Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей. Чудеса христа в русской живописи чудесный улов рыбы Чудесный улов

Чудесный улов рыбы и призвание рыбарей

Количество учеников Христа росло, но не все постоянно пребывали вместе с Ним. Так, Андрей, его брат Петр и Иоанн, вместе с Христом придя из Иудеи в Галилею, вернулись домой и занялись привычным делом – рыбной ловлей, чтобы обеспечить себя и своих родных.

Однажды Господь проповедовал у берега Геннисаретского (Галилейского) озера, и Его окружала большая толпа слушателей. Увидев лодку Петра, Христос вошел в нее и попросил Своего ученика отплыть немного от берега и с лодки опять продолжал учить народ. Затем Он повелел Петру отплыть на глубину и закинуть сети для лова рыбы. Петр сказал Иисусу, что он и его близкие трудились всю ночь и ничего не поймали, но, тем не менее, закинул сеть, повинуясь слову Учителя. Сделав это, Петр и Андрей поймали такое множество рыбы, что даже сеть у них стала прорываться. Тогда они дали знак своим товарищам Иоанну и его брату Иакову Заведеевым, находившимся на другой лодке, чтобы они пришли помочь им. Вскоре обе лодки были наполнены рыбой так, что начали тонуть. Ужаснувшись совершенному Христом чуду, Петр припал к Его ногам, говоря: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный » (Лк. 5.8). «Не бойся, – сказал ему Христос, – отныне будешь ловить человеков » (Лк. 5.10). Этими словами Господь призвал Петра и других учеников к постоянному следованию за Собой и указал на содержание их будущего служения как апостолов: благовестие спасения. С этого времени Петр, Андрей, Иоанн и Иаков стали постоянными спутниками Спасителя.

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Чудесный улов рыбы и призвание первых учеников. Мф. 4: 18-22; Мк. 1: 16-20; Лк. 5: 1-11 Из Назарета Господь пошел по городам и селениям Галилеи, неся Свое спасительное учение тем, кто был достоин слова Божия. Многие сердца тянулись к дивному Учителю и Чудотворцу, поэтому Он всегда был

Из книги Евангельская история. Книга вторая. События Евангельской истории, происходившие преимущественно в Галилее автора Матвеевский Протоиерей Павел

Призвание рыбарей Мф. 4, 18–22; Мк. 1, 16–20; Лк. 5, 1-11 Первым действием Христа Спасителя в Капернауме было призвание Симона, Андрея и сыновей Зеведея к последованию за Ним. Проходя по берегу озера, Господь увидел на озере две лодки, из которых рыбари вышли, и одни вымывали, а

Из книги Воскресные проповеди автора Сурожский Митрополит Антоний

Неделя 18-я по Пятидесятнице. Чудесный улов рыб Во имя Отца и Сына и Святого Духа.Сегодняшнее апостольское послание нам говорит, что сеющий скудостью – скудостью и пожнет, а сеющий богато соберет богатую жатву. И вот нам кажется иногда: что мне сеять, – я так убог: как я

Из книги Евангельские рассказы для детей автора Кучерская Майя

Чудесный улов Петр проголодался и сказал:– Пойду ловить рыбу.– И мы с тобой, – сказали другие апостолы. Всю ночь они ловили рыбу, но ничего не поймали. Утром они подплыли к берегу и увидели Человека. Он стоял на берегу и ждал их. Апостолы не поняли, что это Христос.Иисус

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

5. Чудесный лов рыбы и обед при море 5. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Господь обратился к ученикам, когда те стали подъезжать к берегу, с вопросом: не имеют ли они чего-нибудь съестного, конечно, имея в виду, что они поймали

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора

Чудесный дар Однажды Ходжа научился по поведению своего кота предсказывать погоду.Кот издох, и Ходжа потерял свой чудесный

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Чудесный улов рыбы (Мат. 4:18–22; Мк. 1:16–20)1 Однажды Иса стоял у Генисаретского озера a, и народ, столпившись вокруг Него, слушал слово Всевышнего. 2 Иса увидел у воды две лодки, которые принадлежали рыбакам, промывавшим невдалеке сети. 3 Он вошёл в одну из лодок, которая

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Чудесный улов рыбы 1 Позже Иса опять явился Своим ученикам. Это было у Тивериадского озера. Произошло всё так: 2 Шимон Петир, Фома, называемый Близнец, Нафанаил из Каны Галилейской, сыновья Завдая и два других ученика собрались вместе.3 - Я пойду ловить рыбу, - сказал Шимон

Из книги Автобиография автора Кавсокаливит Порфирий

Чудесный улов рыбы (Мат. 4:18–22; Мк. 1:16–20; Ин. 1:40–42)1 Однажды Иисус стоял у Геннисаретского озера a, и народ, столпившись вокруг Него, слушал слово Божье. 2 Иисус увидел у воды две лодки, которые принадлежали рыбакам, промывавшим невдалеке сети. 3 Он вошел в одну из лодок, которая

Из книги Избранные места из Священной истории Ветхого и Нового Завета с назидательными размышлениями автора Дроздов Митрополит Филарет

Чудесный улов рыбы 1 Позже Иисус опять явился Своим ученикам. Это было у Тибериадского моря. Произошло все так: 2 Симон Петр, Фома, называемый Близнец, Нафанаил из Каны галилейской, сыновья Зеведея и два других ученика собрались вместе.3 - Я пойду ловить рыбу, - сказал Симон

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Чудесный улов Сай–Баба (мы сократили эту главу - исихазм.ру)Однажды в Ксилокастро ко мне пришли родители человека по имени Костас, - вспоминал старец Порфирий. - Он был последователем Сай–Бабы.Этот Баба создал новую религию. Люди верят, что он - новый Христос,

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Чудесный лов рыбы (Лук. 5, 1-11)Однажды, когда Иисус стоял у озера Генни- саретского, и народ теснился около Него, желая слышать Слово Божие, увидел Он две лодки, стоящие в заливе, а рыбаки, вышед­шие из них, вымывали сети. Вошедши в одну лодку, которая была Симонова, Он просил

Из книги Ночь перед Рождеством [Лучшие рождественские истории] автора Грин Александр

ГЛАВА 9. Исцеление сына царедворца. Чудесный улов рыбы. Исцеление бесноватого. Исцеление тещи Симона-Петра. Иисус в Назарете. Исцеление расслабленного. Призвание мытаря Матфея Галилеяне были на празднике пасхи и видели, как Иисус очистил храм от скота и торгующих им; они

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

IX Чудесный лов рыбы на Галилейском озере. Исцеление бесноватого и расслабленного и многих других в Капернауме. Призвание к апостольству мытаря Матфея Капернаум находился на самом берегу Геннисаретского озера и был промышленным и умственным центром всей окружающей

Из книги автора

Чудесный доктор Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла.Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь. Я, со своей

Из книги автора

798. Хорош ли улов? Наставление обретшей покой на новом месте Не успел вам ответить на прежнее письмо, как сие второе. Благодарствую, ибо очень интересуюсь тем, как идете вы. По последнему письму - вы поехали куда-то, на какое-то торжество духовное и еще не воротились, а


«Призвание апостолов»
Фрагмент росписи арки Святых врат
Курской Коренной Пустыни

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Вот и наступила в нашей жизни осень с ее дождями и холодными ветрами. И как в природе, так и во всем человеческом мире сейчас ощущается увядание самой жизни и глобальное похолодание человеческих сердец. В атмосфере нашего социального бытия сгущаются темные тучи. «Тайна беззакония», о которой говорит Священное Писание, открылась нам сегодня воочию. Святые Отцы, толкователи Апокалипсиса, писали, что полное раскрытие его образов станет возможным тогда, когда будут совершаться описанные в нем события. И вот, нам открылась тайна о главном признаке скорого пришествия антихриста - «зверя, выходящего из моря», как называет его евангелист Иоанн Богослов. Этот признак - «начертание», которое перед его приходом к власти будут накладывать людям на руку или на лоб. Это начертание является личным номером человека , цифровым кодом, данным ему антихристом в качестве нового имени… Сейчас функцию начертания несет УЭК - универсальная электронная карта. И пока этот код доступа к купле-продаже у людей будет в руке , а потом, как и предсказано, - на руке . И вот тогда начнется несанкционированный доступ к душе человека и, как следствие, - утрата духовной свободы, утрата образа Божия в человеке.

Православных людей выталкивают на обочину жизни за то, что они не принимают новых паспортов с антихристовой символикой,



не берут карточки пенсионного страхования, т.е. страховой номер индивидуального лицевого счета - СНИЛС, и протестуют против универсальной электронной карты. Потому что все это по своим свойствам и функциям подобно начертанию антихриста . Святейший Патриарх и многие архипастыри Русской Православной Церкви настоятельно просят у правительства дать нам альтернативу новым электронным документам, закрепить в федеральном законодательстве конкретные положения о функционировании традиционной системы учета данных и традиционных документов для граждан, не приемлющих по религиозным и иным убеждениям использование новых электронных технологий тотального контроля и управления человеческой личностью. Но призывы эти пока наталкиваются на глухую стену.

Затяжные войны и военные слухи, о которых говорил Господь Своим ученикам, открывая им признаки кончины мира, уже вовсю идут и охватывают все больше и больше нашу увядающую от человеческих грехов землю. Осеннее печальное настроение достигло и многих из нас с вами, церковных людей. Высохли цветы нашей детской веры и верности Слову Божию. И глядим мы уныло на свою перспективу, ибо забываем о смысле и цели земной жизни . А лжебогословы в эту духовно-ненастную пору своими идеями «толерантности», терпимости ко лжи других религий и оскорблениям Церкви, своими советами не бояться принимать электронные карты налетели, как осенние вихри, и срывают с простого народа последнюю листву доверия к тем, кому попущена власть. Люди протягивают свои руки, похожие на тонкие голые ветви кустов, в надежде на помощь духовную, а получают вместо этого советы слушаться безбожных властителей и при этом соблюдать дисциплину концлагеря, в котором все окончится не просто увяданием, а полным умиранием образа и подобия Божия в человеке! Незаметно для нас самих нас делают соучастниками построения рабовладельческого общества нового уровня, более страшного, которое будет угнетать всего человека: его дух, душу и тело. Безотрадная перспектива и мрачная картина…

Но все же и осенью бывают солнечные дни, нет-нет, да и проглянет солнышко. Как говорит пословица: «Весна да осень - на дню погод восемь» . Хочется верить, что есть еще в нашем церковном арсенале такие духовные силы, которые позволят нам видеть осень жизни другую, ту, которая «в багрянец и золото одетая», «очей очарованье», и которая, может быть, далеко не всегда солнечная, но всегда пронизанная благодатным светом веры Христовой, не подверженная осенним переменам погоды.

Сегодняшнее Евангелие рассказывает нам, как усердные рыболовы Петр, Андрей, Иоанн, Иаков и другие трудились всю ночь: ловили рыбу и ничего не поймали. Уже утром, уставшие и унылые от неудачи, они вышли на берег и вымывали сети. В это время Христос попросил разрешения войти в лодку Симона Петра и, слегка отплыв от берега, начал учить людей, во множестве собравшихся послушать Его проповедь о Царстве Небесном и о Боге Отце, Который любит людей и Сам заботится об их жизни. Рыбаки тоже внимательно слушали Иисуса Христа, но сердца их смущались недоумением: почему же Господь, любящий людей, в эту ночь не помог им, не послал хорошего улова? Они не могли тогда и представить себе, какой чудесный и богатый улов приготовил им Промысел Божий! Им не приходило на ум дать место действовать воле Божией. А для того чтобы действовал Бог, необходимо к Нему обращение, необходима смиренная, но неотступная молитва . Надежду на улов они возлагали всецело на свои силы, на свой многолетний опыт, то есть была такая самонадеянность, которая исключала возможность получать помощь от кого бы то ни было, в том числе и от Бога. Самонадеянность - это забвение Бога! Без Бога мы ничего не можем делать.

Но вот Спаситель закончил Свою проповедь и обратился к Петру: Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова (Лк. 5, 4). Петр как опытный рыболов знал, что не время сейчас для ловли рыбы, и невольно воскликнул: Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали! (Там же, 5). «К чему делать новую попытку?!» Он с удивлением смотрит на Христа и вдруг ощущает в Нем такую внутреннюю силу, такое присутствие Божественной власти, которой надо просто и безусловно подчиниться. И Петр, недолго думая, восклицает: Но по слову Твоему закину сеть! (Там же). И вот, отплыв на глубину и закинув сети, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорвалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова <…> И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне ты будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за ним (Там же, 7-11).

И оставили все и последовали за Христом. Они оставили богатый улов и ушли от привычной своей жизни в неведомый им путь. Удивительное дело и удивительные люди эти простые рыбаки! Главное средство их существования, их основная работа оказалась для них менее важной, чем следование за Христом. А как же их семьи, их дети? Неужели они вот так просто взяли и ушли из дома, не позаботившись о родных? Ведь у Петра в это время теща лежала в горячке, и отец его, глубокий старец Иона, еле двигался, и было двое детей - все они, значит, остались на попечении его супруги? И выходит, что они лишились кормильца из-за того, что Христос привлек его Своей проповедью о Царствии Небесном? Петр поверил Господу. Поверил в то, что тот, кто будет прежде всего искать Царства Небесного и правды его, не будет нуждаться и все потребное для жизни приложится ему чудесным образом, подобно тому, как это было с чудесным уловом рыбы, потому что Бог Сам будет заботиться о нем и о его семье. Вот, дорогие братья и сестры, нам пример всецелого доверия Богу!

Не бойтесь, говорит нам Христос, остаться голодными, хотя и поголодать нам полезно: голоданием лечатся многие болезни, - бойтесь превратиться в животных, потерять свою человечность, а значит, и смысл своего существования. Храните в себе образ и подобие Божие, живите в правде и в свободе , ибо духовная свобода - это и есть образ Божий в человеке. Не теряйте ее ради хлеба и рыбы, ибо рыба и хлеб - пища временной жизни, а свобода нам дарит нетленную пищу и любовь ко Творцу . Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем разумением, всею душою - и тогда Бог возлюбит не только тебя, но и тех, кто дорог тебе. Это Божий ответ на твой решительный выбор следовать за Христом.

Церковь Христова - это та самая лодка, из которой Христос продолжает учить о безконечной ценности Царства Небесного. Священнослужители, как апостолы, продолжают закидывать сети, призывают народ слушать слово Божие. И лодка наполняется, в Церковь приходят разные люди. За две тысячи лет так наполнилась, что вот-вот уже начнет тонуть. А Господу надо еще. Святыми людьми надо восполнить целую треть отошедших от Бога падших ангелов, соблазненных на Небе денницей. Но вот пришло наше время, когда лодка наконец-то должна приплыть к берегу Вечности. И кажется, что нет уже смысла закидывать сети - ибо все меньше и меньше попадается рыбы живой, все больше мертвая. Да и сети наши почти не пригодными стали - грязные, в тине и водорослях, кое-где порвались! А рыболовы?! Что с ними стало?! Профнепригодные! «Оскуде преподобный»!

Уже в 1920-е годы, во времена Святейшего Патриарха Тихона, верные Богу люди были свидетелями отступления от истиной Церкви и правды Христовой обновленческих пастырей и архипастырей , которые в угоду безбожным властям, из страха перед ними начали реформировать сам дух Православия. Образ жизни христианина и учение Церкви начали подстраивать под жизнь и учение мира сего, в котором Бог заменялся человеком. Антихристы того времени поманили народ «светлым будущим», в котором Царство Божие заменялось раем на земле. Но душа русского человека на такую жизнь, в которой попирается правда, то есть Бог, была не согласна. И тогда объявили кровавый террор. И духовный, и физический. Насилуя совесть ложным учением атеизма, власти добились того, что смутили простодушный народ, и началось массовое отступление от веры и от Царя, от устоев, на которых веками держалось наше Отечество. Царь был убит, но отступление от него совершалось еще долго, и даже до наших времен оно еще продолжается. А что такое отступление от Царя? Это отступление от Помазанника Божия! А кто такой Помазанник Божий? Это человек, которому Бог вручил власть над народом. И значит, отступление от Царя земного - это грубое, дерзкое нарушение воли Царя Небесного. И если люди внутренне восстали против Помазанника, значит они - нарушители заповеди Божией: Не прикасайтеся к помазанным Моим (1 Пар. 16, 22). Убийство Царя было совершено по замыслу богоубийц. Но и всякий, кто не воспрепятствовал этому или одобрял свержение законной монархии, становился богопротивником, и кровь Царя Николая II и святой Семьи его оказалась на нем. Кроме нынешних школьников, почти все прошли через кощунство поклонения мумии Ленина - убийцы Царя и православных людей. Многие соглашались с гнусной клеветой на святого Помазанника, подчинялись идеологии власти и работали на нее. Это не только позор для русской души, но и грех, смертный грех, в котором надо каяться…

После захвата власти большевиками совесть народа заглушили животным страхом. Это была невиданная в истории человечества физическая и духовная бойня православных христиан, осуществлявшаяся под контролем тайных мировых антихристианских сил, которые теперь присваивают нам личные номера. Террористы сели во главе духовно разрушенного государства и путем постоянной лжи стали господствовать над побежденным народом. Террористы и теперь правят во всем мире и «борются» с терроризмом. А нам с вами, братья и сестры, надо раскаяться в своих заблуждениях - очень страшных заблуждениях и ошибках, - и надо сесть в лодку Христову. Надо плыть дальше от греховного берега этой временной жизни, погибающей от богоубийц и цареубийц. И нам ничего не остается, как только трудиться всю ночь и весь день в поиске Царства Небесного и правды Божией, чтобы остаться вместе с Господом в лодке. Нам надо учиться жить в соответствии с Промыслом Божиим. Это значит, что мы обязаны знать конечные судьбы мира земного, о которых говорит нам Сам Христос из Своего Апокалипсиса, из этой книги, из последней словесной лодки, на которой мы и должны доплыть до берега Вечности.

Мы теперь вступаем в борьбу с сатаной и с антихристом, ибо их начертание, число имени зверя - три шестерки - теперь уже в действии. Нам приготовлены испытания, каких не было от создания мира. Подобно тому как Господь на Голгофе остался Один, покинутый всеми, кроме Матери и нескольких человек, а перед смертью вдруг почувствовал, что Сам Бог Отец Его оставляет и со Креста возопил: Боже мой, Боже мой, почто оставил Мя еси? (Мк. 15, 34). Каждый из нас тоже должен быть готов к этой оставленности , готов оказаться один на один со зверями, чтобы вытерпеть все до конца, но не отречься от Царства Небесного, от правды Его. А Господь нас ободряет: «Не бойтесь! Отныне надо верить в невероятное! Верить, что после трудов и всех неудач в этой жизни будет удача, будет великий улов - Царство Вечное!»

А земные удачи, хоть и редки, но они учат нас вере в Божию силу и в Промысел Божий, как это было с учениками Христа при чудесном рыбном улове. Явное Божие чудо открывает им истинную глубину Божией любви, и в их жизни совершается еще большее чудо - они становятся другими людьми: из простых рыбаков они делаются учителями вселенской Церкви Христовой.

И еще один урок из Евангелия: когда мы вспоминаем, что обе лодки наполнились таким множеством рыб, что начали тонуть, то приходит на ум, что не только житейские неудачи, но и удачи тоже могут потопить нашу лодку. Земной успех и позолоченные купола могут замаскировать духовную гибель, если человек не поймет и не захочет осуществлять свое истинное призвание - следовать по жизни только за Христом, а не за теми, кто убаюкивает нас словами о возрождении Церкви. И потому, глядя на нынешние духовные бедствия и неудачи в нашей стране, мы должны делать правильные выводы и не терять надежды. Ведь Господь нам сказал: «Кого люблю, того и наказую, чтобы исправился » (см.: Притч. 3, 12). Мы слишком долго доверяли тем, кто твердил о лояльности ко всем во имя мира и безопасности . Вспомните, что говорит по этому поводу апостол Павел, возмутивший фарисейскую самонадеянность : Когда будут говорить: «мир и безопасность », тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фес. 5, 3).

Мы должны научиться сегодня в самой глубине своих душ искренно благодарить Бога за все: и за удачи, и за неудачи, ибо со Христом в жизни земной нам все будет служить только на пользу. «Господи, я недостоин Твоих милостей, ибо я человек грешный!»(см.: Лк. 5, 8). Вот, дорогие братья и сестры, такова глубина осознания своего недостоинства у апостола Петра - он просит Самого Бога уйти от него за его недостоинство! Но Христос не уходит! На смирение человека Бог непостижимым образом отвечает Своим смирением и дарами милосердия. Христос не гнушается человеком - кающимся грешником, но Он гнушается самим грехом и теми, кто не кается. Как сказано в священных молитвах на Литургии: «не презираяй согрешающаго, но полагаяй на спасение покаяние» . И даже тех, кто не кается, Он не забывает. Если мы не забудем Его, Он про нас не забудет , потому что мы - Его дети. Это самое главное, о чем нам надо помнить как о самом великом и радостном: Господь - наш Отец. Он нас так любит, что Его всемогущая рука ни на единое мгновение не оставляет нас, живущих ныне, в период осеннего увядания жизни нашего мира. Это Он одевает нас то в золото святости, очищенное огнем испытаний , то в багрянец мученичества до крови за веру и верность Ему! А когда жизнь с ее неудачами заставляет нас опомниться и задуматься о своей судьбе, то Христос оказывается всегда рядом и говорит нам как детям Своим: «Не бойтесь, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28, 20).

Протоиерей
Георгий ВАХРОМЕЕВ,

настоятель храма во имя
Святой Живоначальной Троицы
на Шаболовке, г. Москва

ПРАВОСЛАВНЫЙ КРЕСТ



Слух, о пришествии Мессии и творимых Им чудесах, все шире распространялся по всей Галилее. Каждый из приходящих ко Христу хотел ближе подойти, чтобы всмотреться в Него и не пропустить ни одного Его слова.

Так, «однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать Слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети...»

Войдя в одну из этих лодок, которая принадлежала Симону, Христос просил его отплыть немного от берега, и в таком положении начал учить народ, толпами собравшийся на побережье: так все могли видеть и слышать Учителя и Чудотворца.

«Когда же перестал учить, – говорит Евангелист, – сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова, Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: «выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб...»

Чудо поразило рыбаков, на них напал «ужас» от невероятного могущества их Учителя, одна мысль Которого, или одно, невысказанное Им вслух желание Его, – повелевает водной тварью и влечет ее в сети рыбарей.

Но можно спросить: – какова была цель этого чудотворения? Едва ли это было желание Спасителя, вознаградить бесплодный ночной труд своих первых учеников, и едва ли этой целью было только желание утвердить их веру в Себя, как Мессию. Это противоречило бы духу всех последующих чудес Христовых. Тогда что-же? – Это чудо, несомненно, являлось пророческим символом будущей судьбы Апостолов, как проповедников Царствия Божия. Оно было как бы «притчей», сказанной не столько словами, сколько примером, действием живых сил природы.

Испугавшись смысла «чуда-притчи» и почувствовав себя в присутствии Всемогущего Бога, Симон Петр в необычайном волнении, страхе и смирении, воскликнул: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». И этот страх вполне соответствовал тому, что испытывал Исайя, увидев Господа, сидящего на престоле: «Горе мне, погиб я», – восклицал пророк, – «ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, – и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа» (). А также и тому, что писал Ап. Павел в послании к Евреям: «Страшно впасть в руки Бога живаго» ()... «Бог наш есть Огнь поядающий» (Второз. 4, 24).

Но Христос не отошел от Своего ученика и будущего Апостола, а крепче привлек к Себе таинственным обетованием: «не бойся, отныне будешь ловить человеков». После сих слов, Симон Петр и бывшие с ним сыновья Зеведеевы, «вытащив обе лодки на берег, оставили все и последовали за Ним». С этого момента, Симон Петр и его сотоварищи-рыбаки, окончательно отказавшись от всего «своего», пошли за Христом, но, быть может, они еще и не совсем понимали загадочного смысла необычайного улова рыб.

Этот смысл вполне разъяснился им только в конце их сопутствия Христу, на берегу того же Геннисаретского озера, когда Господь, по Своем воскресении, явился рыбарям-апостолам после опять бесплодной для них ночной ловли рыбы: «Они не поймали в ту ночь ничего», – говорит Евангелист Иоанн, «а когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус...» Христос сказал им: «закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете». Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы. (Ио.21, 3–6).

Здесь, как известно, Христос восстановил Апостольское достоинство Симона Петра после его отречения, предрек, как и Иоанну, конечный путь его земного служения, а в то же время, новым чудом необычайного улова рыб, – подтвердил Апостолам первоначальное пророчество и повеление «быть ловцами душ человеческих».

Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. Лк. 5:1-11

Чудесный улов рыбы.
Антон Павлович Лосенко. 1762 г.
Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Занимаясь в Париже под руководством Ж. Рету, Лосенко создал большую историческую картину на евангельский сюжет «Чудесный улов». В ней он сумел сочетать требования классицизма со смягченной, человеческой трактовкой образа Христа.

В сентябре 1760 года А. П. Лосенко вместе с архитектором В. К. Баженовым был направлен в пенсионерскую поездку в Париж. Там он совершенствовал свое мастерство в мастерской Ж. Рету (1692-1768), одного из последних представителей французской высокой исторической живописи. В первый год занятий Лосенко приступил к картине со сложной многофигурной композицией «Чудесный улов». Работа молодого художника - видоизмененная копия одноименной картины Ж. Жувене (1705; Лувр, Париж). Закончено полотно не позднее 20 ноября 1762 года, когда Лосенко отбыл из Парижа в Петербург.

Полотно «Чудесный улов» было высоко оценено Советом Академии. Однако впоследствии отношение к этому произведению сложилось неоднозначное.

О чудесном улове рыбы рассказано в Евангелии от Луки (Лк., 5:1-11). Христос вошел в рыбацкую лодку Симона Петра, чтобы из нее проповедовать собравшемуся народу, а затем сказал Петру и его спутникам, чтобы они закинули сети. И сети были настолько наполнены рыбой, что Иакову и Иоанну, находившимся в другой лодке, пришлось прийти к ним на помощь. Все они были поражены и испуганы.

Сцена на полотне Лосенко изображает берег моря Галилейского, на котором собрался народ, чтобы узреть чудо Господне. Петр припал на одно колено перед Иисусом Христом. Андрей вместе с Иаковом и Иоанном, сыновьями Зеведеевыми, тащат сети. Надо полагать, «Чудесный улов» произвел впечатление на Екатерину II, так как она распорядилась приобрести картину для Императорского Эрмитажа. http://www.nearyou.ru/losenko/ulov.html


Чудесный улов.
Сергей Васильевич Беклемишев (1870–1920)
http://www.pravoslavie.ru/guest/4736.htm


Чудесный лов рыбы.
Клавдий Васильевич Лебедев.

Наставник… по слову Твоему закину сеть.

Лк. 5, 5

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие во Христе братья и сестры!

Чудесами Божиими полнится видимый мир. Течение утвержденных «на пустоте» небесных светил и обращение крови в человеческих жилах, пенистые волны океанов и робкий аромат цветов – все поет песнь Всемогущему Творцу, все свидетельствует о неизмеримом Его величии. Мельчайшая букашка и придорожная былинка устроены так разумно и гармонично, что подобное совершенство и не снилось изобретателям самых хитроумных механизмов. Раскрытая перед нами книга природы представляет собой Естественное Откровение, повествующее о делах и славе Господа Вседержителя. Читая эту книгу, святой псалмопевец Давид восклицал:Господня земля и что наполняет ее, вселенная и все живущее в ней (Пс. 23, 1).

Человеческая наука о природе призвана смиренно изучать Естественное Откровение, Откровение Божие, явленное в материальном мире. Однако лукавый человеческий рассудок, начиная с так называемой эпохи Просвещения, стал предпринимать попытки сделать науку идолом и орудием богоборчества. Слепотствующие суемудры выдвинули бредовую идею творения без Творца и совратили в безбожие и всякую пагубу множество нестойких душ.

Большинство истинных ученых не имели никакого отношения к этому тлетворному поветрию. Ньютон и Кеплер, Паскаль и Фарадей, Рентген и Линней, Ломоносов и Менделеев, то есть те, кто на самом деле создавал науку, были глубоко верующими людьми. Даже Чарльз Дарвин, чье лжеучение о происхождении видов наделало столько соблазна, пока не было опровергнуто генетикой, считал себя верным сыном Церкви и полагал, что открыл один из путей мироустроительства Божия. Авторами атеистических доктрин делались не ученые, а лжефилософы, восполняющие поверхностность своих научных знаний безграничной самоуверенностью.

В нынешнем веке Господь соизволил открыть ученым некоторые тайны, касающиеся обустройства Им материального мира. Наука вышла наконец из детских пеленок, и ей открылись поразительные вещи, лишающие атеизм всякого права именоваться научным. Корифей физики ХХ века Паскуаль Иордан утверждает: «Возможность убедиться в наше время в провале великого похода человечества против Бога – вот самая потрясающая и освобождающая уверенность, предлагаемая нам опытом последних лет».

Естественное Откровение, явленное современной науке, стало еще одним ярким свидетельством истинности Божественного Откровения, данного нам в Священном Писании. Долгое время неверы дерзали говорить о «ветхозаветных сказках», ныне их обличительницей стала почитаемая ими наука. Первая глава Книги Бытия оказалась изложенной на языке своего времени картиной сотворения мира, в точности соответствующей современным научным представлениям: Господь без помощи приборов и формул открыл пророку Моисею тайны, которые только начинают приоткрываться перед нынешними учеными. Геология подтвердила факт Всемирного потопа, на вершине горы Арарат найден остов Ноева ковчега, найдены доказательства гибели Содома и Гоморры. Предметом особых нападок со стороны суемудров было сказание о том, что солнце остановилось на сутки по молитве Иисуса Навина – ныне выкладки астрономов подтвердили казавшееся невероятным: единственный раз в истории на целые сутки было заторможено вращение земли, и случилось это именно во время похода Иисуса Навина на Палестину. Наконец, исследователями Туринской Плащаницы засвидетельствовано чудо Воскресения Иисуса Христа.

Современные теории происхождения Вселенной единодушно говорят о первотолчке и перводвигателе, то есть об акте Творения и Всемогущем Творце. Сама организация материи, по словам лауреата Нобелевской премии Эрвина Шредингера, есть «самый замечательный шедевр, осуществленный по руководящим законам Божией квантовой механики». Биология открыла в живых организмах мельчайшие генетические структуры, содержащие сведения о внутреннем устроении, облике, образе жизни, предках и окружении каждого существа – эти письмена могли быть начертаны только Высшим Разумом, то есть Словом Божиим. Практика врачей-реаниматоров непреложно засвидетельствовала, что душа человеческая не умирает по смерти тела. И несмотря на единодушные доводы религии и науки, в наши дни еще находятся безумцы, продолжающие упрямо твердить: «Нет Бога…»

Само понятие «законы природы» говорит о бытии Верховного Законодателя. Вся вселенная повинуется Творцу: по установленным Им законам вращаются галактики, сияют звезды, вздымаются горы, растут деревья и летают птицы. И только человек, одушевленная пылинка вселенной, дерзает нарушать заповеди Миродержца, извращать грехом собственную природу. Лукавым ослушникам нестерпима бывает мысль о неизбежном наказании, поэтому слепой рассудок человеческий пытается оттолкнуть от себя веру в Правосудного Господа и помимо Естественного Откровения требует еще каких-то чудес и знамений.

Если бы в небе над нами одновременно сияло двенадцать солнц, деревья росли прямо из воздуха, а домашние животные наши по средам и пятницам изрекали мудрые афоризмы – словом, если бы Творец обустроил видимый мир несколько иначе, мы тоже не находили бы в нем ничего чудесного. Чудом кажется нам лишь то, что выходит за пределы привычного, повседневного. И в этой будничности, которую люди устроили себе из таинственного мира Божия, мы уподобляемся живущим на склонах вулкана и позабывшим, что под ними вершится бурление стихийных сил, готовых в любой миг вырваться наружу и поглотить их привычный мирок.

Материальный мир, в котором мы до времени существуем – это лишь тонкая оболочка, за которой скрыт мир духовный, управляемый иными законами и наделенный невиданным нами могуществом. Самый слабый из обитателей духовного мира, будь то Ангел или даже демон, мог бы сделать с материальным миром все что угодно – если бы повелел или попустил это Всемогущий Господь. То, что мы называем чудесами, на самом деле – прорывы мира духовного в видимый нами мир.

Если такою мощью наделены служебные и даже падшие духи, то очевидно, что Самому Вседержителю проще простого изменить установленные Им же законы природы. «Для Бога легче возжечь новое солнце на небе, нежели нам засветить свечу», – говорит святитель Иннокентий (Борисов). Однако Господь никогда не совершает «чуда ради чуда»: чудеса Божии являются либо предостережением падшим, либо толчком, обращающим к вере уже созревшую для этого душу.

Сердца, окамененные гордыней, не сможет возродить никакое чудо. Такими жестокими сердцами обладали иудейские фарисеи: сошедший в мир Сын Божий исцелял слепых и параличных, воскрешал мертвых, а гордые фарисеи противились Ему и гнали Его. Сердца, открытые для восприятия чуда, обрел Спаситель не среди многознающих и власть имущих, а среди простых людей, хранивших способность к по-детски чистой и вдохновенной вере.

Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его? Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто… тот получит благословение от Господа и милость от Бога, Спасителя своего (Пс. 23, 3–5), – воспевает святой пророк Давид.

Простое, будничное чудо сотворил Господь наш Иисус Христос для рыбаков галилейских. Всю ночь Симон Петр, Иаков и Иоанн закидывали сети, но тщетен был тяжелый труд их – в ячеях сетей лишь пузырилась вода да виднелись комки водорослей, но ни одной даже самой маленькой рыбки не попалось ловцам. С пустыми руками должны были они возвращаться к семьям, их ждал серый полуголодный день, но они задержались на берегу озера, чтобы послушать Учителя, слава Которого уже разнеслась по всей Галилее.

И вот, прервав слова наставления, Спаситель обратился к Петру и сказал:отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова (Лк. 5, 4).

Скорее всего Петру не хотелось этого делать, он думал о бесполезности подобной затеи. Усталый после бессонной тревожной ночи, опытный рыбак, Петр знал, что днем рыба почти не ловится, и мысль о том, что придется вновь тащить из воды пустую сеть, а потом опять чистить ее, не доставляла ему удовольствия. Но такой свет исходил от Лица Иисусова, такая сила и власть были в словах Его, что Петр расправил натруженные плечи и отвечал:Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5, 5).

Петр вывел лодку на глубину, закинул сеть – и не поверил своим ощущениям, когда руки его дрогнули от огромной тяжести. Такого улова еще не видывали галилейские рыбаки! В сети кишели рыбы: большие и маленькие, всевозможных пород – таращили круглые глаза, извивались, били хвостами. Охваченный охотничьим азартом, Петр кликнул на помощь – и вот уже две лодки стали наполняться серебристой и золотистой, шевелящейся и бьющейся добычей. И лишь когда перегруженные лодки начали погружаться в воду, грозя потопить удачливых рыбаков, Петр опомнился – и посмотрел на сидящего рядом Иисуса, Который спокойно взирал на происходящее. Внезапно он понял, Кто сидит рядом с ним и видит его торопливую жадность, чувствует его мелкие корыстные мыслишки. И припав к коленям Иисуса, Петр взмолился: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный! (Лк. 5, 8).

Страшно человеку оказаться в одной лодке с Богом! Страшно, ибо нет достойных такой встречи, и ужас охватывает грешника, и все существо его кричит: бежать! бежать! потому что вот суд! вот кара! вот бездонные очи Всевидящего и Правосудного! Но Петр не бежал, Он припал к коленям Спасителя, и пока уста его шептали покаянное: «Оставь меня, недостойного грешника», сердце взывало: «Возьми меня с Собой, Господь Милосердный!» Сын Божий прозрел тайну сердца смиренного рыбака и избрал его Своим учеником.

В чудесном улове рыбы, посланном от Спасителя галилейским рыбакам, святитель Феофан Затворник видит образ всякого труда, совершаемого с помощью Божией, и говорит об этом: «Пока один человек трудится и одними своими силами хочет чего достигнуть – все из рук валится, когда приближается к нему Господь – откуда потечет добро за добром. А в духовно-нравственном отношении невозможность успеха без Господа осязательно видна».

Являя Петру, Иакову и Иоанну знак неограниченной Своей власти над материальным миром, Сын Божий призывал их к высшему служению в мире духовном. Отныне будешь ловить человеков (Лк. 5, 10), – сказал Спаситель Петру, и этот зов, обращенный к апостолам, обернулся для человечества воистину чудесной ловитвой.

Слабой тенью будущего величия была переполнявшая лодки галилейских рыбаков добыча. Что сулил рыбарям богатый улов? Только сытый желудок и набитый деньгами карман. Что ждало этих красивых, блистающих чешуей рыбин? Нож кухарки и крутой кипяток. Совсем иные блага сулит труд рыбаря Христова, ловца во имя Господне. Слава такому ловчему, ибо лучезарный венец в Царстве Небесном станет ему наградой за труд. Благо уловленному, ибо доброй рукою поднят он к вечному счастью из мрачных пучин преисподней.

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

В этом видимом мире, полном Господних чудес, величайшее чудо – человек, ибо создан он по святому образу и подобию Божию. В урочный час сгорит земля и испепелятся галактики, исчезнет материальный мир, но душа человека – безсмертна. За душу каждого из нас спорят Всеблагой Господь и злобный диавол. Превечный Отец зовет нас к небесному блаженству, сатана заманивает на дно преисподней.

Рыбы живут в иле и тине, извлеченные из темной воды, под куполом небес и солнечными лучами они погибают. Не так человек, истинное Отечество которого – не вязкий ил видимого мира, но Горнее Царство, дышать благоуханным воздухом которого он призван. Спаситель оставил на земле Церковь Свою – Небесную сеть, ячеи которой – православные храмы, а рыбари – достойные священнослужители. Великая радость – попасть в эту чудесную сеть, удержаться в ней и вознестись к Всемилостивому Ловцу.

Будем же молить Спасителя, да уловит Он благодатным неводом Своим наши души и да водворит там, где чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога (Откр. 22, 1). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)



  • Разделы сайта