Дэймон Хилл (Damon Hill). Биография. Фотографии. Деймон хилл

Несмотря на выигранный чемпионский титул в сезоне-1996, Деймон Хилл вынужден был уже в следующем году менять место работы. Два десятилетия спустя Бен Андерсон вспоминает те времена...

Потеря места в чемпионской команде Williams-Renault по окончании сезона-1996 практически лишила Деймона Хилла шанса защитить завоеванный титул.

Сэр Фрэнк [Уильямс] решил не продлевать контракт с соотечественником, а заменить его на звезду Sauber Хайнца-Харальда Френтцена.

Это решение стало венцом шестилетнего сотрудничества Деймона с культовым английским коллективом, которое зародилось на тестах в 1991 году. Тогда Хилл сменил в составе команды Найджела Мэнселла, решившего попробовать свои силы в IndyCar, а кульминацией их совместных выступлений в Больших Призах стало чемпионство 1996 года.

На тот момент все большие команды уже объявили свои составы на предстоящий сезон, что значительно затруднило Деймону поиск нового места работы.

«У меня были смешанные эмоции, – вспоминает Хилл те времена в интервью AUTOSPORT. – Конечно, были варианты, но все они не позволяли надеяться на защиту титула.

Это, в основном, были новые команды или коллективы без большой истории, так что я решил просто остаться в Ф1 и подождать нового заманчивого предложения».

В итоге Деймон присоединился к команде Arrows из середины пелотона, которую недавно приобрел Том Уокиншоу - весьма амбициозный человек, в середине 90-х возглавлявший инженерный отдел Benetton.

Хилл изучает свою новую машину Arrows на выставке AUTOSPORTФото: LAT

«Это был большой риск, – продолжил Хилл, – но потенциал у команды был, и это продемонстрировал этап в Венгрии [где Деймон квалифицировался третьим и едва не выиграл гонку].

Том очень хотел заполучить меня в свою команду. Это было очень заманчивое предложение, к тому же, у нас были шансы преподнести всем сюрприз с шинами Bridgestone.

Мы действительно полагали, что сможем всех удивить, если японские шинники вернутся в Формулу 1. К тому же, в середине сезона к нам присоединился Джон Барнард…

Том отличался весьма агрессивным подходом к делам и очень хотел выигрывать, так что я с удовольствием стал частью его замыслов.

И машина 1997 года у нас получилась очень хорошей, если не считать двигатель...»

На традиционной выставке AUTOSPORT в Бирмингеме в начале года команда объявила о своих амбициозных планах побороться за титул, а пару Деймону в составе коллектива составил бразильский "рента-драйвер" Педро Диниц.

«Педро был очень милым парнем, – вспоминает Хилл. – К тому же, временами он был довольно быстр и даже опережал меня. Кому-то нужно гоняться и выигрывать, но мне не кажется, что ему не особенно хотелось проверять, на что он способен.

Он добрался до Формулы 1, и это уже было здорово. Сейчас он преподает йогу в тропических лесах Бразилии. Вероятно, он и его менеджер [Даниэле Морелли, также занимавшийся делами Роберта Кубицы] были слишком милы для Ф1...»

Дела у действующего чемпиона мира в новой команде поначалу пошли не слишком хорошо. На дебютном этапе сезона в Мельбурне, где он выиграл годом ранее, он квалифицировался 20-м из 22 пилотов, а Диниц замкнул стартовую решетку.

В один момент Деймон был низвергнут с верхних ступеней подиумов с неизменными брызгами триумфального шампанского в самые глубокие ряды пелотона, но сдаваться он и не думал.

Проблемы в Австралии могли бы задать негативный тон всему сезону, но Деймон не отчаивалсяФото: LAT

«Ты просто должен делать то, что умеешь, – заметил Хилл. – Если кому-то такие перемены кажутся постыдными или даже ужасными, это их проблемы. Конечно, никому не хочется оставаться на задворках первенства, но я особенно не переживал, поскольку мы делали все, что было в наших силах. К тому же, у аутсайдеров всегда есть масса возможностей для прогресса.

До этого мне уже приходилось бороться в последних рядах пелотона, так что для меня это не было в новинку. Я был уверен, что Джон Барнард справится с этим.

Мне всегда нравилось тесно работать с инженерами. Именно им спорт обязан своими успехами. Если бы у нас было достаточно денег, я уверен, он бы нашел выход из сложившейся ситуации.

В тот год Том сделал несколько очень громких заявлений, и от нас многого ждали. Но мне это было по душе. Его цели не были реалистичными, но я понимаю его желание ухватить журавля в небе - в конце концов, мы пришли в Ф1 не отбывать номер.

Нашему оптимизму не было предела. Но и потенциал у Arrows присутствовал. Все могло случиться. Посмотрите на историю Red Bull. С Arrows могло произойти то же самое.

Если смотреть на это с позиции чемпионства 1996 года, можно сказать, что у команды все было очень зыбко и неопределенно. Но мне были по вкусу эти завышенные амбиции, мне никогда не хотелось выступать за команды, не питающие никаких иллюзий и надежд».

Сезон для Деймона оказался очень сложным, но не без светлых пятен. Помимо успешного выступления в Венгрии, о котором мы уже упоминали, Хилл также набрал очко в Великобритании и едва не взял поул в Хересе - не хватило всего 0,058 секунды. Всем было ясно, что шасси A18 с мотором Yamaha может проявлять свои лучшие качества, но только в определенных условиях.

«С балансом у машины никаких проблем не было, – продолжил вспоминать Деймон, – и мне кажется, что свою роль в этом сыграли шины. Мы здорово поработали с Bridgestone, и они предоставили нам великолепные составы резины.

Подиум в Венгрии стал большим успехом для ArrowsФото: LAT

Машина была довольно проворной. Конечно, мощности мотору не хватало, но на некоторых трассах мы смотрелись очень убедительно - не в последнюю очередь благодаря шинам.

Возможно, в моем распоряжении никогда не было столь хорошо сбалансированной машины, как в тот год в Венгрии. Это была просто фантастика! Я мог с легкостью бросать машину из стороны в сторону. Жаль, что меня не было вместе с Джеки Оливером [одним из основателей Arrows] в гараже в тот момент, когда он уже поверил было, что команда сможет выиграть гонку - впервые за 300 с лишним попыток!»

Деймону очень нравилось выступать за Arrows, но он не скрывал своих амбиций однажды вернуться в одну из топ-команд, чтобы вновь побороться за титул. Были разговоры о его переходе в McLaren в 1998-м, но они так и остались разговорами.

«Когда Эдриан Ньюи покинул Williams, всем стало понятно, что теперь самые сладкие места будут именно в McLaren, – вспоминает Хилл. –. Но на моем пути встало одно серьезное препятствие с инициалами Р.Д. Я очень уважаю Рона, он добился огромных успехов со своей командой, но в общении он был не самым приятным человеком.

Если бы я был немного мудрее, возможно, я сказал бы да, но мне не по душе были эти унижения. Мне казалось, что статус чемпиона мира предполагает хоть какое-то уважение, но Рону так не думалось. В глазах McLaren вы полный ноль.

Я всегда относился к спорту, как к возможности выразить себя, так что для меня очень важно было иметь шанс высказаться - именно это нужно людям. Но в философию McLaren это не входило, они предпочитали, чтобы все лавры успеха доставались только им. Гонщик для них был лишь орудием труда.

Хилл вел переговоры с McLaren, но в итоге оказался в JordanФото: LAT

Я понимал их подход, но со стороны все выглядело иначе. Мне пришлось бы здорово подстроить свою жизнь под них, но мне не хотелось этого делать. Каждый делает свой выбор, и лично я своим доволен».

В результате Деймон решил подписать двухлетний контракт с командой Эдди Джордана. Свою последнюю победу в Формуле 1 он одержал в 1998-м в Бельгии, а еще спустя год завершил карьеру в Больших Призах.

«Думаю, все всегда идет так, как и должно, – философски заметил британец. – После завоевания титула я решил делать то, что хочу, и так, как хочу - гоняться в свое удовольствие.

Я понимал, что волен выбирать свой дальнейший путь. И я сделал свой выбор. Вероятно, он отличался от того, что посоветовал бы мне любой профессиональный менеджер, но у меня был свой ответ любым советчикам: «Это не ваша жизнь, а моя, и я буду делать то, что мне нравится!» Именно под таким лозунгом я и провел остаток своей карьеры в Ф1».

Короткой, но весьма успешной карьеры чемпиона мира…

Перевел и адаптировал материал: Александр Гинько

Мир спорта жесток: стоит чемпиону закончить карьеру, как сразу же на его место приходят молодые ребята, а о бывшем лидере практически сразу же забывают. Однако есть личности, имя которых в историю вписано буквально золотыми буквами на многие годы вперёд. Одним из таких многократных победителей гоночных заездов является Деймон Хилл, биография которого и будет рассмотрена в данной статье.

Рождение

Будущий обладатель многих титулов в автогонках появился на свет 17 сентября 1960 года в столице Великобритании - Лондоне. Его отцом является бывший чемпион «Формулы-1» Грэм Хилл. Именно влияние папы во многом предопределило судьбу Деймона, который очень часто бывал на трассах. Можно сказать, что мальчик буквально вырос за рулем. Уже в пятилетнем возрасте Хилл-младший сел управлять мотоциклом, а через несколько лет отец ему в качестве награды за хорошую учебу подарил байк фирмы Honda с двигателем в 50 кубических сантиметров. Поэтому, уже в школьные годы юноша начал принимать участие в мотоциклетных гонках, категорически против которых выступала его мама, считая, что езда на машине гораздо безопаснее.

Трагедия

Глава семьи трагически погиб, когда Деймону было 15 лет. Поскольку самолёт, которым управлял погибший, не был застрахован, то семейство Хиллов было вынуждено самостоятельно оплачивать все судебные иски, которые начали активно предъявлять им родственники погибших пассажиров. В результате этого Деймон Хилл и его сестры перестали ходить в элитную школу и переехали жить в другое место.

Юность

В восемнадцатилетнем возрасте наш герой стал посыльным в одной из лондонских контор. При этом он регулярно участвовал в гонках по кольцу и «Триале». В 1981 году он познакомился со своей будущей супругой - Джорджией. Кроме того, Деймон Хилл был одно время гитаристом группы «Секс, Гитлер и гормоны».

Начало гоночной карьеры

В 1984 году он стал победителем мотогонок Yamaha TZ350. Однако это не остановило его от поступления в гоночную школу, где практически сразу он смог одержать первую победу, управляя "Формулой-Форд-1600". На следующий год ему удалось одержать 6 побед и занять итоговое пятое место в гонках "Таунсенд Торесен", а также третье место на фестивале "Формула-Форд".

Участие в более элитных заездах требовало наличия немалых денег. В этом вопросе английский автогонщик смог положиться на друзей покойного отца. В частности, Джордж Харрисон (бывший участник группы «Битлз») регулярно поддерживал молодого парня. Но все равно денежных средств хватило лишь на три сезона. При этом Хилл-младший ничего высокого не достиг, хотя с каждым годом поднимался по турнирной лестнице выше и выше. Например «Формула-3» дала возможность завоевать бронзовую награду.

В 1988 году он также провел две гонки в серии "Формулы-3000", после чего его финансы приблизились к нулю. 1989 год стал для Деймона вообще критическим: у него не было денег начать никакой бизнес, отсутствовали позитивные результаты в гонках. Да к тому же в его семье произошло пополнение - родился сын Оливер, у которого врачи диагностировали синдром Дауна.

Белая полоса

В середине 1991 года британцу наконец-то улыбнулась удача - его пригласили в команду «Уильямс», в которой внезапно образовалась вакансия после ухода их ведущего водителя в «Макларен». Благодаря такому подарку судьбы Хилл сумел начать зарабатывать приличные деньги и немного успокоиться, не боясь за судьбу своей семьи и близких.

А в 1992 году, когда «Формула-3» была уже далеко позади в его карьере, Деймон оказался в команде "Брэбхем". Работая в ней, он 5 гонок кряду не смог пройти даже квалификацию, в гонке в Сильверстоуне оказался 16-м. Вместе с тем в личной жизни тоже прошли перемены: на свет появился второй сын Джошуа, который родился полностью здоровым.

Неожиданное повышение

Осенью 1993 года Фрэнк Уильямс сказал, что пилотами команды в этом сезоне будут и Деймон Хилл. Это сообщение буквально всколыхнуло всю гоночную серию. Никто не понимал, почему новичку, коим являлся британец, выпало такое счастье? Ведь с самым успешным на тот момент гонщиком будет рядом выступать пилот, который не имел ни одной победы в карьере! Однако Фрэнк был неумолим, поскольку его поддерживали конструкторы команды Хед и Ньюи. Да и самому Просту тоже импонировало, что рядом с ним будет ни на что не претендующий гонщик, на месте которого до этого были амбициозные и сильные Алези и Мэнселл. Кроме того, Хед всегда выступал против кардинальной смены состава пилотов, желая оставить хотя бы испытателя в обойме. Словом, в новый гоночный сезон Хилл вступил абсолютно счастливым с далеко идущими планами в своей голове.

Первый триумф

Несмотря на не слишком удачное начало сезона, 15 августа 1993 года Деймон выиграл первый в своей жизни Гран-при. Произошло это на трассе в Венгрии. После этого последовали первые места на гонках в Италии и Бельгии. Такие достижения позволили ему стать по итогам сезона третьим в общем зачете. Однако скептики всячески пытались унизить его, называя его успехи результатом исключительно всей команды, а поражения обычным невезением Проста и банальным стечением обстоятельств.

Продолжение карьеры

В 1995 году, имея за спиной уже тысячи километров, которые были проеханы на новейшем болиде "Вильямс FW-17", Деймон Хилл сказал, что лучшей машины в мире просто не существует. И свои слова он почти сразу же подтвердил на практике, выиграв два этапа подряд. Однако потом пошла черная полоса. Испанский Гран-при взял Шумахер. В Монако подвела тактика. В Канаде отказала гидравлика. В Германии Хилл сошел с трассы. В Монце и Сильверстоуне произошли столкновения с Шумахером. Очень сложный сезон завершился поражениями в Японии и Нюрнберге.

Конкурент

В 1996 году напарником по команде для Хилла стал Уже во время первой гонки в Австралии француз выиграл поул-позишн. И хотя Деймон в итоге выиграл гонку, Жак сумел прийти вторым. После этого все поняли, что грядет серьезный сезон.

Череда побед сменялась полосой проигрышей, но все же 13 октября 1996 года британец завоевал долгожданный титул - чемпион мира «Формулы-1». За это достижение королева Великобритании вручила ему Орден британской империи.

Переход в Arrows и Jordan

В 1997 году Деймон Хилл, спортивная карьера которого на тот момент находилась на пике, оказался в стайне аутсайдера чемпионата - «Эрроуз». Команда получила новых спонсоров и заключила договора на поставку новейших моторов и шин. Но надежды гонщика на победу не оправдались. Уже на первом этапе болид подвёл пилота. После последовало пять сходов подряд. Первые очки Деймон смог завоевать лишь в Сильверстоуне. На Гран-при Венгрии, казалось бы, интрига вновь начала возрождаться, однако сломавшаяся коробка передач в машине Хилла позволила ему занять лишь вторую строчку.

Однако чуда не произошло и больше в 1997 году британец не смог заработать ни одного очка, а в ноябре он и вовсе перешел в «Джордан».

Деятельность в новой команде не сложилась положительным образом для нашего героя. «Макларен» сразу же поставил молодую «конюшню» на место, да еще и технические проблемы подливали масла в огонь недовольства, который разгорался в «Джордане». Тем не менее, Хиллу удалось набрать несколько очков для команды и даже вывести ее на четвертое место в общем зачёте по итогам сезона.

Уход из гонок

В 1999 году Деймон объявил о завершении карьеры пилота. Во многом это объяснялось тем, что он потерял всяческую мотивацию, да и возраст уже сказывался - ему все труднее было тягаться с более молодыми гонщиками. После Гран-при Канады Хилл официально заявил, что покидает «Формулу-1», но желает остаться в ней в качестве консультанта. Реакция спортивного сообщества была бурной, а его извечный соперник по трассе немец Михаэль Шумахер сказал, что уход Деймона является большой потерей для автомобильного спорта, в котором между ними происходили интереснейшие дуэли.

Уйдя с должности пилота, Хилл не остался без дела. Так, например, в период 2006 - 2011 годов он был известен как президент BRDC. Кроме этого, он написал достаточно много статей для очень уважаемого в автомире журнала под названием F1 Racing. Также британец стал основателем компании, специализирующейся на лизинге машин.

Деймон родился 17 сентября 1960 года в Англии в семье Грехема Хилла - чемпиона "Формулы-1". По сути дела, он жил в гоночном мире с самого рождения, но, как это ни удивительно, поначалу вовсе не увлекался гонками. По его собственному признанию, он не видел в "Формуле-1" и вообще в автоспорте ничего особенного. "Многие воспринимают "Формулу" как нечто сверхъестественное. Для меня же она не представляла никакого интереса".

Но со временем кровь взяла свое. Когда Хиллу исполнилось 11 лет, в паддоках трассы в Сильверстоуне ему на глаза попался небольшой мотоцикл Honda, принадлежавший кому-то из обслуживающего персонала. Деймону настолько понравилась эта машина, что он моментально потребовал, чтобы отец купил ему такой же мотоцикл. Хилл-старший исполнил просьбу сына и тем самым предопределил его судьбу - Деймон твердо решил стать мотогонщиком.

Он дебютировал в мотогонках в 1979 году, но еще в течение двух лет это оставалось для него только хобби. В 1981-м Деймон решил перейти в профессионалы. Правда, на первых порах ни о каких прибылях речи не шло. Напротив, ему приходилось искать заработок на стороне, чтобы содержать свой Kawasaki. Но со временем все наладилось, и три года спустя Хилл получил некоторую известность, победив на чемпионате брендов. И тут у него почему-то пропал интерес к мотоциклам, и он впервые обратил взор к "Формуле".

Хилл начал свой путь к "королеве автоспорта" в 1984-м с участия в чемпионате "Формула-Ford 1600". Ему удалось отъездить всего полсезона, но, несмотря на это, он был признан лучшим новичком, а год спустя занял пятое место в чемпионате.

Обычно пилоты, переросшие "Формулу-Ford 1600", остаются в этой же серии, но гоняются на машинах с объемом двигателя 2000 куб. см. Хилл же решил, что достаточно наездился на "фордах", и ушел в "Формулу-3". Как потом признался сам пилот, это было большой ошибкой. Лавров он там не снискал, а лишь потерял три года. "Я мечтал поскорее выбраться из этого болота, но у меня ничего не получалось,- вспоминает Хилл свое пребывание в "Формуле-3".- Чтобы попасть в команду "Формулы-3000", нужны были деньги. Ни одна "конюшня" не собиралась платить мне зарплату. Напротив, денег просили у меня. Нужно было где-то найти 70 тыс. фунтов. У меня их не было". Но однажды ему улыбнулась удача. Японской команде Footwork, выступавшей в "Формуле-3000" и испытывавшей серьезные финансовые проблемы, понадобился пилот. За руль этого болида никто не рвался. Все опасались испортить свою репутацию: машина у Footwork была просто никуда не годной. Хилл решил рискнуть и не прогадал. На Гран-при Бельгии, управляя этим изделием, он смог квалифицироваться. Казалось бы, невелико достижение, но до него на подобной машине это вообще мало кому удавалось. После этого у специалистов сам собой возник вопрос: как же будет гоняться этот парень, если его пересадить на нормальную машину?

Хиллу впервые предложили контракт в нормальном понимании этого слова. Он перешел в команду Middlebridge, с которой занял в чемпионате 13-е место. Причиной столь неубедительного результата была опять же ненадежность машины. То есть на квалификацию ее еще как-то хватало, и Хилл показывал очень неплохие результаты, как правило, стартуя с первой линии, на гонке же она постоянно ломалась.

Такое положение вещей могло кому угодно создать репутацию неудачника, и, возможно, Деймон так бы и прозябал в "младших" "Формулах", если бы в 1991 году боссу Williams не понадобился новый тест-пилот. Нужен был не слишком амбициозный гонщик, который в то же время отличался бы работоспособностью. Именно такие качества разглядел Фрэнк Уильямс в Хилле. Так Деймон попал в "Формулу-1". Тогда тон в команде задавал Найджел Мэнселл, так что рассчитывать на место в "основе" никак не приходилось. Но когда на тестах Хилл стал выдавать результаты получше, чем основные пилоты команды, о нем всерьез заговорили как о будущем Williams.

Дебют Хилла в первой "Формуле" состоялся в 1992 году, на Гран-при Тогда "конюшне" Brabham, стоявшей на грани разорения, просто некого было сажать за руль - нечем было платить пилотам, и руководство команды обратилось к Фрэнку Уильямсу с просьбой одолжить Хилла на пару гонок. Стороны быстро договорились, и Хилл впервые принял участие в Гран-при. Своим выступлением ему удалось произвести впечатление на Уильямса, и на будущий год он получил место основного пилота.

Три года Хиллу пришлось играть вторые роли. Это и неудивительно: в те времена команда Williams располагала лучшей машиной, что позволяло приглашать сильнейших пилотов. С 1992-го по 1994 год за Williams, помимо Мэнселла, гонялись такие асы, как Ален Прост и Айртон Сенна. Во многом благодаря работе с этими пилотами Хилл и научился побеждать. "Мои партнеры по команде часто бывали недовольны мной,- рассказывает он.- Они полагали, что я все время делаю что-то не так. Я же отвечал, что лишь стараюсь подражать им. Когда я впервые сказал такое Сенне, он был просто в ярости".

После гибели Сенны 1 мая 1994 года на Гран-при Сан-Марино англичанин автоматически стал первым пилотом команды. Но представившийся шанс не использовал: его опыт оказался бессильным против агрессии и расчета Михаэля Шумахера. Все, наверное, помнят последний этап того чемпионата. На гонке в Аделаиде Шумахер, не выдержав давления прижимавшего его Хилла, улетел в отбойник, откуда отрикошетил прямо в машину англичанина. Следующий год также не принес Хиллу титула. И только в 1996-м, в 36 лет, Деймон наконец-то выиграл чемпионат.

После этого карьера Хилла пошла по нисходящей. Из победной Williams он перешел в более чем скромную Arrows, оттуда в Jordan, но так ничего и не добился. Исключением стала, пожалуй, только прошлогодняя победа в Бельгии.

"Когда тебе почти 40 лет, очень трудно постоянно концентрироваться на гонках. Надо уходить. Я очень благодарен всем, кто меня поддерживал, с кем пришлось работать. Мне выпало огромное счастье - быть чемпионом мира. Но мое время уходит",- сказал Хилл, объявляя о своей отставке.

Деймон Хилл родился 17 сентября 1960 года в Лондоне в семье чемпиона мира "Формулы-1" Грема Хилла. Возможно судьба сына такой семьи была предопределена с детства, поскольку большую часть года Грем проводил на трассах, куда вместе с ним путешествовала и его семья. Так что Деймон и две его сестры - Саманта и Бриджитт действительно выросли под рев моторов. В пять лет он уже сидел за рулем, но в противоположность отцу мальчика тянуло к мотоциклам. И отец, за хорошую учебу подарил Деймону мотоцикл "Honda" с двигателем в 50 куб.см. Так что будучи школьником Деймон уже участвовал в соревнованиях. Впрочем мать не поддерживала отца, она всегда считала, что на машинах гоняться гораздо безопаснее, но сын настоял на своем.

Семья гонщиков. Грем Хилл слева, Деймон Хилл - справа.

Отец погиб, когда Деймону было 15 лет. Пилотируемый им самолет не был застрахован и семейству Хиллов был предъявлен огромный счет от родственников погибшего Тони Брикса и других пассажиров. Деймон и две его сестры были вынуждены покинуть частную школу и переехать. Весь гоночный мир сочувствовал Хиллам, которые потеряли главу семейства и были вынуждены платить по счетам.

А единственный оставшийся в семье мужчина - Деймон проводил все свободное время за рулем гоночного мотоцикла и играл на гитаре в рок группе "Секс, Гитлер и гормоны". В 18 лет Хилл устроился посыльным в одну из контор южного Лондона, не забывая участвовать в состязаниях по "Триалу" и кольцевым автогонкам. В 1981 году он встретил свою будущую жену - Джорджию. Эдди Джордан назвал женитьбу Деймона "самой большой победой Хилла-младшего".

1984-й год стал для карьеры Деймона переломным. Несмотря на победу в английской серии мотогонок на "Yamaha TZ350" он поступил на учебу в гоночную школу и уже в августе одержал свою первую победу за рулем "Формулы-Форд-1600". В 1985 году он одержал шесть побед, занял пятое место в серии "Таунсенд Торенсен", третье в другом британском первенстве "Формулы Форд-1600", ЭССО, и финишировал третьим в фестивале "Формулы "Форд". А в октябре попал на "Гран-при Европы" в Брандс-Хэтч, где стал свидетелем победы Найджела Мэнселла.


"Формула-Форд 1600". 1985 год. Деймон впереди Марка Бланделла.

Для того, чтобы участвовать в гонках необходимы были деньги, и немалые. Помогло громкое имя отца и старые друзья семьи. К примеру, Джордж Харрисон, один из членов знаменитой "ливерпульской четверки", а ныне миллионер и совладелец крупнейшей фирмы звукозаписи. Экс-"Биттлз" неизменно болел за младшего Хилла и в свободные дни обязательно приезжал посмотреть на его старты в "Формуле-3", как потом и на Гран-при. Денег хватило на три сезона. Звезд с неба Деймон не хватал, но с каждым годом постепенно поднимался все выше в гоночной иерархии - девятое, пятое, третье место в британской "Формуле-"3. Четыре победы, четыре "поул-позишн". В конце 1988 года Деймон проехал две гонки "Формулы-3000". А потом кончились деньги.

Следующий год Хилл вообще старался стереть из памяти. У него не было надежной работы, не было средств начать какое-нибудь дело, не было результатов в том виде деятельности, который он себе избрал. Зато была семья, которую надо было кормить - в июле Джорджия родила первенца, Оливера.

А в гонках не получалось ничего. Деймон стартовал на одном из этапов английского чемпионата формулы 3000 - третий, ВТСС - четвертый, в Ле-Мане на "Порше-962" - сход. И наконец, получил место в дышащей на ладан команде "Футуорк" европейской ФЗООО - шесть гонок, ни одного очка. Но вскоре спортивные результаты вовсе перестали волновать Хилла. Врачи сказали, что его сын неизлечим - болезнь Дауна. Гонки вдруг стали для него необходимы, как наркотик.
В 1990 году вместе с другим великовозрастным сыном чемпиона мира Гэри Брэбхэмом, Деймон попал в сильную команду "Миддлбридж". И трижды стартуя с первого места, лидируя в пяти гонках, набрал за весь сезон всего шесть очков. В следующем сезоне дела шли не лучше. Но в середине 91-го, ему здорово повезло: Марк Бланделл, в то время водитель - испытатель "Вильямса", принял предложение "Макларен" и место в одной из лучших команд "Формулы -1" неожиданно предложили Хиллу. Наконец-то жизнь вошла в спокойную, размеренную колею. Он зарабатывал хорошие деньги и мог не задумываться о результатах.

1986 1988

Снизу вверх

Удивительная судьба постигла Дэймона. С детства у него было все - его отец был чемпионом мира и заработал достаточно средств, чтобы его семья чувствовала себя комфортно. Но в один ужасный дождливый лондонский день не стало Грэма Хилла, и все перевернулось с ног на голову. Дэймону пришлось повторить путь отца - мотоспорт, гребля и знакомство с главой известной гоночной команды. Для Грэма таким человеком стал , который дал шанс для британца показать себя в королевском классе. Сегодня мы расскажем, кто же стал спасителем для его сына.

Один миг и все

Дэймон Грэм Деверо Хилл родился 17 сентября 1960 года в Лондоне. На тот момент его отец Грэм имел незначительный опыт в Формуле-1, но до чемпионства оставалась самая малость. Все предрасполагало к тому, что и Дэймон станет гонщиком. Дело не только в том, что отец начал добывать победы, но и в окружении Грэма. Друзьями семьи были Стирлинг Мосс, Джим , Сертиз, Джекки . Дэймон также пропитался гонками.

Его детство было легче, чем у отца - ему без проблем был куплен первый детский мотоцикл в возрасте 11 лет. Также отличием было то, что Грэм в юношеские годы прятался от бомбардировок Лондона, а Дэймон жил в 25-комнатном поместье. К тому же отец обзавелся своей командой, и не было сомнений в том, кто рано или поздно станет пилотом команды Грэма Хилла. Но в 1975 году жизнь Дэймона перевернулась. Его отец разбился в авиакатастрофе по возвращению с тренировочной сессии во Франции, и семья Хиллов моментально столкнулась с проблемами. Среди них были и финансовые иски со стороны семьи погибшего пилота в той катастрофе.

Выступал он тут - впрочем, как и везде в доформульный период - средне. Конечно, добывал победы в гонках, бывал часто на подиумах, но к чемпионству не был близок. В 1986 году он потерял спонсоров и ему пришлось одолжить 100 тысяч фунтов для выступления в британской Формуле-3. В этой серии он пробыл четыре долгих года, но добился лишь третьего места в личном зачете в 1988 году. Затем он повторил путь и - он начал принимать участие в некоторых кузовных гонках. Параллельно с этим он сделал шаг назад в Формулу-3000, ведь обычно после Формулы-3 пилоты шагают в королевский клас. Но в итоге все для Дэймона закончилось благополучно.

Снизу вверх

В 1991 году его пригласил Фрэнк Уильямс работать тест-пилотом в своей команде. Тогда он совмещал тесты с выступлениями в Формуле-3000, а уже на следующий год ему предоставился шанс проявить себя в Формуле-1. Надо сказать, что шанс был не ахти - команда Брэбхем. Великая команда была далеко от уровня 1966-67 годов, когда пилоты брали чемпионство - в 1992 году Брэбхем боролся за прохождение квалификации. Тот сезон для Хилла начался не сразу. После трех Гран-при команду покинула Джованна Амати - последняя девушка-пилот в Формуле-1. На ее место и пришел британец. Итоги выдались очень невпечатляющими - в восьми гонках Хилл два раза прошел квалификацию. Пожалуй, это ни о чем не говорило - все дело было в команде, которая покинула королевский класс, даже не дождавшись окончания сезона.

А вот 1993 год стал полной противоположностью предыдущему. Изменилось буквально все. Хилл стал основным пилотом команды Уильямс - долгая битва за место первого пилота между Простом, и Сенной оказалась выигрышной не только для француза, но и Хилла. Но, в отличие от великих, статус первого пилота Дэймону был не нужен - он получил победоносный болид и шанс проявить себя. В 1992 году многие шутили над Найджелом, мол, каждый на такой машине может победить. Хиллу пришлось доказывать это утверждение. И он его доказал. Но одно дело случайная победа, а другое - третье место в личном зачете при трех победах в полноценный дебютный сезон.

В 1993 году Хиллу достался на болиде номер "0" - это был второй пилот после , который удостаивался такой чести. Дело в том, что действующий чемпион мира ушел из гонок, и "1" на этот сезон исчезла. Но полным нулем Дэймон не оказался. Да, ему очень сильно помогала машина, но не стоит забывать, что прошлый год он провел в Уильямсе в качестве тест-пилота и свою лепту в успех вложил. Сначала он довольствовался подиумами, а во второй части чемпионата пришли и победы. Первая из них была добыта в Венгрии. Прост и Хилл заняли первый ряд стартового поля, но француз заглох на warm-up - этого оказалось достаточным для уверенной победы Хилла. Он в тот день стал первым сыном чемпиона мира, который добывал победу в Формуле-1. Сразу после этого этапа он выиграл еще два - невероятный успех пилота, который вообще мог не оказаться в королевских гонках. Но это было лишь начало.

Он - ноль?

В конце сезона Прост ушел из команды и на его место пришел - Хиллу вновь по тем же причинам достался "0" на носе болида. Его и команду поджидал сложный сезон. На третьем этапе погиб , и команда выпала в осадок. После аварии Дэймон был одним из немногих, кто не придерживался теории технических проблем на болиде . Он говорил, что, скорее всего, произошла ошибка пилота, мол после нескольких кругов при машине безопасности резина была непрогретая, и Айртон этого не учел. Но это был простой поиск причины наихудшего. Для британца этот Гран-при стал самым грустным за всю карьеру. Вскоре машина начала давать результаты и благодаря провалам Михаэля Шумахера Хилл смог повести борьбу за титул.

Он был близок, чтобы вновь повторить судьбу отца - Грэм Хилл в 1968 стал чемпионом после гибели лидера команды . Но Дэймону все-таки не удалось выиграть чемпионское звание. Все решилось в Аделаиде, где он столкнулся с и закончил борьбу из-за сломавшегося рычага подвески. Хилл доковылял до боксов, но ему пришлось обреченно смотреть, как механики пытались исправить ситуацию. Ему было уже 34, но он был молод по сути - не было у него опыта, чтобы избежать столкновения с Михаэлем. И стюарды, и его друг Мюррей Уокер (известный комментатор Ф-1) признали эпизод обычным гоночным инцидентом. Несмотря на поражение, BBC Sport признал его персоной года.

Сезон 1995 года вышел для Хилла неоднозначным. На первых трех этапах он добыл две победы и, казалось, что это начало пути к чемпионству. Но тут на идеальное начало наложилось несколько моментов. Во-первых, Хилла начала подводить техника. Во-вторых, и Бенеттон вышли на новый, лучший уровень и начали штамповать победы. В-третьих, Хилл начал разборки с Михаэлем. На Гран-при Великобритании и Италии Дэймон шел на необдуманные атаки на немца и в результате оба пилота заканчивали борьбу. Возможно, со стороны Хилла это была некая месть, но точно говорить об этом не приходится - это знает лишь он.

Чемпион

В конце сезона в Австралии Хилл одержал победу с двухкруговым преимуществом над преследователями. Но и такой результат не оправдывал Дэймона за прошедший год. Фрэнк Уильямс легко мог расстаться с подопечным, но этому решению мешал подписанный контракт на следующий год. Тогда еще британец не знал, что его уход в конце 1996 года был предрешен. И на это не мог повлиять любой результат Хилла в сезоне. Дэймон же добыл чемпионство, но было два интересных момента. в 1996 году перешел в Феррари, которая была далека от идеала. Немец после двух чемпионств начал борьбу не с соперниками, а с машиной - его удел был в борьбе за победы на отдельных этапах.

С другой стороны был новичок Формулы-1 - коллега Хилла по команде. Жаку удалось сходу навязать борьбу более опытному конкуренту. Канадец смог по ходу сезона значительно улучшить свои результаты и медленно сократил отставание он Хилла. Хилл перед последним этапом имел 9 очков перевеса над , но обострения ситуации не произошло. Дэймон стал чемпионом, когда канадец сошел. А в конце сезона Фрэнк Уильямс позвонил Хиллу и без объяснения причин сообщил, что контракт с британцем разорван. Это повергло в шок Дэймона - ведь все же было прекрасно. Тем не менее, пришлось искать новую команду. Среди вариантов были Феррари и Макларен, но эти команды не согласились на финансовые требования действующего чемпиона мира. В итоге Хилл перешел в Эрроуз.

Сезон 1997 года ничем выдающимся не ознаменовался. Белые пятна были лишь малых количествах. В проблемам слабости самого шасси и мотора Ямаха добавились плохие шины Бриджстоун, которые только-только появились в Формуле-1. Первые восемь этапов Дэймон остался вообще без очков, а вот во второй половине было несколько минут для радости. На домашнем этапе британец финишировал шестым, и тогда было не важно, что это случилось благодаря многочисленным сходам. А в Венгрии случилась сенсация. Бриджстоун угадал с составом резины, и Хилл сразу оказался вверху протокола. На квалификации он был третьим, в гонке несколько кругов лидировал, но в итоге пришел "всего лишь" вторым - обогнать его смог . После Хургароринга команда вернулась к своим прежним результатам, и Дэймон поменял команду в следующем году. Он заключил контракт с Эдди Джорданом, но и здесь великих успехов он так и не добился.

На закате

В 1998 году результаты пришли лишь за шесть этапов до финиша. Пиком же стал Гран-при Бельгии. Хилл стартовал третьим и благодаря этому сумел избежать огромного стартового завала, в котором поучаствовало 14 машин. Он же выиграл рестарт, обойдя еще до "Источника" два Макларена, и повел за собой гонку. Единственным конкурентом стал , который вскоре обошел британца. Гонку должен был выигрывать немец, но он столкнулся с Култхардом, когда проходил его на круг. А Хиллу оставалось спокойно доехать в той дождевой гонке до финиша и одержать свою последнюю победу в карьере. В 1999 году в команду Джордан пришел Хайнц-Харальд Френцен, которому удалось показать несколько впечатляющих результатов, а вот Хилл потерял мотивацию. В том году он набрал лишь 7 очков и ушел из гонок.

Довольно интересные вышли выступления Хилла. Результата ему помогла добиться машина, но в то же время нельзя сказать, что он бездействовал на тестах. И Фрэнк Уильямс, и Патрик Хэд высказывались о нем положительно. Но есть еще и другой факт - после Уильямс он перешел в команду не своего ранга. Возможно, этому было разумное объяснение. Но в любом случае он оказался сильнейшим в 1996 году и только это важно для нашей истории. Сейчас же Хилл занимается автобизнесом. Он создал престижный автоклуб, занимается продажей автомобилей Ауди и БМВ. Ну и не обходится без комментирования гонок - несколько раз его приглашал канал ITV F1.



  • Разделы сайта