Что представляет собой горнолыжный подъемник. Правильное использование подъёмников на горнолыжных курортах

Зона катания - Ледник Капрун. 3000м над уровнем моря. Снег здесь лежит круглый год

Хотелось бы поинтересоваться - в промежутке между парой спусков - что самое важное в горнолыжном отдыхе? Не считая, конечно, горячего желания бороздить заснеженные склоны. Нужны лыжи, нужен снег, с которым такая напряженка была нынешней зимой, нужны горные склоны, окружающая инфраструктура - все эти отели и пансионы, кафе, спортивные магазины, сервис и прокат инвентаря. Но то, без чего не состоится ни один лыжный курорт - это горнолыжные подъемники. В описании любой лыжной мекки именно их количество указывается следующим пунктом после общей протяженности трасс. Именно их сводку работы изучает каждый лыжник сразу после знакомства с прогнозом погоды. Именно их карта засматривается до дыр и заучивается наизусть за неделю до зимнего отдыха... Наверное, стоит приглядеться поближе к этой составляющей горной снежной жизни.

Солнечный денек. (Капрун, Австрия)

Строить автоматические подъемники начали уже в 20х-30х годах прошлого века, но широко и повсеместно они вошли в обиход лишь в последней его четверти. А потому не только мой дядюшка, лихо перемахнувший на лыжах рубеж своего 70-летия, но и гораздо более молодые знакомые живописно рассказывали, как «при Союзе» проходило катание на Домбае или в Карпатах. Лыжи тогда были деревянные с прикрученными по краю металлическими полосками-кантами; крепились они к ботинкам кожаными ремнями. Просто привязывались и затягивались как можно плотнее. Случись упасть на спуске «голова-ноги-голова-ноги» - мечтать о том, что лыжи автоматически отстегнутся и облегчат падение, не приходилось. Но главная фишка состояла в том, что прежде чем спуститься, на гору надо было подняться. Пешком. Увязая в снегу и таща на себе лыжи! Предположить среднюю трассу в 1 км; взять из школьного учебника физики скорость пешехода 4км/ч, скинуть половину на подъем и снег. Выходит «цена» одного спуска - пяти минут наслаждения скоростью и свободным скольжением - 30-45 минут горно-пешеходного трекинга. Максимум 3-4 спуска в день. Надо было очень любить горнолыжный спорт, чтобы, забыв пословицу «умный в гору не пойдет», изо дня в день час за часом таскать на себе кучу деревяшек. Чуть больше живописных подробностей от очевидца о том, «как это было раньше» изложено в воспоминаниях очевидца на одном из лыжных сайтов.

Бугельный подъемник на Капруне.

Самые простые - бугельные (еще их называют «лыжебуксиры») – трос, натянутый над землей между двумя вращающимися барабанами. В простейших версиях лыжники цепляются непосредственно за буксировочный трос; в современных вариациях на тросе висят на пружинах одноместные или двухместные (в народе называемые «швабрами») «тарелочки», на которые можно присесть. Подъем на бугеле - дело нелегкое: держаться за рукоятку бугеля надо крепко, носки лыж держать вместе и всё время необходимо сохранять поступательное движение вперед и вверх, тогда как лыжи упрямо хотят скатываться обратно вниз. На средних размеров склон бугель вытащит минут за 10, но наверху придется бороться с ощущением, что руки растянулись до колен и чиркают по земле - как у породистого орангутанга! К тому же для начинающих лыжников есть опасность на середине спуска потерять равновесие и соскользнуть с подъемника или наоборот на выходе зацепиться за «тарелку». Так что делаем вывод: бугель - это не наш метод!

С такого транспортера надо очень ухитриться чтобы упасть!

Есть еще ползущие прямо по склону ленты-транспортеры, но они обычно короткие и установлены на самых плоских склонах для учёбы детей и совершенных «чайников». Ездить на них легко и безопасно, но совсем неинтересно.
Рассмотрим другие способы единоразового перемещения больших групп лыжников (вертолёты и воздушные шары на данном этапе исключим как чересчур экзотические и не рассчитанные на среднего «лыжеманьяка»).

Фуникулер в Цель-ам-Зее (фото из Википедии)

Строить подъемники, способные за раз поднимать к вершине несколько десятков человек, в Европе начали в первой четверти ХХ века. Изначально это был аналог поезда - вагончики, поставленные на зубчатые (кремальерные) рельсы, и способные двигаться в гору под достаточно крутым уклоном. Усовершенствованный вариант такого горного поезда известен ныне как фуникулер. Он зачастую используется на популярных туристических объектах, а иногда и как городской транспорт в местности с горным рельефом. На части лыжных курортов от них отказались, но кое-где подобные раритеты действуют и по сей день. Например, в Цель-ам-Зее до вершины «трехтысячника» Кицштайнхорн ходит монорельсовый вагон. Несмотря на достаточно печальную известность (в 2000г там произошел сильный пожар), подъемник сейчас загружен «под завязку». А построенный в 1931г в швейцарских Альпах фуникулер «Парсеннбан» дал толчок к развитию не только зоны катания Парсенн, но и Давоса, как курорта с мировой известностью.

Городок Цель-ам-Зее на берегу озера Целлер и обширнейшие поля лыжных трасс вокруг

Еще одним вариантом, спроектированным в Германии, были лифты. В горе прорубалась шахта до вершины, и там устанавливался обычный лифт. Однако, как можно понять, проект оказался слишком дорогостоящим и трудоемким делом и от него отказались. В настоящее время иногда применяют наружные лифты - их могут установить для трассы, ограниченной с одной из сторон отвесным склоном. Однако высота подъема таким лифтом не превышает 200-250м.
Наиболее же популярным, постоянно совершенствующимся типом подъемников в горах стали подвесные канатные дороги. Первая подобная дорога была открыта в США в 1935г. Они обеспечивают разумное соотношение между стоимостью строительства, безопасностью эксплуатации и главное - способностью достаточно быстро переместить вверх по склону всех желающих прокатиться. А их может быть немало: за один час на том же Кронплаце «откатывается» до 70 тыс спусков!

Промежуточная станция подъемника "Большой тройки" Зёльдена - 3 пиков трехтысячников

Все канатные дороги принято делить на маятниковые, гондольные и кресельные.
Маятниковые, как понятно из названия, состоят из двух вагончиков-маятников на противоположных концах линии. Вагончики загружаются и одновременно стартуют друг навстречу другу, одновременно достигают конечных станций, где останавливаются для посадки-высадки, а затем также синхронно стартуют обратно. Несмотря на самую большую среди канатных дорог скорость движения (до 20 м/с) и способность загрузить в вагон до 300 человек, производительность маятниковых дорог все-таки невелика. Иногда чтобы уменьшить пассажирам время ожидания вагона или в случае сложного рельефа, трассу разбивают на две половины промежуточной станцией - тогда на трос можно закрепить 4 кабинки. Кстати дорога такого типа функционирует у нас в Крыму на горе Ай-Петри.

Пока поднимаешься на креселке, успеваешь не только отдышаться, но еще и немного поснимать окрестности

Гондольные (кабинные) и кресельные подъемники считаются на лыжных курортах самыми популярными. В последних прямо над склоном на тросе движется открытое одно- или многоместное кресло. Максимальная вместительность кресел подобных дорог – 10 человек, но наиболее популярны 4-6 местные подъемники. Иногда в конструкции кресла предусмотрен прозрачный пластиковый колпак, прикрывающий пассажиров от ветра и снега. За внешнее сходство такие модели называют «хлебницами».

Оранжевый мир - вид из "хлебницы"

В хорошую погоду сидеть на креселке, дышать морозным воздухом и разглядывать заснеженные пейзажи и макушки елей, проплывающие внизу на высоте 8-10 метров - милое дело (конечно, при условии отсутствия у вас боязни высоты). А вот в снег, да и просто при морозце в -12 -15 -25С 10-минутная поездка в кресле превращает лыжника в заледеневшую сосульку. Зато здесь не надо при каждом подъеме отстегивать и снимать лыжи. Но надо ухитриться правильно вкатиться на посадочную станцию и, что самое главное - на выходе успеть встать с кресла и отъехать в сторону, пока снизу не подкатила новая волна лыжников.

Одна из новейших (2012г) линий подъемников Лейтнер на курорте Кронплац (Италия)

На самую же большую пропускную способность и максимум комфорта рассчитаны кабинные подъемники. Они способны с удобством перевозить до 10 человек. Посадка путешественников осуществляется в пешем порядке; предварительно отстегнутые лыжи надо «воткнуть» в специальные стойки на дверцах. Внутри кабины мягкие, зачастую подогреваемые, сиденья, прекрасный круговой обзор, позволяющий делать вполне сносную фото-видео-съемку окрестностей, а сейчас даже доступный беспроводной интернет (надо же по пути чем-то заняться – ехать придется километра 3-4!).

Вот это всё работает на высоте 2275 метров. В снег, ветер и ощутимый мороз!

Как это всё строится и работает. Первым делом на выбранном склоне вырубают просеку, определяют и расчищают место под опоры. Затем начинается непосредственно стройка: ставятся здания верхней и нижней станций, а между ними закрепляют башни опор. Высота опор конечно зависит от рельефа, но в среднем это от 5 до 45 метров нержавеющего металла. Особое внимание и точный расчет требуется при монтаже верхних опор, стоящих на гребне склона – отсюда кабинки «падают» вниз после непродолжительного движения по горизонтали, резко увеличивая скорость и соответственно – нагрузку на элементы конструкции.

Сами опоры снабжены рядом колес-роликов, которые работают ведомыми «под руководством» основных барабанов двух станций – вот там-то и происходит настоящая работа. Огромный барабан на зубчатой передаче тянет многожильный стальной трос.

Нижняя станция подъемника - гондола прибыла "на парковку"

Диаметр троса может достигать 60 и более мм и к нему предъявляются особые требования - ведь помимо собственной нагрузки ему предстоит нести на себе до сотни груженых кабин. Трос состоит из плетеных стальных волокон и жесткого сердечника, что обеспечивает минимальное его растяжение в процессе эксплуатации. Ведущим производителем канатов для подъемников является известная компания «Арселор Миттал», которая гордится тем, что произведенные ею тросы работают на некоторых объектах с 1985г.

Да и компании, эксплуатирующие подъемники, не упустят случая похвастаться надежностью используемых технологий: в Кронплаце на каждом подъемнике можно увидеть «контрольный срез» установленного на канатке троса с его основными характеристиками. Кстати вес 1 км такого троса может достигать 10-12т, представьте, какую тягу должен развивать электродвигатель, вращающий барабаны с тросом с подвешенными кабинами.
Кабины на металлических подвесках неподвижно закрепляются на тросе с помощью зажимов и перемещаются вдоль склона со скоростью до 6 м\с.

Чтобы пассажиры успели безопасно выйти и забрать свою амуницию из лыжных стоек, на станциях скорость движения кабин замедляется до приемлемых 1-1,2 м\с. Это реализовано с помощью конвейера из колес на входе и на выходе из станции. Кабина на тросе влетает на станцию, по направляющим рельсам переходит к колёсной системе, попутно зацепляя специальный рычаг, который медленно отжимает крепление кабины к тросу – и вот уже трос скользит с прежней скоростью отдельно, а кабина перекатывается по колесному конвейеру, где каждое следующее колесо с помощью шкивов и ременной передачи вращается медленнее предыдущего.

Расстояние до переднего вагончика сокращается просто на глазах!

Когда скорость становится безопасной, специальный датчик запускает гидравлический привод дверей – добро пожаловать на выход. Аналогичная система работает на выезде со станции, только она постепенно «разгоняет» кабинку до скорости троса. У находящегося в кабине пассажира в момент «парковки» возникает непреодолимое ощущение, что его кабинка сейчас смачно припечатается как раз в хвост почему-то затормозившегося переднего вагончика.

Просим пассажиров приготовиться к выходу. Не забывайте своих вещей!

Но в последний момент его собственная гондола тоже начинает тормозить и, когда между кабинами остаются какие-то дециметры, постепенно уравнивается скоростью со впередиидущим «составом». На самом деле специальные датчики отслеживают расстояние между кабинами, плотность захвата троса зажимом и даже открытие/закрытие дверей.

Контроль зацепления кабины на трос и камеры видеонаблюдения на выходе гондолы со станции

Вся информация передается на пульт управления (обычно он расположен на верхней станции), а последние конструкции подъемников от таких «китов» индустрии как «Leitner AG» или «Doppelmayr» через модем могут передавать данные о своей работе непосредственно производителю подъемников.

Сигнальными датчиками оборудованы также и опоры. В «ключевых точках» ставится ветровая система, предупреждающая обслуживающий персонал станций и одновременно снижающая скорость движения кабин. Для предотвращения соскакивания каната с роликов, на каждой опоре есть датчики, фиксирующие эту ситуацию, и ловушки рядом с роликами, которые не дадут тросу упасть.

Пока мы отдыхаем, персонал и оборудование станций трудятся до седьмого пота!

Кроме того, с целью проверки надежности работы и безопасности эксплуатации горнолыжных подъемников его персонал проводит постоянные проверки и тестирования как отдельных элементов и узлов, так и канатной дороги в целом. Но не стоит думать, что полная автоматизация сводит работу на станциях только к наблюдению за лампочками и датчиками на пульте и нажиманию кнопочек. Одетые в костюмы с фирменной символикой лыжного курорта парни загорелы под горным солнцем до черноты: посбивать сосульки и лёд, намерзший от тысяч ног и лыж, расставить сигнальные флажки на временно закрытых частях трасс, помочь на посадке или высадке нерасторопному криворукому «чайнику», а в снегопад старательно и безостановочно расчищать снег между рельсами и на посадочных площадках.

Всё для удобства, всё для того чтобы приехавшему «на отдых» лыжнику за день можно было откатать не 3 спуска в общей сложности, а наездить до полусотни «вертикальных километров» и на слегка подрагивающих ногах уползти в свой отель перевести дух или продолжить горнолыжные безобразия в зоне «апре-ски».

Полные ТТХ каждого из подъемников вывешены на всеобщее обозрение: длина 4343м, перепад высот 803м, скорость движения 6м\с, продуктивность перевозок - 3200 человек в час

Пропускной турникет для предъявления ски-пассов

Кстати. Раз уж речь зашла о подъемниках, нельзя не упомянуть пропускную систему – так называемые «ски-пассы». Это магнитные или чиповые карточки, которые являются пропуском на любой подъемник склона неограниченное количество раз в течение дня. Дополнительным бонусом за купленный ски-пасс обычно является пользование транспортом в зоне катания (обычно это внутригородские автобусы или междугородные, в случае когда зона охватывает несколько рядом расположенных курортов).

Ну вот, теперь Скилайн и меня посчитал!

Принцип действия прост донельзя: пасс даже не нужно держать в руках – просветка сканером идет прямо через нарукавный карман, которыми стандартно снабжены все горнолыжные куртки. Но что интересно, при каждом «чеке» проверяется не только срок действия пропуска, но и масса другой информации о перемещениях ее владельца вдоль горнолыжных трасс. Все эти данные попадают в общую международную базу данных лыжных курортов. Она называется Skiline (http://www.skiline.cc). Зарегистрировавшись там (регистрация предусматривает только имя и е-мэйл для связи) и введя номер своего ски-пасса можно получить исчерпывающую информацию о проведенном лыжном дне: на каких склонах был, сколько раз поднялся, сколько спустился, какими подъемниками, сколько времени затратил на каждый спуск и подъем. Накопительная статистика за день рассчитает даже ваш личный рейтинг среди всех лыжников зоны катания, а общий километраж ведет учет, сколько всего километров проехано лыжеманьяками. И я вам скажу, цифры на счетчике Скилайна мелькают с ошеломительной быстротой. Смотрю вот на страничку Скилайна и думаю: а почему я до сих пор еще сижу здесь, за компьютером?!

Это техническое устройство в горах, которым в период работы горнолыжных курортов пользуются лыжники и сноубордисты для подъема к началу трассы. В летнее время невостребованный по прямому назначению подъемник на горнолыжном курорте работает как аттракцион для туристов. Подняться на нем для обзора окрестностей могут все желающие. Кабинные приспособлены для инвалидов.

Воздушные подъемники

Воздушный по-другому называется канатная дорога. Принципиально отличается от фуникулеров, так как перевозит пассажиров в креслах или кабинах, висящих в воздухе. Существует два вида.

Кабинные (маятниковые) подъемники

Представляют собой две крупные кабины, закрепленные на подвесном канате. Традиционно их вместительность колеблется от 30 до 40 человек. Когда трос приводится в движение, кабины стартуют со своих станций одна снизу, другая сверху, и двигаются навстречу друг другу к противоположной станции. Приближаясь к точке назначения, кабины замедляют движение и плавно останавливаются около платформы, чтобы дать людям выйти. Это маятниковый (или двусторонний) тип движения. Развивают скорость до 10 м/с. Пользуясь таким подъемником нужно снимать лыжи и сноуборд.

Недостатки этой системы в высокой цене оборудования, ограничении по количеству пассажиров (что влечет за собой очереди). Для повышения пропускной способности таких дорог производители стали увеличивать объем кабины, иногда она вмещает даже полторы сотни человек.

Большими достоинствами являются скорость подъема, защита от ветра и мороза.

Гондольные подъемники

Воздушные подъемники оборудованы небольшими кабинками (гондолами), вмещающими от 2 до 6 человек. Основа конструкции непрерывный канат, движущийся по кругу. Количество гондол на канате ограничивается только его длиной и весовыми нормами. Им можно воспользоваться только для подъема. В обратную сторону гондольный подъемник, в отличие от маятниковой дороги, не перевозит пассажиров это односторонний тип движения. В пунктах посадки и выхода пассажиров ход каждой отдельной гондолы замедляется специальным устройством. Остальные при этом продолжают ехать в прежнем темпе. Кабинка зависает на месте на несколько секунд, которых обычно совершенно достаточно для того, чтобы вставить отстегнутые лыжи в специальный карман на внешней стороне дверцы и занять свое место. После этого гондола разгоняется до общей скорости.

Достоинство этого вида подъемников непрерывность работы. Тут редко бывают очереди. Однако скорость подъема меньше и снова приходится отстегивать лыжи и доску.

Канатные дороги гондольного типа недавно стали появляться и в России. В Сочи на курорте «Роза Хутор» их установлено аж 7 штук.

Кресельные подъемники

Работают по такому же принципу, как гондольный, но есть ряд отличий.

  • Пассажиры сидят в открытых креслах. По количеству мест на одном крепеже различают кресельные подъемники от одноместных до восьмиместных.
  • При приближении к вершине кресельный подъемник не сбавляет скорость. Он вообще движется медленнее других.
  • На нем не нужно отстегивать лыжи. Это здорово экономит время.
  • Сидя в кресле пассажир обязательно должен накинуть на себя защитную рамку. Об этом, и о том, что рамку можно поднять, напоминают специальные знаки по ходу движения.

Существенный минус на высоте нескольких метров над землей на открытом ветру можно здорово замерзнуть, особенно если трасса длинная. Иногда встречаются кресла с подогревом сидения и спинки. Теплые ноги и спина — настоящий подарок для райдера!

Кресельный подъемник на гору спасение для начинающих сноубордистов, еще плохо умеющих кататься, для которых наземные подъемники могут представлять непреодолимое препятствие.

В России множество курортов оборудованы такими канатными дорогами.

Наземные подъемники

Перевозят людей без отрыва от земли. В отличие от воздушных, не могут использоваться иначе, чем по прямому назначению.
Бугельные подъемники

Самая популярная разновидность подъемника. К тросу в этом случае прикреплен бугель, дающий название всему механизму, опираясь на который человек скользит по склону на своих лыжах или доске. Бугели бывают двух видов.

  • В форме перевернутой буквы Т. Иначе это называется якорным подъемником из-за внешнего сходства с якорем. На перекладине можно сидеть вдвоем.

Обратите внимание! Слово «сидеть» в данном случае означает не перенести вес тела на бугель. Он его не выдержит, и вы упадете. Можно только опереться на него.

  • Круглые буксирные бугели, в виде диска или тарелки. Чаще используются на детских или учебных горках.

Ленточный подъемник

Представляет собой подвижное полотно, похожее на траволатор. Иногда используется для доступа к станциям канатных дорог, но чаще всего применяется на детских горках. Своеобразный лифт для саночников. Максимально безопасный способ подъема, но очень медленный.

Движущийся канат

На некоторых пологих и коротких склонах используется этот тип горнолыжного подъемника. Для подъема нужно просто взяться рукой за трос. Для удобства, к тросу иногда приделаны поперечные ручки.

Ностальгия

Эта конструкция является современным аналогом старинных подъемников, порой самодельных, где за подвижный трос нужно было цепляться при помощи привезенного с собой приспособления в виде массивного железного крюка. При этом существовал реальный риск получить крюком по лбу, если он вдруг сорвется, проходя очередной упор.

Правила подъема

Пользуясь бугельным подъемником, нужно быть собранным и внимательным.

Выйдите на стартовую площадку и возьмитесь за штангу буксировочного бугеля. Дождитесь момента, когда бугель потянет вас вверх и переместите перекладину под ягодицы. Сохраняйте равновесие и придерживайтесь накатанной лыжни и общего направления движения. После завершения подъема незамедлительно сойдите с лыжни и освободите место следующему.

При падении быстро, насколько это возможно, освободите проезд следующим катающимся. Не пытайтесь снова ухватиться за бугель на середине пути. Спуститесь к стартовой площадке.

Что делать, если вы застряли?

Если вы застряли на воздушном подъемнике, оставайтесь на месте и не волнуйтесь. Остановки возможны из-за перегрузки троса или маленьких аварий на посадке или выходе, а также по причине того, что аппарат заклинил или вышел из строя. Если лыжный подъемник сломался, дождитесь помощи специалистов. Пытаясь самостоятельно покинуть воздушный подъемник можно получить серьезные травмы.

Техника безопасности

Правила пользования подъемниками и поведения на склоне можно найти на каждом курорте. Из самых насущных советов:

  • пользуясь кресельным видом опускайте защитную рамку, на сильном ветру или при неловком движении с кресла можно упасть;
  • не раскачивайте кабину или кресло;
  • никогда не пользуйтесь подъемником и не находитесь на склоне в состоянии опьянения или пить спиртные напитки!

Благоразумие на горе, осторожность и уважение к другим катающимся лучшая защита для райдера!

Подъемники бывают разные. С кабинами с прозрачным дном, поднимающие вас на огромную высоту, такую, что захватывает дух. Или сверхбыстрые, которые поднимут вас на вершину горы за считанные минуты. 11 самых невероятных горнолыжных подъемников в мире.

11 ФОТО

Огромный проект по созданию крупнейшего туристического центра на юге России, стартовавший в 2010 году. Включает в себя несколько зон для катания на лыжах. Строительство подъемника началось в начале этого года. Верхняя секция расположена на высоте 3847 метров на склоне горы Эльбрус. Это выше, чем знаменитая канатная дорога Эгюий-дю-Миди в Шамони, Франция. Запуск подъемника планируется к началу горнолыжного сезона 2016 года. Добраться в Приэльбрусье, где находится курорт, можно на самолете или автобусе через Нальчик или Минеральные воды. Достаточно лишь купить билеты, например, на сайте Басфор .


Канатная дорога связывает курорты курорты Ла Плань и Лез Арк. Путешествие займет около четырех минут, а высота составляет 380 метров.

Это один из немногих сохранившихся одноместных подъемников. Построен он был в 1948 году, а в 2007 полностью реконструирован. Несмотря на возраст, подъемник остается одним из самых популярных.


Это двухступенчатый канатный подъемник начинает свой путь с высоты 1035 метров до 3842 метров на гору Монблан. Поездка занимает около 20 минут. На вершине вас ждет легендарная лыжная трасса Белая долина.


Кабина подъемника вращается на 360 градусов радуя своих пассажиров панорамным видом на горы и отвесные скалы. Подъемник стартует с высоты 2430 метров и доставляет к Кляйн Титлиса (3020 метров) за пять минут.


Эти красочные кабины поднимут вас на высоту 3200 метров на вершину горы Meije. Время подъема – около получаса. А начинает свой путь подъемник с высоты 1450 метров.


На постройку подъемника ушло почти два года. Подъемник Peak 2 Peak соединяет горы Уистлер и Блэккомб в Канаде. Подъем происходит на высоте 436 метров над землей. Кабинки имеют стеклянное дно, откуда открывается вид на долину.


8. Leissieres Express, Валь д’Изер, Франция.

Этот подъемник часто называют американскими горками. Подъем происходит очень быстро и по довольно крутой траектории.


Этот подъемник еще называют рогаткой, так как подъемник не имеет кабины, а конструкция представляет каркас для перемещения пяти человек.

Для качественного и правильного функционирования каждый горнолыжный курорт в мире оборудован подъёмными устройствами, без которых не обойтись никак. Благодаря им горнолыжные трассы используются более эффективно, тем самым повышается и улучшаются оздоровительные свойства горнолыжных курортов.

Разновидность транспортировочных средств

Все подъёмники делятся на два вида - воздушные и наземные. Каждый из них отличается своими особенностями, конструкциями, преимуществами.

Различают три типа воздушных подъёмников:

  • Кабинные. Этот тип подъёмников представляет собой дорогу со встречным перемещением двух кабин. Вагоны имеют вместительность 30–40 человек, расположены на мощном подвесном канате, увлекаемым тяговым устройством.

На данный момент транспортировочные средства кабинного типа являются очень дорогими и сложными в эксплуатации. Продуктивность такого механизма невелика, поэтому, чтобы на него попасть, нужно немало времени провести в очереди. Для такого рода подъёмников нужны немалые нижние и верхние посадочные станции, имеющие мощную конструкцию, прочные интервальные промежутки.

Из достоинств стоит отметить быстроту перевозки, работу, не зависящую от ландшафта. К неудобным моментам можно отнести то, что подъёмника нужно снимать лыжи. Также иногда затруднительно передвижение лестницами и коридорами конструкции.

  • Гондольные. Такой тип подъёмников оснащён кабинами вместительностью 2–4 человека, вместе с кабинными относится к одноканатной кольцевой дороге постоянного передвижения. Благодаря высокой скорости очень продуктивны. В зоне высадки/посадки скорость слегка замедляют для безопасного схода.

  • Кресельные. Наиболее распространённый вид подъёмников, очень дешёвые, простые в работе, если сравнивать с остальными видами. Используются во все сезоны. Высадка и посадка происходит без необходимости , что заметно экономит время, исключая лишние хлопоты. Посадка/высадка горнолыжников должна осуществляться в местах с достаточным количеством снега, за чем следят рабочие подъёмника.

По техническим параметрам кресла должны находиться на высоте не более восьми метров над склоном. В некоторых случаях при очень пересечённом рельефе - до пятнадцати метров. Длина посадочных участков в общей сложности не должна превышать десяти процентов общей протяжности подъёмника. С этого можно сделать вывод, что кресельные транспортировочные средства полностью привязаны , поэтому не каждый горнолыжный курорт может установить себе устройство такого типа.

Наземные подъёмники делятся на следующие типы:

  • Бугельные. Представляет собой подъём лыжников за счёт бугеля - перекладины или тарелки, вместительность которых 1–2 человека. Конструкция крепится к восходящей части троса, благодаря движению которой человек подъезжает к нужному месту. При посадке в бугель необходимо быть очень внимательным, садясь, прислониться к поперечине, взявшись за неё рукой, тем самым зафиксировав положение. Лыжи при подъёме нужно держать параллельно друг к другу. Таким образом бугельный подъёмник доставит лыжника на необходимую высоту. Оказавшись в нужном месте, рука снимается с бугеля, человек отходит в сторону. На небольших склонах существуют транспортировщики в виде движущегося троса, за который лыжник хватается рукой.

  • Гибкие движущиеся дорожки. Бывают резиновые и пластиковые, с крышей или без неё. Настоящему типу устройств присуща высокая безопасность, поэтому они идеально подходят для подъёма детей, почитателей катания на санках.

Техника безопасности при пользовании подъёмниками

На любом подъёмнике нужно строго придерживаться правил безопасности во избежание травм и несчастных случаев. На всем отдыхающим предлагают ознакомиться с правилами пользования транспортировочными средствами. Если человек нарушает либо пренебрегает правилами безопасности, администрация подъёмника оставляет за собой право лишения этого человека дальнейшего пользования.

На кресельных подъёмниках нужно быть особо осторожным, а особенно соблюдать правила безопасного скольжения.

При первом подъёме на канатной дороге лучше предупредить об этом инструктора, который предложит свою помощь.

При скольжении вверх нужно строго следовать указаниям и знакам, которые присутствуют на трассе, держаться размеченной колеи, категорически запрещены повороты в сторону.

С начала подъёма не допускаются резкие движения тела или ног, что может привести к раскачиванию троса и созданию аварийной ситуации. Лыжи необходимо держать с приподнятыми носками, поставив их на подножку.

На маятниковой дороге не допускается самостоятельно приводить в действие механизмы, пробовать открывать или закрывать дверь, включать сигнализацию, курить.

На горнолыжных курортах присутствуют разные виды подъёмников. С их помощью соединяются горные склоны, есть возможность прохождения над пропастью, массивами лесов, при этом они обеспечивают чистую и безопасную работу, не наносящую вреда внешней среде.

Перед тем как отправляться на горнолыжный курорт, нужно обязательно ознакомиться со всеми правилами и мерами предосторожности. Взрослые должны следить за детьми, а также сообщать, если видят нарушения со стороны других лыжников. Стоит помнить, что, не придерживаясь элементарных указаний, человек подвергает опасности не только своё здоровье, но и здоровье окружающих.

Напишите нам, если статья оказалась полезной.

Сложно оборудованы, а протяженность трасс исчисляется километрами. Понятно, что без специальных приспособлений для перемещения отдыхающих не обойтись. С использованием современных наземных и воздушных подъемников дорога к горнолыжной трассе покажется вам увлекательной и веселой. Это будто часть развлекательной программы курорта с демонстрацией местных красот. Что ж, стартуем!

Перемещение по земле (точнее, по снегу)

Бугельные подъемники

Передвижение осуществляется благодаря бугелю Т-образной формы или в виде тарелки. В первом случае возможен подъем двух человек на одном бугеле одновременно, во втором – перемещается один человек. Садясь на круглую перекладину, лыжник доставляется к месту назначения, после чего отпускает бугель отходит в сторону

Ленточные подъемники

Это отличный вариант подъема по некрутым склонам. Представляет собой гибкую движущуюся дорожку. По ней перемещаются горнолыжники, сноубордисты и любители санок без какой-либо опоры. «Волшебная дорожка» особенно нравится подрастающему поколению. От такого перемещения дети просто в восторге!

Канатный подъемник

В некоторых случаях используется очень простой способ подъема с помощью троса. Человек захватывает руками канат и держится так до прибытия на вершину. Чтобы облегчить процесс используется бугель, прикрепленный к одежде горнолыжника. Им он цепляется за трос в начале пути. Такое перемещение возможно на некрутых склонах.

Перемещение по воздуху

Кресельные подъемники

Этот вид подъемников наиболее удобный и быстрый. Может быть как одно-, так и многоместным. Для передвижения туристу не нужно прилагать абсолютно никаких усилий. Необходимо только сесть в кресло, наслаждаться зимним пейзажем и полной грудью вдыхать свежий морозный воздух. Подъемник не замедляет ход на платформе.



  • Разделы сайта