Чаши для метания у монахов шаолиня. Упражнения и техника выполнения шаолиньских монахов. Поза «всадника» и другие стойки

В центральном Китае на горе Суншань стоит буддийский монастырь Шаолинь, окутанный многочисленными легендами и мифами. Храм был основан индийским монахом Бхадра в 495 году. В начале VI века патриарх чань-буддизма Бодхидхарма передал послушникам свои знания о медитации, тайные методы религиозных практик, а также ряд приемов, направленных на поддержание физического здоровья. Как центр боевых искусств монастырь прославился в VII веке, когда монахи Шаолинь помогли удержаться на престоле Ли Шиминю.

Секретные техники

В XII веке монах Цзюэюань отправился искать настоящих мастеров боевых искусств. После продолжительных странствий он познакомился с тремя воинами, которые поддержали его стремления изучить секретные знания. Будущие монахи Шаолинь перерабатывали уже имеющиеся техники, внося свои изменения. Например, «18 рук архатов» переродился в комплекс «72 руки», который был дополнен 170 приемами. Один из четверых мастеров Бай Юнфэн создал систему «кулак пяти составляющих». Данная техника соотносилась с движениями пяти животных - леопарда, дракона, тигра, журавля и змеи.

Храм Шаолинь сейчас

Благодаря СМИ и развитому туризму популярность монастыря достигла огромных высот. Государственные деятели Китая вложили большие средства в благоустройство региона и формирование индустрии туризма. В расчете на привлечение иностранцев, вокруг Шаолиня был построен ряд коммерческих школ боевого искусства.

В 1994 г. в США был основан шаолиньский храм. В нем широкому кругу желающих преподается философия чань-буддизма посредством освоения медитативных техник и боевых искусств кунг-фу, цигун, тайцзицюань.

В 2006 году в России открылась школа цигун и кунг-фу (основатель - воин-монах Ши Янбин). Здесь могут обучаться основам боевых искусств и дыхательной гимнастике как взрослые, так и дети.

Утро в храме

Монахи монастыря Шаолинь просыпаются в пять утра. После подъема все ученики и мастера собираются у главного храма во дворе. Здесь два часа они предаются медитации. Это обязательное правило, которое соблюдают все послушники, независимо от возраста и погодных условий. В помещениях могут медитировать только настоятель и старейшины совета. Рядом с монахами стоят надзиратели, которые будят ударами палок тех, кто начинает засыпать. Послушники должны поблагодарить за бдительность, тем самым прививается уважение к старшим.

После медитации монахи переходят к гимнастическим упражнениям, направленным на развитие гибкости тела. Нагрузки тяжелые, неподготовленный человек с ними не сможет справиться. Тренировки монахов Шаолинь начинаются с самого детства. К гимнастике добавляются дыхательные упражнения. По окончании первых занятий проводятся водные процедуры и массаж. Обливание осуществляется холодной водой из горных рек. Массаж проводится по специальным методикам с использованием мазей.

Далее монахи идут на легкий завтрак, а затем приступают к изучению канонов. Воины, размещаясь в главном храме, слушают лекции о жизненном пути, религии, просветлении, знакомятся с текстами священных книг. Также в это время проводится обучение основам права, медицины, красноречия, философии. В заключение настоятель распределяет обязанности между новичками.

Тренировки монахов Шаолинь

После обучения воины выполняют упражнения, направленные на совершенствование физического тела, включая техники для развития сухожильной и мышечной силы. Монахи Шаолинь отличаются фантастической выносливостью. Ее секрет заключается в ежедневных и планомерных изнурительных тренировках, к которым организм пытается адаптироваться.

После физических упражнений монахи переходят к занятиям боевыми искусствами. Новички изучают пять стилей Шаолинь цюань: тигр, дракон, змея, леопард, богомол. Каждое направление развивает определенное индивидуальное качество ученика. После трехлетнего обучения пяти стилям послушник получает статус монаха-воина и надевает специальный пояс. После этого начинаются более суровые тренировки, все они проходят согласно древним традициям храма.

Основы питания

После окончания утренних тренировок, около двух часов дня, начинается обед. Воины не употребляют мяса. Основное питание монахов Шаолиня подразумевает употребление злаков, бобовых и масличных культур, овощей и фруктов. Меню варьируется в зависимости от времени года. Обязательными добавками к блюдам являются лекарственные коренья и травы. После обеда монахам дается один час личного времени.

Вечерние тренировки

По окончании свободного часа монахи Шаолинь вновь занимаются совершенствованием своего тела и разума. В это время они находятся в специальных залах, где их обучают старшие воины. Здесь происходят спарринги в полную силу, с использованием разного оружия. Старшие мастера обучают не только правилам ведения боя и владению орудиями, они показывают техники воздействия на болевые точки, а также знакомят с медицинскими приемами. Упражнения монахов Шаолинь включают отработку основных ударов, стоек и блоков. Новички должны не меньше трех лет тщательно их осваивать. Например, нужно совершенствовать «искусство пальца», которое дает возможность пробивать любую преграду одним лишь пальцем. Данное умение начинается с монотонных ударов в пшено, затем в песок и гравий. Нужно нанести 3800 тычков. После этого удары наносятся уже в железные опилки. Число тычков составляет 9 тысяч. Итог освоения навыка - образование мозоли и атрофирование нервных окончаний. Палец теперь носит название «железный». Еще одним из многочисленных упражнений является способность наносить удары энергией. Те монахи, которые освоили азы мастерства, объединяются в группы по четыре человека, во главе которых стоит наставник. Так воины совершенствуют свои навыки еще несколько лет.

После изнурительных тренировок в семь вечера послушников ожидает ужин, после которого можно немного отдохнуть или заняться своими делами. Чаще всего все воины совершенствуются до глубокой ночи.

Через 10-15 лет изучения искусства Шаолиня монахи сдают экзамен, который включает в себя теоретическую и практическую части. На первом этапе послушники демонстрируют свои знания по истории храма, каноническим книгам, воинскому искусству. Далее проводятся спарринги с использованием разных видов оружия. Предания рассказывают об испытании, которое заключается в прохождении темного коридора со ста восемью манекенами. Последние приводились в действие специальными механизмами. Манекены наносили удары, идущий должен был уклониться или ответить. Двигаться по коридорам нужно было очень быстро. У выхода стоял большой треножник с углями, который нужно было переставить. При успешном прохождении всех испытаний на предплечьях монаха выжигались изображения дракона и тигра. Они являлись доказательствами мастерства владельца.

Выступления и бои монахов Шаолиня

Воины монастыря не так часто демонстрируют обычным людям искусство владения телом, которое основано на старинных духовных практиках. В основном выступление монахов Шаолиня можно наблюдать на территории самого храма. Их проводят для привлечения внимания к искусству боя. Но иногда ученики Шаолиня выезжают в другие страны. Так, в 2015 году в Латвии проводилась демонстрация уникальных навыков буддистских воинов. В Москве также периодически выступают мастера легендарного храма, показывая умелое владение разным оружием и боевыми стилями.

Монахи Шаолинь на ринге тоже периодически появляются. Битвы проводятся между учениками разных боевых школ. Древние традиции не поощряют показные бои, но современный мир требует более плотного ознакомления с тайнами искусства. Так, одним из известных воинов является Лю Илун, который был участником ряда соревнований со спортсменами разных стилей. Но принадлежность мастера к настоящему искусству Шаолинь не доказана, скорее всего, он проходил обучение на территории монастыря в одной из множества школ. После боя выигранные деньги должны быть переданы монастырю.

Заповеди мастеров

Составленные некогда Цзюэюанем правила жизни для воинов соблюдают до сих пор все монахи Шаолиня. Возможности человека, посвятившего себя развитию и совершенствованию в этом монастыре, запредельны. Какие же это заповеди? Перечислим некоторые из них:

Секреты долголетия, которыми обладают мастера, основаны на соблюдении данных заповедей. Существуют еще внутренние запреты храма. Например, нужно избегать нерадивости и лени, зависти и гнева и обязательно пройти все ступени обучения.

Как стать истинным монахом Шаолиня?

Воины монастыря рассказывали об огромной работе над совершенствованием своего тела и разума. Нужно доказать мастерам, что у ученика светлая душа и выносливое тело. Послушника никто не торопит в усвоении знаний и навыков, наставник будет ждать, сколько потребуется. Когда начинающий воин будет готов, мастер ему сообщит и отправит на экзамен.

Истинными монахами Шаолиня заведомо являются основатели монастыря и учений в нем. Так, первый патриарх Бодхидхарма после себя оставил два труда: «Канон об очищении костного мозга» и «Канон об изменении мышц», а также боевой стиль «Кулак архатов раннего неба». Мастер Цзэ Хунбэй, живший во времена династии Тан, внес в ушу «обманный стиль». Наставник Фу Ю разработал искусство коротких ударов на ближних дистанциях. Бай Юйфэн вместе с монахом Цзяо Юанем создал новый стиль, который включал приемы школ Леопарда, Тигра, Змеи, Журавля и Дракона.

При династии Цин жил известный мастер Чжэнь Цзюнь. Монах в совершенстве владел «искусством легкости». Он без труда запрыгивал на крыши домов и перелетал со скалы на скалу. «Живой легендой» был Хай Дэн, который родился в провинции Сычуань. Во время занятий он достиг совершенства в управлении внутренней энергией и мог, например, заставить забурлить в тазу воду. Мастер принимал участие в написании книг и пособий по боевым искусствам, был известен как знаток нетрадиционной медицины. Хай Дэн был способен исполнить сто комплексов Шаолиня, владел 18 видами оружия, а в возрасте 75 лет мог стоять на двух пальцах в течение часа. Несмотря на небольшой рост, сила его удара достигала 500 килограмм. Имена монахов Шаолиня, оставивших неизгладимый след в истории монастыря, достойны того, чтобы их помнили. Все мастера отличались преданностью своему делу и верой в боевое искусство.

Секреты и мифы о жизни воинов Шаолиня

Сущность невероятных способностей мастеров заключена в использовании энергии Ци. Ее применение, например, помогает контролировать болевые ощущения. Неотъемлемой частью в освоении чань-буддизма является полное развитие пяти чувств ученика, а также улучшение его мышления, памяти и интуиции. Конечная цель боевого искусства - постижение себя и слияние с Абсолютом. Обретение душевного равновесия дарует ученику способность быть непоколебимым в любых ситуациях. Длительные медитации и развитие мудрости способствуют приобретению уникальных способностей, например таких, как ясновидение.

Второй из распространенных 10 мифов о монахах Шаолиня - это заимствование основных черт у индийских животных в некоторых видах боевых техник. По словам историков, все приемы формировались внутри группы воинов, которая изначально исполняла роль частной армии. Существует легенда о том, что тринадцать мастеров Шаолиня победили стотысячную армию солдат, чтобы спасти императора Тан Тэйзонг. Однако сведения были несколько искажены. Монахи действительно сыграли важную роль в исходе битвы, но появились они только в решающем сражении.

Воинов наделяли сверхъестественными способностями. Например, существует сказание о битве с японскими пиратами, когда трое монахов закопали себя при помощи тростника и уползли под землей, тем самым сохранив себе жизнь.

Финальные испытания в монастыре тоже обросли множеством легенд. Так, до сих пор не доказано существование учебного лабиринта-ловушки с деревянными манекенами.

Уход из монастыря, по преданиям, тоже был нелегким. Желающему покинуть стены обители нужно было объединиться с тремя монахами и сразиться против 18 воинов. В случае победы монастырь лишался сильнейших бойцов.

До сих пор существует легенда о поваре храма, который тайно развивал в себе физические и духовные умения. Звали его Цзи Нау Лоу. Он смог обратить в бегство группировку "Красные тюрбаны", напавшую на монастырь.

Почитаемый в храме Шаолинь Бог Вапрапни тоже окутан мифами. Так, он заставил съесть запретный кусок мяса монаха Шенгчоу, над которым в монастыре издевались. В награду за содеянное воин получил силу и возможность расправиться с обидчиками. Такая легенда противоречит заповедям монастыря.

Многие бойцы и обычные люди хотели обучиться боевому искусству Шаолиня. Так, один из мифов повествует об индийском принце Бодхидхарма, осуществившем свою мечту путем заточения себя в пещере, где он медитировал девять лет. Настоятели монастыря были впечатлены и предоставили ему отдельную комнату.

Но этим сказание не ограничивается. Существует продолжение легенды о принце. Так, рассказывают, что на седьмом году заточения Бодхидхарма уснул. Чтобы больше этого не повторилось, он обрезал веки. Упав на землю, они превратились в чайные кусты.

В сети можно найти видео, в котором буддийский монах пробивает броском иглы шарик, находящийся за стеклом. Однако и это чудо оказалось не более чем мифом. Его удалось развенчать команде "Разрушителей легенд".

Еще много невероятных историй рассказывают о знаменитом месте - храме Шаолинь. Это только поддерживает интерес к жизни в монастыре и привлекает все больше туристов в Китай.

СИСТЕМА ПСИХОФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВКИ МОНАХОВ ШАОЛИНЯ

А.М. Козлов

Kozlov A.M. The system of shaolin monks’ psychophysical training. The article reveals basic aspects of fighting monks’ training in the monastery Shaolin. The charter, way of life of the legendary cloister, the peculiarities of mental autoregulation with the object of self-perfection and abilities to generate higher level of mental and physical activity in extreme situations are thoroughly considered.

Слава горной обители Шаолинь в Хэнани, колыбели и центра развития и обучения искусству кулачного боя (цюань-шу), разнеслась по городам и весям Поднебесной империи.

Отличная физическая подготовка, филигранное владение своим телом, техникой рукопашного боя и монашеским посохом, сплоченность, стойкость, мужество и презрение к смерти преумножали силы монахов-воинов. Рукопашная подготовка основывалась на результатах сверхчеловеческого по трудности тренинга, вселяющего убежденность, что усэн (монах-воин) всегда сумеет отразить нападение противника и сам нанести решающий ответный удар. Система самообороны Шаолинь-сы прямо противопоставляла невооруженного адепта - вооруженному, тренированность, быстроту реакции и мгновенную концентрацию физической мощи - умению орудовать копьем или мечом. Ощущение силы, физического и морального превосходства над неприятелем придавало послушникам знаменитого монастыря уверенность в своих действиях в любой ситуации.

Основатели и патриархи Шаолиня разработали монастырский устав, который впоследствии, на протяжении столетий, неукоснительно соблюдался в святой обители и многочисленных буддийских общинах. Монахи вставали рано утром с первыми лучами солнца и два часа в любое время года на открытом воздухе, защищенном от непогоды только навесом, предавались медитации. Затем шла своеобразная разминка, и выполнялся комплекс упражнений, завещанных патриархом боевых искусств Бодхидхармой и дополненный его преемниками. В заключение большое внимание уделялось культуре тела, водным процедурам и различным видам массажа.

Практика психической саморегуляции с целью самосовершенствования занимает центральное место в системе психофизиче-

ской подготовки легендарного монастыря, внесшего наиболее заметный вклад в формирование философской и методологической базы восточных боевых искусств. Боевые искусства рассматривались, прежде всего, как средство и цель подобного самосовершенствования, поскольку основная идея медитации - войти в контакт с внутренними процессами нашего существа, сделать это самым прямым путем, не прибегая к чему-либо внешнему, неестественному, и с помощью психологического самонастроя продуцировать в себе повышенный режим психической и физической деятельности, по многим параметрам качественно отличающийся как от собственного состояния на исходном уровне, так и от среднестатистических норм, которым подчиняется большинство индивидов, не занимающихся специальной психофизической тренировкой. Таким образом, буддизм связан с реальностью человеческого бытия, практическими методами саморегуляции и тренинга психических и вегетативных систем, дающих адепту возможность сознательно управлять своим нервнопсихическим состоянием и повышением способности к совершенствованию произвольных и непроизвольных функций организма, делающих более продуктивной всякую социально значимую практику, являющуюся эффективным средством мобилизации духовных и физических сил для решения конкретных задач боевых единоборств.

Давно замечено, что нервная система, особенно в экстремальных ситуациях, оказывает большое влияние на деятельность всех систем организма: эндокринной, сердечнососудистой, пищеварительной и соматической. Тренированная, отрегулированная, управляемая нервная система может в условиях стресса мгновенно мобилизовать все внутренние ресурсы организма для конкрет-

ного действия или комплекса двигательных действий, вызвав резкое повышение энергетической мощности и ее продуктивности.

Искусство мобилизации воли и психофизических процессов, разработанное патриархами Шаолиня, стало незаменимым подспорьем для мастеров боевых искусств. Состояние концентрации максимума сил для победы достигается:

Во-первых, при помощи медитации пассивной и активной, самопогружением в своеобразный сомнамбулический транс. В у-шу (боевые искусства) медитативное состояние - абсолютные внимательность и контроль ситуации, повышенная быстрота, ловкость и сила. Сознание неколебимо, тогда как тело подвижно и пластично в постоянно меняющихся обстоятельствах;

Во-вторых, за счет формирования рациональной, совершенной и вариативной техники, проверенной многовековым опытом и закрепления четких двигательных рефлексов путем многолетней тренировки неофита, как формы активно-динамического психотренинга, в котором главным условием успеха является мгновенная реакция и безошибочная координация движений;

В-третьих, за счет умения аккумулировать, контролировать, стимулировать и направлять по собственному желанию поток жизненной биоэнергии квазиматериальной субстанции «ци» для активизации физиологических и психофизических процессов, осуществления требуемых динамических структур на уровне максимальных и запредельных возможностей личности. Подобное положение, в котором наблюдается причудливое смешение самой невероятной мистики с вполне продуманными и обоснованными изысканиями в области физиологии, психологии, аутогенной тренировки и гипноза, было разработано теоретиками даосской йоги и взято на вооружение приверженцами и мастерами боевых искусств Шаолиня.

После медитации и непродолжительного завтрака в трапезной наступало время культовых ритуальных действ, философских бесед, куань1, вэньда2, сандзэн3, способствующих прозрению света разума Будды.

1 Кунань (коан - яп.) - алогичные диалоги и высказывания.

2 Вэньда (мондо - яп.) - жанр диалога, прецедент

просветления.

Методики тренировки Шаолиньского монастыря до сих пор неизвестны полностью, но доподлинно известно, что занятия подразделялись на совместные и индивидуальные. Занятия боевыми искусствами проходили во внутреннем дворе, святой обители, в плохую погоду под навесом для медитации. Вся община выстраивалась рядами в строго определенном порядке, в соответствии с занимаемым положением в жесткой системе иерархии. К строю монахов выходил главный наставник воинских искусств и четыре помощника. Учитель и послушники склонялись в ритуальном поклоне. Произнеся магические заклинания-мантры, приступали к повторению боевых приемов и освоению новых, затем движения объединялись в «связки» и законченные комплексы тао, исполняемые дружно, ритмично и слаженно, сопровождаемые в решающие моменты утробными криками, воем или шипением. Боевые искусства, занимавшие важное место в жизни обитателей Шаолиня, рассматривались как продолжение религиозной практики, как активная медитация, как познание сердца Будды. На протяжение У1-ХУ вв. монастырская система самообороны успешно развивалась, обогащаясь за счет нововведений. В основном, такие модификации являлись результатом изучения боевого опыта отцов-основателей, сильнейших мастеров общины и бионики животного мира. В жизни монашеской обители все большее значение придавалось вопросам укрепления тела, направленного на очищение духа, общей закалке организма, тщательной отработке приемов боя.

В полдень обед. В рационе: рис, соя, бобовые, овощи, фрукты, полезные коренья и травы, лечебные настои и тонизирующие отвары. Считалось, что вегетарианская пища позволяет не только свято соблюдать заповеди Будды, но и создает идеальные условия для «взращивания» и циркуляции «ци» (жизненной энергии).

После недолгого отдыха возобновлялись занятия у-шу, но на сей раз вся паства делилась на три группы: неофитов-новичков, старых мастеров и среднее звено. Новички, «опоясанные вервием» (толстой белой веревкой - непременным атрибутом монаха), небольшими группами под руководством

3 Сандзэн - приватные беседы с учителем.

«старших братьев» - опытных наставников (шифу) усердно изучали азы цюань-шу: стойки, перемещения, удары, блоки, комбинации приемов и т. д., затрачивая недели, месяцы и годы на доведение до совершенства каждого элемента. И только спустя 3-4 года им разрешалось приступать к освоению спарринга с партнером.

Среднее звено - монахи-воины продолжали упорно шлифовать технику сложных структур защиты и нападения приемов боевых действий, особое внимание уделяя отработке тао и свободному поединку с одним или несколькими противниками, а в более поздние годы осваивая технику и тактику боя с оружием и безоружного против вооруженного воина.

Старые мастера постигали секреты естественной активизации биологических возможностей человека, таинства акупунктуры и акупрессуры, методику «смертельного касания» - точечного воздействия и разрушения в боевой обстановке жизнедеятельности конкретного органа, вызывающего паралич или смерть, методы реанимации, лечения недугов и многое-многое другое.

К вечеру все снова строились вместе, чтобы продемонстрировать наставнику воинских искусств свои успехи и достижения. При этом излишняя самоуверенность и за-

носчивость не поощрялись. Вызвав хвастуна вперед, наставник легко доказывал несовершенство его познаний. Этика легендарного монастыря предписывала мастеру до глубокой старости оставаться в форме и уметь противопоставить боевой опыт, силу духа азарту молодых.

Вечером легкий ужин. Много времени отводилось образованию, изучению философских и иных наук, чтению книг, занятию искусствами. Работа в пределах монастыря. Отдых. Далее не столь долгая, как утром, медитация и вновь водные процедуры, массаж и сон.

Обучение у-шу в Шаолине строилось на положениях, составивших впоследствии фундамент большинства школ боевых искусств:

Постепенное увеличение сложности и объема осваиваемого материала;

Следование предначертанному пути-Дао в течение всей жизни, занимаясь усердно и постоянно;

Соблюдение умеренности в еде, отказ от употребления мяса, вина и воздержание от распутства;

Соблюдение ритуала, следование традициям и заповедям Будды.

Поступила в редакцию 30.11.2006 г.

Принята к печати 1.12.2006 г.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СЛУЖЕБНОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ЧИНОВНИКОВ

В ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

Я.С. Черемисина

Cheremisina Y.S. Legislation on officials’ duties of service in the first quarter of XVIII century. This article depicts the main legal acts which regulate the activity of state officers in the central administration apparatus during the time of Peter the Great. Analyzing the content of the General Regulations, Table of Ranks and some other legal documents, the author reveals the whole picture of an official’s working day and describes the new order of career development. The article enables the reader to have an outlook on the way of state officers’ life and work during the time of Peter the Great.

История государственной службы России насчитывает несколько столетий. Она неразрывно связана с созданием русского централизованного государства, выживаемость которого в сложных геополитических условиях во многом обусловливалась службой всех социальных групп (сословий) на благо своей

страны. Неслучайно сложились представления о Руси ХУ1-ХУ11 вв. как о «служилом государстве». Законы ХУ1-ХУ11 вв. точно определяли, какую службу должен был нести каждый служилый человек. Уклонение от нее строго каралось.


Монахи Шаолиня всегда были закрыты для мира. Некогда скромный монастырь, основанный в китайской провинции Хэнань, веками раздвигал границы человеческого сознания, тела и духа. После страшного пожара в 1929 году большая часть записей в монастыре была утеряна. Но монаху по имени Цзинь Цзин Чун удалось собрать сохранившиеся знания. С благословения главы монастыря он сумел создать метод обучения 72 искусствам Шаолиня. Сегодня речь пойдет о том, каким же способом монахам удается добиваться их сверхчеловеческих способностей.

1.Выдирание гвоздей


Нужно вбить гвоздь в доску из дерева, а затем выдрать его тремя пальцами. Обучающиеся практикуют подобное в течение нескольких месяцев. Когда им удается легко вытаскивать гвоздь большим, указательным и средним пальцами, то им усложняют задачу, и монахи начинают пробовать вытаскивать гвоздь большим и безымянным пальцами и мизинцем. Огромная сила даже самых слабых членов тела является аксиомой подготовки Шаолиня. Каждый палец на обеих руках должен обладать равной силой и мышечной выносливостью. Когда и усложненная процедура становится легкой, деревяшку перед забиванием в нее гвоздя смачивают водой, чтобы гвоздь заржавел и его было труднее достать.

2. Удары ногами


Стоит только представить себе: приходишь учиться боевым искусствам в знаменитый Шаолинь, а тебя отправляют... пинать камни. Но это на самом деле является одной из дисциплин Шаолиня. Новички начинают обучение этой технике, пиная небольшие камни босиком. Целью этого мастерства является не развитие силы и упругость мышц ноги, а «набивание» ноги до тех пор, пока удар ногой по камню почти не будет ощущаться.

3. Навык «облегчения тела»


Хотя «мастерство легкого тела» считают популярным стереотипом фильмов про боевые искусства, это вполне реальная шаолиньская практика. В монастырских записях сохранились упоминания о мужчинах весом 50 кг, которые балансировали на ветвях, как бабочки или пчелы. Это действительно увлекательная практика Шаолиня, которая базировалась на уникальной и, казалось бы, невозможной рутинной подготовке. Обучение начиналось с того, что на пол ставили массивный глиняный таз, заполненный водой.

Обучающихся заставляли с грузом ходить по краю этого таза так, чтобы тот не перевернулся. Так продолжалось каждый день в течение нескольких часов. На 21-й день каждого месяца из таза вычерпывали ковш воды, а обучаемому утяжеляли груз. В конце монах должен был ходить по краю пустого таза, не переворачивая его. Когда обучающийся осваивал этот процесс, большой глиняный таз заменяли большой плетеной корзиной, наполненной железной стружкой.

4. Умение золотой цикады


Умение золотой цикады также широко известно как «железная промежность», и это не шутка. Обучение начиналось с интенсивной медитации, направленной на очищение ума от всех тревог. Одной из целей этого ментального тренинга является возможность самостоятельно вызвать эрекцию во время медитации, причем сделав это сугубо за счет концентрации ци у основания пупка. Второй этап обучения состоял из того, что ученика начинали бить в промежность руками, ногами и даже оружием, чтобы уменьшить болевые ощущения при ударе.

5. Метод раскрытия истины


По своей сути, этот метод представляет собой серию сложных уходов от удара и перекатов. Падение лицом вниз на каменный пол, кульбиты, которые деформируют позвоночник и даже стойки, при которых обучаемый «вскакивает» на ноги с положения лежа - все это шаги на пути к мастерству. Когда человек освоил эти «восемнадцать кульбитов», то он может продолжить совершенствование мастерства путем обучения следующим 64 акробатическим приемам. Великие мастера, которые усовершенствовали эту технику, могли делать бесчисленное количество кульбитов бесчисленным количеством способов. Более того, это «укрепляло ци», а также кожу, кости и мышцы.

6. Обнимашки с деревьями


В ходе этого необычного обучения от монаха требовалось, чтобы он обнял дерево и тянул его на себя, пока не свалится от изнеможения. Прогресс начинал появляться только после первого года. Первым шагом к мастерству является способность расшатать дерево так, чтобы с него упало несколько листьев. Еще через год обучаемый должен был стряхивать листья с дерева без остановки. Подобную практику нужно было продолжать на протяжении всей жизни. Если мастер этой практики обхватывал своего противника, как он это годами делал с деревом, то смертельные травмы были неизбежны.

7. Железная голова


Существует веская причина того, что удары головой запрещены в таких видах спорта, как смешанные боевые искусства - риск травматических повреждений головного мозга. Но культовая шаолиньская техника «железной головы» не только рекомендовала подобного рода удары, но прописывала их как обычный режим тренировок. Обучающиеся укрепляли лобные кости и верхнюю часть черепа до почти сверхчеловеческой крепости. А добивались этого очень просто - бросали камни в голову монахам в течение многих лет, чтобы укрепить кости черепа.

Пережив десятки микротрещин, которые зарастали, кость могла стать невероятно прочной. Начинались же такие тренировки головы с того, что монахи оборачивали голову шелком и осторожно начинали биться головой о каменную стену. После года таких тренировок обучаемый снимал несколько слоев шелка и продолжал процесс в течение как минимум 100 дней, после этого шелк полностью удаляли.


Обучение технике железного быка на самом базовом уровне начиналось с «выскабливания» собственного живота. Ежедневно и еженощно это делалось сначала с помощью пальцев и ладоней, а затем с помощью ножей. Это делалось во время как тренировок, так и отдыха. После достаточного упрочнения кожи тренировки переходили к ударам в живот и продолжению «выскабливания» живота ножом. Когда удары кулаками больше не вызывали болевых ощущений, переходили к молоткам.


После 40 лет интенсивных тренировок и медитации в Шаолине, монах Си Хей Дзи объехал всю страну, посетив каждый монастырь в северных и южных провинциях, и ни один человек не смог одолеть его. Легенда утверждает, что это стало возможным благодаря его методике. В самом начале, когда Си Хей Дзи начал обучение, он ежедневно проходил мимо одного того же дерева, на ветку которого подвесил груз. Каждый день он тыкал этот груз пальцем, после чего тот качался.

После нескольких лет подобных упражнений и постоянной медитации он обнаружил, что когда он имитировал тычок пальцем в груз, при этом фактически не касаясь его, тот начинал качаться. После этого он начал повторять подобное с горящим огоньком и вскоре он смог погасить пламя. В конце-концов монах добился того, что смог тушить огонь, горящий в лампе... за стеклом (не разбивая стекло).

10. Алмазный палец

Еще в молодости монах Хал-Танк посетил Чикаго, где он продемонстрировал свое мастерство: стойку на руках, удерживая вес тела на одной указательном пальце. Что еще более удивительно, он показал этот же трюк более 50 лет спустя, в 90-летнем возрасте. До своей смерти в 1989 году, он был единственным человеком, который был в состоянии исполнить подобную технику «алмазного пальца».

И если практики Шаолиня доступны лишь избранным, но освоить могут все. И кстати, они будут очень полезны.

Как следует из самого названия данного труда, это свод методов силовой подготовки шаолинских бойцов. Там много уделяется внимания статическим упражнениям на развитие силы пальцев, упражнений нацеленных на развитие гибкости и ловкости и «специальных» упражнений. Не знаю насколько серьезно был составлен этот почтенный труд, но меня как силовика физкультурника заинтересовали упражнения на силу. Вот в частности на стр. 7, есть такое упражнение как «удержание веса в 500кг». И так цитирую дословно:
20. «Удерживание веса в 500кг»

В стойке «всадник», руки вверх ладонями на уровне головы. После 3х месяцев тренировок во ВСАДНИКЕ, взять в руки камень весом 15-20кг и стоять уже с ним над головой . Постепенно доведёшь до 100кг(!)…

Ну в общем, упражнение как-бы простое, надо всего лишь поднять камень, и удерживая его над головой в согнутых руках стоять в стойке всадника (по японски, так сказать - киба-дати). Если камень легкий 10-15кг, то вроде ничего страшного нет, но если его вес за 50кг, то бойцу придется всерьез месяцами тренировать еще и силу, чтобы этот камень поднять. Но и это еще не все. Сколько же надо держать в этом неудобном положении камень? Читаем дальше:

Если держишь так 1час(!) и не устал(!!) и дыхание не сбилось(!!!) , то пора 2чать. Делаешь устройство, как на рисунке и стоишь в нём постепенно добавляя камни наверх устройства.

Устройство:

Во как! Т.е. когда вес камня достигнет «хотябы» 100кг , и навык его удержания в полусогнутых руках, в такой же неудобной стойке, около часа (без усталости и сбитого дыхания), то можно делать специальную, силовую раму с камнями, в которой можно будет догрузиться (в том же упражнении), до «логичных» 500кг веса! Просто превосходно! Этож, что они там курили, чтоб такое писать, я ума не приложу? А может быть, это свод правил, испытания и обкатки новых китайских киборгов-терминаторов с титано-вольфрамовым скелетом? Все может быть, но здравого рассудка в этом документе я не вижу.

Вот камешек весом чуть более ста килограмм. Надо его просто непринужденно поднять и подержать эдак часок-другой!))

Но это еще не все))

Помню в детстве, мне один фанат Кунг-фу, с воодушевлением рассказывал про секретные китайские методики, набивки.. яиц! Якобы от этих чудо методик, яйца бойца способны выдержать прямой удар кулака или ноги)). Только «тренировать» и набивать яйца надо не меньше двадцати лет! (это как прикол из истории «Как научить осла говорить за 20ть лет») Но естественно, даже будучи доверчивым школьником, я посчитал, что он несет туфту… и был не прав)).

Оказывается, есть такое упражнение, и так читаем дальше (стр. 11):

39. «Упражнение для Паха»

Также называется «Золотая Цикада».

Мошонка будет жёсткая как камень .(!) Сесть, ноги крест на крест. Убрать из головы посторонние мысли, беспокойство, стать чистым и открыть сердце. Необходимо мобилизировать всю КИ организма (во всём теле) и сконцентрировать в нижней части живота. Затем пусти энергию по позвоночнику вверх, пусть достигнет мозга, затем в переднюю часть тела и снова в Дань Тянь. Со временем ты научишься концентрировать КИ в нижней части живота. Мошонка и пенис станут твёрже это значит 1ая часть закончена. Затем сидя в лотосе надавливай на яички ладонью . Поначалу будет болезненно, однако следует сконцентрировать КИ и продолжать тренировки. Когда все болезненные ощущения пройдут, встань и ударь туда с силой, если боли нет, то овладел искусством (занавес!!!). Во время тренировок обязательно воздерживайся от половой жизни и даже не думай об этом. (конечно, конечно какой еще может быть при этом интим - yahont )

Узнайте, историю Шаолиня, распорядок дня монахов, как они тренируются и почему много времени отдают медитации.

Краткая история создания монастыря Шаолинь


В последний день марта 495 года на горе Шао-ши был построен новый монастырь, который впоследствии получил название Шаолинь. Согласно преданиям, его основателем стал монах из Индии - Бато. Следует заметить, что всего существовало десять храмов, которые носили название Шаолинь. Сейчас мы говорим о том, который сохранился до наших дней - Северный храм Суншань Шаолиньсы.

В момент создания этой духовной обители, Китай переживал времен «Троецарствия» и был разделен на три части. Каждая правящая династия хотела руководить страной единовластно, и это приводило к неутихающим войнам. Вполне очевидно, что в подобной ситуации наблюдалась разруха и храмы, в том числе и Шаолинь, неоднократно подвергались нападениям.

Чтобы это прекратить, в храм были приглашены мастера рукопашного боя Гэнь Сувэй и Хэн Гайчжан. Они начали обучать монахам тактике ведения боевых действий. Кроме этого по их указанию монастырь был превращен в неприступную крепость. Обитатели монастыря оказались хорошими учениками и в результате смогли успешно противостоять нападениям разбойников и отрядам противоборствующих группировок.

Когда междоусобные войны были завершены, а власть в поднебесной централизована, император быстро обратил внимание на Шаолинь. Во время первого посещения он остался впечатлен увиденным и высоко оценил духовность монахов. А вот боевые навыки обитателей храма вызвали у императора гнев и по его распоряжению недалеко от Шаолиня начали создавать военный гарнизон.

В результате монахи отказались от изучения боевых искусств, ведь императорская армия охраняла их обитель. В результате, на протяжении века ушу в монастыре не преподавалось. Возрождение боевой славы шаолиньцев началось после появления в храме 28-го патриарха Бодхидхармы. Этот человек завоевал любовь самого императора, и по его просьбе было получено разрешение возобновить тренировки.

С этого момента тренировки монахов Шаолиня состояли из двух этапов - познание пути и практическая медитация. Однако очень быстро стало понятно, что монахи не обладают достаточной физической подготовкой и это мешает им достичь полного просветления посредствам медитации. Чтобы исправить ситуацию, Бодхидхарма принял решение начать обучать обитателей храма древнему боевому искусству - «Кулак 18 архатов».

Параллельно монахи практиковали различные системы закаливания и укрепления тела. Вскоре они начали изучать и основы боя с различными видами оружия. Мы сейчас рассказали вам об этапе становления храма, который в будущем ждала масса потрясений. Однако сегодня мы говорим не о самой духовной обители, а тренировках монахов Шаолиня.

Распорядок жизни в монастыре Шаолинь


Для большинства людей Шаолинь является обителью лучших воинов Поднебесной. Однако не это было главной целью монахов. Физическое совершенство неотделимо от духовного и для достижения поставленных целей им приходилось терпеть массу невзгод и ограничивать себя во многом. Только так можно добиться духовного просветления.

Традиции храма были заложены при его создании и практически не менялись на протяжении всей его истории. Во всех монастырях Поднебесной день начинался в пять часов утра. На протяжении первых двух часов послушники медитировали. Если же кто-то из них засыпал, то надзиратели били его палками.

Медитацию сменяла утренняя гимнастика, задача которой заключалась в улучшении гибкости. Все обитатели Шаолиня без проблем садились на шпагат. После завершения зарядки, послушники переходили к водным процедурам, используя для этого ближайший горный ручей. Чтобы подготовить мускулы к предстоящим серьезным физическим нагрузкам, проводился массаж с использование мазей, изготовленных по особым рецептам. Вы же не думаете, что вся тренировка монахов Шаолиня состояла только из упражнений на растяжку?

После водных процедур наступало время первой трапезы и последующего изучения древних текстов. Только после этого начиналась основная часть тренировки монахов Шаолиня, во время которой ими изучалось мастерство боя. По завершении занятия послушники обедали, а затем в их распоряжении был час свободного времени. Вечером тренинг возобновлялся, и монахи проводили спарринги. Причем схватки проводились в полную силу, а надзиратели внимательно следили, чтобы никто не погиб.

Особенности тренировки монахов Шаолиня


В монастыре физическое развитие послушников соседствовало с физическими тренировками. Монахи выполняли большое количество упражнений, позволяющих развивать не только мускульную силу, но и сухожильную. Вероятно, у кого-то появился вопрос, почему же они не отличаются мощной мускулатурой? Во многом здесь «виновата» генетика. Большинство жителей Поднебесной являются эктоморфами, и набирать массу им тяжело.

С другой стороны, это и не требуется. Огромные мускулы не всегда являются синонимом большой физической силы. Также свою лепту вносит и питание, ведь послушники Шаолиня - вегетарианцы. Если вы интересуетесь культуризмом, то знаете о роли мяса в наборе массы. Не стоит сбрасывать со счетов и режим дня, о котором мы говорили выше. Постоянные тренировки не способствуют гипертрофии волокон мышц, так как организм не успевает полностью восстановиться. Только в такой ситуации мышцы могут увеличиваться в объёме.

Однако занятия шаолинцев нельзя назвать бесполезными. Наш организм может приспособиться к различным условиям существования. Когда человек проводит ежедневные высокоинтенсивные тренировки, то и его организм постепенно адаптируется к такому распорядку. Однако все ресурсы направляются не на строительство мускулатуры, а повышение сухожильной силы. Именно в этом и состоит секрет огромной выносливости и физических данных послушников монастыря при отсутствии больших мышц.

Однако одной силы для победы в поединке явно недостаточно. Согласно преданиям, монахов боялись даже тяжеловооруженные воины. Достичь этого позволило искусство рукопашного боя. В духовной обители послушники изучали пять основных стилей Шаолинь цюань:

  1. Стиль тигра - способствует укреплению костных структур и для этого монахам приходилось много времени проводить в низких стойках.
  2. Стиль змеи - обеспечивал максимальную подвижность и гибкость воину, и при этом была возможность в нужный момент проявить все силовые качества.
  3. Стиль журавля - на тренировке монахов Шаолиня использовались статические упражнения, целью которых было укрепление сухожилий.
  4. Стиль леопарда - в природе леопард внешне уступает тигру в силе, но на практике это не так. Именно для увеличения силовых показателей и выполнялись эти упражнения.
  5. Стиль дракона - в китайской мифологии дракону отводится особое место. Как и это сказочное существо, монахи не испытывали страх, что позволяло им в любой ситуации проявлять свои лучшие качества.
Как только послушник достигал определенных успехов в изучении всех этих стилей, он получал звание воина-монаха и соответствующие его уровню подготовки пояс. Здесь вполне уместна аналогия с известной многим системой градации по мастерству в каратэ. По мере прогресса перед каждым послушником открывались новые горизонты для совершенствования. В результате мастера Шаолиня владели 170 техниками боя.

Когда послушник переходил в категорию воинов, то его тренировки проходили в специальном зале, а преподавателями становились лучшие мастера. Занятия здесь носили совершенно иной характер, хотя и тренировки монахов Шаолиня первого уровня нельзя назвать легкими.

Тренинг послушников монастыря не сводился только к освоению навыков рукопашного боя и умению владеть любым видом оружия. Они также изучали медицину и искусство воздействия на болевые точки. В определенный момент, обучения заканчивалось и монаху требовалось сдать своеобразный выпускной экзамен. После этого он получал звание «старейшина».

Философия Шаолиня


Для современного человека Шаолинь в первую очередь ассоциируется с боевым искусством. Однако в первую очередь храм является духовной обителью. Следует признать, что по многим пунктам философия монастыря напоминает йогу. Предлагаем вам познакомиться с девятью испытаниями Люй Дунбиня:
  1. После возвращения из очередного путешествия Люй Дунбинь с прискорбием обнаружил, что все его домочадцы умерли от серьёзного недуга. Однако он смог стойко перенести эти тяготы и после похорон родственников, продолжил тренировки.
  2. Когда Люй Дунбинь работал на рынке продавцом, он обнаружил, что клиент не отдал ему всю сумму. Однако он не проявил никаких эмоций, чтобы не нарушить равновесие своей жизни.
  3. Во время встречи Нового Года на улице ему встретился нищий. Люй Дунбинь предложил ему деньги и пищу. Однако в ответ он не услышал слов благодарности, а только проклятья. Но вывести Дунбинь из равновесия невозможно и он с улыбкой принес извинения и удалился.
  4. Однажды он пас овец в горах и благодаря высокой концентрации смог защитить стадо от волков. В результате Люй Дунбинь смог избежать ненужных расходов по возмещению стоимости животных своему нанимателю.
  5. Во время медитации в горах Люй Дунбинь встретил красивую девушку, которая на протяжении трёх дней безуспешно пыталась отвлечь его от практики.
  6. Когда Люй Дунбинь приобрел проволоку для починки забора, вернувшись с рынка домой, он с удивлением обнаружил, что она изготовлена из золота. Люй поспешил к продавцу и поменял товар на нужный.
  7. Находясь на рынке в поисках пищи, Люй Дунбинь заметил даоса, который не хотел внимания и утверждал, что его лепешки отравлены. Люй купил у него одну, и она оказалась восхитительной на вкус.
  8. Во время переправы в лодке через реку, Люй Дунбинь с другими людьми оказался застигнут бурей. Это вызвало серьёзную панику, и только благодаря спокойствию Дунбинь лодка не перевернулась.
В храме существовал ряд внутренних запретов:
  • Всеми силами избегай лени и нерадивости.
  • Зависть мешает развитию внутренней энергии ци.
  • Гнев вредит сердцу.
  • Не увлекайся женщинами и вином.
  • Пройди все уровни обучения.
История храма полна загадок и при этом весьма увлекательна. В определенные времена Шаолинь представлял собой грозную силу, ведь послушники были практически непобедимы. Они часто принимали участие в кровавых междоусобных войнах. Однако затем храм стал сердцем духовности всей Поднебесной и посторонние не моги изучать боевое искусство.

Тренировки монахов Шаолинь в видео ниже:



  • Разделы сайта