Джеки Стюарт: С закрытыми кокпитами спешить нельзя. Авария, которая изменила мир

Страна: Великобритания

Год рождения: 1939

Джеки был первым гонщиком, освоившим современный стиль. Он ехал настолько медленно, насколько этого хватало для победы.

Стирлинг Мосс

Имя Джеки Стюарта неразрывно связано с синими машинами команды «Тирелл», ее большими победами, а также солнцезащитными очками и ожогами. А еще Джеки Стюарт был просто потрясающим гонщиком, трехкратным чемпионом мира с коммерческой жилкой внутри, который знал свое дело и чего оно стоит. Чемпион мира 1969,1971 и 1973 годов Джеки был очень проницательным человеком в бизнесе. Именно его стараниям обязаны сегодняшние гонщики, которые получают такие громадные зарплаты. Стюарт не раз становился свидетелем того, как его друзья и товарищи погибали на трассе. Поэтому он требовал компенсации за большой риск. Большинство такими проблемами заниматься не хотело, но шотландец всегда стоял на своем.

Однажды в 1966 году Джеки Стюарт попал в аварию и оказался зажатым между землей и машиной. Сверху на него капало топливо, и если бы появилась хотя бы малейшая искра, он погиб бы. На следующий день он отказался выходить на старт, так как знал, что это очень опасно. Именно с тех пор он начал бороться за безопасность гонщиков на трассе. Этим он занимается и по сей день, доказывая, что он – человек дела.

Если другой великий гонщик Ален Прост хотел стать футболистом, то Джеки Стюарт в 1960 году был готов представлять Великобританию на олимпийских играх по стрельбе, но не сумел пройти отбор. И тогда он решил стать автогонщиком. Первые гонки в команде «Экюри экосс» показали, что шотландец способен на многое.

Фото слева: Дебютный сезон Стюарта на "БРМ". Джеки, преследуемый партнером по команде Грэмом Хиллом.

Фото справа:1968 год. Первой год за команду "Тирелл" на машине "Матра".

Джеки ненадолго задержался в классе спортивных автомобилей. Кен Тирелл пригласил его в свою команду в Форуле-3 и вскоре победы стали для шотландца обычным делом. В 1965 году «Лотус» захотел Стюарта себе. Но дебютировал в формуле-1 Джеки за команду «БРМ». Немногие гонщики способны победить в первый же сезон, но Стюарт сумел это сделать. Восьмой в его карьере выход на трассу на гран-при Италии увенчался успехом. А сезон шотландец закончил на третьем месте вслед за Джимми Кларком и Грэмом Хиллом. В 1966 Стюарт начал сезон с победы, но с созданием новой версии «Брэбхэма» эта победа потеряла смысл. «БРМ» не могла конкурировать с «Брэбхэмом». Следующую победу Джеки одержал только в 1968 году после перехода в «Тирелл».

В 1986 году Джеки сумел одержать три победы, выступая за команду «Тирелл». Он занял второе место в чемпионате. Шесть побед в 1969 году принесли Стюарту первый чемпионский титул. Новые машины команды «Марч» не смогли составить конкуренцию «Лотусу» и «Феррари». Джеки Стюарт был лишь шестым в сезоне. Зато в 1971 «Тирелл» сумел наконец построить свою собственную машину. Джеки одержал на ней шесть побед и во второй раз стал чемпионом мира.

В 1972 году шотландец был близок к третьему титулу, но все же проиграл борьбу бразильцу Эмерсону Фиттипальди на «Лотусе». Однако сезон 1973 года был снова уверенно выигран великим шотландцем. За несколько гонок до конца, обеспечив себе чемпионский титул, Джеки решил закончить карьеру, не закончив сезоне. Ему было очень тяжело, много друзей погибло, погиб партнер по команде Франсуа Сэвер, Стюарт решил уйти. Его рекорд (27 побед) держался до 1987 года.

В отличии о многих гонщиков, после окончания карьеры гонщика Стюарт остался в Формуле-1 и внес большой вклад в автогонки. В 1997 году была создана настоящая шотландская команда «Стюарт», за которую выступали Рубенс Барикелло и Ян Магнуссен. Вскоре эта команда превратилась в «Ягуар», а затем в «Ред Булл».

Фото слева: Первый чемпионский титлу Джеки в 1969 году. На фотографии он со своей женой.

Фото справа: Джеки за рулем "Тирелла" в 1973 году в последней гонке в карьере.

Статистика по сезонам:

Год Команда Кол-во гонок Очки Место
1965 БРМ 10 33 3
1966 БРМ 8 14 7
1967 БРМ 11 10 9
1968 Тирелл-Матра 10 36 2
1969 Тирелл-Матра 11 63 Чемпион
1970 Тирелл-Матра 13 25 5
1971 Тирелл-Марч 11 62 Чемпион
1972 Тирелл 11 45 2
1973 Тирелл 14 71 Чемпион

Спортивные достижения: Трехкратный чемпион мира 1969,1971 и 1973 годов, 100 Гран-при, 27 побед, 17 поул-позишн, 43 подиума, 15 лучших кругов

Основные вехи жизни и карьеры: 1939 -родился в городе Дамбартон, 1961 - первое участие в гонках на машине "Маркос",1963 - выступление за команду "Экюри экосс", 1964 - вступление в команду Кена Тирелла в Формуле-3, 1965 - первая победа на Гран-при Италии за "БРМ" в Формуле-1, 1968 -переход в команду "Матра", 1969 -первый чемпионский титул, 1970 -выступления за "Марч", 1971 - второй титул, 1973 - третий титул, завершение карьеры. 1997 - основание команды "Стюарт".

Один круг с Джеки Стюартом в Бренл-Хетче.

Джеки Стюарт - родился в Милтоне, Шотландия 11 июня 1939 года. Родители Джеки продавали автомобили компании Ягуар. Отец выступал на мотогонках, а старший брат Джимми выбрал автомобильный спорт и успешно выступал за команду Team Scotland. Джеки увлекся совсем другим спортом, который не имел отношения к автомобилям. Он был отличным стрелком и выступал в соревнованиях по стендовой стрельбе. Завоевал множество наград и званий в национальных и международных турнирах. В 1960 году он планировал принять участие на Олимпийских играх в Риме, но в сборную команду не попал.

Начало автомобильной карьеры

Разочаровавшись в стрельбе, Джеки воспользовался предложением, и сел за руль гоночного автомобиля Healey Sprite, выступая в национальных гонках. К 1963 году он уже выступал за команду Ecurie Ecosse, в составе которой ранее принимал участие его старший брат. Очень быстро овладев необходимыми навыками, он принял участие в соревнования серии GP, а затем перешел в более высокий класс Формулы-3. Всего пять лет потребовалось шотландцу, чтобы из потенциального участника олимпийской сборной стать реальным участников королевских гонок.

Дебютное выступление в Формуле-1

Джеки Стюарт в первом своем гоночном сезоне 1965 года, в составе команды Owen Racing Organisation, занял 3-е место. Учитывая то, что команда BRM находилась не на пике своей формы, бронзовая награда была показателем профессионализма Стюарта. Следующие два сезона он также был в команде BRM, но лучшего результата добиться было невозможно.

Первый чемпионский титул

В 1968 году он перешел в команду Matra International и стал серебряным призером чемпионата мира. К своему 30-у юбилею в 1969 году, Джеки Стюарт стал обладателем почетного звания чемпиона мира. Этот успех он повторил в 1971 и 1973 годах, выступая за команду Elf Team Tyrrell. Проведя в мировом первенстве девять сезонов, он принял участие в 100 стартах.

К 1971 году все чаще давала о себе знать язва желудка, поэтому спортсмен поставил для себя планку участия в ста стартах, после чего планировал закончить активную гоночную карьеру. Все так и произошло, но гонка в США была омрачена утратой - напарник и лучший друг Франсуа Север погиб на гоночной практике.

Окончание гоночной карьеры

После завершения карьеры он был владельцем гоночной команды Paul Stewart Racing, в которой выступал его сын. В малолитражных вариантах Формулы наследник Джеки Стюарта показал высокие результаты, несмотря на то, что его родители были против гоночной карьеры. Богатый опыт и профессиональные качества позволяют ему до сих пор находиться в центре гоночного спорта.

Автогонщик Джеки Стюарт родился в провинциальном шотландском городке. В возрасте 12 лет был исключённым из школы в связи с диагнозом дислексия - предпосылки, не оставляющие больших шансов для достижения чего-либо в жизни. Однако Джек сумел добиться собственных жизненных вершин вопреки всем преградам. Стрелок, великий автогонщик и, наконец, величайшая личность в мировом спорте. Человек, удостоенный за свои достижения рыцарского звания - Сэр Джеки Стюарт.

Детство

Обычное для Шотландии провинциальное графство Дамбертоншир. В небольшом шотландском городке Милтоне 11 июня 1939 года появился на свет будущая гордость Шотландии Джон Янг Стюарт. В детстве Джон много времени проводил у своего дедушки, егеря деревушки Дамбек. Совершенно ожидаемо, что подросток уже с юного возраста увлекся охотой. Это увлечение занимало не последние место в жизни семьи Стюарт. Вся мужская часть семьи фанатично любила охоту, и маленького Джека не обошло стороной это семейное хобби. И нет ничего удивительного, что первым спортивным выбором в жизни Джеки Стюарта стала именно стрельба.

Стендовая стрельба

Увлечения охотой не прошли для Джеки Стюарта даром, прекрасное владение оружием заметил тренер по и с семнадцати лет Джеки уже серьезно занимался этим видом спорта. Успехи в стендовой стрельбе не заставили себя долго ждать: уже в восемнадцать лет Джеки Стюарт, фото которого вы видите в статье, стал чемпионом Шотландии по стендовой стрельбе, а в девятнадцатилетнем возрасте им была одержана победа в Кубке Нации. В двадцать один год произошел переломный момент в стрелковой карьере Джеки Стюарта. На отборочных соревнованиях к летним Олимпийским играм Стюарту не хватило одного удачного выстрела для победы. Разочарование от проигрыша было настолько велико, что, несмотря на все уговоры тренера, Джеки решил уйти из стрелкового спорта.

Работа

Перед молодым человеком не стояла проблема выбора профессии. Его будущее было предрешено: родители Джека владели крупной автомастерской и гаражами, а также были дилерами крупного автомобильного концерна «Ягуар» в своем родном городе Милтоне. Поэтому неудивительно, что все свое свободное время Джеки проводил в автомастерской собственного отца. Начинал он с простого, в его обязанности входило мыть и заправлять автомобили постоянным клиентам отца. Постепенно ему начали доверять починку различных поломок. Автомобили занимали все большее место в жизни Джека. Рутинная работа, которая выполнялась изо дня в день, переросла в основную деятельность юноши. По выходным Джеки стал принимать участие в любительских автогонках, которые в какой-то момент стали приносить ощутимый доход для молодого человека. Зачастую деньги, полученные за участие в автогонках, значительно превышали доход, получаемый от работы в мастерских отца.

Джеки Стюарт - гонщик. Начало карьеры

Во многом определяющим для Джека Стюарта оказался 1964 год. Во время тестовых заездов Формулы-3 Джек сенсационно обыграл знаменитого на тот момент вице-чемпиона Формулы-1. Такой результат не мог остаться незамеченным специалистами из автогоночного мира. Способный юноша заинтересовал многие команды, выступающие в Формуле-3. Владелец одной из таких команд, Кен Тиррел, предложил молодому автогонщику полноценный профессиональный контракт. Никто не ждал от дебютанта больших побед в первый год профессиональной карьеры.

Судьба дала великолепный шанс юному автогонщику, и он им с блеском воспользовался. И если первые удачные гонки можно было отнести к везению, то стабильность в течение всего года, которую показывал Джеки Стюарт, кроме как мастерством назвать нельзя. Сезон 1964 года в Формуле-3 завершился уверенной победой дебютанта турнира Джеки Стюарта. Вот так в мир автогонок вошёл обычный шотландский паренёк.

Формула-1

Победный сезон в гонках Формулы-3 послужил своеобразным импульсом для дальнейшей карьеры Джеки Стюарта. Несмотря на то что с Кеном Тиррелом у Джеки сложились прекрасные отношения, оба понимали, что Джеки Стюарт перерос уровень Формулы-3. Учитывая, что у Кена Тиррела было представительство только в младших лигах Формулы, Джеки принимает решение продолжать свою спортивную карьеру в другой команде. Выбор стоял между двумя сильнейшими командами того времени: «Лотос» и BRM. Более настойчивыми оказались владельцы концерна BRM, подписавшие полноценный контракт с многообещающим гонщиком.

В первой гонке Формулы-1, проходившей в ЮАР, дебютант финишировал на почётном шестом месте. Как оказалось, это было только начало. Уже во второй гонке, Гран-При Монако, Джеки Стюарт оказался на пьедестале, заняв итоговое третье место. Ошеломительный дебют для молодого гонщика, проводящего лишь первый сезон на таком высоком уровне. Далее последовала череда вторых мест и, наконец, долгожданная победа. На соревнованиях, проходивших в Монце, Джеки Стюарт завоевал первый в своей профессиональной карьере Гран-При. По итогам первого сезона Джеки занял почётное третье место в общем зачёте, опередив многих признанных мастеров того времени.

Авария

1966 год стал по сути переломным как в карьере самого Стюарта, так и для всего гоночного мира в целом. Всё изменила страшная авария на гоночной трассе в бельгийском городе Спа. Меры безопасности того времени находились на откровенно низком уровне, что зачастую приводило к страшнейшим авариям на гоночных трассах, нередко и с летальным исходом. После аварии Джеки Стюарт стал активно бороться за обеспечение безопасности гоночных соревнований. Основными требованиями гонщика были расширение гоночных трасс, появление на этих трассах специальных отбойников, улучшение дорожного покрытия, введение индивидуальных средств защиты для пилотов. Поначалу эти требования были встречены в штыки, подобные новшества требовали достаточно крупных материальных вложений, что абсолютно не устраивало организаторов гоночных соревнований. Но, как показало время, Джеки Стюарт был абсолютно прав в своих требованиях. Меры безопасности, предложенные им, позволили существенно снизить количество аварий на гоночных трассах и спасти не одну жизнь.

Возвращение в Формулу-1

Финансовые проблемы, появившиеся в 1968 году у команды BRM, заставили честолюбивого Джека Стюарта искать новую команду. Как нельзя вовремя в Формулу-1 приходит старый знакомый Джеки Кен Тиррел, с которым он работал вместе на Формуле-3. Создавая свою новую машину, Кен видел ведущим пилотом именно Джеки Стюарта. Первый сезон не принес особых дивидендов. Конструкторы дорабатывали мелкие недочеты, постепенно совершенствуя гоночную машину. И уже следующий сезон принес небывалый успех и Джеку Стюарту как пилоту, и команде Тиррела в целом. Последующие сезоны в Формуле-1 проходили под знаком борьбы между двумя сильнейшими командами, "Тиррел" и "Лотос". Весь гоночный мир следил за упорной борьбой ведущих пилотов этих команд - Джеки Стюарта и Эмерсона Фитипальди. Пилоты поочередно выигрывали титул сильнейшего гонщика планеты.

Завершение карьеры

Сезон 1983 года складывался фантастически успешно для Джеки Стюарта. Лидируя на протяжении всего гоночного сезона, Джеки досрочно выигрывает титул сильнейшего гонщика Формулы-1. На пике успеха он принимает решение завершить карьеру автогонщика и уйти из большого спорта непобежденным. Гонка в американском Уоткенс-Глени должна была стать сотой в карьере прославленного шотландца. Но гибель в тренировочном заезде партнера по команде Франца Севера заставляет Стюарта принять решение не выходить на свою последнюю гонку в профессиональной карьере.

Всего за свою блестящую карьеру в Формуле-1 шотландский автогонщик Джеки Стюарт провел 99 гонок, одержав в них 27 побед. Этот результат долгое время оставался мировым рекордом в автогонках.

Подводя итоги

Автогонщик Джеки Стюарт - трехкратный чемпион мира, он по праву считается национальным героем Шотландии. Все его начинания неизменно оканчивались успехом. Отличный стрелок, великолепный гонщик, человек, полностью изменивший систему безопасности в автогонках, что позволило спасти не одну человеческую жизнь. На протяжении всей своей спортивной карьеры оставался примером для подражания, кумиром миллионов болельщиков во всем мире. Преуспевающий менеджер, в его активе созданная вместе с сыном команда Формулы-1 «Стюарт». Джеки Стюарт, биография которого была рассмотрена в этой статье, стал легендой не только у себя в Шотландии, но и во всем мире.

Джеки Стюарт известен не только как успешный гонщик, завоевавший три титула и создавший собственную команду. Благодаря ему изменилась Формула 1. Потеряв в гонках многих друзей и соперников, Джеки сделал все, чтобы автоспорт стал безопаснее…

Джеки вырос в семье гонщика – его отец, дилер Jaguar, гонял на мотоциклах, а старший брат Джимми считался перспективным автогонщиком. В 1963 году он даже лидировал на Гран При Великобритании в Сильверстоуне, пока не вылетел с мокрой трассы в повороте Copse. Джеки тоже интересовали гонки, но когда Джимми получил тяжелые травмы в Ле-Мане, родители порекомендовали Джеки подыскать более безопасное увлечение, и он занялся стендовой стрельбой. Стюарт-младший выиграл множество национальных турниров и едва не попал в Олимпийскую сборную, но не прошел отборочный турнир перед Играми в Риме в 1960-м.

Этот момент был для него большим разочарованием, но позволил сменить акценты – Джеки вернулся в гонки, а уже в 1963-м добился успехов в кузовных чемпионатах. Кен Тиррел, прознав о способном гонщике, связался с его братом Джимми и попросил привезти Джеки на тесты. Стюарт сел в машину Формулы 3, которую испытывал Брюс Макларен – и быстро превзошел результат новозеландца, тогда уже считавшегося опытным гонщиком. Тиррел тут же предложил Джеки контракт. Так сложилось блестящее содружество менеджера и гонщика, увенчанное множеством побед и чемпионских титулов.

Сезон 1964 года Джеки провел в Формуле 3, а в 1965-м дебютировал в Формуле 1 и сразу успешно – шесть результативных гонок подряд и победа в Гран При Италии позволили занять третье место по итогам сезона. В 1966-м он был близок к победе в гонке Инди-500: она досталась Грэму Хиллу, но именно Джеки присудили титул "Новичок года", хотя Хилл также стартовал в Индианаполисе впервые.

Тогда же, в 1966-м, Джеки угодил в первую серьезную аварию, не удержав BRM на мокрой трассе в Спа. Гонщик сломал ключицу, не мог самостоятельно выбраться из машины, у которой был пробит бензобак и топливо выливалось в кокпит, потом долго искали медицинскую машину, а едва выехав с трассы она попала в пробку. В интервью Джеки всегда говорил, что эта авария изменила его жизнь, став катализатором будущего "крестового похода" за безопасность в Формуле 1.

Эксперименты BMW с 16-цилиндровым мотором не увенчались успехом, в 1967-м машина позволила Джеки довести до финиша лишь одну гонку из 11-ти – и шотландец перешел в Matra, менеджером которой стал Кен Тиррел. После гибели Джима Кларка Стюарта считали одним из фаворитов чемпионата, но увы, в гонке Формулы 2 он повредил руку и пропустил этапы в Испании и Монако, которые выиграл Грэм Хилл – именно ему и достался титул. Зато в историю автоспорта вошла победа Стюарта на 22-километровом Нюрбургринге, когда он, стартовав шестым в тумане на мокрой трассе, привез соперникам четыре минуты на финише.

Свой первый титул Джеки завоевал в 1969-м – шесть побед против двух у ближайшего соперника Жаки Икса и почти двукратное преимущество в очках. В 1970-м Matra намеревалась заменить великолепную «восьмерку» Cosworth собственным мотором. Это не устраивало Тиррела и Стюарта, и Кен основал собственную команду, став одним из первых клиентов компании March. Правда, после первых же гонок выяснилось, что шасси March не очень-то конкурентоспособно, и Tyrrell занялась разработкой собственного. Новинка была выпущена на трассы в конце сезона, в Канаде, и Джеки тут же заработал на ней поул, а в 1971-м выиграл чемпионат – и вновь с двукратным преимуществом в очках.

В 1972-м Стюарт уступил чемпионство Эмерсону Фиттипальди, пропустив шесть недель из-за обострившейся язвы, а в 1973-м завоевал третий титул, одержав пять побед. По окончании этого сезона Джеки намеревался уйти из гонок, оставив команду в наследство своему напарнику Франсуа Сэверу, но тот погиб на тренировке перед завершающей гонкой сезона в Уоткинс-Глен, еще раз укрепив Стюарта в стремлении продолжать борьбу за безопасность гонок.

Отработав полтора десятилетия в качестве тест-пилота Ford, Джеки серьезно занялся карьерой своего сына Пола, затем организовал собственную команду Формулы 1 – но это уже совсем другая история…

Даты

  • 1973 год - чемпионом мира стал Джеки Стюарт
  • 1973 год - Кубок Конструкторов достался Lotus
  • 04.07.1973 родился Ян Магнуссен
  • 14.01.1973 родился Джанкарло Физикелла
  • 19.09.1973 родился Кристиано да Матта

Гонщики

  • 8773 круга у Микеле Альборето
  • 373 круга проехал Чезаре Пердиза
  • 373 круга проехал Джон Майлз
  • 373 круга проехал Рикардо Зунино
  • 73 старта у Витторио Брамбилла
  • 73 раза участвовал в Гран При Джим Кларк
  • 73 раза участвовал в Гран При Карлус Пасе
  • 73 круга проехал Джеф Кроссли

Шасси

  • 1473 круга у Simtek

Моторы

  • 22573 круга у Kurtis Kraft
  • 173 подиума у моторов Honda

Страны

  • 373 раза швейцарцы участвовали в Гран При
  • 73 старта у португальцев

© F1News, проект "Числа". Данные из . Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.


Джеки Стюарт.

Джеки Стюарт — Чемпион мира 1969, 1971, 1973 гг.

Родился: 11.06.1939 Милтон, Дамбартоншир, Шотландия

Представитель известной фамилии Стюарт прославился не только как великолепный автогонщик, но и как борец за безопасность автогонок. Именно предложения Стюарта сделали автоспорт не таким смертельным для спортсменов и болельщиков. Шотландец вообще очень разносторонний человек. Стюарт был кандидатом в олимпийскую сборную Великобритании по стрельбе на Играх в Риме. Но автогонки все же победили. Хотя долгое время Джеки скрывал свое увлечение (а позже профессию) от родителей, не желая заставлять их переживать за сына.

Выступать в автогонках Джеки Стюарт начал в команде Кена Тиррелла. Именно в союзе с «дядюшкой Кеном» шотландец добьется большинства своих побед. Их связывали на редкость, даже по тем временам, доверительные отношения. Пилот и менеджер обходились без контрактов, веря друг другу на слово. Но тогда «конюшня» Тиррелла была представлена лишь в младших «формулах». В 1964 году Стюарт привлек внимание многих своими успехами в британской «Формуле-3». Недостатка в предложениях не было, в том числе и от двух топ-команд «Лотоса» и «БРМ».

Стюарт выбрал «БРМ» и не прогадал. В первом же для себя чемпионате Гран-При Джеки побеждает на незачетном «Международном призе», официальном Гран-При Италии и становится третьим по итогам чемпионата, уступив лишь Кларку и собственному напарнику по «БРМ» — Хиллу. Переход на трехлитровые двигатели с 1966 года был очень сложен для британских команд. Стюарт выиграл, правда, первый же этап в Монако, но когда пелотон переместился на более скоростные трассы, оказался далеко от лидеров. В Спа-Франкоршаме он попадает в очень тяжелую аварию.

Сам факт аварии и то, что гонщика потом положили на больничный пол, усыпанный окурками, заставил шотландца начать борьбу за повышение мер безопасности автогонок. Он во многом изменил стереотип пилота Гран При. Одни, как Жаки Икс, готовы были рисковать жизнью на трассе, другие просто боялись говорить об опасностях, не желая сомнительной славы трусов. Стюарт же не стал строить из себя бесшабашного рыцаря, которому все равно, сколько частей его тела доедет до финиша. Без сомнения, борьба за безопасность спасла в будущем жизнь не одному человеку так или иначе причастному к автогонкам.

Фактически, не сумев подготовить новый двигатель H-16, команда «БРМ» уступила место на вершине. Следующий год был еще более разочаровывающим. Слишком сложный и ненадежный 16-цилиндровый двигатель не давал проявиться таланту Стюарта в полной мере. За весь сезон Джеки сумел лишь дважды финишировать. И эти финиши оба были на подиуме. Неудивительно, что Стюарт принял решение покинуть команду. В «Формулу-1» пришла французская компания «Матра». Помимо заводской, была и частная «конюшня» старого знакомого Джеки — Тиррелла.

После гибели Джима Кларка именно Стюарт был главным соперником Хилла в чемпионате. Одержав 3 победы (столько же и у Хилла) шотландец все же проиграл титул. Но если Грэм Хилл в силу объективных обстоятельств не смог снова участвовать в борьбе за чемпионство, то Стюарт только набирал силу. В 1969 году он наголову разгромил всех своих конкурентов, выиграв 6 из 11 гонок. Естественно, это принесло ему первый титул Чемпиона мира.

Уход «Матры» подвигнул Тиррелла на строительство собственного автомобиля. Но создание первого «Тиррелла» затягивалось и команда начала сезон на шасси «Марч». И начала достаточно успешно. Поул в первой же гонке, победа во второй — замечательное начало для дебютанта «Формулы-1». Потом творение четверки энтузиастов (один из которых нынешний президент ФИА Макс Мосли) стало подводить своих пилотов в гонках. Под занавес сезона Стюарт вывел на трассу первый «Тиррелл». Снова поул и снова Джеки сходит в гонке. Тот сезон был в большей мере работой на перспективу. Которая наступила очень скоро.

Как и два года назад, получив надежный автомобиль, Стюарт легко выигрывает титул. Партнер Стюарта — многообещающий француз Франсуа Север побеждает впервые в карьере (и, увы, в последний раз) и занимает третью строчку итогового протокола. На следующий год Стюарт уже не чувствует себя столь комфортно. Титул у него отбирает молодой пилот «Лотоса» Эмерсон Фиттипальди. Хотя борьба опытного шотландца и молодого бразильца получилась очень упорной. Но даже победы Джеки в двух последних гонках сезона не дали ему третьего титула.

Именно Стюарт и Фиттипальди разыграли титул 73-го года. Причем их вторые номера — Север и Петерсон соответственно, были не так уж и далеко. Стюарт снова досрочно выигрывает сезон и по окончании сезона решает уйти. Да и финальный Гран-При сезона в Уоткинс-Глене должен стать 100-й гонкой в карьере шотландца. Круглая цифра в графе «Гонки», рекорд по победам (Стюарт опередил своего соотечественника Кларка, одержав 27 побед) — достойное завершение славной карьеры.

Но на тренировке перед гонкой погибает второй пилот «Тиррелла» — Франсуа Север. Стюарт принимает решение не участвовать в соревновании. Таким скомканным и трагичным вышел финал карьеры Джеки. Повесив шлем на гвоздь, Стюарт не прекратил активную деятельность. Он поддерживал тесные связи с «Фордом», его сын — Пол, не став автогонщиком калибра отца, основал собственную команду. «Конюшня» младшего Стюарта одно время была непобедима в младших классах автогонок. А в середине 90-х годов отец и сын приняли смелое решение войти в «Формулу-1». Молодую команду поддержал «Форд»

Подиум в первом сезоне стал наградой за упорный труд. А на Большом Призе Европы-99 Джонни Херберт приносит единственную победу команде «Стюарт». По завершении того сезона владельцы полностью продают «конюшню» «Форду». Трехкратный чемпион не стал победителем сезона в роли тим-менеджера, но зато осуществил выгодную сделку. Ведь он продал не бедный и умирающий проект, (как не чужой для Джеки «Тиррелл», ставший «БАРом»), а крепкого середняка пелотона. Стрелок, автогонщик, борец за безопасность, коммерсант и менеджер — все это очень много для человека, который с детских лет болеет дислексией и с трудом пишет и читает.

Гран При: 100
Старты: 99
Победы: 27
Подиумы: 43
Поул-позиции: 17
Первый ряд: 42
Быстрейшие круги: 15
Дубли: 8
Хет-трики: 4
Большие шлемы: 4
Лидирование старт/финиш: 11
Пройдено кругов: 5225
Круги лидирования: 1921
Очки: 360,00



  • Разделы сайта