Формы занятий адаптивной физической культурой. Практические рекомендации по адаптивной физической культуре

Адаптивная физическая культура - это социальный феномен, целью которого является социализация людей с ограниченными возможностями.

Во всём мире ЛФК является неотъемлемой частью комплексного лечения практически всех заболеваний.

Во время выполнения физических упражнений значительно повышается уровень возбуждения двигательных зон центральной нервной системы.

Работа мышц способствует улучшению обменных процессов, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышению защитных реакций.

Цель: получение ребёнком комплексной помощи, направленной на индивидуальное развитие и успешную адаптацию ребенка в обществе.

Общие задачи для при всех нарушениях:

  • Создание комфортной среды на занятиях по физической культуре для развития детей и компенсация имеющихся недостатков.
  • Формирования у детей двигательных навыков, улучшение координации движений, увеличение силы и выносливости мышц.
  • Развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции и поведения.

Адаптивная физкультура для детей с ДЦП

Несмотря на крайнее разнообразие патологии в двигательной сфере при детском церебральном параличе, клиницистами выделены общие причины нарушений моторики, обусловливающие задачи и специфику физических упражнений.

1.Задача: нормализация тонуса мышц. Обучение подавлению усиленного проявления позотонических реакций. Используются позы, направленные на формирование навыка регуляции положения частей тела по отношению к голове в разных исходных позициях, например лёжа на спине- голова- прямо, вправо, влево, согнута к груди, сидя- голова- прямо, в сторону, вперёд, назад и т.д. Выполняется с открытыми и закрытыми глазами, способствуют развитию мышечного чувства, чувства положения и движения. Здесь же решается задача по нормализации элементарных движений.

2.Задача: содействие становлению и оптимальному проявлению статокинетических рефлексов. Здесь важна функция равновесия, что достигается использованием упражнений на сохранение равновесия при преодолении противодействия, прыжки на батуте, упражнения на качающейся плоскости, на уменьшенной площади опоры.

3.Задача: восстановление мышечного чувства, стабилизация правильного положения тела, закрепление навыка самостоятельного стояния, ходьбы. Применяются упражнения для развития и тренировки возрастных двигательных навыков: ползание, лазание по скамейке, метания. Используют зеркало, перед которым ребёнок принимает положение правильной осанки у опоры.

4.Задача: систематическая тренировка равновесия тела, опороспособности конечностей, развитие координации элементарных движений в сложных двигательных комплексах. Ребёнок пытается прямо стоять и ходить, вырабатываются правильные двигательные навыки в самообслуживании, обучении, игре и трудовом процессе. Совместно с родителями ребёнок осваивает основные виды бытовой деятельности (с учётом умственного развития). Применяются игровые упражнения: «как я одеваюсь», «как я причёсываюсь». Формирование движений должно производиться в строго определённой последовательности, начиная с головы, затем руки, туловище, ноги и совместные двигательные действия. Объём суточной активности детей по мере роста и развития постепенно возрастает.

Двухлетний ребёнок должен использовать различные формы двигательной активности в объёме 2 ч. 30 мин. в день, а в возрасте 3-7 лет - 6 часов.

Индивидуальные и групповые занятия

Индивидуальные занятия направлены в основном на нормализацию координации движений, равновесия, мышечной силы.

Длительность индивидуального занятия составляет обычно 35-45 минут.

Групповые занятия имеют целью не только нормализацию двигательной деятельности, но и ускорение социальной реабилитации детей, поддержание уверенности в том, что они являются полезными членами общества. Обычно группы формируются без учёта возраста, степени тяжести и однородности двигательных нарушений.

Оптимальное количество детей в группе - не больше 5-8 человек. В конце уроков проводится подведение итогов, что вырабатывает у детей ответственное отношение к выполнению заданий.

На групповых уроках дети, благодаря наклонности к подражанию, быстрее осваивают отдельные движения и навыки, обучаясь и копируя друг- друга. Очень важен эмоциональный фон урока. С этой целью часто используют музыкальное сопровождение.

Музыка способствует успокоению и расслаблению, освоению ритмических и плавных движений.

Когда дети вместе играют, то на фоне положительного эмоционального состояния и соревновательного момента они часто выполняют движения, которые в обычных условиях им недоступны.

Формы занятий адаптивной физической культурой

Оптимальное возрастное развитие опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и других систем и органов ребёнка осуществляется благодаря набору разнообразных занятий с ним.

Малоподвижные игры для детей с ДЦП должны быть целенаправленными, например, на столе перед ребёнком методист раскладывает разноцветные кубики разного размера и спрашивает, что бы он хотел с ними сделать. Ребёнок решает строить башню. И далее все действия он проговаривает: «Я беру правой рукой большой синий кубик- это начало дома. Я беру большой белый кубик и ставлю его сверху- это первый этаж.» На этом простом примере видно, что одновременно активизируются двигательная, кинестетическая, зрительная, слуховая, речевая зоны. Формируется зрительно- пространственное восприятие, схема тела и схема движения. Малоподвижные игры (например, шахматы) применяются для тренировки внимания и координации.

Подвижные игры направлены на совершенствование двигательных навыков в меняющихся условиях, на улучшение функций различных анализаторов, обладают мощным общетонизирующим и эмоциональным воздействием. Это игры с элементами ползания, ходьбы, бега, метания, с преодолением различных препятствий.

Гимнастические упражнения позволяют точно дозировать нагрузку на различные сегменты тела, они в первую очередь развивают мышечную силу, подвижность в суставах, координацию движений. Гимнастические упражнения выполняются без предметов и с различными предметами (с гимнастической палкой, обручем, мячом), с дополнительным грузом, упражнения на мячах различного диаметра, на гимнастическом оборудовании. В самостоятельный раздел вынесены дыхательные упражнения, упражнения для расслабления мышц, для формирования функций равновесия, прямостояния, для формирования свода и подвижности стоп, а также упражнения для развития пространственной ориентировки и точности движений.

Среди нетрадиционных форм занятий адаптивной физической культурой при ДЦП можно выделить занятия в сухом бассейне , заполненном разноцветными шариками. Тело ребёнка в бассейне всё время находится в безопасной опоре, что особенно важно для детей с двигательными нарушениями. В то же время в бассейне можно двигаться, ощущая постоянный контакт кожи с наполняющими бассейн шариками. Таким образом, происходит постоянный массаж всего тела., стимулируется чувствительность. Занятия развивают общую двигательную активность, координацию движений и равновесие. В сухом бассейне можно выполнять упражнения из различных исходных положений, например, упражнения из исходного положения лёжа на животе укрепляют мышцы спины, развивают опороспособность рук и хватательную функцию кистей, тренируют зрительно- моторные координации, стабилизируют правильное положение головы.

Другой формой занятий с детьми с ДЦП является фитбол- гимнастика- гимнастика на больших упругих мячах.. Впервые фитболы стали использоваться в лечебных целях с середины 50-х годов 20 столетия в Швейцарии для больных с церебральным параличём. Применяются также Физиороллы- два соединённых между собой мяча, мячи-стулья(мячи с четырьмя небольшими ножками), мячи с ручками(хлопы), прозрачные мячи со звенящими колокольчиками внутри, большие массажные мячи. Вибрация сидя на мяче по своему физиологическому воздействию сходна с иппотерапией (лечением верховой ездой).При оптимальной и систематической нагрузке создаётся сильный мышечный корсет, улучшается функция внутренних органов, уравновешиваются нервные процессы, развиваются все физические качества и формируются двигательные навыки, происходит положительное воздействие на психо- эмоциональную сферу

Развитие пространственных отношений происходит с помощью тренировки вестибулярного анализатора за счёт использования упражнений на матах и на батуте . Сюда входят упражнения для ориентировки в пространстве, такие как прыжки с поворотом, с переменой положения тела и др. В самых разнообразных вариантах используются кувырки, перекаты, группировки.

Совершенствование ритма движений осуществляется благодаря музыкальному сопровождению. Можно использовать бубен, барабан, ложки, магнитофон. Коллективно или индивидуально применять хлопки, удары рукой, топание. Обучающий вместе с детьми делает хлопки, а затем прекращает их. Дети должны продолжить сами в том же ритме. Можно читать стихи или петь, сопровождая текст определёнными движениями. Под танцевальную мелодию дети могут выполнять свободные движения руками и ногами в заданном ритме, сидя или лёжа. Можно передавать предметы в шеренге или парами с сохранением заданного ритма. Идеально проводить занятия с «живым звуком», то есть с аккомпаниатором (под фортепиано или баян).

Адаптация детей с ДЦП требует учёта всех особенностей ребёнка. Работать с ним необходимо в соответствии с имеющимися нарушениями и одновременно по всем направлениям. Неправильно думать, что сперва нужно поработать с двигательными нарушениями, а потом, когда ребёнок начнёт ходить.- с речевыми, зрительными и другими проблемами. Чем раньше начато адекватное регулярное лечение, тем лучше результат. Создаётся единая сеть лечебного воздействия и среды, где всё направлено на стимулирование активности и посильной самостоятельности и в двигательной и в психологической сферах.

Дети с ДЦП нуждаются в адаптивной физкультуре и делают большие успехи при регулярном и правильном применении комплексного лечения.

Адаптивная физкультура для детей с расстройствами аутистического спектра

В настоящее время признано, что помощь средствами образования требуется ребенку с аутизмом не меньше, а во многих случаях даже больше, чем медицинская.

С другой стороны, аутичного ребенка недостаточно просто учить: даже успешное накопление им знаний и выработка навыков сами по себе не решают его проблем.

Известно, что развитие аутичного ребенка не просто задержано, оно искажено: нарушена система смыслов, поддерживающих активность ребенка, направляющих и организующих его отношения с миром. Именно поэтому ребенку с аутизмом затруднительно применять в реальной жизни имеющиеся у него знания и умения.

Всем детям с расстройствами аутистического спектра, при значительной неоднородности этой группы по составу, необходимо лечебное воспитание, задачей которого является, прежде всего, развитие осмыс¬ленного взаимодействия с окружающим миром (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 2000).

Двигательная сфера детей с аутизмом характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики. Детям свойственны, в частности, нарушения в основных движениях: тяжелая, порывистая походка, импульсивный бег с искаженным ритмом, лишние движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке с двух ног.

Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Для детей являются трудными упражнения и действия с мячом, что связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.

У многих детей на уроке адаптивной физкультуры проявляются стереотипные движения: раскачивания всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машущие движения кистью и пальцами рук, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения, которые связаны с аутостимуляцией и отсутствием самоконтроля. У учащихся с аутизмом отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, своевременно не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка.

Практика показывает, что пониженная произвольность у аутичных детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность соизмерять и регулировать свои действия в пространстве, выполняя их свободно, без излишнего напряжения и скованности, — все это необходимо человеку для нормальной жизнедеятельности, удовлетворения личных, бытовых и социальных потребностей.

Чаще всего недостаточность именно этих характеристик лимитирует двигательную деятельность.

Физическая культура, адаптированная к особенностям детей с аутизмом, является не только необходимым средством коррекции двигательных нарушений, стимуляции физического и моторного развития, но и мощным "агентом социализации" личности.

Для развития двигательной сферы аутичных детей важен осознанный характер моторного обучения. Аутичному ребенку сложно регулировать произвольные двигательные реакции в соответствии с речевыми инструкциями. Он затрудняется управлять движением согласно указаниям другого лица и не в состоянии полностью подчинить движения собственным речевым командам.

Поэтому основными целями обучения аутичных детей на уроках адаптивной физической культуры являются:

  • развитие имитационных способностей (умения подражать);
  • стимулирование к выполнению инструкций;
  • формирование навыков произвольной организации движений (в пространстве собственного тела и во внешнем пространстве);
  • воспитание коммуникационных функций и способности взаимодействовать в коллективе.

В программу занятий входят следующие классы действий:

  • действия, требующие ориентировки в пространстве тела;
  • действия, обеспечивающие различные виды перемещений ребенка во внешнем пространственном поле - ползание, ходьба, бег, прыжки;
  • точные действия в пространственном поле без предметов и с различными предметами.

Важно развитие двигательной рефлексивности аутичных детей: умения осознавать выполняемые действия, в частности называть выполняемые движения, рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные двигательные действия, и т. п.

Осознанное участие детей в выполнении движений является как целью обучения, так и признаком успешного развития их восприятия и навыков воспроизведения.

Кроме того, в ходе занятий адаптивной физической культурой ведется работа по формированию Я - концепции у аутичных детей.

Для этого выполняемые движения и действия проговариваются от 1-го лица (например, "Я ползу", "Я марширую", "Я бегу").

Это помогает развивать у детей представления о самом себе, формировать схему тела и физический образ «Я»

Обучение

При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир (Е.В. Максимова, 2008).

Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их, необходимо:

  • медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
  • описывать выполняемые упражнения просто, но образно, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
  • проговаривать выполняемые движения, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
  • начинать упражнения с простейших движений (растираний ладоней и хлопков в ладоши; растираний рук и движений руками вперед, вверх, вниз;
  • растираний ног, наклонов туловища, различных движений ногами и др.);
  • одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
  • сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом;
  • помогать ребенку и ободрять его, исправлять неправильные движения, поощрять даже малейшие успехи.

Если ребенок демонстрирует страх перед телесным контактом или отказывается от него, а любая попытка принудить его к этому влечет за собой проявление тревоги и агрессии, то можно помогать выполнять упражнения, сидя или стоя за спиной ребенка, так как приближение со стороны спины переживается им как меньшее вторжение, а значит, и меньшая опасность. Можно использовать также спортивный инвентарь, например, гимнастическую палку, за которую ребенок держится и выполняет все необходимые движения.

Обучать детей с аутизмом выполнению движений во внешнем пространстве следует, начиная с упражнений на перемещение и переходя затем к упражнениям на преодоление и обход внешних препятствий. Эти упражнения распределяются на 4 группы, по степени нарастания координационной сложности: упражнения в ползании, в ходьбе, в беге и в прыжках.

Чтобы научить ребенка различным видам перемещений и движений во внешнем пространственном поле, необходимо:

  • начинать обучение с коротких перемещений по прямой;
  • постепенно переходить к передвижению на более длинные дистанции и к перемещениям с изменением направления движения: по кругу, дуге, зигзагообразно и др.;
  • облегчить выполнение заданий, разметив помещение сплошными цветными линиями или другими ориентирами, четко обозначив линии "старт" и "финиш", а также "зону отдыха";
  • формулировать задания точно и таким образом, чтобы они побуждали ребенка к действию, например: "Проползи рядом со мной", "Пробеги по линии";
  • показывать и называть незнакомые движения, используя пошаговую инструкцию;
  • сопровождать выполняемые движения ритмичными словами, хлопками в ладоши и т. д., что является существенной помощью ребенку;
  • формировать у ребенка указательный жест и указательный взгляд;
  • не утомлять ребенка, чередовать выполнение упражнений во внешнем пространстве с упражнениями в пространстве;
  • собственного тела, дозировать нагрузку;
  • двигаться вместе с ребенком, рядом с ним;
  • поощрять даже малейшие успехи.

Обучив ребенка движениям на перемещение во внешнем пространстве, можно переходить к обучению точным действиям во внешнем пространственном поле.

Развивать умение выполнять точные действия в пространственном поле рекомендуется с помощью, во-первых, упражнений на точность перемещений во внешнем пространственном поле и, во-вторых, упражнений на развитие умения выполнять точные действия в пространственном поле с предметами.

Чтобы научить ребенка выполнять точные действия в пространственном поле, необходимо:

  • сопровождать образцы движений коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения или к одному действию;
  • выполнять движение (или действие) вместе с ребенком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение (действие) инструкцией, в том числе пошаговой;
  • использовать для облегчения выполнения заданий различные ориентиры и четко обозначать зоны пространства, например "зону для выполнения упражнений", "зону для игр", "зону для отдыха" и др.;
  • давать ребенку по ходу движения (или действия) словесные объяснения;
  • создавать интересные ситуации и побуждать ребенка реализовывать их, например: "Этот мячик с колокольчиком внутри; попади в него другим мячиком - и он зазвенит";
  • исправлять неправильные движения ребенка;
  • радоваться вместе с ребенком его успехам, помогать ему преодолевать чувство страха перед незнакомыми предметами или движениями.

В процессе обучения детей с аутизмом необходимо соблюдать определенные правила:

  • предъявлять учебный материал в соответствии с индивидуальными особенностями восприятия аутичного ребенка (выполнение упражнений с помощью взрослого, по подражанию взрослому, по инструкции и показу);
  • соблюдать правило "от взрослого к ребенку": взрослый выполняет движение вместе с ребенком, комментируя каждое его пассивное или активное движение и давая таким образом почувствовать, как правильно нужно выполнять движение и какое именно движение выполняется в данный момент;
  • соблюдать правило "от простого к сложному": начинать с простых движений в пространстве тела и постепенно переходить к движениям внешнего пространственного поля (различным видам перемещений), таким образом постепенно усложняя двигательный репертуар и добиваясь автоматизации базовых движений;
  • соблюдать цефалокаудальный закон, сущность которого заключается в том, что развитие движений в онтогенезе происходит от головы к ногам: сначала ребенок осваивает контроль за мышцами шеи, рук, затем - спины и ног;
  • соблюдать проксимодистальный закон: развитие идет по направлению от туловища к конечностям, от ближних частей конечностей к дальним (ребенок учится сначала опираться на локти, затем на ладони; сначала - стоять на коленях, потом - на выпрямленных ногах и т. д.);
  • обеспечивать последовательное освоение ребенком различных уровней пространства - нижнего (лежа на спине, на животе), среднего (сидя), верхнего (стоя);
  • соотносить степень оказания помощи с той ступенью развития, на которой в данный момент находится ребенок. В частности, упражнения могут выполняться ребенком пассивно или пассив- но-активно, первоначально с максимальной помощью, а в дальнейшем с постепенной минимизацией помощи и стимуляцией самостоятельного выполнения движения.

Одной из конечных целей программы адаптивного физического воспитания детей с аутизмом является обучение аутичного ребенка выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают однообразные занятия. Следует придерживаться последовательного структурированного однообразного порядка, а в программу обучения включать разные виды упражнений, так как аутичные дети способны концентрировать внимание только в течение короткого периода времени.

Нормализация физического состояния и психофизического тонуса является одним из важных аспектов социализации детей с расстройствами аутистического спектра.

Поэтому таким детям необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения.

ПОМОЩЬ ПРОФЕССИОНАЛОВ!

nashaucheba.ru

Смотрите также:

    Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. 1 том

    Курамшин Ю. Теория и методика физической культуры

    Лекции - История физической культуры и спорта

    Теория и методика физической культуры и спорта. Роль физической культуры в формировании личности

    Предмет и содержание дисциплины Физическая культура

    Евсеев С.П., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура

    Кузнецов Ю.В. Социология физической культуры и спорта

    Ответы к экзамену - Физическая культура

    Бизнес-план по созданию группы АФК на базе учреждения инвалидов

    Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта

    Физическая культура, спорт - наука и практика 2008 №04

    Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта

Афк - Ответы на вопросы - Теория и организация адаптивной физической культуры

    Понятие «адаптивная физическая культура», предмет, цель, задачи и место в реабилитации и социальной интеграции лиц с откло нениями в состоянии здоровья и инвалидов.

Адаптивная физическая культура (АФК) – это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их. Предмет: принципы, методы и методические приемы обучения двигательным действиям при занятиях АФК.

Для многих инвалидов АФК является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, приобрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д. и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры»…

Цель АФК как вида ФК – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Задачи, решаемые в АФК, должны ставиться исходя из конкретных потребностей каждого человека; приоритет тех или иных задач во многом обусловливаются компонентом (видом) АФК, учебным материалом, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и другими факторами.

В самом обобщенном виде задачи в АФК можно разделить на две группы.

Первая группа задач вытекает из особенностей занимающихся – лиц с отклонением здоровья и (или) инвалидов. Это коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Говоря о коррекционных задачах, тут имеют в виду нарушения (дефекты) не только опорно-двигательного аппарата (осанка, плоскостопие, ожирение и т.п.), но и сенсорных систем (зрения, слуха), речи, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, соматических функциональных систем и др.

Вторая группа – образовательные, воспитательные, оздоровительно-развивающие задачи – наиболее традиционные для ФК.

У человека с отклонениями в физическом или психическом здоровьеадаптивная физкультура формирует:

    осознанное отношение к своим силам в сравнении с силами среднестатистического здорового человека;

    способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;

    компенсаторные навыки, то есть позволяет использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;

    способность к преодолению необходимых для полноценного функционирования в обществе физических нагрузок;

    потребность быть здоровым, насколько это возможно, и вести здоровый образ жизни;

    осознание необходимости своего личного вклада в жизнь общества;

    желание улучшать свои личностные качества;

    стремление к повышению умственной и физической работоспособности.

Именно своей ориентацией на хронических больных и инвалидов адаптивная физическая культура отличается от одного из разделов (видов) общей физической культуры, который называется "оздоровительно-реабилитационная, или лечебная физическая культура" или "двигательная реабилитация"

    Характеристика объекта и субъекта педагогической деятельно сти в адаптивной физической культуре.

Объектом и субъектом педагогической деятельности, в том числе и учителя физической культуры, и тренера, является человек (А.Н. Леонтьев, 1975), а объектом и субъектом же деятельности специалиста в области АФК - человек (ребенок или взрослый) с ограниченными физическими и психическими возможностями.Для того чтобы строить педагогический процесс, определять принципы и дидактические линии образовательной деятельности, необходимо знать состояние здоровья, физические, психические, личностные особенности людей данной категории, так как характеристика объекта педагогических воздействий является исходным условием любого процесса образования.

Категория этих людей чрезвычайно разнообразна: по нозологии (поражение зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и др., а также сочетанные формы); по возрасту (от рождения до старости), по степени тяжести и структуре дефекта, времени его возникновения (при рождении или в течение жизни), по причинам и характеру протекания заболевания, медицинскому прогнозу, наличию сопутствующих заболеваний и вторичных нарушений, состоянию сохранных функций, по социальному статусу и другим признакам.

Специалист по АФК получивший подготовку по адаптивной физической культуре, способен реализовать свои знания и умения в различных сферах деятельности: в образовательных учреждениях различных типов и видов с контингентом лиц, отнесенных к специальным медицинским группам; в специальных образовательных учреждениях для детей с дефектами развития, психоневрологических диспансерах;в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, санаториях, домах отдыха, туристических клубах, детских домах-интернатах и др.; на государственных и негосударственных предприятиях, в учреждениях, организациях; в федерациях, клубах, сборных командах, спортивно-юношеских школах; Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическая,рекреационно-досуговая,оздоровительно-реабилитационная, образовательно-профессиональная, коррекционная и консультативная,научно-исследовательская, научно-методическая,организационно-управленческая. Специалист по адаптивной физической культуре может быть: тренером-преподавателем по адаптивной физической культуре,инструктором-методистом по адаптивной физической культуре. Таким образом, сфера его деятельности достаточно широка. Объекты профессиональной деятельности специалиста по адаптивной физической культуре: образовательные учреждения любых типов и видов (контингент лиц, отнесенных к специальным медицинским группам); специальные образовательные учреждения (вспомогательные школы и дошкольные учреждения, школы-интернаты для детей с дефектами развития, классы выравнивания, детские дома-интернаты, психоневрологические диспансеры, классы коррекционного обучения и т.п.); федерация, клубы, сборные команды, спортивные детско-юношеские школы и другие государственные, муниципальные и общественные организации для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (включая инвалидов); физкультурно-оздоровительные и реабилитационные центры, лечебно-профилактические учреждения, санатории, дома отдыха, физкультурно-оздоровительные структуры национальных парков и рекреационных земель, туристические клубы и др.; федеральные, республиканские, региональные государственные органы управления физической культурой и спортом; государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации. Специалист по адаптивной физической культуре в соответствии с общепрофессиональной и специальной подготовкой может выполнять следующие виды профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья (включая инвалидов): спортивно-педагогическую (преподавательскую, тренерскую, методическую), рекреационно-досуговую,оздоровительно-реабилитационную,образовательно-профессиональную, коррекционную,консультативную, научно-исследовательскую, научно-методическую, организационно-управленческую. Требования к профессиональным и личностным качествам. Требования к профессиональным качествам специалиста по АФК - Государственных образовательных стандартах высшего и среднего профессионального образования по адаптивной физической культуре и тарифно-квалификационных характеристиках по должностям работников физической культуры и спорта, утвержденных постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18.02.2000 г. № 20. Эти должности называются: тренер-преподаватель по АФК (включая старшего) и инструктор-методист АФК (включая старшего). Специалист должен знать: Специалист должен знать основные положения Конституции Российской Федерации; основные положения законодательства о труде и охране труда Российской Федерации; федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации по вопросам адаптивной физической культуры; нормативные правовые акты Министерства Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму и иных федеральных органов исполнительной власти в части вопросов здравоохранения, образования инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов; средства и методы физической культуры, способы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику развития интересов и потребностей занимающихся; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, санитарии и противопожарной защиты в процессе занятий физическими упражнениями. возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию и гигиену, тенденцию возможного развития межличностных конфликтных ситуаций, показания и противопоказания к проведению физкультурно-спортивных праздников, соревнований; принципы систематизации методических информационных материалов. Функции: Тренер-преподаватель проводит групп и индивид занятия с инвалидами и лицами, имеющими откл в сост здоровья, всех возрастных и нозологич групп по направлению врача или учреждения Госслужбы мед-соц экспертизы. Использует средства и методы физкультуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоров работы, направл на макс коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивид программы реабилитации и исходные данные физич подготовленности занимающихся и на основе этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизич состояния занимающихся, составляет план и подбирает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществляет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его основе коррекцию этого процесса.

    Задачи и содержание адаптивного физического воспитания.

Адаптивная физическая культура - это вид общей физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Основной целью АФК является максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья, за счет обеспечения оптимального режима функционирования отпущенных природой и имеющихся в наличии (оставшихся в процессе жизни) его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимальной самореализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта. Максимальное развитие с помощью средств и методов адаптивной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния представляет каждому инвалиду возможности реализовать свои творческие потенции и достичь выдающихся результатов, не только соизмеримых с результатами здоровых людей, но и превышающих их.

Основные виды и наиболее общие задачи АФК:

Адаптивное физическое воспитание (образование). Содержание адаптивного физического воспитания (образования) направлено на формирование у инвалидов и людей с отклонениями в состоянии здоровья комплекса специальных знаний, жизненно и профессионально необходимых двигательных умений и навыков; на развитие широкого круга основных физических и специальных качеств, повышение функциональных возможностей различных органов и систем человека; на более полную реализацию его генетической программы и, наконец, на становление, сохранение и использование оставшихся в наличии телесно-двигательных качеств инвалида.

Основная задача адаптивного физического воспитания состоит в формировании у занимающихся осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и вообще в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Адаптивный спорт в настоящее время развивается преимущественно в рамках крупнейших международных Параолимпийского и Специального олимпийского движений.

Адаптивная физическая рекреация. Содержание адаптивной физической рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд, учеба, спорт и др.), на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием.

Наибольший эффект от адаптивной физической рекреации, основная идея которой заключается в обеспечении психологического комфорта и заинтересованности занимающихся за счет полной свободы выбора средств, методов и форм занятий, следует ожидать в случае ее дополнения оздоровительными технологиями профилактической медицины.

Основная задача адаптивной физической рекреации состоит в привитии личности инвалида проверенных исторической практикой мировоззренческих взглядов Эпикура, проповедовавшего философию (принцип) гедонизма, в освоении инвалидом основных приемов и способов рекреации.

Основная задача адаптивной двигательной реабилитации заключается в формировании адекватных психических реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений, приемы гидро-вибро-массажа и самомассажа, закаливающие и термические процедуры, и другие средства (су джок акупунктура и т.п.).

Таким образом, очень кратко рассмотрены содержание и задачи основных видов адаптивной физической культуры. Они раскрывают потенциал возможностей средств и методов адаптивной физической культуры, каждый из которых, имея специфическую направленность, способствует в той или иной мере не только максимально возможному увеличению жизнеспособности инвалида, но и всестороннему развитию личности, обретению самостоятельности, социальной, бытовой, психической активности и независимости, совершенствованию в профессиональной деятельности и вообще достижению выдающихся результатов в жизни.

Иппотерапия, как частная методика АФК включает в себя все основные аспекты адаптивной физической культуры:

Иппотерапия, как адаптивное физическое воспитание. Содержание адаптивной верховой езды (при должной организации учебного процесса) и адаптивного физического воспитания тождественны. Так же они, безусловно, имеют общие задачи. Кроме того, адаптивная верховая езда как частная методика адаптивной физической культуры имеет и свои узкоспециальные задачи, связанные с особенностями учебного процесса.

Иппотерапия, как адаптивный спорт. В мировой практике инвалидный конный спорт рассматривается как высшая форма лечебной верховой езды. Это - «мощное средство социальной реабилитации для людей с ограниченными физическими или интеллектуальными возможностями, неиссякаемый источник радости, гордости, удовлетворения своими достижениями, никогда ранее не испытанными, это появление веры в возможность преодолевать страх, совершенствовать свои умения, побеждать, двигаться вперед»

Взаимосвязь между иппотерапевтическими методиками позволяет подобрать необходимую индивидуальную программу, стиль и метод работы для каждого клиента. Также, в зависимости от возможностей, клиент может пробовать свои силы в разных областях иппотерапии, под руководством опытного специалиста, определяя (меняя) цели и задачи использования конкретных методик.

    Задачи и содержание адаптивного (инвалидного) спорта.

Адаптивный спорт (спорт инвалидов) является разновидностью адаптивной физической культуры. Его цель - реализация способностейчеловека и сравнение их со способностями других людей, имеющих аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на соревнование, на достижение максимальных результатов. То есть ключевой является установка на рекорд - это и есть главное отличие адаптивного спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. Необходимым условием при занятиях адаптивным спортом является правильная классификация спортсменов по способностям, стремление к максимальному уравниванию шансов на победу. Такое распределение осуществляется по двум направлениям - медицинскому, где основным критерием является степень имеющегося поражения функций, и по спортивно-функциональному, где учитывается специфика двигательной активности в каждом конкретном виде спорта.

В настоящее время наибольшее распространение получили три направления спорта инвалидов: параолимпийское, сурдоолимпийское и специальное олимпийское.

Основная задача адаптивного спорта заключается в формировании спортивной культуры инвалида, приобщении его к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

    Задачи и содержание адаптивной двигательной рекреации.

«Рекреация» (от лат. recreo) означает восстановление, освежение сил, развлечение, отдых. Добавление «двигательная» конкретизирует понятие, означающее, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательная деятельность с использованием физических упражнений. Адаптивная двигательная рекреация означает, что это вид двигательной активности, предназначенный для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями.Н.И. Пономарев (1996) характеризует двигательную рекреацию как игровую деятельность в сфере досуга, связанную с получением удовольствия от самого процесса выполнения физических упражнений и направленную на организацию активного отдыха. Автор считает, что в основе рекреации лежит гедонизм (от греч. hёdonё- наслаждение, удовольствие) направление, возникшее в античности, утверждающее наслаждение как высший мотив и цель человеческого поведения. Отсюда гедонистическая функция физической рекреации – наслаждение, удовольствие от движения.

По мнению С.П. Евсеева (1996), «содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на активизацию, поддержание или восстановление физических и духовных сил, затраченных инвалидом во время какого-либо вида деятельности (труд учеба, спорт и др.) на профилактику утомления, развлечение, интересное проведение досуга и вообще на оздоровление, улучшение кондиции, повышение уровня жизнестойкости через удовольствие или с удовольствием» (с. 24).

Из этого определения вытекает ряд важных специфических задач адаптивной двигательной рекреации, отражающих ее сущность: гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие); оздоровительно-восстановительная (профилактика, оздоровление, восстановление физических сил, переключение на другой вид деятельности); развивающая (поддержание физических кондиций); воспитательная (самовоспитание духовных сил, жизнестойкости).

Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности инвалида расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что, естественно, создает предпосылки к обретению социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в обществе. Таким образом, адаптивная двигательная рекреация осуществляет следующие социальные функции: коммуникативную, социализирующую, интегративную (рис. 4а). Выделение этих функций носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношения с людьми, природой, обществом.В адаптивной двигательной рекреации, в отличие от рекреативно-оздоровительного спорта, занятия носят преимущественно самодеятельный характер, они могут быть организованными и неорганизованными, систематическими и эпизодическими, частично руководимыми и самостоятельными. В широком диапазоне могут варьировать используемые средства как в одном занятии (бег «трусцой», катание на лыжах, санках, подвижные игры на снегу), так и во временной перспективе (сезонная смена видов двигательной активности). Занятия могут проводиться индивидуально и со всей семьей, где есть инвалид, в группах по интересам и специально организованных секциях на предприятиях, где работают инвалиды, в учебных заведениях, оздоровительных лагерях, медицинских стационарах, реабилитационных центрах, стадионах, клубах, по месту жительства; при наличии мест занятий, специального инвентаря, оборудования, при частичном обеспечении и полном отсутствии его. Рекреативные занятия не предполагают участия в официальных соревнованиях.Главное отличие двигательной рекреации состоит в психофизическом эффекте – получении удовольствия от движения, который достигается нерегламентированными занятиями (Виноградов Г.П., Яшина Т.Д., 1996).

Министерство социального развития Новосибирской области

государственное автономное стационарное учреждение социального обслуживания Новосибирской области

«Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»

ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

программа проведения занятий адаптивной физической культурой и спортом лиц с нарушением интеллекта

(разработана в рамках проекта «Мы тоже хотим побеждать: адаптивная физическая культура для полноценной жизни»)

Новосибирская область

2017г.

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………3
  2. Учебно-тематический план ……………………………………………….6
  3. Содержание программы общей физической подготовки ……………….7
  4. Учебно-методическое обеспечение программы ………………………..12
  5. Материально-техническое обеспечение программы....………………...13
  6. Список литературы……………………………………………………….14

1.Пояснительная записка.

Направленность программы

  • Программа занятий адаптивной физической культурой и спортом по общей физической подготовке (далее Программа) для детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья, предназначена для работы с занимающимися с нарушением интеллекта в специализированных детских домах, специальных (коррекционных) образовательных школах VIII вида и психоневрологических интернатах и направлена на разностороннюю физическую подготовку преимущественно оздоровительного характера.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы дополнительного образования:

  • Общая физическая подготовка является базовым элементом в любом виде спорта, вне зависимости от его технической или физической сложности. В современной социально-экономической ситуации эффективность системы занятий физической культурой и спортом особенно актуальна, так как именно этот вид деятельности ориентирован на свободный выбор ребенка интересующих его видов спорта и форм занятий, развитие его представлений о здоровом образе жизни, становлении познавательной мотивации и способностей. Программа разработана на основе современных научных данных и практического опыта тренеров и является отображением единства теории и практики. А так же на основе материала, который занимающиеся познают в процессе занятий адаптивной физической культурой и спортом в своих учреждениях.

Основные цели и задачи секции ОФП:

Формирование здорового образа жизни, привлечение занимающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом; укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие (развитие физических и нравственных способностей);

Основные задачи:

1. Образовательные

Обучение основам техники различных видов двигательной деятельности (бег, прыжки и др.)

Формировать знания об основах физкультурной деятельности

2. Развивающие

Развитие физических качеств (выносливость, быстрота, скорость)

3. Воспитательные

Формирование устойчивого интереса, мотивации к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни

Воспитание морально-этических и волевых качеств

Отличительные особенности программы по общей физической подготовке:

В отличие от типовой программы, программа по общей физической подготовке дополнена с учетом интересов занимающихся (в зависимости от возраста, пола, времен года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в повседневной жизни. Программой осуществляется ознакомление с настольным теннисом, бадминтоном. Включено большое количество подвижных игр, что позволяет большую часть занятий проводить на улице. Возможность подбора пары для спортивных игр.

Условия реализации.

Условия набора.

К занятиям по общей физической подготовке допускаются все желающие заниматься адаптивным спортом в возрасте от 9 лет и не имеющие медицинских противопоказаний (имеющие письменное разрешение врача).

Срок освоения программы.

Программа предусматривает 3 года обучения. После прохождения трехлетнего цикла педагог может дополнить программу исходя из своего опыта, специализации и интересов детей.

Режим занятий.

Время, отведенное на обучение, составляет 108 часов в год, 3 часа в неделю, причем практические занятия составляют большую часть программы. Занятия проводятся 3 раза в неделю по часу.

Наполняемость групп.

Максимальный состав группы определяется с учетом соблюдения правил техники безопасности на учебно-тренировочных занятиях. В группу принимается не менее 15 человек.

Формы организации занятий.

Основными формами учебно-тренировочной работы по ОФП являются: групповые занятия, участие в соревнованиях, теоретические занятия (в форме бесед, лекций, просмотра и анализа учебных кинофильмов, кино- или видеозаписей, просмотра соревнований), медико-восстановительные мероприятия, культурно-массовые мероприятия, участие в конкурсах и смотрах.

Формы проведения занятий.

Основными формами проведения занятий являются тренировка и игра.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Общие:

Будут овладевать основами техники всех видов двигательной деятельности;

Будут развиты физические качества (выносливость, быстрота, скорость и др.);

Будет укреплено здоровье

Будет сформирован устойчивый интерес, мотивация к занятиям физической культурой и к здоровому образу жизни;

Будут сформированы знания об основах физкультурной деятельности

Промежуточные:

На 1-2 году обучения

Будет расширен и развит двигательный опыт,

Будут сформированы навыки и умения самостоятельного выполнения физических упражнений, направленных на укрепление здоровья, коррекцию телосложения, формирование правильной осанки и культуры движений,

На 3-м году обучения

Будут сформированы знания о функциональной направленности физических упражнений на организм человека,

Будут сформированы знания об основах самостоятельного освоения двигательных действий и развития физических качеств, коррекции осанки и телосложения

Будут совершенствоваться функциональные возможности организма,

Будет расширен двигательный опыт

Будут сформированы практические умения в организации и проведении самостоятельных форм занятий адаптивной физической культурой и спортом,

Будут сформированы навыки и умения использовать физическую культуру как средство воспитания и формирование ЗОЖ.

Способы проверки результатов.

1 усвоение знаний (опрос, контрольное упражнение, тестирование);

2 устойчивость интереса к предмету (опрос, индивидуальная беседа, коллективная рефлексия);

3 достижения (контрольные испытания,тесты, участие в соревнованиях);

4 физическое развитие (тестирование физической подготовленности, педагогическое наблюдение, антропометрическое обследование).

Методы и приемы проведения занятий:

Словесные (рассказ, объяснения, указания).

Наглядные (показ, демонстрация иллюстраций, фильмов, кинокольцовок, просмотр соревнований, демонстрация пособий: схемы, таблицы).

Практические (опробование упражнения, самостоятельное выполнение, соревнования).

2.Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов
Всего Теория Практика
1 Основы знаний о физической культуре и ее развитие. Строение организма. 1 1 -
2 2 2 -
3 1 1 -
4 Гимнастика. 20 1 19
5 Легкая атлетика. 20 1 19
6 Подвижные игры. 40 2 38
7 Спортивные игры. 20 2 18
8 4 - 4
Всего: 108 10 98

2 год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов
Всего Теория Практика
1 1 1 -
2 Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль. 1 1 -
3 Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. 1 1 -
4 Гимнастика. 20 1 19
5 Легкая атлетика. 20 1 19
6 Подвижные игры. 20 2 18
7 Спортивные игры. 41 2 39
8 Контрольные испытания и соревнования. 4 - 4
Всего: 108 9 99

3 год обучения

п/п

Наименование тем Количество часов
Всего Теория Практика
1 Основы знаний о строении организма, о влияние физических упражнений. 1 1 -
2 Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль. 1 1 -
3 Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. 1 1 -
4 Гимнастика. 22 1 21
5 Легкая атлетика. 24 1 23
6 Подвижные игры. 16 1 15
7 Спортивные игры. 39 2 37
8 Контрольные испытания и соревнования. 4 - 4
Всего: 108 7 101

3. Содержание программы общей физической подготовки

1 - 2 год обучени

1. Основы знаний (теория)

О развитие физической культуры в современном обществе. История зарождения физической и адаптивной физической культуры. Адаптивная физическая культура и спорт в программе Специальной Олимпиады России.

О влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы). Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья и работоспособности.

Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Необходимость занятиями адаптивной физической культурой.

О двигательном режиме дня. Систематические занятия физической культурой и спортом.

Понятие о гигиене. Гигиена физических упражнений. Отдых и занятия адаптивной физической культурой и спортом. Личная гигиена. Гигиена обуви и одежды. Закаливание и его значение для растущего организма ребенка. Техника безопасности при занятиях различными видами спорта на стадионе, в спортивном зале.

3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. (теория)

Правила проведения соревнований. Места занятий. Спортивная площадка (стадион), спортивный зал, подсобные помещения: раздевалка, душ, комната для хранения инвентаря. Оборудование и инвентарь для занятий различными видами спорта.

Практические занятия.

4. Гимнастика.

Практика:

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения без предметов, с предметами, в парах, на гимнастической скамейке и т.д.

Акробатические упражнения. Упражнения на гимнастических снарядах. Лазание.

Силовые упражнения. Преодоление полосы препятствий по методу круговой тренировки.

Теория:

Техника безопасности. Гимнастические снаряды. Способы страховки.

5. Легкая атлетика.

Практика:

Ходьба и медленный бег. Кросс 300 - 500м. Бег на короткие дистанции до 30-60м. Бег на длинные дистанции. Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту, многоскоки. Метание мяча с места, на дальность, в цель. Специальные беговые упражнения. Старт высокий, низкий. Стартовый разгон.

Теория:

Основные фазы ходьбы и бега. Техника бега.

Прыжковая техника.

Техника метания.

6. Подвижные игры.

Пратика:

“Мяч соседу”, “Попрыгунчики - воробушки”, “Два мороза”, “Метко в цель”,

“Гуси - лебеди”, “Кто быстрее?”, “Вызов номеров”, “Охотники и утки”,

“Лиса и собаки”, “Воробьи - вороны”, “Взятие высоты”, “Пятнашки”, “Салки”, “Борьба за мяч”, “Перестрелка” и т.д.

Теория:

Правила игры.

7.Баскетбол.

Практика:

Стойка баскетболиста. Ходьба. Бег. Передвижение приставными шагами (лицом вперед, влево, вправо). Остановки (прыжком). Повороты на мете (вперед, назад).

Ловля мяча двумя руками. Передачи мяча двумя руками от груди, двумя руками сверху, одной рукой от плеча.

Броски мяча с места двумя руками от груди, двумя руками сверху.

Ведение мяча с высоким отскоком, с низким отскоком.

Стойка защитника с выставленной вперед ногой. Стойка со ступнями на одной линии.

Индивидуальные действия. Групповые действия. Командные действия. Учебная игра.

Теория:

Правила игры.

Техника передвижения.

Техника владения мячом.

Техника защиты.

Тактика нападения.

8.Бадминтон.

Теория:

Хват ракетки. Подача.

Удары справа и слева.

Плоские, укороченные и короткие удары.

Правила игры.

Практика:

Учебная игра.

9.Футбол.

Практика:

Бег по прямой, изменяя скорость и направление. Повороты во время бега налево и направо. Остановки во время бега.

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой, внутренней стороной стопы, внутренней и внешней частью подъема. Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы.

Ведение мяча. Ведение внешней частью, внутренней частью подъема и внутренней стороной стопы. Правой и левой ногой поочередно. Обманные движения (финты). Обучение финтам: неожиданный рывок с мячом, во время ведения внезапная отдача мяча назад, откатывая его подошвой партнеру.

Отбор мяча. Перехват мяча. Командные действия.

Теория:

Техника передвижения.

Виды обманных движений.

Правила игры.

3-ий год обучения.

1. Основы знаний.(теория)

История физической культуры.

Влияние физических упражнений на организм человека. Краткие сведения о строении человеческого организма (органы и системы).

Формирование у обучающихся устойчивых мотиваций на ЗОЖ. Необходимость ежедневными занятиями физической культурой.

Двигательный режим дня. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом. Ведение дневника самоконтроля.

2. Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль.(теория)

Профилактика простудных заболеваний. Правила и приемы закаливания. Вред курения и употребления алкоголя. Правила оказания первой помощи при спортивных травмах.

3. Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь.(теория)

Правила соревнований по легкой атлетике, гимнастике, спортивным играм (баскетбол, настольный теннис, бадминтон).

4. Гимнастика.

Практика:

Строевые упражнения. Общеразвивающие упражнения: без предметов, с партнером, на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения. Преодоление полосы препятствий.

Теория:

Страховка.

Гимнастическая терминология.

Основы техники гимнастических упражнений.

5. Легкая атлетика.

Практика:

Медленный бег. Кросс 500-1000 м. Бег на короткие дистанции до 100 м. Эстафетный бег. Прыжок в длину с разбега. Прыжки в высоту с разбега. Метание гранаты в цель и на дальность.

Теория:

Углубленное изучение техники бега, прыжковой техники, техники метания.

Техника вхождения в поворот, финиширования.

6. Подвижные игры.

Практика.

Колдуны, пятнашки с мячом, рыбак и рыбки. Бои петухов. Взятие высоты и др.

Эстафеты на месте, в движении, без предметов, с предметами.

Теория:

Правила игры.

7.Баскетбол.

Теория:

Тактика защиты. Тактика нападения.

Практика:

Стойки и перемещения. Индивидуальные и командные действия.

8.Бадминтон.

Теория:

Атака. Защита. Обманные движения. Система взаимодействия бок о бок. Система диагонального взаимодействия. Взаимодействие в линию.

Практика:

Игра в парном разряде. Игра в одиночном разряде

9.Настольный теннис.

Практика:

Хват ракетки. Чередование и сочетание 2-3 различных приемов игры в быстром темпе по заданным квадратам. Сочетание сложных подач с защитными и атакующими ударами. Контрудары.

Теория:

Тактика парной игры. Подбор пар. Варианты тактики парной игры.

Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и методике адаптивной физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах поведения на спортивных сооружениях.

В практической части следует использовать комплексные занятия, в содержание которых включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры или гимнастика, подвижные игры, и т. д.).

Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспи-тательными и оздоровительными целями занятия.

Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей :

подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание , ходьба, бег, общеразвивающие упражнения (без предметов , с предметами, в парах и т. д.);

основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, проводятся подвижные и спортивные игры;

заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце заключительной части подводятся итоги занятия.

Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы составляются руководителем физического воспитания на основе норм для данной возрастной группы.

Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к занятиям. Их следует проводить систематически с приглашением волонтеров, воспитателей и зрителей.

4.Учебно-методическое обеспечение программы.

Структура типового занятия:

  1. Подготовительная часть (разминка) - построение, подготовка двигательного аппарата к работе, ОРУ.
  2. Основная - основные упражнения каждого вида спорта, гимнастика, игры.
  3. Заключительная - восстановление дыхания, упражнение на расслабление, самомассаж.

Занятия по ОФП различны по своим задачам.

1. Занятия по ознакомлению с группой

2. Занятия по изучению нового материала

3. Повторение и закрепление пройденного материала

4. Занятия по изучению нового материала

5. Занятия смешанного характера

5.Материально-техническое обеспечение программы.

Спортивная форма и обувь на каждого занимающегося

Спорт инвентарь: маты, мячи (баскетбольные, футбольные, теннисные, малые), гимнастические палки, шведская стенка, бревно, обручи, гимнастические скамьи, кегли, скакалки, ракетки для тенниса и бадминтона, воланы, футбольные ворота

Технические средства обучения (телевизор, видео, проектор)

Физкультурный зал (зал 30 на 20,палубный, деревянный пол, разметка, стены ровные, без выступов, температура воздуха 16-18 градусов, достаточное освещение, вентиляция, шумоизоляция, достаточное количество спортивного оборудования), спортивный стадион.


Список литературы:

Для педагогов:

1. Барчукова Г. В. Теория и методика настольного тенниса. - М.,2006

2. Верхошанский Ю.В. Основы специальной подготовки спортсмена. - М.,1988

3. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. - М.,1980

4. Голощапов Б.Р. История физической культуры. - М.,2009

5. Гришина Ю.И.Общая физическая подготовка. - М.,2010

6. Каганов Л.С. Развиваем выносливость. - М.,1990

7. Ловейко И.Д.Формирование осанки у школьников. - М.,1982.

8. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания. - М.,2008.

9. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний.- М.,2005.

10. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика.- Ростов - на - Дону,2002.

11. Новиков Ю.Н. Физкультура или спорт. - М.,1996

12. Окунев О.Р. Бадминтон. - М.,2009

Для родителей:

1.Баршай В.М. Активные игры для детей. - М.,2001

2. Баршай В.М. Физкультура в школе и дома. - М.,2001

3.Воликова Т.В. Режим дня в жизни школьников. - М.,1979

4.Ковалева Е. Игры на свежем воздухе для детей и взрослых - М.,2007

5.Красикова И. Детский массаж и гимнастика для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза и плоскостопия. - Сп-б.,2010

Эффективное управление процессом обучения на уроках физической культуры требует планирования учебно-воспитательной работы в виде динамической системы конкретных заданий. То есть каждый урок должен решать конкретные, заранее намеченные задачи и представлять собой завершённое целое, логически связанное с предыдущими и последующими занятиями. Это достигается глубоко продуманным планированием учебного процесса. Планирование учебной работы по физической культуре отличается по своему содержанию от планирования по другим учебным предметам. Это обусловливается спецификой процесса обучения двигательным действиям, структурой программы, неоднородностью состава занимающихся и необходимостью, наряду с решениями образовательных и воспитательных задач, целенаправленно влиять на физическое развитие учащихся.

В современных условиях внедрения здоровьесберегающих технологий, физической культуре, как общеобразовательному предмету, жизнь предоставила место в одном ряду с другими учебными дисциплинами. Межпредметные связи могут быть реализованы путем включения в урок (спортивное мероприятие) фрагмента, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов.

Один из наиболее сложных участков деятельности общеобразовательных школ в целом и специалистов физического воспитания в частности -- работа с ослабленными и больными учащимися, включая оценку освоения ими учебной программы. Недостаточное количество федеральных директивных документов по данному вопросу еще больше затрудняет эту работу.

К сожалению, в последнее время в педагогической практике в области физической культуры и спорта по рекомендации отдельных медицинских работников неправильно трактуется термин «Освобождение от физической культуры».

Учащимся, получающим после перенесенных заболеваний справку из медицинских учреждений об освобождении от занятий физической культурой, обязательно должно быть разъяснено, что освобождение от занятий может быть только временным после острого заболевания, так как полного освобождения от оздоровительной (лечебной) физической культуры не существует, и она практически показана при любых отклонениях в состоянии здоровья.

На основании данных о состоянии здоровья, физического развития и уровня функциональных возможностей для занятий физической культурой и спортом учащиеся распределяются на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. Оптимальная физическая нагрузка для каждой группы учащиеся должна соответствовать ее медицинской характеристике и возможностям занимающихся. Общеобразовательное учреждение может сформировать группу «реабилитации» в период сезонных «школьных» заболеваний.

Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы (10-15% от общей численности учащихся), относятся к специальной медицинской группе (СМГ).

Специальную медицинскую группу условно можно разделить на две подгруппы: подгруппу «А» (обучающиеся с обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу «Б» (обучающиеся с патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями). Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:

  • -- укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
  • -- улучшение показателей физического развития;
  • -- освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
  • -- постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
  • -- закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
  • -- формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • -- воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
  • -- овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;
  • -- обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
  • -- обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
  • -- соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.

Ниже в таблице перечислены некоторые ограничения, накладываемые на занятия физической культурой в зависимости от наиболее часто встречающейся нозологической формы заболевания, а также рекомендуемые виды оздоровительных упражнений. При комплектовании СМГ школьный врач и учитель физической культуры, кроме диагноза заболевания и данных о функциональном состоянии обучающихся, должны также знать уровень их физической подготовленности, который определяется при помощи двигательных тестов. В качестве тестов допустимо использовать только те упражнения, которые с учетом формы и тяжести заболевания не противопоказаны обучающимся. Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом теста является расстояние, пройденное обучающимся. Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается из трех попыток.

Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выпрямленном туловище). Выполняя упражнения, обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.

Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей. Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого. Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.

Таблица 1

Ограничения на занятия физической культурой и рекомендуемые виды оздоровительных упражнений

Заболевания

Противопоказания и ограничения

Сердечно-сосудистая система (неактивная фаза ревматизма, функциональные изменения и др.)

Упражнения, выполнение которых связано с задержкой дыхания, напряжением мышц брюшного пресса и ускорением темпа движений

Общеразвивающие упражнения, охватывающие все мышечные группы, в исходном положении лежа, сидя, стоя; ходьба, дозированный бег в медленном темпе

Органы дыхания (хронический бронхит, воспаление легких, бронхиальная астма и др.)

Упражнения, вызывающие задержку дыхания и чрезмерное напряжение мышц брюшного пресса

Дыхательные упражнения, тренировка полного дыхания и особенно удлиненного выдоха

Заболевания почек (нефрит, пиелонефрит, нефроз)

Недопустимы упражнения с высокой частотой движений, интенсивностью нагрузки и скоростно-силовой направленностью, переохлаждение тела

При проведении общеразвивающих упражнений особое внимание уделяется укреплению мышц передней стенки живота. При занятиях плаванием (по специальному разрешению врача) ограничивается время пребывания в воде (5-10 мин. -- первый год обучения, 10-15 мин. -- второй и последующие годы обучения)

Нарушения нервной системы

Упражнения, вызывающие нервное перенапряжение (упражнения в равновесии на повышенной опоре), ограничивается время игр и т.д.

Дыхательные упражнения, водные процедуры, аэробные упражнения

Органы зрения

Исключаются прыжки с разбега, кувырки,

Упражнения на пространственную ориентацию; точность движений, динамическое равновесие, гимнастика для глаз

Хронические заболевания желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени

Уменьшается нагрузка на мышцы брюшного пресса, ограничиваются прыжки

Тесты физической подготовленности для учащихся первого года обучения в составе СМГ проводятся в декабре и апреле, для второго и последующих лет обучения -- в сентябре, декабре и апреле.

Ответственность за организацию и проведение занятий, соблюдение правил охраны труда и техники безопасности возлагается на администрацию образовательного учреждения, специалиста, проводящего занятия, медицинского работника учреждения.

Комплектование учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, для занятий физической культурой осуществляется медицинским работником образовательного учреждения и оформляется приказом руководителя образовательного учреждения.

Наполняемость групп для занятий оздоровительной физической культурой составляет 10-15 человек, периодичность занятий два раза в неделю по 45 минут или три раза в неделю по 30 минут. Наиболее целесообразно комплектовать эти группы с учетом принципа объединения учащихся по параллелям или классам -- 1-4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы, 10-11 классы. Занятия проводятся в спортивном зале, кабинете оздоровительной физической культуры или в специально оборудованном для этого помещении из расчета 4 кв.м. на одного занимающегося (Болонов, Г.П., 2010).

Занятия могут проводиться в форме урока, расписание которого стоит в сетке часов, или как факультативного занятия во второй половине дня. Уроки должны проходить при строго дифференцированной нагрузке с учетом индивидуального подхода к учащимся. В тех случаях, когда в образовательном учреждении число учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе недостаточно, или в образовательном учреждении отсутствуют необходимые для занятий условия, рекомендуется создавать межшкольные (кустовые) группы из учащихся близлежащих образовательных учреждений.

Посещение занятий по физической культуре учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе «А», является обязательным. Родители обязаны систематически контролировать посещение занятий детьми.

Основные задачи физического воспитания, решаемые при организации занятий по оздоровительной физической культуре:

  • · укрепление здоровья и улучшение показателей физического развития и физической подготовленности;
  • · освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и физических качеств;
  • · формирование интереса к регулярным занятиям физической культурой;
  • · овладение оздоровительными комплексами упражнений, обучение правилам самостоятельного подбора, составления и выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики;
  • · обучение методам самоконтроля при выполнении физических упражнений различной направленности;
  • · соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания (Антонюк, С.Д., 2006).

Мысль об этом терзает тебя уже не один год, но все нет времени на длительные тренировки? Пора вводить тяжелую артиллерию! Занятия с гирей 20 минут в день дают такой же эффект, как и 30-минутная тренировка на беговой дорожке плюс упражнения в тренажерном зале. Секрет в том, что такая «увесистая» работа несет в себе не только силовую, но и динамичную нагрузку, кроме того, задействуются разные группы мышц. Как результат - за 20 мин. сжигается 400 ккал. Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры поможет вам избавиться от лишнего и привести тело в тонус.

2 167828

Фотогалерея: Комплекс специальных упражнений адаптивной физической культуры

Гиря: осмотр в деталях

В отличие от гантелей, где вес пропорционально сбалансирован, во время занятий с гирей нагрузка идет несимметрично. При большинстве хватов руки располагаются где-то по середине рукоятки, а значит, далеко от самой тяжелой части гири. Поэтому при выполнении упражнений приходится прикладывать максимум усилий, чтобы поднять вес. Рукоятка - наиболее используемое место для захвата. Держась за нее, ты можешь вращать гирю или перекладывать ее из одной руки в другую.

Выступы

Местоположение рук на гире можно менять, особенно если держишь ее в перевернутом виде. Основа, или база - самая тяжелая часть гири. Берясь за нее в этом месте, ты обеспечиваешь большую устойчивость. Тренировки с любым «грузом», независимо оттого, гири это, гантели или штанга, - чреваты травмами. Поэтому нужно следовать элементарным правилам техники безопасности. Стой прямо. Плечи разведи назад и старайся не поднимать. Живот втяни. Перед тем как начинать каждое движение, мышцы сильно-пресильно напряги. Старайся удерживать их в таком состоянии на протяжении всего упражнения. Дыхание не задерживай. Контролируй движения. Двигайся ритмично, не бросая вес.

Прежде чем начать

Весь комплекс состоит из разогрева {три первых упражнения) и базовых движений. Коротенькую разминку можно выполнять через день, а основную тренировку - 2 раза в неделю. Понадобятся: гиря весом 4 кг и часы, чтобы засекать время выполнения упражнений.

Полуприседания

Возьмись за гантель обеими руками и расположи ее на уровне груди, ноги поставь на ширину плеч. Делая упор на пятки, опустись вниз, как будто собираешься сесть на стул. Затем опять выпрямись. Повторяй упражнений в течение 40 сек. (около 40 приседаний), положение рук не меняй.

По кругу

Возьми гирю в левую руку и, выполнив круговое движение, заведи ее за спину. Перебрось гирю из левой руки в правую и продолжи движение против часовой стрелки, перекладывая вес из одной руки в другую. Выполняй упражнение в течение 20 сек., затем поменяй направление.

Вращение

Переверни гирю сверху вниз и возьмись за нее обеими руками, вытяни их над головой. Выполни круговое движение влево корпусом. Делай упражнение 20 сек., затем поменяй направление. Ноги поставь пошире, гирю возьми в обе руки и удерживай внизу, между бедрами; полуприсядь. Затем выпрямись, с силой выталкивая бедра вперед, а руки с гантелью резко вытяни перед собой. Опуская гирю, одновременно присядь. Повторяй такие колебательные движения в течение 1 мин. (около 25 взмахов). После этого выполняй их одной рукой, перекладывая гантель из одной руки в другую, причем на вершине взмаха. Это займет еще 1 мин. (около 44 повторов). Возьми меньше вес. Возьми гантель в левую руку, а ногу выставь вперед, правая - сзади. Сгибая колени, опустись в выпаде и передай гирю из левой руки в правую, проведя ее под коленом впередистоящей ноги. Затем поднимись и переложи гирю опять в левую руку, но теперь сделай это над ногой. Продолжай в том же духе 30 сек. (около 18 повторов), поменяй направление движения рук и проделай то же самое еще 30 сек. Повтори упражнение с другой ноги. Перекладывай вес из одной руки в другую только в нижнем положении, под ногой. Верх туловища разверни так, чтобы он смотрел в правую сторону. Одновременно опусти руки до уровня плеч, гиря при этом - на запястьях. Затем разверни корпус в исходное положение, а руки подними вверх. Повтори упражнение слева. Чередуй стороны в течение 1 мин (около 20 повторов). Не поднимай руки вверх, а все время держи их на уровне груди. Наклонись влево, гирю опусти вниз к голени. Представь, что ты стоишь между двумя стеклянными рамами, - старайся не падать ни вперед, ни назад. Медленно возвратись в вертикальное положение. Выполни это упражнение в течение 1 мин. (около 20 повторов). Поменяй сторону.

Ноги поставь пошире, гирю возьми обеими руками и установи внизу. Присядь, затем, надавливая на пятки, выпрямись. Используя импульс, созданный движением бедер, подними гирю вверх. Когда руки будут на уровне груди, ладонями обхвати корпус гири. Затем подними ее над головой и возврати в исходное положение. Выполняй упражнение в течение 1 мин. (примерно 20 повторов). Не поднимай гирю над головой.



  • Разделы сайта