Что такое команда крейсерской гоночной яхты и судовые роли на ней. Правила хорошего тона и обычаи парусных яхт

Прежде чем начать описывать структуру команды и её должности, сразу о главном, без чего команду строить нельзя. Основной принцип построения команды. Он состоит в том, что:

"Интерес команды выше интереса любого её члена в отдельности "

Основной принцип построения команды позволяет ей не просто побеждать, а элементарно существовать. Образно говоря, как только кому - то из членов команды удается поставить свой интерес выше командного - команду можно распускать.

Яркие индивидуалисты, ставящие перед собой задачу неприкосновенности собственных интересов, вряд ли смогут найти место в команде парусной гоночной яхты. Как и все моряки, яхтсмены - гонщики должны уметь думать "командной головой". И если ценности выстроены иерархически верно, то тут же яркий индивидуализм встроенного в команду гонщика станет служить на пользу всей команде.

Довольно тонкая грань, но знание этой грани - путь успеха в построении успешной, "звездной" команды, где яркие личностные качества дополняют командную сплоченность..

Итак, если в команде главенствует коллективный разум и есть лояльность каждого яхтсмена к команде, а лучше даже преданность ей, то с этого момента можно говорить об обязанностях, их распределении и о прочей, теперь по сути, рутинной работе.

Задача тренера, в смысле расстановки яхтсменов по должностям, состоит в том, что бы распределить силы оптимально - каждого на его наиболее эффективное место. Какие же это места?

Начнем с самых внешних факторов: квалификации, опыта, физических данных.

Прежде всего стоит обозначить количественный состав. Полноценная команда крейсерской гоночной яхты состоит минимум из 6-ти 7 -ми человек. Для яхт длиной до 40 футов этого количества яхтсменов может оказаться достаточным. Однако будет лучше, если в команде сорокафутовика, участвующего в гонках по треугольнику, петле (в заливе) будет 9-10 человек. Такое же количество спортсменов нужно для участия в регатах средней протяженности (200 600 миль) в открытом море. Для коротких гонок в открытом море (20 - 80 миль) с яхтой может управиться команда из 6 и даже 5 человек. Иногда, то есть в устойчивые слабые и устойчивые средние ветра это количество может быть даже предпочтительнее.

Для яхт большего размера 50 - 60 и боле футов. картина довольно значительно меняется. Появляются специальные должности, связанные с большой физической работой и даже администрирование большой команды. Количество яхтсменов в команде растет как на дрожжах и вряд ли стои выходить в море даже на тренировку, если на борту 60 - 70 футовой яхты нет 15 - 17 человек. Меньшая команда с такой яхтой просто не справится.

Как же распределяются силы в команде? Рассмотрим наиболее широко распространенную команду 35 - 40 футовой гоночной яхты.

Для успеха участия в регатах команда такой яхты, должна сочетать квалификацию, опыт с хорошими физическими показателями, выносливостью. При этом не стоит забывать, что это сочетание должно строится на основе дружеских, партнерских отношений, коммуникабельности. Попросту говоря экипаж можно условно поделить на две взаимо обогащающие половины:

Опытные и Сильные

1. Опытные.

Эта часть команды должна состоять из 4-5 человек: рулевой, триммеры, питмен и баковый матрос (кто - то из них может совместить функцию тактика). Можно уменьшить количество опытных яхтсменов, но результат будет снижаться. Можно исключить совмещения для тактика, то есть оставить его работу только ему самому, и результат будет выше.

Чем занимаются эти уважаемые (опытные люди с максимальной квалификацией) на борту гоночной яхты во время регаты?

Рулевой - ключевая фигура на акватории гонки. От него требуются два основных качества:

1. Способность вести лодку с максимальной скоростью на уровне автоматизма

2. Находится в нужном месте дистанции в нужное время гонки.

Для реализации этих качеств рулевой должен обладать: квалификацией, способностью принимать взвешенные решения на основе ощущений, хладнокровием, расчетливостью, контактностью с экипажем. Часто рулевые приходят в уже сложившуюся команду временно, на серию гонок или регату. Это распространенное явление весьма оправдано как из - за высокой стоимости работы рулевых, так и из - за их значительной загруженности. Кроме того, рулевые могут тренироваться только таким образом 0- участвуя в различных регатах с различными экипажами. Только таким образом, "гастролируя" от команды к команде, наблюдая за действиями более сильных коллег, рулевой может нарастить свои "мускулы"

Триммеры (настройщики парусов). Качества этих двух человек (грот и стаксель) во многом схожи. Они должны обладать способностью к постоянной и терпеливой работе по настройке парусов. Их задача: создавать максимальную тягу парусов на всех режимах во время гонки. А если еще немного углубиться в теорию, то из задача состоит в том, что бы паруса шли через ветер с минимальным сопротивлением.

Для выпонения такой задачи триммеры должны быть также квалифицированными, трудолюбивыми и внимательными в течении всей гонки. Однако основное качество триммера: чувство ветра. Описать его невозможно. Самого по себе такого чувства у людей нет, речь идет о способности настройщика анализировать весь комплекс испытываемых чувств

Триммер грота должен обладать, кроме этого, выдающимися физическими возможностями, поскольку его работа сопряжена с физической нагрузкой и значительно самоотверженностью. Поскольку ход гонки триммер грота практически не видит, поскольку для решения своей основной задачи ему приходится все время следить за балансом яхты, то есть смотреть назад, на штурвал или на румпель.

На этих ролях (триммеры) не грех использовать мастеров спорта с высокой квалификацией и опытом.

Тактик. Высоко - квалифицированный яхтсмен. Задача тактика - контролировать тактическую обстановку на дистанции и вырабатывать рекомендации рулевому. Для успешного участия в регате эта роль должна быть отдельной, не совмещенной с никакой другой ролью.

Питмен («пианино»). Эта должность для спортсмена с углом зрения 360 градусов и с возможностью выполнять несколько операций одновременно, контролируя каждую из них. Его качества - внимание, самоотдача, скорость. Роль питмена хорошо выполняют молодые спортсмены, обладающие особой внимательностью к коллегам, однако их квалификация должна быть достаточно высока.

Баковый матрос. Эту роль в команде часто предоставляется девушкам. Задача бакового матроса: проводка передних парусов перед постановкой и уборкой (сменой), поддержка рулевому на старте, Основные качества бакового матроса - уравновешенность, небольшой вес, смелость. Баковый матрос также должен привлекать внимание спортсменов в кокпите и вызывать умиление судей на старте. По основным показателям выходит, что миниатюрной, физически сильной и уравновешенной девушке здесь самое место.

Сильные

Таллер . Это помощник триммера стакселя. Его основные качества - физическая сила и знания настройщика. На эту роль в любой момент можно пригласить физически крепкого человека с начальной квалификацией. Если пара триммер - таллер "споется" через несколько гонок он "подсидит" триммера.

Мачтовый. Основные качества - «скороподъемность» (способность выбрать фал за несколько секунд), внимательность, объемное воображение, такое же как и у бакового матроса. Мачтовый является помощником бакового матроса и коммуникатором между баком и кокпитом. Эту роль наиболее удобно совместить с ролью тактика. Если такового совмещения нет, то на этом месте мы видим молодых физически развитых людей, с высокой моторной скоростью, желательно высокого роста. Ну а если уж честно и несколько цинично, то от мачтового требуется не сколько рост, сколько длинные, достающие до палубы руки.

Свиппер . Помощник для всех. Основная задача - уборка спинакера и работа на ахтерштаге. Здесь можно пригласить в команду молодого яхтсмена, которому важен дальнейший рост квалификации. На этой и подобных ролях (мачтовый, таллер, гриндер) крайне не эффективно использовать мастеров, профессионалов. Их самолюбие будет мешать команде.

Гриндер . Должность можно сказать одиозная. Основная задача - крутить лебедки по командам триммеров. Обычно их два молодца «одинакова с лица». Если команде нужен результат в гонках, особенно в заливе, без подготовленных гриндеров ей не обойтись. Это физически развитые и выносливые люди. Их квалификация менее всего важна из всех описанных ролей.

Для гонок в открытом море даже сорокафутовику нужен также особый человек.

Навигатор.

Вообще - то навигатор нужен всегда, но в гонках средней и большой протяженности отсутствие навигатора практически катастрофично!

Заключение.

Описанная структура команды - не панацея. Ваша команда может быть организована и по-другому. Однако процесс стандартизации, глобализации не обошел и парусный спорт. Используйте основной принцип все моряков. Используйте при создании команды хорошую морскую практику:

"Научись у тех, кто уже прошел этим путем, а потом ищи свой!"

Подробное описание ролей и работы(баковый,мачтовый,пианист,шкотовые, гика-шкотовые)

Баковый/мачтовый

Идеальные баковые получаются из виндсерфингистов, гимнастов, скалолазов и прочих парашютистов. :) Баковый должен быть в хорошей физической форме, достаточно легким и координированым. Самые главные обязанности бакового - постановка и уборка дополнительных парусов (спинакера, генакера или “код зеро”), а также работа с ними при повороте фордевинд. Эти действия в тренированной команде занимают всего несколько секунд, но именно от этих нескольких секунд иногда зависит, удастся ли яхте увеличить отрыв от соперников, или, наоборот: достать замешкавшихся на знаке конкурентов. В матч-рейсе, где яхты на полном курсе постоянно атакуют друг друга, стараясь перекрыть ветер, от работы бакового часто зависит судьба всего матча.

Бак - опасное и мокрое место. На баке больших гоночных яхт баковому бывает нужно карабкаться по снастям до клюва спинакер-гика, чтобы отцепить шкотовый карабин. Ошибка пианиста и шкотовых - и можно получить по голове спинакер-гиком. Бак - не место для нерешительных, плохо координированных и медленных. От бакового ожидается способность быстро думать, быстро принимать решения, слушать команды и воздерживаться от споров и руководства шкотовыми. Сдержанность - важное качество бакового: команды в хорошем экипаже идут из кокпита на бак, не наоборот!

Мачтовый - это, фактически, второй баковый - он также работает на баке, но концентрируется на задачах в районе мачты. Мачтовые обычно выбирают фалы при постановках, в то время как баковый помогает парусу выйти из кисы или следит за тем чтобы парус нормально поднимался по ликпазу. Баковый и мачтовый должны при формировании новой команд четко распределить баковые задачи между собой и быть готовым прийти друг другу на помощь если что-то идет не так.

Старт

На старте флота место бакового - у штага. Баковый берет стартовые створы знака и судейского судна, и во время предстартовой процедуры жестами сообщает рулевому расстояние до линии. Поскольку баковый на носу и не слышит-не видит таймера в кокпите, желательно чтобы он тоже брал свой собственный предстартовый отсчет. Рука вытянутая вправо - показывает что до линии еще есть место и можно приводиться. Вращением руки по часовой баковый может подсказывать рулевому что пора уже наконец разгоняться и впереди все свободно. Пальцами баковый показывает расстояние до линии - 3 пальца - три корпуса и т.д. Рука сжатая в кулак - вы на стартовой линии. В предстартовом замесе четкие и уверенные показания бакового иногда бывают единственным на что ориентируется рулевой в последние секунды перед стартом.

В матч-рейсе, особенно во время предстартовой процедуры и при огибании знаком очень важным моментом работы бакового является отслеживание связанности яхт. Открытая ладонь - яхты не связаны. Сжатый кулак - связаны.
Видео-иллюстрация с Monsoon Cup:
http://www.youtube.com/watch?v=9asiOyXR3zU&feature=player_embedded
Жесты: 00:11:46 до 00:12:20

Лавировка

Баковый сидит на откренке первым, и к нему первому приходит чистый ветер. В задачи бакового входит обязательное отслеживание порывов ветра и штилевых пятен. В идеале баковый должен уметь предугадывать время наступления порыва и сообщать в кокпит примерно так: “Порыв через 5....4....3....2....1 Порыв!” Если рулевой сидит с подветра, баковый предупреждает рулевого о изменениях в тактической обстановке спереди и с наветра: “номер четыре готовится к повороту, номер 3 тоже.... 4й повернул, третий стоит!”

Если рулевой тоже сидит на откренке, ему могут быть не видны детали происходящего прямо по курсу и чуть чуть с наветра - не стесняйтесь информировать его о происходящем. Если погода позволяет убрать вес с откренки, баковый может быть призван “пианистом” для помощи в переборке спинакера. (Если баковых двое, это могут делать мачтовый и пианист)

При повороте баковый помогает переносить геную на другой борт, придерживает шкотовый угол, если шкотовые запаздывают с добиранием шкотов и поправляет “юбку” генуи.

Полные курсы

При приближении к знаку баковый готовит к постановке спинакер или генакер. Важно понимать, как будет происходить постановка, будет ли на знаке делаться поворот фордевинд. Если постановка на уваливании, то спинакер-гик устанавливается на место еще перед знаком, если постановка с поворотом фордевинд, то во время поворота ставится спинакер, а затем спинакер гик. При неопытной команде шкипер может принять решение ставить спинакер после поворота фордевинд по штатному - сначала рею, потом спинакер. В этом случае спинакер-киса пристегивается на другой борт.Все эти нюансы очень важно понимать и учитывать заранее.

Не менее важно не допустить ошибок при пристегивании снастей к спинакеру и спинакер-гику. Один перепутаный шкот - и постановка может быть сильно задержана.

Во время постановки баковый следит чтобы парус свободно выходил из кисы не цепляясь. В случае если спинакер перекручивается “восьмеркой”, с которой не могут справиться шкотовые, в обязанности бакового входит быстро устранить неисправность, как только пианист чуть отпустит фал.

При уборке баковый отвечает за то чтобы спинакер был убран быстро и не в воду, если есть мачтовый матрос то уборка спинакера может быть поручена ему, пока баковый майнает спинакер-гик. Крайне важно чтобы спинакер гик был убран под стаксель шкоты, чтобы при постановке/раскрутке стакселя спинакер гик не попал сверху шкотов, или оказался запутаным в них. Это может кончится поломками!

На полных курсах баковый следит за дифферентом лодки, не слоняясь бесцельно по баку и вовремя возвращаясь в кокпит при необходимости разгрузить нос. Также баковый следит за порывами и предупреждает рулевого и шкотового о приближающихся усилениях.

Пианист

Пианист, или фаловый отвечает за работу с фалами и шкотами, выведенными на “пианино” - ряд стопоров на рубке. Также в обязанности пианиста входит подготовка дополнительных парусов и перекладка спинакера. Пианист - человек от которого требуется полнейшее хладнокровие и способность быстро реагировать на приходящую информацию со всех сторон. Основная работа пианиста не видна - она теряется за эффектными танцами бакового вокруг спинакер гика и интенсивной физической работой шкотовых. Тем не менее, это очень важное место, требующее понимания сути работы как баковых, так и шкотовых.

Лавировка

На старте пианист единственный кто свободен от интенсивной работы - поэтому обычно пианист ведет стартовый отсчёт. Также пианист единственный кто может посмотреть назад, и предупреждает рулевого о яхтах приближающихся с кормы как с наветра, так и с подветра.
На лавировке пианист работает на фалах, канингхеме, грота-шкоте, и оттяжках барбера по запросу шкотовых, если возможно не покидая своего места на откренке. В идеале пианист должен хорошо понимать зачем он делает то или иное действие, и без напоминаний добирать после приведения грота-шкот и грота-фал до заранее промаркированных положений.

Полные курсы

При постановке спинакера пианист освобождает оттяжки и топененат спинакер гика, затем добирает фал и топенант спинакер-гика. Травится грота-шкот и грота фал, чтобы сделать грот более пузатым. Закручивается или убирается стаксель.

При несении спинакера пианист постоянно работает на оттяжке и топенанте спинакер гика, сообразуясь с силой ветра и взаимным положением шкотовых углов спинакера. Хороший пианист слушает происходящее в кокпите, и без команды травит и добирает оттяжку спинакер-гика при движении спинакер-гика вперед или назад. В матч-рейсовой дуэли очень важно сохранять полной хладнокровие и следить за происходящим на баке: для бакового нет ничего хуже во время экстренного поворота фордевинд обнаружить что оттяжка спинакер гика или топенант затянуты втугую.

Если в процессе поворота фордевинд требуется перенос брасов на лебедках, пианист помогает шкотовым. Если для спинакер-шкота занимается лебедка на пианино, пианист по требованию шкотовых работает на этой лебедке. Пианист также помогает шкотовым переносить шкоты с одной лебедки на другую по необходимости.

При уборке пианист сначала раскручивает или ставит вместе с баковыми стаксель. затем убеждается что спинакер фал свободен и не перепутан и спинакер может быть убран быстро. По команде “убрать спинакер” пианист отдает фал и следит за тем чтобы он уходил с нужной скоростью, в зависимости от силы ветра и манеры исполнения маневра. Если спинакер убирается в входной люк, то пианист принимает угол спинакера у мачтового и убирает спинакер вниз, в каюту. Если уборка идет через носовой люк, (как например на Farr 30), то пианист отдает фал одному из шкотовых и принимает спинакер внизу.

После уборки пианист сначала настраивает фалы и шкоты на лавировку, затем отправляется перепаковывать спинакер.

Шкотовые ("триммер" и "тейлер")

Очень часто роль шкотовых недооценивают, а зря. Шкотовые - это “двигатель” яхты, сердце экипажа, без них гонка была бы невозможна. Шкотовые делают огромное количество физической работы, перенося стаксель с борта на борт, а при работе со спинакером - спинакер-шкотовый становится самым важный человек на яхте, информацию от которого слушают все.
Из двух шкотовых наиболее опытный обычно выступает в роли “триммера”, или “настройщика”. Ему поручается настройка стакселя на лавировке, а также работа на спинакер-шкоте. “Грайндер” или “тейлер” - обычно обеспечивает необходимую силовую поддержку при поворотах, а также несет спинакер-брас.

Старт и лавировка

На старте тример - это “педаль газа” яхты. Он слушает команды рулевого, по требованию добирая вместе с вторым шкотовым (“грайндером”) или притравливая стаксель. У шкотового мало шансов посмотреть по сторонам, тем не менее обычно в обязанности триммера входит предупреждать рулевого о яхтах с подветра спереди, так как они полностью закрыты от рулевого парусами. Хороший триммер должен понимать действия рулевого на старте и предугадывать моменты когда яхта должна остановиться, или наоборот набрать скорость.

В матч-рейсе, да и при сложном предстартовом маневрировании в гонках флота важно, чтобы шкотовые умели развернуть яхту, потерявшую ход, задерживая геную на наветренном борту.

На лавировке от стаксель-шкотовых зависит гладкость поворотов и скорость на выходе из них. Работа рулевого, гика-шкотового и стаксель-шкотовых должна быть хорошо синхронизирована, все должно делаться во время, без задержек, но и не слишком рано. Триммер отвечает за то, чтобы в нужный момент отпустить наветренный стаксель-шкот и добрать стаксель в требующемся темпе и в нужном количестве. Опытный стаксель-шкотовый сам, без напоминаний, будет следить за положением стаксель-шкота и оттяжки Барбера.

Грайндер отвечает за то, чтобы быстро выбрать слабину подветренного шкота и приготовить освободившуюся лебедку к новому повороту.

Полные курсы

При постановке шкотовые вежливо наблюдают творящийся впереди балет, не забывая раздергивать спинакер по нижней шкаторине, чтобы избежать “лифчиков” и не наполняя спинакер до его полной постановки. Лучший способ испортить день пианиста и мачтового - начать нести спинакер когда до марки на фале еще метра три. Наполнившийся спинакер будет тянуть за фал с такой силой, что придется добирать его лебедкой, что крайне медленно, нижний край спинакера может начать черпать воду... в общем, у всех будет повод понервничать.

Но вот спинакер поставлен - и все внимание кокпита обращается на спинакер-шкотового. Он информирует рулевого о том есть ли на шкоте тяга; рулевой маневрирует так, чтобы оптимизировать скорость и тягу на спинакере. При приведении яхты рея (спинакер-гик) идет вперед - брас травится и пианист подбирает оттяжку. При уваливании - наоборот, рея должна уходить назад, выводя спинакер из ветровой тени грота.

При поворотах фордевинд шкотовые не забывают обтягивать и травить брасоловки левого и правого бортов до нужных положений, если проводка сделана в 4 браса, то травят и добирают нужные концы. Шкотовые отвечают за то чтобы при повороте полностью надутый спинакер плавно переходил, не обвисая, с одного борта на другой.

При уборке один из шкотовых (обычно это брасовый) бросает брас и работает на шкоте генуи. Второй шкотовый помогает пианисту с фалом и уборкой спинакера. Важно вовремя добрать геную и сохранять максимальную скорость лодки при нижнем огибании.

Гика-шкотовый

Гика-шкотовый - самая сложная из шкотовых позиций. Хорошо когда гика-шкотовый имеет опыт разнообразной работы на яхте и понимает все аспекты каждой роли. Когда рулевой сконцентрирован на достижении максимальной скорости, гика-шкотовый может взять на себя обязанности тактика.
Хорошие гика-шкотовые уже обычно имеют опыт самостоятельного управления яхтой в гонке и понимают чего хочет добиться рулевой в тот или иной момент - максимальной остроты хода, скорости и тп.

Лавировка

На лавировке гика-шкотовый работает в постоянном диалоге с рулевым, выбирая оптимальные настройки грота в зависимости от текущей задачи. Ориентируясь на получаемую от баковых информацию о порывах и по собственным ощущениям гика-шкотовый обрабатывает порывы погоном гика-шкота, или травя и добирая гика-шкот.

Важно синхронизировать действия гика-шкотового и шкотовых в повороте, иначе повороты будут медленными, с большой потерей скорости. Грот контролирует уваливание-приведение яхты: при огибании наветренного знака важно быстро травить грот, и быстро добирать его при огибании подветренного знака.

При предстартовом маневрировании гика-шкотовый должен уметь придать яхте задний ход, держа грот на ветру.
Видео с Monsoon Cup:
http://www.youtube.com/watch?v=gJ7dMw2srsk&feature=related
Задний ход: 00:01:19 до 00:01:30 и 00:02:50 до 00:02:59

Полные курсы

На полных курсах гика-шкотовый неожиданно оказывается практически свободен. :) В его обязанности входит предупреждать шкотовых и рулевого о порывах, которые могут подкрадываться сзади и сбоку. При повороте фордевинд гика-шкотовый отвечает за то, чтобы парус перешел на другой борт без задержек, но и без повреждений рангоута и парусов. Резкие перекидки паруса в сильный ветер могут вызвать рывок яхты на ветер и брочинг, поломку вертлюга гика и другие неприятности.

Если вы пробовали себя более чем на одной из вышеперечисленных позиций, уверенно управляете яхтой, хорошо разбираетесь в правилах парусных гонок и уверены в своей способности сколотить работоспособный экипаж - дерзайте, вам пора попробовать себя на руле!

Удачи в гонках!

PS Это только примерное описание, в реальности капитан вашей команды может назначить другое распределение ролей. На больших гоночных яхтах ролей может быть больше, на яхтах небольшого размера - наоборот, роли комбинируются, вплоть до яхт-одиночек, где рулевой делает всё сам.

(с) Ф. Дружинин и сообщество yachting_rus. Пожалуйста, ссылайтесь на оригинал при перепосте:)

Управление яхтой, в отличие от управления автомобилем, выполняется не одним человеком, а командой. Во многом именно это и определяет ценность яхтинга для различных тимбилдингов — здесь, как нигде, важен реальный результат слаженной работы всех участников.

Для начала — про роли. Расстановка ролей в круизе и парусной регате серьезно отличается, поэтому рассмотрим оба варианта отдельно. В обоих случаях мы предполагаем, что яхта идет под парусами, а не под мотором.

Круиз

Оптимальное число участников, включенных в процесс управления лодкой под парусом во время круиза – 4 человека

Основные задачи : руление, работа со стакселем, работа с гротом, собственно и все. Задачи типа подготовки швартовых, кранцев, приготовления еды, фотосъемки и увеселения экипажа — опциональны.

Ситуация 1. Подъем парусов

Вначале поднимаем грот . Рулевой (1) ставит лодку в левентик и удерживает ее в этом положении. Второй человек (2) идет на мачту и помогает подъему там (в случае, если грот закручивается в мачту — работает там на лебедке закрутки, если грот классический и опускается на гик — быстро выбирает руками грота-фал), третий (3) выбирает грота-фал лебедкой из кокпита.

Затем ставим стаксель . Рулевой (1) уваливает лодку, второй человек (2) освобождает со стопора таль закрутки и выбирает стаксель-шкот, открывая стаксель. Итого, для подъема парусов достаточно 3-х человек.

Ситуация 2. Движение острым курсом с поворотами оверштаг

Нам нужен рулевой (1), шкотовый на стакселе (2), шкотовый на гроте. (3) При движении острыми курсами, когда грот полностью выбран и практически не требует к себе внимания, второй шкотовый здорово помогает при работе со стакселем на поворотах, когда стаксель нужно перекидывать с одного на другой борт. В этом случае, один человек его травит, другой выбирает. Итого — 3 человека.

Ситуация 3. Движение полным курсом, повороты фордевинд

В движении все аналогично острому курсу за исключением того, что шкотовому на гроте нужно более активно работать с парусом, так как на полных курсах грот нужно перенастраивать чаще. Во время поворота шкотовый на гроте полностью загружен в течение всего поворота — ему нужно вначале быстро полностью выбрать грота-шкот, а затем растравить его, заново настроив парус на другом галсе. Если производить переброс грота также вдвоем, а это несомненно удобнее, чем в одиночку, нам потребуются уже 4 человека: рулевой (1), шкотовый на гроте (2) и двое шкотовых на стакселе (3,4). Итого — 4 человека.

Таким образом, минимальное число участников, включенных в процесс управления лодкой под парусом во время круиза — 4 человека .

Регата

В отличие от круиза, основной целью работы команды во время регаты является максимальной скорость.

В моменты, когда кто-то из участников непосредственно не занят, он откренивает – находится на наветренном (верхнем) борту яхты с тем, чтобы уменьшить ее крен.

Базово, можно выделить три основных элемента успеха:

  1. Тактика — выбор маршрута и принятие решений по сменам курса;
  2. Оптимальное выполнение своих функций на длительных отрезках времени — рулевой должен максимально эффективно вести лодку, учитывая позиции соперников, волны и ветер, остальные участники команды должны постоянно поддерживать паруса в настроенном состоянии, откренивать лодку и тп.;
  3. Максимально быстрое выполнение промежуточных операций — уборки и постановки парусов, перебросу и перенастройке парусов во время поворотов.

Оптимальный состав гоночной команды выглядит так:

  1. Рулевой — управление лодкой, тактическая борьба с соперниками, работа с волной;
  2. Первый шкотовый на стакселе, или на лебедке со спинакером/ генакером (помогает второму шкотовому выбирать брас через лебедку);
  3. Второй шкотовый на стакселе, при несении спинакера/генакера работает с брасом, стоя на наветренном борту;
  4. Шкотовый на гроте. В случае, если погон грота расположен над рубкой, выполняет одновременно функцию пианиста, на большинстве спортивных лодок погон грота вынесен к корме, поэтому пианист — отдельный человек
  5. Пианист — работа со всеми талями (веревками), заведенными на стопора справа и слева от рубки (топенант, оттяжка гика, рифы, грота-фал, спинакер-фал, топенант спинакера, оттяжка спинакер-гика, стаксель фал, иногда — таль закрутки стакселя)
  6. Мачтовый — быстрая выборка фалов (грота, спинакера), помощь баковому при работе со спинакер-гиком
  7. Баковый — работа со стакселем, спинакером, генакером.

Возможные сокращения: функции второго шкотового на стакселе может выполнять гротовый или мачтовый (задачи у мачты появляются не очень часто и чаще носят кратковременный характер). В случае, если лодка небольшая, команда может обходиться без мачтового, если у бакового хватает сил и ловкости справляться со спинакер-гиком.

Итого — 7 человек . В моменты, когда кто-то из участников непосредственно не занят, он откренивает — находится на наветренном (верхнем) борту яхты с тем, чтобы уменьшить ее крен.

Описанный состав оптимален для интенсивных кратковременных (не больше 1 дня) гонок. Для оффшорных гонок, где команда работает вахтами используется разделение на 2 вахты по 4 человека в каждой, при этом участники одной вахты занимают роли: рулевой, шкотовый на стакселе, шкотовый на гроте, баковый. По возможности, работа с парусами при таком составе производится последовательно — вначале поменяли, настроили один парус, потом вместо занялись другим и так далее.

Швартовка

Швартовку мы решили выделить отдельно, так как оценка сложности этой задачи фактически отвечает на часто задаваемый вопрос — а сколько людей нужно минимально, чтобы ходить на яхте. Во всех вариантах мы будем рассматривать погодные условия средней сложности — то есть не полный штиль и не шторм, а свежий ветер, который активно воздействует на лодку, меняя ее положение (сдувая). Итак.

Вариант 1. Швартуемся кормой, на муринг. На пирсе никого нет

Оптимальный состав: рулевой (1) подводит лодку кормой к причалу. Швартовые к этому моменту приготовлены, заведены на утки, лежат на местах. Человек на корме (2) спрыгивает на пирс, чтобы принять швартов. Человек на корме (3) бросает наветренный швартов, принимает конец обратно, заводит его на утку. Одновременно, а точнее — чуть раньше, человек на муринге (4) подбирает багром наветренный муринг, перебирает его по борту и крепит на носовую утку. Фактически лодка зафиксирована, далее двое (2,3) на корме повторяют операцию со вторым кормовым швартовым, муринговый (4) выбирает и крепит подветренный муринг, лодка выравнивается и закрепляется.

Таким образом, нам потребовались 4 человека . Дальнейшее уменьшение количества — по сути вопрос сложности ветровых условий и искусства рулевого. При наличии у рулевого достаточного опыта и человека на берегу, лодку можно пришвартовать в одиночку, вначале закрепив наветренный швартов, а затем уже выравнивая положение лодки с помощью двигателя.

Вариант 2. Швартуемся лагом (боком). На пирсе никого нет

Этот вариант проще. Рулевой (1) подводит лодку в пирсу, включает задний ход, лодка мягко подходит к причалу. Один человек (2) спрыгивает на берег, чтобы принять швартовые, двое других (3,4) по очереди бросают ему кормовой и носовой швартовые и крепят их на утки. В случае, если ветер прижимной, все совсем просто, если отжимной (отталкивает лодку от причала), заводить швартовые нужно будет быстро и в идеале будет полезен 5-й человек, чтобы на носовом и кормовом швартовых были по двое — один на берегу, другой на лодке. При отсутствии у пирса опасностей типа близко стоящих по носу или по корме судов и т.п., роль человека, отдающего кормовой швартов вполне может выполнять рулевой. То есть опять же, оптимальное число участников — 4 человека .

Вариант 3. Постановка на якорь

Вне зависимости от условий, выполняется двумя участниками — рулевым (1) и человеком на якоре (2). Первый подводит лодку к месту заброса якоря, разворачивает на ветер и начинает сдавать назад. Человек на якоре отдает цепь на нужную длину, фиксирует якорь. При наличии достаточного опыта, рулевой может проделывать эту операцию самостоятельно — выровнял яхту, дал малый назад, нейтраль, лодка медленно пошла назад, в это время нужно добежать на нос и отдать якорь. Итого — 2 человека .

Резюмируя, минимальные количества участников в команде:

  • Круиз: 4 человека. Этого хватает как для движения под парусами, так и для комфортной швартовки.
  • Регата: 6-7 человек для однодневных гонок, 2 вахты по 4 человека — для многодневных офшорных гонок.

О том, как лучше организовать и провести дальнее плавание, очень подробно и хорошо рассказано во многих пособиях по парусному спорту. Я ценю изданную в 1955 году книгу К. Каракулина «Дальние плавания на яхтах».

Главное в подготовке дальнего плавания - правильная комплектация экипажа. Подобрать людей не так просто. Г. В. Эш еще в 1895 году в «Руководстве для любителей парусного спорта» писал, что команда яхты должна иметь «приятный характер, симпатичную внешность, трезвость, опрятность, приличное поведение». Команду следует готовить заранее, не за сутки до выхода. Всем членам экипажа надо успеть узнать друг друга, подружиться. И капитану яхты нужно время, чтобы заблаговременно изучить свою команду, возможности и склонности людей. Пополнение команды в последний момент (к сожалению, такое бывает) может привести только к неприятным последствиям.

Помню, стояли мы в Приморске. Приходит ко мне командир яхты «Ост» мастер спорта Ю. М. Серебряков. Вижу, что явно расстроен. Оказывается, он принял решение одного из своих матросов списать на берег и отправить домой. А случилось вот что. Чуть ли не на второй день после прихода на яхту этот спортсмен заявил, что яхтингом он занимается в дни своего отпуска, а потому намерен отдыхать и загорать. Целый день лежал он на солнышке или спал в каюте, не желая участвовать ни в каких работах на яхте. Остальным членам команды это в конце концов надоело, и они попросили командира списать парня с яхты.

Я сказал Юрию Михайловичу, что в случившемся виноват он сам, потому что в дальнее плавание нельзя брать человека, которого как яхтсмена никто не знал. Включенные в список команды для дальнего похода еще весной должны обязательно участвовать в ремонте яхты. В процессе работы сразу выявляются все деловые качества членов экипажа, их расторопность и старательность. Белоручек включать в команду нельзя. Не следует брать в плавание и тех, кто не умеет плавать или укачивается. Нужно также, чтобы еще весной все прошли медицинский осмотр на готовность к длительным морским плаваниям.

Осмотр должен проводиться тщательно. У меня на яхту как-то «проскочил» дальтоник. Разумеется, никто об этом не знал. Однажды, работая в каюте над картой, я приказал рулевому доложить, когда откроется красный огонь маяка. С его появлением надо было делать поворот на новый курс. Время шло - доклада не поступало. Выхожу наверх и четко вижу огонь на маяке. Оказывается, рулевому огонь казался темно-желтым, а не красным... Хорошо, что я вовремя вышел наверх...

Перед дальним походом необходимы хотя бы два-три тренировочных выхода, чтобы проверить умение и работоспособность команды. Ведь случается, что люду, желая пойти в плавание, скрывают, что подвержены морской болезни. Для небольшой яхты потеря трудоспособности даже одного члена экипажа может привести к неприятным последствиям.

Общая численность всей команды яхты в дальнем плавании не должна превышать количества спальных мест. Пусть каждый имеет свою койку и следит за ее чистотой. Член экипажа, не имеющий постоянного места для отдыха, начинает уставать раньше других, ждет конца похода, чтобы отоспаться. А это может привести к потере того постоянного состояния бодрости и хорошего настроения, какое так необходимо в дальнем походе.

Я также решительно против того, чтобы в дальнем походе кто-либо спал вдвоем на одной койке или на палубе. В дальнем плавании это совершенно неприемлемо и с точки зрения хорошего отдыха, и с точки зрения требований гигиены.

Прежде чем начать описывать структуру команды и её должности, хочу сразу отметить главное, без чего команду строить нельзя. Основной принцип построения команды. Он состоит в том, что:

Интерес команды выше интереса любого её члена в отдельности

Основной принцип построения команды позволяет ей не просто побеждать, а элементарно существовать. Образно говоря, как только кому - то из членов команды удается поставить свой интерес выше командного - команду можно распускать.

Яркие индивидуалисты, ставящие перед собой задачу неприкосновенности собственных интересов, вряд ли смогут найти место в команде парусной гоночной яхты. Как и все моряки, яхтсмены - гонщики должны уметь думать "командной головой". И если ценности выстроены иерархически верно, то тут же яркий индивидуализм встроенного в команду гонщика станет служить на пользу всей команде.

Довольно тонкая грань, но знание этой грани - путь успеха в построении успешной, "звездной" команды, где яркие личностные качества дополняют командную сплоченность..

Итак, если в команде главенствует коллективный разум и есть лояльность каждого яхтсмена к команде, а лучше даже преданность ей, то с этого момента можно говорить об обязанностях, их распределении и о прочей, теперь по сути, рутинной работе.

Задача тренера, в смысле расстановки яхтсменов по должностям, состоит в том, что бы распределить силы оптимально - каждого на его наиболее эффективное место. Какие же это места?

Начнем с самых внешних факторов: квалификации, опыта, физических данных.

Прежде всего стоит обозначить количественный состав. Полноценная команда крейсерской гоночной яхты состоит минимум из 6-ти 7 -ми человек. Для яхт длиной до 40 футов этого количества яхтсменов может оказаться достаточным. Однако будет лучше, если в команде сорокафутовика, участвующего в гонках по треугольнику, петле (в заливе) будет 9 10 человек. Такое же количество спортсменов нужно для участия в регатах средней протяженности (200 600 миль) в открытом море. Для коротких гонок в открытом море (20 - 80 миль) с яхтой может управиться команда из 6 и даже 5 человек. Иногда, то есть в устойчивые слабые и устойчивые средние ветра это количество может быть даже предпочтительнее.

Для яхт большего размера 50 - 60 и боле футов. картина довольно значительно меняется. Появляются специальные должности, связанные с большой физической работой и даже администрирование большой команды. Количество яхтсменов в команде растет как на дрожжах и вряд ли стоит выходить в море даже на тренировку, если на борту 60 - 70 футовой яхты нет 15 - 17 человек. Меньшая команда с такой яхтой просто не справится.

Как же распределяются силы в команде? Рассмотрим наиболее широко распространенную команду 35 - 40 футовой гоночной яхты.

Для успеха участия в регатах команда такой яхты, должна сочетать квалификацию, опыт с хорошими физическими показателями, выносливостью. Пи этом не стоит забывать, что это сочетание должно строится на основе дружеских, партнерских отношений, коммуникабельности. Попросту говоря экипаж можно условно поделить на две взаимо обогащающие половины:

Опытные и Сильные

1. Опытные.

Эта часть команды должна состоять из 4-5 человек: рулевой, триммеры, питмен и баковый матрос (кто - то из них может совместить функцию тактика). Можно уменьшить количество опытных яхтсменов, но результат будет снижаться. Можно исключить совмещения для тактика, то есть оставить его работу только ему самому, и результат будет выше.

Чем занимаются эти уважаемые (опытные люди с максимальной квалификацией) на борту гоночной яхты во время регаты?

Рулевой – ключевая фигура на акватории гонки. От него требуются два основных качества:

    Способность вести лодку с максимальной скоростью на уровне автоматизма

    Находится в нужном месте дистанции в нужное время гонки.

Для реализации этих качеств рулевой должен обладать: квалификацией, способностью принимать взвешенные решения на основе ощущений, хладнокровием, расчетливостью, контактностью с экипажем. Часто рулевые приходят в уже сложившуюся команду временно, на серию гонок или регату. Это распространенное явление весьма оправдано как из - за высокой стоимости работы рулевых, так и из - за их значительной загруженности. Кроме того, рулевые могут тренироваться только таким образом 0- участвуя в различных регатах с различными экипажами. Только таким образом, "гастролируя" от команды к команде, наблюдая за действиями более сильных коллег, рулевой может нарастить свои "мускулы"

Триммеры (настройщики парусов). Качества этих двух человек (грот и стаксель) во многом схожи. Они должны обладать способностью к постоянной и терпеливой работе по настройке парусов. Их задача: создавать максимальную тягу парусов на всех режимах во время гонки. А если еще немного углубиться в теорию, то из задача состоит в том, что бы паруса шли через ветер с минимальным сопротивлением.

Для выполнения такой задачи триммеры должны быть также квалифицированными, трудолюбивыми и внимательными в течении всей гонки. Однако основное качество триммера: чувство ветра. Описать его невозможно. Самого по себе такого чувства у людей нет, речь идет о способности настройщика анализировать весь комплекс испытываемых чувств

Триммер грота должен обладать, кроме этого, выдающимися физическими возможностями, поскольку его работа сопряжена с физической нагрузкой и значительно самоотверженностью. Поскольку ход гонки триммер грота практически не видит, поскольку для решения своей основной задачи ему приходится все время следить за балансом яхты, то есть смотреть назад, на штурвал или на румпель.

На этих ролях (триммеры) не грех использовать мастеров спорта с высокой квалификацией и опытом.

Тактик. Высоко - квалифицированный яхтсмен. Задача тактика – контролировать тактическую обстановку на дистанции и вырабатывать рекомендации рулевому. Для успешного участия в регате эта роль должна быть отдельной, не совмещенной с никакой другой ролью.

Питмен («пианино»). Эта должность для спортсмена с углом зрения 360 градусов и с возможностью выполнять несколько операций одновременно, контролируя каждую из них. Его качества – внимание, самоотдача, скорость. Роль питмена хорошо выполняют молодые спортсмены, обладающие особой внимательностью к коллегам, однако их квалификация должна быть достаточно высока.

Баковый матрос. Эту роль в команде часто предоставляется девушкам. Задача бакового матроса: проводка передних парусов перед постановкой и уборкой (сменой), поддержка рулевому на старте, Основные качества бакового матроса – уравновешенность, небольшой вес, смелость. Баковый матрос также должен привлекать внимание спортсменов в кокпите и вызывать умиление судей на старте. По основным показателям выходит, что миниатюрной, физически сильной и уравновешенной девушке здесь самое место.

Сильные

Таллер . Это помощник триммера стакселя. Его основные качества – физическая сила и знания настройщика. На эту роль в любой момент можно пригласить физически крепкого человека с начальной квалификацией. Если пара триммер - таллер "споется" через несколько гонок он "подсидит" триммера.

Мачтовый. Основные качества – «скороподъемность» (способность выбрать фал за несколько секунд), внимательность, объемное воображение, такое же как и у бакового матроса. Мачтовый является помощником бакового матроса и коммуникатором между баком и кокпитом. Эту роль наиболее удобно совместить с ролью тактика. Если такового совмещения нет, то на этом месте мы видим молодых физически развитых людей, с высокой моторной скоростью, желательно высокого роста. Ну а если уж честно и несколько цинично, то от мачтового требуется не сколько рост, сколько длинные, достающие до палубы руки.

Свиппер . Помощник для всех. Основная задача – уборка спинакера и работа на ахтерштаге. Здесь можно пригласить в команду молодого яхтсмена, которому важен дальнейший рост квалификации. На этой и подобных ролях (мачтовый, таллер, гриндер) крайне не эффективно использовать мастеров, профессионалов. Их самолюбие будет мешать команде.

Гриндер . Должность можно сказать одиозная. Основная задача – крутить лебедки по командам триммеров. Обычно их два молодца «одинакова с лица». Если команде нужен результат в гонках, особенно в заливе, без подготовленных гриндеров ей не обойтись. Это физически развитые и выносливые люди. Их квалификация менее всего важна из всех описанных ролей.

Для гонок в открытом море даже сорокафутовику нужен также особый человек.

Навигатор. Вообще - то навигатор нужен всегда, но в гонках средней и большой протяженности отсутствие навигатора практически катастрофично!

Заключение.

Описанная структура команды - е панацея. Ваша команда может быть организована и по-другому. Однако процесс стандартизации, глобализации не обошел и парусный спорт. Используйте основной принцип все моряков. Используйте при создании команды хорошую морскую практику:

"Научись у тех, кто уже прошел этим путем, а потом ищи свой!"


  • Разделы сайта