Детский спорт: занятия на дому

Для новорождённых детей и грудничков первого года жизни физическое развитие играет важную роль. Ведь кроха постепенно учится контролировать своё тело, познаёт навыки и умения, которые помогут приспособиться к жизни в новом для него мире. И каждые родители хотят, чтобы их младенец был здоров. А многие специалисты настаивают, что спорт с раннего возраста очень полезен для развития детей. И одним из способов физической подготовки малышей являются занятия динамической гимнастикой. Хотя многие врачи негативно относятся к такого вида упражнениям, эта гимнастика пользуется популярностью длительное время. Когда же нужно начинать заниматься, и как обезопасить младенца от травм во время выполнения упражнений?

С момента рождения ребёнка педиатры рекомендуют делать ему лёгкий массаж и гимнастику ежедневно. Это обязательные процедуры для укрепления мышц всего организма. Только нормальное физическое развитие является залогом того, что младенец научится удерживать голову, затем сидеть, ползать, вставать на ноги и потом ходить. Но некоторые родители отдают предпочтение более энергичным упражнениям - динамической гимнастике.

Динамическая гимнастика включает в себя комплекс упражнений, во время выполнения которых укрепляются и развиваются мышцы ребёнка. А также способствует тренировке вестибулярного аппарата.

Во время занятий инструктор или родители раскачивают, вращают и подбрасывают младенца

Упражнения, которые взрослые выполняют с малышами, больше похожи на акробатические этюды, поэтому многие недоумевают, как можно выполнять такую зарядку с детьми в возрасте до года, когда позвоночник и косточки младенца настолько хрупкие, что их легко можно повредить. Специалисты по динамической гимнастике предупреждают, что не все родители могут самостоятельно заниматься с детьми. Первое время рекомендуется посещать занятия с инструктором или приглашать его на дом.

Неправильное выполнение техники упражнений может привести к различным травмам младенца. Поэтому родители должны быть предельно осторожными, занимаясь с крохой динамической зарядкой.

Такая гимнастика включает в себя несколько видов упражнений, которые обязательно должны выполняться в комплексе:

  • закаливание: это не значит, что младенцев с рождения начинают обливать холодной водой, абсолютно нет. Принцип закаливания заключается в лёгкой одежде дома, кроха много времени проводит без одежды, принимая воздушные ванны. Более взрослые малыши ходят по полу без носков. Каждый вечер ребёнок должен принимать прохладную ванну, но приучают кроху постепенно снижая температуру воды;
  • занятия в воздухе: именно этот этап вызывает больше всего споров среди родителей и медиков;
  • массаж: способствует укреплению, расслаблению мышц всего организма;
  • упражнения на фитболе: в последнее время занятия на этом своеобразно тренажёре очень популярны. Женщины начинают заниматься ещё во время беременности, затем приспосабливают к таким занятиям и своего ребёнка. Врачи высказываются положительно по поводу упражнений на фитболе, т.к. во время занятий происходит укрепление мышц шеи и спины, а также тренируется вестибулярный аппарат.

Положительные стороны: в чём польза для грудничков и новорождённых младенцев

  1. Положительно влияет не только на физическое развитие детей, но и на психоэмоциональное состояние.
  2. Благодаря энергичным упражнениям у младенцев в ускоренном темпе укрепляются мышцы, разрабатываются суставы конечностей, а также развивается гибкость всего организма.
  3. Тесная связь с родителями позволяет крохе лучше воспринимать окружающий мир, т.к. ребёнок чувствует близость самых родных людей и доверяет им во всём.
  4. Дети быстрее учатся ориентировать в пространстве. Это происходит из-за того, что во время выполнения упражнений младенец видит предметы с разных ракурсов.
  5. Положительно влияет на тонус мышц: укрепляются и увеличивается их активность.
  6. Укрепляет защитные силы организма, повышает иммунитет.
  7. Играет важную роль в развитии нервной системы младенца.
  8. Улучшается координация движений у детей.
  9. Помогает исправить кривошею, нормализует работу пищеварительной системы.
  10. Активизируются все обменные процессы в организме младенца. Дети, с которыми занимаются динамической гимнастикой, могут похвастаться прекрасным аппетитом.
  11. Исходя из опыта родителей, дети, активно занимающиеся таким видом гимнастики, отлично спят, меньше капризничают и совершенно нераздражительны.

Упражнения на фитболе - это не только полезно, но еще и весело

Специалисты по динамической гимнастике считают, что особенно такой комплекс упражнений полезен детям, рождённым с помощью кесарева сечения. Ведь в момент рождения младенцы не проходят по родовым путям, что предусмотрено природой. Во время выполнения упражнений происходит своеобразная компенсация недостаточного родового опыта. Таким образом быстрее запускаются механизмы адаптации ребёнка в окружающем мире.

Доктор Комаровский положительно отзывается о занятиях динамической гимнастикой с грудничками. Однако обращает особое внимание на соблюдение всех правил безопасного выполнения упражнений, а также только по желанию младенца. Если кроха боится, плачет и не хочет заниматься в данный момент или вообще, не стоит его заставлять. Все занятия должны проходить в игровой форме, чтобы младенец чувствовал себя комфортно и надёжно. Тоже самое относится и к родителям: если взрослые не уверены в себе, своих знаниях и умениях, не стоит и начинать. Лучше ходить заниматься к инструктору или выбрать для своего крохи совершенно другие упражнения.

Если лично вам страшно - не насилуйте себя. В конце концов, прокруты и перебросы - совершенно не обязательны. Т.е. я за гимнастику, но без экстремизма.

Комаровский Е. О., педиатр

http://www.komarovskiy.net/faq/dinamicheskaya-gimnastika.html

Чем могут быть опасны упражнения такого рода

  1. Первый аргумент против динамической гимнастики приводят медики: многие из них полагают, что такие упражнения - огромный стресс для грудничка. Ребёнок только начинает знакомиться с окружающим миром, новыми людьми и предметами. Даже способность добывать пищу и воспринимать её требует определённых усилий, ведь все органы и системы крохи адаптируются к новой жизненной среде. А во время таких энергичных занятий происходит огромный выброс гормонов стресса. Специалисты предполагают, что такая ситуация может стать причиной гиперактивности в более старшем возрасте.
  2. Не все родители являются специалистами по выполнению комплекса упражнений. Поэтому ошибки во время занятий могут стать причиной травм позвонков, растяжения связок у малыша, микротравм суставов, а также нарушения кровообращения.
  3. Некоторые психологи выдвигают теорию, с которой соглашаются и многие родители. Её смысл заключается в том, что дети с рождения привыкают к ощущению полёта, скорости, но они не падают, т.к. их всегда удерживают руки взрослого человека. В связи с этим у малышей отсутствует страх высоты, поэтому для детей срашего возраста это может стать причиной различного рода травм.

Видео: Динамическая гимнастика для младенца первого года жизни

Авторская методика динамической гимнастики

В начале 90-х годов в продаже появилась книга «Экология младенчества. Первый год». Авторами этого издания стали инструкторы по плаванию и закаливанию, а также по беби-йоге Михаил Трунов и Леонид Китаев. Книга произвела неоднозначное впечатление среди молодых родителей и медиков, т.к. на её страницах были описаны весьма экстремальные упражнения с новорождёнными детьми.

Авторы методики динамической гимнастики акцентируют внимание, что они не открыли что-то новое, а всего лишь опираются на исторические данные. В древности женщины не могли позволить себе просто сидеть дома с новорождённым ребёнком. Нагрузки и темп жизни заставляли их заниматься физическим трудом практически сразу после родов. Поэтому они стремились как можно раньше адаптировать кроху и приспособить его к новому миру, где физическому развитию уделялось огромное внимание.

Динамическая гимнастика направлена на быстрое развитие физических данных младенца

Суть методики состоит в развитии физического потенциала ребёнка на первом году жизни. А только после этого родители могут начинать заниматься развитием интеллектуальных способностей малыша. В своей книге авторы описали более 400 различных упражнений, в процессе выполнения которых родители в очень активном темпе подбрасывают малыша, качают и вращают его. При этом удерживая кроху за одну или две руки, ноги, а также вращая младенца вокруг своего тела.

Согласно этой методике, начинать заниматься с младенцами необходимо с первых месяцев жизни и продолжать до тех пор, пока родители могут удерживать малыша и выполнять с ним упражнения. Но стоит обратить внимание: если с ребёнком не начали заниматься до полугода, позже этого делать нельзя. Дело в том, что мышцы крохи не подготовлены к таким видам упражнений и занятия могут стать причиной растяжения связок и травм.

Одним из главных правил динамической гимнастики, согласно авторам считается правильно организованное пространство для занятий:

  • комната должна быть хорошо проветрена непосредственно перед началом упражнений;
  • прохладный воздух в помещении;
  • младенец должен быть полностью обнажённый.

Многие родители используют не полный комплекс упражнений, а выбирают лишь части. Больше всего пользуются популярностью занятия на фитболе, т.к. они не требуют от родителей большой подготовки и специальных знаний.

Видео: Занятие динамической гимнастикой с трехмесячным младенцем

Когда и с чего начать

Мнение специалистов по поводу оптимального возраста, с которого можно начинать заниматься с младенцем динамической гимнастикой, расходятся:

  • некоторые из них утверждают, что первые занятия можно проводить уже через две недели после появления крохи на свет. Они аргументируют свою позицию тем, что в этом случае младенец защищён от растяжений сухожилий и травм суставов;
  • многие педиатры рекомендуют начинать выполнять упражнения с месячного возраста, когда кроха немного окрепнет. Чем раньше начать занятия, тем лучше ребёнок адаптируется в новой для него обстановке благодаря тесному контакту с родителями;
  • однако есть и такие медики, которые настаивают, что динамическую гимнастику лучше практиковать не раньше, чем ребёнку исполнится три месяца. Но авторы методики утверждают, что это довольно поздний срок.

Большинство специалистов придерживаются мнения, что начинать приучать кроху к упражнениям динамической гимнастикой необходимо с четырёх недель после рождения

Видео: Начинаем занятия динамической гимнастикой

Основные правила проведения занятий

  1. Перед началом приобщения младенца к таким видам упражнений необходимо проконсультироваться с доктором. Если педиатр и невролог не будут против, можно пробовать начинать заниматься с младенцем.
  2. В начале рекомендуется пригласить опытного специалиста, который покажет и объяснить, как правильно выполнять различные упражнения.
  3. Первые занятия не должны длиться дольше 8–10 минут, чтобы ребёнок не устал и не испугался.
  4. Стоит помнить, что активные упражнения в воздухе необходимо делать только после массажа, чтобы мышцы и связки были разогреты и подготовлены к дальнейшим упражнениям. В противном случае можно растянуть сухожилия у младенца.
  5. Выполнять занятия рекомендуется ежедневно, постепенно увеличивая время процедуры с 10 до 20 минут. Больше этого времени заниматься с грудничками не рекомендуется.
  6. Заниматься нельзя сразу после еды: должно пройти как минимум час-полтора, прежде чем приступать к упражнениям. Также не рекомендуется заниматься динамической гимнастикой перед сном: вечером кроха должен быть спокоен и расслаблен.
  7. В тёплое время года, когда температура воздуха на улице 20–25 С о, гимнастику лучше проводить на улице.
  8. Во время занятий на ребёнке не должно быть одежды, либо что-то очень лёгкое: трусики и майка, боди или один подгузник.
  9. Если ребёнок не хочет заниматься, капризничает или плачет, не стоит его заставлять. Лучше отложить упражнения на другое время или день. Приучайте кроху к занятиям постепенно, чтобы он начал воспринимать это как своеобразный обязательный ритуал.

Авторы и последователи методики отмечают обязательный положительный эмоциональный настрой младенца во время выполнения упражнений. Родители должны спокойно разговаривать с крохой во время массажа, поглаживать его обязательно тёплыми руками, чтобы ребёнок не испугался. На первом этапе налаживается доверительный контакт между младенцем и родителями. Поэтому во время выполнения таких активных элементов гимнастики дети совершенно не боятся и готовы во всём доверять взрослым.

Нельзя начинать занятия сразу с активной части: малыша нужно подготовить посредством массажа и разговоров

Как избежать травм и негативных эмоций: техника безопасности

  1. Несмотря на то, что все упражнения довольно активны, их рекомендуется выполнять в одном темпе и плавно, чтобы ребёнок не пугался резких движений и не сбивался со знакомого ритма.
  2. На пол рекомендуется постелить маты, а занятия проводить в свободной комнате или помещении, где рядом нет острых углов и других предметов, о которые кроха может удариться.
  3. Инструкторы рекомендуют всегда начинать занятия только с тех упражнений, которые нравятся ребёнку, а потом переходить к новым или тем, которые кроха не очень воспринимает.
  4. Если младенец испугался во время занятий, родителям необходимо сразу прекратить выполнять упражнение и отвлечь кроху. Можно переместиться на мяч, или показать ему игрушку, расслабить малыша лёгкими поглаживающими движениями. Затем плавно выполнить несколько упражнений, которые ребёнок воспринимает легко и с удовольствием. Но на следующий день рекомендуется опять попробовать выполнить то задание, которое не понравилось младенцу.
  5. Часто во время выполнения некоторых элементов у малыша отчётливо слышатся щелчки в суставах рук или ног. Так не должно быть, поэтому занятие необходимо остановить и проверить, все ли в порядке с ребёнком: можно посгибать конечности, если малыш не реагирует плачем, значит все в порядке. В случае, когда настроение крохи хорошее и у него ничего не болит, занятие можно продолжать, но следить, чтобы не было щелчков и не давать большую нагрузку на те суставы, которые щёлкали.

Видео: Как правильно держать младенца

В каких случаях занятия динамической гимнастикой противопоказаны

Такие упражнения могут быть полезными только при условии учёта противопоказаний. В некоторых случаях специалист может категорически запретить родителям заниматься с младенцем динамической гимнастикой. Поэтому дети, у которых наблюдаются следующие диагнозы, не могут практиковать такие виды активных занятий и упражнений:

  • дисплазия тазобедренных суставов;
  • врождённые патологии опорно-двигательного аппарата;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • поражения и нарушения в работе нервной системы;
  • врождённый порок сердца;
  • возраст ребёнка полгода и старше для начала занятий.

Как заниматься с новорождёнными

Как мы сказали ранее, динамическая гимнастика состоит из нескольких этапов. Для новорождённых можно выполнять только массаж и упражнения на фитболе. Самый активный комплекс упражнений - занятия в воздухе, разрешается начинать не ранее, чем малышу исполнится один месяц. А в первый месяц жизни необходимо укреплять мышцы организма и физически развивать младенца с помощью массажа и зарядки. В первую очередь следует сделать массаж и разминку для крохи, чтобы подготовить организм к более активным упражнениям в воздухе:

  • положение на спине, поглаживающими движениями сверху вниз проводит по рукам и ногам младенца, по животу;
  • затем следует выполнить лёгкий массаж пальцев рук крохи. Можно использовать резиновые мячики;
  • массаж ступней и пальцев ног. Поворачивайте стопы в одну и другую сторону;
  • поочерёдно сгибайте ноги младенца;
  • возьмитесь руками за коленки ребёнка и разведите ноги в стороны;
  • в положении на животе разведите ноги крохи в стороны: позиция «лягушка»;
  • выполняйте поглаживающее движения по спине, ногам и рукам малыша.

Упражнения на фитболе необходимо выполнять после разминки и активных занятий в воздухе

Таблица: Физические упражнения для новорождённых малышей

На какую часть тела направлено упражнение Принцип выполнения
Руки
  1. Предложите малышу указательные пальцы, пусть он схватит их в свои руки.
  2. Медленно приподнимите ребёнка, но удерживая его в области кистей. Во время выполнения этого действия следите, чтобы голова младенца не запрокинулась назад.
  3. Аккуратно положите ребёнка в исходное положение.
Ноги
  1. Переверните ребёнка на живот.
  2. Подставьте руки под пятки младенца, пусть он почувствует опору и попытается ползти.
  3. Возьмите одну ногу малыша и совершайте поглаживающие движения сверху вниз.
Спина
  1. Младенец также находится в положении лёжа.
  2. Выполняйте поглаживающие движения сначала снизу вверх, затем сверху вниз. Во время выполнения упражнения следует помнить, что нельзя давить на спину, все движения должны быть лёгкими и плавными.
Шея
  1. Малыша выкладываем на живот.
  2. Кладём перед ним яркую любимую игрушку.
  3. Кроха пытается поднять голову и посмотреть на неё.
  4. Повторяем это упражнение, но игрушку кладём сначала правее, затем левее.
  5. Малыш будет пытаться повернуть голову, чтобы увидеть интересующий его предмет.

Следует помнить, что повторять одно упражнение следует столько раз, сколько кормлений ребёнок получает в сутки.

После массажа можно переходить к более активным занятиям - упражнениям на фитболе:

Эти два этапа необходимо выполнять в комплексе ежедневно, чтобы ребёнок постепенно привыкал и воспринимал физические упражнения как обязательный, ежедневный ритуал. Через месяц после рождения кроха будет спокойно воспринимать массаж и упражнения на мяче, чтобы перейти к более динамическим элементам.

Видео: Занятия на фитболе с младенцем

Упражнения динамической гимнастики для детей до года

Начиная с двух-трёх месяцев можно дополнять ежедневные занятия более активными элементами. Но не стоит пробовать новые упражнения все сразу: начинать следует с одного, если ребёнок хорошо его воспринимает и выполняет с удовольствием, через несколько дней можно добавить другое и т.д. При выполнении таких действий стоит помнить о правилах соблюдения техники безопасности, чтобы не навредить малышу:

  • технику выполнения всех новых элементов должен показать специалист. Дело в том, что правильность выполнения упражнения зависит от захвата. Но родителям самостоятельно сложно понять, как правильно удерживать ребёнка. Чтобы не нанести вред крохе, лучше прийти на консультацию к специалисту;
  • инструкторы не рекомендуют выполнять упражнения, когда родители не уверены или боятся. Дело в том, что эффективность элемента зависит от чётких движений. Но если мама или папа замедлят движение или потеряют ритм, это может привести к растяжению связок или вывиху конечности. Лучше не рисковать здоровьем малыша;
  • если ребёнок боится какого-то упражнения, не стоит настаивать и продолжать его выполнять. Правильный вариант - отложить этот элемент на некоторое время и попробовать его позже.

Видео: Упражнения с четырехмесячным младенцем

Специалисты рекомендуют подбирать комплекс упражнений для каждого ребёнка индивидуально, в зависимости от особенностей физического развития и здоровья крохи. В начале инструкторы показывают крохе самые простые упражнения, чтобы не напугать младенца. С двух-трёхмесячным малышом можно выполнять следующие упражнения в воздухе:

Нельзя забывать, что все упражнения в воздухе возможны только после массажа.

Видео: Массаж и гимнастика для трехмесячных младенцев

Как только ребёнок привыкнет к первым занятиям в воздухе, можно добавлять более сложные упражнения. Специалисты рекомендуют знакомить малыша с новым упражнением каждые три дня. Но это при условии, что ребёнок хорошо воспринимает предыдущее. Бывают случаи, когда малыш с удовольствием выполняем задания, но некоторые элементы боится делать или ему неприятно. Не стоит заставлять кроху, лучше подобрать другие упражнения. Рассмотрим самые популярные упражнения, которые можно выполнять с детьми трёх-четырёх месяцев:

Как только малыш привыкнет к положению головой вниз, раскачиваниям в разные стороны, можно начинать практиковать перебросы, вращения и другие элементы, которые больше напоминают акробатические этюды. С четырёх месяцев можно дополнить занятия, которые описаны выше, следующими упражнениями:

Специалисты по динамической гимнастике объясняют, что комплекс упражнений родители подбирают самостоятельно, основываясь на желаниях крохи. Те занятия, которые вызывают у ребёнка страх и негативные эмоции, необходимо исключить из комплекса упражнений.

Видео: Элементы динамической гимнастики для ребёнка шести месяцев

Инструкторы предупреждают, что перед началом занятий и выполнения упражнений по динамической гимнастике обязательна консультация врачей: педиатра, невролога и ортопеда. Даже самые незначительные родовые травмы могут служить противопоказанием к выполнению таких активных элементов. Родители, которые ни разу не сталкивались с такого рода упражнениями должны обязательно консультироваться с опытными инструкторами, которые помогут разобраться во многих тонкостях методики.

Видео: Если кроха боится, что предпринять

Динамическая гимнастика для грудничков довольно популярное направления на сегодняшний день. Многие родители понимают и соглашаются с утверждениями, что спорт и раннее физическое развитие обязательны для младенца. Однако не все понимают довольно экстремальные виды упражнений, которые выполняются с детьми с месячного возраста. В любом случае решение о целесообразности занятий динамической гимнастикой принимает только конкретная семья вместе с наблюдающим младенца врачом. Но если доктор запрещает такие упражнения, нельзя пренебрегать его рекомендациями, чтобы не нанести вред здоровью своего крохи.

Здоровье детей, их правильное развитие, зависит от основ, которые закладывают в них родители. Спортивные нагрузки необходимы для маленького организма, чтобы укрепить физическую форму, повысить тонус мышц и придать сил подвижному карапузу.

Главный секрет в достижении эффекта от физических упражнений – это регулярность занятий. Чтобы увеличить выносливость и силу мышц детей, необходимо 2-3 раза в неделю найти 30 минут времени для их выполнения.

Начинать занятия следует с небольших нагрузок. Используйте один подход с несколькими повторениями для каждого упражнения. Затем постепенно увеличивайте количество подходов. Обязательно давайте ребенку отдохнуть между подходами 20-30 секунд.

Следите за дыханием во время тренировки, дышать нужно ровно, не задерживая воздух в легких. Если при физических нагрузках ощущается боль, то необходимо перейти на упражнения для других групп мышц.

Выполняя упражнения для развития детей правильно и сосредоточенно, вы поможете укрепить им здоровье и подготовите их к дальнейшим спортивным победам.

В статье вы найдете описание занятий для укрепления физического состояния ребенка и сможете посмотреть фото упражнений для детей, чтобы правильно их выполнить.

Грамотно подобранные упражнения для грудной клетки помогут укрепить костно-мышечный каркас, а также дадут возможность.

Сгибаем локти несколько раз, насколько хватит сил. Для увеличения нагрузки переходим на отжимания с прямым корпусом.

Ложимся спиной на твердую поверхность. Ноги сгибаем в коленях, кисти рук вытягиваем перед собой, держа в них два легких предмета (можно гантели). Затем, сгибая руки в локтях, разводим их в стороны и опускаем до самого пола. После медленно поднимаем, вернув их в начальное положение.

Для эффективной нагрузки на мышцы действия выполняются в медленном темпе правильно развиваться сердцу и легким ребенка.

Отжимания – эффективный способ развития мышечной системы грудной летки. Они также помогают детям укрепить плечи и руки. Начинать выполнение следует, встав на колени и сделав упор руками на пол.

Начальная поза: лежа на поверхности с 2 предметами (гантелями) на поднятых перед собой руках. Плавно и синхронно опускаем обе ладони с гантелями за голову, вытягиваемся, как струна. Далее, не торопясь, возвращаемся в начальное положение. С помощью таких действий можно также укрепить пресс.

Тренировка для мышц живота

При выполнении физических тренировок для живота, дети не только укрепляют мышцы, но и формируют правильную осанку, улучшают свою координацию.

  • Ложитесь на пол и создайте упор для ног. Положив руки на грудь, постепенно отрывайте корпус от пола. Медленно приводим тело в сидячее положение. Далее также плавно опускаемся назад.
  • Следующее упражнение не дает большой нагрузки на нижнюю часть спины в отличие от предыдущего. Лежим на полу, согнув колени. Руки кладем на талию, делаем упор для ступней. Плавно поднимаем корпус, максимально прижимая подбородок к груди. Необходимо остановиться на некоторое время, когда мышцы живота будут сильно напряжены. Возвращаемся в начальную позу.
  • Для работы мышц низа живота можно выполнить подтягивание коленей к груди. В положении лежа, кладем руки под корпус и постепенно стараемся максимально подтянуть согнутые колени к грудной клетке. Далее, не торопясь, возвращаемся в первоначальное положение.
  • Для укрепления косых мышц выполните повороты туловища. Для этого сядьте на табуретку или скамейку и держите руки на ширине плеч. Поверните корпус сначала максимально влево, затем повторите то же действие в правую сторону. Ноги при этом остаются неподвижными.

Развитие координации рук

Достаточно простое упражнение, которое займет от 5-10 минут времени. Возьмите в одну руку эспандер или плотный резиновый мяч, по форме и размерам напоминающий теннисный.

Сжимайте и разжимайте предмет в течение нескольких минут, пока запястье и пальцы рук не устанут. Затем повторите упражнение другой рукой.

Укрепляем маленькие ножки

Проводить тренировку ребенка нужно, когда он находится в хорошем настроении. Чтобы занятие приносило ему и пользу, и удовольствие.

Прогулки пешком на свежем воздухе, бег со сверстниками на игровой площадке, несомненно, развивают ножки малыша. Но также необходимо укреплять их с помощью специальных физических нагрузок.

Для начинающих спортсменов подойдет упражнение – приседание на корточки. Встаньте спиной к вертикальной поверхности и поставьте ноги на ширине плеч, подняв руки в стороны. Далее медленно начинаем приседать вниз, постепенно отодвигая ступни так, чтобы бедра достигли прямого угла со стеной, а икры – прямого угла с полом. Стараемся удержаться в таком положении как можно дольше. Выполняем упражнение только 1 раз, оно поможет укрепить мышцы бедер, и улучшит растяжку.

Сделаем выпады вперед поочередно каждой ногой, укрепляя икры и мышцы верхней половины ног. Из положения стоя, руки на уровне плеч, делаем большой шаг вперед правой ногой. Начинаем плавно опускаться как можно ниже, сгибая колено правой ноги. Затем возвращаемся в начальную стойку и делаем выпад левой ногой.

Понадобится подставка или предмет ее заменяющий высотой около 5-10 см. Аккуратно встаньте на нее на носочки так, чтобы пятка максимально свисала в воздухе. Можно придерживаться за опору, находящуюся впереди. Теперь медленно поднимаемся на кончики пальцев, чтобы максимально напрячь икроножные мышцы. Пытаемся удержаться в таком положении несколько секунд и опускаемся вниз.

Формируем мышцы плеча

Правильное развитие плечевых мышц у ребенка поможет ему легче справляться с физическими нагрузками, поможет дольше оставаться бодрым и веселым.

Найдите опору высотой до середины бедра. Расставив ноги на ширине плеч, встаньте на расстоянии 60-90 см от нее. Обопритесь руками на поверхность на уровне плеч. Постепенно наклоняемся вперед, пытаясь достать подбородком опору. При этом спину держим прямо, локти при сгибании должны смотреть вниз. Далее медленно поднимаемся в начальное положение.

Придаем силу рукам

Самыми известными и при этом эффективными упражнениями для придания силы рукам являются отжимания и подтягивания, а также поднятия тяжестей.

Первые два комплекса упражнений наиболее подходят для детей.

  • Поставьте стул к стене, повернитесь к нему спиной. Положите руки на стул, при этом ноги должны быть прямыми. Постепенно, сгибая руки в локтях, опускайте таз до момента, когда кисти рук достигнут грудной клетки. Далее медленно возвращайтесь в исходное положение. Повторите 10-15 раз, сделайте 2-3 подхода. Это упражнение эффективно для развития задней поверхности руки – трицепса.
  • Подтягивания – самый лучший вариант для укрепления рук ребенка. Необходимо взяться за перекладину ладонями на расстоянии ширины плеч, оторвать ноги от пола и попытаться поднять подбородок над перекладиной. Первый раз может и не получиться, но не нужно останавливаться при неудаче. Попробуйте еще раз. Если ребенку очень тяжело, то можно обхватить его своими руками и помочь подтянуться.

Упражнения для спины

Спина и позвоночник – опора нашего организма, которая позволяет нам двигаться, ходить, поднимать и переносить предметы.

Укрепление мышц спины необходимо для детей с раннего возраста. Поскольку ближе к школе большую часть времени ребенок начнет проводить сидя за партой на занятиях, выполняя домашние задания, играя за компьютером.

Упражнение «качели». В положении лежа на животе, поднимите руки перед собой над головой. Затем оторвите ноги от пола и попытайтесь тянуть их вверх. Совершайте попеременные рывки руками и ногами, как будто пытаясь раскачаться. При этом живот и бедра от пола не отрываются. Такие действия помогут укрепить не только мышцы спины, но и ягодиц, дадут возможность развить гибкость.

Закрепите планку на высоте около 60 см от пола. Для этого можно использовать, например 2 стула. Лягте на пол, при этом ухватитесь за палку широко расставленными руками. Попытайтесь грудной клеткой подтянуться вверх. При этом спина и ноги должны быть выпрямлены, касайтесь пола только ступнями. Начинайте тренироваться с пары подходов по 10 раз.

Роль физических упражнений для детей не может быть преувеличена. В современном мире, который заполонили гаджеты и компьютеры, ребенок много времени проводит в неподвижном состоянии. Чтобы избежать проблем со здоровьем в будущем, детям просто необходимо двигаться и развиваться.

Привлеките внимание ребенка к подвижным играм, найдите время, чтобы несколько раз в неделю выполнить комплекс упражнений для каждой части тела. Включите музыку, постелите яркий, интересный ковер и сделайте занятия не только полезными, но и интересными для ваших детей.

Фото упражнений для детей

Мышечную энергию своей волей мы можем направить как на пользу здоровья, так и во вред. Работа или тренировка до изнеможения, подъем чрезмерных тяжестей, деструктивные очень резкие движения или неамортизированные прыжки. В результате вместо пользы происходит истощение ресурсов организма, накопление дистрофических изменений в суставах и позвоночнике.

Приводим несколько упражнений, которые при минимальных расходах мышечных ресурсов дают максимальный оздоровительный эффект.

Упражнения для активного долголетия

Упражнение для компенсации прямохождения и гиподинамии

Называется «качели на локтях». В основе упражнения лежит имитация бега четвероного животного, поскольку анатомическое строение туловища человека сохраняет приспособленность к такому положению и движению. Упражнение, при регулярном его выполнении позволяет компенсировать недостатки прямохождения, быстро снять застойные явления во всех органах, улучшить кровоснабжение головы и ликвородинамику. Упражнение «качели на локтях» физиологичнее и эффективнее на единицу затраченного времени, чем бег, стояние на голове и многие другие упражнения, причем выполняется легко.

Примите исходное положение:

1. Встаньте на колени посредине и вдоль на спальном матрасе таким образом, чтобы колени и пальцы ступни ног одновременно опирались на матрас.

2. Отмерьте 3 ширины ладони от коленей ног вперед и как-нибудь отметьте или просто запомните это место. Положите на него локти рук на расстоянии ширины плеч и обопритесь на них. Одновременно голову положите на ладони таким образом, чтобы кончики пальцев кистей рук касались темечка, а другой край ладоней закрыл глаза.

3. Поморгайте не открывая глаз и почувствуйте касание век мышц большого пальца.

Выполнение упражнения:

Внимание! При выполнении упражнения локти рук и колени ног ни на секунду не отрываются от матраса, а кончики пальцев кистей рук не отрываются от темечка. Дыхание - свободное.

1. Двигая тело вперед, положите голову вместе с ладонями на матрас, причем ладони от глаз надо оторвать, а кончики (примерно две фаланги) пальцев рук должны с умеренным усилием придерживать голову за темечко. Задержаться в этой позе на 1- 2 секунды

2. Двигая тело назад (не отрывая локтей рук и коленей ног от матраса)попытайтесь бедрами коснуться икроножных мышц, при этом снова закройте ладонями глаза не отрывая кончики пальцев от темечка. Задержитесь в этом положении на 2-3 секунды.

3. Повторяйте движение вперед и назад (качайтесь) несколько раз. Начните с такого количества качаний, которое выполняется легко, но не более 10.

4. Прибавляйте количество качаний по 1-3 в неделю. Увеличивайте постепенно, чтобы упражнение всегда выполнялось легко. По мере освоения упражнения постепенно увеличивайте темп качания. Оптимальный темп каждый выбирает для себя таким, чтобы упражнение выполнялось легко, но не быстрее чем на счет раз-два-и – движение вперед, раз-два-и – движение назад.

Упражнение может выполняться 2 - 6 раз в сутки. Оптимальное количество качаний 20-50 – и зависит от возраста.

Примечание 1: В зависимости соотношения длины бедер и предплечий, возможно, потребуется под локти подложить сложенное в несколько раз одеяло или еще что-нибудь, чтобы при движении назад в крайнем положении плечи были немного выше бедер.

Примечание 2: Через 1 - 3 месяца по мере освоения упражнения и приобретения большей гибкости упражнение усложняют:

  • при движении вперед спину стараются выгнуть вверх, а живот стараются втянуть в грудную клетку.
  • при движении назад спину стараются выгнуть вниз, а живот стараются выпучить наружу.

Упражнение для снятия застойных явлений

Упражнение выполняется утром сразу после пробуждения, не вставая с постели и ночью при необходимости снять застойные явления. Упражнение препятствует застою лимфы. Можно 2-3 раза за ночь, не вставая с постели сделать несколько движений. Рекомендуется тем, у кого есть утренние отеки, слабость, аритмия, утреннее повышенное давление.

Исходное положение:

  • Лягте на бок на спальном матрасе и подложите под голову подушку, согнув при этом руки в локтях.

Выполнение упражнения:

  • Верхнее плечо вместе с согнутой рукой пытаемся положить то вперед, то назад (сколько получается), при этом стараясь то сжать (без усилия) грудную клетку рукой, то расправить, одновременно при сжатии делаем комфортный выдох, а при расправлении - комфортный вдох. Сделать 3- 5 качаний.
  • Повторить упражнение на другом боку.
  • Если упражнение выполняется легко, то количество качаний можно постепенно увеличить до 10 на каждом боку.

Путь к активному долголетию – это ежедневное выполнение упражнений для компенсации прямохождения, упражнений для снятия застойных явлений и компенсация дефицита биологических микровибраций с помощью процедур формирования.

Бег – вред или польза?

Бег традиционно считается оздоровительным упражнением, но неправильный бег может нанести большой вред здоровью суставов и позвоночника.

Оздоровительный или разрушительный результат бега зависит от имеющихся в данный момент у организма ресурсов, здоровья позвоночника, от техники бега, от обуви. Бег не увеличивает ресурсы организма, а наоборот их активно расходует.

Спрашивается тогда, какова цель бега? Основная цель бега – тренировка мышц, участвующих в амортизации суставов и позвоночника. Конечно во время бега происходит встряска внутренних органов, улучшается лимфодренаж, но всего этого можно добиться с меньшими энергетическими затратами и без риска получить ударную перегрузку суставов и позвоночника. Поэтому изнурительный бег в неподходящей обуви, с приземлением на пятки лишен всякого смысла и вреден для здоровья.

На пользу можно рассчитывать только при таких условиях:

  • если бег осознанно выполняется нами как упражнение;
  • если мы освоили технику бега – хорошо амортизируем приземление мышцами голени и ступни;
  • если тщательно дозируются нагрузки: продолжительность и темп, они могут увеличиваться не более чем на 5–10% в неделю;
  • если фазы активного бега чередуются с фазами достаточного отдыха.

Бег противопоказан: при заболеваниях позвоночника и суставов, физическом утомлении, хронической усталости, пожилым людям.

Ходьба как упражнение

Восточные мудрецы говорили: «Ступай, как ходит кошка».

Пожилым людям бег противопоказан - им советуют ходить. Но и ходьба принесет пользу только тогда, если к ней относится как к упражнению.

За свою жизнь человек совершает более 100 миллионов шагов – больших, маленьких, ловких и неловких. Каждый неудачный шаг может приносить ударную перегрузку.

Количество неудачных шагов определяет скорость накопления повреждений в суставах и позвоночнике – капля камень точит.

Почему так получается? Дело в том, что мягкая походка, обеспечивающая защиту клеток суставов и позвоночника от повреждений, требует много мышечных ресурсов. Когда их не хватает, человек начинает топать, волочить ноги, оступаться. В таком состоянии даже ходьба не принесет пользы.

Для того чтобы вернуть мягкость походке, необходимо увеличить накопленные в клетках ресурсы организма и придавать значение каждому шагу.опубликовано

Со стороны это кажется невероятным и очень опасным. Карапуз летает, кувыркается, висит вниз головой... На самом деле динамическая гимнастика - продуманный комплекс упражнений, расчитанный не только на физическое развитие малютки. В первую очередь, это контакт и общение крохи с родителями, познание им своего тела и предметов вокруг. А лёжа в кроватке много ли увидишь? Комплекс основан на очень простых упражнениях, которые усложняются постепенно, причём о том, что ребёнок готов к новому уровню, он "сообщит" сам. Ведь в этом виде физической активности младенец не пассивный участник,а активный спортсмен. На первые несколько занятий пригласи иструктора,чтобы он показал тебе захваты и основные движения и рассказал о физиологических особенностях малыша. Твоя увереность и хорошая подготовка - залог того, что вы всё отлично усвоите. Приобщай и мужа. Совсем скоро ребёнок станет тяжёлым для тебя и эту обязанность придётся взять на себя папочке.

Волшебство прикосновений

Мамины руки способны сказать сыну или дочери всё. Через них крохе передаются твоя нежность и любовь. С помощью динамической гимнастики ваше общение станет ещё более насыщенным.

Упражнения подобраны так, что в процессе их выполнения и малыш, и мамочка обретают силу и уверенность в своих действиях. Ты постепено осваиваешь нагрузки и отлично чувствуешь своего ребёнка. А у него фотрмируется доверие к миру - важная основа гармоничного развития личности.

Динамическая гимнастика - это мощный инструмент коррекции мышечного тонуса. Активные движения помогают снять напряжение и нормализовать физическое развитие, а также устранить кривошею, косолапость, отрегулировать работу кишечника, справиться с коликами и запорами, укрепить сердечно сосудистую и имунную системы. Гимнастику можно делать в комплексе с массажем и водными процедурами, закаливанием.

Такие физические нагрузки необходимы младенцу, появившемуся на свет с помощью кесарева сечения, как один из способов выработки адаптационных механизмов.

Есть ли противопоказания?

Большинство педиатров и неонатологов принимают динамическую гимнастику в штыки. До сих пор она не признана медицинской наукой и практикой. Однако факты говорят сами за себя. Детки, с которыми занимаются специальными упражнениями, раньше начинают сидеть, ходить и говорить, активнее познают мир, реже болеют и легче переносят инфекционные заболевания.

И всё-таки, прежде чем приступать к занятиям, покажи малютку педиатру и ортопеду. В ердких случаях динамическая гимнастика может быть противопоказана.

Повышенное внутричерепное давление. Нервная система крохи и так сильно возбуждена, гимнастика же усугубит ситуацию.

Некомпенсированный порок сердца. При таком диагнозе следует подбирать физические нагрузки индивидуально.

Генетические заболевания суставов. Во время занятий большая нагрузка приходится на ручки и ножки ребёнка, а в данном случае это противопоказано. К тому же,если ты начинаешь заниматься с малышом уже после 6 месяцев, когда его вес уже достаточно велик, появится риск подвывихов и травмирования неокрепших суставов.

Начинаем тренировку

Осваивать динамическую гимнастику можно с первых дней жизни малыша. Начни с нежных прикосновений. Когда младенец сыт, спокоен и не хочет спать, положи его на спинку, раздень и погладь ладонями. Представь,что твои руки сливаются с телом ребёнка. Делай это каждый раз перед знаятием.

Массируй ручки и ножки маленького, разводи их в стороны и выпрямляй.

Вложи ему в ладошки свои большие пальцы. Когда он сожмёт их, слегка подтягивай его за ручки, придерживая тыльную сторону ладоней указательными пальцами. При этом большой палец должен противостоять остальным. С каждым разом увеличивай продолжительность и угол подъёма, пока карапуз не будет свободно висеть на твоих руках.

Чтобы малыш привык к упражнениям вниз головой, сядь на стул и положи грудничка на колени ногами к себе, лицом вверх. Медленно поднимаясь, ты будешь ему дополнительной опорой, и так он быстрее привыкнет к необычному положению.

Упражнения

Подними малыша за руки, раскачивай его из стороны в сторону, перенося вес с одной руки на другую, постепенно увеличивая амплитуду движений. Без переноса веса выполни покачивания вперёд-назад и повороты вокруг вертикальной оси по очереди в каждую сторону.

Специальные упражнения можно делать несколько раз в день. Главный критерий - желание и настроение малютки. Сама же будь спокойной и уверенной в своих действиях. Если малыш почувствует твою тревогу или боязнь, то у вас ничего не получится. Пользы от таких занятий не будет.

Исходное положение - кроха висит на ручках. Разведи их в стороны с энергичным движением туловища вверх, как будто он машет крыльями.

Не отказывайся от занятий, если малыш расплакался. Он просто пока ещё не понял, чего ждать от новых ситуаций. Остановись, нежно погладь его, поговори, сделай успокаивающий массаж - и продолжай.

Для пресса

Прижми ребёнка спиной к своему животу. Одной рукой рукой возьмись за его распрямлённые колени, а другой - поддерживай в области груди, медленно наклоняя и поднимая малыша. Так он напрягает мышцы живота, спинки и ножек и старается удержаться в вертикальном положении (упражнение расчитано на карапуза, который уже уверенно держит голову).

Занятия проводи в поещении или на улице при температуре воздуха 20-25°С. Одевай малыша легко или оставляй голеньким - в одном подгузнике.

Выбирай время, когда ребёнок наиболее расположен к контакту, но не раньше, чем через 30 минут после еды.

Упражнения "Маятник", "Птичка" и движения вокруг вертикальной оси в висе за руки и ноги являются базовыми. Всегда делай гимнастику, прислушиваясь к малышу и следуя за его ножками и ручками так, словно ты - их продолжение.

Круть-верть

Держа карапуза за ноги лицом от себя, начни вращательные движения вокруг вертикальной оси. Сделай несколько кругов по часовой стрелке и против.

Не бойся, если ребёночек в висе вверх ногами запрокидывает голову, - он делает это рефлекторно.

Обезьянка

Из исходного положения - вис за одну ногу - возьми малютку за противоположную руку, приподними и покачай. Сделай так же с другими ногой и рукой.

Аналогично можно выполнить упражнение сначала за левые ручку и ножку, затем - за правые.

Возьми кроху за ногу и покачивай вперёд-назад, в стороны, поворачивай вокруг ветикальной оси. Повтори то же с другой ногой. Затем увеличивай амплитуду.Оксана

Такое упражнение начинай делать только тогда, когда вы хорошо освоите вис за обе ножки.

Оксана Проскурина. Журнал "Твой малыш", август 2007г. №8(46)


Елена Федорова

Педагог-психолог, преподаватель

кафедры педагогики и психологии детства УрГПУ

С началом четвертого месяца завершается адаптационный период, в котором кроха приспосабливался к новой среде. Постепенно ослабевает гипертонус мышц рук и ног - движения становятся более свободными и целенаправленными. Малыш, который в первые месяцы жизни мог страдать от колик, становится более спокойным, реже капризничает. Это и создает предпосылки для «рывка» в развитии ребенка.

Маленький непоседа

К четырем месяцам кроха осваивает много новых движений. С каждым днем они становятся все более разнообразными. Одним из важнейших двигательных навыков, которыми малыш овладевает в этот период, является умение переворачиваться со спины на живот и обратно. Кроха проделывает этот «трюк» в несколько этапов. C начала он, вытягиваясь в струнку, переворачивается со спины на бок, затем на живот и обратнос живота на спину. Помогите ребенку стать более ловким с помощью следующих упражнений.

Упражнение «Кручусь - верчусь»

Положив малыша спинкой на ровную поверхность, покажите ему любую яркую игрушку, перемещая вправо или влево, чтобы ребенок потянулся за ней. Вот он уже и на боку. Проведите игрушку над головой, вновь заинтересовав кроху. Пусть он постарается перевернуться на животик. Если самостоятельно не получается, помогите ему, слегка подтолкнув в нужном направлении. Вот ребенок перевернулся на живот. Пусть наградой за приложенные усилия станет игрушка, за которой он так усердно тянулся. Дайте крохе рассмотреть и потрогать ее. Таким же образом побуждаем малыша переворачиваться обратно - с живота на спину.

Упражнение «Качели»

Возьмите ребенка за руки и осторожно потяните на себя, так чтобы он приподнял туловище, после чего бережно положите назад. Повторите движения несколько раз. Это упражнение укрепляет мышцы живота и одновременно дает возможность крохе по-новому увидеть окружающий мир.

Следующее упражнение поможет укрепить мышцы ног, подготовить кроху к ходьбе.

Упражнение «Потанцуем?»

Держите ребенка в вертикальном положении так, чтобы его ступни касались поверхности кровати или пола (но не ставьте его на ножки!). Малыш при этом будет совершать пружинящие движения ногами, как бы пританцовывая. Можно напевать веселую пестушку: «Попляши-попляши, наши ножки хороши! Вот как! Вот как! И вот эдак и вот так!» В этом возрасте ребенок уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе. Он опирается на предплечья, пытаясь дотянуться одной рукой до игрушки. Лежа на спине, кроха может поднимать голову и подтягивать подбородок к груди.

Упражнение «Такие разные игрушки»

Для занятия понадобится 4-5 игрушек, выполненных из разных материалов: дерева, ткани (разной фактуры), пластика, металла, резины и т.д. Каждый предмет должен быть небольшого размера, удобным для обхвата рукой и осязания. Предлагайте малышу по очереди каждую игрушку: пусть он дотянется до нее, схватит ручкой и начнет ощупывать. Когда интерес к игрушке у ребенка ослабнет, предложите ему следующую игрушку и т.д. Осязание разных по фактуре поверхностей развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

Затем можно предложить крохе предметы, разнообразные по форме, весу (тяжелый - легкий) и величине (больше - меньше). Во-первых, вы обогатите развивающую среду малыша, а во-вторых, дадите ему новые тактильные ощущения, способствующие развитию осязания и мелкой моторики.

Упражнение «Дотянись и возьми»

Следует учить ребенка брать предмет из разных положений: на спине, на боку, на животе. Причем не стремитесь дать малышу игрушку или другой заинтересовавший его предмет по первому требованию - пусть кроха постарается дотянуться до него самостоятельно. Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы рук, спины и живота: создается основа для овладения навыками ползания.

Двигательные упражнения удобно выполнять на полу, постелив теплый коврик или одеяло. Тогда мама будет спокойна: как бы малыш ни вертелся - он не упадет и не ударится.

К четырем месяцам у младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Сначала, пытаясь схватить и удержать игрушку в ручках, малыш совершает много лишних движений: пробует схватить ее одной и двумя руками, открывает рот, промахивается. Вскоре движения становятся более ловкими и точными. Кроха не только захватывает игрушку, он пробует ощупать ее.

Отработку навыков захватывания и удерживания предметов можно осуществлять таким образом.

Упражнение «Две игрушки»

Данное занятие, как и предыдущие, требует неоднократного повторения. Предложите ребенку две удобные для захвата игрушки. Это могут быть погремушки на стержне или кольце-держателе, два шарика и т.д. Вначале вложите малышу в каждую руку по игрушке. Когда малыш освоит навык удержания предметов, можно в шутливой форме отнимать их у крохи и давать вновь. Через некоторое время, выполняя это упражнение, добивайтесь того, чтобы кроха самостоятельно дотягивался и брал игрушки. Гирлянды из игрушек можно подвешивать уже не над грудью ребенка, а на расстоянии его вытянутой руки - пусть тянется к предметам и захватывает их, прилагая мышечное усилие.

К концу четвертого месяца кроха не только хорошо удерживает игрушку в ручках, но и пробует ее на ощупь. Овладение ощупывающими действиями руки - важное достижение этого периода. Одновременно с развитием тактильной чувствительности совершенствуется мелкая моторика, осваиваются первые способы манипулирования предметами.

Пробуем на вкус

Малыш тянет в рот свои кулачки, игрушки, зажатые в руке, жует рукава кофточки - буквально все, что попадется под руку. Следует помнить - это не вредная привычка, а способ познания окружающего. Работа рецепторов языка обеспечивает крохе вкусовые ощущения. На начальном этапе прорезывания зубов эти действия помогают снять неприятные ощущения, обильное слюноотделение и зуд в деснах. Следите за тем, чтобы игрушки и другие предметы, с которыми взаимодействует ребенок, были чистыми. Также надо оценить предлагаемые ребенку игрушки с точки зрения возможности отделения мелких частей, так как ребенок может их проглотить.

Упражнение «Сожми - разожми»

Покажите малышу резиновую игрушку, удобную для захвата рукой (не слишком тугую, имеющую округлую форму и небольшой размер, подходящий для маленьких ручек). Ребенок берет игрушку в ручку и сжимает ее. Резиновая игрушка издает звук и этим привлекает внимание малыша, он пытается снова сжать ее. Если кроха не может догадаться сжать игрушку самостоятельно, помогите ему, взяв ручку ребенка в свою. Сжимая и разжимая ладошки, кроха тренирует мышцы пальчиков, развивает осязание, укрепляет кисти рук.

В этом возрасте умение пользоваться руками становится все более совершенным. Малыш осваивает новый способ взаимодействия с предметом: хватает ручкой и, разжав пальчики, роняет предмет. К концу четвертого месяца ребенок может усвоить другой способ - брать игрушки, которые предлагает взрослый, а затем с силой их выбрасывать. Таким образом, малыш познает новые способы действий с предметами.

Теперь ребенок стремится как можно больше использовать свои физические возможности, поэтому ему особенно нравится ударять руками и ногами по разнообразным предметам. Прикрепите к детской кроватке подвеску с игрушками, которые после удара по ней начинают звенеть, качаться или вращаться. Устройте малыша так, чтобы он мог дотянуться до игрушек сначала руками, а затем ногами.

Развиваем восприятие

Важнейшее место в психическом развитии малыша этого возраста занимает развитие осязания, зрительного и тактильного восприятия, слуховых ощущений. Овладение ощупывающими действиями рукой помогает крохе познавать мир через тактильные ощущения. Малыш начинает сопоставлять кожные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

Информации из внешнего мира хватает малышу для получения зрительных впечатлений: кроха рассматривает все, что попадает в его поле зрения. Особенно внимательно он присматривается к новым предметам и тем объектам, которые обеспечивают сочетание зрительных и слуховых ощущений.

На этом этапе активно развивается слуховое восприятие. Малыш умеет различать звуки, интонации, голоса мамы и других близких, прислушивается к ним. Детские песенки, классическая музыка, мамино пение также способствуют развитию слухового восприятия. Музыка может использоваться как фон для других занятий, а может стать средством самостоятельных упражнений.

Упражнение «Мир звуков»

Можно познакомить кроху с новыми для него звуками, например звуками простых музыкальных инструментов (бубен, барабан, металлофон, колокольчик). Следите только, чтобы звуки были не слишком громкими, чтобы не напугать ребенка. Познакомьте малыша с новым предметом по примерной схеме: показ - действие - объяснение. То есть сначала дайте крохе возможность рассмотреть предмет, потрогать его, ощупать. Затем приведите инструмент в действие: пусть малыш прослушает новые звуки. А потом объясните ему, что это за предмет. Повторив последовательность действий еще раз, вы закрепляете полученное знание о новом звуке и предмете, который этот звук производит. Постепенно ребенок обретает способность соотносить образ предмета, его название со звучанием. Можно познакомить кроху с новыми для него звуками.

Четырехмесячный малыш любит разглядывать свои ручки и ножки. Он сводит руки вместе и подолгу может рассматривать их. На этом этапе начинается изучение тела.

Упражнение «Чей это носик?»

Возьмите ручку ребенка в свою и дотроньтесь до носа крохи со словами: «Чей это носик? Это носик (имя малыша)». Затем до своего носа: «А это мамин носик». Также покажите крохе его ручки, ножки - можно погладить их, пощекотать. Такая тактильная стимуляция в сочетании со словесными комментариями помогает ребенку соединять зрительные, тактильные и слуховые ощущения, обеспечивая целостное восприятие.

Четырехмесячный малыш начинает проявлять любопытство. Он поворачивает голову в сторону источника звука, разворачивает корпус или вытягивает шею, чтобы получше рассмотреть предмет. В поле его внимания могут одновременно находиться до 3 игрушек.

Для развития зрительного восприятия предлагайте крохе яркие игрушки контрастных цветов - теперь ребенок сосредоточенно рассматривает любой предмет, попавший к нему в руки. Играйте с крохой, показывая ему разнообразные предметы: бусы, часы, ложки. Совершайте прогулки по квартире, обращая внимание малыша на предметы, находящиеся в комнатах. Предоставьте ребенку возможность как следует рассмотреть заинтересовавший его предмет, помогите дотянуться до него, дотронуться ручкой. Можно выкладывать ребенка животиком на яркий разноцветный коврик - пусть он рассматривает рисунки и трогает их пальчиками, предлагать для просмотра детские книжки из разнообразных материалов и с четкими картинками.

В этом месяце появляется первый интерес к зеркалу.

Упражнение «Гляделки»

Подойдите с малышом на руках к большому зеркалу. Привлеките внимание к его и своему отражению: покажите ушки, носик, ручки, указывая на ребенка и на его зеркальное отражение. Состройте отражению смешную рожицу, высуньте язык - кроха замирает, внимательно рассматривая выражение маминого лица в зеркале, может тянуться к нему.

Учимся понимать друг друга.

Речевые проявления малыша стали более активными. В его голосовой репертуар добавились новые звуки: протяжные гласные и сочетание гласных и согласных звуков («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»). Кроха начинает лепетать, получая удовольствие от собственного голоса. В целях развития голосовых реакций необходимо поддерживать положительное эмоциональное состояние: чаще улыбайтесь малышу, пойте песенки, разговаривайте с ним. Разговор с ребенком проводите с большим эмоциональным подъемом, много раз подряд повторяйте его имя, короткие рифмованные строки, меняя интонацию и громкость.

Речь маленького ребенка формируется по подражанию речи взрослого. Поэтому следует быть внимательным к тому, что и как вы говорите. Произносите слова медленно, четко проговаривая их и правильно называя предметы. В этот бессловесный период кроха, объединяя зрительные и слуховые ощущения, начинает соотносить образ предмета с его названием.

Упражнение «Угадай, что звенит?»

Позвените колокольчиком или погремушкой вне поля зрения ребенка, побуждая его поворачивать головку или туловище и взглядом отыскивать предмет. Похвалите малыша, когда он зафиксирует взгляд на предмете. Дайте его рассмотреть, потрогать, ощупать. Такое упражнение помогает крохе научиться по звуку определять местоположение предмета. А взаимодействие звуковых и зрительных стимулов оказывает благоприятное действие на развитие слухового восприятия, что очень важно для развития речи.

Упражнение «Как зверята разговаривают?»

Приготовьте игрушки-животные или книжку с их изображением. Показывая на животное, назовите его и произнесите звуки, имитирующие речь этого зверька. «Посмотри, это утка. Как крякает утка? Кря-кря. А это мышка. Она тоненько пищит. Пи-пи».

Упражнение «Передразнивание»

Разговаривая с малышом, улыбайтесь ему и подражайте тем звукам, которые он начинает произносить. Тем самым вы способствуете увеличению голосовой активности крохи, побуждаете его взаимодействовать с вами. Чем чаще вы будете разговаривать с ребенком, тем больше он будет «говорить» с вами, тем самым тренируя речевой аппарат.

Благоприятное действие оказывает массаж пальчиков и рук малыша. Раздражение рецепторов на кончиках пальцев стимулирует работу тех участков коры головного мозга, которые отвечают за речь. Поэтому чем лучше будет развита мелкая моторика ребенка, тем быстрее он заговорит.

Показывайте малышу все, что его окружает, и ясно и четко называйте это. Кроха усваивает названия предметов, это способствует накоплению пассивного словарного запаса. Во время игры и бодрствования ребенка комментируйте свои действия, обязательно разговаривайте с ним, привлекайте внимание к игрушке словами, например: «Посмотри, что это у меня. Ах, какая игрушка!». Пытайтесь встретиться с крохой взглядом, обменяться улыбками, смейтесь вместе с ним. Кроме развития речевых навыков, это способствует формированию у младенца сопереживания, привязанности к близкому взрослому.

Смейтесь на здоровье!

Важной особенностью данного периода" является интенсивное развитие эмоций. При виде мамы кроха выражает свою радость не только улыбкой - родители впервые слышат его смех. Ребенок становится более общительным, он сам отыскивает взглядом лицо взрослого, улыбается, лепечет и заставляет взрослых улыбаться ему в ответ. Малыш может с интересом рассматривать других людей, пытается гулить, по-своему «разговаривать» с ними.

Также негативным эмоциональным состоянием кроха дает вам понять, что ему что-то не нравится. Он может заплакать, когда вы прерываете игру.

Уже в этом возрасте достаточно сложная эмоциональная организация заставляет ребенка подыскивать поведенческие стереотипы, поэтому особенно важно создать для малыша спокойную психологическую обстановку. Психологический климат в семье должен быть положительным, иначе ребенок вырастет неврастеничным, капризным, плаксивым.

Играя с малышом, чаще хвалите, одобряйте его, разделяйте его радость по поводу пусть даже небольших достижений.

Глядя на взрослого и выделяя его действия, обращенные к себе, младенец начинает выделять и чувствовать самого себя. В этот период формируется чувство доверия к окружающему. Благодаря эмоциональной привязанности к близким людям у ребенка закладывается чувство уверенности в себе, формируется позитивное отношение к окружающему миру.

Важные достижения четвертого месяца:

Ребенок может переворачиваться со спины на живот или с живота на спину;

Уверенно поворачивает, поднимает и удерживает голову, лежа на животе;

Фокусирует взгляд на предметах;

Захватывает ручкой игрушку, рассматривает ее или тащит в рот;

Может произвольно держать игрушку, трясти и двигать ее;

Проявляет интерес к зеркалу, подолгу рассматривая свое отражение;

По звуку определяет местоположение предмета;

Произносит новые лепетные звуки и звукосочетания («е», «и», «а», «м», «б», «га», «агу», «бы», «ма»);

Звонко смеется, когда с ним общаются или когда его щекочут;

С удовольствием произносит новые звуки и подражает различным интонациям;

Усложняются эмоциональные реакции (удовольствие, недовольство, смех и т.д.).



  • Разделы сайта