Чемпионы древних олимпийских игр. Олимпийские игры и спортсмены Древнего мира (1 фото)

Первым олимпийским чемпионом стал спартанец Коройб (Кореб), который победил в простом беге на один стадий, "дромосе". Бег на один стадий был единственным видом спортивных состязаний на первых тринадцати Олимпийских играх.

Спортсмены Древнего мира. Часть I

Об основании Олимпийских игр Павсаний пишет следующее:

"Относительно Олимпийских состязаний элейские знатоки древностей рассказывают, что вначале на небе царствовал Кронос и что в Олимпии был сооружен Кроносу храм тогдашними людьми, которые назывались золотым поколением. Когда родился Зевс, то Рея поручила охрану ребенка Идейским дактилям, которых также называли и Куретами. Они пришли из критской Иды, и их имена были - Геракл, Пеоней, Эпимед, Иасий и Идас. Во время шуток и игр Геракл, как старший из них по возрасту, вызвал их на состязание в беге и победившего из них увенчал ветвью дикой маслины... Идейскому Гераклу первому принадлежит честь установления этих игр, и он первый дал им название Олимпийских. Было установлено совершать их каждые пять лет, так как их братьев было числом пять".

Другие греки считали, что первые Олимпийские игры учредил Зевс в знак победы над своим кровожадным отцом Кроном.

Геракл же, победив жестокого и коварного царя Авгия, только возобновил Олимпийские игры в 776 году до Р.Х., но эти игры стали проводить раз в четыре года.

Считается, что летоисчисление по олимпиадам ввёл историк Тимей в IV веке до Р.Х.

Камень Бибона

В музее Олимпии хранится камень весом в 143,5 кг. На камне выбита надпись:

"Бибон поднял меня над головой одной рукой".

Этот Бибон жил в VI веке до Р.Х.

Пелопс и царь Эномай

В самой же Олимпии считали, что игры учредил Пелопс, сын Тантала, после победы на Эномаем, царём города Писа в Элиде. Это произошло следующим образом.

У Эномая была красавица-дочь Гипподамия, но царь получил предсказание, что он погибнет от руки зятя. Просто отказать большому количеству претендентов на руку Гипподамии Эномай не мог, и он придумал хитрую уловку. Арес, как отец Эномая, подарил ему коней, быстрее которых не было в целом свете. Вот Эномай и предложил женихам жестокое испытание. Если в гонке колесниц от стен Писы до жертвенника Посейдона на Истме, близ Коринфа, победит претендент, то он получит руку Гипподамии; в противном случае жениха ждёт смерть.

Претендентов всё равно оказалось достаточно много. Каждому из них Эномай давал фору: когда жених начинал гонку, царь только приступал к началу жертвоприношения, и лишь потом пускался в погоню. Женихам это не помогало, и вскоре на стенах Писы красовались 12 или 13 голов неудачливых претендентов.

Пелопс тоже влюбился в Гипподамию и согласился участвовать в испытаниях, на условиях Эномая. По одной из версий, в этой гонке самонадеянность подвела Эномая, он не смог догнать Пелопса и от огорчения умер.

По другой версии, Пелопс подкупил царского конюшего Миртила, который перед гонкой не вставил чеку в ось у одного из колёс. Когда Эномай уже настигал Пелопса, колесо соскочило с оси, колесница перевернулась, и Эномай разбился насмерть.

В честь этой победы Пелопс и учредил игры, которые должны были происходить раз в четыре года. Так и возникли Олимпийские игры, а весь полуостров стал по имени героя называться Пелопоннесом.

Когда Миртил пришёл к Пелопсу за обещанной наградой, тот решил сэкономить и сбросил Миртила со скалы в море. Падая, Миртил проклял Пелопса и всё его потомство, но это уже совсем другая история.

Пейседор (Пейсирод) и его мать Каллипатера

Матерью Пейседора была Каллипатера, дочь олимпионика Диагора и родная сестра трёх чемпионов в Олимпии. Она рано лишилась мужа и решила сама тренировать сына в кулачном бою, так как считала, что в её семье об этом предмете знают больше, чем могут дать официальные тренеры.

После многих лет тяжёлых тренировок Каллипатера так подготовила Пейседора, что не сомневалась в его успехе на Олимпийских играх. Но этого ей было мало – она хотела своими глазами увидеть триумф сына. Однако это было невозможно, так как атлеты в Олимпии состязались обнажёнными, и женщины категорически не допускались на стадион. Более того, в дни состязаний женщинам было даже запрещено переходить через реку Алфей. Нарушительницу закона ждала смертная казнь – её сбросили бы со скалы Типейон в пропасть. Наблюдать за играми на стадионе могла только жрица Деметры.

О дальнейшем развитии событий существуют две основные версии: прозаическая и романтическая.

Прозаическая версия. Элиан, например, сообщает, что Каллипатера обратилась к устроителям игр с просьбой разрешить ей присутствовать на играх, когда в кулачных боях будет выступать её сын. Она обосновывала своё право находиться на трибуне тем, что её отец и трое братьев были в своё время увенчаны венками в Олимпии. Зрители поддержали просьбу Каллипатеры, и гелланодики в порядке исключения допустили Каллипатеру на трибуну.

Романтическая версия. Так как Каллипатера ни при каких условиях не могла находиться на трибуне, то она переоделась в мужскую одежду и под видом тренера Пейседора проникла на стадион. Когда Пейседор одолел одного за другим пятерых соперников и его увенчали оливковым венком, Каллипатера не выдержала и бросилась к сыну, чтобы обнять его. Мужской наряд свалился с неё, обман раскрылся, и её по закону должны были бы казнить. Но устроители игр не смогли поднять руку на дочь, сестру и мать олимпийских чемпионов. Каллипатеру простили, однако с тех пор в Олимпии тренеры должны были в обнажённом виде находиться за специальной оградой, чтобы никакая другая женщина не смогла повторить проделку Каллипатеры.

Да, кстати, Павсаний полагает, что ни одну женщину так никогда и не сбросили с Типейона в пропасть.

Бег на Олимпиадах

С 14-ой Олимпиады в программу игр стали включать и двойной бег. Спортсмены должны были пробежать стадий, обогнуть поворотный столб и финишировать на линии старта. Первый венок из ветвей дикой маслины за победу в этой дисциплине получил Гипен из Писеи.

На 15-ой Олимпиаде все спортсмены состязались уже обнажёнными. Это произошло, по словам Павсания, из-за того, что на состязаниях юношей некто Орсипп во время забега потерял набедренную повязку, но победил в своём забеге. После этого случая все спортсмены стали состязаться обнажёнными.
На той же Олимпиаде в программу игр был включён и длинный бег на дистанцию в 24 стадия, победу в котором завоевал спартанец Аканф. Другие говорят, что состязаться обнажёнными спортсмены начали по примеру этого Аканфа.

На 65-х играх в программу состязаний был включен бег с вооружением. Дистанция этих состязаний колебалась от 1 до 4 стадий, а вооружение последовательно сокращалось от полного вооружения гоплита до одного щита. Первую победу в этом виде состязаний одержал гереец Дамарет.

Знаменитые бегуны

Великим спортсменом проявил себя Полит из Карии, который в один день победил последовательно всех соперников в длинном беге, в простом беге на один стадий и, наконец, в двойном беге.

Но его достижение позднее значительно превзошёл Леонид с Родоса, который побеждал в трёх видах бега на четырёх Олимпийских играх подряд. Правда, он побеждал не в длинном беге, а в беге с оружием. Он был единственным атлетом, который завоевал 12 оливковых олимпийских венков, совершив этот подвиг в период со 164 по 152 гг. до Р.Х.


Я уже упоминал о Диагоре в 16-м выпуске Анекдотов и о его внуке Пейседоре – в 550-м выпуске. Однако, читая сообщения древних авторов, следует иметь в виду, что об одних и тех же событиях и людях они часто дают различные версии происшедшего.
Эта особенность древних авторов касается и семейства Диагоридов, о котором я хочу рассказать несколько подробнее.

Спортсмены Древнего мира. Часть II

Если Леонид с Родоса был самым титулованным олимпийским чемпионом древности, то самым прославленным спортивным семейством древности, безусловно, следует считать Диагоридов с того же самого Родоса.

Известно, что сам Диагор дважды побеждал на Олимпийских играх в кулачном бою. Первую победу он одержал на 79-й Олимпиаде в 464 году до Р.Х. К сожалению, у нас нет исчерпывающего списка победителей всех Олимпиад, поэтому мы не можем точно сказать, когда Диагор одержал свою вторую победу.
Кроме того, Диагор побеждал на Немейских, Пифийских и Истмийских играх, то есть на всех крупнейших состязаниях древности, не считая многочисленных побед на более мелких соревнованиях.
В честь этого Диагора Пиндар сложил свою знаменитую 7-ю Олимпийскую оду.

Дальше начинается некоторая путаница с именами, осложняемая тем, что, повторюсь, у нас нет полного списка олимпийских чемпионов древности. Из отрывочных сведений мы знаем, что у Диагора были братья и трое сыновей, которые в разные годы также становились олимпиониками. Называются даже имена сыновей: Дамант, Сосий и Дорией. Ну, Дорией был самым знаменитым из Диагоридов, и о нём я расскажу чуть позже, а два других имени в списке чемпионов отсутствуют.

Павсаний, который лично видел статуи олимпийских чемпионов древности, не вносит ясности в этот вопрос. Он так описывает статуи Диагоридов:

"Они стоят рядом один за другим и расположены в следующем порядке: Акусилай, получивший победный венок за кулачный бой, Дорией, самый младший, победивший в Олимпии в панкратии три раза подряд. Еще раньше Дориея победил в панкратии выступивших против него также и Дамагет. Все они – братья и сыновья Диагора. За ними стоит статуя и самого Диагора, одержавшего победу в кулачном бою в состязании взрослых..."

Попробуйте из этого описания определить, кто - брат, а кто - сыновья!

Из сохранившихся фрагментов списка олимпиоников мы знаем, что Дамагет побеждал на Олимпийских играх в 452 и 448 годах (на 82-й и 83-й Олимпиадах), а Акусилай – в 448 году.
Похоже на то, что Акусилай и Дамагет были сыновьями Диагора, ведь и Павсаний об их победах пишет так:

"Говорят, что Диагор прибыл в Олимпию вместе со своими сыновьями Акусилаем и Дамагетом. Одержав победу, юноши подняли отца и понесли его через все торжественное собрание, причем все эллины засыпали его цветами и называли счастливым в своих сыновьях".

Это, в основном, согласуется и с приведённым мной ранее анекдотом в 16-м выпуске. Кроме смерти Диагора, разумеется.

Получается, что Дамагет, Акусилай и Дорией являются сыновьями Диагора. Как же тогда звали брата Диагора, и когда он победил на Олимпийских играх?
Ответа на этот вопрос я дать не могу. Статую Диагора изваял скульптор Калликл, сын известного скульптора Феокосма, создавшего известную статую Зевса в Мегарах. Следует заметить, что Павсаний часто бывает небрежен в своих сообщениях. Вот что он пишет о внуках Диагора:

"И внуки Диагора – сыновья его дочерей – тоже продолжали упражняться в кулачном бою и одержали победы в Олимпии: в состязании взрослых Эвкл, сын Каллианакта и Каллипатеры, дочери Диагора, а Пейсирод - в состязании мальчиков... Статуя этого Пейсирода стоит и в Альтисе, возле статуи его деда, отца матери".

Но ведь мы уже знаем, что и Пейсирод был сыном Каллипатеры, да и сам Павсаний чуть ранее говорит об этом же. Так о каких же дочерях (во множ. числе) говорит Павсаний? Или это следует отнести на ошибку древнего переписчика? Эвкл победил в кулачном бою в 404 году, на 94-й Олимпиаде. Дату победы Пейсирода мы точно установить не можем. Есть сведения, что Диагор был свидетелем побед и своих внуков, но можно ли им верить – не знаю. Дорией, младший сын Диагора, был самым знаменитым членом этого славного семейства. Он три раза подряд побеждал на олимпийских играх в панкратии: в 432, 428 и 424 годах до Р.Х.
Павсаний сообщает и о других победах Дориея:

"Кроме этих побед в Олимпии, Дорией, сын Диагора, одержал ещё восемь побед на Истмийских играх, на одну меньше этого числа на Немейских играх. Говорят, что на Пифийских состязаниях он получил победу без боя".

Политика вмешивалась в спорт уже в древности. На многих соревнованиях Дорией провозглашался победителем как гражданин южно-итальянского года Фурии, как, впрочем, и Пейсирод. Дело в том, что Родос вначале входил в Афинский морской союз.

Семейство, к которому принадлежал Дорией, ориентировалось на Спарту и способствовало выходу Родоса из-под влияния Афин. Через некоторое время Дорией со своими родственниками и сторонниками был изгнан с острова, и они выбрали местом своего нового поселения город Фурии, что располагался на месте разрушенного Сибариса.
Известно, что через какое-то время Дорией снова вернулся на Родос. Будучи сторонником лакедемонян, Дорией участвовал в войне с афинянами со своими собственными кораблями, но во время сражения он попал в плен и был доставлен в Афины.

Заочно афиняне проклинали Дориея и грозились ему смертью, но когда они увидели этого прославленного человека пленённым, их чувства переменились. Народное собрание постановило отпустить Дориея домой живым и невредимым, хотя он и причинил афинянам много зла. О смерти Дориея сообщает нам древнегреческий историк Андротион. Он говорит, что когда афинский полководец Конон убедил родосцев перейти на сторону персидского царя, лакедемоняне схватили Дориея где-то в Пелопоннесе, доставили его в Спарту, где и казнили за преступный образ действий.

Я не знаю, можно ли доверять этому источнику? Ведь Андротион сам был афинянином.

Спортсмены Древнего мира. Часть III

Расширение программы Олимпийских игр

На 18-х Олимпийских играх в программу состязаний включили пятиборье, пентатл или пентатлон, и борьбу. Победителем в пентатле стал спартанец Лампид, а в борьбе победил другой спартанец – Эврибат.

На 23-ой Олимпиаде были прибавлены состязания в кулачном бою, и победу в нём одержал Ономаст из Смирны.

На 25-х играх в программу состязаний включили бег колесниц, запряжённых четвёркой лошадей, то есть на квадригах. Первым победителем на колесницах стал фиванец Пагонд.

На 33-й Олимпиаде в программу игр включили панкратий и скачки верхом на лошадях. В панкратии победил Лигдамид из Сиракуз, а в скачках победил Кравксид из фессалийского Краннона. Лигдамиду в Сиракузах был поставлен памятник близ каменоломен, а его сограждане утверждали, что Лигдамид силой и ростом был подобен самому Гераклу (который из Фив).

До 37-й Олимпиады состязания проводились отдельно для мужчин и юношей, правда, у нас нет чёткого критерия разделения этих возрастных категорий. На 37-х Олимпийских играх в программу были включены и состязания для мальчиков в беге и борьбе. В беге победил Гиппосфен из Спарты, а в борьбе – элеец Полиник.

В 41-ю Олимпиаду в программу игр включили кулачный бой для мальчиков, и в этих состязаниях победил Филет из Сибариса. Вот вам и изнеженные сибариты!

На 145-х играх мальчики стали состязаться ещё и в панкратии. Тогда победил Федим из эолийской Троады. Однако состязания в панкратии среди мальчиков продержались лишь несколько игр, а потом организаторы олимпийских игр отказались от этого вида соревнований.

Расширяться со временем стала и программа конных состязаний.
На 93-й Олимпиаде в программу игр включили скачки на колесницах, запряжённых двумя взрослыми конями (синорида), в которых победил Эвагор из Элиды.

В 129-ю Олимпиаду добавили синориду на молодых жеребцах, и здесь победил Филистиах из Македонии, а в 131-ю Олимпиаду добавили и скачки верхом на молодых жеребцах, на которых победил Тлеполем из Ликии (по другой версии победил Гиппократ из Фессалии).

Иногда в программу игр включались довольно необычные виды соревнований, которые проводились лишь по несколько раз. Так в 71-ю Олимпиаду была включена апена – это та же синорида, но в колесницу запрягали мулов, а не лошадей.

В 72-ю Олимпиаду включили кальпу; это вид скачки, когда первую часть дистанции всадник преодолевает верхом на лошади, а вторую часть дистанции он бежит рядом с лошадью, держа её за узду. Оба этих вида соревнований были исключены из программы игр уже в 84-ю олимпиаду.

Пентатлон

В олимпийское пятиборье или пентатл (пентатлон) входили бег на один стадий, прыжки в длину, метания диска и копья, а также борьба. Состязания проводились в один день, и для общей победы требовалось выиграть хотя бы три вида состязаний из пяти. Победители в отдельных видах пятиборья оливковых венков не получали.

Фаилл из Кротона и прыжки в длину

Есть чемпионы, имён которых не найти в дошедших до нас списках олимпиоников, но сведения о которых мы находим у нескольких древних авторах.
Одним из них был Фаилл из Кротона, котрый, по утверждению Павсания,

«...два раза был победителем в пятиборье, а третий раз одержал победу в беге. Я укажу, что ему есть статуя в Дельфах. Он, между прочим, сражался с мидянами на своём собственном корабле, куда посадил всех кротонцев, которые жили в Элладе».

Но имя Фаилла вызывает удивление у наших современников не этими достижениями, а тем, что по утверждению древних, на одних из игр он прыгнул в длину на 55 дельфийских стоп, что примерно равняется 16 м 31 см.
Следует сказать, что мы не знаем, как прыгали греки, и не является ли этот результат сумой двух или трёх прыжков.
Впрочем, одно свидетельство заставляет нас усомниться в этом. Дело в том, что, соревнуясь в прыжках в длину, атлеты приземлялись в заполненную морским песком яму длиной 15,25 метра, называвшуюся скаммой. Так вот, по свидетельству Феофраста,

«Сей муж пролетел над скаммой от начала до конца, и, опустившись на твёрдую каменистую землю, сломал левую ногу».

Метание диска

Диск греки метали без вращений, с места и с небольшого возвышения, но некоторые атлеты достигали очень приличных результатов. Так пятиборец Флегий по рассказу Стация перебросил диск через реку Алфей, что составляет около 50 метров. Правда, вес того диска нам неизвестен, ведь на разных состязаниях греки метали диски самого разного веса.

Кулачный бой

Как я уже говорил выше, включили в программу олимпийских игр в 688 году до Р.Х. Первым победителем в этом виде стал Ономаст из Смирны, который и разработал основные правила состязаний для кулачных бойцов.

Кисти рук атлетов, кроме больших пальцев, оборачивались кожаными ремнями. Бить соперника разрешалось только по голове и в лицо, так что многие атлеты выступали в кожаных шлемах. Время боя не ограничивалось.

Весовых категорий у греков не было, только возрастные, поэтому преимущество имели более массивные атлеты. Однако греки больше ценили невысоких бойцов, которые брали верх не грубой силой, а ловкостью.

Одним из таких атлетов и был Гипподам из Элиды. Невысокий спортсмен побеждал на трёх Олимпийских играх подряд.

Другое удивительное достижение совершил его земляк Гиппомах, который победил на играх, не получив ни одного удара от своих соперников.

Прославился и кулачный боец Меланком из Карии, который держал вытянутыми вперёд свои длинные руки, не позволяя сопернику наносить себе удары. В такой манере он мог вести бой несколько часов, пока соперник не выбивался из сил. Славу же Меланкому принесло то, что за всю свою спортивную карьеру он не изувечил ни одного из своих соперников и закончил свои выступления непобеждённым.

Такую же славу приобрёл и кулачный боец Апис, на статуе которого было высечено такое двустишие Луциллия:

«Апис, кулачный боец, никого не поранил,
За это был от соперников он статуей этой почтён».

Замечательные борцы

Среди удивительных достижений древних спортсменов хочется отметить Гиппосфена из Спарты, который победив в борьбе среди мальчиков на 37-й Олимпиаде, победил затем на пяти играх подряд в состязаниях среди взрослых. Его сын Гетемокл не смог повторить достижений отца и победил всего лишь (!) на пяти Олимпиадах.

Древний мир и его спортсмены. Часть IV. Штрафные санкции на играх в Олимпии

Клятва Зевсу Горкию

В элейском Булевтерионе (здание Совета старейшин) стояло изображение Зевса, которое должно было внушать наибольший страх нарушителям правил соревнований. Это была статуя Зевса Горкия (Хранителя клятв), державшего в каждой руке молнию, которыми он поражал нарушителей правил и клятв.
Организаторы Олимпийских игр установили, чтобы сами спортсмены (или как их тогда называли – атлеты), их отцы и братья, а также тренеры клялись возле этой статуи над разрезанными частями кабана, что:

"с их стороны не будет совершено никакого преступления против обычаев и законов Олимпийских состязаний".

Атлеты ещё дополнительно клялись в том, что они в течение десяти месяцев подряд тщательно выполняли все правила тренировок и подготовки к состязаниям.

Также возле этой статуи Зевса Горкия приносили клятву и те, кто отбирал для состязаний мальчиков и жеребят. Они клялись в том, что делали этот отбор по всей справедливости и без подкупа, а всё касающееся испытуемого, - почему он принят или не принят, - они будут хранить в тайне.

Штрафные статуи Зевсов

В древние времена на пути от храма Матери богов Кибелы (Метроон) к стадиону находилась каменная терраса со ступенями. Возле этой террасы стояли медные статуи Зевса, которые были сделаны на те деньги, которые налагались на атлетов, нарушивших правила состязаний.

Вот несколько примеров того, за что налагались штрафы на участников состязаний.

Первый подкуп атлетов

Первые шесть статуй поставили в 98-ю Олимпиаду в 388 году до Р.Х. Тогда фессалиец Эвпол, выступавший в кулачных боях, подкупил деньгами победителя предыдущих олимпийских состязаний Формиона из Галикарнаса. Этого Эвполу показалось мало, и он дал деньги выступавших с ним вместе Агетоу из Аркадии и Пританиду из Кизика. Узнав об этой проделке, элейцы наложили штрафы не только на Эвпола, но и на тех, кто получал от него деньги. На эти-то средства и были поставлены первые шесть статуй Зевса, которые местные жители называют Занами.

В древности считалось, что это было первое преступление, которое совершили атлеты на олимпийских играх против правил соревнований.

Строптивые афиняне

В играх 112-й олимпиады в 332 году до Р.Х. афинянин Каллипп, собиравшийся выступать в пятиборье (пентатлоне или пентатле), подкупил всех своих соперников. Элейцы, естественно, наложили денежные штрафы как на Каллиппа, так и на тех, кого он подкупал. Афиняне решили, что с ними поступили несправедливо и прислали самого Гиперида (390-322), одного из десяти славнейших ораторов Греции, чтобы он убедил элейцев сложить с афинян штраф.

Элейцы отказали афинянам в их просьбе, на что те с пренебрежением заявили, что не будут платить штраф и не будут больше участвовать в Олимпийских играх.
Несколько позже дельфийский оракул сказал посланцам афинян, что он не будет давать им никаких предсказаний, пока они не заплатят наложенный на них элейцами штраф. Пришлось афинянам раскошелиться, и на эти деньги были сделаны ещё шесть медных статуй в честь Зевса.

Отец-взяточник

Во время игр 192 Олимпиады в 12 году до Р.Х. за победный венок в борьбе должны были сойтись элеец Поликтор и Сосанид из Смирны. Отец Поликтора по имени Дамонид очень хотел, чтобы победа на этих играх досталась его сыну, и он дал взятку Сосандру-отцу.

Когда гелланодики узнали об этой сделке, то они наложили штрафы не на сыновей, а на отцов, которые решились на такой бесчестный поступок. И на этот штраф были поставлены статуи.

Штраф за трусость

В 25 году по Р.Х. на играх 201 Олимпиады был наложен единственный в своём роде штраф за всю историю Олимпийских игр – за трусость.
Панкратист Сарапион из Александрии, но не Египетской, настолько испугался своих соперников, с которыми он вместе тренировался, что за день до объявления о начале состязаний в панкратии собирался сбежать из Олимпии.
Так возле террасы появилось ещё несколько статуй.

Опоздание и строптивость

На играх 218-й Олимпиады в 93 году по Р.Х. был оштрафован кулачный боец Аполлоний из Александрии Египетской по прозвищу Рантес. Это был первый египтянин, на которого элейцы наложили штраф. Но наказали Аполлония не за подкуп соперников, а за то, что он прибыл в Олимпию позже назначенного срока. Элейцы на основании своих законов не внесли его в списки соревнующихся и не допустили до состязаний.

Аполлоний стал оправдываться тем, что у Кикладских островов его корабль был задержан встречными ветрами. Однако Гераклид, тоже из Александрии, показал, что Аполлоний опоздал потому, что останавливался в Ионии, зарабатывая деньги на состязаниях.

Элейцы отстранили от состязаний Аполлония и всех спортсменов, которые опоздали в Олимпию к назначенному сроку, так что Гераклид получил масличный венок за победу на играх "без пыли", то есть без состязаний.
Тогда Аполлоний надел на руки ремни, как для боя, и напал на Герклида, на которого уже надели масличный венок и он, таким образом, уже находился под защитой гелланодиков.

Такой легкомысленный и строптивый поступок обошёлся Аполлонию в достаточно круглую сумму.

Подкуп во время схватки

В 125 году по Р.Х. на играх 226 Олимпиады уже во время финального боя кулачных бойцов стало известно, что Сарапаммон предложил взятку Дидасу, и тот согласился принять её. Оба спортсмена были из египетского нома Арсиноитой. Спортсменов немедленно дисквалифицировали и оштрафовали, и на эти деньги воздвигли ещё две статуи Зевса.

Благодаря античным авторам, таким, как Пиндар, Павсаний и Дион Хрисостом, мы все ещё можем узнать о невероятных достижениях некоторых из самых известных олимпийских победителей древних времён. Итак, ниже представлен список десяти великих атлетов древности.

Орсипп (Orsippus of Megara)

Орсипп родился в Мегарах (Греция). В 720 г. до н. э. он стал победителем Олимпийских игр в дромосе (бег на один стадий). По преданию, во время соревнования у Орсиппа с бёдер упала повязка, и к финишу он прибежал голый. По другой версии - он сам сбросил её, чтобы она не мешала движению. Как бы там ни было, но с того времени бегуны соревновались голыми (первым на старт в таком виде вышел спартанец Акант).

Атлет Орсипп пользовался огромным уважением на родине. Был избран мегарским полемархом. Возглавлял войско во время успешной войны против Коринфа, в результате которой Мегары отвоевали часть земель, некогда утраченных в пользу соседа.

Был похоронен на центральной площади Мегар. В VI-V вв. до н. э. над могилой был построен величественный монумент с эпитафией.

Вараздат (Varazdat)


Вараздат - царь Великой Армении с 374 до 378 годов. Незадолго до своего царствования принимал участие в Олимпийских играх в Греции. Из записей известного средневекового историка Мовсеса Хоренаци (автора «Истории Армении») стало известно, что Вараздат стал победителем Олимпийских игр в турнире по кулачному бою.


Cynisca - стала первой женщиной в истории, которая выиграла на древних Олимпийских играх. Cynisca родилась около 440 г. до н. э. в древнегреческом городе Спарте. Дочь царя Спарты Еврипонта. Приняла участие в единственной разрешённой для женщин дисциплине на древних Олимпийских играх - гонки на колесницах и победила.

Эта спартанская принцесса часто упоминается как символическая фигура социального подъёма женщины.

Полидам (Polydamas of Skotoussa)


Полидам из Скотусс - атлет из Фессалии победитель панкратиона на 93-х Олимпийских играх, проходивших в 408 году до н. э. По легенде совершил подвиг подобный подвигам Геракла, убив голыми руками льва на горе Олимп. Также ему удалось в одиночку остановить быстро движущуюся колесницу.


Onomastos первый в истории олимпийский победитель в боксе, на двадцать третьей Олимпиаде в 688 г. до н. э., тогда, когда был добавлен этот вид спорта. Согласно древним историкам, Onomastos считается не только первым олимпийским чемпионом по боксу, но и автором правил древнегреческого бокса.


Melankomas древнегреческий боксёр из Карии и победитель 207-й олимпиады, проходившей в 49-м году. Известный в основном из работ, Диона «Златоуста», в которых, автор описывает Melankomasа как идеального человека и спортсмена. «Златоуст» хвалит его атлетизм, хороший внешний вид, и храброе сердце. Что касается бокса, историк «Златоуст» утверждает, что древнегреческий спортсмен обладал уникальным стилем: он полностью избегал ударов противника.

Хионис (Chionis of Sparta)


Спортсмен, который вызвал много споров о его спортивных достижениях, наиболее заметными из которых является прыжки. Записи показывают, что на древних Олимпийских играх, проходивших в 656 г. до н. э., Хионис с места прыгнул на рекордную длину - 7 метров 5 сантиметров.


Diagoras выиграл турнир по боксу на древнегреческих Олимпийских играх 464 году до нашей эры. Также был четырехкратным победителем в Истмийских игр, двукратным в играх Немее и победитель в Пифийских играх. Его сыновья и внуки также стали чемпионами по боксу и панкратиону.

Феагениз Тасоса (Theagenes of Thasos)


Второе место в рейтинге великих атлетов древности занимает Феаген, который был известен своей стремительностью и необыкновенной силой. Он стал выдающимся атлетом почти в каждом виде спорта, и получил многочисленные победы на Олимпийских, Пифийских, Немейских и Истмийских играх. В общей сложности Феаген стал победителем в более 1400 конкурсах и турнирах с разных видов спорта.

Милон Кротонский (Milo of Croton)


Большинство историков согласны, что Милон и по сей день остаётся величайшим борцом и бойцом, которого когда-либо знал мир. Милон из Кротона становился победителем Олимпийских игр шесть раз и несколько раз на Пифийских. Его размер и телосложение были пугающими, а сила и техника идеальными. Многие люди, считали, что он был сыном Зевса. Как говорили, Милон Кротонский съедал каждый день больше, чем восемь килограмм мяса.

Поделится в соц. сетях

НЕЗНАКОМАЯ ЗВЕЗДА

Пифагоровы штаны На все стороны равны.

Кто не слышал этой присказки, выражающей суть одной из самых знаменитых математических теорем? Но многие ли знают, что Пифагор – чемпион Олимпийских игр?

Правда, в сообщениях об олимпийском триумфе Пифагора столько путаницы! Одни источники указывают, что он побеждал в панкратионе. Другие настаивают, что в борьбе. Историк Плутарх, который, кстати, совершенно точно был олимпийским чемпионом по панкратиону (вид единоборства в Древней Греции, соединявшего приемы борьбы и кулачного боя. – Прим. ред. ), в «Жизнеописании Нумы» утверждает, будто Пифагор и вовсе был бегуном. Верить ли Плутарху, который родился через 700 лет после Пифагора?

В датах также неразбериха. В одном из дошедших до нас списков олимпийских чемпионов указывается, что Пифагор Самосский одержал победу в 588 году до н. э. А в его биографиях самый ранний год рождения – 586. Не мог же он стать олимпиоником за два года до своего рождения!

Авторами этой путаницы стали доблестные христианские монахи-«историки», благодаря которым до нас в оригинале не дошел ни один древнегреческий текст. Только изложения на латыни с пометками «клевета и богохульство». Память о языческих Олимпийских играх вытравлялась очень старательно.

Но вот что установлено точно. Некто Милон Кротонский был учеником пифагорейской школы. И называл Пифагора «учителем во всем». Так вот, этот Милон прославился трактатом «Физика» и семью победами на Олимпийских играх в силовых состязаниях. Это раз.

С воспитанниками пифагорейской школы боялись связываться даже вооруженные враги, считая, что те обладают неведомой системой рукопашного боя, разработанной основателем учения. Разгромить школу смогли, только устроив ночью в ее здании пожар, в котором погибли большинство пифагорейцев. Это два.

Наконец, вся эллинистическая система воспитания и обучения строилась на гармонии интеллектуального и физического развития. Великий ученый не мог не быть великим спортсменом. Что подтверждают примеры Платона , Архимеда и все того же Плутарха. Это три.

И недаром одной из самых оскорбительных характеристик в Древней Греции была такая: «Он не умеет ни читать, ни плавать».

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

ПИФАГОР

Родился на острове Самос в Малой Азии. Точная дата рождения неизвестна.

Учился наукам в Египте, Вавилоне, Индии. Основал в Кротоне (Южная Италия) собственную школу. Установил связь между длиной струны и высотой звука, заложив современную теорию музыки. Доказал ряд основополагающих математических теорем. Основал теорию чисел. Изобрел термин «философ». Разработал астрономическую концепцию «музыки сфер». Признавал шарообразность Земли и то, что она движется вокруг Солнца.

Ученики считали его сыном Аполлона. До сих пор входит в пантеон индуистских богов под именем Яваначарья («Ионийский учитель»).

Погиб в рукопашном уличном бою в городе Метапонт.

Победитель Олимпийских игр получал вместе с оливковым венком (эта традиция пошла с 752 года до н.э.) и пурпурными лентами всеобщее признание. Он становился одним из самых уважаемых людей в своем городе (для жителей которого победа земляка на Олимпиаде тоже была огромной честью), его нередко освобождали от государственных повинностей, давали прочие привилегии. Олимпионику воздавались на родине и посмертные почести. А согласно введенной в 6 в. до н.э. практике, трехкратный победитель Игр мог поставить свою статую в Альтисе.

Первым из известных нам олимпиоником стал Корэб из Элиды повар по профессии , одержавший победу в беге на один стадий в 776 году до н.э.

Самым знаменитым – и единственным за всю историю древних Олимпийских игр атлетом, побеждавшим на 6 Олимпиадах, – был «сильнейший среди сильных», борец Милон из Кротона . Уроженец греческого города-колонии Кротон (юг современной Италии) и, по некоторым данным, ученик Пифагора, он одержал свою первую победу на 60-й Олимпиаде (540 год до н.э.) в соревнованиях среди юношей. С 532 года до н.э. по 516 год до н.э. он завоевал еще 5 олимпийских титулов – уже среди взрослых атлетов. В 512 году до н.э. Милон, которому было уже больше 40 лет, попытался завоевать свой седьмой титул, но уступил более молодому сопернику. Олимпионик Милон являлся также неоднократным победителем Пифийских, Истмийских, Немейских Игр и многих местных соревнований. Упоминания о нем можно найти в трудах Павсания, Цицерона и других авторов.

Другой выдающийся атлет – Леонид из Родоса – на четырех Олимпиадах подряд (164 год до н.э – 152 год до н.э.) побеждал в трех «беговых» дисциплинах: в беге на один и на два стадия , а также в беге с оружием .

Астил из Кротона вошел в историю Античных Олимпийских игр не только как один из рекордсменов по числу побед (6 – в беге на один и на два стадия на Играх с 488 до н.э. по 480 до н.э.). Если на первой своей Олимпиаде Астил выступал за Кротон, то на двух последующих – за Сиракузы. Бывшие земляки отомстили ему за предательство: статую чемпиона в Кротоне снесли, а его бывший дом превратили в тюрьму.

В истории древнегреческих Олимпийских игр есть и целые олимпийские династии. Так, дед чемпиона по кулачному бою Посейдора из Родоса Диагор , а также его родные дяди Акусилай и Дамагет тоже были олимпиониками. Диагор, чья исключительная стойкость и честность в боксерских поединках завоевали ему огромное уважение зрителей и были воспеты в одах Пиндара, стал очевидцем олимпийских побед своих сыновей – соответственно, в боксе и панкратионе. (По преданию, когда благодарные сыновья водрузили на голову отцу свои чемпионские венки и подняли его на плечи, кто-то из рукоплещущих зрителей воскликнул: «Умри, Диагор, умри! Умри, потому что тебе больше нечего желать от жизни!» И взволнованный Диагор тут же скончался на руках у сыновей.)

Многие олимпионики отличались исключительными физическими данными. Например, чемпиону в беге на два стадия (404 года до н.э.) Ласфену из Тебеи приписывается победа в необычном состязании с лошадью, а Эгей из Аргоса , победивший в беге на длинные дистанции (328 году до н.э.), после этого бегом, не сделав в пути ни единой остановки, преодолел расстояние от Олимпии до своего родного города, чтобы быстрее принести радостную весть землякам. Победы добивались и за счет своеобразной техники. Так, чрезвычайно выносливый и подвижный боксер Меланком из Карии , победитель Олимпийских игр 49 года н.э., во время поединка постоянно держал руки вытянутыми вперед, за счет чего он уходил от ударов противника, а сам при этом крайне редко наносил ответные удары, – в конце концов, измотанный физически и эмоционально соперник признавал свое поражение. А про победителя Олимпийских игр 460 года до н.э. в долиходроме Ладаса из Аргоса говорили, что он бежит настолько легко, что даже не оставляет следов на земле.

В числе участников и победителей Олимпийских игр были такие известные ученые как Демосфен , Демокрит , Платон , Аристотель , Сократ , Пифагор , Гиппократ . Причем соревновались они не только в изящных искусствах. К примеру, Пифагор был чемпионом по кулачному бою , а Платон по панкратиону .

В 394 году уже нашей эры – декретом римского императора Феодосия I Олимпийские игры были запрещены . Его наследник Феодосий II через несколько десятилетий издал декрет о разрушении языческих храмов.

Первые следы кулачного боя мы находим в древнем городе Месопотамии — Вавилоне (3000 лет до н. э.). Рельефные изображения сцен кулачного боя, найденные в гробницах фараонов, свидетельствуют о существовании этого вида единоборства в Древнем Египте. Существует предположение о том, что кулачный бой распространился из Африки в Месопотамию, потом на остров Крит и дальше в Грецию. Изображения, найденные при раскопках Минойского лабиринта, показали, что кулачный бой был известен еще задолго до возникновения греческого государства, в эпоху расцвета эгейской культуры – около 1500 года до нашей эры.

Несмотря на то что Греция исторически не является прародителем кулачного боя, именно здесь данная дисциплина приобрела черты истинного искусства. Во все периоды существования этого государства кулачный бой был одним из популярнейших видов спорта. Об этом свидетельствуют раскопки спортивных сооружений палестр, изображения на вазах, фрески, многочисленные скульптуры и произведения античных поэтов (Гомера, Вергилия и др.). Об этом говорит и греческая мифология. По преданию, «сам Аполлон победил Фарбеса в кулачном бою». Дельфийцы перед состязанием приносили жертвы покровителю искусств Аполлону, и это является убедительным доказательством того, что кулачный бой рассматривался греками как упражнение, скорее, в ловкости и искусстве, чем в «грубой силе».

Кулачный бой был одним из основных упражнений в Олимпийских играх и именовался «пигмахия» – от древнегреческих слов «pyg» и «mahi», то есть «кулак» и «поединок». Кулачный бой был известен и среди аркадийцев, но в Спарте он не имел большой популярности, несмотря на то что спартанцы первые ввели его в разряд военных упражнений.

Греческий оратор Филострат в своих произведениях говорит о том, что кулачный бой впервые был применен спартанцами, однако у них отсутствовал какой-либо метод его ведения, они отвергали какие бы то ни было правила и вели бой голыми кулаками.

Кулачный бой широко культивировался и в Древнем Риме среди этрусков (VIII–VI века до нашей эры) еще задолго до появления Римской республики.

Сохранившиеся по Древней Греции материалы позволяют довольно точно восстановить условия и характер существовавшего в те времена кулачного боя. Стиль греческого кулачного боя в разные эпохи своего развития в большой степени зависел от способов вооружения кулака.

Самый первый из таких способов назывался «мейликай» и применялся до конца IV века до нашей эры. Мейликай состоял в обматывании вокруг руки длинных тонких ремней филактерий длиной 3–3,5 метра. Филактерии были сделаны из бычьей кожи – сыромятной или пропитанной маслом для придания ей мягкости и гибкости. В действительности же эти ремни были далеко не мягкими и функция их была подобна функции современных бинтов – защита рук от повреждений.

Филактерии использовались, скорее, для усиления удара, чем для его смягчения. Метод бинтования кулака заключался в обматывании ремня вокруг четырех пальцев (их засовывали в петлю так, чтобы была возможность сжать кулак), далее по диагонали через наружную часть ладони, затем несколько раз вокруг кисти. Петля удерживалась в таком положении шнуром, закрепленным вокруг предплечья. Иногда филактерии направлялись немного выше по предплечью, причем большой палец оставался незабинтованным (современные же боксеры бинтуют его особенно тщательно).

Скорее всего, существовало несколько способов завязывания, поскольку на древних вазах процесс бинтования изображен начинающимся с предплечья и иногда с пальцев. Однако мейликай все же был единственным способом вооружения кулака на Олимпийских играх.

В конце IV и в III столетии до нашей эры мейликай был вытеснен более «грозным» вооружением кулака – перчатками сфайрай (от греч. «шар»), имевшими шаровидную форму и применявшимися боксерами-профессионалами.

Они состояли из двух частей – самой перчатки и крепкого кожаного кольца, окружающего суставы. Кольцо изготавливалось из трех полос грубой кожи, оплетенных тонкими ремешками, было примерно в 2,5 сантиметра шириной и 1,25 сантиметра толщиной, с острыми краями. Судя по форме и расположению ремней, сфайрай имели мягкую внутреннюю подкладку. Они доходили до середины предплечья и заканчивались толстой полоской из овечьей шкуры (с руном), назначением которой, без сомнения, являлась защита руки от повреждений такой же перчаткой, удар которой по действию равен удару современного кастета.

Перчатки такого типа, правда, с небольшими изменениями, находились в употреблении до II столетия до нашей эры, когда на смену им пришли тяжелые перчатки римского происхождения со свинцом и железом, называемые цестами.

Помещение свинца и железа в перчатки является римским изобретением. Об этом говорят творения римских поэтов и рисунки ваз. На Олимпийских играх такие перчатки не использовались, они могли применяться только в гладиаторских боях, проводившихся в тех частях Греции, которые были под властью Рима. Идея добавления в перчатки железа и свинца пагубно отразилась на спортивной культуре того времени: невежественные в искусстве кулачного боя, римляне решили, что сила атаки должна быть увеличена весом перчатки. Они не принимали греческую методику, смысл которой был в том, что резкий и быстрый удар дает больший эффект, чем медленный и тяжелый. Чем тяжелее вес перчатки, тем более травматичным и в то же время медленным получается удар. Еще один вид римских перчаток представлял собой твердый шар, на тыльной стороне которого имелись зубцы. Рука была защищена рукавом из овечьей шкуры, доходившим до самого плеча и укрепленным ремешком.

Искусство кулачного боя передавалось в некоторых семьях по наследству; этот обычай постепенно создал систему правил боя, которая со временем утвердилась среди кулачных бойцов и в течение всей истории греческого кулачного боя не подвергалась каким-либо изменениям. В то время не было точно отмеренного пространства для боя (ринга) и зрители сами образовывали ограждение боевой площадки. Разделения боя на раунды не существовало, и противники сражались без ограничения времени.

Когда бойцы настолько уставали, что не могли далее продолжать бой, по обоюдному соглашению поединок прерывался до тех пор, пока спортсмены не восстановят свои силы. Обычно бой продолжался до победы одного из противников. Если поединок затягивался на неопределенное время и победителя в нем определить не удавалось, прибегали к «пенальти». Это неоднозначное, с современной точки зрения, правило заключалось в следующем. Бойцы поочередно наносили друг другу удары. Защищаться было нельзя. Первоочередность нанесения удара определялась по жребию. При таких условиях победу одерживал более стойкий боец либо спортсмен, обладающий более мощным ударом.

Сигналом к тому, что боец сдается, служило поднятие вверх руки. Этот сигнал окончания состязания очень часто воспроизводился в сценах кулачного боя, изображавшихся на древних вазах, и назывался «apokleismos», что значит «исключение». За правильностью хода боя следил судья (гелладоник), изображаемый на вазах с лозой в руках. Ударами этой лозы он разнимал бойцов в случае нарушения ими правил боя. Гелладоники избирались из мужчин не моложе 40 лет, хорошо знающих правила боя.

Классификация бойцов по весовым категориям не была известна грекам. Их состязания были открыты для всех желающих, независимо от массы тела. Таким образом, кулачный бой был монополией тяжеловесов. Правила греческого кулачного боя запрещали применение приемов борьбы. Дело в том, что использование кожаных ремней по методу мейликай делало захваты и борцовскую технику малопрактичными.

Состязания проводились по турнирной системе, предусматривающей выбывание спортсмена после первого поражения, пары определялись по жребию. Такая схема проведения соревнований, использовавшаяся на древнегреческих Олимпийских играх, и по сей день называется «олимпийской». Сведений о правилах, регулировавших бой, история сохранила мало. Но нам известно, что участникам не позволялось прибегать к каким-либо запрещенным приемам: подкупать друг друга, наносить увечья. Продолжительность соревнований составляла 5 дней.

Устав запрещал участвовать в играх рабам и варварам. Для допуска к состязаниям свободнорожденный грек должен был представить доказательство того, что он в течение последних 10 месяцев готовился к играм, ежедневно упражняясь. Помимо этого, каждому участнику надлежало за месяц до начала игр прибыть в Олимпию и в течение месяца проходить испытания в олимпийском гимнасии за собственные средства. Естественно, это было не под силу представителям многочисленного греческого демоса. Победители во всех видах олимпийских состязаний получали денежные премии и материальную поддержку от своих городов или стран до конца своей жизни.

Заниматься кулачным боем начинали с юношеского возраста в палестрах – частных школах, или гимнасиях – общественных учреждениях. С V века до нашей эры, в период расцвета классической Греции, происходит смешение и взаимопроникновение двух основных школ физической подготовки. Гимнасии становятся главными центрами физического и духовного воспитания. Каждый из них имел палестру, которая включала помещение для борьбы и кулачного боя, беговые дорожки, залы для игры в мяч, бани, бассейны, комнаты для массажа и натирания мазями.

Мальчики и юноши упражнялись обнаженными. Перед тренировками они натирали тело маслами. В программу тренировки по кулачному бою был включен ряд подготовительных упражнений, целью которых было развить чувство дистанции и реакцию. Особое внимание уделялось обучению стойке, передвижениям и ударам, для чего широко применялся «бой с тенью».

В помещении для подготовки к кулачному бою свободно подвешивали мяч или мешок, наполненный песком, зерном или финиковыми косточками, на котором отрабатывались удары. Такой снаряд назывался «кирикос» и изготавливался из овечьей шкуры, вывернутой шерстью внутрь. Он подвешивался на уровне головы и служил для тренировки ударов.

На занятиях применялись перчатки из мягких ремней, голова защищалась маской, которая была похожа на шапку с наушниками – «амфотайд». Для защиты зубов и полости рта древние греки использовали защитное приспособление, аналогичное современной боксерской капе, которое изготавливалось из кожи.

В качестве общефизической подготовки широко применялись рытье земли и мотыжение. С точки зрения современного бокса эффективное использование этих упражнений представляется сомнительным, но в Древней Греции, где поединки часто оказывались весьма продолжительными, развитие силовой выносливости было крайне важным.

Для развития быстроты, ловкости и тактического мышления широко применялись игры в мяч. Существовали упражнения для укрепления рук и ног, тренировки мышц брюшного пресса. Распространены были также занятия со скакалкой, лазанье по канату и перетягивание его. Тренировки проводились под наблюдением учителей, не расстававшихся во время занятий с длинной палкой. Телесные наказания служили средством поддержания дисциплины, кроме того, физическая боль считалась действенной мерой для поднятия морального и даже интеллектуального уровня.

На большинстве древнегреческих изображений бойцы представлены в высокой стойке. Туловище выпрямлено, голова держится прямо, левая нога выставлена вперед и слегка согнута, ноги расставлены достаточно широко.

Из такого положения можно легко двигаться вперед, поэтому стойка древних греков была рассчитана на быструю и внезапную атаку. Приподнятый подбородок – признак того, что плотность боя невелика и поединок проходит на дальней дистанции. Задача вытянутой вперед левой руки (иногда сжатой в кулак, иногда с раскрытыми пальцами) – удержание противника на дистанции и осуществление подготовительных действий. Левой рукой били, но, по-видимому, главная ставка делалась на удар задней (правой) руки, которая для дополнительного замаха была отведена назад. Ее локоть иногда опускали, но чаще поднимали на высоту плеча или выше него.

Боевая позиция с открытым туловищем на большинстве изображений подтверждает то, что удары в корпус были запрещены. Существующие в античной литературе упоминания об ударах по корпусу рассматриваются как неточные, присущие неискусным бойцам. Среди исследователей нет единого мнения о причине их запрета. Одна из версий такова. В XII–XI веках до нашей эры Южная Греция и острова Эгейского моря были завоеваны дорийскими племенами, воины которых в боях применяли панцирь и щит, но шлем при этом отсутствовал, что и делало самым уязвимым местом голову.

Особенность позиции греческих бойцов с открытым корпусом состояла в том, что удары наносились только в плечи и голову. Разрешались удары по лопаткам, затылку, подмышечной впадине и по локтевым суставам.

На древнегреческих изображениях видно, что основная задача вытянутой вперед левой руки – это сохранение дистанции и защита. По-видимому, левой наносились прямые быстрые удары. Хотя момент нанесения удара правой рукой почти никогда не изображается, все же правый кулак почти всегда сжат и отведен для нанесения удара. Положение правой руки, отведенной для дополнительного замаха, говорит о том, что удары наносились редко и с большой силой. На некоторых изображениях локоть высоко поднят. Это значит, что правой рукой прямые удары наносили редко. Скорее всего, применяли боковые длинные удары (свинги) и, возможно, апперкоты. Удары наносились не только фронтальными костями пястных костей (как это принято считать в советской литературе), но также выполнялись рубящие удары предплечьем. В пользу этого говорит то, что большой палец руки не бинтовался, а бинтовалось само предплечье.

Движение вправо с вытянутой левой рукой затрудняло возможность удара с правой руки. При неподвижном положении в этом случае возможно нанесение удара типа свинга поверх вытянутой левой руки по подбородку. Естественно, противник был наготове и уходил, двигаясь от такого удара вправо, поэтому обычно картина боя сводилась к тому, что противники кружили один вокруг другого без всякого видимого результата. На основе анализа древнегреческих скульптур и рисунков возникли научные данные о том, что греческий кулачный бой развивал фигуру атлета в пропорциях, соответствующих пропорциям тела современного боксера. Древние бойцы имели тонкие ноги, широкие плечи, продолговатые мышцы, что свидетельствует о быстроте и силе удара.

Применение греческими бойцами ремней на кулаках не смягчало удара. Следовательно, выполнение защит подставкой кисти было почти невозможным. Из защит руками применялись отбивы и, возможно, в некоторых случаях блокировка. Поднятый подбородок говорит о том, что из защитных движений туловищем был известен только отклон назад. Рубящие удары предплечьем сверху вниз и свинги исключают использование нырков и уклонов. Наиболее приемлемыми для древнегреческих кулачных бойцов представляются защиты при помощи ног (передвижениями): хорошее маневрирование было залогом успеха в бою.

Пространство для ведения боя у греческих бойцов было не ограничено. Следовательно, они не имели возможности загнать противника в угол. Кроме того, раз ограничений по времени поединка также не существовало, была низкой плотность ведения боя. Скорее всего, тактика сводилась к тому, чтобы измотать противника или воспользоваться его промахом (оборонительная тактика). Обычно бой протекал в медленном темпе, что отражалось на его продолжительности. Это позволяло широко использовать обманные движения и тщательно продумывать тактические ловушки, связанные с вынуждением противника к определенному поведению на ринге. Отсутствие ограничений во времени при принятии тактических решений позволяло наблюдать за эмоциональным состоянием противника. Так, в сочинениях древнегреческого поэта Элиана воспевается мужество кулачного бойца Эуридамуса. В поединке он пропустил тяжелый удар противника, в результате чего у него оказались выбитыми зубы. Спортсмен, находясь в глубоком грогги (кратковременном ухудшении состояния), проглотил потерянные зубы и сумел сохранить невозмутимый вид. Его противник был введен в замешательство и пал духом, так как решил, что удар оказался неточным. Удивительное самообладание Эуридамуса позволило ему одержать победу в этом бою.

Первый олимпийский чемпион среди боксёров Ономастос отстоял своё первенство также на XXIV, XXV и XXVI играх. Согласно легенде, именно он по просьбе жителей Эллады изложил правила ведения кулачного боя, получившие название “Геракловых правил”. Другая легенда приписывает авторство этих правил самому сыну Зевса, вершителю 12 подвигов Гераклу, оставляя Ономастосу лишь скромную роль летописца первого устава бокса:

Бой ведется на ограниченной площадке, усыпанной песком;
Кисти рук бойцов обматываются кожаными ремнями;
Победителем становится боец, сбивший своего соперника с ног так, что тот полностью теряет способность к продолжению поединка, или боец, вынудивший своего соперника отказаться от продолжения боя. Побежденный поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление;
Если бойцы устают, разрешается перерыв для отдыха по их обоюдному согласию;
Если в установленное время победитель не определен, судья назначает обмен ударами без права защиты. Количество ударов не лимитируется. Бойцы наносят удары друг другу по очереди, согласно жребия;
Удары ниже пояса, по спине или затылку прямо не запрещены.

За соблюдением бойцами правил боя следил судья – элладоник, — изображаемый древними греками с прутьями в руках. Ударами этих прутьев он разнимал бойцов в случае нарушения ими правил боя.

Существует множество легенд о древнегреческих кулачных бойцах.В основании любой легенды, как правило, лежит реальное событие. С ходом археологических открытий легендарные сюжеты все чаще становятся доказанными фактами. Если верить мифам Древней Греции, то кулачный бой был придуман Аполлоном. Известно, что в древнегреческом пантеоне богов он считался покровителем искусств. Отсюда отношение эллинов к кулачному бою как к искусству.

Олимпийские игры древности дали возможность проявить себя многим личностям, до сих пор олицетворяющим гармонию силы и духа. Один из их числа – автор знаменитой теоремы, математик и философ Пифагор. Уроженец острова Самос организовал в городе Кротон математическую школу, в которой преподавал своим ученикам алгебру и философию, учил кулачному бою и борьбе. Пифагорейская школа считалась одной из самых выдающихся школ духовного развития во всем мире.

В летописях Диогена Лаэртского есть повествование о том, что Пифагор в возрасте 16 лет явился на Олимпийские игры и попросил разрешения соревноваться в юношеской категории. Юный соискатель олимпийской награды был облачен в фиолетовую тогу и имел длинные волосы. В просьбе было отказано на том основании, что ему еще не исполнилось 17 лет. Нисколько не обращая внимания на насмешки окружающих, Пифагор все же присоединился к взрослым олимпийцам. Недостаток в опыте и физической силе юноша компенсировал разумной тактикой и стал чемпионом на 48-х Олимпийских играх в 588 году до нашей эры.

Единственным боксером за всю историю не только древних, но и современных Олимпийских игр, одержавшим победу на четырех Олимпиадах, является Тисандрос родом из города Накос, расположенного на Сицилии. Этот выдающийся олимпиец оставался непобедимым более 12 лет и был победителем на 60, 61, 62 и 63-х Олимпийских играх. Как ни странно, но подробной информации о Тисандросе история почти не сохранила.

Едва ли не самым популярным кулачным бойцом эллинского мира был Диагорас (Диагор), уроженец города Родоса, воспетый поэтом древности Пиндаром. Свою спортивную карьеру Диагорас начал в 18 лет, одержав победу на соревнованиях в родном Родосе. После этого он стал ездить по городам и весям Эллады, вел кулачные бои в качестве профессионала, чем прославлял свою малую родину. В 464 году до нашей эры Диагорас стал олимпийским чемпионом.

Как утверждают легенды, Диагорас был знаменит на территории всей Греции, являя собой образец настоящего атлета. Его стиль ведения боя был на то время уникален: Диагорас никогда не пытался уйти от удара противника и ни разу за всю свою карьеру не нарушил правил честного поединка. Зрители очень уважали Диагораса, который со временем стал самым настоящим «народным» чемпионом. За всю свою спортивную жизнь он, помимо триумфа на Олимпийских играх, четыре раза побеждал на Истмианских и дважды на Немейских состязаниях кулачных бойцов.

Диагорас стал основателем целой династии великолепных бойцов. В семье выдающегося эллина очень много времени уделяли изучению кулачного боя. Его дочь принимала участие в подготовке детей к состязаниям. К слову сказать, именно с дочерью Диагораса связана волнующая легенда о матери-тренере, которая посмела однажды нарушить закон, не допускающий женщин на Олимпийские игры под страхом смертной казни. Когда внуки Диагораса принимали участие в Олимпийских состязаниях, их мать, переодетая мужчиной, присутствовала на трибуне в качестве зрителя. Когда ее сын в труднейшем финальном бою одержал победу, материнское сердце не выдержало и она первой бросилась его поздравлять. И была узнана. Из уважения к матери олимпийского чемпиона суровые арбитры сочли возможным ее не наказывать. Сыграло роль и всеобщее уважение к спортивным заслугам семьи Диагораса. А заслуги эти поразительны: три его сына и два внука восемь раз становились олимпийскими чемпионами. Древняя легенда гласит, что, когда двое внуков Диагораса стали чемпионами в Олимпии, они подняли своего престарелого деда на плечи и пронесли перед ликующими трибунами. «Круг почета» стал наивысшим триумфом в его жизни, и, осознавая это, кто-то из толпы выкрикнул: «После такого и умереть не страшно!» Как будто в подтверждение этих слов, Диагорас вдруг уронил голову на грудь и тихо умер.

Велика также была слава Меланкома, кулачного бойца из Карий, жившего в I веке н. э. Это был мастер защиты. Держа руки вытянутыми вперед, он умело удерживал противника на дистанции, не позволяя тому наносить удары. Меланком так мог продержаться и час, и два, и три (время поединков не ограничивалось), до тех пор, пока его соперник не выбивался окончательно из сил. За все свои выступления не изувечив ни одного из многочисленных противников, он с чистой совестью и высоко поднятой головой покинул стадион непобежденным.

Одним из самых славных боксеров Древней Греции был Тагенес. Было подсчитано, что он победил в 1425 встречах. Современные статистики бокса могут подтвердить, что этот рекорд не побит до сего дня.

Полидамус, живший около 380 года до нашей эры, был весьма известной и популярной в Древней Греции личностью. Этот кулачный боец и борец, помимо побед на нескольких Олимпийских играх, выиграл многие состязания. Но тем не менее истории он больше известен как невероятный силач. Полидамус был гигантом – ростом 205 сантиметров и весом 136 килограммов. Если верить первоисточникам, он умел проделывать феноменальные вещи: остановить колесницу, запряженную тремя лошадьми, в свободной схватке с тремя атлетами убить всех троих, на многочисленных демонстрациях оторвать ногу у быка и убить льва голыми кулаками. Причиной смерти Полидамуса послужила переоценка своих сил. Он с тремя друзьями находился в пещере, когда там начался обвал. Его друзья выбежали из пещеры, а Полидамус остался, стараясь удержать падающий свод. Там его и настигла гибель.

Клейтомакус не был известен такими феноменальными трюками, как Полидамус, но на спортивной арене он был вторым после Теагенеса, а также вторым в истории Олимпийских игр атлетом, сумевшим стать чемпионом одновременно и в кулачном бою, и в панкратионе. Это произошло на 141-х Олимпийских играх в 216 году до нашей эры. Более всего этот выдающийся атлет был известен именно как кулачный боец и одерживал победы в сотнях состязаний на протяжении многих лет. К несчастью для Клейтомакуса, рост его спортивной карьеры был остановлен его современником, одним из величайших борцов всех времен Карпусом, который также принимал участие в панкратионе. На 142-й Олимпиаде эти два атлета встретились в финале соревнований по панкратиону и победу одержал борец. Образ Клейтомакуса запечатлен в самой известной статуе кулачного бойца, которая находится в музее Рима: выдающийся атлет сидя отдыхает после раунда состязания с египетским кулачным бойцом Аристоникасом.

Распространение кулачного боя в мире началось после завоевания разобщенных греческих государств Македонией. Знания о греческих единоборствах вместе с войсками Александра Македонского проникли далеко за пределы Греции и ассимилировались с местными единоборствами на всей территории Древнего Востока.

К концу I века до нашей эры Греция была покорена Римом, унаследовавшим ее культуру, которая со временем стала значительной частью культуры римской. Римляне судили об атлетике исключительно с точки зрения ее полезности для военной подготовки. В честь своей победы в сражении в 31 году до нашей эры император Август учредил акцийские игры, из программы которых наибольшей популярностью пользовался кулачный бой. Со временем под влиянием милитаризации общества он превратился в поединки гладиаторов. Римская методика подготовки бойцов в ходе многочисленных походов римских легионов проникла в Европу.

Одной из самых удаленных римских провинций была Британия. В XVII– XVIII веках на Британских островах широкое распространение получил английский призовой бокс, включающий наряду с ударами рук захваты, подножки, броски и удары головой.



  • Разделы сайта