Фитбол в детском саду методика обучения. Текстовое сопровождение презентации. Спасибо за внимание

Фитболы в детских садах называют коррекционными мячами, поскольку именно с их помощью делают коррекцию фигуры. Но не только опасность искривления позвоночника становится стимулом к занятиям с швейцарским мячом, как еще его называют. Дети же этот мяч называют лошадкой, так как любят скакать на нем, словно верхом на коне. В целом гимнастический мяч хорошо развивает ребенка, одновременно не дает ему устать во время занятий, так как тренировки проводятся в игровой форме. Воспитатели детских садов и дошкольных учреждений, кроме организации занимательных занятий, решают еще воспитательные, оздоровительные, образовательные задачи.

Задачи

Гимнастика в детском саду или дошкольном оздоровительном учреждении должна проводится на гимнастических (фитнес) ковриках, одежда свободная, лучше всего заниматься босиком в носочках. Продолжительность занятия для детей до четырех лет — 20 минут, до шести лет — полчаса.

Гимнастические мячи выдерживают до 300 килограмм, поэтому на нем вполне можно заниматься детям. Детям дошкольного возраста берут мяч диаметром 45 сантиметров. Есть метод подбора мяча — нужно сесть на него, и угол ног между голенью и бедром должен быть прямым. Но для детского садика вполне подойдут одинаковые указанного 45-сантиметрового размера. Мячики не должны быть слишком упругими, так как на них будет трудно держать равновесие, кроме того, слишком прыгучие шары могут привести к травмам.

Не надо специально подбирать цвет, главное — чтобы цвета были разными, чтобы ребенок мог закрепить за собой мячик и смог его найти среди других. Разноцветность помогает следить за определенным ребенком на занятии, эстафетах. Яркие цвета более интересны, поэтому, если есть возможность, выбирайте неоновые, пестрые, с рисунками. Также в детском саду обязательны ручки или рожки, чтобы ребенок мог прыгать на фитболе.

Большое значение имеют не только статические и динамические движения, но и вибрации. По степени вибрационного воздействия фитбол не имеет аналогов среди тренажеров. А вибрирующие движения мяча воздействуют на нервную систему (если нагрузки умеренные, то это влияние позитивное), прыжки на фитболе помогают в лечении желудочных, нервных, сердечных болезней, заболеваний позвоночника, таких как сколиоз или остеохондроз. Проблема детского ожирения довольно успешно решается с помощью этого круглого тренажера.

Даже простые статические упражнения, связанные с правильной посадкой на фитбол, выравнивает таз при его неправильном положении, также занятия помогают лечить сколиоз в грудной и поясничной части спины. Если лежать на животе или спине — организм старается изо всех сил сохранить равновесие, подключая большое количество мышц, работают даже те мышцы, которые относящихся непосредственно к области соприкосновения с тренажером (на мяче можно сидеть, лежать на спине или животе, все работают практически все мышцы организма).

Знакомство с тренажером

Знакомство с свойствами и особенностями гимнастического мяча, следующие упражнения годятся для праздничных эстафет:

Учимся правильно садиться на гимнастический мяч с помощью следующих упражнений:

  1. Сесть на фитбол, который можно поставить у стены, прижать стопы к полу, держа их параллельно.
  2. Сидя, поворачивать в стороны голову, поднимать по очереди руки, двигать плечами, скользить руками по поверхности мяча, подводить руки к плечам, разводить руки в стороны, бегать вокруг фитбола, опираясь на него рукой.

Сохранение осанки

Учимся сохранять правильное положение спины, тренируя осанку упражнениями для ног, рук и держа равновесие, качаясь на фитболе:


Учимся сохранять равновесие с помощью простых упражнений:

  1. Поставить руки на фитбол, выпрямлять одну ногу, заводить на сторону, ставя на пятку.
  2. Ставить ногу впереди и сбоку на носок.
  3. Двигать ногами вперед и в сторону с положением рук — одна рука вверху, другая — в стороне, также заводить одну руку за голову, другую отводить в сторону.
  4. Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

Общеразвивающие упражнения

Несколько упражнений для растягивания, их можно синхронно делать в небольшой в группе в детском саду:


Несколько упражнений для улучшения равновесия:

  1. Лечь животом на фитбол и прокатиться к грудной клетке посредством сгибания ног.
  2. Лечь на гимнастический мяч животом и перекатится на спину.
  3. Сесть на фитбол, ноги держать вместе, наклонятся в одну сторону, тазовой частью движемся в другую сторону.

НАТАЛЬЯ ИВАННИКОВА

1 слайд :

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

ФИТБОЛ-ГИМНАСТИКИ В ДОУ

2 слайд :

Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях - одна из актуальных задач современной педагогики.

В нашем ДОУ одна из эффективных форм работы с дошкольниками является методика работы с коррекционными мячами, или фитболами . Гимнастика с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес-гимнастики и используется как одна из технологий здоровьесбережения .

3 слайд :

Фитбол –

это оригинальный цветной гимнастический мяч, с помощью которого можно значительно улучшить свое самочувствие, фигуру и осанку. Кроме того, занятия на фитболе поднимают настроение и способствуют борьбе со стрессом и депрессией.

4 слайд :

Фитбол , пришедший к нам из Швейцарии, уже завоевал тысячи поклонниц, благодаря простоте использования и поражающим результатам занятий. Это отличный тренажер для всей семьи, начиная от новорожденного младенца и заканчивая пожилыми людьми.

5 слайд :

Специалисты утверждают,

что фитбол для детей не имеет совершенно никаких противопоказаний, а вот пользу от таких упражнений на мяче переоценить невозможно. Упражнения на фитболе для детей способствуют развитию многих мышц, а также формированию его гибкости и выносливости.

Вибрация при выполнении упражнений и амортизационная функция мяча способствуют улучшению обмена веществ, кровообращения, разгрузке позвоночного столба. Кроме того, занятия на гимнастическом мяче положительно влияют на развитие вестибулярного аппарата, координации движений, а также функцию равновесия у ребенка.

Установлено, что упражнения верхом на фитболе также благоприятно влияют на лечение таких заболеваний как сколиоз, остеохондроз, неврастения и другие.

6 слайд :

С чего же начать?

Прежде всего, мы предоставили детям возможность познакомиться с новым оборудованием - поиграть с мячами, т. к. мяч по популярности занимает первое место в царстве детской игры. Он притягивает к себе, стимулирует фантазию и двигательное творчество. Мяч развивает руки ребёнка, а развитие руки напрямую связано с развитием интеллекта.

Область применения фитбола безгранична , его можно использовать в любом возрасте и на любые группы мышц, для лечения и для профилактики, для отдыха и для развлечения.

7 слайд :

Золотые правила фитбола :

1. Мяч подбирают по росту, так чтобы при посадке на мяч

между туловищем и бедром, бедром и голенью,

голенью и стопой был прямой угол.

2. Удобная одежда, не мешающая движениям.

3. Упражнения не должны причинять боль.

4. При выполнении упражнений

не задерживать дыхание.

5. Начинать с простых упражнений

постепенно переходя к более сложным.

6. Избегать быстрых и резких движений.

8 слайд :

Общеразвивающие упражнения с фитболом используются педагогами нашего ДОУ как физкультминутки в непосредственно образовательной деятельности (НОД, как элементы физкультурных и музыкальных НОД, свободной деятельности детей, индивидуальной работ. ,

9 слайд :

Обязательным условием для проведения упражнений является хорошее самочувствие и позитивное настроение ребенка.

Для занятий можно подобрать ритмичную музыку – таким образом, упражнения принесут ребенку еще больше радости.

10 слайд :

Фитбол -гимнастика включает в себя : общеразвивающие упражнения, строевые упражнения, упражнения на равновесие, игровые упражнения, упражнения на релаксацию, коррекционные упражнения.

11 слайд :

Игра в жизни дошкольника

Как известно, игра с мячом занимают важнейшее место в жизни дошкольника. Среди множества детских игр особое внимание отводится подвижным играм, которые разнообразны по своему содержанию и организации.

Использование фитболов (мячей) в этих играх придаёт играм более творческий характер, усиливает терапевтический эффект.

Дети старших групп охотно играют в различные бессюжетные игры с соревновательным элементом, эстафеты, игры с различными предметами. Основная цель бессюжетных игр с фитболами – двигательная корректировка развития воспитанников.

Перед педагогом ставится задача научить воспитанников действовать в соответствии с инструкцией, что приучает детей ориентироваться в пространстве, развивает ловкость, находчивость, быстроту реакции.

16 слайд :

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был здоров. Но эффективность работы по здоровьесбережению невозможна без участия семей. Ни что так не стимулирует ребёнка к занятиям спортом, как личный пример родителей

17,18, слайд :

19 слайд :

Забота о здоровье - это

важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Василий Александрович Сухомлинский

20 слайд :

Спасибо за внимание.











Публикации по теме:

Одной из важнейших теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ является внедрение и использование в процессе.

Консультация на тему: «Новые технологии в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками» инструктора по физической культуре МБДОУ.

Интегрированное занятие с элементами фитбол-гимнастики с детьми старшей группы «В гостях у сказки» Инструктор по физической культуре Федорова Светлана Николаевна МБДОУ «Детский сад № 40 «Радость» города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Интегрированное занятие с элементами оздоровительной гимнастики «Путешествие по временам года» для детей старшего дошкольного Цель: Закрепление знаний детей о природе, формирование образного восприятия о временах года, повышение умственной и физической работоспособности.

Использование игровой оздоровительной технологии «БОС-Здоровье» в коррекционной работе с детьми Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из важнейших проблем нашего времени. Охрана жизни и укрепление здоровья, функциональное.

Влияние фитбол-гимнастики на здоровье дошкольника и примерный комплекс упражнений для закрепления дома.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.
Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор - этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса. Во время занятий по - физическому воспитанию у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.
За последние годы состояние здоровья детей прогрессивно ухудшается. Рождение здорового ребенка стало редкостью. Причин роста патологии множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности, информационные и нейропсихические перегрузки. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других.
В дошкольном возрасте завершается дифференциация центров ас¬социативных зон, интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается механизм сопоставления слова с воспринимаемой действительностью, улучшается способность к анализу движений сверстников, самоанализу, самоконтролю, появляется стремление удовлетворить свою биологическую потребность в активных движениях.
Развитие детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в логопедических и оздоровительных группах, - одна из актуальных задач современной педагогики. Исследования показывают, что дети 90-х годов отличаются низким уровнем ловкости и быстроты, а также низкой степенью сформированности двигательных навыков, низкой моторной обучаемостью. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием восприятия, внимания и памяти. Диспропорциональ¬ность развития, незрелость движений определяют различия во всех психомоторных актах и предопределяют недостаточный уровень качества их выполнения.
Многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем. Эти программы должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. Именно этим требованиям отвечает методика работы с коррекционными мячами, или фитболами, высокая эффективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах.
Гимнастика с использованием фитболов относится к одному из видов фитнес-гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.
Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы. Шар посылает оптимальную информацию всем ана¬лизаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.
Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготропное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотропный эффект, то есть успокаивает, его обычно выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние ребенка. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Приоритет в разработке системы «цветов безопасности» принадлежит Ф. Биррену. Так, черная и коричневая окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета. Теплые цвета усиливают восприятие высокой температуры окружающего воздуха, холодные цвета ослабляют ее восприятие.
Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают еще и вибрационным воздействием.
Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет еще использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Вибрация вместе или с движением усиливает импульсацию из проприорецепторов, возбуждая
двигательную зону коры головного мозга. Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения и т. д. Лечебный эффект обусловлен биомеханическими факторами - это прежде всего воздействие колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани.
Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков ц приспособлений. Правильная посадка на мяче предусматривает оптимальное взаиморасположение всех звеньев тела, при этом происходит наиболее экономная работа мышц по удержанию позы в правильном статическом положении.
Упражнения на мяче могут выполняться в разных исходных положениях. Условия выполнения упражнений лежа на мяче гораздо тяжелее, чем на полу-жесткой устойчивой опоре, так как необходима постоянная балансировка, при этом работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в заданном положении.
Упражнения в исходном положении сидя на мяче, тренируют мышцы тазового дна, выравнивают «косое» положение таза, что также важно для коррекции сколиотических отклонений позвоночника в грудопоясничном отделе. Покачивания в положении сидя на мяче, как верховая езда, благотворно влияют на межпозвонковые диски, центрируя их и нормализуя в них обменные процессы, а также улучшая кровообращение, лимфоотток и ликвородинамику позвоночного столба.
Занятая с мячом, укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет, но главное - формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
«Золотые правила» фитбол-гимнастики
1. Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол.
Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости; ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.
2. Перед занятием с мячами следует убедиться, что рядом отсутствуют какие-либо острые предметы, которые могут повредить мяч.
3. Надевать детям удобную одежду, не мешающую движениям, и не скользкую обувь.
4. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным.
5. Ни одно упражнение не должно причинять боль или доставлять
дискомфорт.
6. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и
поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. Резкие повороты, скручивания, нагрузка по оси могут повредить межпозвонковые диски, играющие роль буферов.
7.При выполнении упражнений лежа на мяче не задерживать дыхание.
8.Выполняя на мяче упражнения лежа на животе и лежа на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперед-назад, что связано с частой у детей проблемой нестабильности шейного отдела позвоночника. По этой же причине нельзя «увлекаться» прыжками на мячах.
9. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.
10. Физическая нагрузка по времени должна строго дозироваться в соответствии с возрастными возможностями детей.
11.Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы
страховки и учить самостраховке на занятиях с мячами.
12. На каждом занятии необходимо стремиться к созданию положительного эмоционального фона, бодрого, радостного настроения. В связи с этим одним из эффективных средств является музыкальное сопровождение.
Возможно проведение комплексных занятий, когда одновременно с выполнением физических упражнений дети совершенствуют культуру речи, правильное произношение и выполняют другие логопедические задания.
14. Упражнения на мячах с целью формирования коммуникативных умений у детей могут выполняться в парных общеразвивающих упражнениях, подвижных играх, командных соревнованиях.

Этапы освоения упражнений с использованием фитболов

1 этап
Задачи этапа:
1. Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.
Рекомендуемые упражнения:
*различные прокатывания фитбола по полу, по скамейке, между
ориентирами «змейкой», вокруг ориентиров;
*отбивание фитбола двумя руками на месте, в сочетании с
различными видами ходьбы;
*передача фитбола друг другу, броски фитбола;
*игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в Цель»,
«Вышибалы», «Докати мяч» (варианты: толкай ладонями, толкай развернутой ступней
2. Обучить правильной посадке на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
*сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность
постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны
друг другу);
*сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для
плечевого пояса. Например:
а) повороты головы вправо-влево;
б) поочередное поднимание рук "вперед-вверх», в сторону;

г) скольжение руками по поверхности фитбола:


Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). Рекомендуемые упражнения:
* сидя на полу в приседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
*Стоя лицом к мячу; 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны.
2 этап
Задачи этапа:
1. Тренировать способность удерживать равновесие при выполнении упражнений из разных исходных положений.
Рекомендуемые упражнения
Различные игровые задания с замиранием по команде «Займи свой мяч», «Кати - замри»;
Выполнение упражнений по сигналам, по примеру, по словесному указанию «Стоп, хлоп, раз», «Славная осанка», «Играй, играй, мяч не теряй», «Эквилибристы»;
Задания на статическое равновесие «Стойкие солдатики», «Удержи мяч».
2. Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиванием на фитболе. Рекомендуемые упражнения:
Самостоятельные покачивания на фитболе; покачивания с одновременными движениями рук и ног «Танцуй сидя», «Веселые разминки» и т.п.
Покачивания из исходных положений лежа и сидя «Удержи правильную
осанку», «Качели».
3. Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
Рекомендуемые упражнения:
Сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его руками сзади. Расслабить мышцы шеи и спины, положив голову на фитбол и покачиваться влево - вправо.
Сидя на полу с согнутыми ногами, боком к фитболу. Расслабить мышцы спины и шеи, положив голову на мяч и покачиваться.
3 этап.
Задачи этапа:
Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитболов в едином для всех темпе.
Научить выполнению упражнений на растягивание. Данные упражнения в комплексах, разработанных для занятий.
4 этап.
Задачи этапа:
Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
Совершенствовать и закреплять сформированный рефлекс позы, тренировать силу мышечного корсета, увеличивая объем упражнений на фитболе.
Побуждать детей к проявлению творчества, самостоятельности в играх и упражнениях с фитболами. Рекомендуемые игры.
Додумывать сюжет фитбол - сказок с использованием разученных ранее
упражнениями;
Игры-соревнования с фитболами;
Фитбол-развлечения «Придумай сам», «Разные фигуры».

Примерный комплекс упражнений для закрепления упражнений дома.

Р е к о м е н д у е м ы е у п р а ж н е н и я:
сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (стопы должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);
сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса.
Н а п р и м е р:
а) повороты головы вправо – влево;
б) поочередное поднимание рук вперед-вверх и в сторону;
в) поднимание и опускание плеч;
г) скольжение руками по поверхности фитбола;
д) сгибание руки к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;
е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.
Сидя в полуприседе на носках лицом к фитболу, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая.
Выполняем из положения, стоя, лицом к мячу: 1-2 присели, проверили положение; 3-4 встали, руки в стороны. По сигналу все разбежались врассыпную и бегают между фитболами, по другому сигналу подбежали к своим фитболам и присели.
Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу.
Исходное положение – упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе:
- присесть на пятки, фитбол прижать к коленям;
- вернуться в исходное положение.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки. Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Это упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед – назад.
Переходы из положения упор, сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в исходное положение.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же в положении сидя.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем.
Исходное положение – лежа на спине, на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот. Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол. Это упражнение лучше начинать с фитбола, диаметр, которого на один размер меньше необходимого для занимающихся.
Лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги лежат на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 18 комбинированного вида Пушкинского района

Санкт-Петербурга

Учебно-методическая программа

Составила:

Шевченко О.А.

Программа

«Фитбол - гимнастика в детском саду»

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, подкорковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников. Именно этим требованиям отвечает методика работы с фитбол-мячами. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений на мяче, усиливает эффект занятий.

Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями. Т.А. Соловьева (1997) справедливо указывает, что современная физкультура в дошкольном учреждении должна предупреждать заболевания, то есть быть профилактической. Ее не могут заменить программы по лечебной физической культуре, так как они адресованы детям с предпатологией и патологией.

Фитбол («fit» - оздоровление, «ball» - мяч). Фитбол - большой мяч диаметром 45-75 см - который используется в оздоровительных целях. Благодаря фитбол-гимнастике снижается уровень заболеваемости и повышается уровень физического развития, повышается благотворное влияние на развитие здоровья

Фитбол-гимнастика – это занятия на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи (Казанская А. В., Пикалева Е. Ю., 2001):

  1. Развитие двигательных качеств;
  2. Обучение основным двигательным действиям;
  3. Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;
  4. Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;
  5. Улучшения функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  6. Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;
  7. Улучшение кровоснабжения позвоночника, суставов и внутренних органов, устранение венозного застоя;
  8. Улучшение коммуникативной и эмоционально-волевой сферы;
  9. Стимуляция развития анализаторных систем, проприорцептивной чувствительности;
  10. Развитие мелкой моторики и речи;

Цель программы.

  1. Развивать физические качества и укреплять здоровье детей.

Задачи программы.

Оздоровительные:

  1. 1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.
  2. 2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.
  3. 3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.

Образовательные:

  1. 1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость.

Воспитательные:

  1. 1.Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и игах.

Программа создает условия для оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастикой, которая формирует двигательную сферу ребенка в развитии силы мышц, поддерживающих правильную осанку; способности удерживать равновесие, развивает физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость .

Для организации работы по программе необходимо создать следующие условия:

  1. физкультурно-музыкальный зал,
  2. приобрести фитбол-мячи индивидуально подобранные для ребенка в зависимости от роста; магнитофон, аудиокассеты и диски.
  3. разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
  4. составить график занятий и совместной деятельности;

совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники безоп

Занятия с фитболами начинаются со второй младшей группы. С младшего возраста, нужно познакомить детей с фитболом, дать представление о форме, физических свойствах мяча с помощью игровых упражнений. Использование фитболов начинать с помощью сказки. Например: фитбол это «колобок». Дети слушают сказку и выполняют движения. Начиная со средней группы, в совместную деятельность вводится бодрящая гимнастика после сна. Она включает пружинистые качания на фитболе, которые улучшают подвижность суставов и повышает эмоциональное состояние ребенка и активирует на дальнейшее сотрудничество с воспитателем. В старшем возрасте фитболы могут участвовать в бодрящей гимнастике после сна и в веселых эстафетах, в совместной деятельности . Применение фитбола проводится в физкультурно-оздоровительном процессе в течение недели в одном мероприятии. Основные формы работы – занятия, совместная деятельность, развлечения. В основе игр с фитболами лежат общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз.

Продолжительность одного занятия в младшей группе не должна превышать 15 мин, в средней -20 мин, в старшей 25 мин, в подготовительной группе 30 мин. Количество занятий одно в неделю.

Физкультурные занятия с фитболом проводятся по подгруппам с учетом групп здоровья, роста. Они проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

Оборудование: мячи по количеству человек в группе (мяч подбирается с учетом ростовых параметров), коврики по количеству детей, магнитофон, диски, кассеты с музыкой.

Подготовительная часть

Ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и т.д. В исходном положении сидя на мяче можно делать дыхательную гимнастику. А затем выполняют упражнения на мяче в исходном положении - сидя на мяче, в ыполняется сидя на мяче с пружинящими движениями. Разминка проводится под веселую детскую музыку. Во время разминки выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами.

Упражнения:

  1. Наклоны головой вперед-назад и вправо-влево. Темп медленный.
  2. Повороты головой направо - налево. Темп медленный.
  3. Круговые вращения руками вперед и назад. Темп средний.
  4. Наклоны туловища вправо-влево. Темп средний.
  5. Повороты туловища направо - налево. Темп средний.
  6. “Лестница” – поднимать руки поочередно на пояс, на плечи, вверх, два хлопка руками и обратно поочередно так же (плечи, пояс, два хлопка внизу по мячу). Постепенно темп упражнений можно увеличивать.
  7. Ходьба сидя на мяче вперед-назад (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
  8. Ходьба сидя на мяче вправо-влево (не отрывая ягодицы от мяча). Пройти как можно дальше. Спина прямая.
  9. Прыжки на мяче как можно выше отрываясь от пола
  10. Прыжки сидя на мяче вокруг себя (подпрыгиваем, постепенно переставляя ноги и двигаемся по кругу).

Основная часть

Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе), лёжа на коврике (на спине и животе).

Упражнения стоя:

  1. Стоя на коврике, мяч в руках. Поднимание прямых рук с мячом вверх-вниз (5-10 раз)
  2. Стоя на коврике мяч в руках. Повороты туловища вправо-влево (руки с мячом на уровне груди)
  3. “Маятник”. Руки с мячом справа сверху, опускаем их вниз и поднимаем влево вверх
  4. Ходьба по кругу, держа мяч над головой (руки прямые). Можно ходить по кругу, а можно “змейкой”, постепенно, то увеличивая, то уменьшая темп.
  5. Отбивание мяча одной рукой, двумя и поочередно на месте и в движении.
  6. Бросание мяча вверх и ловля его. Также упражнение можно выполнять в парах.
  7. Катание мяча друг другу.
  8. Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Удержание равновесия. Ноги прямые. Руки в стороны
  9. Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Катание мяча вперед-назад и (или) вправо-влево.
  10. Стоя на одной ноге, вторая на мяче. Приседания 5 раз. Руки в стороны. Ноги в коленях прямые
  11. Стоя, ноги на ширине плеч, руки касаются мяча. Прокатывание мяча вперед и назад, не отрывая ноги от пола (колени прямые). Нужно прокатить мяч как можно дальше

Упражнения, сидя на мяче:

  1. Перекаты с носочков на пятки. Руки в стороны.
  2. Сидя на мяче (пятки и голень как можно ближе к мячу), ноги оторвать от пола и удерживать равновесие как можно дольше. Руки в стороны
  3. Ходьба вперед, не отрывая ягодицы от пола, постепенно опуская спину на мяч. Лежа на мяче удерживать равновесие (руки в стороны), затем постепенно поднимаясь идти назад

Упражнения, лежа на коврике, на спине:

  1. Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Катание мяча, вперед-назад сгибая и выпрямляя ноги.
  2. Лежа на коврике, на спине мяч под ногами. Поднимание и опускание ног поочередно. Ноги прямые.
  3. Лежа на коврике, на спине, мяч обхватить ногами с двух сторон. Поднимание и опускание прямых ног. Руками можно держаться за коврик.
  4. Лежа на коврике, на спине мяч под ногами, руками держаться за пол. Поднимание и опускание таза.

Упражнения, лежа на коврике, на животе:

  1. Лежа на коврике, на животе руки впереди с мячом. Поднимание и опускание туловища (по возможности подниматься как можно выше). Можно удерживать положение наверху несколько секунд.

Упражнения, лёжа на мяче, на животе:

  1. “Качалочка”. Стоя на коленях, перекат на мяче вперед на прямые руки и вернуться обратно на колени.
  2. Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, ноги прямые не касаются пола. Туловище параллельно полу. Удерживать равновесие несколько секунд.
  3. Лёжа на животе, на мяче, руками упереться в пол, сгибать и выпрямлять ноги поочередно и одновременно. Ноги не касаются пола.
  4. Лёжа на животе, на мяче, ходьба на прямых руках вперед и назад. Ноги прямые параллельно полу.
  5. “Самолёт”. Лёжа на животе, прямыми ногами упереться в пол, спину поднять как можно выше, руки в стороны. Удерживать позу несколько секунд.

Упражнения, лёжа на спине, на мяче:

  1. “Звёздочка”. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Удерживать положение несколько секунд.
  2. Перекаты на спине вперед-назад. Лёжа на спине, на мяче, упереться прямыми ногами в пол, руки в стороны. Выполнять сгибание и разгибание ног.
  3. “Мостик” на мяче выполняется с помощью педагога, который поддерживает и страхует ребёнка. Во время выполнения упражнения нужно оттолкнуться ногами от пола, выполнить перекат назад на мяче и поставить руки на пол. Вначале можно выполнять только перекаты на руки и обратно, отталкиваясь от пола то руками, то ногами.

Заключительная часть

В заключительной части выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче, на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей и подвижные игры с фитболом.

Программные задачи для каждого занятия практически едины для каждого номера занятия в любом блоке.

1-е занятие:

  1. Познакомить с первыми четырьмя упражнениями комплекса.
  2. Познакомить с техникой выполнения упражнений на фитболе, используя метод круговой тренировки.

2-е занятие:

  1. Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комплекса.
  2. Разучить первые четыре упражнения на фитболе.

3-е занятие:

  1. Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений.
  2. Закрепить навык выполнения упражнений на фитболе.

4-е занятие:

  1. Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений.
  2. Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболе. Внедрение фитбол - гимнастики в образовательный процесс ДОУ вписывается довольно легко. Фитбол - гимнастику можно применять и в начальной школе. В результате данной работы повышается уровень физического развития и здоровья.

Методика проведения.

Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Это показ физических упражнений, использование наглядных пособий (фотографии, схемы построения), имитации (подражания), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи.

В младшем дошкольном возрасте при обучении физическим упражнениям в большей мере используют показ, имитации, зрительные, звуковые ориентиры. Словесные приемы сочетаются с показом и помогают уточнить технику упражнений.

В среднем и старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.

Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Для уточнения построения используются наглядные пособия в виде схемы или с помощью фотографии. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям. Подражая, например, действиям зайчика, дети входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.

Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на фортепиано или аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.

Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям используется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые помогают освоить движение на фитболе, отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат», «Паровоз» и т. д. Словесное описание используется при обучении детей старшего дошкольного возраста.

Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения. Например, воспитатель рассказывает сказку «Колобок», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.

С целью закрепления двигательных навыков упражнения на фитболе, следует проводить в игровой и соревновательной формах. При выполнении физических упражнений в соревновательной и игровой форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.)

Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. При выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

Перспективный план обучения упражнениям на фитболе.

1 год обучения.

Месяцы

Основные

задачи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

- прокатывания фитбола: по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров;

- передача фитбола друг другу, броски фитбола;

Игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Докати мяч»

Декабрь Январь

Февраль

Обучить правильной посадке на фитболе.

Сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

Сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например: а) повороты головы вправо-влево; б) поочередное поднимание рук вперед-вверх - в сторону; в) поднимание и опускание плеч; г) скольжение руками по поверхности фитбола; д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны; е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

Игры с фитболом: «Догони мяч», «Толкай ладонями», «Толкай развернутой ступней».

Март Апрель

Май

Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях).

-«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны;

-« Бег в рассыпную »по сигналу все разбегаются врассыпную и бегают между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и приседают. Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу;

-« Приседания « и.п.: - упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1 - присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2 - вернуться в и.п.;

И.п.: лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.

- «Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально;

-«Шагаем по футболу» и.п.: лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Упражнение можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально; Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад;

- « Переходы» переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в и.п.;

- «Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же - в положении сидя;

И.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги - на фитболе, руки за головой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем;

- « Передача » и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол - в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот;

- «Перекат» и.п.: стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол.

- «Полет» и.п.: лежа на спине, на полу, согнутые в коленях ноги на фитболе. Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

структура занятий включает традиционную разминку с различными видами ходьбы, бега, упражнениями для рук, туловища, ног на фитболе. Занимающиеся с фитболами должны находиться на расстоянии 1-1,5 м друг от друга и от выступающих предметов в зале. Темп и продолжительность упражнений индивидуальны.

2 год обучения.

Месяцы

Основные задачи

Сентябрь

Октябрь Ноябрь

Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

-« Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень;

- «Вертолет » в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны - вверх - вперед - вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах. Такие движения должны вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе. Необходимо следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола;

И.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени;

И.п. сидя на фитболе: приставной шаг в сторону;

Декабрь

Январь Февраль

Научить сохранению правильной осанки и тренировка равновесия и координации.

Ноги вперед » поочередно выставлять ноги на пятку вперед в сторону, руки на фитболе;

Поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

То же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

- « Наклонись» наклоняться вперед, ноги врозь;

Наклониться вперед к выставленной ноге вперед с различными положениями рук;

Март

Апрель

Май

Обучить ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

- « Наклоны » и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

Наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

-«Пошагаем » и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в и.п.;

- «Пошагаем»и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии;

-«Выше ноги» и.п:.

-«Ноги выше » и.п:

И.п:

-« Махи ногами » и.п:

И.п:

Выполнить два предыдущих упражнения из и.п. руки за голову.

- « Покачаемся » и.п:

-«Покачаемся» и.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

Организационно-методические указания: при выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

3 год обучения.

Месяцы

Основные задачи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Научить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе.

-«Ноги выше » и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать;

И.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи - над кистями;

И.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;

И.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

И.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

Декабрь

Январь

Февраль

Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.

- «Покачиваемся » и.п: стоя в упоре на одном колене боком к мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч ступней. Выполнять медленные пружинистые покачивания;

То же упражнение выполнять, сгибая руки;

И.п: стоя на одном колене спиной к фитболу, другое колено - на мяче, руки на полу. Выполнить несколько пружинистых движений назад;

- «Перекат » и.п: то же. При «накате» на фитбол правую руку поднять вверх;

И.п: то же. Выполнять одновременно обе руки.

Март

Апрель

Май

Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе

- «Качаемся » и.п: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

И.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

Организационно-методические указания: при выполнении упражнений в сочетании с колебательными покачиваниями на фитболе необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать соревнования.

4 год обучения.

Месяцы

Основные задачи

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.

-«Махи » и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

И.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

Упражнения ранее разученные.

Декабрь

Январь

Февраль

Совершенствовать технику выполнения упражнений с фитболом.

- «Прокати » и.п.: в упоре лежа на животе на фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди;

То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой;

И.п.: стоя на коленях лицом к фитболу. Перейти в положение лежа на животе, руки в упоре, одна нога согнута;

Аналогичное упражнение с опорой на фитбол коленом согнутой ноги, другая нога выпрямлена вверх;

-« Поворот » и.п.: лежа на животе на фитболе. Перевернуться на спину;

- «Прокатись» и.п.: стоя правым боком к фитболу. Шаг правой ногой через фитбол, прокат на фитболе; затем приставить левую ногу, встать левым боком к фитболу;

Март

Апрель

Май

Совершенствовать технику выполнения упражнений в разных исходных положениях.

«Наклонись»-и.п.: сидя на фитболе, ноги вместе. Небольшой наклон влево, прокат вправо на фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат влево на фитболе;

- «Повороты»и.п.: лежа на животе на фитболе, в упоре на полу. Повороты в стороны; точка контакта с фитболом постепенно удаляется от опоры на пол;

То же упражнение с опорой на фитбол одной ногой;

- « Подкати » и.п.: лежа на спине, на полу, ноги на фитболе. Поднимая таз от пола, сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в и.п.;

И.п.: то же упражнение с опорой на фитбол одной ногой.

Организационно-методические указания: при самостоятельном выполнении упражнений на фитболе детьми необходимо контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола. Структура занятий сохраняется, но увеличивается объем упражнений на фитболе. Можно использовать соревнования.

Критерии отслеживания результативности освоения программы:

Уровни освоения программы 2 младшая группа.

Высокий уровень.

Уверенно самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания инструктора. Легко реагирует на сигналы. Стремиться к ведущей роли в подвижных играх.

Средний уровень .

Самостоятельно выполняет движения на фитболе. Сохраняет равновесие. Выполняет указания инструктора. Реагирует на сигналы. Не всегда уверенно выполняет роль ведущего в подвижных играх.

Низкий уровень .

Упражнения с фитболом выполняет с напряжением. Координация движений низкая. Равновесие на фитболе не сохраняется. Медленный темп выполнения.

Уровни освоения программы в средней группе.

Высокий уровень.

Проявляет интерес к новым упражнениям. Может контролировать действия других. Сохраняется длительное устойчивое равновесие. Следит за осанкой.

Средний уровень .

Самостоятельно правильно выполняет упражнения с фитболом по предварительному показу инструктора. Активно осваивает новые упражнения. Соблюдает правила игры. Равновесие на фитболе сохранятся.

Недостаточно контролирует осанку при выполнении упражнений.

Низкий уровень .

Допускает ошибки при выполнении упражнений на фитболе. Плохо сохраняет равновесие на фитболе. Выполняет упражнения по показу инструктора. Не контролирует осанку. Нарушает правила в подвижных играх на фитболе.

Критерии освоения программы в старшей группе.

Высокий уровень .

Уверенно, с хорошей амплитудой выполняет упражнения. Способен самостоятельно организовать игру. Владеет самооценкой и контролирует других детей.

Средний уровень .

Без усилий выполняет упражнения. Может замечать свои ошибки в технике выполнений. . Недостаточно владеет самооценкой и контролем за другими детьми.

Низкий уровень.

Не замечает ошибок в технике выполнения. С интересом включается в игру, но нарушает правила в подвижных играх. Интерес к освоению новых упражнений неустойчив.

Уровни освоения программы в подготовительной группе.

Высокий уровень.

Равновесие устойчивое. Упражнения выполняет с хорошей амплитудой, выразительно. Проявляет элементы творчества в двигательной деятельности. Самостоятельно организовывает игры.

Средний уровень .

Равновесие сохраняет. Упражнения выполняет, проявляет интерес к новым упражнениям. Наблюдаются элементы творчества.

Низкий уровень .

Допускает ошибки в основных элементах упражнений. Слабо контролирует технику выполнения. Допускает нарушения в играх. Без усилия и интереса осваивает новые упражнения.

Заключение.

Программа предлагает оздоровительную работу с дошкольниками посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления.

Примерные дыхательные упражнения

  1. Дышите тихо, спокойно и плавно

И.п.: стоя, сидя, лёжа (глаза лучше закрыть). Сделать медленный вдох через нос, пауза (кто сколько сможет), затем плавный выдох через нос (5-10 раз).

  1. Подышите одной ноздрёй

И.п.: сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей сделать тихий продолжительный вдох. Открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки, через правую ноздрю сделать тихий выдох (3-6 раз).

  1. “Воздушный шар”

И.п.: лежа на спине, туловище расслаблено, глаза закрыты, ладони на животе. Сделать медленный плавный вдох без каких-либо усилий; живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Сделать медленный плавный выдох; живот медленно втягивается (4-10 раз).

  1. “Воздушный шар” в грудной клетке

И.п.: лёжа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть рёбер и сконцентрировать на них внимание. Сделать медленный ровный выдох. Медленно выполнять вдох через нос, руки должны ощущать распирание грудной клетки. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными (6-10 раз).

  1. “Воздушный шар” поднимается вверх

И.п.: лежа, сидя, стоя. Руки положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах. Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием плеч (4-8 раз).

  1. “Ветер”

И.п.: лежа, сидя, стоя, туловище расслаблено. Сделать полный вдох, выпячивая живот и грудную клетку; задержать дыхание на 3-4 секунды; сквозь зажатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.

  1. “Радуга, обними меня”

И.п.: стоя или в движении. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны; задержать дыхание на 3-4 с; растягивая губы в улыбке, произносить звук “с”, выдыхая воздух и втягивая в себя живот. Руки сначала вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи (3-4 раза).

  1. “Дышим тихо, спокойно и плавно”. Повторить 3-5 раз упражнение

Подвижные игры с фитболом.

  1. “Паровозик”

Дети садятся на фитболы друг за другом и первый ребёнок или педагог исполняет роль машиниста. Он “везёт” ребят по залу в разных направлениях. Дети, подпрыгивая, передвигаются друг за другом, подталкивая свой мяч руками.

  1. “Гусеница”

Дети садятся на фитболы друг за другом и представляют, что руки – это ножки гусеницы, которая лежит на спине. Первому ребенку дают в руки фитбол и он, прогнувшись назад, передаёт мяч следующему ребенку. Когда мяч дойдет до последнего игрока его начинают передавать обратно.

  1. “Быстрый и ловкий”

Фитболы (на один меньше чем детей) лежат по кругу. Под весёлую мелодию дети ходят вокруг мячей. Как только прекратится музыка, нужно быстро сесть на мяч. Кому не хватило мяча, выбывает из игры. Один мяч убирается, и игра продолжается, так происходит до тех пор, пока не останется один игрок (победитель).


Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в оздоровительных целях. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно- висцеральные рефлексы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.


Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность: для укрепления мышц рук и плечевого пояса; для укрепления мышц брюшного пресса; для укрепления мышц спины и таза; для укрепления мышц ног и свода стопы; для увеличения гибкости и подвижности в суставах; для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата; для формирования осанки; для развития ловкости и координации движений; для развития танцевальности и музыкальности; для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).


Фитбол-гимнастика – это занятие на больших упругих мячах. Фитбол-гимнастика позволяет решать следующие задачи: Развитие двигательных качеств Обучение основным двигательным действиям Развитие и совершенствование координации движений и равновесия Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки Улучшение функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно- психического развития Улучшение коммуникативной и эмоциональной-волевой сферы Стимуляция развития анализаторных систем, проприоцептивной чувствительности Развитие мелкой моторики и речи Адаптация организма к физической нагрузки


Фитбол мяч цветовое влияние Фитбол в переводе с английского означает мяч для опоры, используемый в оздоровительных целях. Мячи могут быть не только разного диаметра, но и разного цвета: Теплые цвета (красный оранжевый) повышают активность отдела вегетативной нервной системы, стимулируют, тонизируют иммунитет, укрепляют память, зрение, придают бодрость, улучшают цвет кожи. Холодные цвета (синий голубой) нормализуют сердечную деятельность, ухудшают скоростно-силовые качества Зеленый цвет нормализует сердечную деятельность и ЦНС, стабилизирует артериальное давление, расслабляет, снимает напряжение, помогает при заболеваниях позвоночника, обмена веществ, мигрени




Дать детям представление о форме и физических свойствах мяча Научить правильной посадке на мяч и приемам самостраховки Разучить основные движения, сидя на мяче. Учить упражнениям на удерживание равновесия Разучить основные исходные движения с мячом (броски, ловля, удары, упр. в парах) Разучить основные исходные движения с мячом (броски, ловля, удары, упр. в парах) Следить за внешними признаками утомления Дать представление об основных исходных положениях на фитболе (сидя, лежа на спине, животе, на боку) Учить выполнять упражнения в сочетании с колебательными покачиваниями на мяче Предлагать мяч детям для самостоятельной деятельности только после того, как они обучены упражнениям с фитболом


1. Познакомить со всеми свойствами мяча, научить простейшим движениям (правильная посадка на мяч, медленные покачивания сидя на мяче не теряя контакта с ним). 2. Первое занятие можно проводить в индивидуальной форме. 3. Занятия с детьми четвертого года жизни проводить индивидуально или с родителями. 4. На первых занятиях можно использовать «физиорол» 5. Подобрать упражнения в соответствии с уровнем физической подготовленности и индивидуальных особенностей детей. 6. На физкультурных занятиях упражнения на мячах не должны превышать 30-40% общего времени (5-10 мин). 7. Для снятия электрического эффекта протирать мячи влажной тряпкой перед занятием. 8. Познакомить с правилами (не толкаться, не пинать мяч, не бросать его куда попало, не прыгать, внимательно слушать педагога).


Упражнения фитбол- гимнастики Содействие профилактике и коррекции различных заболеваний (опорно- двигательного аппарата, болезней лёгких, внутренних органов и др.) Развитие музыкально- ритмических и творческих способностей в целях рекреации, досуга, отдыха и развлечения (массаж, игры, эстафеты, танцы, ритмические упражнения) Развитие двигательных способностей (силы, координации, гибкости, функции равновесия, вестибулярного аппарата и др.)


Упражнения на фитболах, используемые на занятиях Гимнастические упражнения (разновидности ходьбы, бега, прыжков; ОРУ) Основные (базовые) шаги аэробики, (соединенные в блоки и комбинации). Танцевальные упражнения (элементы ритмики, хореографии и современных танцев) Коррекционно-профилактические упражнения (профилактика и коррекция различных заболеваний) Подвижные и музыкальные игры и эстафеты Упражнения с мячом (броски, перекаты, ведение мяча)


Упражнения фитбол - гимнастики Ходьба, бег, прыжки На месте и в движении С мячом в руках, ногах Сидя на мяче ОРУ По признаку организации группы одиночные вдвоем, втроем по кругу в сцеплении. в колоннах в шеренгах в движении По признаку организации группы одиночные вдвоем, втроем по кругу в сцеплении. в колоннах в шеренгах в движении По анатомическому признаку для рук и плечевого пояса для ног и тазового пояса для туловища и шеи для всего тела По анатомическому признаку для рук и плечевого пояса для ног и тазового пояса для туловища и шеи для всего тела По признаку преимущественного воздействия На силу На растягивание На расслабление На осанку На координацию На дыхание По признаку преимущественного воздействия На силу На растягивание На расслабление На осанку На координацию На дыхание По исходным положениям из стойки из седа (приседа) из упоров из положения лёжа (на боку, на спине, животе) По исходным положениям из стойки из седа (приседа) из упоров из положения лёжа (на боку, на спине, животе) По признаку использования предметов и снарядов Без предметов С предметами (скакалки, гантели, набивные мячи, резиновые бинты, эспандеры) На снарядах (сидя на мяче) По признаку использования предметов и снарядов Без предметов С предметами (скакалки, гантели, набивные мячи, резиновые бинты, эспандеры) На снарядах (сидя на мяче)


ОРУ без предметов (сидя на мяче) ОРУ без предметов (сидя на мяче) 1. Упражнения для рук и плечевого пояса: для пальцев и кисти Для увеличения подвижности в суставах Для сгибателей и разгибателей мышц рук На расслабление мышц рук и плечевого пояса 1. Упражнения для рук и плечевого пояса: для пальцев и кисти Для увеличения подвижности в суставах Для сгибателей и разгибателей мышц рук На расслабление мышц рук и плечевого пояса 2. Упражнения для ног и тазовой области: для стопы и голени Для увеличения подвижности в суставах Силовые упражнения для мышц бедра Для мышц тазового дна Для расслабления мышц ног 2. Упражнения для ног и тазовой области: для стопы и голени Для увеличения подвижности в суставах Силовые упражнения для мышц бедра Для мышц тазового дна Для расслабления мышц ног 3. Упражнения для туловища: Для мышц передней поверхности туловища (силовые) Для увеличения подвижности позвоночника Для мышц задней поверхности туловища (силовые) Для мышц боковой поверхности туловища (силовые) Для мышц шеи 3. Упражнения для туловища: Для мышц передней поверхности туловища (силовые) Для увеличения подвижности позвоночника Для мышц задней поверхности туловища (силовые) Для мышц боковой поверхности туловища (силовые) Для мышц шеи 5. Упражнения на дыхание 4. Комплексные упражнения (упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп) 4. Комплексные упражнения (упражнения, включающие в работу наибольшее количество мышечных групп)




Занятия фитбол-гимнастикой Занятия проходят 1 раз в неделю. Группы подбираются с учетом возрастных, двигательных и индивидуальных особенностей детей. Занятия подразделяются на 3 части: подготовительную, основную и заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и подготовку организма к основной части тренировки. В основной части происходит максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей Заключительная часть способствует улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма. Все занятие проходит под музыкальное сопровождение


Содержание занятия Длительность занятия минут Оборудование: мячи по количеству человек в группе, коврики по количеству детей магнитофон, диски с музыкой Подготовительная часть 10 минут: выполняются упражнения сидя на мяче с пружинящими движениями. Выполняются упражнения для всех основных групп мышц, начиная с головы и заканчивая ногами. Основная часть 15 минут:выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лежа на мяче (на спине и животе 0, лежа на коврике (на спине и животе) Заключительная часть 5 минут: выполняются дыхательные упражнения стоя, сидя на мяче, лежа на мяче и подвижные игры с фитболом


Работа на физкультурных занятиях по фитбол- гимнастике строится на основных принципах: Доступность - подбор мячей, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей. Постепенность- от простого к сложному. Повторяемость и систематичность занятий




Посадка считается правильной, если: - угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой составляет 90 градусов; - голова приподнята и её центральная линия совпадает с осью туловища; - спина выпрямлена, плечи развернуты, живот втянут; - руки лежат на фитболе и фиксируют его ладонями сбоку или сзади; - ноги на ширине плеч, ступни параллельно друг другу и прижаты к полу, колени направлены на носки.


Мяч должен быть подобран согласно росту занимающегося. Одежда должна быть удобной, обувь на резиновой основе. В целях профилактики травматизма следует заниматься на ковровом покрытии. Следить за правильной посадкой на мяче. Необходимо научить ребенка приемам самостраховки. Начинать с простых упражнений и облегченных исходных положений, постепенно переходя к более сложным. При выполнении упражнений лежа на мяче контролировать, чтобы голова и позвоночник составляли прямую линию и не задерживалось дыхание. Избегать резких и быстрых движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины. На первых занятиях следует использовать менее упруго накаченные мячи. Следует избегать соприкосновения мяча с острыми и режущими поверхностями и предметами для предотвращения повреждения мяча. Расстояние между занимающимися должно быть не менее 1,5 м Подгруппа занимающихся не более 6-12 человек


Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др.Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом и др. При занятиях фитбол-гимнастикой, сердечно-сосудистая система работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках.При занятиях фитбол-гимнастикой, сердечно-сосудистая система работает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках. Мяч создает хорошую амортизацию и поэтому во время выполнения динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе.Мяч создает хорошую амортизацию и поэтому во время выполнения динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Дети, занимающиеся фитбол-гитмнастикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.Дети, занимающиеся фитбол-гитмнастикой, меньше болеют, у них улучшается осанка, внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.





Литература: Потапчук А.А., Дидур М.Д. «Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений. РЕЧЬ С.-П Потапчук А.А., Овчинникова Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольников». РЕЧЬ, С.-П Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. "Фитнес-данс". С.-П Потапчук А.А. «Лечебные игры и упражнения для детей».РЕЧЬ.С.- П Потапчук А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребёнка» РЕЧЬ, С.-П Сайкина Е.Г., Кузьмина С.В. Фитбол - аэробика для детей «Танцы на мячах» изд. РГПУ им. Герцена С-П Потапчук А.А., Лукина Г.Г. «Фитбол – гимнастик в дошкольном возрасте» изд. СПГАФК им. Лесгафта, С-П Евдокимова Т.А., Клубкова Е.Ю., Дидур М.Д. «Фитбол- гимнастика в оздоровлении организма». Изд. СПГМУ им. И.П. Павлова, С.-П Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. «Ритмика и подвижные игры с мячами в логопедическом детском саду» ЛГОУ им. А.С. Пушкина, С.-П





  • Разделы сайта