Циркулярное дыхание. Три типа циркулярного дыхания

Как правило, человек не может произвольно расслабиться по той причине, что от ранее пережитых ссор, волнений, неконтролируемых эмоциональных всплесков в полевой форме жизни остались своеобразные энергетические следы – очаги, которые держат в напряженном состоянии довольно-таки значительные участки организма. Пока от них не избавишься, произвольно расслабиться очень трудно.

Циркуляторное дыхание используется для того, чтобы обеспечить доступ к «раковинам» и «искажениям» в полевой форме жизни. Именно с его помощью можно повысить энергетику организма во много раз и в ней «расплавить» энергетические следы психологических зажимов (этот след я называю «раковиной»).

Что важно для подобного дыхания?

1. Вдох и выдох связаны между собой так, что в дыхании нет паузы.

2. Акцент в дыхании можно делать как на вдох (как по Стрельниковой – резкий), тогда выдох самопроизволен, без напряжения, естественно следующий за вдохом; так и на выдох (резкое движение диафрагмой, быстро изгоняющее воздух из легких), тогда вдох происходит самопроизвольно, без напряжения, естественно следуя за выдохом.

3. Вдох и выдох необходимо делать через нос. В очень редких случаях допускается дыхание через рот.

В результате частого циркуляторного дыхания (60–80 раз в минуту) происходит нагнетание энергии в полевую форму жизни и усиление ее циркуляции. Человек, дышащий таким способом, чувствует поток энергии и может определить, где она блокирована «раковиной» (боль, распирание). В легкие воздух попадает в ограниченном количестве, ибо он циркулирует или «колеблется» в носоглотке. Итак, вы не тяните воздух в легкие, а гоняете его в носоглотке за счет резких нюхательных движений и пассивного выдоха либо резкого выдоха и пассивного вдоха.

При дыхании – активный вдох, пассивный выдох – активизируется симпатический отдел вегетативной нервной системы, который усиливает обменные процессы в организме, повышает содержание красных кровяных телец, сахара и гормонов в кр ови, останавливает развитие воспалительных процессов и аллергических реакций (кортикоиды надпочечников обладают мощным противовоспалительным действием), повышает артериальное давление, расширяет бронхи. Вследствие того что в легких воздух как бы стоит, в организме накапливается и углекислота, и внешне это появляется в виде испарины, открываются поры кожи. Эти признаки (поток энергии, распирание в области зажимов, испарина) указывают, что вы правильно дышите. Другими словами, подобный способ дыхания активизирует организм на самоисцеление и укрепление.

Во время длительных циклических упражнений, а циркуляторное дыхание относится к ним (уберите двигательный компонент в беге и у вас останется одно циркуляторное дыхание), за счет постоянного волевого усилия по поддержанию должной интенсивности вышеописанного дыхания в организме начинается выработка естественных опиатов – эндорфинов. Поступая все в большем и большем количестве, они вызывают и поддерживают состояние экстаза и эйфории, чем дополнительно активизируют симпатический отдел вегетативной нервной системы, возбуждая защитные силы организма и обеспечивая его энергией.

Существуют различные виды циркуляторного дыхания, по-разному меняющие интенсивность и форму потока циркулирующей в полевой форме жизни энергии. Это в свою очередь приводит к активизации тех или иных психических зажимов. Поэтому различные виды циркуляторного дыхания приносят специфические эффекты. Дыхание можно менять по следующим параметрам: увеличивать или уменьшать объем вдоха, варьировать скоростью вдоха, вдыхать воздух в нижнюю, среднюю или верхнюю часть легких, дышать носом или ртом (дыхание через рот малоэффективно из-за малого усвоения энергии, которая усваивается в каналах носа).

Если вы почувствуете выход «раковины» из области головы или верхней части тела, то дыхание верхушками легких облегчит процесс; если из ног или нижней части тела, то дышите животом.

Обращенное дыхание – активный выдох, пассивный вдох – од нотипно. Вы будете сосредоточены на том, чтобы сделать мощный выдох. Однако его вполне хватает, чтобы вслед за мощной циркуляцией энергии в организме начали циркулировать ненужные вещества (в основном слизь) и выходить из носоглотки.

Во время циркуляторного дыхания постарайтесь максимально расслабиться, тогда скованные области становятся более осознаваемыми. Помните: область тела, которая «не хочет» расслабляться, напичкана энергией, образующей «раковину». При полном расслаблении значительно проще чувствовать ток энергии в полевой форме жизни. Непосредственно в самый момент выхода «раковины» расслабление помогает тем, что энергия, образованная психическим зажимом, освобождается и, не сдерживаемая мышечным напряжением, свободно покидает организм.

Тетания – сокращение (подергивание) мышц во время выхода «раковины» из организма – наиболее часто возникает в руках и мышцах лица (особенно рта), а также в других частях тела, где имелся энергетический блок. Чтобы уменьшить тета нию либо вообще избежать ее, необходимо не сосредотачиваться на ней, а, наоборот, расслабляться и переживать неприятное ощущение как очень приятное. Ведь оно и есть то скрытое напряжение, которое мешает человеку расслабиться и от которого необходимо освободиться.

Существует связь напряжения и боли в определенном месте тела с зажатым психическим переживанием, болью и т. д. Наиболее характерные выявил Станислав Гроф, известный врач и ученый, отдавший более сорока лет исследованиям необычных состояний сознания и духовного роста.

Итак, если развивается спазм в руках и ногах, это свидетельствует о наличии в сознании человека глубокого конфликта между сильным стремлением к совершению определенных действий и столь же сильным желанием сдерживания этого действия (это наиболее частая причина многих психических зажимов – конфликт между желанием и нормами морали).

Иногда болезненные напряжения такого рода являются неосуществленными творческими импульсами: такими, например, как рисование, пение, танцы, игра на музыкальных инструментах, какое-то ремесло или целительская деятельность, осуществляемая с помощью рук.

Как правило, процесс подобного напряжения, достигнув высшей точки, сменяется глубокой релаксацией и ощущением устранения преграды, мешавшей свободной циркуляции энергии в руках. Это говорит о том, что ваше сознание освободилось от психического зажима двойственности – «хочется, но нельзя». Люди, пережившие это, открывали у себя различные творческие способности и достигали удивительных успехов в рисовании, сочинительстве, танцах, ремесле или целительстве. Они становились гораздо раскованнее, меньше стеснялись при общении с лицами другого пола.

Другим важным источником мышечных напряжений являются воспоминания о перенесенных в прошлом операциях или травмах. Если травма залечена только анатомически, то ее «след» в виде «маленькой голограммы» остается в сознании и действует как первооснова какой-либо патологии (например, сахарный диабет). Поэтому травма физического характера чревата серьезными психологическими проблемами, и, наоборот, ее проработка в результате этой методики будет способствовать эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

Напряжение ножных мышц имеет ту же природу, только менее сложную; это отражает тот факт, что роль ног в человеческой жизни проще роли рук (кистей). Многие относящиеся сюда проблемы связаны с использованием ног и стоп в качестве инструментов агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Напряжения и спазмы в бедрах и ягодицах часто ассоциируются с сексуальной защитой, страхами и торможениями, особенно у женщин. Например, даже анатомическое название одной из мышц бедра фактически звучит как «хранитель девственности». Многие напряжения мышц ног могут быть соотнесены с физическими травмами.

Помимо напряжения в конечностях и лица, дополнительные спазмы и блокировки могут возникать также в области шеи, живота, в длинных мышцах позвоночника, в пояснице и ягодицах, а так же в местах, где имеется скрытая или явная болезнь. Они появляются независимо или в комбинации и ассоциируются с событиями биографического и иного характера.

В процессе обычного дыхательного сеанса напряжения и блокировки усиливаются и все больше проявляются. Продолжительное дыхание способствует нарастанию, достижению высшей точки с последующим разрешением (переживается ситуация, освобождается энергия) и освобождением (все стихает, и вы успокаиваетесь). Это происходит всегда, независимо от характера и местоположения психического зажима.

Указанное дыхание хорошо выполнять под музыку, вызывающую эмоциональное переживание. Начинают циркуляторное дыхание с 2–3 минут и постепенно доводят до 30–60 минут. Как только все психические зажимы вышли и никаких ощущений напряжения нет, можно это упражнение прекратить. Обычно на полное освобождение от явных психических зажимов уходит около 3–6 месяцев регулярных дыхательных тренировок.

Итак, с основным звуком разобрались, теперь переходим к ключевому моменту в деле освоения игры на - к циркулярному дыханию (circular-breathing).

Предупреждаю сразу. Описания будут избыточно физиологичны (иначе пока не умею). Поэтому тем, для кого собственная физиология (дыхание, работа органов артикуляции) находится за ширмой неизвестности, придется напрягаться и тщательно вслушиваться в собственные внутренние ощущения, чтобы понять, о чем пойдет речь.

Для тех, кто впервые сталкивается с таким приемом игры на духовых инструментах, поясню, что речь идет о способе непрерывного звукоизвлечения без пауз на вдох. Сначала это кажется невозможным, но, немного поразмыслив с физиологической точки зрения, можно примерно представить себе этот процесс, так сказать, изнутри.

Внимание! Речь не об одновременности вдоха и выдоха, а о периодической одновременности звукоизвлечения и вдоха. Призываю читателя к корректному пониманию этого момента.

Итак. Идем от общего к частному.

Поделим условно один дыхательный цикл на две фазы:

1. традиционный обычный выдох + звук.

2. вдох + звук.

Понятно, что для гладкого и непрерывного в целом звучания нужно научиться гладко соединять п.1 и п.2, и от п.2 переходить снова на п.1.

О тренировке навыка гладких переходов сейчас не говорим, ибо рано еще, а вот разобрать п.2 - самое время.

На всякий случай приведу "опытный" пример, который должен развеять у скептиков сомнения в том, что п.2 вообще осуществим.

Наберите в рот воздух, надув щеки и сомкнув губы. Дышите через нос. Сохраняя это состояние, советую попытаться пронаблюдать то, что происходит у Вас с органами ротовой полости. За счет чего Вы удерживаете воздух? За счет того что с одной стороны выходу воздуха препятствуют сомкнутые губы, а с другой?... Правильно - корень языка, приподнявшись, преградил воздуху путь к отступлению. (Вы еще не выпустили воздух? Щеки еще надуты?) А теперь попробуйте, активно дыша через нос (чтобы слышать звук воздуха) и не меняя положения корня языка, слегка разомкнуть губы и выпустить уже заскучавший по свободе воздух наружу. Но не прерывайте при этом дыхание через нос!

Если эксперимент получился, то Вы уже почти готовы к тому, чтобы освоить циркулярное дыхание в полном объеме.

А если нет, то либо попробуйте потренироваться, либо упростите себе задачу, набрав в рот воды вмсто воздуха. В этом случае Ваше сознание будет более ощутимо (даже визуально) наблюдать одновременность двух процессов - вытекание воды изо рта и дыхание через нос.

Дело в том, что для обучения циркулярному дыханию Вам нужно разрушить психо-физиологический шаблон под названием "вдох отдельно, выдох отдельно". В нас с рождения работает именно эта схема. А сейчас Вы собрались ее поменять. Но это не просто - выйти из под власти старой привычки. Вы можете даже начать испытывать некое раздражение в процессе борьбы с этим шаблоном, но если Вы будете настойчивы, Вы победите.

Итак, допустим, что Вы справились с предыдущим упражнением.

Теперь усугубим его.

Набрав в рот воздух, Вы выдыхаете из легких воздух через нос, и после этого на максимально продолжительном вдохе (через нос) выпускаете весь воздух изо рта сдавливающим движением щек. На всякий случай напомню, что корень языка все так же сзади перекрывает ротовую полость. Если не получается, то можно попробовать помочь себе рукой, сдавливая щеки пальцами. Или попросить другого человека, чтобы он, внимательно отследив начало Вашего вдоха, сжал бы Ваши щеки (одновременно с вдохом), выпустив при этом воздух из Вашего рта. Главное, чтобы при этом Ваше внимание отследило параллельность двух процессов: прохождение возжуха через нос в легкие и выдавливание воздуха изо рта.

Если Вы справились с заданием, то Вам теперь должно быть понятно, что осталась самая малость - научиться извлекать звук из диджериду используя движение щек и лишь тот воздух, который запасён Вами в ротовой полости и... еще в итоге неплохо было бы зациклить весь этот процесс.

Циркуляторное дыхание

Дыхание используется для того, чтобы «накачать» полевую форму жизни энергией, определить «раковины» и искажения в ней и разрушить их.

Каковы его особенности?

· Вдох и выдох связаны между собой так, что в дыхании нет паузы.

· Вдох резкий, энергичный и короткий (как у Стрельниковой).

· Выдох самопроизволен, без напряжения, естественно следующий за вдохом.

· Вдох и выдох необходимо делать через нос. В отдельных случаях допускается дыхание через рот.

Для того чтобы получился резкий, короткий вдох носом, надо «резко дернуть» диафрагму вниз. Лягте на пол, положите руки на пупок и сделайте быстрый и короткий «нюхательный» вдох. Вы почувствуете, как живот дернется вверх и ваши руки подпрыгнут. За счет эластичности диафрагма быстро возвращается на свое место, осуществляя при этом пассивный выдох. Это и есть правильное дыхание, не вызывающее никакого лишнего напряжения в организме.

В результате частого циркуляторного дыхания (60–80 раз в минуту) происходит нагнетание энергии в полевую форму жизни и усиление ее циркуляции. Человек, дышащий таким образом, чувствует поток энергии, ощущает, где она блокирована (боль, распирание).

При таком способе дыхания – активный вдох, пассивный выдох – активизируется симпатический отдел вегетативной нервной системы, который усиливает обменные процессы в организме, повышает содержание красных кровяных телец, сахара и гормонов в крови, останавливает развитие воспалительных процессов и аллергических реакций, повышает артериальное давление, расширяет бронхи.

Вследствие того что в легких воздух как бы стоит, в организме накапливается углекислота – появляется испарина, открываются поры. Эти признаки (поток энергии, распирание в области зажимов, испарина) указывают, что вы правильно дышите. Другими словами, подобный способ дыхания активизирует организм на самоисцеление и укрепление.

Во время длительных циклических упражнений, а циркуляторное дыхание относится к ним (уберите двигательный компонент в беге и у вас останется одно циркуляторное дыхание), за счет постоянного волевого усилия по поддержанию должной интенсивности вышеописанного дыхания в организме человека начинается выработка естественных опиатов – эндорфинов, которые вызывают и поддерживают состояние экстаза и эйфории. Эндорфины, вызывая стенические (сильные, активные) эмоции, дополнительно активизруют симпатический отдел вегетативной нервной системы, возбуждая тем самым защитные силы организма и обеспечивая его энергией.

Существуют различные виды циркуляторного дыхания, которые по-разному меняют интенсивность и форму потока циркулирующей в полевой форме жизни энергии, что в свою очередь приводит к активизации тех или иных психических зажимов. Поэтому различные виды циркуляторного дыхания приносят специфические эффекты. Дыхание можно менять по следующим параметрам: увеличивать или уменьшать объем вдоха, варьировать скорость вдоха, вдыхать воздух в нижнюю, среднюю или верхнюю часть легких, дышать носом или ртом, однако последнее малоэффективно из-за недостаточного усвоения энергии.

Если вы почувствуете выход «раковины» из области головы или верхней части тела, то дыхание верхушками легких облегчит процесс; если выход начинается в ногах или нижней части тела, то дышите животом.

Расслабление тела при дыхании наступает само собой в связи с тем, что вы утомляетесь от поддержания ритма дыхания (утомление структур мозга, ответственных за поддержание дыхания, вызывает разлитое торможение в коре головного мозга, что приводит к расслаблению и погружению в своеобразное гипнотическое состояние). Но активный вдох, стимулируя симпатический отдел вегетативной нервной системы, позволяет постоянно сохранять высокую концентрацию внимания, что особенно важно для полного расслабления мышц и сосредоточения на возникающих эмоциях, ощущениях.

Когда тело расслаблено, скованные области становятся более осознаваемыми. Помните: область тела, которая «не хочет» расслабляться, напичкана энергией, образующей «раковину». При полном расслаблении значительно проще чувствовать ток энергии в полевой форме жизни. Непосредственно в самый момент выхода «раковины» расслабление помогает тем, что энергия, образованная психическим зажимом, освобождается и не сдерживаемая мышечным напряжением свободно покидает организм.

Тетания – это сокращение (подергивание) мышц во время выхода «раковины» из организма там, где имелся энергетический блок. Для того чтобы уменьшить тетанию либо вообще избежать ее, необходимо не сосредотачиваться на ней, а, наоборот, расслабляться и переживать неприятное ощущение как очень приятное.

«Освобождение дыхания». Нормальное циркуляторное дыхание активизирует «раковины», которые появляются из глубин полевой формы жизни в виде неприятного чувства. А неприятные чувства мы подавляем – такова наша защита. Но в данном случае она неуместна, ибо уменьшает поток энергии. В результате подобное подавление создает различные комбинации задержки дыхания: закупорка пазух носа, сжатие, напряжение, спазм бронхов и др. Необходимо сознательно продолжать циркуляторное дыхание, а неприятное чувство «переделывать» в очень приятное, это и называется «освобождением дыхания».

Практикующим методику очищения полевой формы жизни рекомендуется принять положение лежа на спине, ноги не скрещивать, ладони вверх. Но, например, при выведении сильного страха или печали лучше свернуться клубком, в других случаях – прогнуться, в третьих – интуитивно выполнять какие-то движения руками или телом.

Важно следующее: приняв удобное положение, больше не шевелитесь. Вместо движения у вас появляется возможность испытать ощущение желания сделать это. Таков один из лучших способов быстро активировать энергию подавления и легко ее вывести вон.

Из книги Улучшение зрения без очков (без рисунков) автора Уильям Горацио Бейтс

3.6.Дыхание Кислород, как известно, играет важную роль во многих жизненных процессах, происходящих в организме. Поэтому дыхательным упражнениям уделяется большое внимание практически во всех системах оздоровления человека. Не стал исключением и метод Бэйтса. Некоторыми

Из книги Наука о дыхании индийских йогов автора Вильям Волкер Аткинсон

Глава VI ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ НОЗДРИ И ДЫХАНИЕ ЧЕРЕЗ РОТ Один из первых уроков науки дыхания йогов посвящается тому, чтобы научиться дышать носом и победить обычную привычку – дышать ртом.Дыхательный механизм человека позволяет ему дышать и носом и ртом, но для него дело истинно

Из книги Полная энциклопедия оздоровления автора Геннадий Петрович Малахов

Циркуляторное дыхание Дыхание используется для того, чтобы обеспечить доступ к «раковинам» и «искажениям» в полевой форме жизни человека. Это дыхание подразумевает любой вид дыхания, который отвечает следующим критериям.– Вдох и выдох связаны между собой так, что в

Из книги Биоэнергетика человека: пути повышения энергетического потенциала автора Геннадий Петрович Малахов

Дыхание Дыхание представляет собой сложный и непрерывный биологический процесс, в результате которого организм из внешней среды потребляет свободные электроны и кислород, а выделяет углекислый газ и воду, насыщенную водородными

Из книги Очищение полевой формы жизни автора Геннадий Петрович Малахов

Циркуляторное дыхание Дыхание используется для того, чтобы «накачать» полевую форму жизни энергией, определить «раковины» и искажения в ней и разрушить их.Каковы его особенности?· Вдох и выдох связаны между собой так, что в дыхании нет паузы.· Вдох резкий, энергичный и

Из книги Пропедевтика внутренних болезней автора А. Ю. Яковлева

31. Везикулярное дыхание. Бронхиальное дыхание Шумы, возникающие в процессе дыхания, делят на физиологические (или основные) и патологические (или дополнительные).К основным шумам относят везикулярное дыхание, прослушиваемое над всей поверхностью легочной ткани, и

Из книги Пропедевтика внутренних болезней: конспект лекций автора А. Ю. Яковлева

1. Везикулярное дыхание: механизм, физиологические и патологические варианты. Бронхиальное дыхание, его характеристика, разновидности, механизм образования Шумы, возникающие в процессе дыхания, делят на физиологические (или основные) и патологические (или

Из книги Йога автора Вильям Волкер Аткинсон

Из книги Цигун. Советы на каждый день для всей семьи автора Людмила Борисовна Белова

Дыхание Дыхание при выполнении массажа – естественное, как и все в цигун. Древние учителя Востока говорили так: «Дыхание – это посредник между телом и разумом». По дыханию они безошибочно определяли, насколько болен организм. Вы сами сможете узнать о состоянии здоровья,

Из книги Искусство тайцзи-цюань как метод самообороны, укрепления здоровья и продления жизни автора В. Ф. Дернов-Пегарев

1. Дыхание Уже в глубокой древности обитатели Китая начали разработку методов поглощения «внешних атмосферных дыханий» с целью повышения своей жизнеспособности, постепенно развивая искусство обогащения своего внутреннего дыхания за счет обмена с дыханием внешним.

Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

260. «Ха»-дыхание «Ха»-дыхание очищает дыхательную систему и содействует улучшению кровотока. Оно также помогает сохранять спокойствие и устранять чувство подавленности.Встаньте прямо – ноги вместе, носки чуть расставлены. Сделайте глубокий выдох. На вдохе медленно

Из книги Осознанное управление здоровьем автора Дмитрий Шаменков

265. Изначальное дыхание (дыхание зародыша) Дыхание человека обычно является отражением его стиля жизни. Люди, которые все время спешат, дышат поверхностно. Те, кто имеют возможность созерцать, – дышат глубоко. Но у каждого из нас был период максимального комфорта и

Из книги Лучшее для здоровья от Брэгга до Болотова. Большой справочник современного оздоровления автора Андрей Моховой

Дыхание 1. Практика работы с дыханием, также как и телесная практика, тесно связана с фундаментальной практикой внимательности.2. Практика работы с дыханием требует повышенного внимания, так как дыхание - исключительно важный физиологический процесс.3. Практика работы с

Из книги Избранные упражнения и медитации автора Ниши Кацудзо

Дыхание Ежедневно повторяйте упражнения, которые постепенно приучат вас к правильному дыханию. Перед сеансом аутотренинга нормализация дыхания усиливает способности восприятия.1. Вдыхайте легко, через нос, не издавайте шума, когда всасываете воздух. Старайтесь

Из книги автора

Обратное брюшное дыхание – «даосское дыхание» «Даосское дыхание» используется при занятиях боевыми искусствами. Оно позволяет быстро увеличить энергию тела при условии, что вы вдыхаете и выдыхаете воздух через нос.При вдохе вы втягиваете живот, максимально наполняя

Из книги автора

Грудное дыхание – дыхание силы Этот вид дыхания применяется для обретения силы при тяжелом физическом труде, например переноске тяжестей, перекатывании крупных камней и тяжелых стволов деревьев, а также при подготовке спортсменов и водолазов и в боевых искусствах.Вдох

Перманентное дыхание (от латинского permanes – постоянный, непрерывный) в музыкальных кругах имеет несколько названий: цепное дыхание, непрерывное дыхание, циркулярное дыхание и представляет собой особый тип техники дыхания, при помощи которого исполнитель имеет возможность осуществлять более продолжительный непрерывный выдох.

Этот прием давно известен музыкантам, играющим на народных инструментах в Индии, Шотландии, Армении.

В ХХ веке этот опыт переняли и исполнители классического направления. Владение перманентным дыханием позволяет кларнетисту более совершенно исполнять и длительные кантиленые мелодии, и технически сложные эпизоды, когда нет возможности взять обычное дыхание. Если при обычном дыхании участвуют два компонента – вдох и выдох, то в перманентном к ним добавляются искусственный выдох, осуществляемый мышцами щек, и искусственный вдох через нос.

Начало процесса игры, связанное с перманентным дыханием ничем не отличается от традиционного. Исполнитель набирает в легкие воздух (вдох) и начинает играть (выдох). Лишь к концу выдоха, когда в легких еще есть достаточный запас воздуха, исполнитель своей волей перемещает небольшую часть воздуха в ротовую полость (у кларнетистов расширяются при этом щеки и немного губы) и, не переставая играть, выжимает мышцами щек воздух из ротовой полости в инструмент. Одновременно через нос музыкант быстро набирает новую порцию воздуха, необходимую для процесса игры. Самым сложным в данном техническом приеме является переход от природного выдоха к искусственному, осуществляемый мышцами щек, и обратный переход после окончания искусственного выдоха к природному, а также осуществление одновременного искусственного выдоха и искусственного вдоха через нос. Это основа техники перманентного дыхания.

На первом этапе перманентное дыхание наиболее рационально осваивать без инструмента. Исполнитель набирает в ротовую полость воздух, щеки и губы при этом чуть расширяются, а затем через узкую губную щель выталкивает воздушную струю, используя силу мышц щек и губ. Упражнение повторяется несколько раз в течение всего периода освоения нового приема игры.

Следующее упражнение включает в себя первое упражнение, но начинается с глубокого вдоха (как при настоящей игре) и выдоха через узкую губную щель. В средней фазе выдоха, или чуть позднее, часть воздуха расширяет ротовую полость и в заключительной части происходит искусственный выдох с использованием мышц щек и губ, которые выжимают воздух из своеобразного воздушного мешка. Третье упражнение наиболее сложное. Оно включает полностью второе упражнение с добавлением быстрого «искусственного» вдоха через нос во время фазы выжимания воздуха из расширенной ротовой полости. Скоординировать работу всех мышц участвующих в данном упражнении удается лишь только после упорной и длительной тренировки. Однако ряд молодых кларнетистов в силу физиологических особенностей в третьем упражнении быстро схватывают наиболее трудный момент одномоментного вдоха и выдоха. Другие, и таких большинство, очень долго топчутся на месте, но в конце концов также получают положительный результат.

Чтобы проконтролировать непрерывность воздушной струи в перманентном дыхании при смене выдоха и вдоха достаточно к губам приблизить собственную ладонь. Сам исполнитель, при таком простом методе контроля, может легко проследить за ровностью и непрерывностью воздушной струи, проходящей через узкую губную щель. Когда молодой музыкант освоит данный цикл упражнений, особенно третье, можно уверенно переходить на реальный процесс игры.

На кларнете для освоения перманентного дыхания наиболее удобна средняя часть нижнего регистра. Это ноты до , ре , ми , фа первой октавы. Нужно подготовить очень легкую трость и тренировать пять-десять минут каждый день все три упражнения, используя данный регистр. Как и при упражнениях без инструмента, так и при тренировке на инструменте у некоторых исполнителей положительный результат перманентного дыхания появляется довольно быстро и они буквально через неделю могут несколько минут без всякого перерыва тянуть один звук. Другие исполнители, чтобы получить результат затрачивают больше времени и усилий. Но как показывает практика, все кларнетисты могут успешно усвоить перманентное дыхание.

После этапа освоения нового приема игры на одном звуке, наступает период практического освоения и применения перманентного дыхания на техническом и художественном материале. Изучаются гаммы на штрихе легато, продолжительные кантиленные эпизоды. Исполнитель точно размечает и делает пометки, в каком месте нотного текста он будет использовать перманентное дыхание на кларнете в зонах близкой к первой октаве. В нисходящих гаммообразных пассажах гораздо легче добиться незаметной смены фаз перманентного дыхания, а в трезвучиях, скачках это сделать значительно сложнее. В верхнем регистре перманентное дыхание лучше не применять, чтобы избежать возможных тембральных искажений, призвуков и шумов. Известный российский кларнетист О.Танцов, исследовавший проблему новых приемов игры на кларнете считает, что «очень трудно использовать циркулярное дыхание в артикуляционных пассажах или во время исполнения мультифоников.

Надо также подчеркнуть, что часть молодых музыкантов, успешно освоивших перманентное дыхание, начинают интенсивно и с большим удовольствием применять новый технический прием и там, где он действительно необходим, и там где вполне можно обойтись обычным исполнительским дыханием. Во всем нужна мера и разумность.

Два вида дыхания должны развиваться параллельно и дополнять друг друга, так как каждое обладает большими выразительными возможностями.

Пять элементов Ребефинга

Все, что было сделано неправильно и подавлено, может быть проинтегрировано с помощью техники Ребефинга. Ребефинг использует ощущение в физическом теле для получения доступа к разуму. Все, что Вы делали когда-либо неправильно и подавили, оставило энергетическую отметину в теле, которая ждет, когда Вы обратите на нее внимание и проинтегрируете в чувство благодарности и великолепного самочувствия.

Ребефинг - не только единственный путь проинтегрировать подавленный материал, но и наиболее эффективный.

Ребефинг - это точная технология вызова интеграции, он представляет из себя единый процесс, но его лучше всего описать Пятью Элементами.

Интеграция наступает лишь тогда, когда полностью использованы все пять элементов, независимо от метода, которым она обусловлена. Если интеграция не наступает, значит, по крайней мере, один из пяти элементов наверняка отсутствует.

Ребефинг был открыт и широко преподавался до того, как были открыты его Пять элементов. Ребефинг, использующий Пять элементов, неизмеримо более эффективен, нежели без них. Если Ребефер и тот, кто проходит Ребефинг, имеют полное понимание пяти элементов, то интеграция каждого паттерна подавленной энергии может быть вызвана по желанию, как только практикующий осознает его.

Период времени от начала циркулярного дыхания до интеграции называется «цикл дыхания». При использовании пяти элементов в Ребефинге цикл дыхания укорачивается. Если пять элементов применены очень умело, то цикл дыхания продолжается всего несколько секунд. Интегрировать быстрее полезно не только потому, что можно больше сделать в течение сеанса, но и потому, что интеграцию можно вызвать, когда каждый паттерн энергии находится еще на субтильном (тонком) уровне проявления, который делает процесс более удобным и приятным для человека, который подвергается Ребефингу. Неважно, насколько интенсивным было то, что ушло в подавление, оно может быть проинтегрировано, если все еще находится на субтильном уровне во время сеанса Ребефинга. Если же интеграции не произошло, пока оно было на субтильном уровне, и если Ребефинг продолжается, то оно будет становиться все более и более напряженным, пока Ребефинг не заставит в конце концов его капитулировать, в результате чего паттерн энергии либо исчезнет, либо станет приятным. Если пять элементов не используются в технике Ребефинга, то «принудительная капитуляция», независимо от интенсивности, является методом достижения результатов Ребефинга.



Кто научился интегрировать субтильно с самого начала, тот будет чувствовать себя значительно комфортнее и безопаснее в процессе Ребефинга. Это чувство в свою очередь приведет к большей готовности подавленной материи выйти наружу и к большому чувству наслаждения этим и таким образом интегрирует то, что проявилось.

Пять элементов Ребефинга следующие:

1. Циркулярное (связное) дыхание.
2. Полная релаксация.
3. Тотальное внимание.
4. Интеграция в радости.
5. Полное доверие к процессу Ребефинга.

Мы объясним каждый элемент подробно.

Циркулярное дыхание - первый элемент Ребефинга

Техника дыхания в Ребефинге используется для того, чтобы дать доступ к паттернам подавления на уровне физического тела. Способ используемого дыхания называется «циркулярное дыхание».

Циркулярное дыхание подразумевает любой вид дыхания, который отвечает следующим трем критериям:

1. Вдох и выдох связаны между собой таким образом, что в дыхании нет паузы;

2. Выдох рекласирован и вообще не контролируется;

3. Если вдох делается через нос, то и выдох тоже через нос; если вдох делается через рот, то выдыхать надо тоже через рот.

В результате циркулярного дыхания происходит «полная циркуляция энергии» в теле, установление баланса «праны» и «апаны».

Прана

Прана - это жизненная энергия в Вашем теле. Прана - санскритский термин, используемый в индийской философии йоги. Китайцы называют ее ЧИ, японцы - КИ.

Есть несколько источников праны: пища, солнечный свет, вода, воздух. Воздух - наиболее важный источник праны. Можно много дней обходится без пищи, воды или солнечного света, но при обычных условиях без воздуха можно обойтись лишь несколько минут. Прана - не кислород. Кислород доставляется клетками тела красными кровяными тельцами. Прана путешествует по телу в субтильных энергетических каналах, известных под именем «нади». Основные сосуды потока Праны - хорошо известные акупунктурные каналы. Каждая клетка Вашего тела для своей жизнедеятельности питается субтильными каналами Праны.

Прану можно сравнить с электричеством . Отрицательный ток течет в осветительную лампочку, где свободные электроны превращаются в свет, а положительный ток течет обратно к источнику. Аналогично прана движется к клеткам тела и питает их, а апана течет обратно к источнику.

Циркулярное дыхание повышает состояние тела, что аналогично переменному току. При вдохе прана течет ко всем клеткам тела, при выдохе, полностью расслабленном, вся апана течет обратно, таким образом замыкая цепь. (Это необычное дыхание.) В результате такого дыхания дышащий может чувствовать поток энергии, включая блокирование энергии, которое обусловлено прежним подавлением. Это приводит к активизации старых паттернов подавленного «неправильного действия» и дает человеку шанс интегрировать их .

Различные виды циркулярного дыхания

Существуют разные виды циркулярного дыхания, которые различаются объемом вдоха, скоростью вдоха, тем, осуществляется ли дыхание через рот или нос, а также вдыхается ли воздух в нижнюю, среднюю или верхнюю часть легких. Любой вид циркулярного дыхания приводит к осознанию паттернов подавленной энергии, но каждый из них (этих факторов) имеет свой особый результат, поэтому различные виды циркулярного дыхания полезны в ситуациях специфического Ребефинга.

Объем вдоха

Объем вдыхаемого воздуха можно сравнить с объемом звука Вашей стереоустановки. Чтобы получить максимум удовольствия от музыки, Вы не захотите, чтобы музыка была настолько громкой, что разрушала барабанные перепонки, но и не настолько тихой, чтобы Вы не могли ее услышать. Во время Ребефинга Вы слушаете музыку своего тела и стремитесь к максимуму наслаждения от нее, применяя те же принципы. Если же интенсивность паттерна слишком сильна, чтобы Вы могли наслаждаться им, тогда уменьшайте объем воздуха.

Мысль, что Ребефинг есть нечто, «конфронтирующее с Вашим подавлением» имеет не больше смысла, чем мысль, что слушая музыку Вашего стерео, Вы конфронтируете с музыкой. Если Вы хотите, чтобы музыка звучала несколько тише, это не значит, что Вы не любите музыку. Аналогично, если Вы наслаждаетесь паттерном энергии в Вашем теле, это не значит, что Вы хотите быть ужасно напряженным. В жизни может быть достаточно конфронтаций и без того, чтобы создавать их в процессе Ребефинга.

Скорость вдоха

Во время Ребефинга Вы хотите находиться в настоящем моменте и поддерживать баланс между двумя вещами, которые Вы делаете с Вашим осознанием: осознавать все в Ваших переживаниях и сосредотачиваться на наиболее важных паттернах энергии. Другими словами, Вы поддерживаете баланс между фокусированием и дефокусированием Вашего внимания. Медленный вдох повышает способность фокусировать, а быстрый вдох - повышает осознание всех ощущений.

Это важно, так как, когда что-то активировано до интегрирования, то оно является наиболее важным из того, что происходит. После интеграции это не более важно, чем все остальное. До тех пор пока Вы не осознали паттерн достаточно, чтобы его проинтегрировать, Вы хотите максимально увеличить Ваш фокус, а это создается медленным дыханием. Когда же Вы полностью осознаете паттерн, то ускорение дыхания будет ускорять интеграцию.

Здесь важно отметить, что любые дискуссии о скорости дыхания в Ребефинге относятся к скорости вдоха, а не выдоха. Выдох никогда не следует контролировать. Иногда быстрый вдох сопровождается быстрым выдохом, иногда - медленным; а иногда медленный вдох сопровождается медленным выдохом, иногда быстрым.

Три типа циркулярного дыхания

Имеются три главных комбинации объема и скорости, каждая из которых имеет свое специфическое применение.

Полно и медленно

Полное медленное циркулярное дыхание является наилучшим, если Вы впервые начинаете сеансы Ребефинга или только что проинтегрировали один паттерн энергии и начинаете продвигаться к следующему. Большой объем воздуха дает Вам большое осознание паттерна, а медленный темп облегчает фокусировку на нем.

Быстро и поверхностно

Быстрое и поверхностное циркулярное дыхание является наилучшим, если паттерн подходит напряженно. Поверхностность делает паттерн легче, а скорость ускоряет интеграцию. Когда используется этот вид дыхания, очень важно внимательно сфокусироваться на деталях паттерна.

Быстро и полно

Быстрое и полное циркулярное дыхание является наилучшим, если входящий паттерн имеет тенденцию отделить Вас от тела (например, сонливость). Большой объем воздуха поможет удержать Вас в теле, скорость ускорит интеграцию.



  • Разделы сайта