Чем отличается самбо от дзюдо: сходства, различия и отзывы. Чем отличаются виды боевых искусств друг от друга

Страница 6 из 10

Глава 5 Дзюдо против джиу-джитсу

Любой рассказ об истории японской системы самозащиты неизменно начинается такой сакраментальной фразой: «Происхождение джиу-джитсу не вполне ясно, так как его корни уходят в седую древность». Биография у джиу-джитсу действительно запутанная. Эта боевая система стала результатом сложного синтеза, в основу, которого легли как рожденные в самой Японии, так и чужеземные, «импортные» приемы. Приемы эти должны были совершить длительное и совсем не простое путешествие, прежде чем их узнали в Стране восходящего солнца.
«Самое интересное и излюбленное в Японии спортивное упражнение - джиу-джитсу; оно известно также и в Европе, по крайней мере по названию. Уже давно оно является основой японского воспитания… Так же, как и все в Японии, джиу-джитсу происходит из Китая».
Эти с явным скептическим оттенком слова - принадлежат Карлу Гагеману, немецкому искусствоведу двадцатых годов, который в джиу-джитсу тем не менее разбирался куда лучше многий современных ему патентованных специалистов. Приемы, положившие начало джиу-джитсу, действительно пришли некогда из Китая, об этом говорят сами японцы. И все же Гагеман здесь был прав только наполовину. Даже заимствованным у Китая формам японцы сумели придать свой собственный национальный характер. Учение о защите и нападении в Стране восходящего солнца было существенно переработано в чисто японских традициях и поднято на новый, более высокий уровень. Едва ли возможно найти такую книгу о джиу-джитсу или дзюдо, в которой не содержалось бы полулегендарного рассказа о средневековом японском враче Широбеи Акаяма. Отправившись в Китай совершенствовать свое врачебное искусство, он познакомился там с одной из школ ушу.
И с той самой поры уже боевое, а не врачебное мастерство увлекло его. Гуляя однажды по саду после небывало сильного снегопада, Акаяма увидел, как толстая и прочная ветвь сакуры - вишневого дерева, сплошь облепленная мокрым снегом, не выдержала навалившейся на нее тяжести и обломилась. А тонкая, но гибкая ивовая ветка покорно клонилась вниз до тех пор, пока тяжелая снеговая шапка не соскользнула с нее на землю, и тотчас же выпрямилась как ни в чем не бывало.

Мысли Широбеи уже давно были заняты боевыми приемами, способами их наилучшего использования, и то, что он увидел сейчас, внезапно подсказало ему основной тактический принцип схватки. Восхищенный своей догадкой, он даже не удержался и воскликнул: «Нужно не противоборствовать бессмысленно превосходящей силе, но притворно уступить ей, чтобы потом наверняка одержать победу!»
А потом на целых три года бывший врач заперся от всех в своем доме. Когда же это добровольное затворничество окончилось, Акаяма всенародно объявил, что знает триста неотразимых приемов рукопашного боя, с помощью которых можно побеждать даже значительно превосходящего в силе врага. Это и было якобы днем рождения знаменитого джиу-джитсу.
Опровергать романтичные старые легенды не очень-то благодарная работа, но приходится тем не менее отметить, что у Широбеи не было никакой необходимости глубокомысленно созерцать заснеженное дерево для того, чтобы понять и сформулировать несомненно важный тактический принцип.
Прежде всего этот принцип был хорошо известен в Китае, где он только что побывал. Но самое главное, что и во времена Широбеи, и за сотни лет до него в самой Японии тот же тактический прием широко использовался в популярнейшем национальном виде спорта. Это борьба сумо, где очень широко применялись уловки, позволявшие использовать силу противника против него самого. Именно из этой древней борьбы они и пришли в джиу-джитсу точно так же, как ряд других приемов и даже их названий.
Насчитывающее более чем тысячелетнюю историю сумо живет и сегодня, являясь одним из самых любимых видов спорта в Японии. Борьба происходит на специальной глинобитной площадке в кругу. Побеждает тот, кто вытеснит противника из круга или заставит коснуться земли любой частью тела, кроме ступней. При таких правилах вес борца приобретает очень большое значение. Профессионалы сумо питаются по особой диете, рассчитанной ни более ни менее как на ожирение. Вес сумоиста в 160–180 килограммов отнюдь не редкость. «Он разжирел как сумоист», - говорят японцы, когда хотят сказать об очень толстом человеке. Стоит отметить, что избыточный вес не лишает борцов ни быстроты, ни гибкости. Двухцентнерные толстяки «крутят» кульбиты и без всякого труда выполняют шпагат.
Понятно, что одолеть, грузного, изо всех сил старающегося вытолкнуть вас из круга противника можно только хитростью, ловко отступив под его напором и использовав в быстром приеме инерцию его собственного движения. И вот в азартных схватках сумоистов очень часто можно увидеть, как более тяжелый яростно наступающий, но нерасчетливый или неумелый борец, перевернувшись в воздухе, шлепается на глиняную площадку или даже вообще вылетает вон за пределы круга.
Кроме истории Акаяма Широбеи, существует и второй такой же точно полулегендарный рассказ о китайце Чин Генпине, который в 1638 году поселился в Японии и обучил нескольких самураев боевым приемам ушу. Очень может быть, что и Акаяма и Чин Генпин действительно существовали, а заимствование китайских боевых навыков имело неоднократный характер. Однако история рождения джиу-джитсу никак не укладывается в столь немудрящие рамки. Ведь еще древние исторические хроники и даже японские мифы говорят о приемах, использовавшихся в боевых и состязательных схватках. А уже к середине XVI века прославленный японский борец Такеуци разработал оригинальную систему защиты и нападения без оружия, называвшуюся «когосоку-косино-мовари» (интересно отметить, что поклонники этой системы существуют в Японии даже сейчас). Еще через 90 лет другой выдающийся мастер борьбы, Секигуди Дзюсин, создал свою систему «явара» (кулак), построенную на бросках с использованием силы самого нападающего противника. Эти две системы и китайское ушу стали основой как для множества заимствований, так и оригинальных творческих разработок в течение последующих столетий. В Японии появляется очень большое количество различных систем и их школ, которые, исходя из уже имевшегося наследия, разрабатывали наиболее целесообразные приемы единоборства без оружия. При этом одни делали упор на приемы, которые теперь называются болевыми, другие совершенствовали технику бросков, третьи уделяли главное внимание ударам в особо уязвимые точки на теле противника. И конечно, каждая держала свои достижения в строгом секрете. Со временем одна система или школа давала жизнь другой, новой. Так из «кэндин-кумиуци» родилось «кюсинрю», а из «циоку-синрю» - получившее в будущем такую широчайшую международную известность «дзю-дзюцу», которое в европейском произношении прозвучало как «джиу-джитсу». По-японски «дзю-дзюцу» означает «утонченное искусство ловкости».
Той самой ловкости, которая была способна принести победу даже над более сильным противником.
Если сведения о рождении джиу-джитсу довольно отрывочны и туманны, то история заката этой системы и ее драматической предсмертной борьбы за право существования известна достаточно хорошо. Вторая половина прошлого века была особым периодом в истории Японии. Феодальная Страна восходящего солнца, не желая оставаться на полуколониальных задворках, всеми силами старалась перейти на путь современного капиталистического развития. На фоне этого джиу-джитсу, как и многое другое, уходившее корнями в средневековье, постепенно сходило на нет, умирало вместе с феодализмом. И наверное, древняя японская система исчезла бы почти бесследно, забылась бы точно так же, как старинные боевые приемы европейцев, прочно погребенные бурным развитием современной военной техники. Если этого все-таки не случилось, то только благодаря доктору Дзигаро Кано. Этот человек, убивший джиу-джитсу, вместе с тем дал ему вторую, куда более яркую жизнь.
Еще в шестнадцать лет Кано со всем пылом юности увлекся древним искусством самозащиты. Его интересовала поначалу только чисто практическая сторона: хотелось стать сильнее любого обидчика и уметь надежно постоять за себя. Однако совсем незаметно это приобрело характер глубочайшего увлечения. Годами он настойчиво разыскивал и скупал старинные манускрипты. Беседовал со многими специалистами и в конце концов досконально изучил наследство нескольких школ, еще хранивших древние боевые навыки. Умный и широко образованный человек, он не мог не видеть, какую ценность представляло это умирающее уже искусство самозащиты. И не только прикладную, но и чисто воспитательную. У Кано, который к этому времени уже имел диплом преподавателя, возникает мысль создать на базе джиу-джитсу самобытную систему воспитания японской молодежи. Воспитания как физического, так и мораль но-волевого. Но чтобы иметь возможность выполнить эту задачу, было необходимо в самом буквальном смысле разгромить в открытой схватке наиболее искушенных специалистов джиу-джитсу, доказав преимущество новой системы.
Наверное, каждый, кому довелось посмотреть «Гения дзюдо», надолго запомнил этот отличный фильм, поставленный по сценарию известного японского кинематографиста Акиры Куросавы. Там в сцене упорнейшего борцовского состязания среди множества зрителей-японцев можно было заметить одного-единственного европейца. И хотя авторы фильма отнюдь не собирались снимать документальную ленту, а скорее экранизировали легенду, которой окружены имена их национальных героев, в этих кадрах они не погрешили против истины.
Кто слишком часто слышал о мистической таинственности японских приемов, будет, конечно, удивлен и даже слегка разочарован, узнав, что у колыбели дзюдо стоял европеец с университетским образованием - известный немецкий врач Эрвин Бальтц, преподававший в то время в Токио. Дзигаро Кано был достаточно образованным, просвещенным человеком и, отбирая приемы в арсенал дзюдо, постоянно консультировался с Бальтцем относительно степени их опасности для человеческого организма.
Однако прежде чем перед «отцом дзюдо» открылось заслуженно широкое поле деятельности, он должен был доказать абсолютное превосходство созданной им системы над всеми остальными. Предмет спора являлся таким, какой невозможно доказать ни в одной теоретической дискуссии, его можно было разрешить только на татами. Предстояли жестокие схватки со сторонниками джиу-джитсу и иных старинных школ японской самозащиты. И хотя такие школы влачили жалкое существование, уже умирали, у этих «умирающих» было еще вполне достаточно сил для того, чтобы жестоко иска-
лечить или даже убить того, кто становился на их пути, отнимая последние средства существования.
Ученики Кано, однако, с честью вышли из самых суровых испытаний и наголову разгромили всех своих соперников в публичных состязаниях. Последняя из таких конкурентных встреч была проведена в 1886 году и вошла в историю японского спорта как блестящая победа дзюдо. Тринадцать мастеров джиу-джитсу школы «То-цука-рю» были вынуждены признать себя побежденными, и только двое сумели добиться почетной ничьей. Настоящим героем таких состязаний был лучший ученик Кано - Сиро Сайго - «гений дзюдо». Этот феноменально одаренный и отлично подготовленный борец не знал поражений, и, хотя авторы посвященного ему фильма не сочли удобным сказать об этом, Сиро сумел нанести поражение даже своему учителю, самому Дзигаро Кано. На татами произошла та же самая история, о которой Ласкер, выиграв звание чемпиона мира у Стейница, самокритично заметил: «Игрок победил мыслителя!»
Одержав блестящую победу в матче дзюдо против джиу-джитсу, Дзигаро Кано получил в Японии общее признание и возможность достаточно широко развернуть свою деятельность. Правда, организованный им «Кадокан дзюдо» еще очень долгое время помещался в небольшом деревянном домишке с «залом» площадью около 20 квадратных метров. Можно ли было поверить тогда, что этот крохотный «институт дзюдо» превратится впоследствии в многоэтажную громадину из стекла и бетона, которую называют «фабрикой неуязвимых»? Детище Кано сделалось в конце концов всемирно известным учебным и научным центром популярной японской борьбы.
Кано умер в конце тридцатых годов, так и не дожив до того времени, когда дзюдо превратилось в широко распространенный и признанный международный вид спорта. Но было бы неправильно думать, что имя Кано связано только с созданием этой увлекательной борьбы в одежде. Он был человеком достаточно широких взглядов и отлично понимал ту огромную пользу, которую способна принести народу физическая культура во всех ее формах. Хотя в то время понять эту, казалось бы, очевидную истину было дано далеко не каждому. Развитие не только дзюдо, но и всего японского спорта многим обязано Дзигаро Кано. Именно он еще в 1909 году организовал Олимпийский комитет Японии и стал его первым председателем. Легкоатлетический союз Страны восходящего солнца также обязан ему своим рождением. Ведь патриарх дзюдо никогда не замыкал свою деятельность узкими рамками только лишь своего вида спорта.

Если многочисленные шарлатаны-«профессора», преподававшие джиу-джитсу вне Японии, всячески старались набросить на свои совершенно «неотразимые» и «смертельные» приемы доходный покров мистической таинственности, то Дзигаро Кано действовал совсем иначе, открыто пропагандируя свою систему. Он мечтал о том, чтобы дзюдо пользовалось в Европе такой же большой популярностью, как и у него на родине.
Но, каким это ни покажется странным, все его усилия остались втуне. Европейцы оказались на редкость недальновидными. В континентальной Европе в те годы безраздельно царствовала театрализованная, доведенная до виртуозного совершенства цирковая французская, а в Америке и Англии - вольная борьба. И никакой иной больше не требовалось. Другое дело «неотразимые» приемы джиу-джитсу, пользуясь которыми, как утверждала реклама, можно было одному победить целую толпу нападающих. Потребовалось не одно десятилетие, чтобы на Западе признали вид спорта, созданный Кано. А пока там джиу-джитсу явно брало запоздалый реванш у дзюдо.
Японской системе самозащиты выпала на Западе по-истине необычайная судьба. На рубеже этого столетия джиу-джитсу привлекло к себе всеобщее внимание, завоевывая признание во всем мире. Его беззастенчиво расхваливали, приписывая прямо-таки фантастические достоинства, которыми оно, естественно, никогда не обладало. Столь же бездоказательно критиковали, отрицая какую бы то ни было пользу, и даже в полной запальчивости объявляя японскую систему всего лишь хитроумной мошеннической фальсификацией.
Проходит всего лишь несколько лет, и экзотическая система становится невероятно модной. Ей уже служит даже исконная столица мировой моды - Париж. Под яркий фейерверк беззастенчивой рекламы начинается триумфальное шествие джиу-джитсу по странам Европы и Америки, не минуя даже самые маленькие и захолустные из них. Японской самозащитой увлекаются спортсмены и мюзик-холльные примадонны, полицейские и скучающие аристократы, артисты цирка, офицеры, известные литераторы и, конечно же, всегда поспевающие в ногу с модой вездесущие обыватели. О джиу-джитсу пишут, говорят, спорят. О его приемах, таинственных и неотразимых, рассказывают своим читателям даже самые далекие от спорта издания. И поют при этом восторженную хвалу.
Азиатский новичок откровенно заставил потесниться и старое «благородное искусство самозащиты» - английский бокс, и его галльского, собрата - «сават» - бокс французский. В атмосфере небывалого ажиотажа под спекулятивным девизом «Что лучше?» околоспор-тивные дельцы устраивают единоборства джиу-джитсе-ров с боксерами, борцами вольного и классического, французского стиля. Видам спорта, из арсенала которого давно были изгнаны опасные захваты и удары, противопоставлялся не спорт, а система самозащиты, допускавшая какой угодно прием и удар в любую уязвимую часть тела. Эти гладиаторские состязания, лишенные какого бы то ни было спортивного и имевшие только коммерческий смысл, вызывают огромный инте-pec и собирают множество зрителей. И никто не задумывался о том, что подобные схватки не имеют даже того сомнительного значения, которое им старались придать.

Азбука самбо

Тема пятая: «Броски: рывком за пятку с упором в колено; захватом обеих ног; кувырком. Болевой прием - ущемление ахиллова сухожилия»

Теперь вы уже имеете определенный самбистский «стаж». Если вы точно выполняли все наши указания, настойчиво и терпеливо тренировались, то уже получили целый ряд необходимых и полезных навыков. Регулярное исполнение упражнений как общей, так и специальной физической подготовки заметно увеличило силу вашей мускулатуры, принесло большую гибкость и быстроту. Вы научились падать, не причиняя себе ни малейшего вреда, а вместе с тем изучение падений дало вам и начальную тренировку в координации движений при необычных ситуациях. Получили навык в том, как устойчиво держаться на борцовском ковре, передвигаясь по нему легко и стремительно. Освоили также искусство выведения соперника из равновесия для последующего проведения броска. Все это чрезвычайно важные, но в то же время лишь вспомогательные действия в самбо. Зато теперь, твердо освоив их, вы получили возможность уверенно перейти к освоению непосредственно приемов борьбы.
Ваше знакомство с арсеналом приемов самбо начнется с очень легкого по исполнению, но действенного приема, который называется «бросок рывком за пятку с упором в колено».
В каком порядке следует это делать? Прежде чем начать разучивать отдельные элементы любого приема, прием в целом или сложное, непривычное для вас упражнение, следует внимательно и несколько раз прочитать соответствующий текст, просматривая иллюстрации к нему. После того как вы твердо освоите описание приема, не торопясь, мысленно проделайте его несколько раз. То есть возможно более реально представьте себе, что выполняете нужное движение, как бы ощущая его соответствующими мышцами, но оставаясь при этом неподвижным. Вот такое, как говорят специалисты, создание идеомоторного образа движения существенно облегчит и ускорит овладение приемом. Разучивая бросок рывком за пятку с упором в колено, и вам и вашему партнеру следует принять положение прямой правосторонней стойки. Правая нога выдвинута вперед на расстоянии примерно одной ступни. Ноги почти выпрямлены в коленях и не напряжены. Туловище также держится свободно и без лишнего напряжения.
Для исполнения броска следует присесть, слегка наклоняясь к правой ноге партнера. Ваша левая рука захватывает правую пятку партнера снаружи, а ладонь правой накладывается на его правое колено изнутри. При этом ваша правая рука повернута так, что мизинец оказывается выше большого пальца.
Сделав такой захват, следует произвести рывок левой рукой за пятку на себя и затем вверх, а правой ладонью надавить на колено партнера в направлении влево вниз. В результате этих действий вы, сгибая и поднимая вверх ногу партнера, вызываете его падение (см. рис.). При этом он не просто лишается опоры, а ваше воздействие на его правую ногу приводит к тому, что его неудержимо тянет назад и вправо.

Проделайте сначала этот прием медленно и мягко, без резких рывков, так как, неправильно выбрав направление движения ваших рук, вы можете причинить боль партнеру. Кроме того, начальное изучение приема в медленном темпе и без излишней торопливости позволит добиться полной согласованности и одновременности действии ваших рук, без которых бросок просто не получится. В то же время ваш партнер получает возможность проверить в благоприятной обстановке свой навык падать, не причиняя себе никакого вреда. В качестве самостраховки он должен использовать падение назад с мягким перекатом на округленной спине, прижав подбородок к груди и энергично ударив обеими руками по ковру для амортизации своего падения. Если же ваш нажим на его колено будет очень энергичным, то партнер упадет направо и должен будет страховаться, используя технику падения на правый бок: соответствующую группировку тела, мягкий перекат и хлопок по ковру правой рукой.
Достаточно твердо усвоив технику броска на несопротивляю-щемся партнере, следует присоединить к ней действия, подготавливающие этот прием. Ведь в схватке не приходится рассчитывать на то, что партнер сам придет в положение, удобное для исполнения вами броска. Необходимо научиться умело создавать самому такие моменты, только при этом условии бросок приобретает свою грозную силу.
Подготовок для данного броска мы изучим две, и диаметрально противоположного характера: при одной из них вы заставляете партнера перенести вес тела на атакуемую ногу, а при другой, наоборот, на неатакуемую.
Для исполнения первого варианта захватите левой рукой середину правого рукава партнера под локтем, а правой - левый отворот его куртки на груди. Резко потяните левой рукой влево вниз и немного на себя, а правой так же энергично как бы приподнимите партнера влево вверх. Сразу же после этого следует с максимальной быстротой присесть, захватить правую ногу партнера и сделать бросок, как описано выше.
Сущность второго варианта подготовки заключается в том, что вы резко толкаете партнера, вынуждая его сделать шаг назад. Партнер стоит в прямой левосторонней стойке. Сделав захват, как и в первом варианте, вы производите энергичный толчок так, чтобы ваш партнер вынужден был отступить назад. Этот шаг назад он сделает, естественно, левой ногой, отставив вперед правую. А вы немедленно после толчка приседаете и проводите бросок, захватив его правую ногу.
Наиболее частые ошибки при разучивании броска заключаются в следующем: 1. Атакующий тянет за пятку партнера только вверх, забывая, что начальное движение его левой руки при рывке должно быть направлено параллельно ковру и лишь потом вверх. 2. Атакующий поднимает захваченную ногу вверх, не сгибая ее упором в колено изнутри.
А теперь познакомьтесь с техникой исполнения того древнего, но эффективного приема, об истории которого вы узнали из первой главы этой книги. Это тот самый бросок захватом двух ног.
Разучивая его, и вам и вашему партнеру следует принять прямую правостороннюю стойку. Захватите рукава партнера пониже локтей и обеими руками сильно рваните вниз и от себя, сбивая его на пятки. Быстро сделайте небольшой шаг вперед, приседая и сгибаясь в поясе так, чтобы захватить руками ноги партнёра снаружи за подколенные сгибы, а правым плечом упереться в его живот. Толкая правым плечом в живот партнера, руками нужно сделать сильный рывок, как бы выдергивая из-под него обе ноги. Направление рывка: на себя, вверх и в стороны, то есть правая рука вправо, а левая влево так, чтобы развести ноги партнера (см. рис.).

В момент падения отставьте правую ногу назад и, придерживая партнера за ноги, постарайтесь смягчить его удар о ковер. Со своей стороны он должен провести самостраховку как при падении назад.

Бросок захватом двух ног особенно целесообразно проводить в тот момент, когда партнер сгибает ноги и тянет вас на себя.
Следующий прием нынешней темы тоже несложный по исполнению и в тактическом отношении, тесно связанный с предыдущим. Это бросок кувырком.
Примите позицию прямой правосторонней стойки. А ваш партнер принимает такое положение, как будто бы собирается провести бросок захватом обеих ног или рывком за пятку: он наклоняется, протягивая руки к вашим ногам, но не захватывает их. Для исполнения броска кувырком наложите правую ладонь сверху на затылок партнера так, чтобы пальцы были повернуты вправо. Левую руку перенесите поверх правой руки партнера, затем пропустите ее между правой рукой партнера и его боком и захватите левой рукой свое правое предплечье сверху. В результате этого маневра партнер оказывается в надежном капкане из ваших рук. Теперь надавливайте правой ладонью на затылок партнера, пригибая его голову вниз, а левым предплечьем одновременно поднимайте его левое плечо. Это энергичное движение своих рук вы должны усилить резким поворотом корпуса вправо и шагом назад правой ногой (см. рис.). В результате партнер должен перекувырнуться через левое плечо и упасть на спину. Страховка партнера при падении заключается в. мягком перекате на округленной спине от левого плеча к правому бедру (см. упражнение 14 второй темы).

Бросок кувырком может быть использован в качестве самостоятельного атакующего приема, когда соперник находится в низкой стойке, но особенно он ценен как контрприем при любой попытке противника захватить ваши ноги. Следует помнить, что эти полезные функции броска вполне применимы не только в спортивной, но и в боевой схватке.
Разучивать все броски следует как в левостороннем, так и в правостороннем их варианте.
В заключение познакомьтесь с вашим первым болевым приемом - ущемление ахиллова сухожилия. Лучше всего изучать его из того положения, в котором оказываетесь вы и ваш партнер после проведения броска захватом обеих ног: партнер лежит на спине, а вы стоите лицом к нему, захватив его ноги. Сядьте на ковер так, чтобы ваша правая нога оказалась между ногами партнера, а левая - с наружной стороны его правого бедра. Продолжая движение, с силой обхватите правую ногу партнера своими ногами и скрестите их стопы у него на груди.
В то же самое время, когда будете садиться на ковер, вы должны отпустить правую ногу партнера, а захват левой ноги изменить так, чтобы ее стопа оказалась зажатой у вас под мышкой. Для этого вы сгибаете левую руку в локте и прижимаете ее лучевой костью к ахиллову сухожилию партнера. Иными словами, нижняя часть «ребра» вашего левого предплечья той стороной, к которой прилежит большой палец, давит снизу на заднюю часть ноги партнера чуть выше его пятки. Правой рукой возьмитесь за свою сжатую в кулак левую руку для усиления ее захвата.
После этого начинайте надавливать на ахиллово сухожилие партнера, поднимая свое левое предплечье с помощью правой руки, опуская левое плечо, а также прогибаясь корпусом назад и приподнимая таз. Ваши скрещенные ноги лежат на груди партнера и мешают ему подняться (см. рис.).

Разучивать этот болевой прием следует в медленных движениях и очень осторожно. При первом же появлении боли партнер должен громко сказать «есть» или хлопнуть ладонью о ковер, а вы - немедленно отпустить захват, так как без строгого соблюдения таких предосторожностей можно легко получить травму. Не забывайте это непременное правило при разучивании любого болевого приема.
Вы уже, конечно, догадались, что все приведенные в этой теме приемы имеют между собой определенную связь. Проведение броска захватом обеих ног или рывком за пятку с упором в колено следует завершать болевым приемом - ущемление ахиллова сухожилия, который окончательно подчинит вашей воле противника. Попытки же соперника провести названные выше броски нужно прерывать контрприемом, сделав бросок кувырком.
Эти «связки» приемов, переход после исполнения одного приема сразу же к другому, вы будете осваивать в условных схватках, заранее обусловив с партнером их характер. Например, вы проводите бросок захватом двух ног и переходите на болевой прием или он пытается сделать бросок захватом ног, а вы встречаете его атаку, делая бросок кувырком, и т. п. Вашей задачей является твердое усвоение исполнения контратаки или перехода от одного приема к другому в быстром боевом темпе, так как иначе в реальной схватке вы просто не сможете их провести из-за противодействия противника. Поэтому отработку этой техники начинайте на несопротивляю-щемся партнере, который знает, какой именно прием должны вы проводить. Это дает вам возможность полноценно и без вредной спешки освоить технику проведения приемов, избежав возможных ошибок. Если же партнер станет оказывать сопротивление или вы будете пытаться сделать еще недостаточно освоенный прием сразу в быстром темпе, это даст очень плохие результаты. Учебная условная схватка потеряет весь свой смысл, так как превратится в откровенную нетехничную возню. Вы уже не сможете получить необходимые навыки, а в исполнение вами приема начнут вкрадываться неизбежные ошибки, которые значительно снизят его боевую ценность или даже вообще сведут на нет.
Поэтому повышать темп выполнения приемов и начинать оказывать сопротивление приему партнера, поначалу несильное, можно только тогда, когда вы уже вполне овладеете его техникой в медленном исполнении. Пройдя фазу обусловленных заранее схваток с дозированным сопротивлением партнера и вполне освоив этот этап, можете переходить к вольным схваткам, в которых используйте все изученные приемы и уже в быстром темпе.
Изложенной выше последовательности отработки «связок» и контратак неизменно придерживайтесь и в будущем.

В отличие от ушу и каратэдо оно никогда не становилось всеобщим достоянием, культивировалось преимущественно самурайскими родами, причем каждый род развивал искусство в своем направлении и фактически создавал фамильную школу. Единоборство джиу-джитсу возникло в XI - XII вв. н.э. Сам термин "джиу-джитсу" появился в XVI в. В русском языке он имеет до десяти значений: "тайное искусство", "незаметное искусство", "искусство четырех пальцев", "искусство незаметного отключения" и т.д.

Самый яркий след джиу-джитсу в истории единоборств - это то, что оно было источником зарождения японской борьбы дзюдо. Выдающийся японский педагог, просветитель и тренер Д. Кано исключил из арсенала джиу-джитсу многие опасные приемы: удушающие, болевые (за исключением болевых на локтевой сустав и на ноги, которые хорошо контролируются) - и взял из джиу-джитсу наиболее эффективные броски, разработав методику обучения им. Это направление он назвал дзюдо - "гибкий путь", или "мягкий путь". Увидев в джиу-джитсу сильное воспитательное средство, он создал не вид спорта, а систему духовного воспитания через занятия этим единоборством.

В 1882 г. Кано основал свою школу дзюдо - "Кодокан", а через год организовал первые соревнования в Японии с участием различных школ джиу-джитсу (соревнования были не спортивные, а по прикладному искусству с боевой направленностью). Ученики Кано одержали в них убедительную победу. Дзюдо становится популярным в Японии, школы по этому единоборству открываются в различных учебных заведениях страны. В начале XX в. дзюдо выходит за пределы Японии: в США, Англии, Германии, Франции, Голландии и других странах были открыты филиалы "Кодокан", где преподавали такие известные специалисты, как профессора Каваиши, Конзуми, Ри и др.

В 1948 г. образовался Европейский союз дзюдо (УЕД), объединяющий в настоящее время более 30 стран. Значительным событием явилось создание в 1956 г. Международной федерации дзюдо (ФИД), которая объединяет более 100 стран мира. Чемпионаты Европы проводятся с 1951 г., а мира - с 1956 г. Интересно, что первым чемпионом мира стал не японец, а голландец Геезинк.

Дзюдо стало первым и до 1994 г. единственным из восточных единоборств олимпийским видом спорта. Мужское дзюдо входит в программу Олимпийских игр с 1964 г., а женское - с 1992 г.

Таэквондо

Корейское национальное боевое искусство таэквондо получило это название в 1955 г. (таэ - удар ногой, квон - удар рукой, до - путь. Варианты произношения: "тхэквондо" и "тэквондо"). Бесспорным является и то, что единоборства в Корее во многом впитали в себя достижения китайского искусства ушу. Недаром некоторые западные специалисты в своих трудах утверждают, что таэквондо - полностью заимствованная система, причем одна треть технического арсенала взята из ушу и две трети - из каратэдо.

Таэквондо имеет и свои специфические черты, делающие его очень популярным в мире. Это, прежде всего, акцент на нанесение ударов ногами. Классический прием - в высоком прыжке выбить всадника из седла. Овладевают искусством наносить удары в прыжках в длину (на расстояние не менее 3 м через согнутые спины нескольких партнеров) и в высоту (примерно до уровня баскетбольного щита и выше). Обучающиеся взбегают по стене и наносят удар обеими ногами в прыжке и т.п.

Популярность таэквондо за рубежом, и прежде всего в США, объясняется знакомством многих американцев с этим видом боевых искусств в период войны в Корее (1950 - 1953). По возвращении на родину бывшие "зеленые береты", обучавшиеся под руководством квалифицированных мастеров, открыли свои школы, где сейчас занимаются сотни тысяч американцев. Много сделал для становления американского варианта таэквондо легендарный Джун Ри. Он кореец по происхождению, с 1956 г. живет в США, обладатель черного пояса (одновременно с получением черного пояса присваивается дан - мастерская степень. В большинстве восточных боевых искусств различают 10 данов. Имеется еще и ученические степени, или кю. Только в ушу нет ни кю, ни данов, ни поясов). Известно, что Ри был инструктором по боевым единоборствам известного актера и спортсмена Брюса Ли и отвечал за физическую подготовку знаменитого боксера-профессионала Мохаммеда Али (К. Клея). Он долгое время возглавлял Президентский совет по физической подготовке и спорту в США.

Социальная значимость занятий детей боевыми искусствами оценивается Д. Ри прежде всего с позиций гуманизма и улучшения здоровья. "Я никогда не говорю своим подопечным, что они обязательно должны стать такими, как Брюс Ли или Чак Норрис, - подчеркивает Д. Ри, - прежде всего каждый должен стать человеком с большой буквы". Еще он говорит: "Чтобы быть счастливым, человеку необходимы три качества: знания в голове, честность в сердце и сила в теле". Все эти качества, по Ри, должны развиваться сбалансировано. Средством же достижения подобной гармонии служат правда, красота и любовь. Формула здесь такова: если ты правдив - ты прекрасен, если ты прекрасен - тебя любят, если тебя любят - ты счастлив.

У нас в стране существуют клубы таэквондо имени Д. Ри, где занимаются сотни детей.

В 1973 г. была создана Всемирная федерация таэквондо, в которую входят около 100 стран мира. По этому виду единоборств с 1973 г. проводятся чемпионаты мира, с 1994 г. его включили в программу соревнований на Олимпийских играх. С 1973 г. таэквондо было введено в обязательную программу физического воспитания средних школ Южной Кореи.

Что касается России, то нельзя сказать, что в ней раньше ничего не было известно о восточных единоборствах. (Наиболее распространенный термин, которым называют все восточные единоборства, - кэмпо. Японское слово "кэмпо" в переводе означает "учение кулака", "наука рукопашного боя", "праведный закон кулака"). Развитие, например, джиу-джитсу в России начинается в 1920-е гг. благодаря Василию Ощепкову. Вышло так, что он занимался дзюдо в японской центральной школе "Кодокан", получил там второй дан (дзюдо тех времен было во многом схожим с джиу-джитсу и практически ничем не напоминало нынешний спортивный вариант), а потом создал свои школы во Владивостоке и Москве. В.С. Ощепков (в 1937 г. он был незаконно репрессирован и умер в тюрьме) и его ученики обогатили японскую школу техники приемами национальных видов борьбы (например, грузинской - чидаоба, узбекской - кураш и др.).

Чем отличаются виды боевых искусств друг от друга?

Ответ редакции

В мире существуют сотни единоборств — некоторым из них много веков, какие-то были образованы в XX и XXI веках. Некоторые носят исключительно прикладной практический характер, другие стали чисто спортивными. Отличаются боевые искусства техникой и стилем, а также традициями и страной происхождения. Многие единоборства имеют общие корни, поэтому приёмы в них часто одни и те же.

Условно единоборства можно разделить на ударные (кикбоксинг, тайский бокс, каратэ, тхэквондо) и бросковые (дзюдо, греко-римская борьба, сумо).

Греко-римская борьба. Фото: АиФ

Греко-римская борьба — европейский вид единоборства, в котором спортсмен должен с помощью определённых приёмов вывести соперника из равновесия и прижать лопатками к ковру. В греко-римской борьбе запрещены зацепы, подножки, подсечки и захваты ног руками. Классическая борьба сначала появилась в Древней Греции и потом в Римской империи, а современный вид греко-римской борьбы сформировался во Франции в первой половине XIX века. Основное отличие борьбы от боевых искусств в том, что поединок может проходить не только в стойке, но и на коленях, лёжа и т. д. При этом удары запрещены. Основные приёмы — броски, захваты, удержания, болевые и удушающие приёмы.

Вольная борьба. Фото: http://www.wrest21.ru/

Вольная борьба — единоборство двух спортсменов по определённым правилам, с применением различных приёмов (захватов, бросков, переворотов, подсечек и т. п.). Задача каждого из соперников — попытаться положить другого на лопатки и победить. В вольной борьбе, в отличие от греко-римской, разрешены захваты ног противника, подсечки и активное использование ног при выполнении какого-либо приёма.

Сумо. Фото: Commons.wikimedia.org

Сумо — японский вид единоборств, в котором борьба ведётся в круге, и задача противников — вытолкнуть соперника за его пределы, либо заставить противника потерять равновесие и коснуться ринга любой частью тела, кроме ступней. Для этого нужно обладать не только силой, но и большим весом. Удары и броски запрещены. Первые достоверные сведения о проведении состязаний сумо относятся к 642 г. н. э. В Японии чемпионы сумо считаются национальными героями.

Дзюдо. Фото: Федерация дзюдо Челябинской области

Дзюдо — японское боевое искусство. В отличие от бокса, каратэ и других ударных стилей единоборств, основой дзюдо являются броски, болевые приёмы, удержания и удушения. От видов борьбы (греко-римская борьба, вольная борьба) дзюдо отличается меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.

Самбо — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самообороны. В 1928 году, когда правительство СССР запретило дзюдо в пределах государства, молодые советские спортсмены пошли на хитрость и создали новый вид боевого искусства под названием «самбо», что означает «Самооборона без оружия». Самбо подразделяется на два вида: спортивное и боевое. Спортивное самбо — вид борьбы с применением болевых и удушающих приёмов, а также бросков. В боевом самбо разрешены также удары руками и ногами. Поэтому многие сравнивают боевое самбо не с обычной борьбой, а скорее с боксом или кикбоксингом, где наносятся удары по телу соперника.

Джиу-джитсу

Турнир по джиу-джитсу. Фото: АиФ / Мурад Гереев

Джиу-джитсу — японская техника рукопашного боя, которая объединяет много приёмов нападения и обороны. Для поражения противника используются удары, заломы, захваты, броски и болевые приёмы. Основной принцип джиу-джитсу — не идти на прямое противостояние с соперником, не сопротивляться, а уступать его натиску, направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и только тогда обратить силу и действия врага против него самого.

Армейский рукопашный бой. Фото: АиФ

Рукопашный бой — схватка без применения огнестрельного оружия либо вообще без оружия. Начало развития рукопашного боя приходится на 30-е годы XX столетия. Первоначально рукопашный бой использовался как способ противодействия вооружённым противникам, как при помощи оружия: винтовка, автомат (без выстрелов), нож, сапёрная лопатка и т. п., — так и голыми руками. Сегодня в этом единоборстве используется ударная техника руками и ногами. Правила имеют минимум ограничений, запрещены только удары в пах и удары локтем в голову.

Бокс — единоборство, в котором спортсмены наносят друг другу удары только кулаками в специальных перчатках. Рефери контролирует бой, который длится от 3 до 12 раундов. Победа присваивается в случае, если соперник сбит с ног и не может подняться в течение десяти секунд (нокаут) или если он получил травму, не позволяющую продолжать бой (технический нокаут). Если после установленного количества раундов поединок не был прекращён, то победитель определяется оценками судей. В боксе запрещены удары ниже пояса, а также удары ногами, локтями, головой или телом.

Айкидо. Фото: Commons.wikimedia.org

Айкидо — японское единоборство, которое появилось в 1925 году. Особенностью стиля является то, что во время нападения агрессия противника используется против него самого. Техника защиты строится на использовании круговых движений, что позволяет уклоняться от ударов и захватов. От других боевых искусств айкидо отличается выраженным оборонительным характером.

Ушу. Фото: Commons.wikimedia.org

Ушу — созданное в Китае целое направление различных боевых искусств, которое часто ещё называют кунг-фу или китайским боксом. Существует множество различных направлений ушу, которые условно делятся на внешние (вайцзя) и внутренние (нейцзя). Внешние, или жёсткие, стили предполагают большие затраты физической энергии. Внутренние, или мягкие, стили требуют сосредоточенности и пластичности. Данный вид единоборств позволяет одержать победу, воздействуя на чувствительные места тела (глаза, горло, пах, колени и нервные точки). Большинство ударов наносится низко (коленные чашечки или голень). Удары кулаком во многом схожи с техникой бокса и каратэ. Стиль характеризуется жёсткостью и приёмами, подражающими движениям различных животных, птиц и насекомых.

Каратэ. Фото: пресс-служба Федерации каратэ кёкусинкай в Архангельске

Каратэ («путь пустой руки») — японское боевое искусство, которое предлагает разные способы боя руками и несколько техник с применением оружия, включая холодное оружие. В этом единоборстве не применяются захваты и броски. Главный принцип — быстрота и скорость, а основная задача — сохранение на протяжении долгого времени основной стойки. Поэтому в первую очередь в карате играет роль равновесие.

Таэквондо (тэквондо, тхэквондо)

Таэквондо. Фото: Commons.wikimedia.org

Таэквондо — корейское единоборство. Его характерной особенностью является то, что ноги в поединке используются более активно, чем руки. В таэквондо можно с равной скоростью и силой наносить как прямые удары ногой, так и удары ногой с разворотом. Боевому искусству таэквондо более 2000 лет. С 1955 года это единоборство считается видом спорта.

Кикбоксинг. Фото: Commons.wikimedia.org

Кикбоксинг — молодое направление в боевых искусствах, которое представляет смесь классического английского бокса и восточных единоборств. В нём соперник ставит цель победить оппонента, нанося удары ногами и руками, как в каратэ. Зародился этот вид единоборств в середине 70-х годов практически одновременно в США и Западной Европе. Чуть позже в кикбоксинг были добавлены элементы техники из тхэквондо и тайского бокса. Главное в этом единоборстве — сила и скорость, удары наносятся очень быстро и с максимальной отдачей.

Муай тай (тайский бокс)

Тайский бокс. Фото: АиФ / АиФ

Муай тай — тайское боевое искусство, которое предполагает большое количество ударов локтями и коленями в голову и по корпусу. Также можно наносить удары кулаками, ступнями и голенями — из-за этого данный вид единоборств называют «боем восьми конечностей». От карате или ушу муай тай отличается базовыми связками из двух - трёх ударов, а от обычного кикбоксинга — наличием захватов, бросков, ударов локтями и коленями.

На протяжении истории сформировалась своя специфическая система самообороны. Некоторые из них не оправдали себя на практике в реальных боевых действиях и стали скорее элементом национальной самобытности. Другие же, наоборот, распространились по всему миру, завоевали множество последователей, породили ответвления и подшколы и даже стали частью олимпийской спортивной программы. Самой знаменитой японской борцовской системой является дзюдо. В Советском Союзе аналогом этой борьбы стала разработанная отечественными исследователями единоборств дисциплина самбо (самооборона без оружия). Так чем отличается самбо от дзюдо?

История дзюдо

Родоначальником дзюдо является японский мастер Дзигоро Кано (1860-1938). Кано практиковал джиу-джитсу - многостилистическую систему японского рукопашного боя, и стремился создать нечто уникальное, что соответствовало бы старым японским боевым традициям и одновременно являлось инновационным направлением.

В 1822 Кано основал свою школу "Кодокан", а искусство назвал дзюдо. Название означает путь мягкости и гибкости. Кано разрабатывал стиль, который позволит оборачивать силу и массу соперника против него самого, используя правильные рычаги и технику. Приоритетом в его технике является достижение максимальной эффективности при минимальных затратах. Помимо боевой составляющей, искусство Кано должно было воспитывать и качества личности, такие как дисциплина, стойкость и воля.

Через четыре года искусство Кано получило признание на государственном уровне и стало преподаваться в полицейских академиях и вузах. В дальнейшем, уже после смерти Кано, оно получило международную славу. Японских мастеров приглашали в Америку и Европу, открывались школы, а с 1964 года японская борьба вошла в олимпийскую программу.

Как появилось самбо

Советская история самообороны без оружия берет начало в 20-30-х годах двадцатого века. В пору строительства новой страны у руководства СССР был запрос на собственную систему самообороны, способную стать скрепляющим нацию институтом. Преподавать методику начал Виктор Афанасьевич Спиридонов. Параллельно с ним работали Василий Сергеевич Ощепков и его ученик Анатолий Аркадьевич Харлампиев.

Родоначальники построили дисциплину на основании школы "Кодокан" (Ощепков обучался в ней) и местных советских борцовских стилей, таких как азербайджанский гюлеш, узбекский кураш и др. Первые соревнования прошли на стадионе "Динамо" в 1923 году.

С 1939 года стали проводиться регулярные чемпионаты СССР. В 1966 году самбо признали международным видом борьбы. С тех пор стали проводится чемпионаты мира и Европы.

Сравнение самбо и дзюдо

Из сказанного выше можно сделать вывод, что дисциплины являются родственными. Так оно и есть. Дзюдоисты нередко выступают на самбистских соревнованиях и наоборот, оба вида спорта часто находятся под эгидой одной федерации. Да и визуально чем отличается самбо от дзюдо, сможет определить не каждый. Следовательно, выбор между секцией самбо и секцией дзюдо сделать достаточно сложно. Основные сходства заключаются в следующем:

  1. Спортсмены соревнуются в экипировке.
  2. Стилистическая основа - подсечки и броски.
  3. Применяются болевые приемы.
  4. Отсутствуют удары.

Также присутствуют и принципиальные различия.
В дзюдо:

  • Правила запрещают болевые на ноги.
  • Акцент сделан на борьбу в стойке.
  • Татами круглой формы.
  • Экипировка - кимоно без обуви.
  • Уровень мастерства определяется поясами и данами.
  • Включено в олимпийскую программу.
  • Правила запрещают удушения.
  • Развита борьба в партере.
  • Татами квадратной формы.
  • Экипировка - легкая куртка и обувь.
  • Уровень мастерства определятся разрядами и званиями (1 разряд, мастер спорта и т. д.).

Все это показывает, чем отличается самбо от дзюдо и в чем их сходства.

Что лучше: самбо или дзюдо?

На этот вопрос не существует однозначного ответа. Обе дисциплины снискали популярность во всем мире: дзюдо изучают полицейские в США, самбо - во Франции. Основатель самбо А. А. Харлампиев на вопрос, чем отличается самбо от дзюдо и что лучше, отвечал, что часть не может быть лучше целого, имея в виду, что самбо вобрало в себя лучшие элементы дзюдо и дополнило их приемами из других видов борьбы. Секции самбо более распространены в России, и отечественные спортсмены явно доминируют в этом виде спорта на мировой арене (конкуренцию им могут составить разве что борцы с постсоветского пространства).

Дзюдо же является более старым и традиционным видом борьбы, несущим в себе многовековую японскую спортивную философию. Дзюдо получило более широкое признание, и если спортсмен хочет достичь высшего эшелона и стать олимпийским чемпионом, то ему стоит остановиться на дзюдо.

Стили-преемники дзюдо и самбо

Пожалуй, самым распространенным ответвлением спортивного самбо является боевое единоборство. Эта дисциплина до 90-х годов XX века была закрыта и преподавалась только среди силовых спецслужб. Главным отличием боевого самбо от спортивного является ударная система. По сути, это близкий к ММА вид спорта, с разницей в экипировке и начислении баллов (баллы начисляются только за броски, а не за удары).

Мастера дзюдо, путешествующие по всему миру, создали множество самостоятельных школ. Самой знаменитой сегодня является школа бразильского джиу-джитсу, созданная выпускником Кодокан Мицуэ Маедой и членами семьи Грейси. Этот вид борьбы сегодня является основным направлением в подготовке большинства бойцов ММА.

Дзюдо и самбо в ММА

В мире смешанных единоборств дзюдо и самбо вошли в подготовительную практику бойцов наряду с боксом, борьбой и муай-тай.

Наиболее известными представителями самбо являются выходцы из России и стран бывшего СССР. Впервые о самбо на мировой арене громко заявили братья Емельяненко, Олег Тактаров, Игорь Вовчанчин, Михаил Илюхин, Волк Хан. Их умение сражаться в стойке, а затем молниеносно переводить соперников в партер и там добивать или проводить приемы продемонстрировало универсальность представляемой ими дисциплины. Сегодня в UFC в стиле самбо сражаются и побеждают Хабиб Нурмагомедов, Рустам Хабилов, Алексей Олейник и др.

Красоту дзюдо в бойцовской клетке демонстрируют такие бойцы, как Гектор Ломбард, Йошихиро Акияма, Чен Сон Джон, Каро Парисян, Манвел Гамбурян и Ронда Роузи. Бронзовая медалистка олимпийских игр в Пекине Ронда Роузи выиграла 8 первых боев, проводя исключительно бросок и рычаг локтя из дзюдо.

Это древнее боевое искусство имеет японские корни. Джиу-джитсу, что это такое? Абсолютно правильного перевода с японского языка нет, вариантов очень много. Самые популярные из них - это «мягкое искусство», «искусство четырёх пальцев».

История стиля

В которой преподавали данное искусство, называлась Ёсин-рю. В переводе с японского языка означает «школа ивы». Ива раскрывает смысл стиля джиу-джитсу. Она демонстрирует своё умение быть мягкой и прогибаться под напором, но не ломаться.

Считается, что есть притча, которая объясняет, почему именно ива стала символом этого сложного искусства боя:

«На вершине скалы у обрыва росли два дерева - ива и дуб. Время от времени дули сильные ветра. Дуб был крепким, жёстко стоял на своём месте и никакой ветер не мог его сдвинуть. Ива же, когда дули сильные ветра просто прогибалась под их силой. Когда порывы ветров заканчивались, то она выпрямлялась назад, в исходное положение. Но однажды подул самый сильный ветер за всё время, что росли эти деревья. Дуб не выдержал, сломался и упал. Тем временем ива, как и обычно прогнулась, а когда ветер покинул гору - опять стояла на ней во всей красе».

Данная притча помогает ответить на вопрос: "Джиу-джитсу - что это такое?".

Учит умению быть мягким

Принцип боевого искусства - быть жёстким, когда это надо, но и уметь прогибаться, чтобы потом выпрямиться.

Мастера боевого искусства постоянно совершенствовали свои навыки, так как считали, что только таким образом они смогут познать истинный путь воина джиу-джитсу.

Говорят, что многогранность этого боевого стиля и стала основной причиной, по которой оно приобрело большую популярность у европейцев после освоения закрытой Японии.

В своё время от основной школы джиу-джитсу отделились и выросли два отдельных стиля - дзюдо и айкидо.

Современное боевое искусство

Разберёмся в современном джиу-джитсу. Что это такое скажет, пожалуй, та популярность, которую обрёл этот стиль, особенно в боях без правил. Ведь это боевое искусство является универсальным стилем, изучая которые последователи приобретают различные навыки ведения боя как с оружием, так и без него. В нём применяются бросковая и ударная техники, а также различные удушающие приёмы и методы удержания (обездвиживания) противника. Приёмы джиу-джитсу особо жёсткие и опасные.

Его применяют специальные службы и армии множества стран мира, в которых необходимы навыки моментального сдерживания преступников и террористов. Если во время, когда джиу-джитсу только распространялось по Европе, оно было закрытым боевым искусством, то сегодня им могут заниматься абсолютно все. По всему миру существуют сотни, если не тысячи школ джиу-джитсу, в которых мастера это стиля готовы научить своих учеников с внешним физическим проявлением агрессии.

Какие пояса есть в джиу-джитсу?

Как и карате, джиу-джитсу имеет свою градацию и рейтинг поясов, которые выдаются последователям за их мастерство во владении стилем.

Белый пояс выдаётся ученику, который только начал обучаться джиу-джитсу. Белый цвет символизирует чистый лист, на который, путём тренировок, будут накладываться навыки и умения.

Жёлтый пояс означает, что ученик уже заучил некоторые приёмы джиу-джитсуи техник самообороны. Подчеркнём использованное слова «заучил», так как это понятие отличается от «овладел».

Красный пояс говорит о том, что ученик овладел скоростными и сильными ударами, а также познал опасность, которая исходит от оружия.

Зелёный пояс выдаётся ученику, который уверено стал на путь познания, понимает джиу-джитсу - что это такое и какова его цель, а также владеет большинством базовых приёмов.

Синий пояс означает, что ученик овладел методами психологического давления джиу-джитсу и может их применять, осознавая их опасность.

Коричневый пояс выдаётся ученику, который решил полностью связать свою жизнь с этим боевым искусством.

Черный пояс символизирует уровень ученика, который открыл своё сердце и поселил в нём искусство джиу-джитсу.

Хотелось бы сказать, что в джиу-джитсу пояса являются отличительным знаком мастерства учеников и характеризуют их реальные умения, так как просто так их получить нельзя.

Бразильское джиу-джитсу

В Бразилии джиу-джитсу появилось благодаря Митсуйо Маэде, который путешествовал по миру, популяризируя дзюдо. Когда он остановился в этой стране, то начал учить людей не просто но и самого джиу-джитсу.

Затем его ученик основал свою школу, в которую привлёк своих братьев. Школа развивалась, менялась техника поединка, совершенствовались приёмы - так зародился новый стиль, который сейчас называют бразильское джиу-джитсу.

Известные бойцы этого стиля

Первым делом отметим великого учителя, который воспитал много больших чемпионов и создал боевую систему в Бразилии - Хелио Грейси. Он является национальным героем, а также человеком-легендой в своей стране. Последователи неоднократно отмечали, что у него есть своё виденье джиу-джитсу, которое он постоянно совершенствовал.

Благодаря Хойсу Грейси, который стал чемпионом мира по боям без правил, выиграв соревнования UFC три раза, мир взглянул по-новому на данное боевое искусство. Он является легендой и членом зала славы этой организации, а также является одним из самых популярных "ветеранов".

Великий боец Антонио Ногейра, обладатель чёрного пояса, сумел выиграть чемпионаты мира по различным версиям боёв без правил. В его активах чемпионские пояса UFC, RINGS, Pride, а также WEF. Он не остановился на достигнутом результате и по сегодняшний день бесстрашно сражается на различных чемпионатах.

Джиу-джитсу в России

За рубежом все знают о нашем мастерстве в джиу-джитсу. Россия славится своими чемпионами и победами. Спортсмены из РФ постоянно становятся чемпионами мира. К примеру, недавно был проведён чемпионат мира в Афинах среди юниоров. Команда России заняла первое место, взяв 16 золотых медалей.

Стоить отметить силу спортсменов школ джиу-джитсу в Москве. Представители столицы завоевали две золотые, столько же серебряных и бронзовых медалей на этом чемпионате. Это ещё раз подтверждает факт того, что джиу-джитсу в Москве и по всей России пользуется большой популярностью, постоянно развивается и дарит миру новых знаменитых бойцов.



  • Разделы сайта