Ездят болиды формулы 1. Как создают топливо и масло для формульных болидов

08.06.2016

Не все знают, что по регламенту «Королевских гонок» команды Формулы-1 не могут использовать бензин, который отличается от обычного «гражданского» топлива наличием специальных веществ, увеличивающих октановое число. Другими словами, современный гоночный автомобиль можно заправить топливом из обычной заправочной станции и выпустить его на трек. Но здесь есть свои нюансы, в которых постарался разобраться специальный корреспондент портала сайт, посетивший мобильную лабораторию Shell на одном из этапов самых пристежных автомобильных гонок в мире.

Если заглянуть в историю первых восьми лет проведения Formula 1 с 1950 по 1957 год, то в то время не существовало вообще никаких ограничений по выбору и использованию топлива и смазочных материалов. Гоночные болиды заправлялись «адской» смесью из бензина, метанола, авиационного керосина, ацетона, нитробензола и различных присадок. Этот «коктейль» получался настолько агрессивный, что разъедал отдельные детали двигателя гоночного болида и чтобы избежать подобных происшествий, механикам приходилось промывать силовой агрегат обычным бензином после каждой гонки.

Начиная с 1958 года, команды Formula 1 перешли на использование авиационного топлива с октановым числом 130. И только в 1961 году был взят курс на применение бензина, по своим основным свойствам похожим на «гражданское» топливо. Однако регламент FIA не ограничивал применение присадок, в результате чего гоночный бензин получался очень дорогой (по 400 долларов США за литр). Тем не менее он по-прежнему сильно отличался от того, что можно залить на обычной заправочной станции.


В результате дальнейшего развития регламента FIA бензин в болидах Formula 1 сейчас практически полностью соответствует обыкновенному дорожному топливу, октановое число которого находится в пределах от 95 то 102. Получается, что если в гоночный автомобиль залить, к примеру, Shell V-Power или Shell V-power Racing, которые можно найти на большинстве заправочных станций англо-голландского концерна, болид сможет спокойно участвовать в гонках.


Берни Экклстоун (президент Formula One Management и Formula One Administration) с собеседником

Однако здесь есть тот самый нюанс, который был заявлен в самой начале статьи. Дело в том, что гоночное топливо все-таки отличается от «гражданского», но всего лишь на 1%. Но этот один процент, в случае с командой Ferrari и их партнером Shell, увеличивает эффективность работы силовой установки сразу на 25%. Как это возможно без применения дополнительных секретных веществ? А это уже, друзья мои, высокая инженерная мысль. И очень секретные инновационные технические наработки.

Но я, как человек сомневающийся, решил узнать у тестового пилота команды Ferrari, известного испанского гонщика Марка Жене, ощущается ли на практике прирост мощности двигателя на бензине 2016 года по сравнению с прошлогодним топливом. «Произошло небольшое увеличение тяги как на нижних, так и на высоких оборотах - говорит пилот - и даже прибавка в 5 л. с. ощущается физически. В конечном итоге, это сказывается на финальных результатах».


Тест-пилот команды Ferrari Марк Жене

Вот интересно, что можно изменить в одном проценте топлива, чтобы получить пусть и небольшую, но прибавку в мощности двигателя? Боюсь, ответ я не смогу найти. Только скажу, что над несколькими дополнительными лошадиными силами в компании «Шелл» работают более 50 человек, которые за прошлый год создали 5 модификаций топлива. Все они трудятся для команды Ferrari, чтобы звезды Formula 1 Себастьян Феттель и Кими Райкконен занимали самые высокие места на каждом этапе «Королевских гонок».


«А что если, как в легкой атлетике, перед гонкой незаметно добавить в топливо допинг, поедет ли машина быстрее?», - спрашиваю я у одного из двух специалистов мобильной лаборатории Shell, которая перемещается вслед за командой Ferrari по всем этапам соревнований. «Это невозможно - отвечает инженер - ведь представитель FIA может в любой момент взять пробу топлива, и, если состав бензина будет хоть немного отличаться от того, что мы заявили в начале сезона, пилота сразу снимут с соревнований. Поэтому мы здесь, в мобильной лаборатории, постоянно контролируем состояние топлива, чтобы ни на каком этапе (от транспортировки и до сжигания его в двигателе) состав бензина не менялся».


«Вот, к примеру, в этой баночке находится топливо из болида Себастьяна Феттеля, которое мы взяли сразу после свободной практики, и теперь нам нужно сделать его спектральный анализ, чтобы убедиться в том, что бензин полностью соответствует заявленным ранее параметрам», - говорит эксперт компании Shell. В результате нехитрых манипуляций со специальным оборудованием на экране компьютера высвечивается спектральный «график бензина». «Сопоставив данные этой пробы и бензина, который был заявлен в начале сезона, мы видим, что никаких отклонений от оригинала нет», - резюмирует инженер.


Такому же тщательному анализу подвергается и моторное масло, но, в отличие от бензина, никаких требований FIA к нему нет. Главное, чтобы оно отработало 4000 километров (продолжительность жизни двигателя на болиде Formula 1). Поскольку моторное масло должно выдерживать высокие нагрузки на пределе детонации двигателя, очень важно постоянно отслеживать его качество.


Для оценки состояния моторного масла в мобильной лаборатории «Шелл» есть устройство, похожее на небольшой духовой шкаф, в котором происходит сжигание продукта. Впоследствии, на основании полученного газообразного вещества происходит оценка состояния смазочного материала. Один из коллег журналистов, присутствующих вместе со мной в мобильной лаборатории «Шелл», рассказал, что в институте, где он учился, подобное устройство занимает пол комнаты, а здесь это все предельно компактного размера.


Надо сказать, что в текущем сезоне 2016 года в двигателях Ferrari залито моторное масло, созданное по технологии PurePlus (на основе природного газа). Поскольку такое масло практически не содержит посторонних примесей, в отличие от масла, произведенного из нефти, оно более стойкое к высоким и низким температурам и обладает лучшими смазывающими качествами, что положительно влияет, в том числе, и на расход топлива. Однако для болидов Ferrari не требуется создавать моторные масла с такими широкими температурными коридорами, как для гражданских машин, ведь двигатель болида Формулы 1 всегда запускается при плюс 60 градусах Цельсия. Например, «гражданские» моторные масла под маркой Shell Helix Ultra с технологией PurePlus, производимые на современном заводе англо-голландской компании в Тверской области, могут эффективно работать и при экстремально низких температурах.


Очень важно, что многие современные технологии, применяемые в Формуле 1, реализуются в обычной жизни. И этот процесс достаточно быстрый. Например, топливо, на котором ездили болиды Ferrari пару сезонов назад, можно найти на заправочных станциях Shell под маркой Shell V-Power и Shell V-power Racing. Это же относится и к другим расходным материалам и комплектующим, например шинам и моторным маслам.


Историческая фотография: www.formula1.com

У автопортала сайт также есть группы: Одноклассники , и Вконтакте . Присоединяйтесь!









Понравилась новость? Расскажи друзьям! Нашли ошибку или опечатку?

Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

  • Спец. репортаж сайт Электричество на бездорожье: представлены гибридные Jeep Renegade и Jeep Compass.
    • 11.03.2019
  • Спец. репортаж сайт Тест драйв. Выдержит ли Subaru Outback 2019 суровую русскую зиму
    • 02.04.2019

Двадцать первый век - век скоростей и технологий. Современному человеку сложно представить свой день без использования смартфона. Теперь это уже не банальное средство связи, а самый настоящий помощник.

Рассмотрим, как все это помогает автомобилистам.

К примеру, если установить приложение CAR SECURITY ALARM, то смартфон превратится в охранную систему и сможет предупредить хозяина о нештатной ситуации. Также при помощи GPS можно отслеживать местоположение угнанного авто.

О бесполезно потраченном времени в очереди за страховкой можно теперь забыть. Благодаря приложению INGOMOBILE, процесс сводится к простейшим манипуляциям. Подача документов заключается в сканировании смартфоном и загрузке на сервер страховой компании. Оплату также можно произвести удаленно.

Если в пути по незнакомому региону вам потребуется заправить автомобиль газом, приложение GAS STATION обозначит на карте все ближайшие АЗС.

Ну, а программа CAR EXPENSES поможет автовладельцу вести учет затрат на обслуживание автомобиля.

Это только ТОП приложений для вашего смартфона, но, разумеется, их очень много и, как говорится, на все случаи жизни.

Mercedes-Benz впервые протестировал новый гоночный электромобиль - обкатка Mercedes-Benz EQ Silver Arrow 01 прошла на итальянской трассе «Ваирано».

В 2020 году в чемпионате электромобилей Formula E появится заводская команда Mercedes-Benz. В ходе подготовки к приходу в серию, немецкий автопроизводитель уже построил гоночную машину, которая получила название Mercedes-Benz EQ Silver Arrow 01. Первые тесты прошли в Италии и внушили команде оптимизм.

За рулем электромобиля работали два пилота - Стоффель Вандорн и Эдоардо Мортара. В ходе трехдневных заездов они на двоих проехали 527 километров, что для полностью новой машины очень хороший показатель. В первый день прошла короткая обкатка в 50 километров для проверки всех систем, а два следующих дня работали уже в более насыщенном режиме.

Впереди у электрической формулы тонкая настройка и доводка до кондиций, которые в новом сезоне Formula E должны позволить фирме бороться за победы и подиумы.

Современные водители грузовых автомобилей, которые начинали с Mercedes-Benz и Volvo, будут немного удивлены, что вкладывали в понятия "комфорта", "мощи" и "скорости" их коллеги в советские времена. Ниже приводим рейтинг советских грузовиков.

Пятое место досталось модели МАЗ-503 1965 г.в. Автомобиль оснащался одиннадцатилитровым мотором на 180 л.с. Максимум скорости зафиксирован на отметке 60 км/ч.

Подмога Маранелло. Что помогло мотору «Феррари» стать лучше

Какой фактор помогает заводским командам опережать обладателей клиентских двигателей и почему в Формуле-1 так важна связка мотора и ГСМ?

Силовые установки Mercedes PU106B Hybrid созданы под продукцию малазийского концерна Petronas, моторы Renault Energy F1-2015 работают с ГСМ французского бренда Total, двигатели Honda RA615H Hybrid рассчитаны лишь на взаимодействие с топливом и маслами американской марки Mobil, а «гибриды» «Феррари» 059/4 заточены только под Shell. Начинаете чувствовать, как важна связка ГСМ - двигатель в Формуле-1?

В дни Гран-при России на «Сочи Автодроме» о тонкостях взаимодействия компаний и нюансах работы в Формуле-1 нам рассказали технические специалисты Shell. Целый ряд интересных моментов раскрыли химик-аналитик Дрю Стинтон , занимающийся контролем качества масел и топлива, а также других ГСМ на трассе, и менеджер по логистике Йен Альбистон , работающий также в программе развития ГСМ для Формулы-1.

Топливо и масло как часть двигателя

О том, что в Формуле-1 появятся новые двигатели с сезона-2014, было известно заранее, и работа над топливом и маслом для силовых блоков стартовала ещё в 2011 году – уже в октябре

2011-го в Маранелло были первые готовые образцы ГСМ для нового мотора. Сейчас программа развития компании рассчитана до конца сезона-2015, а также уже начаты работы . Моторы следующего поколения ещё только на бумаге в виде чертежей, а химики уже создают для них топливо и масло. Так что вполне можно сказать, что продукция химиков – это не дополнение к двигателям «Феррари», а неотъемлемая часть моторов итальянской марки в Формуле-1.

Порядка 50 специалистов трудятся над созданием ГСМ для Формулы-1, причём эти же химики занимаются и продукцией для коммерческого потребления, но всё же над маслом и бензином для общего потребления занимается в десятки раз больше сотрудников. Чтобы расставить все точки над «i», специалисты сразу говорят, что те топливо и масло, что используются в двигателях Формулы-1, отличаются от тех, что можно купить на АЗС и в магазине. Объясняется это разными технологиями, применёнными в ГСМ, а это обусловлено разными режимами работы моторов гоночных машин и обычных дорожных автомобилей. Температуры, нагрузка, условия запуска, сроки между регламентной заменой – всё это у Формулы-1 и коммерческой машины отличается как небо и земля!

В повседневной эксплуатации автомобиль используется круглый год, в разных климатических зонах, при разной погоде, что требует обеспечения запуска двигателя в любых условиях и прежде всего при низких температурах – именно поэтому используются всесезонные моторные масла. Двигатель болида Формулы-1 запускается всегда при температуре +60 градусов – это первое отличие, влияющее на характеристики масла. Опять же, температурный режим работы и нагрузки у гоночного мотора не идёт ни в какое сравнение с мотором серийной машины, что объясняет разницу в составах масел для Формулы-1 и для простых автомобилей. Тем не менее уверяют, что те же компоненты, что используются в Формуле-1, присутствуют и в коммерческой продукции - только в несколько иных сочетаниях.

Те топливо и масло, что используются в двигателях Формулы-1, отличаются от тех, что можно купить на АЗС и в магазине.

ФИА готовит достаточно подробную спецификацию на топливо для Формулы-1, которая весьма конкретно определяет требования к бензину и даёт лишь определённый простор для технического «творчества». Если говорить в общем, то на 99 % топливо для Формулы-1 – это тот же самый бензин, что и на заправке в городе, но над оставшимся 1 % ведётся постоянная работа. Не будет никаких проблем с тем, чтобы заправить гоночный болид топливом с обычной АЗС и, наоборот, залить в дорожную машину бензин из бочки для Формулы-1 – его число превышает сто, но это никак не навредит мотору.

С маслом, правда, такой номер не пройдёт – после такой «замены» машины проедут ну максимум метров сто. Ресурс масла для Формулы-1 – максимум 360 километров, и мы понимаем, что на обычных машинах мы не меняем масло так часто. В чемпионате мира после каждой из трёх частей свободных заездов, после квалификации и после гонки масло полностью меняется. В Формуле-1 ставки очень высоки, поэтому инженеры не рискуют и перед каждой сессией гоночного уик-энда производят замену ГСМ. Точно сказать, каков объём масла в двигателе Формулы-1, специалисты не могут: это конфиденциальная информация. Но в целом, в зависимости от модели мотора, это примерно пять-семь литров.

Новый регламент – новый вызов

Каждая смена технического регламента приносит море работы для создателей ГСМ. Даже если речь идёт о смене конфигурации с V12 на V10, с V10 на V8, а потом на V6, то создание и топлива, и масла начинается с нуля. Дело не просто в количестве цилиндров, а в том, что каждый тип двигателя обладает своими характеристиками, своими особенностями, которые влияют на состав ГСМ для мотора. Не говоря уже о переходе с атмосферных бензиновых моторов на турбированные и тем более гибридные силовые установки. Для химиков каждая смена технического регламента – серьёзный выбор, но вместе с этим отличная возможность сделать следующий шаг в развитии технологий в том числе и для серийных машин. При этом важно помнить, что разработка гоночного бензина занимает больше времени, чем создание масла для такого же двигателя.

Всё начинается с небольшого объёма топлива, который отсылается в команду, где на специальном одноцилиндровом моторе проводятся первые испытания – если они признаются успешными, то готовится большая партия бензина уже для более продолжительных испытаний. Они проводятся на реальном двигателе, но на стенде, а не на автомобиле – два мотора при максимальной нагрузке «проезжают» по 8000 километров.

Если коротко, то на разработку гоночного топлива уходит два - три с половиной месяца. Точно такие же испытания, что и топливо, проходит и масло.

При хороших отзывах со стороны команды компания отправляет топливо на омологацию в ФИА, и сделано это должно быть до начала чемпионата, точнее даже до официальных тестов. Если коротко, то на разработку гоночного топлива уходит два - три с половиной месяца. Точно такие же испытания, что и топливо, проходит и масло. С маслом всё проще, поскольку здесь ФИА не вмешивается в работу – это внутреннее дело производителя и команды.

Только за сезон-2015 «Феррари» использует уже пятую версию топлива – это позволило на 25 % увеличить мощность двигателя в относительных показателях. Речь, конечно, не о прибавке четверти лошадиных сил от изначальной отдачи, в лошадиных силах показатель будет поменьше.

«Феррари» – все новинки, клиентам – как получится

В сезоне-2015 на болидах Sauber C34 стоит силовой агрегат «Феррари» 059/4 – такой же, как и на заводской «Феррари» SF15-T, а вот Marussia MR03B использует прошлогодний «Феррари» 059/3. Но при этом партнёрство Shell касается исключительно заводской команды «Феррари» – ни «Заубер», ни тем более «Манор» не имеют доступа к тем технологиям, что готовятся для итальянцев. В компании не скрывают, что с клиентскими моторами работают только сотрудники «Феррари» – никаких наработок по маслам и топливу, не говоря уже об обновлённых их версиях, «на сторону» не уходит.

Какой бензин использовать и каким маслом смазывать детали швейцарской и британской командам? Это их выбор, но они не получат никакой поддержки со стороны Shell в том объёме, который получает «Феррари», поскольку партнёрство этих компаний является эксклюзивным. Как выражаются сами специалисты компании, между ними и «Заубером» с «Манором» стоит Великая китайская стена в виде сотрудников «Феррари», которые дозируют поступление информации с обеих сторон, но под грифом секретности держат самые свежие данные. Никакой

Неспроста в прошлом году «Макларен» не мог с ГСМ Mobil добиться максимальной отдачи от моторов «Мерседеса», рассчитанных на Petronas.

технической поддержки от клиентов, и даже за живые деньги ни один другой коллектив, кроме «Скудерии», не сможет получить себе ГСМ напрямую от компании.

В итальянской команде решают, что получат покупатели их моторов – естественно, речь не идёт о самой актуальной спецификации бензина или масла. Возможно, о предпоследней или даже предпредпоследней, но не о свежайшей точно.

Если вспомнить, что двигатель и ГСМ для него разрабатываются в тесном сотрудничестве Shell и «Феррари», а правильно подобранное топливо способно серьёзно улучшить характеристики мотора, нет никакого удивления, что клиентские силовые агрегаты в отсутствие подходящего для них бензина не способны выдавать те показатели, на которые способны.

Ты клиент? Ну извини

Специалисты компании смущённо улыбаются, говоря о том, что старый мотор на новом топливе будет также бесполезен, как и новый двигатель с прежним бензином – если обновлять, то в комплексе, а иначе отдачи не будет. О точных цифрах потерь не говорят, поскольку доступа к данным клиентских команд нет, однако можно предположить, что значения эти весьма существенны.

Топ-командам волноваться не о чем – у каждой есть свой надёжный топливный партнёр, с которым коллективы сотрудничают не один год, побеждая и проигрывая вместе, но не упрекая друг друга в медиапространстве, а вот «Ред Булл» загнал себя в сложную ситуацию…

Уже понимаете, в чём суть? Да-да, моментально окажется в проигрышном положении, так как лишится заводского уровня поддержки. На тесную связь ГСМ и двигателя намекал и спортивный советник «быков» Хельмут Марко, заявляя, что двигатель является лишь половиной дела, а вторая спрятана в бензине. И неспроста в прошлом году «Макларен» не мог с ГСМ Mobil добиться максимальной отдачи от моторов «Мерседеса», рассчитанных на Petronas.

А в концовке сезона-2015 клиенты «Мерседеса» остались без обновлённых моторов потому, что малайзийские нефтяники не успевают подготовить необходимое количество топлива для всех команд, а использовать новый мотор со старым бензином – бессмысленно и в чём-то даже вредно. В том числе поэтому для «Манора» сезон-2016 должен быть воодушевляющим: не только моторы «Мерседеса», но и продукция Petronas, пусть, возможно, и не такая, как у заводской команды. И то хлеб.

Что же до «Феррари» и Shell, то их сотрудничество продолжится как минимум до 2020 года. Так что ещё есть время, чтобы догнать вырвавшихся вперёд конкурентов из Германии и Малайзии…

Формула 1 - это не просто самый дорогой и зрелищный вид спорта. Это новейшие технологии, это лучшие конструкторские и инженерные умы, это любая возможность, чтобы преобразовать гоночный автомобиль в СКОРОСТЬ.
Представляем вам топ самых неожиданных и странных воплощений инженерной мысли в попытках достичь этой самой цели.

1. Tyrrell P34 (1976-1977гг.)


Главный конструктор команды Tyrrell Дерек Гарднер разработал шестиколесную модель. Задние колеса были стандартных размеров, а вот передние четыре колеса были диаметром в два раза меньше. Суть заключалась в том, что сцепление с дорогой оставалось таким же, как у стандартного автомобиля с четырьмя одинаковыми колесами, а сопротивление ветра за счет меньшего диаметра было соответственно ниже. Эта модель на самом деле была успешной и показывала высокие результаты в гонках. Тем не менее по ряду причин автомобиль быстро устарел, в частности из-за невостребованности шин такого размера (другим командам ведь они не были нужны), компания, их производящая, Goodyear, не уделяла достаточное внимание их модернизации в то время как стандартные модели совершенствовались систематически.

2. Williams FW07D (1981г.)

Tyrrell не единственная команда, сконструировавшая шестиколесные болиды. Были и другие команды, но в отличие от Tyrell спаренные колеса у них были сзади, а не спереди. Все они долгое время тестировались, но не показывали ожидаемых результатов. А FIA в конце концов вообще прописала в правилах требование именно 4х колес у автомобиля. Так что от дальнейших попыток проектирования болидов с большим количеством колес отказались.

3. Brabham BT26 (1968г.)

В поисках лучшей аэродинамики Дж. Брэбем и Р. Торонак в 1968 году создали новую версию антикрыльев. Новшество отличалось тем, что как заднее, так и переднее антикрылья были установлены довольно высоко. Переднее антикрыло безусловно затрудняло обзор гонщику. А ненадежность креплений обоих крыльев и частая их поломка в результате привели к ряду серьезных аварий. Тем самым для повышения безопасности уже через год подобные конструкции были запрещены FIA.


С древних времён люди странствовали по морям, постепенно совершенствуя свои суда. Современное кораблестроение очень развито, а ассортимент судов стал...

4. Arrows A22 (2001г.)

Годы идут, а цели все те же. После довольно длительного перерыва команда Arrows попыталась вновь вернуться к использованию высокого переднего антикрыла, которое к слову сказать еще больше закрывало обзор гонщику. Но бдительные организаторы не допустили этот болид до гонки.

5. Tyrrell 025 (1997г.)

Очередная попытка команды Tyrrell увеличить прижимную силу - дополнительные Х-образные антикрылья, установленные специально для гонки в Монако. Позднее в целях безопасности и такие антикрылья были запрещены.

6. Ensign N179 (1979г.)


Этот болид - детище Дэйва Болдуина. Притягивают внимание радиаторы, которые были перенесены с боков на нос машины. Прямо скажем, странное решение, за что этот автомобиль получил звание самого уродливого в истории гонок Формулы 1.

7. Lotus 78 (1977 - 1978гг.)

Это первый автомобиль Формулы 1, построенный на принципе граунд-эффекта. Идея заключается в том, что чем меньше расстояние между поверхностью трассы и днищем автомобиля, тем сильнее прижимная сила за счет образовывающегося под автомобилем области разреженного воздуха. Чтобы повысить этот эффект по бокам болидов устанавливали юбки, которы буквально стелились по земле.
Надо сказать, что у граунд-эффекта есть и ряд недостатков, к которым относится потеря прижимной силы и управляемости автомобиля во время его подскоков на неровностях трассы. Опять же в целях безопасности юбки были запрещены.

8. Brabham BT46C (1978г.)

Этот автомобиль создавался также для усиления граунд-эффекта. Сзади был установлен громадный вентилятор, который как пылесос всасывал из-под днища автомобиля воздух для разрежения воздуха и увеличения прижимной силы. Автомобиль участвовал лишь в одной гонке под управлением легендарного Ники Лауды, и, конечно, победил. Но был все же запрещен руководством.


Современное развитие бронетанковых войск направлено на увеличение компактности и маневренности машин, то есть, на их облегчение. При их создании на пе...

9. Lotus 88 (1981г.)

Как видите, у данного болида на сей раз наоборот нет антикрыльев. Но при этом автоконструктор Колин Чепмен создал автомобиль с двойным шасси (одно внутри другого). Как известно, подвеска гоночного автомобиля должна быть максимально жесткой. В этой же конструкции монокок с гонщиком для уменьшения вибрации был соединен с колесами мягкой подвеской в то время, как внешний корпус болида был связан с колесами жесткой подвеской. Такую инновационную конструкцию FIA тоже довольно быстро запретила.

10. Болиды 2014 г.

В 2014 году правилами были установлены новые параметры кромки носа болида. Если в предыдущие годы высота от контрольной планкой была 55 см, то в этом году ее утвердили на уровне 18,5 см. В следствие чего в борьбе за улучшение аэродинамики команды изощрялись как могли. У кого-то это получилось лучше, у кого-то, прямо скажем, не очень. Судите сами.

Не секрет, что максимальная скорость - показатель, не имеющий особого практического значения. Правила дорожного движения не позволяют двигаться со скоростью выше 130 км/ч, а если кто рискует пренебречь правилами, то делает это прежде всего ради самоутверждения. Если высокая максималка в теории может ощутимо сократить время поездки на дальние дистанции, на практике большую часть выигрыша "съедят" светофоры, движущиеся с разрешенными скоростями попутчики и инстинкт самосохранения.

У гонщиков все наоборот. Максимальная скорость, которую развивает конкретный автомобиль с конкретным пилотом на борту, является весьма важным показателем. Но в силу этого важна не теоретическая максималка, а конкретная, показанная в конкретной точке гоночной трассы - точке начала торможения в конце самой длинной прямой. То есть пилоту и его гоночному инженеру важно, что на последнем круге электроника зафиксировала 327 км/ч и это на 7 км/ч хуже, чем тот же пилот на той же машине в тех же погодных условиях и с теми же настройками показал в пятничных тренировках. А вот тот факт, что двумя неделя раньше на другой трассе максималка была на 38 км/ч больше ни о чем не говорит: ведь самые длинные прямые разных автодромов могут серьезно отличаться друг от друга - и размерами, и непосредственно влияющей на разгонную динамику степенью абразивности асфальта.

Ничто не мешает выписать в столбик данные о максимальной скорости на разных трассах и найти среди этих чисел самое большое. Хотя и здесь все не так просто. К примеру, в прошлом сезоне максимальными были 362,3 км/ч, показанные Льюисом Хэмилтоном на Mercedes по ходу тренировок на трассе в Мехико. Среди прочего в этом сыграла свою роль высота в 2 200 м над уровнем моря, на которой расположена столица Мексики: менее плотный, чем на большинстве трасс воздух, снизил аэродинамическое сопротивление (а дефицит кислорода в разреженном воздухе был компенсирован повышенным давлением в системе турбонаддува). А что касается самой высокой скорости за всю историю "Формулы-1", то ее продемонстрировал в 2005 году в итальянской Монце болид McLaren-Mercedes под управлением Хуана-Пабло Монтойи - 372,6 км/ч.

Если "ампутировать" заднее антикрыло, болид сможет поехать ощутимо быстрее...

Стоит также вспомнить и серию заездов, которую автомобиль заводской команды Honda годом позже совершил на одном из легендарных соляных озер в штате Юта. Целью было именно достижение максимальной скорости, что позволило инженерам вообще избавиться от заднего антикрыла (которое даже в самом компактном варианте ощутимо увеличивает аэродинамическое сопротивление). Официальный результат, зафиксированный судьями - 397,5 км/ч, но в соответствии с правилами Международной автомобильной федерации это усредненный результат двух заездов, проведенных в противоположных направлениях с определенным временным интервалом и т.д. На тренировках же, по слухам, ван дер Мерве смог разогнаться до 413 км/ч.

Эта цифра не выглядит такой уж впечатляющей - ведь у представленного недавно Bugatti Chiron максимальная скорость по умолчанию составит 420 км/ч, а ради рекорда из новейшего суперкара выжмут гораздо больше. Впрочем, нельзя забывать, что у болидов "Формулы-1" и моторы ощутимо менее мощные, и разгонная динамика лучше, а уж по скорости в поворотах с ними не сможет сравниться никакой Chiron...

P.S. АвтоВести до сих пор не ответили на простой вопрос, интересующий лично вас? Тогда оставьте этот вопрос в комментариях. Но не забудьте перед этим свериться с материалов этой рубрики.



  • Разделы сайта