Что такое бандхи в йоге. Джаландхара бандха: техника выполнения. Удара-бандха. Брюшной замок наружу

Важно понимать, что бандхи должны практиковаться с полным осознаванием и пониманием техники выполнения. Основные правила и противопоказания описаны в этой статье. Опытный инструктор сможет помочь вам скорректировать правильное выполнение бандх в зависимости от ваших личных физиологических особенностей.

Набхи-бандха

Техника выполнения: Техника выполнения набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху, кроме тех случаев, когда он ест или говорит.

Виды практики:

Вайю-набхи-бандха – этот вариант упражнения выполняется, когда вы касаетесь кончиком языка неба сразу за верхними зубами. Это обычный вариант набхи-бандхи. Воздействие этой практики – поддерживает циркуляцию вайю-праны, энергии стихии воздуха в теле человека.

Агни-набхи-бандха – касание языком твердого неба, в том месте, где оно переходит в мягкое небо. Лучше всего применять этот вариант бандхи во время практики мудр и пранаям. Активирует энергию стихии огня в нашем теле.

Джала-набхи-бандха – касание кончиком языка мягкого неба, как можно ближе к глотке. Применяется при практике пранаям и созерцательных техник. Активирует «сому» или энергию «нектара» в нашем теле.

Концентрация внимания: Во время выполнения набхи-бандхи, внимание удерживайте в области межбровья (аджна-чакра).

Энергетический эффект:

Набхи-бандха соединяет энергетические каналы арохан и аварохан, расположенные на передней и задней части нашего тела. Вместе с мула-бандхой не дает энергии покидать наше тело, «закольцовывает» оба эти канала.

Эффект для сознания:

Прекращает болтовню – как на уровне внешнего общения, так и внутри ума.

Джаландхара-бандха

Техника выполнения: Займите любое удобное положение с ровной спиной. Помните, прямое положение позвоночника на протяжении всей практики – залог правильного выполнения!

Сконцентрируйте все внимание на макушке (важно понимать, где именно у вас находится макушка – от этого зависит правильность выполнения этой бандхи). Затем начните тянуться макушкой вверх. При этом подбородок уйдет немного вниз, к грудной клетке.

Самая распространенная ошибка: Самой распространенной ошибкой, при выполнении джаландхара-бандхи, является то, что практикующий стремится опустить подбородок на грудь. Важно помнить, что первым делом мы тянемся макушкой вверх, положение подбородка – вещь второстепенная.

Перед выполнением этой бандхи сделайте глубокий вдох и полный выдох. Выдохнув, закройте просвет дыхательного горла и выполните задержку. Чтобы понять, как закрыть просвет дыхательного горла, несколько раз сглотните. Во время глотания, мы это делаем автоматически, чтобы пища и вода не попадали в дыхательные пути. Уловите суть этого движения и научитесь делать его, независимо от глотания.

Концентрация внимания: Во время выполнения джаландхара-бандхи, внимание все время остается зафиксированным в центре шеи, в области вишудхи-чакры.

Противопоказания: Джаландхара-бандху не следует делать людям, страдающим гипертонией или сердечно‑сосудистыми заболеваниями. Хотя вначале она понижает кровяное давление, освобождение подбородочного замка (при подъеме головы) может вызывать учащенное сердцебиение.

Физиологический эффект:

Эта бандха помогает удерживать задержку дыхания дольше, чем обычно – это обусловлено ее воздействием на сонные синусы. Во время ее выполнения происходит массаж щитовидной железы, которая вырабатывает тироксин (гормон, отвечающий за метаболизм в организме и темп его старения), тем самым изменяя ее интенсивность работы.

Энергетический эффект:

Джаландхара-бандха помогает нам контролировать течение праны в теле. Благодаря ее выполнению мы прекращаем «протекание» потока энергии бинду-висарги (нектара безсмертия) в манипуру, где он сгорает в нашем внутреннем огне. Предотвращая этот процесс, мы останавливаем процесс старения и продлеваем нашу молодость. Фактически, джаландхара – это некий «инструмент», с помощью которого мы можем воздействовать на процессы старения в нашем организме.

Эффект для сознания:

Джаландхара-бандха вызывает умственное расслабление и является предварительной практикой для медитативных состояний.

Упоминание в трактатах:

В писаниях йоги имеются многочисленные упоминания о джаландхара бандхе. Вот несколько из них, взятые из текста Хатха Йога Прадипика:

«Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется и помогает предотвращать старость и смерть».

«Она блокирует все нади в шее, задерживает падение амриты (божественной жидкости), которая капает с небес. Ее следует делать для лечения болезней горла».

«Сокращение горла при джаландхара бандхе препятствует попаданию амриты в пищеварительный огонь. Таким образом сохраняется прана (то есть, прана контролируется и направляется в сушумну ; поток праны в других нади прекращается)».

«Это сокращение горла также останавливает течение праны в ида и питала нади (связанное с движением дыхания в левой и правой ноздрях). Это блокирует течение праны в шестнадцать адхара и направляет ее в сушумну ».

Эти четыре шлоки дают богатую почву для размышлений и показывают важность джаландхара бандхи. В Йога Чудамани Упанишаде также немало говорится об этой практике:

«Садхака (искатель) должен сидеть в падмасане, сложив руки на коленях. Подбородок должен быть опущен к горлу. Следует думать только о Брахмане (высшем), задерживая дыхание. Таким образом садхака будет обретать огромную силу и знание».

«Тот, кто способен удерживать элемент акаши (эфира) и жидкости, стремящиеся вниз, избавится от любого разочарования и недовольства».

«Посредством практики джаландхара бандхи сдерживается нектар амриты, который склонен стекать вниз из центра головы. Нектар не попадает в огонь (не сгорает) и пранические силы тела лишаются возможности двигаться туда‑сюда».

Удияна-бандха

Техника выполнения: Сядьте в любое удобное положение с ровной спиной. Сделайте полный вдох, затем максимально полный выдох. В конце выдоха, можно сделать «довыдох» – с силой вытолкнуть остатки воздуха из легких. Полностью выдохнув выполните задержку дыхания. Во время задержки перекройте щель дыхательного горла. Для того, чтобы это сделать несколько раз сглотните. Во время глотания перекрывание дыхательного горла происходит автоматически – таким образом вы почувствуете, как это делать.

Перекрыв просвет дыхательного горла, втяните живот и подтяните вверх диафрагму. Если вы все сделали правильно, то в солнечном сплетении (треугольник – место, где сходятся нижние ребра) получится «впадина» – это значит что в легких нет воздуха, а диафрагма втянута вверх. Удерживайте задержку комфортное количество времени. Затем расслабьте живот и очень плавно вдохните. Следите за тем, чтобы вдох был плавным и воздух медленно наполнял легкие, а не врывался в него.

Важно! Удияна-бандху необходимо выполнять только на пустой желудок. То есть, лучшее время для ее выполнения – утром, натощак. Если вы выполняете удияну днем или вечером, подождите, пока пройдет от 2 до 4 часов после последнего приема пищи.

Концентрация внимания: Во время практики внимание удерживайте в области солнечного сплетения (манипура-чакра).

Противопоказания: Удияна-бандху н\е следует делать, если у вас есть язвы желудка или кишечника. Также эта практика противопоказана всем людям с повышенном кровяным давлением и пороком сердца.

Не стоит выполнять ее женщинам во время месячных и беременности.

Физиологический эффект:

Является прекрасным целебным средством при различных желудочных инфекциях. Помогает для восстановления желудочно-кишечных функций и является прекрасным самомассажем внутренних органов. Стимулирует кровообращение и выведение токсинов.

Во время практики, весь живот сжимается, как губка, что приводит к выдавливанию застоявшейся крови. Это вливает новые силы во все внутренние органы. Практика помогает устранять или предотвращать большое число заболеваний органов брюшной полости, в том числе несварение, запор, колит, диабет, если они не слишком серьезны или не являются хроническими.

Кроме того, происходит нормализация работы надпочечников, в результате чего вялый человек становится более энергичным, а нервозный или перевозбужденный – расслабляется.

Энергетический эффект:

Удияна-бандха перенаправляет энергию апаны вверх, соединяя ее с прана-вайю и самана-вайю в манипура-чакре, высвобождая энергию-Шакти, которую затем мы можем направить вверх в аджна-чакру.

Эффект для сознания:

В «Хатха-йога прадипике» сказано, что эта практика «самопроизвольно вызывает мукти (освобождение, состояние йоги)».

Упоминание в трактатах:

Уддияна бандха упоминается в большом числе древних Текстов. К ним относятся Хатха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита и Йога Кундалини, Дхьяна Бинду, Йога Таттва и Чудамани Упанишады. Мы не будем приводить цитаты из всех этих тестов, поскольку они очень похожи друг на друга. Мы дадим всего несколько примеров. Наиболее подробно эта практика описана в тексте Хатха Йога Прадипика:

«Зажим, который заставляет прану течь вверх по сушумне, все йоги называют уддияна».

«Практика, которая будет описана, заставляет птицу (праны) после периода отдыха взлетать вверх».

«Втягивание живота в области пупка назад и вверх называется уддияна. Это лев, который бросает вызов слону смерти».

«Практика уддияна бандхи, описанная йогами, очень легка в выполнении. Регулярные занятия даже старику придают вид юноши».

В Бараха Упанишаде говорится:

«Дыхание следует за жизнью так же, как тень следует за объектом. Уддияна – это практика, заставляющая вечно неугомонное дыхание взлетать вверх…»

«Чтобы серьезно практиковать уддияну, нужно есть доброкачественную пищу и в малых количествах».

Мула-бандха

Техника выполнения: Сядьте с ровной спиной. Сожмите все мышцы малого таза (мышцы ануса, половых органов и промежности между ними). По-настоящему, необходимо сжать только мышцы промежности между анусом и половыми органами. Однако, как правило, человек не умеет отдельно управлять этими мышцами. Потому, начиная практику сжимайте все мышцы промежности. С прогрессом в практике, вы научитесь управлять ими по отдельности.

Во время сжатия этих мышц, должно появиться ощущение, что вы втягиваете промежность внутрь таза.

Концентрация внимания: Во время выполнения бандхи внимание удерживаем в месте напряжения мышц (область муладхара-чакры).

Противопоказания: Мула-бандху не следует делать людям, страдающим гипертонией или сердечно‑сосудистыми заболеваниями. Хотя вначале она понижает кровяное давление, освобождение подбородочного замка (при подъеме головы) может вызывать учащенное сердцебиение.

Так же, не стоит выполнять это упражнение женщинам во время менструации. Можно только слегка приводить в тонус мышцы промежности.

Физиологический эффект:

Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний мочеполовой системы организма. В медицине это упражнение известно, как «упражнение кегеля» и рекомендуется женщинам для профилактики мочеполовых болезней,а также для тренировки мышц влагалища перед родами.

Энергетический эффект:

Главная цель мула-бандхи – с помощью внутреннего тепла, которое появляется во время практики, пробудить спящую энергию Шакти-Кундалини. Происходит это из-за перенаправления течения апана-праны, которая в обычном состоянии человека стекает вниз и покидает наше тело.

Если попытаться обьяснить в одной фразе процесс, который происходит во время выполнения мула-бандхи, то мы со здаем мощный импульс, который «впрыскивает» энергию апаны в центральный канал сушумну, очищая не только физическое тело, но и физическое.

Эффект для сознания:

Благодаря энергетическому эффекту мула-бандхи, человек перестает быть ведомым неконтролируемыми сексуальными импульсами, а также – подсознательными вспышками агрессии. Благодаря практике, человек учится управлять сексуальными и эмоциональными импульсами, становится более осознанным и целеустремленным.

Упоминание в трактатах:

Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4‑й главе текста Хатха Йога Прадипика:

«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха».

«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности».

«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких сомнений».

«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране, пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую бьют палкой».

«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху».

Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:

«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии), следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».

Во время выполнения Мула бандхи мышцы промежности плотно сжимаются, это благотворно сказывается на нервной, дыхательной и эндокринной системах, а самое главное на пране (жизненной энергии).

Мула бандха создает легкость и текучесть, после ее освоения вы почувствуете, что ваше тело стало менее земным и более подвижным, это означает, что мирские проблемы вас станут меньше раздражать, вы станете более осознанным и просветленным.

Какие мышцы нужно сжимать во время Мула бандхи?

Мужчины должны сжимать мышцы, находящиеся в области между анусом и половыми органами. Женщины должны сжимать мышцы в области, окружающей основание шейки матки (похоже на упражнение Кегеля).

Мой йога-гуру говорил мне, что мышцы во время Мула-бандхи сокращаются подобно тому, когда мы сдерживаем себя если хотим в туалет, или пукнуть))

Когда вы полностью освоите Мула бандху, вы будете чувствовать во время выполнения замка подъем под мочевым пузырем, влагалищем и маткой (или предстательной железой) и прямой кишкой.

На начальном этапе Мула бандху следует практиковать после асан и пранаямы. Как только данный замок будет освоен, можно выполнять его совместно с асанами, пранаямой, другими бандхами, мудрами и во время медитации.

Мула бандху можно выполнять с Джаландхарой и Уддияной бандхами , таким образом, работают все три замка, которые называются Маха бандхой.

Техника выполнения Мула бандхи – корневого замка:

Уровень подготовки: начальный

Шаг 1

Примите сидячее положение со скрещенными ногами и прямой спиной, сконцентрируйтесь на Муладхара чакре. Расслабьтесь, дышите спокойно без пауз. Медленно сожмите и расслабьте мышцы в области таза. Повторите упражнение 25 раз. Для начала вам необходимо просто прочувствовать мышцы, которые сокращаются.

Шаг 2

Сожмите мышцы промежности и продолжайте спокойно дышать. Почувствуйте область вокруг ануса, затем перейдите в область шейки матки (для мужчин область между анусом и половыми органами) и наконец в область мочеполовой системы. Зажимайте каждую область, когда фокусируетесь на ней, обратите внимание на ощущения. Медленно отпустите сжатие и расслабьтесь.

Шаг 3

Теперь выполните сжатие мышц промежности совместно с дыханием: на вдохе – сожмите промежность, на выдохе медленно отпустите. Сконцентрируйтесь на своих ощущениях. Повторите упражнение 25 раз.

Шаг 4

Теперь вы готовы для выполнения Мула бандхи. Плотно сожмите мышцы промежности, старайтесь минимально задействовать мышцы ануса и мочеполовой системы.

Совет:

  • При малейшем дискомфорте или головокружении отпустите замок и спокойно дышите.
  • Аккуратно подходите к практикам бандх, желательно воспользоваться помощью опытного инструктора.
  • Как только вы научитесь удерживать Мула бандху в течение некоторого времени, вы можете совмещать ее с асанами, пранаямами и медитацией.

Польза корневого замка Мула бандхи :

  • Помогает людям, страдающим от недержания мочи;
  • Лечение простатита, геморроя и сопутствующих заболеваний;
  • Хорошо влияет на потенцию;
  • Регулярное выполнение Мула бандхи помогают привести в тонус мышцы тазового дна и сделать их короче, что нормализует расположение органов мало таза;
  • Приводит к гармоничной работе эндокринной системы;
  • Улучшает работу нервного аппарата тазовой области и как следствие работу внутренних органов;
  • Излечивает заболевания органов брюшной полости и малого таза;
  • Активирует энергию Кундалини (которая спит в области корня), благодаря чему расширяется сознание человека и раскрывается внутренний потенциал;
  • Стимулирует и поднимает энергию из нижней части тела.

ШЕЙНЫЙ ЗАМОК (джаландхара бандха), - это первый основной замок.

Он выполняется следующим образом. Подбородок притягивается к горлу, к выемке между ключицами, на груди. Голову держите ровно, не наклоняя вперед. Шейный отдел выпрямляется. Позвоночник и шея абсолютно прямые.

Этот замок регулирует кровяное давление. Щитовидная и паращитовидная железы под давлением начинают выделять секреты и активизируют высшие функции гипофиза.

Если не выполнять замок, то можно почувствовать неприятное давление в области глаз, ушей и сердца.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК (удияна бандха), получается автоматически, когда вы поднимаете диафрагму к грудной клетке и притягиваете органы верхней области живота по направлению к позвоночнику.

Это создает полость, мягко массирующую сердечную мышцу. Позвоночник должен быть прямым. Замок обычно выполняется на выдохе.

КОРНЕВОЙ ЗАМОК (мулабандха), - самый сложный и его выполняют чаще других.

Первая часть замка заключается в том, чтобы сжать анальный сфинктер и втянуть его внутрь.

Затем необходимо напрячь мышцы половых органов, чтобы сжать уретральный тракт.

Наконец, втягивается Пупочный центр, нижние мышцы живота притягиваются к позвоночнику так, что прямая кишка и половые органы оказываются притянутыми к Пупочному центру.

Этот замок выполняется на выдохе. В особых случаях он выполняется и на вдохе.

ВЕЛИЧАЙШИЙ ЗАМОК (махабандха). Это выполнение одновременно всех трех замков в теле.

При этом происходит омоложение нервов и желез. Он регулирует кровяное давление, уменьшает менструальные боли и заставляет кровь энергичнее циркулировать в нижних железах: яичниках, простате, железе Скина и других.

Лучшее упражнение сочетает выполнение ритмичной смены замков и комбинаций замков с мантрами.

ПОДРОБНЕЕ:

Основной целью физических усилий в йоге служит создание особого объема и потока жизненной энергии внутри тела и в ауре. При этом происходит как увеличение количества этой энергии, так и улучшение ее качества. Эти потоки направляются затем по естественным для них путям для циркуляции, что раскрывает целительные способности тела и усиливает различающие функции ума. В таком состоянии внутреннего здоровья и ясности происходит пробуждение духа и полного переживания бытия.

Кундалини йога весьма полезна для тела, но она использует тело также и как сосуд для расширенного сознания.Энергия, текущая извне в тело и ауру называется праной. Другая энергия, которая течет из тела наружу - апана. Это энергии усвоения, ассимиляции и выделения соответственно. Это позитивная и негативная стороны жизненной силы. Если обе эти энергии, эти качества присутствуют в достаточном количестве и в равной пропорции, возникает новое явление: проявляется состояние нейтральности и покоя, результатом которого служит новый поток жизненной силы. Йоги описывают этот процесс, как открытие потока энергии в центральном позвоночном канале, называемом сушумной, вверх к мозгу.

Когда этот поток и циркуляция укореняются в системе, происходит пробуждение энергии Кундалини. Этот потенциал осознанности и духа прежде всего проявляется в значительном увеличении ясности и способности к концентрации. Процесс вносит свой вклад во все области деятельности человека в соответствии с продвижением энергии через различные чакры, являющиеся центрами накопления и распределения энергии. Все это приводит человека в сверхсознательное блаженное состояние, в котором становится ясно, что реально, а что нет.

Все усилия, прилагаемые в исполнении йогических поз, дыхательных практик и медитаций, направлены на облегчение и ускорение центрального для йоги процесса трансформации. После серии упражнений или во время особых практик желательно сохранить полученную смесь праны и апаны так, чтобы смешанная энергия могла полностью сформироваться и инициировать открытие каналов, по которым она должна двигаться. Положения рук и глаз, помогающие этому процессу и запечатывающие потоки энергии называются мудрами.

Бандхи - это мышечные замки, прилагаемые к определенным областям тела и препятствующие разделению праны и апаны. Бандхи закрепляют результат усилий, прилагаемых йогином, и позволяют установиться новому равновесию. Эти телесные замки оказывают огромное воздействие на всю систему ума и тела. Это одна из базовых техник, приводящая к накоплению результатов усилий практика.

Есть три основных бандхи: джаландхара бандха или горловой замок, уддияна бандха или диафрагмальный замок и мула бандха или корневой замок. Эти техники описаны и обсуждаются различных классических источниках по Хатха йоге, например в трактате "Хатха йога Прадипика" или в тантрических объяснениях мудреца Геранды в Геранда Самхите. Эти тексты были учебными пособиями для курсов, проводимых мастером, который мог использовать техники изложенные там в нужном ему контексте. Йоги Бхаджан сделал то же самое для практик Кундалини йоги и учеников, занимающихся этими практиками.

Однажды он сказал: "Фундаментальное правило для большинства упражнений Кундалини йоги - это выполнение мула бандхи, даже если об этом не говорится явно. Вам скажут принять определенную позу, дышать определенным образом и т.д., однако есть вещи общие для всех крий, и подразумевается, что вы будете их выполнять. Первое - это правильная поза, второе - это замки... Когда вы практикуете для своего собственного блага, вы должны уметь правильно и в подобающее время использовать замки. Тогда говорится, что человек находится в состоянии махабандхи, великого замка. Эта йога была тщательно разработана святыми и мастерами и является скорейшим путем к возвышению духа и счастью".

ШЕЙНЫЙ (ГОРЛОВОЙ) ЗАМОК ИЛИ ДЖАЛАНДХАРА БАНДХА
Это первый, наиболее часто используемый и самый основной замок. Есть общее правило использовать этот замок во всех медитациях с пением мантр, а также при выполнении всех дыхательных упражнений. Он также выполняется каждый раз, когда вы задерживаете дыхание на вдохе или на выдохе, если конечно явно не указано что-либо другое.

Для выполнения этого замка сядьте в удобную позу. Теперь поднимите грудную клетку и грудину вверх. Одновременно выпрямите шейный изгиб позвоночника, мягко втягивая подбородок. Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед.

Голова остается на одном уровне и не наклоняется вперед, мышцы шеи и горла должны оставаться в покое. Из-за сдвига в относительном расположении подбородка и груди возникает нужное натяжение. Не старайтесь опустить голову вниз или вперед, это приведет лишь к боли в шее.
Идея этого замка в том, чтобы запечатать энергию, создаваемую в верхних областях ствола мозга. Мышцы лица и лоб остаются в покое. Голова не отклоняется ни вправо, ни влево.

КОММЕНТАРИЙ
Эта бандха создает несколько эффектов одновременно. Она предотвращает нежелательные колебания кровяного давления, которые иногда могут возникать в процессе выполнения упражнений или пранаям, действуя как предохранительный клапан, и избавляя, таким образом, практикующего от возможного ощущения головокружения. Она также рефлекторно стимулирует и уравновешивает работу щитовидной и паращитовидных желез.

Джаландхара бандха направляет поток пранической энергии в центральный канал в его шейном отделе, а также в центральный канал, связанный с сердцем. Без приложения этого замка праническая энергия может устремиться к глазам, ушам или в другие места. Когда шейный замок задействован, сердце успокаивается и поток энергии естественен. В другом йоговском тексте, в Шива Самхите подчеркивается, что шейный замок предотвращает слишком быстрое рассеяние нектара, создаваемого в мозгу. Слово "джала" переводится как "вода" или "сок", что относится к мозгу и его во-дянистым секрециям. "Дхара" - "открывать ворота" или "тянуть вверх". Таким образом "джаландхара" - открытие ворот для соков мозга.

В терминологии Йоги Бхаджана, во время некоторых практик происходит стимуляция секреции высших эндокринных желез таких, как гипофиз, эпифиз и гипоталамус, а также взаимодействия между ними. Начало такой активности гипофиза называлось в древних текстах поворотом лотоса луны. В результате этого поворота прохладная энергия луны, расположенной в голове стекала вниз, чтобы смешаться с горячей энергией в пупочном центре и нижних нервных центрах. Выполнение джаландхара бандхи позволяет увеличить концентрацию этих секреций, что позволяет развиться новому виду взаимодействий между высшими железами.

В практически бездействующей шишковидной железе, заключены возможности, которые могут быть пробуждены только с помощью концентрирования "лунного нектара". К счастью необходимый для этого замок является простой систематически выполняемой практикой, что постепенно ведет к пробуждению нужных взаимосвязей. Этот замок помогает также концентрироваться на внутренних ощущениях и восприятиях, уменьшая действие отвлекающих импульсов от внешних органов чувств.

ДИАФРАГМАЛЬНЫЙ ЗАМОК ИЛИ УДДИЯНА БАНДХА
Название этого замка - "уддияна" переводится с санскрита как "взлетать вверх". Это относится к его влиянию на энергию, находящуюся в нижней части живота. Диафрагма является барьером, отделяющим брюшную полость от плевральной полости, как на физическом, так и на тонком энергетическом уровне. Движение диафрагмы во время дыхания определяет полярность энергий в средней части тела через нервное сплетение, расположенное в области 8-го - 9-го позвонков грудного отдела позвоночника.

Диафрагмальный барьер проявляется также и на психологическом уровне. Функции, коренящиеся в теле ниже диафрагмы, носят более бессознательный и автоматический характер, тогда как расположенные выше диафрагмы - более осознанные и гибкие. Уддияна бандха позволяет преодолеть этот барьер. Он привод к интеграции эмоциональных характеристик по вертикали и позволяет пранической энергии двигаться в центральном позвоночном канале, называемом сушумна.

Для выполнения этого замка сядьте прямо. Глубоко вдохните, а затем полностью выдохните. Подтяните весь живот, особенно области выше пупка, внутрь к позвоночнику и вверх. Расправьте грудную клетку. Никогда не делайте этот замок с опущенной грудной клеткой. Слегка прогните позвоночник вперед в грудном и поясничном отделах. Выполняйте уддияна бандху 10-60 секунд, в соответствии с вашими возможностями. Внутренне состояние при выполнении уддияна бандхи должно оставаться спокойным и уравновешенным. Отпустите замок, постепенно отпуская живот и делая вдох. В этот момент не следует отпускать горловой замок или запрокидывать голову. Уддияна бандха выполняется только на пустой желудок и только на задержке дыхания на выдохе.

Практика трех важнейших бандх — «энергетических замков» в йоге — по отдельности действительно приносит огромную пользу практикующему. Но самый мощный эффект достигается при их совместном использовании — это называется «Маха бандха». Удивительно, как часто в интернете можно встретить искаженное описание этой практики, а еще чаще описание неполное — так что по нему тоже невозможно практиковать правильно. Давайте же разберемся, из чего состоит Маха бандха, как правильно и в какой последовательности практиковать эту технику — одну из мощнейших в Хатха-йоге.

«Это останавливает восходящее течение энергии в нади. Действительно, эта Маха бандха дарит великие сиддхи. Маха бандха освобождает от оков смерти, соединяет три нади в Аджна-чакре и позволяет уму достичь священного престола Шивы...»
Хатха-йога Прадипика. III-23,24

Маха бандха — составная техника, которую можно условно считать «продвинутой». Она требует некоторого опыта выполнения других, более простых практик, которые являются ее неотъемлемыми частями: это Мула бандха («корневой замок»), Уддияна бандха («втягивание живота») и Джаландхара бандха («горловой замок»). Если вы с легкостью можете выполнить любую из перечисленных техник — самое время приступать к практике Маха бандхи — мощнейшей практики из арсенала Хатха-йоги.

При выполнении Маха бандхи, происходит стимуляция шишковидной железы , и таким образом стимуляция всей эндокринной системы . Таким образом, великие йоги древности (и в первую очередь Йог Сватмарама, описавший эту технику в Хатха-йога Прадипике) вовсе не кривили душой, утверждая, что эта техника останавливает процесс старение, возрождает и омолаживает организм.

Как выполнять?

  1. Садимся в Сиддхасану и прижимаем левой пяткой промежность у мужчин \ вагину у женщин. Входим в состояние внутренней тишины (или если это не получается, концентрируем все внимание на своем естественном дыхании). Глаза во время всей практики закрыты. Для усиления практики можно (избегая перенапряжения глаз) фиксировать взгляд в межбровье (Шамбхави мудра), но это не обязательно.
  2. Делаем медленный вдох через левую ноздрю, делаем задержку на вдохе (Антар Кумбхака), делаем Джаландхара бандху , Мула бандху и по возможности Шамбхави мудру.
  3. Держим задержку столько, сколько это комфортно.
  4. Снимаем Шамбхави мудру (расслабляем глаза), снимаем Мула бандху, снимаем Джаландхару — именно в такой последовательности.
  5. Поднимаем голову в исходное положение (плечи полностью расслаблены), и только теперь выдыхаем через правую ноздрю.
  6. Затем выполняем ту же последовательность действий, только в другую сторону: вдыхаем через правую ноздрю, выдыхаем через левую. Это считается за 1 цикл.
  7. После выполнения 1 цикла (т.е. и вправо, и влево), нужно расслабиться и подышать естественно, не контролируя дыхание — 1-2 минуты. Все это время отслеживаем дыхание, чтобы не потерять состояние внутренней тишины. Со временем можно увеличить число циклов до 5.

Нюансы практики

  • Показателем успеха в практике Маха бандхи является проявление такого феномена, как Кевала-кумбхака — спонтанная задержка. Это когда уже после выполнения полного цикла упражнения, и достаточного отдыха (свободного дыхания), ненадолго вдруг само собой прекращается дыхание. Я лично наблюдал такое в Индии: йог не дышал 3-4 минуты. Не стоит пытаться сымитировать такой эффект, это ничего не дает.
  • К этой практике есть противопоказания: повышенное давление, пониженное давление, язвенная болезнь кишечника или желудка, пупочная грыжа. Эту практику не следует делать во время простуды, головной боли, или других заболеваний в активной стадии. Маха бандха не сочетается с употреблением алкоголя, курением.
  • В идеале, после Маха бандхи нужно делать Маха ведха мудру («Великий пронизывающий жест»), чтобы работать с накопленной и «запертой» энергией дальше. Сватмарама со свойственным ему символизмом даже утверждает в «Хатха-йога Прадипике», что Маха бандха без Маха ведха мудры — все равно что самая прекрасная женщина без супруга (т.к. она не произведет прекрасного потомства, и ее красота оскудеет).
  • Есть небольшая хитрость, о которой говорит в своих книгах С. Сатьянанда Сарасвати: можно практиковать каждый цикл Маха бандхи между циклами Бхастрика-пранаямы : это значительно увеличивает продолжительность комфортной задержки. Таким образом, эти две практики гармонично сочетаются.

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Бандхи (Энергетические замки)

« Заприте» жизненную энергию с помощью бандх

Энергия, или жизненная сила, течет через нас, и позволяет нам жить. Именно поток этой энергии регулирует телесные и умственные функции человека. Если он движется неравномерно, это приводит к всевозможным заболеваниям и психическому напряжению.

Жизненная сила подобна воде: она должна свободно проходить через наше тело и обеспечивать каждую из клеток определенным количеством энергии. Иногда, из-за нашего образа жизни или мышления, течение этих потоков нарушаются. Некоторые части тела получают слишком много или слишком мало энергии. Энергия может не достигать каких-то участков или где-то застаиваться. Такой дисбаланс приводит к мигреням, болям в спине, запорам, сексуальным расстройствам, заболеваниям желудка и прочим неприятностям.

Бандхи (энергетические замки), как и пранаяма - это йогическая практика, позволяющая регулировать поток жизненной силы.

«Бандха» в переводе с санскрита означает «закрыть» или «затянуть». В практике бандх дыхание удерживают в определенной области тела. Тело сжимается, чтобы сохранять энергию в этой части в течение некоторого времени. Такая намеренная блокировка жизненной силы очень полезна.

Бандхи помогают массировать внутренние органы и устранять застойную кровь. Кроме того, они благотворно влияют на работу нервной системы, замедляют старение, повышают жизнеспособность.

1. Набхи бандха (Языковый замок). Предотвращает рассеивание энергии в верхней части ЭТ (Энергетического тела).

Техника выполнения:

Кончик языка поднять вверх и прижать к верхнему небу.

Есть три точки. Первая точка ветра - сразу за верхними зубами. Это нейтральная точка. Тут язык можно держать все время за исключением, разговора, еды и поцелуев:).

Вторая точка - точка огня. Держать язык по середине верхнего неба. Способствует нагреванию тела.

Третья точка - на задней части неба, точка воды. Удерживание языка в этой точке способствует охлаждению тела.

Есть еще одно упражнение, которое можна считать отдельной практикой, но имеет смысл о ней упомянуть - это Кхечари-мудра . Техника выполнения: язык повернуть вовнутрь, войти в носоглотку, и прижать вверх. Это упражнения может сразу не получиться, если у вас недостаточно длинный язык, или (как у большинства людей) - не растянута уздечка языка. В таком случае поступают двумя способами. Первый - путем каждодневных проб растягивают уздечку языка, и в конце концов упражнение получается. Для этого используют натуральную ткань, с помощью которой захватывают язык и растягивают. Как и любая мышечная ткань, язык можно с успехом растянуть. Второй путь более быстрый. Подрезается уздечка языка (это можно сделать в стоматологическом кабинете, процедура является стандартной для людей с дефектом речи, а йоги это делали листом растения, правда эту процедуру традиционно растягивали на три месяца - по немногу подрезая уздечку каждый день).

2. Удияна бандха (Брюшной замок). Предотвращает рассеивание энергии в средней части ЭТ, служит для поднятия энергии вверх.

Техника проста: после выдоха поднимается диафрагма вверх, а брюшную стенку подтягивают к позвоночнику. Это упражнение еще называют "вакумная удияна ". Существует еще "мышечная удияна ": все время держать низ живота в тонусе, не давая ему провиснуть (кстати способствует осознанности). Очень эффективная техника, если сочетать с расправленной грудной клеткой и прямой спиной. Можно оценить по ощущениям в конце дня, если весь день держать замки.

3. Мула бандха (Корневой замок). Предотвращает утечку энергии в нижней части ЭТ.

Техника выполнения: сжать мышцы ануса, мочевого сфинктера, и низ живота. Выполняется ритмично, в отличие от предыдущих замков. Йоги утверждают, что при этом поднимается и активизируется сильный энергетический стержневой поток в самом центре ЭТ.

Сядьте удобно в сиддхасану (если вы мужчина) или сиддха йони асану (если вы женщина). Если поза неудобна, попробуйте ваджрасану или падмасану (скрестив ноги), и пусть колени касаются пола.
. Положите ладони на колени.
. Вдохните глубоко, наполняя легкие. Задержите дыхание и сократите мышцы промежности, поднимая их наверх.
. Внимание! Точка мула-бандхи у мужчин находится в промежности, между анальным отверстием и половым органом. У женщин - в области шейки матки, где матка соединяется с влагалищем. Мула-бандху часто делают неправильно, сокращая анальное отверстие. Постарайтесь найти точное местоположение, и во время мула бандхи производите сокращение в этой точке.
. Удерживайте замок до тех пор, пока вам удобно. Почувствуйте сжатие мышцы.
. Расслабьтесь и медленно выдохните.
. Повторите цикл 10 раз. Количество повторов можно увеличить до 30.
. Направьте внимание на дыхание. В конечном положении нужно сосредоточиться на точке сокращения в промежности.
. Никогда не выдыхайте и не вдыхайте во время замка. Делайте это только после расслабления замка.

4. Джаландхара бандха (Шейный замок) - регулирует восходящий энергетический поток.

Техника проста: вытянуть макушку головы вверх и прижать подбородок к точке, где соединяются ключицы. Большое преимущество этих упражнений - в том, что для их выполнения не требуется отдельного времени, и они могут выполняться параллельно практически с любыми занятиями (за небольшими исключениями). Вполне могут рассматриваться как способ накопления силы.

Параллели таких замков можно найти во многих других системах, кроме йоги. Например, в даосских, буддийских, толтекских техниках и др. Скорее всего, они являются естественными "замками ", позволяющими управлять внутренними энергетическими потоками. Просто в йоге они лучше всего описаны и приведены в должный порядок.



  • Разделы сайта