Бразильское джиу-джитсу. Что такое Джиу-джитсу

Термин "джиу-джитсу" появился в Японии в XVI веке как общее название всех видов рукопашного боя без оружия и с так называемым "подручным" оружием. Он состоит из двух слов. Слово "джиу" означает "мягкий, гибкий, податливый, уступчивый", а "джицу" переводится как "техника, способ". Итак, джиу-джитсу - это "мягкая, или податливая техника". Речь идет не об обмене нежными ласками. Приемы джиу-джитсу могут показаться какими угодно, только не мягкими или нежными. Понятие мягкости следует понимать таким образом, что мастер уступает натиску противника до тех пор, пока тот не окажется в ловушке, и тогда обращает действия врага против него самого. Разъясняя главный принцип джиу-джитсу: "податься, чтобы победить", наставники прибегают к выражениям вроде того, что "ветка под грузом снега сгибается до тех пор, пока не сбросит его" и что "гибкая ива распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным".

Предшественниками джиу-джитсу были различные виды боевого самурайского единоборства в доспехах. Среди них наиболее известны системы "ёрой куми-учи" и "коси-но-мавари", расцвет которых пришелся на XI-XV века. Их технический арсенал включал захваты за руки и болевые приемы на них, броски, подножки и подсечки, освобождения от захватов, работу с ножом. Удары применялись ограниченно, т.к. легче было травмировать собственную руку о латы, чем поразить врага. Но по мере распространения и совершенствования огнестрельного оружия доспехи сначала стали делать облегченными, а потом от них отказались совсем. Это позволило включить в указанные системы большое количество тычковых и рубящих ударов по уязвимым местам ("атэми-вадза").

Считается, что первую школу рукопашного боя в легком снаряжении (когусоку), близкую к технике современного дзю-дзюцу, основал в 1532 году Такэноучи Хисамори в городке Сакусикияма на острове Кюсю. Четверть века спустя в Эдо (нынешний Токио) поселился эмигрант из Китая Чэнь Юань-бин, выдающийся мастер "циньна" (или "синь-на"), китайского искусства захватов, болевых приемов и бросков. В 1558 году он открыл в буддийском храме Сёкоку-дзи школу, где обучал этой технике за плату всех желающих из числа самураев и монахов. У него было много учеников, трое из которых (Миура Еситацу, Фукуно Масакацу, Исогаи Дзиродзаэмон) основали потом собственные школы дзю-дзюцу: Миура-рю, Фукуно-рю, Исогаи-рю.

В конце XVI и в первой половине XVII веков, когда доспехи, даже облегченные, окончатльно вышли из употребления, школы джиу-джитсу возникали одна за другой. К 1650 году их было уже более 600. Наиболее крупными среди них, помимо названных выше, были Арагаки-рю, Асаяма итидзэн-рю, Кито-рю, Косин-рю, Кураку-рю, Есин-рю, Мусо-рю, Реи синто-рю, Син-но синдо-рю, Синсин-рю, Тэнсин синьё-рю, Ягю-рю и некоторые другие.

Исо Мутаемон - одна из самых известных фигур в истории дзю-дзюцу - родился в 1800 г. В 15 лет он прибыл в Токио (тогда назывался Эдо) с целью найти учителя рыцарского ремесла. После многочисленных мытарств он попал в школу, которую вел Орибэ Хитоцуянаги, продолжавший традиции Есин-рю. Здесь он обучался около 7 лет, вплоть до смерти учителя. Потом опять блуждал в поисках самой лучшей школы и, в конце концов, попал к Хомму Дзёэмону, который обучал Син-но-синдо-рю. Несколько лет спустя, он решил оставить учителя и основать собственную школу. Но вначале отправился в "мусасюгё" - путешествие по различным додзё в храмах с целью проверить свои приемы в борьбе с другими мастерами и усвоить науки, интересующие его. Однажды в селении Кусацу в провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисимури он легко справился с головорезами, не зная, однако, что это были члены большой банды, терроризирующей всю округу. На следующий день в глубоком овраге Исо встретил около сотни бандитов. В получасовой борьбе Исо поверг многих из них, а оставшиеся спаслись бегством. Победоносный результат был возможен благодаря использованию атэми - ударов по уязвимым местам тела, а также приемов, дающих возможность выворачивать суставы. Эта история принесла Исо большую славу. В заключение своих путешествий Исо поселился в Эдо и основал там школу под названием Тэнсинсинъё-рю, которая содержала 124 приема. В течение многих лет в своей школе Исо обучил около 5000 учеников.

Характерной особенностью дзю-дзюцу на протяжение более чем 300 лет было то, что его культивировали исключительно семейные школы самурайского происхождения. Простолюдинам категорически запрещалось изучать это искусство. Согласно традиции, в обучении четко выделялись три фазы, или этапа. Первая фаза - прием ученика в школу (рю). Для этого надо было заручиться чьей-то рекомендацией и выдержать серию различных испытаний, проверявших физические, психические и моральные качества вновь поступающего. Вторая фаза, длившаяся несколько лет, это тщательное изучение базовой техники. Надо было изо дня в день, по много часов подряд, отрабатывать одни и те же приемы, стандартные связки движений и т.п. И только в том случае, если ученик проявлял способности выше средних и к тому же, доказывал делом свою преданность учителю, тот его посвящал в тайны школы (их называли "окудэн" - "глубокие приемы"). Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что ученики должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению японцев, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приёмы, являются хорошей мотивацией, но, к сожалению, сегодня большинство школ имеют характер бизнеса и занятия в них - источник доходов для учителя, а поэтому соблюдение вышеуказанного принципа является невозможным - слишком суровый отбор учеников привел бы учителя к нищете. Прежнее положение вещей начало быстро изменяться после буржуазной революции Мейдзи 1868 года, лишившей самураев всех привилегий и уравнявшей с другими сословиями.

Европейцы и американцы впервые познакомились с джиу-джитсу уже в начале XX века, когда несколько японских наставников открыли свои школы в Старом и Новом Свете. Однако широкое распространение в западном мире джиу-джитсу получило только с 50-х годов.

В настоящее время число приверженцев джиу-джитсу достаточно велико. Это сотни тысяч людей на всех континентах, объединенных в Международную федерацию Будо, Всемирную федерацию дзю-дзюцу, Международный Союз Боевых Искусств, две Международные федерации нин-дзюцу.

В современном джиу-джитсу существуют три направления:

Системы, созданные по заказу специальных групп и общественных организаций;

Системы, являющиеся продолжением традиций, но модернизированные с целью приспособления к современным условиям;

Системы, являющиеся творением оригинальной творческой личности.

Общей чертой почти всех вышеуказанных направлений является стремление к использованию приемов других видов боевых искусств.

Особый интерес к джиу-джитсу проявляли и проявляют военнослужащие, сотрудники спецслужб и полицейские. Это понятно. Ведь техника современного джиу-джитсу на 55-65% состоит из приемов, которые условно можно назвать "борцовскими" (захваты, болевые приемы, удушения, подножки, подсечки, броски), а еще 35-45% ее объема составляют всевозможные удары пальцами, кулаками, ладонями, локтями, головой, коленями и стопами ног. Иными словами, джиу-джитсу - это техника комбинированного рукопашного боя. Данное определение тем более уместно потому, что в джиу-джитсу широко используют в качестве оружия любые предметы труда и быта. В частности, "классическими" его видами считаются "явара" (палочка длиной от 15 до 30,5 см), "дзё" (дубинка длиной примерно в один метр) и "бо" (шест длиной в 2-2,5 метра), а также "вэй" (веревка или пояс) и "танто" (обычный нож).

Следует учитывать, что кроме задач самообороны в узком смысле этого слова, служащим армии, полиции, органов госбезопасности, сотрудникам разведки и контрразведки, пограничникам, членам групп антитеррора нередко приходится не защищаться от нападения, а нападать самим. Поэтому используемые ими системы джиу-джитсу включают приемы шокового, травматического и смертельного воздействия, а также использование "военного" оружия - штыка, приклада или ствола автомата (винтовки), саперной лопатки, рукояти пистолета, корпуса гранаты и т.д.

Ведущую роль в современном джиу-джитсу по-прежнему играют семейные школы японского происхождения. Известно около 50 таких школ, филиалы которых разбросаны по всему миру. Среди них 5-6 крупных (самая большая - Хакко-рю), но большинство мелких. Однако в последние 20 лет в разных странах (в США, Франции, странах СНГ и других) стали появляться одна за другой школы боевых искусств, которые формально никак не связаны с традиционными японскими школами, хотя фактически они представляют собой современное джиу-джитсу. Надо отметить, что уставы международных организаций джиу-джитсу разрешают любой школе включать в программу тренинга те элементы техники, которые характерны для традиций рукопашного боя той или иной страны. Можно сказать поэтому, что техника джиу-джитсу включает в себя все известные приемы боя. Различия между школами заключаются в том, какие группы приемов в них преобладают. Одни делают упор на болевые приемы, другие - на броски через бедро или корпус, третьи - на тычковые или рубящие удары по точкам, но в любой школе, помимо ее "основной" техники, изучают и другие способы самозащиты. Объединяет различные школы джиу-джитсу - то, что джиу-джитсу по своей сути не может быть спортом, и то, что в нем всегда на первом месте стоит так называемый метод уступчивости, ложной податливости.

Процесс обучения

По традиции, процесс обучения искусству джиу-джитсу состоял из трех этапов. На первом этапе происходил прием ученика в школу, который осуществлялся только по рекомендации и после прохождения ряда испытаний. На втором этапе происходило изучение базовой техники, которое состояло из каждодневных многочасовых отработок различных приемов, движений и связок. Если ученик проявлял способности, то на третьем этапе его посвящали в так называемую глубокую технику. Данная система, подразумевающая терпеливую и продолжительную работу, до сих пор практикуется во многих школах боевых искусств.

Такая система имела рациональное зерно, поэтому до сегодняшнего дня практикуется в некоторых традиционных школах. Суть ее в том, что упражняющиеся должны привыкнуть к терпеливой и продолжительной работе над приемами, что, по мнению азиатов, является ключом к последующим более сложным приемам. Надежда на то, что в один прекрасный день можно будет узнать секретные приемы, является хорошей мотивацией.

Джиу джитсу в переводе с японского языка дословно означает «мягкое искусство» и представляет собой систему подготовки воина разработка которой началась в Японии в эпоху феодализма и продолжается до сих пор. Эта система создавалась многими поколениями мастеров для ближнего боя и пройдя через века она теперь считается системой не имеющей себе равных. О создании джиу джитсу и о мастерах этого боевого искусства существуют множество легенд и сказаний. Первым упоминанием о джиу джитсу многие авторы и историки считают описанную в начале 8-го века в «Книге старинных вещей» битву между двумя, славящимися огромной силой божествами Синто Такэ-ми-наката-но-ками и Такэ-ми-кадзути-но-ками . Такэ-ми-кадзути, использовав тайные методы энергетического воздействия, одержал убедительную победу, сломав запястье своего противника и обратив его в бегство. Одна из версий о происхождении джиу джитсу говорит о мастерах китайского боевого искусства Цинна, которые приехав в Японию с целью проповедования буддизма или конфуцианства, поселились в монастырях и в миру и обучали своему искусству нескольких близких учеников. Следует заметить, что 72 класических приема Цинна очень напоминают техники японского джиу джитсу дошедшие до нас из глубины веков. Они включают в себя способы выполнения бросков, заломов и удушений, различные вариации которых существуют во многих школах традиционного самурайского джиу джитсу . Некоторые источники утверждают, что, соединившись с техникой, существовавшей в Японии с давних времен - Сумо (36 базовых техник которой практикуются до сих пор), китайские приемы Цинна послужили базой для создания некоторых школ джиу джитсу .

Наиболее известная версия происхождения джиу джитсу говорит о японском враче Акаяма Широбеи, изучавшем в Китае медицину и боевое искусство, который, вернувшись на родину и размышляя зимой в своем саду, увидел, как тонкая ветка, прогнувшись под тяжестью снега, сбрасывает его с себя, тогда, как более толстые ветви ломаются под его весом. «Поддаться, чтобы победить!» - воскликнул врач, приняв этот принцип за основу своей школы Йошин рю . Уединившись на несколько лет, он разработал комплекс приемов, получивший в последствии название Ероикумиучи, буквально «боевые защищающие латы» . Название это менялось много раз на протяжении веков и было известно как Явара, Коси но мавари, Когусоку и другие. Через несколько сотен лет различные японские школы рукопашного боя, использующие принцип мягкости в своих приемах стали называться джиу джитсу . Многие прикладные техники этого самурайского боевого искусства отошли в прошлое, т.к. их применение определялось тяжелым боевым доспехом самурая, однако джиу джитсу продолжало развиваться и идти в ногу со временем.

Исторические хроники описывают множество случаев демонстрирующих действенность приемов джиу джитсу выполняемых мастерами. Известно, что практически все школы боевого искусства специализирующиеся на обучении воинов фехтованию на мечах и приемам боя с другими видами холодного оружия имели в своем арсенале технические действия, относящиеся к безоружному бою. Таких школ было великое множество т.к. в подготовке самурая искусству владения мечом уделяли первостепенное внимание. Кроме того, почти все школы такого рода предлагали целый арсенал технических действий с другими видами оружия включая и «нестандартные» формы.

При использовании оружия гибкость, ловкость и сила имели огромное значение. Поэтому умение использовать эти качества рассматривалось как отдельное искусство. В последствии обучение владению своим телом привело к популяризации джиу джитсу как отдельного боевого искусства, которое в свою очередь стало включать в себя техники боя с оружием.

Одним из наиболее ярких случаев применения приемов джиу джитсу описанных в исторических хрониках средневековья стал пример использования против выдающегося политика и военоначальника Токугава Иэясу техники «меч не меча» известнейшим мастером фехтования, основателем школы Ягю Синкагэ - Ягю Мунэеси. На одной из демонстраций, находящийся уже в пожилом возрасте великий мастер голыми руками обезоружил несколько лучших воинов Иэясу атакующих его мечами в полную силу. В конце выступления сразиться с мастером решил сам сегун: «Иэясу поднял меч высоко над головой и с силой ударил, намереваясь рассечь голову Мунэеси. Но в последний момент Мунэеси вывернулся и отвел удар, захватив рукоять меча. В следующее же мгновение меч полетел по воздуху. Держа Иэясу левой рукой (любой другой, менее знатный человек был бы брошен наземь), Мунэеси слегка ударил его кулаком правой руки в грудь. Иэясу пошатнулся. Нахмурившись, он произнес: «Я восхищен! Вы победили». (Сугавара).

Не менее ярким видится и развитие этого вида искусства продемонстрированное следующим носителем традиции той же школы мастером Ягю Мунэнори некоторое время спустя, против сегуна Токугава Иэмицу, который пожелал проверить умение своего учителя фехтования: «Войдя на аудиенцию к сегуну, Мунэнори сел и положил ладони на татами, как делали все вассалы, выказывая тем самым свое почтение господину. Внезапно Иэмицу схватил копье и попытался ударить ничего не подозревающего Мунэнори - и с удивлением обнаружил себя распростертым на полу! Мунэнори почувствовал намерение сегуна еще до того, как тот сделал первое движение, и сбил его с ног, когда он собирался нанести удар». (Сугавара).

Традиционные школы джиу джитсу активно использовали броски, болевые и удушающие приемы и ударную технику. Удары наносились в биологически активные точки, нервные окончания и суставы концами или фалангами пальцев, разными частями ладони, локтем, коленом и ступней. Известным случаем применения ударной техники в классическом джиу джитсу является описанный в исторических хрониках поединок основателя школы Тэнсин синье рю джиу джитсу мастера Исо Матаэмона одновременно почти с сотней противников, который произошел в провинции Оми в первой половине 19 века. Исо Матаэмон с помощью единственного ученика уложил более 40 человек голыми руками и разогнал остальных. Считается, что в этом поединке мастер пережил мистическое озарение и осознал принципы эффективного использования атэми - ударной техники поражения уязвимых точек. Этот раздел стал визитной карточкой созданной им школы, которая включала также приемы школ Ешин-рю и Син-но синдо рю. Интересно, что для соревновательной практики, в школе был разработан специальный раздел, включающий менее опасные броски. Реальная программа обучения включает в себя также болевые и удушающие приемы, воздействия на точки нажатием или ударом и способы реанимации с применением лекарственных трав для лечения последствий воздействия на болевые точки и других травм.

Некоторые школы джиу джитсу со временем были трансформированы, и военно-прикладной аспект был убран на второй план. Так появилось известное всему миру дзюдо, основателем которого стал мастер Кано Дзигоро. Созданное им искусство является синтезом Кито рю и Тэнсин синье рю джиу джитсу - традиционных школ боевой подготовки самураев, из которых убрали акцент на большинство опасных технических приемов, сохранив их, однако в виде ката. Косики но ката в дзюдо - является одной из базовых форм школы Кито рю, сохраненной в аттестационной программе дзюдо, как наиболее древний первоисточник. Классическое дзюдо включает в себя 8 базовых ката, среди которых есть и современная форма самообороны от безоружного и вооруженного противника - Кодокан гошин дзюцу но ката и древняя форма самозащиты, собранная из приемов, известных с 15 века - Кимэ но ката. В эти формы включены приемы искусства нанесения ударов, применение которых запрещено в соревновательном дзюдо и множество других опасных технических действий. Другим, завоевавшим огромное количество поклонников искусством стало айкидо родившееся из традиционного боевого метода самураев клана Такеда.

Основатель айкидо, О-сэнсэй Уесиба Морихеи известен, как мастер нескольких стилей традиционного джиу джитсу и школ поединка с холодным оружием. Современное айкидо представляет собой лишенную военно-прикладного акцента версию Дайто рю айки джиу джитсу , и основной задачей ставит развитие личности в духе гуманизма и гармонии.

В свою очередь, сформировавшееся в то же время и из тех же корней Хакко рю джиу джитсу является одной из эффективнейших школ реальной самообороны. Наряду с большим количеством боевой техники, направленной преимущественно на иммобилизацию противника болевым воздействием на суставы или на нервные центры, эта школа включает раздел шиацу, - точечного массажа применяемого в соответствии с током внутренней энергии по строго локализованным меридианам. Доскональное знание биологически активных точек и анатомии входящее в официальную аттестационную программу сделало эту школу боевого искусства одной из наиболее прогрессивных и популярных, как в Японии, так и в других странах.

В наше время, джиу джитсу развивается в трех основных направлениях: древней, неизменной форме, в виде трансформированных школ, сохранивших, тем не менее, классические методы и характеристики и в форме современных, сильно видоизмененных стилей. Сейчас сложно определить, какая версия происхождения джиу джитсу является истинной. Нужно просто признать, что это боевое искусство, в десятках вариаций дошедшее до нас из глубокой древности и опробованное в тысячах сражений, продолжает жить и развиваться в соответствии с изменениями, происходящими вокруг, сохраняя при этом корни и опираясь на более чем тысячелетний опыт. Так как настоящие воины, которыми были самураи, нуждались в абсолютно эффективной и максимально практичной технике боя, джиу джитсу выкристаллизовалось в совершенное боевое искусство , приемы которого стоят сейчас на вооружении множества спецслужб в различных странах мира.

Слово "дзю" означет "мягкий, гибкий, податливый". А слово "джитсу" — стиль, способ. Соответственно, само слово "джиу-джитсу" расшифровывается как "искусство мягкости". Когда мастеров этого искусства просят поведать, в чем состоит суть стиля, они хитро прищуриваются и рассказывают следующую стародавнюю историю: "Когда-то, давным-давно, на скалистом утёсе росли огромный дуб и стройная ива. Налетавшие порывы ветра штормили дуб, а ива сгибалась к земле и выпрямлялась обратно. И, однажды, мощный порыв бури сломил дуб, а ива склонилась до самой земли, и вновь выпрямилась. В этом и состоит подлинная суть и смысл джиу-джитсу. Когда нужно быть жёстким, следует быть жестким, когда же следует быть мягким и гибким — надо быть мягким и гибким".

Экскурс в историю

Не случайно поэтому первая школа джиу-джитсу называлась Ёсин-рю ("школа ивы"). Зародившись в древней Японии, это боевое искусство ныне представляет собой использование как навыков рукопашного боя, так и навыков владения холодным оружием. Сегодня искусство джиу-джитсу включает в себя множество направлений (например, "ёрои-кумиути" — рукопашный бой в полном вооружении и "коси-но-мавари" — техника и тактика ближнего боя). Немудрено, ведь формированию данного искусства предшествовала двухтысячелетняя история , на протяжении которой джиу-джитсу развивалось и совершенствовалось, обрастая всевозможными подстилями. Сегодня джиу-джитсу подразумевает различные комбинации шоковых ударов, множество захватов и бросков, а также владение кинжалами и ножами .

Именно многогранность джиу-джитсу послужило причиной, по которой это искусство непосредственно вскоре после освоения европейцами Японии начало своё победное шествие по мировым континентам. Парадоксально, но факт: навыками джиу-джитсу в начале XX века в своё время России владели офицеры царской армии и контрразведки. Что же говорить о современности? Если ранее техника джиу-джитсу была достаточно сложна для изучения, и потому была прерогативой высших слоёв общества, то сегодня это искусство доступно всем — в том числе и женщинам и детям.

Быть гибким

Каким образом стоит понимать пресловутую "мягкость"? Мастера джиу-джитсу объясняют это следующим образом. Сперва стоит поддаться натиску атак противника, а затем — обратить его силу против него самого. Ведь очевидно, что нанесение ударов по закованному в броню противнику неэффективно — поэтому особенностью джиу-джитсу традиционно считается техника бросков и заломов. Они позволяют мягко нейтрализовать противника, направив мощь атаки против самого атакующего . Именно поэтому для бойца дзюдзюцу не играет роли число противников, а также степень освещенности места — для энергии воли нет препятствий и преград .

Для того, чтобы овладеть навыками джиу-джитсу, требовались постоянные тренировки — мастера считали, что только закалённое тело способно стать обителью мудрости. Уже позднее этот принцип был распространён и на две школы, взращенные в колыбели джиу-джитсу — школы дзюдо и айкидо. Они обе впитали в себя фундаментальные принципы этого боевого искусства — сохранение ясности ума и формирование мужественного характера.

Возможно, именно поэтому джиу-джитсу было взято на вооружение спецслужбами мира. Оно позволяет предельно корректно нейтрализовать правонарушителей, не причиняя им излишнего физического вреда. Ведь именно так обстоят дела в природе: гибкая ветка ивы распрямляется после бури, а могучий дуб лежит поверженным .

, ,


Джиу-джитсу – это название серии японских боевых искусств, которые включают в себя технику работы с и без оружия. Джиу-джитсу – это искусство рукопашного боя, в основе которого лежит принцип «мягкой» и «податливой» техники движения.

Джиу-джитсу является одной из наиболее древних видов японской борьбы. Основное правило джиу-джитсу гласит: «не идти на прямое противостояние, чтобы победить» , оно учит уступать натиску противника, не сопротивляться и направлять его действия в нужную сторону, пока он не окажется в ловушке и обратит собственную силу в действия против самого себя. Принцип этого правила возник в связи с преданием о враче Сиробэй Акаяма. Однажды он заметил, что ветки больших деревьев ломались в бурю, а ветки ивы, поддавались силе, но затем, поднялись и уцелели. Его вдохновило это наблюдение, и позже, врач основал первую школу , назвав ее «Есин-рю», что в переводе означает «школа ивы».

Философские основы

За всю свою жизнь человек строит 4 основные стены – духовность, знания и работа, социальный аспект, то есть общение с окружающими, здоровье. Считается, что если крушится одна из этих стен, жизнь человека тоже может рухнуть как карточный домик. Именно поэтому важно начинать формирование этих четырех составляющих с самого детства, чтобы до того момента, как ребенок выйдет во взрослую жизнь с надежной опорой, крепостью с прочным фундаментом. Занятие таким видом единоборства формирует в человека стойкость, мужественность и совершенствует все лучшие человеческие качества.

Основные особенности

Техника борьбы джиу-джитсу развивалась среди самураев Японии, как один из методов поражения одоспешенного и вооруженного противника, не используя при этом оружие. Поскольку нанесение ударов человеку в доспехах было совсем не эффективным, то наиболее действенным способом оказалась нейтрализация атакующего с помощью заломов и бросков. Такая техника была разработана с помощью принципов использования энергии врага против его самого, что является более предпочтительным, нежели прямое противостояние.

Искусство борьбы джиу-джитсу редко практиковалось в тех слоях населения, которые не имели права на ношение оружия, поскольку такая техника достаточно сложна в изучении, и не выходила за рамки специальных школ (рю).

Джиу-джитсу юцу часто практиковалось в армии, где изучали технику борьбы. Кроме того, такой вид борьбы входил в состав предметов тех школ, где обучались борьбе без оружия в доспехах, и без них. Здесь практиковалось фехтование, включая , а в некоторых закрытых школах и верховая езда, стрельба из лука и плавание.

Наиболее широкую популярность такой вид борьбы получил в эпоху , когда после многих войн и смут, страна наконец-то достигла продолжительного мира. Тогда количество подобных школ возрастало и насчитывало более 700. Основными отличиями между всеми этими школами стали постановка дыхания, преобладание специальных приемов и базовых стоек.

Возникло множество разновидностей борьбы джиу-джитсу, что и приводит к такому многообразию подходов к его изучению. Кроме указанной отличающей техники борьбы, каждая школа обучала работе с оружием. Важно также отметить то, что в разных школах техника джиу-джитсу имела разные названия: «явара», «хакуда», «торидэ», «когусоку», «тайдзюцу» и даже «дзюдо» .

Техника джиу-джитсу объединяет как удары, удушения, заломы, броски, так и болевые приемы и воздействие на болевые точки. Но главная цель всех разновидностей этого единоборства было и остается - эффективное поражение атакующего, с помощью самозащиты.

Традиционные и современные школы

Несмотря на то, что в школах существовали значительные различия, общих черт в их программе обучения все же больше. Впоследствии, именно это и дало возможность создать такие универсальные системы единоборств как и .

В основе айкидо лежит техника одной из школ джиу-джитсу, а именно айки-дзюдзюцу у мастера Такэда Сокаку . Программой такой школы предусматривается не только техника джиу-джитсу, но и айки-джитсу . В основу айкидо вошли именно принципы техники борьбы джиу-джитсу.

Важно отметить, что еще в IХ веке, Акаяма Сиробэй - японский придворный врач, посетив Китай и изучив там значительный опыт китайской техники ушу, смог систематизировать все известные в то время приемы борьбы и создать единую систему с собственными принципами и методами. После представления императору лучших базовых приемов, была сознана первая школа по изучению джиу-джитсу.

Так, традиционными школами считаются те, которые в течение многих поколений мастеров существенно не менялись и были признаны культурно-историческим наследием в Японии. Обучение техники джиу-джитсу базируется на формальных упражнениях, под названием ката , а также на различных формах реализации этих приемов, также известных как рандори . Изучая борьбу без применения оружия против вооруженного противника, борьбу в доспехах, а также фехтование с доспехами и без доспехов, ученики такой школы имели самый большой опыт в борьбе с любым соперником.

Новые, современные школы создались на основе классических. Целями их создания стали: создание спортивных направлений, приспособление для современных ситуаций самообороны, создание специализированных направлений, к примеру полицейских.

Джиу-джитсу – это старинное искусство боя, родом из Японии. В переводе – «мягкое искусство». В Википедии называют «искусством мягкости». Это общее наименование, используемое для боевых единоборств Японии, которые содержат технику боя без оружия или с его применением. Это техника рукопашного боя, главным его принципом считается «мягкая», «податливая» работа. Основное правило – «не идти на противостояние, чтобы одержать победу», не противиться, а уступить противнику, обращая его воздействия в необходимую сторону, пока он не попадет в ловушку, и тогда направить усилия и действия врага против него.

История возникновения

В своей жизни человек создает и закрепляет четыре стены каркаса крепости , это:

  • здоровье;
  • духовность;
  • познания;
  • деятельность.

В результате краха одной из четырех стен жизнь сможет обвалиться, подобно карточному дому. Этим стоит заниматься с детского возраста. Необходимо, чтобы повзрослевший ребенок владел надежной опорой и «крепостью» с крепким фундаментом. Такие приемы должны вырабатывать выносливый, смелый характер, улучшать наилучшие качества человека.

Основы джиу-джитсу берут свое начало с середины 16 века. Хисамори Такэноути , правитель провинции Мимасака, соединил разные боевые искусства, какие применялись в сложных обстоятельствах, когда оружие было неэффективно. Он стал основателем и истории тактики ведения боя. В отличие от китайских и корейских боевых единоборств, где все сосредоточено на технике удара, технике рукопашного боя основывались на бросках, блокировании и удушье, потому что эта техника не работает против снаряжений.

Отдельные приемы борьбы хорошо применяли сворачивание и атаки большому оружию мечу и копью, с помощью кинжалов и прочего оружия. В 17 веке оружие и снаряжения превращались в домашние декорации, таким образом, рукопашные бои преуспевали как приемы самозащиты, и были сформированы новейшие техники с учетом не вооружённости врага. Послы из Китая привезли в Японию свое боевое искусство ушу, и разные техники удара были введены в джиу-джитсу.

Постепенно число техник удара сокращалось, потому что такие методики стали менее результативны и расходовали максимум энергии, интенсивные удары ногами и руками. Эти действия были нацелены в жизненно необходимые точки акупунктуры и жизненно необходимые области выше плеча, раскрытые в методике джиу-джитсу. В практику вошли свободные единоборства рандори.

Основы техники борьбы

Развитие методик джиу-джитсу происходило в окружении самураев как способ сразить вооруженного пешего недруга, не используя оружие . Это болевые приемы на кости тела, сустав и опрокидывания.

Важнейшим пунктом является применение техники ударом, предназначающейся для остановки конкурента, который пребывает в состоянии болевого шока, подготовить время для броска, вывести его из равновесия и совершить болевой либо удушающий маневр.

Правила

У всякого вида боевого искусства имеются собственные правила. Для единоборств используют площадки, покрытые татами либо прочими материалами, самые маленькие габариты которой не менее 8х8 м. Эту территорию разделяют на две зоны: рабочую (6х6 м) и опасную (не менее 2 м). Разных цветов площадки. Сражение в 3 минуты, проходит в рабочей области. Дозволено правилами наносить удары руками, так и ногами по телу, а также в голову конкурента. Разрешено использование болевых и удушающих методов только в партере и стойке.

Приемы

Удары не так красивы, как в карате или тхэквондо, нет зрелищных ударов ногами в прыжках и с разворота. Разрешено нанесение ударов в партере , и локтями. Способов захвата и болевого воздействия на кисть руки имеется 32 вида. А еще заломы пальцев, суставов рук и ног, действие на позвоночник и на акупунктурные точки, а еще множество удушающих приемов. Бросковая техника изобилует массой приемов. Она избрана как основа у таких видов борьбы, как самбо, айкидо , рукопашный бой.

Степень мастерства

Требования стандартов для аттестации на степень мастерства пояса различаются между всеми школами, но в основном применяют способы установления опыта спортсмена и его уровня:

  • обладание методикой, которое они обязаны продемонстрировать;
  • уровень мастерства в спарринге и на состязании.

Обладание приемами и техниками оценивается с числа приёмов, которые спортсмен способен исполнить, а также степени опыта, с которым он исполняет их на поединке. Обучающиеся награждаются за адаптацию приёмов к различным факторам. Решающая мера это способность осуществить приём благополучно, а не в строгом техническом соответствии. Поединки, конечно, исполняют существенную роль в разделении обучающихся бразильскому виду. Разрешают учителю установить степень мастерства спортсмена против соперника из другой школы. Выступление на пояс может быть выполнено следом за победой на состязании.

Высокий уровень состязаний среди школ его значимость для получения пояса считаются основным фактором , который мешает уменьшению стандартов и способности просто купить пояс. Педагоги могут учесть поведение потенциального обладателя пояса вне стен школы и отказать ему в выдаче, если он выражает противоречащие наклонности.

У отдельных школ может быть типовое анкетирование, тестирование. Могут включать устную или письменную сдачу экзаменов. Допустимо применение прочей системы многоцветных поясов до синего цвета, но на состязаниях применяется единственный стандарт разделения поясов. Имеются наименьшие требования к возрасту. К примеру, синий пояс не выдадут человеку, младше шестнадцатилетнего возраста.

Для получения черного пояса, ученик обязан быть не младше 19 лет, соответственно регламентирующей документации Федерации бразильского джиу-джитсу. Полосы на синем поясе Отдельные заведения применяют систему полос, чтобы установить повышения мастерства ученика в границах пояса. По усмотрению педагога, полосы могут выдаваться какому угодно поясу меньше чёрного цвета. Занимающиеся с чёрным поясом могут обретать мастерство - дан.

Уровни владения техниками

  • 1 дан. Не способен результативно обучать студентов, а только помогать в занятиях.
  • 2 дан. Спортсмен может квалифицированно проводить занятия в группах для новичков. Способность использования боевых техник на большой скорости.
  • 3 дан. Мастер на высшем уровне владеет базовыми техниками и техниками комбинирования и контрприемов и может использовать ее в разных ситуациях с большой силой и скоростью, а также владеет тактическими приемами.
  • 4 дан. Это уровень технического совершенства во владении базовыми принципами. Возможность преподавать увеличивается.
  • 5 дан. Позволяет пройти курс обучения на «ренши», что определяет обладателя этого титула, как эксперта.
  • 6 дан. В технический арсенал входит множество способов точечного воздействия. Для этого используются знания об анатомии и физиологии тела и знание его энергетических каналов и биологически активных точек.
  • 7 дан. Боевой аспект полностью достигнут.
  • 8 дан. Адепт надевает красный пояс с золотой полосой в центре, характеризующий внутреннее наполнение.

Обучение технике

Раньше это искусство нечасто встречалось в низших слоях народонаселения, которые не были обладателями права носить оружие. Сегодня постичь его проще, достаточно посмотреть видеоурок. Основным принципом служит устремление силы противника против него самого . Борец не сопротивляется силе, а направляет её в нужное русло. Бразильская техника возникла благодаря известному Митсуйо Маэде, который странствовал, продвигая направление дзюдо.

В Бразилии он принялся обучать людей методике и приемам борьбы. Его воспитанник организовал собственную школу, которая развивалась, модифицировалась техника единоборства, улучшались приемы, так возник новейший стиль, который зовут бразильское джиу-джитсу. Имена российских спортсменов популярны в том числе за границей.



  • Разделы сайта