Что такое джиу-джитсу: правила, приемы, пояса. Джиу-джитсу - что это такое? Боевые искусства

Ощепков Василий Сергеевич - родоначальник Русского Джиу-Джитсу, Дзюдо и один из основателей борьбы самбо. Трудно переоценить вклад Василия Сергеевича Ощепкова, советского разведчика, долгие годы проработавшего в Японии.

Он родился на Сахалине. После оккупации острова японцами в 1905 году был отправлен на учёбу в Японию, где с сентября 1907 года обучался в семинарии города Токио при православной миссии, организованной будущим святым Николаем Японским. 29 октября 1911 года был принят в институт дзюдо Кодокан в Токио, основанный Дзигоро Кано.

15 июня 1913 года Ощепков получил первую мастерскую степень - сёдан (первый дан), а в октябре 1917 года, во время командировки в Японию, сдал экзамены на второй дан, став первым русским и третьим европейцем, получившим второй дан по дзюдо.

В 1914 году вернулся в Россию. Работал переводчиком в контрразведке Заамурского военного округа в городе Харбине, а затем в разведотделе Приамурского округа. После Февральской революции 1917 года, так как разведка и контрразведка Российской империи прекратили своё существование, стал преподавателем рукопашного боя «Курсов для подготовки милиционеров городской и уездной милиции», так как средств не хватало - перебивался случайными заработками. В 1919 году был мобилизован колчаковцами и откомандирован в японское Управление военно-полевых сообщений, где работал переводчиком; в этот период он установил связь с Осведомительным отделом подпольной РКП(б) и стал сотрудничать с красным подпольем.

После вывода японских войск из Приморья Ощепков получил предложение о сотрудничестве с советской разведкой, и 1 сентября 1923 года дал подписку о сотрудничестве с Отделом агентурной разведки 5 армии, после чего был отправлен на Северный Сахалин, всё ещё остававшийся под японской оккупацией. В 1925 году вернулся в Японию под видом кинопродюсера. Его донесения имели важный практический смысл, однако из-за разногласий с некомпетентным начальством ему в 1926 году пришлось вернуться в СССР, где он был обвинён в растрате казённых средств, чуть не отправлен под трибунал. Чтобы компенсировать 3140 иен, израсходованных на агентов, но не подкреплённых расписками, ему пришлось распродать практически всё личное имущество, включая кинопроектор.

В штабе СибВО не собирались терять высококвалифицированного япониста, и Ощепков был оставлен во Владивостоке в качестве переводчика. В это время его жена заболела туберкулёзом лёгких, и практически все средства Ощепкова уходили на её лечение, которое не особенно помогало. Он стал пытаться добиться перевода в Москву или Ленинград, где можно было бы обеспечить более действенную лечебную помощь и иметь более высокий оклад. В итоге в сентябре 1929 года он был вызван в Москву. К сожалению, его жена к этому моменту уже скончалась.

В 1914 году, сразу после приезда в Россию, Ощепков организовал во Владивостоке кружок дзюдо. В 1917 году во Владивостоке состоялся первый в истории международный матч по дзюдо: ученики Ощепкова состязались с воспитанниками японского высшего коммерческого училища города Отару, приехавшими во Владивосток на экскурсию.

В 1927 году в Новосибирске на собрании ячейки Осоавиахима при штабе Сибирского военного округа Ощепков выступил с рассказом о дзюдо, после чего немедленно было решено организовать для сотрудников штаба кружок по изучению приёмов самозащиты. Услугами редкого специалиста поспешило воспользоваться и местное общество «Динамо».

Сразу после перевода в Москву В. С. Ощепков открыл при Центральном доме Красной Армии (ЦДКА) двухмесячные курсы дзюдо. После первых показательных выступлений в ЦДКА немедленно были созданы две группы из военнослужащих и работников Дома Армии, а также первая в стране женская группа. В 1930 году при непосредственном участии Ощепкова было подготовлено и опубликовано «Руководство по физической подготовке РККА», а в 1931-м - методическое пособие «Физические упражнения РККА», где впервые в нашей стране была изложена комплексная программа обучения рукопашному бою. Параллельно с публикацией методических материалов Ощепков провёл специальные курсы для начальствующего состава Московского гарнизона, а затем развернул работу в инструкторско-методическом бюро при Московском гарнизонном комитете, непосредственно сам осуществлял преподавание рукопашного боя в нескольких воинских частях, а также принял участие в состязаниях комсостава Московского гарнизона по штыковому бою, заняв там первое место.

В 1931 году в СССР был разработан физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР» (ГТО СССР). В 1932 году был учреждён комплекс ГТО второй ступени, в котором, в качестве одной из норм, появились приёмы самозащиты. Разработкой комплекса приёмов для ГТО-II по поручению спецкомиссии под председательством С. С. Каменева занимался именно Ощепков.

В 1930-м, на базе ЦДКА, но по линии спорткомитета, Ощепков провёл специальные курсы инструкторов, на которых получили подготовку преподаватели физвоспитания из самых различных регионов страны. Его показательные выступления в Центральной высшей школе милиции имели потрясающий успех, после чего Ощепков немедленно был приглашён для преподавания в этом головном учебном заведении милиции.

Ощепковская программа обучения и клубные занятия в ЦВШМ были ликвидированы в 1934 году по требованию В. А. Спиридонова, заявившего, что это противоречит его собственной и официально утверждённой программе.
В 1932 году при Московском институте физкультуры был учреждён военный факультет. Преподавание рукопашного боя и борьбы в одежде как на факультете, так и на организованных при нём курсах осуществлялось тоже Ощепковым. В 1934 году Василий Сергеевич создаёт свою секцию в только что построенном Дворце спорта Авиахима, которую в 1935 году передаёт своему ученику, практиканту из Инфизкульта А. А. Харлампиеву.

Летом 1937 года В. С. Ощепкову удалось добиться открытия специализации по дзюдо в организованной при Инфизкульте Высшей школе тренеров.
В ночь с первого на второе октября 1937 года был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Японии наравне с другими разведчиками 4 Управления. НКВД пыталось выйти через него на так называемых «харбинцев». Ощепков умер в камере Бутырской тюрьмы от сердечного приступа. В 1957 году он был реабилитирован. В 2000-е годы в различных регионах России были организованы клубы и турниры по самбо памяти В. С. Ощепкова, в том числе Всероссийский юношеский турнир по боевому самбо памяти В. С. Ощепкова.

Очень интересное и старое видео. Начало становления Русского Джиу-Джитсу, Дзюдо и самбо. Перед вами запись, на которой можно увидеть легендарного Василия Сергеевича Ощепкова. Обратите внимание, насколько тогдашняя борьба отличается от современного. В общем замечательное видео, река времени...

История происхождения Японского Джиу-Джитсу

Дзю-дзюцу (джиу-джитсу) в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. О создании дзю-дзюцу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о дзю-дзюцу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками. Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство.

Одна из версий о происхождении дзю-дзюцу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского дзю-дзюцу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского дзю-дзюцу. Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ дзю-дзюцу.

Наиболее известная версия происхождения дзю-дзюцу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йошин рю. Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы». Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться дзю-дзюцу. Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако дзю-дзюцу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов дзю-дзюцу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы. При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В последствии обучение владению своим телом привело к популяризации дзю-дзюцу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

Одним из наиболее ярких случаев применения приемов дзю-дзюцу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).

Традиционные школы дзю-дзюцу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом дзю-дзюцу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синье рю дзю-дзюцу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми - ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

Некоторые школы дзю-дзюцу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синье рю дзю-дзюцу - традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий.

Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда. Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного дзю-дзюцу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки дзю-дзюцу, и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

Сейчас сложно определить, какая версия происхождения дзю-дзюцу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, дзю-дзюцу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство, приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

Распространение Джиу-Джитсу

Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу- джитсу получило только с 50-х годов. В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, Международные федерации нин-дзюцу.

В современном джиу- джитсу существуют 3 направления:
1) системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;
2) системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;
3) системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности. Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.


Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать “борцовскими” (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45°% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя.

Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, “классическими” его видами считаются “явара” (палочка длиной от 15 до 30,5 см), “дзё” (дубинка длиной примерно в один метр) и “бо” (шест длиной в 2-2,5 метра), а также “вэй” (веревка или пояс) и “танто” (обычный нож).

Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование “военного” оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу.

Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя.

Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее “основной” техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод “уступчивости, ложной податливости.

История Джиу-Джитсу в России

История развития Джиу-Джитсу в дореволюционный период Часть 1

В настоящее время достаточно мало людей знают, как система занятий Дзю-дзюцу повлияла на развитие рукопашного боя в России как для армии и полиции, так и для гражданского населения.

Никто из исследователей не может сказать, с чьим именем связано, и когда появилось Дзю-дзюцу в России. В этом отношении существуют различные версии, но большинство из исследователей придерживаются того, что первые упоминания о Дзю-дзюцу появились в Санкт-Петербурге. Так в 1895 году в Петербургской газете «Новое Время» была помещена статья Лафкадио Херна - «Очерки неизвестной Японии». В ней автор познакомил русских читателей с достоинствами японской борьбы «ЮЮТСУ».

Однако, Виктор Афанасьевич Спиридонов и Василий Сергеевич Ощепков (очень известные и авторитетные специалисты в области боевых искусств того времени) считали, что преподавание Дзю-дзюцу началось в России в 1902 году, то есть на семь лет позже вышеуказанного.

В период с 1905 по 1907 годы в России создаются различные спортивные объединения, как правило, на общественных началах, где пытаются преподать Дзю-дзюцу. Население дореволюционной России начинало свое знакомство с Дзю-дзюцу по различным книгам - «самоучителям». Это связано с тем, что в это время отмечается нехватка компетентных специалистов - учителей, преподавателей Дзю-дзюцу. Для преподавания они должны были приехать либо из Японии, либо из Европы.

Преподавательский состав того времени представляли «тренера самоучки», которые не имели ни достаточного уровня владения техническими приемами Дзю-дзюцу, ни достаточного уровня знаний (не владели методикой преподавания). Таким образом, их тренировки не гарантировали знаний.

Есть недоказанные сведения, что на Дальнем Востоке были учителя, которые обучали русских учеников Дзю-дзюцу. На этот счет есть много сомнений, так как в это время только что закончилась Русско-Японская война.

Первая книга по Дзю-дзюцу вышла в России в 1905 году и имело достаточно длинное название - «Физическое воспитание Японцев….». Книга была переведена с английского языка и содержала 120 страниц. Работа опубликована книгоиздателем Иваном Дмитриевичем Сытиным в издательстве «Товарищество И.Д.Сытина».

В 1907 году достаточно известный киевский специалист по физическому воспитанию – А.К.Анохин (публиковавшийся под псевдонимом Б.Росс) издал книгу, содержащую 43 страницы – «Психофизиологическая гимнастика». В ней он описал три вида гимнастики:

● Система Мюллера.

● Система Б.Росса (А.К.Анохин – «Гимнастика для женщин»).

● Японская система упражнений Дзю-дзюцу (в переводе с немецкого).

В 1908 году другие издательства – например издательство «Сотрудник» (А.Ф.Сухов), «Основа» (А.Я.Озеров), издательство «Здоровье и Сила» (Ю.К.Гаупт) и др. начинают публиковать статьи о Дзю-дзюцу.

В это же время, в Москве появилось «Японское издательство Жиу-Житсу». Преимущество этого издательства перед остальными заключалось в том, что его директор преподавал Жиу-Житсу в Московской полиции.

В конце 1908 года вышла книга «Джю-джицу. Метод Японской атлетики» (она была переведена с французского языка). Авторами книги являлись Н.Гарман и И.Ханкок (в России он известен как Ганкок).

Также в 1908 году в журнале «Вестник Полиции» была опубликована статья полицейского капитана А.А.Дэмерта – «Жиу-житсу», позже в выпусках вестника он публикует учебные материалы.

Позже – 1909 году издательство «Типограф i я» при Министерстве Внутренних Дел выпустило книгу – «33 боевых приема нападения, обороны и обезоруживания по Японской системе Ж i у-житсу», под редакцией капитана Дэмерта.

В 1909 году в книжных магазинах России, появляются два разных перевода одной и той же книги, под редакцией одного из «пионеров» французского Дзю-дзюцу – Эмиля Андрэ.

Первый перевод книги назывался «Гигиена телесных упражнений и самообороны» в соавторстве с профессором Г.Блюнчли, под редакцией В.В.Битнера и в переводе Н.В.Горина. Книга вышла в издательстве «Вестник знания».

Вторая публикация книги Эмиля Андрэ вышла в Петербургском издательстве «Основа» (А.Я.Озеров), но под другим заголовком – «Искусство защищаться от уличных нападений», книга содержала 60 рисунков. Перевод с французского осуществил Ф.Н.Латернер.

В 1910 году в журнале «Русский Спорт» было помещено следующее объявление: - «В Москве открывается новая атлетическая арена, где будет преподаваться джиу-джитсу от господина Фрелихом, преподавателя Московской полиции». В конце этого года в этом журнале была помещена критическая статья о Японской борьбе «Джиу-джитсу».

В 1910 году литературно-художественный журнал «Нива» публикует статью «Новый способ самообороны». В статье были представлены техники Джиу-джитсу которыми могли пользоваться женщины.

Также в 1910 году издательство А.Я.Озерова «Основа» выпустило книгу Ирвинга Ханкока «Джиу-джитсу: Японская наука о здоровом человеке: Метод укрепления тела и атлетические приемы Японцев».

В.С.Ощепков вспоминал о ней так: «Джиу-джитсу стало известным в России благодаря именно этой книге, как система самозащиты. Некоторые техники были заимствованы из немецкой полиции и изучались в Санкт-Петербургской полицейской школе в 1902 году». Однако в то время, о котором говорит Ощепков существовало полицейское «Руководство», составленное И.А.Смирновым, служившим в Санкт-Петербургской полиции и в котором было описано 5 приемов полицейской самообороны.

В следующем – 1911 году, литературно-художественный журнал «Нива» публикует часть перевода книги А.Шерпильо «Джиу-джитсу для дам». Перевод с французского сделал уже упоминавшийся нами киевский специалист в области физического воспитания – А.К.Анохин.

В том же 1911 году в журнале «К спорту» опубликована статья, в которой дается оценка и описание различных видов самозащиты.

В 1911 году Московское издательство «Жиу-житсу» публикует в России 4-е издание книги – «Ж i у-житсу. Полный общедоступный учебник физического развития и приемов самозащиты по известной Японской системе Ж i у-житсу».

Автор книги Кара Ашикага, объем работы составил 238 страниц. Это издание было переведено с английского языка и содержало описание 100 приемов на 122-х иллюстрациях. Для того времени цена книги была достаточно большой – 6 рублей 50 копеек.

В период с 1912 по 1913 дискуссии о Джиу-джитсу продолжаются на страницах различных журналов (например, в журнале «К спорту»), однако обсуждаемой информации было очень мало.

Так в 1912 году в журнале «К спорту» была помещена фотография с аттестации по Джиу-джитсу, которая проходила в подразделении пограничных войск в Харбине (на восточно-китайской железной дороге).

Позже в Петербургском журнале «Новый мир» публикуется статья «Спорт Джиу-джитсу», а в журнале «Современная жизнь» выходит статья под заголовком «Джиу-джитсу». Статьи, посвященные Джиу-джитсу публикуются и в других периодических изданиях, например, «Журнале Народного просвещения», «Природа и люди» и др.

Джиу-джитсу достаточно сильно повлияло на Ивана Владимировича Лебедева. Его уважительно называли «профессор атлетики». Еще в юношеском возрасте он получил отличную физическую подготовку под руководством «отца» русской тяжелой атлетики – Владислава Францевича Краевского. Лебедев открыл собственный «Атлетический клуб», в котором занимались французской борьбой, тяжестями, французским боксом и Джиу-джитсу.

В 1915 году в Петрограде вышла книга И.В.Лебедева «Самооборона и арест». Она была издана в качестве официального полицейского руководства, по распоряжению Петроградского градоначальника генерал-майора, князя А.Н.Оболенского, редактором издания был его друг – генерал-майор В.Ф.Галле.

Через два года - после «Октябрьской революции» 1917 года, развитие Джиу-джитсу в России прекратилось. Это привело к гибели и безызвестности многих людей, которые занимались и развивали Японское боевое искусство Джиу-джитсу в царской России до революции.

При Советской власти Виктор Афанасьевич Спиридонов и еще несколько других энтузиастов будут преподавать самооборону на основе Джиу-джитсу. Им придется пройти заново тот путь, который проделали их предшественники.

История развития Джиу-Джитсу в послереволюционный период Часть 2

Начнем с 1917 года. Достоверно известно, что личная охрана Ленина (красногвардейцы) владела джиу-джитсу и стрелковым оружием.

Отметим, что до революции, равно как до и после Первой мировой войны многие граждане России были обучены джиу-джитсу, французскому и английскому боксу, французской борьбе и т.п.

1920 год. В московской школе милиции В.А.Спиридонов начинает преподавать курсантам джиу-джитсу.

1923 год. Президиум верховного совета по физической культуре при ВЦИК разработал программу по физической подготовке красной армии. В ней ставилась задача обучить бойцов красной армии джиу-джитсу, боксу и борьбе.

1924 год. Вводится в действие руководство из девяти частей – «Физическая подготовка Рабоче-Крестьянской Красной Армии и допризывной молодежи».

1925 год. Выходит дополнение к девятому разделу вышеупомянутого руководства, под названием – «Способы защиты и нападения без оружия. Французская борьба, бокс и джиу-джитсу».

Дополнение сопровождалось 75 рисунками. Однако, составители этого дополнения неуказанны. Это обусловлено тем, что данное руководство (со всеми приложениями к нему) являлось официальным секретным документом Красной Армии.

В конце 1925 года появляется документальный фильм по джиу-джитсу, который был произведен зарубежом. Продолжительность фильма составила 1 час 45 минут (длина киноленты 415 метров).

1926 год. Всероссийское общество «Совкино» выпускает в прокат два фильма посвященные физической культуре:

● «Бокс» (длина киноленты 198 метров);

● «Защита и нападение» (длина киноленты 285 метров). Фильм включал в себя достаточно большое количество техник из джиу-джитсу.

Отметим, что оба фильма были разрешены Главным репертуарным комитетом Советского союза для просмотра любой аудиторией (а не только военнослужащим).

1927 год. Выходит книга В.А.Спиридонова предназначенная для сотрудников ОГПУ - «Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-джитсу». Она была официально одобрена Инспекцией по физической подготовке Красной Армии.

1928 год. Выходит книга легендарного советского большевика А.И.Буценко под названием - «Самозащита без оружия (Джиу-джитсу) и ее применение в целях обороны рабочее-Крестьянской милиции УССР». Автор книги участвовал в 1 Мировой войне, был пленен. В плену он вел пропагандистскую революционную работу. Позже А.И.Буценко становится членом ЦК компартии Украины, где возглавляет Высший Совет по физической культуре Украинской ССР.

Однако, необходимо отметить что данная работа была «пиратским» переводом книги «Невидимое оружие (Джиу-джитсу)», вышедшей в Германии в 1926 году. Автором этой книги являлся известный немецкий «пионер» джиу-джитсу – Эрих Ран.

1928 год. Выходит книга И.Л.Солоневича «Самооборона и нападение без оружия. Элементарное руководство». Работа вышла с разрешения Научно-технического комитета при ВСФК, в издательстве НКВД РСФСР. Она опубликована в разделе «Библиотека работника милиции и угрозыска».

Редактором книги был один из руководителей работников милиции И.Ф.Кисилев. Он писал: - «И.Л.Солоневич в своей книге из серии книг изданных Отелом милиции по производственному просвещению делает первую попытку объединить бокс, борьбу, джиу-джитсу или вернее их отдельные приемы в их один комплекс, преследующий чисто практические цели и приспособленный к условиям милиции и розыскной службе…».

1928 год (осень). В Москве проводится Всесоюзная Олимпиада. Среди гостей была немецкая команда по джиу-джитсу, которая в парках Москвы делала показательные выступления по джиу-джитсу. Они проводились согласно предварительной программы олимпиады. На одном из таких выступлений был В.А.Спиридонов. Он пригласил немецкую команду на дружескую встречу с его учениками, тренировавшимися в «Динамо». На следующий день в зале спортивного общества «Динамо» проводились поединки между немецкой и российской командами. Примечательно, что немцы их проиграли!

1929 год (3 февраля). В Москве проводится Первый закрытый чемпионат по джиу-джитсу. Он проходил в зале Московского Пролетарского Спортивного общества «Динамо», который находился на «Цветном бульваре».

Несмотря на то, что чемпионат носил закрытый характер, на нем присутствовало достаточно большое количество зрителей (зал был переполнен). Первыми чемпионами по джиу-джитсу стали: А.Пронин, В.Харитонов, Д.Давыдов и П.Чертенко.

Свою систему В.А.Спиридонов назвал «Сам» (что означало самоооборона), затем она была переименована в «Самоз», озачавшее самозащита.

1930 год. В Москве в издательстве НКВД РСФСР выходит книга Н.Н.Ознобишина – «Искусство рукопашного боя», включавшая в себя 99 рисунков.

Работа носила собирательный характер и включала в себя техники из французского и английского бокса, французской и американской борьбы и джиу-джитсу.

Важную роль для развития самозащиты в России сыграл В.С.Ощепков (пионер русского дзю-до и самбо). О нем существует много документальной исторической информации позволяющей проследить гений этого человека.

Известно, что он изучал дзю-до в Кодокан институте в Токио (29 октября 1911 года) при его основателе Дзигоро Кано.

Однако мало людей знают (даже среди специалистов), что первым человеком использовавшим слово «дзю-до» был не Дзигоро Кано, а его учитель – Терада Канемон мастер джиу-джитсу из школы «Кито-рю».

Во время эры «Мэйдзи» (1866 - 1912) в школе «Кито-рю» начали убирать прикладные аспекты джиу-джитсу, начали развивать спортивные аспекты. Возникает «кодокан дзю-до». Это своего рода «ослабленное» джиу-джитсу, базирующееся на технике работы без оружия. Таким образом, военное, боевое искусство становится «духовной дисциплиной». Это сделало прогресс в развитии техники «невооруженной руки».

Именно эту систему и изучал В.С.Ощепков. Часть этих техник можно найти в журнале «Физкультура и Спорт» (1 (105) 5.01.1930 г.), в котором В.С.Ощепков демонстрирует техники с партнером.

В.С.Ощепков жил в Сибири, а затем в Москве. Перед каждым устройством на работу он делал показательные демонстрации своего боевого искусства. В.С.Ощепков показывал техники самозащиты и обезоруживания, которые брал из джиу-джитсу. Доказательство этого можно найти в нескольких Новосибирских газетах, в которых было написано следующее. «Приемы джиу-джитсу поражали своей красивой техникой выполнения и произвели на присутствующих большое восхищение. Нападение с револьвером, палкой, ножом, саблей и винтовкой отражались с особенной ловкостью…».

В одной из Новосибирских газет было следующее объявление: «товарищ Ощепков предполагает выступить в местном цирке, где он продемонстрирует приемы джиу-джитсу и устроит показательные соревнования, выпустив против себя 5 – 10 нападающих…».

Изучая документальный материал, связанный с В.С.Ощепковым мы увидим, что до 1934 года он анализировал английский, французский и китайский бокс, финско-французскую (греко-римскую), вольно-американскую, персидскую, швейцарскую, азербайджанскую, кавказскую, грузинскую, татарскую, карачаевскую, туркменскую и узбекскую борьбу. Также он анализировал и фехтование (штык, сабля, трость).

Это помогло ему сделать «Борьбу вольного стиля (дзю-до)». Однако по идеологическим причинам Ощепкову приходится отказаться от слова «дзю-до», которое было заимствовано у Японии, являющейся в тот исторический период врагом России.

1934 год. В Советской России появляется созданная В.С.Ощепковым «борьба вольного стиля».

В период с 1934 по 1937 год упорный труд Ощепкова и его учеников приводит к тому, что дзю-до теряет японские корни и становится современным «Самбо».

Многие ученики Ощепкова и Спиридонова первыми встретили нападение фашистов во время Второй Мировой Войны. Они храбро сражались, проявляя героизм и мастерское владение приемами самозащиты.

Есть много фотографий на которых показано что техники самозащиты изучаются народным ополчением и бойцами Красной армии. Так на одной из газетных вырезок того времени по заголовком: «Командиры отдыхают»

показан А.А.Харлампиев (ученик В.С.Ощепкова), который проводит занятия по самозащите.

Именно с А.А.Харлампиева начинается новая страница в эволюции и развитии самозащиты в СССР. Он продолжает работу своего учителя В.С.Ощепкова, после смерти которого Харлампиев забрал всем методические материалы по самозащите у супруги Ощепкова – Анны Ивановны. Это была целая библиотека.

А.А.Харлампиев на базе материала полученного от семьи Ощепкова начинает до развивать техники самозащиты. Позже они были переименованы в «Самбо» - самооборона без оружия. Несмотря на то, что А.А.Харлампиев очень много нового внес в развитие «Самбо», не стоит считать его основателем. Он - продолжение тех традиций, которые создавались В.С.Ощепковым, которого по праву является основателем «Самбо».

Благодаря В.А.Спиридонову и В.С.Ощепкову (двум мастерам самозащиты), а также их ученикам произошло доразвитие системы самозащиты во время Великой Отечественной войны и после нее.

Тем не менее параллельно с развитием «самбо», в нашей стране были группы практиковавшие джиу-джитсу. В настоящее время в России существует много клубов, ассоциаций и федераций.

Мицуе Маеда (Count Koma-граф битвы)

История Бразильского дзю-дзюцу начинается с японского бойца, мастера дзю-дзюцу и Кодокан дзюдо Мицуе Маеда (Count Koma-граф битвы). Маеда (1878 — 1941 г.) родился в маленьком городке Аомори на севере острова Хонсю. В восьмилетнем возрасте переезжает в столицу. Учится в элитной школе Хиросаки, где был известен как «ребенок — сумоист». Такое прозвище он получил благодаря своему увлечению искусством борьбы, которому обучал его отец. Позже Маеда поступил в университет, который в наши дни называется Васэда и известен как крупный тренировочный центр. Именно там он обучался технике классического дзю-дзюцу . В 18 лет начинает тренироваться в Кодокане (Дом изучения Пути). Основатель Кодокана Кано Дзигоро (28 сентября 1860 г. — 4 мая 1938 г.)мастер Киторю, Тэндзин синъе-рю, а также на основе других школ дзю-дзюцу в 1882 г. создал Дзюдо (мягкий, гибкий путь). Маеда обычного телосложения при росте около 168 см (5 футов 6 дюймов), весе 70 кг (150 фунтов) упорно тренируется и через два года получает 1-й дан. В 1901 году получает 3 -й дан и работает инструктором дзюдо в университетах Токио, Васэда, Гакушин.

В 1904 году Дзигоро Кано присваивает Маеде 4-й дан и вместе с Томитой Цунэдзирой 7-й дан направляет в США. Годом ранее американский промышленник Сэмюэл Хилл предложил Ямасите Есиаки (1875-1935) выехать в США для обучения дзюдо его сына. Ямасита принял предложение, но, к сожалению, прибыв в Соединенные Штаты, узнал, что их договор расторгнут из-за непреклонной позиции миссис Хилл, выступившей категорически против занятий сына японской борьбой. Однако Хиллу удалось устроить для Ямаситы другое место учителя, а также встречу в Белом Доме президентом США Теодором Рузвельтом, который после прочтения книги Нитобэ Инадзо (1862-1933) «Бусидо — душа Японии» заинтересовался самурайской культурой и боевыми искусствами. Ямасита, рост, которого 162,5 см, а вес 68 кг, успешно провел поединок с американским борцом вес и рост которого были вдвое больше. На Рузвельта это произвело огромное впечатление, и он лично оказал содействие Ямасите в получении места преподавателя дзюдо в Военно-морской академии США с окладом 5000$, что по тем временам составляло поистине королевскую зарплату. Параллельно жена Ямаситы обучала дзюдо дам из высшего света. Всего супружеская пара провела в Соединенных Штатах два года. Менее успешный был визит Томиты Цунэдзиро и Маеды.

Рузвельту хотелось, чтобы в Вашингтоне был свой учитель дзюдо, поскольку Ямасита преподавал в другом месте. Кано на это место рекомендовал своего первого ученика, утонченного и образованного человека, прекрасно знавшего английский язык. Но по своему борцовскому уровню Томита сильно уступал тогдашним звездам Кодокана, поэтому с Томитой поехал один из сильнейших бойцов Маеда. Очевидно, по замыслу Томита должен был разъяснять теорию дзюдо, Маеда — демонстрировать его эффективность в схватках. Этот план успешно сработал во время демонстрации в Вест-Пойнте, где Маеда сперва противостоял атакам профессионального игрока в американский футбол, а затем боксера. Однако в Вашингтоне все обернулось не так хорошо. После того, как Томита и Маеда провели официальную демонстрацию Кодокан Дзюдо, один из присутствующих футболистов бросил вызов лично Томите. Результат схватки для последнего оказался плачевным: ему не удалось провести бросок, и он тут же оказался придавленным к полу весом тела американца. Президент Рузвельт дипломатично попытался замять происшествие, отвергнув дальнейшее состязание под предлогом того, что на Томиту, по всей видимости, скверно повлияло изменение климата, и пригласил японцев на торжественный обед в Белый Дом. После этого Томита вернулся в Японию, а Маеда жаждавший восстановить репутацию дзю-дзюцу остался в Америке. Он провел тысячу поединков и не проиграл ни разу в боях без правил или по правилам дзюдо и уступил лишь два раза в схватках с профессиональными борцами по их правилам. Маеда даже бросил вызов чемпиону-тяжеловесу Джеку Джонсону, которого многие называли лучшим боксером современности. Итак, японец основал традицию, которой в последствие будет следовать Грейси: бросать вызов действующим чемпионам по боксу (Хелио вызвал Джо Луйса, а Риксон — Майка Тайсона). Боксеры тоже создали традицию — никогда не принимать подобные вызовы. После своего путешествия по Северной Америке он побывал в Центральной и Южной, а позже посетил и Европу. Он сражался во многих профессиональных поединках и таким образом нарушил многие моральные заповеди дзюдо, которые были достаточно строгими. Возможно именно поэтому Маеда называл свое искусство дзю-дзюцу, а не дзюдо. Когда он стал сражаться как профессиональный боец, Маеда очень часто был вынужден применять техники, запрещенные в дзюдо, но бывшие частью изученного им ранее дзю-дзюцу. Кроме того, Маеда был умным и внимательным новатором. Он добавлял в свой арсенал новые техники и убирал те, которые считал не эффективными. Он разрабатывал свой собственный стиль, целью которого было успешное противостояние двум основным типам бойцов на Западе — борцам и боксерам. В вопросах техники он отошел от чистого дзюдо. Обучая людей, которых он встречал в своих путешествиях, Маеда настаивал на том, чтобы они называли его стиль дзю-дзюцу. Потрясающие достижения сделали его легендой в Центральной и Южной Америке. В начале 1920-х годов Маеда вернулся в Бразилию и оказался в центре кипучей деятельности, развернутой японским правительством, с целью основать колонию в северной части страны. Проект было достаточно сложно претворить в жизнь (на самом деле он был немедленно провален). Единственным бразильцем, который использовал свои политические связи, чтобы помочь Маеде, был Гастао Грейси, его семья эмигрировала в Бразилию из Шотландии. Дружба, которая завязалась между двумя людьми, привела к тому, что Маеда решил обучить старшего сына Гастао, Карлоса(1902-1994г).

История семьи Грейси.

В 1801 году Джордж Грейси приезжает в Бразилию из Шотландии. Один из внуков Джорджа — Гастао Грейси — получил образование дипломата. Он изучил немецкий язык, свободно говорил еще на семи языках. Но он решил отказаться от дипломатической карьеры и вместо этого занялся бизнесом. В это время Гастао жил в г.Белем, штат Пара в дельте реки Амазонки. У Гастао было восемь детей, пятеро из которых мальчики.

Карлос (имена других Освальдо, Гастао, Джордж, Хелио) был старшим в семье. Он родился 14 сентября 1902 г. первыми соперниками Карлоса были коренные обитатели реки Амазонки — крокодилы. Ему очень нравилось играть с аллигаторами. В 14 лет Карлос начал тренироваться под руководством Маеды и всю свою безграничную энергию направил на изучение искусства дзю-дзюцу. Мог ли кто-то предположить такое? «Из всех учеников, обучавшихся у Кома, а их было не мало, так как он преподавал по всему миру, только один проникся глубиной и величием знания, став профессионалом дзю-дзюцу. Мне кажется, мой отец с самого начала чувствовал суть того, чему учился. Не удивительно, что он впоследствии создал свою школу, которая существует на протяжении уже 80 лет», — вспоминает Рейла (дочь Карлоса). Несмотря на постоянные путешествия Маеды, Карлос придерживался тренировочного режима, начав практиковаться еще с одним учеником Маеды — местным бизнесменом Якинто Ферро. С ухудшением экономической ситуации отец с семьей переезжает в Рио-де-Жанейро в поисках лучшей жизни, затем в Сан Паоло, и наконец, в Бело Хоризонт. В 22 года Карлос начал зарабатывать преподаванием дзю-дзюцу. «Он был похож не на бойца, а на шахматиста. Он тренировал в полицейских академиях и так как они ничего о нем не знали, ему приходилось демонстрировать эффективность той борьбы, в которую он верил. Он доказывал, что с помощью дзю-дзюцу можно творить чудеса и что он сам — превосходный боец», — говорил Рилион В 1925 году Карлос открывает первую . В тридцатые года нужно было всегда доказывать эффективность дзю-дзюцу в боях. Соперников искали через газетные объявления (например «Хочешь иметь сломанные ребра? — Обращайся к Карлосу Грейси») Так происходило становление боевого искусства смешанного стиля. Карлос провел множество поединков, самые известные это в 1924 году в Сан Паоло с представителем японского дзю-дзюцу Гео Омори. Бой без правил в Рио-де-Жанейро против мастера капуэйро Самуэля и последний бой против Руфин в 1931г. Влияние, которое оказывал Карлос на своих детей и родных братьев, было столь велико, что современные фанаты вряд ли смогут представить это себе. Он был учителем, стратегом, покровителем, идеологом — все это Рейла написала в своей книге. «Он был совестью семьи, ее ядром, точкой отсчета, в 80-х после каждого поединка все собирались вместе для того, чтобы оценить выступление каждого, сильные и слабые стороны. Когда он умер, я почувствовал, что жизнь изменилась. Он ни разу не ударил ребенка, никогда не бранился, не оскорблял противников. Он был воплощением добра. Это бесценно »

Младший брат Карлоса Хелио(01/10/1913г-29/01/2009г) был очень слабым ребенком. В 14 лет переезжает к Карлосу, который обучал дзю-дзюцу в Ботафого, пригороде Рио. Вначале он просто наблюдал за тем как его брат обучает дзю-дзюцу, так как доктора рекомендовали ему воздерживаться от любой физической активности, включая тренировки дзю-дзюцу. Однажды, когда Хелио было 16 лет, один из учеников Карлоса пришел на занятие, но того не было. Хелио, помня все движения, которые показывал его брат, предложил начать тренировку. Когда тренировка подошла к концу, появился Карлос, извиняясь за свое отсутствие. Ученик ответил: «Все нормально, я очень доволен тренировкой с Хелио. Если Вы не возражаете, в следующий раз я продолжу тренировку с ним.» Карлос согласился. Так, волею случая, Хелио стал тренером. Вскоре он осознал, что техника, которую он наблюдал на уроках Карлоса, не так уж проста в исполнении. В неустанном поиске ответов на свои вопросы по повышению эффективности дзю-дзюцу Хелио решился отойти от традиционной техники, преподаваемой его братьями. Он начал изменять движения таким образом, чтобы несмотря на слабое тело, он сам мог выполнять их. Хелио с ранних лет, наблюдая за Карлосом и воспринимая его не только как брата, но и отца, упрочил семейную традицию в организации поединков под руководством старшего брата. Несмотря на то, что все Грейси были известны как первоклассные бойцы, выделяли именно Хелио, весившего 140 фунтов (63,5 кг). Он был первым кумиром в области спорта в Бразилии. Его впечатляющие поединки, демонстрирующие смелость и отвагу, являющиеся образцом безупречной техники и особого стиля жизни, сделали его идеалом, символом надежды для целой нации. Однажды, Первая леди — Дарси Варгас, признавая огромное положительное влияние, пригласила Хелио в президентский дворец и просила его «спасти бразильскую молодежь». Хелио спас друга, тонущего в Атлантическом океане.

За это ему была вручена медаль за отвагу. За свою карьеру Хелио провел 17 только официальных боев, включая поединки против чемпионов по борьбе, Фреда Эберта и Владека Збыско. Когда в Бразилию прибыл чемпион мира по дзю-дзюцу Масахико Кимура, Хелио представился случай проверить свою технику в поединке против самого лучшего спортсмена, и он бросил вызов. К удивлению, такой именитый чемпион отказался, объясняя свой отказ разницей в весе (примерно 80 фунтов — 36,3 кг) и тем, что у Хелио не было разряда, а значит, он был не стоящим соперником. Кимура предложил провести поединок с Като, вторым бойцом дзю-дзюцу в мире. Он весил на 40 фунтов (18,14 кг) больше Хелио. Хелио сражался с Като два раза. Первую встречу проводил со сломанным ребром, эту травму он получил во время тренировки неделей ранее. Несмотря на серьезный риск и противопоказания доктора Хелио провел поединок в ничью. Месяц спустя, во время повторного поединка, на глазах изумленной толпы Хелио провел удушающий прием, в результате которого Като 6 минут находился без сознания. Эта убедительная победа оказала давление на великого Кимуру, который теперь должен был отстаивать честь Японии. Поединок прошел в Марокано, на самом большом футбольном стадионе в мире. На 13-ой минуте Кимура провел свой коронный прием — «замок Кимура» (удэ-гарами). Карлос, опасаясь, что Хелио не сдастся и получит серьезную травму, бросил полотенце, прекращая встречу с японским чемпионом. Кимура был так впечатлен выступлением Хелио, что через день после поединка он пришел в академию Грейси в Рио и пригласил Хелио учиться в Японии.

Хелио и Вальдемар

В 42-летнем возрасте Хелио провел поединок против своего лучшего ученика 25-летнего Вальдемара Сантана. Они встретились в бою, потому что Вальдемар получил вызов от бойца, участвующего в подставных боях (реслинг, кэтч — шоу, заранее отрепетированные, подставные бои). Хелио был против. Вальдемар сказал: «Я должен зарабатывать деньги, моя семья живет в нужде. Если ты мне дашь немного денег, я не соглашусь на этот бой. Но если я бьюсь, ты можешь быть уверен, что это будет не кэтч, я намерен его избить.» Хелио говорит: «Если ты пойдешь на этот бой, я исключу тебя из академии». Сантана все же сразился и одержал победу. После достаточно «оживленной» беседы между двумя мужчинами, был организован бой. Поединок длился 3 часа 40 минут, пока Карлос не бросил полотенце, таким образом, был установлен мировой рекорд по длительности поединка без перерыва.

Хелио и Като

Вся страна была настолько восхищена смелостью Хелио в этом поединке, что его слава возросла, а в академию стали приходить новые ученики, готовые разделить учения своего наставника. В последствии, когда его спросили, почему он не оставил времени для подготовки к такому поединку, он ответил: «Если на вас нападут на улице, неужели вы станете упрашивать обидчика подождать 2 месяца, пока вы будете настраиваться на поединок? Конечно нет. Всю жизнь я учил слабых людей применять приемы дзю-дзюцу против более сильных соперников в любой момент. Как же я могу говорить одно, а поступать по другому?»

Много лет спустя во время одного из телешоу в Бразилии Хелио был вызван на бой мастером Капуэйро. Поединок был назначен через неделю. 55-летний Хелио настоял, чтобы встреча состоялась немедленно, чем абсолютно шокировал более молодого и сильного оппонента. Дело Хелио Грейси и его братьев было продолжено следующими поколениями.

После поединка, старший сын Карлоса — Карлсон, заявил Вальдемару, что хоть и считает его своим другом, и не имеет ничего против того лично, необходимо встретиться в бою. Бились 6 раз. Карлсон выиграл 4 раза, 2 раза была ничья.

Хелио и Рорион

У старшего сына Хелио — Рориона, кимоно появилось раньше, чем он научился ходить. В двухлетнем возрасте он уже выступал на публике. В раннем возрасте он начал заниматься дзю-дзюцу под руководством отца. Накануне Рождества 1969 года Рорион приехал в США в отпуск. После посещения родственников в Нью-Йорке и Вашингтоне, он переехал в Калифорнию в Лос-Анджелес. Проведя а Америке полгода, Рориан вернулся в Бразилию. В 1978 году, после развода с первой женой и получения диплома адвоката в Государственном университете Рио-де-Жанейро, Рориан принял важнейшее рещение своей жизни — он вернется в Америку и сделает стиль борьбы своей семьи известным во всем мире. Рориан отправился в Южную Калифорнию и, благодаря своим друзьям, получил работу дублера в фильмах и телешоу. Кроме того, он застелил матами свой гараж и приглашал всех желающих на бесплатный ознакомительный урок по дзю-дзюцу. Если они после этого приводили друзей, то получали право на дополнительное бесплатное занятие, десять друзей — десять бесплатных занятий и т.д. Часто к нему приходили не столько ученики, сколько инструктора по другим единоборствам, которые вызывали Рориана на поединки. К удивлению и учеников и инструкторов, стиль Грейси всегда был эффективен. Слава о нем росла с каждым днем. Рориан повторно женился, от этого брака у него родилось еще 5 детей.

Хелио и Рориан

Ройс Грейси, чемпионат 2003 г.

К тому времени его брат Ройс, приехавший в Америку в 17 лет, занимался преподаванием вместе с Рорианом, помогая ему утвердить дзю-дзюцу Грейси в США. Имея контакты с Голливудом, Рориан принимает участие в постановке боевых сцен в фильмах, включая «Смертельное оружие», где он работает с Мелом Гибсоном и Рене Руссо. Журнал Плейбой и ведущие мировые издания по боевым искусствам способствовали распространению и популяризации философии дзю-дзюцу Грейси, публикуя статьи о Рориане, его семье и о созданном ими стиле борьбы. В 1988 году Рориан выпускает первый видеокурс «Дзю-дзюцу Грейси в действии», где демонстрировал преимущества этого стиля. Тренировки проходили каждый день с 7 до 21, количество обучающихся дошло до 120 человек, 80 человек ожидали своей очереди. При участии своих братьев — Риксона, Ройлера и Ройса — летом 1989 года Рориан открыл академию дзю-дзюцу Грейси в Торрансе, штат Калифорния. В 1993 году Рориан и один из его учеников разработали идею самого революционного на тот период события в сфере боевых искусств — Чемпионат боевых искусств.

Благодаря творческому мышлению другого ученика — Джона Милиуса, они также создали уникальную арену — Октагон, хотя в то время чемпионом в семье считался Риксон, Рориан выбрал Ройса, как представителя семьи Грейси для боев в Октагоне. Он полагал, что более легкий Ройс станет подходящим примером потенциальных возможностей их семейного стиля. Ройс убедительно одерживал победы на чемпионатах в Октагоне.

С 1994 года в Японии стали проводить чемпионаты по боям без правил (Вале Тудо). На этих чемпионатах от семьи Грейси выступал Риксон, став чемпионом (все поединки одержаны чистой победой). Благодаря деятельности всех членов семьи Грейси и их учеников, стиль дзю-дзюцу Грейси совершил переворот в мире боевых искусств. На сегодняшний день неоспорим тот факт, что если вам действительно необходимо подготовиться к отражению реального уличного нападения, то стиль дзю-дзюцу, разработанный семьей Грейси оптимален для этого.

Сегодня семейство Грейси разрослось настолько, что его представителей можно встретить на любом континенте. Рориан, проживающий в Южной Калифорнии доказал всему миру, что наследие его семьи не исчезнет. В любой день одного из его девяти сыновей можно встретить в академии Грейси в Торрансе, штат Калифорния, где они занимаются обучением и тренировками, продолжая традиции Грейси.

История показывает, что изменения, которые Грейси внедрили в дзю-дзюцу, создали стиль, равного которому на турнирах по смешанным боевым искусствам не оказалось. На протяжении многих лет, начиная с Карлоса и Хелио, их сыновей Карлсона и Роллса и заканчивая нынешним поколением, которое представляют Риксон, Рорион, Ройс, Ройлер, Ральф и Ренцо (а также многие другие), Грейси и их ученики добивались огромных успехов на турнирах и в поединках, что принесло им мировую славу.

Грейси были вовлечены в исследования, посвященные тому, чтобы создать самый эффективный боевой стиль. Они обладали огромным запасом времени, сильной волей, автономией и способностью к творчеству. В течение поколений они копили информацию и знания, проверяя их в настоящем бою. Это действительно было научное исследование, равного которому в истории боевых искусств еще не наблюдалось.

Грейси не занимались теоретическими выкладками, они искали возможности доказывать свои выводы на практике и меняли, либо устраняли их в зависимости от эффективности. Они не были скованны какими либо идеологическими, нравственными, националистическими или эстетическими рамками, что позволило им провести объективное исследование и создать самое эффективное боевое искусство.

Азиатское название этого вида спорта мало кому о чем-то говорит. Джиу-джитсу что это, от куда к нам пришел и что из себя представляет? Основную терминологию возьмем в википедии. Это вид боевого искусства, в основе которого лежат мягкие и податливые движения, с применением боевых атрибутов и без них.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

История

Что это за спорт такой? Зарождение своими корнями уходит в 15 век Азиатской страны Японии. Один из правителей древних провинций создал Джиу-джитсу путем объединения нескольких стилей боевых направлений.

Основные принципы

Главным принципом Джиу-джитсу считается не вести жесткую оборону с противником, а лишь с помощью специальных действий направлять силу противника против него же. То есть что бы одержать победу, достаточно быть эластичным, прогнуться как ветка ивы и выжить.

Какие качества развивает

Каждый вид спорта прививает спортсмену какие-либо положительные качества. Так и в случае с Джиу-джитсу.

Вот их перечень:

  • Гибкость;
  • Скорость мышления;
  • Внимательность;
  • Философия правильно мыслить.

Кому подходит

Если рассмотреть этот вид единоборств, то навязывается радостный вывод. Здесь нет ограничений по возрасту . Минимально это 3 лет. Приводить ребенка на тренировки можно в любом возрасте, как он будет к этому готов. Достаточно будет даже домашней физической подготовки. Родители должны объяснить ребенку, что такое дисциплина на занятиях. Это самый главный фактор данной спортивной секции.

Цены на занятия

Стоимость занятий является бюджетной. Так как не требуется специальная экипировка. А занятия с тренером варьируются от 1500 до 3500 рублей в месяц.

Питание

Для спортсменов, занимающихся данным боевым искусством, требуется особо сбалансированное питание, способствующее развитию гибкости, укреплению костей и хорошему обеспечению организма питательными веществами. Поэтому необходимо в ежедневный рацион ввести такие продукты как:

  • Молочные продукты;
  • Каши;
  • Сырые овощи (морковь, сельдерей, болгарский перец);

Информация для родителей

Родители, решившие отдать ребенка на тренировки по этим единоборствам должны принять во внимание следующие моменты, касающиеся занятий:

  • Мотивация, недопущение лени;
  • Присутствие на тренировках с ребенком в избранные дни;
  • Подбадривание и поощрение;
  • Повторение изученного в домашних условиях.

Итоги

Джиу-джитсу что это? Одно из направлений Азиатских , имеющее свою философию, которая придерживается сохранения собственной энергии и отрицает жесткие движения в бою. Подходит для всех возрастов, в том числе для детей с 3 лет. Несет в себе много положительных качеств, которые выражаются как в физическом состоянии тела, так и в психологическом.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Это древнее боевое искусство имеет японские корни. Джиу-джитсу, что это такое? Абсолютно правильного перевода с японского языка нет, вариантов очень много. Самые популярные из них - это «мягкое искусство», «искусство четырёх пальцев».

История стиля

В которой преподавали данное искусство, называлась Ёсин-рю. В переводе с японского языка означает «школа ивы». Ива раскрывает смысл стиля джиу-джитсу. Она демонстрирует своё умение быть мягкой и прогибаться под напором, но не ломаться.

Считается, что есть притча, которая объясняет, почему именно ива стала символом этого сложного искусства боя:

«На вершине скалы у обрыва росли два дерева - ива и дуб. Время от времени дули сильные ветра. Дуб был крепким, жёстко стоял на своём месте и никакой ветер не мог его сдвинуть. Ива же, когда дули сильные ветра просто прогибалась под их силой. Когда порывы ветров заканчивались, то она выпрямлялась назад, в исходное положение. Но однажды подул самый сильный ветер за всё время, что росли эти деревья. Дуб не выдержал, сломался и упал. Тем временем ива, как и обычно прогнулась, а когда ветер покинул гору - опять стояла на ней во всей красе».

Данная притча помогает ответить на вопрос: "Джиу-джитсу - что это такое?".

Учит умению быть мягким

Принцип боевого искусства - быть жёстким, когда это надо, но и уметь прогибаться, чтобы потом выпрямиться.

Мастера боевого искусства постоянно совершенствовали свои навыки, так как считали, что только таким образом они смогут познать истинный путь воина джиу-джитсу.

Говорят, что многогранность этого боевого стиля и стала основной причиной, по которой оно приобрело большую популярность у европейцев после освоения закрытой Японии.

В своё время от основной школы джиу-джитсу отделились и выросли два отдельных стиля - дзюдо и айкидо.

Современное боевое искусство

Разберёмся в современном джиу-джитсу. Что это такое скажет, пожалуй, та популярность, которую обрёл этот стиль, особенно в боях без правил. Ведь это боевое искусство является универсальным стилем, изучая которые последователи приобретают различные навыки ведения боя как с оружием, так и без него. В нём применяются бросковая и ударная техники, а также различные удушающие приёмы и методы удержания (обездвиживания) противника. Приёмы джиу-джитсу особо жёсткие и опасные.

Его применяют специальные службы и армии множества стран мира, в которых необходимы навыки моментального сдерживания преступников и террористов. Если во время, когда джиу-джитсу только распространялось по Европе, оно было закрытым боевым искусством, то сегодня им могут заниматься абсолютно все. По всему миру существуют сотни, если не тысячи школ джиу-джитсу, в которых мастера это стиля готовы научить своих учеников с внешним физическим проявлением агрессии.

Какие пояса есть в джиу-джитсу?

Как и карате, джиу-джитсу имеет свою градацию и рейтинг поясов, которые выдаются последователям за их мастерство во владении стилем.

Белый пояс выдаётся ученику, который только начал обучаться джиу-джитсу. Белый цвет символизирует чистый лист, на который, путём тренировок, будут накладываться навыки и умения.

Жёлтый пояс означает, что ученик уже заучил некоторые приёмы джиу-джитсуи техник самообороны. Подчеркнём использованное слова «заучил», так как это понятие отличается от «овладел».

Красный пояс говорит о том, что ученик овладел скоростными и сильными ударами, а также познал опасность, которая исходит от оружия.

Зелёный пояс выдаётся ученику, который уверено стал на путь познания, понимает джиу-джитсу - что это такое и какова его цель, а также владеет большинством базовых приёмов.

Синий пояс означает, что ученик овладел методами психологического давления джиу-джитсу и может их применять, осознавая их опасность.

Коричневый пояс выдаётся ученику, который решил полностью связать свою жизнь с этим боевым искусством.

Черный пояс символизирует уровень ученика, который открыл своё сердце и поселил в нём искусство джиу-джитсу.

Хотелось бы сказать, что в джиу-джитсу пояса являются отличительным знаком мастерства учеников и характеризуют их реальные умения, так как просто так их получить нельзя.

Бразильское джиу-джитсу

В Бразилии джиу-джитсу появилось благодаря Митсуйо Маэде, который путешествовал по миру, популяризируя дзюдо. Когда он остановился в этой стране, то начал учить людей не просто но и самого джиу-джитсу.

Затем его ученик основал свою школу, в которую привлёк своих братьев. Школа развивалась, менялась техника поединка, совершенствовались приёмы - так зародился новый стиль, который сейчас называют бразильское джиу-джитсу.

Известные бойцы этого стиля

Первым делом отметим великого учителя, который воспитал много больших чемпионов и создал боевую систему в Бразилии - Хелио Грейси. Он является национальным героем, а также человеком-легендой в своей стране. Последователи неоднократно отмечали, что у него есть своё виденье джиу-джитсу, которое он постоянно совершенствовал.

Благодаря Хойсу Грейси, который стал чемпионом мира по боям без правил, выиграв соревнования UFC три раза, мир взглянул по-новому на данное боевое искусство. Он является легендой и членом зала славы этой организации, а также является одним из самых популярных "ветеранов".

Великий боец Антонио Ногейра, обладатель чёрного пояса, сумел выиграть чемпионаты мира по различным версиям боёв без правил. В его активах чемпионские пояса UFC, RINGS, Pride, а также WEF. Он не остановился на достигнутом результате и по сегодняшний день бесстрашно сражается на различных чемпионатах.

Джиу-джитсу в России

За рубежом все знают о нашем мастерстве в джиу-джитсу. Россия славится своими чемпионами и победами. Спортсмены из РФ постоянно становятся чемпионами мира. К примеру, недавно был проведён чемпионат мира в Афинах среди юниоров. Команда России заняла первое место, взяв 16 золотых медалей.

Стоить отметить силу спортсменов школ джиу-джитсу в Москве. Представители столицы завоевали две золотые, столько же серебряных и бронзовых медалей на этом чемпионате. Это ещё раз подтверждает факт того, что джиу-джитсу в Москве и по всей России пользуется большой популярностью, постоянно развивается и дарит миру новых знаменитых бойцов.

Джиу-джитсу (дзю-дзюцу) – это древнее японское боевое искусство. Правильных и точных переводов названия нет, но существует множество вариантов.

Наиболее популярное – это «мягкий стиль» либо «искусство четырех пальцев». В статье рассмотрим что такое джиу-джитсу, историю, техники и правила боевого искусства.

Что это такое

Джиу-джитсу представляет собой вид единоборства, которые пошел родом из Японии. Оригинальное название звучит, как: дзю-дзютсу, что обусловлено отсутствием в японском языке любых шипящих звуков.

Смысл этого боевого искусства заключается в ответе мягкостью и податливостью на применяемую противником грубую силу, но с возможностью проявлять жесткость в нужный момент.

Это позволяет направлять силу оппонента в нужное русло, за счет чего она уничтожает сама себя.
В основном этот стиль включает в себя разные виды бросков, захватов, различных болевых приемов, а также воздействий на болевые точки. При этом существуют также элементы ударных техник. Уровень изучения боевого искусства разделен на даны, для которых характерны пояса разного цвета.

История

Основатель Джиу-Джитсу Такэноути Накацукасадаю Хисамори, проживавший в середине XVI века в городке Сакуси-кияма на острове Кюсю.

Его сын Такэноути Хисакацу, а после внук Такэноути Хисаёси занялись серьезным расширением техники этого вида боевых искусств, добавив в неё различные приемы, часть из которых они позаимствовали в другом восточном единоборстве – китайском .

Это обусловлено наличием тогда возможности у сына и внука изучать его в Нагасаки, у приехавших туда китайских иммигрантов.

Классическая техника

Многогранность боевой техники и возможность развития в разных направлениях, позволили Джиу-Джитсу распространиться по территории Азии, а также другим частям мира.

Яркий тому пример бразильский стиль этого боевого искусства. Смысл техники заключается в том, чтобы проявить мягкость и поддаться атаке соперника, а после удара направить его силу против него же.

Главные компоненты классического стиля – это заломы и броски оппонента. За счет этого удается нейтрализовать противника силой, применяемой им для нападения. Так, Джиу-Джитсу состоит из следующих приемов:

  1. Находясь в лежачем положении;
  2. В положении противников стоя друг напротив друга;
  3. «По-Турецки», когда оба соперника находятся в сидячем положении;
  4. Сидячий против стоячего.

Приемы традиционного стиля

Классический вариант этого боевого искусства состоит из разных типов приемов, но обо всем по порядку.

Броски

Основа в борьбе с оппонентов – это броски. Они в Джиу-Джитсу разделяются на такие виды:

  1. Взваливание нападающего противника на себя;
  2. Проведение броска посредством ног и таза;
  3. Броски, переходящие в использование болевых приемов;
  4. Проведение броска, используя верхнюю часть тела.

Болевые приемы

  1. Болевые приемы, ориентированные на конечности: руки, пальцы, ноги;
  2. Удерживающие – для обездвиживания противника;
  3. Удушающие – для выведения нападающего из строя.

Последний тип боевых приемов проводится посредством рук и ног, его целью является перекрытие доступа кислорода, чтобы устранить противника.

Поражение уязвимых точек

Большинство приемов этого боевого искусства направлены на уязвимые места тела человека, для достижения большего эффекта от использования. Для этого используются точные удары пальцами, руками, ногами либо непосредственно руками.

Нужно знать: во многих современных школах техники отличаются от классической и между собой, но общая картина остается практически неизменной.

Чтобы проводить поединки применяются татами размером 8 на 8 метров, разделенное на несколько зон:

  1. Рабочая, в которой происходит бой – 6 на 6 метров;
  2. Опасная, по краям поля поединка шириной 2 метра.

Длительность боя составляет 3 минут. Разрешено нанесение ударов по телу и голове, а также использование боевых и удушающих приемов. Результат боя возможен досрочный, когда один из бойцов победил либо отказался от продолжения схватки из-за травмы.

Если соперники равны, из-за чего трудно установить победителя, им добавляют время для заработка новых очков, а старые аннулируются. Увидеть, как выглядит это боевое искусство можно на видео:

Пояса по порядку

В детском бразильском джиу-джитсу (до 15 лет) существует пять поясов в таком порядке:

Для взрослых (от 15 и старше) система поясов по порядку меняется:

  • белый;
  • синий;
  • пурпурный (фиолетовый);
  • коричневый;
  • черный;
  • черно-красный (коралловый);
  • красно-белый;
  • красный.

Некоторые школы боевых искусств используют систему белых полосок (stripes) из обычного спортивного пластыря для мотивации учеников, которые приклеивают к поясу. Спортсмен, получивший 4 таких полоски переходит на следующий уровень поясной аттестации. И все же, стоит отметить, что в большинстве своем полоски служат больше для мотивации бойца, нежели указывают на уровень его подготовки.

Кроме цвета пояса, так же на определенную мастерскую степень достижения в боевом искусстве указывают даны, которые используют в квалификации джиу-джитсу.

Всего существует 8 дан, которые указывают уровень овладения техникой боя:

  1. Шодэн (включает 1, 2, 3 дан).
  2. Чудэн (4 дан).
  3. Окудэн (5, 6 дан).
  4. Кайдэн (7, 8 дан).

Человек, получивший 7 или 8 дан считается истинным гуру, постигшим все аспекты боевого искусства, владеющий не только высочайшей техникой ведения боя, но и психологически и энергетически способным влиять и даже управлять противником.



  • Разделы сайта