Что такое «Королевская йога»? Особенности королевской йоги. Восемь ступеней практики - аштанга-йога

Раджа-йога. Практика медитации. Первые уроки для начинающих.

Здесь я предлагаю Вам серию «ментальных упражнений», примеров размышлений, которые позволят Вам испытать богатство и красоту Раджа-йоги, этой древнейшей культуры и философии, и почувствовать себя счастливыми, здоровыми и удовлетворенными. Жизнь бессмысленна, если мы не имеем покоя, счастья и добрых взаимоотношений.
Техника Раджа-йоги не связанна с положением тела, поэтому ее могут практиковать люди любого возраста и физического состояния, в том числе с ослабленным здоровьем, и в любое время: за работой и во время отдыха, утром или вечером, сидя, стоя или двигаясь.
Слово «медитация» имеет два значения: первое – положительное мышление, второе – исцеление. Исцеление души.
Цель практики йоги – сделать душу чистой и сильной. Душа, утратившая свою чистоту и духовную силу, должна снова получить их от Всевышнего Отца.
Некоторые во время медитации держат руки ладонями вверх, считая, что таким образом они получат энергию. Но духовную силу невозможно получить через ладони из космоса.
Первый и самый важный аспект йоги – это связь интеллекта с Богом. И если Ваш интеллект не соединен с Всевышним Отцом, а Вы сконцентрировали его на какой-то другой мысли, или он находится в состоянии вакуума, то это не йога. Вы не получаете духовную силу от Бога и не закрываете свои счета.
Раджа-йога – интеллектуальная йога, и главное в ней – постоянно сохранять легкое, ненапряженное и сильное состояние ума.
Итак, если Вы решили изменить свою жизнь к лучшему (чему и учит Раджа-йога), то не отступайте – и успех Вам обеспечен!
Чтобы усилия были результативны, рекомендую Вам с первой же темы такой порядок занятий: внимательно читайте и продумывайте каждый аспект.
Постарайтесь почувствовать каждую мысль. Поработайте над каждым упражнением как минимум полчаса, прежде чем следовать дальше. Проведите целый день, не упуская из памяти какое-либо упражнение – и Вы сразу почувствуете результат. В процессе медитации сжигаются старые санскары (точного перевода с санскрита этого слова нет, приблизительно: отпечатки в памяти, привычки) и обретаются новые.
Когда Вы сидите в медитации, не следует закрывать глаза, лучше держать их открытыми. В этом мире действий мы живем не зажмурившись, поэтому лучше бы сразу привыкнуть сохранять такое состояние. Ведь Раджа-йога – это образ жизни, а не практика на 1-2 часа. Знание ведет к пониманию. Понимание же следует превратить в практический опыт. Знание, понимание и опыт – триада, которая сделает свое дело: Вы преобразите себя и получите ответы на свои вопросы, обнаружив источник безграничного покоя, радости, чистоты и силы – Бога, Всевышнего отца. Погружайтесь глубоко в себя и играйте с драгоценностями Знания.

Станьте любимыми Богом. Станьте полезны Богу. И пусть никогда, ни при каких обстоятельствах, в Ваших глазах не гаснет свет!

нулевой цикл – урок 1 * урок 2 * урок 3 * урок 4 * урок 5 * урок 6 * урок 7 * урок 8 *

Раджа-йога - это йога работы исключительно с сознанием, т.е. медитация. В раджа-йоге нет асан, и в ней всего несколько популярных пранаям. Считается, что раджа-йога - это последние 4 ступени восьмиступенчатой Патанджали. В буквальном переводе "раджа-йога" означает "царица среди йог", что указывает на её исключительный наивысший статус среди всех видов йоги, а не на то, что она предназначена только для раджей (царей).

В древности в состав раджа-йоги входили также практики визуализации, но в настоящее время они присутствуют только в тантре (шактийском учении), отделённом догматиками от йоги более 2 тысяч лет назад. Главным инструментом раджа-йоги служит самьяма (санъяма), для применения которой вначале необходимо овладеть .

Также крайне важен этический момент личностного (духовного) роста, выражаемый в развитии 4-ого тела (виджнянамайя-коши), или тела мудрости, до выстраивания 5-ого тела (анандамайя-коши), или тела святости, на чём делается большой акцент в буддизме, в то время как в индуизме этому аспекту на практике не уделяют заметного внимания (многие современные чудотворцы-индуисты предпочитают жить по принципу "сила есть - ума не надо")

Раджа-йога так называется потому, что она направлена на работу с умом. Ум традиционно считается «царём» психо-физической структуры индивида, который, сознательно или нет, следует его приказам. Из-за существующих взаимоотношений между телом и умом, тело должно быть сначала поставлено под контроль посредством самодисциплины и очищено различными способами (см. ).

Высокий уровень общего физического и психологического здоровья должен быть достигнут перед началом практики более возвышенных аспектов йоги. Разного рода дурные привычки не дают возможности достичь духовной уравновешенности. Через практики воздержания, такие как целибат, отказ от алкоголя и наркотиков и постоянное внимание ко всем своим действиям на уровне тела, речи и ума, человек становится способным заниматься медитацией. Подобная аскеза или самодисциплина является другим значением слова «йога».

Раджа-йога - это йога воспитания сознания.Человек, практически изучающий эту йогу, приобретает сознание своего Я, а вместе с ним - необыкновенные внутренние силы и способность влиять на других людей.

Раджа-йога по отношению к психическому миру человека, к его самосознанию, представляет собою то же самое, что хатха-йога по отношению к миру физическому. Хатха-йога - йога преодоления тела, приобретения контроля над телом и его функциями; раджа-йога - йога преодоления ума, т.е. иллюзорного, неправильного самосознания человека, йога приобретения контроля над сознанием. Раджа-йога учит человека прежде всего тому, что составляет основу всей философии мира - познанию самого себя.

Как хатха-йога смотрит на физическое тело как на несовершенное и нуждающееся в изменении к лучшему, точно так же и раджа-йога рассматривает психический аппарат человека совсем не как идеальный, но нуждающийся в изменении к лучшему и совершенствовании. Задача раджа-йоги - это "постановка ума", сознания, аналогичная "постановке голоса" у певцов.

Обычная западная мысль совершенно не понимает необходимости постановки сознания, считая, в общем, что обычное сознание вполне достаточно для человека, что он и не может иметь другого сознания.Раджа-йога находит, что даже очень сильный ум, как и сильный голос, нуждается в правильной "постановке", удесятеряющей его силы и способности и умножающей его производительность, заставляющей его "лучше звучать" и лучше воспроизводить и по-иному распределять взаимоотношения идей, охватывать за раз больше материала.

Раджа-йога утверждает, что человек совсем не знает себя, что у него совершенно ложная, искаженная идея себя. Непонимание себя - главное препятствие человека на его пути, главная причина его слабости. Представьте себе человека, который не знает своего тела, его членов, их числа и относительного положения, не знает, что у него две руки, две ноги, одна голова и т.п., - это будет точной копией нашего отношения к своему психическому миру.

Психика человека, с точки зрения раджа-йоги, - это система искривленных и затемненных стекол, через которые сознание на мир и на себя, получая совершенно не соответствующее действительности изображение.

Главное несовершенство психики - это то, что она заставляет человека считать отдельным то, что она полагает отдельным. Человек, верящий своей психике, - это человек, который верит в поле зрения бинокля, через который он смотрит, убежденный, что то, что входит в поле зрения бинокля, отличается от того, что в него не входит.

Новое самопознание достигается в раджа-йоге путем изучения принципов психического мира человека и продолжительных упражнений сознания. Изучение принципов психической жизни показывает человеку, что для него возможны четыре состояния сознания; в индийской психологии они называются: глубокий сон, сон со сновидениями (осознанное сновидение), бодрственное состояние, турья, или состояние просветления.

В эзотерических учениях эти состояния сознания определяются несколько иначе, но число четыре остается неизменным; их взаимные отношения также близки к приведенной выше схеме. После этого следует изучение психических функций - мышления, чувств, ощущений и т.д., как в отдельности, так и в их взаимоотношениях; изучение снов; изучение полусознательных и бессознательных психических процессов; изучение иллюзий и самообманов; изучение разных форм самогипноза и самовнушения - с целью освобождения себя от них.

Для тех, кто озабочен не только физическими упражнениями, а также усовершенствованием своего сознания рекомендуется Раджа-йога. В Древней Индии

Патанджали интерпретировал учение Раджа-йоги в своем труде Йога-сутра.

Духовное очищение

Изначальное название, которое носила Раджа-йога - Уро-йога. Это означает «Путь света и золотого блеска просвещения». Цель заключается в достижении просветления и реальности, невидимой за течением повседневности. Оно становится возможным при внутреннем духовном очищении, и способности возвыситься над материальными ценностями. Необходимо найти связь между телесным и духовным, разумом и сознанием.

Перед началом практики Раджа-йоги

Этим древнейшим практикам уже тысячи лет. В западных странах о йоге узнали благодаря рассказам о мудрецах из Индии и Гималаев.

Оригинальное название Раджа-йога - Rāja-Yogah. Является практикой в Лотосе - Падмасана. Основные моменты, которые надо освоить, чтобы приступить непосредственно к занятиям йогой:

  • уметь находиться в позе лотоса;
  • осуществлять медитацию в ней;
  • уметь делать главные асаны.

Раджа йогу именуют «королевской» из-за конечных результатов, которые достигаются благодаря ей. Упражнения направлены кроме физического совершенствования на внутреннюю гармонию - йога ума. Это учение мудрецов Риши и Махариши и их последователей. Она отсылает к тем временам, когда власть имели просветленные Мастера Мудрости. Они действовали в интересах народа и владели знанием, что дать людям.

Патанджали без тайн

В некоторых направлениях индийской философии Патанджали стал основной фигурой. Тем не менее его жизнь до сих пор окутана тайной. О рождении и детских годах этого человека доподлинно не известно ничего. Но до сих пор великий йог вызывает споры и догадки вокруг своей персоны.

Точная дата рождения не определена окончательно, но ученые предполагают, что Патанджали появился на свет в период между 200 г. и 150г. до нашей эры. Есть теория, что его отцом является Атрии, а матерью Анусуйя. В книге XVII века Патаньджаличаритам, написанной йогом Рамабхадрен Диксхитара описана одна из версий жизни Патанджали. Она не находится в свободном доступе.

Патанджали терапевт

Основное достижение йога, благодаря которому он стал так широко известен - йога-сутра, известная как «Йога-сутра Патанджали». Он смог упорядочить эту науку и следующие практикующие йоги ориентировались на его труды.

На сегодняшний день Раджа-йога воспринимается больше как набор сложных физических упражнений, хотя в трудах Патанджали она является в большей степени дисциплиной ума.

Известный йог в своем учении говорит о том, что разум превыше материального. Следуя его философии человек может улучшить свое состояние:

  • поддержать здоровье;
  • вылечить тело;
  • укрепить дух и ум.

В большинстве своем учения по йоге говорят о поиске высокого потенциала ума и новых горизонтов сознания. Патанджали описывал комплексный подход, учитывая, что человек складывается из многих составляющих в разной степени воздействующих на ум. Он предложил инструменты, с применением которых йогом оказывается воздействие на каждую составляющую человеческого естества.

Патанджали одним из заговорил о том, понимание жизни и духовная трансформация происходят через соединение психологии, социологии, физиологии и дыхательных упражнений. На сегодня его концепция йоги также остается достаточно сложной, несмотря на развитие технологий и науки. Тем более выдающимся является факт, что его трактат был написан тысячи лет назад. Он послужил отправной точкой в развитии многих духовных практик, йоги и возможностей целительства.

Доктор Патанджали

Йог не только изучал границы разума, но практиковал аюрведу, традиционную медицину Индии. Великий учитель скорее всего был автором трактата о Аюрведе. В трудах, написанных позже по времени есть ссылка на этот текст. Это одиннадцатый текст Чарака Самхита, являющегося автором Чакрапанего и шестнадцатый текст Патаньджаличарита, который рассказывает о том, что Патанджали автор утраченного текста по медицине Чаракапратисамскритах. Он представляет собой описание (пратисамскритах) трактата Чарака.

Патанджали в своей работе представил йогу в непривычном качестве науки и он по праву считается основателем этой философии. Йога-сутра изобилует необычными афоризмами, способными захватить читателя и говорящими о том, что доктор знал все нюансы строения человеческого организма.

С точки зрения Патанджали

В своем учении йоги Патанджали говорит о существовании двух основах, которые противоречат друг другу - Пуруша (дух) и Пракрити(природа). Пуруша создает все живое. Каждый из людей обладает собственным Пуруша, но он пассивен. А Пракрити имеет активную роль и значим, пока определяет направление духа. При их сочетании появляется Анахкара личности, что означает индивидуальность.

Человек находится в состоянии Пуруши, но лишь под влиянием Пракрити его самосознание просыпается и наступает просветление. Цель занятий йогой - достичь этого состояния вечного мира. Для его достижения человек должен полностью изучить свое тело и изменить сознание.

Йога Патанджали предполагает восемь степеней, поэтому ее второе название - аштанга («ашт» значит восемь, «анга» значит конец). Практика предписывает поочередно постигать все степени.

Основы королевской йоги

Раджа-йога - это система развития духа, уходящая корнями в индийские Веды, Упанишады, в дравидийские системы тантрических и других мистических практик Индии. Этот путь предполагает, что можно прийти к просветлению, используя медитацию и практикуя дисциплину.

Древняя Раджа йога практикуется и по сей день через 14 Махариши. Основными являются три упражнения из группы - Дхарана, Дхьяна, Самадхи - объединенные под одним названием Самиамах. Всего их восемь по Аштанга-йоге.

Данная система подразумевает:

Система запретов, принципов и ограничений в Раджа йоге, позволяющих иметь власть над чувственной составляющей, умом и телом. Это фундамент прочности духа, без него рухнет весь духовный мир. Они выглядят так:

  • Ахинс - безвредность;
  • Сатья - правда;
  • Астейя - воровство;
  • Брахмачарья - умеренность;
  • Апариграха - трусость.
  1. Нияма.

Основная мысль - не приносить вреда никому. При соблюдении этого правила Раджа-йоги и развитии отрешенности, тело проходит обряд очищения, а ум станет спокойнее, появится хорошее расположение духа. Сюда входит:

  • Шауча - соблюдение чистоты помыслов и тела;
  • Сантоша - чувство удовлетворенности и гармонии;
  • Тапас - самодисциплина;
  • Свадхьяя - священная литература;
  • Ишварапранидган - поклонение личному Богу.
  1. Асана.

Позиция в Раджа йоге для обучения управления собственным телом и подготовки к медитации.

  1. Пранаяма.

Под этим названием объединены дыхательные упражнения в Раджа-йоге. Контроль дыхания способствует концентрации и освоению пранаямы, помогая настроиться на требуемый лад.

Эти четыре этапа объединены общим названием - хатха-йога.

  1. Пратъяхара.

Подразумевает полное расслабление тела йога, но сохранение контроля над ним, а также над чувствами.

  1. Дхарана - dhāranā.

Означает концентрацию. Состояние в Раджа-йоге, когда человек способен переключить всего себя на внутреннюю активность своего ума. Чувства при этом полностью контролируются.

  1. Дхьяна - dhyāna.

В йоге это медитация. Представляет собой поток концентрации, при котором ум главенствует над мыслями, не цепляясь за предмет концентрации, а находится с ним в одном потоке.

  1. Самадхи - samādhi.

В йоге значит поглощение. Это наивысшая степень - сверхсознание. Интуиция развита в полной мере, ум отходит на второстепенный план и достигается главная цель йоги - чистое сознание.

Философия Санкрии

Раджа йога подойдет для способных хорошо уметь концентрироваться. Ее еще называют «йога концентрации». В ее теории присутствует философия Санкрии. Ее основная мысль в том, что при помощи Раджа йоги можно развивать материальное в направлении духовного.

Даже ступени, на которых замечены, так называемые «чудеса», не должны стать конечной точкой развития. Раджа-йог должен не прекращать развитие для достижения наивысшей реальности - Брахман.

Принцип Санкрии

Те самые необычные свойства йогов проявляются во время практики Танматр или тонкого измерения материальных элементов. Это происходит, когда подключается космос Аханкарам или космический разум Махат.

Рост Раджа-йога продолжается до достижении им единства Пуруша и Пракрити - сознательного и бессознательного.

В учениях древнего Китая аналогом является единство бессознательного Инь и воплощения осведомленности Янь. Единение достигается как результат медитации, ее вершина.

Дерево Санкрии

Дерево Санкрии являет собой иллюстрацию принципа Санкрии, упорядоченного по возрастанию. Эволюция от материального к духовному:

  • Брахман - один без второго;
  • Пуруша - ноумен, сознание;
  • Пракрити - ноумен, неосознанное;
  • Махат - космический разум;
  • Анахкара - космос.

Раджа-йога и королевское искусство

Раджа йога представляет собой путь просветления, духовного развития и освобождения, достигаемый выполняемыми упражнениями.

Три этапа развития находятся во взаимосвязи друг с другом:

  • Карма;
  • Бхакти;
  • Джнана йога.

Раджа йога осваивается с медитации, дыхательных практик, позы лотоса и других асан. Королевские йогины начинают свой путь принимая посвящения от практиков с разрешением и харизмой гуру. Речь идет о 12-ти или 18-ти степенях четвертого уровня практики.

Одна из самых важных поз в Раджа йоге для медитации и пранаямы. Будда изображен именно в ней. Эту позу требуется обязательно освоить новичкам и хорошо знать уже опытным йогинам.

Данная асана в йоге делает меньше жесткость в коленях, лодыжках, благотворно влияет на органы малого таза и позвоночник, поможет при ишиасе. Выполняется следующим образом:

  • Принять положение Дандасаны, то есть палки. Правое колено следует согнуть и нога двумя руками притягивается к телу.
  • Правая нога располагается у противоположного бедра, у его основания. Пятку тянем к пупку.
  • Левую ногу согнуть и поднять, разместив ее на другой ноге поближе к пупку. Подошвы направить вверх.
  • Колени расположены на полу, но их надо постараться приблизить к себе.
  • Позвоночник выпрямить, а руки разместить на коленях на соответствующих сторонах. Руки должны быть ладонями вверх, при этом большой и указательный пальцы образуют круг.
  • Взгляд надо устремить вдаль, но при этом глаза держать закрытыми. Сохранять это положение надо как возможно дольше.
  • Затем вернуться в Дандасану и поменять ноги.

С каждой сменой положения надо пытаться все большее время пребывать в Падмасана.

Плюсы данной асаны заключаются в следующем:

  • тело получает отдых и при этом не впадает в состояние летаргии;
  • внимательность ума;
  • полезна в освоении пранаямы;
  • является хорошей подготовкой к медитации;
  • стимулирует работу органов брюшной полости, благотворно влияет на позвоночник;
  • способствует растяжке коленей и лодыжек;
  • выполнение данного упражнение облегчает родовой процесс;
  • благотворно влияет на весь организм в целом и будит космическую энергию Кундалини.

Еще неопытные ученики должны осваивать позу лотоса под наблюдением инструктора. Если есть повреждения в коленях, а также лодыжках, то от этой позиции надо воздержаться.

Медитация

Йога преподносит ее как осознание себя световой точкой, имеющей связь со всеми центрами энергии людей планеты. Визуализировать себя как центр сияния, вместе с другими людьми создающий сеть чистой энергии. Чакры внутри должны ощущать центр света, главным образом центр головы Анджа и сердца Анахата. Надо углублять силу свечения, уподобляясь яркой звезде. Ощутить соединение со всеми источниками света, за пределами сознательного.

Совершить самое главное путешествие к истине внутри себя - Сатыам. Зайти за границы сознания, где чувствуется сила бога Брахман. Она дает возможность находится в состоянии любви и гармонии, испытывая при этом безграничное спокойствие.

Медитация позволяет поднять из глубин подсознания положительное мышление, что позволит развить характер и изменить реакцию на различные ситуации. Человек, практикующий медитацию в йоге, чувствует и ценит тишину, пропадают вредные привычки в мышлении. Образуется поток положительной энергии, позволяющий людям взаимодействовать на более качественном уровне.

Действие направлено внутрь для того, чтобы произошло соединение с духовными и божественными силами. Самосовершенствование должно стать вдохновением об этом говорит йога. Медитация инструмент для самореализации - атма джняна.

Медитация и практика Раджа-йоги

Правильно осуществляемая медитация позволяет приблизиться к богу Брахмана. Медитация Раджа йоги ведет к ощущению настоящей сущности себя, пониманию других, как божественные души (Атма - Пуруши), устанавливает контакт с Брахманом. Ражда йога в переводе означает также «высшая королевская связь». Любой душе дозволено установить высшую форму связи с Брахманом.

Положительные результаты медитации в Раджа-йоге достигаются упорным трудом. Ежедневные тренировки позволят сделать медитацию привычкой и частью жизни. Она способствует достижению возможностей без границ для ума, но при этом необходимо контролировать свои мысли. Ум, то есть манас, по учению йоги сравним с небом, покрытым облаками. Если его очистить, появится бесконечная голубая бездна. Если убрать негативные мысли, разум станет подобен чистому небу и проявит свою истинную природу - Сатья Сварупа.

Люди привыкли мыслить шаблонно и не знают таких понятий как сознание - Цьиттам и подсознание. В жизни человека нет моментов, когда у него не было бы мыслей.Даже во время сна не прекращается работа ума. Научить контролировать мысли- основная задача Раджа йоги.

Комплекс асан Раджа-йоги для начинающих

Эти занятия позволят каждому желающему приобщиться к Раджа йоге и совершенствованию - умственному, физическому и духовному. Так выглядит Раджа йога по классической методике для начинающих, тех кто только осваивает данный вид тренировок: , Поза Треугольника, Поза Орла, Связка треугольник и полумесяц (Уттхита Триконасана и Архачиндрасана), Поза дерева (Врикшасана), Связка Воин II и Воин III (Вирабхадрасана I и Вирабхадраса), Наклон с широко расставленными ногами (Прасарита Падатанасана), Связка Воин II и наклон вперед (Вирабхадрасана II и Хашваканасана), и Березки (Сарвангасана), Поза моста (Сету Бандха Сарвангасана), – техника релакса

Глазные упражнения - раджа йога при компьютере

Если каждый день уделять время этим занятиям по Раджа йоге, то глаза останутся здоровыми на долгие годы:

  • При ощущении усталости глаз надо прикрыть их руками.
  • Каждые полчаса, надо отрываться от монитора и быстро мигать - таким образом глаз увлажняется.
  • Периодически надо переводить взгляд на дальние объекты.
  • После часа работы прерваться на 5 минут - рисовать на поверхности стола круги разного диаметра, следить в это время за пальцем.
  • Через 30 минут работы надо найти глазами любой объект в помещении и обрисовывать глазами его по контуру.
  • Затем делать движения глазами в такой последовательности: вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали в углы экрана.
  • Совершить вращение глазами в разные стороны по очереди. Глаза прикрыть.
  • После сделать несколько глубоких вдохов.
  • Поморгать и открыть глаза.

Палминг

  • Сидя на стуле с прямой спиной прикрыть ладонями глаза - пальцы в районе лба, локти лежат на столе. Представить темноту - чем чернее, тем лучше.
  • Предаться приятным воспоминаниям.
  • Дыхание должно быть ровным и спокойным, с ощущением комфорта и уюта.
  • Можно подключить звуковую стимуляцию.
  • Приятные мысли должны свободно мелькать в воображении.
  • Затем надо открыть глаза, убрать руки от лица и поморгать. Если глаза заслезились, значит что упражнение выполнено верно.
  • Сделать 5 раз подряд.


Моргание

  • Упражнение выполняется элементарно, но при этом эффективно очищает глаза.
  • Надо не торопясь моргать, плотно прикрывая веки и не морща лицо.
  • Один глаз держать открытым, другим моргать, при этом делая массаж лба.
  • Повторить со вторым глазом.

Важно помнить, что слишком быстрое моргание нем принесет результата.

Тренировка ума вместе с Рамачарака

Вильям Аткинсон, писатель из америки, известный как йог Рамачарака продвигал в стране индийские учения. Книга «Раджа-йога», написанная им доступным языком стала очень популярна.

Там описано как можно получить необходимое знание и убрать ошибочные. Включает в себя такие упражнения:

Упражнение 1

  • Тело должно принять максимально удобное положение. Напряжения в мышцах не должно чувствоваться - только легкость.
  • Все гнетущие и беспокойные мысли надо выбросить, ум должен свободно парить в пространстве.
  • Когда метания ума утихнут, надо созерцать себя как бессмертную и свободную сущность.
  • После мыслей о себе в таком направлении, надо представить свой бестелесный дух, способный направлять разум.
  • Ум прекратит метаться и мысли приходящие снаружи уже не кажутся значимыми.
  • Надо показать уму путь к изучению своего «Я» как единства с разумом, силой и бытием. Ум станет подконтрольным, и спокойствие переполнит все существо.

Мыслей о мирской суете не будет, только сосредоточение на мысли «Я есть».

Конечно же, это удастся сделать не сразу, но со временем все получится. Цель данного упражнения в йоге - соединение всех энергий внутри человека.

Упражнение 2 (Дхарана)

Вся сила ума сосредотачивается на выбранном объекте. Это довольно трудно сделать, несмотря на кажущуюся по описанию легкость. Причина в том, что внимание постоянно будет рассеиваться по мелочам. Есть опасность, что ум начнет властвовать над человеком. Это неправильный подход, в йоге разум всегда должен оставаться подконтрольным.

Данное упражнение поможет освоиться новичкам в Раджа йоге:

  • Надо определить для себя объект и сконцентрировать ум только на нем, отрешившись от всего.
  • Уделите внимание форме предмета, размерам, материалу, его предназначению.
  • Стоит также подумать о людях, которые произвели данный предмет.
  • Далее можно переключить внимание на одну из своих частей тела, игнорируя остальные. Потом надо поменять объект внимания.
  • Стоит рассматривать все предметы вокруг себя, но не подразумевая целью саму вещь. Это для тренировки ума.

Данные упражнения при регулярном выполнении откроют скрытый потенциал умственных возможностей, что и является целью занятий йогой. Способствуют тренировке памяти и развитию уверенности в себе, накоплению опыта в Дхаране - сосредоточении.

Мантра от Рамачарака

Я обладаю волей, которая моя по праву. Я принимаю решение укреплять ее практиками и упражнениями. Моя воля главенствует над моим умом. Я властвую и над своим телом, и над своим умом. Источник силы в моей воле. Она наполняет меня энергией и жизнью. Я центр силы и это у меня невозможно отнять.

Раджа йога – это один из четырех основных путей йоги. Она направлена на работу с человеческим разумом – основным источником материального мира. Вся наша жизнь, с ее радостями и разочарованиями – это не что иное, как результат умственной деятельности. Разум является королем этого мира. Он контролирует все человеческие желания и действия, и именно от него зависит . Если разум находится в шатком, нестабильном положении, личность становится очень уязвимой. В таком состояние любая неудача может стать непреодолимой преградой на пути к счастью. И только если человек достигнет абсолютной чистоты сознания и научится контролировать свой разум, он сможет добиться гармонии и успеха. Как это сделать знает Раджа йога.

Ступени упражнений Раджа йоги

Практика Раджа йоги предполагает прохождение восьми основных ступеней или уровней, каждый последующий из которых может быть преодолен только после того, как полностью освоен предыдущий. Первая ступень – Яма – заключается в самоограничении и отказе от плохих поступков. Она направлена на борьбу с проявлениями насилия, лжи, алчности, воровства и лености. Второй уровень носит название Нияма. Он заключается в том, чтобы посвятить себя духовным практикам. На третьей и четвертой ступени раджа йога (Асане и Пранаяме) происходит объединение разума с телом, которое становится возможным благодаря специальным тренировкам и дыхательным упражнениям. С пятого уровня, Пратьяхара, начинается Раджи йога. Этот этап направлен на непосредственную работу с разумом. Главная его цель – увеличить силу воли и достичь умственного сосредоточения.

Вторая ступень Раджи йоги (и шестая в целом) – это Дхарана. На ней человек учится сосредотачивать ум и распоряжаться своим вниманием. Очередной этап Раджи йоги – Дхиана – это медитация. Между ним и предыдущим уровнем – очень малозначимая грань. Дхарана плавно перетекает в Дхиана и заканчивается Самадхой, последней степенью Раджи йоги, ведущей к просветлению и достижению абсолютной гармонии.

Раджа йога — упражнения для начинающих

С учетом особенностей раджи йоги, упражнения для начинающих направлены на и осмысление себя. Они должны выполняться в тихой, комфортной обстановке. Первое, предлагаемое нами для освоения Раджи йоги упражнение для начинающих, выглядит следующим образом:

  • расслабитесь и попытайтесь сосредоточится на своих внутренних ощущениях;
  • замедлите ход собственных мыслей, постарайтесь осознать каждую из них;
  • остановите мысли вовсе.

Второе, входящее в комплекс Раджи йоги упражнение для начинающих, выполняется после освоения первого. По своей сути оно заключается в начале медитации. Для нее лучше использовать технику дза-дзен. Необходимо принять позу лотоса, распрямить спину и избавиться от мыслей. Далее необходимо сосредоточиться на дыхании, погружаясь во вдох и выдох. Постепенно нужно отключиться от внешнего мира, погрузившись в себя. &1



  • Разделы сайта