Евгений гвоздев. Погиб евгений гвоздев Гвоздев путешественник

Что нужно, чтобы осуществить мечту? Евгению Гвоздеву не понадобилось практически ничего, чтобы отправиться в свое первое кругосветное плавание в возрасте 58 лет. Выйдя на пенсию, он посвятил себя океану.

В последние годы жизни знаменитого путешественника его называли дедушкой. Евгений Гвоздев родился в белорусском Пинске в 1934 году, рано потерял родителей, скитался по СССР, служил в армии, окончил мореходку в Астрахани, после - 35 лет работал судовым механиком на рыболовецких судах. Вышел на пенсию и решил пойти в кругосветное плавание... Его мечта осуществилась, он пошел "вокруг шарика" на прогулочном швертботе, который ему специально для этого выделила яхтенная компания.

В Махачкале, где Гвоздев долго жил, яхтсмена узнавали на улицах, просили рассказать о дальних странах. Дедушка никому не отказывал, читал лекции, но рвался в очередное плавание. В квартире, на диване перед телевизором, ему было не по себе, он принципиально отказывался посвящать свою пенсию такому праздному прожиганию жизни.

Во второе кругосветное плавание на яхте "Саид" (см. на фото) Гвоздев пошел со 100 долларами в кармане. В портах всего мира его встречали с большим почетом. Яхтсмен говорил, что в США про него писали все местные СМИ – от детских до глянцевых журналов. Сам образ «полусумасшедшего» русского бородача привлекал к нему внимание. В России же о Гвоздеве писали мало, скупо, как бы нехотя. Отчасти это объясняется «мнением», что Гвоздев, якобы, позорит Россию тем, что «такой бедный», что ему все дарят, хотя он и не просит особо. Не просил ведь 15 лет, пока получал допуск на выход за границу…

Странная и преступная логика. Она же заставляет нас гордиться самой большой яхтой Абрамовича и стесняться за российского моряка пенсионера, который бросил вызов океану.

Гвоздева спрашивали, почему яхта «Саид» такая маленькая и он отвечал: «Какой балкон, такая и яхта». Когда был опубликован материал о том, что Гвоздев собирается в свое второе кругосветное плавание, к нему на почту тут же пришло письмо из Канады. Автор статьи в американском журнале перепутал фотографии яхт Гвоздева и проиллюстрировал материал фотографией яхты «Саид», которую Гвоздев как раз тогда строил на своём балконе. Материал он в прямом смысле собирал чуть ли не на свалках. Получал свою пенсию в 3000 рублей за 35-летний стаж работы судовым механиком и строил яхту длиной в 3,7 метра.

В письме, пришедшем из-за океана, состоятельный бизнесмен предлагал Гвоздеву свою яхту для путешествия. С тем только условием, что яхтсмен стартует из Канады под канадским флагом. На это Гвоздев согласиться не мог. Ему было принципиально, чтобы яхта строилась в России, а в плавание ушла под российским флагом. Не поддался искушению Евгений Александрович. Достроил свою яхту, спустил с балкона и пошел во вторую кругосветку.

Гвоздев и пираты

Во время первой кругосветки Гвоздев у берегов Сомали попал к настоящим пиратам. Яхту обчистили подчистую, забрали даже очки. Как потом признавался Гвоздев, его не убили по трем причинам. Во-первых, у него не было оружия. Во-вторых, он стремился сохранять спокойствие, даже провел пиратам ликбез по эксплуатации аптечки. В-третьих, как считал Гвоздев, он выжил по той причине, что он из России. По мнению Евгения Александровича, пираты не позволили себе расстреливать россиянина из русского оружия. Конечно, есть в этой оценке здравая доля иронии. Расстрелять не расстреляли, но оставили ни с чем. Забрали даже ватные штаны 60-го размера.

Гвоздев, конечно, пошел дальше. После ограбления экстремальные условия стали ещё более экстремальными. Есть и пить приходилось в три раза меньше обычного, начала онемевать левая половина тела. Но старый моряк пришел в порт, где добрые люди встретили, выходили, вылечили от цинги, помогли едой и снаряжением. Тогда, в Джибути, капитан французского фрегата «Жюль Верн» спросил у российского моряка: «А что предприняло российское правительство и флот в ответ на ограбление Вашей яхты в Сомали?».

Гвоздев и кит

Во время первого кругосветного плавания недалеко от Таити яхта Гвоздева оказалась в опасной близости от кита, он приподнял лодку и «Лена» даже съехала по китовому боку обратно на воду. Больше кит Евгения Гвоздева не тревожил, но эмоции от встречи чуть не заставили яхтсмена в Австралии яхту продать, а в Россию вернуться на самолете. Пока «дедушка» шел до Австралии – смирился, пережил этот опыт, пошел дальше. У Гвоздева был принцип: было бы желание и умение работать – остальное приложится. И того, и другого у него было в избытке.

Четыре правила

Евгений Гвоздев был практиком, а не теоретиком мореходства. Он никогда никого не учил, он делился опытом. Вот четыре вещи, которые, по мнению яхтсмена, требуются для того, чтобы отправиться в кругосветное плавание. Заметьте, ни слова о деньгах.

1. Предварительные тренировки для обретения спортивной формы и психологической устойчивости.

2. Продолжение психологических тренировок уже в плавании: яхта идет в нормальном режиме, а капитан проигрывает в уме аварийные ситуации - пробоину, пожар, переворот, падение за борт - и "предпринимает меры" по ликвидации их последствий.

3. Особый психологический комфорт создает отсутствие обязательств перед спонсорами по срокам и дальности похода. То есть лучше, если капитан свободен от обещаний и сам принимает решение о прекращении или продолжении плавания.

4. Наконец, самое главное оружие в борьбе с одиночеством - это занятость делом. Борьба за живучесть судна и обеспечение его хода требуют столько сил, что не оставляют времени сосредоточиться и почувствовать страх перед одиночеством. То есть в силе старый девиз: делай дело и иди вперед.

Увидимся в океане

Николай Литау, капитан яхты "Апостол Андрей", вспоминал, что перед своим третьей кругосветкой Евгений Гвоздев попрощался с яхтсменами так: "Увидимся в океане". По воспоминаниям его друзей, моряку Гвоздеву было принципиально, чтобы его жизнь оборвалась в море, уйти из жизни в городской клинике он не мог.

Погиб яхтсмен на 75 году жизни. Его яхта попала в сильный шторм недалеко от Гибралтара. В одном из интервью Евгений Александрович говорил про Гибралтары, утверждая, что именно там встречаются яхтсмены.

Известный мореплаватель и отважный человек Евгений Гвоздёв вновь берется за покорение земного шара. В сентябре этого года путешественник отправляется в очередную кругосветку. Новая яхта «Гетан-2» готовится к испытаниям. Московская яхтенная школа будет освещать весь поход знаменитого моряка.

-На чем же в этот раз собрались покорять моря?

Это прогулочный швертбот типа «Лена», который рассчитан на четыре человека. Спущен на воду в Махачкале. Можно до Сулака или Каспийска сходить без проблем. Свою первую кругосветку я совершал именно на таком швертботе. Кстати это первое и пока единственное плавание вокруг света именно на таком типе судна. У нашей яхты корпус прочный, но надстройка, правда, слабовата. Вместо шверта установлен киль и за счет этого она, конечно, будет более мореходной. Но все равно нужны будут переделки. Надо кое-что на ней сделать- довести до ума. Я считаю, что если яхту сбросить на воду с трехметровой высоты и она не рассыплется, то на ней можно выходить в океан. Но самое главное - она должна быть непотопляемой.

-Шарик-то один. Пойдете тем же маршрутом, что и раньше?

Маршрутов несколько. Самый сложный - «ревущими сороковыми». Более легкий маршрут - вдоль экватора. Но все зависит от того, насколько будет готова яхта. И потом не надо забывать - мне уже 74 года. Короче говоря, плавание будет серьезным, намного более сложным, чем два предыдущих.

Первый раз я шел на «Лене» по маршруту: Гибралтар - Лас Пальмас - Панамский канал - остров Таити - Торресов пролив между Австралией и Индонезией - Индийский океан -Красное море - Суэцкий канал и домой. Второй раз уже шел через Магелланов пролив. А все остальное - так же. Сейчас хочу спуститься ниже, пойти вдоль Африки, ну, и так далее. Но пока об этих планах писать несколько преждевременно. Вот дойду до Гибралтара, а там мне уже станет ясно - идти мне на юг, или вдоль экватора.

Чем различаются эта яхта, и та, что стоит в фойе махачкалинского лицея №39?

В школе стоит яхта - «самоделка» «Саид». Она строилась на балконе. Длина - три метра семьдесят сантиметров. При собственном весе в триста пятьдесят килограмм брала на борт семьсот. А новая яхта имеет длину пять с половиной метров.

- Фактически Вы два раза сходили вокруг света в «тазике». Не страшновато в третий раз искушать судьбу?

Страшно. Если мне не будет страшно - я в море не пойду

-Но ведь все равно идете. Почему?

Ну, если я буду лежать дома на диване, то я раньше отправлюсь на встречу с Всевышним (улыбается).

- Какие мысли посещают в открытом море?

В первом плавании Атлантику перешел - не видел ни одной акулы. Только прошел Панамский канал и в первый же день увидел небольшую акулу. Прямо по корме. Хватаю гарпун и прямо ей в голову! Кровь течет, азарт охотника! Акула сорвалась, и уплыла, оставляя кровавый след. Через полчаса задумался - а зачем я это сделал? Я ведь не был голодный! До сих пор чувствую, что какую-то гадость сделал

-Когда выходишь из моря в океан - что-то происходит? Вода, ветер другие?

Все то же самое. Но самое интересное - когда встречаешь там других людей. И когда попадаешь в ураган. Тропический. Выходишь из него целым - начинаешь себя уважать.

-Как поступить, если человек потерялся в море?

Сесть и подумать. Вы знаете, «потерялся», «поломался», «пожар», «пробоина» и прочее - все это чепуха! Прежде всего, не нужно паниковать

-Что в море самое страшное?

Наверное, когда человек теряет чувство юмора и чувство реальности. Океан - он и есть океан-стихия, враждебная человеку

- А не думали идти с кем-нибудь?

Было, предлагали. Я знаю семью, которая девять лет путешествовала в океане. Кстати, очень удобно. Я всегда мечтал об этом, но на моих корабликах этого сделать было невозможно. Например, очень остро могла бы встать проблема нехватки питьевой воды

-Морскую воду пить не пробовали?

-Как Вы развлекались?

Не до развлечений, когда занят целый день. Надо ведь управлять яхтой, постирать, приготовить еду. Так что скучать было некогда.

-Правда, что когда сходишь на берег, появляется характерная морская походка?

Да нет! Хотя, по первому разу, конечно, бывает

-Кстати, как у Вас с «языками»?

В Австралии в яхт-клубе города Дарвин есть ресторанчик. По воскресеньям там собираются завсегдатаи перекусить и поболтать. Меня попросили выступить и рассказать про себя и мое плавание. Пригласили переводчицу»- немку из ГДР. Чувствую, не успевает, да и термины морские знает слабо. Ну, я сам и разошелся по-английски: «ай доунт спик инглиш - ай спик Австралия». Все это снималось на видео. Уже дома показал снохе, которая преподает английский. Говорит: все поняла, но чуть не умерла со смеху! Для меня с каким-нибудь аборигеном да на «чистейшем» английском поговорить - одно удовольствие, а с англичанином - каторга! Вообще, школьники часто спрашивают, на каком языке я общался. Расскажу историю. В первом плавании стою, значит, в гавани Сан Хуан Пуэрто Рико. Подходят две божественно красивые девушки из персонала и спрашивают по -испански:-сеньор, баньо проблемо?. Ну кто же не знает что такое баня! Потому отвечаю: но, синьориты! Показываю ведро, изображаю, как обливаюсь из него и растираюсь. Девушек как ветром сдуло. Потом узнал, что оказывается, они, проявляя гостеприимство, спрашивали, не надо ли мне сходить в туалет. Представьте, что они про меня подумали!

-А есть разница в том, как у нас и как за границей оформляется выход в море?

Там это очень просто. Постоял в гавани, собрался уходить - тебе просто скажут, сколько платить за газ, воду, электричество. Заплатил и прощай! А у нас, когда еще в первое плавание уходил, в Новороссийске мой отход оформляли двадцать три агента. В стране до сих пор нет процедуры выхода в море парусного маломерного частного судна. Частное лицо, имеющее парусную яхту, не имеет юридического статуса! Выход в море маленькой яхты всего на пять миль от берега оформляется так же, как и выход огромного танкера. Тут тебе и таможенники с пограничниками, и лоцманы с буксирами. Например, требуют паспорт моряка. А он ведь бывает только у профессиональных моряков. Где уж тут говорить о любительском парусном спорте!

Вы в первый раз вышли в плавание еще советским человеком, а второй раз уже россиянином. Когда выходишь в море, все это воспринимается, наверное, иначе. У судна есть флаг. А у вас внутри какой флаг?

Я думаю, все-таки, советский. Я бы никогда не стартовал, скажем, из Сингапура или Австралии, как некоторые. А вот из Владивостока, Новороссийска, Риги - запросто. Родился я в Белоруссии - в 11 часов 11 марта 1934 года. Войну там пробыл. Воспитывался в детском доме, скитался по Союзу. Еще в добрые старые времена читал о Шамиле. Потому и решил приехать сюда - лазил по горам там, где бывал Шамиль. Ну, это долго рассказывать. Я лично так себя определяю: «дагестанец белорусского происхождения».

-Говорят в московском яхт-клубе вам памятник стоит?

Нет, там стоит первая моя кругосветная яхта «Лена». А до этого она валялась на мусорной свалке.

Давайте вернемся к предстоящему плаванию. Как Вы собираетесь поддерживать связь с миром, кто еще выразил готовность помочь в организации кругосветки?

Связь в путешествии буду поддерживать через Дауда Мухумаева. На суше или недалеко от берега связываться буду по мобильной связи или через Интернет. А вот в открытом океане так не получится. В первом плавании переход между Канарскими островами и Барбадосом занял у меня пятьдесят четыре дня. Все это время я был отрезан от мира.

Поддерживать связь в океане можно было бы с помощью спутникового телефона и специальных солнечных батарей. Если я стану делать это, например, раз в десять дней, хотя бы на две минуты, то наверняка это будет интересно читателям «Нового Дела».

Удастся ли приобрести эту технику, зависит от того, сколько наберется спонсорских денег или пожертвований. Впрочем, большинство задач уже решено. Если яхту немного «подшаманить», подготовить, то при имеющемся снаряжении я могу уйти в море хоть сейчас. Кстати, информацию, что я собираюсь в третью кругосветку, уже обсуждают в Интернете. Кто-то присылает немного денег, кто-то запасные паруса. Люди помогают. В том числе и дагестанцы. Например, очень порадовал генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта Абусупьян Хархаров. Он обещал оказать поддержку, в том числе, и финансовую. Большое ему спасибо! С его разрешения я спокойно готовлюсь к плаванию в гавани судоремонтного завода. Яхту решил назвать «ГЕТАН-2», что означает: «Гвоздев Евгений» и начальные буквы имен моей первой жены и детей. А двойка - потому что у меня уже была яхта под таким названием. Я на ней в свое время более пятидесяти раз сходил через Каспий.

1934-03-11 — 2008-12-02 Российский путешественник, мореплаватель

Жизнь

Евгений Гвоздев родился в г. Пинске, Белоруссия, в 1934 году. В 1937 году арестовали его отца, и тот не вернулся из сталинских лагерей. Мать погибла во время фашистской бомбежки. Воспитывала будущего путешественника дальняя родственница.

Евгений Гвоздев окончил мореходное училище в Астрахани и 35 лет плавал судовым механиком на крупных рыболовецких судах Каспия. С 1949 года Е. Гвоздев жил в Махачкале.

В конце 1970-х годов он увлекся яхтенным спортом. За два года упорного труда к лету 1979 года Гвоздев самостоятельно построил однокорпусную парусную яхту, переделанную из списанного "вельбота" (быстроходная шлюпка на 4-8 веслах).

С 13 сентября по 20 октября 1979 года впервые в истории Каспия механик теплохода Махачкалинского морского порта Евгений Гвоздев в одиночку проделал путь Махачкала — Баутино — Шевченко — Красноводск — Баку на своей яхте. Яхта получила название «Гетан», состоящее из первых букв имен: Гвоздев Евгений, супруга Татьяна, сын Александр, дочь Наталья.

После первого серьезного плавания по Каспийскому морю в 1979 году Евгений Гвоздев задумывает путешествие по зимнему Каспию, и в декабре 1982 года выходит в море на яхте «Гетан», пересекая Каспий по меридиану.

Работая механиком в махачкалинском порту, действительный член Географического общества СССР яхтсмен Евгений Гвоздев пересек Каспий в одиночных и коллективных походах более 50 раз. На яхте «Гетан» он побывал во всех советских портах Каспийского моря, пройдя около четырёх тысяч миль.

1-е Кругосветное плавание

7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздев на яхте «Лена» (класс "микро", длина всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в свое первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено. Этим Гвоздев установил своеобразный мировой рекорд — первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе.

2-е Кругосветное плавание

Свое второе кругосветное плавание Евгений Гвоздев начал 17 мая 1999 года из Махачкалы, где он сам на балконе своей квартиры выстроил из стекловолокна 3,7-метровую яхту «Саид».

По прибытию в Астраханский порт яхту «Саид» аккуратно поместили на грузовик и доставили в Новороссийск, откуда 2 июля того же года Е. Гвоздев двинулся бороздить Мировой океан. С начала плавания путешественник пересёк Черное, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, останавливаясь в портах Стамбула, Афин и Калаверде (на острове Сардиния).

После Гибралтара начался путь через Атлантику. Гвоздев успешно достиг Бразилии, последовательно швартуясь в портах Лас-Пальмас, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Буэнос-Айрес, Рио-Гальегос (южный порт Аргентины), наконец, прошел знаменитый своими злыми штормами Магелланов пролив.

После этого он обогнул Южную Америку и пересёк Тихий океан. Но прежде отважный капитан прошел вдоль побережья Чили на север, чтобы "прикрепиться" к западному тропическому течению. Старт в этом главном и наиболее длительном и опасном переходе Е. Гвоздев взял в чилийском порту Арика. Двигаясь под парусами на запад, преодолев тысячи миль, он за четыре месяца дошел до Таити и Самоа. 29 июля 2002 года Гвоздев достиг побережья североавстралийского города Дарвин (столица Северной Территории Австралии).

Следующий переход — через Индийский океан с посещением Кокосовых островов, Шри-Ланки и индийского порта Кочин. Преодолев Баб-эль-Мандебский пролив, Красное море и Суэцкий канал, Евгений Гвоздев вновь в Средиземном море, относящемся к бассейну Атлантического океана.

С большими сложностями как естественного (сильный встречный ветер), так и антропогенного характера (недоброжелательное отношение греческих пограничников, принявших Гвоздева за турка из-за специфического названия яхты), он преодолел Эгейское море и достиг пролива Дарданеллы, соединяющего это море с Мраморным. Здесь-то и замкнулось его второе кольцо вокруг планеты. Это произошло 10 июля 2003 года. Примерно через неделю он пришвартовался в черноморском порту Сочи. А 9 августа 2003 года Евгения Александровича на его яхте «Саид» торжественно встречали в Махачкалинском порту.

После второй "кругосветки" Гвоздева городской администрацией Махачкалы было принято решение о сооружении на приморском Родопском бульваре первого в России памятника в честь легендарной яхты и её капитана. В настоящее время яхта «Саид» временно находится в краеведческом музее махачкалинской школы-лицея № 39.

3-е Кругосветное плавание

В третье кругосветное путешествие 74-летний Евгений Гвоздев отправился из Новороссийска 19 сентября 2008 года на яхте специальной постройки «Getan II». Дата старта была выбрана не случайно: в сентябре 1979 года Евгений Александрович, тогда еще начинающий молодой капитан, впервые вышел на самостоятельно построенной яхте «Гетан» в одиночное плавание по Каспию

Длина новой яхты «Getan II» составляла 5,5 м, ширина — почти 2,5 м. И, по словам самого Е. Гвоздева, на этот раз он был оснащён намного лучше своих прежних походов.

Обстоятельства смерти

В начале октября 2008 г. Евгений Александрович Гвоздев сообщил, что благополучно пересек Чёрное море и достиг города Эрегли, Турция, что недалеко от пролива Босфор. 10 ноября Гвоздев благополучно достиг Итальянского берега в районе мыса Спартивенто. 1 декабря Евгений Гвоздев последний раз вышел на связь.

10 декабря 2008 года тело 75-летнего россиянина с глубокой раной на голове было обнаружено на пляже Кастельпорциано на юге Италии. В этом же районе, на пляже, носящем имя Америго Веспуччи, была найдена выброшенная на берег яхта «Getan II», на которой Гвоздев отправился из Новороссийска в кругосветное плавание. На ней карабинеры нашли личные вещи, заметки о путешествиях и список имен, написанный по-русски.

По всей видимости, события развивались следующим образом: 29 ноября во время зимнего шторма в Средиземном море у берегов Неаполя 5-метровая яхта перевернулась и сломала мачту. После этого Гвоздев восстановил мореходность яхты и продолжил путь. Сигнала SOS не подавал. Последний сеанс связи с путешественником состоялся 1 декабря, после этого Гвоздев на связь больше не выходил.

По предварительной версии, Евгений Гвоздев погиб 2 декабря во время сильного шторма под Неаполем.

  • 14 октября 2011


  • Разделы сайта