он принял несколько месяцев назад, оказалось окончательным. Но француз просто покинул болид - жизнь в Формуле-1 продолжалась. Изначально он довольствовался ролью комментатора, а затем серьезно начал подумывать о создании своей команды.

Прост Гран-при

Прост поработал консультантом нескольких команд, а в 1995 году был принят на работу в спортивный отдел Рено. Ален набрался еще большего опыта и в начале 1997 года купил у команду Лижье. Пилотами команды стали японец Накано и француз Пани. Последний из них начал творить сенсации. На первом Гран-при Австралии Оливье Пани приехал пятым, а в Бразилии был уже на подиуме. Третий этап в Аргентине должен был стать пиком. Оливье стартовал третьим (впереди были лишь всемогущие Уильямсы Вильнева и Френцена), но он оказывается лучшим на трассе. После старта он потерял несколько позиций из-за контакта с (Михаель его вытолкнул на линию выезда из пит-лейн), но быстро начал подниматься наверх. На 18 круге он был уже вторым и стремительно начал приближаться к , устанавливая рекорды круга.

К несчастью, Оливье и команду подвел мотор Мюрген-Хонда. На седьмом этапе в Канаде Пани попал в аварию и сломал обе ноги - гром среди ясного неба. Он надолго выбыл из гонок и на его место пригласили Ярно Трулли, который выступал за Минарди. С его помощью болид Прост ГП таки побывал в лидерах - на Гран-при Австрии Ярно занимал первую позицию 37 кругов, но вновь подвел двигатель. По итогам сезона команда набрала 21 очко и заняла шестое место в Кубке Конструкторов. В 1998 году был подписан контракт с патриотичными двигателями Пежо и это стало началом долгого конца.

В новом сезоне место Накано занял Трулли, но моторы Пежо не давали достичь прежних результатов. За два года команда лишь изредка попадала в очковые финиши, а пиком стал Гран-при Европы 1999 года. Тогда в Нюргбургринге был удивительный подиум. Первое и третье место пилоты команды , а между ними был Ярно Трулли - подиум команд Великих чемпионов, равных которому нет. В 2000 году состав полностью изменился. Первое место занял Жан Алези, который был коллегой Проста в 1991 году, а вторым стал новичок Ник Хайфельд. Сезон омрачился огромным количеством сходом и наконец Ален Прост решился поменять двигатель. Двигатели Феррари позволили Алези три раза приехать в очковом финише, но на энтузиазме уже невозможно было держаться. В конце 2001 года команда Прост ГП прекратила свое существование.



  • Разделы сайта