Дьявольская игра — футбол. Православие и спорт

«В Петербурге создана Всемирная Церковь Футбола. Церковь провозглашает Футбол – религией, стадионы – Храмами Футбола, боление – молитвами к Футбольному Богу. Местами для совершения богослужений являются стадионы, бары и диваны», – сообщили многие новостные ленты.

«Безразличие к масштабу поднимает футбол над миром – как бога. Поклоняться ему могут все, кто хочет, а хотят все, кто может. В сущности, футбол – единственная мировая религия, которой всех удалось обратить в свою веру, обычно без войн и почти без крови. Об этом мечтали все фанатики, но зря: на земле никогда не было единой религии – кроме футбола. В меру ревнивая и без меры терпимая, она открыта всем, кроме тех, кто играет руками. Простая, дешевая, общедоступная и понятная, она не боится соперников, ибо каждому разрешает молиться себе по-своему. Захватив планетарное сознание, бог футбола стал его хозяином» , – говорится на одной из страниц новой религиозной группы в социальных сетях.

Еще в начале XX века преподобный Варсонофий Оптинский в беседе со своими духовными чадами пророчествовал: «Гипноз – злая, нехристианская сила. Точно также вновь появившаяся игра футбол. Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие... »

Обратите внимание: не просто так великий русский святой сравнивает футбол с гипнозом. Состояние футбольного фаната во время матча сродни состоянию загипнотизированного человека.

На трибунах меняется сознание человека. Там невозможно, не впасть в такие гибельные состояния души как гнев, ярость, раздражение, уныние, отчаяние и сохранить в себе образ Божий. Вольно или невольно возникает духовная зависимость от ревущей толпы, опьяненной зрелищем.

Ажиотажные футбольные матчи калечат души многих людей, приводят к тотальному сумасшествию, а часто – к кровавым побоищам обезумевших фанатов. Массовое помрачение сознания превращает людей в диких животных.


«Отец-основатель новой Церкви, Алексей Парамыгин, рассказал Metro, что такая идея пришла к нему еще в 2015 году: "То, что футбол – это религия, придумано не мной. Есть даже научные работы об этом. К этому времени появился наш символ – футболист, празднующий гол... Символ Церкви Футбола создал художник Владимир Мелешкин в 2008 году. Вдохновение пришло к нему после того, как Игорь Денисов в матче на кубок УЕФА забил гол, натянул футболку на голову и побежал, раскинув руки. Тогда это было просто воплощено в футболке "Зенит – моя религия”. "Этой футболке очень завидовали. Мне лично говорили, что образ очень мощный, и он шире, чем у зенитовской истории”,
– продолжил Парамыгин.

Особая роль в Церкви Футбола отдается болельщику. Именно его участие в таком обряде как "боление” помогает футболистам одержать победу...

"Это явление футбольного бога, я так считаю”, – говорит Алексей», – передает Metro.

На самом деле, многие посетители стадионов все девяносто минут игры находятся в состоянии, близком к религиозному экстазу. Десятки тысяч зрителей с замиранием сердца переживают за какой-нибудь удачный удар по мячу или падение игрока, а за всем этим стоит враг спасения рода человеческого.

«Люди должны болеть за свою команду. Молитва за спортсменов – это проявление любви к своей команде, а не ненависти к другой. Насилие ничего не дает. Побив соперника физически положение команды ты не улучшишь... Маленькие чудеса в руках болельщиков. Футбольный бог решает, что команда достойна вот этого чуда или не достойна», – заключил Алексей Парамыгин.

Первые адепты футбольного религиозного движения обратили свои молитвы к футбольному богу в 22 февраля 2018 года на стадионе «Санкт-Петербург» во время матча «Зенит» – «Селтик». Этот день, когда «Зенит» победил шотландцев со счетом 3:0, стал официальной датой начала действия новой религиозной группы всемирного масштаба.

«У нас записано, что мы толерантны ко всем Церквам и допускаем двойное вероисповедание. У меня как-то был разговор с представителем Русской Православной Церкви, который очень хвалил наш символ . Этот футболист символизирует того, кто в одиночку сделал что-то важное для всех – это, кстати, вполне соотносится с христианскими понятиями... Футболист в победном экстазе своей позой действительно напоминает христианский символ – только в данном случае это образ не страданий, а искренней радости от победы. Мы не хотим никого обидеть, мы не иронизируем, а серьезно относимся к нашему символу. Кто хочет оскорбиться – он и от телеграфного столба оскорбится...

Наша религиозная организация провозглашает: мы живем в XXI веке, давайте болеть цивилизованно, хватит решать проблемы мордобоем и насилием, – говорит Алексей Парамыгин. – Мы на стадионах боремся за внимание футбольного бога к своей команде, а не против друг друга. Мы перетягиваем на себя энергию судьбы для победы. Способ вознесения молитв при этом может быть любой, главное – не вредить другим людям. Хочешь жечь – жги, но это регулируется правилами полиции, FIFA и другими. Но наша церковь не благословляет , – сообщает Федеральное агентство новостей (РИА ФАН).

Храмами новой церкви объявлены стадионы, а праздниками – финал Лиги чемпионов, субботние и воскресные игры , на которые можно пойти вместе с другими последователями или "молиться” дома, перед телевизорами. Учет последователей новая футбольная церковь не ведет – разве что отсчитывает количество последователей по карте сайта footballmyreligion – там сейчас уже более 10000 отметок по всему миру, в том числе признали себя адептами болельщики из США, Израиля, Индии и, конечно, России... Парамыгин ожидает, что во время ЧМ-2018 у футбольной церкви должно появиться больше последователей, а сам он с единомышленниками планирует на это время "крестовый поход” по России, по местам боевой славы "Зенита”» , – отмечает РИА ФАН.

Разговоры о толерантности вряд ли повлияют на реальное поведение болельщиков. Во многих странах мира футбол – это вторая, причем вполне агрессивная, религия. Футбольные фанаты часто не могут совладать со своими страстями. Тем более, что одним из мест для совершения «богослужений» новой религиозной организации объявлены питейные заведения.

Бойни на стадионах во время матчей и даже на подходах к местам состязаний задолго до их начала – типичное явление в футбольной жизни. Яркий пример тому – инциденты в Португалии перед матчем «Атлетико» (Бильбао) – «Спартак» (Москва) 23 февраля 2018 года.

Сообщает «Спорт-экспресс» – «СЭ»:

«В 18:30 по местному времени, то есть за 2,5 часа до матча, на одной из центральных площадей Бильбао стали собираться поклонники красно-белых. Скандировали традиционные кричалки, веселились, пили пиво. Весь день в городе царила спокойная обстановка, никаких стычек не было, поэтому никакого агрессивного настроя не ощущалось.


В районе 19:30 колонна двинулась в сторону арены "Сан-Мамес” по центральному проспекту. Во главе шел фанат с огромным красно-белым флагом. Периодически шествие притормаживало, чтобы зарядить новую кричалку или начать следующую песню. Чаще всего звучала "Катюша”. Спереди, по бокам и сзади колонну сопровождала полиция. Местные болельщики стояли на тротуаре за оцеплением, снимали происходящее на телефон. Ни одной стычки замечено не было.

Однако уже перед самым подходом к арене, буквально у последнего здания перед площадью, по недосмотру полиции сложилась ситуация, когда колонна проходила совсем близко от группы агрессивно настроенных фанатов "Атлетико”, которые стали свистеть в адрес российских гостей. Из толпы спартаковцев понеслись ответные выкрики, а в какой-то момент в обе стороны стали летать бутылки. Из этой искры мгновенно разгорелась серьезная потасовка. Вся площадь погрузилась в дым от файеров, бутылки летали над головами и разбивались об асфальт.

С другого конца площади на спартаковцев помчались баски. С теми самыми кричалками, которые звучали накануне на митинге антифашистов. Завязалось настоящее побоище. Полиция при этом действовала очень жестко, использовала дубинки, над толпой завис вертолет. Когда дым расселся, открылась следующая картина: на земле лежал раненый полицейский. Ему затем долго оказывали помощь, прикрывая от посторонних щитами, а потом погрузили в скорую. Во время матча он скончался в одной из больниц Бильбао, сообщили спецкору "СЭ” испанские коллеги. Также возле машины скорой помощи стоял фанат "Спартака” с сильно окровавленным лицом...» – сообщил «СЭ».

Такова печальная реальность. Во имя чего идут битвы, подобные описанной? Произошедшее – это не что иное как типичный случай массового беснования болельщиков , которых, вряд ли, приведет в цивилизованное состояние участие в новой религиозной организации.

Не следует забывать, что профессиональный футбол (как и весь большой спорт) – это серьезный бизнес, в котором вращаются огромные деньги. Это часть мировой политики и, действительно, настоящий культ. Кому это выгодно, должно быть понятно каждому. Тому, кто делает футбол и большой спорт в целом национальной идеей, отнимает у людей разум и зарабатывает на этом колоссальные деньги.

Люди безрассудно приносят себя в жертву идолу, имя которому – футбол. Ад торжествует: из жизни миллионов уходит истинный Бог, а место Его занимает диавол.

Валерий Павлович Филимонов

Юрий Агещев автор многочисленных статей на церковные и общественно-политические темы. Инициатор, организатор и участник многих острых дискуссий в телепередачах «Времечко», «Максимум», «Слушается дело», «Профессия – репортер» и т.д. Разъясняя позицию православно-патриотической общественности, выступал против аморального фильма «Даун Хаус», отмены графы «национальность» в паспортах, визита папы римского на Украину, антицерковных кампаний в СМИ, кощунственного псевдоискусства и на многие другие темы. Награжден Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II золотой медалью, во имя Святого Благоверного Князя Даниила Московского. А также Православным Иерусалимским Патриархом Феофилактом, серебрянной медалью, во имя Апостола Иакова, брата Господня.

Как я понял, вы против проведения ЧМ по футболу в России?

Скорее не против, но стараюсь дать понять людям, что это не главное для России ныне. У нас масса проблем, их надо решать, а не отвлекаться от них "мировыми праздниками".

Кстати мой папа (ныне покойный) был большим почитателем команды "Спартак", дружил с ее руководством и почитателями этого клуба. Он прошел всю войну и после, всю оставшуюся жизнь, пел в церковном хоре Московского храма "Всех Святых". Они с протодьяконом сего храма, отцом Борисом, вместе нередко бывали на матчах "Спартака" и меня туда брали иногда. Но то было иное время и иной футбол...!

У России конечно много проблем, но иногда нужно дать народу от них и отдохнуть, нельзя же всю жизнь прожить в проблемах. Вы так не считаете?

Верно, но лишь отчасти. Это насчет отдыха. Народ устал. Но я вижу иное, его явно отвлекают от проблем насущных, навязыванием всего "спортивного" (точнее "околоспортивного"). Проведу параллель: везде нам ныне навязывают "попсу", дабы мы "отдыхали" от всего достойного!... А ведь это жанр в его "соввиде" и нынешнем, абсолютно вырожденческий и оглупляющий.

Так что нам теперь "попсеть"? Нет уж, право не стоит, как и "попсеть" в спорте. Есть альтернатива. В музыке это настоящий рок (не тот, который нам преподносят сми), а не псевдо, а в спорте - это высокий дух состязающихся, а не тщеславие там и жажда наживы.

Возвращаясь к экономике. Понятно, что расходы на ЧМ будут большими, но с другой стороны этот чемпионат принесет и доходы, например, за счет туризма. Кроме того, часть расходов возьмут на себя частные структуры...

Полагаю, что экономический эффект будет неадекватен госвложениям и причем огромным. Но снова же призываю, дабы устроители нам объяснили "что, сколько и тд". Пока же даже премьер-министр России Владимир Путин в этом вопросе осторожен и говорит, что "значительную помощь в финансировании окажут бизнес-сообщества"....

Не считаете ли вы, что будущий ЧМ по футболу поднимет уровень патриотизма в стране?

Да, возможно, поднимет. И я, поверьте, буду этому рад. Хотя никогда не буду воспринимать наши победы, видя в рядах нашей сборной (и иных) откровенных наемников, в том числе из африканских стран. Какая же это, право, "сборная России" будет?

Впрочем, это тема для отдельного разговора. Я сторонник национального спорта и за олимпийский дух соревнований. Увы, нынешний спорт далек от этих идеалов.

Культ наживы там просто доминирует и это отвратительно. Говорил об этом еще Старостин (словно глядя далеко вперед), предостерегая наших спортсменов от искушений.

Вот такие люди чести, ко всему верующие, мне близки. Но они ныне в спорте "не в чести", там идет массированная прививка "золотого тельца"!....

К вопросу о "легализации" спортсменов. Например, если несколько бразильцев выведут нашу сборную на новый уровень, как вы к этому отнесетесь? Ведь это в какой-то мере поднимет и престиж всей страны. Или однозначно - в нашей сборной должны играть только наши игроки?

Только наши игроки. И тренеры должны быть отечественными. Суворов, адмирал Ушаков, Кутузов и другие наши гении были самородками, а бивали полмира, и мир сей, до сих пор, учится у них, а не наоборот. Заимствовать лучшее у мира, и "модифицировать" - это не дурно и куда лучше, чем преклонятся пред всем заморским.

Мы ведь тоже не родоначальники хоккея, а канадцев побеждали не раз, и нос им "утерли" весьма, сбив их чрезмерную кичливость. Ко всему есть мнение, что футбол - это отнюдь не изобретение англичан и иных... Например, в Швейцарии есть музей футбола и там утверждается, что эту игру изобрели швейцарские католические монахи!....

Что касается бразильцев, думаю, они прекрасно впитали в себя мировой опыт футбола, и влили в его меха национальный "окрас". Получилось весьма недурно.

Однако пусть бразильцы играют за Бразилию, а русские за Россию.

Насколько я знаю, православная церковь считает футбол греховным занятием. Почему?

Официально никогда наша Церковь не говорила, что футбол - нечто страшное.

Более того, наша иерархия, по просьбе футболистов (и не только), благословляет их на добрые дела.
Это не значит, что наша Церковь "благословляет футбол".

Спорт рассматривается как "данность", а благословение спортсменов – это, по сути, пожелание им Христова пути в жизни, где спорт у них занимает значительную часть "жития". Да и излишне говорить, сколько спортсменов верующих. Таковых масса.

Главное же, думаю, чтобы у них Господнее было - приоритетным, а все остальное - прилагающим. А не наоборот, как, увы, часто бывает.

Как вы относитесь к футбольным фанатам? Ведь это, своего рода, тоже религия.

У меня много приятелей, почитателей клубов. Слово "фан" мне неприятно. "Поклонник" тоже. Поклоняться должно лишь Богу!

Однако, продолжу. Эти ребята не толпа, они стоят на православно-патриотических позициях, что меня радует. Мы не раз вместе участвовали в массе мероприятий.

Например, в антиамериканских акциях протеста, когда Америка бомбила мирный Белград.

Есть, конечно, и иные в этих сообществах, но в семье не без урода. Кстати "скинов" все ругают, а там масса замечательных ребят. Да, вот они такие пока...

Но это лучше, чем быть "никакими". Я, между прочим, сам выходец из "неформалов" 70-х г.г. Будучи маленьким (с 7 класса), уже был связан с "сиделой" шпаной, участвовал в крупных драках. Слава Богу, потом Бог отвел. Из школы меня выгнали уже после 8 класса. Получал среднее образование в Школе Рабочей Молодежи, куда меня направили госорганы.

А до того, в 6-м классе был публично исключен из пионеров под барабанный бой, в присутствии всей школы, где с меня и сорвали галстук.

Потом были поиски себя как личности, примкнул к московскому хиппдвижению, где был много лет. С православием никогда не порывал. Грешил немало, но всегда знал и знаю, что святое православие - это маяк, а мы - корабли и кораблики, а часто тонущие пловцы! Но свет Христов освящает "все и вся"!

Сейчас в России очень сильно назревает национальный вопрос, не обходит это стороной и футбол. За последнее время убиты два футбольных болельщика выходцами с Кавказа. Как болельщикам относиться к этому с точки зрения православия? Стоит ли этому придавать национальную окраску?

Благодарю за актуальный вопрос. С любой точки зрения, убийство - это омерзительно. И уж совсем мерзко, когда у нас на Родине, в столице, гости с Кавказа убивают наших русских парней. Таких случаев, увы, масса. И эти подонки часто остаются безнаказанными или отделываются минимальными сроками.

Молодежь наша все это видит и сорганизуется в свои национальные сообщества спортивных фанов.

Причем русские. Это как отряды самообороны. Я их понимаю, хотя нередко там у них бывают перегибы. Но это их ответ бездействию властей и творящемуся ныне на Руси беспределу. Власть должна прекратить свободный доступ криминалитету и особенно с Кавказа в наши города и веси. Кстати, от таких мерзавцев страдают и порядочные кавказцы и азиаты, ведь неприязнь к "кавказскому элементу" ныне в России огромна.

Мы, русские люди, испокон веков были и есть миролюбивыми и гостеприимными.

Но лишь для порядочных гостей, а не к врагам России, русского народа и всех, кто уважает его государстовообразующую составляющую.

Но мы можем и должны давать отпор всякой нечисти. Но, более всего, думаю, надо требовать коренного изменения, происходящего в Отчизне.

Многие не понимают надписи "Православие или смерть" на фоне черепов. Что она означает?

Лучше всего на этот вопрос СМИ, ответил, наш друг Константин Кинчев. Представители прессы, его узрели в футболке Русского Символа(Проект СПБ - СПХ) где есть эта надпись и рисунок.

Ответ был таков: - " Без Православия, мне смерть"!....

Вот так, коротко и ясно. Это девиз, Православия воинствующего, а не лжесмиренного и "пакимолчащего" . Творчество Алисы тому подтверждение. Они настоящие воины Христовы, а Константин, человек Русского духа, очень его уважаю и люблю.

Кстати недавно, вся группа "Алиса" во главе с Константином, выступила на концерте, в знак поддержки этого девиза, так неугодного русофобам и прочим врагам Христа и России.


(На фото освящает знамя известный миссионер игумен Сергий Рыбко)

Ну и на последок, что бы вы пожелали футбольным болельщикам?

Пожелал бы и желаю - мудрости и рассудительности. Верности Отечеству, и это не пафос. А главное - разделению приоритетного и сопутствующего в жизни.

Дай Бог, чтобы все наши фаны (точнее почитатели футбола и иных видов спорта), так же усердно посещали храмы Божии, как спортивные соревнования!

Любите ближних, приумножайте доброе, боритесь со злом.

Беседовал Виктор Драгунов

В нашем мире много несправедливости. И кому-то хочется, чтобы Церковь с ней боролась и летели головы тех, кто сегодня кажется нам самым виноватым из всех виноватых. Когда Церковь «не справляется с этой миссией», например, не занимается громогласным осуждением футбольного чемпионата на другом конце планеты, то ее критики даже готовы торжественно вручить ей «красную карточку», как это сделал один из авторов «НГ». Но Церковь - это не полицейский жандарм, не министерство по делам веры, не суд и даже не правозащитная организация. Церковь - это Тело Христово.

Церковь не играет в игры, не считает наш мир футбольным полем, на котором нужно делить людей на «своих» и «команду соперников». Ведь в каждом человеке есть образ Божий, который нельзя затаптывать бутсами, даже если такой «неправильный футболист» схватил мяч руками или забил гол из офсайда. Если человек играет в футбол - не может не играть, потому что другого ничего не умеет, - то пусть хотя бы не бьет своего соперника по ногам, и не потому, что арбитр отвернулся, а потому, что есть другой Арбитр, который все видит. Если хоть один футболист поступил так, вспомнив, что его благословил на участие в чемпионате Патриарх Московский, Папа Римский, главный израильский раввин или иранский аятолла - значит, обращения религиозных лидеров к футбольному первенству уже не напрасны.

За 2000 лет со времен земной жизни Спасителя многие неоднократно и, что самое обидное, искренне пытались устроить где-либо на земле Город Солнца. В итоге, правда, как правило, получали Скотный двор. Многочисленные перевороты, начиная с библейских времен до наших дней, стоили человечеству многих страданий при сомнительных итоговых результатах в сухом остатке. И горячие «сторонники лучшей доли для человечества» всегда хотели сделать Церковь либо своим союзником, либо в худшем случае врагом, главное - чтобы лишить ее роли Церкви, по определению равноудаленной от общественного противостояния, не имеющего духовного измерения. Иногда Евангелие трактуют особенным образом, называя Христа революционером и социалистом, а Иуду - проклятым капиталистом. Ну что же, это ничем не лучше и не хуже, чем считать Христа правозащитником, а Иуду - противником демократии. А ведь именно восторженность правозащитной позицией, которую заняла Национальная конференция епископов Бразилии (НКЕБ), мы находим у ряда экспертов.

Забвение слов Христовых «Царство мое не от мира сего» (Ин. 18:36) переносит свидетельство Церкви из сферы борьбы за человеческое спасение в область борьбы «за» или «против» мировых первенств по футболу. Кстати, вопреки построенной автором концепции правозащитного уклона католиков Папа Римский Франциск проведение чемпионата в Бразилии благословил, никак не упомянув «нарушений трудовых прав» в ходе его подготовки в своем приветственном обращении. Так что Римско-католическая церковь в лице ее главы не вписалась в правозащитное гетто, которое ей было уготовано российскими экспертами из их понимания заявления епископской конференции.

Кстати, еще менее в правозащитное прокрустово ложе вписывается борьба НКЕБ с легальным статусом однополых союзов в Бразилии, призывы к бойкоту книг «Код да Винчи», «Ангелы и демоны» Дэна Брауна и публичное осуждение самого популярного футболиста сборной страны Неймара за кощунственную, по мнению клириков, фотографию на обложке популярного бразильского журнала. И это не говоря уж про позицию по абортам и контрацепции. Это к вопросу о либерализме католиков и «мракобесии» Русской церкви.

Видимо, кому-то очень хочется, чтобы в Русской церкви появились, нет, не «красные епископы» и не священник-сепаратист Идальго, как это было в Латинской Америке, а священники Георгии Гапоны. И чтобы она превратилась в правозащитную организацию, которая ходила бы на политические демонстрации, боролась бы за права, которые содержатся в постоянно меняющихся документах, принимаемых где-нибудь в Страсбурге. Только это самый короткий путь к тому, чтобы Церкви как самостоятельного субъекта общественной жизни не было вообще.

Еще раз повторюсь, Церковь - отнюдь не профсоюз и не социалистическая партия. Между тем это совсем не значит, что Церковь не уделяет внимание вопросам социального характера. Для того чтобы это узнать, достаточно просто ознакомиться с основополагающими церковными документами, например с «Основами учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека». В «Основах» есть даже конкретный раздел «Принципы и направления правозащитной деятельности Русской православной церкви», где вполне доходчиво излагается церковная позиция: «Мы призваны ревностно - не только на словах, но и на деле - заботиться о сохранении прав и достоинства человека».

Мы в отличие от бразильских христиан пожили в коммунистическое время, но, слава Богу, так и не научились ненавидеть капиталистов, равно как и беззаветно любить всех коммунистов. А человеческие пороки Церковь критикует безотносительно близости или удаления их носителей от кремлевских стен или рублевских заборов. Только не стоит забывать, что заповеди Господни - не Уголовный кодекс, и воровство является одним и тем же грехом всегда - и когда продавец обвешивает покупателя на рынке на 15 руб., и «в особо крупном размере». Иными словами, если человек украл целый миллиард - это совсем не значит, что такой поступок «достоин» осуждения не рядового священника в личной исповеди, но непременно самого Патриарха, причем на специальной пресс-конференции.

Церкви вменяют, что в российском культурном контексте не стоит ожидать появления Брата Тука, помощника Робин Гуда, борца за социальную справедливость. Да, как-то не принято русским священникам по лесам с бандитами прятаться, даже из благородных побуждений. Зато известно, что после общения с ушедшим в лесные дебри для отшельнического подвига преподобным Серафимом Саровским многие богачи сами раздавали все свое имущество нищим. Без луков и стрел шервудских стрелков.

В России начался чемпионат мира по футболу. Что же говорили святые и богопросвещённые старцы нашей Православной Церкви о подобных зрелищах вообще и о футболе в частности?

В книге "Житие преподобного Василия Нового и видения ученика его Григория" есть эпизод, когда Григорий пишет об одном случае из своей жизни: "Встав, я тотчас же пошел к отцу моему Василию. В этот день были конские скачки, куда собрался весь народ. Я уже давно не ходил на это позорное зрелище, услышав об этом грозные слова Иоанна Златоустого.

И вот, когда я пошел к святому и был близ этого позорного зрелища, на месте, называемом Диоптин, у меня вдруг явилось сильное желание узнать, закончился ли первый бег коней и, преследуемый этим желанием, я невольно остановился и стал смотреть на это позорное зрелище. Придя затем к святому, я нашел его в молчальной келлии на молитве и, войдя туда, сделал ему обычный поклон.

Тогда он, благословив меня и сотворив надо мною молитву, сказал мне с великим гневом: «... Вот человек, который оставил плач о грехах своих, перестал со слезами молить об их прощении и помышлять о том, как придется стать пред судилищем Христовым... И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди радость бесам доставляют, угождая им этим позорным зрелищем. Поистине диавол внушил тебе эти мысли и тем самым дважды заставил тебя согрешить!»

Если святой Василий Новый с великим гневом говорил о том, что христиане смотрят на конские бега, то что бы он сказал о нашем времени, когда миллионы православных христиан, или на огромных стадионах или уставившись в "икону зверя" (телевизор), временами громко крича и размахивая руками, смотрят на то как 22 здоровых мужика бегают по полю, занимаясь, строго говоря, безсмысленным делом - отчаянно пытаются забить мяч в сетчатые ворота?

Откуда вообще появилась эта игра? Преподобный Варсонофий Оптинский сказал о родоначальнике футбола следующее: "...Гипноз – злая, не – христианская сила… Точно также вновь появившаяся игра футбол... Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом , и последствия ее будут очень плохие". Итак, святой Варсонофий Оптинский определенно заявил, что футбол - это дьявольское изобретение.

Подтверждают это и современные нам старцы. Так, старец схиархимандрит Серафим (Звягин) говорил: "Апостолы шли за Христом, не боялись, а сейчас молодые священники в футбол играют, телевизор, игры... Футбол, хоккей - бес мяч кидает, а люди бегают ".

Духовник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, старец схиархимандрит Иона (Игнатенко), в своей проповеди также говорит о дьявольской сущности футбола: "В церковь сейчас не так много ходит народа. А если на баловство, то весь мир подключается... Если приезжает футбольная команда заграничная, то сто тысяч на стадион собирает, а остальные все у телевизоров сидят. И даже соблазняются и монахи, и священники... туда идут на футбол. А что эта игра? От игры хлеба не будет, дорогие. Это играют маленькие дети, а взрослым не надо играть... А что эта игра дает толку? Дьявол говорит, я вам дам игру, только чтобы вы не молились: футбол - шарик, волейбол - шарик, теннис - шарик, бильярд - шарик... Игра есть шарик. Нате вам шарик, катайте этот шарик, только не молитесь Богу ".

Давайте же, братья и сестры, не будем увлекаться игрой, придуманной дьяволом для того, чтобы отвлечь людей от Бога, от покаяния. Время дорого, оно, по словам преподобного Серафима Саровского, дано нам для стяжания Духа Святого, для того, чтобы мы успели что-то сделать во спасение своей души и во славу имени Божьего. Аминь.

Многие скажут, что в этом нет ничего греховного, мол, главное, чтобы в меру. Может, кому-то этот вопрос покажется незначимым, но… Хочу предложить свои рассуждения. Мне страсть футбола сильно знакома с 9 лет. Полтора десятка лет я сильно был заинтересованным футбольным болельщиком - посмотрел сотни матчей, прочел десятки килограммов спортивных газет, посетил десятки матчей. Когда воцерковился, я понял, что страсть интереса к футболу сильно мешает полноценной духовной жизни. Самое главное: невозможно стремиться к святости (которую от нас требует Господь) и одновременно следить за чемпионатами Европы и чего-то ещё… Те, кто убежден в обратном, видимо, не стремятся к совершенству, а хотят и с Богом быть и мирским духом дышать.

Приведу кратко несколько причин, почему просмотр футбольных матчей несовместим с христианской жизнью:

1) Смотрение футбола - праздное времяпровождение, а праздность есть грех. Как же надо не дорожить своей душой, чтобы вычеркнуть 90 минут, которые можно было потратить на её спасение. Дни лукавы, и надо дорожить каждой минутой. Евангелие ежедневно успевает читать где-то 1% крещеных, совсем ни у кого нет времени заниматься делами милосердия.

2) Болеть, значит включать во что-то свое сердце. Болеть - от слова «боль». Вникание в спортивные перипетии снижает чувствительность сердца для боли и сострадания нуждающимся. Невозможно, чтобы в одном сердце было раздвоение: и переживание за футболистов и переживание за людей, которые нуждаются в нашей помощи. Да, может, футбольные болельщики творят дела милосердия, но, в любом случае привязанность к страсти футбола

3) Просмотр футбола рождает впечатления, а они являются врагом молитвы. И никуда эти впечатления не исчезнут просто так. Их придётся долго стирать из памяти души. При чем, всплывать воспоминания футбольных баталий будут именно во время молитвы. Поразительно, как во время Литургии могут всплыть воспоминания о каком-нибудь матче, который

4) Просмотр футбола - ныряние в мир, из которого надо бежать, если человека интересует собственное спасение.

5) Кто бы ни выиграл или проиграл - для нашей души нет никакого дела.

6) Просмотр футбола - это похоть очей, зрелище. Православие и тяга к зрелищам никак не совместимы. Это вещи противоположные.

7) Если называющий себя христианином не может обойтись без просмотра футбола, значит он раб футбола, а не Христа.

Когда христианин болеет «за наших», он сам для себя показывает, что для него «наши» - это не святые граждане Неба, а кучка миллионеров в ярких майках…

Интересно ответил знаменитый советский /российский футболист Федор Черенков, который встретил Христа в своей жизни по окончании футбольной карьеры:

«- Совместимы ли, на ваш сегодняшний взгляд, футбол и религия?

- Это сложный для меня вопрос. Я ведь всю сознательную жизнь в футбол играл, по большому счету другого ни чего и не умею. Но последние годы я переосмысляю свою жизнь. Сейчас думаю, что гораздо правильнее для собственной души было бы стоять за станком, за чертежным кульманом…Играть во дворе в футбол, наверное, безобидно, только если ты это как праздник общения воспринимаешь, не ревнуешь, не ругаешься. А вот когда начинаются страсти, так называемая спортивная злость, тогда, видимо, и начинается грех. Увы, большой спорт и страсти неразделимы. Чтобы достичь чего-то, ты должен выложиться полностью. А это калечит - и тело и душу. Что касается фанатов футбола, там страсти порой кипят еще большие, чем у спортсменов. Злость, ненависть, драки, сотворение себе кумиров - все это прямо противоположно христианству… Я поэтому последнее время перестал ходить на футбольные стадионы. Не знаю, что там делать: смотреть матч или просить окружающих не беситься. При этом я знаю замечательных, добрейших болельщиков, которые, в частности, мне по-христиански помогали…Сам для себя сделал выводы. Вместо «какой счет?» мне ближе теперь рецепт жизни преподобного Амвросия Оптинского: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».

Преп. Варсонофий Оптинский говорил про футбол так: «<...> гипноз - злая, нехристианская сила <… > Точно также вновь появившаяся игра футбол <.. > Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие» (Орехов Д. "Русские святые ХХ столетия", С. 95)



  • Разделы сайта