Что за борьба ушу. Ушу. История развития, виды. Сколько стоят занятия

Что такое ушу и чем оно полезно для ребенка? Со скольки лет лучше начинать занятия и какие есть противопоказания? Отвечаем на самые важные вопросы в этой статье.

Дословно «ушу» переводится как «боевое искусство» и представляет собой сложный комплекс физического и духовного развития. Как и другие восточные единоборства, пришедшее из Китая ушу очень популярно в нашей стране - и не зря! Занятия этим боевым искусством делают ребенка сильным, ловким, уверенным в себе и закаленным как физически, так и морально.

Стили ушу

Ушу - по-настоящему разнообразный вид спорта. Выбрать направление по душе точно сможет каждый: на сегодня в Китае зарегистрировано более 120 стилей этого боевого искусства. Причем единства нет даже в их классификации: кто-то разделяет виды ушу по принципу Юг/Север, кто-то - по месту их возникновения, долинам рек и так далее.

Рассмотрим самые популярные стили этого единоборства.

Шаолиньцюань

Один из самых популярных стилей, зародившийся в знаменитом шаолиньском монастыре. Основные постулаты: наработка (мастерство нужно оттачивать), соответствие, смелость, свирепость, быстрота и подлинность. Отличительная особенность стиля - мощные отточенные удары, зрелищные прыжки и кувырки.

Танланцюань

Еще один очень распространенный вид ушу, более известный как Стиль богомола. По преданию, его создал шаолиньский монах Ван Лан, понаблюдав за тем, как насекомое сражается и нападает на жертву, и позаимствовав у него несколько приемов.

Тайцзицюань

Так называемый «внутренний» стиль, точное происхождение неизвестно. Из-за мягкости движений часто практикуется как вид оздоровительной гимнастики и подходит людям с любой физической подготовкой.

Багуачжан

Вид ушу, в котором удары совершаются не кулаком, а ладонью. Еще одна отличительная особенность - все движения совершаются по кругу, переплетаясь и плавно перетекая из одного в другое.

Цайлифо

Стиль, созданный в XIX веке китайским мастером боевых искусств Чэнь Хэнем. Отличается большим количеством ударов ногами и ладонями в прыжке. Ключевые образы цайлифо - барс и кобра. Эффективность стиля оценил сам Брюс Ли.

Хунгар

Вариация ушу родом из провинции Кантон. Разработанный в XVII-XVIII веке, сегодня этот стиль популярен не только в Китае, но и на западе, в первую очередь за свою боевую эффективность. В России распространена вьетнамская вариация хунгара под названием Хонг За Куен.

Со скольки лет?

Как правило, в ушу детей отдают достаточно рано: идеальным считается возраст 4-5 лет, хотя, если ребенок способный, можно начать занятия и в 3-3,5 года.

Серьезные занятия ушу как боевым искусством начинаются примерно с 7 лет. До этого момента тренировки проходят в игровой форме, а сами занятия направлены на постепенное и гармоничное физическое развитие. Философские же концепции этого боевого искусства дети начинают постигать в более сознательном возрасте.

Опытные тренеры советуют не расстраиваться, если в возрасте 4-5 лет ребенок не готов заниматься ушу. Заставлять малыша насильно ни в коем случае не нужно: отдайте его в бассейн, на или в любой другой спорт, который точно так же положительно повлияет на физическую форму и разовьет у ребенка выносливость, гибкость, ловкость и силу. Часто ушу для детей становится интересным чуть позже, к 10-12 годам.

Медицинские противопоказания

Для занятий ушу практически нет ограничений по здоровью. Однако от этого вида спорта придется отказаться, если у ребенка есть:

  • тяжелые травмы, особенно черепно-мозговые;
  • порок сердца и другие заболевания;
  • серьезные повреждения позвоночника;
  • некоторые инфекционные заболевания.

Не являются категорическим противопоказанием и различные болезни глаз (астигматизм, близорукость, дальнозоркость и прочие), однако перед занятиями нужно обязательно проконсультироваться с врачом.

При некоторых заболеваниях ушу может быть полезно, но важно соблюдать осторожность, подобрать оптимальный уровень нагрузок и обязательно поставить тренера в известность о всех имеющихся проблемах со здоровьем.

Узнать подробнее об .


Если вы хотите, чтобы ваша дочка стала сильной, гибкой, грациозной и могла за себя постоять, ушу идеально подходит для этих целей. В отличие от бокса, муайтая и других агрессивных боевых искусств, ушу для детей намного более безопасный вид спорта. Нагрузки менее интенсивные, движения - плавные и красивые, а упор делается не на физическое превосходство, а на умение пользоваться тем, что дала природа.

Также вы можете выбрать тип ушу, которым будет заниматься маленькая спортсменка: помимо контактных поединков саньда существует так называемое ушу-таолу - комплекс упражнений и акробатических элементов, который на соревнованиях оценивается аналогично гимнастическим выступлениям. Только техника и никакого контактного боя с противником!

В любом случае, независимо от того, какой вариант ушу вы выберете, это единоборство подарит девочке знания базовых принципов самозащиты, красоту и уверенность в себе и никак не скажется на ее женственности.

Плюсы

Польза ушу для детей касается не только физических, но и духовных аспектов, ведь это не просто набор приемов, а целое учение о гармонии тела и духа. Итак, что же получит ваш ребенок, занимаясь ушу?

  • Улучшится выносливость, координация, сила и ловкость. Дети-ушуисты быстрее реагируют и меньше травмируются в обычной жизни. Девочкам ушу подарит пластичность и красивую осанку.
  • Ушу состоит из сложных комплексных упражнений: чтобы правильно их выполнить, нужно уметь концентрироваться и контролировать свое тело и разум. Это умение пригодится не только в спортивном зале, но и в школе.
  • Организм будет гармонично развиваться. Нагрузки в ушу равномерны, а на тренировках задействуются все группы мышц.
  • Окрепнет иммунитет. Как и любой спорт, ушу положительно влияет на здоровье: улучшается работа легких, сердечно-сосудистой и, конечно, иммунной системы.
  • Сформируется сильный характер. Ушу не только учит детей выполнять упражнения и боевые приемы, но и воспитывает в малышах такие важные черты, как ответственность, смелость, и благородство, а также учит анализировать ситуацию и быстро реагировать.
  • Разовьются социальные навыки. В секции ребенка ждет общение со сверстниками и взрослыми, а уверенность себе, которая приходит к каждому спортсмену, поможет лучше чувствовать себя в классе, во дворе и в других кружках.

Минусы


В отличие от многих других дисциплин, ушу для детей практически не травмоопасно. Однако это справедливо только при наличии опытного тренера. Неправильное выполнение упражнений, незнание техники безопасности и особенностей детского организма может привести к травмам и повреждениям. Чтобы этого не случилось, уделите особое внимание выбору тренера. Он должен четко понимать, какие нагрузки под силу маленьким спортсменам и какие упражнения можно давать в том или ином возрасте. Лучше, если в одной группе занимается до 10 человек, потому что очень важно следить за каждым, а уделять внимание 20-30 детям одновременно просто невозможно.

Еще одна особенность ушу, которая может вызывать у родителей вопросы, - философская основа . Действительно, маленьким детям намного интереснее подвижные игры, нежели духовные концепции ушу. Если вы боитесь, что вашему ребенку на занятиях будет скучно, не переживайте: как мы уже писали выше, в подготовительных группах упор делается именно на общее развитие и физическую активность. Знакомство же с ушу как с учением начинается в более позднем возрасте - с 7-12 лет.

И, наконец, главное опасение тех, кто отдает ребенка в ушу, мечтая научить его самообороне, - неэффективность ушу в реальном бою . Безусловно, далеко не все приемы помогут справиться с хулиганами, но у ребенка все равно будет четкое понимание возможностей своего тела и знание того, как использовать их против превосходящего по силе противника: чтобы вывернуться из захвата, заблокировать удар и т.д.

Сколько стоят занятия?

Финансовые вложения зависят от города и от вида ушу, которым занимается ребенок. Посмотрим, на что придется тратить деньги:

  • Тренировки - есть как бесплатные, так и платные секции. В последних средняя стоимость начинается от 600 рублей за занятие.
  • Экипировка - если ребенок занимается ушу-таолу, то для занятий понадобится только стандартная форма (кимоно-ифу и штаны), которая стоит от 2000 рублей. Для ушу-саньда придется купить специальную защиту: для корпуса (от 3000 рублей), голеностопа (от 1000 рублей), паха для мальчиков (от 700 рублей) и капу (от 200 рублей).
  • Соревнования и сборы - стоимость зависит от условий секции, в которой занимается ребенок. Расходы на выезды может взять на себя клуб, но, скорее всего, их придется оплачивать самостоятельно, а цена будет складываться из города/страны назначения, стоимости билетов, проживания и питания.

Подводим итог

Отправляя ребенка в секцию боевого искусства, родители почти всегда руководствуются желанием научить его самообороне. На самом же деле, занимаясь ушу, маленький спортсмен получает куда больше: развивается не только тело, но и характер, улучшается координация, обостряется реакция. Мальчики растут ловкими и сильными, девочки - грациозными и быстрыми. Независимо от пола дети учатся чувствовать свое тело и управлять им.

По сравнению с другими видами спорта, в ушу меньше агрессии и риска для здоровья, а при хорошем тренере можно не опасаться даже мелких травм. Также занятия не требуют больших финансовых вложений и одинаково хорошо подходят мальчикам и девочкам.

У шу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению подобной системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования.

Уже в конце второго века появилась стройная система индивидуальной подготовки воинов, носившая название уи. Этот термин использовался на протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова ушу. В уи вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с оружием (так называемые "18 боевых искусств", состоящие из умения пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия). Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу), которые выполнялись индивидуально и с партнерами.

На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и взаимнодополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к само совершенству.

В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием. Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и направлений стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и Эмэйских гор.

Условно существует деление на "внешние" и "внутренние" школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что "внешние" стили базируются на развитии физических качеств, а "внутренние" - на использовании жизненной силы (ци) и выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать "внешние" стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а "внутренние" - с равнинной, огибающей их.

Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем "внутренние" стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддийской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в любом "внешнем" стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая "внутренняя" школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.

Процесс обучения во "внутренних" и во "внешних" школах не сводился только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности.

Что первично – дух или тело? Что позорнее – благоразумие, граничащее с трусостью или неконтролируемая свирепость в бою? Кем лучше быть – болезненным интеллектуалом или недалёким громилой с отменным здоровьем? Согласитесь, вы с детства задавали себе эти вопросы и не находили ответа. Выбор из двух крайностей казался принципиально невозможным. С подобной проблемой сталкиваются многие, но не все признаются в этом.

Тем более, в этом не признаются ваши дети!

Откройте глаза, решение проблемы существует! Важно понять, что противопоставление двух взаимоисключающих крайностей ведёт к разрушению и хаосу. Лишь их гармоничное единство делает человека сильным, стойким и духовно развитым. Осознайте это и помогите своим детям!

Древний Восток оставил в наследство миру блестящий пример культуры духа и тела – ! Существует множество школ и направлений ушу. Но заложенный в них принцип един – гармония тела и духа. Ушу - это древнейший вид единоборства, который зародился давным-давно к Китае, в основе которого лежит философия, которая впитала в себя все знания китайских мудрецов за многие века.

На первых этапах ваш ребенок конечно же не сможет постичь всю древнюю мудрость, да ему это и не нужно. Но основы уже будут заложены. А их вполне достаточно для того, чтобы учиться принимать верные решения, не обижать меньших, защищать слабого, быть веселым и жизнерадостным, а следовательно, быть более подготовленным к взрослой жизни, ведь когда-нибудь они отложат свои игрушки для мальчиков и девочек и окунутся в реальный мир, где их уже не будут защищать мамы и папы. Также ушу позволяет нашим детям меньше болеть и уметь справляться с любыми трудностями. Искусство ушу не только делает ребенка сильнее, оно закаляет его дух. А в условиях современной жизни устойчивость к различным стрессам, которой учится ребенок на занятиях ушу, становится просто незаменимым качеством.

Что же обретёт ваш ребёнок, занимаясь ушу?

Во-первых, техника ушу одновременно вовлекает в работу множество групп мышц, что даёт потрясающий эффект для организма. Интенсивно развивается пластика, скорость, выносливость и, конечно, сила.

Во-вторых, максимально задействуется вестибулярный аппарат, отвечающий за координацию движений и чувство равновесия.

В-третьих, сложная последовательность движений требует немалой концентрации внимания, что положительно влияет на память и развивает пространственное мышление.

В-четвёртых, правильное движение неотделимо от правильного дыхания, глубокого и равномерного. Эффект очевиден – здоровые лёгкие и кровь, обогащённая кислородом.

Можно долго перечислять достоинства ушу, и его преимущества перед традиционными видами спорта, но главное качество, на которое в первую очередь стоит обратить внимание, это почти нулевая травмоопасность. Вы можете быть спокойны за ваших детей, поверьте!

Итак, что же понадобится для того, что бы ваш ребёнок начал заниматься ушу? Как минимум, хороший учитель и желание ученика. В школы мальчиков и девочек набирают с пяти лет. В столь юном возрасте они наиболее податливы как хорошему, так дурному влиянию. Так, подайте им хороший пример!

Ознакомьтесь с максимально доступным перечнем спортивных школ и секций. Посоветуйтесь со знающими людьми и прислушайтесь к их мнению. В конце концов, поищите информацию в Интернете. Ведь вы читаете эту статью, верно?

Выбрав школу и тренера, сходите на несколько первых тренировок, если это возможно, конечно. Понаблюдайте за поведением тренера и детей. Изучите план тренировки, как если бы сами намеревались заняться ушу. В результате у вас обязательно сложится мнение о школе, тренере и способностях вашего ребёнка. И, если, вы решите, что гармония – основополагающий принцип этой школы ушу, значит вы и ваш ребёнок на верном пути!
Тренируйтесь, любите себя и своих детей, и вы непременно добьётесь прекрасного союза тела и духа! Ведь сказано в старой китайской пословице: “Дорога в тысячу миль начинается с первого шага!”

А. А. Маслов

Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. -

М.: Алетейя, 2003, с. 314-322, 330

Оккультно-мистические практики в современном Китае не исчезли, нолишь приобрели новые формы и новый «лексикон», которым они рассказывают о себе. Если раньше людям обещали бессмертие или жизнь, которая продлится сотни лет, то сегодня чаще всего идет речь об обещаниях крепкогоздоровья, могучей мужской потенции и «белизны» женской кожи (отбеливание кожи «под иностранцев» - современный канон красоты). Сегодня древние магические приемы в снятом, несколько завуалированном виде используются практически повсеместно.

Одной из форм проявления древнего магического искусства в современной жизни является широко известная во всем мире китайская традиционнаямедицина. Под термином и , сегодня означающим «медицину», первоначальноподразумевались либо особая категория медиумов, врачующих посредствомсобственного тела, либо жесты и приемы, которые они при этом выполняли. Впринципе, даже сегодня суть магического врачевания, которое и подразумевается под «традиционной китайской медициной», особо не изменилась - в деревнях по-прежнему, приступая к излечению больного, прежде всего оценивают соотношение в его организме энергий инь-ян, состояние «внешних и внутренних духов», и «прогоняют болезни» при помощи трав и т. д.

Таким же отголоском, причем вполне «живым», древней магической культуры является ушу, обычно переводимое как «боевое искусство», хотя, в сущности, оно представляет собой сложнейший комплекс психо-физического воспитания человека. Традиционные методы ушу, в отличие от современногоспортаи гимнастики ушу, непосредственно связаны с раскрытием духовных сил человека, его внутренним очищением и воспитанием. А методики, используемыедля этого, во многом повторяют магические приемы древних даосов и магов,например дыхательно-медитативная практика (цигун или нэйгун), многократное выполнение комплексов-таолу , некоторые из которых имеют исключительно ритуальный характер. Более того, существуют стили ушу, которые вообще никогда не предназначались для боевого использования и были порождены исключительно народной магической культурой. Они базируются на имитации движений животных, которая в свою очередь связана с широкоизвестными ритуалами мистического перевоплощения в животных.

Другиестили, особенно на юге Китая, где особенно сильна была магическая культура,непосредственно родились из ритуальных танцев, выполняемых под музыку иудары в гонги и барабаны, вводящих человека в психосоматический транс. Поразительно, но сегодня многие из этих стилей ушу, особенно на Западе,считаются «прикладными» и боевыми, и мало кто знает об их реальной магической истории.

Сложность понимания ушу заключается именно в его современном состоянии - на первый взгляд, оно стало достоянием широкой публики, превратилось в зрелищный вид спорта. В сущности, ушу повторило путь многих других некогда магических систем духовной практики, например магического врачевания, ставшего широко известной «китайской традиционной медициной», илигеомантики фэншуй, даосской диетологии - все они так или иначе превратились в предмет коммерции и с этого момента целиком утратили свое действительно мистическое содержание.

Ушу как способ психофизического воспитания, включающий множество компонентов - от физической тренировки до диетологии, возник относительно поздно, не раньше ХV-XVI вв. Сами же компоненты существовали задолгодо этого периода, и потому в общем можно согласиться с тезисом о древности происхождения ушу. По сути, в истории существовало
315

Несколько форм ушу (сам термин возник в III в.), которые затем слились воедино. Долгое время основное направление ушу существовало исключительно как система армейской подготовки, включая способы боя с длинным и коротким оружием, рукопашный бой, вольтижировку, даже построение боевых порядков. Параллельно развивалась некая игровая или потешная система, включавшая в себя элементы боевой практики, которая демонстрировалась при императорском дворе или на народных праздниках. Причем такие развлекательные народные представления получили колоссальное распространение в эпохи Тан-Сун в виде так называемых «представлений под навесом» (канпэн). Это было сродни цирковому развлечению: бойцы не столько вступали в поединки перед публикой, сколько, например, демонстрировали способность очень быстро вращать алебарду, весящую пару десятков килограммов, или выполняли групповые комплексы с длинными шестами.

Однако настоящий перелом в ушу происходит в ХVI-ХVП вв. - когда боевые и игровые методы сливаются с ритуальными оккультно-магическими комплексами. Это и становится зарождением ушу как системы физического и духовного - духовного в традиционном китайском смысле - воспитания последователей. Тем не менее до сих пор сохранилось очень много стилей ушу, носящих чисто развлекательный или оздоровительный характер, и хотя им традиционно приписывается эффективность в бою, в действительности это не более чем дань народной традиции. На юге Китая, в провинциях Гуандун, Фуцзянь и в Гонконге, комплексы упражнений таких стилей совершаются под удары в гонги и барабаны, ритмично, с четкими остановками и резкими ускорениями. Примечательно, что именно из этих южных стилей ушу родилось японское каратэ.

Ушу, известное нам сегодня, - это далекий, но тем не менее явственный отголосок тех мистерий и культов, которые пришли из глубокой древности. Это прекрасный пример того, как мистическая традиция и закрытые методы духовной практики могут скрываться под внешней оболочкой физической культуры, боя, а сегодня даже и спорта.

Подавляющему большинству людей порой сложно понять, что существуют по сути два ушу, которые между собой практически никак не связаны. Одно было создано самой китайской традицией в ХVП-ХVIII вв. на основе магически-оккультных методик установления связи с запредельным миром, энергетической подпитки и воспитания человека-воина. Но не воина как некоей агрессивной личности, а уникального существа, способного без злобы и агрессии блестящим образом противостоять этому миру. Это путь безукоризненного мастерства. Он требует очень больших усилий, вдумчивости и немалой внутренней интеллигентности.
316

Другое ушу, как ни странно, тоже было создано китайской традицией. Это путь внешний, показной, довольно простой и не требующий внутренних усилий. Этот тип ушу (а на самом деле речь идет не только об ушу, но и о многих явлениях китайской традиции, в том числе медицины, диетологии, живописи и т. д.) создан в основном для того, чтобы сохранить в нетронутом виде истинные ценности, мистическое знание, удовлетворив людей недалеких, невдумчивых и амбициозных. Не случайно все, абсолютно все, что написано про ушу в Китае, есть легенда, миф, таолу намеренно искажаются, в описании упражнений цигун меняется порядок движений, в описании речитативов - порядок иероглифов. Так работает механизм сокрытия мистического знания в ушу. Причем онне управляется кем-то конкретно, но исторически выработан самой культурой.

Такая двойственность ушу - прекрасная лакмусовая бумажка. Чем дальше следует продвигаться вперед, тем остается меньше людей, способных выдержать такое внутреннее напряжение. Они отпадают, спотыкаются о ложные цели или свои амбиции. Не случайно в китайских учениях, в том числе и вушу, последователи называются «идущими по Пути» или «вступившими наПуть» (жу дао). А теперь задумаемся, сколько вокруг нас людей, о которыхможно сказать - «идущие по Пути»? Вот они-то и есть воистину «занимающиеся искусством» (лянь гун), как говорят об истинных последователях ушу.

Точкой концентрации всех векторов в ушу, равно как и во всех другихдуховных практиках Китая, является фигура учителя или наставника, который по своему статусу является продолжателем традиции магов, хотя «выглядит» значительно более современным. Вообще понятие наставника в мистической традиции Китая порой разрастается до фантасмагорических масштабов: реальным людям могут приписываться подвиги древних мастеров, необычайные возможности, и по своему облику в таких рассказах эти людиоказываются очень близки к бессмертным-сяням .

Приведем лишь один пример. В буддизме наставников принято именовать фаши - дословно «наставники дхармы», то есть буддийского учения. Однако точно так же на юге и в центральных регионах Китая именуют людей,признанных местным сообществом в качестве наставников, причем не обязательно буддийских. Они, например, могут давать наставления в медицине, ушу, гадании, живописи.

Сегодня практически все известные мастера ушу, которые получили буддийское посвящение, но не обязательно были монахами либо покинули монастырь, также именуются фаши, причем такое звание дает им местное сообщество, а не они сами. Если внимательно посмотреть, какие в действительности функции они выполняют, окажется, что фаши не обучают людей непосредственно (это за них делают их ученики), но, выполняя определенныеупражнения, медитации, или, наоборот, практически мгновенно
317

Они способнывходить в необычное состояние, в котором начинают говорить или показыватьвещи, не характерные для их уровня знания. В этом состоянии они могут врачевать людей на расстоянии. В частности, мне приходилось видеть в провинции Хэнань следующий способ врачевания: фаши садился на стул в пареметров от больного, прикрывал глаза и начинал медленно раскачиваться, затемделал небольшой толчок рукой в воздухе или какое-то смахивающее движениеперед собой. На этом лечение заканчивалось, вредоносные духи были изгнаны.Примечательно, что такое лечение нередко оказывалось очень эффективным.В той же провинции Хэнань практически все известные мастера ушу именуются фаши. Поначалу может сложиться впечатление, что это происходит из-затого, что многие из них связаны с буддийской практикой, например, обучалисьв монастыре Шаолиньсы или у его последователей. Однако термин фаши распространяется прежде всего на тех, кто способен либо «передать истину», тоесть быть посредником в передаче духовного знания от верхних духов к ученикам, либо на тех, кто способен входить в состояние транса в момент выполнения комплексов таолу.

По сути, фаши - это воспроизведение древнейшего искусства медиумов.Сам термин фаши встречается еще в древнейших текстах периода Чжоу. Знаменитый востоковед де Гроот наблюдал практику фаши на юге Китая в началеXX в. и пришел к выводу, что так называли неких людей, «захваченных духами». На Тайване фаши выполняет функцию «мастера ритуалов» во времяхрамовых церемоний, призывая духов спуститься на землю и войти в конкретных людей. В этот момент люди могут задать духам любые вопросы, причембольшинство из них интересуют самые бытовые проблемы, например, у духовнередко спрашивают номера лотереи, которые могут выпасть при следующемрозыгрыше.

Путешествуя по многим районам Китая, бывая в самых отдаленных уголках и горных районах, я с интересом наблюдал за теми людьми, которых местные жители называют «наставниками» (шифу).Поведение их может показаться странным и далеким от норм того, чтообычно принято называть наставничеством или мастерством. Прежде всего, большинство из них не отличается какими-то сверхъестественными или необычайными способностями, например, мастера ушу отнюдь не являются самыми лучшими бойцами, не обладают угрожающим видом. В основном это пожилые люди скромного, а нередко вообще неприметного вида, их лица выражают смущениеи даже растерянность, когда их вдруг начинают именовать мастерами.

Думается, путаница происходит из-за абсолютного несовпадения понятиямастерства на Западе и в Китае. Для западной традиции мастер - это могучийи самый лучший боец, строгий и жесткий ментор. В Китае же наставник выполняет совсем иную миссию - он опосредует связь своих учеников с Небом,с духами мастеров предыдущих поколений. И поэтому самое важное - всевремя находиться рядом с мастером.
319

Мир ушу знает множество мифов и рассказов о подвигах мастеров, причем именно с этих рассказов начинается обучение в любой традиционной школе ушу. Например, шаолиньская традиция ведет свое начало от индийского монаха-миссионера Бодхидхармы, который девять лет провел в медитативномсозерцании, сидя лицом к стене в одной из пещер гор Суншань. Как рассказывают все более или менее известные хроники монастыря Шаолиньсы, именноон стал основателем чань-буддийского учения и боевого искусства шаолиньских монахов. Однако эти предания в их окончательном виде сформировалисьне раньше XVII в., то есть через более чем тысячу лет после того, как приходилв Китай легендарный Бодхидхарма. Современные же исследования показали,что прямого отношения к ушу Бодхидхарма не имел, к тому же Шаолиньсыникогда не былцентром ушу. Это не является секретом и для современныхшаолиньских наставников, которые тем не менее регулярно приписывают Бодхидхарме и другим подобным героям древности создание многих боевых имедитативных комплексов, авторство «тайных трактатов». Зачем же эти истории передаются от поколения к поколению?

Думается, это объясняется не какой-то «мистифицированностью » сознания, но использованием древнейшей медитативной техники. Рассказывая омастерах, пересказывая реальные или, чаще всего, выдуманные истории из ихжизни, называя их по имени, ныне живущее поколение последователей темсамым как бы призывает духов древних бойцов на себя. Вспомним, что приисполнении ритуала похорон или поминовения китаец должен многократноназывать усопшего по имени, дабы тот не заблудился в мире духов, не превратился в «сиротливую душу», не обратился во вредоносного гуя, а продолжалпомогать своим потомкам. Точно так же школы ушу, построенные по принципу семьи, где все считаются братьями-сестрами, отцами-детьми, поминают своих «родственников», устанавливая связь с их духами. Известно много историйо том, как последователи учились во сне, когда к ним приходил наставник,умерший сотни лет назад, и показывал секреты ушу. Мне неоднократно приходилось видеть, как ученики, прикрыв глаза и войдя в медиативный транс,начинали выполнять мощные, жесткие движения, которых до этого никогда неучили, а придя в себя, рассказывали, что им явился некий наставник и сталпомогать им.

Вообще образ наставника в духовной традиции Китая сведен к некоему абстрактному мифообразу, абсолютному Учителю, связанному с древними секретами и самой энергетикой древних мудрецов. Будучи передатчиком этойтрадиции, он отсутствует как индивидуальная личность и являет собой неболее чем одно из звеньев в цепи «преемствования духа древних». В этом онтакже
320

схож с древним магом, ибо в тонком мире для человека не может бытьникакой окончательной самоидентификации, у него нет окончательного лика,поскольку его физическое тело является лишь временной оболочкой, тогда какего существование выходит за рамки земной жизни. Такое представление отом, что все внешнее - тленно и временно, а все внутреннее - истинно ивечно, проявилось, в частности, в существовании дихотомии «внешнее-внутренее» (нэй-вай) во всех областях искусства, в интеллектуальных поисках самосовершенствования и политического управления. Причем отнесение ко «внешнему» или «внутреннему» того или иного явления зависит исключительно отпозиции самого классифицирующего. Например, все последователи ушу относят свою школу ко «внутреннему» направлению и в то же время всех остальных считают «внешними» или идущими «внешним путем» (вай дао).

Соотнесение со внешним или внутренним никоим образом не связано стехническим мастерством бойца ушу, искусностью живописца или точностьюпредсказаний гадателя. Существует лишь один критерий - приобщенность ктрадиции конкретной школы, передача духовного, а не технического компонента традиции. Причем под «духовной передачей» подразумевается способность последователя адекватно воспроизводить то состояние сознания, которое было присуще его наставникам и которое в свою очередь и является «передачей истины» (чжэньчуань). И сегодня, например, наставник, который преподает при Шаолиньском монастыре ушу, но при этом не является воспитанникомШаолиньсы или самой шаолиньской школы, именуется вай ди - «внешнийученик». Традиционными наставниками он отвергается как «плывущий в другом потоке».

Тот, кто находится рядом с наставником, когда он пребывает в состоянииозарения или одержимости духами древних, и есть человек, перенимающий отучителя истинную благодать. Не техническое мастерство, не какие-то секретыпередаются последователю, а ощущение, принесенное из потустороннего мира.Это и есть то, что именуется чжэньчуань - «передача истины» (одно из самыхрасхожих понятий в китайской мистической культуре). Рядом с мастером могут находиться сотни учеников, но лишь нескольким из них посчастливится уловить это ощущение и пережить мистическое откровение. Они и будут называться «воспринявшими истину». Все же остальные получат «ложную традицию» {цзя чуань), хотя проходили точно такое же обучение, как и «истинные ученики», с той лишь разницей, что в силу многих причин они оказалисьнеспособны пережить экстатический транс и мистическое откровение.

В самом понятии «передача истины» или «истинная традиция» нет и оттенка философского созерцания или вопроса «что есть истина?». Истина в данном случае - та благодать, которая ощутимым образом исходит от наставника и рядом с которой надо пребывать. Именно поэтому учитель «учит молчанием», передавая знания одним своим присутствием.
321

В реальной жизни этообучение выглядит чаще всего как обычная жизнь рядом со своим наставником в течение многих лет. Ученик вместе с ним странствует по разным местам,принимает пищу, нередко живет в его доме. Преданность и внутренняя благодарность наставнику - важнейшая часть этой традиции, поскольку в противном случае обрывается связь со всеми поколениями предыдущих мастеров иученик оказывается вне традиции, «вне передачи» и по сути перестает быть учеником.

Имена учеников, которым была «передана истина», обычно заносятся вособые генеалогические книги (цзя пу), существующие у каждой школы ушу,гадателей, каллиграфов, художников. В них подробно указывается, как осуществлялась передача благодати от учителя к ученику, причем такие книги сабсолютной точностью скопированы с обычных семейных хроник. Небольшоеколичество учеников, занесенных в цзя пу (обычно их два-три), говорит вдействительности не о том, сколько человек обучалось у наставника, а о том,сколько испытало соприкосновение с миром духов и способно передавать этотимпульс дальше.

В этом смысле становится более понятным известный китайский постулато необходимости передавать учение «от сердца к сердцу» (и синь чуанъ синь).«Сердце» (также «душа» - синь) в китайской традиции означает совокупностьдуховно-психических свойств человека и в этом плане логически противостоит«телу» (ти), и таким образом, любое учение есть передача личных свойств ипереживаний просветленного учителя. Именно поэтому не существует каких-то секретов, которые можно было бы «подсмотреть», украсть или выдать, -все обучение сведено к особой роли личности наставника, его личного магнетизма, и далеко не всегда его технических знаний.

Смысл жизни такого наставника - в сохранении этого духовного импульса, этой истины, которую нельзя растерять в бренном мире. И ради этогоможно пожертвовать карьерой, удалиться на старости лет в уединенную деревню или в горный скит. История донесла до нас слова Шэнь Чоу (1427-1509),одного из четырех великих наставников династии Мин. За год до своей смертион собственноручно сделал каллиграфическую надпись на своем портрете, написанном одним из художников.

Прямо над своей головой на картине он размашисто начертал: «Некоторые считали, что глаза мои слишком малы. Другие же утверждали, что челюсти мои слишком узки. Я не знаю, да и откуда же мне знать, чего мне недостает? Да и в чем смысл сравнения глаз и лиц? Волнения мои лишь о том,как не утратить истинность. Ко всему же остальному был я столь беспечен всеэти восемьдесят лет, и остаюсь им сейчас, когда смерть стоит лишь в шаге отменя». И подписался - «Старик с каменистых полей».

322

* * *

То, что нередко представляется нам крайне загадочным, потаенным в китайской культуре, оказывается, наоборот, вторичным относительно действительно мистической культуры. То, что мы видим, можем прочитать илиуслышать, принадлежит уже к традиции редуцированной, более того - нередко крайне рационалистической. Продуктами многоэтапной рационализации мистического можно считать целый ряд явлений культуры, в том числефилософию, живопись и поэзию, китайскую медицину, комплекс боевых искусств ушу, даже фанатичное следование формам приготовления пищи и заварки чая.

Парадокс заключается в том, что для Китая эта эзотерическая традицияне была традицией тайной, недоступной, хотя она и могла быть сокрытой отдругих людей. Но скрывалась не техника, не приемы и не методики, которыеможно либо выучить, либо, как делают многие современные китайцы и европейцы, внешне сымитировать, подражая, скажем, китайскому ушу, а на самомделе занимаясь обычной гимнастикой или спортом. Недоступность истиннойтрадиции обеспечивалась уже самим состоянием, в котором должен находиться человек, дабы вступить в контакт с миром духов, обрести трансцендентацию сознания, покинуть пределы своего физического тела. Ряд методик, например способы медитации, «внутреннего искусства» или ушу, могли подвести человека к определенной черте, способствовать его прорыву в область изначального опыта, но однако все это базировалось на определенной природной предрасположенности человека к трансу. Становится ясно, почему некоторымметодикам, которыми технически можно овладеть за несколько месяцев, последователей обучали десятилетиями - у них стремились развить способностьк трансцендентации сознания. Например, многие методики так называемых«внутренних стилей» ушу могут быть разучены за весьма короткий срок, порой измеряемый неделями, а техникой всего стиля можно овладеть за парулет. Тем не менее последователей обучают десятилетиями, раскачивая и разрабатывая их сознание, выводя его за пределы привычных конвенций, вербального опыта.

Нередко для непосвященного наблюдателя китайская культура представляется углубленно-философичной и утонченно-самоуглубленной. Она же, наоборот, нервно-яркая, невротизированная, как невротизирован любой магический ритуал, напрямую обращающийся к сознанию человека. И она не может быть воспроизведена вне самого Китая.

Сегодня одним из популярных видов спорта можно с уверенностью назвать ушу для детей. Этот древневосточный вид единоборства развивает не только физическую составляющую, но и духовную, в связи с чем является редкой возможностью укрепить не только тело ребенка, но и его дух.

Польза ушу

Уроки ушу способны всесторонне развить ребенка и сделать его более успешным, сильным и уверенным в себе. Плюсы посещения таких занятий очень значимы:

  1. В отличие от многих других видов спорта, ушу не является травмоопасным, что нередко является одним из решающих факторов при обращении именно к этому виду спорта.
  2. Необходимость запоминать и отрабатывать сложные последовательности движений приучает ребенка к высокой концентрации внимания, что в конечном итоге проявляется в виде развитой памяти и пространственном мышлении.
  3. Техника ушу вовлекает в работу сразу несколько групп мышц, что способствует развитию в самые короткие сроки таких полезных качеств, как выносливость, пластика, стремительность и точность движений и сила.
  4. Занятия ушу – один из лучших способов развить вестибулярный аппарат, что позволяет ребенку точно координировать движения и развить безупречное чувство равновесия.
  5. Каждое движение в системе ушу сочетается с определенной дыхательной техникой – что позволяет развить правильное дыхание, способное обеспечить кислородом весь организм.
  6. Ребенок, посещающий такие занятия, становится более дисциплинированным, ответственным и развитым.

Не смотря на то, что боевые искусства чаще выбирают мальчики, ушу для девочек также является прекрасным способом развития тела и духа. Для юных боевых искусниц разработаны специальные программы, в которых снижена нагрузка и число повторов. Нередко девочки показывают в этом спорте такие же хорошие результаты, как и мальчики.

Существует большое количество стилей ушу (кстати, у этого спорта есть еще одно популярное название – кун-фу, которое дети знают из мультика про панду). Их много раз пытались классифицировать, однако обычно многообразие не укладывается в рамки классификаций. Среди наиболее популярных можно обозначить следующие:

  1. Ушу-таолу, или «комплексы ушу» – вид соревнования по ушу, которое состоит в выполнении полноценных разученных комплексов движений, которые совмещают в себе разные стили ушу и некоторые акробатические элементы.
  2. Саньда, или саньшоу – контактный поединок, в котором спортсмены полностью экипированы для защиты тела от ударов. Оцениваются показанные навыки борьбы.
  3. Туйшоу – вид гимнастики ушу, при котором развивается чувствительность. Суть: без использования ударов или захватов спровоцировать противника выйти из круга.

Список этим не ограничивается, и разные секции ушу для детей предлагают разный подход. Можно найти такие, где идет развитие пластики, и совсем нет поединков, а можно напротив, избрать более агрессивное направление (например, если ребенок гиперактивен, это может помочь усмирить его нрав). Главное, руководствоваться не только своими представлениями, но и мнением ребенка.

По наиболее распространенному мнению, начать заниматься ушу лучше всего в возрасте от шести лет и старше: в это время ребенок уже становится «маленьким взрослым», ему нужно привыкать к ответственности и самодисциплине, которую требуют школьные занятия. Тренировки помогут не только интересно и с пользой проводить свободное время, но и развить необходимые черты и быстро вписаться в школьную систему, что обеспечит внимание на уроках и отличную учебную успеваемость.



  • Разделы сайта