Дюжина причин для изучения фехтования. Основы методики обучения фехтованию

Софья Демидова

«Мушкетеры короля, к бою!» Воображение рисует перед глазами романтическую барочную картинку: свист клинков, отважные рыцари, защищающие прекрасных дам. Именно романтизм и пример любимого мужа, который профессионально дерется на шпагах, толкнули меня поехать на другой конец города в студию фехтования при Институте физкультуры.

«Первое, что надо сделать, — советует тренер Александр Моисеев, похожий на породистого мушкетера из кинофильма, — выучить термины. Без них вы не поймете, что мне от вас нужно». Полчаса по выданной мне брошюре зубрю заимствованные из французского языка названия ударов, шагов и выпадов. «Ассо» — битва, «ангард» — позиция, удобная для боя, « аппель» — вызов противника на удар, «батман» — удар по клинку, «фланконад» — еще один удар, но в тот момент, когда противник держит руку высоко поднятой, «кроазе» — выбивание шпаги мгновенным ударом по ее слабой части. Учить слова трудно, потому что тренировка уже началась, и зал — огромный легкоатлетический корт — оглашается криками и звоном клинков. Кто ж способен учить французский, когда прямо перед твоим носом люди пытаются проткнуть друг друга холодным оружием!

Софья Демидова


«Надеваем защиту», — командует Моисеев. Я наряжаюсь в специальный костюм: белые гольфы, штаны с подтяжками, плстмассовую защиту на грудь и куртку на молнии, в правый рукав которой предварительно протянут электрический шнур для подключения шпаги к системе отслеживания уколов. Голову втискиваю в шлем с сетчатым забралом. Инструктор ставит меня в стойку. Стойка — это определенное положение тела, в котором фехтовальщик проводит большую часть своей жизни. Очень неудобное. Ноги согнуты, передняя нога как будто делает широкий шаг, а задняя немного отведена назад, ступня ее точно перпендикулярна пятке передней ноги. Пять минут в таком полуприседе, и с непривычки каждая мышца начинает болеть и умолять прекратить пытку. «Правильное перемещение в такой стойке гарантировано спасает от травм», — сообщает инструктор, будто бы почувствовав мою боль. Минут через десять, когда я уже всерьез задумываюсь о побеге, мне вкладывают в ладонь шпагу. Еще минут пять уходит на то, чтобы научиться складывать пальцы на рукоятке. Наконец мне ставят цель: уколоть прибитый к стене кожаный мешок. Я его уколола, но не в середину, как положено, а в краешек. «Все равно — пять баллов!» — хвалит инструктор.

Вся тренировка — это десять минут хождения в стойке и пятнадцать выполненных уколов. По ощущениям эти двадцать пять минут заменяют полуторачасовую интервальную тренировку, в которой чередуются силовые и кардионагрузки.

Вердикт инструктора после первого занятия: телосложение мое отлично подходит для фехтования. «Физика у тебя хорошая, руки и ноги длинные, — говорит Александр Моисеев, — но нужно отрабатывать технику». То есть привыкать к совершенно непривычному положению тела, отметать все ненужные мысли перед боем, учиться оценивать силу противника, концентрироваться на победе. И это абсолютно не похоже на. Там ты просто выполняешь заученные махи ногами и руками. Не похоже и на, где от тебя требуется сосредоточиться на собственных ощущениях.

Софья Демидова


«Я многих научил фехтовать, — рассказывает Моисеев. — Ходили ко мне и продюсер телеканала, и реставратор икон, и владелец завода, и руководитель одного из подразделений РЖД». И я понимаю, что всех этих людей привлекает в искусстве владения шпагой. Фехтование — не спорт, а и. Тут не только сила мускулов нужна, но и не дюжая сила воли.

Оказалось, что спортивное фехтование — это не изящное искусство, а суровый спорт. На первой тренировке я сломала ноготь, это цветочки. Следующий месяц я не могла ни сесть, ни встать — после тренировок перманентно болели ягодицы. Свой первый поединок помню плохо: дико волновалась, улыбалась, когда противник начинал атаковать, поминутно извинялась, если меня кололи, сама уколоть страшно боялась.

После месяца занятий, у меня, помимо упругой попы, появилось бесконечное уважение ко всем членам нашей группы. Ехать после работы на окраину для изнурительных тренировок на полусогнутых ногах — это требует реально рыцарского самоотречения. Я сломалась — больше не фехтую. Но мечтаю возобновить тренировки. Уж очень приятно думать, что все вокруг просто фитнесом занимаются, а я — д’Артаньян.

«Фехтование — это искусство наносить удары, не получая их».
Мольер

Вы получаете вызов на дуэль! Да-да, именно так. Вам предстоит поединок с вашим ритмом жизни. Неважно, проводите ли вы большую ее часть на рабочем месте, превращаясь в трудоголика, или на диване у телевизора, потому что лень в вас живее всех живых. Теперь, чтобы избежать неминуемого позора, вам необходимо взять себя в руки… и поставить себя на ноги. Отныне вы должны заниматься своим здоровьем, как физическим, так и моральным. И поможет в этом фехтование! Ведь именно оно является уникальным сочетанием свойств спортивной борьбы, фитнеса, боулинга и даже игры в шахматы!

В компании приятного вам человека вы выбираете фитнес-клуб либо же школу при спортивной секции, где будете овладевать мушкетерским искусством, определяетесь с удобным вам временем и понравившимся инструктором. Потом в течение 3-4 месяцев вас будут обучать азам фехтования на шпаге, рапире либо сабле, после чего вы наконец примете участие в тренировочных боях и соревнованиях. И результат не заставит себя ждать! Во-первых, ваши мышцы рук и ног начнут тянуться, что должно обрадовать тех, кто хочет получить стройную и спортивную фигуру, а не рельефную мускулатуру «качка». Фехтование решает проблемы с позвоночником и, соответственно, осанкой (говорят, легко можно получить королевскую!).

Постоянная, но не чрезмерная физическая нагрузка избавляет от лишнего веса, но при этом подтягивает кожу, делая фигуру идеальной. Этот вид спорта и отдыха помогает личности гармонично развиваться, ведь для того, чтобы побеждать в соревнованиях, нужна не столько физическая сила и подготовка, сколько скорость реакции, хорошая интуиция и новый креативный подход к каждому поединку. Не удивляйтесь, если через некоторое время после начала занятий вы заметите, что у вас возникает гораздо меньше конфликтов с окружающими! Ведь фехтование так или иначе задает свои правила игры, в которых понимание противника и взаимоуважение обязательны. Импульсивные, эмоциональные и агрессивные люди учатся хладнокровию, спокойствию, умению ждать. Те, кто в реальной жизни скромны, зажаты, не уверены в себе, просто вынуждены делать решительные и смелые шаги в чужое личное пространство. Кроме того, пообщавшись с инструкторами, узнаешь, что для фехтования не существует барьеров и стереотипов: заниматься могут мужчины, женщины, дети, люди с ограниченными возможностями. Здесь можно найти выход в другую, параллельную собственной, реальность. Осталось лишь сделать шаг!


Вы можете выбирать между несколькими видами фехтования:

— историческое;

— артистическое;

— спортивное.

Главное в историческом фехтовании — полная реконструкция масштабных сражений прошлого. В таких поединках соперники сражаются копиями оружия определенной эпохи. Главное — не зрелищность, а достоверность!

Артистическое фехтование заинтересует не только любителей истории, но и людей творчества. Ведь поединки в этой категории рассчитаны на зрителя, смотрящего на театральный подмосток или киноэкран. Здесь необходимо обладать актерским мастерством и убедительностью для того, чтобы те, кто не знаком с «выпадами» и «дорожками», тебе поверили.
Спортивное фехтование не такое романтичное, но не менее интересное, захватывающее и азартное. Это бой между противниками на холодном оружии по определенному своду правил. Каждый засчитанный «укол» отмечается загоревшейся на электрическом аппарате лампочкой. Таким образом и определяется победитель.


Определились? Тогда вам осталось лишь выбрать амуницию! Для тренировок понадобится спортивный костюм, специальная обувь (кеды, легкие кроссовки, чешки), защитная маска, тренировочная перчатка, бандаж и набочник, которые защитят вашу грудную клетку и ту сторону, которой вы будете повернуты к противнику. Все это вам изначально предоставят в любом спортивном клубе абсолютно бесплатно. Вопреки стереотипам, фехтование — абсолютно безопасный вид спорта… и модный вид отдыха!

Теперь вызов на дуэль принят?

Некоторые из этих приемов, как и большая часть фехтования на рубящем оружии вообще, практически без изменений могут быть использованы в рукопашном бою. Принципы-то одни и те же, результативность действий разная.

1. Внезапный удар в кисть

Проще еще ничего не придумали! Если противник стоит так, что вы можете легким движением, вероятно снизу или сбоку, попасть ему в кисть руки, держащей меч - немедленно воспользуйтесь этой возможностью! Разумеется, в тренировочных или дружеских поединках никто не отменял вменяемости и контроля над силой удара. Если бой проходит на стальных клинках, то резкий удар в незащищенную руку может привести к серьезным травмам.

Во многих школах и течениях фехтования кисти рук не относятся к зонам допустимой атаки со всеми вытекающими - их не учатся защищать. В поединке с минимумом правил кисти, безусловно, являются одной из наиболее лакомых целей, как и в реальности.

2. Контратака

Во многих случаях противник раскрывается при атаке, делая выпад или удар. По крайней мере, его рука становится вытянутой. Да и положение клинка во время удара предсказуемо. Поразите противника в руку или корпус, уклонившись от его атаки или парировав ее.

Весь смысл контратаки во времени. Она должна быть нанесена в самый подходящий момент с максимальной скоростью.

3. Навязывание дистанции

Поединок двух людей одного и того же роста и телосложения на совершенно одинаковом оружии - достаточно редкая ситуация. Как правило, у вас или у вашего противника более длинные руки. Относительная длина оружия имеет огромное значение при выборе техники. В самом начале поединка оцените, кто имеет преимущество в этом аспекте.

Если вы выше, ваши руки и оружие длиннее, чем у противника - ни в коем случае не сближайтесь. Используйте это преимущество, держитесь на дистанции, на которой он не может вас атаковать, а вы его - можете.

Если же преимущество по длине не на вашей стороне, то придется навязывать ближний бой, что тоже хорошо - короткое оружие и короткие руки значительно маневреннее на малой дистанции. Постоянно наступайте.

4. Финты с атакой

Финт - это обманное движение, ложная атака. Существует бесчисленное множество различных финтов, достаточно уяснить общий принцип их применения.

Суть ложной атаки - внушительное начало, расслабление в полете и прекращение движения с изменением траектории в конце.

Предположим, вы решили провести финт, имитирующий удар в плечо справа. В отличие от настоящего удара, клинок пойдет справа налево в другой плоскости, значительно ближе к вашему телу. Смена траектории элементарно выполняется поворотом кисти.

Неопытный фехтовальщик не сможет отличить финт от атаки и серьезно вложится в защиту, открывшись для удара слева, который тут же будет нанесен.

Более опытный противник может успеть защититься от атаки или даже понять, что первое движение было финтом - но никто не мешает сделать два или три финта, нанеся атаку в самый подходящий момент.

5. Комбинация мощных ударов

Откровенно говоря, я люблю простоту. Простой прием проще провести, и нет ничего проще, чем изобразить из себя отбойный молоток. Проведя атаку, которая была заблокирована, тут же нанесите еще одну в этом или другом направлении. Повторять по необходимости до победного конца.

Если атаки блокируются, то закрывайтесь, возвращаясь в стойку, а потом сразу же атакуйте. Если атаки парируются, то используйте круговые движения для нанесения множества рубящих ударов под разными углами. Следите за скоростью натиска и контролируйте дистанцию. При промедлении вы немедленно будете контратакованы.

6. Вложенный удар

Фехтовальщики часто любят зеркальную защиту - то есть симметричные ответы на все действия противника. Хороший способ пробить ее - вложенный удар. Вы провоцируете зеркальную защиту от простого удара справа. После соприкосновения клинков вы тут же вкладываете всю силу руки от локтя и плеча, провернув кисть так, чтобы этот импульс сбил меч противника вниз, в землю.
Эффект жуткий, вплоть до травмы запястья у противника. Разумеется, после вложенного удара он будет полностью открыт.

7. Контроль клинка

Совершенно идентичная техника используется в рукопашном бое. Суть проста - прижимайтесь своим мечом к клинку противника. Не нужно стараться давить на клинок всей массой, но небольшое усилие должно прикладываться постоянно. При контроле клинка вы совершенно точно знаете, когда пойдет атака. Кроме того, вы заранее защитились от большинства возможных ударов.
Эта техника не обеспечит вам быстрой победы, но она спасет вас от быстрого поражения с минимальными затратами.

8. Атака по ногам

Очень многие бойцы привыкли защищать голову и корпус. И это правильно. Неправильно другое. При попытке спрятать голову и корпус назад нередко в жертву приносятся ноги. Слишком далеко выставленная вперед нога - обычное дело. Во многих школах и направлениях фехтования удары в ноги либо не засчитываются, либо не выгодны по очкам, и в некоторых случаях это вполне логично. Например, укол рапирой в бедро может быть фатален, если пострадает артерия, но смерть наступит совсем не сразу, а укол откроет всю верхнюю часть тела атакующего для встречной атаки.

В рубящей технике все совсем не так: и удар более разрушителен, и открывает не так сильно, как выпад, и вернуться назад проще. А защищаться от него все так же не умеют. Бейте в ноги.

9. Проходящий батман

Батман или отбив - совершенно обычное действие, возникающее сплошь и рядом при столкновении двух клинков. Проходящий батман - это довольно хитрый трюк, изучение которого потребует некоторой практики. Но оно того стоит.

Предположим, вы сражаетесь против значительно более сильного физически противника, имеющего склонность к зеркальной защите. Вложенный удар не помогает, враг слишком силен. Что делать?

Сначала финт справа, но не такой, в котором ваш клинок избегает контакта с мечом противника. Напротив, они должны соприкоснуться как при обычном ударе. Разница же в том, что к моменту соприкосновения ваша рука расслабленна. Меч противника сносит ваш клинок, но рука не останавливается и проходит дальше налево, волоком таща за собой оружие.

После того, как ваш клинок проскочит под мечом противника, немедленно нанесите очень сильный удар в спину вражеского меча. Вектор его движения и так был направлен слева направо относительно вас, а вы еще и подтолкнули его, используя силу врага против него.

Дальнейшее действие вполне очевидно - по открытому противнику наносится прямой удар.

10. Крик с атакой

Несмотря на то, что недооценка противника может быть фатальной, почему бы не попробовать трюк, работающий против не слишком хорошо подготовленных бойцов? Опять же, нет ничего проще: без предупреждения вы громко и резко кричите, а затем, пользуясь секундным ступором, тут же наносите результативный удар.

Опасность этого трюка в том, что у людей с хорошо поставленными рефлексами в подобной ситуации будет правильная реакция на крик, а именно - встречный удар. Будьте осторожны, атакуя противника. Впрочем, как и всегда.

Учебник фехтования

(Примечание от сайт – данные материалы принадлежат http://www.aemma.org/ Академии Европейских Средневековых Боевых Искусств. Позднее будут добавлены данные об авторстве и переводу текста на русский язык)

Предисловие

Этот цикл инструкций основан на трехлетнем изучении позднесредневековых и раннеренессансных манускриптов по фехтованию, дополненном натурным экспериментированием. Эти манускрипты в большинстве своем немецкого происхождения и известны как fechtbucher, или учебники боя, в значении учебников фехтования. Эти учебники берут свое начало в 1389 году с учения мастера Йоганна Лихтенауэра. Стиль, фактически, возник значительно раньше, просто так получилось, что некоторые из его студентов были среди первых мастеров, опубликовавших обстоятельные манускрипты, описывающие различные средневековые боевые искусства. Эти трактаты сосредотачивали свое внимание главным образом на боевых приемах, применявшихся в немецких судебных дуэлях. В большинстве случаев эти дуэли проводились без доспехов, а основным оружием был длинный меч.

Это исследование привело меня к определенным взглядам относительно начал и развития современного западного фехтования. Представленная здесь программа обучения составлена согласно наставлениям, представленным в разделах учебников фехтования, посвященным длинному мечу, с добавлением моего личного опыта как студента. В большинстве книг также описывается и другое оружие, такое как рапира и дюсак, но начинаются они всегда с длинного меча, который считался базовым оружием для изучения фехтования, вне зависимости от последующего выбора. К сожалению, изучение длинного меча, также как и некоторых других мечей, вышло из моды в 17 веке и теперь только часть некогда большой области дисциплин называется западным фехтованием.

Этот анализ и инструкция имеют целью содействовать возвращению длинному мечу его истинного места ключевого элемента в обширном искусстве фехтования.

1. С чего начать

2. Основные защиты/стойки

4. Смещение

5. Расцепление

7. Принципы атаки 2,3,4: Удары

8. Мастерские удары

9. Уходы и встречные уколы

11. Второстепенные стойки/защиты

12. Стойки последней надежды

1. С чего начать

Советы по экипировке

* Начинающий (вастер) Вастер из гикори

* Фехтовальная маска

* Гамбезон или подобная набивная куртка

* Жесткие рукавицы или толстые набивные перчатки

* Наколенники и налокотники

* По желанию: кираса или другая защита грудной клетки, защита плеч

Замечание: деревянное оружие применяется только начинающими, вастер не используется в дуэли. Студентам следует переходить на сталь с течение 6 месяцев. Студенты, желающие начинать со стали, должны обеспечить себя минимальной экипировкой для поединка на стали (см. ниже)

* Дуэлянт (сталь) Точно вывешенный длинный меч (от 110 до 140 см, 1,3 – 1,8 кг) без заточенных острия и лезвий.

* Подшлемник (стальной черепник – по желанию)

* Фехтовальная маска

* Наколенники, налокотники, защита плеч

* Гамбезон или т.п.

* Кираса или другая жесткая защита грудной клетки

* Наручи (кожа или сталь)

* Стальные рукавицы.

Скрещенный и открытый хват

Как видно на рисунке, существует два основных положения хвата: закрытое и свободное. Закрытый хват – это любой хват, при котором запястья скрещены. Свободный – это такой хват, при котором запястья не скрещиваются. Хват должен быть легким и расслабленным, походящим больше на держание удочки, а не бейсбольной биты. Избегайте «мертвой хватки», т.к. это снижает подвижность.

Три фазы: Открывающая, Расчищающая и Закрывающая соответствуют майеровcким и зютеровским Начальной, Средней и Конечной фазам фехтования длинным мечом. Существует грубое соответствие между тремя фазами боя и тремя фазами инструкции, представленной здесь:

* Открывающая – начальные стойки, защиты, глазомер и сохранение дистанции, простейшее зондирование и отвлекающие маневры. Главная цель открывающей фазы – получить преимущество.

* Расчищающая – открытие возможности для атаки (действие по очистке острия/клинка, достижение четкой и открытой мишени). Способ расчистки применяется в зависимости от методов раскрытия.

* Закрывающая – различные методы атаки. Различаются от уколов до рубки и бросков. Закрывающий метод зависит от метода расчистки.

Прежде и после

Прежде – все движения, начатые вами

После – все движения, начатые вашим противником.

Четыре мишени

Разделите тело на квадранты с пересечением на уровне пояса. Так получаются четыре главные мишени: верхняя, нижняя, левая и правая. Принцип четырех направляющих применяется во всех областях. Существуют четыре главные защиты, четыре основные атаки и четыре главные контратаки (т.к. существуют четыре мишени).

На рисунке мы видим изображение всего тела, разделенного на мишени. Каждая часть – это квадрант: Высокий, Низкий, Правый и Левый. Окружность вокруг тела – это окружность защиты, которая не должна быть преодолена. Квадрантов можно достичь двумя главными иетодами: уколом и рубкой.

Четыре мишени

Упражнения

Растяжка: потратьте около 10-15 минут на растяжку рук, спины и ног.

Стойки: по существу, стойка фехтовальщика, оседлавшего слона, с любой ногой впереди.

Попытайтесь открыть настолько малую зону, насколько возможно. Вполне возможно, что длинные мечи разрабатывались с более длинными рукоятями, чем их предшественники – полутораручные мечи, не только для того, чтобы увеличить рычаг при ударе, но также и потому, что более длинная рукоять позволяет держать левую кисть и левое плечо дальше позади в стойке Плуга или Глупца (см. Основные стойки). Это уменьшает зону поражения для противника.

Работа ног 1: Подшаг и проход

Приставной шаг – движение ногой, которая ближе всего к направлению движения. Например: если двигаетесь вперед, перемещаете сначала переднюю ногу, если двигаетесь назад, первой перемещаете заднюю ногу.

Проходящий шаг – пройти одной ногой мимо другой, таким образом меняя впередистоящюю ногу.

* Упражнения 1 Шаг по квадрату – хорошее упражнение. Двигайтесь вперед, затем вправо, затем назад, затем влево, пока не окажетесь в начальной позиции. Выполнять приставным шагом. Повторить с другой ведущей ногой.

* Приставной шаг передней-передней-проходящий и укол; приставной задней-задней-проходящий и защита. Исполнять с различными упражнениями для рук. Попробуйте вариации.

Работа ног 2: Рывки и выпады

Во всех учебниках говорится об одном и том же: когда атакуете слева, шагайте левой ногой, а когда атакуете справа, шагайте с правой ноги. На первый взгляд это слишком просто. Это простое правило применимо ко всем стойкам, вне зависимости от того, какая нога впереди. В этом уроке есть два момента:

1. Любой ценой избегайте пересечения вашей стойки

2. Никогда не поворачивайтесь спиной к оппоненту

Повторим правило более упрощенно: шагая влево, шагайте с левой ноги, не важно, впереди она, или нет. Шагая вправо, шагайте с правой ноги, независимо от того, впереди она или нет.

* Если ваша задняя нога проходит мимо передней в проходящем шаге, вы выполняете рывок.

* Если вы колете вперед с передней ноги, вы выполняете выпад

Упражнения с мечом

* по 20 уколов снизу с правой и левой руки.

* по 20 уколов сверху с правой и левой руки.

* 20 уколов двумя руками из правого Плуга, затем 20 – из левого.

* 20 переходов из левого в правый Бык и назад. Держите острие вперед во время всего перехода – не мельтешите (см. Основные стойки для объяснения стойки Быка).

2. Основные защиты/стойки

Существует четыре основные стойки: Плуг, Бык, Глупец и Крыша

Плуг часто путают со средней стойкой (см. ниже). Это основная en-garde позиция с любой ногой впереди. Рука у гарды немного сбоку от ведущего колена, клинок направлен прямо вперед, острие на уровне подбородка противника. Кисть на навершии немного сбоку и впереди от ведущего бедра. Как с другими мечами, «стена» должна быть представлена снаружи. Меч продолжает эту стену.

Плуг можно также закручивать, держа меч перед вытянутым бедром. Это Закрытая стойка. Она позволяет подойти вплотную к противнику, сохраняя контроль клинка.

Окно Либери или Бык Зютера. Бык также известен как двурогая стойка. В Правом быке кисть у гарды поднята на уровень уха справа (для правши). Кисть на навершии сзади, запястья скрещены. Левая нога впереди. Острие впереди и угрожает верхнему уровню оппонента.

В Левом быке стойка обратная, а хват свободный. См. также Майера, стр. 6

Глупец – это передняя свободная стойка. В этой позиции передняя рука вытянута вперед в свободном хвате. Клинок удерживается впереди и слегка вниз. Любая нога впереди.

Крыша – это высокая стойка, острие над головой. Она является единственной основной стойкой, в которой острие клинка не направлено на противника, и является, таким образом, единственной стойкой, не применяемой в методе стены. Она, подобно быку, является левосторонней стойкой и хорошо начинает все удары с плеча, также как и zwerchhau, или проламывающую атаку.

Другой вид на Глупца и Крышу – см. Голиаф, стр. 62.

Чтобы узнать больше обо всех четырех основных стойках, см. Майера «О позициях или Стойках».

3. Первый принцип атаки: Укол/Острие

Укол – принцип, следующий за Гневным острием, или Zornort. Укол – первый принцип атаки. Прямой удар.

Существует четыре принципа атаки:

* Вертикальный,

* Диагональный,

* Горизонтальный и

* Прямой, который лежит в основе четырех принципов атаки.

Гневное острие – это первая ведущая атака. Все остальные – это рубящие удары (сверху, снизу, гневный и поперечный), которые рассматриваются в главе 7.

Основные уколы должны практиковаться изо всех трех основных стоек (кроме крыши).

* уколы могут быть с простым шагом – броском вперед с ведущей ноги – выпад.

* уколы также могут выполняться с проходящим шагом – проходящий вперед с задней ноги – бросок.

Упражнения

* Из основных стоек, выполнять: вытягивание руки (длинное острие)

* укол на коротком шаге (выпад)

* укол с проходящим шагом (бросок)

Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь попадать в мишень размером с баклер или кисть в латной рукавице.

Fiore dei Liberi (1410)

Длинное острие: из плуга или закрытой стойки, вытянуть руки и острие.

Langer Ort – длинное острие. Начинать любой укол из Плуга, подняв руки в длинное острие, где «острие» понимается как акт прицеливания. Вы должны прицелиться в свою цель, чтобы поразить ее уколом.

Hans Talhoffer (1467)

Броском из Плуга: длинное острие и шаг вперед.

Sturzhau – Навесной удар

Hans Talhoffer (1467)

Укол из закрытого Быка, или закрытого острия вниз и вперед называется навесной удар. Руки будут раскручиваться при вытягивании. Эта атака наиболее эффективна при проходящем уколе или броске (см. Талхоффер, лист 2)

Zornort – Гневное острие

Гневное острие – это укол в верхний уровень из свободного хвата (см. талхоффер, лист 3)

Подрезки

* Подрезающий укол – это любой укол, который задумывался как подрезка любым лезвием, но завершился уколом острием.

* Подрезающее отдергивание – это ведение лезвия поперек оппонента во время быстрого отдергивания клинка.

Подрезки могут начинаться как с уколов, так и с ударов, и может применяться, при возвращении из чрезмерного выпада, когда клинок достаточно близко для контакта. Подрезки – способ ударить либо во время укола, либо во время отдергивания клинка.

4. Защиты: Смещение

Hans Talhoffer (1467)

Смещение гневного острия. Поместите острие/клинок сбоку, использовав смещение (Тalhoffer, лист3)

Самые простые защиты – это блоки, уводящие угрожающее острие с линии. Они также известны как смещение (Absetzen). Правильно выполненные, они открывают возможность для рипоста.

Основные защиты из Плуга – простые «железные двери», где острие либо поднято, либо опущено, а вражеский удар сбит в сторону.

Основные защиты из Глупца – смещения, которые могут изогнуться либо вверх, либо вниз во время смещения в сторону.

Основные защиты из Высоких стоек, Подвешенного острия и Быка – это простые блоки в любую сторону, острием вниз, смещающие удар.

Основные защиты должны изучаться изо всех основных стоек. Упражнение состоит в смещении простого укола парированием из всех стоек. Пытайтесь менять работу ног, сначала шагом назад при парировании, затем в сторону, затем вперед. Проверьте позицию друг напротив друга с вашим оппонентом после всех возможных движений ногами.

Затем студенты должны тренироваться в уколах и смещениях, работая в парах. Тот, кто выполняет укол, стремится поразить противника в грудь/корпус, в то время как второй пытается защитить себя. В этом упражнении необходимо обращать внимание на работу ног и ввести принцип дистанции.

Упражнения для студентов

* Из каждой основной стойки, смещение: укола с коротким шагом

* укола с проходящим шагом.

Удары наносятся из всех стоек, кроме крыши.

Fiore dei Liberi (1410)

Изображение зон поражения из De Liberi’s Flos Duellatorum. Обратите внимание, что меч, направленный прямо снизу-вверх нацелен в шею. Он показывает основной укол из Плуга. Диагональные мечи встречаются на поясе и направлены в четыре мишени, рассмотренные в предисловии. Два поперечных меча направлены в верхние мишени.


Лист из трактата Fillipo Vadi, 1485. Здесь мы видим похожее представление четырех мишеней. Обратите внимание, что поперечные клинки теперь направлены в шею, описываемую как оптимальную мишень (см. «Удары» и гл.1 Майера, чтобы узнать о целях больше).

Fillipo Vadi, (1485)

Студенты должны пытаться целиться во все четыре зоны, практикуя уколы. Студентам следует попробовать как получать, так и наносить уколы во все четыре зоны. Это способствует лучшему прицеливанию в работе острием и игре клинком.

5. Расцепление

Графический материал по теме, применительно для длинного меча, по существу нет. Расцепление больше подразумевается, чем реально изображается.

Расцепление с мечом противника – это один из центральных принципов фехтования и рассматривается как таковой в fechtbucher. Принцип расцепления заключается в том, чтобы не позволить оппоненту найти ваш клинок, при его попытке сделать это.

Сложность с длинным мечом заключается в его массе. Даже заостренный меч приблизительно на 1,5 кг тяжелее и, таким образом, инертнее, чем шпага или рапира.

* С одной стороны, это означает, что скорость освобождения будет ограничена массой и силой запястья.

* С другой стороны, мало того, что движущийся объект стремится сохранить движение. Дополнительная инертность усложняет прекращение движения.

Это – принцип шлепка, когда вы помогаете уже двигающемуся автономно клинку противника, ударив по нему в конце расцепления. Разумеется, если ваш оппонент ожидает этого, все может обернуться против вас, так как ваш шлепок тоже имеет свою инерцию. Это показано далее в двойных и множественных расцеплениях.

Простые расцепления

Выставьте свое острие и направьте его на цель. Когда клинок противника начнет смещать ваш, расцепитесь с клинком противника, проведя ваше дальнее слабое под и вокруг его клинком. Можно помочь его клинку вращением вверх и шлепком и, либо управлять его клинком в ударе, либо нацелиться в другое место.

Применимо во всех стойках и защитах с острием, направленным вперед.

Упражнение для студентов заключается в тренировке уколов и расцеплений вместе с простым смещением. Студенты должны пытаться атаковать друг друга уколами, продолжить применением смещения и ввести новое действие как продолжнение. Когда студент показывает длинное острие, а другой студент двигается для смещения, мы должны поощрять расцепление и перенацеливание в длинное острие перед уколом во вторую цель.

Двойные и множественные сцепления

Заключаются в неоднократном уклонении от клинка противника с быстрым перенацеливанием, дергаясь от одной стороны вражеского острия к другой.

Быстрое нацеливание, расцепление, перенацеливание (и, возможно, снова) – основное в атаке. Ведет к вариациям со сменой стойки, сменой цели и переориентацией клинка.

Когда вы расцепились и сделали круг для шлепка, ваш противник может отодвинуться для смещения, или даже расцепиться в свою очередь. Множественные расцепления включают в себя повторные действия по зондированию, финты, расцепление и перенацеливание.

Упражнение для студентов следует из расцепления. Мы сейчас введем множественные расцепления как часть поединка.

Круговые движения применяются часто. Представьте конус, простирающийся из вашего навершия вперед. Это – окружность атаки, из которой можно перейти в любую точку.

Круговое расцепление – это круговое движение острия над и/или под острием противника. В общем виде оно ведет к удару из круга, или удару из сходного уровня. (см. ниже представление круговых атак и уровневого соответствия).

6. Круговые действия и соответствие уровня

быстрый изогнутый удар

успешный быстрый изогнутый удар

Выше изображены листы 19 и 20 из Talhoffer’s 1467 fechtbuch. Лист 19 описывает быстрый изогнутый удар и защиту поворотом острия против этого. Лист 20 показывает успешно выполненный быстрый изогнутый удар.

Быстрое круговое расцепление, переходящее в атаку мимо острия с нанесением короткого кругового удара называется быстрый изогнутый удар.

Быстрая круговая атака может быть остановлена поднятием острия вверх и над кривой атаки. Это – защита вперед, которая обладает возможностью контратаки.

Такое круговое движение клинка можно рассматривать как «конус». В круговой атаке удар может исходить из любой точки окружности. Защиты, таким образом, могут быть либо «вперед и над», либо «вниз и под».

Замечание: Meyer’s fechtbuch, внизу страницы 14 показан Rusher, или Двигатель острия, в котором принцип кругового острия рассмотрен как открыватель удара.

Круговые атаки и расцепления ведут нас прямо к соответствию планов.

Goliath (1500)

Sutor

Эти два рисунка изображают соответствие уровня. Это когда угол клинка относительно тела определяется клинком противника, позволяя укол или удар в параллель. Эффективно против кистей и предплечий. Также эффективно против точки тела, находящейся на одной линии с уровнем позади меча.

Соответствие уровня часто выходит из кругового движения либо вверх и над, либо вниз и под острием противника. Из разных планов, расцепитесь и продолжайте кривую до тех пор, пока не станете параллельно клинку неприятеля. Когда угол совпал, рубите.

Совпадающий уровень часто приводит прямо к новому скрещиванию уровня и отбиву острия, позволяющему сменить угол атаки, прорываясь сквозь защиту острия. Это называется Сквозная смена, или Durchwechselen. См. Зютер, стр. 15 для описания удара, который соответствует, когда меняет уровень из Глупца или Подвешенного острия.

Упражнения студентов теперь должны включать эксперименты с новыми принципами активного спарринга.

Удары формируют три их четырех принципов атаки: Вертикальный, Горизонтальный и Угловой. Первый принцип атаки – это колющая атака или Гневное острие, рассмотренное в главе 3.

Существует четыре главные удара:

Гневное острие не следует путать с Гневным ударом, хотя они и адресованы одним мишеням.

Рубящие удары – это удары, в которых клинок проходит дугу. Они обычно являются атаками второго уровня, пускаемыми в ход, когда острие прошло мимо.

* Oberhau / Удар сверху – Вертикальный удар в верхнюю часть тела, наносимый сверху.

* Zornhau / Гневный удар – Диагональный удар в верхнюю часть тела, наносимый сверху.

* Mittelhau / Срединный удар – Поперечные удары, выполняемый с любой стороны.

* Unterhau / Удар снизу – Удар в нижнюю часть тела, выполняемый снизу

Итальянские термины для ударов также разделены по зонам поражения.

* Fendente – То же, что и Oberhau.

* Squalembrat – Соответствует Zornhau.

* Traversi – Поперечный удар, или Mittelhau.

* Montante – Означает кверху, или Unterhau.

Рубящие удары и зоны поражения

схема нанесения ударов

На рисунке изображен другой вид зон поражения. Здесь – не просто четыре основных крадранта, но также и линии атаки.

Линии, проходящие сквозь изображение, показывают направления рубки. Но надо запомнить, что каждый квадрант и каждая линия атаки может быть связана с острием, а не только лезвием.

Эти линии, однако, представляют чистые линии атаки, которые могут быть нанесены как рубящий удар. Защищаясь от рубящего удара помните о зонах поражения и всех линиях атаки, как для острия, так и для лезвия.

Мы видим полный вид зон поражения.

Голова рыцаря теперь выделена меньшей зоной поражения. Это связано с тем, что в голову можно бить как сверху, так и снизу, слева и справа.

Обратите внимание на две поперечные линии, проходящие через голову. Одна на уровне шеи, вторая – на уровне глаз. Они, наряду с линиями, проходящими через корпус, являются оптимальными путями для атаки.

схема нанесения ударов

Другие виды зон поражения можно найти в учебниках Майера и Зютера.

Упражнения для студентов: тренируйте все удары, о которых говорилось выше, в стиле боя с тенью.

8. Мастерские удары

Мастерские удары – это не описания ударов. Это руководящие принципы для освобождения и противодействия.

К ним относят:

* проламывание (Zwerchhau),

* скольжение (Schielhau),

* раскалывание (Scheitelhau),

* изгибание (Krumphau).

Krumphau – Изогнутый удар

Krumphau Это действие, состоящее из шага /изгиба прочь с линии атаки и контрудара. Это принцип ухода.

Если атака направлена сверху, прыгните в сторону, сбивая удар в сторону скрещенной подвешенной стойкой и нанесите контрудар в голову.

Если атака с какой-нибудь стороны, шагните (ausfallen) из-под удара в сторону и вперед (vorfallen), повернув свое тело перпендикулярно противнику, находясь близко и лицом к дуге или линии атаки. Теперь контратакуйте ударом по рукам или кистям. Это подходит как для поперечного, так и для восходящего ударов. Так можно отбить и укол.

Отрывок из Голиафа:

Krumphau: Изгибайтесь, бросая свое острие в кисти. Уворачивайтесь из стойки, которая позволяет рубить. Атака предотвращает удары и большинство рубящих движений. Когда меч падает сверху, отстранитесь и отступите от направления удара. Изогнитесь к удару, не ныряйте. Изменитесь прямо и бейте позади меча, чтобы он не знал, где защищаться.

См. также 12 стр. Зютера и Майера за подробностями.

Schielhau – Скользящий удар

Schielhau Скользящий удар – это движение по перехвату наружнего удара изнутри, заставляя клинок соскользнуть наружу во время контратаки. Встречный удар отталкивает клинок противника, чтобы завершиться на внутренней линии.

Принцип атаки заключается в том, чтобы заставить соскользнуть клинок противника.

Принцип защиты – позволить атаке соскользнуть с вашего клинка наружу, когда вы двигаетесь на встречный удар. (см. талхоффер, лист 5, 18; Зютер стр 8, Майер стр. 11).

Выдержка из Голиафа:

Schielhau: Прямое скольжение ломает удары, сбрасывая их. Бейте сбоку с вашей сильной и бросайтесь вперед при попытке уколоть его в шею. Скользите прямо с перевертыванием передней кисти в уколе, пока она не окажется на верху.

Scheitelhau – раскалывающий удар

Принцип, положенный в основу Сплиттера – это центр оси, на которой вы вращаете свой клинок над, под или вокруг клинка противника и наносите прямой удар, раскалывающий защиту.

Майер сказал, что сплиттер был верхним ударом, раскалывающим голову, и что нанести удар сквозь – duplieren.

Сплиттер Чтобы найти компромисс между мастерами, мы можем сказать, что сплиттер – это высокий удар, который начинается с рубящего удара, а завершается либо уколом, либо ударом, в зависимости от той защиты, которую он встречает.

В итоге сплиттер – это любая атака, которая вращается над или вокруг защиты.

Из Голиафа:

Scheitelhau: Раскалывание защиты достигается быстрым проходом вперед и, в зависимости от защиты, которую он принял, прямым ударом и ломанием защиты уколом и подрезкой.

Zwerchhau – Ломающий удар

скрещенный ломатель

Ломатель следует принципу встречи силы силой.
Скрещенный ломатель (другой вид)

Ломатель проламывает входящую атаку ударом клинка в клинок и последующим входом для контрудара.

свободный ломатель


свободный ломатель
Если удар с вашей левой стороны (для правши), прыгните вправо и сбейте удар скрещенной подвешенной стойкой, удерживаемой высоко, острием вниз и вперед. Теперь нанесите контрудар либо навесным ударом (sturzhau), или высоким толчком навершием.

Если удар с правой стороны (тоже для правши), прыгните влево и сбейте удар свободной защитой, взятой высоко, с острием наполовину вперед. Теперь контратакуйте навесным уколом или высоким поперечным ударом.

Ломающий удар из Плуга заключается в простом подъеме меча и силовой встрече удара, заставляя его отклониться, в то время как вам меч готов к гневному удару.(См. также Майер, стр. 12; Зютер, стр. 16 и Талхоффер, лист 12)

Отрывок из Голиафа:

Zwerchhau: Контрудар, наносимый из Крыши. Зацепитесь мечом и приложите усилия в контрударе. Если из Плуга, работает хорошо противо атак из Быка. Все, что вам нужно – это нанести встречный удар, стоя более твердо и нанося удар ниже и против силы удара. Проводите удар и шагните вперед, нанося удар с локтей. Лучшим является исполнение приема как единого движения, а не разделенного на два движения, т.к. в соединении преимущество будет потеряно.

Замечание: все принципы контратаки, описанные выше, эффективны как против ударов, так и против уколов. Любая защита, которая выводит меч противника из игры и завершается контратакой, является эффективной.

Упражнение: Продолжайте тренироваться в нанесении ударов и выполнении защиты от рубящих ударов. Студенты должны не только демонстрировать как минимум две защиты от каждого удара. Они должны теперь применять как смещение, так и контратаку для каждого удара.

9. Уходы и встречные уколы

Будь там, где нет меча.

Уход от укола – это просто шаг в сторону с линии атаки. Любая встречная атака при уходе – это принцип как krumphau, так и Wechselhau, изогнутого и изменяющегося удара.

Так как уколы – линейные атаки, уход от укола заключается в смещении в сторону, влево или вправо, вперед или назад. Это приводит к работе ног и линии атаки. Положение вашей ноги и то, какая нога впереди – вот что в значительной степени является определяющим в направлении ухода.

С правой ногой впереди и когда удар приходит справа от меча, лучше всего выполнить рывок влево и вперед в проходящем шаге, прочь от клинка противника и лицом к линии атаки.

Когда удар приходит слева от клинка, лучше всего толкнуть вправо и вперед с выпадом в сторону с поворотом лицом к линии атаки. Эти движения названы лучшими, потому что они позволяют вам закрыться, отбивая острие.

С левой ногой впереди все вышесказанное остается в силе, только меняются направления.

Принцип ухода – это тот же принцип движения, рассмотренный во введении. При движении влево, шагните своей левой ногой, независимо от того, впереди она или нет. При движении вправо шагайте правой ногой.

Отшагивание назад и поворот также позволяет избежать уколов. Снова направление поворота зависит от того, какая нога впереди, и с какой стороны клинка приходится удар.

Если ваша правая нога впереди и удар приходит с левой стороны клинка, вы можете развернуться левой ногой, чтобы стать лицом по линии атаки. Уход работает также и с левой впереди стоящей ногой – развернитесь назад и в сторону правой ногой. Нет никакого практического контрудара при отшагивании впереди стоящей ногой. Это – просто уход.

Выбор Изогнутого или Изменяющегося контрудара зависит от того, как вы располагаете клинок при уходе:

* Если вы поднимаете клинок при уходе, контрудар будет нисходящим – рубящий krumphau.

* Если ваше острие направлено на противника, контрудар будет колющим Krumphau. Если меч низко, последует восходящий удар, или Wechselhau.

Уход и контратака рубящим ударом

Выход и повторный вход в круг

Уход от рубящего удара основан на том же принципе, что и уход от укола, но с добавлением дуги атаки в противоположность линии атаки.

Уход от атаки сверху (fendente) проводится толчком вперед и наружу передней ногой с поднятием рук для контратаки и поворотом внутрь к линии атаки. Затем наносится удар по кистям или предплечьям.

Диагональные атаки:

* выполняется рывок к боку противника, противоположному атакующей стороне, вперед с внешней ноги.

o Если наружняя нога уже впереди, то вместо рывка применяется шаг толчком.

o Если наружняя нога позади, рывок будет проходящим шагом.

* Поднимите свои руки одновременно с шагом наружу и поворотом внутрь.

* Контратакуйте ударом по рукам.

Поперечная атака:

* шагните назад, подняв клинок, либо опустите его вниз. Если меч был поднят, немедленно отвечайте fendente, после того, как острием меча оппонента минует вас.

* Если вы опустили клинок, поднимите острие и шагните с уколом сразу после того, как острие противника пройдет мимо вас.

Восходящие атаки: действия сходны с уходом от диагональных атак. Отличие заключается в том, что надо всегда опускать клинок перед восходящим ударом, чтобы иметь возможность пройти под дугой атаки и напасть на противника.

Удары снизу-вверх нейтрализуются также, как и удары сверху вниз, только клинок надо опускать.

Упражнение: Студенты должны работать в парах, при экспериментах с уходами и контруколамли изо всех стоек, наносимыми по всем четырем зонам против всех четырех стоек. Затем следует продолжить работу с уходами и контрударами, нанося их вдоль всех восьми линий атаки.

10. Nachreissen: следование позади

Следование за острием

Когда ваш оппонент отдергивает острие из любой попытки или атаки, вы должны использовать возможность для следования за его острием своим собственным и попытаться поразить раскрытие, пока острие возвращается и не угрожает.

Чтобы избежать преследования, важно отступать не мечом, а ногой. Всегда пытайтесь отдернуть в длинном острие. Старайтесь не отводить руки при прицеливании разъединении и перенацеливании.

Следование под поднимающимся клинком

* Если ваш противник отводит от вас кончик меча, а ваше все еще в игре, у вас имеется возможность атаковать.

* >Когда руки вашего оппонента подняты для удара, попытайтесь следовать за движением, чтобы ударить под ними.

Для того, чтобы избежать такого следования, всегда следите за тем, чтобы острие вашего противника не было нацелено на вас, готовитесь ли вы атаковать, или нет.

Старайтесь не сбивать клинок противника, т.к. наиболее мощных ударов в клинок часто легче всего избежать. В результате острие выходит из игры, открывая вашему противнику широкий выбор места для атаки.

Голиаф, стр. 83 На рисунке изображен контрудар, где левый боец уклонился от unterhau и проследовал за поднимающимся клинком, чтобы нанести гневный укол.

11.Второстепенные стойки/защиты

Cкрещенная стойка (Schranckhut) – это блокирующая стойка со скрещенными руками, удерживаемыми впереди и сбоку. Острие направлено к земле.

J. Sutor Подвешенное острие (Hangetort) – стойка со свободными руками, в которой меч держится впереди и немного сбоку. Острие направлено немного книзу, правая нога впереди. Она похожа на свободного Быка, но более направлена вверх-вперед.

Ключ (Schlussel) является как хорошей переходной, так и провокационной стойкой. Она дает позицию «взведенной пружины», которую трудно взять стремительным натиском, хотя она выглядит уязвимой и может спровоцировать стремительный ответ. Левая нога впереди меч держится перед грудью скрещенным хватом, клинок покоится на левой руке выше запястья.

J. Sutor Смена(Wechsel) – это переходная стойка, позволяющая восходящие удары. Выполняется с любой ногой впереди.

Гневная стойка J. Sutor

Гневное острие.

Гневная стойка (Zornhut) является и угрожающей (гневная), и провоцирующей (женская стойка):

* Она провоцирует тем, что выглядит уязвимой и может вызвать стремительную реакцию.

* Она угрожает, т.к. «полностью поднята» для гневного удара.

Это стойка с левой ногой впереди, меч держится над правым плечом, клинок подвешен поперек спины острие немного вперед. Вес смещен на 2/3 на правую, или заднюю ногу.

Гневное острие (Zornort) – высокая стойка, острие направлено прямо в лицо противнику, или в верхнюю зону. Это ни что иное, как длинное острие, только немного меньше вытянутое и с высоко расположенными руками, как со скрещенными, так и со свободными. Это угрожающая или гневная стойка, позволяющая атаковать как острием, так и гранью.

13. Стойки последней надежды

Преимущество теряется в соединении

Голиаф, стр. 13

Защиты, которыми только блокируют удар – это стойки последней надежды. Они являются защитами, в которых клинки соединяются, а острие не смотрит на оппонента. Любые контратаки из этих стоек должны наноситься после того, как входящий удар сблокирован, поэтому они называются контрударами «удвоенного такта». В этом случае ваш оппонент будет иметь время для возвращения клинка и реакции на ваш контрудар.

Стойки последней надежды называются Двери, Окна и Внешние подвешенные стойки. Эти стойки часто выполняются с отшагиванием при блокировании, только подвешенные стойки позволяют небольшое движение вперед.

Высокое окно -

это стойки, при которой клинок держат горизонтально над и перед головой. Руки могут быть скрещены или свободны. Применяется против атак сверху. Эта стойка – ничего более, чем глухая защита.

Низкое окно -

стойка при которой клинок держится горизонтально внизу и перед телом. Она выводит вас из стойки и помещает в плохую позицию. Если вам необходимо использовать эту стойку, вы проигрываете.

Высокая дверь -

родственна плугу, клинок поднят, а эфес толкается в сторону. Может быть как лево-, так и правосторонней. Используется против поперечных и диагональных атак сверху. Если выполнена хорошо, легко переходит в Zwerchhau.

Низкая дверь -

низкая родственница плуга. Острие опущено, меч давит в сторону. Выполняется в правую и левую стороны. Применяется против восходящих атак. При удачном исполнении переходит в Wechselhau.

Высокая внешняя подвешенная стойка -

это стойка, в которой руки и клинок подвешенны высоко и с любой стороны, острие смотрит вниз. Подвешенные стойки могут выполняться как со скрещенными, так и со свободными руками с любой стороны. При удачном исполнении высокие внешние подвешенные сойки переходят либо в бросковый Schielhau, либо в скользящий Krumphau. Применяется против поперечных и диагональных атак сверху.

Низкая наружняя подвешенная стойка -

это подвешенная стойка, удерживаемая низко и с любой стороны. Применяется против восходящих атак. При удачном исполнении переходит в удар навершием.

"Фехтование - это искусство наносить удары, не получая их" - писал Мольер. Во времена Мольера от мастерства фехтовальщика зависело его доброе здравие и даже жизнь. Сейчас фехтование превратилось в род спортивного единоборства и даже в разновидность фитнеса.

От спорта до зрелищности

На сегодняшний день существует три разновидности фехтования: историческое, артистическое и спортивное.
Задача исторического фехтования - реконструировать групповой или парный поединок выбранной эпохи. Сражаются спортсмены массогабаритной копией исторического оружия и следуют технике и стилистике ведения боя выбранного времени. Внешне такие поединки могут выглядеть совсем неэффектно, зато сохраняется историческая достоверность.

Артистическое фехтование, как и историческое, воссоздает сражения прошлых лет, но для своих целей. На сцене, в отличие от реального боя, необходимо, чтобы зритель увидел поединок во всех деталях. Поэтому артистическое фехтование прежде всего зрелищно: надо владеть не только техникой боя, но и актерским мастерством. Действия фехтовальщиков в таких поединках - полностью постановочное шоу, где противник превращается в партнера. В настоящее время артистическое фехтование развивается по следующим направлениям: соло, групповое выступление, дуэт и труппа.

Спортивное фехтование - это единоборство на холодном спортивном оружии по определенным правилам. Бой между двумя фехтовальщиками проводится на дорожке шириной 1,5 - 2 м и длиной 14 м из электропроводящего материала, а уколы и удары регистрируются лампами на электрическом аппарате. Причем такая схема характерна для всех видов оружия, так как в этом виде фехтовании используются облегченные версии рапиры, шпаги или сабли.

С чего начать

Решив заниматься фехтованием, для начала надо определиться с видом оружия. Затем в среднем три-четыре (зависит от частоты тренировок) месяца новобранец изучает технику передвижения по дорожке, нанесения уколов и защиты.

Для тренировочных занятий фехтованием понадобятся экипировка, в которую входят: спортивный костюм, легкая спортивная обувь, оружие, маска, тренировочная перчатка и бандаж, защищающий грудь.
Для спарринга - оружие, маска, тренировочная перчатка, бандаж, специальная обувь, фехтовальный костюм, и набочник. Набочник надевается на бок, которым спортсмен повернут к сопернику. Как и фехтовальный костюм, он сделан из кивларовой нити.

Латвийские клубы фехтования

Фехтовальные школы для взрослых по схеме предоставления услуг условно можно разделить на элитные фитнес-клубы и секции, созданные на базе спортивных институтов или школ.

В Риге есть три места для занятий фехтованием. Спортивный клуб Asmens (Задвинье), клуб Florete (Пурвциемс), и спортивная школа на Югле, а также база Клейсты. Существует также спортивная школа в Даугавпилсе, здесь фехтовальщики используют шпагу, в Риге же используется рапира.
Дети обычно могут заниматься начиная с 7-ми лет. Для взрослых людей ограничений никаких нет.

«На чемпионате Европы встречаются и бабушки лет 85, - говорит соучредитель клуба Asmens, тренер Илона Михайлова, -
Тренировки проходят смешанно: мальчики вместе с девочками. На Югле существуют и бесплатные группы для детей.

Первый год занятие фехтованием это обычно общее физическое развитие ребенка. Так как это вид спорта во многом технический, то много внимания уделяется концентрации. На 2-м году уже подводитмя непосредственно к фехтованию. Этот вид спорта корректирует осанку, позвоночник выпрямляется. Вид спорта вопреки бытующим предубеждениям абсолютно нетравматичный. Форма оплаты - абонементная система. Спортивная школа Asmens берет 40 латов в месяц. Рапира обойдется вам в 60-80 евро. Однако не пугайтесь, поначалу для занятий рапиру предоставит вам ваш тренер.

Перчатки, маски, нагрудники также на первых порах вам выдадут. Однако у уже проверенных фехтовальщиков непринято пользоваться чужими - все-таки имеете дело с оружием, а это как ни крути - энергетика. Да и к тому же вся эта амуниция обычно в охотку. Стильная, аскетичная облегающая форма фехтовальщика считается даже в некотором роде эротичной. Не зря Анна Курникова закончив свою карьеру теннисистки решила переквалифицироваться в фехтовальщицы.

В общем, как видите фехтование - вполне женский вид спорта. Развивающий гибкость, координацию, каркас тела. "Женщин у нас больше", - говорит Илона Михайлова. И это правильно.

Placement code for key after_article not found.

Placement code for key m_after_article not found.



  • Разделы сайта