Что должен знать преподаватель йоги. Рекомендации начинающим преподавателям йоги. Какие есть школы по подготовке инструкторов

Сегодня йога студии можно найти в любом крупном городе России. Кто-то практикует йогу в отдельных помещениях, кто-то в парках или даже на крышах зданий, а кто-то регулярно выбирается на йога-ретриты в разных точках мира. Некоторые решают подойти к занятиям йогой с противоположной стороны и стать инструктором. Но для того, чтобы сменить профессию и стать инструктором йоги, потребуются "второе образование" и большие инвестиции в себя. В этой профессиональной сфере не существует определенного рейтинга, как в академической системе, и нет, например, такого понятия, как “Йельский университет йоги”, поэтому новичку на первых порах может быть сложно. Виталия Летницкая, преподаватель йоги в “Спортивной секции" в Москве, помогла 4doctors разобраться в этом вопросе и рассказала, как стать инструктором по йоге, какие сертификаты требуются и какие школы по подготовке инструкторов йоги существуют.

С чего все началось?

Я решила поехать в Индию в школуRishikesh Yog Peeth на программу подготовки инструкторов по йоге по совету своей знакомой. На тот момент она только неделю как вернулась с подобной программы. Я тогда работала редактором издания в Сайгоне и уже планировала уходить с работы. Мне показалось это гармоничным транзитом для меня и с точки зрения географического перемещения из Вьетнама в Россию через Индию, и с точки зрения морального состояния. В первую очередь мне хотелось просто остаться на полтора месяца в Индии и пожить в каком-то новом режиме. Кроме того, это казалось достаточно логичным решением, потому что на тот момент я занималась йогой уже около четырех лет.

Какие есть школы по подготовке инструкторов?

Школы бывают разные, а в разных школах разные требования. В некоторых на момент подачи заявки оговаривается обязательный уровень личной практики для всех участников курса. Та школа, в которой училась я, не требовала определенного количества лет личной практики: среди шестидесяти участников были люди, которые до этого занимались йогой всего пару раз в жизни, а были и те, кто занимается уже более 6-7 лет. В школе не делают акцента только на практику и не ставят задачу стоять по окончании курса на голове. Здесь совершенно другой интерес. Во-первых, объясняют, что такое йога и чем она отличается от просто физической нагрузки или фитнеса. Что касается практической части, тебе рассказывают про анатомию йоги, как анатомически правильно выстраивать позы, как помогать выполнять асаны тем, у кого есть определенные физические ограничения или травмы. Разумеется, полутора месяцев недостаточно, чтобы стать сведущим в каком-либо деле. Но за это время закладываются азы, и впоследствии ты продолжаешь учиться, практикуя самостоятельно и уже выступая инструктором. Любой преподаватель йоги скажет, что он всегда остается учеником.

Йога – это целая система знаний. Это не только практическая часть: асаны составляют только одну восьмую часть пути. Йога подразумевает под собой и дыхательные практики (пранаямы), и определенное отношение к себе и к окружающим (ямы и ниямы), и заботу о чистоте собственного тела, в том числе очистительные практики глаз, носа, дыхательной, пищеварительной систем. В целом, это не просто прыжки на коврике и попытки загнуть себя в дугу. Практике должны предшествовать определенная осознанность и подготовка, не только моральная, но и физическая.

Школа Rishikesh Yog Peeth находится в городе Ришикеш на севере Индии, у истоков реки Ганг и прямо у подножия Гималаев. Там находится много школ - этот район считается колыбелью йоги. Школа сертифицированная и относится к Yoga Alliance . Преподавательские курсы (YTTC) стоят по-разному, в зависимости от школы и от страны. Обучение в моей школе стоило 1400 долларов США. В стоимость входил шестинедельный курс, а также проживание, трехразовое питание и дополнительные экскурсии. Занятия проходили пять дней в неделю, с понедельника по субботу. Каждый день начинался в 6 утра. После утренних процедур у нас было первое практическое занятие, с 7 до 9 утра, потом мы шли на завтрак. Естественно, все в школе было только вегетарианское и только индийское. После завтрака у нас были занятия по философии йоги, обед, затем лекция по анатомии и время для личной практики или библиотеки. Заканчивался день двухчасовым практическим занятием и ужином. В 10 вечера закрывались ворота, и никто не мог покидать территорию.

Для получения сертификата преподавателя надо было обязательно посещать все занятия, а в конце курса подготовить рабочую тетрадь с детальным описанием минимум тридцати асан: выполнение, пошаговое объяснение, противопоказания и показания к выполнению, компенсирующие асаны и подготовительные вариации. Частично это задание выполнялось по следам практических занятий, частично – при помощи книг из библиотеки и с учетом личной практики. Ведь учить можно только тому, что умеешь сам. Помимо этого, нужно было подготовить практический урок на полтора часа в паре с кем-то из студентов в качестве выпускного экзамена.


Какие бывают сертификаты?

Существует и система сертифицирования. Есть курс на 200 часов, который заканчивала я, а есть курс на 500 часов. Можно проходить их по этапам: сначала 200, а потом 300, а можно и сразу все 500. После окончания обучения надо подать заявку в Yoga Alliance , чтобы попасть в базу преподавателей и стать частью "йога-кооператива". При устройстве на работу часто требуют не только сертификаты, но и определенное количество часов преподавательской практики.

Есть разные направления йоги. Я заканчивала курс по хатха-йоге - это классический вариант. Есть аштанга-виньяса-йога, айенгара-йога, кундалини-йога, есть перинатальная йога или йога для детей – для каждой получают отдельный сертификат, потому что у каждого направления свои особенности преподавания. Но даже инструкторы с большим преподавательским стажем продолжают бывать на выездных семинарах и воркшопах, знакомиться с новыми техниками, принимать участие в ретритах. Так они могут уделять внимание определенным аспектам йоги, детокс-практикам или диетам. Можно сделать вывод, что получение первго сертификата - это только начало пути.

Когда Вы провели свое первое занятие?

Это произошло, когда я работала волонтером на ферме в штате Вашингтон, США. Во время утренней практики ко мне часто присоединялись хозяйка фермы и некоторые волонтеры. Полчаса-час каждое утро кто-то занимался вместе со мной, и я подстраивала занятие под уровень того, кто ко мне присоединялся. Иногда это были дети, несколько раз даже хозяин фермы Авель. Это была особая ситуация: у Авеля в связи с осложнением после операции ампутированы обе ноги ниже колена. И хоть он очень мобильный и во многом самостоятелен, мне нужно было учитывать его особенность, когда он присоединялся к практике.


Как понять, что преподаватель йоги достаточно компетентен?

Во-первых, надо обращать внимание, насколько преподаватель соизмеряет возможности и уровень группы с тем материалом, который он дает. Хорошо, когда преподаватель предлагает несколько вариаций, от самой базовой до более сложной, но важно, чтобы были учтены возможности всего класса. Также важно, чтобы преподаватель четко давал понять, что даже простая асана при правильном выполнении является полезной. Ведь йога – это не соревнование, кто дальше загнет ногу, это возможность прислушаться к своему телу. Во-вторых, стоит обратить внимание, ходит ли преподаватель по рядам и корректирует ли выполнение учениками той или иной асаны. Мне кажется странным, когда преподаватель в течение всего занятия выполняет асаны, просто называя их на санскрите или другом языке, но при этом не проговаривает, как анатомически правильно должна выстраиваться поза, и не корректирует учеников. В-третьих, преподаватель должен напоминать о важности синхронизирования движения и дыхания. Ведь каждое занятие – это исследование себя и своего тела. Задача инструктора не дать ученикам забыть, зачем они приходят на йогу и что эта практика может им дать.

Источник фотографий: Виталия Летницкая

Как определить уровень развития и профессионализма учителя йоги? По каким критериям его оценивать?

Предлагаю свою классификацию, основанную на моем понимании того, что является развитием и признаком мастерства.

Как обычно происходит развитие человека? Человек формирует для себя точку опоры, от которой он отталкивается в своих действиях, оценках, стремлениях. Проще всего взять за эту точку какую-то общепринятую идею – научную, философскую, религиозную. И в рамках этой идеи выстраивать направление своего развития.

Но любая идея ограничена, так как имеет свои рамки и не охватывает всего бытия, а лишь отражает ту или иную грань реальности, и потому не может дать истинного знания действительности. Та или иная идея присутствует лишь в части ментального пространства, но внимание человека, как правило, полностью направлено на неё, целиком заполняя экран восприятия, что создает иллюзию полноты. В результате человек действует, исходя из ограниченных, иллюзорных представлений о мире, и поэтому его действия не могут быть адекватными действительности.

Содержательный уровень идей может сильно отличаться. Мы меняем идеи, отказываемся от одних и принимаем другие, тем самым создавая ощущение изменения, развития. Но, как я уже говорил, по определению любая идея – лишь одна из граней жизни, и не может претендовать на всю полноту восприятия мира и являться истиной. Поэтому следование идеям не является истинным развитием. К развитию можно относить те устремления и действия, которые ведут к единению с полнотой и целостностью восприятия. А вместить полное может только такое же полное, а не часть.

Ментальное пространство – это пространство, заполненное идеями, часть многоуровневой структуры человека.

Пространство духа – это мир, охватывающий всю полноту, истину. Познание истины осуществляется через особый инструмент восприятия, и он не должен быть частью, ограничением, а должен быть способным соединяться с действительностью (целым, единым). Целое состоит из частей, но эти части едины в восприятии. Развитие духовного механизма восприятия и исходящего из него взаимодействия можно считать наиболее высоким уровнем развития человека, так как оно позволяет ему соединиться с единым миром и соответствовать этому Единому (быть подобным ему).

На основе этого понимания я предлагаю градацию учителей – носителей знания о развитии человека. Уровень понимания реальности, которым обладает учитель, определяет ступень знания, которую он способен передать ученикам. Мерой уровня развития учителя является достижение целостности и единства, которое может проявиться только у человека, свободного от различных форм ограничений, в том числе ментальных (следование тем или иным идеям).

Инструктор

Инструктор – это человек, который изучил стиль, направление той ли иной школы, имеющей свою специфическую задачу, и соответствующую систему физических или психофизических упражнений. Он обучает тех, чьим потребностям отвечает эта система. От мастерства передачи этой конкретной системы зависит профессионализм инструктора. Умение правильно, интересно подать материал, владение темой и серьезное погружение в практику являются важными качествами профессионального инструктора. Психологическая составляющая - еще один критерий оценки инструктора. Насколько он душевный человек, как он относится к людям - жестко или мягко, тоже говорит о его профессиональных качествах.

Преподаватель

У преподавателя объём знаний больше, он более глубокое владеет теорией, у него больше личного опыта. В преподавании он использует знания, полученные в процессе личной практики, а не просто транслирует изученную систему. Из психологических качеств и личной заинтересованности в передаче знаний складывается уровень преподавателя. Также он профессионально подходит к методологии преподавания, ему уже важно не только что преподавать, но еще и как. Его интересует наиболее эффективный способ передачи знаний. В этом заключается мастерство преподавателя.

Идейный учитель

Выбор и личное погружение в ту или иную идею определяет направление учительства. То, насколько глубоко и искренне погружен в свою идею учитель, определяет насколько адекватно и точно он транслировать её тем, кто в ней заинтересован. От информационного уровня, глобальной значимости идеи, масштабности вопросов, которые она охватывает, также зависит многое. Чем тоньше, выше информационный порядок идеи, тем меньшему количеству людей она будет понятна и резонансна. Между представителями идей, близких по уровню и кругу вопросов, могут развиваться конфликты, так как они делят общее информационное пространство и людей, которые в нём участвуют. Порожденный подобными разделениями на идейных последователей конфликт присутствует в мире этих учителей – представителей того или иного идейного пространства. Мастерство идейного учителя заключается в способности использовать свою харизму и привлекать людей в мир своей идей, убеждений, верований.

Духовный учитель

Тот, кто помогает преодолеть все ограничения на пути к своей целостности и восприятию единства мира и себя с ним. Создавая у людей потребность выйти из рабства страхов и других зависимостей, порожденной несовершенствами агрессивности, конфликтности, разделённости, такой учитель, не навязывая никаких идей, помогает созреть духовным структурам человека и применить их для освобождения от разного рода заблуждений и иллюзий. По этим признакам можно определить духовного учителя. Методы пробуждения людей у таких учителей могут быть разные, и не всегда они доставляют удовольствие ученикам, так как у мастера стоит задача разрушить железобетонный каркас привычных представлений человека о самом себе и мире, чтобы увидел себя и мир в реальном свете, без темных или розовых очков, через которые обычно люди смотрят на мир.

В данном контексте йога является духовной наукой и технологией освобождения от разных форм зависимостей. Быть йогом, практиковать и обучать йоге – значит демонстрировать не столько асаны и дыхательные упражнения, сколько то, как человек преобразовал свой внутренний мир - от каких ограничений он сумел освободиться и какие усилия приложил для трансформации своей низшей природы, страхов, зависти, амбиций, жажды власти, жадности, тщеславия, агрессивности.

Очень важно для того, кто занимается преподаванием, понять и оценить себя и место, которое он занимает на данном этапе своего развития, не пытаться в угоду своим амбициям претендовать на тот уровень, которому он пока не соответствует, а честно и добросовестно отработать тот отрезок жизни в своем реальном качестве. Именно это и является залогом духовного и профессионального развития преподавателя, позволяющим ему естественным образом перейти на следующую ступень мастерства.

Андрей Лобанов – основатель авторской школы йоги, ректор и ведущий преподаватель классической йоги и традиционных систем оздоровления ЧУ ДО «Традиция», ведет курсы раджа-йоги, психической саморегуляции, медитации. Статья из блога «Беседы с мастером» на сайте yogamaster.ru .

Фото: Instagram.com/talia_sutra

Что делать человеку, желающему стать преподавателем йоги? Где получить образование и чему учиться? Как долго длится обучение, и что в результате? Прежде чем перейти к подробностям, необходимо ответить на один важный вопрос:

Зачем вы хотите стать йога-тичером?

Уж точно не с целью заработать много денег-) Миллионов преподаватели йоги не получают. Например, средняя ставка в Питере – 120 руб. за человека (то есть, если к вам на занятие пришло 5 человек, вы получите 600 руб.). Можно давать частные уроки (от 1000 до 3000 за занятие) и проводить семинары (за недельный выездной семинар обычно просят порядка 10 000 руб. с участника). Конечно, известные преподаватели зарабатывают больше, но известность тоже нужно заработать. Звезды йоги часто открывают собственные клубы. Нередко инструкторы совмещают преподавание с основной профессией. Однако супер-мега-тичеры все же отдаются практике целиком.
Как скажется эта работа на качестве вашей собственной практики – тоже большой вопрос. Многие инструкторы со временем практикуют все меньше и меньше, потому как у них просто не остается моральных сил. Да и йога превращается из чуда в работу и перестает приносить удовольствие. Можно ли назвать настоящим йога-тичером человека, который не практикует сам?.. Хотя так происходит не со всеми, и часто преподавание является прекрасным стимулом для повышения собственного уровня.
Иногда инструкторами становятся просто потому, что йога – это прекрасно, и благодаря ей люди могут почувствовать себя хоть немного счастливее. Так что очень здорово дарить йогу как можно большему количеству существ. Что ж, это – замечательная мотивация настоящих боддхисатв, и как раз и таких и получаются самые лучшие преподаватели.
А еще бывает, что вместе с интенсивной практикой происходит полный развал социальных программ, и нет больше сил ходить в офис, привычные вещи и деятельность начинают казаться бессмысленными, и тут уж ничего больше не остается, кроме как совместить практику и работу. При этом никто не гарантирует, что вы на этом поприще преуспеете. В общем, прежде чем приступить к делу, хорошо разобраться в собственных мотивах и представлениях, дабы избежать разочарований.

Чему учиться?

Хороший преподаватель йоги должен как минимум обладать начальными познаниями в области анатомии, физиологии, травмобезопасности и психологии; знать историю и философию йоги, классические тексты, разбираться в направлениях и школах. Кроме того, понадобятся знания в области аюрведы и биомеханики. Нужно научиться практике асан «в потоке» и статике, базовым пранаямам и шаткармам. Потребуется освоить методики построения индивидуальных и групповых тренировочных последовательностей, научиться видеть и поправлять видеть ошибки учеников. Как правило, все эти вещи входят в учебный курс.
И еще, совершенно необходимое качество — способность к эмпатии. Если преподаватель не «чувствует» учеников, их состояние и настроение, преподавать будет сложно. Так что если вы — социопат, лучше оставайтесь студентом-)

Где учиться?

Мы собрали коллекцию наиболее популярных предложений на 2011-2012 г.г., и с удовольствием ею делимся.

Город Стоимость Сертификаты и дипломы Даты и продолжительность Преподаватели
Москва и Турция (Чирали)

Московский Аштанга Йога Центра совместно с Агапкин Йога Стейшн (www.yoga108.su)

Основной курс – 64000 Экспресс-курс – 50 000Экзамены — 2500 Диплом о повышении квалификации с присвоением специальности «преподаватель физической культуры» со специализацией «хатха йога» на основе государственной лицензии Института Традиционных Систем Оздоровления и подтверждающий сертификат Аштанга Йога Центра–Agapkin Yoga Station. Основной курс – с 1 октября 2011 г. по 20 мая 2012 г. (530 академических часов, включая часы самостоятельной практики, подготовки рефератов и время на написание дипломной работы). Экспресс-курс — с 03 по 16 октября 2011 г. В Турции (Чирали), продолжение — с 11 по 30 мая 2012 г. в Подмосковье. Руководители курса – основатель и ведущий преподаватель Аштанга Йога Центра,– Михаил Константинов, и основатель и ведущий преподаватель Agapkin Yoga Station, Сергей Агапкин.
Санкт-Петербург

Аштанга йога центр, экспресс-курс (yoga108.ru)

Экспресс-курс – 40 000Экзамены — 2000 Сертификат Аштанга Йога Центра 1 часть – с 1 по 15 июня 2012 г.2 часть – с 15 по 30 октября 2012 г. Экзамены по теории и практике 31 октября 2012 г. 208 часов Никитин Александр,Воробьева Мария,Карманова Екатерина,Журавлев Илья, Баранов Михаил, Шипкова Тамара, Константинов Михаил, Фролов Артём
Турция (Чирали) Стоимость Курса 41 тыс. руб.Стоимость экзаменов 2 тыс. руб. Сертификат Центра Йога108, в котором указано соответствие программы курса стандартам International Yoga Federation и American Yoga Alliance (E-RYT 200). Возможно получение “Свидетельства о повышении квалификации” государственного образца со специализацией “Преподаватель лечебной физической культуры с применением методов хатха-йоги”. 1 часть: 1 октября – 15 октября 2012 г. 208 часов 2 часть: 10 мая – 26 мая 2013 г. (включая два дня экзаменов) 140 часов Михаил Баранов, Илья Журавлев, Мария Воробьева, Евгений Бутов, Лилиан Мутовина, Мадаван Мунусами Андреем Головинов Лейлой Гаджинская и Максимом Корнилов
Москва

Курсы преподавателей при Федерации йоги России (сайт)

36 000 руб. + членские взносы в Федерацию Сертификат «Федерации йоги России» (признается документом международного образца и дает возможность выпускникам Школы инструкторов ФЙР получить Диплом Международной федерации йоги и Сертификат Международного альянса йоги без дополнительных экзаменов). Зима 2012: Заочное отделение:с 21-го января по 11 марта Очное отделение: с 23-го января по 16 февраля Весна 2012: Заочное отделение: с 17-го марта по 13 мая Очное отделение: с 26-го марта по 18 апреля Преподаватели ФРЙ и Московской государственной академии физической культуры
Киев, Карпаты, ГОА

Обучающие курсы преподавателей хатха-йоги по методике КПП Анатолия Пахомова (www.ukryoga.com)

От 600 до 1200$ Сертификат преподавателя КПП В Киеве, март-апрель 2012 в виде курсов выходного дня. (600 USD)в Карпатах, 1-14 августа 2012 в виде выездного семинара (600 USD) в Индии (ГОА) 7-20 февраля 2013 (в минигруппе) (1200 USD) Руководитель курса – Анатолий Пахомов
Москва 54 000 Сертификат Аштанга йога центра Длительность курса — 9 месяцев с октября по май, 300 часов.Начало курса 15 октября 2011 г. Денис Заенчковский,Сергей Кулыгин,Екатерина Сивакова,Дмитрий Беляев, Александр Братецкий, Леонид Ланин, Ольга Самсонова, Mатхура Мандала Дас (Михаил Мезенцев), Гаури (Юлия Кравченко)
Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Хабаровск, Самара, Новосибирск, Новокузнецк и др.

Ассоциация и Некоммерческое Партнерство “Содействие развитию Йоги Айенгара в России”

От 18000 за год. Официальный сертификат (выдает Комитет по Сертификации), Один курс – не менее трех лет. Список официальных учительских курсов на 2011-2012 г.г.: 1. Екатеринбург — курс Егора Ротова 2. С-Петербург — курс Сергея Михайлова 3. С-Петербург — курс Егора Ротова с участием Елены Ульмасбаевой и Ольги Ильинской 4. Хабаровск — курс Сергея Угрюмова 5. Самара — курс Марии Шифферс и Ольги Ильинской 6. Новосибирск — курс Егора Ротова 7. Новокузнецк — курс Сергея Михайлова 8. Москва — курс Марии Шифферс и Ольги Ильинской 9. Москва — курс Елены Ульмасбаевой 10. Москва – курс Инны Машьяновой 11. Москва – курс Галины Ожигановой 12. Екатеринбург – курс Ольги Звонцовой
Москва

Центр йоги «Прана», Экспресс-курс для преподавателей Хатха-йоги (pranayoga.ru)

45000-55000 Сертификат Первая часть курса пройдет в июне 2012 (предположительно с 11 по 24), вторая в сентябре 2012 (предположительно с 6-го) Курс длится 200 астрономических часов. Демин Дмитрий,Буланова Ольга,Зайцев Владимир,Галаев Михаил и др.
Москва

Федерация йоги (http://kundalini.ru)

45 000 Сертификат Федерации йоги Программа курсарассчитана на девять месяцев обучения. Начало занятий -сентябрь 2012 г.

В целом предложения схожи по своему наполнению и продолжительности, за исключением курсов йоги Айенгара. Здесь к инструкторам предъявляют, пожалуй, самые высокие требования: для поступления на курс обязательна рекомендация преподавателя, который обучал вас не менее двух лет, обучение длится три года.

Осторожно, подделка!

Существует несколько центров, например, школа «Крылья совершенства», «Открытый университет йоги» и некоторые другие, которые нам не понравились. Отличаются они тем, что предлагают научиться «работе с энергией», основам медитации, чтению прошлых жизней, «йоге секса» и прочим не очень понятным вещам. На наш взгляд, голова хорошего йога-тичера не должна быть забита «нью-эйджем», и тем более не следует забивать им головы своих учеников. Внутренние практики – дело сугубо индивидуальное. Йога-тичер и духовный учитель – понятия отнюдь не равнозначные. Так что если ваш инструктор пытается стать вашим гуру – найдите другого.
Если по окончании курсов вам будут предлагать «диплом государственного образца» – это обман, потому как такого не существует в природе. Максимум, на что можно рассчитывать в плане «официальных» документов – это диплом (свидетельство) о повышении квалификации. Вы получите сертификат того центра, где будете обучаться, и, возможно, после прохождения курсов вам предложат работу в этом же клубе. Некоторые центры предлагают за дополнительные деньги (но без экзаменов) получить сертификат IYA (internationalyogaalliance).

Как выбрать?

Программы преподавательских курсов более-менее унифицированы, и чаще всего соответствуют международным стандартам InternationalYogaFederation (http://www.internationalyogafederation.net). Выбор курсов определяется преимущественно преподавательским составом и местом. Если есть инструкторы и клуб, которому вы доверяете, то лучше всего получать образование именно там.

Кстати говоря, не обязательно учиться ради того, чтобы стать инструктором. После прохождения курсов вы получите много полезных знаний, которые пригодятся для собственных занятий. Как минимум, будете лучше понимать, что вы с собой делаете на тренировке-)) Хорошей практики!

Решение пройти тичерз-тренинг и стать преподавателем йоги - серьезное. Ведь возможно, для этого надо будет бросить свою основную работу и полностью изменить образ жизни. Даже если вы проходите этот курс «для себя» – с целью узнать что-то новое и углубить свою личную практику, все равно придётся прилагать массу усилий, отводить на это время и платить немалую сумму денег. Поэтому так важно правильно выбрать преподавательский курс - и остановиться на том, какой нужен именно вам. Чтобы было легче сделать этот выбор, задайте себе эти 5 вопросов:

1. Какому стилю йогу обучают на курсах? В какой традиции?

Существует много разных стилей йоги, с корнями в многих разных традициях. Разумеется, вы скорее всего хотите преподавать тот стиль, который вы практикуете и который вам больше всего нравится. Однако вам также важно понимать, что вы будете знать и уметь в конце курса. Удивительно, но некоторые инструкторы даже не знают, откуда происходит та традиция, в которой они преподают. Если вы спрашиваете об этом инструкторов вашей школы, и они не могут четко ответить на вопрос, это тревожный знак. Возможно, стоит поискать другую школу.

2. Что отличает эту школу от других, что делает её уникальной?

Все школы разные, что прекрасно! Йога - живое учение, которое постоянно развивается. Если вам неясно, в чем именно отличие какой-то одной конкретной школы от других, спрашивайте у преподавателей. В разных школах делают акценты на разные моменты - это может быть травмобезопасность, социальный активизм, необходимость вегетарианства или веганства, бхакти-йога, медитация и пр.

3. Какой вы получите сертификат?

Если вы собираетесь преподавать заграницей, то вам придётся обратить особое внимание на этот пункт. Сертификат должен быть того образца, который действителен в этих странах. Например, в США школа, выдающая сертификат, должна быть зарегистрирована с Yoga Alliance – именно такой сертификат будут требовать с молодых преподавателей в местных йога-центрах.

4. Как будет составлено расписание тичерз-тренинга?

Будет ли у вас время для общения с сокурсниками и преподавателями? Время для «переваривания» полученной информации и впечатлений? Будут ли совместные мероприятия, на которых все вы сможете общаться? Многие знакомства, завязанные на тренинге, перерастают в многолетнюю дружбу или успешное деловое сотрудничество.

5. Кто будет преподавать на курсе? Насколько эти люди опытные?

Вы хотите убедиться в том, что у ваших преподавателей достаточно опыта и знаний для того, чтобы правильно вас обучать. Также очень важно, чтобы те, кто вас обучают, вызывали у вас уважение - а лучше, если восхищение. Чем больше у вас будет взаимопонимания с преподавателями, чем лучше пойдет ваше обучение. Вам нужен не просто инструктор, в идеале это должен быть проводник на непростом пути.

Готовы ли вы стать учителем? Понять это вам поможет !

Пре-тичерз - это 50-ти часовой подготовительный к преподавательскому курс, который поможет вывести ваше понимание и практику йоги на новый уровень. Курс охватывает широкий спектр тем: в программе история и философия йоги, базовые параметры контроля и отстройка асан, пранаямы и медитация, основы анатомии, практические видеоуроки и многое другое. Разносторонний, системный и доступный, этот курс станет отличным стартом для тех, кто задумывается о пути преподавателя йоги.

Ведущий - Руслан Клейтман , харизматичный, глубокий и опытный преподаватель йоги. Руслан начал личную духовную практику более 15 лет назад, обучался у мастеров в ашрамах и монастырях Индии и Северной Кореи. Преподаватель 200 и 500-часовых тичерз-тренингов Йога Альянса, зарекомендовавших себя по всему миру. Сотни студентов, успешно окончивших курс, преподают в Северной и Южной Америке, Корее и Японии, а также в России. Метод обучения Руслана является системным подходом к духовному росту на основе ключевых принципов классической йоги.

Наши эксперты выделяют несколько основных моментов, на которые в первую очередь следует обращать внимание, выбирая учителя йоги.

Какую йогу он преподает?

Аштанга-виньяса? Бикрам? Нидра? Новичку трудно разобраться в множестве предлагаемых направлений йоги. На самом деле, это многообразие – явление сравнительно недавнее, возникшее в 1960-е годы. Большинство этих направлений выросли из хатха-йоги. Чаще всего они различаются лишь подходом к принятию асан: одна за другой в динамической смене (аштанга-виньяса, пауэр) или более спокойно (хатха, вини-йога), в прогретом помещении (Бикрам), и так далее.

«Коммерческая составляющая разных практик, желание использовать успешный проект под названием «йога», конечно, присутствуют, – признает психолог Алена Хромова. – Но такое же разнообразие видов существует, например, и в психотерапии. Кому-то подходят одни методы, а кому-то – другие».

Хороший учитель может еще до начала занятий посоветовать то, что лучше всего соответствует ожиданиям и личным особенностям ученика.

Какой у него диплом?

Преподавание йоги не требует высшего образования, но подготовка учителя играет огромную роль. Так, четырехнедельные интенсивные курсы подготовки инструкторов по йоге – пожалуй, не лучшая рекомендация. Кроме того, стоит поинтересоваться тем, как давно практикует сам учитель и у кого он учился.

Как практикует он сам?

Никто не может похвастаться тем, что дошел в йоге до конца пути. Хороший учитель йоги – тот, кто знает, что он остается учеником, и продолжает регулярно практиковать. Кроме того, лишь тот, кто сохранил живой вкус к практике, сможет ей обучить.

«Отношение к преподавателю йоги – наше основополагающее отношение, – отмечает психоаналитик Кристиана Бертле-Лорель, – мы проецируем на него существенную часть своего «Я» или, по крайней мере, того, каким мы хотели бы сделать свое «Я». Если он производит впечатление не слишком близкого к практике, как он может заинтересовать ею нас?»

Насколько он внимателен?

Каждое тело не похоже на другие, и у каждого ученика позы вызывают разные чувства и ассоциации… Чтобы обеспечить вхождение в практику и растворение в ней, учитель йоги должен создать благоприятную атмосферу, уделить внимание каждому.

Интересуется ли он состоянием здоровья учеников, прежде чем приступить к занятиям? Адаптирует ли упражнения к личным потребностям каждого?

Каковы его познания в анатомии

«Заниматься йогой без оглядки на физиологические ограничения может быть очень опасно, – подчеркивает Алена Хромова. – Поэтому как минимум базовые знания анатомии и физиологии учителю просто необходимы».

Уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь?

Рассказывает ли ваш учитель йоги о точном выстраивании тела в каждой позе?

Объясняет ли он (и напоминает ли!), как правильно дышать? Без внимания к дыханию это уже не йога.

Каковы его познания в философии: может ли он назвать позы, которым учит (на санскрите или в переводе)? Может ли он рассказать о ключевых текстах йоги?

Это необходимые основы для преподавания.

Насколько он заботится о спокойствии

Оставляет ли учитель йоги хотя бы в конце занятия время для медитации и расслабления в тишине? Такой подход свидетельствует, что он придает важное значение интеграции, освоению и закреплению изменений в теле и в эмоциях, вызванных сменой поз.

Наконец, уходя с занятия, ощущаете ли вы больше спокойствия, больше внимания, направленного внутрь? Тогда есть шанс, что этот преподаватель хотя бы на шаг приближает вас к тому, что называется йогой.



  • Разделы сайта