Физические упражнения для детей 1 года. Чем полезна гимнастика для грудных детей? Упражнения для совершенствования ходьбы

В период жизни детей от 1 года до 3 лет совершенствуется развитие уже имеющихся двигательных навыков и статических напряжений мышц, вырабатывается правильная осанка.

Вот некоторые показатели развития основных движений следует использовать родителям для оценки двигательных возможностей своего ребенка.

Что должен уметь ребенок в 12-14 месяцев:
Самостоятельная ходьба; лазание по лесенке высотой 1 м; перелезание на четвереньках через препятствие; подпрыгивание на месте при поддержке за обе руки; бросание мяча двумя руками.

Ребенок в 14-16 месяцев:
Перешагивание через палку; бросание мяча на расстояние до 50 см; ходьба по лестнице приставным шагом; залезание на горку.

Что умеет ребенок в полтора года (1 год 6 мес):
Перешагивание через препятствие высотой 10 см; влезание на бревно; бросание мяча в цель с расстояния в 20- 40 см; подпрыгивание на месте; ходьба по гимнастической скамейке.

В 1 год 7 месяцев - 2 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 20-25 см от пола; влезание на лестницу высотой 1,5 м; перешагивание через веревку, поднятую на 20 см над полом; бросание мяча в цель с расстояния 50-70 см; бег без «полета»; прыгание.

В 2-2,5 года:
Ходьба по наклонной доске, поднятой на 25- 30 см от пола; влезание на табурет высотой 20 см; перешагивание через палку, приподнятую на 20- 30 см от пола; бросание мяча в цель на расстояние 80-100 см; бег с «полетом».

Что нужно для занятий спортом с детьми

Предоставьте ребенку для занятий специально оборудованную комнату или часть комнаты, где должны быть лесенка, скамейка, наклонная плоскость, кубы, 2 обруча, мячи разного размера, веревка, гимнастические палки 40 и 50 см, корзина, скакалка, 2 булавы, игрушки.

Ежедневно в утренние часы проводите зарядку с одним из этих предметов, используя уже знакомые упражнения, в течение 10 мин. При недостатке времени проведите занятие с мячом: побегайте, попрыгайте. Непременно проветрите помещение и расстелите ковер для смягчения прыжков, так как свод стопы ребенка еще формируется.

До обеда ребенок должен гулять на свежем воздухе: кататься на самокате, велосипеде, играть в песочнице. В это время можно провести интенсивный урок в течение 15- 20 мин, включая упражнения на снарядах. Проведите подвижные игры для развития навыков лазания, бега, равновесия и развития физических качеств - ловкости, силы и выносливости.

Летом полезны прогулки по пересеченной местности: ребенок должен преодолевать подъемы, кочки, пройти по бревну, доске, залезть на пенек, перепрыгнуть канавку. В возрасте 2-3 лет прогулки совершаются на расстояние 200- 500 м и более.

Зимой берите с собой на прогулку метелки, лопатки, санки, играйте с детьми в снежки. Дети 1 1/2-2 лет охотно катают в санях кукол, грузы, съезжают с горок на ногах, держась за сани.

В 2,5-3 года можно обучать ребенка ходьбе на лыжах, сначала без палок. Длительность первых занятий не должна превышать 15 мин, постепенно время увеличивается до 1 ч. Приучайте детей к холоду и ветру. В любую погоду ребенок должен гулять, активно двигаться - это наилучший способ воспитания здоровых детей.

Во второй половине дня после дневного сна занятия нацелены на освоение разнообразных движений с мячом, флажками, обручами и другими предметами. Можно широко использовать лазание по гимнастической стенке, ходьбу по гимнастической скамейке, горке. Часть таких упражнений проводят на свежем воздухе на «дорожке здоровья», которая оборудована спортивными снарядами для детей раннего возраста. В ходе совместных занятий проявляется взаимопонимание детей и родителей, которые помогают ребенку преодолеть страх, быть внимательным при выполнении заданий, не отставать от коллективных действий всей группы.

Гимнастика для малышей

Основная задача физического воспитания детей раннего возраста - совершенствование двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, метание, прыжки) и выработка правильной осанки.

Физические упражнения в возрасте от 1 года до 3 лет:
1. Общеразвивающие физические упражнения для формирования правильной осанки и укрепления мышц конечностей.
Упражнение «велосипед» - выполняется лежа на спине на коврике - сгибание и разгибание ног, имитирующие движения на велосипеде. Способствует укреплению мышц брюшного пресса.
Упражнение «лодочка» - лежа на животе на ковре вытянуть прямые руки вверх. Служит для укрепления мышц спины.

2. Для совершенствования ходьбы и бега используют подвижные игры: «Воробьи»,
«Дождик», «Паровозик», « Лошадки».

Например, игра «Паровозик »: дети встают друг за другом, первый из них изображает паровоз, а все остальные - вагоны. Дети ходят за «паровозом», двигают руками и произносят: «Чух-чух-чух, ту-ту-У-У».

Игра «Лошадки »: дети изображают лошадок и кучеров; бегают, высоко поднимая ноги, меняют темп движения по команде.

Для ловкости и смелости - игра «Мишка на наклонной плоскости ». В игре используется гимнастическая скамейка или доска, один конец которой поднимается на высоту 10- 20 см от пола. Дети по очереди на четвереньках поднимаются вверх по скамейке и осторожно слезают с нее.

3. Для развития метания - игра «Кегли», «Мяч в корзину». Дети бросают по очереди в корзину маленькие мячи диаметром 3-5 см. Корзина расположена от места бросания на расстоянии 1 м.

4. Акробатические подготовительные упражнения:
- быстро сесть на пол и встать;
- преодолеть высоту (ребенка поднять на вытянутых руках);
- качание на руках и на ноге взрослого.
Родители должны помнить, что ни в коем случае нельзя подкидывать ребенка вверх!

5. Музыкально-ритмические физические упражнения:
- имитационные упражнения с песнями «Ладушки», «Каравай», «Утята»,
- имитационные упражнения со стихами: «Наши пальчики писали», «Мельница», «Часики тик-так».

В естественных условиях на свежем воздухе рекомендуем:
- перебросить мяч через кустарник;
- залезть на пенек;
- подняться на горку с пологим склоном;
- качели.

Примерные комплексы упражнений для детей разных возрастных групп

1,5 года:
1. Ходьба вокруг обруча под песню «Каравай» (взрослый придерживает ребенка за
руки).
2. Быстрая ходьба за катящимся вперед обручем.
3. Прыжки в обруч.
4. Ползание через вертикально стоящий обруч.
5. Метание мяча в горизонтально расположенный обруч, находящийся на расстоянии 50 см от ребенка.
6. Имитационное упражнение «Велосипед».
7. Упражнение «Лодочка».
8. Сидя на стуле, подтянуть к себе обруч ногами (упражнения для развития мышц стопы).

1,5-2 года:
1. Ходьба по наклонной доске (слегка помогая ребенку).
2. Прыжки «Зайка»: менять направление, сопровождать стихом «Уши выше, лапы шире».
3. Проползание под веревку.
4. Бросание мяча из-за головы на расстояние 80-100 см.
5. Перешагивание через мячи (совершенствует равновесие).
6. Лежа на спине, поочередное поднимание ног вверх.
7. Лежа на животе, поднимание мяча вверх двумя руками.
8. Лазание по лесенке на высоту 1,5 м. Повторить 1-2 раза.
9. Имитационные движения для рук со стихом «Наши пальчики устали». Расслабление рук и кистей.

2-3 года:
1. Ходьба по кружкам - перешагивание с одного кружка в другой.
2. Бег «Лошадки»: менять темп (быстрее, медленнее) 16-20 с.
3. Бросание мяча одной и другой руками в цель с расстояния 1 м.
4. Лежа на спине, ноги удерживает взрослый. Упражнение - сесть, лечь.
5. Лежа на животе, поднимание туловища и прямых рук вверх.
6. Подлезание под палку, находящуюся на высоте 40-46 см от пола.
7. Прыжки на двух ногах через палку, лежащую на полу.
8. Ходьба на носках, на пятках со стихом «Цапля ходит по балкону».
9. Упражнение на расслабление мышц рук и ног - «Стряхнуть снежинки».

Утренняя гигиеническая зарядка для детей 1-3 лет

Для перехода от сна к бодрствованию рекомендуется проводить утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку) вместе с родителями. Важно помнить, что для малыша главное - делать все так, как это делают мама и папа, братья и сестры. Упражнения подбираются с таким расчетом, чтобы в них принимали участие основные мышечные группы.

Не превращайте утренние занятия в тренировку: на всю зарядку отводится 10-15 мин.

Схема комплекса утренней гимнастики:
- потягивание;
- ходьба и бег на месте или в движении;
- упражнения для мышц шеи, рук, плечевого пояса;
- упражнения для мышц туловища, живота;
- упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
- упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады в сторону);
- упражнение на расслабление мышц;
- дыхательные упражнения.

Комплексы следует менять через 3-4 нед, при этом возможно повторение отдельных упражнений при изменении исходных положений рук, ног, туловища. В комплексы утренней зарядки следует включать упражнения на выработку правильной осанки, предупреждение плоскостопия.
Эффективность зарядки возрастает, если выполнять упражнения с предметами: гимнастической палкой, скакалкой, мячами и т. д. В конце зарядки включайте легкий бег. После зарядки переходите к водным процедурам.

До и после зарядки подсчитайте пульс у ребенка (у детей-дошкольников - 100-110 уд/мин).

Эффективность во много раз возрастает, если зарядка проводится на открытом воздухе. При этом увеличивается насыщение крови кислородом, столь необходимым для питания клеток и тканей организма, совершенствуются функции дыхания и кровообращения. На открытом воздухе создаются наилучшие условия для реализации потребностей в движениях, возникает возможность использования большого пространства.

Если же Вы занимаетесь в помещении, не забудьте хорошо проветрить комнату, откройте форточку или окно при хорошей погоде; занимайтесь в трусиках и майке, босиком или в спортивных тапочках

Давайте вместе научимся проводить
гимнастику для детей в возрасте от 6 до 9 месяцев и от 9 месяцев до года на простых комплексах.

Возрастные особенности детей от 6 до 9 месяцев

После 6-ти месяцев у ребенка особенно быстро развиваются произвольные движения. По просьбе взрослого он подает ручку, машет ею, подолгу занимается с игрушками, начинает лепетать.

Семимесячные дети сидят без опоры; в положении сидя выпрямляют и наклоняют туловище; встают на колени; цепляясь за сетку кровати, поднимаются на четвереньки; начинают ползать.

Восьмимесячные сами садятся и ложатся; встают на ноги, цепляясь за неподвижный предмет; хорошо ползают; переступают при поддержке за руки. Девятимесячные могут долго стоять, держась за одну руку; переступают, ухватившись за перила кровати.

Поэтому в комплекс включаются упражнения, подготавливающие ребенка к ползанию, сидению, стоянию, и дыхательные упражнения.

Общая продолжительность занятий 8-10 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 6 до 9 месяцев

1. Круговые движения руками. Исходное положение (в дальнейшем: И, п.) - лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить руками большие пальцы взрослого. Выпрямленными ручками проделывайте круговые движения в плечевых суставах снизу вверх и сверху вниз (4-6 раз). Цель - углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Поднимание выпрямленных ног. И. п.- то же. Обхватите голени малыша так, чтобы большие пальцы лежали на задней стороне ножки, а остальные на коленях. Приподнимайте выпрямленные ножки до вертикального положения и плавно опускайте (4-6 раз). Цель - укрепление мышц брюшного пресса, ног и углубление дыхания (рис. 1).

3. Отведение плеч назад со сведением лопаток. И. п.- лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Дайте малышу обхватить свои указательные пальцы и выпрямляйте его руки вперед. Головку слег­ка приподнимите над столом; затем согните ручки в локтях и прижмите их к бокам, а плечи отводите на­зад до наибольшего сближения лопаток (1-2 раза). Цель - укрепление мышц спины и плечевого пояса.

4. Присаживание при потягивании за согнутые в локтях руки. И. п. - лежать на спине, ногами к переднему краю стола и обхватить указательные пальцы взрослого. Слегка потягивая за согнутые в локтях ручки, помогайте ребенку приподняться и присесть (1-2 раза). Цель - укрепление рук, плечевого пояса и брюшного пресса, развитие навыка самостоятельно садиться.

5. Приподнимание ребенка на ноги при поддержке за кисти рук. И. п.- лежать на животе, ногами к переднему краю стола, обхватить указательные пальцы взрослого. Ручки выпрямите вперед, приподнимите взерх и отведите немного назад. При этом ребенок зстает сначала на колени, а затем на ноги (1-2 раза). Цель - укрепление мышц спины, шеи и ног, развитие навыка вставать.

6. Присаживание при поддержке за одну руку. И. п.- лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Положите одну руку на колени, другой придерживайте отведенную в сторону ручку. Со словами «сядь», «сядь» помогайте присаживаться. Придерживайте попеременно за одну и другую ручку (1-2 раза). Цель - укрепление мышц брюшного пресса и развитие навыка садиться.

7. Ползание. И. п. - лежать на животе, ногами к переднему краю стола. Перед малышом положите яркую игрушку. Ножки его согнуты в коленях и тазобедренных суставах. Если ребенок при этом самостоятельно не продвигается вперед, то подложите свою правую руку под его грудь и продвигайте вперед (4-6 раз). Цель - укрепление мышц ног, живота и спины, развитие ползания (рис. 2).

8. Переступание при поддержке за кисти рук. И. п.- стоять лицом к взрослому. Придерживая за кисти согнутых в локтях ручек, со словами «иди», «иди» помогайте ребенку переступать и делать 5-8 шагов (1-2 раза). Цель - укрепление мышц ног и туловища, развитие умения ходить.

Возрастные особенности детей от 9 месяцев до года

Девятимесячные дети при небольшой поддержке хорошо стоят. Вот почему некоторые упражнения даются из исходного вертикального положения. В этом возрасте возникает понимание речи, поэтому и упражнения сопровождайте краткими словами.

Десятимесячные недолго стоят без опоры, ходят, придерживаясь, например, за каталку.

Одиннадцатимесячные долго стоят без опоры, ходят при поддержке за одну ручку, пытаются делать первые шаги.

Годовалые дети начинают самостоятельно ходить; стоя без опоры, приседают и выпрямляются.

Общая продолжительность занятий 10-12 минут.

Гимнастика: упражнения для детей от 9 месяцев до года

1. Круговые движения руками. И. п.- лежать на спине, ногами к переднему краю стола. Ребенок и взрослый держатся за небольшие кольца. Круговые движения производите в одну и другую стороны (4-6 раз). Цель - углубление дыхания и укрепление мышц плечевого пояса.

2. Приподнимание выпрямленных ног. И. п.- то же. На высоте выпрямленных ножек поднимите палочку и со словами «выше», «выше» добейтесь, чтобы ребенок дотянулся до нее ногами (2-3 раза). Цель-укрепление мышц брюшного пресса и углубление дыхания.

3. Вставание на ноги из положения лежа на животе. И. п. - лежать на животе, ногами к переднему краю стола. При помощи колец, за которые держатся ребенок и взрослый, помогите встать на ножки малышу (1 - 2 раза). Цель - укрепление мышц плечевого пояса, ног и туловища.

4. Наклон и выпрямление туловища. И. п. - стоять, прислонившись спиной к взрослому. У ног ребенка положите игрушку, удобную для захватывания. Одной рукой придерживайте малыша за колени, а другой за животик. Со словами «возьми», «возьми» добейтесь, чтобы он взял игрушку и снова выпрямился (2-3 раза). Цель-укрепление мышц спины, живота и разви¬тие координации з работе мышц туловища (рис. 3).

5. Сгибание и разгибание рук. И. п.- стоять лицом к взрослому и держаться за кольца, которые одновременно держит и взрослый. Производите попеременное сгибание и разгибание рук в плечевом и локтевом суставах (6-8 раз). Цель - укрепление рук и мышц плечевого пояса.

6. Приседание. И. п.- то же. Придерживая ребенка за обе согнутые в локтях руки, побуждают его к приседанию, произнося: «присядь», «присядь» (2-3 раза). Цель - укрепление мышц туловища, ног, рук и плечевого пояса (рис. 4).

7. Ходьба за каталкой. Держась за спинку каталки обеими руками или одной рукой, ребенок шагает за ней в течение 1-2 минут. Цель-развитие навыка к самостоятельной ходьбе.

Мамочки, внимание! Если у ребеночка есть особенности в развитии, врач наверняка «пропишет» вам специальную лечебную гимнастику для детей до года.

И напоследок очень полезное видео, которое наглядно покажет, как проводить массаж и гимнастику с детьми до 1 года:

Занятия гимнастикой и проведение массажа ребенку в возрасте месяца помогают в физическом развитии, нормализации мышечного тонуса, а в некоторых случаях помогают справляться с коликами, дискомфортом в животике и даже лечат некоторые заболевания.

Гимнастика и зарядка по утрам - эти занятия стимулируют навыки и физическое развитие крохи, активизируют кровообращение и обмен веществ, помогают развивать нервную систему. Основной целью занятий в этом возрасте становится выравнивание тонуса мышц сгибательной и разгибательной групп, так как в первые недели жизни преобладает физиологический гипертонус. Это также помогают общению ребенка с родителями, кожному контакту и установлению более близкой эмоциональной связи между вами.

Гимнастика для ребенка 1 месяц

Обычно рекомендуется заниматься гимнастикой с конца первого месяца, а по назначению врача и ранее. До этого вы можете почаще оставлять малыша голеньким на пеленке, играя с его ручками и ножками, осуществляя ими движения. Гимнастика новорожденного ребенка 1 месяца не должна быть длительной и чрезмерно активной, кроха еще слишком мал, чтобы длительно заниматься, его мышцы слабы и он быстро утомляется как физически, так и эмоционально. В этом возрасте гимнастика для грудничка в 1 месяц будет заключаться в выполнении физиологических движений, играх. Дайте крохе в ручки свои пальцы, когда он ухватится за них, легонько приподнимите его верхнюю часть тела на пару сантиметров. Проводите не более 5-6 таких подъемов с отдыхом. Голова при этом не должна запрокидываться, а тело подниматься высоко.

Одним из элементов зарядки для ребенка 1 месяц будет выкладывание на животик. При этом он изначально будет поворачивать голову в сторону, а потом начнет пытаться поднимать головку. Это полезно для укрепления мышц спины и шеи. Затем можно подставить к стопам малыша руку - он попытается оттолкнуться от рук и немного «проползти».

Если положить ребенка на бочок, можно проводить легкие разгибания позвоночника. Для этого нужно пальцами провести по линии позвоночника - кроха прогнет спинку.

Также согните кроху в позу эмбриона, поддерживая одной рукой головку и спинку, а другой - прижимая ножки к животу. Слегка покачивайте кроху на ягодичках в такой позе вперед-назад. Полезными будут и покачивания на большом надувном мяче, уложив малыша на чистую пеленку животиком на мячи. Можно пружинить на мяче, раскачивать его в стороны или вперед-назад.

Массаж ребенку 1 месяц

Проведение различных видов массажа новорожденного ребенка 1 месяц нужно изначально обсудить с педиатром. Обычно здоровым детям массажи назначаются с возраста 1-1.5 месяцев, но по показаниям - и ранее. Обычно массажи медицинской направленности показаны при наличии проблем с тазобедренными суставами, тонусом мышц или кривошеей. В таких случаях, как делать массаж ребенку в 1 месяц вас научит специалист массажного кабинете, изначально он будет проводить лечебные массажи сам.

Если речь идет об обычном массаже - применяют поглаживания поверхностей тела и сгибания с разгибаниями конечностей, потряхивания. Никаких сильных или активных движений при массаже в этом возрасте не применяют. Обычно теплыми руками малыша гладят по ручкам и ножкам, от пальчиков по направлению к туловищу, проводят руками по животику и по спинке, встряхивают кисти и стопы. При боли в животике и газах показа круговой массаж животика по часовой стрелке нежными поглаживаниями пальцами или всей ладонью.

Развивать физические данные маленького ребенка очень важно: чем больше работы с ним будет проведено, тем быстрее и увереннее он пойдет. Работа с детьми после года даст возможность сделать малыша более координированным, ловким и подвижным, что является предпосылкой для правильного развития и счастливого детства. Чтобы правильно заниматься с ребенком гимнастикой, необходим определенный комплекс упражнений и заданий, которые кроха должен выполнять ежедневно.

Особенности

Дети, которым исполнился годик, уже имеют немалый запас умений и знаний и хотят еще больше его расширять и совершенствовать. Благодаря помощи родителей, у них может появиться такая возможность, важно лишь взяться за дело всерьез и надолго. Зарядка для детей 1-2 лет должна быть несложной, но увлекательной , ведь основа деятельности малыша – это игра.


Чтобы правильно подобрать упражнения, важно проанализировать деятельность ребенка и сделать акцент на том, что пока не получается.

Исходя из возрастных особенностей и физического развития детей, можно строить занятия с малышом на базе следующих знаний.

  • В 12-14 месяцев ребенок должен уже достаточно хорошо ходить, взбираться на метровую лестницу, лазить на четвереньках и преодолевать препятствия таким образом, подпрыгивать на одном месте и бросать мячик при помощи двух рук. Если какой-то вид деятельности не получается или идет с большими трудностями, стоит придумать комплекс игровых заданий на развитие проблемных умений.


  • Для детей 14-16 месяцев нормой становятся свободное перешагивание через препятствие, броски мяча на расстояние, спуск и восхождение на лестницу при помощи приставного шага, а также подъем на невысокую горку. Занятия с малышом могут проходить как дома в виде зарядки, так и в виде активных игр на детской площадке.


  • Когда малышу уже исполнилось 1.5 года , он может справиться с препятствиями, высота которых составляет не менее 10 сантиметров, влезть на бревно или небольшой пенек, бросить мячик в определенное место, прыгать на одном месте и ходить по небольшой возвышенности: бордюр, скамейка. Появление новых способностей может помочь в построении более сложного комплекса занятий для ребенка.
  • В 1.6-2 года малыш может справиться с ходьбой по наклонной поверхности, залезть на лестницу высотой более метра, перешагнуть через препятствие высотой до 20 см, бросить мяч в нужное место с места на расстоянии до 70 см, активно бегать и прыгать. В этом возрасте полезно включать большое количество активных игр с перемещением, поскольку малыш уже достаточно развит.
  • В 2-3 года у ребенка можно наблюдать способности к прохождению по наклоненной поверхности с разницей в 20-30 см от уровня пола, залезанию на табуретку, перешагиванию через препятствия любого размера и диаметра, не превышающего 30 см в высоту и 20 см в длину. Кроме того, он может достаточно далеко бросать мячик, активно бегать и прыгать. Для окрепших и сформировавшихся малышей нужно создавать полноценный комплекс утренней зарядки, который, кроме игр, уже будет включать спортивные упражнения.




Проведение физических упражнений положительно скажется на всех сферах развития ребенка, он будет более веселым, активным и любознательным. При помощи родителей сможет освоить гораздо больше умений, которые некоторым сверстникам будут еще не под силу. Правильно выбирая упражнения для детей разного возраста, можно добиться положительных результатов.

Зарядка для самых маленьких

Утренняя гимнастика помогает прогнать сон и быстрее прийти в норму, что важно как взрослому, так и ребенку, особенно если он ходит в садик или школу. Однако заниматься с детьми можно начинать гораздо раньше. В 1 год можно проводить профилактические массажи перед тренировкой, а в заключение – небольшую растяжку и упражнения на расслабление организма ребенка.


Суть работы в этом возрасте сводится к самым простым заданиям.

  • Собрать предметы в корзинку соответствующего цвета. Задание помогает не только развивать физическую активность, но и учить цвета, что в этом возрасте очень важно.
  • Бросить мяч в ведро (имитация баскетбола). Если есть детский баскетбол, можно бросать мяч в специальное кольцо.
  • Найти спрятанную игрушку. Мама прячет недалеко игрушку средних размеров, ребенок должен ее найти.
  • Зайди в круг. Положить на пол обруч и попросить ребенка зайти в него и выйти. Можно подать как игру: когда на улице дождик – нужно спрятаться, когда солнце – можно выйти из круга.
  • Обязательно немного потанцевать с малышом, вырабатывая чувство ритма и поднимая настроение ребенку.




Занятия с детьми от года до двух

В полтора года можно усложнить комплекс занятий с ребенком.

  • Ходьба, но не прямо, а вокруг предмета. Хорошо будет в процессе движения петь песни или проговаривать стишок.
  • Игра в догонялки. Родитель направляет обруч катиться вперед, а ребенок должен успеть прийти к финишной черте быстрее, используя только ходьбу, а не бег.
  • Прыг в лужу. Используется тот же обруч, задача в том, чтобы с двух ног перепрыгнуть обод и попасть внутрь. Чтобы малышу было интереснее, можно имитировать прыжки в лужи.

  • Упражнения на ловкость. Поставить обруч на пол, ребенок должен сразу пройти через него, потом прыгнуть в него, а в конце – пролезть на четвереньках через него.
  • Баскетбол. При помощи обруча, который родитель держит как баскетбольное кольцо, можно тренировать ловкость и координацию малыша, стоящего с мячом. Задача ребенка – правильно бросить мяч одной или двумя руками и попасть внутрь обруча.
  • Упражнение на полу. Лежа на спине, подняв ноги вверх, нужно проводить кругообразные движения ногами, как бы прокручивая педали велосипеда.
  • Упражнение на животе. Нужно одновременно поднять ноги и руки, имитируя лодочку, плывущую по волнам. Важно держать стопы и кисти прижатыми друг к другу. Задача малыша – как можно дольше удерживать такое положение.
  • В качестве заминки можно использовать упражнение для развития мышц стопы: сидя на стуле, пальцами ноги подтянуть к себе обруч поочередно каждой ногой. Когда ребенок будет справляться с этим заданием легко, можно использовать мелкие игрушки, которые стопой нужно перекладывать с одного места в другое.



Такая активная и в то же время веселая работа с ребенком очень скоро даст свои плоды, и малыш будет активнее сверстников, более координированным и ловким, что поможет в подготовке к занятиям в садике и будущей спортивной секции.

Если говорить о занятиях с детьми в два года, то для них комплекс еще больше усложняется, и может иметь такой вид.

  • Ходьба с использованием искусственно созданного возвышения или горки, на которую нужно зайти и сойти. Для первых попыток важно сопровождать ребенка и вести за руку, позже – лишь присутствовать рядом.

Нашла вот такую гимнастику, может кому пригодится:
После того, как мой сынок научился ходить, наши занятия гимнастикой автоматически прекратились. Повзрослевший малыш уже отказывается заниматься пассивной гимнастикой. Но не бросать же занятия совсем? Для зарядки для дошкольников Саша еще мал, ему пока не объяснишь сути и смысла упражнений. И мы нашли выход.

В этом возрасте у ребенка очень сильно выражено подражание взрослым. Он все хочет делать «как большой», значит и гимнастику нужно делать вместе со взрослыми. Мама показывает упражнение - малыш, стремясь подражать, повторяет. Упражнения хорошо сопровождать веселыми стишками и песенками, тогда гимнастика станет веселой и любимой игрой вашего ребенка.

Гимнастику с ребенком в возрасте от года до трех нужно проводить по настроению. Не надо пытаться выполнить весь комплекс упражнений за раз, можно это сделать в течение дня. То есть выполнять по одному-два упражнения за раз и обязательно в игровой форме.

Вот наш комплекс упражнений. Нам еще нет трех лет, так что я буду добавлять новые упражнения, по мере их появления в нашей жизни.

1. Каравай. Мама поет песенку и показывает малышу движения. Помогает малышу их повторять.

Как на Сашины именины
Испекли мы каравай
Вот такой ширины, (ручки в стороны)
Вот такой ужины, (ручки перед собой)
Вот такой вышины, (ручки вверх)
Вот такой нижины. (присели, ручками достали до пола)
Каравай-каравай, (до конца песенки крутим «фонарики»)
Кого любишь выбирай,
Я люблю конечно, всех,
Ну а Сашу больше всех!

2. В Африке горы. Мама поет песенку, держит ребенка за руки, помогая выполнять упражнение. Когда малыш запомнит упражнение - за руки не держать.

А-а, в Африке горы вот такой вышины, (руки вверх)
А-а, в Африке реки вот такой ширины, (руки в стороны)
А-а, крокодилы, бегемоты, (хлопаем в ладоши)
А-а, обезьяны, кашалоты,
А-а, и зеленый попугай. (взмахи руками «как птичка»)

3. Баба сеяла горох. Мама держит ребенка за обе руки, стоя лицом к лицу. Когда ребенок будет прыгать самостоятельно, за руки можно не держаться.

Баба сеяла горох,
Прыг-скок, прыг-скок, (прыгаем на месте)
Обвалился потолок,
Прыг-скок, прыг-скок. (прыгаем на месте)
Баба шла-шла-шла, (шагаем на месте)
Пирожок нашла,
Села, поела (присели на корточки)
И дальше пошла.

4. Мишка косолапый. Изображаем медведя, сильно переваливаясь из стороны в сторону.

Мишка косолапый (шагаем, сильно раскачиваясь влево-вправо)
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поет.
Шишка отлетела,
Прямо мишке в лоб, (ладошкой хлопнуть по лбу)
Мишка рассердился
И ногою - ТОП! (топнуть ножкой)

5. По горкам. Садим ребенка к себе на колени и качаем вверх-вниз. В конце стихотворения раздвигаем свои колени, малыша опускаем вниз, поддерживая под коленки.

По горкам, по горкам,
По горной дорожке,
В ямку - БУХ!

А нам больше нравится такое стихотворение для этого упражнения.

Еду-еду, к бабе, к деду,
На лошадке, в красной шапке,
По ровной дорожке, на одной ножке,
В старом лапоточке, по рытвинам, по кочкам,
Все прямо и прямо, а потом вдруг в яму - БУХ!

6. Большой и сильный. Ребенка садим на колени лицом к себе. Держим малыша за руки.

Спрашиваем: какой у нас Саша вырастет?
И отвечаем: высокий (ручки в верх), большой (разводим ручки в стороны), и сильный (руки сгибаем, кулачками прижимаем к плечам).
Спрашиваем еще раз. Отвечаем в обратном порядке: сильный, большой, высокий.

7. Ходим на носочках и на пяточках. Я спрашиваю: как Саша на цыпочках ходит? А как Саша на пяточках ходит?

8. Приседаем. Мы разбрасываем по полу колечки от пирамидки, палочку я держу в руках. Прошу приносить мне колечки по одному. За каждым колечком сыну приходится присесть. Можно, например, разбросать кубики и собирать их в коробку.

9. Мостик. Вроде взрослого мостика, только наоборот. Малыш встает попой вверх, ручками опирается о пол, коленки прямые. Тоже говорю: покажи, как Сашенька мостик делает? И заглядываю ему в этом положении в лицо, Саше смешно - он хохочет.

10. Черепашка. Из положения мостик ходим на ручках и ножках (колени прямые). Говорю: покажи, как черепашка ходит?

11. Прыжки. Говорю: покажи, как зайчики прыгают? Прыг-скок, прыг-скок.

12. Играем с мячом: катаем мяч по полу, бросаем от груди и из за головы.

13. На прогулке. Ходим вверх-вниз по ступенькам, вверх-вниз по горке. При этом пока поддерживаю за ручки, будет ходить уверенней - перестану поддерживать.

14. Догонялки. Говорю: как Саша бегает? Догоню-догоню. Можно и дома побегать, но у нас места маловато, получается бегать только по коридору от комнаты до кухни. Так уж лучше на улице.



  • Разделы сайта