Боюсь ли я ада

К сожалению ваш браузер не поддреживает (либо работает с отключенной) технологией JavaScript, что не позволит вам использовать функции, которые критичны для правильной работы нашего сайта.

Включите, пожалуйста, поддержку JavaScript если она была отключена или используйте современный браузер если ваш текущий браузер не поддерживает JavaScript.

Глава 11.
Я не боюсь ада

Каждый раз, когда проповедник говорил об аде, по спине у меня пробегали мурашки. Одно упоминание этого слова пугало меня. Да и сейчас слово «Ад» вызывает у меня живые и далеко не приятные воспоминания.

В Северной Дакоте стояла прекрасная осенняя погода. Трава в степи была такая роскошная и высокая, что я, здоровый пятилетний крепыш, едва виднелся из нее. Степь простиралась на много миль вдаль и прерывалась только свежевспаханным полем и одиноким нашим фермерским домиком с небольшим садом из чахлых яблонь. Вдоль берега реки Джеме простиралась дикая, холмистая местность, по которой никогда не проходил плуг.

Мой отец пахал на расстоянии приблизительно одной мили от дома, пользуясь упряжкой пяти дедушкиных лошадей. Я заметил, когда он заканчивал работу, и часто выходил ему навстречу. Он подхватывал меня и сажал верхом на одну из лошадей, чтобы я покатался.

Помню, как с гордостью как-то сказал матери: «Я не упал с лошади, я просто держался за лошадиные перья». Я был слишком мал и не знал, как называется грива.

Однажды я вышел из дому немного раньше и шел по направлению к нашему полю, с трудом пробираясь среди высокой степной травы. Вдруг я услышал топот приближающихся лошадей. Земля гудела под копытами. Они, как безумные, мчались прямо на меня. Потом я увидел отца. Он стоял на плуге и хлестал лошадей кнутом, чтобы они бежали еще быстрее. Я так испугался, что застыл на одном месте. Лошади, увидев меня, шарахнулись в сторону, но отец, заметив шапку моих золотистых волос, промчался мимо. Я не мог понять, что происходило.

Как зачарованный я наблюдал, как он повернул лошадей, и, сделав большой круг, перевернул плуг и вонзил его в землю. Заставив лошадей бежать быстрой рысью, он сделал три двойных борозды вокруг меня. Затем он остановил лошадей и поджег траву внутри образовавшегося кольца. Он держал меня на руках, пока внутри не сгорела вся трава. Затем, начертив маленький круг в середине выжженного пространства, отец поставил меня туда.

Оставайся здесь пока я не вернусь, - сказал он.

Все это случилось так быстро, что я едва отдавал себе отчет в том, что происходит. Отец прыгнул на плуг, взмахнул кнутом и его высокая, худая фигура исчезла. Я остался один.

Я не знал, а папа не успел мне сказать, что степь горит, и пламя быстро приближается к нашему дому. Отец торопился, чтобы вспахать черную, рыхлую землю между пожаром и нашей фермой. Когда он увидел меня, своего старшего сына, предмет его гордости и радости, одного среди горящей степи, его охватил такой ужас, что он чуть было не свалился с плуга. Он не мог взять меня с собой - ведь вся наша семья находилась в гораздо большей опасности. Его единственная надежда была в том, что я не сдвинусь с места и выполню его приказ.

Не совсем охотно я остался внутри своего круга. Мой отец - норвежец, он был сторонником воспитания детей в строгости и дисциплине. Мы, дети, были научены послушанию.

Ничего не зная о грозящей мне опасности, я удивлялся, что так много маленьких животных выползало из травы и собиралось на моей выжженной лужайке. Там были суслики и мыши, змеи и птицы. Вышел и койот, пристально посмотрел на меня и прошел мимо. Его шерсть сильно обгорела, и он, как мне казалось, просил помощи.

Вскоре я почувствовал дым. Воздух накалился, стало трудно дышать. Потом я увидел приближающийся огонь. Пламя поднималось высоко, чуть ли ни к небу. Пожар гудел, как товарный поезд. Мне хотелось убежать, но я вспомнил, что сказал мне папа. Я пытался зарыться в землю, но почва оказалась слишком плотной и грубой.

Языки пламени, подобно гигантским рукам, простирались ко мне. Одежда на мне начала гореть, волосы были опалены. Я катался по земле, визжал и царапал ногтями землю. Потом я вдруг почувствовал, как загудела почва под тяжелыми ударами копыт, и понял, что отец едет за мной. Из того, что произошло после этого, я хорошо помню только одно: я очутился в его объятиях.

Отец спас наш дом от пожара. Ему помогли соседи, они приехали за несколько миль с бочками воды, метлами и одеялами, лошадьми и плугами. Тогда он повернул свою усталую упряжку, неистово хлестал лошадей, загоняя их до пены, только чтобы добраться ко мне прежде, чем дойдет пламя. Он боялся, что уже опоздал, и поэтому в отчаянии гнал своих испуганных лошадей через огненную стену прямо в обведенный для меня круг. И он нашел меня там, где оставил.

После этого я часто просыпался по ночам от страшных кошмаров, крича и отбиваясь от приснившейся мне опасности. Тогда отец обнимал меня и брал к себе на кровать, и я спокойно засыпал рядом с ним. Его любовь и забота успокаивали меня.

Наш Бог подобен любящему отцу; Он не приготовил для Своих детей ада. Я нашел в Библии следующий текст, который дал мне новое понимание отношения Бога к людям:

«Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его». (Матф. 25, 41).

Если огонь был приготовлен для дьявола и его ангелов, то ад вовсе не является местом, где распоряжается дьявол, где он наслаждается тем, что бросает грешников в огонь; это место, где дьявол сам однажды будет сожжен. Но почему, спрашивается, люди попадут туда? Меня это сильно смущало, и я принялся искать ответа в Библии. И чем больше я исследовал Св. Писание, тем больше я убеждался, что Бог настолько любит всех людей, что не желает, «чтобы кто погиб». (2 Петр. 3, 9).

Грех означает несогласие с Богом, с Его праведностью. Грех - это болезнь, подобная неизлечимой язве, которая должна быть уничтожена прежде, чем мир может быть очищен. Начало греху положил дьявол. (Иез. 28, 15). Затем грех распространился на некоторых ангелов. (Откр. 12, 7-9). Человек впервые познакомился с ним в саду Эдемском. Грех - это эгоизм, который ведет к восстанию против совершенной любви и праведности Божьей.

На Голгофском кресте Иисус, Сын Божий, Творец всего мира принес Себя в жертву за грехи мира. Он открыл путь для всех, желающих быть послушными Ему и идти по пути, который Он проложил. Это единственный путь, на котором можно избежать гибели. Я на собственном опыте понял, что это значит. Мой отец видел приближающуюся опасность и приготовил для меня безопасное место. Но я был в безопасности только при одном условии - полного послушания. Я сгорел бы в огне, если бы не остался в своем кругу. Мой отец сделал все, что мог, чтобы оградить меня, но я сам мог решить, что мне делать: послушаться отца и остаться в живых, или же не послушаться и погибнуть.

Во дни Ноя таким безопасным местом был ковчег. Кто повиновался слову Господа и вошел в ковчег, тот был в безопасности; а кто не послушался и отверг Его приглашение, тот погиб. Бог приготовил безопасное место для всех, кто признает Его, как своего Спасителя.

Я не мог найти ни одного текста в Библии, где бы говорилось о горящем аде в настоящее время. Библия учит, что прийдет момент - и грех будет окончательно уничтожен, когда во всеистребляющем огне земля и все дела на ней сгорят.

Нам дано право выбора между вечной жизнью и окончательной гибелью. Ни в Царстве Небесном, ни в озере огненном не будет ни одной души, которую бы силою заставили оказаться в том или другом месте. Каждый получит лишь то, что он заслужил при жизни, что он сам избрал своим поведением: награду или наказание. Любящие Иисуса и желающие быть в Его присутствии в вечности получат именно то, что они избрали. Грешников же Бог не станет наказывать тем, что заставит их насильно жить в раю - они сами избрали себе иной путь.

В результате греха и восстания против Бога, жизнь в этом мире превратилась в сплошной кошмар. На нас со всех сторон наступают силы зла. Но через Иисуса Христа любящий Небесный Отец приготовил для нас надежное место. И пока мы послушны Ему и следуем Его советам, подсказанным любовью, мы в безопасности.

Я больше не страшусь. Доверие наполняет мою душу. Настанет день, когда я проснусь в объятиях Небесного Отца с сознанием, что страшный кошмар греха прошел безвозвратно. Даже когда небо и земля убегут от лица Бога (Откр. 20, 11), народ Божий будет иметь место убежища в Его святом городе и будет спокойно ждать, пока Бог приготовит для него новое небо и новую землю, «на которых обитает правда». (2 Петр. 3, 13).

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мой вопрос будет касаться различных религий и внутренних переживаний, связанных с этим. Не знаю, почему, но сколько себя помню, меня всегда интересовала тема Бога. Семья никогда не придерживалась строгих религиозных взглядов. Мама, может быть, ходила в церковь раз в несколько лет. Папа вообще нет. Но всех детей крестили. Тем не менее сам я успел побыть и христианином (регулярно ходил в церковь, пытался поститься и т.д.), и атеистом. Интересовался философией буддизма, но никогда не принимал идей, содержащихся в этом учении. Так в конце концов на много лет я пришёл к агностицизму. Я допускаю как возможность того, что Бог есть, так и возможность того, что Бога нет. Когда я говорю о Боге, то подразумеваю любого Бога, Творца: любой конфессии или вообще такого, о котором не говорится ни в одной из конфессий. Это может быть, например, нематериальное духовное существо (существа). Также может быть верна, например, теория панспермии: что инопланетяне создали нас. Мне кажется, на данном этапе развития мы не обладаем достаточной информации, чтобы однозначно что-либо утверждать. Всё бы хорошо, но меня постоянно мучает страх попасть в ад. Многие мои принципы идут в разрез, к примеру, с тем же христианским учением. Я считаю, что ложь - это далеко не всегда плохо. Бывает ложь во спасение; ложь, чтобы не обидеть другого человека и т.д. Я никогда не соглашался с тем, чтобы подставить левую щёку, если ударили в правую: каждый должен бороться за себя. И вообще мне претит догматизм любой религии. Догмы, принятие которых требуется церковью. В принципе вызывает отвращение некая рабская психология христианства, требующая от верующего превратиться в некое жертвенное животное. Прошу прощения, если это богохульство, но я действительно так думаю и всё это возмущает меня. Но поскольку я придерживаюсь агностических взглядов, то возникает естественный вопрос: а что, если христианский Бог действительно существует, и я попаду в ад? Или какой-либо иной Бог сходной религии? Этот вопрос регулярно возникает у меня в голове. Я не испытываю особо сильной тревоги или дискомфорта, но сам вопрос постоянно требует ответа. Он напоминает неприятно ноющую занозу. Этот вопрос требует от меня пересмотреть своё отношение к религии. Но тогда я понимаю, что даже если и приму ту или иную веру, то только из-за страха попасть в ад. Ну, и какая же тогда это вера? Это только какая-то попытка плутовства, глупость какая-то... А так, чтобы именно принять те или иные догматы и поверить в них... я думаю, что этого у меня уже никогда не получится сделать. И соответственно этот вопрос постоянно меня мучает: что, если я попаду в ад? Донимает уже около года. Периодически я о нём забываю. Но, например, через месяц могу вспомнить и снова начать периодически думать над этим. Как всё-таки ответить себе на этот вопрос, как уменьшить беспокойство, как вообще быть в такой ситуации?

На вопрос отвечает психолог Прохорова Екатерина Викторовна.

Здравствуйте, Дмитрий.

Ваш вопрос очень глубокий, и вся тема о Боге состоит из множества вопросов. Это не совсем вопрос психологу, но я постараюсь Вам ответить, то как я это вижу.

Дмитрий, думаю, я не ошибаюсь, если скажу, что каждый из нас когда-либо задумывался о том, что бывает после смерти, существует ли рай и ад, есть ли у нас душа и что с ней происходит после того, как физическое тело умирает. И ответы на эти вопросы можно искать всю жизнь, и так и не найти правильного. В каждой из религий есть свои варианты устройства мира на земле, свои правила, свои ритуалы и традиции. И, конечно,появляется вопрос, почему мы люди, подобные другу другу, живем по абсолютно разным правилам и верим в абсолютно разное, в зависимости от религии. Порой настолько разное, что одно противоречит другому. Почему буддисты живут не спеша и не суетясь, зная что это лишь одна из их жизней, и торопиться некуда, тогда как рядом с ними христиане стараются уместить как можно больше в своей жизни и везде успеть. И таких противоречий очень много.

Дмитрий, найти истину - это путь, который проходит каждый из нас по-своему, слушая свое сердце. И тот страх попасть в ад, Вы, я думаю, и сами знаете, откуда появился. В этом страхе воспитываемся мы с детства, когда нас маленькими приводят в храм и принимают за нас решение о том, какой религии мы будем принадлежать. А дальше мы стараемся быть послушными, ведь нам говорили, что только послушные дети после смерти в старости могут попасть в рай. Отсюда и страх, что если я что-то делаю не по правилам, меня накажут и отправят в ад.

Сергей Худиев

Время от времени я читаю, как атеисты заявляют, что «могут быть нравственными людьми и без страха перед адом». При этом подразумевается, что для христиан мотив вести себя хорошо - именно страх перед огнем неугасимым, уготованным диаволу и ангелам его. На самом деле это не так - а как именно, мы сейчас и поговорим.

Итак, есть определенное карикатурное представление о христианской жизни. Согласно ему, Бог внимательно присматривает за тобой и обязательно накажет, если сделаешь что-то не то. Впрочем, ты в любом случае сделаешь что-то не то, поэтому ад тебе гарантирован. Вот и ходи пришибленный в ожидании небесной кары и делай все, что велит Церковь, в надежде (по всей вероятности, тщетной) как-то отвертеться.

Некоторые внешние именно так и представляют себе христианскую этику, хуже того, иногда это встречается и среди верующих людей - хотя скорее редко, человек с таким нездоровым типом религиозности либо меняет его на более здоровый, либо уходит, поскольку долго так не получится.

Христиане - это люди, которые искуплены от ада.

Церковь - это ковчег спасения, и на борту вам нечего бояться - разве что возможности упасть за борт.

Если неправда будет допущена в рай

Но, чтобы прояснить это, нам придется коротко напомнить о том, что такое гибель и спасение. Люди сотворены Богом для того, чтобы разделить Его вечную жизнь и вечную радость, но отпали от Бога в грех. Грех, противление воле Божией, является источником всех человеческих несчастий - от распавшихся браков до мировых войн. Причем грех - это не просто отдельные эгоистические, жестокие или безответственные поступки, это глубокая порча, которая себя в этих поступках выражает. Мы, христиане (как и большинство культур в мире) верим, что человеческая личность продолжает существовать после физической смерти. Это, само по себе, очень хорошо и утешительно - потому что мы созданы для вечного счастья.

Но это также означает, что грех делает нас несчастными не только в этой жизни - но и за ее пределами. Он отторгает нас от Бога «во тьму внешнюю». Он, грех, оставляет нас за воротами Небесного Иерусалима. Как говорится в последней книге Библии, «блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами. А вне – псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр. 22:14,15).

Это звучит чрезвычайно пугающе - и здесь, и в других местах Писания - и в наши дни часто вызывает протесты. Бог, раз Он есть Бог любви, должен всех пустить в Небесный Град! Проблема в том, что рай, в который свободно допущены грешники, тут же перестанет быть раем. Люди с большим успехом устраивают себе (и друг другу) ад на земле. И если они не переменятся самым глубоким образом, они устроят ад везде, где появятся.

Если неверность Богу (чародеи и идолослужители), эгоистическое стремление использовать других ради самоублажения (любодеи), ненависть и стремление причинять страдания (убийцы), да и вообще любая неправда будет допущена в рай - он перестанет быть раем. Вы точно не захотите в такой рай попасть - потому, что это, на самом деле, и будет ад.

Дело не в нехватке милости у Бога - Его милость безмерна, а том, что грешника можно избавить от ада, только глубоко изменив.

Он не попадет в рай, если просто открыть перед ним ворота. Он принесет ад с собой. Поэтому ворота будут закрыты. Открывать их перед адом - аду не поможет, а рай погубит.

Даже бесконечная милость Божия не может сделать так, чтобы рай наполнился нераскаянными злодеями - и остался раем.

Бог доведет дело нашего спасения до конца

Поэтому Бог делает нечто другое. Он приходит в наш мир в лице человека, Иисуса из Назарета. Через Свою смерть и Воскресение Господь Иисус дарует нам искупление грехов и новую жизнь, в которую мы входим покаянием и верой. Он создает Церковь, которая преподает верующим установленные Им Таинства.

Через Церковь людей достигает Его прощение и Его благодать - сверхъестественная помощь, которая меняет их изнутри, постепенно превращая из адских - в райских жителей. Это долгий и трудный процесс, в разных людях он происходит по-разному - в великих святых мы уже видим отчетливое присутствие рая, в обычных верующих - пока просто исправление жизни и разрыв с грубыми грехами. Окончательно избавлены от греха мы будем только за порогом этой жизни.

Но Священное Писание обещает, что взявшись за нас, Бог доведет дело нашего спасения до конца. Мы можем на Него полагаться. Поэтому переживание христианской веры - это переживание ошеломляющей милости и благодати. Бог находит и спасает глубоко заблудившихся и испорченных людей, и делает это из чистой, незаслуженной милости. Как говорит апостол Павел, «ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга».

Этика Нового Завета - это не этика страха

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:3-7).

То есть христианин думает не «какая беда, сейчас я сделаю что-то не так и Бог отправит меня в огонь неугасимый», а «какая великая радость и утешение, что Бог перехватил меня по дороге в ад, простил, принял и теперь ведет меня в рай».

Этика Нового Завета - это не этика страха. Это этика преданности и благодарности. Как говорит Спаситель, «если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Христос искупил нас и сделал нас подданными Своего Царства. Мы граждане небесного Иерусалима и должны вести себя, исходя из этого факта. Как говорит апостол Павел, «итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы» (Кол. 3:12,13). Христиане должны вести себя как люди, которым уготован рай - потому что он им действительно уготован.

Да, иногда полезно испугаться - когда человек находится в сильной опасности свалиться за борт. Скрывать и того не будем, что если вы за бортом - вам необходимо как можно скорее взойти на борт. Но христианская жизнь не строится - и не может строиться - на страхе перед адом.



  • Разделы сайта