Джиу джитсу японское удельная. Основы техники борьбы. БДД в искусстве

Обычно японскими видами единоборств занимаются в специальной одежде. Кимоно здесь называют «ги», «доги» или «кейкоги», где «кейко» - тренировка. Доги - это куртка, штаны и пояс. Униформа для занятий джиу-джитсу, с одной стороны, должна быть достаточно прочной, так как обязана выдерживать мощные рывки, захваты, броски, с другой - быть свободной, дабы не сковывать движений бойца во время проведения ударов. Правила предписывают использования мягкого шлема (надевается с 18 лет по желанию), шингертов (перчатки с открытыми пальцами), мягкой защиты на голень (по желанию), а вот надевать капу и применять защиту паха (ракушка) нужно обязательно. Обычно спортсмены выходят на бой босиком в кимоно белого или синего цвета.

Раздел джиу-джитсу «кобудо» посвящён работе с палкой и холодным оружием. Так как дзю-дзюцу предполагает, прежде всего, самооборону без каких-либо специальных средств, имеется много предметов, не являющихся оружием, но выступающих в его роли. В частности в качестве оружия могут широко применяться явара (палочка длиной 12-30,5 см), дзё (дубинка), бо (шест или посох), нож и веревка (или пояс). Среди наиболее характерных видов подручных средств - нунчаку (две палки длиной около 30 см, соединённые верёвкой), кама (серп), тонфа (палка длиной около 40 см с поперечной рукоятью), сай (металлический трезубец), кува (аналог тяпки), эку (деревянное весло), тимбэй (щит) и другие.

Техника

Учитывая тот факт, что развитие техники джиу-джитсу проходило в среде японских самураев как один из способов поразить пешего, но вооружённого противника, не используя при этом оружие, следует отметить некоторые особенности этого вида единоборств. Ими являются как болевое воздействие на суставы тела, так и бросковая техника. Существенным моментом есть использование ударной техники, служащей в основном для того, чтобы, остановить соперника, который нередко находится в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и произвести болевой либо удушающий приём.

За время возникновения единоборства появилась масса разновидностей джиу-джитсу, а значит - каждый вид требует особого подхода к изучению. Но, не смотря на то, что в разных школах техника дзю-дзюцу порою имела разные названия («явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку»), неизменным оставалась главная цель данного боевого искусства: эффективно поразить атакующего при помощи самозащиты.

Предположительно, основой джиу-джитсу стал стиль китайского боевого искусства времен императорской династии Чоу (1122—25.5 гг. до н. э.).

К предшественникам джиу-джитсу относятся также системы самурайского боевого единоборства, «ерой куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на 11-15 века. Для этих систем характерны захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работа с кинжалом. Однако непосредственно борьба джиу-джитсу произошла из школы рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), основанной в 1532 японцем Такеноучи Хисамори (г. Сакусикияма, остров Кюсю). В 1558 эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер, открыл в буддийском храме Секоку-дзи школу «циньна» (или «шинь-на») — китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. Трое его учеников: Миура Еситацу, Фу-куно Масакацу и Исогаи Дзиродзаэмонпозже основали собственные школы джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. К концу 17 столетия насчитывалось уже 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности.

Основатель школы джиу-джитсу в Эду (Токио), мастер И со Мутаемон родился в 1800. Всю жизнь он посвятил изучению боевых искусств. Согласно легенде, однажды Исо победил сотню бандитов, ему удалось выиграть схватку благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы.

Джиу-Джитсу

Термин «джиу-джитсу» («дзю-дзюцу») появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым «подручным» оружием. Он состоит из двух слов. Слово «дзю» означает «мягкий, гибкий, податливый, уступчивый», а «дзюцу» переводится как «техника, способ». Итак, дзю-дзюцу — это «мягкая, или податливая техника». Мастер дзю-дзюцу уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, а тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип дзю-дзюцу («поддаться, чтобы победить»), наставники прибегают к выражениям вроде того, что «ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его» и что «гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным».

Предшественниками дзю-дзюцу были различные виды самурайского боевого единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы «ёрои куми-учи» и «коси-но-мавари», расцвет которых пришелся на XI—XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с кинжалом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам («атэми-вадза»).

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении («когусоку»), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер «циньна» (или «шинь-на»), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI ив первой половинеХVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы дзю-дзюцу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 400. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие. Исо Мутаемон — одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу — родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Ёсин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и в конце концов попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Синно-синдо-рю. Несколько лет спустя он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в «мусасюгё» — путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми — ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсин-синъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников. Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза — прием ученика в школу. Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по многу часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли «окудэн» — «глубокие приемы»). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословия.

Европейцы и американцы впервые познакомились с дзю-дзюцу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире дзю-дзюцу получило только с 50-х годов. Особый интерес к дзю-дзюцу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного дзю-дзюцу на 55—65% состоит из приемов, которые условно можно назвать «борцовскими» (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, лкдсбуки, бркски)(а бщб 35‐41% бе объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, дзю-дзюцу — это техника комбинированного рукопашного боя. Даное определение тем более уместно потому, что в дзю-дзюцу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, «классическими» его видами считаются «явара» (палочка длиной от 15 до 30,5 см), «дзё» (дубинка длиной примерно в один метр) и «бо» (шест длиной в 2—2,5 метра), а также «вэй» (веревка или пояс) и «танто» (обычный нож). Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы дзю-дзюцу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование «военного» оружия — штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д. Ведущую роль в современном дзю-дзюцу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5—6 крупных (самая большая — Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 10—15 лет в разных странах (в США, Франции, СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное дзю-дзюцу. Надо отметить, что уставы международных организаций дзю-дзюцу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника дзю-дзюцу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие — на броски через бедро или корпус, третьи — на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее «основной» техники, изучают и другие способы самозащиты.

ПЕРВЫЕ ШКОЛЫ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении ("когусоку"), близкую к технике современного Джиу-джитсу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-Бин, выдающийся мастер "циньна" (или "шинь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Ёситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы Джиу-джитсу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю. В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончательно вышли из употребления, школы Джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их насчитывалось более 100. Наиболее крупными среди них, помимо названных, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Ёсин-рю, Мусо-рю, Рёи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и многие другие. К концу XVII столетия насчитывалось 725 стилей, каждый из которых имел свои особенности. Более чем 300 лет джиу-джитсу культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения.

ЭЛИТАРНОСТЬ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Характерной особенностью Джиу-джитсу на протяжение более 500 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники (кихон). Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. и только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и, к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудан" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, чтобы адепты привыкли к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению жителей Востока, является ключом к последующим более сложным приемам. Существует и несколько иной путь развития: как бы от сложного - к простому. Такой тип школ (рю) предполагал изучение сложных и не всегда реальных техник на первом этапе и простых весьма эффективных, для учеников, приближенных к наставнику (сенсею) - так называемый "ближний круг". Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

ДЖИУ-ДЖИТСУ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЯПОНИИ

В 1868 году в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи, и у самураев отобрали их привилегии. Например, уже нельзя было свободно разгуливать по улицам с мечом. Многие мастера в это время покинули родину, разнося технику Джиу-джитсу по всему миру. Конечно, эмигранты или беглецы были и раньше, это они дали начало многим боевым искусствам по всему миру, но эта волна "1868" была особенно внушительной. Эмигранты оживили пламя техники, и еще более обогатили арсенал приемов самозащиты во многих странах.

СОВРЕМЕННОЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Создаётся Всемирная федерация Джиу-джитсу под руководством Р.Кларки и штаб-квартирой в Лондоне. Основным лозунгом федерации становится объединение различных видов, стилей боевых искусств, не только не вмешиваясь в национальные особенности развития, но и всячески поощряя их. Затем коммерциализация привела к появлению других федераций и союзов. В России наблюдается аналогичная картина: несколько организаций проводят чемпионаты равного масштаба параллельно или альтернативно друг другу. Япония в конце XIX в. уже пережила нечто подобное когда существовало более 800 школ Джиу-джитсу, и далеко не все из них внесли что-то новое в развитие и совершенствование боевых искусств.

"Дзю" — в переводе с японского языка — означает мягкость, уступчивость, гибкость, податливость, "дзюцу" — означает техника, способ, выход. Общий перевод, применяемый в названии одного из видов японского рукопашного боя — это "искусство мягкости". Исходя из названия, напрашивается вывод, что мягкая и податливая техника движений — основной принцип этого боевого искусства.

Все знают о существовании целой серии японских единоборств, но мало кто может перечислить все виды этой группы, и предельно ясно проинформировать об их отличиях друг между другом.

Японию можно назвать центром рождения большинства боевых искусств, существующих в мире. Большая часть из них вряд ли, даже на слух, знакома обычному гражданину России. Это и не удивительно! Серия японских боевых единоборств включает в себя более пятидесяти наименований, среди которых встречаются многочисленные стили рукопашного единоборства, искусства боя длинным шестом "бо", короткой палкой "дзе", дубинкой "дзиттэ", серпом "кама", мелкими подручными средствами и многое другое.

Чтобы окончательно развеять мифы о схожести или идентичности всех видов искусств, достаточно узнать об уникальном комплексном искусстве стратегического шпионажа, тактической разведки, а также техники поражения противника голосом. Удивительно, не так ли? Это далеко не все, чем может нас удивить страна цветущей сакуры. Но давайте вернемся к нашей теме и узнаем, что такое джиу-джитсу.

История Джиу-джитсу

Что такое джиу-джитсу мы сможем узнать и понять, при условии, если изучим ее историю. Джиу-джитсу появился на свет в Японии в середине 16-ого века. Это было скорее общее название всех видов рукопашных единоборств без оружия, с подручным или мелким типом оружия.

Пророждение данного вида предшествовало развитием всевозможных типов самурайских, японских единоборств в латах. Наиболее распространенными среди них были Йорои Кумиути и Косино-Мавари. Тогдашним техническим арсеналом обоих стилей сейчас мало кого можно было бы удивить. Ведь он вмещал в себя исключительно броски, работу с кинжалом, захваты за руки, уловки освобождения от захватов, подножки, подсечки и множество болевых приемов. Поскольку борцы выступали в латах, удары были несколько ограничены, так как они бы стали источниками серьезных травм и телесных повреждений самураев. Вскоре, вес доспехов стал гораздо легче по мере появления и развития технологий огнестрельного оружия, а потому к технике добавилось так называемое Атэми-Вадза или точечные удары в болевые точки.

Впервые, школа рукопашного боя, напоминающая своей техникой и арсеналом современное джиу-джитсу, появилась к середине 14-ого столетия в городе Сакуси-кияма, благодаря местному жителю Такэноути Хисамори. Развитием и расширением технической базы всерьез занялись уже сын и внук основателя. Родственники добавили в арсенал большое количество приемов, которые были позаимствованы из китайского Ушу. Дело в том, что сын и отец имели возможность изучать Ушу у китайских иммигрантов в городе Нагасаки. Благодаря семье Такэноути возникли многие известные до сих пор школы джиу-джитсу.

Во многих источниках говорится, что первые институты подобного боевого искусства, носили название Есин-рю, это в переводе с родного языка — школа ивы. Именно с этим деревом сравнивают технику джиу-джитсу, поговаривая одну историю: когда-то давно, на скальном утесе рос величественный дуб и тонкая ива, налетевшие порывы ветров штормили деревья, дуб стоял устойчиво, а ива сгибалась к земле и выпрямлялась обратно. Однажды, мощная буря все-таки сломала неприступный дуб, в то время как ива, сгибаясь до самой земли, вновь выпрямлялась обратно. Это показывает что мягкость и гибкость побеждает силу и жесткость.

Основные даты в Джиу-джитсу

1532 г. — основание первоначальной школы семьей Такэноути.

1557 г. — переезд в нынешний Токио китайского эмигранта Чень Юаньбина, мастера болевых приемов и сложных захватов.

1625 г. — Чень Юаньбин открывает школу при буддийском храме, где за отдельную плату обучает самураев и монахов.

1635-1650 г. — открытие большого количества школ учениками Юаньбина.

1650 г. — пик скорости и масштабов распространения джиу-джитсу, появление на свет более 400-та школ.

Трудно поверить, но к началу 20-ого века навыками этого боевого искусства овладели даже российские офицеры контрразведки и царской армии. Техника в то время была сложна для обучения, по этой причине стала прерогативой исключительно для высших слоев общества. К счастью, на сегодняшний день она доступна всем: мужчинам, женщинам и детям любых возрастов.

Классическая техника Джиу-джитсу

Многогранность и податливость к развитию первоначальной техники джиу-джитсу позволила ей быстро распространиться по всей Азии, и вскоре, по всему миру, приобретая новые, но такие же строгие обличия. Пресловутая мягкость японской хватки мастера и самурая объясняют, как намерение поддаться атаке противника, после чего одолеть обессиленного бойца его силой против него самого. Основными элементами арсенала классического стиля являются заломы и броски. С помощью них противник мягко нейтрализуется благодаря мощи атаки нападающего. Традиционноеджиу-джитсу включает в себя:

  • Приемы, производящиеся в положении стоя напротив стоящего противника.
  • Приемы "по-турецки" проводятся в сидячем положении против сидячего противника.
  • По аналогии, сидящий против стоящего.
  • Приемы борьбы в лежачем положении обоих борцов.

Арсенал традиционного стиля Джиу-джитсу

Броски.

Основным методом борьбы с противником в традиционном джиу-джитсу являются броски. Броски бывают следующих типов: взваливание атакующего на себя, броски с помощью нижней части туловища, с помощью верхней части туловища, броски с падением, броски с переходом на болевые приемы.

Болевые приемы.

Не менее важными приемами являются болевые, используемые в целях нанесения травмы атакующему. Чаще всего это:

  • Болевый приемы на конечности тела.
  • Удушающие приемы.
  • Удержания.

Болевые приемы осуществляются конечностями и направляются на наиболее уязвимые части тела противника, такие как: локти, плечи, шея, колени и т.д.

Удушающие приемы.

Такой боевой прием, как удушение проводится с использованием рук или ног. Действие заключается в перекрытии кислорода к мозгу человека.

Поражение уязвимых точек.

Длительное время подобная техника держалась в строгом секрете и заключалась в остром и точном ударе пальцем руки, ногой, головой или самой рукой. Ученики обучались технике как обездвиживания и убийству противника, так и умению быстро его реанимировать.

Приемы маневрирования и самострахования — также являются неотъемлемой частью школы традиционного джиу-джитсу.

Если рассматривать все приемы традиционной техники в целом, можно проследить, что арсенал состоит на 60% из захватов, болевых приемов, удушающих, подножек, подсечек и, конечно же, бросков. На 40% из ударов пальцами, ладонями, локтями, кулаками, стопами и коленями. Проще говоря, джиу-джитсу своей техникой относится к комбинированным видам рукопашного боя. Джиу-джитсу допускает, и даже поощряет использование в качестве оружия различные предметы, такие как: палки, веревки, посохи и ножи.

Техника большинства школ может несущественно отличаться друг от друга, однако в целом общая картина практически неизменна.

Запись в японскую школу Джиу-джитсу

Чтобы попасть в японскую школу джиу-джитсу и пройти там полноценное обучение, нужно будет пройти три этапа:

1. Мастера проверяют ученика на способности и проводят испытания.

2. Ученик очень долго обучается всем основам этого боевого искусства.

3. Этап — Оку дэн. К данному этапу, перешли далеко не все ученики. На этом этапе изучаются тайны и глубины джиу-джитсу.

Школы Джиу-джитсу сегодняшнего дня

Прославленных школ японского происхождения осталось около 50-ти, и все они разбросаны по миру. Большинство школ джиу-джитсу приобрело коммерческий характер. Необходимо отметить, что согласно уставам международных организаций джиу-джитсу, каждой школе позволено заполнять свой технический арсенал различными элементами техник, характерных традиционным рукопашным единоборствам той или иной страны.

Основные отличительные черты между ними заключены в том, что какие именно группы приемов преобладают. Например, в технике известного бразильского джиу-джитсу преобладают приемы лежа. К счастью, современным приверженцам восточных единоборств не придется проходить всех мучительных трех этапов "посвящения". Ведь сегодня такие школы доступны всем, независимо от возраста и пола.

Если вы нашли ошибку, опечатку или иную проблему, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter . Вы также сможете прикрепить комментарий к данной проблеме.

Слово "дзю" означет "мягкий, гибкий, податливый". А слово "джитсу" — стиль, способ. Соответственно, само слово "джиу-джитсу" расшифровывается как "искусство мягкости". Когда мастеров этого искусства просят поведать, в чем состоит суть стиля, они хитро прищуриваются и рассказывают следующую стародавнюю историю: "Когда-то, давным-давно, на скалистом утёсе росли огромный дуб и стройная ива. Налетавшие порывы ветра штормили дуб, а ива сгибалась к земле и выпрямлялась обратно. И, однажды, мощный порыв бури сломил дуб, а ива склонилась до самой земли, и вновь выпрямилась. В этом и состоит подлинная суть и смысл джиу-джитсу. Когда нужно быть жёстким, следует быть жестким, когда же следует быть мягким и гибким — надо быть мягким и гибким".

Экскурс в историю

Не случайно поэтому первая школа джиу-джитсу называлась Ёсин-рю ("школа ивы"). Зародившись в древней Японии, это боевое искусство ныне представляет собой использование как навыков рукопашного боя, так и навыков владения холодным оружием. Сегодня искусство джиу-джитсу включает в себя множество направлений (например, "ёрои-кумиути" — рукопашный бой в полном вооружении и "коси-но-мавари" — техника и тактика ближнего боя). Немудрено, ведь формированию данного искусства предшествовала двухтысячелетняя история , на протяжении которой джиу-джитсу развивалось и совершенствовалось, обрастая всевозможными подстилями. Сегодня джиу-джитсу подразумевает различные комбинации шоковых ударов, множество захватов и бросков, а также владение кинжалами и ножами .

Именно многогранность джиу-джитсу послужило причиной, по которой это искусство непосредственно вскоре после освоения европейцами Японии начало своё победное шествие по мировым континентам. Парадоксально, но факт: навыками джиу-джитсу в начале XX века в своё время России владели офицеры царской армии и контрразведки. Что же говорить о современности? Если ранее техника джиу-джитсу была достаточно сложна для изучения, и потому была прерогативой высших слоёв общества, то сегодня это искусство доступно всем — в том числе и женщинам и детям.

Быть гибким

Каким образом стоит понимать пресловутую "мягкость"? Мастера джиу-джитсу объясняют это следующим образом. Сперва стоит поддаться натиску атак противника, а затем — обратить его силу против него самого. Ведь очевидно, что нанесение ударов по закованному в броню противнику неэффективно — поэтому особенностью джиу-джитсу традиционно считается техника бросков и заломов. Они позволяют мягко нейтрализовать противника, направив мощь атаки против самого атакующего . Именно поэтому для бойца дзюдзюцу не играет роли число противников, а также степень освещенности места — для энергии воли нет препятствий и преград .

Для того, чтобы овладеть навыками джиу-джитсу, требовались постоянные тренировки — мастера считали, что только закалённое тело способно стать обителью мудрости. Уже позднее этот принцип был распространён и на две школы, взращенные в колыбели джиу-джитсу — школы дзюдо и айкидо. Они обе впитали в себя фундаментальные принципы этого боевого искусства — сохранение ясности ума и формирование мужественного характера.

Возможно, именно поэтому джиу-джитсу было взято на вооружение спецслужбами мира. Оно позволяет предельно корректно нейтрализовать правонарушителей, не причиняя им излишнего физического вреда. Ведь именно так обстоят дела в природе: гибкая ветка ивы распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным .

Мицуе Маеда (Count Koma-граф битвы)

История Бразильского дзю-дзюцу начинается с японского бойца, мастера дзю-дзюцу и Кодокан дзюдо Мицуе Маеда (Count Koma-граф битвы). Маеда (1878 — 1941 г.) родился в маленьком городке Аомори на севере острова Хонсю. В восьмилетнем возрасте переезжает в столицу. Учится в элитной школе Хиросаки, где был известен как «ребенок — сумоист». Такое прозвище он получил благодаря своему увлечению искусством борьбы, которому обучал его отец. Позже Маеда поступил в университет, который в наши дни называется Васэда и известен как крупный тренировочный центр. Именно там он обучался технике классического дзю-дзюцу . В 18 лет начинает тренироваться в Кодокане (Дом изучения Пути). Основатель Кодокана Кано Дзигоро (28 сентября 1860 г. — 4 мая 1938 г.)мастер Киторю, Тэндзин синъе-рю, а также на основе других школ дзю-дзюцу в 1882 г. создал Дзюдо (мягкий, гибкий путь). Маеда обычного телосложения при росте около 168 см (5 футов 6 дюймов), весе 70 кг (150 фунтов) упорно тренируется и через два года получает 1-й дан. В 1901 году получает 3 -й дан и работает инструктором дзюдо в университетах Токио, Васэда, Гакушин.

В 1904 году Дзигоро Кано присваивает Маеде 4-й дан и вместе с Томитой Цунэдзирой 7-й дан направляет в США. Годом ранее американский промышленник Сэмюэл Хилл предложил Ямасите Есиаки (1875-1935) выехать в США для обучения дзюдо его сына. Ямасита принял предложение, но, к сожалению, прибыв в Соединенные Штаты, узнал, что их договор расторгнут из-за непреклонной позиции миссис Хилл, выступившей категорически против занятий сына японской борьбой. Однако Хиллу удалось устроить для Ямаситы другое место учителя, а также встречу в Белом Доме президентом США Теодором Рузвельтом, который после прочтения книги Нитобэ Инадзо (1862-1933) «Бусидо — душа Японии» заинтересовался самурайской культурой и боевыми искусствами. Ямасита, рост, которого 162,5 см, а вес 68 кг, успешно провел поединок с американским борцом вес и рост которого были вдвое больше. На Рузвельта это произвело огромное впечатление, и он лично оказал содействие Ямасите в получении места преподавателя дзюдо в Военно-морской академии США с окладом 5000$, что по тем временам составляло поистине королевскую зарплату. Параллельно жена Ямаситы обучала дзюдо дам из высшего света. Всего супружеская пара провела в Соединенных Штатах два года. Менее успешный был визит Томиты Цунэдзиро и Маеды.

Рузвельту хотелось, чтобы в Вашингтоне был свой учитель дзюдо, поскольку Ямасита преподавал в другом месте. Кано на это место рекомендовал своего первого ученика, утонченного и образованного человека, прекрасно знавшего английский язык. Но по своему борцовскому уровню Томита сильно уступал тогдашним звездам Кодокана, поэтому с Томитой поехал один из сильнейших бойцов Маеда. Очевидно, по замыслу Томита должен был разъяснять теорию дзюдо, Маеда — демонстрировать его эффективность в схватках. Этот план успешно сработал во время демонстрации в Вест-Пойнте, где Маеда сперва противостоял атакам профессионального игрока в американский футбол, а затем боксера. Однако в Вашингтоне все обернулось не так хорошо. После того, как Томита и Маеда провели официальную демонстрацию Кодокан Дзюдо, один из присутствующих футболистов бросил вызов лично Томите. Результат схватки для последнего оказался плачевным: ему не удалось провести бросок, и он тут же оказался придавленным к полу весом тела американца. Президент Рузвельт дипломатично попытался замять происшествие, отвергнув дальнейшее состязание под предлогом того, что на Томиту, по всей видимости, скверно повлияло изменение климата, и пригласил японцев на торжественный обед в Белый Дом. После этого Томита вернулся в Японию, а Маеда жаждавший восстановить репутацию дзю-дзюцу остался в Америке. Он провел тысячу поединков и не проиграл ни разу в боях без правил или по правилам дзюдо и уступил лишь два раза в схватках с профессиональными борцами по их правилам. Маеда даже бросил вызов чемпиону-тяжеловесу Джеку Джонсону, которого многие называли лучшим боксером современности. Итак, японец основал традицию, которой в последствие будет следовать Грейси: бросать вызов действующим чемпионам по боксу (Хелио вызвал Джо Луйса, а Риксон — Майка Тайсона). Боксеры тоже создали традицию — никогда не принимать подобные вызовы. После своего путешествия по Северной Америке он побывал в Центральной и Южной, а позже посетил и Европу. Он сражался во многих профессиональных поединках и таким образом нарушил многие моральные заповеди дзюдо, которые были достаточно строгими. Возможно именно поэтому Маеда называл свое искусство дзю-дзюцу, а не дзюдо. Когда он стал сражаться как профессиональный боец, Маеда очень часто был вынужден применять техники, запрещенные в дзюдо, но бывшие частью изученного им ранее дзю-дзюцу. Кроме того, Маеда был умным и внимательным новатором. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убирал те, которые считал не эффективными. Он разрабатывал свой собственный стиль, целью которого было успешное противостояние двум основным типам бойцов на Западе — борцам и боксерам. В вопросах техники он отошел от чистого дзюдо. Обучая людей, которых он встречал в своих путешествиях, Маеда настаивал на том, чтобы они называли его стиль дзю-дзюцу. Потрясающие достижения сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. В начале 1920-х годов Маеда вернулся в Бразилию и оказался в центре кипучей деятельности, развернутой японским правительством, с целью основать колонию в северной части страны. Проект было достаточно сложно претворить в жизнь (на самом деле он был немедленно провален). Единственным бразильцем, который использовал свои политические связи, чтобы помочь Маеде, был Гастао Грейси, его семья эмигрировала в Бразилию из Шотландии. Дружба, которая завязалась между двумя людьми, привела к тому, что Маеда решил обучить старшего сына Гастао, Карлоса(1902-1994г).

История семьи Грейси.

В 1801 году Джордж Грейси приезжает в Бразилию из Шотландии. Один из внуков Джорджа — Гастао Грейси — получил образование дипломата. Он изучил немецкий язык, свободно говорил еще на семи языках. Но он решил отказаться от дипломатической карьеры и вместо этого занялся бизнесом. В это время Гастао жил в г.Белем, штат Пара в дельте реки Амазонки. У Гастао было восемь детей, пятеро из которых мальчики.

Карлос (имена других Освальдо, Гастао, Джордж, Хелио) был старшим в семье. Он родился 14 сентября 1902 г. первыми соперниками Карлоса были коренные обитатели реки Амазонки — крокодилы. Ему очень нравилось играть с аллигаторами. В 14 лет Карлос начал тренироваться под руководством Маеды и всю свою безграничную энергию направил на изучение искусства дзю-дзюцу. Мог ли кто-то предположить такое? «Из всех учеников, обучавшихся у Кома, а их было не мало, так как он преподавал по всему миру, только один проникся глубиной и величием знания, став профессионалом дзю-дзюцу. Мне кажется, мой отец с самого начала чувствовал суть того, чему учился. Не удивительно, что он впоследствии создал свою школу, которая существует на протяжении уже 80 лет», — вспоминает Рейла (дочь Карлоса). Несмотря на постоянные путешествия Маеды, Карлос придерживался тренировочного режима, начав практиковаться еще с одним учеником Маеды — местным бизнесменом Якинто Ферро. С ухудшением экономической ситуации отец с семьей переезжает в Рио-де-Жанейро в поисках лучшей жизни, затем в Сан Паоло, и наконец, в Бело Хоризонт. В 22 года Карлос начал зарабатывать преподаванием дзю-дзюцу. «Он был похож не на бойца, а на шахматиста. Он тренировал в полицейских академиях и так как они ничего о нем не знали, ему приходилось демонстрировать эффективность той борьбы, в которую он верил. Он доказывал, что с помощью дзю-дзюцу можно творить чудеса и что он сам — превосходный боец», — говорил Рилион В 1925 году Карлос открывает первую . В тридцатые года нужно было всегда доказывать эффективность дзю-дзюцу в боях. Соперников искали через газетные объявления (например «Хочешь иметь сломанные ребра? — Обращайся к Карлосу Грейси») Так происходило становление боевого искусства смешанного стиля. Карлос провел множество поединков, самые известные это в 1924 году в Сан Паоло с представителем японского дзю-дзюцу Гео Омори. Бой без правил в Рио-де-Жанейро против мастера капуэйро Самуэля и последний бой против Руфин в 1931г. Влияние, которое оказывал Карлос на своих детей и родных братьев, было столь велико, что современные фанаты вряд ли смогут представить это себе. Он был учителем, стратегом, покровителем, идеологом — все это Рейла написала в своей книге. «Он был совестью семьи, ее ядром, точкой отсчета, в 80-х после каждого поединка все собирались вместе для того, чтобы оценить выступление каждого, сильные и слабые стороны. Когда он умер, я почувствовал, что жизнь изменилась. Он ни разу не ударил ребенка, никогда не бранился, не оскорблял противников. Он был воплощением добра. Это бесценно »

Младший брат Карлоса Хелио(01/10/1913г-29/01/2009г) был очень слабым ребенком. В 14 лет переезжает к Карлосу, который обучал дзю-дзюцу в Ботафого, пригороде Рио. Вначале он просто наблюдал за тем как его брат обучает дзю-дзюцу, так как доктора рекомендовали ему воздерживаться от любой физической активности, включая тренировки дзю-дзюцу. Однажды, когда Хелио было 16 лет, один из учеников Карлоса пришел на занятие, но того не было. Хелио, помня все движения, которые показывал его брат, предложил начать тренировку. Когда тренировка подошла к концу, появился Карлос, извиняясь за свое отсутствие. Ученик ответил: «Все нормально, я очень доволен тренировкой с Хелио. Если Вы не возражаете, в следующий раз я продолжу тренировку с ним.» Карлос согласился. Так, волею случая, Хелио стал тренером. Вскоре он осознал, что техника, которую он наблюдал на уроках Карлоса, не так уж проста в исполнении. В неустанном поиске ответов на свои вопросы по повышению эффективности дзю-дзюцу Хелио решился отойти от традиционной техники, преподаваемой его братьями. Он начал изменять движения таким образом, чтобы несмотря на слабое тело, он сам мог выполнять их. Хелио с ранних лет, наблюдая за Карлосом и воспринимая его не только как брата, но и отца, упрочил семейную традицию в организации поединков под руководством старшего брата. Несмотря на то, что все Грейси были известны как первоклассные бойцы, выделяли именно Хелио, весившего 140 фунтов (63,5 кг). Он был первым кумиром в области спорта в Бразилии. Его впечатляющие поединки, демонстрирующие смелость и отвагу, являющиеся образцом безупречной техники и особого стиля жизни, сделали его идеалом, символом надежды для целой нации. Однажды, Первая леди — Дарси Варгас, признавая огромное положительное влияние, пригласила Хелио в президентский дворец и просила его «спасти бразильскую молодежь». Хелио спас друга, тонущего в Атлантическом океане.

За это ему была вручена медаль за отвагу. За свою карьеру Хелио провел 17 только официальных боев, включая поединки против чемпионов по борьбе, Фреда Эберта и Владека Збыско. Когда в Бразилию прибыл чемпион мира по дзю-дзюцу Масахико Кимура, Хелио представился случай проверить свою технику в поединке против самого лучшего спортсмена, и он бросил вызов. К удивлению, такой именитый чемпион отказался, объясняя свой отказ разницей в весе (примерно 80 фунтов — 36,3 кг) и тем, что у Хелио не было разряда, а значит, он был не стоящим соперником. Кимура предложил провести поединок с Като, вторым бойцом дзю-дзюцу в мире. Он весил на 40 фунтов (18,14 кг) больше Хелио. Хелио сражался с Като два раза. Первую встречу проводил со сломанным ребром, эту травму он получил во время тренировки неделей ранее. Несмотря на серьезный риск и противопоказания доктора Хелио провел поединок в ничью. Месяц спустя, во время повторного поединка, на глазах изумленной толпы Хелио провел удушающий прием, в результате которого Като 6 минут находился без сознания. Эта убедительная победа оказала давление на великого Кимуру, который теперь должен был отстаивать честь Японии. Поединок прошел в Марокано, на самом большом футбольном стадионе в мире. На 13-ой минуте Кимура провел свой коронный прием — «замок Кимура» (удэ-гарами). Карлос, опасаясь, что Хелио не сдастся и получит серьезную травму, бросил полотенце, прекращая встречу с японским чемпионом. Кимура был так впечатлен выступлением Хелио, что через день после поединка он пришел в академию Грейси в Рио и пригласил Хелио учиться в Японии.

Хелио и Вальдемар

В 42-летнем возрасте Хелио провел поединок против своего лучшего ученика 25-летнего Вальдемара Сантана. Они встретились в бою, потому что Вальдемар получил вызов от бойца, участвующего в подставных боях (реслинг, кэтч — шоу, заранее отрепетированные, подставные бои). Хелио был против. Вальдемар сказал: «Я должен зарабатывать деньги, моя семья живет в нужде. Если ты мне дашь немного денег, я не соглашусь на этот бой. Но если я бьюсь, ты можешь быть уверен, что это будет не кэтч, я намерен его избить.» Хелио говорит: «Если ты пойдешь на этот бой, я исключу тебя из академии». Сантана все же сразился и одержал победу. После достаточно «оживленной» беседы между двумя мужчинами, был организован бой. Поединок длился 3 часа 40 минут, пока Карлос не бросил полотенце, таким образом, был установлен мировой рекорд по длительности поединка без перерыва.

Хелио и Като

Вся страна была настолько восхищена смелостью Хелио в этом поединке, что его слава возросла, а в академию стали приходить новые ученики, готовые разделить учения своего наставника. В последствии, когда его спросили, почему он не оставил времени для подготовки к такому поединку, он ответил: «Если на вас нападут на улице, неужели вы станете упрашивать обидчика подождать 2 месяца, пока вы будете настраиваться на поединок? Конечно нет. Всю жизнь я учил слабых людей применять приемы дзю-дзюцу против более сильных соперников в любой момент. Как же я могу говорить одно, а поступать по другому?»

Много лет спустя во время одного из телешоу в Бразилии Хелио был вызван на бой мастером Капуэйро. Поединок был назначен через неделю. 55-летний Хелио настоял, чтобы встреча состоялась немедленно, чем абсолютно шокировал более молодого и сильного оппонента. Дело Хелио Грейси и его братьев было продолжено следующими поколениями.

После поединка, старший сын Карлоса — Карлсон, заявил Вальдемару, что хоть и считает его своим другом, и не имеет ничего против того лично, необходимо встретиться в бою. Бились 6 раз. Карлсон выиграл 4 раза, 2 раза была ничья.

Хелио и Рорион

У старшего сына Хелио — Рориона, кимоно появилось раньше, чем он научился ходить. В двухлетнем возрасте он уже выступал на публике. В раннем возрасте он начал заниматься дзю-дзюцу под руководством отца. Накануне Рождества 1969 года Рорион приехал в США в отпуск. После посещения родственников в Нью-Йорке и Вашингтоне, он переехал в Калифорнию в Лос-Анджелес. Проведя а Америке полгода, Рориан вернулся в Бразилию. В 1978 году, после развода с первой женой и получения диплома адвоката в Государственном университете Рио-де-Жанейро, Рориан принял важнейшее рещение своей жизни — он вернется в Америку и сделает стиль борьбы своей семьи известным во всем мире. Рориан отправился в Южную Калифорнию и, благодаря своим друзьям, получил работу дублера в фильмах и телешоу. Кроме того, он застелил матами свой гараж и приглашал всех желающих на бесплатный ознакомительный урок по дзю-дзюцу. Если они после этого приводили друзей, то получали право на дополнительное бесплатное занятие, десять друзей — десять бесплатных занятий и т.д. Часто к нему приходили не столько ученики, сколько инструктора по другим единоборствам, которые вызывали Рориана на поединки. К удивлению и учеников и инструкторов, стиль Грейси всегда был эффективен. Слава о нем росла с каждым днем. Рориан повторно женился, от этого брака у него родилось еще 5 детей.

Хелио и Рориан

Ройс Грейси, чемпионат 2003 г.

К тому времени его брат Ройс, приехавший в Америку в 17 лет, занимался преподаванием вместе с Рорианом, помогая ему утвердить дзю-дзюцу Грейси в США. Имея контакты с Голливудом, Рориан принимает участие в постановке боевых сцен в фильмах, включая «Смертельное оружие», где он работает с Мелом Гибсоном и Рене Руссо. Журнал Плейбой и ведущие мировые издания по боевым искусствам способствовали распространению и популяризации философии дзю-дзюцу Грейси, публикуя статьи о Рориане, его семье и о созданном ими стиле борьбы. В 1988 году Рориан выпускает первый видеокурс «Дзю-дзюцу Грейси в действии», где демонстрировал преимущества этого стиля. Тренировки проходили каждый день с 7 до 21, количество обучающихся дошло до 120 человек, 80 человек ожидали своей очереди. При участии своих братьев — Риксона, Ройлера и Ройса — летом 1989 года Рориан открыл академию дзю-дзюцу Грейси в Торрансе, штат Калифорния. В 1993 году Рориан и один из его учеников разработали идею самого революционного на тот период события в сфере боевых искусств — Чемпионат боевых искусств.

Благодаря творческому мышлению другого ученика — Джона Милиуса, они также создали уникальную арену — Октагон, хотя в то время чемпионом в семье считался Риксон, Рориан выбрал Ройса, как представителя семьи Грейси для боев в Октагоне. Он полагал, что более легкий Ройс станет подходящим примером потенциальных возможностей их семейного стиля. Ройс убедительно одерживал победы на чемпионатах в Октагоне.

С 1994 года в Японии стали проводить чемпионаты по боям без правил (Вале Тудо). На этих чемпионатах от семьи Грейси выступал Риксон, став чемпионом (все поединки одержаны чистой победой). Благодаря деятельности всех членов семьи Грейси и их учеников, стиль дзю-дзюцу Грейси совершил переворот в мире боевых искусств. На сегодняшний день неоспорим тот факт, что если вам действительно необходимо подготовиться к отражению реального уличного нападения, то стиль дзю-дзюцу, разработанный семьей Грейси оптимален для этого.

Сегодня семейство Грейси разрослось настолько, что его представителей можно встретить на любом континенте. Рориан, проживающий в Южной Калифорнии доказал всему миру, что наследие его семьи не исчезнет. В любой день одного из его девяти сыновей можно встретить в академии Грейси в Торрансе, штат Калифорния, где они занимаются обучением и тренировками, продолжая традиции Грейси.

История показывает, что изменения, которые Грейси внедрили в дзю-дзюцу, создали стиль, равного которому на турнирах по смешанным боевым искусствам не оказалось. На протяжении многих лет, начиная с Карлоса и Хелио, их сыновей Карлсона и Роллса и заканчивая нынешним поколением, которое представляют Риксон, Рорион, Ройс, Ройлер, Ральф и Ренцо (а также многие другие), Грейси и их ученики добивались огромных успехов на турнирах и в поединках, что принесло им мировую славу.

Грейси были вовлечены в исследования, посвященные тому, чтобы создать самый эффективный боевой стиль. Они обладали огромным запасом времени, сильной волей, автономией и способностью к творчеству. В течение поколений они копили информацию и знания, проверяя их в настоящем бою. Это действительно было научное исследование, равного которому в истории боевых искусств еще не наблюдалось.

Грейси не занимались теоретическими выкладками, они искали возможности доказывать свои выводы на практике и меняли, либо устраняли их в зависимости от эффективности. Они не были скованны какими либо идеологическими, нравственными, националистическими или эстетическими рамками, что позволило им провести объективное исследование и создать самое эффективное боевое искусство.



  • Разделы сайта