Чем отличается самбо от дзюдо: сходства, различия и отзывы. Чем отличаются виды боевых искусств друг от друга

Она, как и плавание, задействует все мышцы, выстраивая гармоничное и крепкое тело. В борьбе закаляется характер, укрепляется дух, развивается трудолюбие и дисциплина. Навыки самообороны — ещё один плюс таких занятий. Тем более что этот спорт подразумевает различную степень воздействия на оппонента. В критической ситуации борец может быстро и сурово нейтрализовать противника или же просто обездвижить подвыпившего назойливого коллегу, не причиняя ему вреда.

Дети

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мог постоять за себя, то борьба — отличный выбор. Нагрузки ударных единоборств вредны для неокрепшего детского организма. Их последствия могут преследовать человека всю жизнь. Поэтому не рекомендуется отдавать малыша в секцию бокса или карате. Другое дело — самбо или виды спорта не окажут разрушительного воздействия на тело ребёнка, а лишь укрепят его.

Борцовская база может послужить отличным подспорьем в дальнейших спортивных успехах, так как развивает силу, выносливость, скорость, координацию. Ребёнок постоянно будет занят делом вместо того, чтобы бесцельно бродить по улицам, впитывая их жестокую «мудрость». Какой лучше всего подойдёт вам или вашему чаду? На этот вопрос нет однозначного ответа. Каждое единоборство имеет свои преимущества и недостатки. В чем разница между самбо и дзюдо? Об этом и пойдет речь дальше.

Дзюдо

Несмотря на то что эта красивая разновидность борьбы пришла к нам из далёкой Японии, она заняла свою нишу, завоевав сердца многих отечественных борцов. Это неудивительно. Ведь поединок зачастую выглядит куда более эффектно, чем в других единоборствах, включая и самбо. Спортсмены в красивых белых ги (так называется одежда дзюдоиста) со всего размаху бросают друг друга оземь, показывая свою силу, ловкость и технику. Одно неверное движение отправляет оппонента в принудительный полёт, завершающийся жёсткой и болезненной посадкой.

Красота и зрелищность обеспечила большую популярность в наших краях. Тот факт, что поединок проводится в куртках, позволил многим отечественным самбистам уверенно выступать на соревнованиях по дзюдо после небольшой модификации своего арсенала.

Возникновение дзюдо

В 1882 году в Японии был открыт «Институт изучения пути», или Кодокан. В нём известный мастер боевых искусств Дзигоро Кано обучал своих немногочисленных учеников искусству борьбы. Поначалу дела шли не лучшим образом — в распоряжении мастера было всего четыре небольших помещения и лишь девять учеников. Однако трудности нисколько не пугали Кано. И работа Кодокана шла полным ходом. Результатом стало единоборство, взявшее наиболее эффективные приёмы из дзю-дзюцу. Они выстроились в стройную систему, из которой были удалены самые травмоопасные трюки. В результате появилась возможность отрабатывать технику в полную силу.

Таким образом родилось дзюдо. Название этого вида спорта переводится как «мягкий путь». Упорные тренировки сделали своё дело — ученики Кодокана уверенно побеждали на турнирах, прославляя свою школу. Эффективность дзюдо привлекала в это единоборство всё новых и новых адептов, в результате чего школа быстро росла, расширялся старый зал, открывались новые филиалы. Таким образом, талантливый мастер боевых искусств сумел создать изящное и зрелищное единоборство, пользующееся популярностью и по сей день.

Принципы дзюдо

«Поддаться, чтобы победить» — вот один из принципов, прекрасно характеризующий «мягкий путь». Чем отличается самбо от дзюдо, так это наличием во второй разновидности борьбы некоторых базовых принципов, которые должны быть соблюдены даже в ущерб эффективности. То есть спортсмен должен не только победить, но и сделать это особым образом, соблюдая философию своего искусства. Кано добивался от учеников техничной борьбы, а не силового противостояния.

Мягкость и сдержанность должны не только проявляться в бою, но также культивироваться в повседневной жизни. Дзюдо — не только красивый вид спорта. Это единоборство можно смело назвать целостной системой духовного и физического воспитания человека. Мастер этой борьбы должен стремиться к победе с минимальными затратами физической силы, чем дзюдо принципиально отличается от самбо. Ведь там борьба протекает в более силовой манере.

Самбо

Самбо расшифровывается как «самооборона без оружия». Эта борьба впитала в себя техники из различных единоборств, распространённых на территории СССР, а также из японского дзюдо. Одежда спортсмена состоит из плотной куртки с небольшими крылышками, в которую продевается пояс. Также самбист надевает шорты и специальную обувь. Куртка должна плотно прилегать к телу борца, как и пояс, который принимает активное участие во многих бросках. Сам поединок в самбо выглядит более вязким, чем в дзюдо. Но при этом борьба располагает более широким арсеналом приёмов.

Визитная карточка самбо — болевые на руки и ноги, которые проводятся с огромной скоростью практически из любых положений. Несмотря на то что этот вид борьбы, в отличие от дзюдо, лишён налёта духовности, которым славятся восточные боевые искусства, его задача также состоит во всестороннем развитии человека. Мастера, стоявшие у истоков самбо, придавали огромное значение моральным качествам спортсмена, стремясь воспитывать не только хороших профессионалов, но и замечательных людей.

Появление самбо

Дата появления самбо — 16 ноября 1938 года. Именно тогда борьба была официально признана спорткомитетом. В этом еще одно отличие самбо от описываемого выше дзюдо. Ведь то появилось на несколько десятков лет раньше. Хотя многие говорят, что зарождение советской борьбы началось гораздо раньше, с закрытой системы В. Спиридонова под названием «самоз». Ей обучали военнослужащих и сотрудников милиции в обществе «Динамо». Для широких масс система Спиридонова была недоступна.

Всё изменилось в 1930 году, когда в Москву приехал В. Ощепков, талантливый дзюдоист, проживший много лет в Японии. Он обучался борьбе в Кодокане, где получил чёрный пояс и второй дан. По возвращению на родину Ощепков начал преподавать дзюдо советским людям. Он постепенно дополнял его, изменяя правила ведения боя, покрой куртки и место проведения поединка. Тогда было непросто понять, чем самбо отличается от дзюдо, так что сам Ощепков предпочитал говорить, что преподаёт второй вид спорта.

Мастер японской борьбы хотел сделать свою систему доступной для широких масс. В отличие от Спиридонова, искусство которого было закрытым, Ощепков и его ученики долго работали над стиля, как тогда называли спортивное самбо. разбавлялись техниками из этнических видов борьбы народов СССР, а также из других единоборств. В 1937 году Ощепков был арестован. Но его дело продолжили многочисленные ученики. Результатом их работы стало появление спортивной борьбы самбо, которая приобрела невероятную популярность в Советском Союзе и даже вышла за его пределы.

Чем отличается самбо от дзюдо?

Дзюдо и самбо имеют много общего, несмотря на самобытность каждого из этих видов спорта. В японском единоборстве принято бороться с прямой спиной, перемещаясь в высокой стойке. В самбо этот принцип совсем не соблюдается. Тут спортсмены стараются стать пониже. Да и перемещаются они гораздо тяжелее. Захваты за пояс — то, чем отличается дзюдо и самбо. Если в японском единоборстве они полностью исключены, то в советской системе активно используются. Также в дзюдо запрещены захваты за штаны и болевые на ноги, что убирает целый пласт эффективных техник. Однако правила самбо запрещают производить удушающие приёмы, которыми вовсю пользуются дзюдоисты.

Сама манера борьбы в этих единоборствах прекрасно характеризует восточный и западный подход к боевым искусствам. Чем отличается самбо от дзюдо, так это несколько более силовой манерой ведения поединка. В понимании западного человека борьба — это противостояние силы, в то время как японцы предпочитают делать упор на технику и пластику.

Спортивный поединок

Проводя сравнение самбо и дзюдо, важно отметить совершенно разный рисунок боя в этих видах спорта. Судя по отзывам опытных профессионалов, самбисты ведут комбинационную борьбу. Она смотрится более вязко и грязно, чем поединок адептов «мягкого пути». Одновременно спортсмены уверяют, что тактика дзюдоиста часто опирается на победу одним чистым броском, в то время как в самбо критерии совсем другие. Чистую победу в советской борьбе заслужить непросто — для этого нужно либо категорически превзойти соперника по очкам, либо заставить его сдаться.

Борьба в партере — то, в чём проявляется заметнее всего. Самбисты частенько падают на противника во время броска. Так они пытаются закончить бой болевым или совершить удержание. В дзюдо сам бросок выполняется так, чтобы бросающий остался на ногах. Правила японской борьбы запрещают большинство болевых. Поэтому борьбе на полу отводится совсем немного времени.

Что лучше?

С первого взгляда тяжело понять, чем отличается самбо от дзюдо. В чём разница между этими видами борьбы, становится ясно после просмотра нескольких поединков по этим увлекательным видам спорта. Естественно, представители каждой школы будут утверждать, что их искусство лучше и эффективнее. Время показало, что оба вида борьбы имеют право на жизнь, так что лучше заниматься тем, что нравится. Нередко квалифицированный борец может выступать одновременно по самбо и дзюдо. Сходства между ними позволяют это делать. Важно получать удовольствие от занятия любимым делом, а что это будет за дело — решать вам.

Занятия дзюдо могут улучшить ваше джиу-джитсу, ровно как и наоборот. Тем не менее, у каждого из этих видов спорта свои правила и цели. Например, в дзюдо схватку можно выиграть иппоном, бросив человека на лопатки, или же удержанием на протяжении более 20 секунд. Дзюдоистам в БЖЖ следует подумать над тем, как правильно адаптировать свои навыки в новом виде спорта. Matt D’Aquino является многократным чемпионом Австралии и Океании по дзюдо, он также боролся на Олимпиаде 2008. А дзюдо он изучает на протяжении 23 лет. У него черный пояс 3 дан по дзюдо и фиолетовый по БЖЖ.

В своем блоге он часто отвечает на вопросы подписчиков и вот один из них.

«Мэтт, как по-твоему, что будет лучше для джитсера, который хочет улучшить свою стойку: изучать тейкдауны специально для БЖЖ или же походить на дзюдо?»

Ответ Мэтта:

«Было бы здорово пару раз в неделю ходить на занятия по дзюдо, но, к сожалению, у большинства из нас не так уж много свободного времени, и посвятить его мы можем лишь одному виду спорта. В таком случае я рекомендую джитсерам изучать модифицированные под БЖЖ техники, с учетом джитсерской стойки, правил и т.д. Должны ли джитсеры изучать традиционное дзюдо? Нет. Только модифицированные техники, которые дадут им преимущества в джиу-джитсу. Многие техники дзюдо в результате приводят вас в отличную позицию для правил дзюдо, но никак для БЖЖ. Важно выбрать наиболее подходящие техники дриллить именно их. Как отличный пример я могу привести работу в стойке Родолфо Виейры.»

Адаптация дзюдо для джиу-джитсу:

Сайд контроль из дзюдо для БЖЖ:

Дзюдоистские атаки против черепахи:

Различия работы в партере между дзюдо и БЖЖ:

Это древнее боевое искусство имеет японские корни. Джиу-джитсу, что это такое? Абсолютно правильного перевода с японского языка нет, вариантов очень много. Самые популярные из них - это «мягкое искусство», «искусство четырёх пальцев».

История стиля

В которой преподавали данное искусство, называлась Ёсин-рю. В переводе с японского языка означает «школа ивы». Ива раскрывает смысл стиля джиу-джитсу. Она демонстрирует своё умение быть мягкой и прогибаться под напором, но не ломаться.

Считается, что есть притча, которая объясняет, почему именно ива стала символом этого сложного искусства боя:

«На вершине скалы у обрыва росли два дерева - ива и дуб. Время от времени дули сильные ветра. Дуб был крепким, жёстко стоял на своём месте и никакой ветер не мог его сдвинуть. Ива же, когда дули сильные ветра просто прогибалась под их силой. Когда порывы ветров заканчивались, то она выпрямлялась назад, в исходное положение. Но однажды подул самый сильный ветер за всё время, что росли эти деревья. Дуб не выдержал, сломался и упал. Тем временем ива, как и обычно прогнулась, а когда ветер покинул гору - опять стояла на ней во всей красе».

Данная притча помогает ответить на вопрос: "Джиу-джитсу - что это такое?".

Учит умению быть мягким

Принцип боевого искусства - быть жёстким, когда это надо, но и уметь прогибаться, чтобы потом выпрямиться.

Мастера боевого искусства постоянно совершенствовали свои навыки, так как считали, что только таким образом они смогут познать истинный путь воина джиу-джитсу.

Говорят, что многогранность этого боевого стиля и стала основной причиной, по которой оно приобрело большую популярность у европейцев после освоения закрытой Японии.

В своё время от основной школы джиу-джитсу отделились и выросли два отдельных стиля - дзюдо и айкидо.

Современное боевое искусство

Разберёмся в современном джиу-джитсу. Что это такое скажет, пожалуй, та популярность, которую обрёл этот стиль, особенно в боях без правил. Ведь это боевое искусство является универсальным стилем, изучая которые последователи приобретают различные навыки ведения боя как с оружием, так и без него. В нём применяются бросковая и ударная техники, а также различные удушающие приёмы и методы удержания (обездвиживания) противника. Приёмы джиу-джитсу особо жёсткие и опасные.

Его применяют специальные службы и армии множества стран мира, в которых необходимы навыки моментального сдерживания преступников и террористов. Если во время, когда джиу-джитсу только распространялось по Европе, оно было закрытым боевым искусством, то сегодня им могут заниматься абсолютно все. По всему миру существуют сотни, если не тысячи школ джиу-джитсу, в которых мастера это стиля готовы научить своих учеников с внешним физическим проявлением агрессии.

Какие пояса есть в джиу-джитсу?

Как и карате, джиу-джитсу имеет свою градацию и рейтинг поясов, которые выдаются последователям за их мастерство во владении стилем.

Белый пояс выдаётся ученику, который только начал обучаться джиу-джитсу. Белый цвет символизирует чистый лист, на который, путём тренировок, будут накладываться навыки и умения.

Жёлтый пояс означает, что ученик уже заучил некоторые приёмы джиу-джитсуи техник самообороны. Подчеркнём использованное слова «заучил», так как это понятие отличается от «овладел».

Красный пояс говорит о том, что ученик овладел скоростными и сильными ударами, а также познал опасность, которая исходит от оружия.

Зелёный пояс выдаётся ученику, который уверено стал на путь познания, понимает джиу-джитсу - что это такое и какова его цель, а также владеет большинством базовых приёмов.

Синий пояс означает, что ученик овладел методами психологического давления джиу-джитсу и может их применять, осознавая их опасность.

Коричневый пояс выдаётся ученику, который решил полностью связать свою жизнь с этим боевым искусством.

Черный пояс символизирует уровень ученика, который открыл своё сердце и поселил в нём искусство джиу-джитсу.

Хотелось бы сказать, что в джиу-джитсу пояса являются отличительным знаком мастерства учеников и характеризуют их реальные умения, так как просто так их получить нельзя.

Бразильское джиу-джитсу

В Бразилии джиу-джитсу появилось благодаря Митсуйо Маэде, который путешествовал по миру, популяризируя дзюдо. Когда он остановился в этой стране, то начал учить людей не просто но и самого джиу-джитсу.

Затем его ученик основал свою школу, в которую привлёк своих братьев. Школа развивалась, менялась техника поединка, совершенствовались приёмы - так зародился новый стиль, который сейчас называют бразильское джиу-джитсу.

Известные бойцы этого стиля

Первым делом отметим великого учителя, который воспитал много больших чемпионов и создал боевую систему в Бразилии - Хелио Грейси. Он является национальным героем, а также человеком-легендой в своей стране. Последователи неоднократно отмечали, что у него есть своё виденье джиу-джитсу, которое он постоянно совершенствовал.

Благодаря Хойсу Грейси, который стал чемпионом мира по боям без правил, выиграв соревнования UFC три раза, мир взглянул по-новому на данное боевое искусство. Он является легендой и членом зала славы этой организации, а также является одним из самых популярных "ветеранов".

Великий боец Антонио Ногейра, обладатель чёрного пояса, сумел выиграть чемпионаты мира по различным версиям боёв без правил. В его активах чемпионские пояса UFC, RINGS, Pride, а также WEF. Он не остановился на достигнутом результате и по сегодняшний день бесстрашно сражается на различных чемпионатах.

Джиу-джитсу в России

За рубежом все знают о нашем мастерстве в джиу-джитсу. Россия славится своими чемпионами и победами. Спортсмены из РФ постоянно становятся чемпионами мира. К примеру, недавно был проведён чемпионат мира в Афинах среди юниоров. Команда России заняла первое место, взяв 16 золотых медалей.

Стоить отметить силу спортсменов школ джиу-джитсу в Москве. Представители столицы завоевали две золотые, столько же серебряных и бронзовых медалей на этом чемпионате. Это ещё раз подтверждает факт того, что джиу-джитсу в Москве и по всей России пользуется большой популярностью, постоянно развивается и дарит миру новых знаменитых бойцов.

До сих пор не ясно, какое же боевое искусство лучше всего подходит для самообороны? Фехтование? Ну ходить с тупой шпагой по подворотням - не самая удачная идея. Какое-нибудь , о котором знают только седой монах и пара сотен адептов по всему миру? Навыков уличной драки тоже не всегда достаточно, ибо хулиганы, решившие обчистить твои карманы, скорее всего, владеют ими не хуже тебя. Так сразу сказать весьма сложно, наверное, у каждого свое мнение, кому-то и бокса достаточно. Поэтому, нет смысла превозносить одно боевое искусство над другими, вместо этого предложим 7 высокоэффективных видов боевых искусств, идеальных для самообороны. Очень краткий обзор и право выбрать на свое усмотрение.

Джиу-джитсу

Страна происхождения: Япония
Также известно как: дзюдзцзю
Прозвище: «Искусство мягкости»
Знаменитые бойцы: Ice-T

История джиу-джитсу

Многие из современных и популярных стилей боевых искусств, включая дзюдо, айкидо и бразильское джиу-джитсу, берут свое начало из классического японского джиу-джитсу.
По большому счету, без джиу-джитсу ярмарка современного мордобоя не была бы такой, какой мы ее знаем в нынешнем виде. Может быть, кому-то покажется, что федерация джиу-джитсу приплатила нам, но на самом деле, многие боевые искусства лишились бы своей эффективности.

Итак, джиу-джитсу, или как говорят в Японии дзюдзцзю было одним из основополагающих методов самурайской боевой подготовки. Ну, конечно, если речь заходит о Японии, то дело, так или иначе, связано с самураями, либо с технологиями, либо с гейшами, либо с очень плохим порно.

Как известно, экипировка самурая делала из него машину для убийств, но в бою бывает всякое, и в нередких случаях, когда воин оставался без меча, кинжала и лука, ему приходилось сражаться последним оружием, которое у него осталось - руками и ногами, и чаще всего, против вооруженного врага.
Дословный перевод «дзюдзюцу» может сбить с толку. «Искусство мягкости»… вы серьезно!? Мощные и эффективные приемы, придуманные для того, чтобы если не убить, то просто уложить врага голыми руками меньше всего отдают мягкостью.

Почему джиу-джитсу одно из лучших боевых искусств?

Джиу-джитсу является одним из наиболее эффективных боевых искусств в мире, потому что использует агрессивность и импульс нападающего против него же самого. По сути, это искусство контратак, самооборона в чистом виде. Закованному и порядком уставшему самураю не было смысла бросаться на острие копья или меча, ему было проще убить врага его же энергией. К тому же, бить руками и ногами по доспеху не совсем эффективно, а вот увернуться, перехватить удар и насадить противника на его же оружие вполне полезно.

Основной принцип джиу-джитсу - «не идти на прямое противостояние, чтобы победить», не сопротивляться, а уступать натиску противника, лишь направляя его действия в нужную сторону до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обратить силу и действия врага против него самого.

Боевые приемы джиу-джитсу строятся на знаниях анатомии, физиологии и психофизиологии человека, а также на филигранной технике, доведенной до автоматизма и нюансах стратегии и тактики ведения поединка. Здесь нет места всевозможным танцевальным «па» и техникам в стиле «кино». Задача одна: как можно быстрее уничтожить своего врага или врагов, используя любые методы находящиеся в твоем арсенале.

Тхэквондо

Страна происхождения: Корея
Также известно как: Таэквондо, Таэквон
Прозвище: «Путь кисти и кулака»
Знаменитые бойцы: Барак Обама, Стивен Сигал, Джессика Альба, Вилли Нельсон

История тхэквондо

Тхэквондо очень тесно переплетено с историей самой Кореи, и наверное поэтому в последние годы развивается так же успешно, как и южный сосед Ким Чен Ына.
Первоначально было девять кван (школ) по тхэквондо, которые были признаны Правительством Южной Кореи. У каждой школы был свой неповторимый стиль тхэквондо. В 1955 году девять кван объединили в одну, которую обычно изучают сегодня. Для того, что описать историю этого искусства более подробно понадобится отдельная статья, достаточно лишь сказать, что все политические события, включая ту же пресловутую Корейскую Войну, сильно отразились на облике единоборства.

Почему тхэквондо одно из лучших боевых искусств?

Когда в фильмах с высокоинтенсивным применением боевых искусств на один кадр боец быстро и резво бьет ногами, то, скорее всего, он использует тхэквондо. Собственно, мощные высокие удары ногами, и делают тхэквондо таким эффективным видом единоборств.
Главная прелесть тхэквондо не только в том, что одним хорошим ударом ноги можно вывести соперника из строя, а в том, что что сие боевое искусство крайне эффективно против нескольких соперников. Если, конечно, они не знают тхэквондо.
Слово «тхэквондо» складывается из трех слов: «тхэ» - нога, «квон» - кулак (рука), «до» - искусство, путь тхэквондо, путь к совершенствованию (путь руки и ноги).
Тхэквондо - это единственное из боевых искусств, в этом списке, которое является олимпийским видом спорта. Но олимпийская сдержанность и боязнь летальных исходов не сделала его менее эффективным.

Крав-мага

Страна происхождения: Израиль
Также известна как: «Контактный бой»
Знаменитые бойцы: Эяль Янилов

История крав-мага

Крав-мага давно признано одним из лучших боевых искусств для самообороны в мире. Своим появлением на свет этот вид боевых искусств обязан выдающемуся бойцу Ими Лихтенфельду. Первоначально он обучал своей системе борьбы в Братиславе, чтобы помочь защитить еврейскую общину от нацистских вооруженных формирований. Он создал группу натренированных молодчиков с характерными фамилиями и носами, которые как могли защищали еврейское население от нарастающих, и при том весьма радикальных, проявлений антисемитизма.

После прибытия в Палестину, Лихтенфельд начал преподавать рукопашный бой в Хагане. После образования в 1948 году Государства Израиль он стал главным инструктором по физической подготовке и рукопашному бою в Школе боевой подготовки Армии обороны Израиля. Лихтенфельд прослужил в АОИ до 1964 года, постоянно развивая и совершенствуя свою систему. После выхода в отставку крав-мага было адаптировано им к гражданским реалиям. По сути, крав-мага - это его детище.

Почему крав-мага одно из лучших боевых искусств?

Крав-мага предназначено для быстрой нейтрализации угрозы. Приемы простые и зачастую весьма грязные. Впрочем, евреям выбирать не приходилось. Даже бытует поговорка: «Если прием выглядит хорошо и красиво, то это не крав-мага».

Существует три основных принципа крав-мага:

Самый главный - нейтрализовать угрозу.
- Одновременная защита и атака. В отличие от многих стилей боевых искусств, атаки и защита в крав-мага переплетаются в процессе боя.
- Все блоки строятся на том, чтобы открыть бойцу возможность для контратаки.
Все атаки крав-мага нацелены на уязвимые места тела человеческого, такие как глаза, лицо, горло, шею, пах и пальцы. Здесь нет места для церемоний, философии и прочих нюансов, присущих восточным единоборствам. Это искусство создано для того чтобы быстро и как можно больнее устранить соперника. Потому и принято на вооружение армией обороны Израиля. Военным кланяться не надо, военным нужно убивать, или как минимум вырубать.

Это смертоносный боевой стиль, который не признает этикета. Он был зарожден на основе боевых приемов других единоборств, в уличных драках с еврейскими погромщиками ровно с одной целью - помочь иудеям выжить. Так что если тебе нужен простой и эффективный способ выжить в реальных условиях, а не красивое торжественное единоборство со своей внутренней культурой - то все внимание на крав-магу.

Айкидо

Страна происхождения: Япония
Прозвище: «Путь гармонии духа»
Знаменитые бойцы: Стивен Сигал, Мэтт Ларсен

История айкидо
Айкидо не является исключительно боевой системой. Основатель айкидо легендарный Морихэй Уэсиба изучал несколько направлений традиционного дзю-дзюцу, кэн-дзюцу, а также искусство каллиграфии. На основе полученных знаний он сформировал свою систему - Айкидо - в противовес традиционному бу-дзюцу (искусству убивать). Айкидо - будо (путь прекращения убийства), учит убийственным техникам бу-дзюцу, только не с целью убийства, а с целью остановить их, сделать человека сильным, помогать другим, объединить всех людей на основе любви. Как говорится, добро должно быть с кулаками.
Уэсиба как-то сказал: «Контролировать агрессию без причинения вреда - это и есть искусство мира».
Айкидо - это также высоко духовное боевое искусство. Слово айкидо означает «путь гармонии духа» («Ай» означает гармонию, «ки» означает дух или энергию, «до» - путь, дорогу или способ).

Почему айкидо одно из лучших боевых искусств?

В качестве предисловия, айкидо является одним из самых сложных из всех видов японских боевых искусств. Если хочешь быстро, в сжатые сроки, научиться самообороне, то айкидо здесь тебе не помощник.

Айкидо - это производное от дзю-дзюцу, и точно так же акцентируется на слиянии с атакой противника, перенаправлении энергии атакующего и заканчивается болевым захватом или броском. Бойцы айкидо используют агрессию и инерцию противника, чтобы вывести его из строя, или сделать его нападения бесполезными.
Однако не нужно думать, что раз уж освоение айкидо требует длительного времени, а сам по себе стиль пропагандирует мир и спокойствие, то толку от него немного. Это одно из лучших боевых искусств подходящих для самообороны.

Вин чун

Страна происхождения: Китай
Также известно как: Винг Тсун
Прозвище: «Поющая весна»
Знаменитые бойцы: Брюс Ли, Роберт Дауни Мл., Кристиан Бэйл

История вин чун

История вин чун представляет собой смесь фактов и легенд. Большинство сводится к тому, что оно было разработано в 17 веке, как ответвление одного из наиболее сложных стилей боевых искусств, которые изучают суровые и твердолобые буддийские монахи. Поговаривают о монахине Умэй, которая создала боевое искусство, способное быть эффективным вне зависимости от размера, веса или пола.

Почему вин чун одно из лучших боевых искусств?

Как и в других техниках ушу, в его основе лежит техника «чи-сао» - «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы. Но бойцы вин чун ведут бой на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а еще лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Удары ногами используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Чем уж по-настоящему гордятся мастера вин чун - так это своим балансом между атакой и защитой, они могут атаковать и защищаться одновременно. А настоящие мастера славятся своим умением грамотно выбирать позицию, настолько грамотно, что их буквально невозможно застать врасплох.

Бразильское джиу-джитсу

Страна происхождения: Япония/Бразилия
Также известно как: Джиу-джитсу, Грейси джиу-джитсу
Прозвище: «Человеческие шахматы»
Знаменитые бойцы: Карлуш Грейси, Хелио Грейси, Би Джей Пенн, Джо Роган, Пол Уокер, Майкл Кларк Дункан

История бразильского джиу-джитсу

Как и айкидо, бразильское джиу-джитсу является адаптированной версией джиу-джитсу. В Бразилии очень любят боевые искусства, и потому с удовольствием развили технику, показанную выдающимся мастером джиу-джитсу Мицуё Маэда, во время его визита в солнечную страну.
Основателями и создателями бразильского джиу-джитсу (bjj) - являются братья Карлуш и Хелио Грейси. Карлуш показал полученные от Маэды знания своим многочисленным братьям, пытаясь научить восточным премудростям всех, кроме хилого и слишком юного Хелио. Раздосадованный паренек, который и так комплексовал от того, что был значительно моложе и хилее своих братьев взял и разработал основы бразильского джиу-джитсу. Этот новый стиль боевых искусств позволил ему использовать рычаги и удушение, а не грубую силу, чтобы контролировать бой.
Но настоящим популяризатором боевого искусства стал сын Хелио - Ройс Грейси. Выступая в UFC, он с помощью приемов БДД запросто укладывал противников в разы выше и тяжелее его самого. После успехов Ройса популярность БДД возросла в разы.

Почему бразильское джиу-джитсу одно из лучших боевых искусств?

БДД, несомненно, является одним из самых эффективных стилей боевых искусств в мире. Почти все ММА и UFC бойцы интенсивно изучали БДД. Стиль учит бойцов использовать рычаги и правильное распределение веса, чтобы победить более сильных соперников.

Создание рычага - это изоляция конечности противника к определенному положению тела, которое вынудит сустав двигаться по прямой (вращаться по своей оси) вне нормального диапазона движения. При увеличении давления на конечность, противник, не сумевший избежать данного положения, сдается. Он может сдаться устно или похлопать по противнику несколько раз (хлопать по себе опасно, потому что противник может не услышать). Удушение используется, чтобы нарушить снабжение кислородом мозга противника, что может вызвать его бессознательное состояние, если он не сдастся достаточно скоро. Понятно, насколько это опасный, смертельно опасный вид спорта, поэтому, в некоторых странах секции и турниры по БДД не одобряются законом.

Муай тай

Страна происхождения: Таиланд
Также Известен Как: Тайский Бокс
Прозвище: «Искусство восьми конечностей»
Знаменитые Бойцы: Тони Джаа

История муай тай

Муай тай - это тайский стиль боевых искусств с очень глубокими корнями. Национальный тайский боевой стиль, являющийся не только спортивным, но и культурным достоянием страны. Секреты муай тай передавались от старших воинов и отцов к детям, из поколения в поколение, и возможно именно благодаря этой традиционной борьбе окруженный заклятыми врагами Тайланд сумел выстоять сквозь эпохи.
Жесточайшее зрелище, из которого можно было выйти либо победителем, либо побежденным. Бились не на жизнь, а на смерть, в прямом смысле этого слова. Сдаваться было нельзя - позор и презрение на всю жизнь, поэтому побежденный покидал бой либо сильно избитым, либо мертвым.
За годы в муай тай изменилось только одно - благодаря введению очков, погибать стало необязательно, однако само единоборство не стало мягче, летальные исходы все также не редкость.

Почему муай тай одно из лучших боевых искусств?

Муай тай - это не только один из самых эффективных стилей боевых искусств в мире, он также один из лучших боевых искусств для самообороны. В современном муай тай можно наносить удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями - из-за этого его называют «боем восьми конечностей». По сути, каждая часть тела превращается в оружие, смертельное оружие. Руки стали кинжалами и саблями; локти булавами и молотами; колени как топоры, а голени и предплечья защищают тело словно доспехи. Существует множество обескураживающих летальных ударов, которые в свое время помогли муай-тайцам одержать ряд впечатляющих побед над представителями других единоборств. И до сих пор это суровое единоборство вызывает у всех священный страх и восхищение.

Страница 6 из 10

Глава 5 Дзюдо против джиу-джитсу

Любой рассказ об истории японской системы самозащиты неизменно начинается такой сакраментальной фразой: «Происхождение джиу-джитсу не вполне ясно, так как его корни уходят в седую древность». Биография у джиу-джитсу действительно запутанная. Эта боевая система стала результатом сложного синтеза, в основу, которого легли как рожденные в самой Японии, так и чужеземные, «импортные» приемы. Приемы эти должны были совершить длительное и совсем не простое путешествие, прежде чем их узнали в Стране восходящего солнца.
«Самое интересное и излюбленное в Японии спортивное упражнение - джиу-джитсу; оно известно также и в Европе, по крайней мере по названию. Уже давно оно является основой японского воспитания… Так же, как и все в Японии, джиу-джитсу происходит из Китая».
Эти с явным скептическим оттенком слова - принадлежат Карлу Гагеману, немецкому искусствоведу двадцатых годов, который в джиу-джитсу тем не менее разбирался куда лучше многий современных ему патентованных специалистов. Приемы, положившие начало джиу-джитсу, действительно пришли некогда из Китая, об этом говорят сами японцы. И все же Гагеман здесь был прав только наполовину. Даже заимствованным у Китая формам японцы сумели придать свой собственный национальный характер. Учение о защите и нападении в Стране восходящего солнца было существенно переработано в чисто японских традициях и поднято на новый, более высокий уровень. Едва ли возможно найти такую книгу о джиу-джитсу или дзюдо, в которой не содержалось бы полулегендарного рассказа о средневековом японском враче Широбеи Акаяма. Отправившись в Китай совершенствовать свое врачебное искусство, он познакомился там с одной из школ ушу.
И с той самой поры уже боевое, а не врачебное мастерство увлекло его. Гуляя однажды по саду после небывало сильного снегопада, Акаяма увидел, как толстая и прочная ветвь сакуры - вишневого дерева, сплошь облепленная мокрым снегом, не выдержала навалившейся на нее тяжести и обломилась. А тонкая, но гибкая ивовая ветка покорно клонилась вниз до тех пор, пока тяжелая снеговая шапка не соскользнула с нее на землю, и тотчас же выпрямилась как ни в чем не бывало.

Мысли Широбеи уже давно были заняты боевыми приемами, способами их наилучшего использования, и то, что он увидел сейчас, внезапно подсказало ему основной тактический принцип схватки. Восхищенный своей догадкой, он даже не удержался и воскликнул: «Нужно не противоборствовать бессмысленно превосходящей силе, но притворно уступить ей, чтобы потом наверняка одержать победу!»
А потом на целых три года бывший врач заперся от всех в своем доме. Когда же это добровольное затворничество окончилось, Акаяма всенародно объявил, что знает триста неотразимых приемов рукопашного боя, с помощью которых можно побеждать даже значительно превосходящего в силе врага. Это и было якобы днем рождения знаменитого джиу-джитсу.
Опровергать романтичные старые легенды не очень-то благодарная работа, но приходится тем не менее отметить, что у Широбеи не было никакой необходимости глубокомысленно созерцать заснеженное дерево для того, чтобы понять и сформулировать несомненно важный тактический принцип.
Прежде всего этот принцип был хорошо известен в Китае, где он только что побывал. Но самое главное, что и во времена Широбеи, и за сотни лет до него в самой Японии тот же тактический прием широко использовался в популярнейшем национальном виде спорта. Это борьба сумо, где очень широко применялись уловки, позволявшие использовать силу противника против него самого. Именно из этой древней борьбы они и пришли в джиу-джитсу точно так же, как ряд других приемов и даже их названий.
Насчитывающее более чем тысячелетнюю историю сумо живет и сегодня, являясь одним из самых любимых видов спорта в Японии. Борьба происходит на специальной глинобитной площадке в кругу. Побеждает тот, кто вытеснит противника из круга или заставит коснуться земли любой частью тела, кроме ступней. При таких правилах вес борца приобретает очень большое значение. Профессионалы сумо питаются по особой диете, рассчитанной ни более ни менее как на ожирение. Вес сумоиста в 160–180 килограммов отнюдь не редкость. «Он разжирел как сумоист», - говорят японцы, когда хотят сказать об очень толстом человеке. Стоит отметить, что избыточный вес не лишает борцов ни быстроты, ни гибкости. Двухцентнерные толстяки «крутят» кульбиты и без всякого труда выполняют шпагат.
Понятно, что одолеть, грузного, изо всех сил старающегося вытолкнуть вас из круга противника можно только хитростью, ловко отступив под его напором и использовав в быстром приеме инерцию его собственного движения. И вот в азартных схватках сумоистов очень часто можно увидеть, как более тяжелый яростно наступающий, но нерасчетливый или неумелый борец, перевернувшись в воздухе, шлепается на глиняную площадку или даже вообще вылетает вон за пределы круга.
Кроме истории Акаяма Широбеи, существует и второй такой же точно полулегендарный рассказ о китайце Чин Генпине, который в 1638 году поселился в Японии и обучил нескольких самураев боевым приемам ушу. Очень может быть, что и Акаяма и Чин Генпин действительно существовали, а заимствование китайских боевых навыков имело неоднократный характер. Однако история рождения джиу-джитсу никак не укладывается в столь немудрящие рамки. Ведь еще древние исторические хроники и даже японские мифы говорят о приемах, использовавшихся в боевых и состязательных схватках. А уже к середине XVI века прославленный японский борец Такеуци разработал оригинальную систему защиты и нападения без оружия, называвшуюся «когосоку-косино-мовари» (интересно отметить, что поклонники этой системы существуют в Японии даже сейчас). Еще через 90 лет другой выдающийся мастер борьбы, Секигуди Дзюсин, создал свою систему «явара» (кулак), построенную на бросках с использованием силы самого нападающего противника. Эти две системы и китайское ушу стали основой как для множества заимствований, так и оригинальных творческих разработок в течение последующих столетий. В Японии появляется очень большое количество различных систем и их школ, которые, исходя из уже имевшегося наследия, разрабатывали наиболее целесообразные приемы единоборства без оружия. При этом одни делали упор на приемы, которые теперь называются болевыми, другие совершенствовали технику бросков, третьи уделяли главное внимание ударам в особо уязвимые точки на теле противника. И конечно, каждая держала свои достижения в строгом секрете. Со временем одна система или школа давала жизнь другой, новой. Так из «кэндин-кумиуци» родилось «кюсинрю», а из «циоку-синрю» - получившее в будущем такую широчайшую международную известность «дзю-дзюцу», которое в европейском произношении прозвучало как «джиу-джитсу». По-японски «дзю-дзюцу» означает «утонченное искусство ловкости».
Той самой ловкости, которая была способна принести победу даже над более сильным противником.
Если сведения о рождении джиу-джитсу довольно отрывочны и туманны, то история заката этой системы и ее драматической предсмертной борьбы за право существования известна достаточно хорошо. Вторая половина прошлого века была особым периодом в истории Японии. Феодальная Страна восходящего солнца, не желая оставаться на полуколониальных задворках, всеми силами старалась перейти на путь современного капиталистического развития. На фоне этого джиу-джитсу, как и многое другое, уходившее корнями в средневековье, постепенно сходило на нет, умирало вместе с феодализмом. И наверное, древняя японская система исчезла бы почти бесследно, забылась бы точно так же, как старинные боевые приемы европейцев, прочно погребенные бурным развитием современной военной техники. Если этого все-таки не случилось, то только благодаря доктору Дзигаро Кано. Этот человек, убивший джиу-джитсу, вместе с тем дал ему вторую, куда более яркую жизнь.
Еще в шестнадцать лет Кано со всем пылом юности увлекся древним искусством самозащиты. Его интересовала поначалу только чисто практическая сторона: хотелось стать сильнее любого обидчика и уметь надежно постоять за себя. Однако совсем незаметно это приобрело характер глубочайшего увлечения. Годами он настойчиво разыскивал и скупал старинные манускрипты. Беседовал со многими специалистами и в конце концов досконально изучил наследство нескольких школ, еще хранивших древние боевые навыки. Умный и широко образованный человек, он не мог не видеть, какую ценность представляло это умирающее уже искусство самозащиты. И не только прикладную, но и чисто воспитательную. У Кано, который к этому времени уже имел диплом преподавателя, возникает мысль создать на базе джиу-джитсу самобытную систему воспитания японской молодежи. Воспитания как физического, так и мораль но-волевого. Но чтобы иметь возможность выполнить эту задачу, было необходимо в самом буквальном смысле разгромить в открытой схватке наиболее искушенных специалистов джиу-джитсу, доказав преимущество новой системы.
Наверное, каждый, кому довелось посмотреть «Гения дзюдо», надолго запомнил этот отличный фильм, поставленный по сценарию известного японского кинематографиста Акиры Куросавы. Там в сцене упорнейшего борцовского состязания среди множества зрителей-японцев можно было заметить одного-единственного европейца. И хотя авторы фильма отнюдь не собирались снимать документальную ленту, а скорее экранизировали легенду, которой окружены имена их национальных героев, в этих кадрах они не погрешили против истины.
Кто слишком часто слышал о мистической таинственности японских приемов, будет, конечно, удивлен и даже слегка разочарован, узнав, что у колыбели дзюдо стоял европеец с университетским образованием - известный немецкий врач Эрвин Бальтц, преподававший в то время в Токио. Дзигаро Кано был достаточно образованным, просвещенным человеком и, отбирая приемы в арсенал дзюдо, постоянно консультировался с Бальтцем относительно степени их опасности для человеческого организма.
Однако прежде чем перед «отцом дзюдо» открылось заслуженно широкое поле деятельности, он должен был доказать абсолютное превосходство созданной им системы над всеми остальными. Предмет спора являлся таким, какой невозможно доказать ни в одной теоретической дискуссии, его можно было разрешить только на татами. Предстояли жестокие схватки со сторонниками джиу-джитсу и иных старинных школ японской самозащиты. И хотя такие школы влачили жалкое существование, уже умирали, у этих «умирающих» было еще вполне достаточно сил для того, чтобы жестоко иска-
лечить или даже убить того, кто становился на их пути, отнимая последние средства существования.
Ученики Кано, однако, с честью вышли из самых суровых испытаний и наголову разгромили всех своих соперников в публичных состязаниях. Последняя из таких конкурентных встреч была проведена в 1886 году и вошла в историю японского спорта как блестящая победа дзюдо. Тринадцать мастеров джиу-джитсу школы «То-цука-рю» были вынуждены признать себя побежденными, и только двое сумели добиться почетной ничьей. Настоящим героем таких состязаний был лучший ученик Кано - Сиро Сайго - «гений дзюдо». Этот феноменально одаренный и отлично подготовленный борец не знал поражений, и, хотя авторы посвященного ему фильма не сочли удобным сказать об этом, Сиро сумел нанести поражение даже своему учителю, самому Дзигаро Кано. На татами произошла та же самая история, о которой Ласкер, выиграв звание чемпиона мира у Стейница, самокритично заметил: «Игрок победил мыслителя!»
Одержав блестящую победу в матче дзюдо против джиу-джитсу, Дзигаро Кано получил в Японии общее признание и возможность достаточно широко развернуть свою деятельность. Правда, организованный им «Кадокан дзюдо» еще очень долгое время помещался в небольшом деревянном домишке с «залом» площадью около 20 квадратных метров. Можно ли было поверить тогда, что этот крохотный «институт дзюдо» превратится впоследствии в многоэтажную громадину из стекла и бетона, которую называют «фабрикой неуязвимых»? Детище Кано сделалось в конце концов всемирно известным учебным и научным центром популярной японской борьбы.
Кано умер в конце тридцатых годов, так и не дожив до того времени, когда дзюдо превратилось в широко распространенный и признанный международный вид спорта. Но было бы неправильно думать, что имя Кано связано только с созданием этой увлекательной борьбы в одежде. Он был человеком достаточно широких взглядов и отлично понимал ту огромную пользу, которую способна принести народу физическая культура во всех ее формах. Хотя в то время понять эту, казалось бы, очевидную истину было дано далеко не каждому. Развитие не только дзюдо, но и всего японского спорта многим обязано Дзигаро Кано. Именно он еще в 1909 году организовал Олимпийский комитет Японии и стал его первым председателем. Легкоатлетический союз Страны восходящего солнца также обязан ему своим рождением. Ведь патриарх дзюдо никогда не замыкал свою деятельность узкими рамками только лишь своего вида спорта.

Если многочисленные шарлатаны-«профессора», преподававшие джиу-джитсу вне Японии, всячески старались набросить на свои совершенно «неотразимые» и «смертельные» приемы доходный покров мистической таинственности, то Дзигаро Кано действовал совсем иначе, открыто пропагандируя свою систему. Он мечтал о том, чтобы дзюдо пользовалось в Европе такой же большой популярностью, как и у него на родине.
Но, каким это ни покажется странным, все его усилия остались втуне. Европейцы оказались на редкость недальновидными. В континентальной Европе в те годы безраздельно царствовала театрализованная, доведенная до виртуозного совершенства цирковая французская, а в Америке и Англии - вольная борьба. И никакой иной больше не требовалось. Другое дело «неотразимые» приемы джиу-джитсу, пользуясь которыми, как утверждала реклама, можно было одному победить целую толпу нападающих. Потребовалось не одно десятилетие, чтобы на Западе признали вид спорта, созданный Кано. А пока там джиу-джитсу явно брало запоздалый реванш у дзюдо.
Японской системе самозащиты выпала на Западе по-истине необычайная судьба. На рубеже этого столетия джиу-джитсу привлекло к себе всеобщее внимание, завоевывая признание во всем мире. Его беззастенчиво расхваливали, приписывая прямо-таки фантастические достоинства, которыми оно, естественно, никогда не обладало. Столь же бездоказательно критиковали, отрицая какую бы то ни было пользу, и даже в полной запальчивости объявляя японскую систему всего лишь хитроумной мошеннической фальсификацией.
Проходит всего лишь несколько лет, и экзотическая система становится невероятно модной. Ей уже служит даже исконная столица мировой моды - Париж. Под яркий фейерверк беззастенчивой рекламы начинается триумфальное шествие джиу-джитсу по странам Европы и Америки, не минуя даже самые маленькие и захолустные из них. Японской самозащитой увлекаются спортсмены и мюзик-холльные примадонны, полицейские и скучающие аристократы, артисты цирка, офицеры, известные литераторы и, конечно же, всегда поспевающие в ногу с модой вездесущие обыватели. О джиу-джитсу пишут, говорят, спорят. О его приемах, таинственных и неотразимых, рассказывают своим читателям даже самые далекие от спорта издания. И поют при этом восторженную хвалу.
Азиатский новичок откровенно заставил потесниться и старое «благородное искусство самозащиты» - английский бокс, и его галльского, собрата - «сават» - бокс французский. В атмосфере небывалого ажиотажа под спекулятивным девизом «Что лучше?» околоспор-тивные дельцы устраивают единоборства джиу-джитсе-ров с боксерами, борцами вольного и классического, французского стиля. Видам спорта, из арсенала которого давно были изгнаны опасные захваты и удары, противопоставлялся не спорт, а система самозащиты, допускавшая какой угодно прием и удар в любую уязвимую часть тела. Эти гладиаторские состязания, лишенные какого бы то ни было спортивного и имевшие только коммерческий смысл, вызывают огромный инте-pec и собирают множество зрителей. И никто не задумывался о том, что подобные схватки не имеют даже того сомнительного значения, которое им старались придать.

Азбука самбо

Тема пятая: «Броски: рывком за пятку с упором в колено; захватом обеих ног; кувырком. Болевой прием - ущемление ахиллова сухожилия»

Теперь вы уже имеете определенный самбистский «стаж». Если вы точно выполняли все наши указания, настойчиво и терпеливо тренировались, то уже получили целый ряд необходимых и полезных навыков. Регулярное исполнение упражнений как общей, так и специальной физической подготовки заметно увеличило силу вашей мускулатуры, принесло большую гибкость и быстроту. Вы научились падать, не причиняя себе ни малейшего вреда, а вместе с тем изучение падений дало вам и начальную тренировку в координации движений при необычных ситуациях. Получили навык в том, как устойчиво держаться на борцовском ковре, передвигаясь по нему легко и стремительно. Освоили также искусство выведения соперника из равновесия для последующего проведения броска. Все это чрезвычайно важные, но в то же время лишь вспомогательные действия в самбо. Зато теперь, твердо освоив их, вы получили возможность уверенно перейти к освоению непосредственно приемов борьбы.
Ваше знакомство с арсеналом приемов самбо начнется с очень легкого по исполнению, но действенного приема, который называется «бросок рывком за пятку с упором в колено».
В каком порядке следует это делать? Прежде чем начать разучивать отдельные элементы любого приема, прием в целом или сложное, непривычное для вас упражнение, следует внимательно и несколько раз прочитать соответствующий текст, просматривая иллюстрации к нему. После того как вы твердо освоите описание приема, не торопясь, мысленно проделайте его несколько раз. То есть возможно более реально представьте себе, что выполняете нужное движение, как бы ощущая его соответствующими мышцами, но оставаясь при этом неподвижным. Вот такое, как говорят специалисты, создание идеомоторного образа движения существенно облегчит и ускорит овладение приемом. Разучивая бросок рывком за пятку с упором в колено, и вам и вашему партнеру следует принять положение прямой правосторонней стойки. Правая нога выдвинута вперед на расстоянии примерно одной ступни. Ноги почти выпрямлены в коленях и не напряжены. Туловище также держится свободно и без лишнего напряжения.
Для исполнения броска следует присесть, слегка наклоняясь к правой ноге партнера. Ваша левая рука захватывает правую пятку партнера снаружи, а ладонь правой накладывается на его правое колено изнутри. При этом ваша правая рука повернута так, что мизинец оказывается выше большого пальца.
Сделав такой захват, следует произвести рывок левой рукой за пятку на себя и затем вверх, а правой ладонью надавить на колено партнера в направлении влево вниз. В результате этих действий вы, сгибая и поднимая вверх ногу партнера, вызываете его падение (см. рис.). При этом он не просто лишается опоры, а ваше воздействие на его правую ногу приводит к тому, что его неудержимо тянет назад и вправо.

Проделайте сначала этот прием медленно и мягко, без резких рывков, так как, неправильно выбрав направление движения ваших рук, вы можете причинить боль партнеру. Кроме того, начальное изучение приема в медленном темпе и без излишней торопливости позволит добиться полной согласованности и одновременности действии ваших рук, без которых бросок просто не получится. В то же время ваш партнер получает возможность проверить в благоприятной обстановке свой навык падать, не причиняя себе никакого вреда. В качестве самостраховки он должен использовать падение назад с мягким перекатом на округленной спине, прижав подбородок к груди и энергично ударив обеими руками по ковру для амортизации своего падения. Если же ваш нажим на его колено будет очень энергичным, то партнер упадет направо и должен будет страховаться, используя технику падения на правый бок: соответствующую группировку тела, мягкий перекат и хлопок по ковру правой рукой.
Достаточно твердо усвоив технику броска на несопротивляю-щемся партнере, следует присоединить к ней действия, подготавливающие этот прием. Ведь в схватке не приходится рассчитывать на то, что партнер сам придет в положение, удобное для исполнения вами броска. Необходимо научиться умело создавать самому такие моменты, только при этом условии бросок приобретает свою грозную силу.
Подготовок для данного броска мы изучим две, и диаметрально противоположного характера: при одной из них вы заставляете партнера перенести вес тела на атакуемую ногу, а при другой, наоборот, на неатакуемую.
Для исполнения первого варианта захватите левой рукой середину правого рукава партнера под локтем, а правой - левый отворот его куртки на груди. Резко потяните левой рукой влево вниз и немного на себя, а правой так же энергично как бы приподнимите партнера влево вверх. Сразу же после этого следует с максимальной быстротой присесть, захватить правую ногу партнера и сделать бросок, как описано выше.
Сущность второго варианта подготовки заключается в том, что вы резко толкаете партнера, вынуждая его сделать шаг назад. Партнер стоит в прямой левосторонней стойке. Сделав захват, как и в первом варианте, вы производите энергичный толчок так, чтобы ваш партнер вынужден был отступить назад. Этот шаг назад он сделает, естественно, левой ногой, отставив вперед правую. А вы немедленно после толчка приседаете и проводите бросок, захватив его правую ногу.
Наиболее частые ошибки при разучивании броска заключаются в следующем: 1. Атакующий тянет за пятку партнера только вверх, забывая, что начальное движение его левой руки при рывке должно быть направлено параллельно ковру и лишь потом вверх. 2. Атакующий поднимает захваченную ногу вверх, не сгибая ее упором в колено изнутри.
А теперь познакомьтесь с техникой исполнения того древнего, но эффективного приема, об истории которого вы узнали из первой главы этой книги. Это тот самый бросок захватом двух ног.
Разучивая его, и вам и вашему партнеру следует принять прямую правостороннюю стойку. Захватите рукава партнера пониже локтей и обеими руками сильно рваните вниз и от себя, сбивая его на пятки. Быстро сделайте небольшой шаг вперед, приседая и сгибаясь в поясе так, чтобы захватить руками ноги партнёра снаружи за подколенные сгибы, а правым плечом упереться в его живот. Толкая правым плечом в живот партнера, руками нужно сделать сильный рывок, как бы выдергивая из-под него обе ноги. Направление рывка: на себя, вверх и в стороны, то есть правая рука вправо, а левая влево так, чтобы развести ноги партнера (см. рис.).

В момент падения отставьте правую ногу назад и, придерживая партнера за ноги, постарайтесь смягчить его удар о ковер. Со своей стороны он должен провести самостраховку как при падении назад.

Бросок захватом двух ног особенно целесообразно проводить в тот момент, когда партнер сгибает ноги и тянет вас на себя.
Следующий прием нынешней темы тоже несложный по исполнению и в тактическом отношении, тесно связанный с предыдущим. Это бросок кувырком.
Примите позицию прямой правосторонней стойки. А ваш партнер принимает такое положение, как будто бы собирается провести бросок захватом обеих ног или рывком за пятку: он наклоняется, протягивая руки к вашим ногам, но не захватывает их. Для исполнения броска кувырком наложите правую ладонь сверху на затылок партнера так, чтобы пальцы были повернуты вправо. Левую руку перенесите поверх правой руки партнера, затем пропустите ее между правой рукой партнера и его боком и захватите левой рукой свое правое предплечье сверху. В результате этого маневра партнер оказывается в надежном капкане из ваших рук. Теперь надавливайте правой ладонью на затылок партнера, пригибая его голову вниз, а левым предплечьем одновременно поднимайте его левое плечо. Это энергичное движение своих рук вы должны усилить резким поворотом корпуса вправо и шагом назад правой ногой (см. рис.). В результате партнер должен перекувырнуться через левое плечо и упасть на спину. Страховка партнера при падении заключается в. мягком перекате на округленной спине от левого плеча к правому бедру (см. упражнение 14 второй темы).

Бросок кувырком может быть использован в качестве самостоятельного атакующего приема, когда соперник находится в низкой стойке, но особенно он ценен как контрприем при любой попытке противника захватить ваши ноги. Следует помнить, что эти полезные функции броска вполне применимы не только в спортивной, но и в боевой схватке.
Разучивать все броски следует как в левостороннем, так и в правостороннем их варианте.
В заключение познакомьтесь с вашим первым болевым приемом - ущемление ахиллова сухожилия. Лучше всего изучать его из того положения, в котором оказываетесь вы и ваш партнер после проведения броска захватом обеих ног: партнер лежит на спине, а вы стоите лицом к нему, захватив его ноги. Сядьте на ковер так, чтобы ваша правая нога оказалась между ногами партнера, а левая - с наружной стороны его правого бедра. Продолжая движение, с силой обхватите правую ногу партнера своими ногами и скрестите их стопы у него на груди.
В то же самое время, когда будете садиться на ковер, вы должны отпустить правую ногу партнера, а захват левой ноги изменить так, чтобы ее стопа оказалась зажатой у вас под мышкой. Для этого вы сгибаете левую руку в локте и прижимаете ее лучевой костью к ахиллову сухожилию партнера. Иными словами, нижняя часть «ребра» вашего левого предплечья той стороной, к которой прилежит большой палец, давит снизу на заднюю часть ноги партнера чуть выше его пятки. Правой рукой возьмитесь за свою сжатую в кулак левую руку для усиления ее захвата.
После этого начинайте надавливать на ахиллово сухожилие партнера, поднимая свое левое предплечье с помощью правой руки, опуская левое плечо, а также прогибаясь корпусом назад и приподнимая таз. Ваши скрещенные ноги лежат на груди партнера и мешают ему подняться (см. рис.).

Разучивать этот болевой прием следует в медленных движениях и очень осторожно. При первом же появлении боли партнер должен громко сказать «есть» или хлопнуть ладонью о ковер, а вы - немедленно отпустить захват, так как без строгого соблюдения таких предосторожностей можно легко получить травму. Не забывайте это непременное правило при разучивании любого болевого приема.
Вы уже, конечно, догадались, что все приведенные в этой теме приемы имеют между собой определенную связь. Проведение броска захватом обеих ног или рывком за пятку с упором в колено следует завершать болевым приемом - ущемление ахиллова сухожилия, который окончательно подчинит вашей воле противника. Попытки же соперника провести названные выше броски нужно прерывать контрприемом, сделав бросок кувырком.
Эти «связки» приемов, переход после исполнения одного приема сразу же к другому, вы будете осваивать в условных схватках, заранее обусловив с партнером их характер. Например, вы проводите бросок захватом двух ног и переходите на болевой прием или он пытается сделать бросок захватом ног, а вы встречаете его атаку, делая бросок кувырком, и т. п. Вашей задачей является твердое усвоение исполнения контратаки или перехода от одного приема к другому в быстром боевом темпе, так как иначе в реальной схватке вы просто не сможете их провести из-за противодействия противника. Поэтому отработку этой техники начинайте на несопротивляю-щемся партнере, который знает, какой именно прием должны вы проводить. Это дает вам возможность полноценно и без вредной спешки освоить технику проведения приемов, избежав возможных ошибок. Если же партнер станет оказывать сопротивление или вы будете пытаться сделать еще недостаточно освоенный прием сразу в быстром темпе, это даст очень плохие результаты. Учебная условная схватка потеряет весь свой смысл, так как превратится в откровенную нетехничную возню. Вы уже не сможете получить необходимые навыки, а в исполнение вами приема начнут вкрадываться неизбежные ошибки, которые значительно снизят его боевую ценность или даже вообще сведут на нет.
Поэтому повышать темп выполнения приемов и начинать оказывать сопротивление приему партнера, поначалу несильное, можно только тогда, когда вы уже вполне овладеете его техникой в медленном исполнении. Пройдя фазу обусловленных заранее схваток с дозированным сопротивлением партнера и вполне освоив этот этап, можете переходить к вольным схваткам, в которых используйте все изученные приемы и уже в быстром темпе.
Изложенной выше последовательности отработки «связок» и контратак неизменно придерживайтесь и в будущем.



  • Разделы сайта