Что такое Бхакти, любовное служение Богу? Бхакти-йога. Йога духовной Любви и преданности

Индия – страна древняя и во многом загадочная для европейца, а её многочисленные религиозно-мистические учения представляют собой определённую сложность для понимания и изучения. Тем не менее, для многих людей различные являются неизъяснимо притягательными именно своей сложностью, так как ведут к пониманию своего собственного «я». Одним из самых интересных и глубоких направлений считается бхакти йога. Это высшее выражение любви, осознание и выражение себя через любовь к верховному божеству. Для некоторых людей эта практика является вершиной их продвижения в понимании и изучении йоги, так как считается, что учение о бхакти – это высшая ступень в занятиях йогой.

Понятие бхакти йоги

Любая мировая религия включает в себя любовь к своему божеству и почитание его как единственно возможного всемогущего и всевидящего единого вселенского разума. Однако каждое религиозное течение подразумевает различные методы выражения этой любви. В большинстве религиозных верований эта любовь – только безусловное подчинение, полное осознание своей зависимости от милости божества и ничтожности перед его властью. Но бхакти йога проповедует иной подход. В ней любовь – это путь и способ познания бога, выражение своей признательности за собственное существование, возможность соединения с божественной сущностью через чувство безграничной любви.

В древней индуистской философии эта практика относится к четырём базовым формам йоги. Она представляет собой развитие любви к богу путём бхакти, то есть служения ему с преданностью и любовью. Многочисленные пропагандируют её как самую быструю и лёгкую форму йоги. Она наиболее близка и понятна европейцам, так как понятие любви к богу существует и в христианстве, мало того, там утверждается, что «Бог есть Любовь». Это близко индуистским учениям, где высшее божество представляется в виде универсального безупречного разума, наделённого пониманием и любовью ко всему сущему.

Древние писания «Бхагавад-гита» описывают четыре формы йоги, в которых рассматриваемый вид йоги считается наивысшим:

  • Бхакти йога
  • Карма йога
  • Джнана
  • Раджа

Все остальные виды йоги могут считаться подготовкой души и тела к служению бхакти. Они развивают способности человека, подготавливают его дух и тело к осознанию своего единства в любви со своим высшим духом. Существующие в индуизме практики, основанные на бхакти, носят название движений бхакти.

Разновидности бхакти в кришнаизме

Древние греки признавали несколько различных видов любви, осознавая, что любовь – это очень широкое и всеобъемлющее понятие. Они отличались друг от друга тонкими нюансами и направленностью на объект. Одно дело – любовь к женщине, совсем другое – поклонение перед божеством или силами природы. Любовь могла быть страстью, преданностью, спокойной дружбой и так далее. Нечто подобное наблюдается и в йогической практике. Чувства к богу могут выражаться по-разному и приобретать различные смысловые оттенки.

Согласно трудам древних мудрецов, можно выделить 5 основных бхава, или видов бхакти:

  • Шанта – нейтралитет
  • Дасья – подчинение (слуга – господин)
  • Сакхья – дружба
  • Ватсалья – родительские чувства
  • Мадхурья – страсть (влюблённость)

Бхакти йога позволяет выбрать наиболее подходящий из перечисленных видов. Он должен быть по душе человеку и идеально соответствовать его мировоззрению и душевному настроению. Началом движения бхакти считается признание абсолютного величия божества. Оно состоит из того, кто служит, собственно служения и стороны, это служение принимающей.

Высшее состояние души – это любовь. Через неё познаётся истина. Индуисты считают высшим проявлением любви к божеству Мадхурья-бхава, то есть высокое чувство к богу как к своему возлюбленному, единственному суженному, с которым верующий считает себя единым целым. В этом и состоит суть практики этой формы йоги.

Поклоняющиеся Вишну насчитывают 9 форм бхакти йоги. Бесконечно светлой и чистой любви к богу можно достичь, следуя одному из следующих путей:

  • Шравана – прослушивание священных книг, писаний и преданий о божестве с постоянным произнесением и восхвалением его имён.
  • Киртана – восхваление деяний божества с воспеванием его священных имён.
  • Смарана – постоянное медитативное состояние на деяния, имена и личностные характеристики божества.
  • Пада-севана – персональное, глубоко личное служение богу.
  • Арчана – в индуистской практике это поклонение одной из мурти (изображений, статуй и так далее) божества.
  • Вандана – молитвы богу.
  • Дасья – служение для удовлетворения потребностей божества.
  • Сакхья – глубокие дружеские чувства к богу на духовном уровне.
  • Атма-ниведана – жертвенность, подчинение всего себя своему божеству.

Движения бхакти очень древние и в различных видах и формах присутствуют в практически всех религиозно-философских индийских учениях. Их отголоски можно обнаружить и в священных текстах, и в отношениях современных верующих к своим божествам, их воплощениям в реальном мире и в безграничном уважении и поклонении статуям и другим изображениям богов, почитании храмов и святых мест. Можно сказать, что вся Индия буквально пронизана бхакти – она полна любви, будь то крошечная букашка, священный слон, корова или человек. Здесь любовь может проявляться в разных формах – в танце, посвящённом Шиве или Кришне, музыкальном произведении, необыкновенной красоты статуе или изображении. Достаточно посмотреть, как индийцы, даже самые бедные и обездоленные, несут своим богам угощения, наряды и красивые венки из свежих цветов. В этом нет и доли рабского преклонения или страха перед возможным грядущим наказанием за прегрешения или нарушения традиций. Это любовь в чистом виде, ведь то, что они делают, связано исключительно с любовью, которую они испытывают. И это не религиозный экстаз, столь свойственный католической религии – здесь налицо великая мудрость, спокойствие просветлённой и безмерно любящей души.

Этот вид йоги позволяет человеку самому найти свой путь к божественной любви. Он должен целиком и полностью соответствовать потребностям души человека, ведь не зря говорят: «насильно мил не будешь». Все люди имеют свои особенности и тонкости душевной конституции. Кто-то по своей сути жертва и ему намного ближе будет жертвенная любовь, покорное служение богу с полным подчинением своих интересов. В этом он найдёт своё счастье. Другой чувствует своё духовное равенство с богом и готов воспринимать его как верного и любимого друга. Человек же, достигший просветления, относится к богу как к своему единственному возлюбленному, которого считает в буквальном смысле половинкой своей личности. В этом состоянии происходит полное слияние с божеством, растворение в волнах любви к нему. Такой человек абсолютно счастлив – он и есть Бог, светлая душа мира.

Отношение к бхакти ортодоксальных индусов

Бхакти йога – учение по своей сути одновременно и монотеистическое и пантеистское, так как там существует и верховное божество, и признаётся единство бога со всем сущим, окружающим миром. В некоторых своих проявлениях оно противоречит классической кастовой системе, поэтому встречает непонимание и отвержение у сторонников чёткого социального деления. В то же время люди из низших каст с восторгом относятся к бхакти и полностью её принимают, что абсолютно естественно и понятно. Говорить о всеобщей любви и терпимости к инакомыслящим в условиях строгого кастового деления не приходится. Опять-таки, здесь можно привести аналогии с христианством. Когда Иисус только начинал проповедовать, к нему в основном присоединялись отверженные, не находившие понимания и защиты в ортодоксальной иудейской вере.

Какие бы не существовали сложности в восприятии этой практики, бхакти сыграла и продолжает играть огромную роль в развитии индийского общества, да и всего мирового человечества. Она стала источником многочисленных литературных и религиозных произведений, породила множество танцев и музыки, статуй, картин и других произведений религиозного искусства. Любовь к богу стала толчком в развитии самосознания нации и её дальнейшего самосовершенствования.

Высшая цель бхакти

Бхакти йога не требует отречения от своего материального тела, голодания. самобичевания или других аналогичных экстремальных действий. Это очень гуманное и рациональное учение, направленное на развитие высшей духовности, на открытие в человеке высших связей в божеством. Для этого пежде всего нужно уйти от современного упрощённого понимания йоги как какого–то спортивного комплекса или средства для очистки энергетических каналов.

Можно сказать, что бхакти йога – это связь между душой человека и высшей духовной сущностью, обмен любовью на нематериальном уровне. В этом случае тело полностью подчиняется требованиям и нуждам души. Практикующий бхакти испытывает чувства намного более глубокие, яркие и возвышенные, чем те, которые спрособны дать обычные отношения между людьми, которые мы привыкли называть любовными.

Основная практика этого вида йоги – глубокая медитация. Человек должен постоянно ощущать тесный духовный контакт со своим божеством, буквально соприкасаться с ним душами. Нужно сконцентрироваться на своём представлении о высоких качествах бога как личности, но не существа во плоти, а высокодуховной и высокоразвитой сущности. После этого человек должен осознать, что он представляет собой не просто смертное, временное материальное тело, но душу вечную и нематериальную.

Человеческая душа испытывает неистребимое желание любви, так как это чувство и сама душа связаны неразрывной и незримой «пуповиной». Как пример единства души и любви можно привести жизнь людей, которые внезапно оказались в одиночестве. Когда-то у них была большая семья и множество друзей, дети и знакомые. Они в изобилии изливали свою любовь и чувствовали себя счастливыми. Но вот дети выросли и покинули дом, друзья разъехались, а родные умерли. Оставшись один, человек продолжает испытывать острую необходимость любить кого-нибудь. Одни заводят домашних любимцев и безмерно балуют их, стараясь максимально облегчить их существование и сделать его приятным. Другие находят себя в служении больным или отверженным людям, третьи отдают своё время и силы религии. Это все происходит из-за того, что душа не может существовать без любви, это её естественное, природное состояние.

Упражнения, которыми оперирует бхакти йога, помогают душе человека найти внутренний стержень, связь с верховным божеством, в любви к которому она познает покой и высшее блаженство. Медитации помогут погрузиться в глубины собственного подсознания, осознать свою роль как части всемирного разума и мировой души. Только почувствовав, что вы окружены любовью, можно осознать, что любовь никогда вас не покидала, ведь вы и есть любовь, а значит, едины со всем миром и богом, который этот мир создал и возлюбил.

А теперь мы узнаем венец этих путей, самое высшее предназначение человека — путь Бхакти. В этом нам поможет Яшомати-нандана дас.

Определение бхакти

Слово бхакти переводится на русский язык как «любовь», «преданность» или «преданное служение» . Шрила Рупа Госвами в своем «Нектаре Преданности» дает следующее определение бхакти:

анйабхилашита-шунйам
гьяна-кармадйанавритам
анукулйена кришнану-
шиланам бхактир уттама

Уттама означает «самое возвышенное», «самое чистое». Что же такое уттама бхакти?

Начнем с того, что это – деятельность, кришна-ану-шиланам. То есть любовь – это не просто эмоциональное состояние, когда я просто сижу и люблю или сплю и люблю. Это не безличное растворение в небытии Абсолюта. Это активная деятельность совершаемая во имя объекта любви , Кришны.

Каким образом совершать эту деятельность?

Даже сейчас, в обусловленном состоянии, у нас есть тело, речь и ум. Поэтому преданное служение означает полностью занять свои чувства деятельностью для удовольствия Кришны, слова – прославлению Кришны, а ум – мыслями о Кришне. И когда благодаря этому процессу мы вернемся в духовный мир, то там мы продолжим свое служение уже в своем вечном духовном теле.

Приставка ану- в анушиланам имеет два значения. Во-первых , она указывает на деятельность, совершаемую непрерывно, вновь и вновь. Преданное служение подобно волнам реки, текущей в океан. Они никогда не останавливают свой бег. И даже достигнув океана, они продолжают вздыматься и бороздить его просторы, вечно обновляющиеся и неутомимые.

Другое значение приставки ану- указывает на то, что чистое преданное служение означает быть слугой слуги слуги… То есть мы предлагаем Кришне свое служение через духовного учителя или Шрилу Прабхупаду, и делаем это, следуя наставлениям и примеру великих преданных – близких спутников Кришны из духовного мира.

Кришна Сам потдверждает в писаниях, говоря Арджуне:

«О сын Притхи, тот, кто утверждает, что является Моим слугой, тот в действительности не Мой слуга. Но тот, кто считает себя слугой Моего слуги, тот в действительности является Моим слугой»

То есть, служа духовному учителю и преданным, мы сможем лучше всего удовлетворить Кришну . Потому что, в конце концов, кто мы такие по сравнению с ними! Они очень дороги Кришне и действительно могут служить ему. Поэтому самая великая удача – это получить возможность помогать им в их возвышенном служении.

Следующее слово из этого стиха – анукулйена – также имеет два значения.

Во-первых оно указывает на то, что мы действительно должны стремиться своей деятельностью удовлетворить Кришну. То есть я не могу делать то, что мне вздумается и утверждать, что делаю это для Кришны, например, пить вино «для Кришны» или причинять другим беспокойства «для Кришны». До тех пор пока мы не достигли совершенства, чтобы воспринимать желания Кришны непосредственно (а до этого большинству из нас предстоит еще долгий путь), мы узнаем его желания из священных писаний, из уст духовного учителя и святых преданных.

Другое значение слова анукулйена означает: видя, что Кришна доволен нашим служением, мы в свой черед испытываем счастье.

И как обратная сторона этого, анйабхилашита-шунйам означает , что чистый преданный полностью свободен от любых желаний кроме желания доставить удовольствие Кришне. Он не имеет и не ищет иных источников счастья. В этом принципиальное отличие духовного сознания от материального – оно полностью лишено даже тени эгоизма.

Более конкретно: гьяна-кармадйанавритам , чистое преданное служение не должно иметь ни малейших примесей желания слиться с безличным Абсолютом; достигнуть материального благополучия, славы, престижа; искусственного атречения; механической практики йоги; постижению разницы между материей и духом и так далее. Единственным мотивом должно быть желание доставить удовольствие Кришне.

Подведем теперь итог вышесказанному:

Когда в нас развивается преданное служение высшего уровня, мы должны быть свободны ото всех материальных желаний, стремления познать безличный Абсолют и деятельности, совершаемой ради ее плодов. Мы должны постоянно и с желанием служить Кришне так, как Он того желает, оставаясь слугой слуги слуги…

Подобие бхакти в этом мире

Есть один давнишний мультфильм, который отчасти передает идею бхакти. Он называется «Просто так». Быть может, Вы когда-то смотрели его. Он начинается с того, что по лесной поляне бежит сияющий от счастья, поющий «Хари Бол!» и размахивающий ушами от радости, очаровательный щенок. В руках он держит огромную охапку предложенных полевых цветов. И вот на его пути попадается ослик. Самый хмурый, унылый и несчастный ослик во всех трех мирах, который бредет, грустно повесив уши. Заметив ослика, щенок подходит к нему, и протягивая охапку цветов, улыбается и говорит: «Это тебе!» Ослик непонимающе смотрит на цветы, затем на щенка, и одно его ухо слегка приподнимается: «Это мне!? А за что?» — «Просто так!» – говорит щенок. «Просто так??» – и второе ухо ослика приподнимается в изумлении. «Да, просто так!» – повторяет сияющий щенок. «Просто так…» – повторяет завороженный ослик, – «Просто так!!!»

И вот, сцена вторая. По лесной поляне бежит сияющий от счастья, поющий «Хари Бол!» и размахивающий ушами от радости, очаровательный ослик. В руках он держит огромную охапку предложеных полевых цветов…

Хороший мультик! Наверное, каждый человек скажет: «Да, это как раз то, чего я ищу, чего мне недостает». Люди ищут такой бескорыстной любви во взаимоотношениях с близкими, друзьями, родственниками и даже животными. Но на этом пути они сталкиваются с двумя препятствиями.

Первое состоит в том, что обусловленные живые существа в этом мире не свободны от эгоизма. Жизненный опыт каждого из нас подтверждает, что как правило изначально чистые и бескорыстные взаимоотношения с течением времени обращаются в своего рода сделку.

В английском языке есть хорошая поговорка, иллюстрирующая это:

«I scratch your back, you scratch my back», – что в переводе означает: «Давай, я почешу спину тебе, а ты мне».

Но, как мы много раз уже убеждались, чувства не возможно удовлетворить. Поэтому даже самые близкие друзья могут превратиться в заклятых врагов.

Шрила Прабхупада говорил, что наиболее близким подобием бхакти в этом мире является любовь, которую питает мать к своему маленькому ребенку. Материнская любовь всегда прославлялась как бескорыстная, хотя насколько это действительно так, наши мамы знают лучше, чем мы…

Другое препятствие заключается в том, что нам не только трудно действительно бескорыстно служить другим, но мы также не в состоянии должным образом ответить на любовь других. Дочка приносит маме букет васильков, а занятая делами мама по рассеянности выбрасывает его в корзину для мусора. Наши дети вырастают, заводят свои семьи и говорят нам: «До свидания». Поэтому мы заводим кошек и собак, чтобы любить и заботиться о них, в надежде, что они не скажут: «До свидания».

Но даже не желая себе признаться, мы подсознательно понимаем, что как бы идеально все не было, когда-то нам придется расстаться. Потому что, в конце концов, смерть отнимает все. И это третье непреодолимое препятствие.

Живые существа по своей природе ограничены. И в особенности, когда они покрыты оковами невежесва. Единственным идеальным объктом нашей любви, служение которому принесет нам полное удовлетворения, может быть только Кришна – всепривлекающая Верховная Личность Бога .

Он никогда не начнет нами пользоваться, не станет пренебрегать нами и никогда не покинет нас. И поскольку Он есть полное целое, Он может совершенным образом отвечать на чувства бесчисленных живых существ одновременно.

Такова Его природа: принимать нашу любовь, и такова наша природа: служить Ему.

© Яшомати-нандана дас (Юрий Паршиков)

Заслуживает внимания пример гуру-севы одного ученика Шри Шанкарачарьи. Этого ученика звали Гири (позже он стал известен как Тотакачарья), и он был неграмотным. Он стирал одежду своего Гуру, готовил для него...

Необычайно важная для духовного здоровья практикующих бхакти-йогу лекция Шрилы Шридхара Махараджа. Она повествует о различиях между Гоудия Матхом Шрилы Прабхупады Бхактисиддханты Сарасвати и псевдовайшнавскими организациями. Как следует относится к описаниям сокровенных игр Радхи и Кришны? Может ли интеллектуальный подход позволить нам стать их участниками? Ответы на эти и многие другие вопросы содержит эта лекция.

Бесстрашие и высший долг

Так же как в материальном мире мы можем увидеть прогресс, так и духовный мир являет новые откровения. Истина не статична – она находится в развитии. Искренние люди понимают важность духовного знания для страдающего человечества. Они делают его доступным для других, жертвуя благополучием и материальными перспективами. Их страшат не материальные испытания, а отсутствие благодати, поддержки свыше. Те же, кто обрел ее, воистину бесстрашны, ибо их защищает сам Господь.

Поиск Прекрасной Реальности

Вознаграждение за служение. Лозунг Шрилы Прабхупады «Делай то, что необходимо!». Как мы можем удовлетворить Шрилу Гурудева? Служение - это нечто, что нисходит из Высшего Мира. Настроение подлинных преданных. Как мы можем почувствовать, что то, что мы делаем - это служение, нисходящее свыше? Какова подлинная природа Имени Кришны? Имитация и воображаемые отношения с Кришной. Примеры истинных отношений с Кришной. Что необходимо для того, чтобы непрестанно воспевать Имя Кришны? Что и как нужно предлагать Кришне? Либеральный подход в проповеди Сарасвати Тхакура. Враг духовного прогресса - это самообман. Что значит быть «брутально» честным с самим собой? Подлинный преданный никогда не будет думать, что он достиг свободы от заблуждения. Глупцы рвутся туда, куда ангелы ступить не смеют. Духовная жизнь предназначена для тех, кто истощен в материальном смысле. Скромный, смиренный рост в духовной практике.

Темная пещера отречения

В лекции рассматривается пагубность духа отречения. Для человека, который болен этим недугом, люди и явления, существующее вокруг него, предстают нежелательными и лишенными смысла. Разочарованный в этом мире, он стремится перестать чувствовать и желать, чтобы более не страдать Следствие болезни отречения - принятие философских систем, провозглашающих высшей точкой развития утрату индивидуальности. Однако вайшнавы говорят о возможности сохранения вечной индивидуальности в мире, где все чаяния нашего сердца будут удовлетворены.

Реальность за гранью опыта

В чём суть Бхакти-йоги? Счастье самоочевидно. О видах йоги, совершенствующих сознание и его оболочки. Где существует сознание? Какой деятельностью занимаются оболочки нашего тела и душа? В каком направлении двигаться, чтобы встретиться с Абсолютной Красотой? О различных видах и уровнях служения. Что побуждает вайшнава стремиться служить Богу?

Простота и сила бхакти

Введение. Сутра 58-я: «Путь преданного служения легче и эффективнее других путей». Сутра 59-я: «Простота и сила бхакти в самодоказательности». Сутра 60-я: «Бхакти это воплощение умиротворения и высшего экстаза». Сутра 61-я: «Передав Господу заботу о своих мирских и ведических обязанностях, преданный не заботится более о мирских потерях». Сутра 62-я: «Даже приняв преданное служение, человек не должен пренебрегать своими мирскими обязанностями». Смысл внешней деятельности. Вопросы: О самодоказательности бхакти. Каждому своя садхана. Искусство сочетания разных видов служения.

Концентрация или любовь

Как разные виды йоги объясняют медитацию. В чем цель концентрации? Как погрузиться во внутренний мир? Бхакти йога и гимнастика для тела. Люди пробуждаются на разных уровнях сознания. Главное происходит не в теле, а в сознании. Медитация без чистоты сознания - яд. Соприкосновение с высшей реальностью обесценивает все материальное. «Рецепты духовности». Падения на духовном пути. Что говорит Бхакти йога о том как надо прилагать усилия на духовном пути?

Правильное мировосприятие

Бог есть любовь и абсолютное Благо. Для обычных людей это утверждение является абстракцией. Те же, кто соприкоснулся с очарованием Господа, понимают: все в мироздании гармонично. Они относятся равно к мирскому счастью и несчастью и живут лишь Его милостью. Если материалисты склонны самоутверждаться за счет других, то духовные люди стремятся выразить почтение окружающим. Они не желают личных выгод. Подлинная потеря для них – отсутствие связи с Кришной, а подлинное приобретение – быть в обществе Его слуг.

Поиск счастья и Смысл духовности

Социальный смысл духовности. Два типа счастья. Неудовлетворенность души материей. Отречение от мира и отречение от вожделения. Понимание счастья зависит от уровня сознания. Тысячи духовных рецептов. Предсказания Вед. Аватары. Три аспекта Абсолюта. Духовная практика для нашей эпохи. Святое Имя. Красота и Любовь. Антропоморфизм или Теоморфизм. Три источника знаний о Боге. Две группы Ведических Писаний. Шри Чайтанья Махапрабху. Раб-невольник и раб Любви. Служение Богу - источник энергии.

Материалистические философии

Преданность во тьме. Преданность в гуне страсти. Обусловленное знание. Изначальное знание. 64 искусства. Стхала и сукшма. «Измы». Девять идей Джада-вады – материализма. Три категории философии материализма: сукха, нирвана и шакта. Сукха - эгоистичное материальное блаженство. Сукха - бескорыстное материальное блаженство. Исчезновение, уничтожение, Нирвана. Разбор будущей программы лекций. Обсуждение плана.

Введение в Ишопанишад

Зачем задавать вопросы Гуру? Понимание системы философии сознания Кришны. Богоцентрическая жизнь или самообман? Почему нельзя критически обсуждать своего духовного учителя? Деградация Сознания Кришны. Концепция богоцентрической жизни. Бессмысленный прогресс в материальном образовании.

Анализ Бхагавад Гиты Шрилы Прабхупады

Введение и анализ. Короткое описание глав Бхагавадгиты. Карма-йога, Гьяна-йога и Бхакти-йога. Ачит, чит, ишварам. Более подробный разбор каждой из глав Бхагавадгиты. Слабость сердца. Дхарма, артха, кама, мокша. Освобождение от материальных гунн. Объяснении к Бхагавадгите, как поступает Кришна.

Совершенные и несовершенные способы познания

Как познать истину - методы познания. Шабда. Пратьякша. Анумана. Что можно, а что должно - физика и этика. Факты - мёртвая информация. Ограниченность органов чувств или интервью с пауком - модернизм. Постмодернизм, квантовая физика и теория суперволокон. Откуда авторитет у науки? Постмодернизм в концепции нигилизма. Христианство: философия религии, потеря авторитета. Наука против морали или механистическая магия. Изначальное стстояние сознания. Вопросы и ответы.

Основные филосовские концепции

Введение: цели и задачи семинара. Ведическая и западная идеи. Контрасты. Четыре аспекта философии. Гносеология. Логика. Метафизика. Этика. Основы классической западной философии. Сократ. Платон. Аристотель. Философия постмодернизма. Философские течения современности как негативные подходы. Бхакти как позитивная альтернативная философия. Вопросы и ответы

Что такое Бхакти?

Ещё раз о ценности бхакти. Глава 2. Сутра 15-я: «Сейчас я опишу признаки бхакти на основе разных авторитетных мнений». Сутра 16-я: «Бхакти это сильная привязанность к различным видам поклонения Господу». Сутра 17-я: «Бхакти это привязанность к рассказам о Господе и к словам самого Господа». Сутра 18-я: «Бхакти это то, что проявляется после устранения препятствий в процессе взаимоотношений с Верховной Душой». Сутра 19-я: «Бхакти состоит в том, чтобы предлагать Господу каждое своё действие и ощущать великое горе, забыв Его». Сутра 20-я: «Все три определения бхакти, являются совершенно правильными». Сутра 21-я: «Гопи Вриндавана - пример чистого преданного». Сутра 22-я: «В своей любви гопи забывают о величии Кришны, но их за это нельзя обвинять». Вопросы и обсуждения. Шастры, гуру и садху. Вопрос о шалостях Кришны. Делать всё с любовью.

Временный мир

Можем ли мы воспринимать информацию, не исказив ее? Зачем нам знание. Что может помешать нам принять Бхакти. Все получат освобождение, вопрос: когда? Очарование и разочарование. Временный мир. Чем питается наш «друг» ум? Странное представление о Бхакти (корысть).

Мистерия Сознания Кришны

Почему Шридхар Махарадж основал Шри Чайтанья Сарасват Матх в Навадвипе? Навадвип тождественен Вриндавану. Природа Говинда-кунды. Сознание Кришны культивируется в состоянии разлуки. Как Госвами Махарадж попал на даршан Шридхара Махараджа. Шри Чайтанья Чаритамрита - это величайшее произведение, которое когда-либо появлялось в этом мире. «Дживы являются частью сияния Радхарани, частицами Её света, Её сиянием». Боль разлуки в сердцах великих преданных. Почему Кришна становится Гаурангой Махапрабху? Почему имя Радхарани не упоминается в Шримад Бхагаватам? Вход в Кришна-лилу находится в Гоура-лиле. Какова природа Гоура-лилы? Виза в духовный мир. Бхакти Ракшак значит хранитель преданности. Лучше скромный естественный духовный рост, чем искусственная зрелость. В действительности, всё исходит из мадхура-расы, всё прорастает из этого измерения бытия. Вриндаван источник всего мира. Мир нашего опыта - это всего лишь поверхностная оболочка. Татастха-вичар - объективная, беспристрастная точка зрения. Природа измерения Вриндавана. Высочайшее положение Мадхавендры Пури. Что нам следует делать со всеми этими явлениями, реалиями? Смысл посвящения в Харе Кришна Махамантру. Для духовных людей верить - значит видеть. Почему в Кришна-лиле жены брахманов более удачливы чем сами брахманы? Сознание Кришны - это нечто столь пркрасное!

Истина откровения

Интеллектуальный анализ является препятствием, барьером для божественного откровения. Разница между материальным и духовным образованием. Только Кришна может явить Себя, открыть Себя, может дать Себя познать подлинным образом. Материальные знания - мусор. Почему душа попадает в этот материальный мир? Что такое преданность? Как ограниченное начало может познать подлинным образом Безграничное? Высочайший тип поклонения Кришне. Кришна - Мадан-мохан, а Радхарани известна как Мадан-мохан-мохини. Природа Кришна-Нама. Концепция Высшей Реальности - это концепция Реальности, которая поёт и танцует. Арати рассеивает тьму и открывает Истину, природу Истины.

Прославление Любви и Красоты

Сомнение в утверждениях. Понятие «вопрос». Количественные вопросы. Качественные вопросы, их разновидность. Познавая окружающий мир, познают ли ученые Творца? Бесконечные ипостаси Всевышнего. Главное занятие Господа - игра. Очищение своего подлинного «я». Разъяснение термина «сат чит ананда». Прославление Любви и Красоты. Парадоксы буддизма. К кому вы обращаетесь, воспевая святые имена Господа? Что значит «святое» или «трансцендентное»? Отчаянное, молитвенное состояние. Принципы Шри Чайтанья Сарасват Матха. Преданные - не вегетарианцы. Обширный взгляд на карму. Сахаджийя-йога и кундалини-йога. Виды вопросов. Доверие и недоверие учителю. Надежда на собственные силы, знание. Внешний мир, как источник знания. Поиск духовного учителя. Критерий истинности знания. Что такое просветление? Что такое спасение? Как реализовать свою мечту? Что такое мысли? Счастье нельзя ни вообразить, ни реализовать. В чем заключается практика кришнаитов? Безличный аспект Господа - вездесущность. Логическое обоснование существования Всевышнего. Красота - неоспоримое качество Господа. Как сочетать духовное развитие и жизнь в современном обществе? Мнимая и подлинная независимость. Рабство власти и денег. Этапы созревания любви. Послушание на духовном пути.

Внутренняя и внешняя природа души

Развитие наружу или внутрь? Путь погружения в себя. Как внутри найти свою истинную природу? Голос сердца или голос чувств звучит в моей голове? Что такое настоящее раскаяние? Как поступать по совести? Всем ли нужно пройти школу иллюзии материального мира? Мы созданы по образу и подобию, но по какому? Внешняя и внутренняя природы. Иллюзия и истина - единство? Материальный мир справедлив? Чем дорота отличается от милосердия? Бог по отношению к нам высшее начало или равноправный партнер?

Йога

Что такое йога? Цель йоги. Виды йоги. Для чего нужны физические упражнения в йоге? Первоэлементы в йоге. Сверхспособности йогов, сиддхи. Природа экстаза йога. Высшая ступень йоги - бхакти-йога. Как достичь умиротворения? Что значит принцип йоги «отречься от всего, что тебя окружает»? Каким образом мы себя связываем понятиями материального мира? Что значит стать свободным? Иллюзорность окружающего мира. Чувства, ум, разум и я. Для чего нужна еда телу? Внутренняя мольба преданных. Махамантра и мантра «Ом». Что значит Кришна и Шива? Понятие Красоты и Счастья. Самоубийство и освобождение. Почему Саи Баба не йог? Доктрина буддизма. В чем заблуждается буддисты? Природа божественного откровения. Как нужно относиться к Священным писаниям? Какие Писания являются Священными? Методы поиска Счастья.

Рабство абсолюту

Рабство - высочайшая свобода. Универсальная и всеобъемлющая концепция Шримад-Бхагаватам. Соприкосновение Шукадевы с Прекрасной Реальностью. Какова цена обретения бхакти? Кто я по отношению к Абсолюту? Виды отношений с Абсолютом, расы. Наставления Махапрабху своему ученику Рагхунатху Дасу Госвами. Жизненный путь Рагхунатха Даса. Трансцендентные произведения вайшнавов. Молитва Кришнадаса Кавираджа. История жизни Абхирама Госвами. Необыкновенная сила вайшнавов.

Бхакти – это естественное чувство любви и преданности, которое в той или иной мере есть у каждого человека. Направленность бхакти может быть разной – кто-то испытывает необходимость поклоняться определенной форме божества. У кого-то бхакти проявляется как восторг перед безграничностью Вселенной. Для Бхакти-йоги само чувство бхакти значительно важнее, чем те образы и мыслеформы, которые ее раскрывают. Многие учителя йоги называют путь Бхакти самым быстрым и простым видом йоговского самосовершенствования и самопознания.

Чувство бхакти и неведение

Любить родителей – это естественно для каждого ребенка. Только трагические негативные обстоятельства могут привести к тому, что ребенок начинает бояться или даже ненавидеть отца и мать.

Любить Высшие силы и испытывать чувство восхищенной преданности перед окружающей нас реальностью – так же естественно, как и любить своих родителей. То, что у большинства людей их внутреннее бхакти находится в скрытом и спящем состоянии – следствие исключительно неведения относительно истинной сути человеческого существа.

Это неведение очень легко осознать, если хотя бы немного о нем поразмышлять. Ребенок, пришедший в этот мир, смотрит вокруг широко открытыми глазами. Он чист в своем знании или неведении. Он воспринимает всю информацию, которая приходит к нему, как истину в последней инстанции. И в особенности, если эта информация исходит от родителей. И когда ребенок начинает задаваться вопросом (пусть даже неосознанно) «Кто Я?» и «Что я тут делаю?», скорее всего, в него загружается довольно стандартные схемы – ты есть физическое тело, ты есть мужчина или женщина, ты есть член общества…

Не обязательно это приходит к нам как слова и объяснения, но человек имеет склонность повторять привычки поведения и стереотипы мышления окружающих его людей. И не так уж часто встречаются семьи, в которых родители искренне задаются вопросом, о смысле своего появления в этом мире и своей роли в бесконечной космической игре.

В результате очень многие люди слишком заигрываются в игры общества, добиваясь признания, финансового благополучия или успеха в личной жизни, никогда даже не задаваясь вопросами о своей природе и об истинных целях своего существования.

Когда бхакти «забито и забыто»

Для бхакти нет места в обществе тотальной конкуренции. Для достижения быстрого успеха в современном обществе, любовь и преданность Высшим силам – вещь как минимум не обязательная. А если чему-то нет применения и повода для развития, оно постепенно отходит на задний план и забывается. В круговороте ежедневных забот подумать о раскрытии внутреннего потока любви, попросту нет времени.

Но ведь это именно поток. И этому потоку необходим выход. Если человек не осознает свое внутреннее бхакти и не дает ему естественного выхода, образовывается серьезная энергетически-ментально-эмоциональная «пробка». Она не дает человеческому существу возможности раскрыть свои потенциалы и попросту быть счастливым.

Когда бхакти забаррикадировано в глубинах сердца, для человека весь мир теряет смысл. Даже если удается обрести желаемые деньги или славу, они все равно не приносят полного удовлетворения и истинного счастья. Пока внутренняя преданность Абсолюту не имеет возможностей для проявления, человек лишь играет в жизнь, но еще не живет по-настоящему.

Бхакти – наивысшее наслаждение

Все мы чего-то ищем. Кто-то думает, что ему нужно познать как можно больше женщин и тогда он будет счастлив. Кто-то спит и видит себя на троне с короной на голове и титулом главного императора на бэйджике. Кто-то кладет на алтарь богатства все свое время, здоровье и личную жизнь. Не важно что, но каждый человек, если только в нем хоть немного теплиться энергия жизни, постоянно чувствует потребность в чем-то. Беспрестанный поиск счастья, которое каждый видит по-своему.

Учителя йоги рассказывают, что все мы ищем только одного – мы хотим вернуться домой, к своему истинному состоянию высшего счастья. К ситуации, когда наша внутренняя любовь не имеет преград для выхода и льется чистым широким потоком. И найти мы это можем только через бхакти. Деньги, слава и другие атрибуты успеха в обществе – это замечательно, но это только дополнение, а не основная цель жизни. Раскрыть свое бхакти и познать свои отношения с Абсолютной реальностью – тот путь, который подарит наивысшее блаженство во Вселенной.

Кто для тебя Бог?

Отношения с Абсолютом – это, пожалуй, самое интимное, что только есть у человека. Никто не сможет навязать нам позицию преданного слуги или восторженного сына для Бога. Эти отношения мы имеем здесь и сейчас. Нам не нужно их устанавливать. Нам следует их осознать.

Спорить об истинной сути Абсолюта, доказывая, что он такой-то и ни в коем случае не сякой – занятие, мягко говоря, странное. Каждый человек – безграничная Вселенная. И его отношения с Абсолютом – уникальны и неповторимы. Здесь нет совершенно универсальных правил. Каждому предстоит разобраться в этом вопросе самостоятельно.

В текстах по йоге указывается, что Бог может стать для человека лучшим другом, братом, возлюбленным, господином, отцом и вообще, кем угодно. Все зависит прежде всего от того вектора, который изберет сам человек.

Абсолют он на то и Абсолют, чтобы быть всем во всем и не иметь никаких ограничений. Осознать свои отношения с ним – это очень и очень разумная затея.

Когда бхакти раскрыто в сердечной чакре, этот поток сам вынесет человека на высочайшие уровни самоосознания. Тогда человеку действительно не нужны никакие другие практики – достаточно будет довериться Абсолюту.

Но для очень многих людей такое состояние – недостижимый идеал. Мы настолько полны грязи и настолько запутались в неведении, что разбудить собственное бхакти бывает весьма и весьма сложно.

Все йоговские техники так или иначе очищают человеческие структуры. Физические упражнения и дыхательные практики выводят токсины из организма, чистят энергетические каналы и активируют потоки праны (космической энергии). Медитации успокаивают разум, устраняя негативные мыслеформы и тенденции. Все йоговские практики рано или поздно раскрывают внутренне состояние бхакти и открывают путь к наивысшему счастью.

Практика

Учителя Бхакти-йоги рассказывают о двух основных этапах практики. Поначалу, человеку предписывается выполнять определенные техники по четким предписаниям, не имея внутреннего понимания их значения. Но потом, с течением практики, человек вдруг начинает понимать, что то, что до этого он делал больше механистически, обретает внутренний смысл и силу. Так раскрывается поток бхакти. Когда это случается, все предписания и внешние ритуалы могут быть отброшены. Для такого человека единственным критерием в его практике Бхакти-йоги будет исключительно внутреннее ощущение. На этом этапе напрочь пропадает потребность в посредниках между человеком и Абсолютом.

Одним из самых действенных методов бхакти-йоги является джапа-медитация – повторение мантр. Каждый человек может начать делать эту практику.

Также очень эффективная методика – созерцание образа божества (Тратака ).

Ну и, конечно же, молитва. Нет ничего более действенного на пути Бхакти-йоги (и не только), чем искренняя молитва, исходящая из самого сердца.

Бхакти-йога — йога преданного служения Богу — это один из четырёх основных видов йоги (Бхакти йога, Хатха-йога Карма-йога и Джняна йога).
Согласно индуистской философии, практика Бхакти йоги считается самой легкой и действенной формой йоги в наше время, доступной всем практикам без исключения.

Древний трактат «Бхагавата-пурана», бхакти йога превозносится выше даже состояния мокши — просветленного. Знаменитая «Бхагавад-гита» оценивает Бхакти йогу выше трех других видов йоги.

Особенности метода

Практика Бхакти йоги заключается в том, чтобы ежесекундно помнить о Боге, как о господине, друге, сыне или возлюбленном. Это кажется на первый взгляд проще, чем отжиматься на коврике, но на самом деле требует полной отдачи, тотального внимания что трудно осуществить, если мысли погружены в повседневную суету.
Самые распространенные методы Бхакти йоги — представление Бога как личности (иначе к нему трудно обратиться), повторение имени Бога, подношение Богу каждого цветов и пищи, которая сначала предлагается Божеству, и только потом вкушается человеком.

Эффект

В книге «Йога и Сила Мысли» Свами Шивананда пишет о плодах Бхакти йоги:

  1. Беззаветная преданность Господу спасает даже величайшего грешника.
  2. Преданный служитель Господа обретает божественное знание не благодаря физическим органам чувств, а в силу сверхфизического божественного видения (которое возникает благодаря джапе, киртане, медитации и т. д.).
  3. Практика бхакти-йоги порождает отрешенность и бесстрастность по отношению к мирским объектам.
  4. Бхакта обретает знание не благодаря рассудку, а при непосредственном восприятии.
  5. Мысленное око обретает ясное видение при применении глазных капель благодати Господней.
  6. Преданность приносит покой и счастье разуму.
  7. При истинной преданности не может быть никакого эгоизма.
  8. Праведные деяния и практика дхармы порождают любовь и преданность Господу.
  9. Ревностный служитель Господа обретает полное удовлетворение и непреходящий покой через осознание Его.
  10. Когда вы обретаете Богоосознание, все оковы спадают, прекращаются рождение, страдания и смерть.
  11. Смерть отлетает от того преданного служителя, который нашел утешение у лотосовых стоп Господа.
  12. Нет ничего недостижимого для благородного сердца преданного служителя, который нашел утешение в ногах Господа.
  13. Бхакти (преданность Богу) — выше, чем сиддхи (магические силы).
  14. Преданность устраняет возбуждение ума и быстро приносит покой.
  15. Практика бхакти дает успокоение и уравновешенность разума.
  16. Как ствол, ветви и сучья питаются водой от корней дерева, так поклонение Всевышнему Господу способно умилостивить все остальные аспекты.
  17. Господь благословляет Его преданных служителей, даже если они неграмотны и некультурны.
  18. Поистине в двойственности есть страх. В единстве страх отсутствует. Нельзя бояться себя самого.
  19. Человек становится выше и старше только за счет праведной жизни и преданности Господу.
  20. Всевышнему приятна лишь чистая преданность.
  21. Преданный служитель принимает обет бедности. Он не привязан к материальному миру.
  22. Тот, кто обладает непоколебимой преданностью Господу, кто свободен от похоти, ненависти, жадности и эгоизма, может с легкостью переплыть бушующий океан жизни.
  23. Гусиная кожа, дрожь, смягчение сердца, поток слез радости, прерывающаяся речь — это признаки преданности.
  24. Все, что может быть приобретено за счет аскезы, самоотречения, йоги, милосердия и благородных деяний, стремительно приобретается за счет преданного служения Господу.
  25. Господь подчиняется воле Его преданных служителей. Он не свободен. Его сердце завоевано преданными святыми. Он дорог им, а они дороги Ему.
  26. Путь преданного служения восхитителен, поскольку он сопряжен с процветанием и нет ни страха, ни опасности с него сойти.
  27. Преданный служитель, хотя и привлекаемый удовольствиями и не способный контролировать свои чувства, не идет у них на поводу из-за ревностной преданности и острого желания достичь Господа.
  28. Отделение от всех материальных результатов и растворение астрального тела происходят благодаря медитации и осознанию Бога.
  29. Преданный служитель лотосовых стоп Господа достигает религиозного рвения, самоотречения, мудрости, величайшего покоя, бессмертия и вечного блаженства.
  30. Когда все препятствия устранены преданным служением Господу, тогда в сердце стремящегося появляется прочное бхакти.


  • Разделы сайта